Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Физиологическое обоснование методов отбора подростков к современному профильному обучению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профотбор подростков в профилированные учебные заведения следует проводить 2-х этапно: 1 этап — предварительный (в 910 классе) — с использованием апробированных в работе анкетных опросников, выявляющих особенности структуры ВНД подростков и их приоритетные интересы- 2 этапокончательный (в 11 классе) — с обследованием на приборе «Психомат» и исследованием вариабельности сердечного ритма. Сниженная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Аналитический обзор
    • 1. 1. История вопроса и современные тенденции в образовании
    • 1. 2. Физиологические механизмы адаптации растущего организма-к профильному обучению
      • 1. 2. 1. Нейрофизиологические механизмы адаптации
      • 1. 2. 2. ЦНС — основа адаптации к учебным нагрузкам
    • 1. 3. Функциональное состояние подростков в процессе учебной и трудовой деятельности
      • 1. 3. 1. Здоровьесберегающие образовательные технологии
      • 1. 3. 2. Дифференцированный подход к физиологическим особенностям подростков в профильном обучении
    • 1. 4. Профессиональное самоопределение личности и задачи психофизиологической консультации
      • 1. 4. 1. Профильное обучение на основе индивидуальных особенностей школьников
      • 1. 4. 2. Психофизиологическая профессиональная консультация подростков
    • 1. 5. Рациональная организация профильного обучения
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. Результаты собственных исследований
    • 3. 1. Формирование и апробация комплекса психофизиологических методов для адекватного предварительного отбора подростков к профильному обучению
    • 3. 2. Апробация комплекса психофизиологических методов в лицеях с профильным обучением
    • 3. 3. Влияние мотивации к профильному обучению на психофизиологический статус подростков
    • 3. 4. Психофизиологическое и функциональное состояние учащихся художественного лицея на этапе 11 класса
    • 3. 5. Психофизиологическое и функциональное состояние учащихся технического лицея на этапе 11 класса
    • 3. 6. Особенности вегетативной сферы и функционального состояния сердечно-сосудистой системы выпускников специализированных лицеев
  • Глава 4. Обсуждение результатов
  • Выводы

Физиологическое обоснование методов отбора подростков к современному профильному обучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях неизбежны интенсификация промышленного производства, рост требованийкак к, количеству и качеству труда, так и к уровню профессиональной подготовки* молодежи, к личности работника и состоянию его здоровья. Несоответствие индивидуальных психофизиологических особенностей человека' требованиям избранной^ профессии (профессиональная непригодность) является источником самых неблагоприятных последствийдля его здоровья, причиной снижения* производительности и качества труда и фактором повышения, травматизма (Агаджанян Н. А. и др., 1998). Профилактическое значение физиологического отбора к профессиональному обучению на современном этапе приобретает особую актуальность (Кучма В. Р., 2002; Безруких М'. М., 2004; Баранов А. А., Кучма В: Р., Сухарева Л. М., 2006; приказы Минобразования и науки 2003; 2010).

Для успешного-освоения профессии и построения? профессиональной карьеры большое, значение имеют индивидуальные особенности и мотивация (желания) человека: Их особо следует учитывать при? выборе профессиональной деятельности. Однако как свидетельствует ряд исследований (Фарбер Д. А. и др., 1990; Антропова М. В. и др., 1997;. Измеров Н. Ф, Каспаров А. А., 2002) большинство школьников не способны адекватно оценить собственные функциональные возможности, в связи с чем многие из них выбирают профессии не соответствующие их психофизиологическим и функциональным возможностямПри введении профильного обучения подростков, необходимы разработки, и внедрения/ современной системы профессионального отбора учащихся. Профильное обучение по мнению ряда авторов призвано дать старшеклассникам возможность выбора адекватного их интересам и психофизиологическим и функциональным возможностям образования (Полиевский С. А. и др. 1977; Безруких М. М., 2006; Седова А. С., 2007). Актуальность исследования в этом направлении придаёт и то обстоятельство, что состояние здоровья современных школьников, сейчас оценивается как более низкое, чем 10 лет назад (Степанова М. И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г., 2000; Сергета И. В., Зайцева К. А., Лукина И. Ю., 2004; Молчанова С. С., Шубочкина Е. И., 2007). Это в дальнейшем приводит к комплексу неблагоприятных социально-психологических последствий, как для самого подростка, так и для общества в целом (Ильиных Л. М., Сотникова Е. Н., Рапопорт И. К., 2007).

Здоровье детей и подростков в последние годы стало предметом тревоги общества. Нынешняя ситуация, характеризующаяся ухудшением состояния здоровья молодежи, является следствием многих причин, которые в силу сложившихся обстоятельств наиболее агрессивно проявили себя в последние 10 — 15 лет (Онищенко Г. Г., 2001; Леонова Л. А., 2004; Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д., 2005; Храмцов П. И., 2009): Специальными исследованиями, выполненными на рубеже тысячелетий в НИИ* гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ здоровья детей РАМН и НИИ Возрастной физиологии РАО, выявлены особенности формирования здоровья и установлено изменение структуры функциональных отклонений у современных детей России. Обращает на себя внимание лидерство функциональных нервно-психических отклонений и нарушений сердечнососудистой системы. На третьем месте в структуре заболеваемости находятся нарушения опорно-двигательного аппарата, которые диагностируются у каждого десятого школьника, при этом от начала к окончанию обучения установлено пятикратное увеличение этих нарушений. Четвертое ранговое место занимают функциональные нарушения зрения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется модернизация образовательного процесса в школе. Цель модернизации заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся. Впервые в стране перестройка образования производится в интересах охраны здоровья обучающихся. Наиболее перспективным направлением модернизации образования для современной школы является введение в старших классах профильного обучения (Вирабова А. Р., 2006, Сахаров В. Г., 2007).

К тому же, правильное профессиональное самоопределение в значительной степени определяет положительную мотивацию учащихся и способствует снижению. психологической напряженности в процессе обучения, а также создает успешную основу для освоения^ профессии (Безруких М. М., 1991; Дубровинская Н. В. и др., 2000; Рапопорт И. К., Кучма В. Р., 2004; Павлович К. Э-, 2004; Старикова А. Е., 2007).

Большое значение в достижении успеха овладения практически любой современной профессией имеют психофизиологические особенности индивидуума, запрограммированные наследственными, а в последующем дополненные приобретенными свойствами. Широкое внедрение современных информационных технологий предъявляет высокие требования к процессам высшей нервной деятельности работника и делает актуальным изучение психофизиологических показателей школьников, стоящих перед выбором профессии. Таких исследований до настоящего времени практически не проводилось. В научной литературе встречаются лишь единичные работы, касающиеся этой области знаний (Полиевский С. А. и др. 1968, 1977). Вместе с тем сегодня весьма актуальным является разработка и внедрение в жизнь системы профилактических мероприятий, включающей профессиональный отбор, который должен учитывать интересы (мотивацию) учащихся и особенности его высшей нервной деятельности с учетом требований каждой профессии. В таком случае профильное среднее и последующее профессиональное образование будут способствовать развитию творческого потенциала, открытию новых резервных возможностей организма, увеличению работоспособности без отрицательных последствий для состояния здоровья.

Эти проблемы еще в большей степени становятся актуальными в связи с реализацией Постановления Правительства Российской Федерации^.

О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" (2004) и национальных приоритетных проектов в сфере здравоохранения и образования (2010 — 2011).

Цель исследования. Провести комплексное обследование старшеклассников различных средних учебных заведений и сформировать критерии отбора к профильному обучению подростков.

Задачи исследования:

1. Определить нормативные величины основных психофизиологических характеристик здоровых школьников г. Москвы в возрасте 15−18 лет.

2. Провести дифференцированный анализ информативности тестов оценки психофизиологических функций подростков для программы профотбора к профильному образованию.

3. Апробировать комплекс методов оценки психофизиологического статуса, и функционального состояния организма с учётом. особенностей высшей нервной деятельности подростков в профильных лицеях.

4. Оценить эффективность эффективность психофизиологических критериев ипараметров кардиоинтервалограммы для динамического контроля^ за функциональным состоянием учащихся в процессе обучения в специализированных средних учебных заведениях.

5. На основе анализа результатов комплексных исследований дать рекомендации по отбору подростков к профильному образованию.

Научная новизна исследования. Впервые сформирован комплекс психофизиологических методов, необходимых для адекватного отбора подростков к соответствующему профилю обучения.

Проведён дифференцированный анализ информативности психофизиологических и функциональных тестов у подростков с учётом структуры их высшей нервной деятельности и уровня мотивации к обучению.

Выявлены основные психофизиологические различия у учащихся художественного и физико-математического лицеев, заключавшиеся вразличных соотношениях первой и второй сигнальных систем. Определены наиболее благоприятные характеристики психофизиологического статуса подростков для получения образования в названных образовательных учреждениях.

Изучена взаимосвязь вегетативной нервной системы учащихся с их психофизиологическим статусом в профильных средних учебных заведениях.

Впервые показано, что профессиональное обучение, учитывающее индивидуальные психофизиологические особенности подростков оказывает положительное воздействие на адаптационные процессы и психоэмоциональную сферу учащихся специализированных лицеев и способствует более качественному овладению учебными программами.

Показано, что учёт мотивационно-психофизиологических особенностей личности учащихся является важным фактором в правильном выборе профиля образования и успешности, обучения в специализированных учебных заведениях.

Теоретическая и практическая значимость. В результате комплексных психолого-физиологических исследований выявлены в функциональном статусе учащихся с различной структурой высшей нервной деятельности. Дан сравнительный анализ психофизиологических показателей в зависимости от наличия или отсутствия — мотивации к обучению у школьников старших классов специализированных средних учебных заведений. На основании этих данных получена интегральная оценка «физиологической цены» обучения в системе профильного образования;

Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные особенности в психофизиологическом и вегетативном статусе различных групп учащихся профильных учебных заведений могут быть использованы для совершенствования системы профотбора при подготовке высококвалифицированных специалистов, профилактики профессионального-стресса. Результаты работы целесообразно включатьв специальные программы на лекционных и практических занятиях в медицинских и педагогических ВУЗах по специальным циклам: «Физиология», «Психофизиология», «Психология стресса», «Психодиагностика профессиональной деятельности», «Профессиональная психология».

Установленная в результате исследования высокая информативность апробированных функциональных и психофизиологических тестов, включенных в методику профессионального отбора, дает основание рекомендовать их применение в качестве экспресс-оценки функционального состояния подростков в процессе обучения специалистами медицинского и психолого-педагогическогопрофиля.

Апробация работы. Материалы диссертации доложены на международной научно — практической конференции «Актуальные проблемы биоэкологи» (Москва, 2008) и на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблема и пути решения» (Москва, 2009) и на Всероссийском конгрессе по школьной и университетской медицине с международным участием (Москва, 2010).

Диссертационная работа апробирована на заседании кафедры нормальной физиологии медицинского факультета РУДН (Москва, 2011 г.).

Публикации. По материалам исследования опубликовано 6 печатных работы, из них 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, аналитического обзора литературных источников, материалов и методов исследования, главы результатов собственных исследований и их обсуждения, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического списка (279 отечественных и 29 зарубежных источников), приложения. Материал изложен на 232 страницах, включает в себя 22 рисунка и 19 таблиц.

выводы.

1. В результате комплексных исследований функционального состояния старшеклассников показано, что учёт особенностей организации высшей нервной деятельности подростков и уровня их мотивации к определённому профилю образования должны лежать в основе разработки индивидуальных критериев адекватного профотбора в специализированные средние учебные заведения.

2. Установлено, что психофизиологические показатели могут служить объективными критериями, определяющими предрасположенность подростка к получению определённого профиля образования. У мотивированных к обучению учащихся художественного и технического лицеев достоверно на 3,9 — 57,1% отличаются результаты оценки психофизиологических функций в тестах на исследование СЗМР, пространственной ориентации, памяти на числа, динамической координации, корректурной пробы, арифметических вычислений, КЧСМ.

3. Выявлено, что подростки, показывающие высокие результаты в тестах оценки памяти на числа (среднее время 2679,24±230,85 мс), корректурной пробы (успешность выполнения 98,92±8,27%, общее время 332,45±34,75 с), арифметических вычислений (правильных ответов 88,42±9,69%, суммарное время 62 340,31±8690,11 мс) могут быть отнесены к учащимся с преобладанием в структуре высшей нервной деятельности второй сигнальной системы, для которых наиболее подходит обучение в колледжах физико-математического и технического профилей.

4. Установлено, что приоритетными показателями для выделения подростка в группу учащихся с преобладанием в структуре ВНД первой сигнальной системы, следует считать высокие результаты тестов на оценку СЗМР (СЛВ 260,26±3,43 мс, СМВ 179,56±2,56 мс), пространственной ориентации (количество ошибок 8,93±0,56 шт., темп ответов 18 699,68±1140,75 мс), динамической координации (время выполнения.

12 244,87± 13 80,48 с, частота касаний 2,73±0,24 Гц), КЧСМ (критическая частота 30,47±0,83 Гц). Данным школьникам следует рекомендовать обучение в лицеях гуманитарного и художественного типов.

5. Сравнительный анализ результатов обследования различных подгрупп лицеистов выявил, что отсутствие соответствия структуры высшей нервной деятельности подростка имеющемуся профилю образования и пониженный интерес к учёбе являются факторами существенно повышающими «физиологическую цену» обучения. В данных группах учащихся, усиливается вегетативный дисбаланс, достоверно увеличивается количество дискордантов (на 9 и 14%), в 2 раза возрастает уровень тревожности (р<0,05), ухудшается на 2 и 2,5 баллов (р<0,05), самооценка самочувствия, соответственно у «бауманцев» и «суриковцев».

6. Установлено, что устойчивая отрицательная динамика в количественно-качественных характеристиках выполнения тестов на динамическую координацию, корректурную пробу, арифметические вычисления, а также, на фоне повышения индексов кардиоинтервалограммы (ИН, ИФИ) и снижения успеваемости по профилирующим предметам является основанием для применения к подростку различных психолого-медицинских мероприятий и даже может служить поводом для его профпереориентации.

Практические рекомендации.

Результаты проведённых исследований позволяют рекомендовать динамическое комплексное психофизиологическое и функциональное обследование подростков для системы профотбора в специальные средние образовательные учреждения.

Профотбор подростков в профилированные учебные заведения следует проводить 2-х этапно: 1 этап — предварительный (в 910 классе) — с использованием апробированных в работе анкетных опросников, выявляющих особенности структуры ВНД подростков и их приоритетные интересы- 2 этапокончательный (в 11 классе) — с обследованием на приборе «Психомат» и исследованием вариабельности сердечного ритма. Сниженная мотивация к обучению и ухудшение результатов учёбы у подростков, структура ВНД которых соответствует выбранному профилю образования, требует применения к данной категории учащихся индивидуального психолого-педагогического подхода и обязательного учёта показателей кардиоинтервалограммы, качества выполнения психофизиологических тестов (динамическая координация, корректурная проба, арифметические вычисления), проводимых не реже 1−2 раза в год.

Для повышения адаптационного потенциала и уровня здоровья подростков, обучающихся в профессионально-ориентированных колледжах, необходимо в педагогическом процессе активно внедрить мероприятия, развивающие «недоминирующую» сигнальную систему (психофизиологические тренинги, кружки и факультативные занятия по непрофильным предметам, в соответствующее планирование внеурочной деятельности).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. П., Сидорова И. Н., Ткаченко И. Г. Физиологические и социальные аспекты полового созревания подростков // Валеология. -1997. -№ 3.- С. 47−49.
  2. Л. Р., Кочарова С. Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся // Гигиена и санитария. -2001.-№ 6.-С. 31−33.
  3. Н. А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е., Ермакова Н. В., Кузнецова Л. Ю. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Гигиена и санитария. 1998. № 3. — С. 63.
  4. Н. А., Руженкова И. В. и др. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма. // Физиология человека. 1997, — Т. 23. — № 1. С. 93−97.
  5. В. И., Гребняк Н. П. Гигиенические обоснования режима умственной работы и отдыха // Гигиена и санитария. 1985. — № 1. С. 18−21.
  6. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Д. В. Колесов. -М.: Педагогика, 1987. 152 с.
  7. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  8. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987. 152 с.
  9. Г. А. Медицинские аспекты состояния здоровья детей и подростков // Материалы Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке», 12−14 мая, 2004 г. -М., 2004.-С. 53−55.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., Педагогика, т. 2, 1980.
  11. П.Антонова Л. Т. В кн.: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. М., 1979, с. 21−27.
  12. М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / М. В. Антропова. М.: Просвещение, 1968.-251 с.
  13. З.Антропова М. В. и др. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников / М. В. Антропова. М., 1974. — 136 с.
  14. П. К. Общие принципы формирования защитных приспособлений организма // Вестник АМН СССР. 1962. — № 4. — С. 16−26.
  15. В. П. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980.- 196 с.
  16. М. В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте // Методы исследования функций организма в онтогенезе. М., 1975. С. 7−8.
  17. М. В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. и др. Физиолого-гигиеническая оценка эффективности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся // Гигиена и санитария. -1997. -№ 1. С. 24−26.
  18. М. В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М. и др. Возрастная динамика работоспособности. В кн.: Физиология развития ребёнка / Под ред. Безруких М. М., Фарбер Д. А. — М. — 2000 — С. 259−273.
  19. В. В., Василюк Н. А. Вариабельность сердечного ритма при выполнении различных результативных задач // Физиология человека. -2001.-Т. 27.-№ 4.-С. 50.
  20. О.С., Сергиенко А. В., Яковлев В. Н. Зависимость умственной работоспособности студентов от разных форм учебной деятельности // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Материалы 8 международного симпозиума. М., 1998. С. 23−24.
  21. М. В., Кузнецова Л. М., Параничева Т. М. Умственная работоспособность и ее особенности в связи с половым созреванием у школьников 11−13 лет // Физиология человека. 2006. № 1. — С. 37−44.
  22. П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.-447 с.
  23. П. К. Принципиальные вопросы теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973.-С. 5.
  24. М. В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М., Манке Г. Г., Параничева Т. М. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников // Физиология человека. 1997. — Т. 23. — № 1. — С. 98−102.
  25. М. В., Гребенкина Е. Г., Ластухина Л. Г. и др. Учебная нагрузка учащихся 1Х-Х классов и их режим дня // Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников. М.: Просвещение, 1986. — С. 7−32.
  26. Г. Л. Здоровье: Методология и методика комплексной оценки / Всесоюзная конференция «Здоровье и функиональные возможности человека». М., 1985. — 21 с.
  27. Г. Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования // Валеология. 1997. — № 4. — С. 44 — 46.
  28. Н. Г., Галушкина Т. С. Синдром хронической усталости у детей и подростков // Валеология. 1998. — № 2. — С. 55−59.
  29. М. К. Механизмы действия стероидных гормонов // Гигиена и санитария. 2003. — № 8. — С. 80.
  30. Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980. — 528 с.
  31. И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: 1990. — 192 с.
  32. О. А., Боев И. В., Волоскова Н. Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. — 270 с.
  33. Р. М. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии. -М.: Медицина, 1979. 105 с.
  34. Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М., 1997. — С. 43 — 45.
  35. Л. М., Гаврилина И. Н., Бурдина Л. В. Умственная работоспособность учащегося с различной учебной нагрузкой // Успехи физиологических наук. 1994. Т. 25. — № 1. — С. 42.
  36. В. К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
  37. И. В. Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы младших школьников в условиях реализации различных педагогических систем: Автореф. дис. канд. биол. наук. Казань, 2001.
  38. А. С. Влияние биологического возраста на профессиональную работоспособность // Физиология человека. 2002. — № 5. — С. 92−102.
  39. А. А., Кучма В. Р., Рапопорт И. К. Руководство по врачебному профессиональному консультированию подростков. М: Издательский Дом «Династия», 2004, 200 с.
  40. А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах (руководство для врачей). М.: Издательский Дом «Династия», 2004. -168 с.
  41. Р. М. Валеология и проблема самоконтроля здоровья и экологии человека: Учебно-методическое пособие / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, А. Л. Максимов Магадан: СВНЦ ДВО РАН. — Ч. 1, 1996.-55 с.
  42. М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  43. М. М., Любомирский Л. Е. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000. С. 239.
  44. В. И., Громова 3. П., Егорова Т. И. Школьная гигиена. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
  45. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
  46. Н. А. Нейрофизиологические аспекты деятельности человека. М.: Медицина, 1971. 119 с.
  47. М. М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса. Лекции 1 4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. — 44 с.
  48. М. М. Здоровье детей и школьные факторы риска. -Современная школа и здоровье детей: Материалы круглого стола. М., 2002.
  49. М. М. Здоровьесберегающая школа. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. — 240 с.
  50. М. М., Ефимова С. П., Круглов Б. С. Почему учиться трудно? -М., 1995.-202 с.
  51. Н. А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях // Гигиена и санитария. 2006. -№ 1.-С. 76−77.
  52. Е. И. Время реакции человека. М., 1964.
  53. Г. В. Физиолого-гигиеническая оценка дифференцированного обучения по физико-математическому и химико-биологическому профилю (с VIII класса): Автореф. дисс.канд. мед. наук. М., 1992. 30 с.
  54. А. И., Хорошева Т. А. Состояние здоровья учащихся школ различного профиля // Гигиена и санитария. 2006. — № 3. — С. 58−61.
  55. А. И., Бурханова Т. А. Характеристика умственной работоспособности студентов педагогического вуза // Гигиена и санитария. 1994. — № 7. — С. 39−41.
  56. А. И., Носова JI. И., Байгутанов Ж. Б. Адаптация студентов к обучению в вузе // Гигиена и санитария. 1992. — № 7. С. 53−55.
  57. Г. В., Слуцкий В. М. Одарённые дети. М., 1991.
  58. Е. В., Исаев А. П. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений школьного типа // Физиология человека. -2001.-№ 5.-С. 7−81.
  59. Н. Н. Адаптивная саморегуляция функций. М., 1977. -115 с.
  60. А. Р., Кучма В. Р. Физио лого-гигиеническая оценка личностно-ориентированного обучения детей // Гигиена и санитария. -2006. -№ 1.- С. 74−75.
  61. А. А. Механизм общей адаптации // Успехи физиологии наук. -1980.-Т. 11.-С. 27−47.
  62. А. А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. Л.: Наука, 1981.- 156 с.
  63. А. А., Кырге П. К. Гормоны и спортивная работоспособность. М.:ФиС, 1983.- 159 с.
  64. В. М., Черная Н. Л., Ганузина Г. С. Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Материалы Международного конгресса (Москва, 12−14 мая 2004). М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004.-464 с. С. 236−238.
  65. Л. X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону, 1990. — 105 с.
  66. Э. С., Даян А. В., Минасян С. М., Адамян Ц. И. Влияние умственных и психоэмоциональных нагрузок на кардиогемодинамические показатели абитуриентов // Гигиена и санитария. 2004. № 3. — С. 67.
  67. Э. С., Даян А. В., Адамян Ц. И. и др. Изменения некоторых психофизиологических показателей студентов в период экзаменационной сессии // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 41.
  68. Гигиеническая оценка школьного режима и расписания уроков в классе / Под ред. В. И. Белецкой, 3. П. Громовой, В. В. Голубева, Т. И. Егорова. М.: МГПИ им. Ленина, 1983. — 20 с.
  69. Э. А., Изюмова С. А. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения. // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 132−141.
  70. С. И., Золина 3. М. Физиологическая рационализация режимов труда и отдыха. Руководство по физиологии труда. М.: Медицина, 1983. — С. 485.
  71. Гомеостаз / Под ред. П. Д. Горизонтова. М.: Медицина, 1981. — 576 с.
  72. Н. П., Машинистов В. В., Вербаховская Е. В., Деменков В. Ю. Влияние профиля обучения в лицеях на функциональное состояние организма учащихся // Гигиена и санитария. 1999. № 1. С. 31−35.
  73. Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002. — 496 с.
  74. С. М. В кн. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М., 1975, с. 7−30.
  75. В.Г., Степанян А. Ю., Агабабян А. Р., и соавт. Влияние выполнения лабиринтной задачи на регуляторные механизмы вегетативной нервной системы у лиц с различным уровнем невербального интеллекта // Физиология человека. 2005 г. — № 3. С. 50−54.
  76. С. М., Крылов Д. Н., Кулакова Т. П. Первичная профилактика нервно-психических нарушений / Психогигиена детей и подростков. -М., 1985.-с. 94−115.
  77. С. М. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. М.: 1987 152 с.
  78. Э. Ю. Вегетативные сдвиги при адаптации организма школьников начальных классов к обучению // Адаптация организма детей и подростков к учебной и физической нагрузкам. М., 1979. — С. 23−28.
  79. С. М. К вопросу о «школьной зрелости» / С. М. Громбах, Т. Л. Богина // Гигиена и санитария. 1972. — № 4. — С. 103−108.
  80. Э. Ю. Особенности нервно-психического здоровья в подростковом возрасте // Материалы Всероссийской конференции с международным участием. «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001 -М., 2001.-С. 115−118.
  81. Н. П., Шелех Г. П., Якимова К. А. и др. Современные закономерности в состоянии здоровья подростков мегаполиса // Материалы Всероссийской конференции с международным участием. «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001. М., 2001. — С. 112−115.
  82. С. М. Принцип возрастной периодизации в гигиене детей и подростков / С. М. Громбах // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975. — 25 с.
  83. О. А. Эколого-физиологические проблемы адаптации / Материалы VIII Международного симпозиума. М., 1998. — С. 99−100.
  84. В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. 2002. — № 5. — С. 113 — 122.
  85. К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1977.
  86. Н. Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учебное пособие. М.: МГУ, 1992. — 192 с.
  87. Н. Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 324 356.
  88. В. А., Белкания Г. С. Типологическая характеристика гемодинамических состояний в ортостатике у здоровых лиц // Космическая биология. 1983. — № 2. — С. 26.
  89. А. Г., Дайлидене Н. Некоторые аспекты изучения успеваемости и состояния здоровья школьников / Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М., 1977. — С. 24−26.
  90. В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  91. Т. Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека. -М., «Медицина», 1976. 182 с.
  92. В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П. и др. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. — № 6. — С. 141.
  93. Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 144 с.
  94. С. П. Связь нарушений речи с некоторыми показателями развития детей / С. П. Ефимова, Н. К. Коцюба // Новые исследования по возрастной физиологии. 1976. — № 1 (6). — С. 50−52.
  95. Л. А., Руссова Г. В. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 2. — С. 52−55.
  96. И. А. Адаптация и прогнозирование деятельности. -Казань: Изд-воКГУ, 1991. С. 109−111.
  97. Ю. Д., Куценко Г. И., Назарова Е. Н. Основы медико-биологических знаний. М., Высшая школа, 2001, 256 с.
  98. Ю. Д., Назарова Е. Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Курс лекций. М., Издательство МГОУ, 2002, 148 с.
  99. Ю. Д., Назарова Е. Н. Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности. Курс лекций. М., Издательство МГОУ, 2003, 152 с.
  100. Ю. Д., Назарова Е. Н. Психофизиология. Курс лекций. -М., Издательство МГОУ, 2003 г., 147 с.
  101. Ю. Д., Назарова Е. Н. Физиология человека: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по физиологии человека с кратким теоретическим курсом. М.: САНВИТА, 2007. -252 с.
  102. А. В. Основные проблемы развития психики // Избранные психологические труды. Т. 11. 1986. С. 98−102.
  103. Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология. Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 192 с. С. 138−144.
  104. И. Г. Влияние факторов внутришкольной среды на умственную работоспособность и состояние здоровья учащихся при разных формах обучения. Автореф. дисс. канд. мед. наук. -Екатеринбург, 2002. 21 с.
  105. Е. Не просто профильная мультипрофильная! // Практический журнал для учителя школы и администрации. — 2003. -№ 11.-С. 32−35.
  106. Н. Е. Состояние здоровья подростков в экономически «благополучных» семьях и оздоровительные программы // Гигиена и санитария. 1999. — № 3. С. 16−21.
  107. В. И. Дискуссионные вопросы гигиенической регламентации деятельности школьников // Гигиена и санитария. -1991.-№ 11. С. 44−47.
  108. В. И. О гигиенической оценке двигательных режимов школьников // Гигиена детей и подростков. 1992. — № 5−6. С. 29−31.
  109. JI. Н. и др. Комплексная оценка функционального состояния и развития детей и подростков в системе донозоологическихобследований / Валеологические аспекты образования. Барнаул, 1996. С. 21−33.
  110. А. Г., Звездина И. В. и др. Современные тенденции состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. С. 59−61.
  111. А. Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста, и совершенствование системы их медицинского обеспечения: Автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 2005. — 54 с.
  112. Э. М., Блинова Н. Г., Подгорный А. Н., Никифоров О. А., Заруба Н. А., Литвинова Н. А., Пономарева В. С. Психологические и валеологические подходы к профессиональному самоопределению учащихся. // Валеология. Кемерово, 1997. № 3. С. 9 16.
  113. Э. М., Иванов В. И., Литвинова Н. А. и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности // Физиология человека. — 2002 г. № 3. — С. 18−25.
  114. В. П. Биосистема и адаптация. Новосибирск, 1973. -48 с.
  115. В. П. Современные аспекты адаптации. -Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
  116. В. П. Современные аспекты адаптации. -Новосибирск, Наука, 1980. 54 с.
  117. Р. А. Предупреждение поражений сердца у детей и подростков. М.: Медицина, 1975. — 63 с.
  118. В. Л., Любина Б. Г. Динамика кровообращения у спортсменов. М.: ФиС, 1982. 135 с.
  119. Г. Н. Внутренняя сила организма. М.: Наука, 1993. -112 с.
  120. В. М. Организация психолого-педагогического исследования осознанного отношения школьников к собственному здоровью. М.: АПК и ПРО, 2002. — 56 с.
  121. Р. А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. М., 1973.
  122. Карпман В. JL, Хрущёв С. В., Борисова Ю. А. Сердце и работоспособность спортсмена. М., 1978.
  123. И. Д., Халдеева JI. Ф., Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1968.
  124. А. И. Умственно-эмоциональное напряжение и его профилактика // Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. М., 1987. — С. 67.
  125. JI. В. Адаптационные возможности и физическая подготовленность сельских школьников // Гигиена и санитария. 1985. -№ 4.-С. 51−53.
  126. Н. Как подготовить школу к профильному обучению // Народное образование. 2003. — № 7. — С. 107−114.
  127. Е. А. Профессии научных работников: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. Изд-во «Академия», 2005 г. 256 с.
  128. Г. Н., Фомин Н. А. Системный подход к изучению сложных объектов и психофизиологических явлений. Челябинск, 1991.-79 с.
  129. JI. М., Коробейникова JI. Г., Коробейников Г. В. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций удетей младшего школьного возраста // Физиология человека. 2002. -Т. 28. — № 2. С. 35−43.
  130. В. И., Тупицын И. О. Микроциркуляция при мышечной деятельности. М.: ФиС, 1982. 135 с.
  131. А. В. Двигательный режим и здоровье. М.: ФиС, 1972.-79 с.
  132. Д. В. Суточная ритмика обмена катехоламинов у детей / Д. В. Колесов // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1974.-225 с.
  133. Т. С., Звягина Н. В., Морозова Л. В. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста / Т. С. Колосова, Н. В. Звягина, Л. В. Морозова. -Архангельск, 1997. -159 с.
  134. Н. В. Функциональная подвижность основных нервных процессов и её значение для некоторых видов трудовой деятельности. Автореф. канд. дис. Киев, 1973.
  135. В. М., Истомин А. В., Гришина Т. И., Уколова Е. А. Фактическое питание и показатели работоспособности подростков, осваивающих специальность слесаря-авторемонтника // Гигиена и санитария. 1992. — № 11−12. — С. 51−53.
  136. И. А., Сухецкий В. К. Психофизиологическая характеристика функционального состояния подростков на разных стадиях полового созревания в условиях напряженной информационной нагрузки // Физиология человека. 2005. — № 6. — С. 13−25.
  137. Д. Н., Кулакова Т. П. Доклинические формы нервно-психических нарушений у школьников и их профилактика // Школа и психическое здоровье учащихся. / Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988.-С. 229.
  138. Г. Н. Введение в общую патофизиологию. М.: Медицина, 2000. — 71 с.
  139. Г. А., Соболева Н. В. Функциональная межполушарная ассиметрия мозга и проблемы валеологии // Валеология. 1996. — № 2. -С. 29−34.
  140. Н. Н., Лапонова Е. Д., Поленова М. А. Гигиенические преимущества обучения девочек в однородных по полу классных коллективах // Гигиена и санитария. 2003.
  141. Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. М.: Аспект Пресс, 2001. — 139 с.
  142. В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: НЦЗД РАМН, 2001. — 376 с.
  143. В. Р., Сухарева Л. М., Павлович К. Э. Подросток: Физиолого-гигиенические и психосоциальные основы обучения и воспитания. М.: МИОО, 2004. — 280 с.
  144. В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. -240 с.:ил.
  145. В. Р. Реформирование российской школы: гигиенические проблемы и пути решения // Материалы Межрегиональной науч.-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке». -Майкоп, 2005.-С. 3−10.
  146. В. Р. Как школьнику сохранить здоровье? // Медицинская газета. 2005. — 20 июля.
  147. В. Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. М.: Изд-во НЦЗД РАМН. — 2002. — 280 с.
  148. В. Р., Сухарева JI. М., Рапопорт И. К. и др. Состояние здоровья и проблемы медицинского обеспечения подростков // Здоровье населения и среда обитания. 2003. — № 3. — С. 3−8.
  149. H. Е., Лунин В. В., Рыжова О. Н. О модернизации образования в России // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 107−116.
  150. Л. А., Лукьянец Г. Н., Макарова Л. В., Савватеева С. С. Состояние организма дошкольников при работе на мониторах разного типа. // Альманах «Новые исследования» М.: Вердана, 2004, № 1−2 (6−7)-444 с.
  151. Ю. П. Образ жизни и здоровье / Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. М.: Медицина, 1988.-509 с.
  152. Т. Л., Анненкова Н. И., Лихачёв А. Ю. Динамика умственной работоспособности учащихся 10-х классов в течение учебного года // Гигиена и санитария. № 12. — 1990. — С. 49−50.
  153. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Педагогика, 1984. 350 с.
  154. Н. В., Лизогуб В. С., Юхименко Л. И. Реакции вегетативной нервной системы студентов с различными свойствами высшей нервной деятельности в ситуации экзаменационного стресса // Физиология человека. 2006. — Т. 32. — № 3. С. 136−138.
  155. Н. Б., Блощинский И. А., Максименко В. Н. Нейрофизиологическая картина генеза утомления, хроническогоутомления и переутомления человека-оператора // Физиология человека. 2003. — № 5. — С. 123−133.
  156. В. И., Дегтева Г. Н. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 3. — С. 60−63.
  157. И. О. Об основных свойствах нервных процессов детей дошкольного возраста. Журнал высшей нервной деятельности. Вып. 1, 1961.
  158. В. И. Введение // Физиология трудовой деятельности. -СПб.: Наука, 1993. -С.10.
  159. Ф. 3. Общий механизм адаптации и роль в нем стресс-реакций, основные стадии процесса // Физиология адаптационных процессов. -М.: Наука, 1986. 635 с.
  160. Методы исследования в физиологии труда / Под ред. Новикова В. С. М.: Воениздат, 1993. — 239 с.
  161. В. И. Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984.- 110 с.
  162. В. И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1993. — Т. 24. — № 4. — С. 58−73.
  163. Ф. 3. Адаптация сердца к большой нагрузке и сердечная недостаточность. М.: Наука, 1975. — 262 с.
  164. Ф. 3. Адаптация, дезадаптация и недостаточность сердца. М.: Наука, 1978. — 154 с.
  165. Ф. 3., Пшенникова И. Г. Адаптация и стрессорные ситуации к физическим нагрузкам. М.: Наука, 1988. — 256 с.
  166. Ф. 3. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981.-280 с.
  167. В. В. Особенности вегетативных и эндокринных функций у сельских и городских школьников пубертатного возраста: Автореф. дис.. канд. биол. наук. Новосибирск, 2000. — 22 с.
  168. М. В. Количество здоровья и срессреактивность лиц юношеского возраста. Дис. .канд. мед. наук. Томск, 1994. — 116 с.
  169. JI. А., Зубкова Н. 3. Сравнительная оценка учебной нагрузки и режима учащихся в массовой и специальной школе // Материалы Всесоюзной конференции по гигиене обучения и воспитания. Москва, 1968.
  170. Н. Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. — № 5. — С. 3−10.
  171. Т. М. Гигиеническое обоснование оптимизации обучения старшеклассников в современной общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1993. — 21 с.
  172. Р. Г., Сиддиков Ф. Г., Самигуллин Г. X. Показатели умственной работоспособности подростков в условиях различного режима обучения // Казанский медицинский журнал. 2001. — т. 82. -№ 6. — С. 446−467.
  173. И. JI. Взгляд на адаптацию с позиции физиологических процессов // Физиология человека. 1994. — Т. 20. -№ 4.
  174. Е. Н., Жилов Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 256 с.
  175. , Е. Н., Хващинский Д. А. Отбор подростков к профессиональному обучению. // Материалы Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине. М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. С. 430 432.
  176. Н. В. Профильное обучение старшеклассников новая педагогическая стратегия российской школы // Директор школы. -2004.-№ 10.-С. 49−58.
  177. Н. В. Управление системой профильного обучения в школе (методическое пособие). М.: Сентябрь, 2005. — 160 с.
  178. В. Д. Типологические особенности ВНД человека. М., 1956.
  179. В. П. Здоровье школьников и основные фазы, его определяющие: Автореф. дис. д-ра биол. наук. Киев, 1975. — 37 с.
  180. Н. И., Петрухин А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учебное пособие для студентов дефектологического факультета высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 376 с.
  181. Н. Н. Физиологическая адаптация подростков к учебной деятельности в классах с углубленным, нормальным и компенсирующим уровнями обучения: Дис. .канд. биол. наук. Орел, 2003.- 118 с.
  182. Г. Г. Профильное обучение в старшей школе // vww.alledu. 2004.
  183. Т. В. О взаимосвязи функциональных отклонений в соматическом и нервно-психическом здоровье детей 5−7 лет / Т. В. Орлова, О. В. Силина // Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие. М., 1991. — С. 3541.
  184. В. И. Становление суточного ритма у дошкольников / В. И. Панков // Физиология развития человека: Материалы международной конференции. М., 2000. — С. 328−329.
  185. Т. М. Функциональное состояние организма и адаптационные возможности детей 4−6 лет в процессе развивающего обучения: Дис.канд. биол. наук. М., 2007. — 195 с.
  186. И. П. Полное собрание сочинений, т. 3, кн. 2, АН СССР, 1951.
  187. Г. И. Варианты методики валеологической оценки развития школьников // Валеология 1996 — № 3 — С. 21−24.
  188. Г. И. Об успешности физиологической адаптации старшеклассников к лицейской форме обучения // Валеология. 1996. -№ 4. — С. 26−29.
  189. В. П., Сапов И. А. Физиологические основы теории адаптации человека // Военно-медицинский журнал. 1980. — № 6. — С. 12−17.
  190. А. А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. М.: Альянс Пресс. — 2004. — С. 146.
  191. А. А. Беседа о профильном обучении // первое сентября. 06.08.2005.
  192. И. В. Сосотояние здоровья московских старшеклассников // Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Современный подросток», 4−5 декабря, 2001.-С. 260−263.
  193. И. В. Особенности состояния здоровья учащихся современных гимназий и пути его улучшения // Материалы Международного конгресса «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в XXI веке 12−14 мая, 2004 г. М., 2004. — т. 11. — С. 406−409.
  194. М. А. Гигиеническое обоснование организации учебной и внеучебной деятельности девочек 7−10 классов с учётом особенностей формирования их репродуктивной функции: Автореф. дисс.канд. мед. наук.-М., 1995.-23 с.
  195. Н. М. Гигиеническая оценка организации учебно-воспитательной работы в подготовительном классе / Н. М. Попова // Известия АПН РСФСР. 1960. — Вып. 108. — С. 174−179.
  196. В. Н. Физические критерии адаптации организма школьников 13−16 лет к мышечной работе: Автореф. дис.канд. биол. наук.-М., 1976.-26 с.
  197. А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 2000. — 304 с.
  198. И. К. Здоровье подростков и выбор профессионального пути // Директор школы. 2005. — № 5. — С. 101 — 104.
  199. X. подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. 320 с.
  200. И. М. Сетевые решения (профильное обучение в старшей школе) // www.alledu. 2004.
  201. Н. Е. Вариабельность сердечного ритма в нейродинамике мотивационной активности при психоэмоциональной нагрузке у человека: Автореф. дис.канд. мед. наук. М., 2002. — 21 с.
  202. Р. Основы общей экологии. М.: Мир, 1979. — 424 с.
  203. Г. В., Вальдев В. Б. Общие и частные проблемы адаптации // Физиология человека. 1977. — Т. 3. — № 6. — С. 985−994.
  204. В. П. Вопросы психологии. 1985, № 1, с. 19.
  205. Д. Г. Физиологическая адаптация и психологическое развитие школьников в условиях внедрения здоровьесберегающих технологий: Дис.канд. биол. наук. Ставрополь, 2006. — 137 с.
  206. С. И. Аспекты адаптивного потенциала растущего организма // Проблемы адаптации растущего организма к физической и умственной нагрузке: Матер, науч. конф. Казань: Изд-во КГПУ, 1998. — С. 42.
  207. И. А., Новиков В. С. Неспецифические механизмы адаптации человека (Фундаментальные науки медицина). JL: Наука, 1984.- 146 с.
  208. Р. Г. Гигиена обучения в школе. М.: Медицина, 1974.- 192 с.
  209. П. И. „Острые углы“ профильного обучения // Директор школы. 2004. — № 6. С. 49−54.
  210. Н. О. Гигиеническое обоснование программы профилактики и охраны здоровья школьников в рамках проекта ВОЗ „Здоровые города“ (на примере г. Долгопрудного Московской области): Автореф. дисс. .канд. мед. наук. М., 2005.
  211. Д. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. Изд-во „Медицина“, М., 1968, 417 с.
  212. А. Г., Сетко Н. П., Макарова Т. М., Сетко И. М. Особенности адаптированности детей к факторам среды обитания и критерии их оценки // Физиология человека. 2005. — Т. 28. № 8. С. 66.
  213. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Наука, 1960. 317 с.
  214. Г. На уровне целого организма. М.- 1972. — 116 с.
  215. Г. Н. Социальные условия и состояния здоровья школьников. М.: Педагогика, 1979. — С. 184.
  216. И. М. Физиология нервной системы. М., 1866. — 506 с.
  217. А. С. Гигиеническая оценка различных вариантов организации учебного процесса в старшей школе: Дисс.канд. мед. наук. М. 2006. 194 с.
  218. П. В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М., Наука, 1984.
  219. П. И., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую, соматическую патологию // Гигиена и санитария. 2001. — № 4. — С. 46.
  220. А. Д. О физиологических механизмах природных адаптаций человека и животных. М. — Л.: Наука, 1964. — 460 с.
  221. А. Д. Учение о физиологических адаптациях / Экологическая физиология животных. Часть 1. Общая экологическая физиология и физиология адаптаций. Л.: Наука 1979. — С. 79−182.
  222. Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. — 272 с.
  223. А. И. Методические аспекты адаптации / Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. М.: Медицина, 1975. — С. 59−70.
  224. Г. М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методологические основы: Учебное пособие. Часть 2. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.-176 с.
  225. М. И., Куинджи Н. Н., Ильин А. Г. и др. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 40.
  226. М. И., Сазанюк 3. И. Обучение в гимназии и здоровье детей // Материалы I Всероссийской науч.-практической конференции „Здоровье и образование“. С. Петербург, 1995. — С. 52−54.
  227. А. Е. Физиологические асекты адаптации одаренных детей к обучению в школах нового типа: Дис. канд. биол. наук. -Тюмень, 2007. 172 с.
  228. Л. М., Павлович К. Э., Рапопорт И. К., Шубочкина Е. И. Профессиональная ориентация молодежи: медицинский и психофизиологический аспекты: Тезисы. М., 1997.
  229. К. В. Нормальная физиология. М., Медицинское информационное агенство, 2006, 919 с.
  230. К. В. Системные механизмы эволюционного стресса. -М.: Медицина, 1981.-230 с.
  231. А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991.
  232. А. В. Комплексная оценка состояния здоровья и работоспособности подростков, обучающихся по программе „школа -ВУЗ“. Автореф. дисс.канд. мед. наук. СПб, 1998. — 24 с.
  233. А. В. Медико-социальная характеристика подростков медицинского лицея // Материалы Всероссийской конференции смеждународным участием „Современный подросток“ 4−5 декабря, 2001.-М., 2001.-С. 311−313.
  234. Л. Г. Валеология в педагогическом пространстве. -СПб: Крисмас +, 1999. 171 с.
  235. Дж., Теппермен X. Физиология обмена веществ и эндокринной системы. М.: Мир, 1989. 656 с.
  236. Н. О. Подготовка учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников. Автореф. дис.к. п. н. — Ставрополь, 2004. — 22 с.
  237. И. О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: Дис. .докт. мед. наук. -М., 1986.-242 с.
  238. И. О. Периферическое кровообращение у детей и подростков / Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. -М., 1981.-С. 126−127.
  239. А. Н., Кукушкин М. Е., Старостенкова М. В. Новая модель образования старшеклассников: опыт создания // Библиотека журнала „Директор школы“. 2001. — № 5. — 143 с.
  240. Е. П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. -Н. Новгород, 1997.
  241. Ц. Л., Сазанюк 3. И. Гигиеническая характеристика учебной нагрузки учащихся профилированных классов. // В кн. Гигиена детей и подростков / Под ред. Сердюковской Г. Н. и Громбаха С. М.-М.: 1977.-С. 48−59.
  242. Н. В., Сайкинова Н. Н., Михалева И. А. К вопросу обучения в классах для девочек // Материалы всероссийской конференции с международным участием „Современный подросток“, 4−5 декабря, 2001. -М., 2001. — С. 331−333.
  243. Д. А., Безруких М. М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиология человека. 2001. Т. 27.-С. 8.
  244. Д. А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника.-М.: Педагогика, 1990.
  245. В. С. В кн.: XII Всесоюзная конференция по физиологии, морфологии, биомеханике и биохимии мышечной деятельности. Львов, 1972, с. 45.
  246. О. М. Здоровье подростков 15−17 лет и успешность обучения // Материалы всероссийской конференции с международным участием „Современный подросток“, 4−5 декабря, 2001. М., 2001. — С. 336−338.
  247. О. А. Гигиеническая организация учебного процесса общеобразовательных учреждений инновационного типа. Автореф. дис.канд. мед. наук. -М., 2000. 23 с.
  248. Д. А. Психофизиологические подходы к профессиональной ориентации учащихся. // Вестник МГОУ. Серия „Естественные науки“. 2008. № 2. — М.: Изд-во МГОУ. — 90 с. С. 8286.
  249. Д. А. Психофизиологические аспекты профориентации школьников. // Актуальные проблемы биоэкологи: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 21−24 октября 2008 г. Москва, 2008. С. 121−123.
  250. П. И. Гигиеническая оценка образовательных программ и педагогических технологий: методические подходы итехнологические средства // Практика заболеваний и укрепление здоровья. 2000. — № 4. — С. 27−29.
  251. А. Г. Возрастная физиология. М., 1975. — 105 с.
  252. А. Г., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. М., 1982. — 240 с.
  253. А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьников. -М., „Просвещение“, 1988. 190 с.
  254. А. Г., Анропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1990, 319 с.
  255. С. В. Гигиеническая оценка альтернативного варианта структуры учебного года в школе: Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 2002.-24 с.
  256. А. М. Функциональный элемент орган-организм (особенности адаптации, повреждения и восстановления) // Патологическая физиология. — Вып. 4. — 1977. — С. 3−10.
  257. А. С., Черноок Т. Б., Глушкова М. Ю., Айсаева Ш. Ю. Оценка значимости психофизиологических компонентов в обеспечении операторской деятельности в высокогорье // Физиология человека. 2002. — № 6. — С. 32−39.
  258. А. М. О влиянии учебной нагрузки и длительности обучения в школе на физическое развитие детей и подростков // Гигиена и санитария. 1976. — № 3. — С. 86.
  259. Г. Ш. Профессии, которые предпочитают школьники // Директор школы. 2005. — № 5. — С. 89 — 92.
  260. Alexandrov A., Maslennikova G. Ya., Kulikov S. M. Primary prevention of cardiovascular disease: 3 years intervention results in boys of 12 years of age // Pref. Med, 1992, № 21. — P. 53 — 62.
  261. Alpher S., Nelson B., Blanton R. L. Effects of cognitive and psychomotor tasks on breath holding span. // J. Appl. Physyol. — 1986. -V.61.-N.3.-P. 1149−1152.
  262. Chen E., Matthews K. A., Salomon K., Evart C. K. Cardiovascular reactivity during and nonsocial stressors: do childrens personal goals and expressive skills matter // Health Psyhol. 2002. — V. 21. — № 1. — P. 16.
  263. De Visser D. C., van Hooft I. M., van Doomen L. J. et. al. Cardiovascular response to mental stress in offspring of hypertensive parents: the Dutch Hypertention and offspring Study // J. Hypertens. 1995. V. 13. -№ 8.-P. 901.
  264. Emdin M., Macerata A., Varanini M., et al. Caracterization of the cardiovascular autonomic influence through time frequency spectrum analysis // Comput Cardiol, 1992. P. 319−322.
  265. Froland S. S. Heart Rate Variability Standarts of Mesurement Phisiological Interpritation and clinical Use // Circulation. 1996. — Vol 3. -№ 5, p. 1043−1065.
  266. Heinee H. Common treds in cardiovascular disease prevention amon children and adults // Preventivecardiologgy, 1985. P. 163−171.
  267. Konczak J. Development of forse adaption during childhood. / J. Konczak, P. Jansen Osmann, K. — T. Kalveram. // J. of Motor Behavior. -2003. — Vol. 35. — № 1. — P. 41−52.
  268. Konczak J. The development toward stereotypic arm kinemetics during reaching in the first 3 years of life. / J. Konczak, J. Dichgans. // Exp. Brain Res. 1997 — Vol. 117. — P. 346−354.
  269. Kugler J. Transistory theta rhythms (puppet — show theta) in waking children / J. Kugler // Electroenceph. Clin. Neurophysiol. — 1973. — Vol. 34. -P. 736.
  270. Lazarus R. S. Progress on a cognitive motivational relational theory of emotion // Amer. Psychologist. — 1991. — V. 46. — P. 819.
  271. Monk C., Kovelencko P., Ellman L. M., et. al. Enhanced stress reactivity in paediatric anxiedy disorders: implication for future cardiovascular health // Int. J. Neuropsychopharmacol. 2001. — V. 4. — № 2 -P. 199.
  272. Musante L., Raunikar R. A., Treiber F. et. al. Consistency of childrens hemodynamic responses to laboratory stressors // Int. J. Psychophysiol. — 1994.-V. 17. —№ 1. — P. 65.
  273. Porges S. W. Vagal tone: An autonomic mediator of affect // The Development of Affekt // The development of Affect regulation and Dysregulation / Eds. J. A. Garber, K. Dobger. N. Y.: Cambridge University Press, 1991. P. 111.
  274. Puska P., Vartiaainen E., Pallonen U. et al. The North Karelia Youth Pioject: Evalution of 2 years of intervention on health bealth behavior and CVD risk factors among 13-to 15-year-old children // Ibid. № 11. — 2002. -P. 550−570.
  275. Reid Gary D., Nygren Thomas T. The subjective workload assessment technique: A scaling procedure for measuring mental workload. // Hum. Ment. Workload. Amsterdam etc, 1988. P. 185−218.
  276. Sagers B., Me A. Analysis of heart rate variability // Ergonomics. -1973.-V. 16.-P. 17.
  277. Shulhan D., Seher H., Furedy J. Phasis reactivity to psychological stress as a function of acrobic fitness level // Psychophysiology. 1986. -V.1986. — V. 23. — № 5. — P. 562.
  278. Spalding T. W., Jeffers L. S., Poges S. W., Hatfield B. D. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men // Med. Sci. Sports Exerk. 2000. — V.32. — № 3. — P. 50.
  279. Stein P. K., Kottman J. N., Kuru T., Kleiger K. E. Effect of moricizine on heart rate variability in normal subjects // Int. J. Cardiol, 1995. № 48. -P. 59−65.
  280. Stone E. A. Stress and catecholamines // Catecholamines and behavior. New York, 1975. — V. 2. — P. 31.
  281. Tell G. S., Kleep K. J., Vellar O. D» NcAlister A. Preventing the onset of cigarette smoking in Norwegian adolescents: The olso Youth Study. // Prev Med. 1984. — № 13. — P. 256−275.
  282. Thomas Jerry, Purvis Gracie. Reaktion time and anticipation time. Effect of development. // Quart Exencise and Sport. 1981. — № 52. — P. 7580.
  283. Tosselli S., Graziani I., Taraborelli T. et. al. Body Composition and Blood Pressure in Scyool Children 6−14 Years of Age // American Journal of Human Biology. 1997. — P. 535−544.
  284. Van Ravenswaaij C. M. A., Kolle L. A., Hopman J. C. V. et al. Heart rate variability // Ann. Int. Med. 1993. — V. 118. — P. 436.
  285. Walter H. J., Hofman A., Connelly P. A. Primry prevention of chronic disease in childhood: Changes in risk factors after one-year intervention // Am J. Epidemiol. 1985. — № 122. — P. 772−781.
  286. Walter H. J., Hofman A., Vaunnan R. D., Wynder E. J. Mod. Fication of risk factors for coronary heart disease: Five-yeresults of a school-based indevention trial // New Engl J. Med. 1988. — 318. — P. 1093−1100.
  287. Whipp B. J. et. al. Ventilatory responses to ehercise and their control in man 33 // Aprer. Rev. Respir. Discas. 1984. — № 129. — Pt. 2. suppl. — P. 17−20.
Заполнить форму текущей работой