Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях специализированной школы
Диссертация
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ результатов и обобщение источников по проблеме исследованияанализ деятельности детских образовательных учреждений Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) — моделирование системы комплексной реабилитации детей данной категории в образовательном… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНВАЛИДОВ) В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
- 1. 1. Методологические подходы к моделированию и проектированию социальных систем
- 1. 2. Система образования и ребенок с ограниченными возможностями здоровья
- 1. 3. Понятие «здоровье» и проблема развития организма человека в педагогике и медицине
- ГЛАВА 2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ УСЛОВИЙ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 2. 1. Социализация как одна из целей построения модели комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
- 2. 2. Изучение успешности формирования общеинтеллектуальных умений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья и задержкой развития
- ГЛАВА 3. СИСТЕМНО — КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ
- 3. 1. Содержание и предназначение частей и разделов программы индивидуально — ориентированного подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
- 3. 2. Механизм программирования индивидуальной реабилитационно-развивающей работы в условиях школы
- 3. 3. Примерное планирование индивидуальных мер коррекции детского развитии
Список литературы
- А.Адлер Педагогическая коррекция, М., 1999, 352 с.
- Аксенова Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь //Дефектология. -1999. -№ 3. С. 69−71.
- Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Автореферат дис.канд. пед. наук. М., 1999. -18с.
- Алексеева С.С., Меновщиков В. Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: Научно-методическое пособие. М. НИИ семьи, 1988, -112с.
- Алексеева Л.С., Буданова Л. Д., Даньярова Т. А. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе «Детская личность». М. НИИ семьи, 1997, -112с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980. -т. 2.-287с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М. Наука, 2000,-260с.
- Ю.Анисимов О. С. Методологическая культура педагогическойдеятельности и мышления.- М: Экономика, 1991, -141с. Н. Анохин П. К. Философские аспекты теории функционирования систем.
- М. Наука, 1978, -217с. 12. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функционирования систем. М.
- Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М. Ось-89,2001,-222с.
- Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности. -М., 1990−123 с.
- Арина Г. А., Николаева Н. А. Часто болеющие дети. Какае они? // Школа здоровья, — 1995, Т. 5, № 3 с. 116−124.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик /Акад. пед. и социал. наук. Моск. психолог. социал. ин-т. М., Воронеж, 1996.-786с.
- Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление. М. Политиздат, 1986, — 320 с.
- Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем //Системные исследования, Ежегодник, 1982. М. Наука, 1983.
- Афанасьев В.Г. Системы и общество. М. Политиздат, 1980,-189с.
- Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью //Дефектология. -1994.-№ 1.-С.23−25.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2-х ч./Сверд. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1990.
- Белкин А.С. Ситуация успеха: Книга для учителя. Екатеринбург, 1997,185 с.
- Беляева М.А., Кузнецов И. Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург. АМБ, 2001,-86с.
- Бердяев Н.А. Самопознание. М: Книга, 1991,-445с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ин-та проф. образ-я Мин. Образ. России, 1995.-490с.
- Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. М., 1926.-220с.
- Блауберг И.В. Проблема целостности в марксистской философии. М.: Наука, 1969, с. 7−12.
- Блауберг И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системные исследования и общая теория систем. //Системные исследования, Ежегодник 1969.-М.: Наука, 1969.С.7−29.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М. Наука, 1973.-262с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-691с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности/ Под. ред. Д. И. Фельдштейна.-М.: Междунар. пед. акад., 1995.-209с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1967.-207с.
- Волкова Л.С. К проблеме интеграции лиц с нарушениями речи // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития.- СПб.: Образование, 1995.-С. 41−43.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя/Под ред. В. В. Воронковой.-М., 1994, е.- 416
- Выготский Л.С. О психологических аспектах / Собр. соч. в 6-ти т. Т.4. М. Педагогика, 1982.-21−49с.
- Гегель. Наука логики. В 3-х т. Т.1. М. Мысль, 1970.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.-432с.
- Глушков В.М. Гносеологическая природа информационного моделирования. //Вопросы Философии. 1963 .-№ 10.-е. 13.
- Грейсон Д., К. О-Делл Американский менджмент на пороге XXI века. -М: Экономика, 1991, 319 с.
- Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования: Российско-американский семинар по проблемам образования (25−27 мая 1993 г., г. Екатеринбург). Пленарные доклады. Екатеринбург, 1993.-61с.
- Дети с особыми образовательными возможностями: изучение, специальные технологии обучения: Сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т-
- Ин-т специального образования. Екатеринбург, 2000.-65с.
- Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых, спец. учреждений и родителей. / Сост. Н. Д. Шматко.- М.: Аквариум, 1997.-126с.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-200с.
- Зелинская Д.И., Вельтищев Ю. Е. Детская инвалидность. М.: Московский НИИ педиатрии и детской хирургии, 1995.-53с.55.3инченко В. П. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии.-1973, № 2 с. 15−20.
- Инновация в Российском образовании: Специальное (коррекционное) образование 1999. М.: Управление специального образования
- Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, 1999.-196с.
- Инновационная психотерапия / Под. ред. Д.Джоунса. СПб. Питер, 2001.-372с.
- Кабанов М.М. Психосоциальные факторы в реабилитации психических больных. -М., 1975, 234с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи/ ЛГУ.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.-384с.
- Казначеева Л.Ф., Ростовцева Е. Е. Адаптационные возможности учащихся начальных классов. Материалы конгрессов педиатров России. М., 1999, 232 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.-304с.
- Кларин В.М. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
- Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы: Методические рекомендации. -М.-С-ПБ, 1998.-536с.
- Конаржевский Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия. Челябинск, 1986.-86с.
- Кондрашин В.И., Марковская И. Ф., Цыпина Н. А. Региональная модель диагностико-коррекционной службы //Дефектология.-1996.-№ 5.-С.32−39.
- Кант О. Курс позитивной философии. СПб., 1898−1900.
- Концепция реформирования системы специального образования //Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения.-2001 .-С.84−90.
- Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практическойреализации: Монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.-124с.
- Коркунов В.В., Лернер Д. Основные понятия и термины в специальном образовании //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч.тр./Отв. ред.Е. В. Ткаченко.-Вып. 1 .-Екатеринбург, 1995.-С. 169−177.
- Коррекционно-развивающие технологии в образовании: Мат-лы педагогических чтений 2000 /Под ред.В. В. Коркунова. Екатеринбург, 2000.-80с.
- Кузьмин В.П. Принципы системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1980.-220с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1987.-167с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х.- Т. II.-М., 1983 .-320с.
- Литвак А.Г. Путь реабилитации и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? «Дефектология, 1991 № 6 с. 14−17.
- Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения. //Принцип системности в психологических исследованиях./ Под. ред.Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова.-М.: Наука, 1990.-е. 1018.
- Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.- 1994.-№ 1.-С.З-8- 1989.-№ 6.-С.З-9.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии гос. ун-тов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.-374с.
- Маллер А.Р. Новое в организации помощи детям — инвалидам // Дефектология.- 1996.-№ 1 .-С.83−85.
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М. Педагогика-пресс, 1986, — 136 с.
- Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики //Дефектология.-1996.- № 1.-С.З-10.
- Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология.-1997.- № 4.-С. 3−15.
- Малофеев Н. Н Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дисс. д-ра пед. наук в форме науч. доклада. М., 1996.-81с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- С-Пб: Речь, — 2001.-220с.
- Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М. Педагогика, 1992−141с.
- Материалы Всероссийской конференции по проблемам детей-инвалидов «Партнерство во имя развития» 15−17.12.1998 года.- М.: Всероссийское общество инвалидов.-271с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М. Институт практической психологии, 1996.- 242с.
- Методология комплексного подхода реабилитации инвалидов Свердловской области: Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург, 2001.- 46с.
- Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математики. М., 1988, -254с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. вузов / Под. ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский дом «Академия», 2000.-200с.
- Назарова Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена //Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы: Мат-лы к 11-ой Всеросс. н.-практ. конф.-Ч.1.-М., 1996.-С.28−39.
- Нигаев Ш. Н. Состояние и развитие помощи умственно отсталым детям и подросткам в Свердловской области: Дисс.канд. пед. наук.- М., 1975.-148с.
- Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987, 127 с.
- Николаев В.И., Брук В. М. Систематехника. Ленинград, 1968. -252 с. 98.0бластная целевая программа «Дети-инвалиды» на 2001 год.99,Олпорт Ж. Психологическая проблема современной специальнойпсихологии // Психология. 1994, № 4, с. 52−58.
- Основы методологии медико-социальной экспертизы и реабилитации.- С-Пб., 2000.-47с.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965 .-343с.
- Парсонс Т. Общий обзор / Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М. Прогресс, 1972.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов.- М.: Просвещение, 1968.-158с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История психологии: Учеб. пособие для высш.шк. — М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 1994.-447с.
- Плаксина Л.И. Теоретическое основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: Город, 1998.-262с.
- Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. М. МГУ, 1992.
- Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 965 (в редакции от 26.10.2000 года № 820) «О порядке признания граждан инвалидами».
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.1996 года № 861 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности загородного стационара учреждения отдыха и оздоровления детей».
- Проблемы социальной адаптации и медико-педагогической реабилитации детей с нарушенным слухом: Сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1997.-60с.
- Прогноз речевой деятельности / Под ред. Р. М. Фрумкиной.- М., 1974.-218с.
- Программное обеспечение коррекционно-развивающего обучения детей младшего возраста специальной (коррекционной) школы:
- Организационно-управленческий аспект / Под. ред. В. В. Коркунова., Екатеринбург, 2000.
- Программно-методическое обеспечение реабилитационно развивающего компонента деятельности специального (коррекционного) учреждения / Под ред. В. В. Коркунова, Екатеринбург: УрГПУ, Ин-т спец. образования, 2001.-125с.
- Проект Закона Российской Федерации «О специальном образовании» // Дефектология 1995.- № 1.-С. 3−15.
- Пб.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов // Под ред. М. М. Семаго, М., 1999.
- Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями (пособие для социальных работников, психологов, педагогов реабилитационных центров). М. Социальное здоровье России, 1997.
- Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. // Под ред. Л. И. Акатова. М.: Министерство труда и социального развития РФ, 2002.-448с.
- Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. М.: Школьная пресса, 2000.-160с.
- Рапопорт А. Мир созревшая идея. — Дармпггадт: Дармштадте Бластер, 1993.
- Рекомендации Российско-фламандской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка». // Вестник образования. 2001.-№ 11.-с.55−63.
- Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособие.- Екатеринбург, 1996.-121с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Сост., послесл.
- А.В.Брушлинский, К.А.Альбуханова-Славская. СПб.: Питер, 1996.-720с.
- Сагдуллаев А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология.-1990.-№ 4.- С.75−79.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М. Наука, 1974.
- Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми образовательными потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка. Испания. 7−10 июня 1994 г. ЮНЕСКО, 1994.-58с.
- Селиверстов В.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание.- 1997.-№ 12.-С.2−6.
- Семаго М.М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития.- М., 1992.-223с.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М. АРКТИ, 2001.
- Словарь иностранных слов. //Под ред. И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова. -М., 1954.-853с.
- Содержание и методика деятельности реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями.- М.'.Министерство труда и социального развития РФ, 1998.-192с.
- Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. //Сост. Пошков А.Г.- Курск: Изд-во ГМЦ, 1996.-203с.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Под ред. Н. М. Назаровой. -М.: Академия, 2000.-400с.
- Стребелева Е.А. Подходы к созданию единой системы раннеговыявления коррекционных отклонений в развитии детей.// Дошкольное воспитание.- 1998.№ 1.-С.63−67.
- Стребелева Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии. // Дефектология.-1997.-№ 2. -С.-50−58.
- Сулейменова Р.А. О системе раннего выявления детей с риском отставания в развитии. //Дефектология. -1999.-№ 3.-С.58−64.
- Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов: Психолого-педагогические аспекты.- М.: Астрель, 2001.-285с.
- ТепловБ.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.-Т.1. -С.223−305.
- Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология.-1999.-№ 3.- С.30−36.
- Трифонова В.А., Степанова О. А. Попытка организации координированной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. 1996.-№ 1.- С. 56−61.
- Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1978.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990.-181с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб., 1900.-495с.
- Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» на 2001 год.
- Философско-педагогические проблемы развития образования // Под ред. В. В. Давыдова.: М.: Интер, 1994−128с.
- Фрейд Зигмунд. Введение в психоанализ: лекции. М. Наука, 1989.
- Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах.- М.: Владос, 2002.-320с.
- Худенко Е.Д. Современные подходы к организации коррекционногообучения в образовательных учреждениях // Развитие и коррекция. -М., 1998.-Вып. I. С. 4−9.
- Чистович JI.A., Кожевникова Е. В. Возможный российский вариант программы раннего вмешательства // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования.-М., 1995.-С.247−257.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Владос, 1999.-136с.
- Шеннон С. Имитационное моделирование систем искусство и наука: Пер. с англ. — М., 1978.-418с.
- Шипицина JI.M. Интеграция ведущее направление специального образования в России на рубеже XXI века // Инновация в российском образовании: Специальное (коррекционное) образование. 2000.-М.: Изд-во МГУП, 2000.-С. 12−17.
- Шипицина JI.M., Иванов Е. С., Данилова JI.A., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии //Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга.- СПБ.: Образование, 1995.-80с.
- Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология, — 1999.- № 2.- С. 49−56.
- Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное образование.- 1998.-№ 3. С.-77−81.
- Щедровицкий Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности / Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология) М. Стройиздат, 1975.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.-560с.
- Юдин Б.Г. Некоторые особенности развития системных исследований / Системное исследование. Ежегодник, 1980. М. Наука, 1989.
- Ядов В.А. Социальное исследование: Методология. Программы. Методы. М.: 1987. — 237 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация) М.: Новая школа, 1997.-352с.
- Abraham Ariel. Education of children and adolescents with learning disabilities. New York, 1992.-624p.
- Beirne-Smith M., Patton J., Ittenbach R. Mental Retardation. Fourth Edition. N. Y., 1994.-636p.
- Dunn L.M. Special education for the mildy retarded Is muck of it justifiable? N.Y., 1968
- Kirk S. Research in Education. Chicago, 1964.
- Reynolds C. R Assessment of cognitive abilities. Orlando, 1968.
- Samuel A. Kirk, James J. Gallagher. Education Exceptional Children. -Boston, 1983.-546p.