Формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников при изучении географии родного края
Диссертация
Реального проблемного подхода в курс «Социально-географическое краеведение» связано с его ориентацией на становление нравственной культуры старшеклассника. Изучение раздела «Социальная экология» предусматривало постановку учебной задачи: «Выяснить, существует ли зависимость состояния окружающей среды и здоровья человека от общей культуры людей». На первоначальном этапе решения проблемы… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ РОДНОГО КРАЯ
- 1. 1. Педагогические предпосылки развития географического краеведения
- 1. 2. Географическое краеведение как элемент культуры в образовательном процессе
- 1. 3. Содержание и сущность ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам родного края
- 1. 4. Критерии и уровни сформированности ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам родного края
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ РОДНОГО КРАЯ
- 2. 1. Организация краеведческого поиска в процессе изучения географии родного края
- 2. 2. Влияние краеведческой деятельности на формирование ценностно-смысловых отношений старшеклассников к природе и социальным объектам родного края
- 2. 3. Педагогические условия эффективности формирования ценностно-смысловых отношений при изучении географии родного края
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни Текст. / К.А. Абульханова-Славская. — СПб.: АЛЕТЕЙА, 2001. — 304 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. -М: Наука, 1980. 335 с.
- Александрова, Е.Н. Влияние содержания географического образования на формирование ценностных ориентаций старших подростков Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. Н. Александрова. Петрозаводск, 1999. — 172 с.
- Алексеев, Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики Текст. / Н. И. Алексеев. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.- М.- Харьков- Минск: ПИТЕР, 2001. — 272 с.
- Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей Текст. / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. М.: Просвещение. 1964. — 304 с.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во казанского ун-та, 1988.-238 с.
- Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление Текст. / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1988. — 253 с.
- Анциферов, Н.П. Краеведение как историко-культурное явление Текст. / Н. П. Анциферов // Краеведение. 1927. -№ 3. — С. 83−86.
- Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения Текст. / М. Н. Аплетаев. Омск: ОмГПУ, 1998. — 256 с.
- Арнаутов, Г. Ю. Краеведческие экскурсии эффективное средство профориентационной направленности обучения школьников Текст. / Г. Ю. Арнаутов // География в школе. — 1992. — № 4−5. — С. 29−30.
- Архангельский, J1.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности Текст. / Л. М. Архангельский. М.: Знание, 1978. — 64 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1990.-367 с.
- Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей Текст. / Н. А. Асташова. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 272 с.
- Атласова, Е.М. Краеведческая работа как средство приобщения учащихся подростков школ народов Севера к национальной культуре Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. М. Атласова. Красноярск, 1991.- 163 с.
- Бабишин, С.Д. Краеведение как средство связи школы с жизнью и подготовки учащихся к труду Текст. / С. Д. Бабишин. М.: Педагогика, 1963.-311 с.
- Бабосов, Е.М. Нравственная культура личности Текст. / Е. М. Бабосов.- Мн.: Наука и техника, 1985. 184 с.
- Баранский, Н.Н. Методика преподавания экономической географии Текст. / Н. Н. Баранский. М.: Просвещение, 1990. — 303 с.
- Батурина, Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях Текст. / Г. И. Батурина. М.: Народное образование, 2002.- 112 с.
- Бахтин, М.М. Человек в мире слова Текст. / М. М. Бахтин. М.: Изд-во Рос. Открытого ун-та, 1995. — 139 с.
- Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества Текст. / Н. А. Бердяев // Приложение к журналу «Вопросы философии». М.: Правда, 1989.-607 с.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст.: [пер. с англ.] / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986. — 424 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст.
- В.П. Беспалько. -М: Педагогика, 1989. 192 с.
- Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность Текст. / B.C. Библер. М.: Знание, 1990. — 64 с.
- Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век Текст. / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
- Бим-Бад, Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком Текст. / Б.М. Бим-Бад // Педагогика. 1996. -№ 5. — С. 3−9.
- Блюмкин, В.А. Нравственное воспитание (философско-этические основы) Текст. / В. А. Блюмкин, Т. Н. Гумницкий, Т. В. Цырлина. Воронеж: ВГУ, 1990.- 141 с.
- Богданов, Е.Н. Нравственные чувства: содержание и функции Текст. / Е. Н. Богданов // Советская педагогика. 1986. -№ 4. — С. 41−45.
- Богданова, О.С. Исследовательская деятельность педагога актуальная задача современной школы Текст. / О. С. Богданова, С. В. Черенкова // Изучение эффективности процесса нравственного воспитания старшеклассников. — М.: АПН СССР, 1985. — С. 3−22.
- Богданова, О.С. Нравственное воспитание старшеклассников Текст. / О. С. Богданова, С. В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
- Бодалев, А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения Текст. / А. А. Бодалев // Советская педагогика. 1990 — № 12. -С. 65−68.
- Бодалев, А.А. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания Текст. / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. 1979. — № 5.
- Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей Текст. / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова // Вопросы психологии 1975. — № 1. -С. 80−89.
- Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории Текст. / Н. И. Болдырев. М.: Педагогика. 1979. — 224 с.
- Бондаревская, Е. В. Опыт выявления уровня воспитанности учащихся
- Текст. / Е. В. Бондаревская // Советская педагогика. 1965. — № 4. -С. 122−131.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. — 352 с.
- Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
- Бородавкин, С.В. Смысл как системообразующее понятие культуры Текст. / С. В. Бородавкин // Человек. 2002. — № 4. — С. 93−97.
- Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности: Психологическое исследование Текст. / Б. С. Братусь. М.: Знание, 1985. — 64 с.
- Брушлинский, А.В. Психология субъекта Текст. / А. В. Брушлинский. СПб.: Алетейя, 2003. — 268 с.
- Буданов, В. Краеведение и географические экскурсии Текст. / В. Буданов // Педагогическая мысль. 1923. — № 5. — С. 14−21.
- Буева, Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры Текст. / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 3−9.
- Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение Текст. / Л. П. Буева. -М.: Мысль, 1978.-216 с.
- Бурдейный, П.А. Формирование нравственных отношений старшеклассников в процессе краеведческой деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / П. А. Бурдейный. Винница, 1968. — 274 с.
- Быстрова, А.Я. Система краеведческой работы в курсе географии СССР Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Я. Быстрова. Благовещенск, 1969.-260 с.
- Валицкая, А.П. Философские основания современной парадигмы образования Текст. / А. П. Валицкая // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−19.
- Валицкая, А.П. Культуротворческая школа: Концепция и модель образовательного процесса Текст. / А. П. Валицкая // Педагогика. 1998. -№ 4.-С. 12−18.
- Васильева, З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности Текст.: научно-методическое пособие / З. И. Васильева. Л.: 1973.-30 с.
- Васильев, С.В. Формирование образа территории в школьном краеведении Текст. / С. В. Васильев, Г. А. Кононова // География в школе. № 6. — 1995. — С. 54−57.
- Вейт, М.А. Взаимосвязь видов деятельности в процессе подготовки учителя Текст. / М. А. Вейт, Т. И. Веберг, П. Г. Бугаков // Педагогические и медико-биологические проблемы развития, воспитания и обучения учащихся. Липецк: ЛГПИ, 1998. — С. 2−6.
- Вентцель, Е.С. Теория вероятностей Текст. / Е. С. Вентцель. М.: Наука, 1969.-576 с.
- Вессель, Н.Х. Местный элемент в обучении Текст. / Н. Х. Вессель // Учитель. 1862. — № 17.- С. 839−846.
- Винокурова, С.П. Личность в системе нравственных отношений Текст. / С.П. Винокурова- под ред. И. И. Жбанковой. Мн.: Наука и техника, 1988.- 110 с.
- Водзинский, Д.И. Педагогические основы системы нравственного воспитания старшеклассников Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук / Д. И. Водзинский. М., 1970. — 24 с.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии Текст. / под ред. Е. Н. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 207 с.
- Воспитательный процесс: Изучение эффективности Текст.: методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. М.: Творческий центр «Сфера», 2000.- 121 с.
- Вульфов, Б.З. Школа и социальная среда: взаимодействие Текст. / Б. З. Вульфов, В. Д. Семенов. М.: Знание. 1981. — 95 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-пресс. 1996. — 533 с.
- Гаврилова, Н.Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Гаврилова. -СПб., 1999.- 195 с.
- Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования № 2. М., Инноватор, 1995. — С. 16−46.
- Газман, О.С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки Текст. / О. С. Газман // География в школе. 1997. — № 4. — С. 48−58.
- Гейнике, Н.А. Книга краеведа Текст. / Н. А. Гейнике. М.: Работник просвещения, 1927. — 140 с.
- Гер дер, И. Г. Идеи к философии истории человечества Текст. / И. Г. Гердер. -М.: Наука, 1977. 703 с.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен. М.: «Школа — Пресс», 1995. — 447 с.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема Текст. / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1988. — № 2. -С. 19−26.
- Гревс, И.М. Краеведение в школе: предмет, направление, пути Текст. / И. М. Гревс // Методы индивидуализирующего труда / под ред. М. М. Рубинштейна. М.: ГПЗ, 1925. — С. 25−59.
- Грибоедова, Т.П. Нравственное развитие личности школьника: подход к диагностике Текст. / Т. П. Грибоедова. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2001.-64 с.
- Григорьев, Д.В. Социокультурное самоопределение подростка Текст. / Д. В. Григорьев // Педагогика. 2000. — № 7. — С. 42−47.
- Гришин, Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников Текст.: автореф.дис.. докт. пед. наук / Д. М. Гришин. М., 1979. — 28 с.
- Гумницкий, Г. М. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности Текст. / Г. М. Гумницкий. М.: Знание, 1983. — 64 с.
- Гурин, В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников Текст. / В. Е. Гурин. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1986. — 240 с.
- Даринский, А.В. Методика преподавания географии Текст.: учебное пособие для географических специальностей пед. ин-тов / А. В. Даринский. М.: Просвещение, 1975. — 368 с.
- Даринский, А.В. Региональный компонент содержания образования Текст. / А. В. Даринский // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 37−42.
- Даринский, А.В. Урок географии в средней школе Текст. / А. В. Даринский. М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Дерябо, С.Д. Гроссмейстер общения Текст.: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. М.: Academia: Смысл, 1996. — 192 с.
- Донцов, А.И. О ценностных отношениях личности Текст. / А. И. Донцов // Советская педагогика. 1974. — № 5. — С. 67−76.
- Дулов, А.И. Основы нравственного воспитания школьников в процессе обучения Текст. / А. И. Дулов. Красноярск, 1975. — 68 с.
- Душина, И.В. Методика преподавания географии Текст. / И.В. Души-на, Г. А. Понурова. М.: Изд-во «Московский лицей», 1996. — 192 с.
- Ефременко, Н.В. К вопросу об учете результатов воспитания Текст. / Н. В. Ефременко // Советская педагогика. 1970. — № 5. — С. 57−63.
- Журавлев, И.К. Совершенствование методов обучения условие повышения эффективности урока Текст.: методическое пособие / И. К. Журавлев. — М.: Б.и., 1982. — 84 с.
- Журавлев, И.К. Урок в современной школе Текст.: методическое пособие / И. К. Журавлев. М.: Б.и., 1987. — 95 с.
- Зинченко, В.П. Образ и деятельность Текст. / В. П. Зинченко. М.: ИПП- Воронеж, МОДЭК, 1997. — 608 с.
- Злобин, Н.С. Культура и общественный прогресс Текст. / Н. С. Злобин. -М.: Наука, 1980.-303 с.
- Зосимовский, А.В. Критерии нравственной воспитанности Текст. / А. В. Зосимовский // Педагогика. 1992. -№ 11/12. — С. 22−26.
- Зосимовский, А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте Текст. / А. В. Зосимовский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 343 с.
- Иванов, П.В. Краеведение в системе учебной и воспитательной работы средней общеобразовательной школы Текст.: дис.. докт. пед. наук / П. В. Иванов. Петрозаводск, 1967.
- Иванов, П.В. Основы школьного краеведения Текст. / П. В. Иванов. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1977. — 108 с.
- Исаев, Е.И. Формирование ценностно-смыслового отношения к психологии у будущих педагогов Текст. / Е. И. Исаев, С. В. Пазухина // Вопросы психологии. 2004. — № 5. — С. 3−11.
- Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации Текст.: автореф. дис.. докт. пед. наук / В. В. Игнатова. Челябинск, 2000.-28 с.
- Ильина, В.А. Нравственное воспитание учащихся Текст. / В. А. Ильина. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958. — 72 с.
- Исаченко, А.Г. География в современном мире Текст.: книга для учителя / А. Г. Исаченко. М.: Просвещение, 1998. — 160 с.
- Ищук, Г. Н. Школьное краеведение как фактор социализации учащихся Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Ищук. СПб., 2000. — 24 с.
- К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности Текст.: сб. науч. работ / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина- под ред. B.C. Мухиной.-М.: МГПИ, 1979.- 101 с.
- Каган, М.С. О духовном (опыт категориального анализа) Текст. / М. С. Каган // Вопросы философии. 1985. -№ 9. — С. 10.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Кант, И. Сочинения Текст.: в 6 т. / И. Кант- под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. М.: Мысль, 1965. — 478 с.
- Кармин, А.С. Культурология. Культура социальных отношений Текст. / А. С. Кармин. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. — 128 с.
- Катович, Н.К. Идейно-нравственное воспитание школьников-подростков в краеведческой деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. К. Катович. Минск, 1988. — 190 с.
- Кириллова, С.А. Школьное краеведение и его роль в осуществлении политехнического обучения в преподавании географии СССР (по материалам КАССР) Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. А. Кириллова. М., 1955.-367 с.
- Кирилова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников Текст. / Н. А. Кирилова // Вопросы психологии. 2000. — № 4. — С. 29−37.
- Кирьякова, А.В. ориентация школьников на социально значимые ценности (Теория и диагностика) Текст. / А. В. Кирьякова. Л.: ЛГПИ, 1991.-84 с.
- Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда Текст. / Г. А. Ковалев// Вопросы психологии. 1993.-№ 1.-С. 13−23.
- Козловский, В.П. Культурный смысл: генезис и функции Текст. / В. П. Козловский / АН УССР, ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1990.- 126 с.
- Колесникова, И.А. Воспитание человеческих качеств Текст. / И. А. Колесникова // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 56−62.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
- Кондаков, В.А. Краеведческий принцип в преподавании географии Текст. / В. А. Кондаков. М.: Известия АПН РСФСР. Вып. 24. — 1950. -С. 93−123.
- Краевский, В.В. Содержание образования: вперед к прошлому Текст. / В. В. Краевский. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 36 с.
- Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике Текст. / Ю. И. Кривов // Педагогика. 2003. — № 2. — С. 11−21.
- Кривошапкина, О.М. Система геоэкологического краеведения в курсе географии средней школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. М. Кривошапкина. М., 1997. — 319 с.
- Крупская, Н.К. О воспитательной работе Текст. / Н. К. Крупская // Пед. сочинения. М.: АПН РСФСР, 1959, т. 3. — С. 672−676.
- Крылова, Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования Текст. / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования № 4. М.: ИННОВАТОР, 1996.-С. 132−152.
- Крылова, Н.Б. Культурология образования Текст. / Н. Б. Крылова. М., Народное образование, 2000. — 272 с.
- Крылова, Н.Б. Социокультурный контекст образования Текст. / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования № 2. М.: ИННОВАТОР, 1995.-С. 67−102.
- Кудрявцев, Л.Д. Современное общество и нравственность Текст. / Л.Д. Кудрявцев- РАН. М.: Наука, 2000. — 64 с.
- Кузнецов, Г. А. Нравственно-правовое воспитание подростков Текст. / Г. А. Кузнецов. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. — 120 с.
- Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию Текст. / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. — 192 с.
- Культура и развитие человека Текст.: Очерк философско-мето-дологической проблемы / В. П. Иванов [и др.]- Ан УССР, Ин-т философии. Киев: Наук. Думка. 1989. — 319 с.
- Культура, человек и картина мира Текст. / отв. ред. А. И. Арнольдов, В.А. Кругликов- АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1987. — 349 с.
- Лапина, Т.С. Этика социальной активности личности Текст. / Т. С. Лапина. М.: Высшая школа, 1974. — 117 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика Текст.: курс лекций / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.
- Лысенко, А. Географическое краеведение Текст. / А. Лысенко. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1969. — 80 с.
- Максаковский, В.П. Географическая культура Текст. / В.П. Максаков-ский. М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 1998. — 416 с.
- Максаковский, В.П. Территориальный и комплексный подходы в школьной географии Текст. / В. П. Максаковский // География в школе. 1998.-№ 6.-С. 46−51.
- Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе Текст. / Л. И. Маленкова. М.: Пед. о-во России: НООСФЕРА, 1999. — 300 с.
- Мальковская, Т.Н. Социальная активность старшеклассников Текст. / Т. Н. Мальковская. М.: Педагогика, 1988. — 139 с.
- Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ Текст. / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
- Маркс, К. Из ранних произведений Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс.- М: Госполитиздат, 1956. 347 с.
- Матрусов, И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии Текст. / И. С. Матрусов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.- 151 с.
- Махинько, JI.H. Системно-культурологический основы школьного краеведения Текст.: дис.. канд. пед. наук / JI.H. Махинько. СПб., 1999.- 172 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Методика преподавания региональной географии в школе Текст.: учебное пособие для учителей / М. А. Никонова, О. А. Бахчиева, И. В. Душина и др. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2003. — 188 с.
- Мешечко, Е.Н. Географическое краеведение Текст.: учебное пособие для пед. ин-тов/ Е. Н. Мешечко. Мн.: Высшая школа, 1986. — 144 с.
- Мильков, Ф.Н. Географическое краеведение как элемент культуры Текст. / Ф. Н. Мильков // Изв. РГО. 1995. — Т. 127, вып. 3. — С. 43−49.
- Мильков, Ф.Н. Географическое краеведение, его содержание, классификация, задачи Текст. / Ф. Н. Мильков // Воронежское краеведение: опыт и перспективы развития. Матер. 3-й обл. науч.-практ. конф. Воронеж, 1991.-С. 161−164.
- Монахов, Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: опыт экспериментального исследования Текст. / Н. И. Монахов.- М.: Педагогика, 1981. 144 с.
- Моносзон, Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников Текст. / Э. И. Моносзон. М.: Педагогика, 1978. -200 с.
- Морозова, Г. А. Влияние краеведения на личность ученика Текст. / Г. А. Морозова // География в школе. 1997. — № 4. — С. 24−30.
- Мудрик, А.В. О воспитании старшеклассников Текст. / А. В. Мудрик.- М.: Просвещение, 1981, 176 с.
- Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии Текст. / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии. № 5. — 1957. — С. 142 154.
- Николина, В.В. Ценностный компонент содержания географического образования как фактор развития культуры школьников Текст. / В. В. Николина // География в школе. 1995. — № 5. — С. 48−50.
- Новичков, В.Б. Концепция регионального учебного курса Текст. / В. Б. Новичков // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 8−14.
- Новые взгляды на географическое образование Текст.: [пер. с англ.] / под ред. В. П. Максаковского и JI.M. Панчешниковой. М.: Прогресс, 1986.-463 с.
- Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / И. М. Осмоловская.- М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1998. 160 с.
- Перминова, JI.M. Содержание образования с позиции самоидентификации личности Текст. / JI.M. Перминова // Педагогика. 1997. — № 3. -С. 36−39.
- Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Пушкина, Т.Ф. Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Ф. Пушкина. Воронеж, 2000. — 148 с.
- Ромас, Н.И. Краеведение как средство воспитания общественной активности старшего школьника Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. И. Ромас. М, 1969. — 342 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: ЗАО Изд-во «Питер», 1999. — 720 с.
- Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности Текст. / Л.И. Ру-винский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 184 с.
- Рувинский, Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников Текст. / Л. И. Рувинский. М.: Педагогика, 1981.- 128 с.
- Саушкин, Ю.Г. Связь преподавания географии в школе с жизнью Текст. / Ю. Г. Саушкин // География в школе. 1958. -№ 6. — С. 22−27.
- Сафиуллин, А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе Текст.: пособие для учителей / А. З. Сафиуллин. М.: Просвещение. 1979.-127 с.
- Сафиуллин, А.З. Краеведение и краеведческий подход в преподавании экономической географии СССР в средней школе Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. З. Сафиуллин. М., 1963.
- Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание Текст. / И.Ф. Свадков-ский. М., Педагогика, 1977. — 144 с. -
- Семенов, В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды Текст. / В. Д. Семенов. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
- Семенов, Д.Д. Избранные педагогические сочинения Текст. / Д. Д. Семенов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — 400 с.
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии Текст. /В.В. Сериков. М.: Педагогика, 1990. — 191 с.
- Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии Текст. / В. В. Сериков, В. И. Данильчук, В. М. Симонов. Волгоград: Перемена, 2000. — 147 с.
- Сивков, К.В. Краеведение, как метод и как предмет преподавания Текст. / К. В. Сивков // Педагогическая мысль. 1924. — № 4−5. — С. 43−48.
- Сиземская, И.Н. Проблемы современного воспитания в философском контексте Текст. / И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова // Педагогика. 1998,-№ 7.-С. 14−20.
- Синицина, Г. П. Нравственная деятельность старших подростков в процессе обучения Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. П. Синицина.-Омск, 1996.-22 с.
- Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры Текст. / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ № 7. М.: ИННОВАТОР, 1997.-С. 177−184.
- Смирнов, В.И. Краеведение как средство нравственного воспитания учащихся старших классов средней школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. И. Смирнов. М., 1965. — 263 с.
- Соколов, Э.В. Культурология: очерки теории культуры Текст. /Э.В. Соколов. -М.: Интерфакс, 1994.-271 с.
- Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество Текст.: [пер. с англ.] / П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
- Строев, К.Ф. Краеведение Текст.: учебное пособие / К. Ф. Строев. М.: Просвещение, 1967. — 144 с.
- Сундукова, Т.В. Региональный компонент в преподавании географии Текст. / Т. В. Сундукова // География в школе. 1997. — № 7. — С. 19−21.
- Суслова, Т.Д. Педагогическая целесообразность художественно-эстетического образования учителя школы Текст. / Т. Д. Суслова // Межрегиональный сборник научных трудов. Липецк, 2005. — С. 3−9.
- Тарасов, С.В. Школьник в современной образовательной среде Текст. / С. В. Тарасов. СПб: Образование-Культура, 2000. — 144 с.
- Тугаринов, В.П. Избранные философские труды Текст. / В. П. Тугаринов. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. — 344 с.
- Ухтомский, А.А. Избр. труды Текст. / А. А. Ухтомский. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1978. — 358 с.
- Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения Текст.: в 6 т. / К.Д. Ушин-ский- АПН СССР. М.: Педагогика, 1988.
- Фельдштейн, Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1981.- № 6. С. 36−46.
- Философия культуры. Становление и развитие Текст. / под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского. СПб.: Изд-во «Лань», 1998.-448 с.
- Формирование ценностных ориентаций школьников Текст. / под ред. В. Г. Воронцовой, А. К. Колеченко. СПб: СПбГУПМ, 1998. — 104 с.
- Франк, С.Л. Смысл жизни Текст. / С. Л. Франк // Вопросы философии.- 1990. -№ 6.-С. 68−131.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М. Прогресс, 1990.-366 с.
- Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания Текст. / И. Ф. Харламов. Минск, Изд-во БГУ, 1972. — 364 с.
- Хомяков, В.Г. Краеведческий материал как способ стимулирования интереса в обучении географии Текст. / В. Г. Хомяков // География в школе. 1997. — № 6. — С. 60−62.
- Хьелл, Л. Теории личности Текст.: [пер. с англ.] / Л. Хьелл, Д. Зиглер.- СПб.: Питер-Пресс. 1997. 608 с.
- Целикова, О.П. Нравственная целостность личности Текст. / О.П. Це-ликова.-М.: Наука, 1983.- 158 с.
- Шадриков, В.Д. Происхождение человечности Текст. / В.Д. Шадри-ков. М.: Логос, 1999. — 200 с.
- Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
- Швейцер, А. Благоговение перед жизнью Текст. / А. Швейцер. М., 1992.-573 с.
- Шелер, М. Избранные произведения Текст. / М. Шелер. М.: Гнозис, 1994.-413 с.
- Шендрик, И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование Текст. / И. Г. Шендрик. -М.: АПКиПРО, 2003. 156 с.
- Шилова, М.И. Мониторинг процесса воспитания школьника Текст. / М. И. Шилова // Педагогика. 2001. — № 5. — С. 40−45.
- Шилова, М.И. Учителю о воспитанности школьников Текст. / М. И. Шилова. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Шмидт, С. Слово о пользе краеведения Текст. / С. Шмидт // Учитель.- 1997,-№ 2.-С. 13.
- Щенев, В.А. География своей области как региональный курс Текст. / В. А. Щенев // География в школе. 1998. — № 5. — С. 59−64.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Щукина, Г. И. Социально-педагогические приоритеты современности Текст./Г.И. Щукина//Педагогика. 1991,-№ 1.-С. 50−53.
- Щуркова, Н.Е. Новое воспитание Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
- Эльдаров, М.М. Школьное краеведение и нравственное воспитание учащихся Текст. / М. М. Эльдаров. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. -91 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д.Б. Эль-конин- под ред. В. В. Давыдова, В.П. Зинченко- АПН СССР. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
- Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания Текст.: книга для учителя / М. Г. Яновская. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
- Taylor, R.B. Human Territorial Functioning Text. / R.B. Taylor. Cambridge, 1988.-P. 6, 88, 102−104.