Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие культуры и конфликтная природа человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом можно отметить, что в соответствии со взглядами 3. Фрейда, независимо от того, анализируется ли отдельный человек или социальная группа, везде действует один и тот же механизм подчинения и сопротивления запретам культуры. Однако в современном обществе отмечается большая конфликтность, вызванная снижением интериоризации запретов у людей, которые, в силу сложившихся социальных… Читать ещё >

Развитие культуры и конфликтная природа человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В большинстве концептуальных работ 3. Фрейда речь идет о межличностных конфликтах, которые он рассматривает вместе с тем как следствие родовой истории человека. Это, во-первых, конфликт между ребенком и одним из родителей, трансформация этого конфликта создает почву для возможных конфликтов взрослого. Во-вторых, 3. Фрейд подчеркивает неизбежность постоянного конфликта между полами, который так или иначе также может стать основанием конфликтного поведения. «Почему в современном мире так увеличивается количество психических заболеваний и неврозов? Потому, по Фрейду, что усиливается противоречие между внутренними устремлениями человека и внешними социальными требованиями. Фрейд психоаналитически (т. е. клинически) исследует все общество, как единый субъект»[1]. Мыслитель подчеркивает, что запреты, которые как раз и противоречат влечениям, это результат развития культуры, которая, в свою очередь, отражает все драмы психического, но теперь уже в масштабах рода. Религия оказывается также формой выражения запретов для предотвращения конфликтов.

3. Фрейд понимает культуру в двух основных значениях: первое — все накопленные людьми знания, умения, что возникли в процессе покорения природы, направленного на удовлетворение человеческих потребностей; второе — все социальные институты, которые возникли, чтобы регулировать общественные отношения, защищать собственность и распределять блага. Мыслитель настаивает на том, что оба этих значения взаимосвязаны, проявляются во всех сферах общества и влияют на взаимоотношения людей.

Так мера удовлетворения влечений, создаваемая теми или иными благами культуры, существенно влияет на то, как люди относятся друг к другу. Также, поскольку люди вступают друг с другом в отношения по поводу блага, созданного в ходе развития культуры, эти отношения принуждают одного использовать другого в качестве рабочей силы или как сексуальный объект. И наконец, «каждый отдельный индивид виртуально является врагом культуры, которая тем нс менее должна оставаться делом всего человеческого коллектива»[2]. Развитие культуры и соответственно развитие общества было постоянным процессом покорения природы, однако з. Фрейд не отмечает такого же прогресса в развитии и упорядочивании человеческих отношений. Мыслитель указывает, что общество не может отказаться от запретов, от тех норм, которые сформировались в процессе культурного развития, так как слишком велик риск, что свободой воспользуются люди с враждебными наклонностями. «Надо считаться… с тем фактом, что у всех людей имеют место деструктивные, то есть антиобщественные и антикультурные, тенденции и что у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в обществе»[3].

3. Фрейд понимает культуру во многом как результат деятельности элиты, которая, скорее всего, сама может подчиняться культуре без принуждения, однако основная масса людей нс всегда готова предпочесть цели общества своему удовольствию. Следовательно, принуждение и конфликт будут всегда сопровождать развитие культуры и общественных взаимоотношений. «Люди обладают двумя распространенными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия… люди, во-первых нс имеют спонтанной любви к труду, и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей»[4].

Проблема перспективы развития общества видится 3. Фрейду в том, что люди все меньше следуют требованиям культуры под влиянием внутренних убеждений, напротив, только угроза наказания заставляет их делать то, что в интересах всего общества. Психоаналитик называет это нравственной ненадежностью. Рано или поздно это приведет к увеличению конфликтов.

Нс меньшее значение имеет также и то, что в обществе растет число людей, испытывающих острое чувство враждебности к культуре, которую они поддерживают и развивают своим трудом. «Интериоризации культурных запретов в таком случае ожидать от угнетенных не приходится, они, наоборот, не расположены признавать запреты, стремятся разрушить саму культуру»[5].

Таким образом можно отметить, что в соответствии со взглядами 3. Фрейда, независимо от того, анализируется ли отдельный человек или социальная группа, везде действует один и тот же механизм подчинения и сопротивления запретам культуры. Однако в современном обществе отмечается большая конфликтность, вызванная снижением интериоризации запретов у людей, которые, в силу сложившихся социальных отношений, испытывают неудовлетворенность.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что на развитие современной философии конфликта в существенной мерс повлияло понимание 3. Фрейдом противоречивости человеческой природы. Практически все современные мыслители так или иначе использовали открытия психоанализа для объяснения сущности конфликта и причины агрессии. Понятие бессознательного, описание механизмов переноса, подавления, сублимирования стали основой современных практик в области психологического урегулирования конфликтов.

Вопросы для самостоятельной работы

  • 1. Какие основные понятия использует 3. Фрейд для анализа человеческой души?
  • 2. Что такое бессознательное и как оно связано с другими сферами психики?
  • 3. Как влияет воспитание на развитие человека? Как формируется система запретов «сверх-Я»?
  • 4. Какова природа человеческой агрессии? Как влияет агрессивность на возникновение конфликтов?
  • 5. Как влияет сублимация на проявление влечений?
  • 6. Какие примеры можно привести, иллюстрируя механизм сублимации применительно к агрессивности?
  • 7. Как оценивал 3. Фрейд возможность снижения интенсивности конфликтов в обществе?
  • [1] Пигров К. С. Социальная философия. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 117.
  • [2] Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.С. 95.
  • [3] Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. С. 96.
  • [4] Там же. С. 97.
  • [5] Там же. С. 101.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой