Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация и осуществление правового контроля в системе управления органами внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Систему правового контроля, осуществляемого в органах внутренних дел, образуют: а) объекты, которыми являются все службы и подразделения органов внутренних дел, а также служебная деятельность их сотрудниковб) субъекты — руководители органов (подразделений) внутренних дел, вышестоящие органы (подразделения) в отношении нижестоящих по соответствующим направлениям служебной деятельности, а также… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.С.З
  • Глава 1. Теоретические основы исследования правового контроля, осуществляемого в органах внутренних дел
    • 1. Право в механизме управления органами внутренних дел. С
    • 2. Понятие, сущность и система правового контроля, осуществляемого в органах внутренних дел. С
  • Глава 2. Направления правового контроля, осуществляемого в органах внутренних дел, и пути их совершенствования
    • 1. Правовая экспертиза проектов правовых актов и оценка законности принятых ведомственных правовых актов. С
    • 2. Правовой контроль за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России. С
    • 3. Пути совершенствования правового контроля в условиях реформирования органов внутренних дел. С

Организация и осуществление правового контроля в системе управления органами внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На сегодняшний день перед российским обществом и государством стоит задача системного реформирования органов внутренних дел, модернизации их деятельности, совершенствования управления ими. Необходимость решения этой задачи во многом определяется недостатками правового обеспечения деятельности указанных органов: отсутствием четкого юридического содержания ряда норм, касающихся компетенции сотрудников, что, зачастую, приводит к произвольному ограничению ими прав и свобод граждан и организаций, значительным количеством в законодательстве отсылочных норм, нередко являющихся причиной двусмысленной оценки их действий. Одновременно все более актуальной становится устранение правовой безграмотности сотрудников органов внутренних дел, особенно в отношении понимания ими сущности принципа законности и его реализации в своей деятельности. Не случайно в Указе Президента Российской Федерации от 24.12.2009 г. № 1468 необходимость отмеченного реформирования системы МВД России обосновывается и тем, что «в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти"1. Об этом же свидетельствуют и приведенные в диссертации статистические данные о значительном количестве ежегодно регистрируемых фактов таких нарушений (от 141 417 до 157 107 за период 2005;2009 годы)2.

Нарушения в органах внутренних дел законности приводят к причинению вреда правам и свободам человека и гражданина, обществу и.

1 О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2009 г. № 1468 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28.12.2009 г. № 52 (часть 1). Ст. 6536.

Состояние работы с кадрами внутренних дел Российской Федерации за 2005;2009 годы: Сборники аналитических и информационных материалов. -М.: ЦОКР МВД России, 2006;2010 гг. государству, правопорядку, политической и экономической системам, всем формам собственности. Именно поэтому перед системой МВД России стоит задача в полной мере использовать внутренние управленческие и правовые механизмы, позволяющие повысить эффективность своей деятельности и гарантировать ее законность. В качестве одного из организационных и правовых средств решения этой задачи выступает осуществляемый в системе управления органами внутренних дел правовой контроль.

Несмотря на то, что правовой контроль широко применяется в сфере государственного управления, в том числе в органах внутренних дел, его научная разработка как управленческого и правового явления представляется недостаточной.

Сложный характер правового контроля служит основанием для его рассмотрения в качестве одной из важных категорий как теории управления, так и правовой науки. При этом важно иметь в виду, что сущность этого. контроля является управленческой, а его направленность — правовой. Именно поэтому в нормативных правовых актах МВД России правовой контроль наряду с нормотворческой, организационно-правовой, информационно-правовой и другими видами деятельности, рассматривается в качестве самостоятельного направления правовой работы1.

Управленческая и правовая направленность этого контроля обусловливает сложную систему мер его реализации в органах внутренних дел, включающую: осуществление правовой экспертизы проектов правовых актовоценку законности принятых ведомственных правовых актовправовой контроль за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России.

Особое внимание при этом необходимо уделить исследованию организации правового контроля за соблюдением законодательства при.

1 Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России: Приказ МВД России от 05.01.2007 г. № 6 // АИПС «Консультант Плюс — Нормативные акты МВД России». осуществлении сотрудниками служебной деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и находящейся под пристальным вниманием общественности, правозащитных организаций, органов судебной власти и прокуратуры РФ.

Продолжающиеся в настоящее время факты нарушения сотрудниками органов внутренних дел законности не позволяют говорить о надлежащей организации правового контроля. Как свидетельствуют результаты проведенного в рамках данного исследования анкетирования сотрудников правовых подразделений системы МВД России, правовое и организационное обеспечение этого контроля в органах внутренних дел не отражает потребности в его эффективном осуществлении (86% респондентов подтвердили данное положение).

Отмеченные недостатки «в работе органов внутренних дел во многом обуславливаются отсутствием четкого определения в действующем законодательстве принципов их деятельности. Поэтому не случайно при разработке проекта Федерального закона «О полиции» решалась задача исчерпывающим образом определить компетенцию ее сотрудников, а также раскрыть содержание таких основополагающих принципов их деятельности, как соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, обеспечение общественного доверия и поддержки граждан, осуществление которых является одной из важнейших задач правового контроля.

Реализация новых законодательных инициатив тесно связана с совершенствованием правового контроля в системе управления органами внутренних дел. Повышение его эффективности предполагает первостепенное решение таких задач, как включение в сферу правового контроля всех подготавливаемых управленческих решений правового характераусиление правового контроля за соблюдением сотрудниками законодательных и иных нормативных правовых актов и создание тем самым надежного «правового барьера» противоправным действиям должностных лиц органов внутренних дел при выполнении ими служебных задачповышение квалификации должностных лиц для выполнения юридически значимых действий.

Потребность в глубоком теоретическом анализе сущности и содержания правового контроля в органах внутренних дел, в разработке научно обоснованных рекомендаций по его организационному и правовому совершенствованию свидетельствует о необходимости проведения комплексного научного исследования этой проблемы, об актуальности избранной темы.

Степень разработанности темы. Комплексный характер исследуемой проблемы обусловил многоплановость поставленных в настоящей диссертации вопросов и необходимость обращения к литературе, освещающей ее различные аспекты.

Важное общетеоретическое и методологическое значение для определения места правового контроля в механизме управления органами внутренних дел имеют фундаментальные работы по проблемам социального и государственного управления В. Г. Афанасьева, Г. В. Атаманчука, Д. Н. Бахраха, О. Е Кутафина, А. Е. Лунева, A.M. Омарова, Г. Х. Попова, Ю. А. Тихомирова, Р. С Хакимова, Ц. А. Ямпольской и других ученых.

Вопрос о соотношении управления и права подробно рассмотрен такими известными учеными, как И. Л. Бачило, И. Я. Дюрягин, В. В. Касьянов, Ю. М. Козлов, В. М. Мандрица, С. М. Петров, М. М. Рассолов, Г. А. Туманов, Е. С. Фролов, P.O. Халфина.

Раскрытию сущности контроля и конкретизации его места в управлении большое внимание уделили Б. А. Аманжолова, И. Л. Бачило, В. П. Беляев, А. И. Турин, Е. А. Кочерин, К. В. Марков, И. Б. Михайловская, М. С. Студеникина, A.M. Тарасов, А. Н. Харитонов, И. Б. Шахов, Е. В. Шорина и другие авторы. Проблемы ведомственного контроля в области организации деятельности органов внутренних дел были предметом изучения таких ученых, как Р. Х. Алиуллов, В. М. Анисимков, В. З. Веселый, С. Е. Вицин, Г. Г. Зуйков, H.H. Иванов, А. П. Ипакян, С. А. Капитонов, А. Г. Капорцев, A.M. Кононов, А. Ф. Майдыков, В. Д. Малков, А. Н. Роша, В. Ф. Сухарев, Г. А. Туманов, В. С. Чернявский, Н. Д. Шелякин, Е. Ф. Яськов и многие другие. Рассмотрению правового обеспечения управленческой деятельности органов внутренних дел посвящены исследования В. В. Дралова, A.B. Дюкова.

Проблеме законности, являющейся основополагающей при определении сущности и целенаправленности правового контроля, посвящены работы Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, В. Г. Афанасьева, А. Т. Боннера, А. Б. Венгерова, А. Ф. Ефремова, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лазарева, C.B. Липень,.

A.Б. Лисюткина, Е. А. Лукашева, Л. А. Морозовой, Н. И. Матузова,.

B.С.Нерсесянца, А. Ф. Черданцева и многих других авторов.

Безусловно, работы названных ученых идругих исследователей расширили и обогатили представления об организации и осуществлении контроля в органах внутренних дел. Вместе с тем изучение научной литературы показало отсутствие теоретических и методологических обоснований выделения правового контроля как одной из подфункций контрольной функции управления. В настоящем диссертационном исследовании представлены такие обоснования, а также анализируются проблемы организации и осуществления в органах внутренних дел различных направлений правового контроля, что свидетельствует об его актуальности.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и осуществления правового контроля в системе управления органами внутренних дел.

Предметом исследования выступают теоретические, правовые и организационные основы осуществления правового контроля как важного средства обеспечения режима законности в деятельности органов внутренних дел и основные направления его совершенствования.

Цель исследования состоит в определении сущности и содержания правового контроля, осуществляемого в органах внутренних дел, его места в системе управлениявыявлении организационных и правовых особенностей правового контроля и направлений его осуществленияразработке предложений по повышению эффективности правового контроля в условиях реформирования органов внутренних дел.

Задачами исследования, определяемыми его целью, являются:

— обоснование объективной необходимости осуществления правового контроля в органах внутренних дел;

— раскрытие понятия и содержания правового контроля в органах внутренних дел и определение с учетом взаимосвязи права и управления его места в механизмах как управления, так и правового воздействиявыявление особой целенаправленности правового контроля, осуществляемого в органах внутренних дел, состоящей в безусловном обеспечении режима законности их деятельности;

— определение взаимосвязи между осуществлением правового контроля на внутриорганизационном уровне управления и эффективностью реализации органами внутренних дел их внешне направленных функций;

— выявление места правового контроля в реализации контрольной функции управления, осуществляемого в органах внутренних дел, а также специфики его содержания и механизма осуществления;

— определение места правового контроля в системе оценки эффективности деятельности органов внутренних дел;

— рассмотрение направлений правового контроля, правовых и организационных особенностей их реализации в органах внутренних дел;

— выработка на основе анализа правового и организационного обеспечения правового контроля предложений по его совершенствованию в условиях реформирования системы органов внутренних дел.

Гипотеза исследования. Правовой контроль является подфункцией контрольной функции управления, обладающей объективной необходимостью, особой целенаправленностью, относительной самостоятельностью, специфичностью содержания в общей системе контроля и особенностью механизма осуществления. Глубокое познание сущности и содержания правового контроля в органах внутренних дел, использование выработанных на основе исследования положений о его совершенствовании позволит более успешно решать задачи поддержания режима законности.

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертационного исследования служит системный метод познания социальных явлений и процессов реальной действительности, предполагающий их изучение в постоянном развитии, тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В процессе исследования широко применялись также методы функционального, структурного и сравнительного анализа. Наряду с общенаучными методами анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, сравнения и обобщения, использовались и такие частнонаучные методы как контент-анализ, изучение документов, нормативных правовых и правоприменительных актов, статистический и сравнительно-правовой анализ, социологический опрос.

Использование вышеуказанных методов позволило осмыслить и раскрыть предмет диссертационного исследования в разнообразных аспектах, и, в конечном счете, решить поставленные задачи.

Теоретическую и правовую базу исследования составили основополагающие положения таких отраслей научного знания, как теории государства и права, социологии, теория управления и организации, а также конституционного, административного, уголовно-процессуального и других отраслей права, и положения отраслевых дисциплин по проблемам организации правоохранительной деятельности.

Правовой основой диссертационного исследования явились Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы и федеральные законы, подзаконные акты, в соответствии с которыми в органах внутренних дел организуется и осуществляется правовой контроль. В общей сложности проанализировано и изучено 320 нормативных правовых актов, связанных с вопросами организации и управления в сфере правоохранительной деятельности, осуществления правового контроля.

Эмпирической базой исследования являются результаты анализа:

— судебной практики, связанной с вопросами организации и осуществления правового контроля в деятельности органов внутренних дел: решений Верховного суда РФ (102), постановлений Высшего Арбитражного суда РФ (67), решений федеральных судов общей юрисдикции (686), решений арбитражных судов (315);

— официально опубликованных текстов докладов Генерального прокурора РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ о состоянии законности и защите прав и свобод человека и гражданина (с 2004 по 2009 гг.);

— представлений органов прокуратуры об устранении нарушений закона, вынесенных с 2004 по 2009 гг. в адрес сотрудников органов внутренних дел (242);

— данных статистической отчетности: о состоянии правовой работы в системе МВД России по форме «Ф.1 — Право (114)» (с 2005 по 2008 гг.), о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях по форме «Ф. 2 — Е» (с 2004 по 2009 гг.), о следственной работе по форме «Ф. 1 — Е» (с 2004 по 2009 гг.);

— обзоров о состоянии правовой работы в системе МВД России, подготовленных Правовом департаментом МВД России (с 2002 по 2009 гг.);

— сборников аналитических и информационных материалов о состоянии работы с кадрами внутренних дел Российской Федерации, изданных Центром обеспечения кадровой работы (с 2004 по 2009 гг.);

— материалов печатных и электронных средств массовой информации, отражающих вопросы ненадлежащего осуществления правового контроля в органах внутренних дел за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность;

— контрольно-наблюдательных дел по линии правовой работы в Правовом департаменте МВД России в отношении органов внутренних дел на региональном уровне (по 83-м субъектам Российской Федерации), включающих: результаты инспектирования и контрольных проверокправовые акты, принятые органами внутренних дел на региональном уровне, регулирующие вопросы организации правовой работы, в том числе и правового контроляуправленческие документы (доклады руководителей, материалы служебных совещаний, аналитические справки и др.) — материалы о результатах рассмотрения вопросов законности служебной деятельности сотрудников органов внутренних делинформационно-правовые обзоры и бюллетени по проблеме исследования;

— результатов опросов, осуществленных диссертантом в период с 2007 по 2009 гг. в форме анонимного анкетирования 608-ми респондентов, включая: а) 356 руководителей органов (подразделений) ГУВД по г. Москве, по Московской области, по Краснодарскому краю, УВД по Калининградской области, МВД по Республике Северная Осетия — Алания, а также слушателей 1, 2 и 5 факультетов Академии управления МВД России, из них: 13 руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне- 27 руководителей службы собственной безопасности- 104 руководителя подразделений милиции общественной безопасности- 63 руководителя подразделений криминальной милиции- 22 руководителя подразделений экономической безопасности- 23 руководителя следственных подразделений- 38 руководителей тыловых подразделений- 31 руководителя штаба- 35 руководителей кадровых подразделенийб) 252 сотрудника подразделений правового обеспечения системы МВД России (центрального аппарата МВД России, ГУВД по г. Москве, по Московской области, по Краснодарскому краю, УВД по Калининградской области, МВД по Республике Северная Осетия — Алания, а также сотрудников подразделений правового обеспечения, проходивших обучение на Высших. академических курсах Академии управления МВД России).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно представляет собой одно из первых комплексных исследований, посвященных правовому контролю, осуществляемому в управленческой деятельности органов внутренних дел, и направленного на его совершенствование. В процессе реализации цели диссертационного исследования и решения связанных с ней задач получены следующие обладающие научной новизной результаты:

— обосновано и введено в научный оборот определение понятия осуществляемого в управленческой деятельности органов внутренних дел правового контроля, которым является подфункция контрольной функции управления, обладающая признаками объективной необходимости, особой целенаправленности, относительной самостоятельности в общей системе контроля, специфичностью содержания и особенностью механизма осуществления;

— определены цель, задачи, предмет, субъекты и объекты, направления, методы и формы осуществления правового контроля, его место как управленческого явления в механизме правового воздействия;

— аргументировано положение о том, что при рассмотрении правового контроля как управленческого и правового явления, необходимо исходить из нормативного понимания права, на основании которого возможна выработка научно обоснованных рекомендаций, направленных на совершенствование всей системы правового регулирования, в том числе и в сфере управления органами внутренних дел;

— обоснована позиция, согласно которой глубокое уяснение сущности и содержания правового контроля, рассмотрение всех его аспектов в системе органов внутренних дел, является одной из важных предпосылок научно обоснованного использования этого элемента управления в целях поддержания в их деятельности режима законности, особенно в условиях формирования в стране правового государства;

— аргументировано положение, что эффективная реализация правового контроля на внутриорганизационном уровне управления способствует обеспечению законности внешне направленной деятельности органов внутренних дел;

— определены особенности осуществления м органах внутренних дел правового контроля по основным его направлениям: правовой экспертизе проектов правовых актовоценке законности ведомственных правовых актовправовому контролю за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность;

— обоснована необходимость включения в качестве самостоятельного направления правового контроля, осуществляемого в органах внутренних дел, антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документовопределены основные пути и средства совершенствования организационного и правового обеспечения направлений правового контроля в условиях реформирования системы МВД России в соответствии с ее назначением и объективными потребностями общества в законности деятельности органов внутренних дел.

Положения, выносимые на защиту:

1. Правовой контроль представляет собой важный элемент управленческой деятельности органов внутренних дел. Его осуществление в условиях реформирования системы МВД России позволяет повысить эффективность правоохранительной деятельности, обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина.

2. Авторское определение понятия «правовой контроль, осуществляемый в управленческой деятельности органов внутренних дел», под которым понимается относительно самостоятельная подфункция контрольной функции управления, реализуемая в целях поддержания режима законности руководителями органов внутренних дел, а также вышестоящими подразделениями самостоятельно или с привлечением специально уполномоченных правовых подразделений, в отношении подчиненных подразделений при осуществлении ими правотворческой и правоприменительной деятельности.

3. Признаками правового контроля, осуществляемого в управленческой деятельности органов внутренних дел, являются: а) объективная необходимость, обусловленная общесоциальной потребностью и интересами установления и поддержания в органах внутренних дел режима законностиб) особая целенаправленность, заключающаяся в обеспечении режима законности в деятельности органов внутренних делв) относительная самостоятельность в общей системе контроляг) специфичность содержания, которая определяется разнообразием его направлений (правовой экспертизы проектов правовых актовоценки законности принятых ведомственных правовых актовправового контроля за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность) — д) особенность механизма осуществления, которая выражается в его реализации не только руководителями всех уровней системы МВД России, но и специально уполномоченными подразделениями правового обеспечения в отношении строго определенных объектов по особым направлениям, в присущих им формам и методами, образующими свойственную правовому контролю систему.

4. Систему правового контроля, осуществляемого в органах внутренних дел, образуют: а) объекты, которыми являются все службы и подразделения органов внутренних дел, а также служебная деятельность их сотрудниковб) субъекты — руководители органов (подразделений) внутренних дел, вышестоящие органы (подразделения) в отношении нижестоящих по соответствующим направлениям служебной деятельности, а также правовые подразделенияв) предметы, находящие свое выражение в результатах правотворческой и правоприменительной деятельности системы органов внутренних дел, способах и средствах их достиженияг) направления осуществления правового контроля: правовая экспертиза проектов правовых актовоценка законности принятых ведомственных правовых актовправовой контроль за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельностьд) формы и методы реализации правового контроля: исследование проектов правовых актов и принятых ведомственных правовых актов, осуществляемое методами оценочного сравнения и ведениявыявление состояния соблюдения законодательства, регулирующего служебную деятельность — методами слежения, сбора и обработки необходимой информации.

5. Правовая экспертиза проектов правовых актов и оценка законности принятых правовых актов в системе МВД России представляют собой экспертную оценочно-сравнительную деятельность специально уполномоченных субъектов, реализуемую на основе использования ими специальных познаний в области юриспруденции в соответствии с требованиями соблюдения законности, профессионализма, независимости в пределах предоставленных полномочий, ответственности, объективности и самостоятельности в изложении своей позиции и выводов.

Достижение цели поддержания должного уровня законности в конкретном органе внутренних дел возможно при наличии организационной и правовой поддержки названных направлений правового контроля, использования их во взаимосвязи.

6. Содержание правового контроля за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность органов внутренних дел, составляет совокупность его отдельных видов с учетом основных направлений контролируемой служебной деятельности (административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной).

7. Предложения диссертанта по совершенствованию организационно-правовых основ осуществляемого в органах внутренних дел правового контроля, включающие: а) внесение в пункт 2 статьи 51 проекта Федерального закона «О полиции» (предусматривающую осуществление ведомственного контроля за деятельностью полиции) положения, устанавливающего обязательность осуществления в ее деятельности правового контроля по следующим направлениям: правовая экспертиза проектов правовых актовоценка законности действующих правовых актовантикоррупционная экспертиза проектов правовых актов и действующих правовых актовправовой контроль за соблюдением законодательства, регулирующего ее служебную деятельностьб) выделение в качестве самостоятельного направления правового контроля антикоррупционнной экспертизы проектов правовых актов с включением в ее содержание мониторинга правоприменения действующих правовых актов. Результаты проведения такого рода экспертиз должны быть отражены в «Отчете о состоянии правовой работы в системе МВД России.

Форма 1-Право", утвержденном приказом МВД России от 17.07.2005 г. № 570- в) установление положения о том, что для поддержания режима законности решение руководителями МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ вопроса о целесообразности осуществления обязательной правовой экспертизы проектов ненормативных правовых актов (правом на принятие которых они наделены в соответствии с приказом МВД России от 21.11.2008 г. № 1006) должно быть поставлено в зависимость от: круга общественных отношений, регулируемых данным видом правового актасостояния законности в конкретном органе внутренних делкомпетенции и профессионализма сотрудников как подразделений правового обеспечения, так и других службг) дополнение для определения объема нагрузки сотрудников правовых подразделений формы статистической отчетности («Отчет о состоянии правовой работы в системе МВД России. Форма 1-Право», утвержденной приказом МВД России от 17.07.2005 г. № 570) сведениями о количестве проведенных правовых экспертиз проектов правовых актов ненормативного характера, заключений по результатам служебных проверокд) приведение в соответствие с гражданско-процессуальным законодательством положения Наставления по организации правовой работы (приказ МВД России от 05.01.2007 г. № 6) об использовании в качестве одного из оснований осуществления контроля за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность, вступивших в законную силу судебных актов вместо соответствующих судебных решений.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит, прежде всего, в его научной новизне, выводах и положениях, обогащающих знания в области теории управления в сфере правоохранительной деятельности, которые могут быть использованы в последующих научно-прикладных исследованиях, способствуя расширению и углублению современных представлений о контроле, осуществляемом в органах внутренних дел, и его подфункции — правовом контроле.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что изложенные положения, научно-практические выводы и предложения могут быть использованы при разработке концепции совершенствования правового контроля в условиях реформирования органов внутренних дел, а также в процессе подготовки учебно-методических и практических пособий для сотрудников правовых подразделений МВД России, программ повышения их квалификации в образовательных учреждениях системы МВД России, разработки специального курса для обучения и повышения квалификации руководящих работников этой системы в образовательных учреждениях, отражающего роль и возможности правовых средств в решении вопросов укрепления законности в деятельности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования подтверждается использованием научных положений различных отраслей знания, методологии системного подхода, аргументацией обосновываемых выводов и предложений, их логичностью и непротиворечивостью, подкрепленных достаточно репрезентативными эмпирическими материалами и социологическими исследованиями.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические выводы отражены автором в пяти опубликованных научных работах. Результаты исследования докладывались на: всероссийской научно — практической конференции «Гражданское общество и органы внутренних дел: проблемы, противоречия, формы взаимодействия» (ноябрь 2007 г., г. Москва) — международной научно-практической конференции «Стратегическое управление в правоохранительной сфере: проблемы теории и практики» (октябрь 2008 г., г. Москва) — межвузовском методологическом семинаре «Организационные и правовые основы обеспечения духовной безопасности в.

Российской Федерации" (октябрь 2009 г., г. Москва) — вузовской научно-практической конференции «Приоритетные направления совершенствования управленческой деятельности руководителей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации» (апрель 2010 г., г. Москва) — всероссийской научно-практической конференции «Оценка эффективности деятельности органов внутренних дел» (май 2010 г., г. Москва).

Рекомендации и предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, внедрены в учебный процесс Академии управления МВД России, Калининградского юридического института МВД России, а также в практическую деятельность УВД по Калининградской области в виде методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы проектов правовых актов, оценке законности принятых ведомственных правовых актов и их экспертизы на коррупциогенность.

Структура работы определена с учетом цели и задач исследования и отвечает соответствующим требованиям. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Правовой контроль является управленческим и правовым явлением. Данная особенность делает необходимым дальнейшее изучение данного вида контроля во взаимосвязи наук управления и права.

Воздействие права на общественные отношения, возникающие в управлении, осуществляется через множество стадий, на которых реализуются нормы права, возникают соответствующие правоотношения, выражающиеся в существовании прав и обязанностей у управляющих и управляемых. Осуществление правового контроля возможно при наличии правового воздействия на управление, так как только в этом случае достигается упорядоченность управленческих отношений, устанавливается правопорядок, реализуется принцип законности.

Сам механизм действия права в управлении приобретает управленческий аспект, проявляющийся, в том числе и во влиянии на правовой контроль, следующим образом: 1) правовой механизм, включающий в себя правовой контроль, является специфической формой управленческого воздействия на общественные отношения- 2) право непосредственно воздействует на элементы управления, в том числе и на правовой контроль.

Юридической науке предстоит еще многое сделать в области совершенствования правового контроля. Однако выверить и оценить конечную эффективность влияния права на управление, в том числе, с помощью правового контроля, призвана наука управления. Методологически при этом обнаруживается органическое единство организационного и правового подходов, с одной стороны, а с другой — связь и зависимость юридической науки и науки управления, их взаимодействие.

Таким образом, при дальнейшем изучении правового контроля как подфункции контрольной функции управления, осуществляемого в любой организационной системе, должны учитываться вышеуказанные положения.

В рамках данного комплексного и системного исследования дано понятие правового контроля, определены его сущностные особенности и содержание, механизм осуществления.

Установлено, что выделение правового контроля в качестве подфункции контрольной функции управления объясняется объективной необходимостью и общесоциальной потребностью в установлении и поддержании в органах внутренних дел режима законности. Именно данная цель стоит на сегодняшний день при реформировании системы МВД России. Правовой контроль является средством, с помощью которого могут быть выявлены и устранены патологии в деятельности органов внутренних дел.

Рассмотренное в диссертационном исследовании явление не должно восприниматься руководителями и сотрудниками как средство осуществления репрессивных мер. Правовой контроль помогает вскрыть отклонения от правовых норм и нарушения принципов законности на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. Учитывая это, необходимо дополнение системы оценки эффективности деятельности органа (подразделения) внутренних дел, установленной приказом МВД России от 19.01.2010 г. № 25, разделом о причинах нарушения законности сотрудниками, реализующими каждое из оцениваемых направлений его деятельности.

Важной особенностью правового контроля, определяющей его относительную самостоятельность в общей системе контроля и специфичность содержания и механизма осуществления, является то, что он реализуется руководителями всех уровней системы МВД России по соответствующим направлениям служебной деятельности, и специально уполномоченными подразделениями правового обеспечения в отношении строго определенных объектов по особым направлениям, в присущих им формах и методах, образующих свойственную правовому контролю систему.

Направления правового контроля, осуществляемые в органах I внутренних дел, получили организационную и правовую! поддержку в системе МВД России. Однако в ходе диссертационного исследования были выявлены правовые пробелы и неточности, препятствующие решать задачи по поддержанию уровня законности в органах внутренних дел.

К деятельности сотрудников, осуществляющих правовую экспертизу проектов правовых актов и оценку законности действующих, должны предъявляться такие требования как: соблюдение законности, профессионализм, независимость в пределах предоставленных полномочий, объективность и самостоятельность в изложении своей позиции и выводов, ответственность. В связи с этим необходимо решить следующий круг проблем: организовать специализированное обучение в ведомственных образовательных учреждениях юридических работников для органов внутренних делпродолжить повсеместное внедрение справочно-поисковых и информационно-правовых автоматизированных системповысить уровень ответственности сотрудников.

Правовой контроль за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность органов внутренних дел, подразделяется на: правовой контроль за административной деятельность, правовой контроль за оперативно-розыскной деятельность, правовой контроль за уголовно-процессуальной деятельностью. Особенности каждого из вышеперечисленных видов деятельности определяют специфику осуществления правового контроля.

Административная деятельность органов внутренних дел включает в себя внутриорганизационную деятельность, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, осуществление лицензионно-разрешительной деятельности, борьбу с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства, содержание и охрана подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, предупреждение правонарушение среди несовершеннолетних, обеспечение безопасности дорожного движения, охрану имущества по договорам, а также административно-юрисдикционную деятельность.

Анализ правовых актах МВД России, регулирующих деятельность подразделений органов внутренних дел, на которые возложены задачи реализации указанных направлений административной деятельности, показал, что в них закреплен механизм осуществления правового контроля, а именно: на сотрудников возлагается обязанность осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, руководители несут персональную ответственность за законностью деятельности подчиненных, предусмотрен порядок обжалования действий (бездействий) сотрудников и привлечения их к ответственности.

При изучении форм и процедур правового контроля за порядком прохождения и условиями службы, осуществляемого руководителями оперативных подразделений, предметом правового контроля за исполнением закона в оперативно-розыскной деятельности является, прежде всего, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Правовой контроль за уголовно-процессуальной деятельностью органов внутренних дел осуществляется на основании Уголовно-процессуального кодекса РФ и должностных инструкций. Наиболее важными проблемами, которые должны выявляться и устраняться с помощью правового контроля, являются: сокрытие заявлений (сообщений) от регистрации и незаконный отказ в регистрации заявлений (сообщений) — нарушение сроков возбуждения уголовного делапроизводство процессуальных действий до возбуждения уголовного деланеобоснованный отказ в возбуждении уголовного делапривлечение лица в качестве обвиняемого при отсутствии достаточных доказательствприостановление или прекращение уголовного дела при отсутствии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательствомнезаконное применение физической силы.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, ' что эффективное осуществление правового контроля на внутриорганизационном уровне обеспечивает успех внешней деятельности органов внутренних дел, достижение ими поставленных целей и решение конкретных задач, связанных с обеспечением законности и правопорядка, защитой прав и свобод человека и гражданина, борьбой с преступлениями и другими правонарушениями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета от 25.12.1993 г.
  2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 22.07.2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22.12.1997. № 51. Ст. 5712.
  3. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.03.1997 г. № 9. Ст. 1011.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от1812.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24.12.2001 г. № 52 (Часть 1). Ст. 4921.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 07.01.2002 г. № 1 (часть 1). Ст. 1.
  6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от2407.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 30.04.2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29.07.2002 г. № 30. Ст. 3012.
  7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 23.07.2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18.11.2002 г. № 46. Ст. 4532.
  8. О милиции: Закон Российской Федерации от 18.04.1991 г. № 1026−1 (ред. от 22.07.2010 г.) // СПС «Консультант Плюс Законодательство».
  9. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202−1 (ред. от 01.07.2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20.11.1995 г. № 47. Ст. 4472.
  10. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 26.12.2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.08.1995. № 33. Ст. 3349.
  11. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 02.06.2003 г. № 22. Ст. 2063.
  12. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-фЗ (ред. от 29.06.2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 08.05.2006 г. № 19. Ст. 2060.
  13. О противодействии коррупции: Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 29:12.2008 г. № 52 (часть 1). Ст. 6228.
  14. Об антикоррупционнной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых: Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 20.07.2009 г. № 29. Ст. 3609.
  15. Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15.03.1999 № 350 (ред. от 26.04.2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 22.03.1999. № 12. Ст. 1453.
  16. О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов: Указ Президента РФ от 08.05.2001 г. № 528 // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.05.2001 г. № 20. Ст. 2000.
  17. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. № 927 (ред. от 14.05.2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 26.07.2004 г. № 30. Ст. 3149.
  18. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: Указ Президента РФ от 15.05.2008 г. № 797 // Собрание законодательства Российской Федерации от 19.05.2008. № 20. Ст. 2293.
  19. О территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28.02.2009 г. № 233 (ред. от 13.05.2010 г.) // СПС «Консультант плюс Законодательство».
  20. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указа Президента Российской Федерации от 24.12.2009 г. № 1468 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28.12.2009 г. № 52 (часть 1). Ст. 6536.
  21. О подразделениях милиции общественной безопасности: Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 г. № 926 (ред. от 29.05.2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 11.12.2000 г. № 50. Ст. 4905.
  22. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. № 1.
  23. О правовом контроле за деятельностью учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Приказ Минюста РФ от 16.08.1999 № 244 // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 1999. № 9.
  24. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного- контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях: Приказ Генпрокуратуры РФ и МВД России от 12.09.2006 г. № 80/725 // СПС «Консультант Плюс Законодательство».
  25. Об объявлении решения коллегии МВД России от 31.08.1999 г. № 6 КМ/1: Приказ МВД России от 13.09.1999 г. № 693 // АИПС «Консультант Плюс Нормативные акты МВД России».
  26. Об утверждении формы статистической отчетности 1-РС: приказ МВД России от 24.03.2000 г. № 295 // АИПС «Консультант Плюс -Нормативные акты МВД России».
  27. Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: Приказ МВД России от 26.05.2000 г. № 569 (ред. от 06.04.2007 г.) // АИПС «Консультант Плюс Нормативные акты МВД России».
  28. О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции: Приказ МВД России от 16.09.2002 г. № 900 (ред. от 12.04.2007 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 06.01.2003 г. № 1.
  29. Об организационных вопросах и структурном построении аппаратов, подразделений и организаций системы органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 20.11.2002 г. № 1120дсп // АИПС «Консультант Плюс Нормативные акты МВД России».
  30. Об упорядочении подготовки и издания в МВД России ненормативных актов управления: Приказ МВД России от 05.07.2003 г. № 520 // АИПС «Консультант Плюс Нормативные акты МВД России».
  31. Об утверждении Структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 10.11.2004 г. № 730 // АИПС «Консультант Плюс Нормативные акты МВД России».
  32. Вопросы Правового департамента МВД России и Центра правовой информации МВД России: Приказ МВД России от 20.11.2004 г. № 755 (ред. от 23.07.2007 г.) // АИПС «Консультант Плюс Нормативные акты МВД России».
  33. О статистической отчетности о состоянии правовой работы в системе МВД России: Приказ МВД России от 17.07.2005 г. № 570 (ред. от 18.04.2009 г.) // АИПС «Консультант Плюс Нормативные акты МВД России».
  34. Об утверждении Инструкции' по организации и проведению инспектирования и контрольных проверок деятельности органов внутренних дел РФ: Приказ МВД России от 05.10.2005 г. № 815 // АИПС «Консультант Плюс Нормативные акты МВД России».
  35. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17.07.2006 г. № 29.
  36. Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России: Приказ МВД России от 22.09.2006 № 750 (ред. от 27.08.2010 г.) // Российская газета от 23.11.2006 г. № 263.
  37. Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России: Приказ МВД России от 05.01.2007 г. № 6 (ред. от2307.2007 г.) // АИПС «Консультант Плюс Нормативные акты МВД России».
  38. О порядке эксплуатации автоматизированных информационно-поисковых систем правового назначения: Приказ МВД России от 27.06.2007 г. № 593 // АИПС «Консультант Плюс Нормативные акты МВД России».
  39. Об упорядочении подготовки ненормативных правовых актов: Приказ МВД России от 21.11.2008 г. № 1006 (ред. от 12.10.2009 г. № 768) // АИПС «Консультант Плюс Нормативные акты МВД России».
  40. О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики: Приказ МВД России от 05.12.2008 г. № 1065 // АИПС «Консультант Плюс -Нормативные акты МВД России».
  41. О некоторых мерах по реализации указов Президента Российской Федерации по реформированию МВД России на 2010 год: Приказ МВД России от 01.03.2010 г. № 128 // АИПС «Консультант Плюс Нормативные акты МВД России».
  42. Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974. — 248 с.
  43. Д. А. Юридическое (нормативное) и этическоенравственное) понимание права // Правоведение. 2005. № 6. С. 220−231.
  44. Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М.: Госюриздат, 1961. — 271 с.
  45. Алексеев JIM. К вопросу об общем понятии права // Государство и права. 1993. № 6. С. 128−133.
  46. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. -М.:НОРМА, 2001. 752 с.
  47. С.С. Об отраслях права // Советское государство и право. 1973. № 3. С. 14−29.
  48. С. С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М.: Госюриздат, 1961. 187 с.
  49. У.С., Егорышев C.B., Лысов Г. В. Общественное мнение в управлении органами внутренних дел. Уфа: Восточный университет, 2008. — 112 с.
  50. Р.Р. Механизм социального управления: Монография. Москва — Чебоксары, 2003. — 234 с.
  51. .А. Теоретические и методологические аспекты формирования систем внутреннего контроля взаимосвязанных организаций /
  52. Б.А. Аманжолова- федеральное агентство по образованию. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2008. — 260 с.
  53. В.Д. Ревизия и контроль в потребительской кооперации. М.: Экономика, 1987. — 334 с.
  54. Ю.В. Права человека и их обеспечение в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Монография. -Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2002. 190 с.
  55. Г. В. Управление фактор развития: Размышления об управленческой деятельности. — М.: Экономика, 2002. — 567 с.
  56. В.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 260 с.
  57. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  58. И.Л. Организация советского государственного управления. Правовые проблемы. М.: Наука, 1984. — 237 с.
  59. Н.Т. Ревизия и контроль в торговле. М.: Экономика, 1988.-255 с.
  60. А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5. С. 104−109.
  61. А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М.: Российское право, 1992. — 320 с.
  62. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн.1: Общие положения: Изд.2-е, испр. М.: «Статут», 2000. — 848 с.
  63. В.Н., Гончаров И. В., Барбин В. В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. М.: Академия управления, 2007. — 254 с.
  64. М.А. Правовая и лингвистическая экспертиза проектов актов местного самоуправления. Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. — 84 с.
  65. A.A. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности Российской Федерации: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2007. — 116 с.
  66. В.З. Формирование теории управления в сфере правоохранительной деятельности. М.: Академия МВД СССР, 1988. — 171с.
  67. A.M. Механизм правового регулирования социалистических общественных отношений, его понятие и структура // Вопросы теории государства и права. Сборник статей. Саратов: Изд-во Сарат. Юрид. ин-та, 1968. Вып.1. С. 65−92.
  68. С.И. Уголовно-процессуальные функции милиции: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2003. — 115 с.
  69. В.Г., Архипов М. В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел: Монография. Саратов: СЮИ МВД России, 2007. — 200 с.
  70. И .Я. Право и управление. М.: Юридлит., 1981. — 168 с.
  71. Н.С. «Черные дыры» и «белые пятна» Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Монография / Н. С. Железняк. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России. 2006.- 64 с.
  72. Н.В., Малько A.B., Шопина О. В. Правовые акты: Общетеоретический аспект исследования // Правоведение. 2002. № 3(242). -С. 16−28.
  73. В.П. Социальный механизм действия права // Советское государства и право. 1970. № 10. С.37−44.
  74. В.Б. Гражданский контроль деятельности органов внутренних дел: вопросы теории, методологии, практики // Труды Академии управления МВД России. 2006. № 0. С. 13−21.
  75. Е.А. Контроль в системе управления социалистическим производством. -М.: Экономика, 1982. 216 с.
  76. Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2000. — 384 с.
  77. И.И. Соблюдение законности в оперативно-розыскной деятельности и провокация // Журнал российского права. 2009. № 3 / СПС «Консультант Плюс».
  78. Р.И. Контроль и ревизия в условиях автоматизации бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 1990. — 120 с.
  79. В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Законность в Российской Федерации / Под ред. Ю. А. Тихомирова Ю.А. М.: Спарк, 1998. — 215 с.
  80. В.Н., Васильев A.M. Право: развитие общего понятия // Сов. государство и право. 1985. № 7. С. 3−13.
  81. Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1981.- 144 с.
  82. О.Э. Содержание и критика основных концепций права // Государство и право. 1991. № 12. С. 3 11. '
  83. В.А. Механизм действия права // Следователь. 2001. № 5. С. 59−64.
  84. Р.З. О противоречивой двуединой природе права // Драма российского закона (серия «Конфликт закона и общества») / Отв. ред. Казимирчук В. П. М.: Юрид.кн., 1996. — 144 с.
  85. Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М.: ИГП РАН, 1992.-93с.
  86. А.Б. К понятию законности // Правоведение. 2003. № 5. С.108−112.
  87. В.Д. Сущность и содержание социального управления // Труды Академии МВД РФ. Проблемы теории и социологии управления органами внутренних дел. М., 1992. С.3−13.
  88. Р.В. Постановка систем внутреннего контроля: от проверок отчетности к эффективности бизнеса / Макеев Р. В. Москва: Вершина, 2008. — 296 с.
  89. A.B. Эффективность правового регулирования // Правоведение. 1990. № 6. С.61−67.
  90. Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. -М.:Прометей. 1999. 419 с.
  91. В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997. — 296 с.
  92. Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности: науч. издание / В. Я. Кикоть, С. С. Маилян, Д. И. Грядовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 751 с.
  93. В.И. Эффективность норм трудового права. М.: Юрид.лит., 1971.-248 с.
  94. A.M. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики. М.: Мысль, 1980. — 269 с.
  95. Основы современного социального управления (теория и методология) / Под ред. В. Н. Иванова. М.: Энциклопедия управленческих знаний, 2000. — 271 с.
  96. С.М., Туманов Г. А. Категория интереса в теории советского государственного управления // Советское государство и право. 1990. № 8. С. 13 20.
  97. C.B. Качество закона и эффективность законодательства. М.: АР «ЦИТП», 1993. — 227 с.
  98. Г. Х. Научные основы управления. М.: Наука, 1971. — 54с.
  99. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с.
  100. Н.В. Правовая экспертиза проектов федеральных законов. 2-е изд., доп. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 80 с.
  101. М.М. Проблемы управления и информации в области права. М., 1991.-224 с.
  102. Социальные аспекты управления / (В.Г. Афанасьев, A. M'i Омаров, P.A. Белоусов и др.) — Под ред. P.A. Белоусова, Г. Я. Фролова. М.:Экономика, 1981.-216 с.
  103. Социалистическое правосознание и законность / Лукашева Е'.А. — М.: Юрид.лит., 1973. 344 с.
  104. A.M. Президентский контроль: Монография. М.- СПб, 2002. — 384 с.
  105. Ю.А. Закон от принятия до реализации // Законность в Российской Федерации / Под ред. Ю. А. Тихомирова Ю.А. — М.: Спарк- 1998. С. 13−26.
  106. Ю.А. Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М.: Наука, 1978. — 335 с.
  107. Ю.А. Правовое обеспечение управления. Учебное пособие. М.: АНХ при Совете Министров СССР, 1987. — 148 с.
  108. Ю.А. Управление делами общества (субъекты и объекты управления в социалистическом обществе). М.: Мысль, 1984. — 223 с.
  109. Ю.В. Реформа органов внутренних дел: наука и практика об их модернизации // Российский следователь. 2010. № 4. С.32−34.
  110. Г. А. Организация управления в сфере охраны общественного порядка. М.: Юрид.лит., 1972. — 232 с.
  111. М. Министр Вас примет. Интервью со статс-секретарем -заместителем Министра внутренних дел РФ генерал-полковником милиции Овчинниковым Н. // Российская газета от 16.06.2009 г. № 4931.
  112. P.M. Энциклопедия современного управления: В 5 т. Т. 1−5. / Спецфак. Переподготовки руководящих кадров ВИПКэнерго по материалам. Общ.ред. Х. А. Бекова, Н. П. Володиной. М. 1992. Т.4. Контроль как функция управления. 147 с.
  113. Ф.Н., Чулюкин Л. Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1977. — 119 с.
  114. P.C. Сущность и социальная роль управленческих отношений. Казань: Изд-во КГУ, 1985. — 190 с.
  115. P.O. Право как средство социального управления. -М.:Наука, 1988.-256 с.
  116. Л.Д. Природа и значение цели в советском праве. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. 103 с.
  117. В.А. Системный анализ механизма правового регулирования//Советское государство и право. 1969. № 10. С.123−127.
  118. Эффективность закона (Методология и конкретные исследования) / Отв. ред. В. М. Сырых, Ю. А. Тихомиров. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 1997.-211 с.
  119. Эффективность правовых норм / Кудрявцев В. Н., Никитинский В .И., Самощенко И. С., Глазырин B.B. М.: Юрид. лит., 1980. 280 е.
  120. Е.Ф. Становление, формирование и проблемы дальнейшего развития науки управления органами внутренних дел. М.: Академия МВД России, 1996. — 101 с.
  121. I. Учебники, учебные пособия, лекции
  122. Административная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: Учеб. пособие для вузов / В. М. Безденежных и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. — 272 с.
  123. Административная деятельность органов внутренних дел: Часть Общая. Учебник / Под ред. А. П. Коренева. М.: Московский университет МВД России, издательство «Щит-М», 2002. — 309 с.
  124. Административная деятельность органов внутренних дел: Учеб.-метод. пособие / Э. Н. Любичева, Е. А. Сычева. Краснодар: Краснодар, ун-т МВД России, 2009. — 412 с.
  125. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. П. И. Кононова,
  126. В.Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. — 687 с.
  127. С.С. Проблемы теории права: Курс лекций: В 2 т. Свердловск, 1972−1973. 395- 400 с.
  128. В.М., Бобров В. Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: Научный доклад. М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2003. — 24 с.
  129. Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2000. — 640 с.
  130. Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
  131. Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов: Учебное пособие. М.: Щит-М, 2002. — 164 с.
  132. Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории). Словарь-справочник / Московский открытый социальный университет- под общ. ред. И. Г. Безуглова. М.: «Контур», 1999. — 255 с.
  133. Васильева И. Н: Административная деятельность правоохранительных органов: Учеб. пособие / И. Н. Васильева. Чита: ЧитГУ, 2007. -162 с.
  134. А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000. — 528 с.
  135. А.Б. Теория государства и права: Учебник / А. Б. Венгеров. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Омега-Л, 2006. — 608 с.
  136. Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород: Изд-во Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993. — С.513−539.
  137. Н.И. Системам государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 551 с.
  138. В.Д. Современные подходы к пониманию права и их значение для управленческой и правоохранительной деятельности. М.: Академия управления МВД России, 1994. — 28 с.
  139. A.B. Правоохранительные органы Российской Федерации / A.B. Гриненко, Ю. С. Жариков. М.: Норма, 2008. — 272 с.
  140. А.И. Административная деятельность органов внутренних дел (Общая часть): Учебное пособие. Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2006. — 87 с.
  141. К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К. Ф. Гуценко. -М.: Издательский книготорговый дом «ЗЕРЦАЛО-М», 2007. 440 с.
  142. Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Е.С. Дубоносов- под ред. Г. К. Синилова. М.: Юрайт-Издат, 2009. — 350 с.
  143. A.B. Административная деятельность органов внутренних дел в вопросах и ответах: учеб. пособие / A.B. Зубач, А. Н. Кокорев. М.: Щит-М, 2006. — 352 с.
  144. Г. Г. Правовые вопросы организации управления и труда в органах внутренних дел. М.: Высшая школа МВД СССР, 1973. — 44 с.
  145. Г. Г., Роша А. Н., Чернявский B.C. Социальное управление и правопорядок, право как важнейший регулятор социального управления. Методические рекомендации для слушателей Академии МВД СССР. М., 1982.-7 с.
  146. H.H. Оценка эффективности управленческой деятельности органов внутренних дел. М.: Академия управления МВД РФ, 1993.-32 с.
  147. А.П. Методологические основы оценки эффективности деятельности органов внутренних дел. Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1976.-48 с.
  148. В.В. Современные подходы к пониманию права: Лекция. Омск: Юридический институт МВД России, 1999. — 36 с.
  149. A.B. Развитие правопонимания в отечественной науке. Лекция. М., Академия управления МВД России. 2000. — 28 с.
  150. В.В., Липень C.B. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Спарк, 2000. 511 с.
  151. В.Д. Контроль в управленческой деятельности органов внутренних дел. Лекция. М.: Академия управления МВД СССР. 1976. 30 с.
  152. В.Д. Функция контроля в сфере правопорядка: Методические рекомендации для слушателей Академии МВД СССР. М.: Академия управления МВД СССР, 1980. — 8 с.
  153. В.Д., Веселый В. З. Понятие социального управления. Управление органами внутренних дел. Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1987.-22 с.
  154. В.Д., Веселый В. З. Система функций социального управления. Лекция. М.: Академия управления МВД СССР, 1987. — 25 с.
  155. В.М., Касьянов В. В. Правовые основы управления: Учебное пособие. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. 480 с.
  156. М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник.- М.: Проспект, 2001.-681 с.
  157. М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс.- М.: Юристь, 2002. 256 с.
  158. А.Х. Управление, политика, право: соотношение и взаимосвязь. М.: Академия управлении МВД России, 1999. — 35 с.
  159. Л.А. Теория государства и права. М.: Юристь, 2002. — 414 с.
  160. B.C. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2002. — 552 с.
  161. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / Отв. ред. М. Н. Марченко. М.: Норма, 2007. Том 3: Государство, право, общество. 712 с.
  162. Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В. К. Бабаева. -Нижний Новгород, 1993. 355 с.
  163. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2000. — 520 с.
  164. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Учебник для слушателей Академии управления МВД России / Под ред. В. Д. Малкова, А. Ф. Токарева. М.: Академия управления МВД России, 2000. — 322 с.
  165. Организация нормотворческой деятельности в системе МВД России: Пособие. / МВД России. Правовой департамент. Академия управления- Черников В. В., Степанов O.A., Авдейко А. Г. и др. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., 2006. — 129 с.
  166. Основы научной организации управления и труда в органах внутренних дел / Под ред. Г. Г. Зуйкова. М.: Высшая школа МВД СССР, 1973.-112 с.
  167. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / Под ред. А. П. Коренева. 4-е изд., с изм. и доп. — М.: Щит-М, 2006. — 396 с.
  168. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М.: Издательство НОРМА, 2001. — 832 с.
  169. Проблемы теории государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2001.-760 с.
  170. Т.Н. Теория государства и права. М.: Юнити-Дана, 2004.576 с.
  171. З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. — 304 с.
  172. П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. -М.: Новый Юрист, 1997. 240 с. '
  173. Социальное управление: Курс лекций / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. Т. П. Вернигорова, Д. В. Граждан, JI.A. Калиниченко и др. М.: изд-во РАГС, 2000. — 438 с.
  174. Л.И. Теория государства и права. М.: Проспект, 2001.-304 с.
  175. Е.И. Теория государства и права: Учебной пособие для вузов. / Е. И. Темнов. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 320 с.
  176. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: НОРМА, 2000. — 616 с.
  177. Теория государства и права / Под ред. В. П. Малахова, В. Н. Казакова. М.: Деловая книга, 2002. — 576 с.
  178. Теория государства и права: Учебник / Под ред. A.C. Мордовца, В. Н. Синюкова. М.: Департамент кадрового обеспечения МВД России, 2005. — 488 с.
  179. Теория государства и права / Под ред. A.C. Пиголкина. М.: Юрайт, 2005. — 613 с.
  180. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. М.: ЮНИТИДАНА, 2001. — 456 с.
  181. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 558 с.
  182. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности: Учебник / Под ред. Малкова В. Д. М., Академия МВД СССР, 1990. 324 с.
  183. A.B. Защита прав личности в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел России: Курс лекций. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2007. — 190 с.
  184. А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 1999.429 с.
  185. Ю.Ж. Проблемы современного правопонимания. -Нальчик: Кааб. Балк. ун-т, 2000. — 37 с.
  186. Юридическая энциклопедия / Тихомиров М. Ю. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Юринформцентр, 1995. — 365 с. 1. Диссертации, авторефераты
  187. P.P. Механизм управления органами внутренних дел (вопросы теории, методологии и практики). Дисс.док.юрид.наук: 12.00.11. -М., 2004.-450 с.
  188. Н.Х. Эффективность деятельности аппарата управления МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации: организационные и правовые аспекты: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2005. — 26 с.
  189. В.В. Теоретические и организационно-методические вопросы совершенствования правового обеспечения управления органами внутренних дел. Дис. кандидата юрид. наук. М., 2001. — 181 с.
  190. А.Ф. Теоретические и практические проблемы реализации принципов законности в российском государстве. Автореф.дис.докт.юрид.наук. Самара. 2000. — 51 с.
  191. В.Ю. Оценка организации правоохранительной деятельности органов внутренних дел (вопросы методологии): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007. — 24 с.
  192. A.C. Право как инструмент социального управления (информационный аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002. — 20 с.
  193. A.A. Соотношение правовых и управленческих отношений (на примере деятельности органов внутренних дел): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007. — 19 с.
  194. У. Иностранные источники 1
  195. Бержель Ж.-Д. Общая теория права / Под общ. ред. В. И. Даниленко / Пер. с фр. M.: NOTA BENE, 2000. — 576 с.
  196. К. Вопросы управления (пер. с англ.). М.: Экономика, 1981.- 199 с.
  197. П. Введение в право. М.: Интратэк, 1994. — 326 с.
  198. Е. Элементы науки управления. М.: Прогресс, 1965. -423 с.
  199. Файоль Анри. Общее и промышленное управление. Пер. с франц. / Научн. ред. и предисловие проф. Е. А. Кочерина. Журнал «Контроллинг», Выпуск 3. Библиотека журнала «Контроллинг». Серия «Классика менеджмента». М., 1992. — 112 с.
  200. Эффективность государственного управления: Пер. с англ./ Общ.ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. М., 1998. 848 с.
  201. VI. Материалы из Интернета
  202. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Сайт Счетной палаты Российской Федерации: URL: http://www.ach.gov.ru/ru/international/limskay/ (26 июня 2009).
  203. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // Сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: URL: http://ombudsman.gov.ru/doc/ezdoc/08.shtml (17 января 2010).
  204. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год // Сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: URL: http://www.ombudsmanrf.ru/index.php7option =comcontent&view=category&id=6&Itemid=29 (23 мая 2010).
  205. Проект Федерального закона «О полиции» // Сайт Организационного комитета по подготовке проекта федерального закона «О полиции», Экспертного совета МВД Росси по вопросам нормотворческой деятельности URL: http://zakonoproekt2010.ru (10 августа 2010).
Заполнить форму текущей работой