Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования
![Диссертация: Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования](https://westud.ru/work/3755014/cover.png)
Диссертация
Особенность настоящего исследования заключается в том, что в нем на базе уже существующих исследований по проблемам национальной культуры и национального образования — трудов В. М. Беркутова, А. Л. Бугаевой, Г. Н. Волкова, Е. П. Жиркова, М. И. Махмутова, Г. В. Мухаметзяновой, З. Г. Нигматова, Я. И. Ханбикова и др., а также педагогического опыта национального образования — осуществлен… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСI II
- 1. 1. Этнические культуры как основа возрождения национального образования
- 1. 2. Ретроспективный анализ развития национального образования
- 1. 3. Функционирование национальных языков в ф профессиональных учебных заведениях
- 1. 4. Концептуальные основы развития национального образования
- Выводы по первой главе
- Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КАК СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Человек национальной культуры как объект национального образования
- 2. 2. Противоречия этнической самоидентификации человека национальной культуры
- 2. 3. Сущнос ть, особенности, структурные компоненты национального самосознания
- 2. 4. Концепция формирования национальной культуры личности
- Выводы по кторой главе
- Глава 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
- 3. 1. Исходные модели проектирования содержания и процесса формирования национальной культуры личности
- 3. 2. Типы > 1 некультурных взаимодействий как основание проектирования содержания и процесса формирования национальной культуры личности
- 3. 3. Этапы и процедуры проектирования этнокультурных взаимодеГк — вий учебного заведения и социальной среды
- Выводы по третьей главе
- Глава 4. МЕТОДИКО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
- 4. 1. Инновационные идеи организации УВП по формированию национальной культуры личности
- 4. 2. Педагогические условия формирования национальной культуры личности в гуманитарных предметах
- 4. 3. Создание этнокультурной среды как средство интерактивной поддержки процесса формирования национальной культуры личности
- 4. 4. Этнокультурная ответственность как критерий оценки процесса формирования национальной культуры личности
- Выводы по четвертой главе
- Глава 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
- 5. 1. Организация экспериментального исследования
- 5. 2. Ход и результаты экспериментального исследования
- Выводы по пятой главе
Список литературы
- Абдуллин А.Р. Символы народного творчества как основа воссоздания традиционного искусства: Автореф. дис.. канд. филос. н. -Уфа, 1995. 22с.
- Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент: Фан, 1988. — 125 с.
- Алексеева С.А. Место этнических традиций в цивилизационном процессе: Дис.. канд. филос. н. М., 1996. — 118 л.
- Аминова Г. А., Нохотович Г. В. Формирование культурной среды в техническом вузе. М., 1994. — 34 с.
- Антонов В.И. Символ в обществе и культуре Востока. М.: Луч, 1993. — 51 с.
- Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. — 247 с.
- Аршавский В., Ротенберг В. Почему в гадком утенке мы не видим белого лебедя // Alter Ego. 1991. — № 2. — С. 64−75.
- Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи // Вопросы философии. 1996. — № 12. — С. 84−102.
- Атамурадов С.А. Национальное самосознание и интернациональное воспитание. Ташкент: Узбекистан, 1991. — 122 с.
- Ахиезер А. Культурные основы этнических конфликтов // Общественные науки и современность. 1994. — № 4. — С. 115−125.
- Ахметзянов М. И это называется историей народа? // Татарстан. 1994. — № 5−6. — С. 120−122.
- Ахметьянов Р.Г. Общая лексика материальной культуры народов Среднего Поволжья. М.: Наука, 1989. — 199 с.
- Аюпова Л.Л. Вопросы социолингвистики: типы двуязычия в Башкирии. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 69 с.
- Бабаков В. и др. Межнациональные противоречия и конфликты в России // Социально-политический журнал. 1994. — № 78. — С. 16−30.
- Базов В.В. Культурные традиции и самоидентификация личности: Дис.. канд. филос. н. М., 1994. — 123 л.
- Байбурин А.К., Топорков А. Л. У истоков этикета: Этногр. очерки. Л.: Наука, 1990. — 165 с.
- Баскаков А.Н., Насырова О. Д., Давлатназаров М. Языковая ситуация и функционирование языков в регионе Средней Азии и Казахстана. М.: Доминант, 1995. — 166 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
- Белова B. JL, Стерликов Ф. Ф. Сущность и структура гуманитарной составляющей образовательно-профессиональных программ подготовки бакалавров в технических вузах. М., 1993. — 46 с.
- Белоусова И.О. Этническая самобытность как проблема философии культуры: Автореф. дис.. канд. социол. н. Ростов-на-Дону, 1993. — 21 с.
- Бергсон А. Материя и память, — М., 1992. 334 с.
- Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. — 205 с.
- Беркутов В.М. Народный календарь и метрология булгаро-татар. Казань: ТКИ, 1987. — 93 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989. — 96 с.
- Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. — М.: Политиздат, 1991. 412 с.
- Богин Г. И. Типология понимания текста. Калинин: Изд-во Калин, гос. ун-та, 1986. — 218 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 388с.
- Бромлей Ю.В., Подольный Р. Г. Человечество это народы. -М.: Мысль, 1990. — 391 с.
- Будагов Р.А. Толковые словари в национальной культуре народов. М.: МГУ, 1989. — 151 с.
- Бусыгин Е.П. и др. Этнодемографические процессы в Казанском Поволжье. Казань: КГУ, 1991. — 123 с.
- Бухараев Р.Г. Компьютер говорит по-татарски // Научный Татарстан. 1 996. — № 4. — С. 29−30.
- Бызова В.М. Самоактуализация представителей коми и русских этносов // Психологический журнал. 1997. — Т 18. — № 1. — С. 61−69.
- Вайсгербер И.Л. Родной язык и формирование духа/ Пер. с нем. М.: МГУ, 1993. — 223 с.
- Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань: Татар, кн. изд-во, 1993. — 208 с.
- Валеев Ф.Х. Народные декоративное искусство Татарстана. -Казань: Татар, кн. Изд-во, 1984. 188 с.
- Варга А .Я. О некоторых особенностях российской ментальности и их проявлениях в процессе семейной психотерапии // Вестник Московского университета. 1996. — № 3. — С. 68−76. -(Сер. 14. Психология).
- Васеха Л.И. Этнологические факторы социокультурной адаптации личности: Автореф. дис.. канд. культурологии. М., 1996. -23 с.
- Ф 41. Васильев С. К. Особенности формирования национальногоидеала: Дис.. канд. филос. н. Н. Новгород, 1996. — 162 л.
- Вдовин А.И. Российская нация (К нынешним спорам вокруг национальной идеи) //Кентавр. 1995. № 3. — С. 3−11.
- Взаимовлияние и взаимообогащение языков народов СССР. -М.: Наука, 1987. 318 с.
- Винокурова У.А. Формирование и изменения ценностных структур сознания народов Якутии: Дис.. д. социол. н. М., 1995. -284 л.
- Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. М.: Наука, 1992. — 141 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика /Под ред. чл.-корр. АПН СССР, Ф проф. И. Т. Огородникова. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1974. — 376 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования / Педагогика. 1998. — № 8. — С. 13−15.
- Волков Г. Н. Этнопедагогические проблемы современного образования // Этническое и языковое самосознание: Мат. конф. М., 1995. — 172 с.
- Волович Л.А. Национальное самосознание и самоидентифпкация // Положение молодежи в Республике Татарстан. -Казань, 1997. С. 93−95.
- Вопросы психологии народов в работах русских ученых // Актуальные проблемы социопсихолгии в управленческой деятельности. М., 1991. — С. 70−82.
- Время учить татарский: продолжение разговора // Татарстан. -1994. № 7−8. — С. 39−49.
- Выготский Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. -М., 1993. 126 с.
- Высшие учебные заведения по автономным республикам и автономным областям. Статист, пресс-бюллетень. М., 1990. — № 1. — С.36.
- Вяткин Б.А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 5. — С. 69−75.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. — 646 с.
- Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990. — 244 с.
- Галлямов P.P. Двуязычие в городах Башкортостана // Социологические исследования. 1997. — № 8. — С. 49−55.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1986. — 139 с.
- Гареев P.M. Татарский язык в высшую школу // Научный Татарстан. — 1997. — № 3−4. — С. 117−120.
- Гаркавец А.Н. Принципы национальной политики и языкового строительства. Алма-Ата, 1990. — 76 с.
- Гасанова Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации // Социологические исследования. 1995.-№ 11.-С.63−67.
- Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры: (Гуманит. коммент. к естествознанию). Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1992. -316 с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988. — 445 с.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сб.: Пер. с англ. и фр. М.: Прогресс, 1990. — 495 с.
- Городяненко В.Г. Языковая ситуация на Украине // Социологические исследования. 1996. — № 9. — С. 107−113.
- Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань: Татгосиздат, 1941. — 168 с.
- Государственная программа грузинского языка // Nationalities Papers, Vol. 23, No. 3, 1995, p. 625−630.
- Губогло М.Н. Опыт и уроки суверенизации (На материалах Башкортостана и Татарстана) // Отечественная история. 1995. — № 2. -С. 17−52.
- Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе. М., 1994. — 28 с.
- Гуманитаризация высшего образования: опыт, поиски, проблемы. М., 1992. — 40 с.
- Гуманитаризация образования в технических вузах: Сб. ст. -М&bdquo- 1989. 183 с.
- Гуманитарная подготовка студентов: опыт, проблемы. М., 1991. — 38 с.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 495 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Давыдова Н.М. Региональная специфика сознания россиян // Общественные науки и современность. 1997. — № 4. — С. 12−24.
- Двуязычие и взаимовлияние языков: Межвуз. сб. науч. тр. -Чебоксары: ЧГУ, 1990. 107 с.
- Двуязычие: типология и функционирование: Сб. ст. Казань: ИЯЛИ, 1990. — 133 с.
- Джафаркулиев М. Национальный язык и право. Баку: Гянджлик, 1990. — 79 с.
- Джидарьян И.А. Представления о счастье в русском менталитете / Психологический журнал. 1997. — Т 18. — № 3. — С. 1325.
- Дилигенский Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Вопр. философии. 1991. -№ 3. — С. 29−42.
- Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 64−88.
- Домашнев А.И. Языковые отношения в Федеративной Республике Германия. Л.: Наука, 1989. — 158 с.
- Донских О.А. К истокам языка. Новосибирск: Наука. 1988. -189 с.
- Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Автореф. дис.. канд. психол. н. -Л., 1982. 18 с. 86. «Дух Ямато» в прошлом и настоящем: Сб. М.: Наука, 1989. -215 с.
- Дьячков М.В. Миноритарные языки в образовании. Типология языковой политики // Образование в мире. Вып. 5. М.: ИНПО, 1995. -99−1 17.
- Дьячков М. В. Родной язык и межэтнические отношения // Социологические исследования. 1995. — № 11. — С. 67−70.
- Евтух В.Б. Концепции этносоциального развития США и Канады: типология, традиции, эволюция. Киев: Наук, думка, 1991. -176 с.
- Еремина В.И. Ритуал и фольклор. JL: Наука, 1991. — 206 с.
- Жданов Л.А. От двух корней: О значении двуязычия в нац. респ. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1989. — 63 с.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха: статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. — 239 с.
- Закиев М.З., Кузьмин-Юманади Я.Ф. Волжские булгары и их потомки. Казань: НПО «ИНСАН», 1993. — 159 с.
- Закирьянов К.З. Двуязычие и национальная школа: Учеб. пособие. Уфа: БГУ, 1991. — 75 с.
- ЗаЬидуллина Д. Татар мэктэплэрен бетеру тарихы / / Идел. 1992. — № 3−4. — 46−49 б.
- Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. 1996. — № 12. — С. 23−32.
- Зиягдинова Ф. Историческая память татарского этноса // Международная жизнь. 1995. — № 1. — С. 86−92.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
- Зотов А.Ф. Русская культура: своеобразие или «привычная своеобычность»? // Социологические исследования. 1995. — № 11. — С. 71−74.
- Зубкова Е.Ю., Куприянов А. И. Ментальное измерение истории: поиски метода // Вопросы истории. 1995. — № 7. — С.153−160.
- Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопросы философии. 1995. — № 6. — С. 49−64.
- Иде гей: татарский народный эпос. Казань: Татар, кн. изд-во, 1990. — 256 с.
- Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991.- 252 с.
- Измайлов И., Исхаков Д. Урок полуграмотной истории // Татарстан. 1995. -№ 9−10. — С. 102−111.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Интеллектуальная культура специалиста: Сб. науч. тр. -Новосибирск: Наука, 1988. 266 с.
- Исакова Н.В. Культура народов Севера. Новосибирск: Наука, 1989. — 206 с.
- Историческая этнография татарского народа: Сб. ст. Казань: ИЯЛИ, 1990. — 133 с.
- Историческое краеведение в школах Чувашии: (Опыт, проблемы, перспективы): Сб. ст. Чебоксары: Чуваш. НИЯЛИЭ, 1988.- 115 с.
- Исхаков Д.М. Историческая демография татарского народа: (18 нач. 20 вв.). — Казань, 1993. — 143 л.
- Каган М.С., Хилтухина Е. Г. Проблема «Запад Восток» в культурологии: Взаимодействие художественных культур. — М.: Наука: 1994. — 158 с.
- Каггт И. Критика способности суждения. М., 1994. — 254 с.
- Кант И. Критика чистого разума. СПб, 1993. — 360 с.
- Капчеля В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. Кишинев: Штиинца, 1991. — 80 с.
- Каримуллин А.Г. Прототюрки и индейцы Америки: По следам одной гипотезы. М.: Инсан, 1995. — 80 с.
- Карлов В.В. Стадиальное и локальное в этнокультурных процессах у народов СССР (XIX 80-е гг. XX в.): Автореф. дис.. д. ист. н. — М., 1992. — 33 с.
- Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М.: Наука, 1990. -202 с.
- Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. — 367 с.
- Катасонова E. J1. Японские корпорации: культура, благотворительность, бизнес. М.: Наука, 1992. — 168 с.
- Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и в вузе: Учеб. пособие. Кемерово, 1994. — 335 с.
- Кириллова М.И. Традиционность и современность в политической культуре японской молодежи (70−80-е гг.): Автореф. дис.. канд. ист. н. М., 1992. — 16 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во КГУ, 1982. — 207 с.
- Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. -Казань, 1916. 119 с.
- Кокорина Л.Я. Лингвистическое краеведение в школе: Учеб. пособие. Кемерово, 1990. — 67 с.
- Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1991. — 178 с,
- Кон И. С. Ребенок и общество: (Ист.-этногр. перспектива). -М.: Наука, 1988. 269 с.
- Кон И. С. Философские проблемы теории и практики национальных отношений: Матер, «круглого стола» // Вопр. философии. 1988. — № 9. — С. 62−64.
- Костенко Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации. Киев: Наук, думка, 1993. — 130 с.
- Котожеков Г. Г. Философско-социологический анализ национальной культуры: Автореф. дис.. д. филос. н. М., 1991. — 48 с.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психол. очерк. М.: Прогресс, 1977. — 292 с.
- Кочарян В.В. Национальные меньшинства и их защита в международном праве // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1995. — № 2. — С. 29−44.
- Краснов Ю.К. Русские: Социал. портрет. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1989. — 333 с.
- Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992. 344 с.
- Ку знецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: МГУ, 1991.'- 191 с.
- Культура и ценности: Сб. науч. тр. Тверь, 1992. 151 с.
- Культура этноса и этническая история. Л.: Наука, 1987. — 37с.
- Культура, общение, текст: Сб. ст. М.: Наука, 1988. — 201 с.
- Ларченко С.Г., Еремин С. Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск: Наука, 1991. — 171 с.
- Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности // Психол. журнал. Т. 17. 1996. — № 4. — С. 32−42.
- Левкович В.П., Андрущак И. Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен // Психологический журнал. 1995. — Т 16. -№ 2. — С. 70−81.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 264 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.- 304 с.
- Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформации психологического образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.- 1988. № 2. — С. 58−70.
- Лингвистические аспекты гуманитаризации высшего образования. Казань, 1991.-41 с.
- Липкин А.И. Духовный кризис и национальное возрождение: (Попытка культ.-ист. анализа). Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. кадрового центра, 1993. — 55 с.
- Лузгин В.В. Становление самосознания в процессе антропосоциогенеза. Казань: Изд-во КГУ, 1989. — 79 с.
- Лурье С.В. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия // Общественные науки и современность. -1997. -№ 2. С. 146−159.щ. 150. Мамедов Д. Р. Интернационализация духовной жизни:
- История и современность). Баку: Азернешр, 1989. — 174 с.
- Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М.: Наука, 1987. — 125 с.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. — 192 с.
- Марков Б.В. Разум и сердце: история и теория менталитета. -СПб: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1993. 229 с.
- Мархинин В.В. Диалектика социального и биологического в процессе становления этноса: (Филос.-социол. аспект). Томск: ТГУ, 1989. — 145 с.
- Мархинин В.В., Удалова И. В. Этнос в ситуации выбора будущего. Новосибирск: Наука, 1993. — 205 с.
- Марцинковская Т. Д Национальное самосознание и его отражение в российской психологической науке, середина XIX -начало XX века: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1994. — 382 л.
- Матвеева С.Я. Национальные проблемы России: современные дискуссии // Общественные науки и современность. -1997. № 1. — С. 52−62.
- Махмутов М.И. Размышления о судьбах национальной школы // Народное образование. 1989. — № 7. — С. 53−58.
- Межъязыковое взаимодействие в Волго-Камье: Межвуз. сб. науч. тр. Чебоксары, 1988. — 140 с.
- Мельников А.Н. Размышления о нациях: Опыт перестройки понимания национального развития. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. -149 с.
- Методические разработки по курсу «История татарского народа». Казань: КГПИ, Ч.1.: Этническая первооснова. — 1993. — 31 с.
- Методические указания и программа изучения этнокультурных процессов в национально-смешанных семьях: Для учеб. практик по этнографии. Казань, 1990. — 26 с.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — 370 с.
- Мировоззрение финно-угорских народов: Сб. науч. тр. -Новосибирск: Наука, 1990. 216 с.
- Мисенг Д-К. Принципы отбора и презентации культуроведческих материалов о русском/советском искусстве при обучении польских студентов русистов: Автореф. дис.. канд. пед. н. -М., 1989. 19 с.
- Михайлов В.А. Субъективные основы национального движения. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. — 147 с.
- Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (1800−1861). Казань: Изд-во КГУ, 1972. — 227 с.
- Моисеев Н. Размышления о национализме // Социально-политический журнал. 1994. — № 7−8. — С. 31−39.
- Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных отношениях: Автореф. дис.. канд. психол. н. М., 1991. — 20 с.
- Мусина Р., Тагиров Р. Этническое самосознание через призму социологии // Научный Татарстан. 1995. — № 4. — С.57−60.
- Муталимов А.Э. Становление и развитие этнического самосознания в условиях полиэтнической общности: Дис.. канд. филос. н. Саратов, 1995. — 249 л. Щ
- Мухаметзянова Г. В. Патриотическое и интернационалистическое воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры: Дисс.. канд. пед. наук. Казань: КГУ, 1975. 187 л.
- Мухаметшин Р. Ислам и народная культура // Татарстан. -1994. № 7−8. — С. 138−140.
- Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее // Психологический журнал. 1994. — Т15.-№ 3.-С. 42−49.
- Мухутдинов Н.К. Наши культурные достижения за 10 лет // Просвещение в Татарии: Пед. сборник. Казань, 1927. — С. 5−9.
- Народное просвещение у татар в дооктябрьский период: Сб. ст. Казань: ИЯЛИ, 1992. — 147 с.
- Народное хозяйство РСФСР в 1988 г. М., 1989. — С. 196−201. ^ 178. Народные знания. Фольклор. Народ, искусство. — М.: Наука, 1991. 166 с.
- Национальная психология: Тез. докл. конф. Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1992. 120 с.
- Национальная специфика языка и ее отражение в нормативном словаре: Сб. ст. М.: Наука, 1988. — 171 с.
- Национальная школа: Концепция и технология развития: Докл. и материалы междунар. конф. /Под ред. Е. П. Жиркова. М.: Просвещение, 1993. — 320 с.
- Национальное и интернациональное в языке: Тез. докл. конф. Рига, 1989. — 97 с.
- Национально-языковые отношения в СССР: состояние и ^ перспективы: Сб. М.: Наука, 1989. — 222 с.
- Национальные процессы в СССР: Сб. ст. М.: Наука, 1991. -261 с.
- Национальные традиции и процесс интернационализации в сфере художественной культуры. Киев: Наук, думка, 1987. — 235 с.
- Национальный состав населения РСФСР. По данным всесоюзной переписи населения 1989 г. М., 1990. — С. 78−80.
- Нерознак В.П. Языковая реформа (1990−1995) // Вестник РАН. 1996. — Том 66. — № 1. — С. 3−13.
- Нигматов З.Г. Гуманизация национального образования // Принцип гуманизма основа народной педагогики: Тез. докл. конф. -Казань, 1996. — Ч. I. — С. 7−12.
- Нигматуллина P.M. Национальное самосознание как фактор становления культурно-исторической целостности мира: Дис.. канд. филос. н. Казань, 1994. — 158 л.
- НТР и национальные процессы. М.: Наука, 1987. — 247 с.
- Образование в Республике Татарстан: состояние, проблемы, перспективы. Казань: РИЦ «Школа», 1998. — 48 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. язык, 1984.
- Орешкина Л.И. Диалог культур в профессиональном становлении личности учителя: Дис.. канд. пед. н. М., 1996. — 213 л.
- Очерки сравнительной культурологии. Ростов н/Дону, 1993. -Вып. 1. Исторические основания взаимодействия культур. 211 с.
- Панарин А. Языки элит и цивилизационные сдвиги в Евразии // Вестник Московского университета. 1995. — № 1. — С. 66−76.(Сер. 18. Социология и политология).
- Паршин Ю.М. Народный календарный обрядово-праздничный цикл как средство развития социокультурной активности населения по месту жительства: Автореф. дис.. канд. пед. н. JL, 1989. — 16 с.
- Подопригора В. Н., Краснопевцева Т. И. Русский вопрос в современной России // Вопросы философии. 1995. — № 6. — С. 65−74.
- Попков Ю.В. Процесс интернационализации у народностей Севера: теор.-методол. анализ. — Новосибирск: Наука, 1990. 200 с.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. — 232 с.
- Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. — 622 с.41 201. Празаускас А. А. Этнонационализм, многонациональноегосударство и процессы глобализации // Полис. 1997. — № 2. — С. 95 105.
- Проблемы изучения традиций в культуре народов мира: Сб. ст.: В 2 вып. М., 1990. — Вып. 1. — 119 с. — Вып. 2.-132 с.
- Проблемы интерпретации памятников культуры Востока: Сб. ст. М.: Наука, 1991.-231 с.
- Проблемы развития научно-образовательного потенциала: Сб. ст. Новосибирск: Наука, 1987. — 223 с.
- Проблемы сравнительной типологии родного и изучаемого языков: Межвуз. сб. науч. тр. -Казань: КГПИ, 1988. -146 с.
- Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М., 1994. — 194 с.
- Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
- Путь России к информационному обществу (предпосылки, проблемы, индикаторы, особенности). М.: Институт системного анализа РАН, 1997. — 64 с.
- Развитие терминологии на языках союзных республик СССР.- М.: Наука, 1987. 283 с.
- Размышления о России и русских: Штрихи к истории русского национального характера. М.: Прогресс, 1994.- 463 с.
- Розов Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии. 1997. — № 10. — С. 13−28.
- Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992. 215 с.
- Ш 213. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования:
- Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. М., 1993. 190 с.
- Романова O.JI. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Дис.. канд. психол. н. М., 1994. — 170 л.
- Россия и Восток: проблемы взаимодействия: Межд. конф. Челябинск, Ч. З: Фольклор и этнография народов России. Взаимодействие муз. культур. — 1995. — 233 с.
- Россия и Запад: диалог культур: Сб. науч. тр. Тверь, 1994. -193 с.
- Россия: опыт национально-государственной идеологии. М.: МГУ, 1994. — 230 с.
- Рогенберг B.C., Аршавский В. В. Межполушарнаяасимметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопр. философии.- 1984. -№ 4. С. 78−86.
- Руководство по методологии культурно-антропологических исследований. М., 1991. — 67 с.
- Рулнна Т.К. Педагогические основы развития этнохудожественной культуры личности: Дис.. канд. пед. н. М., 1995. — 177 л.
- Русская нация и обновление общества: Сб. ст. М.: Филос. о-во СССР, 1990. — 197 с.
- Русские: Этносоциол. очерки. М.: Наука, 1992. — 461 с.
- Русский язык в его взаимодействии с другими языками: Сб. науч. тр. Тюмень: ТГУ, 1988. — 126 с.
- Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наук, думка, 1987. — 1 54 с.
- Рязанцев В.В. Русский вопрос в межнациональных отношениях студентов и преподавателей вузов: Дис.. канд. социол. наук. М., 1992. — 153 л.
- Сабирзянов Г. С. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала в панораме веков. Казань: Магариф, 1995.
- Сабуров Б.И. Научное творчество: культурно-национальный аспект: Дис.. канд. филос. н. Томск, 1994. — 106 л.
- Савоскул С.С. Русские в государствах Центральной Азии: проблемы и перспективы // Отечественная история. 1996. — № 3. -С.129−149.
- Сагалаев A.M., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Знак и ритуал. Новосибирск: Наука, 1990. — 208 с.
- Садыков М.Б. Мессианизм и национализм: истоки и сущность // Научный Татарстан. 1995. — № 4. — С. 51−56.
- Сафин Ф.Г. Языковый аспект суверенизации в Башкортостане // Отечественная история. 1994. — № 4−5. — С. 159−180.
- Сафронова Т.А. Социальные процессы развития этнокультурной среды (на материале Саратовского Поволжья).: Дис.. канд. социол. н. Саратов, 1995. — 128 л.
- Семенков В.Е. Самоопределение человека в этнокультурном типе: Автореф. дис.. канд. филос. н. СПб, 1992. — 12 с.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии.- М.: Прогресс, 1993. 656 с.
- Сигуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие: Пер. с фр.- М.: Педагогика, 1990. 180 с.
- Силласте Г. Русская семья в новой межнациональной ситуации // Социологические исследования. 1995. — № 3. — С. 101−109.
- Система воспитания в высшей школе: Обз. инф. /НИИВШ. -М., Вып. 2: Аминова Г. Л., Нохотович Г. В. Формирование культурной среды в техническом вузе. 1994. 34 с.
- Система воспитания в высшей школе: Обз. инф. /НИИВШ. -М. Вып. 4: Козлов А. А. и др. Ценностный мир современного студенчества. 1992. — 40 с.
- Система воспитания в высшей школе: Обз. инф. /НИИВШ. -М., Вып. 5: Фатхуллин М. Ф., Ивановская И. П. Гуманитаризация высшего образования в общественном мнении студентов. 1992. — 36 с.
- Система гуманитаризации в высшей школе. М., 1993. — 47 с.
- Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1987. — 142 с.
- Снежкова И. Формирование этнического самосознания детей и юношества (на материале этносоциального исследования г. Киева и Киевской области): Автореф.. канд. ист. н. М., 1983. — 28 с.
- Собрание законов о языках советских республик // Переломные годы. Т. 2. Языковая реформа 1989. — М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1994.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.
- Современные межнациональные процессы в ТССР: Прогр. исслед. и инструментарий. Казань: ИЯЛИ, 1991. — 157 с.
- Современные национальные процессы в Республике Татарстан / Отв. ред. Р. Н. Мусина. Казань, 1992. — 140 с.
- Содержание подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием: Сб. науч. тр.- М.: НИИВШ, 1988. 152 с.
- Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор, инф. /НИИВШ. М., Вып. 4: Культура Востока и образование: (По материалам социологического исследования). — 1992. — 56 с.
- Соколова Г. Н. Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции: Социол. анализ. Минск: Наука и техника, 1989, — 174 с.
- Соловьев B.C. Национальные проблемы татар в Республике Марий Эл / Национальные проблемы татар, проживающих в Республике Марий Эл: Мат. науч.-практ. конф. Йошкар-Ола -Параньга, 1996. — С.11−12.
- Сорокин Ю.А., Марковина И. Ю. Национально-культурная специфика художественного текста. М., 1989. — 87 с.
- Сосиин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал. 1997. — Т 18. — № 1. — С. 50−60.
- Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном советском городе. JL: Наука, 1987. — 174 с.
- Ступишин В. Самоопределение народов: традиции и действующее право // Общественные науки и современность. 1994. -№ 2. — С. 107−1 13.
- Текст как явление культуры. Новосибирск: Наука, 1989. -494 с.
- Тихомирова JI.A. Музыкальное краеведение в школе: Учеб. пособие. Тверь, 1994. — 56 с.
- Топонимика и межнациональные отношения: Сб. ст. М.: МФГО, 1991. — 134 с.
- Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. -1996. № 12. — С. 33−42.
- Традиции в современном обществе: Исслед. этнокульт. процессов: Сб. ст. М.: Наука, 1990. — 346 с.
- Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. ст. -М.: Наука, 1988. 251 с.
- Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука, 1988. — 2241. Щ с.
- Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество.- Новосибирск: Наука, 1989. 241 с.
- Тукватуллин P.M. Язык как национальная ценность // Социологические исследования. 1997. — № 8. — С. 47−49.
- Украинско-русское двуязычие: Социол. аспект. Киев: Наук, думка, 1988. — 176 с.
- Университеты республик Российской Федерации как центры национальной культуры: Сб. ст. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1992. -79 с.
- Уорф Б. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1992. — 593 с.
- Уразманова Р. Сабантуй // Татарстан. 1994. — № 5−6. — С. 73* 78.
- Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности: Дис.. канд. психол. н. М., 1995. — 175 л.
- Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1954. — Т. II. — С. 279.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М., 1974. — 319 с.
- Файзуллин Ф.С., Зарипов А. Я. Грани этнической идентификации // Социологические исследования. 1997. — № 8. — С. 40−47.
- Философия и история культуры: Национальный аспект. -Улан-Удэ, 1992. 178 с.
- Философия истории: диалог культур: (Матер, филос. чтений). М.: Филос. о-во СССР, 1989. — 183 с.
- Фольклор и этнографическая действительность: Сб. ст. -СПб: Наука, 1992. 201 с.
- Фольклор и этнография: Пробл. реконструкции фактов традиц. культуры: Сб. науч. тр. Л.: Наука, 1990. — 231 с.
- Фомин Ю.А. Анатомия чудес. М., 1990. — 148 с.
- Формирование духовной культуры студенческой молодежи. -Киев: Выща школа, 1991. 108 с.
- Франк С. Духовные основы общества. М., 1992. — 256 с.
- Франкл Л. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 184 с.
- Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань: Татар, кн. изд-во, 1967. — 232 с.
- Харитонов М.В. Структура и динамика этнических диспозиций в подростковом возрасте: Дис.. канд. психол. н. СПб, 1995.- 180 л.
- Хасанов Б.Х. Национальные языки, двуязычие и многоязычие: поиски и перспективы. Алма-Ата: Казахстан, 1989. -133 с.
- Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства // На стыке континентов и цивилизаций (из опыта образования и распада империй X—XVI вв.). М.: ИНСАН, 1996.
- Чебоксаров Н.Н., Арутюнов С. А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М., 1972. — С. 64−72.
- Человек и культурно-историческая традиция: Сб. науч. тр. -Тверь: ТГУ, 1991. 117 с.
- Человек и социокультурная среда/ РАН. ИНИОН. М., Вып. 1. — 1991. — 261 с.
- Червонная С.М. Искусство Татарии. М.: Искусство, 1987. -352 с.
- Число массовых библиотек по автономным республикам, автономным областям и автономным округам. Статист, пресс-бюллетень. М., 1990. — № 1. — С. 39−40.
- Чистяков Б.А. Проблема национального своеобразия культуры и се постановка в русской философской мысли (теор,-методол. аспект): Дис.. канд. филос. н. СПб, 1995. — 165 л.
- Чугров С.В. Россия и Запад: метаморфозы взаимовосприятия. М.: Наука, 1993. — 140 с.
- Чу пина Г., Суровцева Е. Современное цивилизационное мышление и российский менталитет // Социально-политический журнал. 1994. -N9−10. — С. 21−30.
- Шварко Л.И. Особенности формирования инокультурных концептов у младших школьников в процессе изучения иностранного языка: Дис.. канд. филол. н. Барнаул, 1995. — 226 л.
- Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых коммуникационных процессов. М., 1973. — 168 с.
- Шкалина Г. Е., Королева-Коноплянская Г.И. Национальное: между идеологией и культурой // Социально-политический журнал. -1997. № 1. — С. 110−116.
- Шпет Е.Е. Введение в этническую психологию // Сочинения.- М., 1989.
- Шутов А.Д. Коренные этносы Балтии и русские: общие интересы // Социологические исследования. 1996. — № 9. — С. 113−116.
- Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этногр. исслед. СПб: Наука, 1993. — 340 с.
- Щербакова В.А. Использование принципа региональное&trade- при изучении химии с целью активизации познавательной деятельности учащихся: Дис.. канд. пед. н. Тобольск, 1996. — 155 л.
- Щукин В.Г. Христианский Восток и топика русской культуры // Вопросы философии. 1995. — № 4. — С. 55−68.
- Этническая экология: теория и практика. М.: Наука, 1991. -373 с.
- Этнические группы в городах Европейской части СССР: (Формирование, расселение, динамика культуры): Сб. ст. М., 1987. -148 с.
- Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР: Тез. докл. конф. Омск: ОмГУ, 1990. — Кн. 1. — 1990. — 138 с.
- Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987.- 446 с.
- Этнические стереотипы мужского и женского поведения: Сб. ст. СПб: Наука, 1991. — 318 с.
- Этнические факторы в жизни общества: Сб. ст. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1991. — 218 с.
- Этническое и языковое самосознание: Матер, конф. М., 1995. — 172 с.
- Этнографическое изучение знаковых средств культуры: Сб. ст. Л.: Наука, 1989. — 297 с.
- Этнознаковые функции культуры / Отв. ред. Ю. В. Бромлей. -М.: Наука, 1991. 223 с.
- Этноконфессиональные процессы в современном мире: Сб. ст. Баку: Элм, 1989. — 331 с.
- Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде: Сб. ст. М.: Ин-т этнографии, 1989. — 219 с.
- Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, ^ решения: Сб. ст. М.: Наука, 1991. — 187 с.
- Этнология в США и Канаде. М.: Наука, 1989. — 328 с.
- Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988. — 190 с.
- Этнос, язык, экология: к проблемам гармонизации общественных отношений и взаимодействия человека и окружающей среды. Уфа, 1 994. — 14 с.
- Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. М.: Наука, 1987. — 194 с.
- Этносы и этнические процессы: Сб. ст. М.: Наука, 1993. 343с.
- Югары уку йортларында татарча укыту мэсьэлэлэре: Респ. конф. матер. Казан, 1998. — 120 б.
- Jt 319. Юнг К. Аналитическая психология. СПб, 1994. — 214 с.
- Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. — 191 с.
- Язык: этнокультурные и прагматические аспекты: Сб. науч. тр. Днепропетровск: ДГУ, 1988. — 107 с.
- Языки культуры и проблемы переводимости: Сб. М.: Наука: 1987.-251 с.
- Языковая ситуация в Российской Федерации: 1992. М., 1992. — 223 с.
- Языковые ситуации и взаимодействие языков. Киев: Наук, думка, 1989. 203 с.
- Arel D. Language Politics in Independent Ukraine: Towards One or Two State Languages? // Nationalities Papers, Vol. 23, No. 3, 1995, p. 597−622.
- Fierman W. Problems of Language Law Implementation in Uzbekistan // Nationalities Papers, Vol. 23. No. 3, 1995, p. 573−595.
- Huskey E. The Politics of Language in Kyrgyzstan // Nationalities Papers, Vol. 23, No. 3, 1995, p. 549−572.
- Phillipson R. Linguistic Imperialism. Oxford: Oxford University Press, 1992.
- Raun U. T. The Estonian SSR Language Law (1989): Background and Implementation // Nationalities Papers, Vol. 23, No. 3, 1995, p.515−527.w