Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философия преступления: социальные аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из основных способов социально-философского исследования преступления является-системный анализ, актуальный как для социальной философии, так и для конкретных наук, объектом которых является преступление: криминологии, девиантологии, социологии отклоняющегося поведения. В рамках этого подхода общество понимается как открытая динамическая система, где наряду с линейными изменениями имеют… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление философии преступления: этапы и традиции
    • 1. 1. От античности к средневековью: космоцентрический и теоцентрический контексты философии преступления
    • 1. 2. Антропоцентризм и отказ от метафизики: философия преступления Ренессанса и Нового времени
    • 1. 3. Иррационалистическая философия преступления
  • Глава 2. Современная философия преступления, ее социальные аспекты и методологический аппарат
    • 2. 1. Основные направления современной философии преступления
    • 2. 2. Методологическое значение и специфика системного исследования социальных аспектов преступления в структуре философии преступления
  • Глава 3. Системное исследование социальных детерминант преступности в контексте социологического направления философии преступления
    • 3. 1. Преступление в системе общественных отношений современной России
    • 3. 2. Духовные факторы криминализации российского общества в контексте системного анализа

Философия преступления: социальные аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Выбор темы диссертационного исследования обусловлен теми сложными социально-политическими процессами, которые протекают в современном российском обществе. Важнейшим из них следует признать переход российской государственности от тоталитаризма к правовому государству и гражданскому обществу. Одним из негативных и во многом неизбежных процессов является небывалый всплеск преступности, достигший ужасающих масштабов и потому получивший название «великой криминальной революции». Как показали события последних десятилетий, справиться с преступностью одними лишь силовыми методами не представляется возможным — необходима систематичная и последовательная работа по реформированию социальной жизни и правовой системы государства. Одним из главных условий эффективности реформирования является его теоретическое обеспечение, основанное как на осознании специфики современной российской действительности, так и на переосмыслении опыта, приобретенного человечеством в процессе борьбы с преступностью. Таким образом, только глубокий и всесторонний анализ причин и логики развития «криминальной революции» может способствовать минимизации уровня преступности.

Одним из важнейших аспектов теоретического исследования феномена преступления является само определение данного понятия. Сложность решения этой задачи состоит в том, что преступление может выступать в качестве предмета многих научных и философских дисциплин, таких как: социология, девиантология, социальная психология, криминология, юриспруденция, этика, философия права, социальная философия, антропология. Многообразие определений преступления, с одной стороны, раскрывает многочисленные грани данного феномена, с другой — требует специального теоретического исследования, способного представить различные точки зрения на преступление во взаимосвязи.

Поскольку в задачу социальной философии входит рассмотрение социальных структур, систем и процессов на макроуровне, то создание обобщенного теоретического образа феномена преступления следует отнести к ее прерогативе. Кроме того, социально-философской методологии свойственна тесная связь умозрительных способов познания с результатами эмпирических исследований. Тем самым, теоретический образ преступления, предлагаемый в рамках социально-философского познания, необходимо признать сбалансированным и пригодным для разработки конкретных мер по противодействию преступности. На основании сказанного можно сделать вывод о том, что социально-философский анализ феномена преступления является актуальным и своевременным.

Степень разработанности темы.

Философский интерес к проблеме преступления имеет богатую историю, уходя своими корнями в античность. Исходя из контекста произведений античных мыслителей, можно делать выводы о взглядах авторов на объект исследования настоящей диссертации.

В период античной философии тему преступления затрагивает Платон — главным образом в диалоге «Государство" — Аристотель предпринимает попытку классификации политических преступлений в «Политике" — эстетическое отражение преступной драмы можно найти в трагедиях Софокла, Еври-пида и Эсхила. Первыми апологетами вседозволенности стали софисты Про-тагор и Горгий.

Средневековая концепция преступления ярче всего прослеживается в творчестве Фомы Аквинского: из контекста его «Суммы теологии» и «Суммы против язычников» можно делать выводы о смысле, который автор вкладывал в понятие преступления.

Н. Макиавелли в «Государе» предпринимает попытку апологии политических преступлений. «Опыты» М. Монтеня содержат интуицию теории эгоиста-преступника, поддержанную Т. Гоббсом в «Левиафане». Противоположная идеям Гоббса точка зрения на природу преступления встречается у.

Ж.-Ж. Руссо в «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

Разработанная мыслителями Нового времени теория «естественного человека» нашла последователей в иррационалистической философии. Понимание бессознательного в качестве основного человеческого фактора преступления можно встретить у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда и его последователей.

В современной философии преступления выделяются два основных направления: антропологическое и социальное. Родоначальником антропологического направления стал Ч. Ломброзо, основные идеи которого изложены на страницах «Преступного человека». Философское обоснование концепция Ч. Ломброзо получила, в частности, в теории фрустрации Дж. Долларда. Другими видными представителями антропологической группы являются А. Бергковец, А. Бандура, А. Басе, С. Н. Ениколопов. В трактате «О разделении общественного труда» Э. Дюркгейма сформулированы ключевые позиции социологического направления, поддержанные группой мыслителей, в числе которых выделяются Р. Мертон (теория аномии), а также Ф. Лист, И. Тернер, П. Уолтон, Дж. Янг, считавшие преступность результатом несовершенства капиталистического строя. Значимыми для современной философии преступления и криминологии являются также точки зрения Ж. П. Сартра и Э. Фер-ри, которые отрицают первичность какого-то из указанных факторов.

Русская философия преступления представлена главным образом работами П. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда», творчеством Ф. М. Достоевского, Н. А. Бердяева, B.C. Соловьева. Из современных российских философов — аналитиков преступления можно выделить Э. А. Позднякова с его философским эссе «Философия преступления. Для тех, кто не боится потерять иллюзий» и В. А. Бачинина, автора «Философии преступления».

Актуальность теории систем Л. Берталанфи для исследования социальной и правовой реальности обосновали Т. Парсонс, считавший преступление социальной дисфункцикей, и Н. Луман, который утверждал, что преступность суть социальная подсистема.

Среди специалистов, изучающих отдельные аспекты преступности в современном российском обществе, следует назвать С. В. Дьякова, B.C. Устинова, В. В. Лунеева, А. И. Долгову, Я. И. Гилинского, А. И. Алексеева, С. И. Герасимова, А. Я. Сухарева (исследование организованной преступности) — Л. М. Тимофеева, В. О. Исправникова, Р. В. Рывкину, С. Ю. Барсукову (исследование экономической преступности) — И. Л. Трунова, С. Роуз-Аккерман, С. В. Ванюшкина, М. Б. Горного (исследование коррупционной преступности). Существенный вклад в изучение духовных факторов криминализации современного российского общества внесли А. П. Фоков, С. А. Сирин, Н. И. Матузов, В. Б. Романовская.

Вместе с тем, несмотря на обилие ярких имен и обоснованных социально-философских и криминологических концепций, остается открытым пространство для прямого социально-философского анализа категории «преступление».

Объект исследования — преступление как предмет социально-философского анализа.

Предмет исследования — социоструктурные и мировоззренческие факторы, обуславливающие преступление.

Целью диссертационного исследования является системное социально-философское исследование феномена преступления.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

— проанализировать условия формирования и существенные свойства философии преступления на различных этапах ее развития;

— критически рассмотреть методологии исследования категории преступления, представленные в истории философии преступления;

— рассмотреть социальные аспекты современной философии преступления с последующим обоснованием наиболее адекватных методов исследования;

— вскрыть и проанализировать существующие связи между криминогенными процессами, имеющими место в современном российском обществе, с другими негативными социальными изменениями;

— исследовать динамику изменений и социокультурные особенности правосознания россиян в аспекте детерминации преступного поведения.

Теоретико-методологическая основа исследования формировалась в два этапа. В основу историко-философского исследования, представленного в первой главе, легла методология, обоснованная представителем баденской школы неокантианства В. Виндельбандом, который в своих трудах учитывал принцип дополнительности онтологического и исторического аспектов социально-философских категорий. Наибольшую роль в разработке системы методов социального познания объекта исследования сыграли функциональная концепция преступности Э. Дюркгейма и системная методология социальных и социально-правовых исследований Т. Парсонса и Н. Н. Лумана.

Помимо вышеперечисленных подходов, в диссертационном исследовании нашли свое применение и некоторые частнонаучные методы, а именно: контент-анализ документов, статистический и сравнительный типы анализа.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

— проанализированы условия формирования и характерные черты различных этапов развития философии преступления, их взаимосвязь с современным пониманием природы преступления;

— выявлено место и предмет социального исследования преступления в структуре доминирующих в современной философии преступления направлений;

— обоснован системный подход как наиболее подходящая методологическая база для социально-философского исследования криминальности в контексте социологического направления философии преступления;

— изучена динамика криминогенных изменений на материале анализа конкретных видов преступной деятельности, занимающих доминирующее положение в структуре современной российской преступности;

— исследована роль негативных ценностно-мотивационных факторов, относящихся к сфере общественного правосознания, как мировоззренческой основы криминализации современного российского общества;

Положения, выносимые на защиту:

1. Философия преступления представляет собой совокупность философских дисциплин, общим предметом которых является преступление. Основными компонентами этой системы выступают философия права, аксиология, этика, социальная философия и антропология. В рамках каждой из названных сфер высвечиваются и подвергаются анализу соответствующие их проблемному полю аспекты преступления. Понятийный аппарат определяется и выстраивается в соответствии с онтологической базой философии преступления, методологические принципы которой формируются в рамках гносеологии.

2. В философии преступления сформировались три условных этапа: метафизический, натуралистический и иррационалистический. В рамках метафизической философии преступления ключевым социальным фактором, стимулирующим преступную деятельность, выступает несоответствие государственного законодательства высшим метафизическим принципам. В натуралистическом этапе, сменившем метафизический, преступление обусловлено спецификой социального (государственного) устройства. В рамках ир-рационалистического типа мышления социальные и антропологические аспекты философии преступления находятся в тесном взаимодействии и предполагают синтетический анализ, рассмотрение их во взаимосвязи.

3. В XX веке актуализировался вопрос о первичности социального либо человеческого факторов детерминации преступности, определив новый вектор развития философии преступления. В рамках данной диссертации принимается позиция социального направления криминологии и философии преступления.

4. Социальные аспекты философии преступления входят в проблемное поле социальной философии, предметом которой в данном контексте выступают общественные — социоструктурные и мировоззренческие — детерминанты преступности. Таким образом, осуществляя социально-философский анализ преступности, следует по мере возможности абстрагироваться от этических, правовых, аксиологических и антропологических аспектов философии преступления, что способствует более четкому выражению методологической, направляющей роли социальной философии по отношению к частным наукам.

5. Одним из основных способов социально-философского исследования преступления является-системный анализ, актуальный как для социальной философии, так и для конкретных наук, объектом которых является преступление: криминологии, девиантологии, социологии отклоняющегося поведения. В рамках этого подхода общество понимается как открытая динамическая система, где наряду с линейными изменениями имеют место нелинейные — в частности, бифуркационные трансформации. Такая методология исследования включает: выявление отдельных конкретных элементов социальной системы, находящихся в устойчивых динамических взаимоотношенияхустановление общих, частных и особенных характеристик выявленных подсистемрассмотрение принципов взаимодействия между структурными элементамиопределение качественных характеристик преступности как единой динамической целостности, не сводящейся к простой совокупности своих элементов. Конечной же целью системного исследования преступления в рамках социальной философии является определение материальных (социоструктурных) и духовных (мировоззренческих) факторов, детерминирующих развитие преступности.

6. Важнейшими социоструктурными факторами, обуславливающими криминальность современного российского общества, являются: закрытый, «теневой» характер взаимодействия элементов социальной системыполивариантность возможностей и высокая степень неопределенности саморазвития криминогенных процессов и тенденциймногофакторность и много-уровневость механизмов социальной детерминации роста преступностиактивное адаптационное воздействие криминальных структур на «окружающую среду» (^криминализованное социальное пространство).

7. Мировоззренческими факторами, детерминирующими рост и распространение в обществе криминальных процессов, является качественное изменение аксиологических параметров и установок общественного и индивидуального сознания,-проявляющееся в массовом принятии достижи-тельной идеологии, стратегии материального обогащения, дискредитации патриотических ценностей, отчуждении от государства, росте правового нигилизма и формировании новых «живых норм» социального взаимодействия, органично включающих в себя элементы криминального сознания.

Теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что в диссертации обоснована необходимость системного подхода к проблемам социальной детерминации преступности и осуществлена попытка такого подхода. Полученные в ходе работы результаты позволяют углубить теоретические представлёния о детёрмйнирующих факторах, способствующих росту масштабов и изменению качества преступности, а также являются шагом в направлении дальнейшей концептуализации и систематизации междисциплинарных знаний о феномене преступности. Проделанная работа обладает также практическим значением, которое заключается в том, что на основе ее положений представляется возможным разработать систему конкретных практических мер по противодействию дальнейшему росту криминогенных процессов и профилактике преступности.

Материалы диссертации могут использоваться в процессе преподавания социальной философии, социологии и криминологии в высших учебных заведениях, а также лечь в основу спецкурсов, входящих в проблемное поле вышеуказанных дисциплин.

Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования прошли апробацию в рамках работы секции философии, а также философского кружка, функционирующих на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России.

Выводы диссертационного исследования используются при чтении лекций по философии и философии права для курсантов, обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность» в Краснодарском университете МВД России. По результатам исследования опубликованы 5 работ общим объемом 3,4 п. л.

Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка литературы, включающей 131 источник. Объем диссертационного исследования -168 страниц.

Заключение

.

Преступление представляет собой социальный феномен, и потому его изучение обычно ограничивается рамками конкретных наук: криминологии, социологии отклоняющегосяповёд’ения, т.п. Однако в последнее время все чаще на страницах различных изданий начинает появляться термин «философия преступления», значение которого до сих пор однозначно не определялось.

Актуализация философии преступления обоснована исторической неспособностью государства искоренить преступность силовыми методами. Эта ставшая уже аксиомой посылка заставляет исследователей признать, что за феноменом преступления скрыта какая-то онтологическая, недоступная частнонаучным методам сущность, освещение которой входит в проблемное поле философиЙГШ^М^ философии, современные российские аналитики (в первую очередь В. А. Бачинин, Э.А. Поздняков), выяснили, что проблема эта совсем не молода и концепции сущности преступления просматриваются уже с античности.

Более того, сущность преступления следует искать не только в области социальной философии, но еще в антропологии, философии права, этике и других сферах философского знания, выходя на уровень онтологических обобщений. В совокупности они представляют собой философию преступления.

Философйя преступления," будучи частью философии в целом, прошла соответственный путь развития и мы, исходя из специфики генезиса философии, высветили три основных этапа: метафизический (Античность, Средневековье), натуралистический (Возрождение, Новое время) и иррационали-стический (постклассическая философия), каждый из которых характерен специфическим пониманием природы преступления.

Если же говорить о сугубо социальном анализе преступления в структуре философии преступления, то здесь предметной областью исследования выступают социальные явления р и процессы и познание следует осуществлять, абстрагируясь от антропологических, этических, философско-правовых и иных детерминант, не входящих напрямую в сферу социальной философии. Наиболее адекватным способом философского исследования социальных процессов и явлений мы посчитали системный подход, потому что именно он позволяет объединить социально-философское и частнонаучное знание.

На уровнеущстешо|^шадад, детерминацга преступности социальными факторами рассматривается не как однолинейная причинно-следственная обусловленность, а как многофакторный процесс, характеризующийся высокой степенью поливариантности и неопределенности. В нем задействовано множество факторных групп, причем как долговременных, традиционных для данного конкретного общества, так и инновативных, сформировавшихся и активизировавшихся в сложившейся новой исторической ситуации.

В системе факторов, детерминирующих развитие преступности, су-щественное-^^с'"з^мшот—.^)(c)цеесь1', ксвязанные — с 'расширением теневых сфер жизнедеятельности, прежде всего теневизация экономики. Однако в настоящее время уже можно говорить о таком принципиально новом явлении, как теневизация общества. Распространяясь из сферы экономических отношений, давно пораженной этим злом, процессы теневизации проявляются в существовании и развитии теневых, незаконных взаимодействий на всех уровнях общества, что способствует невиданному прежде расширению масштабов коррупции, взяточничества, уклонения от уплаты налогов, экономических преступлений и сопутствующих противоправных действий насильственного xapaiKT? p&, v^ заказных убийств.

Теневые процессы в экономике стали прямым порождением отсутствия права частной собственности и невозможности в этой связи нормальных, открытых рыночных отношений в советское время. Однако определенные недостатки и искажения, допущенные в ходе осуществления реформ, безусловно, способствовали тому, что теневая экономика не исчезла, растворившись в здоровых рыночных отношениях, как это предполагалось реформаторами и их идеологами, а напротив, обрела более широкие масштабы и произошло практически ее слияние с криминалом.

В настоящее время теневизация экономики и общества образует единый контекст, в рамках которого органично идет развитие криминогенных процессов. Особенностью современной ситуации является значительное усложнение организации криминальных структур, дающее возможность говорить о беспрецедентном росте организованной преступности. Системный характер преступности обусловливает ее сильное адаптационное воздействие на окружающую социальную среду, то есть на относительно здоровые сферы общества, в процессе которого организованная преступность осуществляет интеграцию, обеспечивая себе безнаказанность и создавая перспективу для дальнейших действий.

Наконец, важнейшим фактором, участвующим в детерминации преступности на одном из первых мест, можно считать духовный: морально-нравственный и идеологический. Важнейшей составляющей происходящих в современном российском обществе изменений являются перемены в массовом мир01&Врн1Й^ ! йроцесса проявляется в его распространении на законопослушных прежде людей, что говорит о существенной ломке, претерпеваемой их мировоззрением.

Мировоззренческие изменения нашего времени определяются и характеризуются прежде всего происходящей деидеологизацией общества. Естественно, что существовавший-до перестройки идеологический монизм и абсолютизм давно устарел как по форме, так и по содержанию и был органично сопряжен с нарушениями ряда прав человека. Верно и то, что разложение коммунистической идеологии началось задолго до перестройки и шло подспуднЬ" Ужё «даМо?Те^1ге т^то^Шм-прёдставляется неоспоримым, что новых ценностей, которые могли бы заменить в общественном сознании старые, дискредитированные, но во многом в силу инерции действенные, общество к моменту перестройки не выработало, и термин «деидеологизация», означавший просто устранение идеологического абсолютизма, практически обрел значение полного устранения всего, что можно было бы назвать.

-" -irr i.'V" 14'J iij'.',. идеологиеи: значимых ценностей, которые бы превышали потребительские и служили бы социальным ориентиром для масс, объясняя им, за что же именно нужно ценить и уважать именно это общество и самих себя как его членов.

Отсутствие значимых ценностей воспринимается людьми не просто как очередная нехватка: это болезнь, поражающая общество наповал, поскольку социальное объединение людей имеет ценностную природу. Общество, лишившееся ценностей, или хотя бы иллюзии, что они были, является больным, и бурное развитие криминогенных процессов представляет собой лишь симптом болезни. Деидеологазацйя поэтому 'вызвала острый кризис ценностной регуляции социальных отношений, как моральной, так и правовой.

Именно отсюда проистекает наблюдающийся в современном российском обществе всплеск массового правового нигилизма. Когда исследователи пишут о том, что рост преступности вызван социально-экономическими проблемами и коррумпированный чиновник торгует своими полномочиями потому, что у него маленькая зарплата, это раскрывает только одну сторону вопроса. Другая же сторона, редко освещаемая, состоит в том, что это циничный, не уважающий себя, свое горударство. и общество чиновник.

С другой стороны, правовой нигилизм в России имеет давнюю историю, и проявления его многочисленны. Деидеологизация общества в настоящем лишь обнажила и вывела на поверхность определенные черты и качества социокультурной природы, присущие традиционному менталитету россиянина: непонимание сущности права как рационального регулятора социальных и личных отношений, синкретизм представлений о справедливости, принципиальная иррациональность критериев правоты, которые базируются на субъективном внутреннем чувстве. Эти черты и качества в полной мере эксш^атировалис^-'нрвшяом-коммунистической идеологией, успешно игравшей на таких естественных и благородных чувствах людей, как сострадание угнетенному, возмущение жестокостью, готовность «отложить на будущее» соблюдение собственных личных прав ради торжества всеобщей справедливости. Идеи диктатуры пролетариата, «последнего насилия в истории» — целиком и полностью неправовые, даже антиправовые. Воспитанные на эт^ идеях. доди с легкостью мирились с отсутствием у себя прав, которыми обладало большинство населения других стран.

Основная установка, сформированная в результате нигилистического воспитания, сводится к тому, что «добро должно быть с кулаками», то есть что силовые методы воздействия на другого и доказательства своей правоты являются наиболее убедительными и самыми оправданными. В этом моральном контексте право как регулятор практически не нужно, оно может существовать просто потому что «так принято», в качестве чего-то дополнительного, придатка к базисным социальным регуляторам — страху, силе, МОраЛИ, 1 СОВЕСТИ: Л ИДСЛЛ-.ЛК"^ •• ЛО мд. (Ь"." гн:.- s .

Внезапное резкое снижение уровня жизни, практический отказ государства от ставшей привычной за долгие годы опеки своих граждан, утрата социальных гарантий, которые казались естественными, в сочетании с таким же внезапным обретением свобод, воспринимаемых как исчезновение всякой ответственности, стало мощным стимулом развития и распространения правового нигилизма в его активной форме. Это демонстрирует состояние дел во всех сферах: качественное расширение масштабов преступности в управленческих, правоохранительных органах, вооруженных силах, рост показателей преступности средни женщин,' молодежи, лиц, никогда ранее не привлекавшихся к уголовной ответственностиусиление интереса и влечения к насилию и злу как таковому — нарастание бессмысленной жестокости и цинизма преступлений, в том числе со стороны прежде законопослушных людей, распространение различного рода сатанинских сект, совершающих преступления по «мистическим» мотивам, и т. д.

В конечном счете нам представляется, что мировоззренческий фактор занимает центральное место в системе социальной детерминации преr.H.v ступности в современном российском обществе. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время криминогенные процессы приобрели настолько тотальный характер, что выход из сложившейся ситуации становится весьма проблематичным. Здесь будет недостаточно обычных мер уголовно-правовой борьбы с преступностью, хотя они, безусловно, являются необходимыми. Нынешнее состояние преступности в России — результат глубокого и всестороннего социального кризиса. Оно может измениться к лучшему только при условии выхода страны из кризиса, а выход из кризиса, в свою очередь, при таком уровне преступности и морального разложения просматривается с трудом. кри устовни вй’ха’гя с граны in.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Сумма теологии. Киев, 2003.
  2. Ф. Сумма против язычников. Долгопрудный, 2000.
  3. Актуальные проблемы борьбы с преступностью и организованной преступностью в сфере экономики. Научно-практическая конференция (12−19 апреля 1994 г.). М., 1994″" ~
  4. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией в сфере экономики. Научно-практическая конференция (18−19 апреля 1995 г.). М., 1995.
  5. С. С. Теория права. М., 1995.
  6. С.- С/Фтаоёофйя права:'История'и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М., 1999.
  7. Аналитический доклад о состоянии законности в Российской Федерации. М., 2000.
  8. Аристотель. Политика//Аристотель. Сочинения в 4 т.-Т. 4. М., 1983.
  9. В.А. История философии и социологии права. С-Пб., 2001.
  10. Бачинин-В.А-. Философия преступления. С-Пб., 2000.
  11. Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939.
  12. Г. Западная традиция права. М., 1994.
  13. JI. фон. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем. М., 1969.
  14. И. Философия свободы. Европа. М., 2001.
  15. Ю.Д., Добрынин А. В. Основания криминологии. Опыт логико-философского исследования. Минск, 1990.
  16. Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы филосо
  17. JI. Об истинном и ложном благе. М., 1989.
  18. М. Основные социологические понятия. М., 1990.
  19. М. Основные проблемы криминологии. М., 1978.
  20. В. История новой философии. Т-1. М., 2000.
  21. С. Е. Системный подход и преступность. М., 1980.
  22. Волков Б. С Детерминистическая природа преступного поведения. Казань, 1975.
  23. А.Ф. Противодействие расследованию экономических преступлений и его преодоление // Государство и право. 2002. № 4.
  24. . Этика преображенного эроса. М., 1994.
  25. Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Д., 1991.
  26. Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992.
  27. Н. Этика. С-Пб., 2002.30. Рй^^^
  28. В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии, 1994 г. № 1
  29. Я.М. Преступность в современной России: ситуация, тенденции, перспективы // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. № 4(5) 2002.
  30. СП. Проблемы и тенденции развития «теневой» экономики в современной России. М., 1995.
  31. Т. Левиафан//Гоббс Т. Сочинения в 2 т.-Т. 2. М., 1991.35- ГоиманЧ*.ТфавошрМгшнвж // Советская юстиция. 1990. № 9.
  32. .А. Массовое сознание. М., 1987.
  33. Р. Страсти души//Декарт Р. Сочинения в 2 т.-Т. 1. М., 1989.
  34. Д. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1991.
  35. В.И. Неофрейдизм в поисках «истины». М., 1974.
  36. Э. Метод социологии. М., 1991.¦ ттттштттщт^г,^, ,
  37. Э. Норма и патология//Социология преступности. М., 1968.
  38. Э. О разделении общественного труда. М., 1996.
  39. Г. Адам в учении о государстве. М., 1909.
  40. В.Д. История русской философии: В 2 т. JI., 1991.
  41. Иванников И. А. Проблемы государства и права России начала
  42. Р. Цель в праве. С-Пб., 1881.
  43. И.А. О монархии и республике//Вопросы философии, 1991, № 5.
  44. Г. Криминология. Введение в основы. М., 1979.
  45. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.
  46. И. К вечному миру/АГрактаты о вечном мире. М., 1963.
  47. И. Критика практического разума. М., 1965.
  48. И. Критика чистого разума. М., 1994.
  49. Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.
  50. А. Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей. Киев, 1911.
  51. .А. В защиту права //Вехи. М., 1991.
  52. О. Э. Три концепции права // Советское государство и право. 1991. № 12.
  53. О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии пра-ва.М., 2002.
  54. Ч. Гениальность и помешательство. Р-н-Д., 1997.
  55. Ч. Преступность женщины//Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Р-н-Д., 1977.
  56. Лукич Радомир. Методология права. М., 1981.
  57. В.В. Преступность XX века. М., 2002.
  58. Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ли-вия//Избранные сочинения. М., 1982.
  59. Г. В. Новое мышление и современная философия прав человека//Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1988.
  60. К. Население, преступность и пауперизм//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения Т. 13. М., 1956.
  61. Моисеев, С, В-.Философия права. Новосибирск, 2003.
  62. М. Опыты. Р-н-Д., 1998.
  63. Ш. Избранные произведения. М., 1955.
  64. Ш. О духе законов//Избранные произведения. М., 1955.
  65. Ш. Размышления о причинах величия и падения Ри-ма//Избранные произведения.-М., 1955.
  66. С.И. Нравственные начала уголовного права. М., 1902.
  67. Ф. Антихрист//Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.,
  68. Ф. Утренняя' заря//Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.
  69. Ф. По ту сторону добра и зла. М., 2003.
  70. П. И. Об общественном идеале. М., 1991.
  71. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Дегуманизация искусства. М&bdquo- 1991. *
  72. И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.
  73. Пригожин И.', СтенгерсИ. Время, хаос, квант. М., 1994.
  74. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986.
  75. В.А. Истина и справедливость: Размышление о нравственно-философских аспектах проблемы. М., 1989.
  76. Платон. Сатедй013. т,^1ТЛ, М&bdquo- 1971.
  77. Платон. Сочинения в 3 т. Т. 2. М., 1971.
  78. Платон. Сочинения в 3 т. Т. 3. М., 1971.
  79. Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1995.
  80. Э.А. Философия государства и права. М., 1995.
  81. Э.А. Философия преступления. М., 2001. Бачинин В. А. Философия преступления. С-Пб., 2000.
  82. . История западной философии: В 2 т. Новосибирск, 1994.:. гаатщгСотапвниу-вг^^-^^гМ^н^/-«
  83. . История западной философии: В 2 т. Новосибирск, 1994.
  84. Дж. Теория справедливости // Вопросы философии. 1994.ю.
  85. Руссо Ж.-Ж. Исповедь//Избранные сочинения в 3 т.-Т. 3. М., 1961.
  86. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре//Трактаты. М., 1969.
  87. Р.В. Теневизация российского общества: причины и посл? дспбия7/*С6цйЬ-ю 12.
  88. А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.
  89. А.П. Нравственные отклонения и пути их преодоления. М., 1986.
  90. Смертная казнь: за и против. М., 1992.
  91. Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., 1989.
  92. Э.В. Введение в психоанализ. С-Пб., 1998.
  93. Сорокин tliA/П^^ленйё'й 'кара- подвиг и награда. М., 2006.99. Софокл. Драмы. М., 1960.
  94. . Избранные произведения в 2 т.-Т. 2. М., 1957.
  95. Ю. В. Основы философии права: Учебное пособие. М., 1997.
  96. И.Л. Закон о борьбе с коррупцией или концепция ад••.few'- -«¦' •¦ ¦, } i * ¦ «министративной реформы?://Юрйст. 2003. № 6.
  97. Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 Т.-Т.7. М., 2006.
  98. Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 т.-Т. 11. М., 2006.
  99. Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 т.-Т. 16. М., 2006.
  100. В.Ф. Диалектика морали и права в сфере воинской деятельности. М., 1980.
  101. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2004.
  102. Э. Бегство от свободы. Минск, 2004.
  103. Э. Догма о Христе//Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. 'И реформа?/ЛОрйст. 2003. Л-*'!-
  104. Э. Из плена иллюзий//Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
  105. Э. Психоанализ и религия//Сумерки богов. М., 1989.
  106. Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
  107. М. надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
  108. М. Ненормальные. С-Пб., 2004.
  109. С. Портрет политического деятеля//Цвейг С. Избранные произведения в 2 т.-Т. 2. М., 1956.
  110. .Н. О началах этики // Философские науки. 1989. № 1112 ' '"-^'.ч'Г?'}' • fth 4
  111. Г. Ф. История философии права. С-Пб., 2001.
  112. Шнайдер Г.-Й. Криминология. М., 1994.
  113. А. Мир как воля и представление. С-Пб., 2003.
  114. А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
  115. О. Закат Европы. М., 1991.
  116. Юм Д. Исследование об аффектах//Юм Д. Сочинения в 2 т.-Т. 2. М., 1966.
  117. Юм Д. Трактат о человеческой природе//Юм Д. Сочинения в 2 т.-Т. 1.М., 1965.
  118. Юнг К. Г. Борьба с тенью//Юнг К. Избранное. Минск, 1998.
  119. Abrahamsen D. Who are Guilty? Westport, 1972.
  120. Bailey K.D. Social Entropy Theory. New York, 1990.
  121. Davidov A. A. The Theory of Harmony of Proportions and Functions in Social Systems //Systems Research)4992. Vol. 9. P. 19−25.
  122. Faris R. Social Desorganization. New-York, 1948.
  123. Merton R К Social Theory and Soc al Structure. New York, 1968.
  124. Reich Ch. The Greening of America. New-York, 1970.
  125. Targe G. Penal Philosophy. Boston, 1912.'¦ -ft- I ¦ • .p.. -
Заполнить форму текущей работой