Развитие личностно значимого отношения к природе детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Диссертация
Вместе с тем анализ научной литературы, программно-методических материалов и знакомство с практикой организации экологического образования дошкольников позволили выделить ряд противоречий между. направленностью общественного развития на реализацию социально-экологического идеала, требующего принципиально новых качеств личности, экологически ответственного отношения к природе на личностном уровне… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретико-методологический анализ проблемы развития отношения к природе в процессе экологического образования дошкольников
- 1. 1. Философские и психолого-педагогические подходы к проблеме развития 14 личностно значимого отношения к природе в экологическом образовании
- 1. 2. Особенности отношения детей к природе в дошкольном возрасте 43 и педагогические доминанты экологического образования
- 1. 3. Характеристика результата экологического образования дошкольников 73 как основание педагогического целеполагания
- ГЛАВА 2. Развитие личностно значимого отношения к природе ^ старших дошкольников: системное выстраивание педагогических условий
- 2. 1. Концептуальная модель развития личностно значимого отношения 95 к природе детей дошкольного возраста
- 2. 2. Образовательная программа как форма системного проектирования 112 экологического образования дошкольников
- 2. 3. Развитие личностно значимого отношения к природе детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогического эксперимента
- 2. 3. 1. Особенности педагогического процесса развития личностно 131 значимого отношения детей к природе
- 2. 3. 2. Экспериментальное изучение уровня развития личностно 162 значимого отношения к природе у старших дошкольников
Список литературы
- Абдуллина О. А., Плигин А. А. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски // Наука и школа. 1998. № 4. С. 34−36.
- Абраменкова В. В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии. 1996. № 3. С. 129−156.
- Абраменкова В. В. Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С. 48−60.
- Амирова Е. Б. Становление у старшеклассников ответственного отношения к биосоциальной среде: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 496 с.
- Андрюхина JI. М. Региональная политика, культура, содержание образования / Ин-т развития регионального образования. Екатеринбург, 1995. — 25с.
- Арановская-Дубовис Д. М., Заика Е. В. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника//Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 87−99.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. 768 с.
- Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М.: Панорама, 1990. С. 218.
- Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 172 с.
- Безрукова JI.B. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
- Белавина И. Г. Психологический подход к формированию экологической культуры // Мир психологии. 1998. № 2. С. 121−131.
- Белавина И. Г., Найденская Н. Г. Планета наш дом: Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. — М.: Лайда, 1995. 95 с.
- Бердяев Н. А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Русский космизм: Антология философской мысли. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 171−175.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
- Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1989. 261 с.
- Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 36−42.
- Богатырева Н. А. Исторический опыт и задачи экологического образования детей // Междунар. конф. по экологическому образованию детей: Тезисы докладов. Обнинск, 1995. С. 9−10.
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Педагогика, 1982.
- Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. № 1. С.122−127.
- Бодалев А. А. Об управлении развитием отношений // Мир психологии. 1996. № 2. С.7−15.
- Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 47−56- № 4. С. 23−35.
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29−36.
- Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.
- Буровский А. М. Ноосферное образование и ноосферная культура // Между-нар. конф. по экологическому образованию детей: Тезисы докладов. Обнинск, 1995. С. 13−14.
- Василенко Л. И. Поиски оснований и источников экологической этики // Вопросы философии. 1986. № 2. С. 145−152.
- Василенко Л. И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 37−48.
- Васильева М. И. Педагогические условия организации процесса освоения детьми природной среды в дошкольном образовательном учреждении: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000.
- Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. Программа для дошкольников «Окружающий мир» // Начальная школа. Плюс-минус. 1997. № 3. С. 50−55.
- Вересов Н. Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1993. № 7. С. 39−44.
- Вересов Н. Н. Мы земляне (программа экологического образования дошкольников)// Дошкольное воспитание. 1994. № 12. С. 23−32- 1995. № 1. С. 19−26.
- Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 303−310.
- Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе: Старший дошкольный возраст// Дошкольное воспитание. 1981. № 11. С. 24−27.
- Виноградова Т.А., Маркова Т. А. Почему дети обижают животных? // Обруч. 1997. № 2. С. 35−36.
- Винокурова Н. Ф. Реализация принципов целеполагания и интеграции при разработке стандарта экологического образования//Междунар. конф. по экологическому образованию детей: Тезисы докладов. Обнинск, 1995. С. 16−17.
- Воленко О. И., Петракова Т. И., Цыпурский В. Г. Как растить здоровое поколение // Педагогика. 1995. № 1. С. 52−56.
- Выготский JI.C. Обучение и развитие в дошкольном возрасте//История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия.-М.: Просвещение, 1988. С.205−209.
- Выготский JI. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480с.
- Выготский JI. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.
- Гайдамак А., Тийттанен Т.Социально-экологический идеал (экологическое воспитание дошкольников)//Дошкольное воспитание. 1990. № 1. С.71−77.
- Гарковенко Р. В. Общая теория отношений общества с природой и глобальная экология // Философские проблемы глобальной экологии. М.: «Наука», 1983. С. 59−79.
- Гирусов Э. В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. -М.: «Наука», 1983. С. 105−120.
- Гиляров А. И. Методологические проблемы современной экологии. Смена ведущих позиций// Природа. 1981. № 9. С. 96−103.
- Гусейнов А. А. Отношение к природе как нравственная проблема // Философские науки. 1975. № 5. С. 27−32.
- Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. 1988. № 4. С. 22−32.
- Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1−2. С. 22−32.
- Данилов-Данильян В. И. Устойчивость развития: констатации и выводы // Вестник экологического образования в России. 2002. № 1 (23). С. 3−7.
- Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. 208 с.
- Дежникова Н. С. Учитель как человек экологический // Педагогика. 1995. № 3. С. 37−40.
- Дежникова Н. С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики//Педагогика. 2002. № 10. С. 51−56.
- Дежникова Н. С., Иванова JI. Ю. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: Педагогическое общество России, 2000. 63 с.
- Дерябо С. Д. Антропоморфизация природных объектов // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 3. С. 61−69.
- Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. 1998. № 6. С. 19−26.
- Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 310 с.
- Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 480 с.
- Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка // Избр. психол. труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.
- Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1988. С.395−401.
- Захлебный А. Н., Салеева Л. П., Сенкевич В. М., Суравегина И. Т. Этапы развития ответственного отношения школьников к природе // Отношение школьников к природе. М.: Педагогика, 1988. С. 86−118.
- Зверев И. Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. 1991. № 1. С.9−12.
- Зверев И. Д., Салеева Л. П., Сенкевич В. М., Суравегина И. Т. Условия формирования ответственного отношения к природе // Отношение школьников к природе. -М.: Педагогика, 1988. С. 39−85.
- Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 45−49.
- Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Школа-Пресс, 1996. 336 с.
- Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
- Игнатовская Н, Б. Отношение к животным как проблема нравственности // Этическая мысль: Науч.-публ. чтения. -М.: Политиздат, 1988. С. 220−237.
- Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.
- Кавтарадзе Д. Н. Имитационные игры в экологическом образовании // Биология в школе. 1990. № 3. С. 32−35.
- Кавтарадзе Д.Н. Природа: от охраны к заботе?//Знание- сила. 1990. № 3. С.8−13.
- Калинин В. Б. Формула экологического образования // Экология и образование. 1998. № 1. С. 38−44.
- Калмыков А. А., Колесова Е. В. Как сравнить эффективность различных направлений экологического образования? // Вестник экологического образования в России. 2002. № 1. С. 17−18.
- Кант И. Из «Лекций по этике» (1780−1782) // Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. -М.: Политиздат, 1990. С. 124−136.
- Каталог-справочник: Дошкольное образование в России / Под ред. Р. Б. Стер-киной. М.: Агентство «Издательский сервис», Гном-Пресс, 1999. 120с.
- Климова Т., Таранкова Н. Программа экологического образования дошкольников «Мы открываем мир» // Дошкольное воспитание. 1996. № 7. С. 20−25.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13−23.
- Ковалько Г. Н. Системный подход в формировании экологических понятий: Автореф. дис. канд. пед. наук. Курган, 1994.
- Колтунова И. Р. Постижение природы: Методические рекомендации для занятий глубинной экологией с детьми дошкольного возраста. Екатеринбург: Изд-во «Центр Проблем Детства», 1996. 24 с.
- Я. А. Коменский М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с.
- Комов С. В. Экология, развитие человеческого общества, образование // Известия Уральского государственного университета. 2002. № 23. С. 79−83.
- Кондратьева Н. Н., Шиленок Т. А. и др. «МЫ». Программа экологического образования детей. СПб.: «Детство-пресс», 2001. 240 с.
- Копцева Т. А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 208 с.
- Корнелл Дж. Детям о природе. Как научить детей чувствовать и понимать природу // Вестник АсЭкО. 1999. № 2. С. 17−40.
- Королева А. Е., Пеньковая Е. Н. Естествознание для малышей. Программа экологического воспитания детей 5−6 л // Дошкольное воспитание. 1998. № 10. С.48−54.
- Коротов В. М. Основоположник теории развития личности (К 170-летию со дня рождения К. Д. Ушинского) // Педагогика. 1994. № 4. С. 79−81.
- Корчак Я. Воспитание личности. М.: Просвещение, 1992. 287 с.
- Коепонин В. М. Биоэтика как новое мироощущение // Вестник АсЭкО. 2000. № 1. С.21−27.
- Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Содержание образования как средство обучения и фактор развития // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. С. 222−243.
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: «Коги-то-Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997. 432 с.
- Кошелева В. Экология и нравственность // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 153−162.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 992 с.
- Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе/Сост. А. П. Сидельковский.- Ставрополь: Пятигорский гос. пед. ин-т, 1988. 201 с.
- Кряжева Н. JI. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1996. 208 с.
- Кряжева Н. JI. Кот и пес спешат на помощь: Анималотерапия для детей. -Ярославль: «Академия развития», 2000. 176 с.
- Курашов В.И. Экология и эсхатология//Вопросы философии. 1995.№З.С.29-З6.
- Кшнясева JI. J1. Экологическое образование в период дошкольного детства // Безопасность биосферы: Сб. тез. докл. II Всерос. науч. молодеж. симпозиума / Урал. гос. тех. ун-т. Екатеринбург, 1998. С. 23.
- Кшнясева JI. JI. Диагностика экологических представлений детей старшего дошкольного возраста // Региональный подход в экологическом образовании периода детства: Тез докл. регион, науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 1999. С. 50−51.
- Кшнясева JI. J1. Психолого-педагогические условия развития личностного отношения к природе дошкольников // Безопасность биосферы: Сб. тез. докл. III Всерос. науч. молодеж. симпозиума / Урал. гос. тех. ун-т. Екатеринбург, 1999. С. 27.
- Кшнясева Л. Л. Развитие социальной зрелости личности в экологическом образовании дошкольников // Образование взрослых ключ к XXI веку: Матер, межрегион, науч.-практ. конф. / Ин-т развития регионального образования. -Екатеринбург, 2001. С. 36−38.
- Кшнясева Л. Л., Мельник Н. Б., Слепухина Н. Ю. Развитие основ экологической культуры в период дошкольного детства // ИРРО-экспресс. Вып. 13. В 2 ч. / Ин-т развития регионального образования. Екатеринбург, 2001. 94 с.
- Кшнясева Л. Л. Чувство природы. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста: Программа и методические рекомендации / Объединение «Дворец молодежи». Екатеринбург, 2001. 64 с.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 400 с.
- Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 49−53.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975. 304 с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.
- Леопольд О. Календарь песчаного графства. М.: Мир, 1983. 248 с.
- Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. 1993. № 2. С. 19−23.
- Лихачев Б. Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. 1995. № 1. С. 40−44.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Просвещение, 1984.
- Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1988. С. 217−238.
- Мамедов Н. М. Техническое освоение природы // Философские проблемы глобальной экологии. -М.: «Наука», 1983. С. 161−178.
- Мельник Н. Б. Альтернативная экологическая философия: противоречие разума и чувства // Дополнительное образование: путь к себе: Тез. докл. межрегион. науч.-практ. конф. Вып. 1 / Объединение «Дворец молодежи». Екатеринбург, 2000. С. 16−19.
- Мид М. Культура и мир детства. М.: «Наука», 1988. 429 с.
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М.: АРКТИ, 1999. 48с.
- Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников)/Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева и др. СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. 319 с.
- Миронов А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: Педагогическое общество России, 2002. 360 с.
- Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6. С.32−45.
- Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 351 с.
- Моисеев Н. Н. Экология и образование. -М.: «ЮНИСАМ», 1996. 192 с.
- Моисеева Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. 166 с.
- Моисеева Л. В. Дидактические игры в экологическом образовании периода детства. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 66 с.
- Моисеева Л. В. Региональное экологическое образование: теория и практика: Автореф. дис. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1997.
- Моисеева Л. В., Колтунова И. Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников. Екатеринбург: Уральский педагогический институт, 1993. 38 с.
- Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск: «Асар», 1996. 128 с.
- Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: Педагогика, 1995. 356 с.
- Невский И. А. Субъективный фактор в педагогической деятельности // Педагогика. 1992. № 5−6. С. 56−60.
- Некрасова-Каратеева О. О природе детского рисования // Обруч. 1997. № 5. С.10−16.
- Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. 160 с.
- Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика. М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 192 с.
- Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. 320 с.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 184 с.
- Николина В. В. Эмоционально-ценностное отношение к природе // Вестник АсЭкО. 2000. № 1. С. 5−20.
- Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий / Общ. ред. С. В. Алексеева. СПб. Издательство «Союз художников», 2000. 130 с.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: «Триво-ла», 1995. 360 с.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, A. JI. Венгера. М., 1998.
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 288 с.
- Островская Г. И. Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998.
- Отношение школьников к природе/Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной- Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. 128 с.
- Ощущение чуда: Методическое пособие для преподавателей по развитию восприятия окружающего мира у детей младших классов и среднего звена /Авт.-сост. Д. Брилл, К. Нуп и др. // Вестник АсЭкО. 1995. № 3. С. 9−34.
- Панов В. И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. № 1. С. 35−42.
- Панов В. И. От развивающего обучения к развивающей образовательной среде // Инновации в российском образовании: Общее образование. 2000. М.: Изд-во МГУП, 2000. С. 44−57.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 512 с.
- Педагогические идеи К. Д. Ушинского. М.: «Знание», 1971. 80 с.
- Петрова Е. Н. Экология индивидуальности: философско-социологический аспект/ Науч. ред. JI. Н. Коган. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. 160 с.
- Петровский В. А., Кларина Л. М. и др. Построение развивающей среды в ДОУ // Дошкольное образование в России. М.: Агентство «Издательский сервис», 1993.
- Печчеи А. Человеческие качества. -М.: Мир, 1985.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз, 1997. 256 с.
- Плешаков А. А. Зеленый дом: Методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. М.: Просвещение, 1997. 254 с.
- Попова Т. И. Мир вокруг нас: Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М.: Линка-пресс, 1998. 189 с.
- Потапова Т. В., Кикнадзе С. Г. и др. «Надежда» программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека. — Пущино: ИСАР, 1998. — 39 с.
- Прихожан А. М. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 143−149.
- Проект Государственного стандарта дошкольного образования. М., 2002.
- Программа наблюдения и анализа образовательного процесса в ОУ различных типов и видов (инвариант) / Мин-во общего и проф. образования Свердловской обл. Екатеринбург, 2000.
- Протасова Е., Райхштейн А. Как полюбить мусор. Опыт экологического воспитания в Германии // Обруч. 1996. № 1. С. 14−15.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Реймерс Н. Ф. Системные основы природопользования // Философские проблемы глобальной экологии. -М.: «Наука», 1983. С. 121−161.
- Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
- Русский космизм: Антология философской мысли/Сост. С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой- Вступ. ст. С. Г. Семеновой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 368 с.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — С. 199−297.
- Рыжова Н. А. Природа сложнее, чем нам кажется // Обруч. 1997. № 2. С. 4−7.
- Рыжова Н. А. Наш дом природа. Программа экологического воспитания дошкольников. — М.: ИСАР, 1998. 20 с.
- Рыжова Н. А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы // Дошкольное воспитание. 2001. № 7. С. 61−69.
- Савина Е. А- Особенности представлений детей 5−10 лет о душе // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 21−27.
- Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с.
- Смольянинов И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
- Современная западная философия: Словарь. М.: Политиздат, 1991. 414 с.
- Соловьев В. Смысл любви // Русский космизм: Антология философской мысли. -М.: Педагогика-Пресс, 1993.
- Степашко J1. А. Человек в концепции Я. А. Коменского // Педагогика. 1992. № 5−6. С. 86−88.
- Стеркина Р. Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения // Вестник образования. 1996. № 6. С. 45−70.
- Стрелкова J1. П. Экспериментальное изучение проблемы эмпатии // Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сб-к статей/РГПУ им. А. И. Герцена. Кафедра дошк. педагогики. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. С. 132−141.
- Субботский Е. В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 68−78.
- Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. 207 с.
- Суравегина И. Т., Мамедов Н. М. Экологическое образование: принципы, содержание и определение базовых понятий: Сб. статей. Екатеринбург: УралИ-ОВ, 1997. С. 4−14.
- Суравегина И. Т., Мамедов Н. М. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте концепции устойчивого развития: Сб. статей. Екатеринбург: УралИОВ, 1997. С. 15−22.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1981. 380с.
- Телегина И. С. Психолого-педагогические условия становления экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой. Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000.
- Теории личности / Сост. Хьелл J1., Зиглер Д. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608с.
- Тюмасева 3. И., Аменд А. Ф. Экологическое строительство детской души. -Челябинск: ЧГПИ, 1994. 240 с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос, 1995. 291 с.
- Усова А. П. Сенсорное воспитание в дидактике детского сада // История советской дошкольной педагогики. М.: Просвещение, 1988. С. 351−360.
- Фромм Э. Иметь или быть. М.: Изд-во «Республика», 1990. 120 с.
- Хеттманспергер Т. Статистические выводы в ранговой шкале. М.: Финансы и статистика, 1987. 334 с.
- Холодный Н. Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 332−344.
- Цветкова И. В. Экологическое воспитание младших школьников. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 176 с.
- Черешнев В. А. Экологическая доктрина России: от замысла к пилотным проектам // Известия Уральского гос. университета. 2002. № 23. С. 6−10.
- Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Мысль, 1989. 174 с.
- Чоросова О. М. Парадигмы изучения нравственного поведения ребенка в современной психологии // Мир психологии. 1996. № 3. С. 124−128.
- Шагун Г., Павлов В. И., Рыженков П. Е. Исследования экологического сознания детей и подростков // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 41−49.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека // Мир философии. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. М.: Политиздат, 1991. — С. 522−538.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М.: Прогресс, 1992.
- Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 512 с.
- Экологическая доктрина Российской Федерации (проект) // Известия Уральского государственного университета. 2002. № 23. С. 11−22.
- Экологическая этика // Вестник АсЭкО. 1994. № 2. С. 12−13.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: «Педагогика», 1978. 304 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психол. труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред Д. И. Фельдштейна. М.: Межд. пед. академия, 1995. 221 с.
- Юдашина Н. И. О роли субъективного фактора в познании биологической реальности // Психологическая наука и образование. 2000. № 4. С. 71−75.
- Юдина Е. Г. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка// Дошкольное воспитание. 1997. № 11. С. 7−13.
- Юдина Е. Г. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Издательский центр «Академия», 1998. С. 445−473.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
- Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. -М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
- Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Просвещение, 1976. 64 с.
- Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 20−27.
- Ясвин В. А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1995. № 4. С. 19−28.
- Ясвин В. А. Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе. — М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1998. 40 с.
- Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.