Актуальность исследования. Современное состояние социальной политики в России и перспективы её эволюции существенно влияют на характер развития и социальную стабильность государства. Переход к рыночным отношениям в России ознаменовал собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В ходе коренных реформ всех сфер общественной жизни общество понесло значительные материальные потери, которые повлекли за собой громадные по масштабам и остроте проблем социальные утраты.
Сложившаяся ситуация в социальной сфере явилась результатом не только неизбежных потерь трансформации общественного строя, но и ряда ошибочных решений в экономической и социальной политике.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность социальной политики заключается в том, что она, должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.
В научной литературе существует множество определений социальной политики. В обобщенном их виде социальную политику можно рассматривать как составную часть внутренней политики государства, воплощенную в его социальных программах и практике и регулирующую отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп. По своей природе социальная политика вторична по отношению к экономике, которая была и остается материальной основой социального прогресса, решения всех социальных задач и проблем. Опыт свидетельствует, что социальные программы, не обеспеченные экономически, остаются на бумаге. Однако вторичное положение социальной политики по отношению к экономике не означает ее второстепенности для развития материальной и духовной культуры общества. Только с помощью разумной социальной политики и соответствующих организационных усилий возможно поддержание достигнутого в стране уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность.
Сложившаяся в России кризисная ситуация в социальной сфере требует принятия незамедлительных мер со стороны государства. Обеспечение социальной безопасности требует всесторонней разработки долгосрочной национальной программы оптимизации социальной политики, повышения уровня и степени эффективности социальных инвестиций, формирование социально ориентированных подходов в системе политического управления.
Важной задачей науки является анализ состояния социальной сферы, социальной динамики, исследование механизма формирования социальной политики, выявление тенденций и противоречий в действии этого механизма. Особую важность представляет исследование процесса разработки и принятия законов, правительственных программ и решений, выявление сил, которые влияют на формирование официальной политики государства в социальной сфере. Таким образом, тема исследования имеет как научное, так и практическое значение во взаимосвязи этих двух его аспектов.
Степень научной разработанности проблемы. В основе исследований социальной политики лежат труды ученых, поднимавших общие проблемы взаимодействия человека, окружающей среды и политики, интересовавшие еще Платона, Аристотеля, Иоанна Солсберийского, Ж. Бодена, С. Десницкого, М. В. Ломоносова, К. Маркса, Ф.Энгельса. Проблемы социальных условий жизнедеятельности человека интересовали российских философов, социологов, политологов, историков, в том числе В. О. Ключевского, Н. И. Киреева, П. А. Сорокина, И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева.1.
К изучению социальной политики в целом привлечено значительное внимание ученых. Социальные проблемы рассматриваются ими как составная часть реформирования всей государственной системы на пути к рыночной экономике. Ученые стараются выявить социальную цену экономических реформ и проследить динамику развития социальной сферы.
В историографии по проблемам федеральной и региональной социальной политики имеется значительное количество научных трудов, в которых рассматривается вся совокупность социальной политики и ее результатов, дается детальная характеристика кризисного состояния общества, социального самочувствия населения. Следует подчеркнуть концентрированность, комплексность, многоаспектность большинства работ российских ученых. В их работах сочетаются как исследования социальной политики государства, так и практики ее реализации.
В отечественной, а также зарубежной историографии, заметное место занимают работы, рассматривающие социальную политику в целом. Ученые (историки, экономисты, социологи, политологи) едины во мнении о том, что социальная политика Российского государства на этапе реформ была недейственной и привела к тяжелым социальным последствиям для народа. Не отрицая того факта, что со стороны законодательной и исполнительной Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1998; Ильин И. А. Наши задачи. Париж-Москва, 1990; Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992; Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990 власти предпринимались меры к стабилизации социально-экономического положения, ученые убедительно доказывают отсутствие четкой стратегической линии в социальной сфере. Социальная политика 1990;хначала 2000;ых годов, по образному выражению, представляла собой «лоскутное одеяло», перетягиваемое с одной социальной группы населения на другую, а также «залатывание прорех» то в оплате произведенного труда, то в пособиях на детей. Вместе с тем справедлив вывод о том, что четкой стратегической цели в государственной политике не было не только в социальной, но и в экономической сфере, в переходе к рыночным отношениям, к приватизации государственной собственности.2.
В условиях социально-экономических реформ социальная политика претерпела существенные изменения. В процессе реализации социальных программ выяснилось, что необходимы новые подходы для решения проблем. Переход к рыночной экономике обострил вопросы материального положения большинства граждан. Советский опыт разрешения социальных проблем оказался неэффективным в новых условиях. Это привело к необходимости формирования новой системы социальной защиты, социального обслуживания граждан и организации социальной сферы в целом. В литературе рассматривается адекватность проводившейся социальной политики в России новому положению населения.3.
Значительное внимание в историографии уделяется рассмотрению сущности государства как социального. Эта формулировка нова для.
2 Аверин А. И. Социальная политика государства. М., 1995; Бурджапов Ф. Э. Современная социальная политика, М&bdquo- 1996; Российская Федерация — социальное государство. М&bdquo- 99в-/1ифшиц А. Экономическая реформа в России и ее цена. М, 1994; Социальные реформы в России: теория и практика. М., 1995; Социальные прогнозы и моделирование. М., 1995; Социальная политика в современной России. М&bdquo- 1993; Социально-политическое положение России, М&bdquo- 1996; Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. М&bdquo- 1995; Социальная политика в России. М. 1992; Горкин А. П. и др. Социальная энциклопедия. М., 2000; Гонтмахер Е. Ш. Социальная политика в России: уроки 90-ых г. г. М., 2000 и др.
3 Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики //Вопросы экономики. 1997. № 6- Андреев Э. М. Новая социальная реальность: основные черты и способы движения // Социально-политический журнал. 1994. № 7, Бобков В. Н. Уровень жизни населения России в период реформ: Оценка, изменение, пути стабилизации // Свободная мысль. 1993. № 16-Дорофеев Б. И. Переход к рынку и социальные проблемы молодежи // Проблемы политологии и политической истории. Саратов, 1993. Вып. 1- Олейниковае.И. социальные ориентиры российского общества на пути к рыночной экономике. Саратов, 1997; Хромцов А. Ф. Социальная политика в переходном обществе: Россия и мировой опыт. М., 1995; Ракитский Б. В. Концепция социлаьной политики для современной России. М., 2000; Холостова Е. И. Социальная политика. М., 2000 и др. российского законодательства, поэтому в монографических трудах, в статьях идет дискуссия о правомерности этого термина для характеристики Российского государства. В работах по этой проблеме логично сочетаются вопросы теории, практики, научного прогнозирования. Вместе с тем правомерно мнение, что любое государство проводит определенную социальную политику, решает социальные проблемы, поэтому само понятие государства включает в себя социальный аспект. В литературе раскрываются причины, которые, по мнению исследователей, привели к тому, что в Конституции Российской Федерации была сделана запись о Российском государстве как социальном.4.
Резкий слом существовавших в России экономических отношений, переход к рынку привели к социальным потрясениям, возникновению безработицы, кризисам неплатежей, незащищенности граждан5. Для разработки путей выхода из кризиса было необходимо исследовать практику решения социальных вопросов в странах с развитой рыночной экономикой. Авторы этих исследований показывают возможные параллели в проявлении кризисных явлений в социальной сфере и пути их разрешения.6.
Но, несмотря на уже проведенные исследования, разработка концептуальной модели, способной обобщить теоретические и эмпирические работы и стать базовой для прогнозирования и выработки стратегии.
4 Социальное государство и защита прав человека. М., 1994; Ильин В. В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизапионного процесса. М., 1996; Дасин В. Социальные аспекты развития // Свободная мысль. 1998. № 5- Глазьев С. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М&bdquo- 1997;.Гриценко Н. Н. Социальное государство: социально-экономический аспект // Российская Федерация — социальное государство. М., 1996; Ярская В. Н. Философия социальной работы. Саратов, 1994; Государственное регулирование рыночной экономики. Уч. для вузов / Под ред. В. И. Волгина. М, 2000 и др.
5 Дурова Л. И. Институционализация региональной социальной политики. М., 2000; Шарков Ф. И. Основы региональной социальной политики. Уч. пособие. М., 2000 и др.- Заславский И. Е. Современные проблемы регулирования рынка труда: федеральный и региональные аспекты. М., 2000; Иванова В. Н., Безденежных Т. И. Управления занятостью населения на местном уровне. М., 2002; Рынок труда. Учебник. /Под ред. В. С. Буланова и Н. А. Волгина. М., 2003 и др.
6 См. Ламберг X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994; Панов AM. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994; Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения. М. 1996; Чорбшский С. И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992; Социальное законодательство в России и Великобритании. Сб.ст. М., 2000 и др. социальной политики в Российской Федерации остается актуальной задачей современной политической науки.
Цель исследования: разработка концепции повышения эффективности социальной политики в условиях дефицитного ресурсного обеспечения социальной сферы.
Реализация поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
— разработать стратегические направления реформирования социальной сферы;
— сформулировать тактические задачи реформирования социальной сферы;
— определить основные этапы и методы реализации государственной социальной политики;
— разработать механизм реализации предложенной концепции развития социальной политики;
— исследовать роль и влияние конституционной реформы на повышение эффективности социальной политики;
— проанализировать проблемы социальной сферы на современном этапе и предложить пути их решения;
— рассмотреть перспективы развития социальной политики в контексте формирования гражданского общества;
— проанализировать и уточнить содержательную сторону национального проекта в области образования;
— выработать предложения перспектив и путей его реализации.
Объектом исследования выступает государственная социальная политика в условиях модернизации России в конце XX — начале XXI вв.
Предметом исследования являются перспективы развития социальной политики в контексте конституционной реформы.
Теоретическая и методологическая база исследования. В работе широко использован методологический инструментарий системного, конкретно-исторического, структурно-функционального и компаративного подходов. Методологические основы исследования определяются также диалектическим подходом, позволяющим увидеть исторические, социально-экономические и политические изменения социальной сферы через призму развития и разрешения противоречий.
Основным методом изучения вопроса является классификационно-сравнительный и системный анализ и синтез, которые позволяют представить социальную политику как непрерывно развивающуюся модель управления социальными процессами и институтами в Российской Федерации.
Эмпирическая база исследования. Стратегия отбора материала для качественного и количественного анализа основных аспектов объекта исследования определила специфику используемых источников, выступающих преимущественно в виде анализа официальных документов и программ, массива текстовой информации, содержащейся в научных публикациях и изданиях (авторских и коллективных монографиях, научных статьях, материалах научных дискуссий, в диссертациях, докладах), других источниках. Эмпирическая база исследования также включает в себя данные социологических исследований, проводимых Институтом социально-политических исследований РАНИнститутом социально-экономических проблем народонаселения РАНИнститутом социологии РАНВЦИОМРОМИР и др. центрамифедеральные и региональные целевые программы, федеральное законодательство и нормативные акты субъектов РФданные Госкомстатааналитические публикации в прессе, контент-анализ материалов СМИ.
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
— доказано, что существующее распределение властных полномочий между основными институтами государственной власти в России тормозит модернизацию социальной системы;
— обосновано, что идея внесения поправок в Конституцию имеет ограниченные шансы на реализацию, а наиболее реальным и оптимальным мероприятием конституционной реформы является проект создания Конституционного Собрания;
— сформулирован принцип, согласно которому реформаторская социальная политика противопоставляет глобальной бесплатности, ориентацию на доступность этих благ, реализуемую на основе приемлемого уровня оплаты, который будет достигнут на основе повышения доходов населения;
— сделан вывод, что рост ресурсных потребностей социальной сферы и трудности в её ресурсном обеспечении будут порождать необходимость определенного ужесточения условий предоставления социальной поддержки;
— обосновано, что ориентация на возврат к социальным технологиям, механизмам, нормативам, действовавшим в социальной сфере советского периода в современных условиях не может дать положительных результатов;
— - автор предлагает замену прямого государственного финансирования социальных нужд финансированием со стороны населения на основе увеличения средств, поступающих непосредственно в семью через заработную плату, пенсии и пособия за счет уменьшения концентрации этих средств в бюджете государственных органов;
— в работе изложена стратегия развития социальной сферы, перечислены её тактические задачи;
— в диссертации сформулированы подходы к реализации национальной доктрины образованияразработаны этапы реализации национальной доктрины образования с перечислением конкретных мероприятий на каждом из них.
Положения, выносимые на защиту:
1. Противоречие между экономическими и политическими сферами жизни общества состоит в том, что рыночный механизм нацелен, прежде всего, на отбор наиболее конкурентоспособных производителей, а механизмы гражданского общества направлены на обеспечение, прежде всего, прав всех граждан. Конкуренция способствует имущественному расслоению в обществе и обостряет конфликты. В частности, интересы рынка могут вступать в противоречие с гуманитарными интересами общества в целом, например, с интересами развития социальной сферы, а также культуры, науки и образования.
2. За длительный исторический период в общественном сознании сложился довольно прочный стереотип, согласно которому государство выполняет патерналистскую роль в отношении всего общества и каждого из своих граждан. Согласно данным социологических опросов одна треть населения продолжает ждать решения своих проблем за счет государства, является носителями патериалистско-эгалитаристского типа ментальности.
3. Существующее распределение властных полномочий между основными институтами государственной власти в России в определенной степени тормозит модернизацию социальной системы. В России пока отсутствуют механизмы продуктивного взаимодействия законодательной и исполнительной власти и постоянной совместной работы над законопроектами и наиболее важными решениями Правительства в области модернизации социальной системы.
4. Одним из важнейших шагов закрепления принципов активной социальной политики на рынке труда могут стать: разработка и реализация: федеральной программы развития кадрового потенциала Россииконцепции и основных направлений развития национальной системы профессиональной ориентацииконцепции и основных направлений развития национальной системы оценки профессиональной компетентности и сертификации персонала (на уровне международных норм) — разработка пилотных программ управления человеческими ресурсами на уровне отдельных регионов.
5. Реформаторская социальная политика противопоставляет глобальной бесплатности, ориентацию на доступность этих благ, реализуемую иа основе приемлемого уровня оплаты, который будет достигнут на основе повышения доходов населения при изживании дефицитности социальных благ. Льготам, привилегиям противопоставляются льготы и вспомоществование для действительно нуждающихся в немконцентрация внимания на удовлетворении наиболее социально уязвимых слоев населенияизбирательный, адресный подходсоздание возможностей зарабатывания и получения этих благ (прежде всего жилья) самими людьми при сохранении внерыночного, бесплатного или льготного предоставления различных социальных благ и услуг социально слабым слоям населения.
6. При неправильной реализации данных подходов могут возникнуть определенные социальные угрозы. Так, внедрение платности в социальную сферу может принять асоциальные масштабы и формы, обусловив недоступность тех или иных социальных благ и услуг для низкодоходных слоев населения. Адресность социальной помощи может быть извращена формализмом и бюрократизмом. Может возникнуть слишком глубокий, не приемлемый для общества разрыв между качеством социальных услуг, предоставляемых высокодоходным группам населения, и качеством социальных услуг, приходящихся на долю мало обеспеченных.
7. Без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании всех производственных ресурсов, невозможно преодолеть скудость финансирования социальных нужд. Лишь экономический рост может служить надежной основой сильной социальной политики. Потому несостоятельны любые попытки оторвать принятие социальных решений от экономических возможностей общества. Без экономического роста неизбежно продолжение практики минимизации социальных затрат, в том числе сохранение заработной платы для очень значительной части населения в роли всего лишь социального пособия.
8. Первоочередной задачей является восстановление в значительной мере утраченного контроля за использованием бюджетных средств, выделяемых для социальной сферы. Особую роль призвано сыграть изменение системы циркулирования финансовых потоков в социальной сфере. Автор предлагает замену прямого государственного финансирования социальных нужд финансированием со стороны населения на основе увеличения средств, поступающих непосредственно в семью через заработную плату, пенсии и пособия за счет уменьшения концентрации этих средств в бюджете государственных органов.
9. В ближайшие годы предстоит осуществить реформу заработной платы, включающую следующие элементы: перенесение в фонд заработной платы части средств, аккумулированных в государственном бюджете и внебюджетных фондах для финансирования социальных задач с тем, чтобы дать возможность населению непосредственно оплачивать некоторые социально-значимые услуги, прежде всего — жилищно-коммунальныеосуществление мер, обеспечивающих соответствие заработной платы уровню и динамике производительности трударегулирование межотраслевых и территориальных различий в заработной платерешение проблемы оптимизации соотношений тарифных ставок и соотношений заработной платы руководителей предприятий со средней заработной платой на предприятии.
10. Национальная доктрина развития образования должны исходить из следующих принципиальных подходов: образование в совокупности с наукой как главный фактор создания в России высокоэффективной экономики на принципиально новой производственно-технологической основе, в рамках новых производственно-рыночных отношений и перехода России в постиндустриальную, информационную фазу развитияобразование в совокупности с общественно-политическими институтами, средствами массовой информации, как ключевое средство формирования в России гражданского общества, правового, демократического государстваобразование в совокупности с культурой, с опорой на национальные и исторические традиции, с учетом мирового опыта, как определяющий фактор формирования высоконравственной, духовно, интеллектуально и физически развитой личности.
Практическая значимость работы. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении общих курсов «Политология», «Политические институты и процессы», спецкурсов «Конституционная реформа в РФ» и «Социальная политика». Сформулированные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы для уточнения концептуальных основ социальной политики, разработки моделей управления развитием социальной сферы и учтены при разработке стратегии и тактики модернизации социальной сферы.
Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на заседании кафедры социологии и политологии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М. В. Ломоносова, отражены в опубликованных автором научных работах, а также апробированы в его выступлениях и докладах на Всероссийских научно-практических конференциях и Ломоносовских чтениях в МГУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, одиннадцати параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение
.
Одним из главных истоков нынешнего кризисного состояния экономики и общества в цепом является неспособность нынешнего и советского (последнего периода) политического руководства разрешить коренное противоречие — несоответствие между гигантским интеллектуальным, культурно-духовным, производственно-технологическим потенциалом, накопленным страной в предыдущие десятилетия, и формой государственно-политического устройства, методами хозяйствования и управления. Вследствие этого крайне низкая, практически нулевая эффективность использования этого потенциала в доперестроечный период перешла в фазу его разрушения и исчезновения. Но он еще существует, страна обладает достаточным ресурсом, чтобы, опираясь на собственные силы, перейти к созидательной, конструктивной политике.
Помимо имеющегося материального и интеллектуального ресурса возник, несмотря на все сложности и трудности, новый — разбуженная инициатива огромного количества специалистов и деловых людей, пробивается (нарождается) потребность нового собственника в повышении конкурентоспособности производимой продукции, а, следовательно, на новом уровне, с других позиций появляется потребность в высококвалифицированных специалистах.
Наконец, во всех слоях общества все решительнее идет избавление от иллюзий и крепнет осознание необходимости перевода политики в более спокойное, созидательное русло.
В нынешних условиях требуется главное — политическая воля, направленная на эти изменения.
Без политического плюрализма не может быть полноценного демократического, гражданского общества, не установятся на прочной демократической основе его взаимоотношения с государственным, управленческим аппаратом. Сильный, демократически организованный, широкий спектр политической жизни оказывает стабилизирующее воздействие на общество, способствует широкому привлечению граждан к участию в политической жизни и общественном управлении.
Обязательным условием практического осуществления этого является наличие прочных, интеграционных основ в деятельности различных партий и общественных формирований. В противном случае политический плюрализм способен оказать обратное, дезинтеграционное воздействие на общество, привести к анархии и разрушению. При всех противоположных подходах на понимание хода политического процесса в современной России, такими интеграционными основами, могли бы стать следующие принципы: нравственность, гуманизм, патриотизм, верховенство закона, свобода и социальная справедливость.
Именно па этих принципах может строиться новая идеология современного российского общества, т.к. мировой опыт не показывает иного пути развития самостоятельных обществ, кроме как основанных на критически переработанном собственном культурном наследии. Развернувшаяся в последние годы в России широкая «американизация» массового общественного сознания в своей содержательной основе имеет культ техники, денег, грубой силы и эротики, т. е. те основы, на которых невозможно формирование какой-либо цивилизованной культуры. Данное обстоятельство прекрасно осознается здравомыслящей частью российского общества, которая в настоящее время стоит перед нравственным выбором: либо принять за основу исторические начала российской жизниколлективизм, дух общности и взаимопомощи, верность Отчизне, приоритет духовных ценностейи этим выразить поддержку культурно-эволюционному развитию страны, либо сделать ставку на индивидуальную обособленность (каждый за себя и для себя), на бездушный техноцизм, на жестокую конкуренцию во всех областях жизни, на отрицание патриотизма как несовместимого с подлинной свободой личностии этим заявить о готовности к революционному штурму вековых российских традиций с весьма, на наш взгляд, сомнительным конечным результатом.
Российская традиция моновласти делает в обозримом будущем наиболее приемлемой в нашей стране (не только по конституции) формой правления суперпрезидентскую республику. Но принципиально важно, чтобы функционирование в России сильной президентской власти было не отделимо от наличия соответствующих гарантий от возможности реставрации авторитарного режима и свертывания демократических преобразований. Формируемая на этой основе новая политическая система станет более успешно способствовать укреплению взаимосвязи и взаимовлияиия делающего свои первые шаги гражданского общества и демократического государства в нашей стране, сохраняя некоторую преемственность традиционных для России структур власти.
Система политической власти в России будет легитимной, найдет поддержку в массовом общественном сознании россиян при условии, если она будет законно сформирована, основывает свою деятельность прежде всего на учете национально-государственных интересов (как во внутренней, так и внешней политике) и праве, является справедливой, сильной, способной решать важнейшие проблемы, стоящие перед страной. Такой власти россияне не только стану! подчиняться, но и признают за ней право предписывать нормы и правила поведения, жизнедеятельности членам общества.
Реального демократического общества в России никогда не будет без наличия соответствующего уровня гражданской культуры, т. е. без наличия у российских граждан определенных политико-правовых, нравственных, этических и других ценностей, лежащих в основе осознания человеком своих гражданских прав и обязанностей перед обществом и государством. От наличия, степени зрелости гражданской культуры во многом зависит нравственное восприятие гражданами существующего механизма государственной власти, правосознание, социокультурные ценности, ориентиры экономического характера, составляющие наряду с другими чертами единый культурный облик гражданина. Отражая зрелость общественных отношений, гражданская культура объективно способствует политико-культурной консолидации граждан, является важным фактором социальной стабильности общества.
Создание полноценного демократического общества в России в ближайшем будущем невозможно. В условиях неразвитости институтов гражданского общества, низкого уровня гражданской «культуры и отсутствия длительное время в России у населения возможностей играть решающую роль в общественной жизни, резкий переход в «демократии без берегов» неизбежно привел бы к охлократии, а форсированная перестройка экономики на рыночной основе, сведение до минимума вертикальной регулирующей роли государства, резкая децентрализация социального управления создадут (и уже создают) социальный вакуум, ведущий к серьезным экономическим и социально-политическим потрясениям.
Поэтому неизбежен достаточно длительный переходный период развития, при котором формирующиеся органы демократического государства и институты гражданского общества будут находиться в постоянно противоречивом взаимодействии и взаимовлиянии. В ходе этого процесса лишние вертикальные структуры будут разрушаться наряду с параллельным развитием горизонтальных взаимосвязей. Генезис горизонтальных рыночных, политических и правовых взаимоотношений и будет процессом формирования нового российского демократического общества.
Для того чтобы общество стабильно функционировало на демократических принципах, недостаточно ввести внешние атрибуты демократии: гласность, свободу слова, печати, собраний, выборов, создания политических и гражданских организаций. Главное — создать систему управления обществом, решающую роль в которой играют его граждане. Только такая система способна ограничить всевластие бюрократического, государственного аппарата и подчинит его демократически формируемому, подконтрольному, по воле граждан сменяемому механизму народовластия.
Кроме того, в действительно демократическом обществе в основе государственной власти лежат принципы народовластия, равенства и свободы, независимые институты гражданского общества. Права и свободы граждан надежно гарантированы всей государственно-правовой системой, а государственная власть является легитимной.
Зная о традиционно значительной роли государства в жизни российского обществ, важно правильно определить стратегию государственной поли гики в отношении создания предпосылок и условий для формирования нового демократического общества, в частности, экономическая деятельность государства исходила бы из поддержки тех процессов, которые уже доказали на рынке свою экономическую целесообразность. Правовое, демократическое государство устанавливает правопорядок, стимулирующий экономическую активность и стабильность в обществе. Как социальное государство оно распределяет полученные от граждан средства на финансирование разнообразной деятельности субъектов формирующегося гражданского общества, учитывая социально-экономические и политические последствия своей действий.
Создание в России демократической общественной системы — задача не только сложная, но и по времени достаточно длительная. Как показали первые годы реформ дают о себе знать автократические навыки и склонность к олигархии, укоренившиеся в кругах исполнительной власти. Наблюдается рост корпоративных устремлений в различных государственных и общественных структурах. Недостаток общего уровня культуры также является препятствием для становления и нормального развития демократического общества. Многие демократические устои не являются традиционными для России. Тем не менее, как бы не был сложен этот процесс жизнь показывает, что наша страна продолжает поиск путей вхождения в новый этап общественной эволюции, находясь в русле общецивилизационных общественных преобразований.