Проект деловой игры
Подготовка деловой игры — это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учтено, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить. Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо четко сформулировать ее цели: закрепление… Читать ещё >
Проект деловой игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Название деловой игры, ее цели.
Состав участников.
Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру в целом.
Суть проблемы, подлежащей решению.
Состояние исследуемого вопроса.
Руководство деловой игрой.
Перечень необходимого оборудования, литература для предварительного изучения.
Для разработки деловой игры необходимо создать имитационную и игровую модели, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру игры.
Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо четко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, выработка необходимых навыков; изучение опыта; формирование творческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершенствование навыков принятия коллективных решений и т. д.
Формулируя общие цели, мы предоставляем возможность каждому участнику найти средства достижения собственных целей.
В каждой игре выделяются свои роли и определяется необходимое количество игроков. Роли могут быть профессиональные и межличностные, исполнение которых способствует созданию проблемных ситуаций («лидер», «конформист», «консерватор» и т. д.).
Подготовка деловой игры — это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учтено, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.
Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.
Вот несколько вариантов размещения участников общения, предложенных В. П. Дубровой и Е. И. Милашевич (Витебский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова). Прямоугольником с кружочком внутри обозначен организатор, кружочками — члены группы.
Блочный метод размещения: подходит для организации диспутов, дискуссий. Участники обеспечены микрофонами (могут быть условные). В случае необходимости микрофоны выставляются и в зале.
Расположение лицом к лицу: применяется в случае, если между педагогами предполагается полемика или предстоят «переговоры».
Треугольники: если педагогический коллектив немногочислен, воспитатели могут непосредственно общаться друг с другом.
Круглый стол: круговые формы размещения участников позволяют сделать педагогический коллектив самоуправляемым. Возможность взаимных контактов становится максимальной, минимизируется роль организатора. Если участников много, образуется «круглый стол с аквариумом». В этом случае создаются особые правила для участников внешнего круга, которые наблюдают за ходом общения во внутреннем круге. Результаты их наблюдения излагаются в общей дискуссии.
Продумывая все элементы деловой игры, важно определить формы оценки. Часто применяются балльная система за каждый этап и подсчет всех оценок в конце игры. Иногда используется анкетирование. Отметим, что продуманная система оценки связана с функцией стимулирования, поэтому иногда следует продумать оценку личного вклада каждого в достижение общей цели, например: отмечается группа-победитель, а в ней выделяется лидер (по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение словами: «творческий подход», «красивая мысль», «корректное решение».
Для оценивания в деловые игры вводятся роли экспертов, аналитиков, представителей заказчика и т. п. Целесообразно наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах.
В заключение следует предложить игрокам объективно оценить результаты всей игровой деятельности, таким образом провести заключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой информацией овладеть. Это станет важным фактором после игрового интереса участников к познавательной деятельности.