Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема игровой деятельности и развития самооценки у детей дошкольного возраста

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако некоторые аспекты развития дошкольников в игре изучены менее подробно. Так, например, очевидно, что игра содействует развитию не только воображения, восприятия, памяти, речи, мышления, но и самооценки. Гипотеза заключена в предположении о существовании взаимосвязи между уровнем развития игровой деятельности и особенностями самооценки дошкольников. На основании полученных результатов… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА1. СООТНОШЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте
    • 1. 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
    • 1. 3. ИСЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • ГЛАВА2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
    • 2. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 2. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
    • 2. 4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ИСПОЛЬЗОВАНАЯ
  • ЛИТЕРАТУРА

Проблема игровой деятельности и развития самооценки у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В многочисленных исследованиях психологов игре предается огромное значение в психическом значении дошкольников (Л.С. Выгодский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Игра рассматривается, как ведущая деятельность дошкольного возраста (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), как средство развития мотивации личности ребенка и его волевой сферы. В игре формируются новообразования дошкольного возраста-воображение (Л.С. Выгодский, В. С. Мухина, Н. Н. Палагина, М. В. Ермолаева и др.), игра способствует развитию познавательной активности ребенка. Общепризнанная роль игры в развитии психических функций-восприятия, памяти, внимания, речи и других.

Однако некоторые аспекты развития дошкольников в игре изучены менее подробно. Так, например, очевидно, что игра содействует развитию не только воображения, восприятия, памяти, речи, мышления, но и самооценки.

Самооценка является одной из составных частей самопознания человека. Она формируется в дошкольном возрасте на основе взаимодействия и общения с другими людьми. Самооценкаэто умение понимать и оценивать самого себя. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Усваивая в процессе игры и воспитания определенные нормы и ценности, ребенок начинает под воздействием оценочных суждений других относиться определенным образом к себе как к личности. С возрастом он с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, что он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ребенка в процессе игры формируется установка на оценку своих возможностей-один из основных компонентов самооценки.

В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом так и о том, к чему он стремится, проект его будущего-пусть еще незавершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом, и в игровой деятельности в частности.

Все сказанное свидетельствует о том, что самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастная собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Актуальность обусловлена недостаточной изученностью влияния игры на развитие самооценки дошкольника.

Цель — исследовать соотношение самооценки и поведения детей в сюжетно-ролевой игре.

Задачи: 1. Провести диагностику самооценки у детей дошкольного возраста;

2. Используя метод наблюдения выявить специфику поведения у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;

3. На основании полученных результатов выявить соотношение между поведением в игровой деятельности и самооценкой детей дошкольного возраста.

Гипотеза заключена в предположении о существовании взаимосвязи между уровнем развития игровой деятельности и особенностями самооценки дошкольников.

Предметом исследования является соотношение самооценки и поведения детей в сюжетно-ролевой игре.

Объект исследования дети от 5 до 7 лет (21 девочка и 9 мальчиков).

Методы и методики исследования:

1. Метод наблюдения за сюжетно-ролевой игрой.

2. Методика А. И. Липкпной «Три оценки».

3. Методика «Лесенка» в интерпритации В. Г. Щур.

База исследования детский сад № 47 г. Москвы, подготовительных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Г. «Избранные труды», т.2 М., Педагогика, 1980, 280с.
  2. . Г. Человек как предмет познания. Л. 1968, 364с.
  3. Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре // Психология и педагогика игр дошкольника, М. 1966, с 188−205.
  4. В.Н., Васильева Н. Н. Дошкольник: обучение и развитие, Яр, «Академия развития», 2000, с 256.
  5. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 6 1986, 420с.
  6. А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология 1985, № 2 с.13−17.
  7. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968, 464с.
  8. Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольном возрасте // Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП, 1996, 133−146с.
  9. Л.С. Собрание сочинений. Т6, М., 1984, 294с.
  10. Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии М.: ИПП, 1996, 26−32с.
  11. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии 1996, № 6, 62−76с.
  12. Р. Игры для детей, М., Росмен, 1999, 160с.
  13. Деятельность и взаимоотношение дошкольников / под ред. Репиной Т. А. М., 1987, 192с.
  14. М. Самооценка и компететность личности // Актуальные вопросы психологии личности, М., 1988, 118−131с.
  15. О.М. Об основных направлениях развития воображения у дошкольника // Хрестоматия по детской психологии. М.: ИПП, 1996, 170−179с.
  16. М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: МПСИ, 1998.
  17. А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа. Таллин, 1980, 118−131с.
  18. А.В., Тагиева Г. Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии, 1986, № 1, 41−43с.
  19. А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры Дошкольное воспитание, 1965, № 10, 78−89с.
  20. А.В. Избранные психологические труды: В 2 т, М., 1986
  21. М.Г. Общая и конкретная самооценка у детей раннего возраста. Новые исследования в психологии М., 1982 № 2, 32−38с.
  22. Игры с правилами в детском саду. Сост. Сорокина А. И. М., 1962, 155с.
  23. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка, М.: «Роспедагенство», 1997
  24. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста М., Просвещение 1988, 190с.
  25. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе, М. Педагогика, 1991, 160с.
  26. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание, М, 1984, 335с.
  27. Е.В. Проблемы развития самосознания в дошкольном возрасте М., 1987, 384с.
  28. А.Н. Проблемы развития психики М:Изд-во МГУ, 1972
  29. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М 1997, 384с
  30. М.И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольника, Кишинев, 1983, 180с.
  31. А.И. Психология самооценки дошкольника М, 1968, 35с.
  32. А.А. Активность и направленность дошкольника. Хрестоматия по возрастной психологии М.: ИПП, 1996, 216−229с.
  33. Д. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание 1995, № 9 17−21с.
  34. В.С. Возрастная психология М. Академия, 1999, 364с.
  35. Мухина В. С. Психология детства и отрочества М, ИПП, 1998
  36. Р.С. «Психология» кн.3 Просвещение Владос 1999, 640с.
  37. Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту Хрестоматия по детской психологии М.: ИПП, 1996, 242−249с.
  38. . Избранные психологические труды М. 1969, 214с.
  39. Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка Хрестоматия по детской психологии М: ИПП, 1996, 146−149с.
  40. Практическая психология для родителей и педагогов, под ред. Тутушкиной М. К., 2000 г, 352с.
  41. Практикум по возрастной и педагогической психологии, под ред. Дубровиной И. В., сост. Данилова Е. Е. М, 1999, 160с.
  42. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада М, Педагогика 1988, 175с.
  43. К. Взгляд на психотерапию становления человека М, 1993, 167с.
  44. В.Ф. Устойчивость самооценка и механизм ее сохранения // Вопросы психологии, 1995, № 3, 62−72с.
  45. О.Е. Образ себя у дошкольников // Дошкольное воспитание, 1988, № 12, 31−35с.
  46. В.В. Самопознание личности М, 1983, 285с.
  47. Е.В. Ребенок открывает мир М, 1991, 205с.
  48. Д.И. Психология развития личности в онтогенус М, 1983, 264с.
  49. И.И. Проблема самосознания в психологии М, 1997, 142с.
  50. Т.И. Психологическая служба в детском саду М, 2000, 224с.
  51. Р.Х. Самолюбие детей М, 1969, 176с.
  52. Д.Б. Психология игры М, Владос, 1999, 360с.
  53. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах М, МПСИ, 1999, 230с.
  54. Э. Детство и общество, Обнинск, 1993, 128с.
  55. С.Г., Фещенко Т. И. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения дошкольников. Вопросы психологии № 30, 1997, 41−48с.
Заполнить форму текущей работой