Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трансформация библейской мифологемы пути человека в культурфилософии экзистенциализма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экзистенциальные концепции являются попыткой создания «новой религии», которая, сменив христианство, не преодолела зависимости от него на ментальном уровне и потому включила в себя в трансформированном виде концептуальные и этические идеи Библии, связанные с образом человеческого жизненного пути: а) идеалом объявляется достижение гармонии с трансцендентным (в религиозном экзистенциализме это Бог… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление концептуальных ©-снований мифологемы
    • 1. 1. Понятие мифологемы пути человека. о
    • 1. 2. Структура библейской мифологемы пути человека
  • Глава 2. Трансформации библейского образа пути человека в концепциях эюистенщиалистов
    • 2. 1. Преломление библейской мифологемы пути в концепциях религиозного экзистенциализма
    • 2. 2. Трансформация бмбленскш мифологемы нуги в концепциях

Трансформация библейской мифологемы пути человека в культурфилософии экзистенциализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования Проблема выбора человеком жизненного пути стала для него насущной с момента осознания им своей личностной самостоятельности, то есть с древнейших времен, и в процессе его эволюции, предполагающей все более сложные и многообразные взаимоотношения с окружающим миром, становилась все более острой. Утратив мифологическое, архаическое чувство своего единства с миром и убежденность в справедливости и неотменимости трансцендентных законов, правящих космосом, то есть чувство гармонии всего сущего, люди, движимые естественным, заложенным в их природе стремлением к счастью, всегда искали и продолжают искать пути к «потерянному раю». Содержание и сущность этого пути меняются в зависимости от отличий в менталитетах, то есть мироощущения, мировосприятия индивида и сообщества, представляющих тот или иной тип культуры. Поскольку менталитет есть единство противоположных началприродного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального и содержит архетипы, имеющие «безмерно древнюю», мифологическую природу, представления людей о мире, человеке, его месте в мироздании, изменяясь в процессе духовной эволюции, не утрачивают глубинной связи с подобными архаическими представлениями. Это определяет необходимые условия, которым должен удовлетворять каждый из предлагаемых человечеству путей к идеалу.

Во-первых, он должен опираться на сохранившуюся в подсознании человека память о всеединстве сущего.

Во-вторых, характер идеала, являющегося ценностным ориентиром при прохождении пути, должен способствовать восстановлению утраченного человеком ощущения справедливого миропорядка.

В-третьих, сущность и содержание пути должны соответствовать представлениям человека определенного типа культуры о собственных возможностях достижения идеала.

Соблюдение первого условия предполагает присутствие в структуре любого пути «мифологических мотивов и образов, несущих в себе архаическую, интуитивную полноту знания о мире», — мифологем. Изучение сущности и структуры мифологемы, ставшее частью данного исследования, особенно актуально в XX — XXI веках, потому что современная ситуация человека в мире необыкновенно остро поставила проблему поиска опоры, присутствующей в самом человеке и способной помочь ему обрести смысл жизни.

Человек, ощутивший чуждость и враждебность мира, свою слабость и несовершенство по сравнению с ним, может обрести чувство устойчивости и справедливости происходящего, только подчинившись превосходящей его силе, признав это подчинение обоснованным и подающим надежду на облегчение страданий. Непонятный и подавляющий своей огромностью мир должен был обрести лицо-единого Господина, с которым можно договориться. Совокупность всех этих качеств присутствует в монотеистических религиях (в иудаизмеидея закона — договора, подготовившего людей к принятию благодати Божьей, проповедуемой христианством). Основополагающие догматы христианства, ставшего одной из самых влиятельных мировых религий, заключены в Библии. Библейская мифологема пути человека оказалась идеально соответствующей потребности людей в трансцендентном покровителе, чья воля, недоступная ограниченному человеческому пониманию, всегда благопотребности в том, чтобы наделить земные страдания смыслом и целесообразностью. Библейская мудрость столь универсальна, что ни одна мировоззренческая концепция, возникшая после нее в христианском мире и моделирующая свой образ пути человека, не смогла обойтись без ее влияния. Библейская мифологема пути, на уровне ее концептуального, этического содержания, отразилась и в философии экзистенциализма — пожалуй, самом популярном культурофилософском явлении в Европе XX века. Именно популярность поведенческой модели, предложенной экзистенциализмом, особенно его атеистической разновидностью, человеку живущему «после священного», но не отказавшемуся от христианской этики и постулируемых ею ценностей, стала причиной нашего интереса к философии существования и основанием для того, чтобы считать наше исследование актуальным.

Степень разработанности проблемы.

Проблема переноса мифологических и религиозных мотивов в современные учения XX века широко изучена в научнофилософской и философско-филологической мысли. Мотив человеческого пути присутствует и в Библии — книге, дающей всестороннее представление о человеке, служащей источником образа пути для произведений культуры христианского мира.

Проблема человеческого пути притягивает внимание многих исследователей различных направлений из разных стран. Одни изучают отношения человека и Высшего Разума (В. Комаров, Б. Картер), синтезируя в своих исследованиях физику и мистику, науку и религию. Другие опираются на классические христианские устои (А. Мень, Б. Берман). Третьи ищут отражение осознания человеком себя в мире, в языке, говоря о философии грамматики (Г. Фоконье, Дж. Динсмор, Дж. Лакофф). Четвертые объявляют XX век веком нигилизма и находят наиболее ярких выразителей «новой религии». Так, А. Камю признается кумиром и рупором идей целого поколения середины XX века — эпохи декаданса и агностицизма (А. Руткевич, С. Велшсовский, Е. Кушкин, Ж.

Брошье). Пятые связывают путь человека с мифом, утверждая цикличность человеческой цивилизации и стремление человека вернуть гармонию через возврат к мифологическому сознанию (А. Лосев, М. Элиаде, Я. Голосовкер и другие). Особенно широкое распространение получило изучение влияния и роли Библии в современной постмодернистской жизни и культуре (В. Струминский, Л. Маркова и другие).

Очевидно, что для изучения переноса мифологем необходимо вначале изучить миф как таковой. Исследование мифа проводится как в русле литературоведения (Я. Голосовкер, Е. Мелетинский, В. Руднев), так и в русле философии (Дж. Вико, Ф. В. Шеллинг, Э. Кассирер, А. Лосев, М. Элиаде). Необходимо отметить, что А. Лосев рассматривал понятие мифа очень подробно: его отражение в общей философии, философии языка, философии духа. Понятие архетипа как неизменного по сути и не исчезающего элемента человеческого подсознания, лежащего в основе общности ментальных пространств разных типов культур, рассматривается в рамках теории К. Г. Юнга. В связи с введением в настоящее исследование понятия «ментальное пространство» в круг изученных научных трудов вошла теория ментальных пространств Г. Фоконъе.

Поскольку в нашей диссертационной работе исследуется проблема заимствования библейских мотивов, был проведен анализ литературы, посвященной изучению Библии. Библия как текст, содержащий концептуальные и этические основы христианства, привлекала и привлекает внимание теологов (Августин Аврелий, М. Тареев, А. Мень, А. Кураев), христианских философов (В. Розанов, В. Несмелов, В. Зеньковский), светских исследователей, изучающих христианские идеи и понятия, содержащиеся в Библии (Г. Гече, Е. Немировский, К. Леонтьев и другие), а также особенности различных переводов Библии и влияние этих особенностей на общий смысл отдельных религиозных понятий (Е. Верещагин, Б. Берман). Текстуальный анализ отдельных эпизодов и стихов Библии сделан на основе исследований Г. Гече, Б. Сопровского, Б. Бермана. Нетрадидионность подхода к Священному Писанию этих авторов состоит в том, что оно анализируется именно как текст: принимаются во внимание особенности перевода, что очень валено для нашего исследования, поскольку для нас представляют интерес сюжетные линии и нюансы смысла Книги, давшие более поздним авторам пищу для размышлений и переработки. Такой подход представляется целесообразным: для того, чтобы рассмотреть Библию как мировоззренческую систему, необходимо проанализировать ее именно как текст.

В диссертации также исследуются общие основы экзистенциализма, концепции представителей его религиозной и атеистической разновидностей, особенно подробнофилософия Ж.-П. Сартра и А. Камю. Среди работ, изучающих философию существования, нам показались особенно интересными труды А. Руткевича, Н. Аббиньяно, Э. Мунье, С. Великовского, С. Зенкина, С. Семеновой, Дж. Сайра. При анализе концепций человеческого пути, принадлежащих Ж.-П. Сартру и А. Камю, использовались работы ученых, рассматривающих творчество этих мыслителей с точки зрения их биографий, личностных особенностей, литературных достоинств созданных ими прозаических и драматических произведений.

Каждая отдельно взятая проблема, рассмотренная в диссертации, достаточно полно изучена отечественными и зарубежными учеными. Однако эти проблемы в их совокупности и в отношении к предмету настоящего исследования — сходства и различия мифологем пути в Библии и экзистенциализме — ранее не ставились.

Исследование мифологемы пути в философии существования и в Библии базируется на определенном круге источников — текстах, чьи авторы анализируют само понятие «мифологема пути», а также работах, в которых изучаются интересующие нас учения. Центральное понятие диссертационного исследования предлагается в трактовке Н. Брагинской, опирающейся на теорию архетипов К. Г. Юнга и М. Элиаде, а также на истолкование специфики мифа А. Лосевым и Я. Голосовкером.

Объект и предмет исследования.

Объект диссертационного исследования составляет библейская мифологема пути в экзистенциальной культурфилософии.

Предметом диссертационного исследования выступают сходства и различия между библейской мифологемой пути и ее преломлением в культурфилософии экзистенциализма.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является анализ сходств и различий между библейской мифологемой пути и философскими воззрениями экзистенциализма, определение на основе этого анализа образа пути в экзистенциальных концепциях как трансформации библейской мифологемы пути.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

— определить специфику мифа как источника мотивов и образов, несущих в себе полноту интуитивного знания о мире, и понятие мифологемы пути как центрального мифологического образа, присутствующего в ментальных пространствах разных типов культур;

— исследовать путь человека в библейской трактовке и его компоненты: жизнь, смерть, бессмертие, свобода, счастье, смысл жизнивыявить общие черты, модели человеческого пути, представленные во всех направлениях экзистенциализма, их связь с библейской мифологемой пути и отличия от нее;

— проанализировать наиболее популярные экзистенциальные образы пути (в концепциях Ж.-П. Сартра и А. Камю) как попытку создания «нового Евангелия» для человека, живущего «после священного" — установить основания для определения образа пути, сконструированного культурфилософией экзистенциализма, как трансформации библейской мифологемы пути.

Методологические и теоретические основы исследования.

Философскометодологическим основанием диссертационного исследования являются системный и диалектический подходы, позволяющие связать идеи Библии и философии экзистенциализма в их развитии.

В качестве основного подхода для анализа творчества Ж.-П. Сартра и А. Камю избран герменевтический подход, который предоставляет возможность обнаружить новые смыслы в текстах этих мыслителей.

Специфика объекта исследования также обусловливает применение метода текстуального, семантического анализа, поскольку тексты Библии рассматриваются как мировоззренческая система, нашедшая свое выражение в языке, а большая часть произведений Ж.-П. Сартра и А. Камю — художественные тексты, требующие тщательной работы со словарем, с прямыми и переносными значениями слов, с их смыслами. Текстуальный анализ, с одной стороны, позволяет выявить смысл текста без учета его религиозной составляющей, а с другой стороны, требует приведения цитат и их интерпретации.

Теоретическую базу исследования составили работы таких авторов, как Г. Фоконье, М. Элиаде, Я. Голосовкер, Н. Брагинская, В. Зеньковский, А. Руткевич и другие.

Научная новизна диссертационного исследования представлена следующими положениями:

1. Понятие «мифологема пути» рассматривается в соотношении с понятием «ментальное пространство» с целью установления глубинных связей различных типов культур и их универсальной духовной общности.

2. Предпринята попытка установить связь между мифологическим, христианским и экзистенциальным сознанием, отразившуюся в представлениях об идеале и пути его достижения.

3. Выявляется культурфилософская компонента в экзистенциализме, связанная с созданием поведенческой модели (пути), которая должна стать для людей практическим руководством жизни.

4. Жизненный путь «человека абсурда» А. Камю трактуется как структурное повторение земной жизни Иисуса Христа (а, следовательно, путь, необходимый для прихода к истине с точки зрения Библии). Такая трактовка связана с задачей создания «новой религии», характерной для философии экзистенциализма в целом.

5. Устанавливаются основания для трактовки экзистенциального образа человеческого пути как трансформации библейской мифологемы пути в постсакральном ментальном пространстве.

Положения, выносимые на защиту.

1. Мифологема пути является термином, относящимся к области культуры, он взаимодействует с философскими категориями «жизнь», «смерть» и, «бессмертие». «Путь» как понятие подразумевает движение героя от начала (в данном случае, от рождения) к победе и овладению высшими ценностями (бессмертием, истиной) Мифологема пути есть частично трансформированный, но неизменный по сути специфический образ, содержащий интуитивную полноту древнего знания, присутствующий в позднейших созданиях человеческой культуры.

2. Библейская мудрость и философия экзистенциализма имеют своим центром проблему человеческого существования в мире и моделируют путь человека к истине. Мифологема пути поэтому одинаково актуальна для обеих мировоззренческих систем и имеет ряд общих характеристических признаков.

3. Образы пути в Библии и экзистенциальной философии имеют принципиальные различия, корень которых в том, что Библия ставит в центр мировоззрения Бога, а философия существования — человеческую личность. Эти принципиальные различия определяют частные расхождения.

4. Наличие общего источника (мифологического мироощущения), следы которого присутствуют и в библейском образе пути, и в модели человеческого поведения, сконструированной экзистенциализмом, а также глубинная связь между библейскими и экзистенциальными концептами, связанными с этим образом, позволяют трактовать экзистенциальную поведенческую модель как трансформацию библейской мифологемы пути.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов диссертации для проведения более глубокого анализа понятия «мифологема пути» и применимости данного понятия в философии в целом и в философии культуры, в частностив способствовании материалов диссертации доказательству мысли о том, что Библия, включив в свое идейное содержание элементы мифологического мироощущения, послужила источником мировоззренчески значимых смыслов для более поздних учений христианского мира. Результаты диссертационного исследования могут помочь утверждению мысли, что философию экзистенциализма возможно трактовать как трансформацию библейских идей в постсакральном ментальном пространстве.

Представляется возможным использовать материалы диссертации, посвященные философским концепциям Ж.-П. Сартра и А. Камю, как помощь в исследованиях экзистенциализма в целом и французского экзистенциализма, в частности. Материалы исследования могут оказать помощь также философам, придерживающимся компаративистского подхода.

Апробация работы.

Основные положения работы были представлены на международных, всероссийских и региональных конференциях: конференция молодых ученых (г. Барнаул, БГПУ, май 2003 г.), межвузовская научно-практическая конференция «Современное лингвистическое образование: мир изучаемого языка» (г. Барнаул, БГПУ, декабрь 1999 г)., международная научно-практическая конференция «Формирование социо-лингвистической компетенции: проблемы и перспективы» (г. Барнаул, октябрь 1998 г), студенческие Ломоносовские чтения, ЛИИЫ, при БГПУ (1997, 1998 гг.), конференция «Образы человека в философии» (кафедра философии БГПУ, 2000 г.).

Результаты исследования нашли свое отражение в лекциях и семинарских занятиях со студентами и аспирантами ЛИИН при БГПУ и на кафедре философии БГПУ.

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, общий объем работы составляет 166 страниц, библиографический список включает 196 наименований.

Результаты исследования центральной проблемы диссертационной работы можно представить следующими положениями:

1. Мифологические образы и мотивы, среди которых образ пути является центральным, суть символы, выражающие полноту знания о мире, полученного архаическим, досознательным человеком на интуитивном уровне. Интуиция, как инструмент познания, позволяет воспринимать мир целостным, а потому такое восприятие более адекватно, чем рациональное.

2. Путь человека в мифологии имеет ряд постоянных признаков: а) направление пути — восхождение, предполагающее духовное совершенствование человекаб) путь всегда связан с преодолением трудностей и страданий, необходимым для достижения целив) цель пути — овладение сакральными ценностями (золотое руно, любовь, вхождение в сонм богов) — г) условие достижения цели пути — подчинение сверхчеловеческому началу космоса (судьбе).

3. Библия восприняла у мифологии образ пути, трасформировав его в соответствии с изменившимся взглядом человека на свое положение в мире и определенные этим новым положением цель и смысл собственной жизни. Однако библейский образ пути сохранил с мифологическим первообразом принципиальную связь: а) путь человека в библейской трактовке представляет восхождение как совершенствование нравственного и духовного содержания личностиб) достижение высшего идеала — гармонии предполагает преодоление трудностей и терпение страданийв) непременное условие пути к гармонии — подчинение воле трансцендентного начала мира (Бога), вплоть до отречения от собственной личностиг) цель путиобретение слияния с сакральным и через него со всем сущим.

Наличие глубинных связей Библии с мифологией в представлениях о цели и содержании пути позволяет считать библейский образ пути мифологемой.

4. Образ пути, представленный в Библии, как и другие образы и идеи Священного Писания, широко используются всеми видами искусств и гуманитарными науками и во многом определяют содержание культуры христианского мира. Библейская мифологема пути послужила источником этого образа для последующих мировоззренческих систем, религиозных и атеистических, в том числе для философии экзистенциализма.

5. Экзистенциализм родился как ответ на потребность человека найти смысл и опору в постсакральном мире, как практическое руководство жизни для человеческой личности, которая должна самостоятельно, исходя из своего конкретного опыта, выбрать свой путь самосоздания, доопределения себя и утвердить в мире порядок экзистенции как специфически человеческого существования. Таким образом, экзистенциализм предлагает человеку создать новый миф, который заключит б себе новую ситуацию человека в мире и определит их новые взаимоотношения.

6. Образ пути, сконструированный экзистенциализмом, является мифологемой, так как сохраняет связь с мифологическим первообразом: а) направление пути — восхождение через преодоление трудностейб) цель пути — овладение высшими ценностями (свободой, счастьем, истиной) — в) путь четко делится на этапы, каждый из которых привносит в личность что-то новое и несет в себе более правильное понимание взаимоотношений человека с миромг) экзистенциальная трактовка человека как явления включает мифологическую «полноту знания» о нем и его связи с миром.

7. Экзистенциальные концепции являются попыткой создания «новой религии», которая, сменив христианство, не преодолела зависимости от него на ментальном уровне и потому включила в себя в трансформированном виде концептуальные и этические идеи Библии, связанные с образом человеческого жизненного пути: а) идеалом объявляется достижение гармонии с трансцендентным (в религиозном экзистенциализме это Бог, в атеистическомтрансцендированный человеческий опыт) — для придания смысла человеческой жизни необходим выход за пределы наличногоб) утверждается необходимость сознательного и требовательного выбора пути и верности этому выборувыбор пути осознается как выбор себя подлинногов) содержанием пути к идеалу и условием достижения цели провозглашается самосовершенствование, самоопределение (преодоление случайного в себе ради освобождения сущностного), самопревосхождениег) одним из важнейших условий самопревосхождения и аутентичного существования считается приоритет «чистого сознания» над биологической жизнью (Сартр), интуиции над рационализмом (религиозные экзистенциалисты, Камю), над конформистской инерцией непросвещенного разумад) источником знания о себе в мире объявляется переживание человеческого опыта жизни, столкновений с миромв опыте человек реализует (Сартр) или обретает свободу, понимаемую как независимость от враждебной и непобедимой тотальности мирае) экзистенциализм, как и Библия, видит одно из главных проявлений сущности человека в его творческих способностях, хотя по-своему трактует основания и смысл этих способностейж) многие экзистенциалисты, независимо от принадлежности к направлению, видят смысл подлинного человеческого пути в связи с другими людьми (Ясперс, Сартр), в любви к людям и жертвенном служении им (поздний Камю).

Все вышеперечисленные особенности сконструированного культурфилософией экзистенциализма образа человеческого пути, по мнению автора исследования, дают основания трактовать экзистенциальные поведенческие модели как трансформацию библейской мифологемы пути в постсакральном ментальном пространстве.

Цель диссертационной работы, поставленная нами, таким образом, может считаться достигнутой.

Однако проблема трансформации библейской мифологемы пути в философии экзистенциализма не исчерпывается нашим исследованием. Перспективы изучения этой проблемы связаны с более детальной разработкой преломления отдельных библейских концептов, входящих в образ пути (свобода, счастье, истина, личность, человеческая природа), в экзистенциальных моделях А. Камю, Ж.-П. Сартра, Ясперса и других представителей философии существования. Каждый из двух аспектов человеческого путионтологический и гносеологический — может стать темой отдельного исследования. Интерес, по нашему мнению, может представлять сравнительный анализ трансформаций библейской мифологемы пути в философских концепциях разных философовэкзистенциалистов.

Заключение

.

Целью диссертационного исследования было выявление сходств и различий между библейской мифологемой пути и поведенческими моделями, сконструированными представителями культурфилософии экзистенциализма, на основе анализа библейских текстов и экзистенциальных концепцийопределение образа пути в экзистенциальных концепциях как трансформацию библейской мифологемы пути.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

— определить понятие мифологемы (и мифологемы пути как центрального мифологического образа) посредством исследования специфики мифаявления, несущего в себе интуитивное знание о мире, присутствующее в ментальных пространствах разных типов культур;

— исследовать библейскую трактовку пути человека и его компонентов (жизни, смерти, бессмертия, счастья и свободы) как мифологему, установив присутствие в этой трактовке следов мифологического первообраза;

— установить основания для определения образа пути в культурфилософии экзистенциализма как трансформации библейской мифологемы пути в постсакральном ментальном пространстве, для чего выявить глубинную связь между библейской и экзистенциальной поведенческими моделями.

Отдельные вопросы, вошедшие в круг нашего исследования, полно и всесторонне изучены в теологических и философских трудах авторитетных ученыхсуществует общепринятая трактовка этих вопросов. Все избранные источники, за исключением статей Б. Бермана, которые впервые вовлекаются в исследовательский оборот в связи с поставленной нами целью, являются традиционными для изучения отдельно взятого аспекта общей проблематики исследования. Однако эти источники объединены для установления связей между тремя мировоззренческими системами (мифологической, христианской, экзистенциальной), оказавшими большое влияние на духовную историю человечества, причем эта связь установлена на ментальном уровне, для чего в исследование введено понятие ментального пространства. Исследование общих черт мифологического, библейского и экзистенциального образа пути выявило основания для трактовки экзистенциальной поведенческой модели как трансформации мифологемы пути в изменившемся ментальном пространстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Человек- несостоявшийся творец собственной судьбы. // Аббиньяно Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни, — С-Пб., 1998, — С.148−159.
  2. Августин Аврелий (Блаженный). Творения: В 4 т. (Сост. И подг. Текста С. Еремеева.- 2е изд.- Т.2 .- СПб: Киев: Алетейя- УЦКИИ-Пресс, 2000.- 742 с.
  3. С. К вопросу о «христианской мифологии» // Москва, 1993, № 10, — С.189−192.
  4. Г. Философский опыт христианства.// Сибирские огни, 1994, № 1, № 2.- С. 149, С. 157.
  5. Аристотель. Метафизика.- М., Л.: Госсоцэкгиз, 1934, — 601с.
  6. В. Платон,— М.: Мысль, 1969.- 247 с.
  7. Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно- исторических основаниях и пределах личного самосознания, — М.: Российск. гос. ун-т, 2000, — 1005 с.
  8. М.М. К философским основам гуманитарных наук//Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук.- СПб: Азбука, 2000, — С. 227−231.
  9. П.В. Библеизм как способ актуализации русско-французского межкультурного диалога: Автореф. на соиск. учен. степ, канд. филос. наук: (24 00 01) / Ярославль, 1999, — 22 с.
  10. Т.П. Библейские представления о происхождении смерти и сущности жизни человека.//Жизнь. Смерть. Бессмертие, — СПб, 1993, — С. 45−47.
  11. . Библейские смыслы. День первый// Знание- сила, 1994, № 3−10.
  12. Библейская энциклопедия, — М.: Тера, 1991.- 902 с.
  13. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета, — Барнаул: День, 1999, — 1024 с.
  14. JI.B. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перараб. и доп. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1997, — 432 с.
  15. Н.В. Примечания.// Голосовкер Я. Э. Логика мифа. Примечание: Акад. Н. И. Конрад о труде ЯЗ. Голосовкера, — М.: Гл. науч.ред. восточной лит. изд-ва «Наука», 1987.- С. 201−202.
  16. БуберМ.ЯиТы.-М., 1993, — 180 с.
  17. С.И. Грани «несчастного сознания»,— М.: Искусство, 1973, — 239 с.
  18. С.И. Наваждения «праведничества»// Театр, 1973, № 8- С.108−121.
  19. С.И. После «смерти бога»// Новый мир, 1969, № 9- С.219−233.
  20. Е. О древнейших переводах Библии, а также о переводе на современный русский язык.// Азия и Африка сегодня, 1993, № 11.- С.45−50.
  21. Е. Из каких книг состоит Новый Завет и как он соотносится с Ветхим.// Азия и Африка сегодня, 1993, № 8, — С.40−44.
  22. Э. Весть Библии: (толкование библейских текстов. / Пер. с фр.)// Октябрь, 1994, № 7, — С.160−179.
  23. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философ, герменевтики: Пер. с нем.// Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова, — М.: Прогресс, 1988, — 704 с.
  24. П.П. Бытие и разум// Вопросы философии, 1997, № 7- С. 42−48.
  25. П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века, — М.: Республика, 1997, — 495 с.
  26. А.Р. Проблема метафизического бунта.// Философия и общество, 2000, № 4, — С.135−153.
  27. Г. Библейские истории: Пер. с венг, — 2-е изд.- М.: Политиздат, 1990- 318 с.
  28. В. Религия и наука. Разум и вера.// Наука и жизнь, 2001, № 7, — С. 22−29.
  29. А. Миф и символ,— М.: Прогресс, 1994, — 470 с. 28.
  30. Я.Э. Логика мифа. Приложение: Акад. Н. И. Конрад о труде Я. Э. Голосовкера, — М.: Гл. науч. ред. восточной лит. изд-ва «Наука», 1987,-218 с.
  31. С.В. О жизни, смерти и бессмертии как о метаязыковом содержании мифов.// Жизнь. Смерть. Бессмертие.- СПб, 1993, — С. 16−18.
  32. А.В. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе»//Вопросы философии, 1997, № 12- С. 35−42.
  33. Т.П. Логика Срединного Пути.// Философия. Культура. Общество, 2004, № 12, — С. 15−27.
  34. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологич. философии (1913).- М.: Лабиринт, — 110 с.
  35. Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно: Доклад на всемир. филос. конференции, Бостон, 13 авг. 1998// Вопросы философии, 2001, № 8.- С. 78−100.
  36. Дж. Ментальные пространства с функциональной точки зрения// Язык и интеллект.- М.: Издат. группа «Прогресс», 1995-С. 385−412.
  37. Д.В. от Аристотеля к Марсу.// Философия и общество, 2000, № 3, — С. 113−132.
  38. Добру скин М. Е. Христианство в эпоху постмодернизма.// Философия и общество, 2002, № 1.- С. 70−87.
  39. Ф.М. Братья Карамазовы, ч. 1−2, — М.: Современник, 1981, — 366 с.
  40. Ф.М. Искания и размышления.- М.: Советская Россия, 1983.-464 с.
  41. В. Мысли о Камю.// Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов, — С., 1990, — 290 с.
  42. С.И. Человек в осаде.// Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения, — М.: Политиздат, 1992, — С. 3−14.
  43. В. Об образе Божием в человеке.// Вопр. Философии, 1988, № 2, — С.47−52.
  44. Е.Б. Современная мифология: содержание и место в различных областях культуры: Автореф. на соиск. учен. степ, канд. философ, наук: (09 00 13)/Ростов, Н/Д, 1999−23 с.
  45. История античной диалектики.- М.: Мысль, 1972, — 335 с.
  46. История философии: Энциклопедия. М.: Интерпрессервис, Книжный дом, 2002.- 1376 с.
  47. В.В., Огурцов А. П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтеля.// Вопросы философии, 1988, № 4, — С. 128−135.
  48. А. Брачный пир.// Камю А. Изнанка и лицо.: — ЭКСМО-ПРЕСС, — М.: ФОЛИО, Харьков, 1998- С. 77−106.
  49. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство.// Камю А. Бунтующий человек, — М.: Политиздат, 1990, — С. 120−380.
  50. А. Диалог с глухими?!// Слово, 1991, № 3- С. 15−21.
  51. А. Избранное,— М.: Прогресс, 1969- 383 с.
  52. А. Изнанка и лицо.// Камю А. Изнанка и лицо.:-ЭКСМО- ПРЕСС, — М.: ФОЛИО, Харьков, 1998- С. 27−72.
  53. А. Калигула.// Камю А. Счастливая смерть и др. М.: ФАБР, 1993- С. 413−468.
  54. А. Посторонний.// Камю А. Счастливая смерть и др. -М.: ФАБР, 1993-С. 25−105.
  55. А. Творчество и свобода.- М.: Радуга, 1990- 602 с.
  56. А. Чума.// Камю А. Избранное.- М.: «Прогресс», 1969, — С. 133−378.
  57. К. А. Камю, мой отец.// Культура, 1994, № 23- С.З.
  58. Л.Е. проблема свободы в социальной философии Франции (А.Камю, Ж.-П. Сартр): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09 00 11)/ М., 2000- 23 с.
  59. А. Концепция личности у Альберта Камю.// Вопросы философии, 1967, № 2- С. 128−137.
  60. Г. С. Постмодернизм и христианство.// Вопросы философии, 2001, № 12, — С.3−15.
  61. Г. С. Современный мир и «новое» религиозное сознание.// Вопросы философии, 2001, № 6, — С. 18−33.
  62. М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра.- Л.: Лениздат, 1976, — 239 с.
  63. Л.А. Триединство свободы.// Вопросы философии, 1997, № 5, — С. 31−45.
  64. С.Б. Культурно- экзистенциальные измерения познавательного процесса.// Вопросы философии, 1998, № 4- С. 40−49.
  65. В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание,— М.: Изд-воМГУ, 1991.- 192 с.
  66. В.Н. Французская буржуазная философия XX века,— М.: Прогресс, 1969- 387 с.
  67. С.В. Смысл жизни как нравственная проблема: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук: (09 00 05)/ СПб, 1991- 18 с.
  68. В.Ф. Объективное и субъективное: анализ процесса познания.- М.: Наука, 1976- 216 с.
  69. Культурология. Краткий тематический словарь, — Ростов Н/Д: «Феникс», 2001, — 192 с.
  70. Культурология. XX век. Энциклопедия в 3-х т. Т.2.- СПб.: Универс. Книга- ООО «Алетейя», 1998, — 447 с.
  71. А. Грехопадение.// Человек, 1993, № 5, — С. 5−17.- № 6,-С. 5−20- 1994, № 1-С. 9−17.
  72. А. Свобода человека- религиозный аспект.// Посев, 1993, № 4. С. 91−98.
  73. С.А. Библейское грехопадение как исходный пункт евангельской нравственной доктрины.// Жизнь. Смерть. Бессмертие, — СПб, 1993.- С. 47−48.
  74. И.М. Альбер Камю: нигилист против нигилизма.// Вопросы философии, 1975, № 7- С. 96−108.
  75. Е.П. Альбер Камю. Ранние годы, — JL: Изд-во Ленинградского университета, 1982- 183 с.
  76. Дж. Когнитивная семантика.// Язык и интеллект. -М.: Издат. группа «Прогресс», 1995- С. 143−185.
  77. В.Я. Камю. Чистилище.// Русская провинция, 1994, № 5- С. 5.
  78. К. Пророческая гармония Библии.// Наука и религия, 1998, № 9, — С. 7−35.
  79. И.Я. Мировоззренческая сущность философии.// Двенадцать лекций по философии, — Екатеринбург, 1996.
  80. А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии.- М.: Учпедгиз, 1957.- 620 с.
  81. А.Ф. Бытие- имя- космос,— М.: Мысль, 1993, — 958 с.
  82. А.Ф. Диалектика мифа,— М.: Мысль, 2001.- 559 с.
  83. А.Ф. Знак. Символ. Миф: труды по языкознанию, — М.: Изд-во Московского университета, 1982, — 479 с.
  84. А.Ф. Из ранних произведений,— М.: Правда, 1990, — 655с.
  85. А.Ф. Философия. Мифология. Культура.- М.: Политиздат, 1991- 525 с.
  86. А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон- Аристотель, — М.: Молодая гвардия, 1993.-383 с.
  87. Н.Б. Счастливая смерть постороннего.// Вестник Московского университета, 1973, № 2, — С. 78−84.
  88. JI.А. Теология в эпоху постмодернизма.// Вопросы философии, 1999, № 2, — С. 109−127.
  89. В. Битва мира и антимира.// Знание- сила, 1999, Ш0.-С.2−6.
  90. Е.М. Общее понятие мифа и мифологии.// Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский.- М.: Сов. Энциклопедия, 1991, — С. 653−672.
  91. Е.М. Теория мифа. 3-е изд.- М.: изд. Фирма «Восточная лит.» РАН, 2000.- 407 с.
  92. А.В. История религии. Кн. 1: В поисках пути, истины и жизнь, — М.: Издательский дом «Форум», 1997, — 215 с.
  93. А.В. История религии. Кн. 2: Пути христианства.- М.: Форум, 2001.-223 с.
  94. А.В. Как читать Библию: руководство к чтению книг Ветхого Завета.// Журнал Московского Патриархата, 1991, № 1.- С. 5869.
  95. А.В. Мир Библии.- М.: Кнгокная палата, 1990, — 139 с.
  96. А.В. Сын человеческий,— М.: Протестант, 1992, — 415 с.
  97. А.В. Тайна жизни и смерти,— М.: Знание, 1992.- 64 с.
  98. А.В. Феномен человека.// Знание- сила, 1993, № 1, — С. 83.87.
  99. А.В. «Человек не может вообразить своего небытия.» (фрагмент лекции из цикла «Жизнь и смерть»)// Наука и религия, 1993, № 8.- С. 42−46.
  100. А. Ведущие течения современной западной философии.// Соц.- гуманитарные знания, 2002, № 2.- С. 93−108.
  101. Мифологический словарь- гл. ред. Мелетинский Е.М.- М.: Большая российская энциклопедия, Лада- Маком, 1992, — 736 с.
  102. Мифы народов мира под ред. Токарева С. А., в 2-х т. Т.2.- М.: Советская энциклопедия, 1991.-671 с.
  103. С.В. Софиология: человеческое прочтение книги Божьей.// Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия, 1994, № 1.-С. 43−54.
  104. Н.В. Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля.// Вопросы философии, 2000, № 4, — С. 138 157.
  105. Э. Альбер Камю, или воззвание к смиренным. // Мунье Э. Надежда отчаявшихся, — М.: Искусство, 1995, — С. 73−130.
  106. Н.Л., Шрейдер Ю. А. Понимаю, ибо абсурдно: к эвристике абсурда. // Человек, 1998, № 6, — С. 22−35.
  107. В.М. Философия мифологии,— М.: Гардарики, 2002,554 с.
  108. Е. Экклезиаст.: Книги, изменившие мир// Книжное обозрение, 1997, № 15, — С. 13.
  109. В. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения.// Смысл жизни. Антология, — М.: Изд. Группа «Прогресс. Культура», 1994, — С. 65−92.
  110. В.В. Герменевтика смерти.// Филологические науки, 2000, № 4, — С. 109−132.
  111. . Ты всех загадок разрешенье?: (О религиозных воззрениях на смерть и бессмертие)// Наука и религия, 1993, № 10, — С. 30−33.
  112. А.Л. Триграмма сознания человека (наука, религия, мистика).// Наука и религия, 1995, № 2, — С. 42−45.
  113. С. «Научи мя оправданием Твоим»: (О морализме, непротивленчестве и началах христианской этики)// Сегодня, 1996, 12 сент, — С. 15.
  114. Ф. Антихрист. // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла и др.- Минск: Поппури, 1997, — С.297−373.
  115. Д.В. Христианское учение о человеке.// Человек, 2000, № 5, — С. 112−126- № 6- С. 97−108- № 1- С. 119−127.
  116. С.И. Словарь русского языка. Под ред. члена-корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой.- М.: Русский язык, 1989.795 с.
  117. Т.И. Существуют ли абстрактные истины? // Вопросы философии, 1999, № 6, — С. 13−25.
  118. С.В. Проблема смерти в философии: (Онтологический аспект): Автореф. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09 00 11)/ -М., 2002, — 22 с.
  119. Л.Н. Преодоление смерти в религиозном сознании.// Жизнь. Смерть. Бессмертие.: СПб, 1993, — С. 107−108.
  120. Платон. Федон, Пир, Федр, — С.-П.: Изд-во «Азбука», кн. Клуб «Тера», 1997.- 254 с.
  121. В.И. Ценностный мир человека и его судьба.// Двенадцать лекций по философии, — Екатеринбург, 1996.
  122. Постмодернизм в современном мире.// Континент, 1996, № 89, — С. 300−332.
  123. Путеводитель по Библии. Времена и сюжеты, — А- 1230 Vienna, Austria, Eastern Mission, 2000, — 274 с.
  124. А. Неоконченный роман А. Камю.// За рубежом, 1994, № 5, — С. 5.
  125. В. Цель человеческой жизни.// Смысл жизни. Антология, — М.: Изд. Группа «Прогресс. Культура», 1994, — С. 19−64.
  126. В.П. Словарь культуры XX века,— М.: АГРАФ, 1999.381 с.
  127. А. Философия Камю.// Камю. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство, — М.: Политиздат, 1990.- С. 3−22.
  128. Н.К. Мысль как действие или риторика рассуждения.// Рос. Акад. Наук. Логический анализ языка.// Модели действия, — М.: Наука, 1992, — С. 60−69.
  129. В.Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие: Обзор основных религиозно- философских парадигм.//Человек, 2001, № 5, — С. 36−49- № 6-С. 9−17.
  130. Дж. Парад миров. Пер. с англ.- М.: СПб «Март», 1997.248 с.
  131. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии/ Пер. с франц. и предисловие В. Колядко, — М.: Республика, 2000, — 639 с.
  132. Сартр Ж.-П. Герострат- М.: Республика, 1992, — 222 с.
  133. Сартр Ж.-П. Дьявол и господь бог.// Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения, — М.: Политиздат, 1992.- С. 255−364.
  134. Сартр Ж.-П. Мухи.// Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения.- М.: Политиздат, 1992, — С. 195−254.
  135. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. произведения/ Пер. с фанц. В. Гайдамака, — М.: Республика, 1994.-496 с.
  136. Сартр Ж.-П., о нем Долгов К. М. Эстетика Ж.-П. Сартра, — М.: Республика, 1990. № 45 с.
  137. Т.А. от философии существования к структурализму,— М.: Наука, 1974, — 294 с.
  138. С. Повесть Камю «Посторонний» и раннее творчество писателя.// Изв. АН СССР. Сер.: лит-ра и язык, 1973, т. ХХХП, вып. 5, — С. 419−429.
  139. Г. А. Проблемы непосредственного знания в истории философии и принципы формализма научных теорий.// Вопросы философии, 1995, № 9.- С.46−61.
  140. М.Ю. Библейская концепция мироздания и место в ней человека.// Науч.- техническая конференция студентов и аспирантов, 15−16 апр. 1993.: Тезисы докладов.- Рубцовск, 1999.- С.112−113.
  141. Современная феноменология религии.// Вестник Московского Университета. Сер. 7. Философия, 1998, № 6, — С. 36−47.
  142. П. Основные проблемы языка и мышления.-Ереван: Айястан, 1968, — 275 с.
  143. Спыну JIM. Феноменология абсурдного сознания в творчестве А. Камю: Афтореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09 00 03)/ М., 2001.-27 с.
  144. Э.Ю. Экзистенциализм.// Вопросы философии, 1967, № 1,-С. 78−129.
  145. А.С. О книге Иова.// Новый мир, 1992, № 3, — С. 182−208.
  146. Г. Я. Критика экзистенциалистической концепции диалектики. Анализ философских взглядов Ж.-П. Сартра.-М.: Высшая Школа, 1974, — 427 с.
  147. В.В. Духовный мир противостоит хаосу. (Проблема взаимодействия научного и религиозного взглядов на мир).// Наука и религия, 1992, № 10.- С. 2.
  148. М. Цель и смысл жизни.// Смысл жизни. Антология,-М.: Изд. Группа «Прогресс. Культура», 1994, — С. 123−242.
  149. Тизон- Браун М. Завещание гуманиста.: Пер. с французского.// Звезда, 2001, № 12.- С. 182−193.
  150. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. Т.2/ под ред. проф. Д. Ушакова.- М.: ТЕРРА, 1996, — 520 с.
  151. Н. Притча о Белом Ките.// Вопросы философии, 1989, № 1,-С. 67.
  152. Трубников Н. Н Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни: через смерть и время к вечности.// Философия науки, 1990, № 2.
  153. Феномен ветхого: Опыт экзистенциального анализа.// Вопросы философии, 2001, № 9.- С. 71−81.
  154. Л.И. Философская антропология Ж.-П. Сартра/ АН СССР, Ин-т философии./ М.: Наука, 1977, — 287 с.
  155. Философская энциклопедия/ АН СССР, Ин-т филос., науч. совет изд-ва «Сов. Энциклопедия», Гл. ред. Ф. В. Константинов.- в 5 -ти томах. Т.1. -М.: Сов. Энциклопедия, I960, — 504 с.
  156. Философская энциклопедия/ АН СССР, Ин-т филос., науч. совет изд-ва «Сов. Энциклопедия», Гл. ред. Ф. В. Константинов, — в 5 -ти томах. Т.2. -М.: Сов. Энциклопедия, 1962, — 575 с.
  157. Философский энциклопедический словарь/ Ред. сост. Е. Ф. Губский и др. .- М.: ИНФРА-М, 2001.- 1347 с.
  158. П.А. Сочинения в 4-х т. Т.2.- М.: Мысль, 1 995 879 с.
  159. П.А. Столп и утверждение истины,— М.: Мысль, 1995- 879 с.
  160. C.JI. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь.: Алетейя, 1999.-378 с.
  161. Французская философия и эстетика XX века, — М.: Искусство, 1995.-271 с.
  162. М. Бытие и время.// Пер. с нем. В. В. Бибихина,-М.: AD MARGINEN, 1997.- XI- 451 с.
  163. Р.В. Соц- философский анализ идеи бессмертия: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09 00 11)/ Уфа, 2000,25 с.
  164. К.В. История: проблемы познания.// Вопросы философии, 1997, № 4.- С. 38−53.
  165. С.С. После перерыва: Путь русской философии.-СП б, 1994- 285 с.
  166. Р. Идея Творца- решение или усложнение?// Знание-сила, 1996, № 9.- С. 16−24.
  167. А.Н. Философия как «филология», как мудрость и как мировоззрение.// Вестник Московского университета, Сер. 7, Философия, 1999, № 1.- С. 3−19.
  168. Г. В. Сущность человека в философии экзистенциализма: (по работам М. Хайдеггера и А. Камю): Автореф. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09 00 11)/М., 2001, — 24 с.
  169. В.В. Ранняя драматургия А.Камю.// Науч. доклады высшей школы. Филологические науки, 1988, № 1.- С. 54−70.
  170. Шлитермахер Ф.-Д. Речи о религии к образовательным людям, ее презирающим. Монологи: Пер. с нем.- СПб, 1994- 335 с.
  171. М. Миф о вечном возвращении,— М.: Науч.-изд. Центр «Ладомир», 2000, — 414 с.
  172. Ю.А. Отношение к смерти как: проблема социально-философского анализа: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: (09 00 11): / Екатеринбург, 2002, — 26 с.
  173. Юнг К. Г. Символическая жизнь, — М.: Когито Центр, 2003.326 с.
  174. Юнг К. Г. Симовлы и толкование сновидений.// Юнг К. Г. Символическая жизнь- М.: Когито Центр, 2003. С.247−269.
  175. Юнг К. Г. Тавистокские лекции// Юнг К. Г. Символическая жизнь- М.: Когито Центр, 2003. С. 215−246.
  176. Brochier J. J. Camus, myth et realite. Magazine litteraire, 1972, #67.67.
  177. Camus A. L' Etranger. Editions de Progres. Moscou, 1969−220 p.
  178. Camus A. Nouvelles.- Просвещение, 1980, — 178 с.
  179. Camus A. Theatre. Recits. Nouvelle. Paris.: Bibiotheque de la Pleiade, 1962- 417 p.
  180. Davision R. Camus' attitude to Dostoyevsky’s Kirilov& the impact of the engineer’s ideas on Camus' early work.- In: Orbis Literarum, 1975, #3.-P. 225−240.
  181. Fauconnier G. Mental Spaces: aspects of meaning construction in natural language. Cambridge (Mass), 1985.-360 p.
  182. Lottman H. Albert Camus. Paris, 1978.-560 p.
  183. Ross S.D. Literature & philosophy. An analysis of the philosophical novel. N. Y. 1969.- 190 p.4
Заполнить форму текущей работой