Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях специализированной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ результатов и обобщение источников по проблеме исследованияанализ деятельности детских образовательных учреждений Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) — моделирование системы комплексной реабилитации детей данной категории в образовательном… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНВАЛИДОВ) В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. 1. Методологические подходы к моделированию и проектированию социальных систем
    • 1. 2. Система образования и ребенок с ограниченными возможностями здоровья
    • 1. 3. Понятие «здоровье» и проблема развития организма человека в педагогике и медицине
  • ГЛАВА 2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ УСЛОВИЙ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
    • 2. 1. Социализация как одна из целей построения модели комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
    • 2. 2. Изучение успешности формирования общеинтеллектуальных умений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья и задержкой развития
  • ГЛАВА 3. СИСТЕМНО — КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ
    • 3. 1. Содержание и предназначение частей и разделов программы индивидуально — ориентированного подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
    • 3. 2. Механизм программирования индивидуальной реабилитационно-развивающей работы в условиях школы
    • 3. 3. Примерное планирование индивидуальных мер коррекции детского развитии

Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях специализированной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Современные концепции развития образования, признание уникальности и самоценности человеческой индивидуальности привели к поиску путей социализации личности с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), к разработке новых педагогических стратегий, направленных на развитие идей гуманизма.

Реабилитационная функция образования в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) не вызывает сомнения. Более того, в последние годы роль образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает.

В условиях динамично развивающихся социальных и экономических процессов становления российского общества образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), но и защиты прав этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.

Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Образование оказывает определяющее влияние на формирование мировоззрения и постановку жизненных целей, развивает адаптивные способности к изменяющимся условиям жизни, гармонизирует существование человека с инвалидностью или длительными заболеваниями в социуме.

Экономическое расслоение общества привело к тому, что в категории граждан, наиболее уязвимых по материальному благосостоянию, оказалось большое число инвалидов и их семей. Вместе с тем повышающийся технологический уровень промышленного производства привел к значительному увеличению роли высококвалифицированного труда, требующего современных знаний. В связи с этим существенно сужается рынок труда для инвалидов, а повышение конкуренции при поступлении в профессиональные учебные заведения еще более сокращает потенциал лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) к социально активному жизненному самоопределению.

Сегодня молодые инвалиды имеют незначительные возможности для получения профессионального высшего образования (поданным Е. А. Мартыновой, только 1,24% инвалидов от их общего количества учатся или закончили вузы). Одной из причин такого положения не в последнюю очередь остается низкий уровень усвоения программ общеобразовательной средней школы детьми-инвалидами, что поддерживает имидж «неконкурентоспособности» этой категории молодых людей при поступлении в вузы, колледжи и другие учебные заведения в после-школьный период их социализации.

Таким образом, проблема успешности реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) во многом обусловлена организацией процесса получения ими общего образования как основы последующей социализации.

Решение данной проблемы связано с преодолением целого ряда противоречий, существующих в системе общего и специального образования и препятствующих получению необходимых по качественным характеристикам знаний, умений и навыков на уровне средней школы.

Актуальность темы

исследования определяется противоречиями между:

0 • физическими и духовными потребностями ребенка-инвалида и возможностями реализации их в условиях существующей системы общего образования;

• необходимостью индивидуальных программ реабилитации и неразработанностью их конкретного содержания;

• признанием большинством авторов необходимости реабилитационных мероприятий и недостаточной разработанностью концептуальных основ и алгоритма организации процесса реабилитации детей — инвалидов.

В сфере общего образования эти противоречия обнаруживают себя во многих проявлениях в результате того, что особенности личности школьника-инвалида недостаточно полно учтены в типично представленном Л учебно-воспитательном процессе. Выявленные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования — комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях школьного обучения становится возможной посредством разработки психолого-педагогической системы мер оказания им помощи, сопровождения и поддержки, которые существенно дополняют социально-медицинские меры реабилитации, и определить ее тему: «Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях специализированной школы».

Объект исследования — системная организация комплексной специальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (инвалидам) в школьном обучении.

Предмет исследования — концепция комплексной специальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (инвалидам) в специализированной начальной школе.

Гипотеза исследования — реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) будет комплексной, целостной, функционально полной и эффективной, если в основу ее построения будет положен системный концептуально-педагогический подход, предполагающий:

• анализ социального заказа, определяющего основную цель построения системы реабилитации — социализацию в трех взаимосвязанных содержательных средах: деятельность, общение, самосознание.

• осмысление на основе анализа литературы по проблеме исследования основных противоречий, сложившихся в системе общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), и определение способов разрешения этих противоречий.

• мониторинг детей младшего школьного возраста, нуждающихся в реабилитации в связи с хроническими заболеваниями и инвалидностью.

• установление принципиальных положений, определяющих I комплексность, целостность и устойчивость функционирования системы реабилитации в школе;

• выявление общего и специфического в структурном построении системы реабилитации;

• прослеживание устойчивых связей между структурными компонентами системы комплексной реабилитации в школе;

Цель исследования заключается в разработке и теоретической проверке структурных компонентов процесса комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях начального школьного обучения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1) выявить основные противоречия в системе общего образования и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и установить способы разрешения этих противоречий.

2) изучить причины затруднений в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов.

3) разработать и обосновать принципиальные положения системы комплексной реабилитации детей данной категории в процессе их образования;

4) определить сущность и структуру системы комплексной реабилитации детей в условиях школьного обучения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные вопросы гетерологического подхода в философской антропологии (Н. А. Бердяев, Э. Брейзах, JI. С. Выготский,.

A. Камю, Ж. Сартр, П. Тиллих, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.).

Кроме того, для нас важными были вопросы индивидуальности ребенка, которые позволяли разрабатывать для каждого ученика систему реабилитационных мер, соответствующих его запросам. В этом плане представляли интерес различные теории индивидуальности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. С. Леднев, В. С. Мерлин и др.).

При разработке системной структуры реабилитации мы опирались на общую теорию систем (JI. фон Берталанфи), теорию функциональных систем (П. К. Анохин), принципы системного подхода в различных областях человекознания (О. JI. Алексеев, А. Г. Асмолов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, JI. С. Выготский, Д. М. Гвишиани, М. С. Каган,.

B. В. Коркунов, В. С. Леднев, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин и др.), теорию о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовской,.

A. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф и др.), принципы системного моделирования (П. К. Анохин, А. Г. Асмолов, С. Кирк, С. Шеннон), моделирования социальных систем (В. В. Коркунов, В. П. Кузьмин,.

B. С. Леднев, Е. А. Мартынова, Т. Парсонс, 3. И. Тюмасева, и др.), теорию эволюционных процессов (П. К. Анохин, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, X. С. Замский, Н. Н. Малофеев и др.).

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ результатов и обобщение источников по проблеме исследованияанализ деятельности детских образовательных учреждений Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) — моделирование системы комплексной реабилитации детей данной категории в образовательном учреждениипроектирование путей развития системы комплексной реабилитации в соответствии с разработанной концепциейкорректировка и усовершенствование системы комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).

Исследование осуществлялось с 1999 по 2004 год в три этапа в соответствии с программой, поставленными целями и задачами.

Первый этап (1999—2000) исследования— разработка концептуальных положений системы комплексной реабилитации, подбор, изучение и анализ источников по теме исследования, постановка проблемы и формулирование гипотезы.

Второй этап исследования (2000—2001) — изучение существующей системы работы школ по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и описание прототипа концепции, теоретическая разработка структуры процесса комплексной реабилитации.

Третий этап исследования (2001—2004) — разработка проекта комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов), алгоритма его реализации, накопление эмпирического материала о деятельности системы комплексной реабилитации этой категории детей в различных условиях школьного обучения, анализ материалов и корректировка аналоговой модели, описание исследования, формулировка выводов.

Научная новизна исследования заключается в особом подходе к разрешению проблемы. Особый подход включает в себя:

• создание условий для реабилитации детей и инвалидов, где возможно осуществление комплексного системного подхода;

• в концептуальной разработке комплексной реабилитации детей-инвалидов, которая обеспечивает возможность реабилитации детей этой категории независимо от типа учреждения при соблюдении требований к созданию условий реабилитации;

• на основе концепции предложен алгоритм (программа) реабилитации в условиях специализированной школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в результативном использовании методов моделирования и проектирования для разработки механизма комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) — в выявлении проблем их социализации через реабилитацию. Предложенная концепция содержит научное обоснование системы комплексного подхода к реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях обычной школьной среды и специализированной школы. Выявлена зависимость оптимизации компенсаторных механизмов и положительных результатов реабилитации от последовательной реализации разработанного комплексного подхода.

Практическая значимость исследования определяется тем, что выявлена структура процесса комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и алгоритм ее эффективного использования в практической деятельности детского образовательного учрежденияданы рекомендации для повышения уровня реабилитации этой категории детей в школьных условияхразработаны методические рекомендации для педагогов, психологов и других специалистов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической разработанностью исходных позиций диссертации, сочетанием теоретических и эмпирических методов исследованияпродолжительной опытно-поисковой работой и ее результатами, тщательным количественным и качественным анализом полученных данных. Достоверность итогов исследования подтверждается научной и практической апробацией: внедрение основных материалов в педагогическую практику, представлением их в печати.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Уральского государственного педагогического университета, кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Екатеринбургского филиала Уральской государственной академии физической культуры, на методических объединениях учителей специальных (коррекционных) школ города Екатеринбурга и на заседаниях педагогического совета школы № 219 «Лад» г. Екатеринбурга. Результаты исследования представлялись на международных научно-практических конференциях: «Специальное образование: состояние и перспективы развития» (25—26 марта 2003 г., Екатеринбург) — «Специальное образование и лечебная педагогика» (март 2003 г., Екатеринбург).

Внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования использовались для совершенствования работы школы № 219 «Лад» г. Екатеринбурга и для разработки рекомендаций по созданию индивидуальных программ реабилитации детей — жителей Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга. Содержание проведенного исследования изложено в учебно-методических рекомендациях, статьях и тезисах докладов.

На защиту выносятся следующие положения: ф 1. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья инвалидов) затруднено в связи с их низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нестойким нарушением познавательной деятельности. Вместе с тем, эти дети располагают значительными потенциальными возможностями в развитии и обучении при условии осуществления адекватных мер комплексной реабилитации.

2. Система оказания реабилитационной помощи, построенная на основе комплексного подхода к ее проектированию с учетом региональных особенностей реабилитационно-образовательного пространства субрегиона, наиболее эффективна для образования детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов в современных условиях.

3. Предложенная концепция комплексной реабилитации, включающая медицинский, социальный, психолого-педагогический, семейный и личностный компоненты реабилитационного воздействия, способствует достижению наиболее оптимальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в школьной среде.

4. Внедрение в учебно-воспитательный процесс специализированной школы предложенной концепции комплексной реабилитации учащихся позволяет изучить ребенка с ограниченными ф возможностями здоровья или инвалида на основе системного подхода как конкретную индивидуальность, включенную в процесс образования, и наиболее полно удовлетворить ее образовательные потребности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

В предлагаемом заключении считаем необходимым остановится на следующих основных положениях проведенного исследования:

• современный уровень развития системы специального образования характеризуется рядом противоречий, устранение и преодоление которых идет как по пути совершенствования существующей структуры специального образования, содержания средств и методов обучения, воспитания и коррекции детского недоразвития, так и создания инновационных учреждений, расширяющих реабилитационные функции системы специального образования;

• расширение функций системы специального образования нередко осуществляется стихийно без учета внутренних потребностей самой системы и других систем, взаимодействующих друг с другом. Такой подход нередко приводит к распылению финансовых средств, не эффективному использованию кадровых ресурсов и не адекватным (с точки зрения вложенных усилий) результатам. Преодолению подобной ситуации способствует научно обоснованный подход к организации указанных процессов;

• моделирование, предшествующее открытию специальных учреждений, основанное на системно-комплексном подходе в обучении, воспитании, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ, прогностический характер моделей, действующих на принципах открытости, диагностической оценки развития детей, системного подхода к моделированию специальных технологий реабилитации — наиболее перспективный путь развития специального образования;

• успешность и эффективность инновационной модели существенно зависит от разработанного нормативно — правового, программно-методического обеспечения, разработанных программ реализации проекта и управленческой деятельности на всех этапах его внедрения. Результаты выполненного нами исследования подтверждают гипотезу и позволяют сформулировать следующие выводы:

1. В настоящее время проблема системного подхода к организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является весьма актуальной в теории и практике специального образования в связи с активизацией общественного движения, направленного на выполнение социального заказа, и разработкой разнообразных форм педагогической помощи различным категориям детей с отклоняющимся развитием.

2. Для повышения эффективности оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать индивидуальный характер работы по реабилитации таких детей на основе системного комплексного подхода, который предполагает учет специфических целей, задач, принципов и содержания психолого-медико-педагогической работы с ними в процессе школьного обучения и воспитания.

3. Цель, задачи, принципы и содержание реабилитационной работы являются необходимыми атрибутами разработанной нами системы, указывающими на ее специфику.

4. Существенным моментом процесса комплексной реабилитации является работа, направленная на формирование регионального заказа, на обучение, социализацию и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особых условиях получения образования.

5. Социальный заказ может оформляться в виде договора между представителем муниципальной власти, администрацией школы и представителем родительской общественности, в соответствии с которым каждая из сторон гарантирует выполнение взятых на себя обязательств.

6. Исследование позволило наполнить конкретным содержанием те разделы индивидуальной программы реабилитации, которые ранее не обеспечивались в полной мере административными органами субрегиона и детскими учреждениями (содержание и объем социальной помощи, психолого-педагогическое сопровождение ребенка весь период обучения). 7. Разработанный нами механизм социализации ребенка в образовании может быть реализован в любом муниципальном образовательном учреждении или на уровне субрегиона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Адлер Педагогическая коррекция, М., 1999, 352 с.
  2. Л.И. Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь //Дефектология. -1999. -№ 3. С. 69−71.
  3. Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Автореферат дис.канд. пед. наук. М., 1999. -18с.
  4. С.С., Меновщиков В. Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: Научно-методическое пособие. М. НИИ семьи, 1988, -112с.
  5. Л.С., Буданова Л. Д., Даньярова Т. А. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе «Детская личность». М. НИИ семьи, 1997, -112с.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980. -т. 2.-287с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. М. Наука, 2000,-260с.
  8. Ю.Анисимов О. С. Методологическая культура педагогическойдеятельности и мышления.- М: Экономика, 1991, -141с. Н. Анохин П. К. Философские аспекты теории функционирования систем.
  9. М. Наука, 1978, -217с. 12. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функционирования систем. М.
  10. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М. Ось-89,2001,-222с.
  11. Л.И. Психология формирования и развития личности. -М., 1990−123 с.
  12. Г. А., Николаева Н. А. Часто болеющие дети. Какае они? // Школа здоровья, — 1995, Т. 5, № 3 с. 116−124.
  13. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: Психолог. Психопедагог. Психоисторик /Акад. пед. и социал. наук. Моск. психолог. социал. ин-т. М., Воронеж, 1996.-786с.
  14. В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление. М. Политиздат, 1986, — 320 с.
  15. В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем //Системные исследования, Ежегодник, 1982. М. Наука, 1983.
  16. В.Г. Системы и общество. М. Политиздат, 1980,-189с.
  17. И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью //Дефектология. -1994.-№ 1.-С.23−25.
  18. А.С. Основы возрастной педагогики: В 2-х ч./Сверд. гос. пед. ин-т. Свердловск, 1990.
  19. А.С. Ситуация успеха: Книга для учителя. Екатеринбург, 1997,185 с.
  20. М.А., Кузнецов И. Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург. АМБ, 2001,-86с.
  21. Н.А. Самопознание. М: Книга, 1991,-445с.
  22. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ин-та проф. образ-я Мин. Образ. России, 1995.-490с.
  23. В.М. Общие основы рефлексологии человека. М., 1926.-220с.
  24. И.В. Проблема целостности в марксистской философии. М.: Наука, 1969, с. 7−12.
  25. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системные исследования и общая теория систем. //Системные исследования, Ежегодник 1969.-М.: Наука, 1969.С.7−29.
  26. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М. Наука, 1973.-262с.
  27. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-691с.
  28. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности/ Под. ред. Д. И. Фельдштейна.-М.: Междунар. пед. акад., 1995.-209с.
  29. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1967.-207с.
  30. Л.С. К проблеме интеграции лиц с нарушениями речи // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития.- СПб.: Образование, 1995.-С. 41−43.
  31. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя/Под ред. В. В. Воронковой.-М., 1994, е.- 416
  32. Л.С. О психологических аспектах / Собр. соч. в 6-ти т. Т.4. М. Педагогика, 1982.-21−49с.
  33. Гегель. Наука логики. В 3-х т. Т.1. М. Мысль, 1970.
  34. .С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.-432с.
  35. В.М. Гносеологическая природа информационного моделирования. //Вопросы Философии. 1963 .-№ 10.-е. 13.
  36. Д., К. О-Делл Американский менджмент на пороге XXI века. -М: Экономика, 1991, 319 с.
  37. Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования: Российско-американский семинар по проблемам образования (25−27 мая 1993 г., г. Екатеринбург). Пленарные доклады. Екатеринбург, 1993.-61с.
  38. Дети с особыми образовательными возможностями: изучение, специальные технологии обучения: Сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т-
  39. Ин-т специального образования. Екатеринбург, 2000.-65с.
  40. Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых, спец. учреждений и родителей. / Сост. Н. Д. Шматко.- М.: Аквариум, 1997.-126с.
  41. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-200с.
  42. Д.И., Вельтищев Ю. Е. Детская инвалидность. М.: Московский НИИ педиатрии и детской хирургии, 1995.-53с.55.3инченко В. П. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии.-1973, № 2 с. 15−20.
  43. Инновация в Российском образовании: Специальное (коррекционное) образование 1999. М.: Управление специального образования
  44. Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, 1999.-196с.
  45. Инновационная психотерапия / Под. ред. Д.Джоунса. СПб. Питер, 2001.-372с.
  46. М.М. Психосоциальные факторы в реабилитации психических больных. -М., 1975, 234с.
  47. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи/ ЛГУ.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.-384с.
  48. Л.Ф., Ростовцева Е. Е. Адаптационные возможности учащихся начальных классов. Материалы конгрессов педиатров России. М., 1999, 232 с.
  49. В.П. Педагогическая коррекция: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.-304с.
  50. В.М. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  51. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы: Методические рекомендации. -М.-С-ПБ, 1998.-536с.
  52. Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия. Челябинск, 1986.-86с.
  53. В.И., Марковская И. Ф., Цыпина Н. А. Региональная модель диагностико-коррекционной службы //Дефектология.-1996.-№ 5.-С.32−39.
  54. О. Курс позитивной философии. СПб., 1898−1900.
  55. Концепция реформирования системы специального образования //Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения.-2001 .-С.84−90.
  56. В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практическойреализации: Монография /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.-124с.
  57. В.В., Лернер Д. Основные понятия и термины в специальном образовании //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч.тр./Отв. ред.Е. В. Ткаченко.-Вып. 1 .-Екатеринбург, 1995.-С. 169−177.
  58. Коррекционно-развивающие технологии в образовании: Мат-лы педагогических чтений 2000 /Под ред.В. В. Коркунова. Екатеринбург, 2000.-80с.
  59. В.П. Принципы системности в теории и методологии К.Маркса. М., 1980.-220с.
  60. В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1987.-167с.
  61. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х.- Т. II.-М., 1983 .-320с.
  62. А.Г. Путь реабилитации и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? «Дефектология, 1991 № 6 с. 14−17.
  63. .Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения. //Принцип системности в психологических исследованиях./ Под. ред.Д. Н. Завалишиной, В. А. Барабанщикова.-М.: Наука, 1990.-е. 1018.
  64. В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.- 1994.-№ 1.-С.З-8- 1989.-№ 6.-С.З-9.
  65. А.Р. Основы нейропсихологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии гос. ун-тов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.-374с.
  66. А.Р. Новое в организации помощи детям — инвалидам // Дефектология.- 1996.-№ 1 .-С.83−85.
  67. А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М. Педагогика-пресс, 1986, — 136 с.
  68. Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики //Дефектология.-1996.- № 1.-С.З-10.
  69. Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология.-1997.- № 4.-С. 3−15.
  70. Малофеев Н. Н Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дисс. д-ра пед. наук в форме науч. доклада. М., 1996.-81с.
  71. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- С-Пб: Речь, — 2001.-220с.
  72. Е.М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М. Педагогика, 1992−141с.
  73. Материалы Всероссийской конференции по проблемам детей-инвалидов «Партнерство во имя развития» 15−17.12.1998 года.- М.: Всероссийское общество инвалидов.-271с.
  74. B.C. Психология индивидуальности. М. Институт практической психологии, 1996.- 242с.
  75. Методология комплексного подхода реабилитации инвалидов Свердловской области: Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург, 2001.- 46с.
  76. Н.Н. Экология человечества глазами математики. М., 1988, -254с.
  77. А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. вузов / Под. ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский дом «Академия», 2000.-200с.
  78. Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена //Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы: Мат-лы к 11-ой Всеросс. н.-практ. конф.-Ч.1.-М., 1996.-С.28−39.
  79. Ш. Н. Состояние и развитие помощи умственно отсталым детям и подросткам в Свердловской области: Дисс.канд. пед. наук.- М., 1975.-148с.
  80. В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987, 127 с.
  81. В.И., Брук В. М. Систематехника. Ленинград, 1968. -252 с. 98.0бластная целевая программа «Дети-инвалиды» на 2001 год.99,Олпорт Ж. Психологическая проблема современной специальнойпсихологии // Психология. 1994, № 4, с. 52−58.
  82. Основы методологии медико-социальной экспертизы и реабилитации.- С-Пб., 2000.-47с.
  83. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965 .-343с.
  84. Т. Общий обзор / Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М. Прогресс, 1972.
  85. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов.- М.: Просвещение, 1968.-158с.
  86. А.В., Ярошевский М. Г. История психологии: Учеб. пособие для высш.шк. — М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 1994.-447с.
  87. Л.И. Теоретическое основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: Город, 1998.-262с.
  88. Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. М. МГУ, 1992.
  89. Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 965 (в редакции от 26.10.2000 года № 820) «О порядке признания граждан инвалидами».
  90. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.1996 года № 861 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности загородного стационара учреждения отдыха и оздоровления детей».
  91. Проблемы социальной адаптации и медико-педагогической реабилитации детей с нарушенным слухом: Сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1997.-60с.
  92. Прогноз речевой деятельности / Под ред. Р. М. Фрумкиной.- М., 1974.-218с.
  93. Программное обеспечение коррекционно-развивающего обучения детей младшего возраста специальной (коррекционной) школы:
  94. Организационно-управленческий аспект / Под. ред. В. В. Коркунова., Екатеринбург, 2000.
  95. Программно-методическое обеспечение реабилитационно развивающего компонента деятельности специального (коррекционного) учреждения / Под ред. В. В. Коркунова, Екатеринбург: УрГПУ, Ин-т спец. образования, 2001.-125с.
  96. Проект Закона Российской Федерации «О специальном образовании» // Дефектология 1995.- № 1.-С. 3−15.
  97. Пб.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов // Под ред. М. М. Семаго, М., 1999.
  98. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями (пособие для социальных работников, психологов, педагогов реабилитационных центров). М. Социальное здоровье России, 1997.
  99. Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. // Под ред. Л. И. Акатова. М.: Министерство труда и социального развития РФ, 2002.-448с.
  100. Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. М.: Школьная пресса, 2000.-160с.
  101. А. Мир созревшая идея. — Дармпггадт: Дармштадте Бластер, 1993.
  102. Рекомендации Российско-фламандской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка». // Вестник образования. 2001.-№ 11.-с.55−63.
  103. З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособие.- Екатеринбург, 1996.-121с.
  104. С.Л. Основы общей психологии // Сост., послесл.
  105. А.В.Брушлинский, К.А.Альбуханова-Славская. СПб.: Питер, 1996.-720с.
  106. А.А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология.-1990.-№ 4.- С.75−79.
  107. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М. Наука, 1974.
  108. Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми образовательными потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка. Испания. 7−10 июня 1994 г. ЮНЕСКО, 1994.-58с.
  109. В.И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание.- 1997.-№ 12.-С.2−6.
  110. М.М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития.- М., 1992.-223с.
  111. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М. АРКТИ, 2001.
  112. Словарь иностранных слов. //Под ред. И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова. -М., 1954.-853с.
  113. Содержание и методика деятельности реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями.- М.'.Министерство труда и социального развития РФ, 1998.-192с.
  114. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. //Сост. Пошков А.Г.- Курск: Изд-во ГМЦ, 1996.-203с.
  115. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Под ред. Н. М. Назаровой. -М.: Академия, 2000.-400с.
  116. Е.А. Подходы к созданию единой системы раннеговыявления коррекционных отклонений в развитии детей.// Дошкольное воспитание.- 1998.№ 1.-С.63−67.
  117. Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии. // Дефектология.-1997.-№ 2. -С.-50−58.
  118. Р.А. О системе раннего выявления детей с риском отставания в развитии. //Дефектология. -1999.-№ 3.-С.58−64.
  119. Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов: Психолого-педагогические аспекты.- М.: Астрель, 2001.-285с.
  120. ТепловБ.М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.-Т.1. -С.223−305.
  121. В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология.-1999.-№ 3.- С.30−36.
  122. В.А., Степанова О. А. Попытка организации координированной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. 1996.-№ 1.- С. 56−61.
  123. А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1978.
  124. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990.-181с.
  125. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб., 1900.-495с.
  126. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды» на 2001 год.
  127. Философско-педагогические проблемы развития образования // Под ред. В. В. Давыдова.: М.: Интер, 1994−128с.
  128. Фрейд Зигмунд. Введение в психоанализ: лекции. М. Наука, 1989.
  129. Г. Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах.- М.: Владос, 2002.-320с.
  130. Е.Д. Современные подходы к организации коррекционногообучения в образовательных учреждениях // Развитие и коррекция. -М., 1998.-Вып. I. С. 4−9.
  131. JI.A., Кожевникова Е. В. Возможный российский вариант программы раннего вмешательства // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования.-М., 1995.-С.247−257.
  132. С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Владос, 1999.-136с.
  133. С. Имитационное моделирование систем искусство и наука: Пер. с англ. — М., 1978.-418с.
  134. JI.M. Интеграция ведущее направление специального образования в России на рубеже XXI века // Инновация в российском образовании: Специальное (коррекционное) образование. 2000.-М.: Изд-во МГУП, 2000.-С. 12−17.
  135. JI.M., Иванов Е. С., Данилова JI.A., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии //Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга.- СПБ.: Образование, 1995.-80с.
  136. Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология, — 1999.- № 2.- С. 49−56.
  137. Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное образование.- 1998.-№ 3. С.-77−81.
  138. Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности / Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология) М. Стройиздат, 1975.
  139. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.-560с.
  140. .Г. Некоторые особенности развития системных исследований / Системное исследование. Ежегодник, 1980. М. Наука, 1989.
  141. В.А. Социальное исследование: Методология. Программы. Методы. М.: 1987. — 237 с.
  142. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация) М.: Новая школа, 1997.-352с.
  143. Abraham Ariel. Education of children and adolescents with learning disabilities. New York, 1992.-624p.
  144. Beirne-Smith M., Patton J., Ittenbach R. Mental Retardation. Fourth Edition. N. Y., 1994.-636p.
  145. Dunn L.M. Special education for the mildy retarded Is muck of it justifiable? N.Y., 1968
  146. Kirk S. Research in Education. Chicago, 1964.
  147. Reynolds C. R Assessment of cognitive abilities. Orlando, 1968.
  148. Samuel A. Kirk, James J. Gallagher. Education Exceptional Children. -Boston, 1983.-546p.
Заполнить форму текущей работой