Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Возрастные особенности адаптационных реакций сердца на локальную мышечную деятельность у дошкольников с нарушением зрения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние десятилетия многие исследователи (М.М. Безруких, Л. В. Морозова, 1996 и др.) отмечают у лиц различного возраста широкое распространение разных нарушений зрения. Офтальмологи уделяют большое внимание коррекции зрения, начиная с детей дошкольного возраста, что является положительным моментом (Г.Г. Демирчоглян, 1990, 1995, 1997, 1998). При этом ни специалисты-медики, ни педагоги… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста
    • 1. 2. Возрастные особенности адаптационных реакций кровообращения на физическую нагрузку у дошкольников
    • 1. 3. Особенности физического и функционального развития у детей с нарушением зрения
    • 1. 4. Различные подходы к физическому оздоровлению детей в дошкольных учреждениях
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика испытуемых, принимавших участие в обследованиях
    • 2. 2. Методика исследования функций сердечно-сосудистой системы и показателей физической подготовленности
    • 2. 3. Характеристика разработанной программы физкультурно-оздоровительных мероприятий
  • ГЛАВА 3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ СЕРДЦА НА ЛОКАЛЬНУЮ РАБОТУ МЫШЦ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 3. 1. Возрастные особенности реакций сердечно-сосудистой системы на локальную работу мышц у дошкольников
    • 3. 2. Особенности адаптационных реакций сердца на локальную работу мышц у дошкольников со снижением функции зрения
    • 3. 3. Влияние средств психофизического оздоровления на характер адаптационных реакций сердца у дошкольников
  • ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Возрастные особенности адаптационных реакций сердца на локальную мышечную деятельность у дошкольников с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в России социальные и экологические условия жизни населения, в том числе и детей, характеризуются ухудшением всех параметров качества жизни и снижением ее продолжительности. Во время кардинальных, глубоких экономических перемен и социальных потрясений во всех сферах деятельности могут приспособиться и выстоять только здоровые, эмоционально устойчивые, способные на высокую концентрацию усилий, умеющие своевременно восстанавливать свои силы люди (А.И. Константинова, 1993; Н. В. Лебедева и др., 1997; А. А. Баранов и др., 1999).

Несмотря на очевидные достижения медицины, число заболеваний с временной утратой работоспособности увеличивается с каждым годом. При этом многие болезни «помолодели». Так, например, уже среди воспитанников детских садов у 80% диагностируются какие-либо хронические заболевания, патологические осанки, нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата, умственная и эмоциональная заторможенность, снижение двигательной активности и т. п. (Г.Н. Сердюковская и др., 1991; Л. Ф. Бережков, 1994; Н. В. Соколова, 1996; А. С. Солодков, 1996; И. А. Фирсова, 2000).

Хотелось бы верить, — пишет А. И. Константинова, — что когда-нибудь человек попадет в «технологический рай» — суперкомпьютеры помогут решить социальные и экологические проблемы, черновую работу будут выполнять роботы, исчезнет СПИД и другие страшные болезни, откроют новые миры и освоят далекие галактики. Но каким же будет человек, если уже сейчас столь плачевно состояние наших детей" (1993).

Решение проблемы здоровья детей и подростков, совершенствования их психофизического состояния требует комплексного изучения закономерностей индивидуального развития организма на всех этапах онтогенеза. Одной из особенностей детского организма является гетерохронность роста и развития, на фоне которой происходит формирование и достижение гармоничного физического развития ребенка, в том числе двигательных качеств (И.А. Аршавский, 1982).

Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы и ее реактивности — одна из актуальных задач возрастной физиологии. Выявлено, что статические нагрузки (Р.А. Шабунин и др., 1996, 1998) могут приводить к гиподинамии миокарда у детей и ухудшению кровоснабжения головного мозга, появлению. отрицательных признаков на электрокардиограммах (В.В. Розенблат, 1989; И. О. Осокин и др., 1994).

Помимо приведенной патологии, как у взрослых, так и у детей школьного возраста в повседневной жизни в процессе трудовой деятельности и обучения наблюдается увеличение объема локальной работы мышц.

Особый интерес представляет постоянно наблюдаемый как у взрослых, так и у детей школьного возраста факт увеличения всех видов артериального давления при локальной работе мышц, т. е. пр’ессорный эффект (Т.В. Алферова — Попова, 1990;1998). Длительное применение локальных нагрузок у взрослых может приводить к развитию гипертонической болезни и другим неблагоприятным изменениям в системе кровообращения и двигательном аппарате (А.А. Александров, 1991). Локальную работу мышц в повседневной жизни выполняют и дети, например, при занятиях лепкой, рисованием, физкультурой в детском саду. Поэтому важный интерес представляют систематические исследования возрастных особенностей воздействия локальной деятельности на организм, начиная уже с дошкольного возраста (Т.В. Алферова-Попова, 1990; Н. И. Шлык, 1991).

По данным Н. Я. Прокопьева в 1995 году в Российской Федерации было более 80 000 дошкольных учреждений (ДУ), которые посещали около 9 миллионов детей, или 65% от их общей численности. При этом в большинстве ДУ отсутствуют оптимальные условия для организации физкультурно-оздоровительных и профилактических занятий. Самое же главное — это отсутствие системы здоровьеукрепляющей среды. Программы и методическое обеспечение ДУ предполагает 2−3 разовых занятия физической культурой в неделю (Е.Н. Пимонова, 1990; J1.E. Симошина, 1997; A.M. Козин, 1999).

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека, период формирования важных качеств человеческой личности. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие. качества (В.К. Бальсевич, 1988; Ю. И. Виноградов и др., 1996; А. Б. Ревазова и др., 1998).

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие дошкольников, по интенсивности воздействия важное место занимают правильно организованные и целенаправленные занятия в форме гимнастики, подвижных игр, спортивных развлечений. В процессе сложного взаимодействия человека с окружающей средой (биологической и социальной) двигательная активность и регулярные занятия физкультурой в этом возрасте имеют огромное оздоровительное и воспитательное значение, играют большую роль, являясь одним из важнейших пограничных биологических звеньев, связывающих различные вегетативные и психические функции в организме человека (В.К. Бальсевич, В. А. Запорожанов, 1988; И. А. Криволапчук, 1991; Г. Н. Сердюковская, Л. Ф. Бережков и др., 1991; Н. Г. Пекарева, 1994; И. М. Козлов, М. А. Правдов, Ю. Б. Никифоров, 1996; В. Н. Белозерцева, 1998).

В ряде исследований экспериментально показано, что двигательная активность стимулирует нормальное протекание естественного процесса физического развития, повышает жизнеспособность развивающегося организма, способствует формированию высокой степени приспособляемости функциональных систем индивидуума к постоянно меняющимся условиям внешней среды (А.Г. Сухарев, 1991; Ю. Ф. Змановский, 1993;). Особенно важно подчеркнуть, что развитие, обретаемое в движении, касается не только двигательного аппарата, движение способствует развитию и всех областей головного мозга, что влияет на умственные способности ребенка (В. Гебель, М. Глеклер, 1998; М. М. Безруких, Р. И. Мачинская, Д. А. Фарбер, 2001).

В последние десятилетия многие исследователи (М.М. Безруких, Л. В. Морозова, 1996 и др.) отмечают у лиц различного возраста широкое распространение разных нарушений зрения. Офтальмологи уделяют большое внимание коррекции зрения, начиная с детей дошкольного возраста, что является положительным моментом (Г.Г. Демирчоглян, 1990, 1995, 1997, 1998). При этом ни специалисты-медики, ни педагоги не учитывают физическую подготовленность дошкольников, даже слабовидящих, у которых можно предположить априори сравнительно слабое физическое развитие. Между тем, из физиологии известно, что сенсорное восприятие и физическое развитие в процессе роста ребенка взаимодействуют, особенно на ранних этапах онтогенеза. Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы он рос и развивался в сенсорно обогащенной среде.

Научные публикации свидетельствуют, что у лиц с нарушениями зрения в их производственной и бытовой деятельности преобладает локальная работа мышц. У детей дошкольного возраста в их двигательном режиме локальная работа также занимает значительное место в процессе пребывания в детском саду и дома (письмо, лепка, рисование и т. д.). Совершенно очевидно, что при ограничении зрительной афферентации нужен особый подход к разработке двигательных режимов, способствующих физическому оздоровлению детей, страдающих нарушениями зрения. Он должен быть направлен на разработку специального двигательного режима, с учетом функционального состояния и адаптивных возможностей, и на поиск оптимального двигательного уровня, а также на использование средств психорегуляции их состояния.

Если на фоне низкой физической подготовленности улучшается только зрение, то это недостаточно для достижения наилучшего развития с максимально. V ' «. / ~ ' ¦ •, возможным повышением всех психофизических качеств человека (И.А. Власова и др., 1996). Для разработки оптимальной программы психофизического развития, обеспечивающей интеграцию и совершенствование двигательной и познавательной деятельности детей с нарушением зрения, необходимо всестороннее изучение всех особенностей психофизического состояния у таких детей (В.П. Гудонис, 1999; Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова, 2001).

Очевидно, не устранение слабовидящих детей от физических нагрузок, а поиск их оптимальной дозы наряду с другими оздоровительными средствами может решить проблему их психофизического оздоровления.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель настоящего исследованияизучить особенности адаптационных реакций сердца на локальную мышечную деятельность, производимую до утомления, у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и разработать программу психофизического оздоровления. Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Изучить возрастные особенности физической подготовленности и функционального развития у здоровых и детей с нарушением зрения дошкольного возраста.

2. Определить особенности адаптационных реакциях сердца на локальные нагрузки у здоровых и слабовидящих детей в период с 4 до 6 лет и разработать программу психофизической коррекции и оздоровления детей с нарушением зрения.

3. Исследовать влияние методов психофизической коррекции и оздоровления на физическую подготовленность и адаптационные реакции кровообращения на локальные нагрузки у детей с нарушением зрения в условиях детского дошкольного учреждения.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Определены возрастные особенности адаптационных реакций сердца на локальную работу мышц статического характера у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, заключающиеся в отсутствии прессорной реакции со стороны диастолического артериального давления и меньшей степени изменений систолического артериального давления при работе у слабовидящих детей. Выявлено отставание в физическом развитии по антропометрическим данным и по некоторым скоростно-силовым показателям физической подготовленности, а также в функциональном развитии по характеру сосудистых реакций на локальную работу у детей с нарушениями функции зрения. Обосновано использование упражнений из системы Хатха-йоги и психофизических упражнений на внушение в программе коррекции психофизического состояния детей с нарушениями зрения.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Результаты проведенного исследования позволяют дополнить раздел возрастной физиологии данными о влиянии сенсорных нарушений в раннем детстве на характер функций кровообращения и адаптационных реакций на физические нагрузки локального характера. Установлено, что раннее использование коррекционных методов позволяет ускорить физическое и функциональное развитие детей с нарушениями зрения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Полученные данные об особенностях физической подготовленности и функционального развития детей с нарушениями зрения послужили научной основой разработки программы психофизического оздоровления таких детей в условиях детского дошкольного учреждения.

Внедрение такой программы в течение пяти лет привело к оптимизации эмоционального фона, улучшению зрения и позволило повысить уровень функционального развития и физической подготовленности детей.

Результаты диссертационного исследования используются в школе-детском саду № 440 для слабовидящих детей, школе № 112 и при чтении курса лекций по возрастной физиологии на факультете валеологии, физической культуры и спорта в ЮУрГУ.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Дети с нарушением функции зрения отстают в физическом развитии и функциональном развитии кровообращения от детей — сверстников с нормальным зрением.

2. Компенсаторные механизмы у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте обеспечивают достаточный уровень развития двигательных качеств и функций кровообращения за счет повышения напряжения центральных механизмов регуляции.

3. Коррекция психофизического состояния детей дошкольного возраста с нарушением функции зрения приводит к улучшению их физического и функционального развития.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. По теме диссертации опубликовано 18 печатных работ, в том числе в журналах «Физиология человека» и «Успехи физиологических наук». Материалы исследований представлены на трех международных конференциях «Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей» (Дубна, 1992; Дубна, 1994; Ижевск, 1996), XVII — XVIII съездах физиологического общества им. И. П. Павлова (Ростов-на-Дону, 1998; Казань, 2001), международном съезде пато-физиологического общества (Финляндия, Лахти, 1998), VII международной конференции «Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург, 2000) и др.

5. Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций курса возрастной физиологии для студентов университетов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Детям с нарушениями зрения необходим дифференцированный подход, учитывающий как сам дефект, так и степень вторичных отклонений, вызванную им. Необходима систематизация показаний и противопоказаний при занятиях физической культурой, а также решение вопросов рационального дозирования нагрузок. Например, для каждого ребёнка в зависимости от зрительного дефекта определить место на занятиях: дети с низкой остротой зрения должны занимать первые местапри сходящемся косоглазии — ребёнку место в центрепри светобоязни — там, где нет прямого попадания света в глаза. Темп занятий должен быть снижен, так как детям с НЗ требуется больше времени для рассматривания предъявляемого материала.

2. Система физического воспитания детей с НЗ, начиная с дошкольного возраста, должна включать физические упражнения, методы и средства реабилитационной направленности, разработанные в диссертационном исследовании:

— дыхательные упражнения для развития физиологического дыхания, для улучшения циркуляции крови в тканях глаза;

— релаксационные упражнения для снятия повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертонуса мышц;

— оздоровительные подвижные игры на свежем воздухе;

— упражнения для тренировки глаз (повороты, круговые движения и т. п.).

3. Использование методов и средств психофизического оздоровления детей с нарушением сенсорных функций на ранних этапах онтогенеза дает больший эффект для их развития, чем на поздних этапах.

4. Разработанные в диссертационном исследовании методы и средства психофизической коррекции слабовидящих детей могут быть использованы в системе дошкольного воспитания детей с другими сенсорными нарушениями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.А. Насосная функция сердца развивающегося организма в условиях различных двигательных режимов // XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: М.: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 466.
  2. Э.С., Ливадо Е. И., Курпан Ю. И., Физкультура при близорукости. М.: Медицина, 1993. — 96 с.
  3. О.С. О теоретических аспектах онтогенеза мозга// Физиол. журн. СССР.- 1987.-Т. 13.-№ 2.-С. 184−189.
  4. А.А. Основные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков и возможности их профилактики. М.: Медицина, 1991. — 72 с.
  5. Т.В. Возрастные особенности локальной мышечной деятельности у спортсменов. Омск: Изд. ОГФИК, 1986. — 33 с.
  6. Т.В. Возрастные особенности адаптации сердечно-сосудистой системы к локальной мышечной деятельности: Автореф. дисс. доктор биол. наук. М., 1990. — 42 с.
  7. Ю.Алфёрова Попова Т. В., Пястолова Н. Б. Адаптационные реакции сердца на локальную работу мышц у дошкольников// Физиология человека. -1996.-Т.22,№ 5.-С. 118−122.
  8. П.Амиров Л. Г., Юсупов Р. А. К механизму адаптации сердца к физическим нагрузкам// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: М.: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 470.
  9. С. Мистика камней и лечение кристаллами. М.: Советский спорт, 2000. — 112 с.
  10. З.Андреева И. Г. Состояние зрения у детей в учебно-воспитательных комплексах// Физиология развития человека. Матер, междунар. конф., посвящённой 55-летию Института возрастной физиологии. РАО. М., 2000.-С. 63−64.
  11. В.Н., Мотылянская Р. Е. Пластическая гимнастика как форма оздоровительно-массовой физкультуры. (Медико-биологическое основание): Метод, разраб. для студентов и слушателей фак. повышения квалификации ГЦОЛИФКа. -М.: ГЦОЛИФК, 1992. 39 с.
  12. И.А. Основы возрастной периодизации// Возрастная физиология. Л.: Наука, 1975. — С. 5 — 67.
  13. И.А. Очерки по возрастной физиологии. — М.: Медицина, 1967.-475 с.
  14. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — 270 с.
  15. А.Ж., Кенжебаева К. С., Реабилитация детей с врождённой близорукостью// Паллиативная медицина и реабилитация. 1998. — № 2 -3. — С. 120.
  16. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1979.-270 с.
  17. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978.-223 с.
  18. P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. — 221 с.
  19. P.M., Кукушкин Ю. А., Марасанов А. В., Ромашов Е. А. Методики оценки функционального состояний организма человека// Медицина труда и промышленная экология. 1995. — № 3. — С. 30 — 34.
  20. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М., 1988.
  21. А.А., Цибульская И. С., Альбицкий В. Ю., Волков И. М., Шарапова Е. И. Здоровье детей России. М.: СПР, 1999. — 275 с.
  22. А.С., Ляксо Е. Е. Психофизиологические основы формирования системы «мать дитя» на ранних этапах онтогенеза// Физиология развития ребёнка: теоретические и прикладные аспекты. — М.: Образование от, А до Я, 2000. — С. 14 — 31.
  23. В.Н., Догадкина С. Б. Характеристика функционального состояния сердечно-сосудистой системы 6−7 лет в сопоставлении с типом мануальной асимметрии// Физиология человека. 1990. — 16, № 4. — С. 65 — 69.
  24. М.М., Морозова JI.B. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. — М.: Новая школа, 1996. — 48 с.
  25. М.М., Мачинская Р. И., Фарбер Д. А. Функциональное созревание мозга и адаптация к школе// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: М.: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 477 — 478.
  26. М.М., Фарбер Д. А. Теоретические аспекты изучения физиологического развития ребёнка// Физиология развития ребёнка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000.-С. 9−14.
  27. Х.А. Особенности адаптации сердца к физическим и умственным нагрузкам у сельских школьников 11 и 15 лет// Механизмы адаптации сердца к физической нагрузке. Казань, 1980. — С. 32 — 42.
  28. В.Н. Реабилитация часто и длительно болеющих детей дошкольного возраста// Паллиативная медицина и реабилитация. 1998. -№ 2−3.-С. 115.
  29. Т.Т. Возрастные особенности непроизвольного восприятия зрительных стимулов// Физиология человека. 1996. — Т. 22. — № 5. — С. 75 — 84.
  30. В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологические особенности детского возраста. М: Медицина. 1977. -С. 87−90.
  31. Н.В. О критериях эффективности адаптации сердечнососудистой системы// Физиология развития человека. Матер, междунар. конф., посвященной 55-летию Института возрастной физиологии. РАО. -М, 2000.-С. 112−114.
  32. Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. — С. 239.
  33. А.А., Нициевская С. И., Жукова Н. Н. Физическое развитие детей дошкольного возраста// Матер, междунар. конф., посвященной 55-летию Института возрастной физиологии. РАО. М., 2000. — С. 120 -121.
  34. Ю.С. Адаптация сердечной деятельности детей 5−7 лет к физическим нагрузкам различной мощности// Теория и практика физической культуры. 1998. -№ 7. — С. 16−18.
  35. P.M. Особенности реакций сердечно-сосудистой системы детей 6 лет на физические нагрузки разной мощности// Нов. исслед. в психол. и возраст, физиол. 1990. — № 2. — С. 102−107.
  36. И.Х., Зиятдинова А. И. и др. Изменение насосной функции сердца растущего организма при смене режимов двигательной активности// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: М.: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 493.
  37. Ю.В., Виру А. А. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсменов к физической нагрузке// Физиология человека. 1987. — Т. 13. — № 5. — С. 811 — 818.
  38. И.А., Протасов В. А., Губин Г. И. К вопросу о занятиях спортом слабовидящих детей// Физическая культура, -спорт и здоровье нации. Матер, междунар. конгресса. СПб, 1996. С. 289.
  39. Возрастная физиология. Ю. А. Ермолаев. Учеб. пособие пед. инстит. -М., Высшая школа, 1985.
  40. В.М., Ромашов А. В. Лонгитудинальные исследования скоростно-силовых показателей школьников 11 14 лет// Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 7. — С. 5 — 6.
  41. В.Г., Гришак А. В., Киселёва Н. А., Мигулина Е. В. Комбинированные воздействия электростимуляции и витаминотерапии в системе восстановительных мероприятий// Теория и практика физкультуры. 1990. — № 6. — С. 43.
  42. В., Глекер М. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию: Книга для родителей, педагогов и врачей./ Пер. с нем. под ред. Н. Федоровой. М.: Энигма, 1998. — 592 с.
  43. В.Я. Медицинская информатика: практикум. СПб: Питер, 2001.-480 с.
  44. М.А., Барамидзе A.M., Киселёва Т. Г. Стретчинг: Подвижность, гибкость, эластичность. М.: Советский спорт, 1991. — 92 с.
  45. Э.И. Ваш талисман: О целебных. свойствах драгоценных камней. 2-е изд. Мн.: Центр народной медицины. «Сантана», 1992. -174 с.
  46. Э.А. Оценка влияния изометрической нагрузки по показателям ритма сердца// Физиология человека. 1991.- 17, № 6. — С. 35−41.
  47. Э.А. Состояние центрального и мозгового кровообращения у девочек 8 9 и 13−14 лет при изометрических нагрузках// Нов. исслед. в психол. и возраст, физиол. — 1990. — № 2. — С. 108−111.
  48. В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением. М.: Московский психолого-социальный инстит- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. — 288 с.
  49. А. Теория и практика реабилитации инвалидов. Вильнюс, 1975. -1214 с.
  50. И.В. Особенности центральной и периферической гемодинамики в покое и при физической нагрузке у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. биол. наук. Казань, 1996. — 18 с.
  51. Г. Г. Детское зрение. Практические советы по профилактике близорукости у детей. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. -160 с.
  52. Г. Г. Как сохранить и улучшить зрение. М.: Крон-пресс, 1995.
  53. Г. Г. Хочу и буду видеть лучше. 15 практических уроков. -М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1997. 120 с.
  54. Г. Г., Демирчоглян А. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. -М.: Советский спорт, 2000. 160 с.
  55. Детская спортивная медицина./ Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущёва. -М.: Медицина, 1991. -560 с.
  56. Г. Н. Интегральная характеристика кардиореспираторной системы детей 6−10 лет в динамике обучения// Интеграция функц. систем в онтогенезе. Новосибирск, 1990. — С. 84 — 93.
  57. Д., Кепеженас А., Мартинкенас А. И др. Зависимость характеристик сердечного ритма и кровотока от возраста у здоровых и больных заболеваниями сердечно-сосудистой системы// Физиология человека. 1998. — Т.24, № 6. — С. 56 — 65.
  58. В.В., Изаак С. И., Сонькин В. Д. Чередование этапов роста и развития моторики у детей 3−7 лет// XVII съезд Всеросс. физиол. о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Ростов-на-Дону, 1998. — С. 11.
  59. Ю.В. Индивидуальная адаптация организма к физической нагрузке: Автореф. дисс. канд. мед. наук. Нижний Новгород: Нижегор. мед. ин-т, 1991. — 16 с.
  60. Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях// Дошкольное воспитание. 1993. — № 9. — С. 23 — 25.
  61. А.П., Кубицкий С. И., Мишаров А. З. Психофизиологический потенциал и физическое состояние человека в современных образовательных учреждениях (экология, валеология, педагогический менеджмент): Челябинск: ЧСЭА, 1998. — 100 с.
  62. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1980. — 48 с.
  63. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: приоритет неинфекционные заболевания./ Ред. Р. Г. Оганов, Р. А. Халипов, Г. С. Жуковский -М., 1994.
  64. В.Г. Путь в будущее через здоровье детей// Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы: Тез. докл. регион, науч. практ. конф./ Под ред. С. Б. Шармановой. -Челябинск: УралГАФК, 1999. — С. 15 -17.
  65. М.С. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы у человека при различных функциональных нагрузках. М., 1988.
  66. Г. И., Зотова Л. М., Татаринова Т. Н. Функция кардиореспираторной системы у здоровых детей в покое и при велоэргометрической нагрузке// Педиатрия. 1990. — № 8. — С. 62 — 65.
  67. Э.В., Новожилова Э. А., Воронова И. Н., Вахнин В. В. Некоторые аспекты адаптации сердечно-сосудистой системы 6−8-летних учащихся к учебной нагрузке// Тр. Коми науч. центра УрОАН СССР.- 1991. -№ 117. -С. 107- 116.
  68. Г. В. Функциональное состояние миокарда детей 6−11 лет в процессе развития и адаптации к учебной нагрузке: Автореф. дис. канд. биол. наук. М., 1992. — 18 с.
  69. Г. В., Колодько О. Е. Влияние локальной физической нагрузки на сократительную функцию левого желудочка сердца у детей 6−7 лет// Физиология человека. 1990. — 16, № 4 — С. 53 — 58.
  70. Г. В., Рублёва Л. В. Влияние типа вегетативной регуляции сердечной деятельности на функциональное состояние миокарда у детей5.7 лет И XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: М: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 527.
  71. Е.И. Профилактика слабовидения и слепоты у детей. М.: Медицина, 1991. — 100 с.
  72. И.М., Правдов М. А., Никифоров. Физическая культура и здоровье дошкольников// Физическая культура, спорт и здоровье нации. Матер, междунар. конгресса. СПб, 1996. — С. 257.
  73. Г. С., Бабкин С. М., Кальцев В. А. Диастолическая функция сердца у детей и подростков в процессе срочной и долговременной адаптации к физическим нагрузкам// Кардиология. 1992. — 32, № 6. — С. 74 — 77.
  74. М.А. Функциональные особенности кровообращения дошкольников с различным уровнем физического развития// Сб. науч. ст./ Волгогр. мед. ин-т. 1990. — 43, — № 3. — С. 72 -74.
  75. А.И. Игровой стретчинг: Методика работы с детьми дошкольного возраста. СПб., 1993. 76 с.
  76. Контроль за физической подготовленностью дошкольников: Методические рекомендации. О. А. Сиротин, С. Б. Шарманова, JI.B. Пигалова. Челябинск: ЧГИФК, 1994. — 20 с.
  77. О.В., Шатило В. Б., Шатило Т. В., Короткая Е. В. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапахиндивидуального развития человека// Физиология человека. 1991. -Т.17. № 2.-С. 31−39.
  78. И.А. Реактивность сердечно-сосудистой системы 7−8 лет при физических и нервно-эмоциональных нагрузках// 8 съезд Белорус, физиол. о-ва им. И. П. Павлова, Минск, 10−11 сент., 1991: Тез. докл. -Минск, 1991.-С. 64.
  79. Г. П. Введение в общую патофизиологию. М.: РГМУ, 2000. — 71 с.
  80. М.Б. Кардиоинтервалография (возможности и перспектива использования в педиатрии)// Вопросы охраны материнства и детства. М.: Медицина, 1984. № 3. — С. 7 — 10.
  81. П.И. Особенности физического развития детей и подростков// Физиология развития человека. Матер, междунар. конф., посвящённой 55-летию Института возрастной физиологии. РАО. М., 2000. — С. 247.
  82. О.О., Нидеккер И. Г., Бродецкая. Е. Е. Волновая структура сердечного ритма здоровых детей// Физиология человека. -1988. Т. 14. — № 2. — С. 328.
  83. Н.Д., Ушаков Т. К. Учебное пособие по медицинской психологии. М.: Медицина, 1978. — 320 с.
  84. Н.В. и др. Состояние здоровья населения как критерий оценки качества жизни// Вестник Российской АМН. 1997. — № 7. — 430 с.
  85. Н.Г. Влияние усиленного двигательного режима на физическую подготовку детей 3−5 лет// Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века». М., 1994. — С. 57 — 58.
  86. Н.А. Комплексный подход к коррекции зрения у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения// Охрана здоровья семьи и современные технологии реабилитации. Сб. науч. статей. -Екатеринбург. Лесной: Изд-во «Бонум», 2001. — С. 38 — 41.
  87. С.С. Эхокардиография при физических нагрузках// Кардиология. 1986.-Т. 26.-№ 1.-С. 100- 104.
  88. А.А. Вопросы возрастной физиологии. М., Просвещение, 1974. — 223с.
  89. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века"/ Под общ. ред. П. А. Виноградова. М., 1994. — 110 с.
  90. Ф.З., Мухардямов Н. М., Беленков Ю. Н. и др. Влияние адаптации к физической нагрузке в процессе сокращения и расслабления массы левого желудочка сердца// Физиология человека. 1979. — Т. 5. — № 4.-С. 650−659.
  91. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  92. А.Г. Современные аспекты оценки АД у детей/ Рос. вестн. перинатал. и педиатрии. 1993. — 38, № 6. — С. 36.
  93. Г. М. Оценка эффективности двигательного режима и закаливания в дошкольных учреждениях// Гигиена и заболеваемость в металлургии меди и никеля. Екатеринбург, 1992. — С. 81 — 82.
  94. А.А., Леушина Л. И., Бондарко В. Н. Исследование формирования зрительных представлений об окружающем мире у детей первого года жизни// Физиология человека. М., 1996. — Т. 22. — № 3. -С. 59 — 72.
  95. А.А. Анализ эхокардиографических показателей у детей различных возрастных групп//Новое, прогрессивное в практ. здравоохр.: Тез. 29 науч.-практ. конф. врачей Ульян, обл.- Ульяновск^ 1994, С. 42−43.
  96. Э.А., Качмарчик Э. В., Воронова И. Н. Особенности ЭКГ шестилетних и семилетних детей. Сыктывкар, 1987. — 25 с.
  97. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений/ Под ред. акад. РАМН Б. И. Ткаченко. СПб, 1994. — № 2. — С. 94−107.
  98. Основы физической культуры. Учеб. пособие. Часть 3. (Валеология)/ Ред. П. А. Виноградов, В. И. Жолдак, В. Г. Камалетдинов. -Челябинск, 1997. 128 с.
  99. Основы физической культуры. Учеб. пособие. Часть 4. социально-педагогические аспекты здорового образа жизни./ Ред. П. А. Виноградов, В. И. Жолдак, B.f. Камалетдинов Челябинск, 1997. — 80 с.
  100. И.О., Ведерников В. А. Клиническая интерпретация ЭКГ// Кардиология. 1994. — 34, № 7 — 8. — С. 95.
  101. Р.Ф., Моисеева Н. И. Влияние двигательного режима на состояние кровообращения у 6-летних детей в условиях детского сада// Гигиена и санитария 1990. — № 9. — С. 51 -53.
  102. Д.А., Беренштейн Г. Ф., Осипович Ж. С. и др. Возрастные особенности сердечного ритма у детей дошкольного возраста// Здравоохр. Белоруссии. 1989. — № 10. — С. 14.
  103. И.В., Резцова Е. М., Колодкина Е. С., Лежнина И. В. Влияние физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему детей// Актуал. вопр. клин, педиатрии, акушерства и гинекол.: Матер. 2 науч. конф. -Киров, 1993.-С. 132.
  104. Н.Я. Основы биоэнергетики. Тюмень: Государственный комитет РФ по высшему образованию. ТГУ, 1995. -235 с.
  105. А.Б., Албегова Д. В., Касохов Т. Б., Дзеранова Р. Г. Показатели физического развития детей// Паллиативная медицина и реабилитация. 1998. -№ 2 — 3. — С. 82.
  106. В.В., Устьянцев С. А. Утомление при динамической и статической мышечной деятельности человека// Физиология человека. -1989.- 15, № 5.-С. 90−96.
  107. С.И., Святова Н. В., Зиятдинова Н. И. Влияние гиподинамии на сердечно-сосудистую систему школьников// Физиология развития человека. Матер, междунар. конф., посвящённой 55-летию Института возрастной физиологии. РАО. М., 2000. — С. 355 — 356.
  108. Ф.Н. Особенности адаптации сократительной функции миокарда у детей к действию долговременных учебных нагрузок// 8 съезд Белорус, физиол. о-ва им, И. П. Павлова, Минск, 10−11 сент., 1991: Тез. докл. Минск, 1991.-С. 112.
  109. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей/ Шлык Н. И. Ижевск: Фил. изд-ва Нижегородского ун-та, 1991.-415 с.
  110. Л.Е. Метод организации двигательной активности на открытом воздухе детей 3−7 лет в дошкольном учреждении// Теор. и практ. физической культуры, 1997. С. 3 — 5.
  111. Ф.Г. Принцип взаимокомпенсации в регуляции деятельности сердца// XVIII съезд физиологического о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Казань: М.: ГЭОТАР — МЕД, 2001. — С. 425.
  112. Ф.Г., Русинова С. И. Изменение показателей сердечнососудистой и симпато-адреналовой систем у детей младшего дошкольного возраста в течение учебного года// Физиология человека.1992.-№ 18, № 3.-С. 88−95.
  113. Е.А., Ляликова В. Б., Осокина Г. Г. Структура синусного сердечного ритма у здоровых детей// Вопросы охраны материнства и детства. М.: Медицина, 1984. — № 3. — С. 10−13.
  114. Н.В. Здоровье подрастающего поколения и гуманизация образования// Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодёжи: Тез. I Всерос. конф. -Екатеринбург: УГПИ, 1996. Ч. 2. — С. 117 — 119.
  115. А.А. Возрастные особенности и адаптивные изменения мозговой гемодинамики у детей// Возрастные особенности развития, профилактика, диагност, и лечение нарушений функций органов кислородообеспеч. у детей. Иваново, 1990. — С. 22 — 25.
  116. А.С. Концепция функциональной взаимозависимости физических нагрузок и состояния здоровья населения// Физическая культура, спорт и здоровье нации. Матер, междунар. конгресса. СПб, 1996.-С. 263.
  117. В.Д., Корниенко И. А., Тамбовцева Р. В. и др. Основные закономерности и типологические особенности роста и физическогоразвития// Физиология развития ребёнка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000. — С. 31 — 60.
  118. Состояние здоровья детей дошкольного возраста и факторы его определяющие: Сб. трудов/ Под ред. Г. Н. Сердюковской, Л. Ф. Бережкова. М.: НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины, 1991. — 155 с.
  119. Е.А. Реабилитация детей с врождённой патологией органа зрения// Охрана здоровья семьи и современные технологии реабилитации. Сб. науч. статей. Екатеринбург. — Лесной: Изд-во «Бонум», 2001.-С. 51−53.
  120. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика, 1985.-86 с.
  121. И.О., Андреева И. Г., Безобразова В. Н. и др. Развитие системы кровообращения// Физиология развития ребёнка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000. — С. 148 — 167.
  122. А.А. Что такое вирус гриппа? Как сберечься от бронхита. М.: Изд-во «Пан», 1991. — 12 с.
  123. В.А. Участие семьи в интеграции слепых детей и подростков// Интеграция лиц со специальными потребностями: Тез. докл. междунар. науч. конф. Шяуляй, 1993. — С. 40 -43.
  124. Физическое развитие детей/ Под. ред. А. Н. Узуновой, О. В. Лопатиной, М. Л. Зайцевой. Челябинск, 1998. — С. 23.
  125. И.А. К проблеме психического здоровья младших школьников// Педагогика творчества: Тез. докл. к сообщ. VII Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Детство и творчество». СПб: Изд — во СПбГТУ, 2000. — С. 71 -75.
  126. Н.А. Физиология человека: Учеб. пособие для студентов фак. физ. Культуры пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1992.-351 с.
  127. Функциональное состояние сердца у детей 10−12 лет на разных стадиях полового развития. Колесниченко С.М./ Воронеж, гос. пед. инт. Воронеж, 1993. — 16 с.
  128. А.Р. Анализ корреляционных связей детей 7−9 лет разных групп здоровья// Физиология развития человека. Матер, междунар. конф., посвященной 55-летию Института возрастной физиологии. РАО. -М., 2000.-С. 441 -442.
  129. М.В. Оценка функционального состояния детей дошкольного возраста// Физиология развития человека. Матер, междунар. конф., посвященной 55-летию Института возрастной физиологии. РАО. М., 2000. — С. 444 — 446.
  130. А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена// М.: Просвещение, 1990. 319 с.
  131. Г. Б., Чащин Г. В., Батлук С. Г., Баевский T.G. Спектральный анализ периодических составляющих в структуре сердечного ритма новорождённых детей// Физиол. журн. 1991. — Т.37, № 2. — С. 44 — 48.
  132. Р.А., Сапогова Н. В., Павлова И. В. и др. Сенситивные и критические периоды в развитии статической выносливости на начальных этапах онтогенеза человека// XVII съезд Всерос. физиол. о-ва им. И. П. Павлова: Тез. докл. Ростов-на-Дону, 1998. — С. 17.
  133. С.Б. «Морское царство». Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Учебное пособие/ Под. ред. А. И. Фёдорова. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 89 с.
  134. Шипицына J1.M. Специальное образование в России/ Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия/ Сост. и науч. ред. Л. М. Шипицына. СПб, 1997. — С. 147 — 162.
  135. Н.И. Особенности механизмов регуляции системы кровообращения у детей в покое и при физической активности// Вестник Удмуртского университета.- 1992. № 3. — С. 17−35.
  136. Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей. Ижевск: Фил. изд-ва Нижегор. ун-та, 1991.-415с.
  137. Abramovic'-Beck Ines. Age and sex as determinants of arterial blood pressure in the eastern Adriatic population// Med. jadertina. 1993. — 22. N 1 -2.-P. 29−37.
  138. Andrasyova O., Kellerova E. Nonatal BP and HR responses to upright and prone position in relation to their resting values// Physiol. Res. 1993. -42, N4.-P. 121.
  139. Aslin R.N., Smith I.B. Perceptual development// Annual Review of Psychology. 1988. — V. 39. — P. 435 — 473.
  140. Barkai Laszlo, Madaczy Laszlo Jr. Cardiovascularis reflexer viszgalata. gyerzvnekes serdulokozban. Adator a vegetativ idegrenszer miikodesenekviszgalatahoz// Gyermekgyogyaszat. 1991. — 42, N 1. — P. 41 — 47.
  141. Bishop V. Identifying the components of success in mainstreaming/ Journal of Visual Impairment and Blindness. 1986. N 9. — P. 939 — 945.
  142. Bower T.G.R. (Бауэр Т.) Психическое развитие младенца (Пер. с англ. А.А.Леоновой). М.: Прогресс. 1985. — 63 с.
  143. Brotons Carlos, Singh Pradeep, Nishio Toshikazu, Labarthe Darwin R. Blood pressure by age in childhood and adolescence: A reviw of 129 surveys worldwide// Int. J. Epidemiol. 1989. — 18. N 4. — P. 824 — 829.
  144. Crawford G. et. al. Echocardiography// Circulation. 1979. — V. 59. P. 1188- 1196.
  145. Daniels S.R., Kimball T.R., Morrison J.A. et. al. Effect of lean bodi mass, blood pressure and sexual maturation on left ventricular mass in children and adolescents// Circulation. 1995. — P. 3249 — 3254.
  146. Goble M.M., Mosteller M., Moskowitz W.B. et. al. Sex differences in determinants of left ventricular mass in childhood. The medical college of Virginia twin study// Circulation. 1992. — V. 85. — P. 1661 — 1665.
  147. Fantz R.L., Ordy J.M., Udelf M.S. Maturation of patten vision in infants during the first six months// Journal of Comparative and Physiological Psichology. -1962. -V. 55.-P. 907 -917.
  148. Field Т., Healy В., Leblanc W.G. Sharing and synchrony of behavior states and heart rate in nondepressed versus depressed mother-infant interactions// Infant Behavior & Development. 1989. — Vol. 12, N. 3. — P. 357−376.
  149. Filipovsky Jan, Ducimetiere Pierre, Safar Michael E. Prognostic significance of exercise blood pressure and heart rate in middle-aged men// Hypertension. 1992. — 20 N 3. — P. 333 — 339.
  150. Fox N.A. Psychophysiological correlates of emotional reactivity during the first year of life// Dev. Psychol. 1989. — Vol. 25. N. 3. — P. 364 — 372.
  151. Fracasso M. P., Porges S.W., Lamb M.E., Rosenberg A.A. Cardiac activity in infancy: reliability and stability of individual differences// Infant Behavior and Development. 1994. — Vol. 17. — P. 277 — 284.
  152. Franendorf Heinz, Kobryn U., Gelbrich W., Pfister W., Hartmann B. Kardiovaskulare reaktionen bei aktivierung unterschiedlicher muskelmassen// Wiss. Z. Humboldt Univ. Berlin, R. Med. — 1992. — 41, N 3. — P. 135 — 137.
  153. Gandevia S.C., Hobbs S.F. Cardiovascular responses to static exercise in man: central and reflex contributions// J. Physiol. 1990. — 430. — P. 105 -117.
  154. Gosse par P., Dursndet P., Roudaut R., Broustet J.P., Dallocchio M. Valeur pronostique de la tension arterielle d"effort cher Fhypertendu// Arch. Malad. Coeur et vaiss. 1989. — 82, N 7. — P. 1339 — 1342.
  155. Healy B.T. Autonomic nervous system correlates of temperament// Infant Behavior and Development. 1989. — Vol. 12. — P. 289 — 304.
  156. Igarashi Katsuro. Clinical studies of arterial blood pressure changes by tilting from horizontal to head-up position// Acta med. nagasak. 1990. — 35, N 1 — 4.-P. 33 -38.
  157. Kagan J., Reznick J.S., Snidman N. The physiology and psychology of behavioral inhibition in children// Child Development. 1987. — Vol. 58, N. 6. -P. 1459−1473.
  158. Matthews Karen A., Woodall Karen L., Allen Michael T. Cardiovascular reactivity to stress predicts future blood pressure status// Hypertension. 1993. — 22. — P. 479 — 485.
  159. Nicolic Z., Ilic N. Heart rate responses to constant load and graded exercise tests// Acta biol. jugosl. C. 1993. — 29, N 1. — P. 47 — 53.
  160. Oyen Eva-M., Schuster Sabina, Brode Peter E. Dynamic exercise echocardiography of the left ventricle in physically trained children compared to untrained healthy children// Int. J. Cardiol. 1990. — 29, — N 1. — P. 29 — 33.
  161. Regecova V., Kellerova E. Influence of environmental factors on blood pressure in preschool children// Physiol. Res. 1992. — 41, Suppl. — P. 33.
  162. Regecova V., Kellerova E., Hrabovska A. The postural changes of blood pressure and heart rate in preschool children// Physipl. Res. 1992. — 41, Suppl.-P. 14.
  163. Steinsor L.V. Visually handicapped childrens: Their attitudes toward blindness. New Out look for the Blin 60, 1985. P. 307 — 311.
  164. Tew B.J. Payne H., Laurence K.M. Must a family with a handicapped child be a handicapped family? Dev Med Child Neurol (suppl 32) 16, 1974. -P. 95−98.
  165. Veiga E.V., de Oliveire J.E. Dutra, Santos J.E., Sanches O. Veiga J.P.R. Schoolchildren blood pressure: a measurement and variability study// Hypertension. 1993.-21. N4.-P. 592.
  166. Wilde J. The law of initial value// Psychosomatic med. 1950 — V. 12 -P. 392.
Заполнить форму текущей работой