Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации
![Диссертация: Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации](https://westud.ru/work/5008288/cover.png)
Диссертация
Педагогическим средством формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника выступает ценностная проблемная ситуация, в которой старшеклассником переживается духовно-нравственная коллизия, выражается ценностное отношение к духовно-нравственным качествам личности, проявляются и обогащаются личностные функции духовности, смыслотворчества, рефлексии, автономности, ответственности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
- 1. 1. Духовно-нравственное развитие личности как компонент содержания образования
- 1. 2. Старшеклассник как субъект формирования духовно-нравственных качеств
- 1. 3. Модель формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации
- Выводы
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
- 2. 1. Диагностика сформированности духовно-нравственных качеств личности старшеклассника в опытно-экспериментальной работе
- 2. 2. Экспериментальная проверка модели формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации
- 2. 3. Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств личности в иноязычном образовании старшеклассников
- Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Субъект символ российского самосознания Сознание личности в кризисном обществе / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Логос, 2000.- 148 с.
- Аксенова Г. А. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис.. докт. пед. наук / Г. А. Аксенова. -Москва, 1998.-43 с.
- Аксентьев Т.С. Аксиологические проблемы философии / Т. С. Аксентьев.- СПб.: Петрополис, 1997. 223 с.
- Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые / С. Ф. Анисимов. М., 1970.254с.
- Аплетаев М.Н. В поисках нравственного смысла образования школьников / М. Н Аплетаев. Омск, 2000. — 159 с.
- Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения / М. Н. Аплетаев. Омск, 1998. — 256 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Педагогика, 1984. — 104 с.
- Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии / B.C. Барулин. М., 2002 — 259 с.
- Батищев Г. С. Социально-культурная природа познания / Г. С. Батищев. -М., 1991 140 с.
- Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и развитии образования: Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания / Е. П. Белозерцев. М., 1996.
- Бердяев НА. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-604 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божо-вич // Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С. 23−24.
- Большой энциклопедический словарь. В 2 т. / под ред. A.M. Прохорова.- М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 2. 768 с.
- Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В. А. Болотов, В. В Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С.8−14.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н / Д., 2000. — 352с.
- Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. Монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград.: Перемена, 2000. — 225с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988- 304 с.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование / Б. С. Братусь. М.: Знание, 1985 — 64с.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский. // Психол. журн. 1991. — № 6. С. 3−11.
- Валитова P.P. Толерантность: порок или добродетель? / P.P. Валитова // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. 1996. № 2 — С.33−37.
- Василюк Ф.Е. Структура образа / Ф. Е. Василюк // Вопр. психологии. -1993.-№ 5.-С. 5−19.
- Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки / Ф. Е. Василюк // Вопр. психологии. 1988. — № 5 — С.27−37.
- Вдовина Т.О. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития личности учащегося / Т. О. Вдовина. Саратов, 1998. — 142 с.
- Веселова Е.В. Воспитание духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Веселова. -Мурманск, 2006. — 19 с.
- Ветелев А. Н. Нравственные основы духовного совершенствования / А. Н. Ветелев // «ЖМП». 1988. -№ 11.- С.66−72.
- Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: дис.. докт. пед. наук / Т. И. Власова. Ростов — на — Дону, 1999. — 315 с.
- Власова Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности. / Т. И. Власова // Русский журнал. — 2002. № 2. — С. 41−46.
- Выготский JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии / JI.C. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. — Т. 4. — С.66−68.
- Гаврилова Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. П. Гаврилова. Москва, 1977.-25 с.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. — М.: Аркти-Глосса, 2000. 128 с.
- Гершунский Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б.С. Гер-шунский, Р. П. Шейерман // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С.3−13.
- Григорьева Е.Г. Воспитание гуманности у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Г. Григорьева. -Чебоксары, 2000. 25 с.
- Грот Н.Я. Смысл жизни в русской философии. Конец 19 начало 20 века / Н. Я. Грот. — Спб.: Петрополис, 1995. — 248 с.
- Ермаков Д.С. Учить школьников разрешать проблемы / Д. С. Ермаков // Педагогика. 2005. — № 10. — С. 48−56.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. -М.: Прогресс, 1994. Т.4. — С.72 — 75.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Данилова С. В. Педагогические условия развития толерантности студентов младших курсов вуза в процессе обучения (на материале обучения иностранному языку): автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Данилова. ОМСК, 2007. — 24 с.
- Джуринский А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. М., 2000. -288 с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. М., 1978. — 175 с.
- Зеленцова А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Зеленцова. Волгоград, 1996.-25 с.
- Зеньковский В.В. История русской философии / В. В. Зеньковский. Л., 1991.-360 с.
- Зинченко В.П. Живое знание: психологическая педагогика / В.П. Зинчен-ко. 412-е изд. испр. и доп. — Самара: Самарский Дом Печати, 1998. — 296 с.
- Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / В. В. Знаков // Вопр. психологии.- 1998.- № 3. С.113−114.
- Ильенков Э. Об идолах и идеалах / Э. Ильенков. М., 1982. — 287 с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993. -431 с.
- Каган М.С. Философская.теория ценностей / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1977.- 167 с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1999. — 312 с.
- Кеннет У. Образование и толерантность / У. Кеннет // Высшее образование в Европе. 1997. — № 2. — С. 16−19.
- Ковалевская Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения (общепедагогический анализ применительно к методике преподавания иностранных языков): дис. докт. пед. наук / Е. В. Ковалевская. М., 2000. — 348 с.
- Коваль Н.А. Теоретические основы изучения духовности личности / Н. А. Коваль.-М., 1997.-210 с.
- Краевский В.В. Концептуальные основания проектирования образовательных стандартов в контексте модернизации образования /В.В. Краевский // Проблемы научного обеспечения модернизации Российского образования: сб. науч. тр. -Тула, 2002.-С. 106−110.
- Комарова Э.П. Теоретические основы профессионального обучения иноязычному опосредованному общению в неязыковом вузе : дис.. .докт. пед. наук / Э. П. Комарова. Воронеж, 2001. — 346 с.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997. -80с.
- Краснова Т.П. Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. П. Краснова. Оренбург, 2001.-25 с.
- Красова Т.Д. Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : дис.. канд. пед. наук / Т. Д. Красова. Липецк, 2001. — 157с.
- Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. -576 с.
- Кудряшова А.Н. Педагогический диалог православных воспитательных традиций и отечественной системы светского образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Кудряшова. Ростов-на-Дону, 2006. — 23 с.
- Кукушкин B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448 с.
- Кухаренко В.А. Интерпретация текста : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / В. А. Кухаренко. 2-е изд. Перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Лествица в русском переводе: Сергиев Посад, 1908. 48 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Прогресс, 1983.-365с.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1993.-43 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
- Лещинский В.И., Лаврикова Т. В., Заварзина Л. Э. Образование: история и современность: учеб. пособие / В. И. Лещинский, Т. В. Лаврикова, Л. Э. Заварзина. -Воронеж.: ВГПУ, 1999. -278с.
- Лосский Н.О. Ценность и бытие / Н. О. Лосский. М., 1975. — 456 с.
- Лузина Л.М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания : дис. в виде науч. докл. докт. пед. наук / Л. М. Лузина. — СПб, 1998. 86с.
- Мурашов В.И. Воспитание духовности российских школьников : Программа курса для учителей / В. И. Мурашов // Школа духовности. 1997. — № 1. — С. 30−45.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М., 1975. — 270с.
- Махмутова Н.П. Об одной важной дискуссии / Н. П. Махмутова // Школа духовности. 1991. -№ 1. — С. 54−59.
- Мильруд Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе : дисс. докт. пед. наук / Р. П. Мильруд. Москва, 1992. — 360 с.
- Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Русь Соборная. -СПб, 1995.-290 с.
- Монтень М. Опыты. Избранные главы. М, 1991. — 123 с
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития: детство, отрочество: хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / B.C. Мухина. М.: Академия, 1999. — 340 с.
- Мухина B.C. Детская психология / B.C. Мухина. СПб.: Просвещение, 1992.- 150 с.
- Мухина B.C. Психология детства и отрочества / B.C. Мухина / М.: Московский Психолого-социальный институт, 1998. — 65 с.
- Мухина B.C. Детская психология / B.C. Мухина. М.: Апрель, 1999, — 172с.
- Мы сограждане / под ред. Л. И. Семиной. — М.: Бонфи, 2002. — 502с.
- Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — Москва-Воронеж, 1995.-48 с.
- Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: синергетика исторического процесса / А. П. Назаретян. М.: Наследие, 1996. -91с.
- Невская В.И. Философско-методологические основы системности обучения иностранным языкам / В. И. Невская. Владимир.: Владим. гос. пед. ун-т, 1998. — 538 с.
- Невская В.И. Системный анализ обучения иностранным языкам (с целью разработки системной концепции обучения): автореф. дис.. докт. пед. наук / В. И. Невская. М., 1997. — 33 с.
- Обуховский К. Н. Психология влечения человека / К. Н. Обуховский. М., 1972.-252 с.
- Одоевский В.Ф. Избр. пед. соч. М., 1955 — 360 с.
- Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности / В. Б. Ольшанский. -М, 1966.-471 с.
- Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2000 / Г. С. Ковалева и др. // Педагогическая диагностика. 2003. — № 1. — С. 127−157.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. -М.: Наука, 1971.-220 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному обучению / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. — 215 с.
- Пассов Е.И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению в средней школе : дис. докт. пед наук / Е. И. Пассов. Липецк, 1980. — 370 с.
- Педагогика межнационального общения / под ред. Д. И. Латышиной. -М.: Гардарики, 2004. 259 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин и др. — 4-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
- Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков : автореф. дис.. докт. пед. наук / Т. И. Петракова. М., 1999. — 27с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 2-е изд. — М.: Академия, 2000.-512 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. М.: Горбунок, 1992. — 224 с.
- Попов Б.Н. Философия воспитания Лекции для студентов высших учебных заведений. М.: Academia, 2000, 64с.
- Пропастина Е.С. Педагогические основы индивидуализированного обучения старшеклассников иноязычному говорению : дисс. канд. пед. наук / Е. С. Пропастина. Липецк, 2001. — 161с.
- Протоиерей профессор Василий Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. — 298 с.
- Рождественский Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Мораль. Нравственность. Этика / Ю. В. Рождественский. М.: Наука, 2002. -88 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие — Ярославль.: Академия развития, 2003.-192 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1959.- 120 с.
- Рыбина Н.М. Информационная подготовка специалистов на основе моделирования ситуаций профессиональной деятельности (этап среднего профессионального образования): дис.. канд. пед. наук / Н. М. Рыбина. Воронеж, 2001. — 158 с.
- Ряшина В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте : автореф. дис.. канд. пед. наук /В.В. Ряшина. М, 1996. — 25 с.
- Савельзон О. Культура принятия решений как фактор прогресса России / О. Савельзон // Вопр. философии. 2003. — № 10.- С.31−45.
- Святитель Игнатий Брянчанинов Аскетические опыты. СПб., 1905. 450с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 60 с.
- Сериков В.В. Общая педагогика: Избр. лекции. Волгоград.: Перемена, 2004.-278с.
- Симонова Л.Б. Воспитание ценностного отношения к природе младших школьников на основе календарно-обрядовых праздников : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Б. Симонова. Волгоград, 2006. — 24 с.
- Скурат К.Е. Заповеди блаженств — лествица духовного совершенствования / К. Е. Скурат // Богословские труды. 1990. — № 30. — С. 7−16.
- Склярова Т.В., О.Л. Янушкявичене. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студ. пед. и дух. семинарий
- Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1995. -384с.
- Словарь по этике / Под. ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
- Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. — 752 с.
- Соловова Е.Н., Сафонова В. В., Махмурян К. С. Аттестация преподавателей иностранного языка в контексте развития системы непрерывного педагогического образования // Английский язык в школе. 2002. — № 1. — С. 81−88.
- Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике : автореф. дис. докт. пед. наук / И. А. Соловцова. Волгоград, 2006. — 42 с.
- Степанов П.Н. Как воспитать толерантность? // Народное образование. -2001. -№ 9.-С.91 -95.
- Степуренко Г. М. Шилина З.М. Соотношение убеждения в необходимости полезной деятельности с идеалами личности / Г. М. Степуренко. Ростов-на-Дону, 1968.- 80 с.
- Стефаненко Т.Г. Этнопихология М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.
- Субетто А.И. Введение в неклассическое человековедение / А.И. Субет-то.-М., 2000.-201с.
- Сырова Н.В. Этические отношения как механизм профессионального развития студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Сырова. Нижн. Новгород, 2005.-26 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1982. 280 с.
- Титов Г. Уроки по христианскому катехизису. М., 1904. 226 с.
- Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др.- Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. -765 с.
- Факторы и условия становления школьника и студента в качестве субъекта образовательного процесса: Сб. статей / под ред. С. М. Годника, В. И. Хлоповских. Воронеж: ВГИ МОСУ, 1999. — 69 с.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006−20Юг.г. // Учитель. 2006. — № 3. (май-июнь).
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005 годы) // Народное образование. 2002. — № 1.
- Философский энциклопедический, словарь. М., 1997. — 457 с.
- Франк С.Л. Смысл жизни: Антология /Н.К.Гаврюшина, М., 1994. — 582 с.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц./Сост., общ.ред. и вступ. ст. Б. Л. Вульфсона. — М.: Прогресс, 1990. 304с.
- Фридман С.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.-480с.
- Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. М.:ТЦ «Сфера», 2001 — 224с.
- Хафизова С.Х. Нравственное развитие учащихся в условиях инновационного учебного заведения : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Х. Хафизова. Саратов, 2003.- 18с.
- Ходякова Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вузов : дис.. канд. пед. наук / Н. В. Ходякова. Волгоград, 1996.-256 с.
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности М.: Логос, 1999. — 200с.
- Шемякина О.Н. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности) // Общественные науки и современность. 1994. — С. 104−112 на с. 105
- Шеховская Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской фило-софско-педагогической мысли (вторая половина 19 первая половина 20 в.в.): ав-тореф.дис.. докт. пед. наук / Н. Л. Шеховская. — Белгород, 2006. — 51 с.
- Шиянова Е.Ю. Практикум по французскому языку. Le francais par les textes. Тематическое пособие по развитию навыков устной и письменной речи на материале произведений французских писателей. СПб.: Союз, 2004. -416 с.
- Щуркова Н.Е. Новые характеристики воспитательного процесса и профессиональная подготовка педагога // Технологическая и психолого-педагогическая подготовка учителя к воспитательной деятельности / Под ред. Г. А. Калачева и др. -Барнаул, 1996.- 101с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. -М.: Педагогическое общество России, 2001, 250с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. в 11ти томах, 1950-т.8.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. СПб, 1894 с.27−28, 49
- Юдина Н.П. Традиция как аксиологическая проблема в истории образования Н.П.Юдина Педагогика.-2002.-№ 8.-с.38
- Юркевич B.C. Светлая радость познания. М, 1977 с.27−28
- Lorain С. Demachy P. La psychologie de l’enfant et de l’adolescent. Dictionnaire pratique des troubles, traitements et lieux de soins / Claude Lorain Patricia Demachy Toulouse: Privat, 1989 304p.
- La douce France. Милая Франция. Книга для чтения на французском языке. Серия «Грамматика». — М.: «Лист», 1997 г. 200с.
- Moys A. France Extra, А ВВС second-stage radio course in French to follow A vous la France! / A. Moys London BBC BOOKS, 1998 — 228p.188