Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся средних общеобразовательных школ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментальные исследования по определению готовности учителей химии к использованию компьютерных технологий, прошедших подготовку по разработанной программе, показали, что к окончанию обучения их профессиональная компетентность повысилась почти в 4 раза, сформированность мотивации к обучению увеличилась более чем в 2 раза, личностный потенциал возрос в 2,2 раза. Кроме того, важным показателем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методические и дидактические предпосылки разработки системы подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения
    • 1. 1. Аналитический обзор научных и прикладных разработок по компьютерным технологиям обучения учащихся химии и опыт их использования в отечественной и зарубежной школах
    • 1. 2. Характеристика и дидактические возможности существующих компьютерных обучающих программ и автоматизированных учебных комплексов по курсу школьной химии
    • 1. 3. Экспертные исследования по выявлению готовности учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения
    • 1. 4. Оптимизация категориально-базисных и временных соотношений в использовании традиционных и компьютерных технологий обучения учащихся химии
  • Глава 2. Концептуальные основы проектирования системы подготовки учителей химии средних общеобразовательных школ к использованию компьютерных технологий обучения
    • 2. 1. Теоретические предпосылки проектирования педагогической системы подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся
    • 2. 2. Обоснование содержания подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся
    • 2. 3. Андрагогическая технология подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения
    • 2. 4. Использование возможностей компьютерных технологий для наглядно-модельного обучения химии
  • Глава 3. Практическая реализация и педагогический эксперимент по выявлению эффективности системы подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся
    • 3. 1. Учебно-методический комплекс по реализации системы подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения
    • 3. 2. Методика и результаты проведения эксперимента по определению готовности учителей к использованию компьютерных технологий обучения учащихся химии
    • 3. 3. Оценка уровня компетентности учителей химии в использовании компьютерных технологий через успешность обучения учащихся
  • Основные результаты исследования и
  • выводы

Система подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся средних общеобразовательных школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями, основанными на широком использовании достижений научно-технического прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Одним из наиболее важных факторов ускорения научно-технического прогресса, автоматизации и интенсификации производства, создания новых высокоэффективных технологий, совершенствования планирования и управления является все более широкое применение компьютерных информационных технологий и телекоммуникаций.

Система образования и педагогическая наука должны оперативно реагировать на указанную тенденцию. По мнению большинства ученых-педагогов, реализация многих задач, стоящих перед системой образования на данном этапе, невозможна без широкого использования компьютерных информационных технологий, которые позволяют:

— индивидуализировать и дифференцировать воспитательно-образовательный процесс;

— обеспечить высокую наглядность содержательной учебной информации;

— обеспечить удовлетворение информационных потребностей работников и структур системы образования;

— сделать легко доступными преподавателям и учащимся громадные объемы учебно-научных и учебно-методических материалов;

— автоматизировать административно-хозяйственную и управленческую деятельность образовательных учреждений;

— вывести на высокий технологический уровень научно-педагогические исследования.

Проблеме компьютеризации и информатизации различных сфер жизни общества, науки, образования посвящено значительное количество печатных работ. В частности, проблема подготовки студентов педагогических вузов и работающих учителей к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности нашла свое отражение в работах отечественных ученых A.A. Абдукадырова, В. Д. Алексеева, В. П. Беспалько, Ю. С. Брановского, Я. А. Ваграменко, В. М. Заварыкина, В. А. Извозчикова, Э. И. Кузнецова, Ю. К. Кузнецова, М. П. Лапчика, И. А. Румянцева и других.

Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов компьютерных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.

Использование компьютерных информационных технологий в сфере образования, с одной стороны, открывает широкий простор для творчества учителей и учащихся, расширяет возможности при решении профессиональных и исследовательских задач, а с другой стороны, выдвигает качественно более высокие иные требования к подготовке учителей в плане их готовности к использованию компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности.

Общеизвестно, что подавляющее большинство школьных учителей имеют стаж педагогической работы 10−15 и более лет. Этот контингент обладает достаточно высоким профессионализмом в своих предметных областях, но не подготовлен к эффективному использованию компьютерной техники и компьютерных технологий обучения. Это обусловлено историческими и социально-экономическими условиями: во время их обучения в вузах не производилась подготовка к этому виду деятельноститакая подготовка учителей-предметников не проводилась и в системе послевузовского образованияреальных возможностей для реализации самообучения у большинства учителей до недавнего времени не было из-за отсутствия компьютерной базы и соответствующего методического обеспечения.

Актуальность проблемы разработки системы подготовки учителей химии средних общеобразовательных школ к использованию компьютерных технологий обучения учащихся обусловлена следующими факторами:

— повышенными требованиями к качеству химического образования выпускников средних общеобразовательных школ как основы повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов, как необходимого условия ускорения научно-технического прогресса во всех сферах экономики России;

— требованиями формирования у учащихся пользовательских навыков работы с вычислительной техникой и применения компьютерных информационных технологий в процессе изучения курса химии;

— требованиями повышения качества воспитательно-образовательной и научно-исследовательской деятельности педагогов на основе применения современных компьютерных информационных технологий.

Данное исследование имеет прикладную направленность и связано с разработкой программы андрагогической технологии по подготовке учителей химии средних общеобразовательных школ к применению информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Оно имеет также перспективное социально-экономическое значение, так как его результаты в конечном итоге будут способствовать решению актуальной задачи формирования и развития химически образованной, информационно культурной личности учащегося.

Процесс выполнения диссертационного исследования был направлен на разрешение ряда социально-дидактических противоречий между:

— нарастающими масштабами компьютеризации всех сфер социальной жизни общества и недостаточным уровнем компьютеризации системы школьного образования, уровнем сформированности информационной культуры учащихся учреждений общего среднего образования;

— потребностями школьных учителей в использовании компьютерных технологий обучения химии на основе готовых сертифицированных автоматизированных учебных комплексов и отсутствием обобщенной и систематизированной базы данных по этим комплексам, а также рекомендаций по их использованию;

— признанием необходимости формирования готовности ныне работающих учителей химии общеобразовательных школ к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности и недостаточно разработанной системой повышения их квалификации на современном этапе;

— потребностями и стремлениями учителей химии средних общеобразовательных школ использовать компьютерные технологии обучения в профессиональной деятельности и недостаточным уровнем владения ими.

Вскрытые противоречия позволили сформулировать цель исследования: разработать систему подготовки учителей химии средних общеобразовательных школ к использованию компьютерных технологий обучения в интересах существенного повышения уровня химического образования учащихся.

Объект исследования — педагогический процесс подготовки учителей-предметников средних общеобразовательных школ к использованию компьютерных технологий обучения учащихся в предметных областях.

Предмет исследования — педагогическая система подготовки учителей химии средних общеобразовательных школ к использованию компьютерных технологий обучения учащихся химии.

Гипотеза исследования: система подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся будет эффективной и обеспечит существенное повышение уровня химического образования учащихся средних общеобразовательных школ, если:

— содержание подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения будет самодостаточным для практической деятельности, инвариантным по конечному результату, но вариативным по уровню индивидуальной исходной готовности каждого из учителей к его освоению;

— технология подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения будет опираться на их предшествующий педагогический опыт, учитывать их возрастные особенности, а доминирующей формой освоения образовательной программы будет процесс их самообразования;

— в процессе подготовки учителей к использованию компьютерных технологий для них будут раскрыты дидактические закономерности по приоритетному использованию базисных категорий курса химии и по оптимальным соотношениям традиционных и компьютерных технологий обучения;

— процесс подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения будет обеспечен и поддержан специализированным учебно-методическим комплексом.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе ставились следующие задачи:

— разработать содержание подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся путем анализа научно-педагогической и методической литературы и изучения состояния готовности ныне работающих учителей химии к их использованию;

— разработать модель и технологию подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения, базирующуюся на принципах андрагогики;

— определить приоритетные категории базиса школьного курса химии при использовании компьютерных технологий обучения и оптимальные временные соотношения в применении традиционных и компьютерных технологий обучения учащихся;

— разработать учебно-методический комплекс по реализации системы подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения;

— провести экспериментальную проверку готовности учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся и оценить их уровень компетентности в использовании компьютерных технологий через успешность обучения учащихся.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: общелогические (историко-логический анализ, моделирование, сравнение, обобщение и интеграция), общенаучные (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, изучение опыта работы учителей), частнонаучные (компонентный анализ химических знаний, пооперационный анализ предметных и интегративных умений и др.), организационные, эмпирические, интерпретационные методы, а также методы обработки статистических данных.

Диссертационная работа выполнялась с 1996 года по 2004 год и состояла из четырех взаимосвязанных этапов.

На первом, предварительном этапе (1996 — 1997 гг.), решались следующие задачи: теоретическое осмысление проблемыопределение целей, предмета и задач исследованияизучение состояния исследуемой проблемы с целью конкретизации основных теоретических и методических положенийразработка гипотезы исследованияразработка методики педагогического эксперимента.

На втором, теоретическом этапе (1998 — 1999 гг.), решались следующие задачи: продолжение информационного и научного поиска путем изучения литературных источников по проблеме исследования и практики обученияразработка концепции компьютерного обучения химии в средней школепостроение теоретической модели компьютерного обучения химиивыявление закономерностей и условий компьютерного обучения химиисоздание методических рекомендаций компьютерного обучения химии, поиск подходов к выполнению цели, что позволило разработать систему подготовки учителей средних общеобразовательных школ к использованию компьютерных технологий обучения.

На третьем, экспериментальном этапе (2000 — 2003 гг.), решались следующие задачи: организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки выдвинутой гипотезы исследованияоценка уровня компетентности учителей химии в использовании компьютерных технологий обучения через успешность обучения учащихся.

На четвертом, заключительном этапе (2003 — 2004 гг.), обобщались результаты исследования, формировались научные выводы, разрабатывались методические рекомендации по подготовке учителей химии к использованию компьютерной технологии обучения учащихся, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы по повышению квалификации учителей химии средних общеобразовательных школ, производилось оформление диссертационного исследования. Научная новизна исследования:

— разработано содержание подготовки ныне работающих учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения по предмету на основе экспертных исследований;

— впервые разработаны модель и технология подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся средних общеобразовательных школ, базирующиеся на принципах андрагогики и предусматривающие в качестве доминирующей формы освоения образовательной программы процесс их самообучения;

— выявлены приоритетные для обучения с использованием компьютерных технологий базисные категории школьного курса химии и оптимальные временные соотношения между традиционными и компьютерными технологиями обучения учащихся;

— разработан учебно-методический комплекс обеспечения учебного процесса подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что показана возможность использования метода экспертных оценок для принятия наиболее адекватных решений по содержанию подготовки учителей химии к применению компьютерных технологий в преподавании предмета, а также по категориально-базисным и временным соотношениям в использовании традиционных и компьютерных технологий обучения учащихся.

Практическая значимость исследования:

— разработанный спецкурс по подготовке учителей химии средних общеобразовательных школ к использованию компьютерных технологий обучения учащихся как информационно-дидактическое ядро обучения учителей может найти реализацию на краткосрочных курсах, в системе внутришкольных методических семинаров, а также при индивидуальном самообразовании учителей;

— созданный соискателем учебно-методический комплекс по подготовке учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся в составе модульной образовательной программы андрагогической технологии организации подготовки и диагностических тестов обеспечивает эффективное освоение работающими учителями спецкурса с минимальными затратами времени;

— разработанная систематизированная база данных по известным сертифицированным автоматизированным учебным комплексам будет способствовать более рациональному использованию учителями химии включенных в нее машинных программ, их модулей и диагностических тестов в преподавании отдельных разделов школьного курса химии и во внеурочной деятельности учащихся.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследованиярепрезентативностью объема выборок и значимостью опытных данныхтеоретическим и экспериментальным подтверждением гипотезы исследованиякорректной обработкой результатов эксперимента методами математической статистики, практикой внедрения результатов в образовательных учреждениях г. г. Самары и Тольятти.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе средних общеобразовательных школ города Самары № 39, 48, 99, гимназии № 11 (Международная) г. Самары, гимназии № 77 г. Тольятти. Они осуществлялись также через обсуждение основных положений и предварительных итогов научного поиска на методических семинарах кафедры «Психология и педагогика» Самарского государственного технического университета, кафедры «Органическая химия» Самарского государственного университета, на университетских и международных научно-методических конференциях:

— II Самарская региональная научно-практическая конференция ученых и педагогов-практиков «Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образования на современном этапе», г. Самара, 2002 год;

— Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Компьютерные технологии в науке, практике и образовании», г. Самара, 2003 год;

— Межвузовская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы университетского образования», г. Самара, 2003 год;

— Международная конференция молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки», г. Самара, 2003 год;

— IV Международная научно-техническая конференция «Компьютерное моделирование 2003», г. Санкт-Петербург, 2003 год;

— Международная научно-практическая конференция «Содержательно-знаковая наглядность в системе креативного обучения физике», г. Самара, 2003 год;

— X Международная научно-методическая конференция «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании», г. Пенза, 2003 год;

— VIII Международная конференция «Окружающая среда для нас и будущих поколений», г. Самара, 2003 год;

— Всероссийская научно-практическая конференция «Управление качеством образования в ВУЗах», г. Тольятти, 2004 год;

— Всероссийская научно-практическая конференция «Управление качеством подготовки специалистов на основе профессиограмм», г. Тольятти, 2004 год.

Основные результаты диссертационной работы опубликованы в 11 научных статьях и материалах конференций, 3 учебно-методических пособиях. На защиту выносятся:

— методологический подход к проектированию содержания подготовки ныне работающих учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся посредством экспертных исследований внутрипредметной и практической ценности отдельных модулей и разделов спецкурса;

— структура целостной педагогической системы подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся средних общеобразовательных школ с ее основными компонентами: спецкурсом — модульной образовательной программой, андрагогической технологией обучения и самообучения учителей, диагностическими тестами готовности;

— результат экспертных исследований по приоритетным категориям базиса курса химии при использовании компьютерной технологии обучения (иллюстрации технических объектов и химических технологий, банки данных физико-химических свойств химических веществ, модели молекул химических веществ.) и оптимальные временные соотношения между компьютерными и традиционными технологиями обучения (40%: 60%);

— технологическое обеспечение системы подготовки ныне работающих учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения. Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав,.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ.

Обобщая результаты теоретико-экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы подготовки ныне работающих учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся средних общеобразовательных школ обусловлена широким внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности и возросшими потребностями общества в учителях, способных их эффективно внедрять в педагогическую практику. Анализ педагогической литературы и изучение практического состояния данной проблемы показали, что в настоящее время компьютерные технологии обучения школьников химии используются крайне недостаточно, а основной причиной этого является отсутствие у ныне работающих учителей квалификации в их использовании. В связи с этим возникает проблема разработки системы послевузовской подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения учащихся, а также создания комплекса педагогических условий, способствующих эффективности формирования данной готовности.

2. Подготовка ныне работающего учителя химии к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности осуществлялась в системе, целью и результатом которой является сформированная готовность учителя применять компьютерные технологии обучения химии учащихся средних школ.

3. Эффективность функционирования системы подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности обеспечивается комплексом педагогических условий:

— модульная технология структурирования учебного материала по теории и практике использования компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности;

— андрагогическая технология подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения;

— актуализация субъективной позиции личности учителя в процессе формирования его подготовки к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности.

4. Реализация разработанной системы подготовки учителей химии к использованию компьютерных технологий обучения обеспечивается созданным учебно-методическим комплектом, в состав которого входят:

— программа подготовки школьных учителей к использованию компьютерных технологий обучения химии учащихся средних общеобразовательных школ;

— учебно-методическое пособие для школьных учителей;

— комплект раздаточных дидактических материалов;

— рекомендации по использованию автоматизированных учебных комплексов по школьному курсу химии на СО-дисках;

— анкета тестового входного контроля для дифференциации слушателей по уровню владения навыками работы на персональном компьютере;

— комплекс вопросов и заданий для выходного контроля знаний и навыков, полученных слушателями в процессе их обучения.

5. Результатом обученности учителей к использованию компьютерных технологий обучения выступает их готовность к этому виду деятельности. Оценка качества сформированности профессиональных и личностных качеств учителей осуществлялась на основе свертки дифференцированных показателей, в качестве которых были приняты знаниевая составляющая профессиональной компетентности, умение использовать компьютерные технологии в процессе преподавания школьного курса химии, сформированность мотивации, потенциал творческих способностей, сформированность компьютерной культуры, профессиональная конкурентоспособность, личностный потенциал саморазвития и самообразования, умение принимать профессионально грамотные решения.

6. Экспериментальные исследования по определению готовности учителей химии к использованию компьютерных технологий, прошедших подготовку по разработанной программе, показали, что к окончанию обучения их профессиональная компетентность повысилась почти в 4 раза, сформированность мотивации к обучению увеличилась более чем в 2 раза, личностный потенциал возрос в 2,2 раза. Кроме того, важным показателем сформированности является успешность обучения учащихся химии в тех школах и тех классах, в которых прошедшие подготовку учителя стали проводить учебные занятия с применением компьютеров и машинных обучающих программ.

Таким образом, проведенные исследования и полученные в ходе эксперимента результаты подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели исследования.

Перспективы дальнейшего совершенствования системы подготовки ныне работающих учителей-предметников к использованию компьютерных технологий обучения видятся нам в разработке методов и средств дистанционного обучения, в создании модульных специализированных учебно-методических пособий для самостоятельного изучения спецкурса без отрыва от производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л., Бакмаев Ш. А., Везиров Т. Г. Информационные технологии в образовании // Межвузовский сборник: «Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста». Липецк: ЛГГТУ, 2001. Вып. 4. — Том 1. — С. 5 — 14.
  2. О.И., Джонс Л. Л., Ушаков A.C. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование. 1995. № 5. — С. 4−9.
  3. О.И., Кривошеев А. О., Ушаков A.C. О трех поколениях компьютерных технологий обучения // Информатика и образование. 1994. № 2.-С. 9- 15.
  4. В.А. Компьютерное моделирование в преподавании школьного курса химии // Тезисы докладов 4-й Международной научно-технической конференции «Компьютерное моделирование 2003». СПб.: «Нестор», 2003. С. 383 — 384.
  5. В.А. Формирование экологического мышления школьников на уроках химии // Труды VIII Международной конференции «Окружающая среда для нас и будущих поколений». Самара: Издательство СГТУ, 2003. -С. 104- 105.
  6. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 297 с.
  7. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
  8. В.Н. Психосемантическая метрика экрана дисплея // Материалы Первого Московского международного семинара по проблеме «Взаимодействие человека с компьютером». Москва, 1991. С. 304 — 307.
  9. В.В. Проектирование многоуровневой педагогической системы обучения информационным технологиям. Самара: ГП «Перспектива», 2003. — 96 с.
  10. АОС «Радуга». Описание применения. М.: ИГИАН, 1989. — 37 с.
  11. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -393 с.
  12. А., Эйзен С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ / Пер. с англ. М.: Мир, 1982. — 301 с.
  13. Ахлебинин А. К. Компьютерные программы для интенсификации познавательной деятельности студентов и школьников при изучении химии
  14. Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образования в высшей и средней школе / Под ред. М. С. Пак и др. СПб.: Образование, 1996. С. 80 — 81.
  15. А.К., Лазыгина Л. Г. и др. Демонстрационный эксперимент на мультимедийном компьютере // Химия в школе. 1999. № 5. — С. 56 — 60.
  16. Ф. Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс. М.: Мир, 1976. — 215 с.
  17. Н.П., Сыромятников A.A. и др. Исследование компьютерных технологий при изучении химической связи // Химия в школе. 2001. № 2. -С. 41 -45.
  18. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. — 303 с.
  19. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973. — 160 с.
  20. В.И., Васильев A.A., Извозчиков В. А., Паромова A.B., Плещенков И. Н. Словарь по информационным технологиям. СПб.: Образование, 1997. — 67 с.
  21. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. 1993. № 5. — С. 12 -15.
  22. Г. А., Извозчиков В. А., Козлов К. П. Электронно-коммуникативные средства и технологии обучения в современных образовательных системах // Непрерывное педагогическое образование. СПб.: Образование, 1993. Вып.1. — С. 53 — 76.
  23. Ю.С. Подготовка работников офиса на основе использования информационных технологий // Информатика и образование. 1993. № 22. — С. 47 — 49.
  24. Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов // Педагогическая информатика. 1993. № 12. — С. 49 — 53.
  25. М. Подготовка учителя решение проблемы информатизации // Информатика и образование. — 1991. № 4. — С. 93 — 95.
  26. Введение в эргономику / Под ред. Зинченко В. П. М.: Сов. радио, 1974. -352 с.
  27. Р. О компьютере и компьютеризации образования // Педагогика. 1998. № 4. — С. 120 — 121.
  28. Р., Маклин К. Компьютеры в школе / Пер. с англ.- Общая ред. и вступ. ст. В. В. Рубина. М.: Прогресс, 1988. — 336 с.
  29. В.А. Восприятие целостных объектов. JL: ЛГУ, 1973. — 153 с.
  30. М. И., Хамидуллина JI. К. Педагогико-социологические исследования в образовательном учреждении: Программа и учебное пособие по спецкурсу / Мин-во общ. и проф. образования РФ. Башк. гос. пед. ин-т. Уфа: Башк. гос. пед. ин-т, 1998. 139 с.
  31. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  32. Р. Некоторые проблемы компьютеризации образования // Sbomik prednasek mezinarodniho seminare o vyucovani chemii. Hradec Kralove (Чешская республика), 1995. Str. 15−23.
  33. Р. Теория и практика компьютеризации профессионально-методической подготовки учителя химии в педвузах Польши: Автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.02 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1997. -41 с.
  34. H.H. Компьютерные подарки учителю физики // Вопросы Интернет-образования. 2002. № 3. — Режим доступа: http://center.fio.ru/vio/vio03/cdsite/Articles/art53.htm.
  35. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  36. О.С. проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект. М: Педагогика, 1985. — 140 с.
  37. У.В. Проверка знаний учащихся. М.: АПН РСФСР, 1963. — 88 с.
  38. Ф. Основы кибернетики / Пер. с англ.- Под ред. A.JI. Горелика. -М: Радио и связь, 1984. 272 с.
  39. Д.Ю., Журин A.A. Интернет в обучении химии // Химия в школе. -2001. № 7.-С. 52- 55.
  40. И. Компьютеры в обучении // Информатика и образование. -1988. № 6. С. 108−111.
  41. В.П. Интернет: настольная книга пользователя. М.: Солон-Р, 1999. — 576 с.
  42. .П. Основы дидактики. М.: Просвещение, 1967. — 472 с.
  43. З.Д., Листрова JLB. Ценностный подход к проектированию содержания школьного курса информатики // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Стратегия университетского образования в России». М., 1998. С. 151 — 152.
  44. А. А. Дистанционное обучение химии // Режим доступа: http://mediaeducation.ru/publ/jurin8 .htm.
  45. А. А. Компьютерный учебник или учебник в компьютере? О некоторых мультимедиа по химии для школы // Школьное обозрение. -2003. № 1.-С. 43 -44.
  46. И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  47. Е.Ю. Методика компьютерного обучения химии в основной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2000. 18 с.
  48. С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. -М.: Per Se, 2003. 207 с.
  49. С.И. Как научиться учиться (технология самостоятельного учения). -М.: УМК МПС России, 1997. 60 с.
  50. С.И. Основы андрагогики. М.: «Флинта: Наука», 1999. — 152 с.
  51. А. «Юниор 1» — решение проблемы индивидуализации обучения // Информатика и образование. — 1991. № 5. — С. 35 — 38.
  52. В.А. Инфоноосферная эдукология: Новые информационные технологии обучения. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. -120 с.
  53. Как провести социологическое исследование / Под ред.: М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М.: Политиздат, 1990. — 288 с.
  54. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М.: Педагогика, 1981.-200 с.
  55. Г. А. Интеллектуальные игры с химическим содержанием // Химия в школе. 1999. № 5. — С. 75.
  56. М., Стьюарт А. Теория распределений / Пер. с англ. М.: Наука, 1966.-588 с.
  57. В.П. Эргономическое обеспечение Web-дизaйнa // Мир ПК. 2002. № 5. — С. 70 — 78.
  58. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6. — С. 11 — 40.
  59. Ю.М., Филаретов Г. Ф., Масков С. И., Обрадович В. А. Интернет-экспозиция: Электронные образовательные ресурсы распределенного политехнического обучения // Сборник статей «Индустрия образования». М.: МГИУ, 2002. Вып. 2. — С. 305 -311.
  60. Н.Е. Информационные технологии обучения, их закономерности и принципы // Материалы международного семинара по проблемам дидактики химии. Польша, Ополе, 1996. С. 3 — 10.
  61. Т.Н. и др. Сборник контрольных работ и тестов по химии.- М.: Просвещение, 1997. 159 с.
  62. А.Н. Многообразие обучающих компьютерных программ по химии // Актуальные проблемы реформирования химического и химико-педагогического образования. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-С. 44−46.
  63. Л.В. Чему учить на уроках информатики? / «Компьютер в школе».- 2000. № 5. Режим доступа: http://www.osp.ru/school/2000/05/017.htm.
  64. И.В. Компьютерные игры (элементы теории). СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1992. — 119 с.
  65. И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения: Автореф. дисс. докт. пед. наук: 13.00.02 / Российский гос. пед. ин-т Санкт-Петербурга. СПб., 1993. 37 с.
  66. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  67. Э.Г. О двух формах наглядности в школьной практике // Новые исследования в педагогических науках. 1986. № 1. — С. 78−93.
  68. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике.- М.: Высшая школа, 1987. 200 с.
  69. В.Н., Нестеренко В. М., Кравцов П. Г. Введение в инновационную педагогику: Учебное пособие. Самара: Самарский государственный технический университет, 2000. — 45 с.
  70. Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: ТОО «Тривола», 1994. — 268 с.
  71. Мухаметов Г. В. Microsoft Office учителю химии // Химия в школе. 2003. № 4.-С. 32−41.
  72. А.Г. Компьютерные технологии в школьном химическом эксперименте // Химия. Методика преподавания в школе. 2003. № 8. — С. 41 -46.
  73. Т.С. Принцип наглядности и средства обучения // Химия. Методика преподавания в школе. 2002. № 2. — С. 10.
  74. А.Р. Информационные технологии в сфере химического образования проблемы и перспективы развития // Вестник КГПУ им. H.A. Некрасова, 1995. № 2. — С. 60 — 63.
  75. А.Р., Зашивалова Е. Ю. Химическая наука и образование во всемирной паутине Интернета (Часть 1) // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова. 2000. Xol.-C.101−109.
  76. Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования // Вестник образования. 1998. № 10.-С. 24 — 65.
  77. Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования // Вестник образования. -1999. № 9. С. З — 48.
  78. Основы андрагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогический учебных заведений / Под ред. И. А. Колесниковой. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.
  79. Н.С. Обучающие игры на уроках химии // Химия в школе. 2000. № 6. — С. 35.
  80. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учебное пособие / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Гардарики, 2002. — 383 с.
  81. В.М. Количественные характеристики знаний учащихся // Химия в школе. 1979. № 3. — С. 17.
  82. B.C. Количественные характеристики знаний учащихся // Химия в школе. 1967. № 3. — С. 43.
  83. Программно-методические материалы. Химия: Средняя школа. 8−11 классы / Сост. C.B. Суматохин. М.: Дрофа, 2001. — 192 с.
  84. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия 8−11 кл. / Сост.: Н. И. Габрусева, C.B. Суматохин. М.: Дрофа, 2002. — С. 59 — 105.
  85. Проект «Информатизация системы образования» // Режим доступа: http://www.ntf.ru/rusACTEproject281102www%20version.doc.
  86. Псковских учителей обучат Интернету // Известия. 2003. 6 декабря. -С.5.
  87. Е.Ю. «Multivision» на уроках химии // Информатика и образование. 1997. № 4. — С. 52 — 55.
  88. Е.Ю. Повышение эффективности формирования химических знаний школьников при использовании информационной технологии обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Моск. гос. пед. университет. М., 1998. 17 с.
  89. И.В., Шугрина М. В. Отечественные системы для создания компьютерных учебных курсов // Мир ПК. 1993. № 7. — С. 55 — 60.
  90. А.Н., Торопцов B.C., Григорович Д. Б. Технологии дистанционного обучения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 303 с.
  91. Н.Д., Юнерман Н. А. Использование ЭВМ при изучении химических производств // Химия в школе. 1989. № 2. — С. 51 — 59.
  92. Г. В. Технология проектирования прикладных экспертных систем: Учебное пособие. М.: МИФИ, 1991. — 104 с.
  93. Н.С. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988. — 288 с.
  94. H.A., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991. -61 с.
  95. Системы автоматизированного проектирования и обучения: Межвуз. сб. науч. тр. Иваново: Иванов, ун-т: Ивановский энергет. ин-т, 1987. — 156 с.
  96. В.Л. Из опыта создания системы автоматизированного тестового контроля // Химия в школе. 1998. № 4. — С. 43 — 46.
  97. ., Фомтер Д. Программирование экспертных систем на Паскале. -М.: Финансы и статистика, 1990. 91 с.
  98. A.B. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1996. № 1. — С. 13 — 19.
  99. A.B. Об эффективности информационных технологий обучения // Высшее образование в России. 1997. № 3. — С. 100 — 107.
  100. A.B. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. — 138 с.
  101. А.И. Гуманизация российского общества. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 154 с.
  102. А.И. Квалиметрия человека и высшего образования. Квалиметрия человека и образования. 4.1. М: ПАНИ, 1992. — 100 с.
  103. А.И. Компьютерная квалиметрия в образовании. Перспектива развития. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. — С. 17−48.
  104. А.И. Системологические основы образовательных систем.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.-С. 37−82.
  105. Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения.- М.: Знание, 1968. 102 с.
  106. Т. Статистические выводы, основанные на рангах.- М.: Финансы и статистика, 1987. 334 с.
  107. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.- М.: Педагогика, 1989. 152 с.
  108. Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография. -Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1998. 149 с.
  109. Ю.К. Количественная оценка качества усвоения материала. Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе в условиях ее перестройки. JL: ЛГУ, 1988. — С. 213−217.
  110. Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе: Учебное пособие. Тольятти: Издательство ТолПИ, 1992.- 121 с.
  111. Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения: Монография / Под науч. ред. В. В. Щипанова. Москва-Тольятти: Издательство ТолПИ, 2000. — 163 с.
  112. Ю.К., Щипанов В. В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса: Методология и практика. Учебное пособие / Под науч. ред. А. И. Субетто М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 250 с.
  113. Ю.К., Щипанов В. В., Жигулевцева О. Б. Качество и конкурентоспособность школьного образования. Тольятти: ТГУ, 2002. -114 с.
  114. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Издательство корпорации «Логос», 1996. — 320 с.
  115. С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе. Пособие для учителей. М.: Гос. учебно-педагогическое изд. Мин-ва просвещения РСФСР, 1963. — 282 с.
  116. А. Подготовка преподавателей курса менеджмента. М.: Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров, 1997.- 176 с.
  117. А.Г. Компьютеризация экзаменов: проблема защиты от фальсификаций // Сборник трудов XI Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Часть V. М.: МИФИ, 2001.-С. 71−73.
  118. В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.01 / УГППУ. Екатеринбург, 1995. 40 с.
  119. А.Е. К вопросу об использовании программных оболочек при создании компьютерных учебников и пособий // Информационные технологии в образовании. 2001. Режим доступа: http://www.ito.su/2001/ito/II/4/II-4−5 .html.
  120. B.B. Проектирование квалитативного образования инженера: Монография. Тольятти: Издательство фонда «Развитие через образование». 1997. — 50 с.
  121. В.В. Технология квалитативного образования при подготовке специалистов в технических учебных заведениях // Тезисы докладов Восьмой Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 1997. С. 176 — 177.
  122. В.В., Чернова Ю. К. Оценка качества обучающих технологий // Тезисы докладов Областной научно-методической конференции «Формирование личности специалистов в техническом университете». Самара, 1997. 48 с.
  123. Энциклопедия компьютерных игр. СПб.: Фолио-Пресс, 1996. — 606 с.
  124. Cropley A.J. Lifelong Education: A. Stocktaking. Hambourg, 1979. — P.3.
  125. Gmoh R. Wybrane problemy komputerowego wspomagania ksztalcenia chemicznego, Uniwersytet Opolski, Opole 1995. 127 s.
  126. International conference on computers in chemical research and education (8- 1987- Beijing). AmsterdamrElse Vier, 1988. — 224 p.
  127. Kendall M.G. Rank correction methods. London, 1962. — 199 p.
  128. Knowls M. The Modern Practice of Adult Education: from Pedagogy to Andragogy. N.Y., 1970.
  129. Proceedings of Ed-Media / Ed-Telecom 98, World conference on education multimedia and hypermedia & world conference on educational communications Freiburg, Germany- June 20−25, 1998. — Charlottesville, VA, USA: AACE.
  130. Sztejnberg A., Gmoch R. Zastosowanie komputerow w nauczaniu chemii. -WSP w Opolu, Opole, 1994. 136 s.
  131. Zielinski T.J., Mary L.S. What Every Chemist Should Know About Computers, II. http://chemeducator.org/sbibs/s0002003/spapers/23tjz897.htm.
  132. Экспертная анкета № 1 «Состояние использования компьютерных технологий в обучении химии учащихся средних общеобразовательных школ»
  133. Помечайте свои ответы знаком 11.
  134. Используете ли вы при обучении учащихся химии компьютеры и компьютерные программы?1. Да Ц Нет Д
  135. В какой форме проводятся занятия при использовании компьютерной технологии в обучении учащихся химии?• в специализированных школьных компьютерных классах• в кабинете химии• комбинированно в зависимости от целей и задач урока
  136. Где вы используете ЭВМ в учебном процессе?• на уроках• на лабораторных и практических занятиях? ?• на факультативах р*|• во внеурочное время | |• на индивидуальных или групповых занятиях | |• комбинированно, в зависимости от потребностей
  137. Продолжение приложения 1 7. Как организовано общение учащихся с компьютером во время занятий по химии:• каждый ученик работает с компьютером индивидуально?? ?? ?? ?? ? ?• самостоятельно разрабатываю | |• использую возможности Интернета | |
  138. Каково, по вашему мнению, должно быть относительное время использования компьютерных технологий к общему времени• у компьютера работает малая группа (2 —4) учеников• компьютер используется учителем для проведения демонстрационного эксперимента
  139. Какими программными продуктами вы пользуетесь?• готовыми отечественного производства• готовыми зарубежного производствааудиторных занятий по химии? до 10% до 20% до 30% до 40% до 50%?? ? ?
  140. Продолжение приложения 1 более 50% |—|
  141. В каких классах при изучении химии наиболее целесообразно использовать компьютерные технологии?5.7 классы (пропедевтика)8 класс9 класс10 класс11 класс?? ? ?
  142. Во время каких видов учебных занятий наиболее рационально использовать компьютерные технологии?• на классно-урочных занятиях• на лабораторных занятиях• на практических занятиях• при самостоятельной работе учащихся
  143. Укажите стаж вашей педагогической деятельности в преподавании химии в школе: до 3-х лет? ?от 3-х до 5-ти лет от 5-ти до 10-ти лет более 10 лет
  144. Благодарим Вас за ответы и участие в экспертных исследованиях!
  145. Экспертная анкета № 2 «Терминальные ценности и уровни использования компьютерных технологий обучения химии учащихся средних общеобразовательных школ»
  146. Уважаемый коллега! Мы хотели бы узнать Ваше мнение о целесообразности передачи учащимся средней общеобразовательной школы какой-то части знаний учебного курса химии посредством использования компьютерных технологий обучения.
  147. Какие дидактические элементы категориального базиса школьного курса химии наиболее целесообразно представлять в компьютерной технологии обучения?
  148. Продолжение приложения 2 2. Каково, по Вашему мнению, должно быть соотношение времени учебных занятий с использованием компьютерных технологий обучения к общему времени аудиторных занятий по школьному курсу химии.
  149. Оцените и проанализируйте значимость восьми перечисленных ниже временных соотношений, присваивая им ранг от 1 (наиболее значимый) до 8 (наименее значимый).20% и менее ?30% ?40% ?50% ?60% ?70% ?80% ?90% и более ?
  150. Благодарим Вас за ответы и участие в экспертных исследованиях!
  151. Экспертная анкета № 3 «Содержание образовательной программы по подготовке школьных учителей к использованию компьютерных технологий обучения химии учащихся средних общеобразовательных школ»
  152. Ваши оценки будут весьма значимы для поиска путей оптимальных решений по применению компьютерных технологий в учебном процессе.
  153. Учебные модули и темы образовательной программы подготовки учителей Оценка потребности каждой темы Трудоемкость темы
  154. Весьма необходима Желательна Необязательна
  155. Теория и техника овладения компьютером на уровне пользователя.11. Основные сведения об ЭВМ. 12. Операционные системы. 13. Текстовые редакторы. 14. Электронные таблицы. 15. Графические редакторы. 16. Редакторы звука и видео.
  156. Технология обеспечения учебного процесса.
  157. Программное обеспечение и его классификация.
  158. Операционные системы DOS и WINDOWS: их основные характеристики и сравнение.
  159. Основные элементы операционной системы WINDOWS (98, 2000, NT, ХР). Настройка WINDOWS и оборудования под пользователя. Стандартные приложения.24. Мультимедийные средства. 25. Microsoft Office.
  160. Редактор растровых изображений PhotoShop, редактор векторных изображений CorelDraw. Основные функции работы с изображениями.
  161. Электронные базы данных. Создание, использование.
  162. Основные характеристики локальных сетей. Работа в локальных сетях.
  163. Учебные модули и темы образовательной программы подготовки учителей Оценка потребности кащой темы Трудоемкость темы
  164. Весьма необходима Желательна Необязательна
  165. Интернет глобальная компьютерная сеть. Возможности глобальной компьютерной сети.
  166. Методики и приемы использования готовых и создание простейших машинных программ.
  167. Обзор возможностей имеющихся машинных программ.
  168. Контролирующие ЗУН учащихся машинные программы (тесты).33. Обучающие программы.
  169. Обучающе-контролирующие программные средства.
  170. Использование компьютера при проведении лабораторных, практических занятий и пр.
  171. Возможности дистанционного обучения.
  172. Программирование простейших компьютерных программ самостоятельно.
  173. Использование готовых сред, которые готовы для наполнения их учебным содержимым.
  174. Психологические- педагогические и методологические аспекты применения компьютерных технологий обучения.
  175. Овладение психологическими приемами адаптации учащихся к использованию компьютерных технологий обучения.
  176. Мотивация учащихся к учению при использовании компьютерных технологий обучения.
  177. Подготовка к урокам, лабораторным, практическим занятиям и демонстрационному эксперименту с использованием компьютера.
  178. Проведение уроков, лабораторных, практических занятий и демонстрационного эксперимента с использованием компьютера.
  179. Проведение тестирования с использованием компьютера.
  180. Организация внеклассных занятий с использованием компьютера.
  181. Учебные модули и темы образовательной программы подготовки учителей Оценка потребности каждой темы Трудоемкость темы
  182. Весьма необходима Желательна Необязательна
  183. Работа с родителями по вопросам использования компьютерных технологий обучения.
  184. Благодарим Вас за мнение и участие в экспертных исследованиях!
  185. Тест выходного контроля уровня знаний по содержанию модуля № 1 спецкурса по подготовке школьных учителей к использованию компьютерных технологий обучения химии учащихся средних общеобразовательных школфрагмент)
  186. Уважаемый коллега! Просьба ответить на вопросы всех заданий нижеследующего теста. Обратите внимание, что каждое из предложенных заданий содержит правильные ответы, ответы с недочетами, неверные ответы. Свои ответы просьба отметить любым знаком.
  187. Укажите, какие устройства служат для ввода информации в компьютер:
  188. А: монитор- Б: клавиатура- В: модем- Г: принтер- Д: ИБП (UPS) — Е: сканер.
  189. Укажите, какие устройства содержит системный блок:
  190. А: процессор- Б: мышь- В: модем- Г: принтер- Д: ИБП (UPS) — Е: сканер.
  191. Укажите, какие устройства служат для вывода информации:
  192. А: монитор- Б: мышь- В: клавиатура- Г: принтер- Д: ИБП (UPS) — Е: сканер- Ж: модем.
  193. Что понимается под термином «файл»:
  194. А: единица измерения информации- Б: программа в оперативной памяти- В: текст, распечатанный на принтере- Г: программа или данные на диске, имеющие имя- Д: данные на диске, имеющие имя.
  195. Что обязательно входит в состав мультимедиа-компьютера:1. А: проекционная панель-
  196. Б: CD-ROM дисковод и звуковая плата-1. В: модем-1. Г: плоттер-1. Д: звуковая карта.
  197. Какие типы известных Вам операционных систем используются на наших занятиях:
  198. A: Gopher- Б: Unix и Pascal- В: Novell Netware- Г: Windows и DOS.
  199. К какому виду программного обеспечения относятся Unix, DOS, Windows, Linux?
  200. А: Операционные системы- Б: Операционные оболочки- В: Программы архивирования данных- Г: Текстовые процессоры- Д: Информационные системы.
  201. По Вашему мнению, операционная система Windows 9. x является:
  202. А: однозадачной- Б: многозадачной-
  203. В: однозадачной и многозадачной, зависит от выполняемой операции- Г: такого термина не существует.
  204. К какому виду программного обеспечения относятся Adobe Acrobat Reader,
  205. Microsoft Word, Notepad, WordPad? А: Операционные системы- Б: Операционные оболочки- В: Программы архивирования данных- Г: Текстовые процессоры- Д: Информационные системы- Е: Программы для чтения текста.
  206. Укажите, что содержит файл с расширением «txt»:
  207. А: форматированный текст- Б: только текст- В: картинку-
  208. Г: текст вместе с картинками- Д: ни одно из перечисленного.
  209. Укажите, что содержит файл с расширением «doc»: А: форматированный текст- Б: только текст- В: картинку- Г: звук-
  210. Д: ни одно из перечисленного.
  211. Что понимается под термином Microsoft Word:
  212. А: текстовый файл- Б: табличный редактор- В: текстовый редактор- Г: записная книжка- Д: программа для набора текста.
  213. Какие действия необходимо выполнить для того, чтобы запустить Microsoft Word:
  214. А: Мой компьютер Microsoft Word- Б: Пуск Программы Стандартны Microsoft Word — В: Пуск Программы Microsoft Word- Г: Программы Microsoft Word-
  215. Д: Программа не открывается, открываются только документы.
  216. Что можно регулировать в Microsoft Word, изменяя этот процент 100%. т I: А: масштаб документа на экране- Б: масштаб документа при печати- В: масштаб рисунка в документе- Г: параметры страницы.14.
  217. Какую кнопку необходимо нажать, чтобы начать рисовать таблицу в текстовом документе Word:1. А: П-т- .Ж Vь: -1. В:1. Г: Ш.
  218. Как изменить ширину столбца так, чтобы не изменилась ширина таблицы в текстовомдокументе Word:1
  219. Как добавить последнюю строку в таблицу в текстовом документе Word:
Заполнить форму текущей работой