Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социологический анализ процесса диверсификации средств массовой коммуникации: на примере коммерческого радиовещания г. Санкт-Петербурга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С 1990;х гг. в России начинает формироваться межпредметный подход к изучению массовых коммуникаций, складываются научные школы, заявляющие о себе и в прикладном, и в теоретическом плане. Осмысление феномена массовой коммуникации в русле теории коммуникации и социологии коммуникации предпринято в работах В. М. Березина, В. П. Конецкой, М. М. Назарова, Г. Г. Почепцова, Ф. И. Шаркова, И. П. Яковлева… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Массовая коммуникация как взаимодействие СМК и аудитории: эволюция системных представлений
    • 1. 1. Массовая коммуникация как система: основные характеристики
    • 1. 2. Линейная модель взаимодействия СМК и аудитории: массовая коммуникация как простая система
    • 1. 3. Интерактивная модель взаимодействия СМК и аудитории: массовая коммуникация как саморегулирующаяся система
  • Глава 2. Диверсификация средств массовой коммуникации как признак самоорганизующейся системы массовой коммуникации
    • 2. 1. Диверсификация СМК как форма проявления структурного сопряжения системы массовой коммуникации с окружающей средой
    • 2. 2. Технологический фактор диверсификации средств массовой коммуникации
    • 2. 3. Социокультурный фактор диверсификации средств массовой коммуникации
    • 2. 4. Экономический фактор диверсификации средств массовой коммуникации
    • 2. 5. Политический фактор диверсификации средств массовой коммуникации
  • Глава 3. Особенности и основные направления диверсификации российского коммерческого радиовещания
    • 3. 1. Основные этапы развития российского коммерческого радиовещания как этапы диверсификации
    • 3. 2. Диверсификация содержания российского коммерческого радиовещания (на основе создания социокультурных портретов радиостанций г. Санкт-Петербурга)
    • 3. 3. Основные тенденции развития российского коммерческого радиовещания в современных условиях (на основе эмпирического исследования)

Социологический анализ процесса диверсификации средств массовой коммуникации: на примере коммерческого радиовещания г. Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Фундаментальное значение системы массовой коммуникации (МК) для современного социума вызывает особый интерес к проблемам ее развития. В современном обществе продолжается преобразование системы МК, в основе которого лежит эволюция ее компонентов и их взаимосвязей, что приводит к все большему разнообразию массово-коммуникативной системы.

Усложнение современного медиа-пространства протекает на фоне трансформации социальных и политических структур, развития гражданского общества и изменения контролирующей роли государства. В условиях гражданского общества каждый субъект (социальная группа) приобретает самостоятельную ценность и значимость. На уровне МК это неизбежно приводит к развитию форм и методов взаимодействия участников массово-коммуникационного процесса.

Как считает М. Кастельс, фундаментальное отличие старой медиа-системы от новой состоит в том, что на сегодняшний день каждая культура и социальная группа имеют особые отношения с системой масс-медиа [54, с. 326]. По нашему мнению, не менее важно и обратное: масс-медиа имеют особые отношения с каждой определенной культурой и социальной группой.

Современное общество по-прежнему следует рассматривать и как общество медиакратическое, в котором институты массовой коммуникации, помимо того, что отражают и интерпретируют происходящие события, сами активно конструируют окружающую действительность. Происходящие изменения обусловливают необходимость выявления и анализа ценностей и установок, отражаемых и репрезентируемых средствами массовой коммуникации (СМК). Транслируемые по каналам массовой коммуникации, компоненты социокультурной среды проникают в основу информационного, политического и социокультурного пространства современного мира. В связи с этим актуальным становится изучение социокультурных трендов, формируемых масс-медиа.

Дальнейшее развитие демократии в мировом сообществе и российском обществе в том числе невозможно представить без усиления роли и влияния средств массовой коммуникации. Чем более развитым является демократическое общество, тем более диверсифицированы должны быть СМК, особенно учитывая, что они не только отражают происходящие изменения, но и дополнительно стимулируют их. Следует ожидать, что глобальные технологические, экономические, социокультурные и политические преобразования приведут к дальнейшей диверсификации системы МК, которая, трансформируясь, окажет синхронное влияние на источники собственных изменений.

В связи с тем, что происходящее на практике преобразование массово-коммуникативной системы значительно опережает теоретические исследования в данной области, необходим свежий анализ направлений ее развития.

Степень разработанности темы. Взаимодействие средств массовой коммуникации и аудитории, а также воздействие СМК на развитие общества, как и обратный процесс, представлены необычайно большим числом теоретических работ и прикладных исследований. Систематический анализ специфики деятельности СМК начался с анализа эффективности пропагандистских мероприятий в ходе первой мировой войны. Первоначальные исследования носили преимущественно бихевиористский характер и рассматривали природу массового сознания как объекта влияния пропаганды [174- 177]. Теоретический фундамент исследований массовой коммуникации заложили работы американских и европейских ученых: Т. Адорно, Г. Лассуэлла, П. Лазарсфельда и Р. Мертона, К. Ховланда, У. Шрамма и др. [68- 157- 170- 175- 176- 191].

Методическая база эмпирических исследований взаимодействий СМК и аудитории начала разрабатываться в 1930;1940;х гг. в США путем апробирования таких специальных методов как массовый выборочный опрос, панельное аудиторное исследование [169]. Включение в теоретические концепции принципа обратной связи обусловило перемещение акцента в исследованиях на аудиторию, признание за аудиторией селективного отношения к информации, стимулировало изучение социальных и психологических характеристик аудитории. Получили развитие концепции, отражающие субъектный (активный) характер аудитории, интересы и потребности которой в значительной мере определяют функционирование СМК (Б. Берельсон, М. ДеФлер, С. Болл-Рокич, У. Стивенсон, Ч. Райт и др) [158- 165- 195- 200]. Растущая конкуренция СМК в борьбе за рекламные доходы и происходящая дифференциация аудитории привлекли внимание к особенностям функционирования СМК в условиях рыночной экономики (Г. Мердок и П. Голдинг, Р. Пикар, Д. Смайт и др). [186- 188- 193]. Изучение эффектов массовой коммуникации осуществлено Дж. Клаппером [171] и в дальнейшем продолжено в широком масштабе. Усилиями Д. МакКуэйла [182- 183] сделано наиболее полное обобщение ранее полученных знаний и внесен вклад в развитие социологии массовых коммуникаций. Особенности функционирования СМК в условиях глобализации и влияние глобализационных процессов на СМК отражены в исследованиях М. Маклюэна, М. Кастельса [54- 75] и других ученых.

На сегодняшний день СМК в социальном аспекте их деятельности являются предметом изучения целого ряда фундаментальных наук и прикладных дисциплин. Существенной особенностью исследований масс-медиа стала не просто их растущая тематическая диверсификация, но и вбирание ими в себя фактически всего теоретического багажа и инструментария социологии. Предметное поле исследований непрерывно расширяется в связи с разворачивающейся в настоящее время компьютеризацией глобально осуществляемого общения и ее влиянием на традиционные формы функционирования СМК. Интенсивно разрабатываются проблемы эффективности воздействия на реципиента новых коммуникационных технологий, интеграции медиасреды в жизненное пространство потребителей медиапродукции, феномен интерактивности. В целом же исследователей интересует уже не столько то, как СМК воздействует на аудиторию в целом, сколько то, как СМК трактуют темы культурного плюрализма, репрезентируют культурные и этнические меньшинства. В фокусе внимания остается воздействие насилия и порнографии, а также то, как СМК репрезентируют тему сексуальности.

Рассматривая динамику накопления данных о коммуникативных особенностях функционирования различных видов масс-медиа, можно отметить, что прирост теоретических знаний происходил неравномерно. Превалирует изучение коммуникации в сфере печати, телевидения. Анализу радиовещания как СМК уделяется меньшее внимание. В последние годы проблематика исследований все чаще концентрируется вокруг феномена Интернета и новых типов создаваемой им аудитории. Тем не менее, изучение социальных аспектов взаимодействия радиовещания и аудитории, начавшееся еще на раннем этапе исследований деятельности СМК, приобретает сегодня более четкую направленность. В фокусе научного внимания западных исследователей находятся специфические возможности влияния радиовещания на формирование этнического и национального самосознания, локальной идентичности, возможности взаимодействия с узкими социальными группами [161- 172- 190].

Развитие отечественной социологии и социологических исследований СМК началось в 1960;е гг. Первые попытки социологических исследований функционирования СМК отличались прикладной направленностью и были посвящены изучению ожиданий и интересов аудитории, оценке работы СМК (В.Э. Шляпентох, Б. М. Фирсов, B.C. Коробейников) [62- 103- 137]. Под руководством Б. А. Грушина в 1967;1974 гг. был реализован комплексный исследовательский проект «Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов» [79]. В нем средства массовой коммуникации эмпирически рассмотрены с точки зрения производства информации, его характеристик и этапов, потребления информации различными группами населения, отношения к ней и ее понимания. В исследованиях А. Н. Алексеева представлен подход к массовой коммуникации как к проявлению общественных отношений: органы массовой информации рассматриваются как звено в системе отношений определенных социальных субъектов, представленных в общественном мнении, с одной стороны, и в социальных институтах — с другой [2- 3]. В 1970;1980;е гг. сформировались психолингвистическое (иначе — лингвопсихосоциологическое) направление, в рамках которого исследовалась связь между личностными характеристиками членов аудитории и особенностями восприятия текстов СМК (Т.М. Дридзе, А.А.Леонтьев) [45- 71], и психологическое направление исследований СМК, рассматривающее психологические механизмы восприятия информации и мотивы обращения к СМК (Ю.А. Шерковин) [151]. К концу советского периода появились разработки в русле социально-психологического исследования СМК (Н.Н. Богомолова) [19]. В целом в советских исследованиях были рассмотрены мотивы аудитории, ее ценностные ориентации и установки, роль социального окружения аудитории в коммуникативном процессе, связь информационных потребностей аудитории с ее социально-демографическими характеристиками и т. д.

С 1990;х гг. в России начинает формироваться межпредметный подход к изучению массовых коммуникаций, складываются научные школы, заявляющие о себе и в прикладном, и в теоретическом плане. Осмысление феномена массовой коммуникации в русле теории коммуникации и социологии коммуникации предпринято в работах В. М. Березина, В. П. Конецкой, М. М. Назарова, Г. Г. Почепцова, Ф. И. Шаркова, И. П. Яковлева и др. [16- 61- 86- 87- 88- 102- 149- 155]. Деятельность СМК как экономического института получила освещение в трудах Е. Л. Вартановой [29- 30]. В 2000;е гг. стали появляться научные труды, охватывающие в комплексе проблематику социологии средств массовой информации (социологии журналистики) (С.Г. Корконосенко, И.Д. Фомичева) [121- 141] и проблематику Интернета [134- 140]. На основании появления большого числа исследований, посвященных социологическому изучению массовой коммуникации (Ю.П. Буданцев, ТВ. Науменко, J1.H. Федотова, О. Г. Филатова, Ф. И. Шарков и др.) [28- 91- 93- 133- 135- 148], правомерно сделать вывод о развитии в настоящее время в России социологии массовой коммуникации как дисциплины, непосредственно изучающей процессы функционирования и развития средств массовой коммуникации, социальную обусловленность и последствия их деятельности [135, с. 6]. Актуальны анализ проблем политического манипулирования деятельностью СМК и исследования возможностей субъектов влияния воздействовать на содержание СМК (И.М. Дзялошинский, И. И. Засурский, О. Кольцова) [44- 49- 58- 59- 173].

В последнее десятилетие начали появляться научные труды, посвященные анализу российского радиовещания, в особенности, его динамично развивающейся отрасли — негосударственному коммерческому радиовещанию (В.В. Маринович, Ю. А. Николаева, Е. Р. Раскатова, Е. Н. Ионкина, А. В. Воронцова, И. А. Зацепина и др.) [36- 51- 53- 78- 95- 106] Большинство академических исследований освещают деятельность коммерческого радиовещания в филологическом ключе. Работы, созданные в рамках социологии, рассматривают взаимодействие радио и аудитории в свете сугубо маркетингового подхода [95], либо, изучая социокультурную направленность развития коммерческого радиовещания, ограничивают анализ содержания радиовещания лишь форматной специализацией [36].

Наиболее компетентное освещение социальных особенностей функционирования российского коммерческого развлекательного радиовещания содержится в многочисленных публикациях В. А. Сухаревой [125- 126- 127- 128], ведущего специалиста в данной области. Отдельные проблемы становления индустрии российского коммерческого радиовещания отражены также в научной монографии и статьях А. А. Шереля [105- 150], Л. Д. Болотовой [20- 21]. Большое распространение получили учебные пособия и периодические издания, освещающие практические аспекты организации и развития коммерческого радиовещания (Ю.Н. Ефимова, Н. Барабаш, А.

Бубукин, Т. Ю. Пынина, А. А. Колесникова, В. В. Смирнов и др.) [10- 26- 27- 47- 57- 104- 115].

Подводя итог обзору разработанности темы в зарубежной и отечественной науке, нужно констатировать, что в ходе изучения взаимодействий средств массовой коммуникации и аудитории в зарубежных исследованиях, по сравнению с отечественными, рассмотрен более широкий спектр социальных проблем. Этому способствовал многолетний интенсивный научный поиск, более развитая индустрия СМК, а также более разработанная по сравнению с исследованиями отечественных ученых методология и методика изучения СМК.

Особенности трансформации современных СМК находят отражение в многочисленных работах [114- 146- 167- 196], однако изучение преобразования массово-коммуникативной сферы, как правило, ограничивается рамками лишь избранных аспектов (роль аудитории на новом этапе развития, отражение в содержании СМК интересов узких социальных групп, множащееся разнообразие коммуникативных средств и др.). В России процесс диверсификации современных СМК еще не подвергся комплексному исследованию, а значит, необходима свежая рефлексия в связи со стремительным разносторонним развитием медиа-системы.

Объектом исследования в настоящей работе являются средства массовой коммуникации. Предметом исследования выступает процесс диверсификации средств массовой коммуникации. Данный процесс изучается в работе на примере сферы российского коммерческого радиовещания.

Цель исследования состоит в анализе процесса диверсификации современных средств массовой коммуникации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— рассмотреть массовую коммуникацию как системуобозначить этапы эволюции системных представлений о массовой коммуникации;

— рассмотреть представления о массовой коммуникации как о самоорганизующейся системе, обозначить действие механизма структурного сопряжения системы МК с окружающей средой;

— раскрыть содержание и особенности процесса диверсификации средств массовой коммуникациипроанализировать основные факторы, ведущие к диверсификации СМК, рассмотреть механизм их воздействия;

— рассмотреть особенности становления и развития коммерческого радиовещания в Российской Федерации;

— проанализировать характер диверсификации содержания коммерческого радиовещания в России путем составления социокультурных портретов коммерческих радиостанций Санкт-Петербурга;

— на основе эмпирического исследования рассмотреть влияние факторов диверсификации СМК на сферу российского коммерческого радиовещания, обозначить возможности дальнейшей диверсификации российского коммерческого радиовещания.

Теоретические и методологические основания исследования. В настоящей работе при изучении средств массовой коммуникации и аудитории СМК автор опирается на весьма широкий круг положений современной социологической теории, в первую очередь на разработки в области социологии коммуникаций. Однако в работе представлен и междисциплинарный подход к теме, в частности, используются научные разработки отечественных и зарубежных ученых в области общей теории коммуникации, психологии массовой коммуникации, медиаэкономики.

Методологическую основу диссертации составляют основные положения и принципы системного подхода. Системный подход позволяет определить место и значение основных элементов в системе массовой коммуникации, характер их взаимодействийструктурно-функциональное направление системного подхода позволяет рассмотреть направленность деятельности СМК и характеристики коммуникативного поведения аудитории, детерминированные функциональными особенностями средств массовой коммуникации. Новые методологические возможности системного подхода позволяют представить массовую коммуникацию в качестве самоорганизующейся системы, акцентировать внимание на особенностях взаимодействия СМК и аудитории в контексте социального, экономического, политического и технологического развития общества.

В процессе авторского исследования получили применение как общенаучные методы (формально-логический анализ основных понятий и категорий, сравнительно-сопоставительный анализ, метод теоретического обобщения), так и конкретно-социологические методы (экспертный опрос методом неструктурированного интервью).

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате анализа различных материалов, относящихся к функционированию российской радиовещательной индустрии, в том числе и к индустрии коммерческого радиовещания г. Санкт-Петербурга:

— данные прикладного социологического исследования, проведенного автором с использованием метода неструктурированного интервью с экспертами — представителями российской радиовещательной индустрии;

— данные и сведения, использованные автором для составления социокультурных портретов коммерческих радиостанций Санкт-Петербурга. Источники данных: эфирное вещание в FM-диапазоне (87,5 МГц — 108 МГц) Санкт-Петербурга и материалы различного типа, информирующие общество о содержании эфира радиостанций Санкт-Петербурга;

— статистические данные — результаты регулярных социологических исследований аудитории радиостанций Санкт-Петербурга.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Произведена интерпретация особенностей взаимодействия средств массовой коммуникации и аудитории с позиции эволюции системного подхода.

2. Произведен анализ диверсификации средств массовой коммуникации как проявления структурного сопряжения системы массовой коммуникации с окружающей средой.

3. Выделены и рассмотрены основные факторы, определяющие процесс диверсификации средств массовой коммуникации: технологический, социокультурный, экономический, политическийпроанализирована их взаимная обусловленность.

4. Выделены и рассмотрены основные этапы развития российского коммерческого радиовещания как этапы его диверсификации.

5. Составлены комплексные социокультурные портреты полного спектра коммерческих радиостанций региона в FM-диапазоне вещания (87,5 МГц — 108 МГц), обозначены основные направления диверсификации их содержания.

6. На основе эмпирического исследования обозначены и проанализированы основные тенденции развития российского коммерческого радиовещания в их зависимости от воздействия выделенных факторов диверсификации СМК.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяются раскрытием взаимосвязи между основными социальными процессами, протекающими в современном обществе, деятельностью средств массовой коммуникации и поведением аудитории в процессе формирования предпочтений в выборе СМК.

Результаты исследования призваны обогатить научные представления о направлениях и перспективах современного социокультурного развития общества, а также предоставить информацию прикладного характера, способствующую практическому развитию института массовой коммуникации.

Материалы диссертации могут найти применение в дальнейших изысканиях эффективных решений проблем взаимодействия СМК и аудитории. Теоретические обобщения могут быть использованы при составлении учебных пособий, разработке специальных курсов лекций по социологии коммуникации и теории массовой коммуникации. Результаты исследования могут быть непосредственно применены в практике разработки и осуществления радиовещательных стратегий.

Апробация работы. Диссертационная работа прошла обсуждение на заседании кафедры социологии культуры и коммуникации факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Основные положения диссертации изложены автором в ходе различных научно-практических конференций: конференции молодых ученых «Социальное и культурное пространство города» (Санкт-Петербург, 27−28 октября 2004 г.), всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа, реклама и связи с общественностью в новом коммуникативном пространстве» (Томск, 24 марта 2005 г.), научно-практических конференциях «Потребление как коммуникация» (Санкт-Петербург, 29−30 июня 2005 г.- Санкт-Петербург, 01−02 июля 2006 г.), «Социальные коммуникации: профессиональные и повседневные практики» (Санкт-Петербург, 19 мая 2007 г.). Основные положения диссертации нашли отражение в шести научных публикациях. На основе материалов диссертации соискателем были проведены семинарские занятия для студентов факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Диссертант принял участие в проекте «Социальные коммуникации: новое в науке и технологиях», реализованном в рамках программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» (2005 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и использованных источников, приложений.

Заключение

.

В настоящей диссертационной работе осуществлен анализ процесса диверсификации средств массовой коммуникации. Методологическим ориентиром, позволившим вплотную подойти к изучению предмета исследования, явилось рассмотрение массовой коммуникации в контексте эволюции системного подхода.

Модель массовой коммуникации как простой системы представлена в исследованиях МК информационным подходом. В соответствии с ним внимание исследователей во многом сконцентрировано на линейном манипуляционном воздействии коммуникатора на реципиента. Структурные компоненты воздействия — оценки, убеждения, модели поведения — призваны формировать общность восприятия социальной среды, исходя из заданных коммуникатором параметров. Модель массовой коммуникации как сложной саморегулирующейся системы представлена теоретическими разработками в русле структурно-функционального подхода. Согласно им, взаимодействие СМК и аудитории способствует поддержанию целостности системы. Воздействие СМК на индивида является целенаправленной деятельностью, ориентированной на поддержание социально одобряемых типов поведения, ив результате — на сохранение нормативного единства общества. Новый уровень системного подхода позволяет рассматривать массовую коммуникацию как сложную самоорганизующуюся систему. Непрерывное преобразование современных масс-медиа реализуется в их диверсификации — разностороннем развитии, включающем развитие коммуникационных каналов, усиливающееся разнообразие содержания СМК. Взаимосвязь указанных процессов, а также их зависимость от процессов во внешней по отношению к системе МК среде, позволяют рассматривать процесс диверсификации средств массовой коммуникации как проявление структурного сопряжения системы МК с окружающей средой.

В работе рассмотрены технологический, социокультурный, экономический и политический факторы диверсификации. Указанные теоретические возможности их влияния, а также приведенные примеры практической деятельности позволяют заключить: посредством диверсификации своих каналов и своего содержания СМК отражают происходящие технологические, экономические, социокультурные и политические процессы, адаптируются к ним, а также избирательно стимулируют их.

Анализ особенностей становления и развития российского коммерческого радиовещания позволяет сделать вывод о нескольких этапах диверсификации индустрии коммерческого радиовещания. Текущий этап характеризуется первоочередной зависимостью от факторов экономического и социокультурного развития российского общества.

Составление комплексных социокультурных портретов коммерческих радиостанций отдельно взятого региона (Санкт-Петербурга) показало, что в большинстве своем коммерческие радиостанции перешли к совершенствованию собственной продукции — музыкального или информационного эфира, обогащая его социальными идеями, базовыми ценностями и социальными установками. В соответствии с этим диверсификацию содержания эфира коммерческих радиостанций следует рассматривать не только как разнообразие информации, музыки или развлекательных материалов, но и как разнообразие образов, смыслов, идей, ценностей, идеологий, мировоззрения.

Относительное разнообразие типов музыкального и информационного содержания характерно для рынка коммерческого радиовещания Москвы. В остальных регионах России, в том числе и в Санкт-Петербурге, социокультурное разнообразие радиовещания проявляется менее заметно. В целом, индустрией российского радиовещания игнорируется значимость групп слушателей, ориентированных на потребление культурных образцов, выходящих за рамки широкого спектра массовой культуры. В обзоре российского радиовещания, подготовленном еще десять лет назад для публикации в «Российском музыкальном ежегоднике 1997/1998» было отмечено: «Из стилистической картины совсем выпадает академическая музыка, несмотря на благожелательное к ней отношение многих станций, „поперек“ своего формата даже допускающих в свой эфир отдельные программы о ней. Впрочем, то же можно сказать и о других жанрах, которые даже и одной-то специализированной станции не имеют, в то время как на Западе есть десятки специализированных станций этого формата: авторская песня (аналог folk song), джаз, new age, world music / world beat (в Берлине, например, одна из популярных станций — Multi Kulti, работающая как раз в этом формате), регги, да даже пресловутый heavy metal» [85]. Остается лишь указать, что радиостанции, специализирующиеся на каком-либо из названных музыкальных стилей, за исключением джазовой музыки, не появились в России и по настоящий момент.

Сравнение социокультурных установок и ценностей, присутствующих в содержании радиоэфира, позволяет говорить о радиоэфире как о в социокультурном пространстве, характеризующемся устойчивым отражением и репрезентацией компонентов рыночной и антирыночной ориентации. Проведенное эмпирическое исследование позволило уточнить механизм действия факторов диверсификации и подтвердило, что диверсификация российского коммерческого радиовещания определяется уровнем социокультурного, экономического и политического развития современного российского общества.

Современное коммерческое радиовещание способствуют интеграции общества, но одновременно и его социокультурной дифференциации, поскольку направлены не на все общество, а на отдельные входящие в него слои и группы аудитории. Коммерческие радиостанции, как и СМК в целом, отражают идеологию своей целевой аудитории как социокультурного сообщества. Предоставляя той или иной аудитории набор желательных для данной социокультурной группы ценностей, желательную модель поведения, коммерческие радиостанции утверждают имеющийся статус-кво. Таким образом, анализ состояния диверсификации российского коммерческого радиовещания позволяет нам подвести итог: имеется взаимосвязь между структурой средств массовой коммуникации, структурой аудитории и социальной структурой общества. Отражая в содержании своей продукции основные характеристики стиля жизни собственной аудитории, компоненты ее мировоззрения и групповой идеологии, российские коммерческие радиостанции реконструируют соответствующую взглядам аудитории картину мира, поддерживая тем самым сложившуюся социокультурную среду.

Система коммерческого радиовещания в полной мере воспроизводит характеристики массовой коммуникации как сложной самоорганизующейся системы. Во-первых, за счет расширения возможностей использования «интерактива на радио» (т.е. за счет все более частого и более масштабного осуществления коммуникации в интерактивной форме) происходит создание общего для коммуникаторов и реципиентов смыслового пространства. Во-вторых, происходящие вне прямого влияния СМК процессы структурирования и реструктурирования окружающей среды вызывают конкретные изменения в системе массовых коммуникаций. Преобразуются каналы коммуникации, способы взаимодействия с аудиторией, и, что для нас важнее всего, в зависимости от направленности и характера воздействия внешних процессов на сферу МК соответствующим образом структурируется и содержание средств массовой коммуникации. Коммерческое радиовещание в соответствии с избранной тематической направленностью (определенный музыкальный формат, конкретное информационное наполнение эфира) для целевой аудитории создают продукт, соответствующий групповой или индивидуальной идентичности членов аудитории, за счет чего обеспечивается поддержка в структурировании внутреннего, субъективного мира членов аудитории. Таким способом реализуется механизм структурного сопряжения системы МК с окружающей средой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». — 2-е изд.- М.: «Ось-89», 2007. — 4 В с.
  2. А.Н. К вопросу о многопредметности изучения массовой коммуникации, журналистики, прессы и о перспективах интеграции предметов / А. Н. Алексеев // Материалы встречи социологов «Личность и массовые коммуникации». Кяэрику-1968. Тарту, 1969.
  3. А.Н. Массовая коммуникация как объект социологического исследования (пути развития теории) // Массовая коммуникация в социалистическом обществе: Сб. статей / под ред. А. В. Дмитриева и др. Л.: Наука, Л. О., 1979. — С. 46−58.
  4. Е.В. «Журналистика», «СМИ», «СМК». Еще раз о дефинициях / Е. В. Ахмадулин // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть И.-М., 2005.
  5. Л. В. Региональные СМИ и аудитория: особенности функционирования в период трансформации российского общества (на примере Республики Бурятия). Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.04 / Л. В. Бадмаева. Улан Удэ, 2004. — 29 с.
  6. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. Рябов А. В., Курбангалеева Е. Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. — 448 с.
  7. Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: Учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. М.: Аспект1. Пресс, 2005.-176 с.
  8. Балилемва Буберва. Становление и развитие института коммерческого радиовещания в России и США сравнительный анализ: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.06 / Буберва Б. СПб., 2005. — 131 с.
  9. B.C. Исследование аудитории массовой коммуникации в рамках субъектного подхода (на примере студенчества г. Казани): Дис. канд. социол. наук: 22.00.04 / B.C. Басин. Казань, 2003. — 189 с.
  10. B.C. Теория и практика изучения аудитории массовой коммуникации в рамках деятельностного подхода / B.C. Басин. Казань: Унипресс, 2002. — 77 с.
  11. Бауман 3. Глобализация: последствия для человека и общества / 3. Бауман Пер. с англ. Коробочкина M.JI. М.: Весь мир, 2004. — 185 с.
  12. Е.И. Концепция аудитории в буржуазной теории пропаганды / Е. И. Башкирова // Критический анализ буржуазных социологических концепций. М.: Институт соц. иссл. АН СССР, 1981. — С. 117−137.
  13. С. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание / С. Беляев, В. Коробицын. М., 1995.
  14. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В. М. Березин. М.: РИП-холдинг, 2004. — 174 с.
  15. Бихевиоризм: Сб.: Пер. с англ. / Предисл., коммент. преп. А. А. Карелина. М.: ACT, 1998. — 701 с.
  16. А. Местные данные лучше московских Электронный ресурс. // Среда: Российско-европейский журнал о медиа. 1999. — № 1 (7). -Режим доступа: http://www.sreda-mag.m/mag/7/32.phtml
  17. Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н. Н. Богомолова. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 127 с.
  18. Л.Д. Особенности современного радиовещания // Средства массовой информации России / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.- Под. ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 322 -337.
  19. Л.Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы / Л. Д. Болотова // Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2005. — С.147−161.
  20. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: „Норинт“, 2001. — 1456 с.
  21. Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. М.: Издательский дом „Вильяме“, 2004. — 432 с.
  22. Дж. Эффективный менеджмент на радио и телевидении: В 2-х томах: Т.1 / Дж. Браун, У. Куол. М.: Мир, 2001. — 509 с.
  23. А. Внутри медиа. Введение / А. Бриггз, П. Кобли // Медиа / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 367−373.
  24. А. Интерактивность на радио Электронный ресурс. // Радиовещательные технологии. Режим доступа: http://www.radiostation.ru/music/interactive.html
  25. А. Форматы радиостанций. Как определить свой формат Электронный ресурс. // Радиовещательные технологии. Режим доступа: http://www.radiostation.ru/music/format.html
  26. Ю.П. Социология массовой коммуникации / Ю. П. Буданцев. М.: МНЭПУ, 1995. — 112 с.
  27. Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е. Л. Вартанова. М.: Аспект Пресс, 2003. — 335 с.
  28. E.JI. Современный медиабизнес и фрагментнрующиеся аудитории // Экономика и менеджмент СМИ. Ежегодник 2005 / Отв. ред. и сост. E.JI. Вартанова, науч. ред. Н. В. Ткачева. М.: Изд-во „ВК“, 2005. — С. 59−81.
  29. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации) / В. В. Василькова. СПб.: Издательство „Лань“, 1999. — 480 с.
  30. В.В. Междисциплинарность как когнитивная практика (на примере становления коммуникативной теории) // Коммуникация и образование. Сборник статей. / Под ред. С. И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С. 69−88.
  31. В.В. Эволюция исследовательских парадигм в теории коммуникации // Коммуникативные практики в современном обществе: осмысление, освоение, обучение. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. СПб, 2006. — С. 18−19.
  32. Д.Н. Аудитория российского телевидения (Факторы формирования и тенденции развития): Дис.. канд. социол. наук: 22.00.06 / Д. Н. Виноградов. -М., 2005. 188 с.
  33. А.В. Социокультурные последствия трансформации отечественной системы радиовещания: Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / А. В. Воронцова М., 2002. — 28 с.
  34. Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс- Пер.: Тюрина И. М.: Акад. проект, 2003. — 525 с.
  35. O.JI. Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: Гарольд Лассуэлл (1902−1978) // Сборник научных трудов „Актуальные проблемы теории коммуникации“. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. — С. 11−20.
  36. В.И. Современный политологический словарь. М.: NOTA BENE, 2000. — 1024 с.
  37. И. Н. Маркетинг в деятельности средств массовой информации: Учеб. пособие / И. Н. Демина Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999. -160 с.
  38. И.Н. Экономические аспекты деятельности масс-медиа / И. Н. Демина Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. — 176 с.
  39. Э. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Дж. Мэррил. М.: Вагриус, 1997.-384 с.
  40. И.М. Образ вражды в российских СМИ // Теория и социология СМИ. Ежегодник 2006. Факультет журналистики МГУ / Отв. ред. и сост. И. Д. Фомичева. М.: Издательство „ВК“, 2006. — С. 74−105.
  41. Т.М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации / Т. М. Дридзе М., 1979.— 281 с.
  42. , А. „Ленинград“ на деловой волне / А. Еремина, Е. Чигарева // Деловой Петербург. 2007. — 28 марта, № 52. — С. 6−7.
  43. Ю.Н. Типология слушателей „Норд-Вест радио“ / Ю. Н. Ефимова // Вестник Псковского вольного университета. 1995. — Т. 2, № 1−3. -С. 44−48.
  44. Я.И. Влияние личностных ориентаций на адекватность восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Я. И. Жукова. -М., 1993.
  45. И.И. СМИ и власть. Россия девяностых // Средства массовой информации России / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.- Под. ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2006. — С. 74−120.
  46. Я.И. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества // Средства массовой информации России / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.- Под. ред. Я. Н. Засурского.- М.: Аспект Пресс, 2006. С. 3−53.
  47. И.А. Основные проблемы организации и специфика общественного регионального радиовещения в России: Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / И. А. Зацепина. Екатеринбург, 2006. — 34 с.
  48. Информационное радиовещание после кризиса накануне выборов: материалы круглого стола Электронный ресурс. // Среда: Российско-европейский журнал о медиа. 1999. — № 6−7 (12−13). — Режим доступа: http ://www. sreda-mag.ru/mag/12−13/7.phtm
  49. Е. Н. Информационное вещание петербургских FM-радиостанций (Структурно-функциональные и проблемно-тематические аспекты): Дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / Е. И. Ионкина. СПб., 2005. — 231 с.
  50. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс- Гос. ун-т Высш. шк. экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.- 608 с.
  51. А. Разговорные и развлекательные программы на музыкальном радио / А. Клюкин, В. Верещагин // Радио: музыкальное, новостное, общественное. / Под ред. Сухаревой В. А., Аллахвердова А. А. -М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. С. 101−132.
  52. М. Выбор ниши: технология создания новой радиостанции // Радио: музыкальное, новостное, общественное. / Под ред. Сухаревой В. А., Аллахвердова А. А. М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. — С. 11−47.
  53. А.А. Основные черты современного рынка радио / А. А. Колесникова // Исследования аудитории: телевидение, радио, Интернет.
  54. Материалы VI Международного Конгресса HAT „Прогресс технологий и радиовещание“. М.: НП „Медиа Комитет“, 2003. — С. 55−60.
  55. Е.Ю. Производство новостей: скрытые механизмы контроля / Е.Ю. Кольцова// Журнал социологии и социальной антропологии, Том И, № 3,1999.-С. 84−101.
  56. О. .Ю.) Кто и как влияет на производство новостей в современной России / О. Кольцова // Pro et Contra, Т. 6, № 2, 2001. С. 80−106.
  57. B.C. Государственная Служба и СМИ / B.C. Комаровский. Воронеж. Издательство ВГУ, 2003.
  58. В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. — 304 с.
  59. B.C. Редакция и аудитория: социологический анализ / B.C. Коробейников. М.: Мысль, 1983. — 255 с.
  60. Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации / Н. В. Костенко. Киев: Наукова думка, 1993. — 132 с.
  61. А.В. Медиапланирование: социологические и экономические аспекты- 2-е изд., доп. / А. В. Кочеткова М.: РИП-холдинг, 2006.-206 с.
  62. JI.A. Московское коммерческое радиовещание FM-диапазона: типологические особенности: Дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / Л. А. Круглова. М., 2006. — 177 с.
  63. И.В. Психология массовых коммуникаций: Учеб. пособие / И. В. Кузнецова. СПб., 2004. — 28 с.
  64. Н.И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования Электронный ресурс. // Институт социологии РАН. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/08−2006/lapin.pdf
  65. Ю.А. Лекции по социологии: В 2 ч. / Ю. А. Левада. 4.1 -М., 1969.
  66. А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. — С.28−52.
  67. О.А. Система и окружающая среда социологии Никласа Лумана. М.: Альфа-М, 2007. — 182 с.
  68. Н. Общество как социальная система / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Издательство „Логос“, 2004. — 232 с.
  69. Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. -М.: Праксис, 2005. 256 с.
  70. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн- Центр фундамент, социологии. Жуковский: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2003.- 462 с.
  71. К. Вещание без помех.: Пер. с англ. / К. Маккой М.: Мир, 2000.-285 с.
  72. МакРури И. Реклама и новая среда СМИ // Медиа / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — С. 47−65.
  73. В.В. Имидж негосударственной радиостанции: опыт системного анализа: Дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / В. В. Маринович. -СПб., 1997.-208 с.
  74. Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплекс социол. исслед. / Под общ. ред. Б. А. Грушина, Л. А. Оникова. М.: Политиздат, 1980. — 446 с.
  75. Массовая коммуникация в социалистическом обществе: Сб. статей / под ред. А. В. Дмитриева и др. Л.: Наука, Л.О., 1979.
  76. У., Варела Ф. Древо познания / Пер. с англ. Ю. А. Данилова. М.: Прогресс-традиция, 2001. — 224 с.
  77. Мельник Г. С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты / Г. С. Мельник. СПб.: Изд-во С.-Петербург.ун-та, 1996. — 160 с.
  78. В. Аудитория радиостанций: что изменилось за год? // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2006. — № 2.-С. 38−42.
  79. В. Основные тенденции развития радиоэфира Петербурга // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2007. -№ 4.-С. 28−31.
  80. К. Радиовещание в России сегодня Электронный ресурс. // Радиовещание для начинающих. Режим доступа: http://www.moshkow.net/radio4.htm
  81. М. М. Массовая коммуникация в современном мире / М.М. Назаров- Ин-т социол. образования Рос. центра гуманит. образования, Ин-т социол. Рос. акад. наук. М., 1999. — 240 с.
  82. М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М.М. Назаров- Нац. Фонд Подгот. Кадров, Центр социол. образования Ин-та социологии РАН. М.: „Аванти плюс“, 2004. — 428 с.
  83. М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 5. — С.11−21.
  84. Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ / Т. В. Науменко. М.: Издательство „Перспектива“, 2003.-256 с.
  85. Т. В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания / Т. В. Науменко // Социс. 2003. — № 10. — С. 39−46.
  86. Т.В. Массовая коммуникация как социальный процесс (философско-методологический анализ проблемы): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора филос. наук. 09.00.11 / Т. В. Науменко. М., 2004. — 55 с.
  87. Т. В. Социология массовой коммуникации / Т. В. Науменко. СПб.: Питер, 2005. — 288 с.
  88. Р. Медиаинституты в Европе / Р. Негрин // Медиа / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 290−307.
  89. Ю.А. Социологическое обеспечение программирования радиостанции: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.06 / Ю. А. Николаева. М., 2004. — 194 с.
  90. С.И. Словарь русского языка / Под ред Н.Ю. Шведовой- АН СССР, Ин-т рус. яз. 22-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1990. — 921 с.
  91. Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. -270 с.
  92. Е. Разница между слушать и слышать / Е. Пенькова //
  93. Журналист. 1994. — № 4. — С. 36−37.
  94. Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 2001. — 651 с.
  95. Проблемы социологии печати. Вып. 1,2 / Под ред. В. Э. Шляпентоха. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1969.
  96. Радиожурналистика: учебник / под ред. А. А. Шереля. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Моск. Ун-та: Наука, 2005. — 480 с.
  97. Е.Р. Типологический анализ современного российского радиовещания: Дис. канд. филол. наук: 10.01.10 / Е. Р. Раскатова. Тольятти, 2005. — 177 с.
  98. Э. Коммуникационная технология. Новые средства массовой коммуникации в обществе. Реферат: Академия наук СССР. М., 1987.-12 с.
  99. М.А. Проблема ценностей в развитии науки // Наука и ценности / Отв. ред. А. Н. Кочергин. Новосибирск: Изд-во Наука. Сибирское отделение, 1987. — С. 5 — 27.
  100. Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Т. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.-672 с.
  101. Савельева 0.0. Социология рекламы: Монография / 0.0. Савельева. М.: ГНО „Прометей“ МПГУ, 2004. — 296 с.
  102. Ф.С. Четыре теории прессы / Ф. С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. М.: Нац. ин-т прессы: ВАГРИУС, 1998. — 223 с.
  103. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Я. Н. Засурский, М. И. Алексеева, JI. Д. Болотова и др.- Под. ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2003. — 259 с.
  104. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник / Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. М.: Высш. шк., 2004. — 616 с.
  105. В.В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм / В. В. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 2002. — 203 с.
  106. М.Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах / М. Г. Смирнова. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 82 с.
  107. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.-432 с.
  108. Современный словарь иностранных слов. 2-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1999.-742 с.
  109. С. Качество данных исследований аудиторий СМИ: Круглый стол журнала „Рекламные идеи Yes!“ Электронный ресурс. // Рекламные идеи — Yes! — 1997. — N3. — Режим доступа: http://www.advi.ru/archive/article.php3?pid=364&mag=46&rub=0
  110. Н.А. Образ ди-джея на радиоканале в представлении старшеклассников / Н. А. Сорокина // Социс, № 1,2002. С. 137−139.
  111. Социология журналистики / И. Н. Блохин и др.- Под ред. С.Г.
  112. Корконосенко. М.: Аспект Пресс, 2004. — 318 с.
  113. B.C. Теоретическое знание: Структура, ист. эволюция /
  114. B.C. Степин. М.: Прогресс-Традиция: Астра семь, 2000.- 743 с.
  115. B.C. О философских основаниях синергетики / B.C. Степин // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007. — С. 97−102.
  116. В. Радио „Ретро“. Новый формат для старых песен / В. Строганова // Среда: Российско-европейский журнал о медиа. 2001. — № 12.1. C. 17−19.
  117. В.А. „Авторадио“: управление в условиях переходного периода / В. А. Сухарева // Среда: Российско-европейский журнал о медиа. -2002. № 8−9. — С. 53−57.
  118. В.А. „Любовь троих“: радиостанции, аудитории и рекламодатели / В. А. Сухарева // Среда: Российско-европейский журнал о медиа. 1999. — № 9. — С. 27−28.
  119. В.А. Система отечественного радиовещания в процессе социально-экономической трансформации: 1990−2005: Автореф. дис.канд. филол. наук: 10.01.10 / В. А. Сухарева. Москва, 2006. — 24 с.
  120. В.П. Массовая коммуникация: Социокультурные аспекты политического воздействия: Исследование опыта Запада. / В.П. Терин- Моск. гос. ин-т (ун-т) междунар. отношений МИД РФ. Каф. философии. М.: Изд-во Ин-та социологии, 1999. — 169 с.
  121. Е.В. Проблема постмодернизации российского общества через призму изменений в сфере потребления / Е. В. Тимченко // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе
  122. Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т.-М.: Альфа-М, 2003.-Т.2.-800с. С. 680−682.
  123. Э. Третья волна: Пер. с англ. М.: ACT, 1999. — 784 с.
  124. Федотова J1.H. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления / .JI.H. Федотова. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 232 с.
  125. JI.H. Социология массовых коммуникаций / JI.H. Федотова. СПб.: Питер, 2003. — 400с.
  126. О.Г. Интернет как масс-медиа / О. Г. Филатова // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб. Изд-во СПбГПУ, 2004. — С. 232−240.
  127. О.Г. Социология массовой коммуникации / О. Г. Филатова. М.: Гардарики, 2006. — 303 с.
  128. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 839 с.
  129. .М. Телевидение глазами социолога / Б. М. Фирсов. М., 1972.
  130. И.Д. Аудитория печатных СМИ // Средства массовой информации России / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.- Под. ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2006. — С. 202−222.
  131. И.Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию / И. Д. Фомичева. М.: Аспект Пресс, 2004. — 155 с.
  132. И.Д. Социология Интернет-СМИ / И. Д. Фомичева. М.: МГУ, 2005. — 79 с.
  133. И.Д. Социология СМИ: учебное пособие для студентов вузов / И. Д. Фомичева. М.: Аспект Пресс, 2007. — 335 с.
  134. И.Д. Социологические сюжеты // Теория и социология СМИ. Ежегодник 2006. Факультет журналистики МГУ / Отв. ред. и сост. И. Д. Фомичева. М.: Издательство «ВК», 2006. — с.210−240.
  135. С. Как вырабатывается медиаполитика // Медиа / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 273−289.
  136. Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис- Пер. на рус. яз. С. Рысев, Л. Ордановская. 4-е междунар. изд. — СПб.: Прайм-Еврознак- М.: ОЛМА-Пресс, 2001. — 445 с.
  137. М. Диалектика просвещения: философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. СПб.: Медиум: Ювента, 1997. — 312 с.
  138. Ф.И. Социология массовой коммуникации / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. М.: Издательский Дом «Социальные отношения», 2002. — 262 с.
  139. Ф.И. Теория коммуникации / Ф. И. Шарков. 2-е изд. — М.: «РИП-Холдинг», 2006. — 240 с.
  140. А.А. Аудиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию / А. А. Шерель. М.: Прогресс-традиция, 2004. — 576 с.
  141. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю. А. Шерковин. М.: Мысль, 1973. — 215 с.
  142. К. В. Исследования и измерения телевизионной аудитории теоретический и методический аспекты: Автореф. дис.. канд. социол. наук. 22.00.04 / В. К. Щепилов. — М. 2001. — 26с.
  143. М.В. Системные характеристики СМИ // Средства массовой информации России / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.- Под. ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 166−201.
  144. В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — С. 106- 120.
  145. И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций / И. П. Яковлев. 2-е изд. — СПб., «Авалон», «Азбука-классика», 2006. — 240 с.
  146. И.П. Современные теории массовых коммуникаций / И. П. Яковлев. СПб.: Роза мира, 2004. — 95 с.
  147. Adorno T.W.: Television and the Patterns of Mass Culture // Mass Communications / Ed. by W.Schramm. Urbana: University of Illinois Press, 1960. -pp. 594−612.
  148. Berelson B. Communications and Public Opinion // Mass Communications / Ed. by W. Schramm. Urbana: University of Illinois Press, 1960. -pp. 527−543.
  149. Bittner, J.R. Mass communication: an introduction. Prentice Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, 1989. — 440 p.
  150. Black J., Whitney F.C. Introduction to mass communication. 2nd ed. -Dubuque, Iowa: Wm. C. Brown Publishers, 1988.
  151. Bosch Т. E. Radio, community and identity in South Africa: A rhizomatic study of Bush Radio in Cape Town Электронный ресурс. / E.T. Bosch. Ohio Univercity, 2003. — 289 p. — Режим доступа: http://wwwHb.umi.com/dissertations/fullcit/3 120 509
  152. Cooper-Chen A. Mass communication in Japan. Iowa, 1997. — 263 p.
  153. Davison W. Ph. Mass Communication and Conflict Resolution. N.Y., Washington, London, 1974.
  154. Dauncey H., Hare G. French youth talk radio: free market and free speech // Media, Culture & Society. 1999. — Vol. 21, № 1. — pp. 93−108.
  155. DeFleur M. L., Ball-Rokeach S. J. A dependency model of mass media effects // Communication Research. 1976. — Vol. 3, № 1. — pp. 3−21.
  156. Fleming, С. The Radio Handbook. 2nd ed. London: Rootledge, 2002. -209 p.
  157. Gitlin T. Media unlimited: How the torrents of images and sounds overwhelms our lives. N.Y.: Metropolitan Books, 2001. — 262 p.
  158. Grossberg, L., MediaMaking: Mass Media in a popular culture / by Grossberg, L., Wartela, E., and Whitney. D.C. CA: Sage, 1998. — 442 p.
  159. Herzog H. What Do We Really Know about the Day-time Serial Listeners // Radio Research 1942−1943 / Ed. by P. Lazerfeld and F. Stanton. N.Y.: Duell, Sloan and Pearce, 1944. — pp. 3−33.
  160. Hovland C.I., Lumsdane A.A., Sheffield F.D. Experiments in Mass Communication. Princeton University Press, 1949.
  161. Klapper J.T. The Effects of Mass Communication. Glencoe, 111.: The Free Press, 1961.- 205 p.
  162. Knapper B. Beur FM, agent of integration or ghettoisation? Электронный ресурс. // The Web Journal of French Media Studies. 2003. — Vol. 6, № 1. — Режим доступа: http://wjfms.ncl.ac.uk/enframes.htm
  163. Koltsova О. News Production in Contemporary Russia: Practices of Power / European Journal of Communication. 2001. — Vol. 16, № 3. — pp. 315−335.
  164. Lasswell H. Propaganda Technique in the World War. N. Y., 1927.
  165. Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas / Ed. by L. Bryson. N.Y.: Harper, 1948. — pp. 37−51.
  166. Lazarsfeld P., Merton R. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action // Mass Communications / Ed. by W. Schramm. Urbana: University of Illinois Press, 1960. — pp. 492−512.
  167. Lippmann W. Public Opinion. N.Y., London, 1922.
  168. Littlejohn S. W., Foss, K. A. Theories of human communication. -Belmont CA: Wadsworth., 2005.
  169. Livingstone S. The rise and fall of audience research: an old story with a new ending Электронный ресурс. // London: LSE Research Online. 1993. -Режим доступа: http://eprints.lse.ac.uk/archive/410
  170. Livingstone S. Audience research at the crossroads: the «implied audience» in media and cultural theory Электронный ресурс. // London: LSE Research Online. 1998. — Режим доступа: http://eprints.lse.ac.uk/archive/392
  171. Livingstone S. The changing nature of audience: from the mass audience to the interactive media user Электронный ресурс. // London: LSE Research Online. 2003. — Режим доступа: http://eprints.lse.ac.uk/archive/417
  172. McQuail D. Mass Communication Theoiy: an Introduction. 2nd ed. -Newbuiy Park, CA: Sage., 1987.
  173. McQuail D. Mass Communication Theory. 4th ed. London, 2000. 542 p.
  174. Merrill J.C. Media Messages and Men. New Perspectives in Communication / John C. Merrill and Ralph L. Lowenstein. N.Y. David McKay Company Inc. 1971.-293 p.
  175. Mitchell A. The Nine American Lifestyles: Who We Are and Where We Are Going. N.Y.: Macmillan Publishing со., 1983.
  176. Murdock G., Golding P. Capitalism, Communication and Class Relations // Mass Communication and Society / Ed. by J. Curran et al. London, 1977.
  177. Picard R. Media Economics. Concepts and Issues. London: Sage, 1989.
  178. Roberts D. The Nature of Communication Effects // The Process and Effects of Mass Communication. Revised Edition / Ed. by W. Schramm and D. Roberts. Urbana: University of Illinois Press, 1972. — pp. 347−388.
  179. Ross, K. All ears: radio, reception and discourse of disability // Media, Culture & Society. 2001. -Vol. 23, № 4. — pp. 419−437.
  180. Schramm W. How communication works // The Process and Effects of Communication / Ed. by W. Schramm. Urbana: University of Illinois Press, 1954. -pp. 3−26.
  181. Shannon C.E. A mathematical theory of communication Электронный ресурс. // The Bell System Technical Journal. 1948. — Vol. 27. — pp. 379−423, 623 656. — Режим доступа: http://cm.bell-labs.com/cm/ms/what/shannonday/shannonl948.pdf
  182. Smythe, D. W. Communications: Blindspot of Western Marxism // Canadian Journal of Political and social theory, Vol. 1 (3), 1977. pp. 1−27.
  183. SRI’s Values and Lifestyle Program Электронный ресурс. // In Context. A Quarterly of Humane Sustainable Culture. 1983. — № 3. — Режим доступа: http://www.context.orgflCLIBflC03/SRTVALS.htm
  184. Stephenson W. The play theory of mass communication. Chicago: University of Chicago Press. 1967. — 225 p.
  185. Stevenson, N. The transformation of the media. N.Y.: Pearson Education Limited, 1999. — 197 p.
  186. Vivian J. The Media of Mass Communication. 6th ed. update. Boston, etc., 2003.
  187. Webster J. G. The Audience // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 1998. — Vol. 42. — pp. 190−207.
  188. White J. Strategic communication management: making public relations work / Jon White, Laura Mazur. Singapore: Addison-Wesley Publishing Company, 1995.-278 p.
  189. Wright Ch. R. Functional Analysis and Mass Communication // People, Society, and Mass Communication / Ed. by L. A. Dexter, and D. M. White. N.Y.: The Free Press of Glencoe, 1964. — pp. 91−109.
  190. Сайты организаций в сети Интернет201. «Дорожное радио», официальный сайт Электронный ресурс. -Режим доступа: http://radionavigator.ru/
  191. Исследовательская компания «COMCON», официальный сайт Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.comcon-2.com/
  192. Радио «Балтика», официальный сайт Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.infobalt.spb.ru/
  193. Радио «Бизнес FM», официальный сайт Электронный ресурс. -Режим доступа: http://radio.businessfm.ru/
  194. Радио «Монте-Карло» в Санкт-Петербурге, форум официального сайта Электронный ресурс. Режим доступа: http://spb.montecarlo.ru/phpBB2/index.php
  195. Радио «Петроград-Русский Шансон», официальный сайт Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.100.9ftn.ru
  196. Радио «Ретро FM», официальный сайт Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.retro-fm.ru
  197. Радио «Roks», официальный сайт Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.roks.ru211. «Радио Хит», официальный сайт Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.radiohit.ru/
  198. Радио «Эрмитаж», официальный сайт Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.rhfm.ru/
  199. Радио «Эхо Москвы в Петербурге», официальный сайт Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.echomsk.spb.ru
Заполнить форму текущей работой