Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическим средством формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника выступает ценностная проблемная ситуация, в которой старшеклассником переживается духовно-нравственная коллизия, выражается ценностное отношение к духовно-нравственным качествам личности, проявляются и обогащаются личностные функции духовности, смыслотворчества, рефлексии, автономности, ответственности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
    • 1. 1. Духовно-нравственное развитие личности как компонент содержания образования
    • 1. 2. Старшеклассник как субъект формирования духовно-нравственных качеств
    • 1. 3. Модель формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации
  • Выводы
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
    • 2. 1. Диагностика сформированности духовно-нравственных качеств личности старшеклассника в опытно-экспериментальной работе
    • 2. 2. Экспериментальная проверка модели формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации
    • 2. 3. Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств личности в иноязычном образовании старшеклассников
  • Выводы

Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема духовно-нравственного развития личности обострилась в связи с произошедшими в 1990х годах динамичными культурными, социально-экономическими, политическими изменениями в стране, став проблемой государственной значимости. Если представители старшего поколения имеют достаточно устойчивую систему ценностей, то молодые люди включаются сегодня в новую складывающуюся реальность без такой базы. Педагоги обращают внимание на такие негативные явления как нарастающая среди учащейся молодежи тенденция к приобретательству, эгоизму, замкнутости на себе, нетерпимости к носителям иной культуры.

Таким образом, в условиях духовного кризиса возрастает роль школы в воспитании личности, наделенной такими духовно-нравственными качествами как чуткость, отзывчивость, терпимость, человеческое достоинство, рассудительность, трудолюбие. В условиях средней школы эта цель достигается через усвоение содержания образования, опосредованное духовным миром педагога, так как образование, по словам П. Ф. Каптерева, не есть «изучение предметов, а есть развитие личности предметамина первом плане стоит личность, субъект, его интерес, а предметы — только средства». В реальной же общеобразовательной практике педагогические средства и условия формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе обучения недостаточно изучены, а в арсенале учителя иностранного языка подобные средства практически не используются.

Степень разработанности проблемы. Необходимость поиска педагогических средств формирования духовно-нравственных качеств личности школьников нашла отражение в исследованиях М. Н. Аплетаева, Е. В. Веселовой, Т. И. Власовой, Н. А. Коваль, Л. И. Новиковой, Т. И. Петраковой, И. А. Соловцовой. Роль воспитательной функции иностранного языка в современной школе подчеркивали И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, Т. Е. Сахарова. Личностно-развивающие педагогические средства обучения иностранному языку рассматривались Т.В. Куль-невич, В. В. Ковалевым, М. А. Шевцовой, М. В. Щербаковой. В рамках аксиологического подхода духовный потенциал иноязычного образования исследовали В.И.

Невская, В. В. Сафонова и другие ученые. Учебную ценность проблемных ситуаций в иноязычном образовании изучали Е. В. Ковалевская, С. И. Слободчикова.

Вышесказанное позволило выделить ряд противоречий между:

— возрастной потребностью старшеклассника в духовно-нравственномразвитии и отсутствием научных разработок, направленных на духовно-нравственное развитие личности молодого человека;

— необходимостью духовно-нравственного развития воспитанников средней школы и отсутствием модели, позволяющей формировать духовно-нравственные качества личности в условиях общеобразовательной школы;

— необходимостью оценки духовно-нравственных качеств личности у старшеклассников и отсутствием критериев и показателей, позволяющих диагностировать уровень их сформированности;

— возможностями воспитательного потенциала школьной дисциплины «иностранный язык» в формировании духовно-нравственных качеств личности старшеклассника и отсутствием педагогических условий, способствующих данному процессу.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: ' каким образом осуществлять формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника в средней общеобразовательной школе.

Объект исследования — формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника.

Предмет исследования — формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной^ ситуации.

Цель исследования — теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации, созданной средствами иноязычного образования.

Анализ научно-педагогической литературы и практической деятельности учителей средней школы позволил сформулировать гипотезу, которая состоит в предположении о том, что эффективность формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника обеспечивается, если:

1) на основе выявленного содержания процесса формирования духовно-нравственных качеств личности будет осуществляться формирование терпимости, чуткости, рассудительности, трудолюбия, отзывчивости старшеклассников;

2) созданная специфическая ценностная проблемная ситуация, основанная на использовании средств иноязычного образования обеспечит проявление личностных функций старшеклассника, выражение ценностного отношения старшеклассника к духовно-нравственным качествам личности;

3) разработанная модель формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации будет выступать теоретической основой данного процесса;

4) выявленные педагогические условия будут способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности старшеклассника;

5) разработанные критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственных качеств личности старшеклассников позволят оценить степень их сформированности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Определить содержательные компоненты процесса формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника.

2. Выявить содержание, структуру, функции, типологию, этапы осмысления ценностной проблемной ситуации.

3. Разработать модель формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации.

4. Выявить педагогические условия, способствующие формированию духовно-нравственных качеств личности старшеклассника.

5. Разработать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности духовно-нравственных качеств у старшеклассников.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили: аксиологический подход (И.Б. Котова, В: И. Невская, В. И. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Е.Н. Щуркова) — проблемный подход (И.А. Зимняя, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов) — концепция личностно-развивающего образования В. В. Сериковаконцепция воспитания духовности, духовных качеств и способностей школьников В^И: Мурашеваположения классиков отечественной духовно-нравственной педагогики (Н.В. ПироговК.Д. Ушинский) — идеи «живого знания», воспитания- «внутреннего человека», «цельности» его духовного1 мира Вучениифилософов-славянофилов. И. Г1. Киреевского, Л. С. Хомяковаидеи и взгляды русских философов и богословов Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Л. Г. Карсавина, Н. О. Лосского, B.C. Соловьева, СЛ. Франка, Г1.А. Флоренскоготеория ценностей: и ценностных отношений М. С. Каганатеория эмоционально-нравственного развития человека Н.Я. 1'ротапозиции социально-философской антропологии В С. Барулина о духовности как фундаментально-основополагающем качестве человекаквалитативная парадигма (А.И. Су-бетто) — уровневая модель структурной организации личности Б. С. Братусяидеи христианско-педагогической антропологии (ИБрянчанинов, Т. Задонский, В. ВЗеньковский, И. Лествичник, А. Оптинский, Т. И. Петракова, В С. Слободчиков) — концептуальные положения1 философских, психолого-педагогических теорий о личности как субъекте собственной жизнедеятельности и отношений. (И.А. ЗимняяЕ.А. Климов, В.И. Слободчиков) — теория динамики смысловых процессов Д. А. Леонтьева.

Для-решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: — изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, моделирование, анализ учебной документациианкетирование, тестирование, беседа, педагогический эксперимент с последующим обобщением полученных экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Базой исследования явилась средняя общеобразовательная школа № 12 г. Воронежа. Исследованием было охвачено 250 человек. Исследование проводилось в 3 этапа:

На первом этапе (2002;2004 г. г.) изучались философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследованияуточнялись методологические и теоретические основы исследования, формулировались противоречия, цель, объект, предмет научного проекта, определялась гипотеза, разрабатывалась модель формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации.

На втором этапе (2004;2006 г. г.) была проведена опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы. На констатирующем этапе был определен исходный уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности старшеклассника. Формирующий этап носил творческий характер, в ходе которого была апробирована разработанная модель формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации. Проведенный эксперимент дал возможность проследить динамику развития уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности старшеклассников, выявить педагогические условия, способствующие данному процессу.

Третий этап (2007;2008 г. г.) включил в себя обработку опытно-экспериментального материала и завершился написанием диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определено содержание процесса формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника, включающего рационально-гностический, эмо-ционально-эмотивный, рефлексивно-оценочный и мотивационно-поведенческий компоненты;

— выявлены структура, содержание, функции-, типология, этапы осмысления ценностной проблемной ситуации;

— разработана и экспериментально проверена модель формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации;

— выявлены педагогические условия, способствующие формированию духовно-нравственных качеств личности старшеклассника;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в теорию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, дополняя ее вопросами формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассников на основе ценностной проблемной ситуации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные критерии, показатели и уровни позволяют определить степень сформированности духовно-нравственных качеств личности старшеклассника. На основе разработанной модели формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника было подготовлено и апробировано учебно-методическое пособие «Духовный образ человека в ситуациях и диалогах» для учащихся старших классов общеобразова— тельной школы, изучающих французский язык.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержательными компонентами процесса формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника являются: рационально-гностический (обогащение знаний о духовно-нравственной сфере человека, становление рассудительности о духовно-нравственных качествах личности), эмоцио-нально-эмотивный (стимулирование проявления эмоций, переживаний, чуткости, отзывчивости), рефлексивно-оценочный (инициирование проявления ценностного отношения к духовно-нравственным качествам личности, самостоятельности оценочных суждений и самооценок, терпимости, осознания человеческого достоинства окружающих), мотивационно-поведенческий компонент (обеспечение духовно-нравственной мотивации, противодействия выбору поступка, противоречащего нравственной позиции, соответствие знаний, эмоций, оценочных суждений поведенческим реакциям старшеклассника). К духовно-нравственным качествам личности нами отнесены: терпимость, рассудительность, чуткость, отзывчивость, человеческое достоинство, трудолюбие.

2. Педагогическим средством формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника выступает ценностная проблемная ситуация, в которой старшеклассником переживается духовно-нравственная коллизия, выражается ценностное отношение к духовно-нравственным качествам личности, проявляются и обогащаются личностные функции духовности, смыслотворчества, рефлексии, автономности, ответственности. Структура ценностной проблемной ситуации включает такие компоненты как: субъект (старшеклассник как субъект формирования собственных духовно-нравственных качеств), объект (проблемная задача — «знаковая модель» ценностной проблемной ситуации), цель (решение проблемной задачи), препятствие (недостаточный у старшеклассника опыт проявления духовно-нравственных качеств личности, смыслотворческой деятельностидефицит языковых средств оформления иноязычного высказывания по проблеме), способы создания (ролевая деятельность, проблемный вопрос, побуждение к анализу, сравнению, сопоставлениюиспользование фольклорных источников — пословиц, поговорок, афоризмов). Ценностная проблемная ситуация выполняет самоорганизующую, диагностическую, духовно-обогащающую, цениостно-ориентирующую функции, функцию самовоспитания. К основным типам ценностной проблемной ситуации относятся: ситуации нравственного выбора, диалога ценностей, отстаивания нравственной позиции, контекстно-ролевые ситуации. Этапы осмысления ценностной проблемной ситуации представлены следующим образом: 1) предъявление ситуации, возникновение переживания- 2) выявление проблемы, «работа» со своим пере живанием- 3) разработка решения коллизии, творческий поиск, «ревизия смыслов" — 4) практический выход решения проблемы, апробация новых смыслов в высказывании и поведении. Основой создания ценностной проблемной ситуации выступает оригинальный художественный текст иноязычных произведений.

3. Модель формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника включает: цель, структуру ценностной проблемной ситуации, содержательные компоненты процесса формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника, критерии сформированности духовно-нравственных качеств личности старшеклассника (точность и обобщенность знаний о духовно-нравственной сфере человекаяркость и устойчивость проявления эмоцийсамостоятельность, глубина оценочных суждений и самооценокустойчивость духовно-нравственной мотивации) — показатели сформированности духовно-нравственных качеств личности старшеклассника (проявление рассудительности о духовно-нравственной сфере человекаспособность к сочувствию, сопереживанию, чуткости, терпимостиспособность обосновать выбор в сложных духовно-нравственных коллизиях, осознание человеческого достоинстватрудолюбие) — уровни сформированности духовно — нравственных качеств личности старшеклассника (индифферентно-конформистский, формальный, ситуативный, устойчиво-активный).

4. Педагогическими условиями, способствующими формированию духовно-нравственных качеств личности старшеклассника выступают: отношение учителя к старшекласснику как к субъекту формирования собственных духовно-нравственных качествучет психолого-педагогических особенностей личности старшеклассника в целях эффективной организации ценностной проблемной ситуациииспользование личностно-развивающего духовно-богатого потенциала предмета «иностранный язык», содержание которого проецируется в широкий социокультурный контекст жизнедеятельности человеканаличие духовно-нравственной составляющей психолого-педагогической компетенции современного учителя как показателя его готовности к организации процесса формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью базовых теоретических позиций, логикой исследования и проектирования учебной деятельности, адекватностью выбранных методов исследования поставленным целям и задачам, репрезентативностью методики исследования, сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных, применением на практике результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты излагались на V городской научно-практической конференции «Психофизиологическое и духовно-нравственное здоровье ребенка в условиях современного социума: теория и практика достижения, сохранения и развития» (г. Воронеж, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального развития: подходы и перспективы» (г. Воронеж, 2007), Всероссийской научно-практической конференции «Языковая личность: проблемы статуса и формирования» (г. Воронеж, 2007), Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (г. Москва, 2007). Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной средней школы № 12 г. Воронежа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, иллюстрирована таблицами, рисунками, схемами.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию' духовно-нравственных качеств личности, старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации» представлено содержание, констатирующего и формирующего этапов!- педагогического эксперимента-, выделеньь уровни сформированное&tradeдуховно-нравственных качеств: личности старшеклассников- (индифферентноконформистский, формальный, ситуативный, устойчиво-активный) — выявлены педагогические условия, способствующие формированию духовно-нравственных качеств личности старшеклассника.

На констатирующем этапе эксперимента были получены данные об исходном уровне сформированности духовно-нравственных качеств у старшеклассников контрольной и экспериментальной групп. В контрольной группе не выявлены учащиеся с устойчиво-активным (средне-высоким) уровнем. 31,25% составили группу учащихся, отнесенных к ситуативному (среднему) уровню. Самую многочисленную группу формального (ниже среднего) уровня — составили 56,25% от общего количества испытуемых контрольной группы. К индифферентно-конформистскому (низкому) уровню в контрольной группе отнесены 12,5% учащихся. В экспериментальной группе устойчиво-активный уровень также не был выявлен. 25% учащихся этой группы были отнесены к ситуативному, 62,5% - формальному и 12,5% - к индифферентно-конформистскому уровням.

Формирующий этап эксперимента включал реализацию модели формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассников на основе ценностной проблемной ситуации, созданной на базе оригинального художественного текста иноязычных произведений («Дед Мороз» Ф. Бэйарафрагменты новелл Г. де Мопассана «Пьеро», «Мой дядя Жюль», «Счастье" — басня Ж. де Лафонтэна «Стрекоза и муравей" — стихотворение П. Верлена «Нужно уметь»).

По итогам формирующего этапа количество испытуемых, отнесенных к устойчиво-активному уровню в контрольной группе осталось прежним, в то время как в экспериментальной оно увеличилось и стало составлять 18,75% от общего числа учащихся экспериментальной группы. Количественный состав старшеклассников на ситуативном уровне в экспериментальной группе показал изменения и составил 68,75%, тогда как в контрольной группе показатель не изменился. В контрольной группе не изменились позиции и по формальному уровню, в то время как в экспериментальной группе после завершения опытно-экспериментальной работы показатель снизился на 50% и составил 12,5%, поэтому можно обоснованно говорить о положительной тенденции. Старшеклассников с низким уровнем в экспериментальной группе не оказалось, а в контрольной группе показатели не изменились, что не позволяет судить о положительной динамике.

В ходе проведения педагогического эксперимента были выявлены педагогические условия, способствующие формированию духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации: 1) отношение учителя к старшекласснику как к субъекту формирования собственных духовно-нравственных качеств- 2) учет психолого-педагогических особенностей личности старшеклассника (открытие своего «Я», развитие рефлексии, опыта интенсивного общения, становление моральной автономии, поиск смысла жизни) — 3) использование личностно-развивающего духовно-богатого потенциала предмета «иностранный язык" — 4) наличие духовно-нравственной составляющей психолого-педагогической компетенции современного учителя как показателя его готовности к формированию духовно-нравственных качеств личности старшеклассника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования определены содержательные компоненты процесса формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника: рационально-гностический (обогащение знаний о духовно-нравственной сфере человека, становление рассудительности старшеклассника о духовно-нравственных качествах личности), эмоционально-эмотивный (стимулирование проявления эмоций, переживаний, чуткости, отзывчивости), рефлексивно-оценочный (инициирование проявления ценностного отношения к духовно-нравственным качествам личности, самостоятельности оценочных суждений и самооценок, терпимости, осознания человеческого достоинства окружающих), мотивационно-поведенческий (обеспечение духовно-нравственной мотивации, противодействия выбору поступка, противоречащего нравственной позиции, соответствие знаний, эмоций, оценочных суждений поведенческим реакциям старшеклассника).

К духовно-нравственным качествам личности, которые понимаются как ценностные характеристики личности в векторе само- (самообразования, самосовершенствования), отмеченного нравственной доминантой и выражающие стабильно положительные отношения старшеклассника к другим людям и себе, нами отнесены: рассудительность, чуткость, отзывчивость, терпимость, осознание человеческого достоинства, трудолюбие.

Педагогическим средством формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника выступает ценностная проблемная ситуация, в которой старшеклассником переживается духовно-нравственная коллизия, выражается ценностное отношение к духовно-нравственным качествам личности, проявляются и обогащаются личностные функции духовности, смыслотворчества, рефлексии, автономности, ответственности. Диссертантом разработаны структура ценностной проблемной ситуации (субъект, объект, цель, препятствие, способы создания), ее функции, требования к отбору, типология, этапы осмысления. Основой создания такой ситуации выступает оригинальный художественный текст иноязычных произведений.

В диссертации разработана и апробирована модель формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации, включающая: цель, структуру ценностной проблемной ситуации, содержательные компоненты процесса формирования духовно-нравственных качеств личности старшеклассникакритерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственных качеств личности старшеклассника.

В ходе проведения педагогического эксперимента были выявлены педагогические условия, способствующие формированию духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации: 1) отношение учителя к старшекласснику как к субъекту формирования собственных духовно-нравственных качеств- 2) учет психолого-педагогических особенностей личности старшеклассника (открытие своего «Я», развитие рефлексии, опыта интенсивного общения, становление моральной автономии, поиск смысла жизни) — 3) использование личностно-развивающего духовно-богатого потенциала предмета «иностранный язык" — 4) наличие духовно-нравственной составляющей психолого-педагогической компетенции современного учителя как показателя его готовности к формированию духовно-нравственных качеств личности старшеклассника.

Таким образом, мы пришли к выводу, что разработанная модель процесса формирования духовно-нравственных качеств личности на основе ценностной проблемной ситуации в специально организованных педагогических условиях способствует формированию рассудительности, чуткости, отзывчивости, терпимости, осознания человеческого достоинства, трудолюбия старшеклассников. Следовательно, основные задачи исследования можно считать выполненными, гипотеза нашла подтверждение в ходе исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Субъект символ российского самосознания Сознание личности в кризисном обществе / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Логос, 2000.- 148 с.
  2. Г. А. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис.. докт. пед. наук / Г. А. Аксенова. -Москва, 1998.-43 с.
  3. Т.С. Аксиологические проблемы философии / Т. С. Аксентьев.- СПб.: Петрополис, 1997. 223 с.
  4. С.Ф. Ценности реальные и мнимые / С. Ф. Анисимов. М., 1970.254с.
  5. М.Н. В поисках нравственного смысла образования школьников / М. Н Аплетаев. Омск, 2000. — 159 с.
  6. М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения / М. Н. Аплетаев. Омск, 1998. — 256 с.
  7. А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Педагогика, 1984. — 104 с.
  8. B.C. Основы социально-философской антропологии / B.C. Барулин. М., 2002 — 259 с.
  9. Г. С. Социально-культурная природа познания / Г. С. Батищев. -М., 1991 140 с.
  10. Е.П. О смысле, содержании и развитии образования: Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания / Е. П. Белозерцев. М., 1996.
  11. НА. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994.-604 с.
  12. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божо-вич // Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С. 23−24.
  13. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. / под ред. A.M. Прохорова.- М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 2. 768 с.
  14. В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В. А. Болотов, В. В Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С.8−14.
  15. Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н / Д., 2000. — 352с.
  16. Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. Монография / науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград.: Перемена, 2000. — 225с.
  17. .С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988- 304 с.
  18. .С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование / Б. С. Братусь. М.: Знание, 1985 — 64с.
  19. А.В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлинский. // Психол. журн. 1991. — № 6. С. 3−11.
  20. P.P. Толерантность: порок или добродетель? / P.P. Валитова // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. 1996. № 2 — С.33−37.
  21. Ф.Е. Структура образа / Ф. Е. Василюк // Вопр. психологии. -1993.-№ 5.-С. 5−19.
  22. Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки / Ф. Е. Василюк // Вопр. психологии. 1988. — № 5 — С.27−37.
  23. Т.О. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как условие развития личности учащегося / Т. О. Вдовина. Саратов, 1998. — 142 с.
  24. Е.В. Воспитание духовности старшеклассников средствами древнерусской иконописи : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Веселова. -Мурманск, 2006. — 19 с.
  25. А. Н. Нравственные основы духовного совершенствования / А. Н. Ветелев // «ЖМП». 1988. -№ 11.- С.66−72.
  26. Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: дис.. докт. пед. наук / Т. И. Власова. Ростов — на — Дону, 1999. — 315 с.
  27. Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности. / Т. И. Власова // Русский журнал. — 2002. № 2. — С. 41−46.
  28. JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии / JI.C. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. — Т. 4. — С.66−68.
  29. Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. П. Гаврилова. Москва, 1977.-25 с.
  30. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. — М.: Аркти-Глосса, 2000. 128 с.
  31. .С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б.С. Гер-шунский, Р. П. Шейерман // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С.3−13.
  32. Е.Г. Воспитание гуманности у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Г. Григорьева. -Чебоксары, 2000. 25 с.
  33. Н.Я. Смысл жизни в русской философии. Конец 19 начало 20 века / Н. Я. Грот. — Спб.: Петрополис, 1995. — 248 с.
  34. Д.С. Учить школьников разрешать проблемы / Д. С. Ермаков // Педагогика. 2005. — № 10. — С. 48−56.
  35. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. -М.: Прогресс, 1994. Т.4. — С.72 — 75.
  36. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  37. С. В. Педагогические условия развития толерантности студентов младших курсов вуза в процессе обучения (на материале обучения иностранному языку): автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Данилова. ОМСК, 2007. — 24 с.
  38. Джуринский А. Н. История педагогики / А. Н. Джуринский. М., 2000. -288 с.
  39. .И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. М., 1978. — 175 с.
  40. А.В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Зеленцова. Волгоград, 1996.-25 с.
  41. В.В. История русской философии / В. В. Зеньковский. Л., 1991.-360 с.
  42. В.П. Живое знание: психологическая педагогика / В.П. Зинчен-ко. 412-е изд. испр. и доп. — Самара: Самарский Дом Печати, 1998. — 296 с.
  43. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / В. В. Знаков // Вопр. психологии.- 1998.- № 3. С.113−114.
  44. Э. Об идолах и идеалах / Э. Ильенков. М., 1982. — 287 с.
  45. И.А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993. -431 с.
  46. М.С. Философская.теория ценностей / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1977.- 167 с.
  47. М.С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1999. — 312 с.
  48. У. Образование и толерантность / У. Кеннет // Высшее образование в Европе. 1997. — № 2. — С. 16−19.
  49. Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения (общепедагогический анализ применительно к методике преподавания иностранных языков): дис. докт. пед. наук / Е. В. Ковалевская. М., 2000. — 348 с.
  50. Н.А. Теоретические основы изучения духовности личности / Н. А. Коваль.-М., 1997.-210 с.
  51. В.В. Концептуальные основания проектирования образовательных стандартов в контексте модернизации образования /В.В. Краевский // Проблемы научного обеспечения модернизации Российского образования: сб. науч. тр. -Тула, 2002.-С. 106−110.
  52. Э.П. Теоретические основы профессионального обучения иноязычному опосредованному общению в неязыковом вузе : дис.. .докт. пед. наук / Э. П. Комарова. Воронеж, 2001. — 346 с.
  53. И.Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997. -80с.
  54. Т.П. Формирование ориентации старшеклассников на ценности Российской культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. П. Краснова. Оренбург, 2001.-25 с.
  55. Т.Д. Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : дис.. канд. пед. наук / Т. Д. Красова. Липецк, 2001. — 157с.
  56. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. -576 с.
  57. А.Н. Педагогический диалог православных воспитательных традиций и отечественной системы светского образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Кудряшова. Ростов-на-Дону, 2006. — 23 с.
  58. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448 с.
  59. В.А. Интерпретация текста : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / В. А. Кухаренко. 2-е изд. Перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  60. Лествица в русском переводе: Сергиев Посад, 1908. 48 с.
  61. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Прогресс, 1983.-365с.
  62. Д.А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1993.-43 с.
  63. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  64. В.И., Лаврикова Т. В., Заварзина Л. Э. Образование: история и современность: учеб. пособие / В. И. Лещинский, Т. В. Лаврикова, Л. Э. Заварзина. -Воронеж.: ВГПУ, 1999. -278с.
  65. Н.О. Ценность и бытие / Н. О. Лосский. М., 1975. — 456 с.
  66. Л.М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания : дис. в виде науч. докл. докт. пед. наук / Л. М. Лузина. — СПб, 1998. 86с.
  67. В.И. Воспитание духовности российских школьников : Программа курса для учителей / В. И. Мурашов // Школа духовности. 1997. — № 1. — С. 30−45.
  68. М.И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М., 1975. — 270с.
  69. Н.П. Об одной важной дискуссии / Н. П. Махмутова // Школа духовности. 1991. -№ 1. — С. 54−59.
  70. Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе : дисс. докт. пед. наук / Р. П. Мильруд. Москва, 1992. — 360 с.
  71. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Русь Соборная. -СПб, 1995.-290 с.
  72. М. Опыты. Избранные главы. М, 1991. — 123 с
  73. B.C. Возрастная психология: феноменология развития: детство, отрочество: хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов / B.C. Мухина. М.: Академия, 1999. — 340 с.
  74. B.C. Детская психология / B.C. Мухина. СПб.: Просвещение, 1992.- 150 с.
  75. B.C. Психология детства и отрочества / B.C. Мухина / М.: Московский Психолого-социальный институт, 1998. — 65 с.
  76. B.C. Детская психология / B.C. Мухина. М.: Апрель, 1999, — 172с.
  77. Мы сограждане / под ред. Л. И. Семиной. — М.: Бонфи, 2002. — 502с.
  78. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — Москва-Воронеж, 1995.-48 с.
  79. А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: синергетика исторического процесса / А. П. Назаретян. М.: Наследие, 1996. -91с.
  80. В.И. Философско-методологические основы системности обучения иностранным языкам / В. И. Невская. Владимир.: Владим. гос. пед. ун-т, 1998. — 538 с.
  81. В.И. Системный анализ обучения иностранным языкам (с целью разработки системной концепции обучения): автореф. дис.. докт. пед. наук / В. И. Невская. М., 1997. — 33 с.
  82. К. Н. Психология влечения человека / К. Н. Обуховский. М., 1972.-252 с.
  83. В.Ф. Избр. пед. соч. М., 1955 — 360 с.
  84. В.Б. Личность и социальные ценности / В. Б. Ольшанский. -М, 1966.-471 с.
  85. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2000 / Г. С. Ковалева и др. // Педагогическая диагностика. 2003. — № 1. — С. 127−157.
  86. .Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. -М.: Наука, 1971.-220 с.
  87. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному обучению / Е. И. Пассов. М.: Русский язык, 1989. — 215 с.
  88. Е.И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению в средней школе : дис. докт. пед наук / Е. И. Пассов. Липецк, 1980. — 370 с.
  89. Педагогика межнационального общения / под ред. Д. И. Латышиной. -М.: Гардарики, 2004. 259 с.
  90. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин и др. — 4-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
  91. Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков : автореф. дис.. докт. пед. наук / Т. И. Петракова. М., 1999. — 27с.
  92. А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 2-е изд. — М.: Академия, 2000.-512 с.
  93. В.А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. М.: Горбунок, 1992. — 224 с.
  94. .Н. Философия воспитания Лекции для студентов высших учебных заведений. М.: Academia, 2000, 64с.
  95. Е.С. Педагогические основы индивидуализированного обучения старшеклассников иноязычному говорению : дисс. канд. пед. наук / Е. С. Пропастина. Липецк, 2001. — 161с.
  96. Протоиерей профессор Василий Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993. — 298 с.
  97. Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Мораль. Нравственность. Этика / Ю. В. Рождественский. М.: Наука, 2002. -88 с.
  98. М.И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: учебно-методическое пособие — Ярославль.: Академия развития, 2003.-192 с.
  99. С.Л. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1959.- 120 с.
  100. Н.М. Информационная подготовка специалистов на основе моделирования ситуаций профессиональной деятельности (этап среднего профессионального образования): дис.. канд. пед. наук / Н. М. Рыбина. Воронеж, 2001. — 158 с.
  101. В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте : автореф. дис.. канд. пед. наук /В.В. Ряшина. М, 1996. — 25 с.
  102. О. Культура принятия решений как фактор прогресса России / О. Савельзон // Вопр. философии. 2003. — № 10.- С.31−45.
  103. Святитель Игнатий Брянчанинов Аскетические опыты. СПб., 1905. 450с.
  104. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 60 с.
  105. В.В. Общая педагогика: Избр. лекции. Волгоград.: Перемена, 2004.-278с.
  106. Л.Б. Воспитание ценностного отношения к природе младших школьников на основе календарно-обрядовых праздников : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Б. Симонова. Волгоград, 2006. — 24 с.
  107. К.Е. Заповеди блаженств — лествица духовного совершенствования / К. Е. Скурат // Богословские труды. 1990. — № 30. — С. 7−16.
  108. Т.В., О.Л. Янушкявичене. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студ. пед. и дух. семинарий
  109. В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1995. -384с.
  110. Словарь по этике / Под. ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
  111. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. — 752 с.
  112. Е.Н., Сафонова В. В., Махмурян К. С. Аттестация преподавателей иностранного языка в контексте развития системы непрерывного педагогического образования // Английский язык в школе. 2002. — № 1. — С. 81−88.
  113. И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике : автореф. дис. докт. пед. наук / И. А. Соловцова. Волгоград, 2006. — 42 с.
  114. П.Н. Как воспитать толерантность? // Народное образование. -2001. -№ 9.-С.91 -95.
  115. Г. М. Шилина З.М. Соотношение убеждения в необходимости полезной деятельности с идеалами личности / Г. М. Степуренко. Ростов-на-Дону, 1968.- 80 с.
  116. Т.Г. Этнопихология М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.
  117. А.И. Введение в неклассическое человековедение / А.И. Субет-то.-М., 2000.-201с.
  118. Н.В. Этические отношения как механизм профессионального развития студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Сырова. Нижн. Новгород, 2005.-26 с.
  119. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1982. 280 с.
  120. Г. Уроки по христианскому катехизису. М., 1904. 226 с.
  121. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др.- Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Русские словари, 1994. -765 с.
  122. Факторы и условия становления школьника и студента в качестве субъекта образовательного процесса: Сб. статей / под ред. С. М. Годника, В. И. Хлоповских. Воронеж: ВГИ МОСУ, 1999. — 69 с.
  123. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−20Юг.г. // Учитель. 2006. — № 3. (май-июнь).
  124. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005 годы) // Народное образование. 2002. — № 1.
  125. Философский энциклопедический, словарь. М., 1997. — 457 с.
  126. С.Л. Смысл жизни: Антология /Н.К.Гаврюшина, М., 1994. — 582 с.
  127. С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц./Сост., общ.ред. и вступ. ст. Б. Л. Вульфсона. — М.: Прогресс, 1990. 304с.
  128. С.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.-480с.
  129. Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. М.:ТЦ «Сфера», 2001 — 224с.
  130. С.Х. Нравственное развитие учащихся в условиях инновационного учебного заведения : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Х. Хафизова. Саратов, 2003.- 18с.
  131. Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вузов : дис.. канд. пед. наук / Н. В. Ходякова. Волгоград, 1996.-256 с.
  132. В.Д. Происхождение человечности М.: Логос, 1999. — 200с.
  133. О.Н. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности) // Общественные науки и современность. 1994. — С. 104−112 на с. 105
  134. Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской фило-софско-педагогической мысли (вторая половина 19 первая половина 20 в.в.): ав-тореф.дис.. докт. пед. наук / Н. Л. Шеховская. — Белгород, 2006. — 51 с.
  135. Е.Ю. Практикум по французскому языку. Le francais par les textes. Тематическое пособие по развитию навыков устной и письменной речи на материале произведений французских писателей. СПб.: Союз, 2004. -416 с.
  136. Н.Е. Новые характеристики воспитательного процесса и профессиональная подготовка педагога // Технологическая и психолого-педагогическая подготовка учителя к воспитательной деятельности / Под ред. Г. А. Калачева и др. -Барнаул, 1996.- 101с.
  137. Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. -М.: Педагогическое общество России, 2001, 250с.
  138. К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. в 11ти томах, 1950-т.8.
  139. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. СПб, 1894 с.27−28, 49
  140. Н.П. Традиция как аксиологическая проблема в истории образования Н.П.Юдина Педагогика.-2002.-№ 8.-с.38
  141. B.C. Светлая радость познания. М, 1977 с.27−28
  142. Lorain С. Demachy P. La psychologie de l’enfant et de l’adolescent. Dictionnaire pratique des troubles, traitements et lieux de soins / Claude Lorain Patricia Demachy Toulouse: Privat, 1989 304p.
  143. La douce France. Милая Франция. Книга для чтения на французском языке. Серия «Грамматика». — М.: «Лист», 1997 г. 200с.
  144. Moys A. France Extra, А ВВС second-stage radio course in French to follow A vous la France! / A. Moys London BBC BOOKS, 1998 — 228p.188
Заполнить форму текущей работой