Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гипотеза о пограничном характере закона природы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О парадоксальности границы и пограничного бытия речь уже шла выше, но кое-что повторим. Граница — не пустое пространство, а виртуальное синтетическое содержание, инобытие всех приграничных вещей. Закон, толкуемый как пограничное бытие, не есть «вещь», и его невозможно изучать как нечто вещеподобновидимое. Контактирующие А, В, С, …, N в одно и то же время взаимно: а) отталкиваются, оберегая свою… Читать ещё >

Гипотеза о пограничном характере закона природы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Полагаем, что принципиальный синтез альтернативных концепций закона природы можно основать на идее Логоса как посредника (медиума, границы, средства связи) между сверхчувственным и чувственно данным уровнями бытия. Эта идея, как известно, зародилась в лоне досократической философии, далее развивалась Филоном Александрийским и Иоанном Богословом, а потом прочно утвердилась в христианской теологии и философии. Так, по Филону (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.), Логос представляет собой активный принцип трансцендентного Бога Творца; Логос, как Сын Бога, связуег Творца с сотворенным космосом; Слово-Логос осознает себя Божественным Разумом и служит вместилищем интеллигибельного мира (см.: Муратов М. Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о Логосе. М" 1885).

В Евангелии от Иоанна понятие Логоса впитало в себе смыслы иудейских понятий мудрости и Слова Божьего, а также сформулированного древнегреческими рационалистами принципа разумного познания и самовыражения. О медиаторной функции Логоса у Иоанна Богослова сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1,1). Христос-Логос есть посредник между людьми и Богом Отцом: Христос есть Путь, Истина и Жизнь. Иначе, чем через Христа, нельзя прийти к Богу Отцу. Во многом аналогичные представления о Дао мы находим в трактате «Даодэцзинь».

Предлагаем дедуцировать из религиозных идей Логоса и Дао (Посредника и Пути) гипотезу о том, что закон науки имеет пограничное бытие. Это значит, что закон:

  • — возникает из внешнего контакта различных объектов А, В, С, …, N, и финальная причина закона — их взаимодействие;
  • — взаимное отражение А, В, С, …, N вызывает внутри них (в сферах их сущностей) общий и единый кооперативный эффект — виртуальный эмерджент, представляющий собой информационную матрицу (образец) всякого последующего взаимодействия;
  • — эту информационную матрицу, как инвариант взаимоотношений между А, В, С, …, N, на языке классической философии именуют «внутренней, необходимой, устойчивой и повторяющейся связью сущностей»; она обусловливает статистический характер пограничных связей вещей;
  • — закон стабилен, долговечен, но способен также со временем незаметно либо резко изменяться.

Из нашей гипотезы о пограничной реальности закона следует, что закон одновременно действует на границе между вещами и внутри каждой вещи, т. е. он одновременно имеет внешний (чувственно данный, феноменальный) и внутренний (сверхчувственный, сущностный) характер. Скрыто коренясь в информационной структуре каждой вещи, закон природы актуализируется и энергично проявляется в пограничных ситуациях, в пространстве внешних контактов вещей.

О парадоксальности границы и пограничного бытия речь уже шла выше, но кое-что повторим. Граница — не пустое пространство, а виртуальное синтетическое содержание, инобытие всех приграничных вещей. Закон, толкуемый как пограничное бытие, не есть «вещь», и его невозможно изучать как нечто вещеподобновидимое. Контактирующие А, В, С, …, N в одно и то же время взаимно: а) отталкиваются, оберегая свою самость и внутреннюю целостность; б) притягиваются в результате обоюдного выхождения за собственные границы в соседние пределы. Следовательно, и в законе природы, как пограничном бытии, должна быть снято растворена та или иная разновидность противоречия отталкивания и притяжения, разъединения и объединения, конечного и бесконечного и т. д.

Физический универсум сегодня понимают как единство трех начал — материи, энергии и информации. Если законы природы суть разновидности управляющей информации (они регулируют космические потоки массэнергетических взаимодействий), то, стало быть, физикам предстоит дополнить знаменитое уравнение Е = МС2 параметром номической информации.

Гипотеза о погранично-двойственном и неопределенном характере закона природы позволяет парадоксально синтезировать альтернативные утверждения, конкурирующие в философии и естествознании:

  • — законы природы объективно реальны и законы природы суть призраки, субъективные фикции научного разума;
  • — законы природы виртуальны (идеальны, нематериальны), они представляют собой ненаблюдаемые существенные связи, и законы природы материальны, они относятся к разряду эмпирически наблюдаемых регулярных событий;
  • — законы природы вечны и неизменны и законы природы постепенно эволюционируют и могут исчезать.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой