Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы типологизации русских православных крестов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В заключении следует констатировать, что предпринятая попытка обоснования двух принципов комплексной типологизации знака креста в православном искусстве оказалась продуктивной. Первый предложенный структур-но-функциопальный принцип позволил разделить все многообразие крестов по трем сферам функционирования: в храме, вне храма и на человеке, которые рассмотрены как система подобий: мир сотворен… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Типологический метод в ставрографии
    • 1. 1. Символика креста в мировой культуре
    • 1. 2. Опыт типологизации в отечественной ставрографии
    • 1. 3. Структура знака креста в христианской культуре
  • Глава 2. Структурно-функциональная типологизация знака креста. ч
    • 2. 1. Крест и храм
    • 2. 2. Крест вне храма
    • 3. 3. Крест и человек
  • Глава 3. Иконографический принцип типологизации русских православных крестов
    • 3. 1. Основные элементы иконографии креста и их символический смысл
    • 3. 2. Главные типы напрестольных и намогильных русских православных крестов
    • 3. 3. Иконографическая типология нательных крестов Х-ХХ вв

Принципы типологизации русских православных крестов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русские православные кресты — символы христианской веры, являющиеся зримыми выразителями высших духовных религиозных смыслов, — составляют часть художественного наследия православной культуры. Очень часто они представляют собой выразительные, гармоничные, выполненные на высочайшем уровне художественного мастерства произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства, графики и живописи. Приведению их в типологическую историко-художественную систему посвящена данная диссертация.

Актуальность исследования. Русские православные кресты изучались как светской наукой, так и богословием. В атеистическом советском государстве знание о кресте не было востребовано. До недавнего времени они активно изучались только археологами, благодаря усилиям которых в музейных и частных хранилищах было собрано значительное количество крестов. Положение переменилось в связи с изменением социокультурной ситуации в стране, активным возрождением православия, укреплением христианской церкви. В настоящее время активно развивается вспомогательная научная дисциплинаставрография, изучающая крест в богословском, историческом, искусствоведческом и филологическом аспектах.

Важнейшей проблемой для всякой науки является систематизация материала. При рассмотрении крестов как культурных, художественных памятников актуальна проблема создания универсальной типологии, создание которой требует разработанного интегративного подхода, позволяющего охватить весь объем материала. Дополняя богословский, основанный на культовых функциях подход искусствоведческим, основанным на художественно-образных свойствах креста, можно приблизиться к созданию такой типологии.

Разрабатываемая тема не только актуальна в научном отношении, но и необходима для развития ряда социокультурных практик. В частности, сегодня специалисты — ставрографы широко используются в качестве консультантов при организации художественных выставок, каталогизации музейных собраний, а также в качестве экспертов при атрибуции предметов из государственных и частных коллекций и произведений искусства, изъятых таможенными службами.

Степень научной разработанности проблемы.

В первый, донаучный период (сер — II пол. XIX в.) при изучении крестов использовался богословский подход к типологизации (И. П. Сахаров, 1851, И. Е. Забелин, 1851). В конце XIX — нач. XX вв. богословский подход (И. А. Шляп-кин, 1907, Н. В. Покровский, 1909) был дополнен искусствоведческим, основанным на иконографическом и формальном принципах (А. К. Жизневский, ъ 1885).

В советский период развития ставрографии крестами занимались преимущественно археологи, поэтому основным стал археологический подход, при котором исследователи строили типологии на основании анализа материальных и формальных признаков знака креста как артефакта (Э. С. Мугуревич, 1965). Известный исследователь древнерусской мелкой пластики Т. В. Николаева л.

1976), базируясь на материальных признаках, использовала традиционный для ^ изучения древнерусского искусства метод топографической типологизации, разделяя вещи по центрам изготовления.

В последние десятилетия XX века появляются первые попытки использования комплексного подхода. Так, Э. П. Винокурова (1989) опиралась на хронологический, топографический и типологический принципы. При этом в качестве типа предлагалось брать не отдельный памятник, а тираж изготовленных литейным способом произведений — технологический.

Большой интерес представляет предложенное этнографом А. Б. Островским (1995) сочетание семиотического и искусствоведческого подходов для построения типологии, в которой типы выделяются по иконографическому принципу. Сочетание археологического и искусствоведческого подходов использовано в случае формальной типологизации крестов археологами и искусствоведами (Д. А. Беленькая, 1993, М. Д. Полубояринова, 1997, Э. П. Винокурова, 1999, А. Г. Векслер и В. А. Беркович, 1999, Р. Г. Шаповалов, 2000, С. М. Дмит-* риевский, 2000).

Важное значение имеет конструктивная типология Е. К. Столяровой (1993) и Д. В. Пежемского (2003), применявших конструктивно-морфологический подход. Искусствоведческий подход, основанный на особенностях художественных техник и художественно-образных качеств креста, использован археологами Г. Ф. Корзухиной и А. А. Песковой (2003) при разработке типологии крестов-энколпионов Х-ХП1 вв.

В постсоветский период специалисты — ставрографы широко используют церковную типологию крестов, основанную на богословском подходе (С. В. Гнутова, 1993, Э. П. Винокурова, 1993, А. В. Святославский, и А. А. Трошин, 2000, В. В. Игошев, 2003).

Типология крестов Русского Севера была разработана А. Б. Пермилов-ской (2001), Н. Н. Фризиным (2001) и П. А. Филиным (2001). Важный шаг к созданию комплексного подхода в анализе ставрографического материала сделан С. В. Гнутовой, автором альбома «Крест в России» (2004). Едва ли не впервые исследовательница, не ставя специальной задачи типологизации, обращается к идеальной составляющей креста — образу.

Опыт типологизации в ставрографии подробно описан в первой главе диссертации, поэтому здесь лишь названы основные подходы, использованные русскими учеными XIX—XX вв. Нетрудно заметить, что основная тенденция развития метода типологизации в ставрографии — это поиски путей комплексного подхода к материалу, открывающего путь к его универсальной типологии. Представляемая к защите работа является попыткой определить пути комплексного подхода к кресту и как к предмету христианского культа, и как к произведению искусства.

Объект исследования. Знак креста в русском православном искусстве.

Предмет исследования. Принципы типологизации артефактов знака креста.

Цель исследования. Разработать принципы комплексной типологизации крестов и апробировать их на конкретном материале.

Задачи исследования:

1) собрать фактический материал по теме исследования;

2) изучить символику и особенности функционирования знака креста в различных культурах, в том числе христианской;

3) обобщить опыт типологизации ставрографического материала в трудах ученых XIX—XX вв.;

4) обосновать принципы типологизации знака креста в православном искусстве, предложив комплексный подход, объединяющий функциональный богословский и искусствоведческий методы;

5) апробировать предложенные принципы типологизации на примерах напрестольных, намогильных и нательных крестов.

Источниковедческой базой диссертации послужили собрания музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода Великого, а также многочисленные публикации крестов. Автором были изучены коллекции Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Российского Этнографического музея, Государственного музея истории религии, Музея Санкт-Петербургской Духовной Академии, коллекции Центрального Музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Музея Московской археологической экспедиции, Государственного Исторического музея. В Новгороде Великом изучена экспозиция Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. В приложении № 3, 4 содержится 567 аннотированных изображений крестов. При сборе и осмыслении материала были использованы труды ученых, как церковных, так и светских, посвященные исследованию знака креста в мировой культуре и особенно русских православных крестов.

Методология исследования. Исследование основано на комплексном и интегративном подходе. При этом в качестве основных использованы метод типологии и структурно-функциональный анализ. В качестве инструментария применены следующие основные понятия: система, систематика, типологический метод, типологизация, типология, тип, структурно-функциональный анализ.

Ключевыми для данного исследования были понятия образа, в широком смысле слова как живого, наглядного представления о чем-нибудь, и художественного образа — одного из важнейших инструментов освоения мира человеком, не тождественного произведению искусства, а его идеальной составляющей, условно отделяемой от материальной. Следует отметить, что понятие «образ» выступает по отношению к понятию «художественный образ» как общее по отношению к особенному и обладает значительно большим объемом. В художественном произведении мы условно отделяем материальную основу от идеальной — художественного образа как динамической целостности.

Важнейшее ключевое понятие в ряду использованных — иконография: а) в изобразительном искусстве — это строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сценб) в науке — это описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен.

Гипотеза исследования.

Знак креста представляет собой сложную целостность, обладающую многоуровневой структурой.1 Поскольку православный крест являет собой произведение искусства, но прежде всего — предмет религиозного культа, то материальная составляющая знака креста есть носитель сложной образной составляющей, вмещающей как символическое, догматическое и историческое, так и художественное содержание.

В то же время по своей материальной основе крест может принадлежать нескольким видам искусства: архитектуре, скульптуре, живописи и графике, декоративно-прикладному искусству. Поэтому вполне адекватны материалу частные типологии: археологические, базирующиеся на материальных качествах креста, искусствоведческие, рассматривающие крест как произведение декора.

1 Яковлева Н. А. Сотворческое восприятие произведения искусства. // Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебное пособие. — М: Высшая школа, 2005. — С. 27−28. тивно-прикладного и изобразительного искусства. Однако при всей сложности своей структуры крест как артефакт являет собой идеально-материальную целостность, что можно считать основой для создания универсальной типологии, объединяющей различные подходы. Как символ христианской веры, крест является знаком духовной реальности. Именно это качество и функции креста должны иметь приоритетное значение в универсальной типологии, разработке подходов к которой посвящена диссертация.

Научная новизна исследования.

Впервые методологически обоснован и апробирован комплексный подход к типологизации крестов на основе диалогических отношений богословского и искусствоведческого подходов, когда крест рассматривается одновременно как предмет культа и как произведение искусствавпервые системно проанализирован опыт типологизации в ставрографиивпервые сделана попытка рассмотреть крест как феномен, в котором материальный носитель формируется на основании духовно-символического смысла, определяющего художественно-образное началовпервые в качестве основного (универсального) предложен функциональный принцип типологизации знака креста (в храме, внехрамовом пространстве и на человеке) и таким образом впервые намечены очертания типологии, охватывающие весь ставро-графический материалвведен в научный оборот новый ставрографический материал: кресты частной коллекции В. М. Ахунова, кресты из некрополя Александро-Невской Лавры и со Смоленского кладбища Санкт-Петербурга.

Основные положения, выносимые на защиту.

Принцип функционирования знака креста позволяет разделить весь ставрографический материал по трем сферам пространствахрам, внехрамовое пространство и человек. Именно этот принцип, положенный в основу первого уровня типологии, может в дальнейшем лечь в основу универсальной типологии;

Однако полифункциональность крестов, разнообразие иконографических решений, форм, размеров, используемых материалов делают такую типологию недостаточной. Так что частные типологии, создаваемые археологами, работниками музеев, историками искусства, оказываются не только адекватными материалу, но и необходимыми. До сей поры «церковные» и «светские» типологии существовали, как правило, раздельно и редко сочетались.

В то же время в иконографии знака русского православного креч ста соединяются как культовое (религиозное), так и художественно-образное начала. Дополняя богословский подход искусствоведческим, приходим к возможности построения типологии русских православных крестов на основе их иконографического анализа внутри выделенных трех сфер функционирования — храма, внехрамового пространства и человека;

Второй уровень типологии православных крестов основан на ин-тегративном подходе, при котором анализируется образ креста: выделяются главные его свойства как символа духовной реальности и художественные свойства как произведения искусств, которые проявляются в иконографии.

Апробация предложенного подхода на примерах крестов из трех выделенных сфер: напрестольных крестов (в храме), намогильных крестов (вне храма) и нательных крестов (на человеке) доказывает его продуктивность.

Теоретическая значимость работы заключается: в разработке и обосновании двух принципов типологизации в ставрографии — функционального и иконографическогов обосновании иконографического принципа типологизации как интегративного, основанного на представлении о сложной природе образа креста как православного символа и как художественного образа. Материалы диссертации открывают перспективу новых теоретических разработок в области систематизации культового материала и создания универсальной типологии русских православных крестов.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в атрибуционной музейной работе, при составлении научных каталогов, организации выставок, формировании коллекций, в экспозиционной практике. Ими можно воспользоваться в курсах лекций по древнерусскому, народному и прикладному искусству, а также в трудах по истории развития русской культуры и искусства.

Апробация работы. Основные положения работы изложены в докладах и сообщениях: май 2004 г.- на конференции в РГПУ им. А. И. Герцена, сентябрь 2004 г. — на IV Международной научно-практической конференции «Рерихов-ское наследие. Охрана культурных ценностей: петербургские традиции». По теме диссертации опубликовано шесть статей общим объемом 3,6 п. л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, представленных на 200 страницах основного текста, примечаний, библиографического списка, состоящего из 296 наименований, и иллюстративного блока, включающего 567 аннотированных изображений крестов.

Заключение

.

В заключении следует констатировать, что предпринятая попытка обоснования двух принципов комплексной типологизации знака креста в православном искусстве оказалась продуктивной. Первый предложенный структур-но-функциопальный принцип позволил разделить все многообразие крестов по трем сферам функционирования: в храме, вне храма и на человеке, которые рассмотрены как система подобий: мир сотворен Богом, храм — это образ Преображенной Богом Вселенной, а человек — есть Образ Божий. Значение предложенного принципа заключается в том, что он охватывает весь ставрографи-ческий материал и является шагом к созданию универсальной типологии крестов. Функциональный принцип позволил определить особые, специфические, типичные функции крестов и на их основе выделить виды и типы. Зависимость иконографии от функций крестов открывает перспективу дальнейшей разработки проблемы интеграции функционального и иконографического подходов.

Функциональный принцип типологизации, которого, как было сказано в первой главе диссертации, придерживаются многие исследователи, учитывает главные признаки крестов — культовые функции, их идеальные качества. В универсальной типологии должны учитываться качества художественного образа, воплощенные в материальном носителе. Для этого предлагается второй принцип типологизации — иконографический. В этом и заключаются комплексный и интегративный подходы, обоснованные с помощью понятия образ креста, обладающего свойством целостности. Образ креста обладает художественно-образными качествами, обусловленными символическим, догматическим и историческим значениями. Для верующего человека в образе креста присутствует благодать Святого Духа, пребывающая там молитвой православного мастера и освящением в церкви. Данный принцип объединил два подхода — богословский, обращенный к изучению культовых функций креста и искусствоведческий, обращенный к изучению его художественно-образных свойств.

Из трех сфер функционирования было выбрано по одному функциональному виду, чтобы апробировать иконографический принцип, изучить и расшифровать иконографические элементы и попытаться построить типологию напрестольных, намогильных и нательных крестов. Апробация дала возможность выявить и обосновать главные иконографические типы.

Данная диссертация открывает новые перспективы в построении целостной системы всего многообразного материала крестов — универсальной типологии. Предложенные в работе исходные положения, принципы типологизации, позволяющие рассмотреть крест целостно, возможно, в будущем могут стать одними из важных при построении универсальной типологии крестов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. В. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. СПБ.: Сатись, Держава, 2004. — 336 с.
  2. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / Под общ. редакцией А. М. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997.-736 с.
  3. Апостолос Каппадона Д. Словарь христианского искусства. Пермь: Урал LTD, 2000. — 272 е.: илл.
  4. Христианство. Энциклопедический словарь. T.l. -М., 1993. 902 с.
  5. В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: Крон -Пресс, 1998.-512 с.
  6. Биология. Большой Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 695 с.
  7. Большая Советская энциклопедия. Т. 25.- М.: Советская энциклопедия, 1976. -600 с.
  8. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. -1456 е.: ил.
  9. Ф. А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь. Т.32. (Репринтное издание). -М.: 1991. 200 с.
  10. Ю.Гладкий В. Д. Славянский мир. I—XVI вв. Энциклопедический словарь. М.: Центрполиграф, 2001. — 895с.
  11. Н. Словарь символов. Челябинск: Урал LTD, 2000. 497 с.
  12. История русского искусства. Искусство Х- I. пол. XIX вв./ Под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. М.: Изобразительное искусство, 1978. — 324 е.: ил.
  13. История русской архитектуры: Учебное пособие для вузов. // Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С., Заушкевич Г. В., Савельев Ю. Р. СПб.: Стройиздат СП б, 1994. — 600с.: ил.
  14. Карр Гомм С. Словарь символов в искусстве: Иллюстрированный ключ к живописи и скульптуре. — М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. — 335 е.: ил.
  15. Д. Энциклопедия символов. -М.: Золотой век, 1995.-401 с.
  16. Мифы народов мира. Т. 1. М.: Российская энциклопедия, 1994. — 671 е.: ил.
  17. Мифы народов мира. Т. 2. М.: Российская энциклопедия, 1994. — 720 с.
  18. Полная энциклопедия символов. / Сост. В. М. Рошаль. М.: Эксмо- СПб.: Сова, 2003. — 528 с.
  19. Современный толковый словарь русского языка. /Гл. ред.С. А. Кузнецов. -СПб.: «Норинт», 2005. 960 с.
  20. Д. Словарь символов. М.: Фаир — Пресс, 2001. — 448 с.
  21. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. -719 с.
  22. Философская энциклопедия. Т.2 М.: Советская энциклопедия, 1962. -575с.
  23. Философская энциклопедия. Т.5 -М.: Советская энциклопедия, 1970. 740с.
  24. Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, 1997. — 512 с.
  25. Е. Я. Энциклопедия символов. М.: Изд-во ACT, Харьков «Тор-синг», 2001.-591 с.
  26. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. / Сост. В. Андреева и др.-М.: JIo-кид Миф, 2000. 556 е.: ил.
  27. Монографии, статьи, альбомы.
  28. К. О. О крестах в Зарайске. // Труды и записки Общества истории и древностей Российских. Ч. III. Кн. 1. М.: Университетская типография, 1826.-273 с.
  29. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. М.: Наука, 1983. — 368 с.
  30. JI. В. Мелкое художественное литье из некоторых западнорусских земель (кресты и иконки Белоруссии). // Советская археология, № 3, 1974. -С. 204−219.
  31. И. К. Беседы об отношении церкви к христианам. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. — 237 с.
  32. В., протоиерей. О кресте твоем веселящеся. Проповеди. М.: Изд-во им. Святителя И. Ставропольского, 2002. — 352 с.
  33. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебное пособие /Н. А. Яковлева, Е. Б. Мозговая, Т. П. Чаговец и др., под ред. Н. А. Яковлевой. -М.: Высшая школа, 2005. 551 с.
  34. Ансот, епископ. Почитание креста язычниками, жившими до Рождества Христова. Варшава: Типография варшавского учебного округа, краковское предместье № 3,1902. -100 с,
  35. Д. О. Кресты: атрибуция и датировка. // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования, октябрь, 2004. С. 88−93.
  36. Д. О., Ахунов В. М. Музей Креста. СПб.: ООО «Политехника-сервис», 2003. — 100 е.: ил.
  37. Ю.Антипина Д. О. Коллекция крестов В. М. Ахунова. // Художественный образ и педагогический процесс. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -С. 61−66.
  38. П.Антипина Д. О. Типологический подход в ставрографии. // Художественнее образование. Содержание и методы обучения. СПб.: Ризограф «НОУ Экспресс», 2004.-С. 101−112.
  39. Д. О. Ставрография в контексте образовательного курса «Русское Средневековое искусство». // Актуальные вопросы современного университетского образования.- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. С. 344−347.
  40. Д. О. Типологический метод в ставрографии. // Традиции русской художественной школы и современный педагогический процесс. Выпуск 1. СПб.: Фонд поддержки образования и творчества в области культуры и искусства, 2005. — С. 92−104.
  41. Д. О. Кресты как особый вид древнерусской христианской пластики. // IV Международная научно-практическая конференция «Рерихов-ское наследие. Охрана культурных ценностей: петербургские традиции». -2004. В печати.
  42. А. Н. Древо жизни. -М.: Современник, 1982. 464 с.
  43. В. Н., Тоцька I. Ф. Софшський заповедник у Киевь Кшв.: Мис-тецгво, 1978. — 191 с.
  44. Р. Свастика: священный символ. Этнорелиговедческие очерки. -М.: Белые альвы, 2001. 428 е.: ил.
  45. Д. Абиссинцы. Потомки царя Соломона. М.: Центрполиграф, 2002.-232 с.
  46. Ф. П. Приволжские Помпеи. М- Пг.: Мосполиграф, 1923. — 132 е.: ил.
  47. Н. И. Крест Иисуса Христа и его изображения.// Христианство. Энциклопедический словарь. T.l. -М., 1993. С. 833−837.
  48. Д. А. Кресты и иконки из курганов Подмосковья. // Советская археология, № 4, 1976. С. 88−94.
  49. Д. А. Медная пластика городов Московской Руси (XIII-XV вв.) // КСИА. Вып. 208.- М.: Наука, 1993. С. 11−19.
  50. С. В. Пушкиногорье до Пушкина. М., Пушкинские горы, 2004.
  51. JI. А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. СПб.: Алетейя, 2001. — 575 с. 25.Библия.
  52. Н. Иконография Креста Христова.// Странник, декабрь, 1890. С. 574 и след.
  53. Н. Иконография Креста Христова и распятия.// Странник, февраль, 1891.-С. 231−232.
  54. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973. -60 с.
  55. Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Миф-рил, 1995.-256 с.
  56. Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2004. — 608 е.: ил.
  57. Божественное откровение и современная наука. Альманах. Выпуск I. М.: Паломник, 2001. — 272 с.
  58. П. В. Русский крест в сакральном пространстве Арктики. // Став-рографический сборник. Книга I. М.: Древлехранилище, 2001. — С. 130−165.
  59. Н. Православный словарь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 384 е.: ил.
  60. Л. М. История орнамента. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. — 272 е.: ил.
  61. В. И. История русского орнамента с X по XVI ст. по древним рукописям. М.: АРТ-Родник, 1997. — 31 е.: ил.
  62. Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV—XV вв. М.: Искусство, 1980. — 268 е.: ил.
  63. Васильева Шляпина Г. Л. Типологический образ в русской живописи П пол. XIX — нач. XX вв. Эволюция портретной концепции.- Красноярск.: ИПК «Платина», 1999. — 78 с.
  64. А. Г., Беркович В. А. Материалы археологических исследований некрополя Моисеевского монастыря в Москве.// Культура Средневековой Москвы. М.: 1999. — С. 198−207.
  65. Вера и разум. Киев: Пролог, 2004. — 316 с.
  66. П. фон. Русская геральдика. История и описание русских гербов с изображениями всех дворянских гербов, внесенных в общий гербовник всероссийской империи. Вып. I. СПб.: Типо-литография И. А. Ефрона, 1892. -48 е.: ил.
  67. Э. П. Основные принципы классификации русской медной художественной пластики конца XVII—XVIII вв.. Автореферат на соик. ученой степени канд. искусствоведения. Л., 1989. — 23 с.
  68. Э. П. Литая медная пластика конца XVII нач. XX века. Введение в типологию. // Древнерусская скульптура. Вып 2. Часть I. — М.: Изд. НИИ PAX, 1993.-С. 188−216.
  69. Э. П. Русская медная литая пластика конца XVII нач.Х1Х века. Типологический аспект.// Древнерусская скульптура. Вып 3. — М.: 1996. — С. 74−111.
  70. Э. П. Металлические литые кресты тельники XVII века. // Культура Средневековой Москвы. — М., 1999. — С. 326−360.
  71. Э. П. Поморское медное литье в собрании Карельского государственного краеведческого музея. // Краеведение и музей. Петрозаводск, 1992.-С. 89−92.
  72. Н. Ветхозаветные предызображения креста Христова по указаниям церковно-богослужебных книг. М.: Афонский русский Пантелеймонов-ский монастырь, 1892. — 47 е.: ил.
  73. Т. Ю. Коллекция нательных металлических крестов из фондов Ивановского историко-краеведческого музея. // Художественный металл России. М.: Изд-во РГГУ, 2001. — С. 294−299.
  74. Л., протоиерей. Догматическое богословие. Клин.: Фонд «Христианская жизнь», 2002. — 127 с.
  75. Всенощное бдение. Литургия. СПб.: Наука, 2000. — 128 с.
  76. Гавриил, архимандрит. Руководство по литургике или наука о православном богослужении. Тверь: Типо — Литография Ф. С. Муравьева, 1886. — 590 с. (Репринт 1998).51 .Генон Р. Символика креста. М.: Прогресс — традиция, 2004. — 704 с.
  77. Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 1997. — 494 е.: ил.
  78. В. Памятники старинного русского искусства Суздальского музея. М.: Главнаука, 1927 61 с.
  79. Герои русской истории. М.: Белый город, 2005. — 432 с.
  80. С. В. «Крест святой, надежда искупления моего». // Творчество, № 12,1990.-С. 24−27.
  81. С. В. Медная мелкая пластика Древней Руси (типология и бытование). //Русское медное литье. Вып. I -М.: Сол Систем, 1993. С. 7−21.
  82. С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII—XIX вв..// Филевские чтения. Вып. V. Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII нач. XVIII вв. 8−11 июля 1993 года. -М., 1994. — С. 68−86.
  83. С. В- Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. М.: Интербук — бизнес, 2000.-134 с.
  84. С. В. От редактора.// Ставрографический сборник. Книга I.- М.: Древлехранилище, 2001. С. 5−13.
  85. С. В. От редактора. // Ставрографический сборник. Книга П.- М.: Древлехранилище, 2003. С. 3−15.
  86. С. В. Крест в России. М.: Даниловский благовестник, 2004. -284 с.
  87. А. Миф и символ. М., Иерусалим: Русслит, Тарбут, 1994. — 375 е.: ил.
  88. Е. Е. О четвероконечном кресте. К нашей полемике со старообрядцами. М.: Типография общ-ва распространения книг, арендуемая Вороновым, 1905. — С. 218−229.
  89. А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб.: Сатисъ, 1995. — 370 с.
  90. А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. М.: Светлячок, Паломник, 1996. — 286 с.
  91. А. П. Из истории изображения креста. Прибавления к изданию св. отцов. Т. 56. Кн. 1., 1889. С. 237−299.
  92. В. А. Типологический метод в археологии. Рязань.: Росгостипо-литиздат, 1927. -11 с.
  93. В. Л., Принцева М. Н. О некоторых технологических особенностях старообрядческого медного литья. // Проблемы формирования и изучения музейных коллекций Государственного музея Истории религии. Л.: Издание ГМИРа, 1990.-С. 126- 138.
  94. А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. М.: Искусство, 1987. — 93 е.: ил.
  95. М., епископ. Лекции по введению в круг богословских наук. -Киев: Пролог, 2003. 249 с.
  96. И. А. Художественный образ как система. Учебно-методическое пособие. Одесса: Одесская городская типография, 1976. — 28 с.
  97. Дамаскин Иоанн, преп. Точное изложение православной веры. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. — 382 с.
  98. В. П., Пуцко В. Г. Произведения средневековой металлопластики из находок в Старой Рязани. // Советская археология, № 3,1981. С. 218−232.
  99. С. И. Мезенские кресты. // Памятники культуры. Новые открытия.-Л., 1986.-С.461−466.
  100. С. М. Коллекция нательных крестов из Старопечерского некрополя. // Нижегородские исследования в музеях. Нижний Новгород, 2000. -С. 73−86.
  101. В., протоиерей. О кресте. // Православная жизнь, апрель, 1995.
  102. Древнерусская скульптура. Россия и Восточно-христианский мир. Средневековая пластика. Вып. IV./ Ред. сост. А. В. Рындина. — М.: Издательство «Индрик», 2003.-216 е.: ил.
  103. Древнерусское искусство в собрании Вологодского музея-заповедника. М.: Северный паломник, 2004. — 184 с.
  104. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. Новгород: 1985.
  105. Древности российского государства. Отд. I. -М., 1849. 108 с.
  106. Н. П. Опись предметов, находящихся в Тамбовском историческом музее. Тамбов, 1889. — 56 с.
  107. Т. С. Мир русских икон. М.: Терра-книжный клуб, 2002. — 330 с.
  108. Закон Божий. / Сост. С. Слободский. СПб.: Братство новомученика архиепископа Илариона Верейского, 2003. — 723 с.
  109. В. Крест (знак и значение). // Журнал московской патриархии, № 1, 1973.-С. 73−77.
  110. Ф. Происхождение креста. (Историко-этнографический очерк). -М.: Отдел Изд-ва и Книжной Торговли Московского Совета Р. и К. Д., 1919. -32с.
  111. В. В. Ярославское художественное серебро XVI—XVIII вв.. М.: MODUS, 1997.-266 е.: ил.
  112. В. В. Типология и символика серебряной басмы XV—XVII вв..// Художественный металл Москвы. М.: Изд-во РГГУ, 2001. — С. 61−79.
  113. В. В. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI—XVII вв.еков (К вопросу типологии церковной утвари). //Ставрографический сборник. Книга П. М.: Древлехранилище, 2003. — С. 128−146.
  114. Из истории изображения креста. Творения св. отцов. Ч. 43. 1889. — С. 262 263.
  115. Иконные образцы XVII нач. XIX века. Иконография Богоматери и Богородичные праздники. -М.: Изд. Центр ГИМ. — 1993.-23 с.
  116. Иконные образцы XVII нач. XIX века. -М.: Изд. Центр ГИМ. — 1994. — 23с.
  117. Иконные образцы XVII нач. XIX века. Двунадесятые праздники. — М.: Изд. Центр ГИМ. — 1994. — 23 с.
  118. Иконные образцы XVII нач. XIX века. Иконография Иисуса Христа. — М.: Изд. Центр ГИМ. — 1994. — 31 с.
  119. Иконные образцы XVII нач. XIX века. Святые евангелисты. — М.: Изд. Центр ГИМ. — 1994. — 31 с.
  120. Иконные образцы XVII нач. XIX века. Иконография русских святых. -М.: Изд. Центр ГИМ. — 1994. — 31 с.
  121. Иконные образцы XVII нач. XIX века. Битва Суздальцев с новгородцами и чудо иконы Богоматери «Знамение» 1170 г. — М.: Изд. Центр ГИМ. -1999.-35 с.
  122. Иларион, архиепископ Верейский, священномученик. Христианства нет без церкви. М.: изд. Сретенского монастыря, 1999. — 207 с.
  123. В. Р. Круг и крест. Размышления этнолога о первобытной духовности. Канберра.: Алчеринга, 2002. — 393 с.
  124. М. С. Классификация и систематизация. // Типы в культуре. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — С. 6−11.
  125. Как выбрать нательный крест. Символика и формы православных нагрудных крестов. М.: Трифонов — Печенгский монастырь, Ковчег, 2002. -48 с.
  126. Канонник в различных нуждах. СПб.: Сатись, Держава, 2004. — 415 с.
  127. Каталог собрания древностей графа А. С. Уварова. Отд.8−9.-М: Типография О-ва распространения полезных книг, арендованная В. И. Вороновым, 1908.-235 е.: ил.
  128. Каталог украинских древностей коллекции В. В. Тарновского. Вып. 1,2.-Киев, 1898. Киев: Типография К. Н. Милевского, 1898. — 87 с.
  129. Каталог фотографических снимков с предметов старины, архитектуры, утвари и проч, снятых фотографом Императорской Академии Художеств, Императорского Московского Археологического общества И. Ф. Барщев-ским. М.: Типография Печатник, 1912. — 68 с.
  130. Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Н. М. Постниковым. М.: Типо — литография И. П. Кушнерева и К0, Пименовская ул, дом Кушнеревой, 1888. — 174 е.: ил.
  131. С. С. Из истории ювелирного промысла в селе Красном Костромской области. // Из истории собирания и изучения произведений народного искусства. JL: Художник РСФСР, 1991.-е. 107−116.
  132. Л. С. Археологическая типология. Л.: ЦЭНДИСИ, 1991. — 447 с.
  133. Князь Владимирский собор. Буклет. /Сост. К. Логачев, В. Соболев.-Л., 1990.-2 с.
  134. Г. Ф., Пескова А. А. Энколпионы Х-Х1П вв. Нагрудные кре-сты-реликварии. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. — 432 с.
  135. Н. П. Русские клады. СПб.: Императорская археологическая комиссия, 1896. — 214 е.: ил.
  136. Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1902 — 312 с.
  137. Н. П. Иконмрафия Богоматери. Т. 1, 2, 3. СПб., 1914. (Ре-принт.-М.: Паломник, 1998).
  138. Н. П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Спб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905. (Репринт: М.: Паломник, 2001). — 97 е.: ил.
  139. А. М. Христианский храм. Учебное пособие. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003, — 64 с.
  140. И. О Кресте Господнем. // Собрание сочинений студентов Киевской Духовной Академии. Т. I. Киев: 1839. — С. 299−349.
  141. В. И. Что такое художественный образ? М.: Советский художник, 1962. — 60 с.
  142. И. Д. Серебряные напрестольные кресты XVIII в. с вкладными надписями в собрании музеев Московского Кремля. // Ставрографический сборник. Книга II.- М.: Древлехранилище, 2003. С. 257−282.
  143. И. Д. Культовое серебро I пол. XVHt в. в собрании Оружейной палаты. // Русское церковное искусство Нового времени. М.: «Индрик», 2004.-С. 131−138.
  144. Крест Господень. / Сост. Е. Помельцова. М.: Паломник, 1998. — 176 с.
  145. И. 3. История креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Изд. 4. -М.: Изд-во братьев В. и Н. Исаевых, 1850. 162 с.
  146. О. С. Медное художественное литье Красносельской волости Костромской губернии в конце XIX-начале XX века. // Памятники культуры. Новые открытия. 1993. М., 1994. — С. 373−385.
  147. Е. А. Символика в раннехристианском искусстве. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1, 1995. С. 56−63.
  148. В. Н. Новгородская иконопись. Издание 2. М.: Искусство, 1976. — 203 е.: ил.
  149. Г. С. Археологический тип как система признаков. // Типы в культуре. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — С. 74−88.
  150. Л. А. Искусство Древней Руси и Восток. М.: Советский художник, 1978. — 158 е.: ил.
  151. Н. А., Чернев Н. П. Сборник снимков с предметов древности, находящихся в Киеве, в частных руках. Киев, 1890 — 1891.
  152. В. В. Значение и предназначение иконы. М.: Паломник, 2003. -511 с.
  153. В. Д. Византийская миниатюра. -М.: Искусство, 1977.
  154. А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. — 367 с.
  155. Лучшева 3. А. Старообрядческое медное литье в собрании Государственного музея истории религии: обзор коллекции. // Труды Государственного музея истории религии. Вып. I. СПб.: Акционер и К, 2001. — С. 23−34.
  156. Лучшева 3. А. Культовое медное литье московской старообрядческой Преображенской общины в собрании ГМИР. // Музей. Общество. Религия: аспекты взаимодействия. Материалы IX Санкт-Петербургских чтений. Ноябрь 2002. СПб.: ГМИИР, 2002. — С. 26−27.
  157. Лучшева 3. А. Поморские складни из коллекции Государственного музея истории религии. // Вера и ритуал. Материалы УШ Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. Декабрь 2001. СПб.: ГМИИР, 2001. — С. 42−46.
  158. Макарий, архимандрит. Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния. СПб., 1857. — 514 е.: ил.
  159. Макарий, архимандрит. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1, 2. М., 1860. (Репринт 2003). — 358 с.
  160. Макарий, архимандрит. Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение. // Известия Императорского Археологического общества. Т. II. Вып. I. СПб.: Типография Императорской АН, 1861. — С. 84−102.
  161. Макарий, архимандрит. О форме крестов на главах храмов и колоколен. // Известия Императорского Археологического общества. Т. II. Вып. I. СПб.: Типография Императорской АН, 1861. — С. 145−149.
  162. Н. Археология истории страданий Господа Иисуса Христа. Киев: Пролог, 2003. — 376 с.
  163. Н., протоиерей. Очерк православного догматического богословия. М.: Православный Свято — Тихоновский богословский институт, 2003.-840 с.
  164. И. О придорожных крестах. // Ставрографический сборник. Книга I. М.: Древлехранилище, 2001. — С. 17−78.
  165. Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. -М.: Наука, 1978. 206 с.
  166. Матенадаран. М.: Книга, 1991.-282 е.: ил.
  167. А. А. О датировке некоторых типов энколпионов. // Археологический сборник МГУ. М., 1961. — С. 63−69.
  168. М. И. Металлические кресты, образки и складни. Каталог выставки русских старинных финифти и меди. Выставка института художественно научной экспертизы. -Пг., 1918. — 16 с.
  169. С. Е. Практическая энциклопедия православного христианина.-СПб.: Сатись, Держава, 2003. 329 с.
  170. Московский Публичный и Румянцевский музей. Каталог отделения древностей. Древности русские. -М., 1905. 146 с.
  171. Э. С. Восточная Латвия и соседние земли в Х-ХШ вв. -Рига.: Зинатне, 1965. 145 е.: ил.
  172. А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX—XIV вв.. Погребальный обряд и христианские древности. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — 272 с.
  173. Наставление православным христианам о церковной свече. Ковчег, 2005. -48 с.
  174. Настольная книга священнослужителя. Т.4. М.: Изд-во Московской патриархии, 1983. — 824 с.
  175. Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни. /Сост. Э. П. Винокурова и др. -М.: Новости, 1994.
  176. А. А. Происхождение креста. М.: Сов. Россия, 1975. — 56 с.
  177. А. А. Загадка «святого креста». М.: Госполитиздат, 1963. — 46 е.: ил.
  178. А. А. Происхождение креста. Научно популярный очерк. — М.: Госкультпросветиздат, 1956. — 60 е.: ил.
  179. Непобедимое оружие. Сборник религиозно-назидательного чтения на день Воздвижения честного Животворящего Креста Господня., 9 изд. СПб.: Общ-во распр. религ.- нравственного просвещения в духе прав. церкви, -1903.-120 с.
  180. Т. В., Недошивина Н. Г. Предметы христианского культа. // Древняя Русь. Быт и культура. -М.: Наука, 1997. С. 166−178.
  181. Т. В. Произведения мелкой пластики XIII—XVII вв..в, в собрании загорского музея. Загорск, 1960. — 338 е.: ил.
  182. Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. М.: Наука, 1976.-288 е.: ил.
  183. К., протоиерей. Руководство к изучению богослужения православной церкви. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2002. — 336 с.
  184. Нисский Григорий. Человек есть Образ Божий. М.: ИПК «Московская правда», 1995. -31с.
  185. О крещенской воде. -М.: Благо, 2003. 31 с.
  186. О. А., Чукова Т. А. Северные деревянные кресты (к вопросу типологии). //Язычество восточных славян. JI.: ПО-3 Ленуприздата, 1990. -С. 60−76.
  187. Ю. М. Ново-Девичий монастырь. -М.: Искусство, 1968. 155 е.: ил.
  188. А. Н. Символика христианского искусства. М.: Родник, 1999.-520 с.
  189. Олонецкий музей естественно промышленный и историко — этнографический. -Петрозаводск: Губернская типография, 1876. — 67 с.
  190. Ю. А. Опись крестов Троице Сергиевой Лавры до XIX в. -Сергиев — Посад: Комиссия по охране памятников старины, 1921. — 144 с.
  191. Ю. А., Флоренский П. А. Амвросий троицкий резчик XV века. — Сергиев — Посад: Издание Сергиевского Историко — художественного музея, 1927 г. — 58 е.: ил.
  192. Основы православной веры. Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2000.-64 с.
  193. А. Б. Православные нагрудные кресты (зримые черты символов). // Кунсткамера. Этнографические тетради, вып. 8−9. СПб., 1995. — С. 54−74.
  194. Д. В. Пути объективизации ставрографических исследований. // Ставрографический сборник. Книга П. М.: Древлехранилище, 2003. — С. 333−345.
  195. Первые шаги в храме. М.: Издание Сретенского монастыря в Москве, 2005.-64 с.
  196. В. Н. О некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья. Л.: Изд-во ГАИМК, 1933. — 55 с.
  197. А. Б. Деревянные кресты Русского Севера. // Ставрографи-' ческий сборник. Книга I. М.: Древлехранилище, 2001. — С. 236−261.
  198. Петербургский Рериховский сборник. Вып. П-III. СПб., 1999. — 360 с.
  199. Н. И. Альбом достопримечательностей Церковно археологического музея при Киевской духовной Академии. Вып. 4, 5. — Киев, 1915.-62 е.: ил.
  200. Н. В. Символические формы агнца в древнехристианском искусстве. // Христианские чтения, № 5−6,1878.
  201. Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб.: Типография департамента уделов (Моховая, 40), 1892 (Репринт 2000). — 563 с.
  202. Н. В. Церковно археологический музей Санкт — Петербургской духовной Академии, 1879 -1909. — СПб., 1909. — 151 е.: ил.
  203. М. Д. Русские вещи на территории Золотой Орды. // Советская археология, № 3,1972. С. 164−187.
  204. М. Д. Русские вещи и мастера в Золотой Орде. // Древняя Русь. Быт и культура. М.: Наука, 1997. — С. 216−219.
  205. Н. Н. Русская деревянная скульптура. М.: Изобразительное искусство, 1994. — 328 е.: ил.
  206. М., протопресвитер. Православное догматическое богословие. М.: Дар, 2005. — 461 с.
  207. Постникова-Лосева М. М. Русская золотая и серебряная скань. М.: Искусство, 1981. —287 е.: ил.
  208. Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV—XX вв. М.: «Юнвес», «Трио», 1995. — 375 с.
  209. Пошив церковных облачений. Пособие для прихожан. М.: Паломник, 2004. — 63 с.
  210. Православное исповедание Восточных Патриархов. -М., 1900.
  211. Православные богослужения, таинства и обычаи. СПб.: ООО «Репринт», 1999.-31 с.
  212. Православный календарь на 2005 год. М.: Издательство сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2004. — 95 с.
  213. Православие. День за днем. СПб.: Весь, 2002. — 192 с.
  214. Православная иконология. Основы и перспективы. Материалы 1-й международной научной конференции 27 ноября 2004 года. СПб.: ИД «Петрополис», 2005. — 100 е.: ил.
  215. М. Н. К вопросу об изучении старообрядческого медного литья в музейных собраниях. // Научно-атеистические исследования в музеях. JL, 1886.-С. 57−68.
  216. И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М.: Паломник, 2001.-223 с.
  217. Происхождение креста. Сб. статей. -М.: Атеист, 1927. 81 с.
  218. В. Г. Московский мощевик конца XV в. из Суздаля. // Советская археология, № 2, 1989.
  219. И. С, Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея. // Ставрографический сборник. Книга И. М.: Древлехранилище, 2003.-С. 207−256.I
  220. Г. А. Кресты в крестных ходах Древней Руси. // Ставрографический сборник. Книга вторая. -М.: Древлехранилище, 2003. С. 67−87.
  221. Н. Ф. Образцы старицкого медного литья. // Материалы по русскому искусству. Т. 1. JI., 1928. — С. 40−42.
  222. Роспись древней русской утвари из церковного и домашнего быта до XVDI века Д. П. Сонцова. М., Вып. 1, 1857- Вып. 2, 1858.
  223. Н. Гибель Царской Семьи. Франкфурт-на-Майне, 1987. — 356 с.
  224. Российский гербовник. Календарь. М.: Скоропечатня Левинсон, 1913. -27 е.: ил.
  225. Россия в пути. Русские путные иконы XII—XIX вв. / Сост. М. А. Курганова. М.: ГУЛ Экспериментальная типография, 2000. — 72 с.
  226. Русское медное литье. Вып. I. М.: Сол Систем, 1993. — 192 с.
  227. Русское медное литье. Вып. П. М.: Сол Систем, 1993. ~ 200 с.
  228. Русское церковное искусство Нового времени. М. «Индрик», 2004. — 320 е.: ил.
  229. . А. Ремесло Древней Руси. -М.: Изд-во АН, 1948. 793 с.
  230. . А. Происхождение и семантика ромбического орнамента.// Музей народного искусства и художественные промыслы. Выпуск 5. Сборник трудов НИИХП. -М.: Изобразительное искусство, 1972. С. 127−134.
  231. А. В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и центральная Русь XIV—XV вв. -М.: Наука, 1978. 190 с.
  232. Н. П. Слова под титлами. Словник. Надписи на Кресте Господнем и святых иконах. СПб.: Ижица, 2001. — 44 с.
  233. С. Г. Иконография. Богословские образы иконографического извода. СПб.: Церковь и культура, 2000. — 304 е.: ил.
  234. П. И. Чудный крест в Старой Руссе. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1873.- 7 е.: ил.
  235. Л. Ю. Проблемы нормативного описания медного литья (мелкой пластики). // Русское медное литье. Вып. 1. М.: СолСистем, 1993. — С. 4348.
  236. И. П. Обозрение русской археологии. СПб., 1851. — 80 с.
  237. И. П. Записка для обозрения русских древностей. СПб.- Типография Якова Трея, 1851. — 80 с.
  238. Сборник богослужебных песнопений и молитв. М.: Отчий дом, 2003. -575 с.
  239. Святая Русь. / Сост. Н. В. Мальцев, В. А. Булкин. СПб.: Славия-Интербук, 1993. — 27 е.: ил.
  240. Святоотеческая христология и антропология. Выпуск 1. Пермь: ПО «Панагия», 2002. -144 с.
  241. А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре. Очерк русской монументальной ставрографии. М.: Древлехранилище, 2000. — 172 с.
  242. М. В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.) М.: Наука, 1981.- 195 с.: ил.
  243. И. И. (Иоанн Крондштадтский). О Кресте Христовом (против раскольников). СПб.: Типогр. Е. Евдокимова, Троицкая ул., № 18, 1896. -126с.
  244. М. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Киев: Пролог, 2004. — 258 с.
  245. А. А. Заметки о каменных крестах, преимущественно новгородских. // Записки отделения русской и славянской археологии императорского русского Археологического общества. Том V. Вып. I. СПб.: Типография И. И. Скороходова, 1903. — С. 203−234.
  246. А. А. Владимирские курганы. // Известия Археологической комиссии. Вып. 15. СПб., 1905. — С. 84−174.
  247. . И. и В. Н. Ханенко. Древности русские. Кресты и образки. Вып. 1. Киев. 1899. — 33 е.: ил.
  248. . И. и В. Н. Ханенко. Древности русские. Кресты и образки, вып. 2. Киев: 1900. — 25 е.: ил.
  249. . И. и В. Н. Ханенко. Древности Приднепровья. Киев: Фото -типография Кульженко С. В., вып. 5, 1902- вып. 6,1907.-44 с.
  250. Соработники у Бога. / Сост. Епископ Александр. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. — 16 с.
  251. Ставрографический сборник. Книга первая. -М.: Древлехранилище, 2001. -382 с.
  252. Ставрографический сборник. Книга вторая. М.: Древлехранилище, 2003. -372 с.
  253. Ставрографический сборник. Книга третья. М.: Древлехранилище, 2005. -682 с.
  254. А. К., Осипов И. Н., Соловьев Н. М., Тысячелетие креста. -М.: Гриф и К, 2003. -256 с.
  255. В. В. Русский народный орнамент. Выпуск I. Шитье, ткани, кружева. СПб.: Типография товарищества «Общество польза», 1872. — 20 е.: ил.
  256. Е. К. Медные кресты-тельники XI—XVI вв.. из собрания музея им. А. Рублева. // Русское медное литье. Вып. 1. М.: Сол Систем, 1993. — С. 98−104.
  257. Е. К. Конструктивная классификация крестов. // История и эволюция древних вещей. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 80−84.
  258. Н. И. Крест Преподобного Сергия Радонежского в Вологодском Павлообнорском монастыре. // Известия императорского Археологического общества. Т. 3. Выпуск 2. СПб., 1861.
  259. О.А. Чудотворные Сретенский и Виленский кресты из города Мурома.// Ставрографический сборник. Книга вторая. М.: Древлехранилище, 2003.-С. 164−181.л 243. Тайна креста. // Духовный собеседник, № 1, 1997. С. 66−77.
  260. Типология русского реализма П пол. XIX века. М., 1990. — 235 с.
  261. Типы в культуре. / Отв. ред. Л. С. Клейн. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 183 с.
  262. И. И., Кондаков Н. П. Русские древности памятников искусства, вып. 5. СПб.: Типография А. Бенке, 1897. — 169 с.
  263. С. В. Два деревянных наперсных креста XVI—XVII вв.. из собрания Государственного Эрмитажа. // У истоков русской культуры XII—XVII вв.ека. СПб.: Славия, 1995. — С. 59−63.
  264. Н. Н. Образ в искусстве. Основы композиции. Можайск: ОАО «Можайский полиграфический комбинат», 261 е.: ил.
  265. И. Е. К истории изображений креста и Распятия. // Христианские чтения. Часть П. 1868.
  266. Н. И. Крест Христа «древо жизни». // Ставрографический сборник. Книга вторая. -М.: Древлехранилище, 2003. — С. 15−41.
  267. Н. В. Серебряные кресты в собрании Башкирского Государственного художественного музея им. М. В. Нестерова. // Ставрографический сборник. Книга вторая. М.: Древлехранилище, 2003. — С. 287−313.
  268. А. С. Христианская символика. Часть I. М.: Алетейя, 2001. -255с.
  269. А. В. Русский крест. // Человек, № 6, 1999. С. 132−140.
  270. Л. А. Богословие иконы православной церкви. М.: Издательство братства во имя св. князя А. Невского, 1997. — 656 с.
  271. . А. Крестное знамение и сакральное пространство. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 160 с.
  272. . А. Крест и круг. Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006. — 488 е.: ил.
  273. П., епископ. Святыни земли Италийской. М.: Изд-во Спасо -Преображенского Валаамского монастыря, 1996. — 288 с.
  274. Учение о Кресте Иисуса Христа. СПб.: Типография Иос. Ионессова, 1817.-21 с.
  275. Ю. А. Образ креста. История и символика православных нагрудных крестов.- СПб.: ОАО Иван Федоров, 2000. 112 е., цвет, вклад.
  276. Г. Д. Значение луны под крестом по афонским памятникам Севастьяновского собрания. // Сборник на 1866 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., Типография Грачева и К°, 1866. — 166 с.
  277. Г. Д. Описание памятников древности церковного и гражданского быта Русского музея П. Коробанова. ~М., 1849. 126 с.
  278. Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993. — 400 с.
  279. П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996. — С. 201−215.
  280. А. фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Ч. П. Надписи и символические изображения. М.: Изд-во К. Т. Солдатенкова, 1877. — 376 с.
  281. А. М. Система, систематика, системный подход.// Типы в культуре. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С. 12−21.
  282. Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-пресс, 1999. — 655 е.: ил.
  283. Храм Божий и церковные службы. СПб.: Типография Александрова, 1912.
  284. Художественный металл России. М.: Изд-во РГТУ, 2001. — 398 с.
  285. Царский путь Креста Господня. Киев: Издательство им. святителя Льва, 2002.-245 с.
  286. Церковные одежды. М.: Лествица, 1997. — 32 с.
  287. Человек храм Божий. — М.: Профиздат, 1994.-223с.
  288. В. Д. Искусство средневековой Руси. М.: Владос, 1997. — 432 е.: ил.
  289. Честный и животворящий. Киев: ЦПК, 2003. — 122 с.
  290. Р. Г. Классификация и хронология изделий из янтаря Нерев-ского раскопа. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. -Новгород, 2000. С. 149−167.
  291. В. Н. Коллекция выносных крестов в собрании ГТГ. // Ставро-графический сборник. Книга П. -М.: Древлехранилище, 2003. С. 313−329.
  292. И. А. Древние русские кресты. Кресты новгородские, до XV века, неподвижные и не церковной службы. СПб.: Типография И, Н. Скоро-ходова, 1906. — 38 е.: ил.
  293. И. А. Каменный крест 1224 года князя Святослава Всеволодовича в Юрьеве-Польском. // ЗОРСА, том 5, вып.2. СПб., 1904. — С. 43−52.
  294. Н. М. Надглавные кресты русских православных церквей. К постановке проблемы типологии и классификации (по фотоколлекции Энве-ра Шейдаева). Дипломная работа. 1999. СПб., Академия Художеств.
  295. Н. На семи ветрах. // Мир металла, № 3−4,2000. С. 62−63.
  296. А., протоиерей. Водою и духом. М.: Паломник, 2004. — 224 с.
  297. Ю. Л. Археология и морфология. // Советская археология, № 2, 1991.-С. 120−129.
  298. Ю. Л. Естественнонаучные методы в археологии. М.: Издательство МГУ, 1988. — С. 120−129.
  299. Щапова Ю. JL, Лихтер Ю. А., Столярова Е. К. Морфология древностей. -Киев, 1990. 91 с.
  300. В. Н. Учебник русской палеографии. М.: Об-во истории и древностей российских при московском университете, 1918. — 182 с.
  301. О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-ХП1 вв. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. — 312 с.
  302. И. К. Богословие иконы. М.: Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. -212 с.
  303. Языковая семантика и образ мира. / Сборник статей. Ученые записки Казанского Государственного университета, т. 135. Казань: Унипресс, 1998. -277 с.
  304. Ф. Надпись на кресте Господа нашего Иисуса Христа. Типография А. Семена, 1860. 319 с.
  305. Н. А. Жанры русской живописи. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986. — 83 с.
  306. Н. А. Система жанров русской реалистической живописи XIX в. Автореферат на соискание ученой степени доктора искусствоведения. -СПб., 1989.-40 с.
  307. Н. А. Сотворческое восприятие произведения искусства.// Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2005. — С. 13−91.
  308. Н. А. Реализм в русской живописи. М.: Белый город. (Готовится к печати).
  309. Lovag Z. S. Byzantine tipe reliquary pectoral crosses in the Hungarian National museum. // Folia archeologica, ХХП, 1971.
  310. MapjaHOBuh ByjoBHh. Крстови од VI до XII века из збирке Народног My3eja. -Београд, 1985. -91 с.
  311. N. Рецензия на «Alfoldi Andras. A Keresztenyseg Nyomai Pannoniaban a Neplandorlas Koraban. Szent Zstvan Emlekkonyv, I. Budapest, 1938.// Folia archeologica, 1939.
Заполнить форму текущей работой