Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка теоретических основ определения параметров поршневых двигателей как единой динамической системы для повышения эффективности их функционирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный этап теоретических исследований ПДВС характеризуется большим разнообразием применяемых математических моделей, сложность которых постоянно возрастает. Это в первую очередь модели рабочего процесса и процессов в отдельных системах: газодинамические модели течения газа в проточных частях двигателя, гидродинамические модели процесса подачи топлива, модели процессов смесеобразования… Читать ещё >

Содержание

  • Основные сокращения
  • Основные условные обозначения
  • Глава 1. Состояние вопроса и постановка задач исследований
    • 1. 1. Аспекты рассмотрения ПДВС как сложной технической системы
    • 1. 2. Системные принципы исследования ПДВС
    • 1. 3. Анализ основных этапов жизненного цикла ПДВС
    • 1. 4. Математическое моделирование ПДВС
      • 1. 4. 1. Роль математического моделирования в теории поршневых двигателей
      • 1. 4. 2. Классификация математических моделей ПДВС
      • 1. 4. 3. Сравнительный анализ математических моделей ПДВС и коммерческих программных продуктов
      • 1. 4. 4. Проблема развития теории, обеспечивающей определение параметров ПДВС как единой динамической системы
    • 1. 5. Цель и задачи исследования
  • Глава 2. Структура и принципы построения иерархической системы математических моделей поршневых двигателей
    • 2. 1. Основные предпосылки к построению иерархической системы моделей ПДВС
    • 2. 2. Разработка структурной схемы ПДВС
    • 2. 3. Использование теории графов связей для определения условий на границах взаимодействующих систем
    • 2. 4. Динамическая модель ПДВС нижнего уровня сложности
      • 2. 4. 1. Принимаемые допущения и исходные уравнения модели
      • 2. 4. 2. Рабочие уравнения модели
      • 2. 4. 3. Анализ результатов вычислительных экспериментов
    • 2. 5. Выводы
  • Глава 3. Разработка высокоуровневых динамических моделей
  • ПДВС
    • 3. 1. -Состав разрабатываемых динамических моделей ПДВС верхнего уровня
    • 3. 2. Унифицированный подход к математическому описанию газовых и гидравлических систем ПДВС
      • 3. 2. 1. Принципы унификации и структура математического описания газовых и гидравлических систем ПДВС
      • 3. 2. 2. Математическое и программное обеспечение расчета газодинамических процессов в проточных частях ПДВС
        • 3. 2. 2. 1. Особенности численного интегрирования уравнений 103 газовой динамики методом Годунова
        • 3. 2. 2. 2. Учет взаимодействия потока с движущейся контактной границей
        • 3. 2. 2. 3. Объединение математических моделей с различным числом пространственных координат
        • 3. 2. 2. 4. Математическое описание течения газа через местные сопротивления
        • 3. 2. 2. 5. Особенности расчета течения газа через разветвления трубопроводов
        • 3. 2. 2. 6. Построение схемы замещения газовоздушного тракта ПДВС
        • 3. 2. 2. 7. Постановка граничных условий
        • 3. 2. 2. 8. Примеры использования разработанного математического и программного обеспечения и проверка его адекватности
      • 3. 2. 3. Математическое и программное обеспечение расчета системы топливоподачи дизельного двигателя
        • 3. 2. 3. 1. Особенности численного интегрирования уравнений гидродинамики методом Годунова
        • 3. 2. 3. 2. Постановка граничных условий
        • 3. 2. 3. 3. Примеры использования разработанного математического и программного обеспечения и проверка его адекватности
    • 3. 3. Высокоуровневые динамические модели двигателей, учитывающие газодинамические процессы в проточных частях ПДВС
      • 3. 3. 1. Основные направления совершенствования газодинамических процессов в ПДВС
      • 3. 3. 2. Расчет и исследование газодинамических процессов в проточных частях дизельного двигателя ТМЗ-450Д
        • 3. 3. 2. 1. Расчет газодинамических процессов во впускной и выпускной системе двигателя в одномерной постановке
        • 3. 3. 2. 2. Исследование закономерностей влияния газодинамических процессов на функционирование ПДВС
        • 3. 3. 2. 3. Расчет и исследование закономерностей течения газа в винтовом впускном канале и цилиндре двигателя в трехмерной постановке
        • 3. 3. 2. 4. Определение коэффициентов расхода и гидравлического сопротивления канала с учетом реального течения потока
        • 3. 3. 2. 5. Исследование закономерностей влияния характеристик впускного канала на показатели процесса сгорания
        • 3. 3. 2. 6. Расчет и исследование газодинамических процессов в системе «ПДВС-эжектор»
      • 3. 3. 3. Расчет и исследование газодинамических процессов во впускной системе двигателя ВАЗ
    • 3. 4. Высокоуровневая динамическая модель «ПДВС-система топливо-подачи» (на примере дизельного двигателя ТМЗ-450Д)
      • 3. 4. 1. Основные требования, предъявляемые к системам
    • 1. топливоподачи дизельных двигателей, и направления их совершенствования
      • 3. 4. 2. Расчет и исследование функционирования системы топливоподачи
        • 3. 4. 2. 1. Математическая модель системы топливоподачи
        • 3. 4. 2. 2. Исследование закономерностей влияния параметров системы топливоподачи на показатели ее функционирования
      • 3. 5. Высокоуровневая динамическая модель «ПДВС-регулятор частоты вращения» (на примере дизельного двигателя ТМЗ-450Д)
        • 3. 5. 1. Особенности функционирования системы «ПДВСрегулятор частоты вращения»
        • 3. 5. 2. Разработка математической модели центробежного регулятора частоты вращения
        • 3. 5. 3. Расчет и исследование функционирования системы автоматического регулирования частоты вращения
      • 3. 6. Высокоуровневая динамическая модель «ПДВС-подвеска» на примере дизельного двигателя ТМЗ-450Д)
        • 3. 6. 1. Особенности математического описания системы «ПДВС-подвеска»
        • 3. 6. 2. Математическая модель системы «ПДВС-подвеска»
        • 3. 6. 3. Исследование закономерностей влияния подвижности корпуса на функционирование ПДВС
      • 3. 7. Проверка адекватности разработанного комплекса моделей
      • 3. 8. Выводы
  • Глава 4. Исследование закономерностей функционирования
  • ПДВС как единой динамической системы на переходных режимах
    • 4. 1. Особенности функционирования ПДВС на переходных режимах
    • 4. 2. Исследование закономерностей функционирования дизельного двигателя на переходных режимах
    • 4. 4. Сравнение показателей работы ПДВС на переходном и сходственных установившихся режимах
    • 4. 5. Выводы
  • Глава 5. Разработка методики проектировочных расчетов ПДВС
    • 5. 1. Отличительные особенности методики проектировочных расчетов ПДВС
    • 5. 2. Основные этапы методики проектировочных расчетов ПДВС
    • 5. 3. Примеры проектировочных расчетов дизельного двигателя
      • 5. 3. 1. Определение конструктивных параметров газовоздушного тракта и системы газообмена ПДВС
      • 5. 3. 2. Определение конструктивных параметров системы автоматического регулирования частоты вращения
    • 5. 4. Выводы

Разработка теоретических основ определения параметров поршневых двигателей как единой динамической системы для повышения эффективности их функционирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Из всех существующих типов двигателей внутреннего сгорания (ДВС), поршневые двигатели являются основой транспортной и стационарной энергетики. Поршневые ДВС (ПДВС) практически стали единственными типами двигателей, используемых на транспорте и дорожных машинах, в сельском хозяйстве, а масштабы их производства к началу третьего тысячелетия достигли .1 млрд. штук.

За период более столетия непрерывного совершенствования поршневые двигатели достигли высоких характеристик. Однако теория и практика показывает, что резервы их дальнейшего развития далеко не исчерпаны. Это подтверждают последние достижения и перспективные направления в совершенствовании рабочих циклов ПДВС.

Многие достижения в ПДВС связаны с использованием компьютерной техники для управления их системами. Это, в свою очередь, обусловило прогресс в организации рабочих процессов и конструкции систем двигателей, рассчитанных на управление при помощи компьютера: топливоподача и искровое зажигание смеси, фазы газораспределения, управляемые системы впуска и наддува, управляемая интенсивность вихревого движения заряда в цилиндре, нейтрализация отработавших газов (ОГ) и т. п. Продолжаются активные поиски работоспособных конструкций, позволяющих осуществлять управляемое изменение рабочего объема цилиндров, степени сжатия, утилизации теплоты.

Непрерывно ужесточающиеся требования к экологическим показателям ПДВС (нормативы EURO обновляются через каждые 4−5 лет [207]), возрастающие требования к топливной экономичности и надежности вызывают необходимость постоянного совершенствования ПДВС и сокращения сроков создания новых конструкций, нередко кардинально отличающихся от существующих. В этой связи чрезвычайно важным является непрерывное совершенствование процесса проектирования с точки зрения качества проектных решений, а также минимизации материальных и временных затрат. При этом разработка эффективных алгоритмов и программных средств является одной важнейших задач современного двигателестроения.

Современный этап теоретических исследований ПДВС характеризуется большим разнообразием применяемых математических моделей, сложность которых постоянно возрастает. Это в первую очередь модели рабочего процесса и процессов в отдельных системах: газодинамические модели течения газа в проточных частях двигателя, гидродинамические модели процесса подачи топлива, модели процессов смесеобразования, горения, химической кинетики и др. Эволюция моделирования ПДВС в настоящее время происходит в направлении все боле детального учета множества различных факторов, повышения точности и придания моделям натурных свойств. Причем модели способны давать информацию о ПДВС, которую затруднительно или невозможно получить экспериментальным путем.

Несмотря на достаточно высокий уровень математических моделей, применяемых для улучшения статических и динамических характеристик поршневых двигателей, актуальной остается проблема комплексного анализа процесса функционирования ПДВС как единой динамической системы. Это объясняется сложностью согласования математического описания взаимосвязанной совокупности процессов различной природы, определяющих функционирование ПДВС, и высокими затратами вычислительных ресурсов. В настоящее время при проведении теоретических исследований и вычислительных экспериментов, как правило, происходит упрощение динамических свойств ПДВС. Взаимосвязанные звенья (термодинамическое, газодинамическое, гидродинамическое, механическое и др.) сложной динамической системы оказываются разобщенными, что на практике нередко приводит к неправильным заключениям. Это особенно важно для неустановившихся режимов работы, являющихся основными и характеризующихся исключительно сложной взаимосвязью всех звеньев динамической системы. Поршневой двигатель как сложная система обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам, то есть сумма оптимальных решений достигнутых по подсистемам ПДВС не гарантирует оптимизации двигателя «в целом».

Отмеченное положение затрудняет комплексный рациональный выбор параметров ПДВС, требует большого объема доводочных испытаний двигателя, а также существенных материальных и временных затрат.

Исходя из этого работа по развитию теории, обеспечивающей определение параметров поршневых двигателей как единой динамической системы, является актуальной.

Цель исследования: развитие теории, обеспечивающей определение параметров поршневых двигателей как единой динамической системы и направленной на повышение эффективности их функционирования.

В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования:

1. Анализ и классификация математических моделей, коммерческих программных продуктов, применяемых для исследования процесса функционирования ПДВС на установившихся и переходных режимах, а также определение основных направлений интеграции существующих подходов.

2. Разработка иерархической системы моделей ПДВС различных уровней сложности и пакета программ, обеспечивающих комплексное описание процесса функционирования поршневого двигателя во времени на установившихся и переходных режимах.

3. Установление закономерностей, определяющих связь параметров ПДВС с его статическими и динамическими характеристиками.

4. Разработка методики проектировочных расчетов, позволяющей определить структуру и параметры ПДВС, обеспечивающие выполнение требований к характеристикам двигателя как на установившихся, так и на переходных режимах функционирования.

5. Разработка предложений по сокращению затрат машинного времени, связанных с расчетом функционирования ПДВС, за счет рационального применения математических моделей.

Методы исследования: теоретико-экспериментальные, базирующиеся на методах классической термодинамики, тепломеханики, гидромеханики, вычис.

12 лительной гидрогазодинамики, теории рабочих процессов ПДВС, статистического анализа и вычислительной математики, а также известных и апробированных на практике экспериментальных методах исследования ПДВС.

Объекты исследования: двигатель ВАЗ-2111, малоразмерный многоцелевой одноцилиндровый дизельный двигатель ТМЗ-450Д производства ОАО «АК «Туламашзавод».

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Разработана иерархическая система динамических моделей ПДВС различных уровней сложности, обеспечивающая комплексное описание процесса функционирования поршневого двигателя с требуемой точностью в реальном времени.

2. Разработан унифицированный подход к математическому описанию и исследованию функционирования газовых и гидравлических систем ПДВС с рабочим телом, подчиняющимся различным уравнениям состояния, в требуемой пространственной постановке.

3. По результатам теоретических исследований процесса функционирования ПДВС как единой динамической системы установлены закономерности влияния параметров газовоздушного тракта, системы топливоподачи, системы автоматического регулирования частоты вращения, подвески двигателя на статические и динамические характеристики ПДВС.

4. Предложена методика проектировочных расчетов, позволяющая найти структуру и параметры ПДВС, обеспечивающие выполнение требований к характеристикам двигателя как на установившихся, так и на переходных режимах функционирования, и разработаны на ее основе предложения по повышению эффективности работы дизеля в составе электроагрегата.

Практическая ценность результатов. Основные практические результаты заключаются в следующем:

1. Разработанное математическое, программное и методическое обеспечение позволяет ускорить процесс разработки ПДВС с учетом переходных режимов его работы, а также заменить дорогостоящие натурные эксперименты на вычислительные.

2. В результате вычислительных экспериментов показано, что использование разработанной системы динамических моделей позволяет повысить точность моделирования переходных режимов работы ПДВС по сравнению с традиционными подходами за счет более полного учета внутрициклового и межциклового изменения показателей работы двигателя.

3. Показана возможность существенного сокращения затрат машинного времени, связанных с расчетом функционирования ПДВС, за счет рационального применения и комбинации математических моделей.

Научные положения, выносимые на защиту:

1. Иерархическая система динамических моделей ПДВС различных уровней сложности, обеспечивающая комплексное описание процесса функционирования поршневого двигателя с требуемой точностью в реальном времени.

2. Унифицированный подход к математическому описанию и исследованию функционирования газовых и гидравлических систем ПДВС с рабочим телом, подчиняющимся различным уравнениям состояния, в требуемой пространственной постановке.

3. Принципы сокращения затрат машинного времени, связанных с расчетом функционирования ПДВС, за счет рационального применения математических моделей.

4. Анализ закономерностей влияния параметров двигателя на статические и динамические характеристики ПДВС по результатам вычислительных экспериментов на динамических моделях.

5. Методика проектировочных расчетов, позволяющая найти структуру и параметры ПДВС, обеспечивающие выполнение требований к характеристикам двигателя как на установившихся, так и на переходных режимах функционирования.

Достоверность научных положений подтверждена:

— использованием фундаментальных уравнений механики, тепломехани.

14 ки, гидрогазодинамики, а также современных численных методов реализации соответствующих математических моделей;

— сопоставлением результатов расчетов с результатами, полученными другими авторами при рассмотрении модельных (тестовых) задач;

— сопоставлением результатов расчетов с экспериментальными данными ОАО «АК «Туламашзавод» при исследовании натурных объектов;

Апробация и внедрение результатов. По результатам диссертации сделаны доклады на XXVII научно-технической конференции «Автотракторостроение, промышленность и высшая школа» (Москва, МГТУ «МАМИ», 1999) — XVIII Международном семинаре «Течения газа и плазмы в соплах, струях и следах» (Санкт-Петербург, БГТУ «Военмех», 2000) — XXXI Международной научно-технической конференции «Приоритеты развития отечественного автотракторостроения и подготовки кадров» (Москва, МГТУ «МАМИ», 2000) — VIII, IX, X Международной научно-практической конференции «Совершенствование мощностных экономических и экологических показателей ДВС» (Владимир, ВлГУ, 2001, 2003, 2005) — научно-технической конференции 1-е и 5-е «Лу-канинские чтения» (Москва, МАДИ, 2003, 2010) — III, IV Международной научно-практической конференции «Автомобиль и техносфера» (Казань, КГТУ-КАИ, 2003, 2005) — Международном симпозиуме «Образование через науку» (Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005) — IV Всероссийской научно-технической конференции «Современные тенденции развития автомобилестроения в России» (Тольятти, ТГУ, 2005) — Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы автомобильного, железнодорожного, трубопроводного транспорта в Уральском регионе» (Пермь, ПГТУ, 2005) — Международной научно-практической конференции «Прогресс транспортных средств и систем» (Волгоград, ВолгГТУ, 2005) — Международной научно-технической конференции «Двигатель-2007», «Двигатель-2010» (Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007, 2010) — II Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы автомобильного транспорта» (Тула, Тул-ГУ, 2009) — Международной научно-практической конференции «Инновации в транспортном комплексе. Безопасность движения. Охрана окружающей среды» (Пермь, ПГТУ, 2010).

Основные результаты работы получены и апробированы в ходе реализации следующих научно-исследовательских работ:

— «Создание энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных средств», конкурс № НК-578П, государственный контракт № П 615, от 18 мая 2010 г. (2010 — 2012 г. г.) «Программно-методический комплекс для проектирования энергоэффективных двигателей транспортного типа, основанный на концепции нелинейной динамики»;

— «Разработка математических моделей, исследование и расчет параметров дизель-генераторных установок агрегатов сельскохозяйственной техники», грант Т02−06.9−537 по фундаментальным исследованиям в области технических наук, утвержденный по результатам конкурса, проводимого Министерством образования РФ в 2002 г.

— «Теоретическое исследование эффективности эжекционного охлаждения двигателей и агрегатов сельскохозяйственных машин», грант ТОО-6.9−622 по фундаментальным исследованиям в области технических наук, утвержденный по результатам конкурса, проводимого Министерством образования РФ в 2000 г.

— «Разработка математической модели дизель-генератора для изделия „99“ и методики расчета его динамических характеристик», договор № 62 201 с ОАО «АК «Туламашзавод»;

Совершенствование конструкции всережимного регулятора дизеля ТМЗ-450Д на основе исследования его математической модели", договор № 62 001 с ОАО «АК «Туламашзавод»;

Результаты диссертации внедрены в практику ОАО «АК «Туламашзавод», а также в учебный процесс ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Н.Э. Баумана» и ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет «.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 54 печатные ра.

16 боты, в том числе 1 монография, 20 публикаций в центральных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК, 2 учебных пособия.

Содержание работы. Во введении излагается суть решаемой в рамках диссертационной работы проблемы, отражается ее актуальность и направления проводимых исследований. В первой главе рассмотрено состояние обозначенной научно-технической проблемы. Проанализированы принципы системного подхода к исследованию функционирования ПДВС, предложена классификация и выполнен сравнительный анализ математических моделей ПДВС, дан обзор коммерческих программных продуктов, применяемых для исследования функционирования поршневых двигателей, поставлены цель и задачи диссертации. Во второй главе изложены принципы построения иерархической системы моделей ПДВС, рассмотрена динамическая модель ПДВС нижнего уровня сложности, разработаны структурная схема и граф связей ПДВС, реализующие концепцию натурного рассмотрения протекающих в двигателе процессов в их энергетической взаимосвязи. В третьей главе представлен комплекс высокоуровневых динамических моделей ПДВС, учитывающих газодинамические процессы в проточных частях ПДВС, функционирование системы топливопо-дачи, системы автоматического регулирования частоты вращения, неуравновешенность и колебания двигателя на подвеске. При этом предложен унифицированный подход к математическому описанию газовых и гидравлических систем. В четвертой главе приведены результаты вычислительных экспериментов по исследованию закономерностей функционирования дизельного двигателя как единой динамической системы на переходных режимах в сравнении с традиционными подходами. В пятой главе приведена методика проектировочных расчетов поршневых двигателей и примеры ее практического использования для повышения эффективности функционирования дизеля ТМЗ-450Д в составе электроагрегата. В приложении приведены конструктивные параметры, технические характеристики дизельного двигателя ТМЗ-450Д и документы о внедрении результатов работы. * *.

Автор выражает глубокую признательность сотрудникам кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет» за консультации и содействие при выполнении работы. И в особенности заведующему кафедрой, профессору, заслуженному работнику высшей школы РФ, лауреату премии Правительства РФ Фролову Николаю Николаевичу.

Отдельную благодарность за содействие и помощь на всех этапах научной и педагогической деятельности автор выражает д.т.н., профессору Малио-ванову Михаилу Вениаминовичу.

Искреннюю признательность за помощь и поддержку в проведении исследований автор выражает д.т.н., профессору кафедры «Поршневые двигатели» МГТУ им. Н. Э. Баумана Гришину Юрию Аркадьевичу.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

В результате выполненной работы решена научно-техническая проблема, состоящая в развитии теории, обеспечивающей определение параметров поршневых двигателей как единой динамической системы и направленной на повышение эффективности их функционирования. Основные результаты и выводы работы заключаются в следующем:

1. Работа поршневых двигателей характеризуется исключительно сложной взаимосвязью всех звеньев динамической системы. Важнейшее значение для оптимизации конструкции ПДВС с учетом переходных режимов работы приобретает моделирование процесса функционирования ПДВС как единой динамической системы.

2. Разработана иерархическая система моделей ПДВС, включающая динамическую модель низшего уровня сложности и высокоуровневые динамические модели, учитывающие газодинамические процессы в проточных частях, функционирование системы топливоподачи, системы автоматического регулирования частоты вращения, неуравновешенность и колебания двигателя на подвеске. Адекватность разработанных математических моделей подтверждена серией тестовых расчетов, а также сопоставлением полученных результатов с экспериментальными данными.

3. Разработан и апробирован расчетами газовоздушного тракта и системы топливоподачи унифицированный подход к математическому описанию газовых и гидравлических систем ПДВС, с рабочим телом, подчиняющимся различным уравнениям состояния, в требуемой пространственной постановке.

4. Разработаны предложения по сокращению затрат машинного времени, связанных с расчетом функционирования ПДВС, за счет рационального применения математических моделей.

5. По результатам вычислительных экспериментов на динамических моделях установлены закономерности влияния параметров газовоздушного тракта, системы топливоподачи, системы автоматического регулирования частоты вращения, подвески на статические и динамические характеристики ПДВС. Для двигателя ВАЗ-2111 выработаны и подтверждены экспериментально практические рекомендации по модернизации впускной системы, изготовлен опытный образец впускной системы с двухрежимным ступенчатым изменением длины. При этом было получено снижение межцилиндровой неравномерности по мощности и среднему индикаторному давлению на частоте 2000 об/мин на 21%, на частоте 5000 об/мин на 16%, мощностные характеристики двигателя улучшились на 6−8%.

6. Повышен уровень отображения переходных режимов работы ПДВС как системы «в целом» по сравнению с традиционными подходами за счет более полного учета внутрициклового и межциклового изменения показателей работы двигателя. В результате сравнений показателей работы ПДВС на переходном и сходственных установившихся режимах было получено, что максимальные отклонения в определении характеристик системы топливоподачи достигают 23%, параметров ГВТ — 2%, эффективных показателей работы двигателя — 12%.

7. Разработан программный комплекс системного моделирования переходных и установившихся режимов работы ПДВС (свидетельство о регистрации № 16 505 от 13 октября 2010 г.). Программный комплекс является открытым и может быть дополнен уже существующими моделями, описывающими на высоком уровне локальные аспекты функционирования ПДВС, относящиеся к рабочему процессу, напряженно-деформированному состоянию деталей и экологическим показателям двигателя.

8. Предложена методика проектировочных расчетов, позволяющая определить структуру и параметры ПДВС, обеспечивающие выполнение требований к характеристикам двигателя как в установившихся, так и в неустановившихся режимах функционирования. В результате проведенных расчетов были получены квазиоптимальные параметры ГВТ и системы газообмена, позволяющие для режима работы дизеля в составе с электроагрегатом увеличить крутящий момент и мощность двигателя на 7,5% при незначительном ухудшении топливной экономичности по сравнению с базовым вариантом. Получены квазиоптимальные параметры САР частоты вращения для условий работы дизеля в составе с электроагрегатом, позволяющие уменьшить наклон регулятор-ной ветви с 8 = 5,07% до 8 = 4,80% и время переходного процесса — с т = 1,1 с до т = 0,44 с.

9. Программный комплекс системного моделирования переходных и установившихся режимов работы ПДВС и методика проектировочных расчетов внедрены в практику ОАО «АК «Туламашзавод» и используется для оптимизации конструкции многоцелевых дизельных двигателей. Ряд положений диссертационной работы используется при чтении лекций, проведении лабораторных и практических занятий по курсам «Динамика двигателей», «Механика жидкости и газа», «Численные методы механики жидкости и газа», «Основы научных исследований и планирования экспериментов на транспорте» в МГТУ им. Н. Э. Баумана и в Тульском государственном университете.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Прикладная газовая динамика / Г. Н. Абрамович // -М.: Наука, 1969.- 824 с.
  2. К.А. Динамика двигателей внутреннего сгорания Эл. ресурс. / К. А. Авдеев, М. В. Малиованов, Р. Н. Хмелев // ФГУП НТЦ «Информрегистр», депозитарий электронных изданий, per. № 321 002 389, 23.11.2010.
  3. К.А. Об учёте особенностей процесса тепловыделения в динамической модели дизельного двигателя / К. А. Авдеев, И. Е. Агуреев, Р. Н. Хмелев // Двигатель 2010: Материалы МНТК, Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. — С. 41−45.
  4. К.А. Разработка математической модели, исследование функционирования и построение методики проектировочных расчётов быстроходного дизель-молота: автореф. дис. канд. техн. наук. Тула: ТулГУ, 2000. -20 с.
  5. И.Е. Анализ и синтез динамических характеристик многоцилиндровых поршневых двигателей внутреннего сгорания: дис. докт. техн. наук. Тула: ТулГУ, 2002. — 305 с.
  6. И.Е. Динамика и синергетика поршневых двигателей внутреннего сгорания / И. Е. Агуреев, М. В. Малиованов // Изв. ТулГУ. Сер. «Автомобильный транспорт». Вып. 4 Тула: ТулГУ, 2000. — С. 117 — 123.
  7. И.Е. Нелинейные динамические модели поршневых двигателей внутреннего сгорания: Синергетический подход к построению и анализу: монография / И. Е. Агуреев Тула: Изд-во ТулГУ, 2001. — 224 с.
  8. Д. Вычислительная гидромеханика и теплообмен / Андерсон Д., Таннехилл Дж., Плетчер Р. М.: Мир, 1990. — 384 с.
  9. A.B. Повышение эффективных характеристик поршневых ДВС управлением бифуркационными зависимостями межцикловой не-идентичночти рабочих процессов: автореф. дис.канд. техн. наук. / A.B. Ахромешин. Тула: ТулГУ, 2010. — 21 с .
  10. Аэродинамика закрученной струи / Под ред. Р. Б. Ахмедова. М.: Энергия, 1977. — 240 с.
  11. Н.С. Математическая модель системы топливоподачи дизельного двигателя / Н. С. Базаева, Р. Н. Хмелев // Материалы МНПК «Инновации в транспортном комплексе. Безопасность движения. Охрана окружающей среды». Пермь, 2010. — С. 148 — 155.
  12. .И. Научные основы энерго-экологической эффективности использования альтернативных моторных топлив: автореф. дис. докт техн. наук / Б. И. Базаров Ташкент, ТАДИ, 2006. — 40 с.
  13. A.A. Совершенствование расходных характеристик газвоз-душных трактов поршневых двигателей внутреннего сгорания: автореф. дис.докт. техн. наук / A.A. Балашов. Барнаул, Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова, 2008. — 36 с.
  14. Н.С. Численные методы / Н. С. Бахвалов. Спб.: Лаборатория базовых знаний, 2000. — 622 с.
  15. C.B. Многокритериальная оптимизация автомобильной техники при ее создании и доводке / C.B. Бахмутов, A.A. Ахмедов // Автомобильная промышленность, 2010. № 10. — С. 14 — 17.
  16. О.М. Метод крупных частиц в газовой динамике: Вычислительный эксперимент / О. М. Белоцерковский, Ю. М. Давыдов М.: Наука, 1982.-391 с.
  17. О.М. Численное моделирование в механике сплошных сред / О. М. Белоцерковский. М.: Физматлит, 1994. — 442 с.
  18. С.Р. Теория и расчет газодинамических процессов в быстроходном 2-х тактном турбопоршневом двигателе: автореф. дис.. докт. техн. наук / С. Р. Березин: М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1994. — 27 с.
  19. В.Н. Работа тракторного двигателя при неустановившейся нагрузке / В. Н. Болтинский // Сб. «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». М.: Сельхозгиз, 1959, — 161 с.
  20. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М.: «Советская энциклопедия», 1969−1978.
  21. .М. Математическая модель спирального впускного канала крышки цилиндра ДВС / Б. М. Борецкий, В. Е. Гветадзе В.Е. // Двигателе-строение, 1991. № 12. — С. 15−18.
  22. Ю.И. Основы моделирования внутрицилиндровых процессов и токсичности дизелей тепловозов: дис. докт. техн. наук / Ю. И. Булыгин -Ростов-на-Дону, 2006. 328 с.
  23. A.B. Математическое моделирование рабочих процессов ДВС: учеб. пособие / A.B. Васильев, Е. А. Григорьев Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. техн. ун-та., 2002. — 67 с.
  24. И.И. Новое о рабочем цикле двигателя / И. И. Вибе. М.: Маш-гиз, 1962 -271 с.
  25. М.М., Грудский Ю. Г. Конструирование впускных систем быстроходных дизелей / М. М. Вихерт, Ю. Г. Грудский. М.: Машиностроение, 1982. — 150 с.
  26. Влияние формы внешней скоростной характеристики на токсичность отработавших газов дизеля в переходных процессах / В. А. Марков и др. // Сб. научн. тр. по матер, междунар. конф. «Двигатель 2007». М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. — С. 329 — 335.
  27. A.A. Расчет циклов поршневых двигателей: учебн. пособие / A.A. Гаврилов, М. С. Игнатов, В. В. Эфрос. Владимир: ВлГУ, 2003. — 124 с.
  28. Газовая динамика и агрегаты наддува ДВС / М. В. Дульгер и др. -Волгоград: ВолгПИ, 1989. 330 с.
  29. Газовая динамика. Механика жидкости и газа / B.C. Бекнев и др.- под общей ред. А. И. Леонтьева М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997. -671 с.
  30. P.P. Повышение эффективных показателей тракторных дизелей электронным управлением топливоподачи: автореф. дис. докт. наук / P.P. Галиуллин. СПб: С.-Петерб. гос. аграр. ун-т, 2009. — 41 с
  31. Ю.В. Конвертирование рабочего процесса транспортных ДВС на природный газ и водород: автореф. дис. докт. наук / Ю. В. Галышев. -СПб.: СПб гос. политехи, ун-т., 2010 32 с.
  32. В.Р. Пути и методы совершенствования экономических и экологических показателей транспортных дизелей: автореф. дис. докт. наук / В. Р. Гальговский. М., 1991 — 66 с.
  33. М.П. Исследование процессов образования оксидов азота при сгорании топлива в перспективных дизелях: дис. канд. техн. наук / М. П. Гиринович. М: Центр научно-исслед. автомоб. и автомотор, ин-т, 2006. — 123 с.
  34. Г. В. Переходные процессы в пневматических системах /
  35. Г. В. Гогричиани, A.B. Шипилин. М.: Машиностроение, 1986. — 160 с.
  36. .Ю. Совершенствование впускных каналов тракторного дизеля: автореф. дис. .канд. техн. наук / Б. Ю. Голев Владимир: ВлГУ, 2009. — 16 с.
  37. JI.H. Обобщение теории, развитие методов расчета и совершенствование топливных систем автотракторных дизелей: автореф. дис. докт. техн. наук / JI.H. Голубков. М., 1991. — 32 с.
  38. М.А. Вихревые потоки / М. А. Гольдштик. Новосибирск: Наука, 1981. -366 с.
  39. Г. Б. Работа топливоподающей аппаратуры дизелей при частичных и переходных режимах / Г. Б. Горелик, Н. Х. Дьяченко, JI.E. Магидович и др. // Труды Ленинградского политехнического института. 1970. — № 316. -С. 15 — 19.
  40. Гоц А. Н. Выбор моделей долговечности деталей ДВС на стадии проектирования / А. Н. Гоц, В. В. Эфрос // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -2007. -№ 6. С. 49 51.
  41. Л.В. Использование линеаризованного распада разрыва для расчета топливоподачи в дизелях / Л. В. Грехов // Межвуз. сб. науч. трудов «Автомобильные и тракторные двигатели». М.: МАМИ, 1999. — Вып. XVI. — С 8185.
  42. Л.В. Научные основы разработки систем топливоподачи в цилиндры двигателей внутреннего сгорания: дис. докт. техн. наук / Л. В. Грехов. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. — 390 с.
  43. Л.В. Топливная аппаратура и системы управления дизелей: учебник для вузов / Л. В. Грехов, H.A. Иващенко, В. А. Марков. М.: Легион-Авто дата, 2004. — 344 с.
  44. Н.В. Влияние нестационарных явлений на статические и динамические характеристики двигателей внутреннего сгорания: автореф. дис. канд. техн. наук / Н. В. Григорьева. Тула: ТулГУ. — 24 с.
  45. Ю.А. Газодинамическое совершенствование проточной части ДВС: дис. докт. техн. наук / Ю. А. Гришин М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. 435 с.
  46. Ю.А. Постановка граничных условий при математическом описании течения дизельного топлива в трубе / Ю. А. Гришин, Р. Н. Хмелев, Н. С. Базаева // Вестник МГТУ. Машиностроение. 2011. № 2. С. 102−109.
  47. Ю.А. Способы постановки граничных условий при численном моделировании газодинамических процессов в ДВС / Ю. А. Гришин, Р. Н. Хмелев // Изв. ТулГУ. Сер. «Автомобильный транспорт». Тула: Изд-во Тул-ГУ, 2003. — Вып. 7. — С. 161 — 167.
  48. А. Закрученные потоки / А. Гупта, Д. Лилли, Н. Сайред М.: Мир, 1987. — 588 с.
  49. C.B. Разработка методов совершенствования процессов смесеобразования и сгорания в поршневых двигателях: дис. докт. техн. наук / C.B. Гусаков М.: РУДН, 2002. — 344 с.
  50. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн: учебник для вузов / В. Н. Луканин, и др.- под ред В. Н. Луканина и М. Г. Шатрова. 2-е изд. пере-раб. и доп. — М.: Высш. шк., 2005. — 414 с.
  51. Двигатели внутреннего сгорания: Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей / Д. Н. Вырубов и др.- под ред. A.C. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1984, — 384 с.
  52. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей / Д. Н. Вырубов и др.- под ред. A.C. Орлина, М. Г. Круглова М.: Машиностроение, 1983 — 372 с.
  53. С.Н. Математическая модель движения воздушного заряда в камере сгорания дизеля / С. Н. Девянин, В. А. Марков, A.B. Микитенко // Сб. науч. тр. по матер, междунар. конф. «Двигатель 2007». М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. — С. 315 — 321.
  54. A.B. Развитие методов численного моделирования процессов в камерах сгорания тепловых двигателей и энергоустановок: автореф. дис. докт. техн. наук / A.B. Демин. Казань: Казанск. гос. техн. ун-т, 2002. — 37 с.
  55. .Х. Конструирование впускных и выпускных каналов двигателей / Б. Х. Драганов, М. Г. Круглов, B.C. Обухова. Киев: Высшая школа, 1987.- 475 с.
  56. М.Ю. Математическое моделирование нестационарных процессов в открытых термодинамических системах / М. Ю. Елагин. Тула: ТулГУ, 1995.- 86 с.
  57. М.Ю. Модернизация впускной системы автомобильного двигателя / М. Ю. Елагин, В. В. Смекалин, Р. Н. Хмелев // Изв. ТулГУ. Сер. «Автомобильный транспорт». Вып. 9 Тула: ТулГУ, 2005. — С. 96 — 100.
  58. Р.Д. База знаний для проектирования ДВС / Еникеев Р. Д. // Двигателестроение. 2007. — № 1. — С. 15−20.
  59. Р.Д. Двигатели внутреннего сгорания. Основные термины и русско-английские соответствия: учеб. пособие / Р. Д. Еникеев, Б. П. Рудой. М.: Машиностроение, 2004. — 384 с.
  60. Р.Д. Повышение эффективных и экологических показателей ДВС газодинамическими методами: автореф. дис. докт. техн. наук / Р. Д. Еникеев Уфа, УГАТУ, 2009. — 34 с.
  61. И.И. Методологические основы проектирования систем воздушного охлаждения поршневых двигателей внутреннего сгорания транспортных машин: автореф. дис. докт. техн. наук / И. И. Закомолдин. Барнаул, 2010.- 32 с.
  62. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания / В. А. Звонов. М.: Машиностроение, 1981. — 160 с.
  63. A.A. Моделирование трехмерных процессов переноса и турбулентного сгорания в цилиндрах дизеля и газожидкостного двигателя / A.A. Зеленцов // Сб. науч. тр. междунар. конф. «Двигатель-2010». М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. — С. 208 — 212.
  64. В.А. Исследование газодинамических процессов в дизелях для улучшения их характеристик: автореф. дис.канд. техн. наук. / В. А. Зенкин. М: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009. — 16 .
  65. A.B., Могильников Н. В. Газодинамический эксперимент на персональном компьютере: учеб. пособие / A.B. Зибаров, Н. В. Могильников. -Тула: Изд-во ТулГУ, 1999. 80 с.
  66. H.A. Моделирование процессов топливоподачи и проектирование топливной аппаратуры дизелей: учебное пособие / H.A. Иващенко, В. А. Вагнер, JI.B. Грехов. Барнаул: АлтГТУ, 2002. — 165 с.
  67. И.Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям / И. Е. Идельчик. М.: Машиностроение, 1975. — 464 с.
  68. Ю.Э. Системное проектирование двигателей внутреннего сгорания / Ю. Э. Исерлис, В. В. Мирошников. J1.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1981. — 255 с.
  69. Исследование газодинамических характеристик впускных каналов дизеля при его разработке / A.B. Грицюк и др. // Материалы X МНПК «Фундаментальные и прикладные проблемы совершенствования поршневых двигателей». Владимир: ВлГУ, 2005. — С. 72−73.
  70. Исследование тепловых и газодинамических процессов в цилиндре ДВС с помощью программы FLUENT / A.A. Горшкалев и др. // Сб. научн. тр. междунар. конф. «Двигатель-2010». М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. — С. 178 — 180.
  71. Р.З. Теория поршневых двигателей. Специальные главы: учеб. для вузов / Р. З. Кавтарадзе //. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. -720 с.
  72. В.Г. Расчет рабочего процесса поршневых и комбинированных автотракторных двигателей: учеб. пособие / В. Г. Кадышев, C.B. Тиунов Набережные Челны: КамГПИ, 2002. — 62 с.
  73. Х.Р. Автоматизация математического описания и исследование динамического состояния механизмов и машин на ЭВМ: учеб. пособие / Х. Р. Казыханов. Алма-Ата: КазПТИ, 1985.- 109 с.
  74. А.И. Выбор конструктивных параметров систем наддува дизелей с учетом волновых явлений в газовыпускных трактах: дис. докт. техн. наук / А. И. Каминский. Хабаровск, 1990. — 330 с.
  75. М.А. Оценка влияния переменности инерционных характеристик силового агрегата на параметры колебательной системы двигатель-подвеска: автореф. дис. канд. техн. наук / М. А. Карпов. М., 2008. — 22 с.
  76. В.И. Численное моделирование газодинамических течений / В. И. Киреев, A.C. Войновский. М.: Изд-во МАИ, 1991. — 254 с.
  77. В.А. Системный анализ и оптимизация: учебн. пособие / В. А. Ковешников. Тула: Изд-во ТулГУ, 2001. — 130 с.
  78. A.B. Теоретические основы оценки показателей силовых установок автомобилей в полном жизненном цикле: дисс. докт. техн. наук /
  79. A.B. Козлов. M.: 2004. — 426 с.
  80. А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей / А. И. Колчин, В. П. Демидов. М.: Высш. шк., 2003. — 496 с.
  81. Комплекс экономичных моделей анализа теплонапряженности поршня в САПР / В. А. Пылёв и др. // Сб. науч. тр. по матер, междунар. конф. «Двигатель 2007». М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. — С. 246 — 251.
  82. А.Ю. Диагностирование технического состояния дизеля в эксплуатации на основе идентификации быстропротекающих рабочих процессов: автореф. дис. докт. техн. наук / А. Ю. Коньков. Хабаровск, 2010. — 35 с.
  83. С.К. Улучшение эксплуатационных показателей автотранспортных дизелей путем совершенствования системы питания: автореф. дисс. докт. техн. наук / С. К. Корабельников. Санкт-Петербург-Пушкин, 2009.-34 с.
  84. Г. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Г. Корн, Т. Корн. М.: Наука, 1984. — 831 с.
  85. Г. С. Теоретическое и экспериментальное обоснование способов улучшения экологических показателей и топливной экономичности автомобильных дизелей: дис. докт. техн. наук / Г. С. Корнилов. М.: МГТУ (МАМИ), 2005. — 439 с.
  86. А.К. Работа дизелей в условиях эксплуатации / А. К. Костин, Б. П. Пугачев, Ю.Ю. Кочинев- под общ. ред. A.A. Костина. J1.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1989. — 284 с.
  87. М.Г. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания: учебн. пособие / М. Г. Круглов, A.A. Меднов. М.: Машиностроение, 1988. — 360 с.
  88. В.И. Автоматическое регулирование и управление двигателей внутреннего сгорания / В. И. Крутов. М.: Машиностроение, 1989. — 416 с.
  89. И.П. Аспекты проектирования сложных вероятностных нелинейных динамических неголономных систем / И. П. Ксеневич // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -2007. № 8. С. 20 — 23.
  90. А.Г. Разработка методов и средств повышения эффективности работы дизелей на динамических режимах: автореф. дис. докт. техн. наук / А. Г. Кузнецов. Москва, 2010 — 32 с
  91. И.В. Математическое моделирование и диагностика рабочих процессов многоцилиндровых ДВС с внешним смесеобразованием: дисс. канд. техн. наук / И. В. Кузьмина. Тула: ТулГУ, 2000. — 130 с.
  92. В.А. Впрыск топлива в дизелях / В. А. Кутовой. М.: Машиностроение, 1981. — 119 с.
  93. .Э. Пакет прикладных программ машинного анализа тепломеханических систем «МАТМЕХ» / Б. Э. Керт // «Первые Окуневские чтения», -СПб, 1997.-С. 211 238.
  94. K.M. Исследование динамических характеристик газодизельного двигателя: автореф. дис.канд. техн. наук. / K.M. Латыпов. Казань, КГАУ, 2008, — 16 с.
  95. В.А. Проблемы создания адаптивных двигателей внутреннего сгорания / В. А. Лашко // Сб. научн. тр. по проблемам двигателестроения, посвященный 175-летию МГТУ им. Н. Э. Баумана. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. — С. 118 — 123.
  96. В.А. Разработка и создание средств оптимального проектирования элементов проточных частей комбинированных двигателей внутреннего сгорания: дис. докт. техн. наук. Хабаровск, 1995. — 497 с.
  97. C.B. Формирование рационального поля технических характеристик дизелей унифицированного типоразмера / C.B. Лебедев, В. И. Решетов, Г. В. Лебедева. // Двигателестроение. 2002. — № 3. — С. 27 — 28, 42, — 2002. — № 4. -С. 18−22.
  98. И.М. Теория автомобильных двигателей / И. М. Ленин. М.: Машгиз, 1958. — 270 с.
  99. О.Б. Исследование процесса топливоподачи при неустановившемся режиме работы дизеля / О. Б. Леонов, Н. И. Патрахальцев // Известия ВУЗов «Машиностроение». 1970. — № 7.- С. 86−93.
  100. О.Б. Определение коэффициента избытка воздуха при переходных процессах дизеля / О. Б. Леонов, И. В. Леонов // Известия ВУЗов «Машиностроение». 1966. — № 12. — С. 30 — 33.
  101. Н.В. Моделирование рабочего процесса в двухтактном одноцилиндровом двигателе внутреннего сгорания: монография / Н. В. Лобов. -Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2003. 81 с.
  102. Н.В. Оценка эффективности использования метода крупных частиц при решении тестовой задачи / Н. В. Лобов // Двигателестроение. 2003. — № 2 — С. 24−25.
  103. Н.В. Улучшение характеристик двухтактных двигателей внутреннего сгорания оптимизацией газовоздушного тракта: дис. докт. техн. наук / Н. В. Лобов. Пермь: ПГТУ, 2005. — 276 с.
  104. Л.Г. Курс теоретической механики: В 2-х томах. Т. II. Динамика / Л. Г. Лойцянский, А. И. Лурье. М.: Наука, 1983. — 640 с.
  105. С.А. Введение в общую теорию сингулярных возмущений / С. А. Ломов. М.: Мир, 1981. — 398 с.
  106. В.И. Системный подход к проектированию ДВС транспортных средств /В.И. Лопухин, М. В. Малиованов // Изв. ТулГУ. Сер. «Автомобильный транспорт». Тула: Изд-во ТулГУ, 2000. — Вып. 4 — С. 27 — 33.
  107. A.C. Системы питания дизелей: учебн. пособие / A.C. Лышевский. М.: Машиностроение, 1981. — 216 с.
  108. K.M. Сеточно-характеристические численные методы / K.M. Магомедов, A.C. Холодов. М.: Наука, 1998. — 288 с.
  109. М.В. ДВС как автоколебательная система / М. В. Малиованов, М. И. Семенчук // Изв. ТулГУ «Вопросы проектирования и эксплуатации автотранспортных средств и систем»: Тула: Изд-во ТулГУ, 1995 — С. 132 — 143.
  110. М.В. Динамическая теория ДВС (целесообразность создания и этапы разработки) / М. В. Малиованов // Изв. ТулГУ, Сер. «Автомобильный транспорт». Тула: Изд-во ТулГУ, 1998. — Вып. 2. — С. 189 — 196.
  111. М.В. Применение графов связей для математического описания открытых термодинамических систем / М. В. Малиованов // Пневматика и гидравлика. Приводы и системы управления. М.: Машиностроение, 1989.-Вып. 14.-С. 309 — 317.
  112. M.B. Тепломеханика как теоретическая база исследования ДВС / М. В. Малиованов // Изв. ТулГУ «Вопросы проектирования и эксплуатации автотранспортных средств и систем». Тула: Изд-во ТулГУ, 1995. -С. 154- 162.
  113. A.A. Повешение эффективности многофункциональных энерготехнологических комплексов совершенствованием двигатель-генераторных установок: автореф. дис. докт. техн. наук / A.A. Малоземов. -Челябинск, 2011. 34 с.
  114. В.И. Топливоподача и зональное смесеобразование в дизелях: монография / В. И. Мальчук. М.: МАДИ, 2009. — 176 с.
  115. М.А. Основы термодинамики тела переменной массы / М. А. Мамонтов. Тула: Приокское книжное издательство, 1970. — 88 с.
  116. М.А. Теория тепловых двигателей: учебн. пособие / М. А. Мамонтов. Тула: ТулПИ, 1987. — 75 с.
  117. В.А. Впрыскивание и распыливание топлива в дизелях: монография / В. А. Марков, С. Н. Девянин, В. И. Мальчук. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. — 360 с.
  118. В.А. Токсичность отработавших газов дизелей: монография / В. А. Марков, P.M. Баширов, И. И. Габитов. М: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 376 с.
  119. Матейчик В.П."Динамическая система для оценки различных энергоустановок дорожных транспортных средств / В. П. Матейчик // Двигателестрое-ние. 2004. — № 1.-С. 10- 12.
  120. В.П. Системные методы исследования энергоустановок транспортных средств / В. П. Матейчик // Тез. докл. НТК «Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса». М.: МАДИ (ГТУ), 2003.-С. 31 -33.
  121. Ю. Современный экономичный автомобиль / Ю. Мацкер-ле. М.: Наука, 1987.-320 с.
  122. Машинно-ориентированные методы расчета комбинированных двигателей / Б. И. Иванченко и др. М.: Машиностроение, 1978. — 168 с.
  123. В.Е. Дифференциальное уравнение дизеля как регулируемого объекта с учетом переходных процессов в топливной аппаратуре / В. Е. Медведев, H.H. Патрахальцев. // Изв. ТулГУ. Сер. «Автомобильный транспорт». Вып. 6 — Тула: ТулГУ, 2002. — С. 90 — 98.
  124. Метод расчета локальных концентраций оксидов азота в поршневых двигателях с внутренним смесеобразованием на основе многозонной модели / H.A. Иващенко. // Весник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Серия «Машиностроение». -2004.-№ 1.-С. 43−59.
  125. В.В. Методологические основы системного моделирования и оптимизации менеджмента качества в машиностроении: дис. докт. техн. наук /В.В. Мирошников. Брянск, 2006. — 440 с.
  126. H.A. Исследование термодинамики плотных жидкостей и газов с целью уточнения метода гидродинамического расчета топливных систем тепловых двигателей летательных аппаратов: автореф. дис. канд. техн. наук / H.A. Мочалова. Рыбинск, 1995. — 20 с.
  127. Нго Чи Ньят Линь Системное проектирование тепловой машины однократного действия: автореф. дис. канд. техн. наук. Тула, ТулГУ, 2006. — 16 с.
  128. В.Н. Применение систем инженерного анализа при исследовании кинематики аксиально-поршневого двигателя / В. Н. Никишин, М. Ф. Тетерин // Сб. научн. тр. по матер, междунар. конф. «Двигатель 2007». -М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. С. 231 — 235.
  129. В.Н. Формирование и обеспечение показателей качества автомобильных дизелей на стадии их проектирования и доводки: дисс. докт. техн. наук / В. Н. Никишин. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. — 377 с.
  130. Г. Познание сложного. Введение: пер. с англ. / Г. Николис, И. Пригожин. М.: Мир, 1990. — 344 с.
  131. С. Численные методы решения задач теплообмена и динамики жидкости / С. Патанкар. М.: Энергоатомиздат, 1984. -152 с.
  132. P.M. Рабочие процессы поршневых машин / P.M. Петриченко, В. В. Онософский. JL: Машиностроение, 1972. — 168 с.
  133. .М. Основы динамики тепломеханических систем / Б. М. Подчуфаров. Тула: ТулПИ, 1982. — 82 с.
  134. Ю.Б. Математические модели автоматических систем. Гидромеханические системы: учеб. пособие / Ю. Б. Подчуфаров, Г. Б. Кирик, В. М. Андреев. Тула: ТулПИ, 1987. — 96 с.
  135. Г. В. Определение и моделирование трения в цилиндро-поршневой группе / Г. В. Поздеев, Д. О. Воронин // Изв. ТулГУ. Сер. «Автомобильный транспорт». Вып. 2 Тула: ТулГУ, 1997. — С. 161 — 166.
  136. Г. В. Разработка динамических моделей и исследование переходных режимов функционирования одноцилиндровых двухтактных ДВС: автореф. дис. канд. техн. наук /' Г. В. Поздеев. Тула: ТулГУ, 1998. — 20 с.
  137. А.Н. Исследование реакций опор двигателей внутреннего сгорания на основе общих теорем динамики системы с применением ЭЦВМ: учеб. пособие / А. Н. Попов. Горький: Изд-во ТПИ, 1975. — 35 с.
  138. Применение пакетов прикладных программ при изучении курсов механики жидкости и газа: учебное пособие / Т. В. Кондранин и др. М.: МФТИ, 2005.- 104 с.
  139. Применение теории графов связей в технике- под ред. Д. Кэрнопа и Р. Розенберга. М.: Мир, 1974 — 95 с.
  140. Программа ДИЗЕЛЬ-РК: Моделирование и оптимизация рабочих процессов ДВС / A.C. Кулешов и др. // Сб. науч. тр. междун. конф. «Двига-тель-2010». М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. — С. 287 — 291.
  141. Программный комплекс ВПРЫСК четвертого поколения / Л. В. Грехов и др. // Сб. научн. тр. междунар. конф. «Двигатель-2010». М.: МГТУ им.
  142. Н.Э. Баумана, 2010. С. 319 — 322.
  143. Н.С. Моделирование и оптимизация процессов сгорания в дизелях: монография / Н. С. Разлейцев. Харьков, 1980. — 165 с.
  144. Разработка математической модели двигатель-генераторной установки на базе дизеля ТМЗ-450Д / М. В. Малиованов и др. // Двигатели внутреннего сгорания: Научно-технический журнал. Харьков: НТУ «ХПИ». — 2006. — № 1. -С. 51 — 56.
  145. Расчетная оценка нагруженности картера дизельного двигателя промышленного трактора / B.C. Мурзин и др. // Сб. науч. тр. междунар. конф. «Двигатель-2010». М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. — С. 71 — 75.
  146. Расчетное определение параметров конструкции впускной системы и газораспределения двигателей с индивидуальным питанием цилиндров и с впрыском бензина (РТМ 37.001.040−77). М.: МАП, 1977. 160 с.
  147. .П. Системы квазилинейных уравнений / Б. П. Рождественский, H.H. Яненко. М.: Наука, 1978. — 690 с.
  148. .П. Прикладная нестационарная газовая динамика / Б. П. Рудой. Уфа: УАИ, 1988. — 184 с.
  149. В.В. Применение вероятностно-статистических методов для определения основных показателей автотракторных ДВС / В. В. Салмин // Дви-гателестроение. 2004. — № 4. — С. 9−11.
  150. A.A. Разностные методы решения задач газовой динамики / A.A. Самарский, Ю. П. Попов. М: Наука, 1980. — 352 с.
  151. Ю.Б. Топливо и топливоподача автотракторных дизелей / Ю. Б. Свиридов, JI.B. Малявинский, М. М. Вихерт. Д.: Машиностроение. Jle-нинрг. отд-ние, 1979. — 248 е., ил.
  152. А.Е. Повышение показателей рабочего процесса дизеля улучшением смесеобразования и сгорания: дисс. докт. техн. наук / А. Е. Свистула. Барнаул: Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова, 2007 — 317 с.
  153. P.P. Исследование газообмена двухтактного двигателя применением математического моделирования: дис. канд. техн. наук / P.P. Силлат. Таллин, 1977.- 180 с.
  154. Система моделирования движения жидкости и газа FlowVision. Версия 2.3. Руководство пользователя. М.: ООО «Тесис», 2006. — 311 с.
  155. Системы управления дизельными двигателями. Пер. с немецкого. Первое русское издание. М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004. — 480 е.: ил.
  156. Скрипник A.A. AVL FIRE важный инструмент в процессе разработки и доводки ДВС / A.A. Скрипник // Совершенствование мощностных экономических и экологических показателей ДВС: Материалы VIII Между нар. НПК. — Владимир: ВлГУ, 2001. — С. 233 — 234
  157. В.М. Расчет рабочего цикла дизелей: учеб. пособие / В. М. Славутский, A.B. Курапин. Волгоград, ВолгГТУ, 2003. — 76 с.
  158. В.В. Влияние геометрических характеристик впускной системы на энергетические показатели и межцилиндровую неравномерность работы автомобильного двигателя: автореф. дис. канд. техн. наук / В. В. Смекалин. Тула: ТулГУ, 2005. — 20 с.
  159. Л.Г. Сглаживание и идентификация экспериментальных трендов с помощью обобщения усреднений / Л. Г. Соболев, С. Н. Рогов. М.: Двигателестроение № 4, 2004 — С. 27 — 29.
  160. И.М. Выбор оптимальных параметров в задачах со многими критериями / И. М. Соболь, Р. Б. Статников. М.: Наука, 1981. — 109 с.
  161. В.H. Основы системного анализа: учебн. пособие / В. Н. Спицнадель. СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000. — 326 с.
  162. Э.С. Разработка теоретических основ расчета и конструирования малоразмерных двигатель-генераторных установок как единой динамической системы: дис. канд. техн. наук / Э. С. Темнов. Тула: ТулГУ, 2005. — 134 с.
  163. Теория двигателей внутреннего сгорания- под ред. Н. Х. Дьяченко. -Л.: Машиностроение, 1974. 552 с.
  164. Д.В. Исследование и улучшение динамических качеств переходных режимов работы КДВС: дис. канд. техн. наук / Д. В. Тимошенко. -Хабаровск, 2004.- 196 с.
  165. Топливные системы и экономичность дизелей / И. В. Астахов и др. -М.: Машиностроение, 1990. 288 с.
  166. Удаленный доступ к современным программам моделирования рабочих процессов в ДВС и его топливных системах / Иващенко H.A. и др. // Сб. науч. тр. междунар. конф. «Двигатель-2010». М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010.-С. 255 — 257.
  167. .Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей: Справочник. 2е изд. переаб. и доп. / Б. Н. Файнлейб. — Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. — 352 с.
  168. C.B. Повышение эффективности функционирования системы двухтактный двигатель-потребитель мощности за счет рационального определения конструктивных параметров: автореф. дис. канд. техн. наук / C.B. Филин. Тула: ТулГУ, 2002. — 24 с.
  169. И.Н. Разработка методов и динамической математической модели для исследования дизелей при неустановившихся нагрузках: автореф. дис.канд. техн. наук. / И. Н. Хайртдинов. Казань, КГАУ, 2003. — 20 с.
  170. ХПИ». 2009. — № 2. — С. 16 — 20.
  171. JI. Газодинамика рабочих цилиндров ДВС (Фримановская лекция) // Тр. ASME Сер. ТОИР 1987 № 1.
  172. Р.Н. Исследование влияния газодинамических процессов на функционирование ДВС: дис. канд. техн. наук. Тула: ТулГУ, 2002. — 137 с.
  173. Р.Н. Математическое и программное обеспечение системного подхода к исследованию и расчету поршневых двигателей внутреннего сгорания: монография / Р. Н. Хмелев. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. — 229 с.
  174. A.A. Рациональная математическая модель течения в газовоздушном тракте ДВС в квазиоптимальном приближении / A.A. Черноусов // Сб. науч. тр. междунар. конф. «Двигатель-2010». М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010.-С. 279−283.
  175. С.А. Химический турбулентный тепломассобмен в двигателях внутреннего сгорания: монография / С. А. Чесноков, С. А. Потапов 2-е изд. перераб. и доп. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. — 500 с.
  176. Численное моделирование процессов тепло- и массообмена / Паско-нов В.М. и др. М.: Наука, 1984. — 288 с.
  177. Численное решение многомерных задач газовой динамики / С. К. Годунов и др. М.: Наука, 1976. — 400 с.
  178. Численные методы в динамике жидкостей / Джеймсон Э., Мюллер Т. и др. М.: Мир, 1981.-407 с.
  179. B.K. Динамика поршневых и комбинированных двигателей внутреннего сгорания: учебн. пособ. / В. К. Чистяков // М.: Машиностроение, 1989. -256 с.
  180. .А. Двигатели врутреннего сгорания: теория, моделирование и расчет процессов: учебник / Б. А. Шароглазов, М. Ф. Фарафонтов, В. В. Клементьев. Челябинск: Изд-во: ЮУрГУ, 2004. — 344 с.
  181. М.Г. Формирование компонентов единого инфоомационного пространства для обеспечения жизненного цикла двигателей внутреннего сгорания: дис. докт. техн. наук. / М.Г. Шатров- МАДИ (ГТУ) М., 2007. — 403 с.
  182. В.К. Теплообмен, массообмен и гидродинамика закрученных потоков в осесимметричных каналах / В. К. Щукин, A.A. Халатов М.: Машиностроение, 1982. — 200 с.
  183. П.А. Комплексная модель рабочего процесса дизеля с объемным смесеобразованием: автореф. дис. канд. техн. наук / П. А. Щукин. СПб, СПбГМТУ, 1999.-20 с.
  184. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС. Алгоритмы прикладных программ- под общ. ред P.M. Петриченко. Д.: Машиностроение, 1990. — 328 с.
  185. A.C. Расчет переходных процессов комбинированных двигателей типа Д100 // Проблемы развития комбинированных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1968. С. 205−224.
  186. А.К. Стенды для исследования двигателей внутреннего сгорания при неустановившихся нагрузках / А. К. Юлдашев, И. Н. Хайрутдинов. Казань: Изд-во «Фэн», 2002.
  187. A.A. Метод синтеза технических решений двигателей внутреннего сгорания на начальных стадиях проектирования / А. А. Яковлев // Дви-гателестроение. 2005. — № 3. — С. 26 — 31.
  188. А.И. Компьютерно-информационные технологии в двигате-лестроении: учебное пособие / А. И. Яманин и др. М.: Машиностроение, 2005. — 480 с.
  189. An experimental and numerical study on combustion chamber design for lean-burn natural gas engines. R.L. Evans, J. Blaszczyk, P. Matys, University of British Columbia, SAE 1996.
  190. An exploratory study on combustion modeling and chamber design of natural gas engines. Keh C. Tsao and Zhiyu Han, University of Wisconsin-Milwaukee, SAE 1993.
  191. AVL BOOST Manual, AVL LIST Gmbh, Graz, Austria, 2002.
  192. Blair, Gordon P. Design and simulation of two-stroke engines. SAE. 1997.591 p.
  193. Breakthrough in CFD tecnology / Smith Anthony // Mech. Inc. Eng. -1994. 6, № 4.-C. 90−91.
  194. Comparison of zero and one-dimensional methods for simulation of the process in turbocharged diesel engines / Hribernik Ales // Strojn. vestn. 1995. — 41, № 7 — 8. — C. 223 — 238.
  195. Dreidimensionales simulationsmodell zur Berechnung der turbuenten Luftbewegung in Zulindern / Ahmadi-Befrui Wigley Graham // MTZ Mototechn., z.-1993−54, № 3.-C. 154 160.
  196. Двигуни внутршнього згоряння: Сер1я пщручниюв. Т. 4. Основи САПР ДВЗ. / за ред. А. П. Марченка, А. Ф. Шеховцова Харюв: Видавн. центр НТУ «ХПИ», 2004. — 428 с.
  197. Heywood J.В. Internal combustion engine fundamentals. New York:
  198. McGraw-Hill, 1989, — 570 p.
  199. Hori H., Ogawa T., Kuriyama T. CFD In-Cylinder Flow Simulation of an Engine and Flow Visualization// SAE Paper (Warrendale, Pa.). 1995. 950 288. 15 p.
  200. Kraft aus der Gerischdynamik/ Seifert Eberhard // AMZ: Auto. Mot., Zubehor. 1996. — 84, № 4. — C. 40.
  201. Liu Ruilin, Liu Yi, Liu Xunjun, Kang Zhanquan/ Neiranji gongcheng = Clin. Intern. Combust. Engine Eng. 1994. — 15, № 1. — C. 22 — 29.
  202. Overlapping grids and multigrid methods for three dimensional unsteady flow calculations in IC engines / Tu J.Y., Fuchs L. // Int. J. Numer. Meth. Fluids.1992. 15, № 6.-C. 693 — 714.
  203. Schagerberg S. and McKelvey T. Instantaneous crankshaft torque measurements, modeling and validation. SAE paper (03P-167), 2002.
  204. Schalfsaugrohre. 2/ Klimmer Eberhard// KFZ. 1996 — 39, № 2, C. 5253.
  205. Simularione dei fenomeni gasdinamici nei sistemi di aspirazione e scorico dei motori a combustione interna/ Onorati A. // Riv. Combust 1992 — 46.
  206. Star-CD Version 2.2: Manuals. London: Computational Dynamics Ltd., 1993.- 350 p.
Заполнить форму текущей работой