Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение психологических и физиологических характеристик у детей с вегетососудистой дистонией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На протяжении многих лет в психосоматической лаборатории Центрально-Чернозёмного НЦ РАМН и ряде кафедр Курского государственного медицинского университета реализуется системный анализ психофизиологических факторов риска психосоматической патологии с позиций биопсиходи-намического подхода. Он основан на гипотезе о существовании акцентуированных биопсиходинамических типов, предрасположенных… Читать ещё >

Содержание

  • Список условных сокращений
  • Глава 1. Обзор литературы
    • 1. 1. Вегетодистонии у детей
    • 1. 2. Основные теории психосоматических заболеваний
    • 1. 3. Особенности темперамента и характера у детей с ВСД
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
    • 2. 1. Общая характеристика обследованных детей
    • 2. 2. Изучение доминирующих черт характера
    • 2. 3. Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой
    • 2. 4. Исследование экстрапунитивности во фрустрирующей ситуации
    • 2. 5. Исследование состояния центральной гемодинамики
    • 2. 6. Исследование церебральной гемодинамики
    • 2. 7. Исследование вегетативной активированности нервной системы
    • 2. 8. Статистическая обработка результатов исследования
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Психологический уровень исследования
      • 3. 1. 1. Акцентуации характера у детей с вегетососудистой дистонией
      • 3. 1. 2. Половой диморфизм акцентуаций характера у детей с вегетососудистой дистонией
      • 3. 1. 3. Кластерный анализ акцентуаций характера у детей с вегетососудистой дистонией
    • 3. 2. Исследование школьной тревожности
      • 3. 2. 1. Уровень школьной тревожности у детей с ВСД
      • 3. 2. 2. Половой диморфизм школьной тревожности у детей с ВСД
      • 3. 2. 3. Школьная тревожность у детей с различными психодинамическими профилями
    • 3. 3. Исследование экстрапунитивности во фрустрирующих ситуациях
      • 3. 3. 1. Исследование экстрапунитивности во фрустрирующих ситуациях у детей с вегетососудистой дистонией
      • 3. 3. 2. Половой диморфизм экстрапунитивности у детей с вегетососудистой дистонией
      • 3. 3. 3. Экстрапунитивность у детей с различными психодинамическими профилями
    • 3. 4. Физиологический уровень исследования
      • 3. 4. 1. Состояние вегетативных проявлений активированности нервной системы и центральной гемодинамики у детей с ригидным биопсиходинамическим профилем
      • 3. 4. 2. Состояние вегетативных проявлений активированности нервной системы и центральной гемодинамики у детей с эмотивным психодинамическим профилем
      • 3. 4. 3. Состояние вегетативных проявлений активированности нервной системы и центральной гемодинамики у детей с социально-пассивным психодинамическим профилем
      • 3. 4. 5. Состояние церебральной гемодинамики у детей с ригидным биопсиходинамическим профилем
      • 3. 4. 6. Состояние церебральной гемодинамики у детей с эмотивным биопсиходинамическим профилем
      • 3. 4. 7. Состояние церебральной гемодинамики у детей с социально-пассивным биопсиходинамическим профилем
    • 3. 5. Психофизиологические соотношения у детей с ВСД
  • Глава 4. ОБСУЖДЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ 194 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКУ

Соотношение психологических и физиологических характеристик у детей с вегетососудистой дистонией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Вегетососудистая дистония (ВСД) — это состояние, которое определяется нарушением вегетативной регуляции сердца, других внутренних органов, сосудов, желез внутренней секреции, связанное с первичными или вторичными отклонениями в структуре и функции центральной и периферической нервной системы [15, 46]. Проявления вегетодистонии могут предшествовать возникновению соматических заболеваний, вегетативные нарушения могут сохраняться и после исчезновения соматических заболеваний, не исчезая в ремиссию, не совпадая по времени с обострениями основного заболевания, почему можно утверждать о достаточной самостоятельности вегетативной дистонии [61]. В настоящее время наиболее рациональным считается отнесение вегетодистонии к числу «структурно-функциональных болезней», так как не может быть только функциональных или морфологических нарушений в отдельности, а выявить последние существующими диагностическими способами не всегда представляется возможным [6].

Медико-социальное значение данного состояния определяется его распространенностью в детской популяции, особенностями течения и возможными неблагоприятными последствиями. На приеме у педиатра на долю ВСД приходится 50−75% от числа детей обратившихся с неинфекционной патологией [26].

Характерный для ВСД полиморфизм клинических проявлений, обязательное присутствие психоэмоционального компонента, частое протекание под маской соматической патологии лежат в основе многих врачебных ошибок. С проявлением психовегетативного синдрома в первую очередь встречаются не детские психоневрологи, а участковые педиатры, школьные врачи, явно переоценивающие соматические жалобы и придающие малое значение психоэмоциональному статусу. Кажущаяся повсеместность и широкая распространенность ВСД приводит к другой серьезной ошибке — недоучету серьезности этого состояния. Убедившись в функциональной природе заболевания, педиатры «успокаиваются» и не лечат этих детей активно, тем самым, обрекая их на более серьезные, уже органические заболевания в подростковом и взрослом возрасте [15, 26].

Вегетодистония сама по себе может приводить к выраженному снижению физической и умственной работоспособности, синдрому школьной дезадаптации и резкому снижению качества жизни [26, 28, 78, 79].

В дальнейшем часто возникают стойкие нарушения вегетативной регуляции, которые у юношей приводят к непригодности к службе в армии, а у молодых женщин способствуют невынашиванию беременности, являются одной из частых причин внутриутробной гипоксии плода, слабости родовых сил, асфиксии новорожденного [42]. В конечном итоге вегетодистонии вносят свой вклад в рождение каждого второго ребенка с натальной травмой [6, 26, 117]. Эти особенности перинатального анамнеза с течением лет, в свою очередь, приводят к вегетодистонии, шейному остеохондрозу, нарушениям мозгового кровообращения [6, 11, 115, 116, 118, 119, 120, 121, 139].

Большинство исследователей [78, 79, 15, 28, 26] разделяют мнение, что истоки психосоматических заболеваний взрослых (ишемической, гипертонической и гипотонической болезни, бронхиальной астмы, колита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, нейродермита и других) лежат в детстве и началом их зачастую является вегетативная дисфункция. Например, известно, что у каждого третьего ребенка с вегетодистонией, сопровождающейся артериальной гипертензией, в дальнейшем формируется гипертоническая болезнь [78].

Важно подчеркнуть, что профилактика и лечение вегетодистонии в детском возрасте являются более эффективными, так как захватывается ранняя обратимая стадия развития заболеваний [15, 26, 78, 79].

Исследованию вегетодистонии у детей посвящена обширная литература. Отмечаются такие особенности вегетодистонии у детей как вовлечение в патологический дизрегуляторный процесс всех систем организма [28], значение стрессовых воздействий в ее генезе и динамике и обязательное наличие психоэмоционального компонента. В литературных источниках последних лет описываются расстройства пограничного круга в психической сфере и отклонения в состоянии отдельных личностных характеристик, выявленные при клиническом и экспериментально-психологическом исследовании у детей с ВСД [26, 28, 78, 79]. Все это и позволяет отнести вегетодистонию к группе психосоматических заболеваний [28, 84].

К настоящему времени высказано значительное число гипотез, объясняющих психосоматические расстройства. Важнейшими из них являются кортико-висцеральная теория [23, 56], психодинамические концепции конверсии [108, 113, 136, 150, 151, 181], специфического личностного конфликта, персонального профиля личности [24, 161], алексетимии [29, 176, 179, 180, 183, 189], поведенческой медицины [40, 168].

Перспективными представляются предпринятые в последние годы попытки построения «интегративных моделей» психосоматических расстройств [63, 199, 201], методологическую основу которых составляет системный подход [196, 200], рассматривающий человека в единстве с окружающей средой как иерархический порядок физических, биологических и социальных уровней [107].

Однако построенные к настоящему времени интегративные модели являются лишь «системно-теоретическим эскизом» [21]. Их эмпирическая и экспериментальная проверка является «делом будущего» даже, по словам создателей концепции. Эти модели не могут быть использованы на практике ещё и потому, что интегральной индивидуальности, по мнению В. С. Мерлина, присуще бесконечное число свойств и особенностей, что не может быть объектом специального исследования [50, 88].

На современном этапе развития психосоматики актуален перевод инте-гративных умозрительных моделей в плоскость практического их использования. Это становится достижимо путем сужения подхода к проблеме и выделения для исследования какого-то одного, но важного для этиопатогенеза психосоматических расстройств аспекта. При этом не должна быть утрачена системность отображения объекта [50, 51, 105].

На протяжении многих лет в психосоматической лаборатории Центрально-Чернозёмного НЦ РАМН и ряде кафедр Курского государственного медицинского университета реализуется системный анализ психофизиологических факторов риска психосоматической патологии с позиций биопсиходи-намического подхода [51, 106]. Он основан на гипотезе о существовании акцентуированных биопсиходинамических типов, предрасположенных к психосоматическим расстройствам. Они включают усиленные (акцентуированные) психодинамические (темперамент) и связанные с ними нейрои физиологические характеристики индивидуальности.

Биопсиходинамический подход показал свою продуктивность при обследовании взрослых лиц [19, 22, 45, 68, 74, 82, 89, 104, 105, 140]. В то же время в медицинской практике данный подход не был до настоящего времени применен к изучению ВСД у детей. Поскольку биопсиходинамический подход предполагает системное изучение ребенка как психофизиологической целостности на разных иерархических уровнях ее организации, то его применение к изучению детей с ВСД представляется вполне оправданным.

Цель работы: с позиций биопсиходинамического подхода выявить психодинамические и физиологические особенности детей с ВСД и определить присущие им индивидуально-типические соотношения психологических и физиологических показателей.

Задачи исследования:

Провести комплексное обследование детей с ВСД на психологическом и физиологическом уровнях организации индивидуальности.

1. Психологический уровень. Исследовать у детей с ВСД:

• структуру свойств характера и темперамента;

• школьную тревожность;

• экстрапунитивность во фрустрирующих ситуациях.

2. Физиологический уровень. Исследовать у детей с ВСД:

• характеристики состояния вегетативной нервной системы.

• состояние центральной и церебральной гемодинамики.

3. Сопоставить индивидуальные психологические характеристики детей с ВСД с показателями состояния:

• вегетативной нервной системы;

• центральной и церебральной гемодинамики.

Научная новизна.

Впервые с позиций биопсиходинамического подхода проведено комплексное психологическое и физиологическое исследование детей с ВСД, определены структура свойств характера и темперамента, школьная тревожность, экстрапунитивность во фрустрирующих ситуациях, выявлены индивидуально-типические соотношения психологических и физиологических показателей.

Практическая ценность работы: установлены соотношения психофизиологических и физиологических характеристик детей с вегетососудиетой дистонией и наиболее часто встречающиеся биопсиходинамические профили, что является важным для понимания механизмов включения психофизиологических факторов в возникновение и развитие вегетососудистой дистонии у детей. Определен набор информативных психофизиологических методик для диагностики биопсиходинамического профиля детей с вегетососудистой дистонией.

На защиту выносятся следующие положения: 1. В целом для детей с вегетососудистой дистонией характерна возбудимость эмоций астенического круга (шкалы дистимности, тревожности и эмотивности) в сочетании с их инертностью, застреваемостью (шкала застревания).

2. Шкалы опросника Шмишека у детей с вегетососудистой дистонией измеряют четыре фактора: фактор эмоциональной неустойчивости (тревожность, экзальтированность, эмотивность, циклотимность), фактор социальной гиперактивности (демонстративность, гипертимность), фактор эмоциональной инертности (застревание, возбудимость) и дис-тимический фактор (педантичность, дистимность, циклотимность).

3. По данным факторного и кластерного анализов у детей с вегетососудистой дистонией выделяется три психодинамических профиля: ригидный (повышенные значения по шкалам застревания и пониженные значения по шкалам тревожности, эмотивности и циклотимности), эмотивный (повышенные значения по шкалам дистимности, тревожности, экзальтированности и эмотивности) и социально-пассивный (повышены значения по шкалам дистимности и тревожности и снижены значения по шкалам демонстративности и гипертимности).

4. У детей с вегетососудистой дистонией по результатам тест-опросника Филлипса было выявлено повышение значений по следующим шкалам: общей тревожности в школе, страха самовыражения, страха ситуации проверки знаний, низкой физиологической сопротивляемости стрессу, проблем и страхов в отношениях с учителями, что сочеталось с повышенными значениями по шкале препятственно-доминантных интрапу-нитивных реакций теста Розенцвейга.

5. С помощью факторного анализа физиологических показателей у детей с вегетососудистой дистонией выявлено три механизма реализации сим-патикотонической активации: собственно фактор симпатикотонической активированности, гиперкинетический фактор и фактор адекватности процессов регуляции.

6. Активация вегетативной нервной системы у детей с вегетососудистой дистонией зависит от биопсиходинамического профиля: ригидный и социально-пассивный отличаются активированностью симпатического отдела, а эмотивный — преобладанием активности парасимпатического отдела.

7. Системообразующими в детерминации биопсиходинамического профиля у детей с вегетососудистой дистонией являются акцентуированная тревожность и уровень препятственно-доминантных и самозащитных реакций.

Результаты исследования — методика обследования детей с вегетососудистой дистонией с применением комплекса психологических методик (тест акцентуации характера Шмишека, тест школьной тревожности Филлипса, детский рисуночный тест экстрапунитивности во фрустрирующих ситуациях Розенцвейга) и исследованием структуры сердечного ритма и гемодинамики с последующим выделением психодинамических профилей внедрена в клиническую практику психоневрологического отделения МУЗ «Городская детская больница № 2» и в учебный процесс на кафедрах детских болезней, детских болезней ФПО Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации» при подготовке студентов, врачей-интернов и ординаторов.

По результатам исследования опубликовано 8 печатных работ. Из работ, опубликованных в соавторстве, в диссертацию включены материалы, полученные лично автором.

Материалы работы доложены и обсуждены на итоговых научных сессиях Курского государственного медицинского университета (1999, 2000, 2001, 2003) — конференции «Актуальные проблемы медицины и фармации» (Курск 1999, 2000, 2001, 2003). Апробация диссертации состоялась на совместном заседании кафедр нормальной физиологии, патологической физиологии и педиатрии КГМУ 09.06.2003 г.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. При организации мер первичной профилактики психосоматических заболеваний у детей и подростков следует принимать во внимание тот факт, что их исходным этиопатогенетическим звеном является вегето-сосудистая дистония детского возраста, характеризующаяся определенным набором социально неблагоприятных личностных особенностей (акцентуацией эмоций астенического круга в комплексе с застойностью аффектов).

2. Высоко информативными методами для ранней диагностики вегетососудистой дистонии являются опросник Шмишека, тест школьной тревожности Филлипса и детский рисуночный тест Розенцвейга, дополненные исследованием центральной и церебральной гемодинамики.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В ПРАКТИКУ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.К. Психофизиологический подход к анализу интеллекта / М. К. Акимова // Психофизиологические вопросы становления профессионала. — М., 1976. — Вып. 2. — С. 69−85.
  2. , Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней / Ф. Александер, Ш. Селесник. М.: Прогресс-Культура, 1995. — 608 с.
  3. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996. — 400 с.
  4. , Б.Г. Строение характера / Б. Г. Ананьев // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. — С. 172−178.
  5. , О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга / О. С. Андриянов. М.: Наука, 1976. — 144 с.
  6. , В.В. Нейроциркуляторная дистония у подростков / В. В. Аникин, А. А. Курочкин, С. М. Кушнир. Тверь: Губернская медицина, 2000.- 184 с.
  7. , П.К. Биологические аспекты кибернетики / П. К. Анохин. М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 442 с.
  8. , П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К Анохин. М.: Наука, 1971. — 214 с.
  9. , П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 197 с.
  10. , Х.М. Характеристика вариантов первичной артериальной гипотензии у детей и ее значение как фактора риска ишемической болезни сердца: Автореф. дис.канд. мед. наук: (14.00.09) / Х. М. Ахметжанова. М., 1988. 26 с.
  11. П.Бадалян, JI.O. Детская неврология / Л. О. Бадалян. М.: Медицина, 1975.-416 с.
  12. , О.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / О. М. Баевский. — М.: Медицина, 1979. 295 с.
  13. , Д. Основные черты архитектуры физиологических функций/ Д. Баркрофт. M.-JL: Биомедгиз, 1937. — 318 с.
  14. , Н.Ю. Принципы целостности деятельности мозга / Н. Ю. Беленков. М.: Медицина, 1980. — 380 с.
  15. , Н.А. Болезни сердца и сосудов у детей: Рук-во для врачей: В 2 т. Т. 1. / Н. А. Белоконь, М. Б. Кубергер. М.: Медицина, 1987. — 448 с.
  16. Болезни сердца и сосудов. Рук-во для врачей: В 4 т. Т.1. / Под ред. Е. И. Чазова. М.: Медицина, 1992. — 496 с.
  17. , М.Н. Индивидуальные особенности в сенсорном различении как проявление концентрированное&trade- процессов возбуждения / М. Н. Борисова // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1972. — Т. 7. — С. 127−155.
  18. , М.Н. О соотношении некоторых показателей абсолютной и относительной силы нервных процессов / М. Н. Борисова, И.В.Равич-Щербо // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1967. — Т. 5. — С. 133−149.
  19. , Н.А. Психофизиологические особенности лиц с артериальной гипотензией. Автореф. дисс. канд. мед. наук. (14.00.17) / Н.А.Борисова- Курск, гос. мед. ун-т. Курск, 1999. — 20 с.
  20. Боровиков, В.П. STATISTIC А. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. / В. П. Боровиков, И. П. Боровиков. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. 608 с.
  21. , В. Психосоматическая медицина: Пер с нем. / В. Бройтигам, П. Кристиан, М.Рад. М.: ГЭОТАР Медицина, — 1999. — 376 с.
  22. , Л.И. Психофизиологические основы поведенческого фактора риска ишемической болезни сердца. Автореф. дис. канд. мед. наук. (14.00.17) /Л.И.Бурмашова- Курск, гос. мед. ун-т. Курск, 1999. — 20 с.
  23. , К.М. Кортико-висцеральная патология / К. М. Быков, И. Т. Курцин. Л.: Наука, 1960. — 357 с.
  24. , Н.Д. Развитие зарубежных психосоматических теорий (аналитический обзор) / Н. Д. Былкина // Психологич. журн. 1997. Т. 18, № 2. -С. 149−160.
  25. , Т.В. Подвижность как свойство нервных процессов. Генетический аспект проблемы / Т. В. Василец // Проблемы генетической психофизиологии человека. М., 1978.-С. 111−126.
  26. Вегетативно-сосудистая дистония у детей (клиника, диагностика, лечение). Метод, рекомендации № 57/6−40. М., 1987. — 22 с.
  27. Вегетативные синдромы у детей: метод. Рекомендации / Сост. Е. С. Бондаренко, Д. Ч. Ширеторова, Э. А. Эделыптейн и др. М.: ЦОЛИУВ, 1990.-30 с.
  28. , A.M. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / А. М. Вейн. М.: МИА, 1998. — 752 с.
  29. , В.А. Взаимосвязь биоритмологических типов работоспособности у здоровых лиц и больных ишемической болезнью сердца: психосоматическое значение / В. А. Винокур, О. А. Клещенко, В. И. Симаненков // Кардиология. 2001. — Т. 41, № 9. — С. 29−30.
  30. , И.Н. Тетраполярная реография в исследовании ударного объёма сердца у детей / И. Н. Вульфсон // Педиатрия. 1977. — № 4. — С. 57−59.
  31. , И.Н. Возрастные особенности тетраполярной реокардиограммы / И. Н. Вульфсон, А. П. Иванов // Педиатрия. 1979. — № 6. — С. 710.
  32. , Л.С. Избранные психологические произведения / Л. С. Выготский. М: Просвещение, 1956.-519 с.
  33. , К. О назначении частей человеческого тела / К. Гален — М.: Медицина. 1971. — 170 с.
  34. , М.В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. -М.: Просвещение, 1986. 272 с.
  35. , Е.В. Нейроциркуляторная гипотония и гипотонические состояния: Рук-во по кардиологии / Е. В. Гембицкий М., Медицина, 1982. -Т. 4.- С. 101−118.
  36. , С. Медико-биологическая статистика: Пер. с англ. / С. М. Гланц. М.: Практика, 1999. — 459 с.
  37. Гогин, Е. Е Гипертоническая болезнь / Е. Е. Гогин. М.: 1997. — 400 с.
  38. , Э.А. Реакция навязывания ритма как метод исследования в дифференциальной психофизиологии / Э. А. Голубева // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. — Т. 7. — С. 7−24.
  39. , Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей / Э. А. Голубева // Вопр. психологии. 1980. — № 4. — С. 23−37.
  40. , К.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений / К. М. Губачев, Е. М. Стабровский. Л.: Медицина, 1981. -216 с.
  41. , Р. Избранные произведения / Р.Декарт. М.: Мысль, 1950. -165 с.
  42. , О.М. Артериальная гипотония у беременных / О. М. Елисеев // Терапевт, арх. 1992. — Т. 64, № 10 — С. 66−70
  43. Ермолаева-Томина, Л. Б. Оценка показателей динамичности нервной системы по кожно-гальванической методике / Л.Б.Ермолаева-Томина // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1969. — Т. 6. — С. 214−227.
  44. , Д.И. Связь регуляции сердечного ритма на пробу активного ортостаза с характеристиками центральной гемодинамики/ Д.И. Жемайтите// Физиология человека. 1989. -Т. 15, № 2. — С. 31−40.
  45. , А.И. Психофизиологическая характеристика больных язвенной болезнью при разной длительности и тяжести течения заболевания. Автореф. дисс. канд. мед. наук. (14.00.17) / А.И.Жигулина- Курск, гос. мед. ун-т. Курск, 2001. — 20 с.
  46. A.А.Племенов, В. И. Бабкина // Междунар. учред. конгр. по патофизиологии. -М., 1991.-С. 167.
  47. , А.В. Биопсиходинамическая концепция как основа системного исследования психосоматических расстройств / А. В. Завьялов,
  48. B.В.Плотников, Л. А. Северьянова // Человек и его здоровье. Науч.-практ. вестн. 2003. — № 1. — С. 6−14.
  49. , А.В. Взаимосвязь между показателями церебрального и ор-ганизменного гомеостаза / А. В. Завьялов, С. А. Сидорова, Т. С. Рябыкина и др. // Информационные процессы и технологии. Курск, 1994. — С 127.
  50. , В.А. Особенности венозного и артериального тонуса у больных гипертонической болезнью и атеросклерозом. // Гипертоническая болезнь, атеросклероз, коронарная недостаточность. Киев: Здоров’я, 1965.-С. 122−126.
  51. , В.Б. Специфичность психовегетативного эффекта в аспекте психосоматической и кортиковисцеральной концепций / В. Б. Захаржевский // Телесность человека: междисциплинарные исследования -М.: Медицина, 1992.-С. 117−125.
  52. , Л.Р. Функциональная диагностика нервных болезней / Л. Р. Зенков, М. А. Ронкин М.: Медицина, 1982.-639 с.
  53. , Ю.Ф. Возрастные соотношения электрической активности и кровообращения головного мозга у детей / Ю. Ф. Змановский, Э. С. Ополинский, М. Г. Князева // Физиология человека. 1976. — Т.2, № 6.-С. 1008−1020.
  54. , К. Факторный анализ. Пер. с нем. / К. Иберла М.: Статистика, 1980.-265 с.
  55. , С.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы человека /
  56. С.А.Изюмова, М. А. Аминов // Вопр. психологии. 1978. — № 5. — С. 128 133.
  57. , М.А. Фитотерапия вегето-сосудистой дистонии у детей: Автореф. дис. канд. мед. наук: (14.00.09) / М.А.Иноземцева- Воронеж, гос. мед. академия. Воронеж, 1997. — 22 с.
  58. , Ф.В. К вопросу о типологическом значении скорости образования условного (фотохимического) рефлекса / Ф. В. Ипполитов // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1969. — Т.6. — С. 58−66.
  59. , Б.А. Концепция непрерывности переходных состояний от здоровья к болезни, как основа проспективного мониторинга детей группы риска по формированию хронических форм патологии: лекция № 5 / Б. А. Кобринский. М., 1994. — 31 с.
  60. , А.Г. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев М.: МГУ, 1982. — С. 167−171.
  61. , В.В. Психиатрия детского возраста: Рук-во для врачей: изд. 2-е, переработанное и дополненное / В. В. Ковалев М.: Медицина, 1995. -560 с.
  62. , В.Г. Исследование показателей центральной гемодинамики с помощью тетраполярного варианта интегральной реографии тела / В. Г. Ковешников, Н. Д. Болтенков // Вопр. охраны материнства и детства. 1986. — Т. 31, № 12. — С. 16−19.
  63. , JI.A. Нейрофизиологические основы поведенческого фактора при ишемической болезни сердца. Автореф. дис. канд. мед. наук. (14.00.17) / Л.А.Козаренко- Курск, гос. мед. ун-т. Курск, 1999. — 20 с.
  64. , Г. Н. Некоторые основные закономерности осуществления биологических процессов и их роль в патологии / Г. Н. Крыжановский // Патол. физиология и эксперим. терапия. 1974. -№ 6.-С. 3−15.
  65. , Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. JL: Медицина, 1984. — 216 с.
  66. , Г. А. Функциональная межполушарная асимметрия мозга. Методические указания / Г. А. Кураев, А. Г. Глумов — Ростов-н/Д, 1991. — 20 с.
  67. , И.Т. Теоретические основы психосоматической медицины / И. Т. Курцин Л.: Наука. — 1973. — 247 с.
  68. , Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. М.: Высш. шк., 1990. — 347 с.
  69. , Н.А. Психофизиологическая характеристика лиц, склонных к гипертензивным реакциям. Автореф. дис. канд. мед. наук. (14.00.17) / Н.А.Лапшова- Курск, гос. мед. ун-т. Курск, 1999. — 20 с.
  70. , М.Д. Проблема характера в современной психологии / М. Д. Левитов // Психология индивидуальных различий. Тексты. М: МГУ, 1982.-С. 69−73.
  71. , К. Акцентуированные личности: Пер. с нем. / К.Леонгард. — Киев: Вища школа, 1981. — 392 с.
  72. , А.Н. Индивид и личность / А. Н. Леонтьев // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. — С. 15−20.
  73. , И.В. Артериальная гипертензия у детей и подростков. Лекция для врачей / И. В. Леонтьева. М., 2000. — 61 с.
  74. , И.В. Артериальная гипотония у детей и подростков. Лекция для врачей / И. В. Леонтьева. М., 2000. — 58 с.
  75. , И.В. Маркеры риска развития гипо- и гипертонической болезни и детей с артериальной гипотнией / И. В. Леонтьева, Н. А. Белоконь // Вопр. охраны материнства и детства. -1991. № 3 — с. 23−28.
  76. , А.Е. Подростковая психиатрия: (рук-во для врачей) /
  77. A.Е.Личко. Л.: Медицина, 1979. — 336 с.
  78. , В.В. Психонейроэндокринное соотношение у здоровых людей в спокойном состоянии и при нервнопсихическом напряжении. Автореф. дисс. канд. мед. наук. (14.00.17) / В.В.Лукьянов- Курск, гос. мед. ун-т. Курск, 1993. — 28 с.
  79. , В.И. Нейроциркуляторная дистония в терапевтической практике / В. И. Маколкин, С. А. Аббакумов. М.: Медицина, 1985. — 192 с.
  80. , В.И. Психосоматические расстройства в клинике внутренних болезней / В. И. Маколкин, Л. В. Ромасенко. М., 2003. — 24 с.
  81. Материалы к сравнительному изучению различных показателей подвижности нервной системы человека / М. Н. Борисова, К. М. Гуревич, Л.Б.Ермолаева-Томина и др. // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. — М., 1963. Т. 3. — С. 180−201.
  82. , А.С. Неинвазивный комплексный метод исследования сократительной функции сердца / А. С. Мелентьев // Кардиология. -1981. -Т. 21, № 3.- С. 87−92.
  83. , В.М. Введение в экспериментальную психологию личности / В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
  84. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности /
  85. B.С.Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  86. , Т.А. Психофизиологическая характеристика женщин с невынашиванием беременности. Автореф. дис. канд. мед. наук. (14.00.17) / Т.А.Миронова- Курск, гос. мед. ун-т. Курск, 1998. — 20 с.
  87. , О.А. Исследование возрастных особенностей гемодинамики детей методом измерения ударного объёма крови (интегральная рео-графия тела) / О. А. Мутафов // Педиатрия. 1976. — № 2. — С. 42−47.
  88. , В.Д. О структуре основных свойств нервной системы / В. Д. Небылицин // Вопр. психологии. 1963. — № 4. — С. 21−34.
  89. , В.Д. Основные свойства нервной системы человека / В. Д. Небылицын. -М.: Просвещение, 1966.-383 с.
  90. , Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2. Психология образования 2-е изд. / Р. С. Немов. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
  91. , Ф. По ту сторону добра и зла: Сб. / Ф.Ницше. Минск: ООО «Попурри», 1997. — 544 с.
  92. , Ю.Л. Аффективные психозы / Ю. Л. Нуллер, И. И. Михаленко. — М.: Медицина, 1988. 264 с.
  93. Определение сердечного выброса методом тетраполярной грудной рео-графии и его метрологические возможности / Ю. Т. Пушкарь, В. М. Большов, Н. А. Елизарова и др. // Кардиология. 1977. — Т. 32, № 7. -С. 85−90.
  94. , М.К. Реография в педиатрии. / М. К. Осколкова, Г. А. Красина. М.: Медицина, 1980. — 216 с.
  95. Отрицательные обратные связи в патогенезе первичной артериальной гипертонии: механочувствительность эндотелия / В. М. Хаютин, Е. В. Лукошкова, А. Н. Рогоза, В. П. Никольский // Физиолог, журн. им. И. М. Сеченова. 1993. — № 8. — С. 1−21.
  96. , И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека: Полное собрание сочинений. В 4-х т. — II изд. Т. 3, кн. 1. / И. П. Павлов. М. — Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. — 392 с.
  97. , Н.Р. Трансторакальная реография при клинических исследованиях гемодинамики / Н. Р. Палеев, И. М. Каевицер // Кардиология. -1977.-Т. 17, № 3.-С. 47−52.
  98. , Н.Р. Неинвазивный способ определения объёмной скорости церебрального кровотока и его соотношений с минутным объёмомсердца / Н. Р. Палеев, Н. М. Каевицер, Б. В. Агафонов // Кардиология. — 1980.-Т. 20, № 1.-С. 54−57.
  99. Платон. Диалоги / Платон. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. — 512 с.
  100. , К.К. О системе психологии / К. К. Платонов. М.: Наука, 1972.-216 с.
  101. , В.В. Психологические профили личности при ишеми-ческой болезни сердца / В. В. Плотников, С. Б. Девицкий, Я. А. Важова // Проблемы психиатрии, психосоматики, наркологии: Материалы науч. конф.-Курск, 1998.-С. 175−179.
  102. , Д.В. Психофизиологические факторы риска ишемиче-ской болезни сердца. Автореф. дис. докт. мед. наук. (03.00.13) / Д.В.Плотников- Курск, гос. мед. универ. Курск, 1999. — 40 с.
  103. , Д.В. Психофизиологические факторы риска ишемиче-ской болезни сердца / Д. В. Плотников. Курск, 2002. — 309 с.
  104. , Д.В. Тест акцентуаций свойств темперамента (TACT) для психосоматических исследований: Метод, рекомендации / Д. В. Плотников, Л. И. Бурмашова. Курск, 2001. — 80 с.
  105. , В.М. Концепция формирования ритма сердца в центральной нервной системе (концепция центрального ритмогене-за)/ В. М. Покровский // Кубан. науч. мед. вести. Краснодар, 2000. -№ 2−3. — С. 20−24.
  106. Практикум по основам психологии: тесты и хрестоматия. Учеб. пособие для студентов медицинского института / Сост. В. А. Мельников. Симферополь: СОНАТ, 1997. — 254 с.
  107. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. 128 с.
  108. Практическая психодиагностика / Под. ред. Д. Я. Рай городского. -Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
  109. Психологическая характеристика детей пубертатного возраста в норме и при синдроме вегетативно-сосудистой дистонии / С. Б. Шварков, Н. А. Белоконь, Г. Г. Осокина, А. Ш. Тхостов // МРЖ. 1987. — № 7. — С. 9.
  110. Пуанеску-Подяну, А. Трудные больные. Неопределенно выраженные труднообъяснимые страдания / А. Пуанеску-Подяну. Бухарест: Мед. изд-во, 1974. — 327 с.
  111. , Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Д. Я. Райгородский. -Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. 640 с.
  112. , А.Ю. Шейная мигрень / А. Ю. Ратнер. Казань: Изд-во Казанского университета, 1965. — 232 с.
  113. , А.Ю. Шейный остеохондроз и церебральные нарушения / А. Ю. Ратнер. Казань: Изд-во Казанского университета, 1970. — 229 с.
  114. , А.Ю. Родовые повреждения спинного мозга у детей / А. Ю. Ратнер. Казань: Изд-во Казанского университета, 1979. — 216 с.
  115. , А.Ю. Нарушения мозгового кровообращения у детей / А. Ю. Ратнер. Казань: Изд-во Казанского университета, 1983. — 144 с.
  116. , А.Ю. Родовые повреждения нервной системы / А. Ю. Ратнер. Казань: Изд-во Казанского университета, 1985. — 332 с.
  117. , А.Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы / А. Ю. Ратнер. Казань: Изд-во Казанского университета, 1990.-312 с.
  118. , Н.А. Артериальные гипертензии / Н. А. Ратнер М.: Медицина, 1974.-415 с.
  119. , В.И. Об общем и парциальном факторах силы нервной системы / В. И. Рождественская, Э. А. Голубева, Л.Б.Ермолаева-Томина // Проблемы дифференциальной психофизиологии. — М., 1969. -Т. 6.-С. 15−37.
  120. , С.JI. Основы психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Учпедгиз, 1946. — 504 с.
  121. , Г. В. Вариабельность ритма сердца/ Г. В. Рябыкина, А. В. Соболев. М.: Стар’Ко, 1998. — 200 с.
  122. , Л.М. Введение в психологию индивидуальности / Л. М. Собчик -М.: Инст. прикл. психол., 1998. 512 с.
  123. Статистические методы исследования в медицине и здравоохранении. / Под ред. Л. Е. Полякова.- М.: Медицина, 1971. 199 с.
  124. , Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я.Стреляу. М.: Прогресс, 1986. 215 с.
  125. , Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (PIT) среди других теорий темперамента / Я. Стреляу // Иностран. психология. 1993. — Т. 1, № 2. — С. 37−48.
  126. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1961.-207 с.
  127. , Б.М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека / Б. М. Теплов // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1963. — Т. 3. — С. 3−46.
  128. , В.М. Ангионеврология детского возраста. Руководство для врачей. / В. М. Трошин, Е. М. Бурцев, В. Д. Трошин. Н. Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1995. — 480 с.
  129. , В.А. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор / В. А. Трошихин, С. И. Молдавская, Н. В. Кольченко. Киев: Наукова думка, 1978. — 174 с.
  130. , С.Е. Состояние венозной гемодинамики при артериальной гипертонии. / С. Е. Устинова, Е. А. Еренкова, А. А. Беккер // Кардиология. 1997, № 11. — С. 53−57.
  131. , Ю.Н. Изучение мозгового кровообращения здоровых детей методом реоэнцефалографии / Ю. Н. Федоровский,
  132. Г. М.Надточий, Б. Н. Максимов // Вопр. охраны материнства и детства. -1972.-№ 8.-с. 58−62.
  133. , А.И. Неспецифические механизмы адаптации ЦНС к прерывистым раздражениям, спектральная структура ЭЭГ и оптимальные параметры ритмических сенсорных воздействий/ А. И. Федотчев, А. Т. Бондарь // Успехи физиол. наук. -1996. -Т. 27, № 4. -С. 61.
  134. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд М.: Наука, 1991.-456 с.
  135. , В.М. Механорецепция эндотелия артериальных сосудов и механизмы защиты от развития гипертонической болезни / В. М. Хаютин. // Кардиология 1996. — Т. 36, № 7. — С. 27−35.
  136. , А.Н. Состояние и соотношение психических, сенсорных, моторных, вегетативных и эндокринных функций у операторов Курской АЭС: Автореф. дис. канд. мед. наук: (14.00.17) / А.Н.Царев- Курск, гос. мед. ун-т. Курск, 1998. — 21 с.
  137. , М.Б. Клиническая патология детского возраста / М. Б. Цукер М.: Медицина, 1978. — 464 с.
  138. , Ж.Ю. Возрастная динамика психофизиологических и клинико-неврологических характеристик при первичной артериальной гипотензии. Автореф. дис. канд. мед. наук. (14.00.17) / Ж.Ю.Чефранова- Курск, гос. мед. универ. Курск, 1998. — 20 с.
  139. , Н.И. Об уточнении физиологического смысла и стандартизации двигательной методики В.Д.Небылицина по определению силы нервной системы / Н. И. Чуприкова // Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1976. — С. 181−207.
  140. , Г. А. О генотипических основах динамичности нервных процессов / Г. А. Шибаровская // Проблемы генетической психофизиологии человека. М., 1978.-С. 137−144.
  141. , С.А. Функциональная диагностика в детской неврологии (методические рекомендации) / С. А. Широкова. -Казань, 1986.-23 с.
  142. , М.А. Жизнеугрожающие аритмии у детей / М. А. Школьникова. М.: ОАО «Нефтяник», 1999. — 230 с.
  143. , М.Ф. Исследование генотипической обусловленности синдрома силы нервной системы / М. Ф. Шляхта, Т. А. Пантелеева // Проблемы генетической психофизиологии человека. М., 1978. — С. 94−110.
  144. , А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосоматика: объективная и субъективная парадигмы анализа данных / А. Г. Шмелев // Вопр. психологии. 1982, № 5. — С. 36−46.
  145. , Б.И. Гипертоническая болезнь и другие формы артериальных гипертензий / Б. И. Шулутко. СПб.: РЕНКОР, 1998. — 200 с.
  146. Энциклопедия детского невролога / Под. Ред. Г. Г. Шанько. -Минск: Белорусская энциклопедия, 1993. 552 с.
  147. , В.В. Соотношение структуры и основных типов акцентуации личности в системах А.Е. Личко и К. Леонгарда / В. В. Юстицкий // Применение математических методов в исследовании процесса обучения. Вильнюс, 1977. — С. 141−158.
  148. Alexander, F. Studies in Psychosomatic Medicine / F.Alexander. -New York: The Ronald Press, 1948. 512 p.
  149. Alexander, F. Psychosomatic medicine, its principles and applications / F.Alexander. New York, 1950. — 607 p.
  150. Alexander, F. The psychosomatic approach / F. Alexander, G.W.Flagg // Handbook of clinical psychology. New York, Toronto, London, Sydney, 1965.-P. 37−98.
  151. Ali, N. Hemispheric Lateralization of Perception and Memory for Emotional Verbal Stimuli in Normal Individuals / N. Ali, C. R. Cimino // Neuropsychology. 1997. — Vol. 11, № 1. — P. 114−125.
  152. Beauchaine, Т. Vagal tone, development, and Gray’s motivational theory: toward an integrated model of autonomic nervous system functioning in psychopathology / T. Beauchaine // Dev. Psychopathol. 2000. — Vol. 13, № 2.-P. 183−214.
  153. Cerebral laterality in adolescent major depression / D.S.Pine, L.M.Kentgen, G.E.Bruder et al. // Psychiatry research. — 2000. Vol. 93, № 2.-P. 135−144.
  154. Cheng, Т.О. Heart rate variability and QT dispersion in mitral valve prolapse / T.O.Cheng // J. Electrocardiol. 2001. — Vol. 34, № 1. — P. 89.
  155. Coffey, С. E. Cerebral laterality and emotion: the neurology of depression / C. E. Coffey // Comprehensive psychiatry. 1987. — Vol. 28, № 3. -P. 197−219.
  156. Components of type «A», hostility and anger. Relationship to angiographic findings / T.M.Dembrovski, J.M.Mac Dougall, R.B.Williams et al. // Psychosom. Med.-1985. Vol.47, № 1. — P. 64−75.
  157. Davidson, R. J. Anterior cerebral asymmetry and the nature of emotion / RJ. Davidson // Brain and cognition. 1992. — Vol. 20, № 1. — P. 125 151.
  158. Delius, L. Psychovegetative syndrome / L. Delius, J.Fahrenberg. -Thieme, Stuttgart., 1996. 185 p.
  159. Dunbar, F. Emotions and bodily changes / F. Dunbar New York: Columbia University Press, 1954. — 1192 p.
  160. Engel, J. The clinical application to the psychosocial model / J. Engel // Amer. J. Psychiat. 1980. — Vol. 137, № 5. — P. 535−540.
  161. Engel, J. Experim. indused depression in an infant / J. Engel, F. Reishman // J. Amer. Psychoanal. Assn. 1956. — Vol.4. — P. 344−363.
  162. Engel, J. Psychoanal. Theory of psychosom medicine / J. Engel, H. Schimale // Psychoter. A Psychosom. 1979. Vol. 51. — P. 45−50.
  163. Eysenk, H.J. Personality as a risk factor in coronary heart disease / H.J.Eysenk // Europ. J. Pers. 1991. — Vol.5, № 2. — P.81−92.
  164. Folstein, M.F. Mood disorder as a specific complication of stroke / M.F.Folstein, R. Maiberger, P.R.McHugh // Journal of neurology, neurosurgery and psychiatry. 1977. — Vol. 40, № 10. — P. 1018−1020.
  165. Friedman, M. Assocoation of specific overt behavior pattern with coronary disease and cardiovascular findings / M. Friedman, R. Rosenman // JAMA.-1959.-Vol. 169, № 12.-P. 1286−1296.
  166. Friedman, M. Overt behavior pattern in coronary desease: detection of overt behavior pattern A in patients with coronary desease by new psychological procedure / M. Friedman, R. Rosenman // JAMA. 1960. — Vol. 173. — P. 1320−1325.
  167. Frontal Brain Asymmetry and Affective Style: A Conceptual Replication / D. Hagemann, E. Naumann, G. Becker et al. // Visual neuroscience. — 1998. Vol. 35, № 4. P. 372−388.
  168. Frontal Brain Asymmetry and Emotional Reactivity: A Biological Substrate of Affective Style / R.E.Wheeler, R.J.Davidson, A. J. Tomarken et al. // Psychophysiology. 1993. — Vol. 30, № 1. — P. 82.
  169. Gainotti, G. Emotions and hemispheric lateralization. Review of the literature / G. Gainotti // Encephale. 1983. — Vol. 9, № 4. — P. 345−364.
  170. Glass, D.C. Stress, behavior patterns and coronary sisease / D.C.Glass // Am. Scientist. 1977. — V.65, № 1. — P. 177−187.
  171. Hermle, L. Blood flow and cerebral laterality in the mescaline model of psychosis / L. Hermle, E. Gouzoulis-Mayfrank, M. Spitzer // Pharmacop-syphiatry. 1998. — Vol. 31, № 2. — P. 85−91.
  172. Individual differences in anterior brain asymmetry and fundamental dimensions of emotion / R.J.Davidson, R.E.Wheeler, R.C.Doss, A.J.Tomarken // Social psychiatry and psychiatric epidemiology. 1992. — Vol. 62,№ 4.-P. 676−687.
  173. Jenkins, C.D. Psychosocial and behavioral factors / C.D.Jenkins // Prevention of coronary heart disease. Philadelphia: Saunders, 1983. — P. 98−112.
  174. Krystal, H. Alexythimia and psychotherapy / H. Krystal // Amer. J. Psychother. 1979. — Vol. 33, № 1. — P. 17−31.
  175. Kupfer, P. Das Typ-A-Verhalten nach der Demontage was bleibt Bestandsauf nahme und aktueller Forschungsrend Uberlicksarbeit / P. Kupfer // L. klin. Psychol. — 1993. — Vol. 22, № 1. — P.22−28.
  176. Luban-Plozza, B. Poldinger lied Psychosom. Diseases in a General Practice: Theory and experience / B. Luban-Plozza. Basle, 1985. — 487 p.
  177. McDonald, P. The expression and perception of facial emotion in alexithymia: a pilot study / P. McDonald, K. Prkachin // Psychosom. Med. -1990.-Vol. 52.-P. 199−210.
  178. McDougall, J. The psychosoma and psychoanalytic process / J. McDougall // Inter. Rev. Psychoanal. 1974. — Vol. 1. — P. 437−448.
  179. Mitsherrlich, A. Krankheet als Konflikt. / A.Mitsherrlich. Frankfurt: Edition Suhrkamp, 1971. — 312 p.
  180. Nagae, S. Cerebral hemispheric differences in memory of emotional and non-emotional words in normal individuals / S. Nagae, M. Moscovitch // Neuropsychologia. 2002. — Vol. 40, № 9. — P. 1601−1607.
  181. Neill, J. The clinical approach to Alexithymia. A review / J. Neill, M. Sandiefer // Psychosomatics. 1982. — Vol. 23, № 12. — P. 193−205.
  182. Rosenman, R.H. Neurogenic factors in pathogenesis of coronary heart disease / R.H.Rosenman, M. Friedman // Med. Clin. North. Amer. 1974. -Vol.58.-P. 269−283.
  183. Ross, E. D. Differential Hemispheric Lateralization of Primary and Social Emotions: Implications for Developing a Comprehensive Neurology for Emotions, Repression, and the Subconscious / E.D.Ross, W. Homan,
  184. R.Buck // Neuropsychiatry, neuropsychology and behavioural neurology. -1994.-Vol. 7,№ 1. P. 1.
  185. Schaefer, H. Socialmedizin, 2. Aufl. Thieme / H. Schaefer, M.Blohmke. Stuttgart, 1978. — 435 p.
  186. Schwartz, G. E. Right hemisphere lateralization for emotion in the human brain: interactions with cognition / G.E.Schwartz, R.J.Davidson, F. Maer // Science. 1975. — Vol. 190, № 4211. — P. 286−288.
  187. Selye, H. Endocrine reactions during stress / H. Selye // Cur. Res. An-alg. 1956. — Vol. 35. — P. 182−193.
  188. Sifneos, P. The phenomenon of alexithymia observations in neurotic and psychosomatic patients / P. Sifneos // Psychother. a. Psychosom. 1977. -Vol. 28, № 1.-P. 45−57.
  189. Silberman, E K. Hemispheric lateralization of functions related to emotion / E K. Silberman, H. Weingartner // Brain and cognition. 1986. -Vol. 5, № 3. — P. 322−353.
  190. Taylor, G. The revised T.A.S. / G. Taylor // Psychother. A psychosom. 1989.-Vol. 51.-P. 51−55.
  191. The influence of fetal and postnatal growth on heart rate variability in young infants / M.M.Massin, N. Withofs, K. Maeyns, F. Ravet // Cardiology. -2001. Vol. 95, № 2. — P. 80−83.
  192. The relationship of psychological factors to coronary heart disease in the Framingham study: Methods and risk factors / S.G.Hayness, M. Feinleib, S. Levine // Amer. J. Epidemiol.- 1984. Vol. 107, № 2. — P. 384−402.
  193. The responses of skin blood flow, mean arterial pressure and R-R interval induced by cold stimulation with cold wind and ice water / N. Shibahara, H. Matsuda, K. Umeno et al. // J Auton Nerv Syst. 1996. -Vol. 61,№ 2.-P. 109−115.
  194. Theorell, T. Relationship of disturbing life-changes and emotions to the early development of myocardial infarction and other serious illness /
  195. T.Theorell, E. Linds, B. Floderus // Int. J. Epidemiol.-1975. Vol.7, № 4. -P.281−293.
  196. Uexkull, Th. Psychosomatische Medizine. 4 Aufl. / Th. Uexkull -Munchen Urban und Schwarzenberg, 1990. 310 p.
  197. Verrier, R.L. Sympathetic-parasympathetic interactions and ventricular electrical stability/ R.L. Verrier, B. Lown// Neural Mechanisms in Cardiac Arrhythmias/ Eds. P.J. Schwartz, A.M. Brown, A. Malliani et al. N.Y.: Raven Press, 1978. — P.75.
  198. Watanabe, F. Prolonged bed rest impairs response of the small arteries to cold pressor test / F. Watanabe, K. Takenaka, Y. Suzuki et al. // J Gravit Physiol. 1997. — Vol. 4, № 1. — P. S72−74.
  199. Weiner, H. Psychobiology and Human Disease. Ebserried. / H.Weiner. New York, 1977. — 510 p.
  200. Weiner, H. Specificity and specification: two cofinuing problems in psychosomatic research / H. Weiner // Psychosom. Med. 1992. — Vol. 54. -P. 539−549.
  201. Weizsacker, V. Der gestaltkreis, 2. Aufl, Thieme / V.Weizsacker. -Stutgart, 1947.-315 p.
  202. Wolff, H. Life stress a bodily disease / H. Wolff-Williams- A. Wilkins- Ed. M.Wolff. Baltimore, 1946. — 337 p.
  203. Zernikow, B. Ventilator-associated sinus arrhythmia in a preterm neo-nate~an indicator for a mature autonomic nervous system? / B. Zernikow, E. Michel // Acta Paediatr. 1996. — Vol. 85, № 4. — P. 505−507.
Заполнить форму текущей работой