Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Состояние глюкокортикоидной функции надпочечников у учащихся 1 класса в период адаптации к обучению в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что у 40−57% первоклассников отмечаются функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья (Бережков Л.Ф. с соавт., 1993; Вострютина З. И., Михневич В. И., 1996; Беляшина Н. О., Жданова Л. А., 1997; Антропова М. В. с соавт., 1998; Касатикова Е. В. с соавт., 2000). Школьные факторы являются значимыми для организма детей, т.к. они длительно и непрерывно воздействуют… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ГЛЮКОКОРТИКОИДНАЯ ФУНКЦИЯ НАДПОЧЕЧНИКОВ У ДЕТЕЙ: СТАНОВЛЕНИЕ, РОЛЬ В ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЯХ, БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ (обзор литературы)
    • 1. 1. Становление глюкокортикоидной функции надпочечников у детей
    • 1. 2. Роль глюкокортикоидной функции надпочечников в приспособлении организма к условиям 14. внешней среды
    • 1. 3. Особенности адаптации первоклассников к началу систематического обучения в школе
    • 1. 4. Биоритмологические аспекты адаптации
    • 1. 5. Инфрадианная периодичность физиологических функций у детей
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика обследованных детей
    • 2. 2. Организация исследования и методика сбора 29. образцов
    • 2. 3. Метод экстракции и радиоиммунологического определения кортизола
    • 2. 4. Метод определения резервных возможностей коры надпочечников и физической работоспособности учащихся
    • 2. 5. Анализ и обработка результатов исследования
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ МНОГОДНЕВНОЙ ДИНАМИКИ ГЛКЖОКОРТИКОИДНОЙ ФУНКЦИИ НАДПОЧЕЧНИКОВ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
    • 3. 1. Динамика средненедельного уровня глкжокорти-коидной функции надпочечников у учащихся класса в период адаптации к обучению в школе
      • 3. 1. 1. Динамика средненедельного уровня глюкокорти-коидной функции надпочечников у учащихся I и II групп здоровья
    • 3. 2. Ритмическая структура многодневной динамики глюкокортикоидной функции надпочечников у учащихся 1 класса в период адаптации к обучению в школе
      • 3. 2. 1. Ритмическая структура многодневной динамики глюкокортикоидной функции надпочечников у учащихся I и II групп здоровья
    • 3. 3. Динамика амплитуды многодневных ритмов глюкокортикоидной функции надпочечников у учащихся 1 класса в период адаптации к обучению в школе
      • 3. 3. 1. Динамика амплитуды многодневных ритмов глюкокортикоидной функции надпочечников у учащихся I и II групп здоровья
  • ГЛАВА 4. РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГЛЮКОКОРТИКОИДНОЙ ФУНКЦИИ НАДПОЧЕЧНИКОВ И ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

Состояние глюкокортикоидной функции надпочечников у учащихся 1 класса в период адаптации к обучению в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Начало систематического обучения в школе связано со значительными изменениями социальных условий жизни ребенка, с интенсивными умственными, физическими и эмоциональными нагрузками, которые сопровождаются напряжением функционального состояния многих физиологических систем организма первоклассников (Адаптация организма учащихся 1983; Основные механизмы адаптации., 1993).

В процессе адаптации особая роль принадлежит надпочечникам (СельеГ., 1972; Stahl F., Dorner G., 1982; Jones K.V. et al, 1986; Kirschbaum C., Hellhammer D.H., 1989). Изучению глюкокорти-коидной функции надпочечников у первоклассников посвящен ряд работ (Жукова Н.П. с соавт., 1973; Жданова JI.A., 1984; Русова Т. В., 1988), в которых функциональное состояние железы оценивалось по концентрации метаболитов кортикостероидов (17-ОКС- 17-КС) в моче. Единичные исследования, где использовали кортизол плазмы крови (Пронина Т.С. с соавт., 1980; Кравец Е. Б., Трунова Т. К., 1990), не дают возможности составить полное представление об особенностях глюкокортикоидной функции надпочечников в начальный период обучения.

Современные представления об адаптации организма человека к воздействию различных факторов окружающей среды убедительно доказали важную роль биологических ритмов в осуществлении приспособительных реакций (Степанова С.И., 1986; Алякринский B.C., 1987; Доскин В. А., Куинджи H.H., 1989). Известно, что биологические ритмы, являясь компонентом сложной системы саморегуляции организма, перестраиваются раньше проявления функциональных сдвигов, поэтому могут рассматриваться в качестве универсального критерия состояния организма ребенка (Куинд-жи H.H., 2000).

В настоящее время установлено существование многодневной периодичности в функционировании различных эндокринных желез детского организма (Maesaka Н. et al., 1990; Wu F.С. et al., 1990; Thalange N.R. et al., 1996; Gill M.S. et al., 1997; Пронина T.C., Любимов A.B., 1989; Сушко Е. П., Семенова O.B., 1991; Пронина Т. С., 1992). Однако данные об адаптивной перестройке многодневных ритмов глюкокортикоидной функции надпочечников в процессе приспособления первоклассников к условиям и режиму обучения в школе в доступной литературе отсутствуют.

В связи с этим изучение многодневной динамики состояния глюкокортикоидной функции надпочечников у учащихся 1 класса представляется актуальным, т.к. позволит определить степень напряжения адаптационного процесса. С помощью дозированной физической нагрузки можно выявить скрытые резервы адаптации надпочечников.

Известно, что у 40−57% первоклассников отмечаются функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья (Бережков Л.Ф. с соавт., 1993; Вострютина З. И., Михневич В. И., 1996; Беляшина Н. О., Жданова Л. А., 1997; Антропова М. В. с соавт., 1998; Касатикова Е. В. с соавт., 2000). Школьные факторы являются значимыми для организма детей, т.к. они длительно и непрерывно воздействуют на индивидуальное развитие ребенка. Низкий исходный уровень здоровья учащихся 1 класса самым неблагоприятным образом сказывается на адаптации к учебным нагрузкам (Мирская Н.Б. с соавт., 2000). Процесс адаптации к школьному обучению наиболее тяжело проходит у соматически ослабленных детей (Сорокина С.И., 1996; Колосова Т. С., 1997; Мандров С. И, 1998; Антропова М. В. с соавт., 1999).

Современная тенденция к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения (Жданова Л.А., 1990; Ананьева М. А., Ямпольская Ю. Е., 1994; Касаткин В. Н., 1994; Антропова М. В. с соавт., 1997; 1999) делает оценку глюкокортикоидной функции надпочечников у первоклассников с учетом уровня здоровья еще более актуальной.

Цель исследования: определение характера адаптации учащихся 1 класса к обучению в школе по показателям многодневной динамики глюкокортикоидной функции надпочечников.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1. Оценить характер многодневной динамики уровня кортизола в слюне у учащихся 1 класса в период адаптации к обучению в школе.

2. Выявить особенности ритмической структуры многодневной динамики глюкокортикоидной функции надпочечников у учащихся 1 класса I и II групп здоровья в период адаптации к обучению в школе.

3. Оценить состояние резервных возможностей коры надпочечников по реакции кортизола на дозированную физическую нагрузку у учащихся 1 класса I и II групп здоровья.

Рабочая гипотеза. Адаптация к началу систематического обучения в школе связана со значительными изменениями состояния глюкокортикоидной функции надпочечников. Хронобиологический подход в исследовании эндокринной железы позволит выявить особенности адаптационного процесса у первоклассников. Изучение многодневной динамики уровня кортизола даст возможность определить особенности адаптации у детей разных групп здоровья. Дозированная физическая нагрузка позволит оценить резервные возможности надпочечников.

Научная новизна. В результате исследования впервые с позиции биоритмологии проведено изучение многодневной динамики глюкокортикоидной функции надпочечников у учащихся 1 класса в период адаптации к обучению в школе. Впервые изучены ритмоло-гические параметры многодневной динамики уровня кортизола в слюне у первоклассников I и II групп здоровья. Показано, что учащиеся II группы отличаются от школьников I группы более высоким уровнем и динамикой недельного мезора гормона. У первоклассников II группы в конце первого полугодия меняется структура многодневных ритмов глюкокортикоидной функции надпочечников: в декабре преобладают «медленные» (5−7-дневные) ритмы, что свидетельствует о более напряженном характере функционирования коры надпочечников у детей с ослабленным здоровьем. Изучены резервные возможности глюкокортикоидной функции надпочечников у школьников I и II групп здоровья при действии дозированной (50% РДУСш) физической нагрузки. Выявлено, что у первоклассников II группы, по сравнению с I группой, выше исходный уровень кортизола и меньше резервные возможности коры надпочечников.

Теоретическая значимость. Получение новых данных об особенностях глюкокортикоидной функции надпочечников у учащихся 1 класса дополнит современные представления об основных этапах и закономерностях адаптации первоклассников к обучению в школе, позволит выявить особенности адаптационного процесса у школьников с различным уровнем здоровья. Выявление хронобиологических параметров глюкокортикоидной функции надпочечников в ходе адаптации учащихся к обучению в школе существенно углубит представление о многодневном функционировании эндокринной железы, что может быть использовано для разработки критериев возрастных этапов развития детского организма.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использования полученных экспериментальных данных педагогами, администрацией школ и другими специалистами образования для более оптимальной организации учебного процесса первоклассников: переход на 6-дневную неделю обучения, введение дополнительных каникул, равномерное распределение и снижение интенсивности учебной нагрузки, особенно в конце первого полугодия. Материалы исследования могут стать научным обоснованием необходимости разработки.

10 индивидуальных методик обучения детей с ослабленным здоровьем. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями педагогических институтов в преподавании курса возрастной физиологии.

Основные положения, выносимые на защиту.

Адаптация первоклассников к обучению в школе происходит со значительным напряжением глюкокортикоидной функции надпочечников, что в большей мере проявляется у детей с ослабленным здоровьем.

В процессе адаптации у учащихся 1 класса происходят существенные изменения важнейших ритмологических показателей многодневной динамики уровня кортизола.

В течение учебного года наблюдается выраженное изменение резервных возможностей эндокринной железы, наиболее ярко проявляемое у первоклассников II группы здоровья.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ многодневной динамики глюкокортикоидной функции надпочечников у учащихся 1 класса в период адаптации к обучению в школе показал, что от второй к третьей неделе происходит снижение средненедельного уровня кортизола. С пятой недели происходит повышение показателя, который не изменяется до конца первой четверти. В декабре средненедельный уровень гормона достигает максимального значения. В феврале выявляется тенденция к снижению ритмологического показателя.

2. У первоклассников II группы средненедельный уровень кортизола в слюне повышается на протяжении первой четверти, в I группе с шестой недели (октябрь) показатель не претерпевает значительных изменений. В декабре отмечается максимальное значение средненедельного уровня гормона, а в феврале наблюдается тенденция к снижению недельного мезора в обеих группах. В период адаптации к обучению в школе средненедельный уровень кортизола у детей с ослабленным здоровьем достоверно выше, чем у мальчиков I группы здоровья.

3. Ритмическая структура многодневной динамики глюкокортикоидной функции надпочечников у учащихся 1 класса меняется в течение всего исследуемого периода. В начале обучения доминируют ритмы секреции кортизола с периодом 3−4 дня, в конце первого полугодия преобладают 5−7-дневные ритмы. В феврале по сравнению с декабрем отмечается снижение выраженности «медленных» колебаний уровня гормона с одновременным возрастанием «быстрых» ритмов.

4. Структура многодневных ритмов глюкокортикоидной функции надпочечников у учащихся I группы здоровья неизменна в течение исследуемого периода: доминируют 3−4-дневные ритмы. Во II группе в начале обучения преобладают «быстрые» ритмы секреции гормона, в конце первого полугодия — ритмы с периодом 5−7 дня, что свидетельствует о напряженном по сравнению с I группой функционировании коры надпочечников. В середине третьей четверти выраженность «быстрых» и «медленных» ритмов секреции гормона одинакова.

5. Анализ реакции глюкокортикоидной функции надпочечников на дозированную (50% Р? С]7о) физическую нагрузку у учащихся 1 класса показал, что от октября к декабрю происходит рост исходного уровня кортизола слюны, и снижаются резервные возможности эндокринной железы, которые восстанавливаются в феврале.

6. Анализ реакции глюкокортикоидной функции надпочечников на дозированную (50% РМУСпо) физическую нагрузку у первокласников различных групп здоровья выявил, что в период адаптации к обучению в школе у мальчиков II группы по сравнению с I группой значительно выше исходный уровень кортизола в слюне и меньше резервные возможности эндокринной железы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Г. Роль индивидуального прогнозирования состояния здоровья детей раннего возраста //Российский педиатр, журнал. -1998.-N 5.-С. 22−27.
  2. H.A., Шабатура H.H. Биоритмы, спорт, здоровье. М.: Физкультура и спорт, — 1989. — 208 с.
  3. H.A. Хроноархитектоника биоритмов и среда обитания. М.: Тюмень, — 1998. — 198 с.
  4. Агулова Л. П, Семке Г. В. Околонедельные колебания биоэлектрической активности мозга у больных гипертонической болезнью //Циклы природы и общества: Мат. IV межд. конф. -Ставрополь, 1996. — Ч. 1. — С. 326−328.
  5. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам /Под ред. Хрипковой А. Г, Антроповой M.B. М.: Педагогика, — 1982. — 240 с.
  6. Ю.Д. Биоритмологическая организация гормональных систем при хроническом бронхите //Проблемы туберкулеза. -1997.-N4.-С. 40−42.
  7. С.П. Возрастное становление активности симпато-адреналовой системы и отдельных показателей холинэргической системы у детей и подростков: Автореф. дис.. канд. биол. наук.-Л, 1977.-23 с.
  8. Е.А., Сырцова М. А. Гигиеническая оценка организации обучения учащихся младших классов при 5-дневной учебной неделе //Гигиена и санитария. 1991. — N 9. — С. 55−57.
  9. C.B., Янушанец О. И., Валенго С. А. Здоровье детей и состояние учебно-педагогической и внешкольной деятельности в Санкт-Петербурге //Проблемы и перспективы формирования здоровья детей и учащейся молодежи. Мурманск. — 1997. — С. 50−52 .
  10. И.А., Алерсова Е., Шмайда Б. и др. Многосуточные метаболические ритмы у крыс //Биоритмологические исследования в космической биологии и медицине (Проблемы космической биологии. Т. 64) М.: Наука, — 1989. — С. 178−183.
  11. .С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе. М.: Наука, — 1983. — 247 с.
  12. H.A. Состояние здоровья и адаптационные возможности школьников //Состояние здоровья детей дошкольного возраста и факторы его определяющие: Сб. тр. М., — 1991. — С. 52−58.
  13. М.А., Ямпольская Ю. Е. Здоровье и развитие современных школьников //Школа здоровья. 1994. — N 1. — С. 13−18.
  14. Т.Г. Половые проблемы стресса и адаптации: Автореф. дис.. д-ра биол. наук. М., — 1993. — 38 с.
  15. M.B. Реакции основных физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке //Физиология человека. 1983. — Т. 9., N 1. — С. 18−24.
  16. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова JI.M. и др. Морфо-функциональные особенности и состояние здоровья учащихся 90-х в связи с факторами риска, представленных в действующей системе обучения //Здравоохранение Российской Федерации.1997.-N 1.-С. 9−14.
  17. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова J1.M. и др. Психофизиологические и медицинские аспекты некоторых педагогических инноваций в начальных классах //Школа здоровья.1998.-Т. 5., N2. -С. 65−75.
  18. М.В., Манке Г. Г., Кузнецова Г. Г. и др. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся к завершению начальной школы //Мат. V конгр. педиаторов России (16−19 февраля 1999 г.). М.: ЗАО «Информатик». — 1999. — С.13.
  19. Т.А., Ковалева A.B. Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных детей младшего школьного возраста //Школа здоровья. 1998. — Т. 5., N 3−4. -С. 148−159.
  20. Э.Б., Боровкова Г. К. Месячные колебания индивидуальной минуты у женщин //Физиология человека. 1994. -Т. 20., N2.-С. 171−174.
  21. A.A. Адаптация и развитие детей, рожденных женщинами с индуцированной беременностью и обоснование системыпревентивных и реабилитационных мероприятий: Автореф. дис.. д-ра мед.наук. М, — 1993.-39 с.
  22. .Я. Возрастные особенности и адаптационно-компенсаторные возможности гипофизарно-тиреоидной системы у детей различных групп здоровья: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -Тбилиси, 1989.-25 с.
  23. Баркан А. И, Полторацкая Г. В. Изменение оксилительно-восстановительных ферментов и Т и В-систем иммунитета у первоклассников //Здравоохранение Казахстана. 1987. — N 8. -С. 33−38.
  24. О.В. Оценка морфологических и функциональных параметров сельских школьников в условиях внедрения здоровье сберегающих технологий: Автореф. дис.. канд. биол. наук. -Тюмень, 2000. — 24 с.
  25. Н.О. Прогнозирование и профилактика нарушений здоровья младших школьников, обучающихся по экспериментальным программам: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -Иваново, 1998.-20 с.
  26. Беляшина Н. О, Жданова Л. А. Динамика состояния здоровья детей, поступающих в школу, за последнее десятилетие и особенности их адаптации в современных условиях //Вестник Ивановской мед. академии. 1997. — Т. 2., N 1−2. — С. 64−66.
  27. Л.Ф. Значение гормональных исследований в оценке состояния здоровья детей и подростков //Педиатрия. 1989. -N11.-С. 65−69.
  28. Биоритмы и труд /Смирнов K.M., Наватикян А. О., Гамбашидзе Г. М. и др. Л.: Наука, — 1980. — 143 с.
  29. Н.Г. Динамика реакции надпочечников на мышечную деятельность в разное время суток: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Тарту, — 1981. — 22 с.
  30. H.A. Временная организация эффективности операторской деятельности и её связь с функциональным состоянием: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Киев, — 1992. — 24 с.
  31. Ю.К. Гигиеническое нормирование двигательной активности 6−7-летних детей на занятиях по физической культуре в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. биол. наук. -М, 1990.-21 с.
  32. Г. Г. Рост и развитие детей младшего школьного возраста в условиях Севера: Автореф. дис.. канд. биол. наук. -Архангельск, 1995. — 21 с.
  33. Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути её профилактики и коррекции: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Томск, — 1996. -23 с.
  34. Ю.В. Роль индивидуальных особенностей в реакциях человека-оператора на монотонную нагрузку: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Новосибирск, — 1985. — 17 с.
  35. П.В., Вайнруб Е. М., Василега А. Г. и др. Влияние гелиофизических факторов на циклические изменения параметров физиологических ритмов у детей //Кибернетика и вычислительная техника. Киев: Мед. кибернетика, — 1990. — Вып.86. — С. 13−19.
  36. Н.В., Коляда Т. И., Абзалов JI.H. и др. Зависимость вектора реакции физиологических и иммунологических показателей от уровня исходного фона //Биол. СО АМН. 1985. -N4.-С. 76−83.
  37. Л.И. Особенности секреции и метаболизма кортизола в условиях повышенной активности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы: Автореф. дис.. канд. биол. наук. -Л., 1981.- 19 с.
  38. A.A. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. -Л, 1981.- 155 с.
  39. З.И., Михневич В. И. Влияние учебной нагрузки на организм школьников 1 классов при традиционном и компенсирующем обучении //Проблемы здоровья женщин и детей Сибири. Иркутск, — 1996. — N 2. — С. 8.
  40. С.М. Гетерогенность часто и длительно болеющих детей, индивидуализация диагноза и лечения //Вопросы охраны материнства и детства. 1989. — N 7. — С. 24−29.
  41. А.К. Влияние естественных факторов внешней среды на управление многодневной ритмикой у детей: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Киев, — 1989. — 13 с.
  42. Глазачев О. С, Гавриков К. В. Индивидуальные особенности психофизиологических функций первоклассников в процессе их адаптации к школе // Физиология человека. 1992. — Т. 18, N6.-С. 116−123.
  43. Горбунов Н. П, Цокоров O.A., Калашникова Л. Д. и др. Особенности адаптации младших школьников к повышенной учебной нагрузке //Успехи физиологических наук. 1994. — Т. 25, N 1. — С. 108.
  44. Е.А. Особенности нейро-иммуно-эндокринной системы у детей первого года жизни, перенесших гипоксию в перинатальном периоде: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Челябинск, -2000. — 23 с.
  45. Григорова Р, Михайлова Е, Рахнева Р. и др. Суточные ритмы экскреции альдостерон-18-глюкуронида, свободного кортизола, калия и натрия в моче здоровых детей //Проблемы педиатрии. -1987.-Т. 30, N4.-С. 65−73.
  46. Григорян А. З, Макиян З. Н. Биологические ритмы менструальной функции //Акушерство и Гинекология Информ. — 1998. — N 2. -С. 11−12
  47. JI.И., Куприй Г. А., Мишина Н. Ф., Мишина Е. А. Влияние занятий с компьютером на состояние симпато-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем детей 6 лет //Физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 1996. — Т. 82., N4.-С. 81−85.
  48. Д.Г. Характеристика спектрального состава биоритмов сердечно-сосудистой системы на различных этапах онтогенеза: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., — 1997. — 21 с.
  49. Е.И. Особенности гормональной регуляции при физической нагрузки у собак в разное время суток: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Томск, — 1996. — 22 с.
  50. Н.Б. Влияние разных режимов обучения на андрогенную функцию надпочечников и сердечно-сосудистую систему детей 7−9 лет: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Казань, — 2000. — 21 с.
  51. В.А. Хронобиологические аспекты гигиены труда и профессиональной патологии //Хронобиология и хрономедицина. М.: МГУ, — 1989. — С. 349−365.
  52. В.А., Куинджи H.H. Биологические ритмы растущего организма. М.: Медицина, — 1989. — 221 с.
  53. И.Д., Черток Т. Я., Зуева Е. Б. Состояние здоровья детей перед поступлением в школу //Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста: Сб. науч.тр. /Под ред. Сердюковской Г. Н. М., — 1975. — С. 85−96.
  54. О.М. Особенности восприятия интенсивности физической нагрузки у лиц, не занимающихся спортом, и спортсменов: Автореф. дис. .канд. мед. наук. СПб., — 1994. -16 с.
  55. В.Я. Перспективы изучения нарушения поведения у детей с позиции биоритмологии //Биологические и социальные факторы нарушения поведения у подростков. Л., — 1989. — С. 66−71.
  56. С.А. О некоторых механизмах стресса //Стресс и его патогенетические механизмы: Мат. Всесоюз. симпоз. Кишинев: Штиинца, — 1973.-С. 22.
  57. Г. Н. Адаптация к учебной деятельности детей 6−10 лет Новосибирска в зависимости от некоторых факторов среды: Автореф. дис. канд. биол. наук. Новосибирск, — 1987. — 16 с.
  58. Л.А. Адаптация первоклассников к началу систематического обучения в школе //Педиатрия. 1984. — N 1. — С. 47−50.
  59. JI.А. Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению: Автореф. дис.. д-ра мед. наук.-М., 1990.-41 с.
  60. JI.A., Русова Т. В., Солнцев A.A. Возрастные особенности адаптации детей к началу обучения в школе и пути профилактики её нарушений //Педиатрия. 1990. — N 6.- С. 50−55.
  61. А.Н., Коваленко Р. И., Галанцев В. П. и др. Динамика показателей функциональной активности щитовидной железы, коры надпочечников при адаптации человека к новым экологическим условиям //Физиология человека. 1997. — Т. 23., N 1.-С. 10−14.
  62. A.B., Кузьмин В. И. Критические уровни в процессе развития природных систем. Л.: Наука, — 1990. — 223 с.
  63. O.A., Масенко В. П., Титова Н. М., Слепушкин В. Д. Уровень кортизола в плазме крови при неонатальных травмахспинного мозга у новорожденных //Педиатрия. 1994. — N 5. -С. 100−101.
  64. P.M. Медицинские аспекты экологической хронобиологии //Бюлл. Всерос. науч. центра по безопасности БАВ. -1995.-N1.-С. 13−17.
  65. А.Т. Сердечная деятельность детей 5−7 лет в условиях физических нагрузок различной мощности: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Казань, — 1997. — 21 с.
  66. Т.И. Варианты адаптивных реакций и состояние вентиляционно-перфузных отношений у новорожденных с синдромом дыхательных расстройств в обосновании дифференцированной тактики лечения: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. -М., 1994.-41 с.
  67. К.Ф. Влияние уровня гидрокортизола в слюне на течение воспалительного процесса в десне //Вопросы стоматологии. Кишинев: Штиинца, — 1989. — С. 16−18.
  68. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, — 1980. — 191 с.
  69. И.Б. Влияние слабого переменного магнитного поля на инфрадианную ритмику физиологических систем, контролируемых эпифизом: Автореф. дис.. канд. биол. наук. М., — 1996. -13 с.
  70. Е.В., Ларионова Н. П., Брязгунов И. П. Распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и иммунодефицита у младших школьников //Вестник Ивановской мед. акад. 2000. — Т. 5., N 1−2. — С. 41−43.
  71. В.Н. Школа здоровья //Школа здоровья. 1994. — N 1. -С. 5−12.
  72. Кац П.Д., Курбанов Т. Г., Магеррамов H.A. Гипофизарно-надпо-чечниковая система и кортизолрезистентная фракция лимфоцитов при острой пневмонии у детей раннего возраста //Педиатрия. -1990. N 11. — С. 18−21.
  73. Т.И. Роль факторов предрасположения иммунных и нейроэндокринных реакций в обосновании дифференцированной тактики оздоровления часто и длительно болеющих детей: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. Казань, — 1993. — 39 с.
  74. Т.И. Роль нейро-эндокринных взаимоотношений в формировании иммунологической реактивности у часто болеющих детей //Педиатрия. 1995. — N 6. — С. 38−41.
  75. Г. В. Функциональное состояние миокарда детей 6−11 лет в процессе развития и адаптации к учебной деятельности: Автореф. дис. канд. биол. наук М., — 1992. — 18 с.
  76. А.И. Возможность в диагностике утомления по медленной периодике физиологических функций //Гигиена труда. Киев: Здоров’я, — 1986. — Вып. 22. — С. 33−38.
  77. Г. С. Биохимическая характеристика стероидогенеза у больных при различных нарушениях гормональной функции коры надпочечников: Автореф. дис.. д-ра биол. наук. М., -1997.- 38 с.
  78. H.A., Каспарова В. Г., Михальская Е. В. Особенности реакции эндокринной системы подростков при физической нагрузке разной мощности //Новые исследованияпо возрастной физиологии. 1986. — N 1. — С. 13−14.
  79. Н.М. Глюкокортикоидная функция коркового вещества надпочечников при пограничной артериальной гипертензии у детей и подростков //Охрана здоровья детей и подростков: Респ. межвед. сб. Киев: Здоров’я, — 1985. — Вып. 16. — С. 67−70.
  80. ., Сюткина Е. В., Халберг Ф. и др. Хронобиологический самомониторинг артериального давления с начала заболевания и до его исхода //Физиология человека. -1998.-Т. 24., N5.-С. 92−99.
  81. Ю.В. Хронобиологическая характеристика подростков, юношей и девушек, развивающих силу и выносливость: Автореф: дис. канд. биол. наук. Омск, — 2000. — 22 с.
  82. О.П., Сиренко О. И., Белозерова H.H. Глюкокортикоидная функция коры надпочечников у часто болеющих детй //Охрана здоровья детей и подростков: Сб. науч. тр.- Киев: «Здоров'я», 1991. — Вып. 22. — С. 72−75.
  83. О.Г. Критические периоды адаптации человека на Севере и механизмы возникновения дезадаптивных расстройств в эти периоды: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Новосибирск, -1998.-23 с.
  84. Т.А. Динамика функционального состояния ЦНС школьников в процессе обучения. Электрофизиологический анализ: Науч. доклад. канд. биол. наук. М., — 1991. — 26 с.
  85. М.С. Гигиеническая оценка новых форм организации учебного процесса в начальных классах общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, -1998.-23 с.
  86. ЮО.Кузнецова И. А. Возрастные особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы школьников с умственной отсталостью: Автореф. дис.. канд. биол. наук. -Омск, — 1998.-24 с.
  87. Кузнецова J1.B. Глюкокортикоидная функция надпочечников и её регуляция у человека в пренатальном онтогенезе и в период первой недели жизни //Бюлл. эксперим. биологии и медицины. -1987.-Т. 104, N7.-С. 11−13.
  88. H.H. Биоритмологические корреляты социальной дееспособности школьников //Мат. V конгр. Педиаторов России (16−19 февраля 1999 г.). М.: ЗАО «Информатик». — 1999. -С. 217−218.
  89. ЮЗ.Куинджи H.H. Хронобиологические основы обучения, воспитания и контроля за состоянием здоровья школьников //Российский педиатрический журнал. 2000. — N 2. — С. 35−40.
  90. Ю4.Кусельман А. И, Соловьева И. Л, Черданцев А. П., Азизова Р. Ш. Состояние клеточного иммунитета у детей Младшего школьного возраста в период адаптации к школе //Эколого-физиологические проблемы адаптации: Мат. VIII межд. симп. М, — 1998. — С. 223.
  91. И.О. Роль гормонального звена в реализации влияния физической нагрузки на работоспособность в онтогенезе: Дис.. канд. биол. наук. Харьков, — 1991. — 175 с.
  92. Юб.Ландышев Ю. С, Мишук В. П. Суточные ритмы АКТГ, кортизола и 17-ОКС у больных бронхиальной астмой //Терапевтический архив.- 1994.-N3.-С. 12−15.
  93. Ларина И. М, Уитсон П, Смирнова Т. М, Минг-Чен Ю. Циркадианные ритмы концентрации кортизола в слюне во время длительного космического полета //Физиология человека. 2000. -Т. 26, N4.-С. 94−100.
  94. Л.Н. Клинически-биохимическая характеристика детей раннего возраста от матерей с привычным невынашиванием беременности: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М, — 1990. -18 с.
  95. A.M., Токарь В.И, Головко В. Д, Ворошнин В. В. Эндокринный статус недоношенных новорожденных, развивающихся в условиях морфофункциональных нарушений плаценты //Вопросы охраны материнства и детства. 1990. -N11.-С. 14−18.
  96. ПО.Лоолайд В. Э. Изучение показателей гормональной адаптации новорожденных детей при рождении: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Минск, — 1988. — 16 с.
  97. Ш. Лукаш А. И, Внуков В. В, Кучеренко А. О. и др. Свободно-радикальные процессы в слюне людей при эмоциональном стрессе //Физиология человека. 1997. — Т. 23, N 6. — С. 106−109.
  98. Лукьянова Е. М, Тараховский М. Л, Бабко С. А. и др. Особенности адаптации при хроническом стрессе у детей с заболеванием органов дыхания и пищеварения //Педиатрия. 1995. — N 5. — С. 69−72.
  99. ПЗ.Лупандин A.B. О повышении устойчивости к утомлению под влиянием адаптогенов //Эколого-физиологические проблемы адаптации: Мат. V Всесоюз. симпоз. (22−24 ноября 1988 г.) М, -1988.-С. 136−137.
  100. H.A. Величина кортизола и кортизолрезистентной фракции лимфоцитов у здоровых детей раннего возраста //Азерб. мед. журнал. 1989. — N 9. — С. 38−41.
  101. Малов Ю. С, Карлов В. А, Кучмин А. Н. Взаимосвязь уровней кортизола и тестостерона в крови и слюне //Клиническая лабораторная диагностика. 1994. — N 6. — С. 10−11.
  102. Пб.Максимов А. Л, Бартош Т. П. Особенности гормональных перестроек у моряков с различным уровнем неспецифической резистентности //Физиология человека. 1995. — Т. 21, N 6. -С. 107−112 .
  103. С.И. Циркадианная системная деятельность организма дошкольников и младших школьников: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Иваново, — 1998. — 45 с.
  104. Мандров С. И, Жданова Л. А, Сорокина A.B., Беляшина Н. О. Основные типы циркадианной ритмичности организма детейдошкольного и младшего школьного возраста //Охрана здоровья семьи: Сб. науч. тр. Иваново, — 1996. — С. 216−218.
  105. JI.A. Типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности у мальчиков 7−8 лет: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Ульяновск, — 1995. — 21 с.
  106. Г. М. Динамика физической работоспособности у детей, поступивших в школу в 6 и 7 лет //Новые исследования по возрастной физиологии. 1979.- N 2. — С. 68−73.
  107. Ф.Г. Адаптационная медицина: концепция долговременной адаптации. М.: Дело, — 1993. — 138 с.
  108. Д.С. Гормоны роста и энергообеспечение в процессе роста, полового созревания и адаптации детей различных групп здоровья: Автореф. дис.. канд. мед. наук.- Тбилиси, 1989. -25 с.
  109. A.M. Нелинейности в биологии. Пущино, — 1992. -220 с.
  110. В.Н., Медведь A.B. Некоторые вопросы использования биоритмологии в управлении учебно-тренировочным процессом //Вопросы теории и практики физкультуры. Минск, — 1983. — Вып. 13. — С. 94−99.
  111. В.Н. Хронобиологический анализ адаптационных реакций у молодых людей с различным режимом мышечной активности: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Минск, — 1985. -21 с.
  112. А.Р. Функциональные особенности сердечнососудистой системы младших школьников разных групп здоровья: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Казань, — 2000. -21 с.
  113. Основные механизмы адаптации человека /Под ред. Захарова В. Н. М.: Наука, — 1993.- 189 с.
  114. А.Н. Состояние показателей адаптационного синдрома при острой дизентерии у детей: Автореф. дис.. канд. мед. наук.-СПб., — 1995.- 15 с.
  115. А.Г. Распространенность и физиолого-гигиеническая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников 6−8 лет: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1996.-22 с.
  116. Г. Ф., Васильев Н. В., Коляда Т. Н. и др. Зависимость реакции биосистем на раздражитель от её исходного уровня //Бюлл. СО АМН. 1989. — N 2. — С. 83−87.
  117. И.В. Характеристика состояния здоровья учащихся начальных классов новых видов образовательных учреждений при различных формах организации учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., — 1998. — 24 с.
  118. А.Н., Кожевникова B.C. Адаптация первоклассников -семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе //Физиология человека.1997.-Т. 23, N6.-С. 44−48.
  119. Л.П., Кузнецова Л. В., Алтухова В. И. Влияние перинатальной патологии на морфофункциольное состояние гипофиза и надпочечников у новорожденных //Педиатрия. -1990.-N1.-С. 24−28.
  120. Е.И., Грицинская В. Л. Показатели физической работоспособности детей с различным типом биологического созревания //Педиатрия. 1997. — N 5. — С. 67−69.
  121. A.C., Сохин A.A., Ходаковский A.B. и др. Исследование содержания кортизола в сыворотке крови доноров и детей в зависимости от некоторых генетических маркеров //Иммунология. 1992. -N 2. — С. 8−10.
  122. Проблемы медицинской биоритмологии /Деряпа Н.Р., Мош-кин М.П., Постный B.C. М.: Медицина, — 1985. — 207 с.
  123. Т.С. Экскреция 17-оксикортикостероидов у первоклассников //Новые исследования по возрастной физиологии 1978. -N 1. — С. 63−66.
  124. Т.С., Морозова Т. П., Орлова Н. И. Динамика глюкокортикоидной активности надпочечников у детей 7−11 лет //Новые исследования по возрастной физиологии. 1980. — N 2. -С. 77−81.
  125. Т.С. Циркадные и инфрадианные ритмы экскреции тестостерона и альдостерона у детей //Проблемы эндокринологии. 1992.-N1.-С. 38−42.
  126. Е.Ю. Функциональное состояние и резервные возможности эндокринной системы у детей, больных ювенильным ревматоидным артритом: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Самара, — 1994. — 20 с.
  127. Т.В. Физиологические основы тестирования физической подготовленности у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Краснодар, — 1998. — 24 с.
  128. Растущий организм в условиях мышечной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Казанского гос. пед. ин-та /Под ред. Ситдикова Ф. Г. -Казань, 1990. — 133 с.
  129. Раченков Л. И, Тимофеев Г. Ф. Физическая работоспособность один из факторов готовности детей к обучению в школе //Тез. I межд. науч.- практ. конф. (25−28 августа 1992 г.) Дубна, — 1992. -С. 124.
  130. Рогачевская О. В, Евдокимов В. Г. Сезонная кардиодинамика у школьников 7−16 лет на Севере //Сравнительная электрокардиология-97: IV Межд. симпоз. по сравнительной электрокардиологии. Сыктывкар, — 1997. — С. 65.
  131. В.Б. Основы эндокринологии. М.: Высшая школа. -1984.-336 с.
  132. Ю.А. Временная организация и информация в биологических системах //Авиакосмическая и экологическая медицина. 1995. — N 4. — С. 4−9.
  133. С.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем детей младшего школьного возраста в течение учебного года: Автореф. дис.. канд. биол. наук. -Казань, 1989.-21 с.
  134. Т.В. Диагностика и профилактика клинико-функцио-нальных отклонений у детей, начавших обучение с 6 лет: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Иваново, — 1988. — 18 с.
  135. Г. Х. Физическое развитие и физическая работоспособность школьников мужского пола 7−17 лет //Проблемы физиологии двигательного аппарата /Под ред. Зефирова Л. Н. Казань, — 1992.-С. 138−146.
  136. О.В. Динамика вегетативной регуляции ритма сердца у детей Севера при обучении в начальной школе: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Архангельск, — 1995. — 17 с.
  137. И.А., Азарова В. А., Звягинцева Л. Н., Миленина И. Л. Биоритмологические аспекты вегетативного регулированиясердечного ритма //Сб. мат. итог, науч.-практ. конф. Курской клинич. б-цы скорой мед. помощи. Курск, — 1997. — С. 120−123.
  138. И.И., Теслева И. М. Проблемы дезадаптации первоклассников //Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. (1−3 апреля 1998 г.). СПб., — 1998. — С. 69 -72.
  139. Г. На уровне целого организма. М. — 1972.- 122 с.
  140. Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. Рига: Виеда, — 1992. -109 с.
  141. H.A. Влияние сульфат-целлюлозного производства на некоторые показатели гормональной адаптации новорожденных: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Иркутск, — 1999. — 24 с.
  142. A.B. Работоспособность и функция надпочечников в возрастном аспекте: Мат. X науч. конф. по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., — 1971. — Т. 2. — Ч. 1. -С. 71−73.
  143. И.А., Череватова С. Х., Марченко О. Ю. Гормональный профиль здоровых подростков-учащихся ПТУ //Охрана здоровья детей и подростков: Сб. ст. Киев: Здоров’я, — 1991. — Вып. 22. -С. 19−23.
  144. Ф.Г., Русинова С. И. Состояние симпато-адреналовой системы детей младшего школьного возраста в течение учебного года //Растущий организм в условиях мышечной деятельности. Межвуз. сб. науч. тр. Казань, — 1990. — С. 138−145.
  145. Ф.Г., Русинова С. И. Изменение показателей сердечнососудистой систем у детей младшего школьного возраста в течение учебного года //Физиология человека. 1992. — Т. 18., N3.-C. 88−95.
  146. В. Д. Возрастная динамика физиологических возможностей школьников (биоэнергетический аспект) //Теория и практика физической культуры. 1990. — N 9. — С. 26−32.
  147. С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. М.: Наука, — 1986. — 244 с.
  148. Стырикович B. J1. Анализ весовых кривых в грудном возрасте (применительно к вскармливанию) JL, — 1940. — 210 с.
  149. А.Г., Капасакалис В. А. Двигательный режим детей в 1 классах сельских общеобразовательных школ //Гигиена и санитария. 1990. — N 6. — С. 33−36.
  150. Е.П. Биоритмы и клинические проявления инфекционных заболеваний у детей Минск, — 1982. — 193 с.
  151. Е.П., Семенова О. В. Биоритмы у детей //Здравоохранение Белоруссии. 1991. — N 7. — С. 67−70.
  152. В. А. Физиолого-гигиеническая оценка функционального состояния младших школьников при дифференцированном обучении: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -Иркутск, 1998.-28 с.
  153. H.A., Шехоткин A.B. Изменение инфрадианной ритмики дегидрогеназ лимфоцитов крови крыс при эпифиз-эктомии и слабых переменных магнитных полей //Авиакосмическая и экологическая медицина. 1995. — Т. 29., N 3. -С. 39−43.
  154. H.A., Шехоткин A.B., Камынина И. Б., Насилевич В. А. Влияние слабых переменных магнитных полей на инфрадианную ритмику функциональной активности лейкоцитов крови крыс //Биофизика. 1996. — Т. 41, N 4. — С. 930−933.
  155. Терешин П. И, Иваненко Е. И, Судакова A.B. и др. Гипербарическая оксигенация как метод коррекции гормонального статуса у беременных, страдающих позднимтоксикозом: Респ. сб. науч. тр. /Под ред. Князева Ю. А. М., -1985.-С. 102−106.
  156. Н.В. Изменение кардиодинамики у детей Европейского Севера при обучении в начальной школе: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Архангельск — 1994. — 21 с.
  157. Е.В. Соотношение содержания кортизола и иммуноглобулинов в периферической крови у человека в экстремальных климатических условиях: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Сыктывкар, — 1999. — 16 с.
  158. И.М., Сова P.E., Шефтель В. О., Оникенко Ф. А. Проблемы нормы в токсикологии. М.: Медицина. — 1991. — 205 с.
  159. Г. А. Функциональные и резервные возможности организма высоко и низко тревожных летчиков Западной Сибирии их связь с динамикой солнечной активности: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. Томск, — 1995. — 38 с.
  160. Физиология развития ребенка /Под ред. Козлова В. И., Фарбер Д. А. М.: Педагогика, — 1983. — 297 с.
  161. О.В., Панкова С. С., Колесникова Г. С. Методические подходы к определению уровней стероидных гормонов в различных биологических жидкостях при врожденнойдисфункции коры надпочечников у детей //Педиатрия. 1989. — N 11.-С. 72−75.
  162. В.Д. Клинико-биохимические показатели физической работоспособности и реабилитации школьников района радиоционно-химического следа: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Томск, — 1999. — 25 с.
  163. Чиркова Э. Н, Суслов A.C., Авраменко М. М, Криворучко Г. Е. Месячные и суточные биоритмы амилазы сыворотки крови здоровых мужчин и их связь с ритмами внешней среды //Лабораторное дело. 1988. — N 4. — С. 40−44.
  164. H.H. Механизм происхождения инфрадианных ритмов //Успехи физиологических наук. 1989. — Т. 20., N 3. — С. 86−103.
  165. H.H. Временная организация кровообращения и дыхания: Автореф. дис.. д-ра биол. наук. Минск, — 1989. — 48 с.
  166. В.И. Волны жизни: биоритмы и здоровье. СПб.: ИК «Комплект», — 1996. — 201 с.
  167. Н.В. Гормональные механизмы долговременной адаптации человека к условиям Севера //Физиология человека. -1990.-Т. 16, N2.-С. 90−97.
  168. JI.M. Социально-эмоциональные нарушения: школьная дезадаптация, средства диагностики и помощи
  169. Л.Н. Половые различия глюкокортикоидной стрессреактивности и их механизмы: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Саратов, — 1998. — 22 с.
  170. А.И., Сивакова С. П. Оценка годовой динамики состояния здоровья и физического развития первоклассников при различных режимах обучения //Гигиена и санитария. 1989. — N 8. — С. 18−20
  171. Г. А., Задерман В. Г. Взаимоотношение симпато-адрена-ловой и гипоталомо-гипофизарно-надпочечниковой систем и спортивные результаты (корреляционный анализ) //Физиология человека. 1989. — Т. 15, N2.-0. 108−114.
  172. П.И. Генотипические маркеры и их значение в оценке индивидуальной реактивности организма. М.: АН СССР, — (Сер. биология). — 1978. — N 3. — С. 444−456.
  173. Т.О. Влияние эндогенных и экзогенных факторов на функциональное состояние гипофизарно-надпочечниковой системы у детей здоровых и больных компенсированным хроническим тонзиллитом: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Тбилиси, — 1989.-25 с.
  174. В.Jl. Социально-психологические и биологические факторы формирования аддкитивного поведения подростков: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., — 1997. — 41 с.
  175. Agrimonti F., Angeli A., Frairia R. et al. Circanual rhyth micities of Cortisol levels in the peripheral plasma of healthy subjects //Int. J. Chronobiol. 1982. -V. 9., N2.-P. 107−114.
  176. Akyuz S., Prince S., Hekin N. Children’s stress during a restorative dental treatment: assassment using salivary Cortisol measurements //J. Clin. Pediatr. Dent. 1996. — Spring: V. 20., N 3. — P. 219−223.
  177. A1-Ansari A.A.K., Perry L.A., Smith D.S., Landon J. Salivary Cortisol determination: adaption of a commercial serum Cortisol kit //Ann. Clin. Biochem. 1982. — V. 19. — P. 163−166.
  178. Ahokoski 0., Virtanen A., Kairisto V. et al. Biological day-to-day variation and reference change limits of serum Cortisol and aldosterone in healthy young men on unrestricted diets //Clin. Chem. 1999. — V. 45, N7.-P. 1097−1099.
  179. Ansseau M., Sulton J., Doumont A. et al. Use of saliva Cortisol in the dexamethasone suppresion test //Psychiatry Res. 1984. — V. 13. -P. 203−211.
  180. Aono J., Ueda W., Kataoka Y., Manabe M. Differances in hormonal responses to preoperative emotional stress between preschool and school children //Acta Anaesthesiol. Scand. 1997. — V. 41., N 2. -P. 229- 231.
  181. Ben-Aryeh H., Roll R., Kahana L. et al. Salive as an indicator of stress //Int. J. Psy- chosom. 1985. — V. 32., N 3. — P. 3−8.
  182. Bober J.F., Weller E.B., Weller R.A. et al. Correlation of serum and salivary Cortisol levels in prepubertal schoolaged children //J. Am. Acad. Child. Adoles. Psychiatry. 1988. — V. 27., N 6. — P. 748−750.
  183. Bonnin F. Cortisol levels in saliva and mood change in early puerperium //J. Affect Disord. 1992. — V. 26., N 4. — P. 231−239.
  184. Brand G. Synchroniseur sociaux et variations infradiennes du tempes de reaction //C.R. Seances. Soc. Biol. Fil. 1996. — V. 190., N 4. -P. 487−496.
  185. Burke P.M., Reichler R.J., Smith E. et al. Correlation between serum and salivary Cortisol levels in depressed and nondepressed children and adolescents //Am. J. Psychiatry. 1985. — V. 142., N 9. -P. 1065−1067.
  186. Burkhardt U., Wild L., Vetter B., Olthoff D. Modulation der Stressantwort bei kindern wahrend der Praoperativen Vorbereitung //Anaesthesist. 1997. — V. 46., N 10. — P. 850−855.
  187. Buske-Kirschbaum A., Jobst S., Psych D. et al. Attenuated free Cortisol response to psychosocial stress in children with atopic dermatitis //Psychosom. Med. 1997. — V. 59., N 4. — P. 419−426.
  188. Chiadoni G, Secli R, Rocchi M.B. et al. Some unexpected results in time distribution analysis of spontaneous deliveries //Gynecol. Obstet. Invest. 1998. — V. 46, N 2. — P. 88−90.
  189. Clements A.D., Parker C.R. The relationship between salivary Cortisol concentrations in frozen versus mailed samples //Psychoneuroendocrinol. 1998. — V. 23, N 6. — P. 613−616.
  190. Contreras L. N, Hane S, Tyrrell J.B. Urinary Cortisol in the assassment of pituitary-adrenal function: utility of 24-hour and sport determinations //J. clin, endocrinol. 1986. — V. 62, N 5. — P. 965−969.
  191. Dessypris A, Wagar G, Fyhrquist F. et al. Marathon Run: effects on blood cortisol-ACTH iodothyronines-TSH and vasopressin //Acta endocrinol. 1980.-V. 95, N2.-P. 151−157.
  192. Deuschle M, Weber B, Colla M. et al. Effects of major depression, agind and gender upon calcucated diurnal free plasma Cortisol concentrations: a reevaluation study //Stress. 1998. — V. 2, N 4. -P. 281−287.
  193. Doer P. Depression und Cortisol sekretion //Biol. Psychiatr: Fortschr. psychiatr. Forsch. Stuttgart, N.- York, :ISB, — 1982. — N 3. -P. 148−154.
  194. Gerasch A, Burchardt U, Klagge M, Balschun D. Age dependency of infradian rhythms in enzymuria of female volunteers //Eur. J. Clin. Chem. Clin. Biochem. 1997. — V. 35, N 4. — P. 281−286.
  195. Gerra G, Zaimovic A, Giucastro G. et al. Neurotransmitter hormonal responses to psychological stress in peripubertal subjects: relationship to aggressive behavior//Life. Sei. 1998. — V. 62, N 7. — P. 617−625.
  196. Gunnar M. R, Fisch R. O, Korsvik S, Donhowe J.M. The effect of circumcision on serum Cortisol and behavior //Psychoneuroendocrinology. -1981.- V. 6, N 3. P. 269−275
  197. Fleshner M, Deak T, Spencer R.L. et al. A long term increase in basal levels of corticosterone and a decrease in corticosteroid-binding globulin after acute stressor exposure //Endocrinology. 1995. -V. 136.-N12.-P. 5336−5342.
  198. Francis S. J, Walker R. F, Riad-Fahmy D. et al. Assessment of adrenocortical activity in term newborn infants using salivary Cortisol determinations //J. Pediatr. 1987. — V. 111. — P.129−133.
  199. Johansson G. G, Laakso M, Peder M, Karonen S.L. Endocrine patterns before and after examination stress in males and females //Activ. nerw. super. 1989. — V. 31. — N 2. — P. 81−88.
  200. Jones K. V, Copolov D. L, Outch K.H. Type A, test performance and salivary Cortisol //J. Psychosomatic Research. 1986. — V. 30. — N 6. -P. 699−700.
  201. Halberg F, Nelson W. Chronobiologie optimisation of aging and biological rhythms. Plenum Press. N.-York, London. — 1978. -P. 5−49.
  202. Halberg F, Cornelissen G, Websky P. et al. About 3.5-day (circasemi-septan) and about (circaseptan) blood pressure features in human prematuriry //Cronobiologia. 1994. — V. 21. — P. 146.
  203. Harris R. A, Coloshaw S.R.K, McKenzie I. G, Whiting P.H. Human Cortisol and anxiety changes in response to emergency training //J. Physiol. Proc. 1994. — V. 481. — P. 53 .
  204. Henry J. P, Stephens P.M. Srtess, health and the social environment. A sociobiological approach to medicine. N.-York, Heidelberg, Berlin: Springer, — 1977. — 134 p.
  205. Hilderbrandt G, Geyer F. Adaptive signoficance of circaseptan reactive periods //J. Interdisscipl. Cycle Res. 1984. — V. 15. — N 2. -P.109−117.
  206. Hubert W, Jong-Mever R. Emotional stress and saliva Cortisol response //J. Clin. Biochem. 1989. — V. 27. — N 4. — P.235−237.
  207. Kadrielska E. Tygodniowy rytm biologierhy crasy reakcji prostei i predkosci pojedy neregoruchu //Pocznayk AWE Poznaniu 1981. -N30.-P. 199−211.
  208. Kirschbaum C., Hellhammer D.H. Salivary Cortisol in psichobiological research: an overview //Neiropsychobiology. 1989.- V. 22., N 3. -P. 150−169.
  209. Knutsson U., Dahlgren I., Marcus C. et al. Circadian Cortisol rhythms in healty boys and girls: Relationship with age, growth, body composition and pubertal development //J. Clin. Endocrinol and Metabol. 1997. — V. 82. — N 2. — P. 536−540.
  210. Kugler J., Kalveran K. Salivary Cortisol: precision, reability and psychophysiological validity. Psychophysiology 88: Proc. 4th Conf. Int. Organ. Psychophysioll. Prague (Sept. 12−17 1988). Praha. -1988.-P.151.
  211. Levi F., Halberg F. Circaseptan (about-7-day) bioperiodicity-sponta-neous and reactive and the search for pacemaker //Ric. Clin. Lab. -1982.-V. 12.-N2.-P. 323−370.
  212. Maesaka H., Suwa S. et al. Monthly urinary LH and FSH secretory patterns in normal children and patients with sexual disorders //Pediatric Research. 1990. — V. 28., N 4. — P. 405−410.
  213. R., Weber E. Из практики лечения детей. Определение в слюне гормона кортизола, вызывающего стресс //Квинтэссенция. Межд. стоматологический журнал. 1993. — N 1. — С. 72−73.
  214. Mori К., Yano Т., Matumoto Т. et al. Chronobiological studies of 17-ketosteroid excretion //J. Biometeorol. 1985. — V. 29. — Suppl. — N 1. -P. 116.
  215. Munck A., Guyre P.M., Holbrook N.J. Physiological functions of glucocorticoids in stress and their relation to pharmacological action //Endocrinol. Rev. 1984. — V. 5, N 1. — P. 25−44.
  216. Nicolson N., de Vries M., Sulon J., Poll R. Cortisol and the experience of stress in daily life //Neuroendocrinol. Lett. 1988. — V. 10., N 4. -P. 263 .
  217. Niimi S., Nakajama Т., Uchida E., Tahaka A. Effect of glucocorticoids on desoxyribonucleic acid (DNA) syntehesis stimulated by growth factors in cultured rat skin fibroblasts //Chem. Pharm. Bull. 1990. -V. 38. -N 6. — P. 1633−1638.
  218. Nomura S., Fujitaka M., Sacura N., Ueda K. Circadian rhythms in plasma cortisone and Cortisol and cortisone/cortisol ratio //Clin. Chim. acta. 1997. — V. 266, N 2. — P. 83−91.
  219. Pederson C. Effect of imagery on children’s pain and anxiety during cardiac catheterization //J. Pediatr. Nurs. 1995. — V. 10, N 6. -P. 365−374.
  220. Price D. A, Close C. G, Fielding B.A. Age appearance of circadian rhythm in salivary Cortisol levels in infancy //Archs. Dis. Childh. -1983. V. 58. — P.454−456.
  221. Ramsay D. S, Lewis M. Developmental change in infant Cortisol and behavioral response to inoculation //Child. Dev. 1994. V. 65, N 5. -P. 1441−1452.
  222. Riad- Fahmy D, Read G. F, Walker R. F, Griffiths K. Steroids in saliva for assessing endocrine function //Endocrin. rev. 1982. — V 3. -N4-P. 367−395.
  223. Schmidt N.A. Salivary Cortisol testing in children //Issue. Compr. Pediatr. Nurs. 1998.-V. 20.-N3.-P. 183−190.
  224. Schwartz E. B, Granger D. A, Susman E.J. et al. Assessing salivary Cortisol in studies of child development //Child. Dev. 1998. — V. 69. -N6. -P. 1503−1513.
  225. Shoju O, Genji M, Yutaka N. et al. Postnatal development of circadian rhytm in serum Cortisol levels in children //Pediatrics. -1983.-V. 72. N 3. — P.399−404.
  226. Silver A. C, Landon J, Smith D.S. et al. Radioimmunoassay of Cortisol with the «gammacoat» kit (letter) //Clin. Chem. 1983. — V. 29. — N 10. -P. 1869−1870.
  227. Stahl F, Dorner G. Responses of salivary Cortisol levels to stress situations //Endocrinologie 1982. — V. 80, N 2. — P. 158−162.
  228. Stupniski R., Obminski Z. Glucocorticoid response to exersise as measured by serum and salivary Cortisol //Eur. J. Appl. Physiol. -1992.-V. 65.-N6.-P. 546−549.
  229. Survillo W.W. Time perception in relation to pulse rate in healty males //J. Psychol. 1982. — V. 110. — P. 101.
  230. Tapp W.N., Haladay J.W., Natelson B.H. Ultradian glucocorticoid rhythms in monkeys and rats continue during stress //Amer. J. Physiol. 1984. — V. 247. — N 5. — P. 866−871.
  231. Tennes K. The role of hormones in mother-infant transactions //Dev. Attachment and Affiliant. Syst. N.-York, London. — 1982. — P. 75−80.
  232. Thalange N.R., GilL M.S., Gill L. et al Infradian rhythms in urinary growth hormone excretion //J. Clin. Endocrinol. Metab. 1996. — V. 81., N 1. — P. 100−106.
  233. Thuma J.R., Gilders R., Verdun M., Loucks A.B. Circadian rhythm of Cortisol confounds Cortisol responses to exercise: implication for future research //J. Appl. Physiol. 1995. — V. 78., N 5. — P. 16 571 664.
  234. Touitou Y., Sulon J., Bogdan A. et al. Adrenal circadian system in young elderly humen subject: a comparative study //J. Endocrinol. -1982.-V. 93.-N2.-P. 201−210.
  235. Touitou Y., Touitoy C., Keusseoglou S., Krosi Z. Circadian endocrine features in prepubertal boys a study in saliva //Chronobiologia. -1989. V. 16. — N 2. — P. 190−191.
  236. Touitou Y. Introduction aux rythmes biologiques dans le domaine de la sante //Pathol. Biol. 1996. — V. 44., N 6. — P. 479−486.
  237. Vining R.F. McGiniey R. A, Maksuytis J. J, Ho K.Y. Salivary Cortisol: a better measure of adrenal Cortisol function than serum Cortisol //Ann. Clin. Biochem. 1983. — N 20 (Pt. 6). — P. 329−335.
  238. Viru A, Laaneots L, Karelson K. et al. Exercice-induced hormone responses in girls at different stages of sexual maturation //Eur. J. Appl. Physiol. 1998. — V. 77, N 5. — P. 401−408.
  239. Walker R. F, Riad-Fahmy D, Read G.F. Adrenal status assessed by direct radioimmunoassay of Cortisol in whole saliva or parotid saliva //Clin. Chem. 1978. — V. 24. — P. 1460−1463.
  240. Walker R.F. Salivary Cortisol determinations in the assesment of adrenal activity //Steroid Hormones in Saliva Frontier of Oral Physiology. V. 5. (Kawamura Y, Ferguson D. B, eds.) — 1984. -P. 30−50.
  241. Walker R.F. Salivary corticosteroids: clinical and research applications //J. Clin. Chem. and Clin. Biochem. 1989. — V. 27, N 4. — P. 234−235.
  242. Walger P, Lehnert H, Baumgart P. et al. Cortisol in spechel: Einflub von Corticotropin Releasing Fartor (CRF) und Psychisechen Stimuli bei gesin denmannern //Aktuel Endokrinol und Stoffwechsel.- 1989. -V. 10.-N 4.-P. 236−240.
  243. Wilson D. W, Walker R. F, Griffiths K. Saliva as a meduim for chronobiological studies: its particular potential in steroid endocrinology //Ann. 1st. Super Sanita 1993.- V. 29, N 4,-P. 607−611.
  244. Wise P.M., Kashon M. L, Krajnak K.M. et al. Aging of the femal reproductive system: a window into brain aging //Recent. Prog. Horm. Res.- 1997.-V. 52. P. 279−305.
  245. Woodside D.B., Winter K., Fisman S. Salivary Cortisol in children correlations with serum values and effect of psychotropic drug administration //Can. J. Psychiatry. 1991. — V. 36., N 10. -p. 746−748.
  246. Woolston J.L., Glanfredi S., Gertner J.M. et al. Salivary Cortisol: A notraumatic sampling technique for assaying dynamics //J. Am. Acad. Child. Adoles. Psychiatry. 1983. — V. 22., N 5. — P. 474−476.
  247. Yvonne N.G., Haus E., Lakatua D. et al. Circadian rhytm in plasma immunoreactive somatomedin-C in children //Rev. roum. med. Endocrinol 1985. — V. 23. — N 2. — P. 97−103.
  248. Umeda T., Hiramatsu R., Iwaoka T. et al. Use of saliva for monitoring unbound free Cortisol levels in serum // Clin. Chim. Acta. 1981. -V. 110.-P. 235−253.
  249. Umezu R., Kusakawa S. Biological rhythms in school refusals //Jap. J. Psychoatr. and Neurol. 1988. -V. 42., N 1. — C. 180.
  250. Ursin H., Baade E., Levine S. Physiology of stress. N.-York: University Press, — 1978. — 157 p.
Заполнить форму текущей работой