Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-правовые основы деятельности общей полиции Дальнего Востока России: Вторая половина XIX — начало XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности темы исследования. Освещение истории полиции Дальнего Востока связано с большими трудностями. В первую очередь они вызваны отсутствием полной и точной информации о полиции региона как объекте научного исследования. Специалисты в основном обращались к истории полицейских органов, существовавших в Центральной России, но не учитывали специфику полиции в других местностях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование общей полиции Дальнего Востока России, правовые основы ее организации и деятельности
    • 1. 1. Основные этапы развития общей полиции Дальнего Востока России
    • 1. 2. Правовые основы организации и деятельности общей полиции Дальнего Востока России
    • 1. 3. Средства обеспечения деятельности общей полиции Дальнего Востока России
  • Глава 2. Правоохранительная деятельность общей полиции Дальнего
  • Востока России
    • 2. 1. Борьба общей полиции с преступностью на Дальнем Востоке России
    • 2. 2. Деятельность общей полиции Дальнего Востока России по охране общественного порядка

Организационно-правовые основы деятельности общей полиции Дальнего Востока России: Вторая половина XIX — начало XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Преобразования, осуществляемые в течение последних нескольких лет в России, настолько глубоки и масштабны, что при всей их непоследовательности и противоречивости можно говорить о том, что в настоящее время происходит обновление Российской государственности. На государственные органы, составляющие в совокупности и единстве механизм Российского государства, возлагается выполнение многих важнейших функций, в том числе — обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, охрана общественного порядка и борьба с преступностью.

В настоящее время борьба с преступностью вышла далеко за рамки национальных границ и превратилась в одну из глобальных проблем современности. К сожалению, в России, несмотря на принимаемые меры, заметны очень небольшие шаги к улучшению криминогенной ситуации. Вместе с тем, в нашей стране, и в частности на Дальнем Востоке, был накоплен значительный положительный опыт деятельности правоохранительных органов в сложной экономической и политической обстановке и борьбы с преступностью. Одним из таких периодов является вторая половина XIX — начало XX в.

История дореволюционной полиции России содержит широкий комплекс проблем, и важное место среди них занимает история полиции отдельных регионов страны, в том числе и история полиции Дальнего Востока. Обращение к дореволюционному опыту деятельности правоохранительных органов в сложной социально-экономической и политической обстановке является одним из условий успешного выполнения задач, стоящих в настоящее время перед органами МВД Российской Федерации. Изучение общей полиции Дальнего Востока России во второй половине XIX — начале XX в. дает материал для моделирования возможного варианта организационноправовых основ деятельности органов внутренних дел в отдаленных регионах страны.

Актуальность выбранной темы тем более важна в свете последних изменений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда налицо определенное сходство дореволюционной и современной ситуаций в правоохранительной сфере. Подобное сходство проявляется в присутствии на территории Дальнего Востока большого числа иностранных граждан, тесных экономических связях края с соседними государствами, бурном развитии рыночных отношений, ослаблении связей с центром страны и других явлениях, которые неизбежно влияют на криминогенную обстановку, а также на организацию и деятельность местных правоохранительных органов. В частности, присутствие на территории региона большого числа иностранцев дает определенный процент преступлений, совершаемых как ими самими, так и в их отношении. Тесные экономические связи края с соседними государствами при большой протяженности сравнительно слабо охраняемой границы неизбежно влекут увеличение контрабанды, незаконной миграции и другие неблагоприятные последствия. Ослабление связей региона с центром страны зачастую приводит к произволу местных властей, различным злоупотреблениям, коррупции. Следует также отметить, что в советский период многие из упомянутых проблем не стояли так остро как сейчас и в дореволюционный период, что еще более подчеркивает актуальность данного исследования.

Между тем наличие существенных пробелов в освещении истории полицейских органов России на Дальнем Востоке вызывает потребность рассмотреть данную проблему с точки зрения нашего времени, осмыслить ее на современном уровне развития историко-правовой науки.

Полиция российского Дальнего Востока представляла составную часть полицейского аппарата Российской империи. Ее правовой статус, структура, основные направления деятельности, кадровая и материально-техническая база во многом были схожи с общероссийским образцом. Однако существовали и серьезные отличия, объяснявшиеся местной спецификой, особенностями присоединения и освоения региона, его своеобразным геополитическим положением, внешнеполитическим воздействием, сложными процессами, протекавшими в демографической, национальной, социально-экономической и внутриполитической сферах, другими причинами.

Степень разработанности темы исследования. Освещение истории полиции Дальнего Востока связано с большими трудностями. В первую очередь они вызваны отсутствием полной и точной информации о полиции региона как объекте научного исследования. Специалисты в основном обращались к истории полицейских органов, существовавших в Центральной России, но не учитывали специфику полиции в других местностях нашей огромной страны. Отсутствуют пока специальные исследования и по полиции дореволюционного Дальнего Востока. Единственным исключением является диссертация А. Г. Чукарева «Царская охранка в борьбе с революционным движением на Дальнем Востоке и в Забайкалье в период Первой русской революции (1905;1907 гг.)"1. Однако при всех плюсах данной работы ей присущи и серьезные недостатки, и прежде всего необъективность некоторых выводов по причине абсолютизации классового подхода. Так, деятельности* полиции региона неизменно дается негативная оценка как структуры, защищающей классовые интересы феодально-буржуазного государства. Недооценивается общесоциальная роль полиции. К тому же в данной работе исследуется в основном организация и деятельность политической полиции (жандармерии и охранных отделений), хотя присутствует также интересный материал по общей полиции Дальнего Востока.

В то же время проблема дореволюционной полиции на общероссийском уровне уже достаточно разработана рядом отечественных ученых (P.C.

1 Чу карее А. Г. Царская охранка в борьбе с революционным движением на Дальнем Востоке и в Забайкалье в период Первой русской революции (19 051 907 гг.): Дис. канд. ист. наук. — Владивосток, 1970.

Мулукаев, A.B. Борисов, А. Я. Малыгин, М. И. Сизиков, С. Н. Рожнов, С. А. Воронцов, С. О. Гонюхов, В. И. Горобцов, В. М. Курицин, А. Е. Скрипилев, Д. Н. Шинджикашвили и др.)1, что дает возможность опираться на выработанную ими общую концепцию.

Кроме того, данная проблема в большей или меньшей степени затрагивается в других исследованиях, в частности в работах общеисторического характера по Дальнему Востоку, в таких, например, как: «История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. — 1917 г.).», «Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки (до конца XIX в.)» и др.2.

В настоящее время историческая, историко-правовая наука все больше внимания уделяет изучению истории административно-полицейских органов отдельных регионов России. Это стало новым направлением в историографии. В последние годы появились научные работы, в разной степени освещающие особенности организации и деятельности российской полиции на востоке страны. Это прежде всего диссертации В. Г. Дацышена, A.B. Ремнева,.

1 Мулукаев P.C. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. — М., 1964; Воробейкова Т. У., Дубровина А. Б. Преобразование административно-полицейского аппарата, суда и тюремной системы России во второй половине XIX века. — Киев, 1973; Шинджикашвили Д. Н. Сыскная полиция России в период империализма. — Омск, 1973; Он же. Министерство внутренних дел царской России в период империализма. — Омск, 1974; История полиции дореволюционной России / Под ред. В. М. Курицына. — М., 1981; Полиция и милиция России: страницы истории. — М., 1995; Рожнов С. Н. Место и роль военно-полицейских структур России в правоохранительной системе государства (XVIII — вторая половина XIX вв.). — М., 2000; Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. — М., 1996; Воронцов СЛ. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. — Ростов-на-Дону, 1999; Гонюхов С. О., Горобцов В. И. Российская полиция в мундире. — М., 2000; и др.

2 История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. — февраль 1917 г.). Т. 2. — М., 1991; Алексеев А. И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки (до конца XIX в.). — М., 1982; и др.

А.Д. Тимошевской, Т. В. Шитовой, Р.И. Байгутлина1. В данных работах делаются попытки выявить как общие, так и специфические закономерности полиции восточных окраин Российской империи. Выводы указанных исследователей имеют большое значение для настоящей работы, так как нормативная база организации и деятельности администрации на Кавказе, в Туркестане, Сибири и на Дальнем Востоке во многом была похожей. Основополагающие нормативные акты, изданные для Сибири, Туркестана и Кавказа с успехом применялись и на Дальнем Востоке по причине сходства местных условий, в то же время отличных от условий центральной части России.

Появились и работы, затрагивающие отдельные аспекты истории полиции Дальнего Востока и принадлежащие местным исследователям (A.M. Буяков, Е. В. Гамерман, В. А. Черномаз и др.). Однако отсутствие в этой области целостного научного исследования по-прежнему определяет интерес к данной теме.

1 Дацышен В. Г. Русско-китайская война в Маньчжурии 1900;1901 гг.: Дис.. канд. ист. наук. — Иркутск, 1995; Ремнев A.B. Административная политика самодержавия в Сибири в XIX — начале XX вв.: Дис.. док. ист. наук. -Омск, 1997; Тимоьиевская А. Д. Особенности организации полиции в национальных регионах Российского государства (XIX в. — начало XX в.): Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1998; Шитова Т. В. Полиция в административно-правоохранительной системе Сибири в XIX — начале XX вв.: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2002; Байгутлин Р. И. Организационно-правовые основы деятельности полиции Оренбургской губернии в 1775—1868 гг.: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2003. л.

Буяков A.M. Наркобизнес в Приморье и на Дальнем Востоке России: исторический экскурс в проблему // Записки Общества изучения Амурского края (ОИАК). Т. XXVIII. — Владивосток, 1992; Буяков A.M., Буяков O.A. Китайская полиция во Владивостоке в начале XX века // Записки ОИАК. Т. XXXIV. -Владивосток, 2000; Гамерман Е. В. Становление правоохранительной системы на Дальнем Востоке (вторая половина XIX — начало XX вв.) // Россия и Китай на Дальневосточных рубежах. — Благовещенск: Амурский госуниверситет, 2003; Черномаз В. А., Шелудько В. О. Владивостокская портовая полиция в 1899—1917 гг. // Таможенная служба Дальнего Востока: прошлое, настоящее, будущее. Материалы науч.-практ. конф. — Владивосток: ДВ филиал Рос. таможен, академии, 1999; и др.

Цели и задачи исследования. Цели исследования состоят в определении роли и места общей полиции в административно-правоохранительной системе дореволюционного Дальнего Востока, в выявлении особенностей ее организации и деятельности в регионе.

В соответствии с указанными целями решались следующие задачи:

— выявить особенности государственного управления Дальнего Востока в дореволюционный период, обусловленные всей совокупностью географических, социально-экономических, политических, демографических и иных факторов;

— проанализировать организационно-правовые основы деятельности общей полиции Дальнего Востока;

— исследовать систему организации общей полиции Дальнего Востока, ее кадровое, финансовое и материальное обеспечение;

— охарактеризовать основные направления деятельности общей полиции региона и оценить ее эффективность;

— изучить правовые основы регулирования взаимодействия общей полиции Дальнего Востока с другими органами власти и управления.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является общая полиция Дальнего Востока, рассматриваемая как элемент административно-правоохранительной системы региона. Предмет исследования составляют особенности, специфика правовых и организационных основ строительства и функционирования органов общей полиции Дальнего Востока.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод познания социально-правовых явлений. Одним из важных принципов, используемых в работе, является принцип историзма, согласно которому все явления рассматриваются в процессе их эволюции в конкретных неповторимых условиях. Познание структуры и деятельности общей полиции осуществляется также посредством историко-правового анализа. Одним из приемов изучения является использование законов и принципов формальной логики (дедукция, индукция, анализ, синтез, гипотеза и т. д.). Для выявления отдельных закономерностей используются частнонаучные методы: сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический и т. д.

Хронологические и географические рамки исследования. В центре нашего внимания применительно к заявленной теме находится период, охватывающий вторую половину XIX в. и начало XX в., т. е. с начала буржуазных реформ, почти совпавших с созданием на Дальнем Востоке самостоятельных административно-территориальных единиц (областей, градоначальств и др.), и по момент упразднения полиции в ходе Февральской революции 1917 г. Это время, когда происходит существенное усиление административно-полицейского аппарата региона, издаются основополагающие акты по управлению дальневосточной территорией, по положению различных государственных учреждений края, в том числе общей полиции. Тем не менее в ряде случаев для ретроспективного обзора приходится обращаться и к предыдущим периодам.

Географические рамки исследования ограничиваются в основном исторически сложившейся территорией российского Дальнего Востока, которая в дореволюционный период включала в себя земли Приморья, Приамурья, Забайкалья, Охотского побережья, Сахалина, Камчатки, Чукотки, а также полосы отчуждения Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и Квантун-ской области, входившие в конце исследуемого периода в состав единой административно-территориальной единицы — Приамурского генерал-губернаторства, а в 1903;1905 гг. — и в состав Дальневосточного наместничества.

Источниковая база. Источниковую базу диссертации составил широкий круг как опубликованных, так и неопубликованных документов и материалов.

Основополагающими источниками диссертационного исследования стали официальные документы и нормативные акты, содержащиеся в Полном собрании законов Российской империи (1, 2 и 3-е собрания), Своде законов Российской империи, «Сборнике главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью» (Иркутск, т. 1−8, 1883−1884 гг.), отчетах генерал-губернаторов и губернаторов, обзорах областей Дальнего Востока и ДР.

В диссертации широко представлен материал, имеющийся в работах представителей местной администрации, общественных деятелей, путешественников (В.К. Арсеньева, В. В. Граве, А. Н. Корфа, Н. П. Матвеева, И.П. На-дарова, В. А. Панова, В. А. Унтербергера, А. П. Чехова, Д. Н. Шрейдера и др.)1, в изданиях периодической печати (журнале «Вестник полиции», газетах «Владивосток», «Далекая окраина», «Дальний Восток», «Приамурские ведомости» и др.).

В работе исследуются материалы из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного исторического архива (РГИА),.

1 Арсенъев В. К. Китайцы в Уссурийском крае. — Хабаровск, 1914; Он же. По Уссурийскому краю. — М., 1950; Граве В. В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье. Труды командированной по высочайшему повелению Амурской экспедиции. — СПб., 1912; Корф А. Н. Краткий очерк Приамурского края. По официальным данным. — СПб., 1892- Матвеев Н. П. Краткий исторический очерк г. Владивостока. — Владивосток, 1990; Надаров И. П. Очерки современного состояния Северо-Уссурийского края. — Владивосток, 1885- Он же. Хунхузы в Южно-Уссурийском крае // Военный сборник. — СПб., 1896, № 9- Панов A.A. Сахалин, как колония. Очерки колонизации и современного положения Сахалина. — М., 1905; Панов В. А. Дальневосточное положение (Очерк Приамурья). — Владивосток, 1912; Унтербергер П. Ф. Приморская область. 1856−1897 гг. — СПб., 1900; Он же. Приамурский край. 1906;1910 гг. -СПб., 1912; Чехов А. П. Остров Сахалин. — Южно-Сахалинск, 1980; Шрейдер Д. И. Наш Дальний Восток (Три года в Южно-Уссурийском крае). — СПб., 1897- и др.

Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ).

В ГАРФ, в частности, большой интерес представляют фонд 102. ДП (Департамента полиции), фонд ОО (Особого отдела), фонд СО (Секретного отделения), фонд 1477- в РГВИА — фонды ВУА, 1, 77, 400, 14 299, 14 378, 14 383, 14 698, 1582, фонд Главного штабав РГИА — фонд Главного управления Восточной Сибири, фонд «Отчеты о состоянии Приморской области», фонды 1, 565, 1256, 1263, 1281, 1284, 1405, 1582- в РГИА ДВ — фонды 1, 87, 536,702, 1134, 1281, 1381, 1521, 1523, 1528, фонды канцелярии Приамурского генерал-губернатора, военных губернаторов областей Дальнего Востока, областных правлений, полицейских управленийв АВПРИ — фонд 143 «Китайский стол».

Использованные источники содержат богатый материал, характеризующий становление и развитие органов общей полиции Дальнего Востока России, организационно-правовые основы их деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена как выбором темы, так и подходом к ее исследованию. В диссертации впервые предпринимается попытка комплексного исследования опыта организации и деятельности полиции на Дальнем Востоке России. Новизна диссертации состоит также в том, что в процессе исследования использовалось значительное количество законодательных актов и архивных материалов, касающихся учреждения и реформирования органов общей полиции на Дальнем Востоке. Причем, большая часть архивных материалов впервые вводится в научный оборот. Проблемы исследования рассматриваются с учетом последних достижений исторической науки, теории и истории государства и права, теории управления в сфере правоохранительной деятельности. В частности, это относится к теоретическому положению о способности системы органов внутренних дел к адаптации к среде функционирования, которое подтверждается исторической практикой в своеобразных условиях дореволюционного Дальнего Востока России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Совокупность географических, климатических, геополитических, социально-экономических, демографических, этнических и других факторов, характерных для Дальнего Востока, обусловила особенности организации управления, правовой регламентации деятельности общей полиции, определившие упрощенную структуру полицейских управлений, расширенную компетенцию полицейских органов, введение полицейских должностей, отсутствовавших в других регионах Российской империи.

2. Общая полиция играла ведущую роль в административно-правоохранительной системе Дальнего Востока, так как ввиду отсутствия или слабости в регионе других государственных учреждений и органов местного самоуправления она осуществляла не только полицейские задачи, но также участвовала в реализации административно-хозяйственных и судебно-следственных функций, в проведении миграционной политики Российского государства.

3. Большой объем задач, возложенных на общую полицию Дальнего Востока, затруднял ее деятельность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, создавал сложности в комплектовании и подготовке личного состава. Для решения кадровых проблем были установлены существенные материальные льготы для сотрудников дальневосточной полиции.

4. В помощь общей полиции Дальнего Востока регулярно привлекались войска, из местного населения создавались вспомогательные формирования («вольные дружины народной охраны», «комитеты самозащиты», «китайская полиция»), использовались органы сословного самоуправления (крестьянские, казачьи, «инородческие»).

5. Несмотря на определенные особенности организационного построения общей полиции Дальнего Востока, она оставалась составной частью единого целого полицейского аппарата России, что обеспечивало взаимодействие всех звеньев (центральных и местных) полицейской системы страны.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно, восполняя пробел в изучении истории Российского государства и истории его органов внутренних дел, является вкладом в углубление знаний о структуре, правовых основах организации и деятельности общей полиции на Дальнем Востоке России, может явиться основой дальнейшего исследования развития российской государственности второй половины XIX — начала XX в., способствовать более точному и глубокому пониманию истории организации, форм и методов деятельности полиции Дальнего Востока как части российского полицейского аппарата.

Изучение дореволюционного опыта борьбы с преступностью и охраны общественного порядка имеет огромное практическое значение, так как является одним из источников совершенствования деятельности органов внутренних дел. Анализ закономерностей развития полицейских органов Дальнего Востока может помочь в прогнозировании основных тенденций развития региона в целом, в учете его специфики в правоохранительной сфере и в конечном счете послужить задачам укрепления государства и права России. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования правовой базы, организации и деятельности органов внутренних дел современного Российского государства.

Материалы исследования, основные выводы и положения могут быть использованы в учебном процессе по курсам «История отечественного государства и права», «История органов внутренних дел» и «История Отечества».

Обоснованность и достоверность результатов исследования достигаются использованием утвердившихся в науке методологических положений по исследуемой проблемекомплексной методикой исследования, обеспечивающей всестороннее и объективное изучение организационно-правовых основ деятельности общей полиции Дальнего Востока Россииприменением общих и частных научных методов исследованияопорой на дореволюционную нормативную базу, архивные материалы, материалы периодической печати, статистические данные, научную литературуапробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в 16 научных статьях, а также обсуждались на межвузовских и международных конференциях: «Социально-экономические, правовые и культурные процессы современной цивилизации» — 1998 г., 1999 г., 2000 г., г. Владивосток- «Экономика российского Приморья: проблемы, перспективы, направления развития» — 1999 г., г. Владивосток- «Таможенная служба Дальнего Востока: прошлое, настоящее, будущее» — 1999 г., г. Владивосток- «Шестая Дальневосточная конференция молодых историков» — 2001 г., г. Владивосток- «Исторический опыт освоения Дальнего Востока» — 2001 г., г. Благовещенск- «Совершенствование деятельности органов внутренних дел в современных условиях» — 2001 г., г. Хабаровск- «Министерство внутренних дел — от прошлого к настоящему (вопросы теории и истории)» — 2002 г., г. Чита- «МВД России -200 лет: история, развитие, перспективы» — г. Хабаровск, 2002 г.- «Органы государственной безопасности Приморья: взгляд в прошлое во имя будущего» — г. Владивосток, 2003 г.- «Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России» — М., 2003 г.

Материалы исследования применяются в учебном процессе Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России. По материалам исследования диссертантом подготовлены учебно-методические пособия для УВД Приморского края, которые используются в процессе служебной подготовки по общественно-государственной тематике личного состава органов внутренних дел.

Структура и объем диссертации

определяются целями и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Заключение

.

Итоги выполненного исследования могут быть сформулированы в виде обобщенных положений и выводов, отражающих теоретическую и практическую значимость исследования:

Общая полиция Дальнего Востока являлась составной частью полицейского аппарата дореволюционной России и была важным элементом российской государственности на далекой окраине страны. Правовой статус, структура, основные направления деятельности, кадровая, финансовая и материальная база общей полиции региона во многом были схожи с общероссийским образцом. Ей были присущи черты, характерные для всей полиции России: громоздкость организации, обширная компетенция, параллелизм и дублирование функций разных подразделений.

В то же время особенности правового статуса, структуры и основных направлений деятельности общей полиции Дальнего Востока существенно отличали ее не только от полиции Центральной России, но и от полиции соседней Сибири. Данные особенности во многом определялись спецификой Дальнего Востока, его своеобразным геополитическим положением, внешнеполитическим воздействием, сложными процессами, протекавшими в демографической, национальной, социально-экономической и внутриполитической сферах, особенностями быта и обычаев местного населения, а также задачами Российского государства в этом регионе. Само возникновение регулярной полиции в Приамурском крае, последующие ее преобразования и деятельность были тесно связаны с этими процессами. На формирование дальневосточной полиции влиял целый комплекс факторов: огромные размеры территории, большая удаленность от центра страны, низкая плотность населения, его сложный социальный и национальный состав, большое число ссыльных, низкий уровень социально-политического и экономического развития, плохое состояние путей сообщения, угрожающие внешнеи внутриполитические обстоятельства, непривычные для переселенцев природные условия и т. д. Необходимость отступления от общероссийской системы организации общей полиции обусловливала ее адаптацию к среде функционирования, что следует оценивать как позитивное явление.

По указанным выше причинам организационно-правовые основы деятельности общей полиции Дальнего Востока определялись не только общероссийскими нормативными актами, но также законами и подзаконными актами (указами, инструкциями и др.), касавшимися специально Сибири, Восточной Сибири, Приамурского края, такими, например, как: «Учреждение для управления Сибирских губерний» 1822 г., «Учреждение управления Приамурского генерал-губернаторства» 1892 г. Организация и деятельность общей полиции региона регулировали также акты, издававшиеся местными властями, такие, например, как распоряжения, приказы и инструкции наместника на Дальнем Востоке, генерал-губернатора, губернаторов, управляющего КВЖД, начальника Квантунской области, военных комиссаров, градоначальников и других должностных лиц. Кроме того, даже общие законы распространялись на области Дальнего Востока с запозданием, не полностью и с некоторыми изменениями, учитывавшими специфику края. По этой причине правовой статус общей полиции региона несколько отличался от общероссийского образца.

Общая полиция играла ведущую роль в административно-правоохранительной системе Дальнего Востока, поскольку на протяжении всего рассматриваемого периода осуществляла широкий круг функций не только по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, но и общеадминистративных. Это было связано с тем, в частности, что реформы 60−70-х годов XIX в. на Дальнем Востоке были осуществлены только частично. В результате в крае сохранялись пережитки феодального строя. Компетенция общей полиции Дальнего Востока характеризуется тем, что она была гораздо шире, чем в Европейской части России. Причина этого заключается в отсутствии или слабости многих государственных органов и органов самоуправления на территории региона, обширности и большой отдаленности данных территорий от центра России. Основными задачами полиции региона фактически являлись административно-хозяйственные (переселение, освоение) и политические (удержание региона в сфере влияния России), участие в реализации миграционной политики Российского государства. Поэтому борьба с преступностью велась постольку, поскольку это было необходимо для выполнения указанных задач. Перегруженность полиции Дальнего Востока многочисленными обязанностями не позволяла эффективно решать задачи охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Общая полиция Дальнего Востока должна была заниматься и специфическими дальневосточными проблемами. Она боролись с контрабандой, производством и распространением наркотиков, хунхузничеством (китайским бандитизмом), незаконной добычей золота, браконьерством и т. д.

Полиция исполняла функции мировых судей (там, где их не было), занималась заведованием и охраной лесов и морских промыслов (по причине отсутствия или нехватки лесной, промысловой и пограничной стражи). Функции следствия, в виде исключения из действовавших законов, также осуществлялась преимущественно чинами полиции, так как число судебных следователей было явно недостаточным на обширных пространствах края. Только в 80−90-х годах XIX в. началось постепенное освобождение местной полиции от несвойственных ей функций (судебных, следственных, хозяйственных и др.) и передача их вновь создаваемым соответствующим органам власти и управления. Но полного освобождения от дополнительных функций так и не произошло.

Характерной чертой общей полиции Дальнего Востока являлся ее военизированный характер. Особенно это заметно при рассмотрении вопроса о формировании полиции края. Систему управления, сложившуюся в то время в регионе, вполне можно назвать военно-административной. Главной ее отличительной чертой было возложение функций гражданского управления на военную администрацию. Войска становились основной опорой местной администрации, чему также способствовало объединение в ее руках функций как гражданского, так и военного управления. На службу в полицию, как правило, принимались офицеры и нижние чины армии и флота. В помощь полиции постоянно направлялись воинские команды для поимки беглых ссыльных, ликвидации разбойничьих шаек, несения патрульно-постовой службы, производства облав, обысков и т. д.

Особенностью общей полиции Дальнего Востока являлось наличие в штатах переводчиков иностранных языков (монгольского, китайского, корейского, маньчжурского и японского), без которых работа с разноязыким населением края была невозможна.

Широкое распространение на Дальнем Востоке получила практика привлечения к исполнению полицейских обязанностей различных категорий гражданского населения, что также было обусловлено слабостью местной полиции. В помощь полиции создавались такие вспомогательные внештатные формирования, как «китайская полиция», «вольные дружины народной охраны», «комитеты самозащиты», активно использовались органы сословного самоуправления (крестьянские, казачьи, «инородческие»).

Важной особенностью российской общей полиции на Дальнем Востоке являлось распространение ее организационных структур на рубеже XIX — XX вв. на территорию Северо-Восточного Китая (Маньчжурию). Создание полицейских учреждений Российской империи на территории другого государства можно считать уникальным явлением, достойным специального исследования.

Для решения проблем формирования и финансирования общей полиции Дальнего Востока правительством и местной администрацией принимались меры, учитывавшие местную специфику. В целях предотвращения текучести кадров, привлечения и закрепления чиновников в новом, необустроенном крае были установлены существенные материальные льготы в обеспечении денежным и квартирным довольствием, в пенсионной выслуге и др. Ввиду недостаточного развития собственных сил края большую часть нагрузки по содержанию местных органов полиции нес государственный бюджет России.

В целом, несмотря на трудности материального и организационно-правового характера, а также особенности развития Дальнего Востока, общая полиция поддерживала общественный порядок в крае, противостояла преступности, являлась проводником решений, постановлений и законов, направленных на укрепление правопорядка. Но следует признать, что ее правоохранительная деятельность была не достаточно эффективной. Однако оценивать качество работы полиции только по уровню раскрываемости преступлений вряд ли будет правильно, так как оно обусловливалось всей совокупностью социально-экономических, политических и иных факторов. В этих условиях необходимо было кардинальное реформирование всей правоохранительной системы, а не просто количественный рост полицейских подразделений.

Данное исследование позволяет сделать вывод о гибкости методов управления и учете региональных особенностей как принципах функционирования полицейской системы дореволюционного Дальнего Востока России, которая развивалась под воздействием многочисленных факторов политико-географического, социально-политического, этносоциального характера.

Изучение организационно-правовых основ деятельности общей полиции России в условиях Дальневосточного региона дает возможность дополнить историю Российского государства и его правоохранительных органовимеет определенное теоретическое и практическое значение, является одним из источников совершенствования деятельности органов внутренних дел России на современном этапе, а также может использоваться в системе служебной подготовки личного состава и в учебном процессе по курсам «История отечественного государства и права», «История Отечества», «История органов внутренних дел».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. СПб.: Напечатано во втором отделении Собственной Е.И.В. канцелярии. 1830.1. Т. XX. № 14 392.1. Т. XXI. № 15 379.
  2. Т. XXVII. № 20 771, № 20 889.
  3. Т. XXXVIII. № 29 124−29 134, № 29 125, № 29 126, № 29 131.
  4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. СПб.: Напечатано во втором отделении Собственной Е.И.В. канцелярии.1. Т. III. № 2253.
  5. Т. XXVI. № 25 322, № 25 394, № 25 395, № 33 701.
  6. Т. XXXI. № 31 080, № 31 222.1. Т. XXXIII. № 33 862.
  7. Т. XXXIV. № 34 010, № 34 163.
  8. Т. XXXV. Отд. 2. № 36 429а.1. Т. XXXVI. № 37 231.
  9. Т. XXXVII. Отд. 2. № 38 933, № 39 087, Отд. 2. № 39 090 В.
  10. Т. XLII. № 36 429а (Дополнение к Т. 35), № 44 681, Прилож. к № 44 681.1. Т. XLIV. Отд. 2. № 47 741.1. Т. XLVIII. № 52 438.1. Т. LI. № 56 727.1. Т. LV. № 60 851.
  11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. СПб.: Напечатано во втором отделении Собственной Е.И.В. канцелярии.
  12. Т. IV. № 2233, № 2324. Т. VIII. № 5316, № 5318. Т. XI. № 7584.1. Т. XIV. № 10 709.1. Т. XIX. № 17 513.1. Т. XX. № 18 943.1. Т. XXI. № 20 129, № 20 082.
  13. Т. XXIII. Отд. И. Прилож. к № 22 511.
  14. Т. III. Пол. особ, преим. служб. Ст. 5−10.
  15. Т. VI. Устав Таможенный, изд. 1910 г. Раздел 8, Гл. 5. Ст. 1165, 1166. Собр. Узак., Ст. 2272.
  16. Свод Уставов Благочиния. Ч. 3, 4 и 5. СПб.: законов Российской империи. Печатано в Типографии 2 отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1832.
  17. Г. Г. Законы об управлении областей Дальнего Востока. СПб., 1904.
  18. Русско-китайские отношения. 1689−1916. Официальные документы. -М., 1958
  19. Сборник договоров России с Китаем. 1689−1881. СПб., 1889.
  20. Сборник главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью. В 8 т. Иркутск, 1883−1884.
  21. Систематический сборник постановлений Владивостокской городской думы за 1901−1912 гг. Владивосток, 1913. — 747 с. — Ст. 1664, 1677, 1680, 1696, 1697, 2434, 2435, 2437.
  22. Приказ по Владивостокской крепости за № 762 от 3/Х1 1905.
  23. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора за 1893, 1894 и 1895 годы. СПб, 1896.
  24. Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора за 18 981 900 годы.-СПб., 1901.
  25. Забайкалье. Краткий исторический, географический и статистический очерк Забайкальской области. Иркутск, 1891.
  26. Обзор Забайкальской области за 1884 год. Примечание к Всеподданнейшему отчету военного губернатора Забайкальской области за 1884 год.-Чита, 1885.
  27. Обзор Забайкальской области за 1890 год. Чита, 1891.
  28. Обзор Забайкальской области за 1903 год. Чита, 1904.
  29. Обзор Камчатской области за 1912 год. Приложение к Всеподданнейшему отчету. Петропавловск-на-Камчатке, 1914.
  30. Обзор Приморской области за 1894 год. Владивосток, 1895.
  31. Обзор Приморской области за 1895 год. Владивосток, 1896.21
Заполнить форму текущей работой