Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли: XVII — XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выполненное нами исследование не исчерпывает целиком многоаспектную проблему духовного воспитания дошкольников. Предлагаемые нами подходы могут служить основанием для дальнейшей разработки данной проблемы. Требуют своего дальнейшего изучения такие важные направления, как обеспечение преемственности в духовном воспитании старших дошкольников и учащихся начальной школыопределение условий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Историко-теоретические предпосылки духовного воспитания дошкольников
    • 1. 1. Развитие феномена духовности как философской и психолого-педагогической категории
    • 1. 2. Психологические особенности духовного развития дошкольников
    • 1. 3. Приоритетность духовного воспитания детей в концепциях педагогов-классиков
  • ГЛАВА II. Духовное воспитание дошкольников в истории педагогической мысли XVII—XX вв.
    • 2. 1. Содержание, факторы, средства, формы и методы духовного воспитания дошкольников в наследии педагогов-классиков
    • 2. 2. Опыт реализации идей духовного воспитания детей в современных дошкольных учреждениях

Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли: XVII — XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время возросло внимание общества к вопросам внутреннего мира человека, его прав на свободу мысли и слова. Идет бурная полемика в обсуждении наболевших вопросов современности, ранее подвергающихся запрету, приветствуется дискуссионность и обоснованная критика. В период «расцвета» свободы печати открылись возможности для свободного волеизъявления и самовыражения каждого индивида. Таким образом, все это свидетельствует о таких прогрессивных явлениях развития нашего общества как снятие табу на многие темы, рост гражданского самосознания и др.

Вместе с тем в России наблюдается общекультурный кризис, одной из причин которого является огромный поток информации, обрушивающейся на молодежь, но не несущей в себе духовности и нравственности, а зачастую наоборот, дающей искаженное представление об исторических фактах и общечеловеческой морали. В сочетании с недостаточным общением детей с высоким искусством, синтезирующим культурно-исторический опыт, создающим «здоровую» среду для духовно обогащенного и креативного восприятия мира, это явление приводит к изменению в сознании молодежи системы ценностей, размыванию границы между добром и злом, нравственным и безнравственным.

Следствием этого стало заметное разрастание негативных явлений в обществе: повышение криминогенности, проявлений зла, эгоизма, расширение терроризма и др. Наблюдающийся кризис духовной сферы бытия человека к тому же имеет не локальный, а глобальный характер, то есть затрагивает все государства мирового сообщества, независимо от их общественно-политического строя и материального уровня жизни людей.

Серьезность положения подтверждается многочисленными (фактически постоянными) выступлениями в печати, по телевидению, на съездах, конференциях и совещаниях самого разного уровня. Ведущие специалисты, руководители производства, ученые, деятели культуры констатируют заметное падение нравов, говорят об утрате многими людьми четких нравственных ориентиров, духовных ценностей, смысла своего существования. В частности, академик.

Д.С. Лихачев в одном из своих выступлений утверждал, что «мы не выживем физически, если погибнем духовно», и действительно, растет число самоубийств, вызванных разочарованием жизнью, особенно среди молодежи.

Все это свидетельствует о прогрессирующем ухудшении духовного облика значительной части человеческого сообщества. Таким образом, перемены в обществе неоднозначно сказались на его духовном климате. Свидетельства о разрастании деструктивных явлений придают особую актуальность проблеме духовного возрождения нации, направленной на преодоление этого кризиса.

В связи с этим утвержден комплексный план мероприятий по формированию духовного мира подрастающего поколения: Приказ МПТР РФ, Минобразования РФ, Минкультуры РФ от 03.09.2002 № 167/3197/1252. Также обсуждена и принята Межведомственная федеральная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» (2003;2007), в которой подчеркивается необходимость создания условий для воспитания в детях высших духовных ценностей: добра, истины, красоты, свободы, равенства и др.

Как ни парадоксально, но сегодня, когда слова «духовность», «духовные ценности», просто наводнили популярную педагогическую литературу, в большей части учебников по педагогике даже последних лет отсутствуют разделы, посвященные духовному воспитанию. Неудивительно, что человечество, в воспитании которого изъят главный рычаг совершенствования, основной фактор развития жизни — воспитание духа, переживает кризис, потому что необходимым условием их приобретения является духовное воспитание. Следовательно, можно констатировать настоятельную потребность педагогической науки в изучении путей возрождения духовного воспитания.

Поскольку в течение долгого времени (фактически на протяжении 70 лет советской власти) был единый подход к решению данной проблемы — стержнем формирования личности считалась ее преданность коммунистической идее, то сегодня нет, и не может быть единого понимания сути духовного воспитания, его содержания и специфики. Одни авторы считают, что духовным является только религиозное воспитание, а светское таковым быть не может. Другие специалисты убеждены, что духовным по своей сути является гуманитарное образование, поскольку все его содержание обращено к личности, ее бытию и нравственным проблемам. Некоторые полагают, что только воспитание в контексте народных традиций является духовным, есть и ряд других позиций.

В соответствии с существующим многообразием понимания сути духовного воспитания наблюдаются и разные подходы к определению содержания понятия «духовность» и путей ее формирования в онтогенезе.

Итак, налицо необходимость в уточнении содержания понятий «духовность как педагогическая категория» и «духовное воспитание».

С начала 90-х годов XX века в отечественной психологии в работах Б. С. Братуся, Е. Г. Исаева, В. П. Зинченко, В. В. Рыжова, В. И. Слободчикова, Т. А. Флоренской и В. Д. Шадрикова стали разрабатываться психологические основы духовного воспитания. В ряде исследований с ценностно-смысловой позицией личности соотносится структура индивидуального сознания (К.А. Абульхано-ва-Славская, М. И. Воловикова, В. В. Знаков и другие).

В педагогической науке актуализируется необходимость духовного воспитания в светском его понимании (H.A. Агаджанян, Ю. П. Азаров, В. А. Андреев, С. Б. Крымский, JI.A. Протасова и др.). Религиозный аспект духовного воспитания представлен в работах А. Гармаева, Б. П. Ничипорова, Л. Харисововой и др.

Ряд исследователей обращается в поисках ответа на вопросы о духовном воспитании к опыту Учения Живой Этики (А.Г. Андреева, JI.H. Осипова, Н. Е. Самохина, Е. В. Юматова и других). Но наиболее активно идёт изучение прогрессивного опыта классиков гуманной педагогики XIX — начала XX веков.

Изучение истории образования нашло отражение в трудах крупных отечественных педагогов И. Н. Андреевой, Б.М. Бим-Бада, JI.M. Волобуевой, Г. М. Коджаспировой, H.A. Константинова, E.H. Медынского, М. Ф. Шабаевой и др.

Стремление к воспроизведению историко-педагогического опыта обосновано. Действительно, педагогическое наследие прошлого хранит богатый опыт духовного воспитания. В мировой и, в частности, русской педагогике проблема духовного воспитания всегда являлась и продолжает оставаться одной из важнейших. Однако долгое время эти прогрессивные идеи не были востребованы государством, «образовательные реформы сводились к подражанию Западу, к отказу от русских национальных основ. В конце XX века мы стали осознавать необходимость более основательного изучения собственной истории и отечественной культуры» (Е.П. Белозерцев).

Сегодня в связи с общей гуманизацией образования наше внимание привлекает это направление в истории педагогики. Оно выступает одним из способов совершенствования общества, так как только обращенность к человеку, к личности позволит рассчитывать на утверждение «человечности». Поэтому сегодня необходимо внимательно изучить и по достоинству оценить то духовное богатство, которое приобреталось и накапливалось веками нашими мудрыми предшественниками. «Обращение к старому — это не отказ от нового, это новое понимание старого. Это не задержка в развитии, а скачок вперед» (Д.С. Лихачев).

Таким образом, прогрессивное развитие современной педагогики немыслимо без органичного включения осмысленного опыта прошлого, ибо только ретроспективный подход «обеспечивает глубокое и всестороннее понимание изучаемой научной проблемы, позволяет яснее осознавать ее место в структуре данной науки, развитие ее ведущих идей, их историческую логику и диалектическую связь» [210, 3]. Поиски решения современных проблем духовного воспитания принесут более плодотворные результаты, если будут опираться на исторический опыт.

Фундамент личности закладывается в дошкольном детстве. В. Т. Кудрявцевым обосновано понимание детства как социокультурного феномена, определяющего во многом будущее человечества, обуславливающего темпы и качество развития человеческой цивилизации за счет формирования у ребенка в специфически детских видах деятельности фундамента общих творческих способностей «в чистом виде». Возможно, что и основы духовности тоже должны быть воспитаны в этот период.

Можно ли говорить о духовности ребёнка первого семилетия жизни? Если да, то, каково своеобразие её развития, определяемое его возрастными особенностями? Каким должно быть духовное воспитание дошкольника? Эти актуальные вопросы ждут своего решения.

А между тем, в современных исследованиях все чаще подчеркивается, что из-за излишней интеллектуализации, увлечения компьютерными играми и прагматизма сокращается мир детства. При этом доверчивое, открытое детское сознание, немного грезящее и чистое, незаметно и неуклонно исчезает: «уходит грация» (В.В. Зеньковский), открытость уступает место выраженной напряженности и тревожности, ребенок «закрывается», во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, чаще, чем раньше, встречаются аффективные проявления. То есть, добрый по своей природе в кругу детских интересов малыш, подталкиваемый к ранней интеллектуальности, становится недобрым и сложным, потому что его природные инстинкты развития доброжелательности ослабевают.

Серьезным аргументом в пользу актуальности духовного воспитания дошкольников является и тот факт, что в последнее время растет число отечественных специалистов, признающих генную обусловленность социального поведения. В частности, академики П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. видные ученые в последние годы пишут о наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения. В работе классика отечественной генетики В. П. Эфроимсона «Генетика этики и эстетики» (1995 г.) убедительно доказывается, что в генофонде человека записана потенциальная способность не только мыслить, но и различать добро и зло. То есть выдающиеся ученые убежденно высказываются в пользу идеи о существовании духовного генофонда индивида. Следовательно, чтобы «чувства добрые» проявлялись у взрослого человека, они должны быть пробуждены еще у ребенка.

Особое место в этом отношении должна занять воспитательная работа с детьми 3−7 лет, потому что именно в этом возрасте закладывается ядро личности (базис личностной культуры). Духовное поведение определяется добродетелями личности, которые являются качествами человека, выражающимися в желании делать добро и в реальных добродетельных поступках. Особый интерес к области человеческих отношений, желание их постигнуть возникает у ребенка именно на этом этапе дошкольного детства. Поэтому столь важно для целенаправленного воспитания у дошкольника доброжелательного, отзывчивого, заботливого, то есть душевного отношения к окружающим людям, приобщить его к непреходящим общечеловеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей.

Проблема воспитания «душевных» качеств личности дошкольника изучается сейчас в разных аспектах. В частности, специфика индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания у него гуманного отношения к сверстникам определена Е. Э. Шишловой, формирование гуманистической направленности у старших дошкольников — С. А. Улитко, Н. И. Цукановой и др. Педагогические условия воспитания милосердия у старших дошкольников выявлялись И. А. Княжевой, возможности воспитания гуманности в процессе изодеятельно-сти Е. С. Евдокимовой, в игровой деятельности О. В. Авраменко, в процессе литературно-ролевой игры — Г. Г. Сергеечевой и др. Развитие эмпатии, как компонента духовного воспитания у дошкольников исследовали В. Валко, Т.П. Гаври-лова, В. П. Кузьмина, Г. Сохачевска, Л. П. Стрелкова и др.

Искусство как средство духовно-нравственного воспитания ребенка рассматривается в работах С. Г. Ашиковой, В. П. Ватаман, Р. Д. Гильмановой, JI.A. Друбецкой, O.A. Коржовой, М. А. Лаптевой, А. Б. Овчинниковой, С.Д. Осипо-вой, И. Б. Сенновской и др.

Определенный вклад в обоснование системы православного воспитания маленьких детей внесли О. С. Барило, Н. П. Власова, Г. Ю. Ксензова, О. М. Потаповская, О. В. Сытникова, Н. Л. Чупахина и др.

Но, как известно, «только в том случае, когда педагог обращается к истории своего предмета, только тогда он вступает в подлинную науку. Та часть реальности, которая представлена без подобной рефлексии, не может быть признана научной» (Х.Ф. Питере). Поэтому решение столь важной и сложной проблемы современности, как оптимизация духовного воспитания дошкольников, немыслимо без обращения к богатейшему отечественному и зарубежному опыту духовного воспитания детей, накопленному в истории дошкольной педагогики, без возрождения идей духовного воспитания в теориях и практике величайших гуманистов «первого детства», таких как Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. В. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, А.И. Сикор-ский, JT.H. Толстой, П. Ф. Каптерев, К. Н. Вентцель, В. В. Зеньковский и др.

В последнее десятилетие в работах Ю. И. Дружникова, О. С. Литвиненко, К. Е. Сумнительного и др. изучалась теория и практика космического воспитания (Монтессори, Вентцель). Гуманистические особенности педагогического процесса в дошкольной педагогике XX в. выявлены в работах Т. Ю. Купач, C.B. Лыкова, Л. Н. Перелыгиной, Т. В. Черник и др. Народная педагогика как фактор гуманизации воспитания рассматривались в трудах Г. Н. Волкова, О. В Леоновой, Г. В. Луниной, Л. В. Кузнецовой, Т. Н. Петровой и др. Исследователи приходят к выводу о принципиальной возможности и целесообразности опереться на труды педагогов-классиков, рассматривая высказанные ими идеи, как фундамент для современной педагогической практики.

Свидетельством живого интереса к прошлому является стремление некоторых педагогов ввести элементы прогрессивных традиций историко-педагогического опыта духовного воспитания (традиций народной педагогики, систем М. Монтессори, Ф. Фребеля, Вальдорфской педагогики и др.) в создаваемые ими новые технологии дошкольного образования.

На основе анализа актуальности, состояния изученности проблемы и практики дошкольного образования обнаруживаются противоречия между:

— потребностью общества в развитии системы духовного воспитания подрастающего поколения в условиях преобразования современного общества и отсутствием специальных исследований, закладывающих научные основы его организации;

— объективной необходимостью возрождения и сохранения богатого опыта духовного воспитания детей, имеющегося в наследии педагогов-гуманистов XVII—XX вв., и недостаточной разработанностью в историко-педагогическом аспекте его творческого использования в современных дошкольных учреждениях.

Выявленные противоречия обусловили наличие проблемы: каковы прогрессивные идеи классиков педагогики ХУИ-ХХ вв. и основные тенденции развития проблемы духовного воспитания детей, представляющие наибольшую ценность для современной системы дошкольного образования?

Решение данной проблемы в историко-педагогическом контексте является целью исследования.

Объект исследования — история развития духовного воспитания детей дошкольного возраста в педагогической мысли XVII — XX вв.

Предмет исследования — духовное воспитание дошкольников в наследии педагогов-классиков ХУН-ХХ вв.

В основу данного исследования положена гипотеза о том, что выявление основных тенденций развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли позволит шире использовать наследие классиков педагогики в совершенствовании современной системы дошкольного образования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи, определившие логику исследования:

— уточнить сущность феномена «духовность» и «духовное воспитание»;

— выявить основные тенденции и особенности развития педагогических систем духовного воспитания дошкольников в наследии зарубежных и отечественных классиков педагогики ХУИ-ХХ вв.;

— обобщить опыт работы по организации процесса духовного воспитания дошкольников и изучить возможности использования педагогического наследия прошлого в современной практике дошкольного образования.

Методологической основой исследования являются: положения философской и социологической антропологии о человеке как высшей ценности обществаоб активном, преобразующем характере человеческой деятельности, а также идеи о значении исторического опыта при решении современных задачоб исторических связях и необходимости исторического подхода при анализе общественных явленийсовременные научные подходы к отечественной истории, цивилизационный, обеспечивающий обращение к базисным традициям народа, историко-культурный, позволяющий рассматривать педагогическую мысль с точки зрения взаимодействия культур.

Частнометодологическую базу исследования составили: педагогические теории и системы Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф.В. Фребе-ля, В. Г. Белинского, В. Ф. Одоевского, К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Н. В. Шелгунова, JT.H. Толстого, А. И. Ключарева, И. А. Сикорского, П. Ф. Каптерева, Е. И. Тихеевой, К. Н. Вентцеля, Р. Штейнера, М. Монтессори, Я. Корчака, М. М. Рубинштейна, В. В. Зеньковского, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Д. Н. Узнадзе, И. Я. Яковлева, Г. Н. Волкова и др.

В процессе работы над диссертацией использованы следующие методы исследования: изучение и анализ историко-педагогической, философской, социологической, этнопедагогической и психологической литературысравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного педагогического опыта духовного воспитания детей и теоретических взглядов педагоговретроспективный и логический методы исследования историко-педагогических процессов, обобщение опыта работы дошкольных учреждений Чувашской Республики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается:

— методологическим подходом, опирающимся на положения об исторической оценке развития и взаимосвязи общества и социальных явлений, о неразрывности и единстве человека и общества, о соотношении общественного и индивидуального сознания, а также на основные положения теории отражения;

— значительным объемом использованных историко-педагогических источников;

— применением комплекса методов исследования, адекватных его целям, задачам и логике.

На защиту выносятся:

— основные этапы, тенденции развития духовного воспитания детей в наследии выдающихся просветителей зарубежной и отечественной педагогики ХУИ-ХХ вв.;

— идея приоритетности духовного потенциала детей в наследии педагогов-классиков ХУН-ХХ вв.;

— аналитическая модель системы духовного воспитания дошкольников, разработанная на основе историко-педагогического анализа.

Научная новизна заключается в следующем: на основе общенаучного подхода уточнено содержание понятий «духовность» и «духовное воспитание» применительно к дошкольному возрасту;

— дана характеристика отдельных педагогических теорий и систем XVII—XX вв., содержащих идеи воспитания духовности;

— установлена историческая преемственность и непрерывность в развитии прогрессивных гуманистических идей в теории и практике духовного воспитания детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что- - выявлены закономерности и принципы организации духовного воспитания дошкольников в наследии классиков педагогики ХУИ-ХХ вв.;

— обосновано положение о благоприятных возрастных предпосылках для духовного воспитания дошкольников в наследии педагогов-классиков;

— разработана и научно обоснована аналитическая модель системы духовного воспитания дошкольников в историко-педагогическом контексте;

— определена перспективность использования исторического наследия классиков педагогики в современном дошкольном образовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно информационно дополняет соответствующие разделы учебников и учебных пособий по истории дошкольной педагогики для высших учебных заведенийвыявленный в исследовании ценный исторический опыт и разработанная модель духовного воспитания дошкольников имеет большое значение для практики работы дошкольных учреждений в условиях гуманизации современной системы общественного дошкольного образованиядля студентов педагогических учебных заведений разработана программа спецкурса «Теоретические основы духовного воспитания дошкольников», основные положения диссертации могут быть использованы в процессе преподавания дошкольной педагогики и истории образования в педагогических вузах, средне специальных учебных заведениях и в системе повышения квалификации работников дошкольного образования.

Этапы исследования:

— подготовительный этап (1996;1999 гг.) включал теоретический анализ проблемы, определение исходных позиций, конкретизацию цели и задач исследования, уточнение объекта и предмета;

— основной этап (1999;2002 гг.) предусматривал выявление проблемы развития прогрессивных идей духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли и на ее основе разработку аналитической модели системы духовного воспитания дошкольников;

— итоговый этап (2002;2003 гг.) включал систематизацию и обобщение результатов, формулирование выводов, оформление диссертационного исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась поэтапно на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и кафедры истории образования, этно-педагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на межвузовских, всероссийских и международных конференциях: «Феномен человека: дух, душа, духовность» (Казань, 2000) — «Гуманизм и духовность в образовании» (Н. Новгород, 2000) — «Культурное пространство человечества и духовный мир педагога» (Москва, 2001.) — «Пробуждение творческих возможностей человека» (Москва, 2002) — «Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурной среде» (Чебоксары, 2002) — «Отечественная педагогическая культура в национально-региональном компоненте образования».

Рязань, 2003) — в рамках выступления на юбилейных Яковлевских чтениях на Межрегиональной выставке «Образование и карьера» (Чувашия, 2003).

Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в процессе разработки и внедрения спецкурса «Теоретические основы духовного воспитания дошкольников» в учебный процесс факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Материалы исследования отражены в 17 опубликованных научных работах (16 статей и 1 учебно-методическое пособие).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

.

Конструктивным направлением совершенствования системы образования в настоящий период, как в России, так и во всем мире является ее гуманизация.

Становление личности — процесс не только целостный, но и многоаспектный, поэтому исследуются проблемы гуманизации разных сторон личности, среди которых наиболее актуальной и вместе с тем наименее изученной на сегодняшний день является проблема духовного воспитания.

В науке нет единого понимания сути, содержания и задач духовного воспитания. Проделанная нами работа позволила систематизировать многообразие подходов к определению понятия духовность и выделить общее в них. Итак, духовность — это потребность и способность человека устремляться к вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца проявлять деятельную любовь к окружающим людям и природе. Духовность человека в своей сущности есть пробужденность его души, внутреннее стремление к высшим идеалам Истины, Добра и Красоты. Поскольку «вне социальной действительности духовность — абстракция», то обязательна реализация этих стремлений в повседневной, естественной жизни человека. Духовное воспитаниеэто целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей (абсолютных, общечеловеческих).

Какие же качества составляют содержание духовности дошкольника? Созвучными с современными авторами в трудах педагогов-классиков указываются такие качества дошкольника как целостность и гармоничность внутреннего мира, свобода, эстетичность, творчество, любознательность, интуитивность, поиск смыслов, эмпатийность, устремленность к Высшему, настойчивость, преданность, искренность, чистота и непосредственность ребенка. Таким образом, анализ педагогического наследия классиков и современников позволил выделить ряд возрастных особенностей ребенка первых лет жизни, которые являются благоприятной основой для формирования фундамента духовности.

В соответствии с позициями Я. А. Коменского и В. В. Зеньковского перечисленные качества идеала духовности можно сгруппировать в три основные вектора духовного развития личности: развитие разума, души и начал воли ребенка. Каждое из этих направлений представлено определенной группой качеств личности. В частности, развитие разума обуславливается живостью ума и любознательностью, исканием смысла, образностью детского мышления, интуитивностью и собственной логикой. Развитие души у дошкольника предполагает сформированность таких качеств личности, как вера, благочестие и добрые нравы, свобода от эгоизма, любовь в сердце, гуманность, искренность и совесть, солидарность, правдивость и творчество. И, наконец, развитие начал воли связано с произвольностью поведения, то есть с выдержкой, настойчивостью, ответственностью, преданностью и трудолюбием.

Поскольку у ребенка-дошкольника устремленность к Высшему проявляется еще на неосознанаваемом уровне, следовательно, правомернее говорить о преимущественном развитии у него душевности, как первой необходимой ступени духовности. Следовательно, основой становления и способами реализации духовности в дошкольноем детстве являются душевные способности, которые характеризуются доброжелательным отношением к окружающим его людям и природе, эмоциональной отзывчивостью и готовностью прийти на помощь.

Перечисленные качества и отношения гуманного характера свойственны далеко не всем дошкольникам. У значительной части ребят наблюдаются негуманные проявления, а добрые поступки встречаются достаточно редко. Следовательно, проявления душевности еще не носят устойчивый характер и требуют пристального внимания и постоянной поддержки со стороны педагога.

Анализ состояния и степень разработанности теоретических, историко-педагогических и этнопедагогических основ духовного воспитания в их историческом развитии показал, что исследуемая проблема должна изучаться с позиции признания исторической непрерывности развития духовного воспитания. Прослеживая генезис духовного воспитания дошкольников в зарубежной и отечественной (с XVII до конца XX вв.) педагогике мы выделили пять этапов, каждый из них характеризуется специфическими особенностями, которые складываются под влиянием социальных, исторических, экономических и политических условий:

— с XVII до начала XIX вв. наблюдался постепенный переход от прямого религиозного воспитания к все более светской модели духовного воспитания детей, преобладание семейного воспитания детей над общественным в осуществлении задач духовного становления личности;

— с сер. XIX до конца XIX вв. усилились демократические и гуманистические позиции в развитии социально-политической жизни общества, что привело к появлению различных педагогических теорий и систем, возрастание в них внимания к эмоциональному компоненту духовного становления личности, более разнообразились средства духовного воспитания детей, укрепились позиции сторонников свободного воспитания детей;

— 2 пол. XIX — нач. XX века в связи с развитием психологических знаний об особенностях и закономерностях духовного развития ребенка все больше учитываются возрастные особенности детей в системе обучения и воспитания, наблюдается гуманизация всей образовательной системыв начале XX вв. горизонты изучения проблемы духовного воспитания раздвинулись и углубились в связи с успехами в различных областях науки, а именно — физиологии высшей нервной деятельности, аналитической и экспериментальной психологии (психоанализа, бихевиоризма), космологии, палеонтологии, антропологии и других наук о человеке, т. е. расширился диапазон разных точек зрения на духовность и духовное воспитание детей;

— в период с 1918 до 80-х годов XX века отечественная педагогика развивалась в особых политических и экономических условиях, которые накладывали определенный отпечаток на характер и содержание духовного воспитания. В частности, после октябрьской революции в России наблюдалась подмена духовности идеологией, то есть в советский период духовное воспитание понималось как формирование у детей преданности коммунистической идеепровозглашение приоритетности общественного воспитания над семейным;

— в 1990 гг. произошли изменения в официальной стратегии воспитания. Перед дошкольными учреждениями и школой была поставлена цель — содействовать духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного воспитания, образование должно было обеспечить индивидуальное внимание детям. Сформулирована необходимость посредством воспитания изменить деформированную при тоталитарном режиме психологию человека, формировать у него новые ценности, соответствующие идеалам демократии, прав и свобод человека, веротерпимости, плюрализма и толерантности. Тенденции возрастания гуманистической ориентации общественного дошкольного воспитания и снижения внимания родителей к проблеме духовного воспитания детей (рост числа беспризорных, оставшихся без родительского попечения детей).

Итак, мы попытались проследить зарождение идей духовного воспитания детей, их дальнейшее развитие в науке и практике и актуальное состояние духовного воспитания в дошкольном образовании. Для эволюционного процесса духовного воспитания характерна некоторая цикличность, проявляющаяся в периодической смене этапов вариативности и многообразия периодами и единообразия педагогических подходов, особенности которых определяются конкретно-историческими условиями развития педагогической теории и практики.

Духовное воспитание детей — очень сложный по своему характеру процесс. Он требует не только разнообразных методов, целенаправленности, непрерывности, но главное — богатой внутренней культуры педагога, длительного времени и начинаться должен с раннего возраста. Необходимыми условиями, обеспечивающими эффективность полноценного духовного развития ребенка в образовательном процессе, на наш взгляд выступают:

— наличие целостной модели образовательного процесса, построенной на основе взаимодействия эффективных средств духовного воспитания, включающих искусство, природу, литературу, средства народной педагогики;

— включение детей в активную художественно-творческую, познавательную, трудовую, игровую и другие виды деятельности, позволяющие воспринимать общечеловеческие духовные ценности как личностно-значимые;

— создание гуманистического воспитательного пространства, в котором ребенок мог бы получать возможность освоения позитивных стандартов общения, проходить путь активного самопознания, самопроявления и саморазвития, приобретая опыт позитивного и успешного бытия;

— понимание и терпимость взрослых во взаимодействии с детьми, опора на положительное в ребенке, отказ как от его идеализации, так и от неоправданного пессимизма, постепенное ослабление отрицательных черт его характера путем осторожного внесения корректив и развития положительных качеств.

Для осуществления духовного воспитания дошкольников необходима соответствующая подготовка воспитателей. В профессиональной подготовке специалистов огромное значение имеет хорошее знание историко-педагогического наследия в целом, в том числе педагогическая компетентность в теории и практике духовного воспитания, принятие и применение позитивных достижений прошлого в современных условиях, в собственном опыте.

Выполненное нами исследование не исчерпывает целиком многоаспектную проблему духовного воспитания дошкольников. Предлагаемые нами подходы могут служить основанием для дальнейшей разработки данной проблемы. Требуют своего дальнейшего изучения такие важные направления, как обеспечение преемственности в духовном воспитании старших дошкольников и учащихся начальной школыопределение условий их реализации в различных типах современных учебно-воспитательных учреждений — городских и сельских, государственных и частных школах, гимназиях и лицеяхоптимизация профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования со стержневой ориентацией на духовное воспитание детей и др. Изучение этих и других вопросов имеет важное значение для совершенствования современного воспитательно-образовательного процесса, стимулирует позитивное реформирование педагогической практики, образовательной системы на основах гуманизма и духовности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Н. Грани Агни-Йоги. В 8 т. Т.1. — Новосибирск: Рериховское Сибирское общество, 1994. — 400 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологической личности // психологический журнал. 1983.- Т.4. — № 1. — С. 38−43.
  3. О.В. Педагогические условия формирования гуманности у дошкольников в игровой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Липецк, 1998.-17 с.
  4. H.A. Экология души система образования и воспитания. — М.:. Российский университет дружбы народов, 2000. — 23 с.
  5. Ю., Азарова Л. Босоногие Сократы // Дошкольное воспитание. — 1996. -№ 6.-С. 20- № 9.с. 27- 1997.-№ 1.-С.17.
  6. Ю.П. К вопросу о содержании понятий «духовная культура» «духовность», «сила духа» // Сборник научных трудов. М., 1998. — 110 с.
  7. Ю.П. Искусство воспитывать. — М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  8. Л.Н. Духовная культура и образование // Сборник научных трудов. — М., 1998.- 110 с.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 606 с.
  10. Ю.Андреева А. Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении Живой Этики. — Дис. канд. пед. наук. — М., 1996. 136 с.
  11. П.Андреева И. Н. Философия и история образования. М.: Московское городское пед. общество, 1999. — 190 с.
  12. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. /сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. — 607 с.
  13. Антология педагогической мысли: в 3 т. Т.1. /Сост. К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов. М.: Высшая школа, 1988. — 446 с.
  14. Аристотель. Большая этика. Соч.: В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1984. — С. 263−278.
  15. Аристотель. О душе / Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль, 1975. — С. 5−62.
  16. Г. Вопросы экологического просвещения в журнале «Свет» // Учитель созидатель культуры и здоровья общества. — Вып. 2. — М., 1998. — С. 38−41.
  17. В.В. Психологические проблемы гармонического развития личности // Гуманизм и духовность в образовании. Нижний Новгород: НЛГИ, 1999. — С.13−19.
  18. В. Воспитание Культурой и Красотой //Дошкольное воспитание. — 2002.-№ 5.-С. 9−12.
  19. В.И. О воспитании // Дошкольное воспитание. 2000. — № 6, — С. 6064.
  20. В.И., Ашикова С. Г. Программа «Семицветик» и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.: Педагогическое Общество России, 1998. — 172 с.
  21. С.Г. Век просвещенного материнства // Дошкольное воспитание.2001. № 1. — С. 9−13, 2002. — № з. с. 4−6.
  22. С.Г. Учимся у тех, кого любим //Дошкольное воспитание. 2002. -№ 8.-С. 17−27.
  23. О.Б. Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 1999. — 17 с.
  24. К.В. К проблеме определения понятия «духовность» // Сборник научных трудов. М., 1998. — 110 с.
  25. Р. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: Знание, 1979 — 175с.
  26. Н.П. Семь лекций о Живой Этике. — Новосибирск: Изд. Новосиб. Ун-та, 1991.-96 с.
  27. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. — СПб.: Грант, 1993. — 100 с.
  28. М.М. Автор и герой в эстетической деятельности //Эстетика словесного творчества. М.- 1986. 225 с.
  29. Белавина И.Г. XXI век и «златая цепь» традиций русской школы //Учитель -созидатель культуры и здоровья общества. Вып. 3. — М., 1999. — С. 38−50.
  30. ЗО.Белобородова Н. С. Формирование родиноведческих понятий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном процессе. Авт. Канд. Дис- Уфа, 1999. 18 с. 31 .Бердяев H.A. Самопознание. — М.: Книга, 1995. — 445 с.
  31. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: Просвещение, 1989.-248 с.
  32. Р. Парадоксы духовной жизни // Вестник теософии. 1992. — № 1. С. 7−14.
  33. Беседы о Вальдорфской педагогике // Дошкольное воспитание. 1993. — № 3. -С. 39−43- № 4.-С. 27−31.
  34. Беспредельность. В 2 Ч. 4.2. М.: Международный центр Рерихов, 1995. -282 с.
  35. Е.П. Теософский словарь. М.: Наука, 1994. — 569 с.
  36. Е.П. Что такое теософия? // Вестник теософии. — 1992. № 1. С. 21−41.
  37. Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — 47−58.
  38. Л.П., Коршикова Т. В. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: Методическое пособие. Вып. 4: «Сердце на ладошке». — Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. 80 с.
  39. Л.П., Наумова Л. И. Содержание и технологии культурологического образования дошкольников /Современные подходы к формированию базиса личностной культуры дошкольников. Ульяновск: УПКПРО, 2002. — 80 с.
  40. В.В., Рольник И. А. Влияние вмещающего ландшафта на душу народа // Учитель созидатель культуры и здоровья общества. — Вып. 3. — М., 1999.-С. 32−37.
  41. А. О. Творчество Н.К. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саранск, 1999. — 17 с.
  42. Е.А., Чурина Л. А. Концепция духовно-нравственного развития школьника // Классный руководитель. — 1999. № 3. — С. 31−40.
  43. В.П. Роль этнохудожественной культуры в воспитании ребенка //Учитель — созидатель культуры и здоровья общества. — Вып. 3. — М., 1999. -С.67−69.
  44. В. Мировоззрение JI.H. Толстого // Толстой JI.H. Пед. соч., изд. 2-е доп.-М.- Просвещение, 1953.-С. 3−18.
  45. Вейс Томас. Как помочь ребенку? — М.: Московский центр Вальдорфской педагогики, 1992.- 168 с.
  46. Вентцель //Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1999. — 216 с.
  47. К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1923. — С. 18.
  48. В.И. Начало и вечность жизни. М.: Советская Россия, 1989. -704 с.
  49. В.И. Труды по всеобщей истории науки — М.: Наука, 1988.-334 с.
  50. А. Видный теоретик семейного воспитания // Дошкольное воспитание. 1981. — № 3. — С. 36−39.
  51. Взаимодействие семьи и д/с в нравственном воспитании дошкольников /Под ред. Г. Г. Кравцова, Л. П. Стрелковой. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  52. Л.М. Здоровый образ жизни и национальная безопасность // Сборник научных трудов. М., 1998. — 110 с.
  53. Н.П. Православное воспитание в светской частной школе //Частная школа. 1996. — № 4. — С. 56−62.
  54. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993.-86 с.
  55. Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Академия, 1999. 167 с.
  56. Г. Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 14.
  57. Воспитание и дети: Источники роста / Под ред. A.B. Петровского. — М.: АО Аспект Тресс, 1994. — 155 с.
  58. Воспитание и образование. М.: Сфера, 1999. — 416 с.
  59. Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. — № 5. — С. 11−17.
  60. А. Этапы нравственного развития ребенка. — Волгоград: «Вестник церковной Педагогики», 2001. 134 с.
  61. Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М.: Мысль, 1997. — 107 с.
  62. Г. В. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т. 3. — М.: Наука, 1977.-С. 77−94.
  63. К. О душевной сущности ребенка-Минск: Подифакт, 1991.-59 с.
  64. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  65. Р.Д. Прорыв к творческому развитию через обретение внутренней силы // Учитель созидатель культуры и здоровья общества. — Вып. 2. -М., 1998.-С. 51−52.
  66. A.A. Тайна имени. — Минск: Технология, 1996. — 177 с.
  67. Е.М. Философско-педагогическая концепция В.В. Соловьева в контексте его философской системы «всеединства»: Автореф. дис. канд. филос. наук-М., 1998.-16 с.
  68. JI.B. Пед. условия развития образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону. 1996. -18 с.
  69. А. Диалог с читателем // Новый Акрополь. 1997. — № 2−3. — С. 85−90.
  70. Э.М. Вальдорфский д/с. М.: Изд. МПИ «Мир книги», 1992. -72 с.
  71. Д.С. Душа женщины // Новый Акрополь. 1997. — № 2−3. — С. 41−48.
  72. Д.С. Искусство и художник // Новый Акрополь. 1998. — № 3. — С. 5155.
  73. Д.С. Философия воспитание на всю жизнь// Новый Акрополь. — 1997.-№ 2−3.-С. 43−48.
  74. Даль В. И Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998.-500 с.
  75. Детство. Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста /
  76. B.И. Логинова, Т. Н. Бабаева, H.A. Ноткина и др. СПб.: Акцидент, 1995. — 288 с.
  77. Н. С. Памяти В.В. Зеньковского // Традиционная духовная и материальная культура русского старообрядчества. Новосибирск, 1992. — С.246.
  78. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.— 205 с.
  79. В.М. Ключевые аспекты духовного воспитания и образования XXI века // Учитель — созидатель культуры и здоровья общества. — Вып. 3. — М., 1999. —1. C. 5−10.
  80. Дорога к Рериху, дорога к себе: Методическое пособие. — Йошкар-Ола: Марийский Институт образования, 1999. — 72 с.
  81. Т. Защита прав и достоинства маленького ребенка // Дошкольное воспитание. 2000. — № 9. — С. 64−68.
  82. О.В. Актуальные проблемы гуманизации дошкольного образования // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. № 2. — Чебоксары, 1999. — С. 4−10.
  83. Л.А. Сказки преображения. Школа фей и волшебников // Учитель — созидатель культуры и здоровья общества. Вып.1. — М., 1997. С. 48−50.
  84. Ю.И. Явная и тайная жизнь Константина Вентцеля // Вопросы философии. 1996. — № 5. — С. 108.
  85. С.К. Национальное образование и воспитание детей и подростков в российском зарубежье (20−50 гг. XX в.) Авт. Канд. Дис. — Нижний Новгород, 2000.- 16 с.
  86. С.Н. Л.Н. Толстой и свободное воспитание // Свободное воспитание: Педагогический альманах. — Вып. 4. — М.: Смысл, 1993. — С. 11.
  87. Духовные традиции // Воспитание школьников. 1998. — № 3. — С. 6−12.
  88. Д. Школа и общество / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1923. — С. 40−41.
  89. Е.С. Формирование гуманной направленности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1996. —16 с.
  90. Живая Этика. // Антология гуманной педагогики. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. 224 с.
  91. В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 104−114.
  92. В.П., Фокин П. П. Семья у чувашей. Чебоксары, 1991. — 100 с.
  93. Д.Е. Возрождение духовности народа. Чебоксары, 1996. — 138 с.
  94. Иоанн. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Нам доверено Отечество // Советская Россия. 30.01.93 г. — № 12. — С. 3.
  95. История дошкольной педагогики / Под ред. Литвина. — М.: Просвещение, 1989.-352 с.
  96. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева. М.: «Академия», 1999. — 520 с.
  97. История педагогики: Учебник для студентов пед. институтов / H.A. Константинов, E.H. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  98. М.С. О духовном // Вопросы философии. 1985. — № 9. — С. 37−46.
  99. П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. Изд. 2-е. — СПб., 1914. — С. 184.
  100. П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Образование. — 1897. № 1.-С. 6.
  101. П.Ф. Педагогическая психология. — СПБ, 1877. С. 334−335.
  102. Каптерев. //Антология гуманной педагогики — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 224 с.
  103. O.A. Азбука благочестия. Рыбинск .- 1998. — 53 с.
  104. С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1986. 212 с.
  105. Е.С. Изменение мировоззрения есть изменение основной меры жизни // Учитель созидатель культуры и здоровья общества. — Вып. 2. — М., 1998.-С. 4−9.
  106. Е.С. От прошлого к возникающему: педагогика на переходном этапе // Учитель — созидатель культуры и здоровья общества. Вып.1. — М., 1997.-С. 11−24.
  107. А.И. Основы миропонимания новой эпохи. — Минск: ООО ВидаН, 1998.-816 с.
  108. А.И. О начальных приемах христианского воспитания //О семейном счастии и христианском воспитании. -М.: Мысль, 1997. С. 130−142.
  109. ПЗ.Княжева И. А. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1992.-18 с.
  110. М.Б. Программа этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса на факультете дошкольной педагогики и психологии // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Чебоксары, 1999. — № 2. — С. 16−20.
  111. A.C., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000. — 432 с.
  112. Я.А. Великая дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981, —С. 80−161.
  113. Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. Пампе-дия" // Коменский Я. А Избранные педагогические сочинения. В 2 Т. Т.2.- М.: Педагогика, 1982.-С. 285.
  114. Я.А. Выход из школьных лабиринтов // Коменский Я. А Избранные педагогические сочинения. В. 2 Т. Т.2. М.: Педагогика, 1982. — С. 174 192.
  115. Я.А. Материнская школа. — М.: Арио-Сервис, 1992. 64 с.
  116. Я.А. Пансофическая школа, то есть школа всеобщей мудрости // Коменский Я. А Избранные педагогические сочинения. В 2 Т. Т.2.- М.: Педагогика, 1982. -С.44−99.
  117. O.A. Художественное восприятие музыки: социокультурный аспект // Учитель — созидатель культуры и здоровья общества. — Вып. 2. — М., 1998. С. 45−47.
  118. М.В. Осознанное родительство — вселенская задача // Гуманизм и духовность в образовании. Нижний Новгород, 1999. — С.89−91.
  119. Корчак // Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амона-швили, 1998. — 224 с.
  120. Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1991. — 493 с.
  121. А., Платонов Г. Духовность и проблема воспитания // Высшее образование в России. 1989. — № 1. — С. 124−127.
  122. А. Мелодия душевной жизни ребенка //Дошкольное воспитание. — 2002. № 8. — С.91−96.
  123. Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника — М.: Просвещение, 1993—160с.
  124. Краткая философская энциклопедия — М.: Прогресс-энциклопедия, 1994. — 576 с.
  125. А.Е. Образовательная концепция В.В. Розанова: Автореф. дис. канд. филос. наук. Елец, 1999. -16 с.
  126. С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 59−65.
  127. В.И. К вопросу о духовности / Сборник научных трудов. Казань, 2000.- 140 с.
  128. Кудрявцев В. Т Дошкольное детство: культурно-исторический аспект /Универсальное и национальное в дошкольном детстве / Под ред. JI.A. Па-ромоновой М.: Центр «Дошкольное детство им. A.B. Запорожца», 1994. -117 с.
  129. В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы, стратегия развития // Дошкольное воспитание. — 1997. № 7. — С 65- № 10. — С. 114- № 12.-С. 65.
  130. В.Т., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. — 1997. № 4. — С. 64−68.
  131. Е.А. Педагогические особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. -16 с.
  132. В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Нижний Новгород, 1999. 17 с.
  133. Ю.И. Синтез науки и религии // Сознание и физическая реальность. Т. 2.- 1997.-№ 2.-С.1−14.
  134. Культура и цивилизация. М.: Международный центр Рерихов, 1994. — 155 с.
  135. Т.Ю. Культурно-историческая среда в социальном воспитании дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998. 17 с.
  136. М.А. Духовное воспитание детей через сотрудничество в театральном творчестве // Учитель созидатель культуры и здоровья общества. -Вып. 2. — М., 1998. — С. 53−58.
  137. А. О категории «Духовного» и роли искусства в развитии личности // Гуманизм и духовность в образовании. Нижний Новгород: НЛГИ, 2001. -С. 32−33.
  138. А.Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1947.- № 9. — С. 15−20.
  139. Д.А. Очерк психологии личности. — М.: Смысл, 1993. 64 с.
  140. Т.Н. Духовный опыт русской философии накануне XXI века // Сборник научных трудов. — М., 1998. — 110 с.
  141. А. Концептуальный анализ понятия «русская душа» как один из системных методов в линвокультурологии // Национально-культурный компонент в тексте и языке. Материалы II Международной научной конференции. -Минск, 1999. Ч. 2.- С.13−17.
  142. Х.А. Возможно ли спокойствие внутренне и спокойствие внешнее // Новый Акрополь. 1999. — № 2. — С. 30−34.
  143. Х.А. Вопросы о главном // Новый Акрополь. 1997. — № 1.— С. 27−42.
  144. Х.А. Предопределенность или свобода выбора? // Новый Акрополь.- 1997.-№ 1.-С. 36−42.
  145. Р.Л. Духовность и бездуховность личности //Духовность и культура.- Екатеринбург, 1994. С. 238−242.
  146. О.С. Русский космизм и современные ориентации в образовании / Стратегия дошкольного воспитания в 21 веке: проблемы и перспективы. — М.: МПГУ, 2001.-С. 71−72.
  147. .Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  148. Д.С. Духовность и бездуховность личности // Духовность и культура. Екатеринбург, 1994. — С. 15−19.
  149. А., Скребцова М. Азбука мудрости. Т. 5. М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1997.-572 с.
  150. А., Скребцова М. Искусство видеть мир. Т. 4. М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1997. —576 с.
  151. А., Скребцова М. Природа глазами души. Т. 2. — М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1997. -576 с.
  152. А.Ф. Дух // Философская энциклопедия в 6 т. Т. 2. М.: Знание, 1962. -С. 35−53.
  153. Г. В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. M., 1995. — 16 с.
  154. C.B. Проблема взаимосвязи целенаправленного обучения и самодеятельности детей в дошкольной педагогике России: Автореф. дис. канд. пед. наук. M., 1996.- 16 с.
  155. Макаренко //Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1999. — 224 с.
  156. A.C. О воспитании. М.: Педагогика, 1990. — 415 с.
  157. H.H. Гармония как ведущая идея педагогического сознания русского народа // Учитель созидатель культуры и здоровья общества. Вып.1. -М., 1997. — С.24−28.
  158. И.Ф. Это должен знать каждый // Духовная валеология. — М., 2000. 48 с.
  159. И.В. Русская культура и идея общечеловеческих ценностей // Сборник научных трудов. М., 1998. —110 с.
  160. З.А. Школа и педагогика за рубежом. — М.: Просвещение, 1983. -291 с.
  161. В.Н. В.В. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности // Педагогика. 1994. — № 4. — С. 96−98.
  162. Е.В. Канун XXI века и «прощание» с классической философией // Сборник научных трудов. М., 1998. — 110 с.
  163. А. Откровенно говоря // Наука и жизнь. 1979. — № 3. — С. 13−21.
  164. Д.В. Система интегрального образования в Индии // Синтез познавательного и прекрасного в образовании. — Спб., 2001. — С. 167−172.
  165. Н. Новые программы для детских садов // Дошкольное воспитание. 1995. -№ 8. -С.4−7.
  166. Монтессори II Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. — 224 с.
  167. О., Даведьянова Н. И.А. Сикорский: о постановке воспитания сообразно естественному ходу развития ребенка // Дошкольное воспитание. — 1983 .-№ 12.-С. 64−71.
  168. В.И. Идея духовности. Фундаментальный принцип практического мировоззрения и государственной политики нового столетия. — М. ЮОО «ИПТК „Логос“ ВОС», 2000. 180 с.
  169. На первом плане не душа ребенка, а достижение внешнего результата (К.И. Вентцель) // Народное образование. 1997. — № 10. — С.124−127.
  170. Научный архив РАО, ф. 23, on. 1, ед. хр. 1, л. 468−469.
  171. В.Н. Формирование духовных потребностей личности на основе идей И.Я. Яковлева. Чебоксары: Изд-во Русика, 1998. — 78 с.
  172. Э.К. Сущность человека и сущность образования: взгляд и взаимодействие // Гуманизм и духовность в образовании. Нижний Новгород: НЛГИ, 1999. — С.12−13.
  173. С. Л. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника // Развитие личности. 2001. — № 3−4. — С. 4−30.
  174. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике / Сост. Р. Б. Кузьмина, М. А, Капустина. Чебоксары: «Клио», 1998.-236 с.
  175. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г Нечаевой, Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1975. — 256 с.
  176. А.Б. Через сердце открываются врата Новой Эпохи // Учитель -созидатель культуры и здоровья общества. Вып.1. М., 1997. — С. 4−7.
  177. С.Д. Музыка в нашей жизни //Учитель созидатель культуры и здоровья общества. — Вып. 3. — М., 1999. — С. 70−75.
  178. С.Д. Через миропонимание к преобразованию себя и мира //Учитель — созидатель культуры и здоровья общества. Вып. 1. M., 1997. — С. 34−41.
  179. Л.Ф. Руководить нравственным воспитанием дошкольника // Дошкольное воспитание. — 1988. № 4. — С. 10−18.
  180. И.И. Учение о высшей нервной деятельности. Полн. собр. Соч. — М.: Сфера, 1951. Т. З, кн.2., С. 187−188.
  181. О.В. Историко-педагогический аспект проблемы становления дошкольного воспитания в Чувашии в XIX начала XX в. // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. — Чебоксары, 1999. — № 2. — С. 20−28.
  182. Л.Н. Гуманистические особенности педагогического процесса в отечественной дошкольной педагогике начала XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 16 с.
  183. Песталоцци //Антология гуманной педагогики.- М.: Изд. Дом Шалвы Амо-нашвили, 1998. 224 с.
  184. И.Г. Взгляды, опыты и средства, содействующие успеху приро-досообразного метода воспитания // Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения Т.2. М.: Педагогика, 1981. — 779 с.
  185. И.Г. Что дает метод уму и сердцу // Избранные педагогические сочинения. — Т.2. М.: Педагогика, 1981. — 779 с.
  186. Т.Н. Отстаивание национальной идеи. М.: Прометей, 2000. — 201 с.
  187. Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М.: Прометей, 2000. — 86 с.
  188. Н.И. Вопросы жизни // Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1985. 496 с.
  189. А.Е., Уткина B.B. О целомудрии и альтруизме // Интегральная педагогика и жизнь. 1998. — № 1. — С. 63−65.
  190. ПисьмаЕ.И. Рерих, 1929−1938. В 2 т.-Минск: Прамеб, 1992.-444 с.
  191. Платон //Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амона-швили, 2000. — 224 с.
  192. Платон. Государство. Соч.: В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1971. — С. 49−57.
  193. А. Д.И. Писарев о значении воспитания // Дошкольное воспитание. — 1980. № 12.-С. 41.
  194. И.В. Проблема целостного представления об окружающем мире в начальном образовании // Учитель — созидатель культуры и здоровья общества. Вып. 3. — М., 1999. — С. 10−15.
  195. Программа воспитания ребенка-дошкольника. Чебоксары: Чуваш, книж. изд-во, 1995.-231 с.
  196. Л.А. Значение понимания математики и преподавания математики в духовном преобразовании современного человека // Гуманизм и духовность в образовании. Нижний Новгород: НЛГИ, 1999. — С. 12−13.
  197. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. A.B. Запорожца и Д. Б. Эльконина. -М.: Сфера, 1965.- 282 с.
  198. Психология. Словарь / Под общ. Ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  199. З.И. Историзм как методологический принцип педагогики // Совет-екая педагогика. 1985. — № 10. — С.З.
  200. A.A. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 1995. — 236 с.
  201. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B. Запорожца, Я. З. Неверович. — М.: Педагогика, 1986. -164 с.
  202. Н.К. О вечном.-М.: Республика, 1994.-462 с.
  203. Н.К. Об искусстве / Избранное. — М.: Правда, 1990. —527 с.
  204. И.Н. Цивилизация нового типа (религиозно-философский контекст) // Сборник научных трудов. М., 1998. — 110 с.
  205. Рубинштейн C. J1. О воспитании привычек у детей. — М.: Ин-т практ. психологии, 1996.-40 с.
  206. C.JI. Проблемы общей психологии. — М.: Просвещение — 1976. — 175 с.
  207. Р.Я. Искусство творить взаимоотношения // Мир огненный. — 1994.- № 3. -С. 64−74.
  208. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Республика, 1995.-400 с.
  209. .Ж. Пед. соч. в 2 т. Т. 2. / Под ред. Г. Н. Джибландзе. М.: Педагогика, 1981.-996 с.
  210. .Ж. Эмиль, или о воспитании. М.: Тихомиров, 1911. — 756 с.
  211. Н. Восстановим непреходящие ценности //Дошкольное воспитание.2000. -№ З.-С. 155−156.
  212. В.В. Одухотворенное образование и возрождение личности // Гуманизм и духовность в образовании. Нижний Новгород, 1999. — С. 3−5.
  213. JI.A. Формирование духовной культуры старшеклассников на семейных традициях русских крестьян Пермского Прикамья.: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998. 17 с.
  214. Н.Е. Проблема человека в Агни-Иоге: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1994.- 16 с.
  215. И.Б. Полихудожественный подход в воспитании дошкольников // Учитель созидатель культуры и здоровья общества. — Вып. 2. — М., 1998. -С. 61−64.
  216. Е. Есть ли в мире счастье? // Новый Акрополь. — 1998. № 3. — С. 4346.
  217. Е. Загадочный мир Парацельса // Новый Акрополь. 1998. — № 1. — С. 19−24.
  218. Е. И снова про любовь // Новый Акрополь.- 1998. № 2. — С. 48−54.
  219. Е. О постоянстве в усилиях или о необходимости обрести свой ритм // Новый Акрополь. 1999. — № 2. — С. 39−45.
  220. И.А. Воспитание в возрасте раннего детства М., 1983. — С.32−38.
  221. П.В. Неосознаваемое психическое: подсознание и сверхсознание // Природа. 1983. — № 3. — С. 24−31.
  222. П.В., Вяземский Ю. П., Ершов П. М. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1989.-350 с.
  223. В.И. Реальность субъективного духа // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. — 480 с.
  224. Е. Истоки отзывчивости //Дошкольное воспитание. — 2002. № 1.- С. 65−70.1 ' 238. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1632 с.
  225. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-511с.
  226. Современные концепции человековедения // Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах Чебоксары, 1995.-327 с.
  227. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия //Соловьев B.C. Собр. соч.: в 2 т. Т. 1 М.: Правда, 1988.-С. 153−172.
  228. B.C. Философский словарь / Сост. В. Г Белов. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-463 с.
  229. Д.Г. Гуманистическая психология и М. Монтессори. — М. — 1992. — 69 с.
  230. Г. Эмпатия у дошкольников / Универсальное и национальное в дошкольном детстве. / Под ред. JI.A. Паромоновой — М.: Центр «Дошкольноедетство им. A.B. Запорожца», 1994. — С.100−110.
  231. Социальная стратификация в человеческом измерении //Философская и социологическая мысль. 1992. — № 2. — С. 17−24.
  232. H.A. Духовная культура учителя и современность // Учитель — созидатель культуры и здоровья общества. Вып.1. М., 1997. — С. 29−33.
  233. H.A. Духовная культура учителя и практическая педагогика // ^ Учитель — созидатель культуры и здоровья общества. Вып. 2. — М., 1998.1. С. 11−19.
  234. Стеблин-Коменский М. И. Миф. М.: Наука, 1976. — 104 с.
  235. Стратегия дошкольного воспитания в 21 веке: проблемы и перспективы. — М.: МПГУ, 2001.-395 с.
  236. Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников в семье и группе д/с. М.: Педагогика, 1988. — 181 с. i 251. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  237. К.Е. Теория и практика космического воспитания в педагоги-^ ческой системе М. Монтессори: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1999.18 с.
  238. В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. — 239 с.
  239. В.А. Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980. — 175 с.
  240. В.А. Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1971. — 336 с.
  241. В.А. Стать человеком // Комсомольская правда. 1970.- 7 окт. -С.З.
  242. Сухомлинский // Антология гуманной педагогики. — М.: Издател. Дом Амонашвили. М., 1997. — 224 с.
  243. В.В. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1974. -271 с.
  244. О.В. Роль православной культуры в воспитании миролюбия у детей дошкольного возраста / Стратегия дошкольного воспитания в 21 веке: проблемы и перспективы. -М.: МПГУ, 2001. С. 68−69.
  245. И. Скажи нам о любви// Новый Акрополь. 1999. — № 2. — С. 35−37.
  246. Тейяр де Шарден. О счастье // Человек. 1991. — № 2. — С. 108−115.
  247. А.И. Структура нравственного сознания-М.: Мысль, 1974.-278 с.
  248. Т.М. Психологические факторы, влияющие на эмоциональное отношение дошкольников к моральным нормам // Отношения между сверстниками в группе д/с / Под ред. Т. А. Репиной. М.: Просвещение, 1978. — С. 7583.
  249. А.Ю. Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. пед. Наук М., 1999- 17 с.
  250. Л.Н. // Антология гуманной педагогики. — М.: Изд. Дом Шалвы Амо-нашвили, 1996.-224 с.
  251. Л.Н. Беседы с детьми по нравственным вопросам // Толстой Л. Н. -М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 224 с.
  252. Л.Н. Путь жизни. — М.: Республика, 1993. 431 с.
  253. Л.Н. Учение Христа, изложенное для детей. — Горький: РИО ГОКЗ, 1990.-48 с.
  254. Узнадзе //Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 224 с.
  255. Учебник добрых знаний / Под ред. Л. Боярышниковой. Часть 1.- Томск: Знамя Мира, 1997.-270 с.
  256. Учебник добрых знаний / Под ред. Л. Боярышниковой. Часть 2. — Томск: Знамя Мира, 1997. 240 с.
  257. Учение Живой Этики. Озарение. Самара: Агни, 1992.- 98 с.
  258. Учение Живой Этики. Беспредельность. В 2 Ч. Часть 1. — М.: Международный Центр Рерихов, 1995. 256 с.
  259. Учение Живой Этики. Мир огненный. Т.2. — Самара: Агни, 1992. — 96 с.
  260. Ушинский //Антология гуманной педагогики. — М.: Изд. Дом Шалвы Амона-швили, 1998. — 224 с.
  261. К.Д. Детский мир в картинках // Собрание сочинений В 11 -ти Т. Т. 4. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 679 с.
  262. К.Д. Материалы к третьему тому педагогической антропологии / Архив Ушинского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 534 с.
  263. В.Г. Цена прогресса. — М.: Знание, 1988. 63 с.
  264. Т., Шитякова Н. О программе духовно-нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1999. № 6. — С. 7−11.
  265. Г. И., Черенкова C.B. Тенденции развития теории и практики воспитания // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 33−37.
  266. Философский словарь. М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  267. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  268. Ф. Воспитание человека//Избранные сочинения Фридриха Фребеля. -T. 1.-М., 1906.-С. 128−145.
  269. Фромм //Антология гуманной педагогики. -М.: Изд. Дом Шалвы Амонашви-ли, 2000. 224 с.
  270. Е.С. К проблеме воспитания культуры милосердия у подрастающего поколения // Сборник научных трудов. М., 1998. — 110 с.
  271. JI. Диалог в образовании и религии // Народное образование. — 1999.-№ 9.-С. 45−49.
  272. Христианское воспитание детей. — М.: Полигран, 1905. — 70 с.
  273. Цой K.M. Применение законов бытия в преподавании теоретической механики // Учитель созидатель культуры и здоровья общества. — Вып. 3. — М., 1999.-С. 30−31.
  274. Н.И. Формирование опыта и привычек гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед наук. — Брянск, 1994. 16 с.
  275. М.Н. Культурные основы воспитания // Синтез познавательного и прекрасного в образовании. — СПб., 2001. С. 7−14.
  276. Н. Увидеть Буратино // Новый Акрополь. 1997. — № 1.— С. 59−64.
  277. Н.Л. Духовно-нравственный мир Библии: методические рекомендации. Орел, 1997. — 43 с.
  278. В.Д. Духовность и творчество // Психологическая газета. № 1 (40).-1999.- С. 17−19.
  279. В.Д. Происхождение человечности. — М.: Логос, 2001. — 295 с.
  280. И.В. Духовные ценности в жизни общества: перспективы философского осмысления // Философская и социологическая мысль. — 1992. № 5.-С. 23−29.
  281. Г. И. Психофизические феномены и теория физического вакуума // Учитель — созидатель культуры и здоровья общества. Вып.1. М., 1997. — С. 69−76.
  282. Е.Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1992.-17 с.
  283. Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной культуры // Дошкольное воспитание. 1994. — № 2. — С. 16−19.
  284. И.Ф. Направляющая роль семьи в воспитании ребенка //Учитель -созидатель культуры и здоровья общества. Вып. 3. — М., 1999. — С. 56−60.
  285. Эзотерический словарь. В 2 т. Т.1. — М.: Наука, 1993. 326 с.
  286. М.Н. Поступок и происшествие. К теории судьбы // Вопросы философии. 2000. — № 9.
  287. Эстетика. Словарь /Под ред. А. А. Беляева и др.- М.: Политиздат, 1987.-447 с.
  288. Е.В. Опыт индийских школ имени Ауробиндо Гхоша. //Учитель — созидатель культуры и здоровья общества. Вып. 3. — М., 1999. — С. 121−127.
  289. Юнг К. Г Психологические типы. — М.: Алфавит, 1992 104 с.
  290. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 290 с.
  291. Юнг К. Г. Проблемы нашего времени. М.: Прогресс, 1993. — 329 с.
  292. И.Я. Духовное завещание. Чебоксары, 1992. — 30 с.
  293. О.Г. Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Якутск, 1998. — 16 с.
Заполнить форму текущей работой