Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Глаголы движения и формируемые ими модели простого предложения: На материале хакасского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ЛСГ ГД имеет иерархическую структуру. Ее вершиной является глагол ЧОР= 'ходить, двигаться'. Первый дифференцирующий признак — направленность — разбивает ГД на направленные и с невыраженной ориентацией (без точного указания направления) движения. Глаголы направленного движения подразделяются на имеющие абсолютную направленность (вверх, вниз, внутрь, изнутри) и относительную (к точке ориентира… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая
  • ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ
    • 1. Единицы лексико-семантической группы глаголов движения
    • 2. Отношения между единицами лексико-семантической группы глаголов движения
    • 3. Состав и внутреннее строение лексико-семантической группы глаголов движения
  • Глава вторая.
  • ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА ГЛАГОЛОВ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ХАКАССКОГО ЯЗЫКА
  • Общая характеристика
    • 1. ГЛАГОЛ ЧОР= КАК ИДЕНТИФИКАТОР ЛСГ ГЛАГОЛОВ ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ И ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ НЕГО ГЛАГОЛЫ
    • 2. ГЛАГОЛЫ НАПРАВЛЕННОГО ДВИЖЕНИЯ
      • 2. 1. Глаголы с абсолютной направленностью
      • 2. 2. Глаголы с относительной направленностью
    • 3. ГЛАГОЛЫ С НЕВЫРАЖЕННОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ ДВИЖЕНИЯ
      • 3. 1. Глаголы со значением движения по твердой поверхности
      • 3. 2. Глаголы со значением движения по воздуху
      • 3. 3. Глаголы со значением движения в жидкой среде
      • 3. 4. Глаголы с характеристикой темпа движения
        • 3. 4. 1. Глаголы интенсивного темпа движения
        • 3. 4. 2. Глаголы медленного темпа движения
      • 3. 5. Глаголы образной характеристики движения
        • 3. 5. 1. Глаголы, характеризующие движения человека. ВО
        • 3. 5. 2. Глаголы, характеризующие движения животных
    • 4. ГЛАГОЛЫ НЕЙТРАЛЬНЫЕ К СРЕДЕ И СПОСОБУ /тоижзтия
    • 5. СЛОЖНЫЕ ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ
      • 5. 1. Сложные глаголы, состоящие из двух глаголов движения
      • 5. 2. Сложные глаголы, образованные путем сочетания ГД с превербами
  • Глава третья.
  • СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ГЛАГОЛАМИ ДВИЖЕНИЯ
  • Вводные замечания
    • 1. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ
      • 1. 1. Структурно-семантическая модель ЭПП, построенная по схеме {N1 Ь= куда Уд в.}
      • 1. 2. Структурно-семантическая модель ЭПП, построенная по схеме {N1 Ъ= откуда Удв.}
      • 1. 3. Структурно-семантическая модель ЭПП, построенная по схеме {N1 Ь= трасса Удв.}
      • 1. 4. Структурно-семантическая модель ЭПП, построенная по схеме {N1 ь= средство передвижения Удв.}
      • 1. 5. Структурно-семантическая модель ЭПП, построенная по схеме (N1 Ь преодолеваемое пространство Удв.)
    • 2. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НЕЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ
      • 2. 1. Гипермодель поступательного движения (N1 Ь= откуда + куда + Ь= трасса + средство передвижения + Удв.}
      • 2. 2. Структурно-семантическая модель предложений, построенная по схеме {N1 куда + Ь= трасса Удв.}
      • 2. 3. Структурно-семантическая модель предложений, построенная по схеме {N1 Ь= откуда + Ь= трасса Удв.}
      • 2. 4. Структурно-семантическая модель предложений, построенная по схеме {N1 Ь= откуда + Ь= куда Удв.}
      • 2. 5. Структурно-семантическая модель предложений, построенная по схеме {N1 Ь~ куда + Ь~ средство передвижения Удв.}
      • 2. 6. Структурно-семантическая модель предложений, построенная по схеме (N1 Ь= откуда + Ь= средство передвижения Удв.}
      • 2. 7. Структурно-семантическая модель предложений, построенная по схеме {N1 Ъ= трасса + Ъ= средство передвижения Удв.}
    • 1. А К* Н И Р
  • «¦¦""""""""""к**"*""""еежМъшГ
  • ТШТЕ Р, А ТУР А

Глаголы движения и формируемые ими модели простого предложения: На материале хакасского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертация посвящена исследованию глаголов движения (ГД) в современном хакасском языке.

Интерес к ГД не случаен: они многочисленны и активны в употреблении, передают весьма важные процессы действительности и занимают видное место в смысловой стороне языка. Термин «глаголы движения» исследователями до настоящего времени понимается неодинаково. Часто термин «глаголы движения «употребляется в широком значении. В их число включают все глаголы, которые передают какие-либо движения субъекга в пространстве. Но другие ученые понимают этот термин узко. В отдельные ЛСГ объединяются глаголы движения (Сухотин, Атрощенко и др.), к которым относят непереходные глаголы (т.е. глаголы, обозначающие поступательное движение субъекта в пространстве), и глаголы перемещения (Блягоз, Сырбу, Исаченко), к которым относят переходные глаголы (т.е. глаголы, обозначающие перемещение в пространстве какого-либо предмета в результате воздействия на него субъекта).

Предметом исследования в данной работе являются глаголы поступательного двиоюепия. Поступательное Отсхеение обозначает направленное движение, наиболее свойственное человеку и чаще всего наблюдаемое им в окружающем мире. Глаголы, обозначающие другие формы движения, из сферы нашего исследования исключаются.

Глаголы поступательного движения выделяются на основе абстрактной семантической категории 'характер движения'. Все глаголы этого класса включают в свою семантику наряду с указанной категориальной семой конкретизирующую ее сему поступательности. Дифференциация осуществляется на основе абстрактных категориальных сем 'общая направленность движения', 'способ движения', 'среда з движения', 'темп движения! и 'образная характеристика движения', которые отражают соответствующие аспекты самой ситуации движения.

ГД на материале разных языков были объектом внимания многих исследователей и рассматривались с разных точек зрения: исторической, историко-сопоставительной, структурно-семантической, синтаксической, словообразовательной (Четко 1962; Афифи 1963; Блягоз 1964; Дмитриева 1964; Сырбу 1965; Сирота 1968; Сайкиева 1970; Сергеева 1970; Аверьянов 1973; Хаммидуллина 1973; Гордеев 1974; Ибрагимова 1980; Пастухова 1983). Эти работы выполнены на материале русского языка.

Немалый интерес представляют также работы исследователей, посвященные изучению ГД в других языках. Исследованию разных аспектов ГД в немецком языке посвящены работы А. Г Безрукова (1955), П. Ф. Монахова (1961), H.H. Мининой (1970). На материале английского языка выполнены исследования Л. Д. Бланк (1955), Л. М. Беляевой (1961), В. М. Соколовой (1967).

В тюркских языках ГД также занимают особое место. Изучению ЛСГ глагольной лексики положил начало Н. К. Дмитриев (1952), выделив семантические группы глагола: глаголы речи, мышления, активного действия и движения. Впоследствии тюркологи неоднократно обращались к изучению отдельных ЛСГ, в том числе и ЛСГ ГД. Одни исследователи (Дмитриев 1952; Баскаков 1952; Харитонов 1954 и другие) рассматривали ГД в порядке иллюстрации видового различия в процессе словообразования. Другие вплотную занимались исследованием этих глаголов.

Э.Р. Тенишев (1961) предпринял попытку определить место ГД в тюркских языках среди остальной глагольной лексики и дать их полную классификацию. Анализируя ГД в тюркских языках, он разбивает их на две большие группы:

1) глаголы общего значения;

2) глаголы частного значения.

Первая группа включает в себя четыре антонимичных по значению пары глаголов, различающихся друг от друга по обозначению направления движения: «к нам» и «от нас». Вторая группа на основе частных признаков распадается на следующие подгруппы: а) глаголы, указывающие на способ движенияб) глаголы, указывающие на преодоление преграды в движениив) глаголы, указывающие на скорость движения (1961, с. 232−293).

В.Ф Вещилова (1962) исследовала ГД турецкого языка, К. Халиков.

1967) проанализировал ГД узбекского языка, Т. Н. Васильева (1980) исследовала ГД в чувашском языке. Тюркологи изучали ГД и в сопоставительном плане (Сатгарова 1967; ВасильевИбрагимова 1968; Гарипова, Хасанова 1968; Жанкасиева 1982).

На материале языков Южной Сибири эта тема не была предметом специального исследования. В какой-то степени она затрагивается в докторской диссертации И. А. Невской «Типология локативных конструкций в тюркских языках Южной Сибири (на материале шорского языка)» (1997), которая посвящена средствам выражения пространственных отношений.

АКТУАЛЬНОСТЬ темы

исследования обусловлена, во-первых, недостаточной теоретической разработанностью лексики современного хакасского языка. Некоторые вопросы лексикологии затрагиваются в отдельных статьях Т. Н. Боргояковой, Д. И. Чанкова, О. П. Анжигановой. Во-вторых, отсутствием исследований, посвященных выявлению и семантической классификации глагольной ЛСГ. ЛСГ глаголов говорения исследовано в диссертации М. Д. Чертыковой. (1996), которая посвящена выявлению и системному описанию глаголов говорения. В третьих, отсутствием работ, посвященных структурно-семантическому анализу моделей предложения, в которых глаголы движения функционируют в качестве предиката.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ базой исследования послужили работы по общей и русской лексикологии, в частности работы Л. М. Васильева, Э. В. Кузнецовой, общепризнанные труды ведущих современных синтаксистов, работавших на материале русского, английского, немецкого, французского и других языков, труды по общему языкознанию (В.А. Белошапковой, Н. Ю. Шведовой, М. И. Черемисиной, Т. А, Колосовой). Большой опорой в нашем исследовании явились работы И. Х. Ахматова (1983), А. Т. Тыбыковой (1989), С. Н. Абдуллаева (1989), А. Т. Додуевой (1997) и др.

Поскольку полного единства взглядов по важным для нас вопросам между исследователями нет, мы выработали свое теоретическое представление о предмете и объекте исследования, которое будет представлено в первой главе диссертации.

ЦЕЛЬЮ исследования является выявление и описание лексико-семантической группы ГД в современном хакасском языке, что в свою очередь предполагает решение следующих более частных задач, которые определяются следующим образом:

1) выявление ГД, составляющих ЛСГ поступательного движения в хакасском языке и определение набора семантических признаков исследуемых глаголов методом компонентного анализасоставление списка ГД;

2) выявление внутренней организации ЛСГ ГД, характеристика смыслового взаимодействия между ее членами;

3) установление конечного инвентаря структурно-семантических моделей (ССМ) простых предложений с предикатами движения;

4) описание ССМ простых предложений с предикатами движения в современном хакасском языке, установление системных отношений между структурами данного класса.

5) установление характера типового лексического наполнения синтаксических позиций изучаемых конструкций.

В соответствии с поставленными задачами в работе рассматриваются взаимоотношения ГД внутри ЛСГ, дается описание лексико-семантических подгрупп ГД, описываются основные модели предложений, формируемых ГД.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что ЛСГ ГД хакасского языка впервые подвергается специальному исследованию. В диссертации впервые выявляются и классифицируются ГД современного хакасского языка, которые отличаются функциональной значимостью и широкой употребительностью в речи и структурно-семантические модели простых предложений, построенные на их основе.

Эта задача, имеющая большое и теоретическое, и практическое значение, применительно к хакасскому языку ставится впервые.

Опираясь на разработки в этом направлении, мы старались учесть в своем исследовании результаты, полученные на материале других языков, но свою задачу видели в том, чтобы показать систему ГД в хакасском языке в ее полноте и своеобразии. Это значит, с одной стороны, показать то, что объединяет эту систему с другими, отражая общечеловеческие закономерности мышления и речи, с другой — показать специфику хакасского языка, ее уникальность в выражении тех или иных отношений, ситуаций действительности.

Состав моделей предложения в каждом языке индивидуален, именно поэтому задача их инвентаризации и возникает заново относительно каждого языка. При этом, однако, характер моделей и их специфика в том или ином языке существенно определяется грамматическим строем данного языка. Отсюда следует, что типы моделей предложений в языках родственных и типологически близких должны быть более сходны между собой, чем в языках разных систем, с разными грамматическими категориями.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1 ЛСГ движения в хакасском языке объединяет 240 глаголов с интегральной семой «передвижение в пространстве» и структурируется далее на основании дифференциальных сем «направление движения», «среда», «способ», «темп». В состав группы входит 100 простых и 140 сложных глаголов двух разных типов: типа ПАР КИЛ= 'сходить (и вернуться)', ЧУГУР ПАР/КИЛ=- 'бежать туда/сюда' — 105, типа КИРЕ ЧУГУР= 'вбежать' — 35.

Выявленный нами тип сложных глаголов с превербами в составе которых первый, а не второй компонент вносит специфическую (направленную) семантику, для тюркских языков в целом не характерен, но типичен для некоторых обско-ушрских, в частности для мансийского языка. В хакасском языке с превербами СЫГАРА, КИРЕ, ТУ31РЕ, АЗЫРА, КИ31РЕ сочетаются 8 простых глаголов.

2. ЛСГ ГД имеет иерархическую структуру. Ее вершиной является глагол ЧОР= 'ходить, двигаться'. Первый дифференцирующий признак — направленность — разбивает ГД на направленные и с невыраженной ориентацией (без точного указания направления) движения. Глаголы направленного движения подразделяются на имеющие абсолютную направленность (вверх, вниз, внутрь, изнутри) и относительную (к точке ориентира и от нее). Глаголы с невыраженной ориентацией движения различаются далее по семам «среда движения» (твердая поверхность, воздух, вода) «способ движения», «темп движения», «образность» .

3. Хакасские глаголы движения формируют 5 моделей элементарных простых предложений:

1) {N1 Ь = куда Удв.) — ЭПП направления/финиша;

2) {N1 откуда Удв.} — ЭПП старта;

3) (N1 Ь= трасса Удв.} — ЭПП трассы;

4) {N1 Ь= средство передвижения Удв.) — ЭПП средства передвижения;

5) {N1 Ь= преодолеваемое пространство Удв.} — ЭПП преодоления препятствия.

Из них четыре первые совместимы между собой, т. е. описывают фрагменты единой ситуации движения и потому в речи могут объединяться в простом неэлементарном предложениина этом основании мы объединяем их в одной гипермодели. Пятая модель не совместима с гипермоделью и составляющими ее моделями — она описывает движение с преодолением преграды.

МЕТОДЫ и МАТЕРИАЛ исследования. При характеристике ЛСГ ГД используется метод компонентного анализа, который основывается на известном положении о том, что значение состоит из элементарных смыслов (признаков, компонентов, сем), ведущим в структуре значения является набор дифференциальных семантических признаков. При компонентном анализе указанных глаголов используются два основных принципа:

1) разложение значений на элементарные смыслы (семный анализ);

2) описание сложных по структуре значений с помощью менее сложных (метод семантических множителей).

Материалом исследования послужила составленная автором картотека объемом около 6.000 единиц, собранная путем сплошной выборки из художественных произведений хакасских писателей, публицистики, устного народного творчества, а также записи устной речи.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ и ПРАКТИЧЕСКАЯ значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, а также вводимый конкретный материал могут быть использованы в преподавании лексикологии, синтаксиса в школе, специальных учебных заведениях, в лексикографической работе, дальнейшей разработке лексико-семантических групп при описании синтаксического строя хакасского языкапри составлении программ, учебников и методических пособий для средних и специальных учебных заведений, а также словарей хакасского языкапри составлении описательных и сопоставительных грамматик, в качестве учебного пособия по спецкурсу для студентов вузов.

АПРОБАЦИЯ работы. Основные положения работы докладывались на ежегодных научных конференциях, проводимых Сектором языков народов Сибири Института филологии СО РАН (Новосибирск, 1996;1998 гг.), на конференции, посвященной памяти Е. И. Убрятовой и В. М. Наделяева (Новосибирск, 1997 г.), на конференции «Студент и научно-технический прогресс» в НГУ (Новосибирск, 1996 г.), на Международной Зимней типологической школе (Москва, 1998 г.), на семинарских занятиях студентов тюркской группы Новосибирского государственного университета. Работа обсуждалась на совместном заседании кафедры языков и фольклора народов Сибири НГУ и Сектора языков народов Сибири Института филологии СО РАН.

По теме диссертации имеется четыре публикации:

1. Глаголы поступательного движения и формируемые ими модели простого предложения // Материалы XXXIV международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Филология. Новосибирск, 1996. С. 52−53.

2. Глагол 4OP= в хакасском языке // Материалы XXXV международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Филология. Новосибирск, 1997. С. 55−56.

3. Сложные глаголы движения в хакасском языке // Материалы XXXVI международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Филология. Новосибирск, 1998. С. 60−61.

4. Структурно-семантическая организация предложений с глаголами движения (на материале хакасского языка) // Языки коренных народов Сибири. Вып. 4. Новосибирск, 1998. С. 237−252.

СТРУКТУРА работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и трех приложений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой