Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философская реконструкция сущности критического метода франкфуртской школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интерес к анализу франкфуртского наследия возрастает в постсоветский период, чему, несомненно, способствует выход в девяностые годы русскоязычных переводов работ франкфуртцев. Франкфуртская школа обретает заслуженное гражданство в учебных пособиях и лекционных курсах, конференциях и научных семинарах по философии и социологии. Следует отметить, что интерес к франкфуртской традиции в современной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСХОДНАЯ МОДЕЛЬ КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
    • 1. 1. Принципы и основные категории критической теории
      • 1. 1. 1. Понятие «критическая теория» в ранних работах М. Хоркхаймера
      • 1. 1. 2. Антипозитивистский пафос критической теории Т. В. Адорно
    • 1. 2. Тема разума в работах Франкфуртской школы периода 40-х
      • 1. 2. 1. Проблематизация концепта «разума»
    • 1. 2. 2, Проект диалектической логики и критика инструментального разума
  • ГЛАВА 2. СИНТЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
    • 2. 1. Психоаналитический метод в структуре критической теории
      • 2. 1. 1. Основания интеграции психоанализа и критической теории
      • 2. 1. 2. Статус психоанализа в работах Э. Фромма и Г. Маркузе
    • 2. 2. Эстетические основания в структуре критической теории
      • 2. 2. 1. Функции эстетической теории в философии Г. Маркузе
      • 2. 2. 2. Эстетическая критика В. Беньямина и Т. В. Адорно
  • ГЛАВА 3. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МОДЕЛЬ КРИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
    • 3. 1. Критическая теория Ю. Хабермаса
      • 3. 1. 1. Проблематизация социального познания в теории Ю. Хабермаса
      • 3. 1. 2. Тема рациональности и критическая теория Ю. Хабермаса
    • 3. 2. Базовые признаки критического метода Франкфуртской школы

Философская реконструкция сущности критического метода франкфуртской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Фундаментальной проблемой современного социально-философского познания является осмысление беспрецедентных глобализациоиных и интеграционных процессов, полностью меняющих облик социальной реальности. В фокусе внимания мыслителей всего мира оказывается задача исследования обретающих особую остроту социальных конфликтов: политических, религиозных, расовых и межкультурных столкновений. В указанной ситуации особую роль начинает играть конфликтологическая парадигма, позволяющая эксплицировать критерии критики и пути преодоления социальных катаклизмов и патологий, которые можно наблюдать в постиндустриальном обществе. Одним из наиболее влиятельных направлений в рамках конфликтологической парадигмы является Франкфуртская школа, представившая наиболее последовательную и значительную попытку создания программы социальной теории, в компетенции которой оказывается решение методологических условий критического проекта общества.

Основным маркером франкфуртской традиции является стремление перевести критическую концептуализацию социальной реальности, органически присущую философскому знанию, в специфический критический дискурс, отличный как от нерефлексивности повседневных критических высказываний, так и от абстрактного универсализма философских категорий. В современной ситуации указанная научная проблема и потребность общества в социальной критике не только не теряют своего значения, но и обретают особую остроту, инспирированную динамическим характером социальных изменений, связанных с глобализацией публичных сфер, включающих поле влияния средств массовой информации и виртуальных технологий. В свете фиксированных обстоятельств актуальность приобретает необходимость пересмотра самой критической позиции, обретающей новые характеристики: интерпретационная множественность, высокая степень мобильности, усиление влияния (в том числе появления новых технологий воздействия) на восприятие обществом социальных процессов и фактова также модификации адресата критического сообщения — публики, характеризующейся массовостью, социальным эклектизмом и амбивалентностью (речь идет о необходимости обращения не к ограниченному числу «сторонников», например революционно настроенной социальной группе, а в предельном значении к человеческому сообществу как таковому).

Актуальность обращения к анализу франкфуртского наследия обусловлена не только возможностью вскрыть эвристический потенциал, отвечающий злободневным запросам общества, но и возможностью провести историко-философский анализ оснований и генезиса современных трансформаций. Будучи одним из самых влиятельных направлений критицизма XX века, Франкфуртская школа представила оригинальный анализ как самих социальных событий прошлого века, так и способов его философской концептуализации и критики. Особое значение для философской современности имеет представленное в работах анализируемых мыслителей исследование трансформаций основных философских категорий и идей: разума, истины, проекта Просвещения, субъект-объектных отношений, отчуждения, утопии и т. д., отражающее динамику и маршруты философского поиска XX века. Представленная франкфуртцами методология исследования разложения классического философского дискурса дает возможность проанализировать генетическую взаимосвязь между кризисом классической парадигмы рациональности и социальными катаклизмами современности. Указанное обстоятельство позволяет по-новому поставить вопрос об основаниях и природе социального, а также проблематизировать центральные категории социогуманитарного познания, связанные с традиционными оппозициями: социум — личность, рациональное — чувственное, публичное — приватное, массовое — элитарное, реальное — воображаемое и т. д. Таким образом, актуальность исследований, посвященных социальной критике, также обуславливается ее определяющим значением для становления гуманитарных и социальных наук.

Проблема методологии и статуса социальных исследований в общем кругу научных дисциплин является одной из центральных тем в работах Франкфуртской школы, ставшей одним из первых симптомов перехода к неклассической социальной теории. Произведенная франкфуртцами проблематизация понятия «теории» и специфики метода социальных наук, повлекшая за собой в шестидесятых годах XX века знаменитую дискуссию о позитивизме (Positivismusstreit), является одним из наиболее масштабных и последовательных проектов — наследников дискуссии о методе (Methodenstreit) конца XIX века. Следует отметить, что постановка проблемы метода одновременно выступает моментом саморефлексии наук об обществе, способствующим успешной институализации и эмансипации социальных исследований от давления со стороны естественнонаучных дисциплин. Однако сильной стороной франкфуртского подхода являются не предельная конкретизация и ограничение поля социальных изысканий, а возможность через ревизию традиционной методологии раздвинуть границы социальной рефлексии и коммуникация с другими отраслями и сферами гуманитарного познания. Сохраняющей свой эвристический потенциал и актуальной для всей области социогуманитарного знания представляется попытка франкфуртцев выработать проект селекции социальной критики на базе психолого-психоаналитических, эстетических, этических, исторических и лингвистических исследований.

Подводя итог вышесказанному, стоит выделить две составляющие актуальности анализа франкфуртского наследия. Во-первых, это множество эвристических тенденций и интуиции проекта критической теории. Во-вторых, это имманентная самой традиции проблема — необходимость создания адекватной реалиям современности социальной теории, поскольку программа критической теории в большей мере являет собой методологическую платформу для означенного рождения, нежели законченную и герметичную философскую доктрину.

Таким образом, проблемное поле работы может быть очерчено двояким образом. Во-первых, это реконструкция критического метода. Данная проблема может быть отражена как следствие фиксированного ранее обстоятельства — бурного изменения социальной реальности или перехода от постиндустриального к информационному обществу и, как следствие, необходимости пересмотра критической методологии, равно как и роли критики в современных условиях в целом. Указанная постановка проблемы инициирует потребность в новой оценке франкфуртского наследия, а также вопрос о нахождении адекватного способа экспликации и определения критического метода. Во-вторых, это проблема диагностики эвристического потенциала данного метода, что в общем виде может быть отраженно в вопросе: позволяет ли критический метод в теоретическом плане выявить адекватный способ рефлексии социальных отношенийи в практическом плане — позволяет ли он эксплицировать патологии развития общества и сформулировать конструктивную программу их преодоления в современной ситуации?

Степень теоретической разработанности проблемы.

Следует отметить, что анализируемый метод представляет собой один из наиболее востребованных сегодня способов осмысления сущности и характера современных социальных процессов и в этом смысле фундирует большинство интенций, возникающих в исследовательском пространстве как российской, так и западной философии. Однако на настоящий момент в рамках отечественной традиции можно констатировать отсутствие фундаментальных работ, посвященных анализу критического метода Франкфуртской школы.

Говоря о советском периоде, следует выделить основательные работы, вышедшие в конце семидесятых. Например, это сборник «Социальная философия Франкфуртской школы», изданный совместно московским издательством «Мысль» и пражским «Свобода», а также работа Ю. Н. Давыдова «Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы». Указанные исследования представляют собой глубокий (по большей части историко-философский) анализ франкфуртского наследия, однако сильные идеологические акценты, неизбежно сопутствующие работам того периода, приводят к искажению в оценках и интерпретации положений франкфуртской теории. Возникшая в этот период (конец семидесятых) «уральская школа», представленная именами А. В. Гайда, С. Е. Вершинина, А. Б. Максутова, В. Н. Руденко, А. В. Франца, В. А. Лоскутова, B.JI. Шульца, долгое время оставалась практически единственной русскоязычной традицией, осуществляющей переводы и издающей критические работы по Франкфуртской школе. Однако социально-политическая конъюнктура и необходимость раскрыть перед читателем практически «неизвестную» философию, приводят к тому, что основная часть работ уральской школы носит обзорно-биографический характер.

Интерес к анализу франкфуртского наследия возрастает в постсоветский период, чему, несомненно, способствует выход в девяностые годы русскоязычных переводов работ франкфуртцев. Франкфуртская школа обретает заслуженное гражданство в учебных пособиях и лекционных курсах, конференциях и научных семинарах по философии и социологии. Следует отметить, что интерес к франкфуртской традиции в современной российской философии по большей части связан с теорией коммуникативной рациональности, анализу которой посвящены работы В. Н. Фурса, М. Е. Соболевой, И. П. Фарман, Н. Плотникова, Р. Сундукова, И. А. Бусовой. Анализ перехода от классической критической теории к коммуникативной концепции Ю. Хабермаса представлен в работах А. В. Назарчука, И. Лабуева. Следует также отметить весьма значительные для воссоздания генезиса традиции и контекста проблематики работы А. Б. Баллаева, К. Х. Момджяна, С. П. Поцелуева, М. А. Хевеши, Т. И. Ойзермана. Анализ эстетических проектов Франкфуртской школы представлен в работах В. А. Подороги, Г. Г. Соловьевой, В. Г. Арсланова, Ю. Н. Давыдова. Проблема психоаналитических мотивов в творчестве анализируемой традиции рассмотрена в трудах В. М. Лейбина и A.M. Руткевича, также рассматривающего проблемы методологии.

Наряду с отечественной традицией, в диссертационном исследовании использованы западные критические работы по Франкфуртской школе. Очевидным преимуществом западных исследований является тонкий анализ контекста возникновения тех или иных взглядов и трудов, благодаря чему им не только удается воссоздать ситуацию интеллектуального климата, задающую общий ход философскому поиску франкфуртцев, но и не упустить индивидуальные особенности философских взглядов представителей Франкфуртской школы. Сказанное справедливо для исследований таких авторов, как U. Gmunder, W. van Reijen, G. Figal, R. Wiggershaus и др. Анализ эстетических проектов Франкфуртской школы представлен в работах Ch. Thies, R. Duarte, F. Grenz, H. Kaiser, V. Kaiser, H. Scheible. Рассмотрение роли психоаналитической методологии в теоретических проектах Г. Маркузе и Э. Фромма представлено в работах B.Gorlich. Подробный анализ переосмысления фрейдистского наследия и развития эмпирических проектов Франкфуртской школы реализован в работах М. Jay. Следует отметить авторов, анализирующих политические и этические взгляды Т. В. Адорно — это М. Wischke, S. Schwarzbock. В работе будут использованы критические исследования таких авторов, как D. Horster, Т. McCarty, А. Honneth, Н. Gripp, H.-J. Wagner, посвященные анализу творчества Ю. Хабермаса.

Следует также отметить работы, выходившие на русском языке. Существенную роль для анализа весьма неоднозначных работ В. Беньямина играют исследования X. Аренд, С. Инголфссона, Г. Шолема. Тонкая критика интерпретации психоанализа представителями Франкфуртской школы представлена в работах А. Грюнбаума. Широкую панораму концепций социальной критики в XX веке представил в своих работах М. Уолцер, уделивший особое внимание взглядам Г. Маркузе. Рассмотреть идейные предпосылки становления франкфуртской теории, а также проанализировать перспективу ее дальнейшего развития позволяют исследования по истории формирования западного марксизма таких авторов, как П. Андерсон, М. Маркович, Т. Рокмор, С. Стоянович и др.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования заключается в историко-философской реконструкции сущности критического метода Франкфуртской школы для выявления его эвристических возможностей в контексте раскрытия актуального проекта социального познания и критики.

Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:

1. произвести экспликацию предпосылок и прояснение исходных положений критической методологии Франкфуртской школывыделить имманентно присущие критической теории цели и основания;

2. тематизировать преемственность и генезис критического метода в контексте историко-философского развития, определить его специфические параметры и новизну по отношению к философской традиции как таковой;

3. определить роль критического метода в контексте становления социальной теории и социальных науках, а также его статус в кругу социогуманитарного познания;

4. проанализировать область практического применения критического метода, вынести заключение о его эвристических возможностях;

5. представить обоснование возможности использования эвристического потенциала для создания актуального проекта социальной критики.

Методологические основания исследования.

В качестве теоретической основы исследования выступают работы М. Хоркхаймера, Т. В. Адорно, Г. Маркузе, В. Беньямина, Э. Фромма, Ю. Хабермаса. Однако успешная реализация исследовательского замысла видится возможной через обращение не только к оригинальным работам Франкфуртской школы и их критическому осмыслению как в отечественной, так и в западной традиции, но и благодаря анализу существенного для становления франкфуртской доктрины историко-философского контекста: трудов К. Маркса, Д. Лукача, 3. Фрейда, А. Шопенгауэра, Х. Г. Гадамера, К.-О. Апеля, а также работ немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. В. Г. Гегеля. В исследовании также будут учтены не только моменты преемственности, но и доктрины, вызывавшие активное отрицание и негативную оценку в трудах анализируемых мыслителей. Прежде всего, это концепции М. Хайдеггера, К. Поппера и традиции французского постмодернизма. Принятие во внимание указанных работ является необходимым ключом к пониманию полемического пафоса, характерного для многих работ Франкфуртской школы.

Таким образом, в работе будет использован метод герменевтической реконструкции, позволяющий приблизиться к пониманию аутентичных интенций авторов и реконструировать имманентную логику развития учения. Реконструкция целостной модели и логики движения мысли франкфуртской традиции делает необходимым учет исторической динамики и ослабления — усиления влияния со стороны отдельных персоналий философской традиции, что предполагает использование методов экземплярного и сравнительного анализа. В отдельных параграфах работы в качестве способа конкретизации метода исторического сравнения используется биографический метод, позволяющий произвести адекватную рецепцию отдельных «неаргументированных» положений доктрины.

В работе также используется метод критической интерпретации (проблематизации), позволяющий исследованию избежать тривиальных результатов при трактовке работ Франкфуртской школы. Для достижения поставленной цели интерпретационный момент работы дополнен методом реконструкции, с помощью которого произведено переосмысление франкфуртского проекта критической теории и продемонстрированы условия и эвристические возможности создания на ее базе актуальной критической программы. В работе также используются традиционные философские методы: дедуктивный анализ и синтез.

Научная новизна исследования.

В диссертации предложен комплексный подход к исследованию сущности критического метода Франкфуртской школы. Применение указанного подхода позволяет достичь следующих новаторских результатов:

1. Раскрыт эвристический потенциал критической методологии для создания варианта актуального проекта социального познания и критики.

2. Выявлено конститутивное значение критического метода для развития социогуманитарного познания, согласно которому задаются не только регулятивные принципы познания, но и сам объект познания.

3. Представлена теоретико-методологическая модель социального познания, согласно которой познание выступает моментом преобразования социальной реальности.

Осуществление исследовательского замысла включает в себя адаптацию результатов как оригинальных, так и критических непереведенных работ к исследовательскому опыту отечественной философской традиции, что позволяет расширить понятийный и категориальный аппарат последней.

Положения выносимые на защиту.

1. Сложившаяся исследовательская традиция насчитывает несколько подходов к рассмотрению и определению философского направления, именуемого.

Франкфуртской школой. Интерпретаторы франкфуртского наследия и исследователи историко-философского толка предлагают различные версии внутреннего деления школы: идея выделения нескольких «волн» в эволюции школы, деление на группы, соответствующее области исследования и т. д. Попытка дать исчерпывающее объяснение философскому явлению, получившему название «Франкфуртская школа», также наталкивается на парадокс. С одной стороны, как справедливо указывает Г. Фигль: «Из всех философских группировок и направлений в Германии 20 века Франкфуртская школа более всех остальных заслуживает наименования школа». 1 Однако, с другой стороны, попытки представить какой-либо достаточный принцип, согласно которому столь различные концепции и идеи охватываются единой номинацией «Франкфуртская школа», оказываются не столь результативными. Попытка определить в качестве указанного принципа членство в Институте социальных исследований кажется наиболее логичной, но не достаточной, поскольку оставляет открытым вопрос как квалифицировать поздние работы Г. Маркузе, ушедшего из института в 1942 г., или работы В. Беньямина, написанные до его вступления в институт. Попытка использовать в качестве принципа обоснованность концепцией К. Маркса также продуктивна только отчасти, поскольку не учитывает часть важных для становления франкфуртской традиции концепций, например не связанные с марксизмом ранние работы В. Беньямина.

В диссертации также предлагается введение такого принципа, в качестве которого, на наш взгляд, может выступать единство в понимании оснований методологии социального познания. Преимуществом применения указанного принципа является возможность рассмотреть франкфуртскую традицию как особый тип социального познания, основанием самобытности которого является оригинальная трактовка методологии.

2. Экспликация специфики подхода к методологии социального познания осуществлена на основании тематизации концепта «критики». Отличительным маркером франкфуртской традиции является принцип изоморфизма познания и критики, что инспирирует переход социальной теории в критическую теорию. Таким образом, реконструкция сущности критического метода позволяет вскрыть и объяснить не только имманентную логику развития Франкфуртской школы, но и тематизировать методологическую модель построения особого типа социального.

1 Figal G. Die Ontwickiung der Frankfurter Schule // Philosophic im 20. Jahrhundert. Bd. 1., Hamburg: Rowohlt, 1992. — S. 311 познания, в рамках которого процесс познания выступает моментом преобразования общества. В работе представлена экспликация оснований методологической модели, релевантной для каждого из теоретических проектов франкфуртских мыслителей — в рамках настоящего исследования она определена как «исходная модель».

3. На основании анализа развития критической теории в работе показана возможность трансформации методологической модели (о чем свидетельствует образование «синтетической» и «альтернативной модели»), сочетающейся с преемственностью и константностью базовых признаков, к числу которых можно отнести: установку на содержательную критику и отказ от формального прочтения критикианалитику объекта социального познания с позиции структуралистской установки, сочетающуюся с принципом требования рассмотрения объекта познания на двух уровнях — модусе видимости и сущности. В качестве ключевой посылки критической теории выступают аксиома «о наличии социального конфликта» и регулятивный концепт «лучшего будущего" — принцип методологической автономии социального познания и отрицание методологического холизмапринцип тождества познавательного процесса и саморефлексиии общества, сочетающийся с тезисом о единстве научного и общественного кризисаснятие субъект-объектного противопоставленияпринцип единства теории и практикипринцип изоморфизма познания и критикиа также установка на междисциплинарность и интеграцию философского и научного познания.

Сказанное позволяет интерпретировать критическую теорию как чувствительный к общественным изменениям тип социального познания, что, в свою очередь, квалифицирует критический метод как актуальный инструмент познания и преодоления патологий современного общества.

Научно-практическая значимость исследования и апробация основных положений исследования.

Представленное в работе рассмотрение позволяет проанализировать основные вехи развития философских идей критической теории, расставить акценты напряжения и преемственности между концепциями, подчеркнуть внутренний генезис и проблематичность каждой из доктрин, что открывает возможность для аутентичного исследования анализируемой традиции. Результаты проведенного исследования также могут выступать основанием для более масштабного изучения не только данной философской традиции, сыгравшей непреходящую роль в развитии современной философии, но и для исследований теоретических предпосылок критического пафоса философии в целом.

Представленное исследование ориентированно на ряд вопросов, которые являются актуальными как для современной философии, так и для органического развития современного общества, к которым можно отнести проблему преодоления эскалации социального конфликта, проблему преодоления отчуждения, а также развития условий и форм социальной критики и согласия. Указанное направление работы и специфика в постановке проблемы также открывают возможность развития междисциплинарных проектов и исследований для таких научных областей как социология, конфликтология, педагогика и психология.

Результаты работы не только расширяют и углубляют философско-методологическую проблематику социогуманитарных наук, но и являются существенным вкладом в разработку отечественной традиции осмысления критического метода, что позволяет использовать их в составе учебных пособий и курсов по методологии социального познания, истории философии и социальных наук.

Основные концептуальные идеи и выводы диссертации были апробированы на аспирантском семинаре и на заседаниях кафедры Философии и методологии науки Философского факультета Томского государственного университета, на различных научных конференциях и семинарах. По теме диссертации состоялись выступления на 5 конференциях, в частности выступления на 2 международных и 3 всероссийских конференциях. Результаты исследования представлялись специалистам в области социальной методологии ИС РАН во время научной стажировки в рамках специализированного курса «Модели объяснения и логика социологического исследования» (Центр социологического образования Института социологии РАН). Содержание диссертации отражено в восьми публикациях.

Работа обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры Философии и методологии науки Философского факультета Томского Государственного университета.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:

• Бердникова И. А. Тема разума в критической теории Франкфуртской школы // Вестник Томского государственного университета, Приложение: Серия: «Труды докторантов, аспирантов и молодых ученых Томского государственного университета», Томск: Изд-во ТГУ, № 20,2006 — С. 42−46.

• Бердникова И. А. Проблема методологии социального познания в работах Франкфуртской школы // Вестник ТГПУ, Томск: Изд-во ТГПУ, Выпуск 12 (63), Серия: Гуманитраные науки (социология), 2006 — С. 5−9.

• Бердникова И. А. Тематизация критической методологии Франкфуртской школы // Вестник КрасГУ, Красноярск: Изд-во КрасГУ, Выпуск 14,2006 — С. 263−268.

• Бердникова И. А. Тематизация критического потенциала искусства у В. Беньямина и Т. В. Адорно // Труды IV международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных наук», Томск: Изд-во ТПУ, 2005 — С. 210−214.

• Бердникова И. А. Значение концепта «революции» в критической теории первой половины XX века // Материалы IX всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», в 6-ти томах, Томск: Изд-во ТГПУ, 2005, Т.4, Часть 2: культурология, история, философия — С. 103−108.

Структура диссертации.

Структура диссертации отражает логику исследования, определяется поставленной в работе целью и соответствует порядку решения задач, необходимых для её реализации. Диссертация состоит из введения, трех глав (шести параграфов, одиннадцати разделов), заключения и списка литературы, включающего 143 источника на русском языке и 79 источников на немецком языке. Объем диссертации составляет 155 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Завершая рассмотрение, подведем итоги и остановимся на наиболее значимых результатах исследования. В диссертационной работе представлено рассмотрение сущности критического метода Франкфуртской школы. Следует отметить, что указанный метод является одним из наиболее продуктивных методологических проектов социально-философского направления, получившего название конфликтологическая парадигма. Злободневный резонанс указанного методологического подхода выражается в возможности экспликации адекватного способа рефлексии социальных трансформации и патологических эффектов современности, а также в создании конструктивной программы критики и преодоления последних.

Сложившаяся философская традиции обнаруживает широкий круг методологических походов и оценок к анализу франкфуртского наследия. Однако сказанное справедливо в отношении западной исследовательской традиции, тогда как отечественная философская мысль в настоящий момент только открывает для себя потенциал критической теории. Учитывая достижения и просчеты западных изысканий и ограничения спорадического анализа редких отечественных работ, в настоящем исследовании в качестве принципа, позволяющего реконструировать интегральную модель критического метода Франкфуртской школы, использовано единство в трактовке методологии социального познания. Анализ методологии критической традиции позволил выделить ряд базовых принципов и установок, выступающих в качестве основания для различных (в некоторых случаях взаимоисключающих) франкфуртских проектов. Указанный методологический остов критической теории был нами определен как «исходная модель». Рассмотрение генезиса Франкфуртской школы продемонстрировало отсутствие линейной преемственности. Развитие франкфуртской традиции, на наш взгляд, может быть представлено как развитие нескольких векторов из общего основания, в качестве которого выступает первоначальная целостность критических установок, предпосылок и аксиом. Указанная отправная точка разворачивания критических проектовисходная модель может быть кратко отражена в следующих принципах: установка на содержательную критику и отказ от формального прочтения критикианалитика объекта социального познания с позиции структуралистской установки, сочетающаяся с принципом требования рассмотрения объекта познания на двух уровнях — модусе видимости и сущности. В качестве ключевой посылки критической теории выступает аксиома «о наличии социального конфликта» и регулятивный концепт «лучшего будущего». К числу основных принципов критической теории могут быть отнесены: принцип методологической автономии социального познания и отрицание методологического холизмапринцип тождества познавательного процесса и саморефлексиии общества, сочетающийся с тезисом о единстве научного и общественного кризисапринцип единства теории и практикипринцип изоморфизма познания и критикиа также установка на междисциплинарность и интеграцию философского и научного познания. Следует отметить, что, тематизированная нами исходная методологическая модель критического познания, носит программный характер, что открывает перспективу ее дальнейшего развития и реформирования. Указанное обстоятельство является справедливым относительно аутентичного прочтения метода Франкфуртской школы, которое налагает запрет на любые законченные, герметичные и справедливые на все времена дефиниции, исходя из тезиса о принципиальной открытости критики и принципа диалектического перехода критики в самокритику. На основании реконструкции становления критической теории в работе продемонстрирована возможность реформирования и переосмысления методологической модели, а также возможность расширения традиционного «марксистского» подхода к анализу общества, примером которого может служить выделение модуса языка в качестве конститутивного принципа социальных связей, наряду с модусом работы, представленное Ю. Хабермасом.

Методологический проект Франкфуртской школы является одним из наиболее продуктивных прецедентов саморефлексии социального познания и поиска путей его эмансипации от диктата естественно научной модели познания. При этом критическая теория не только избегает изоляции и сужения границ социального познания, но и формулирует основания для расширения рамок социальной рефлексии и коммуникации с другими отраслями и сферами гуманитарного познания. Рассмотрение указанного вопроса позволило представить оригинальную проблематизацию наличной формы научного познания, а также позволило поставить вопрос о статусе ученого и социальной функции науки в современном обществе. В работе также представлена самобытная тематизация философии и ее отношений с научным познанием, позволяющая сформулировать основания интегрального гносеологического проекта. Актуальность указанного гносеологического проекта показана на примере рассмотрения «комплексных» проблем современности: вопросов экологии, патологий становления информационного общества, социальных импликаций и морального контекста развития генной инженерии.

Таким образом, критическая теория представляет собой гибкую методологическую программу, трансформирующуюся сообразно изменениям социальной реальности, что позволяет интерпретировать критический метод как актуальный инструмент познания и преодоления патологий современного общества. Следует отметить, что критическая теория, представляющая собой способ познавательного отношения к миру, синтезирующий момент познания и преобразования действительности, выступает не только методом критики и осмысления социальных процессов, но и активным вкладом в эмансипационное преобразование общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. В. Актуальность философии // Путь в философию. Антология М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2001 С. 335−349
  2. Т. В. Избранное: Социология музыки // М., СПб.: Университетская книга, 1998−445 с.
  3. Т. В. К логике социальных наук // Вопросы философии М., 1992, № 10 -С. 76−86
  4. Т. В. Негативная диалектика / М.: Научный мир, 2003 374 с.
  5. Т. В. Проблемы философии морали / М.: Республика, 2000 239 с.
  6. Т. В. Типы и синдромы. Методологический подход // СоцИс М., 1993, № 3 С. 75−85
  7. Т. В. Философия новой музыки / М.: Логос, 2001 343 с.
  8. Т. В. Эстетическая теория / М.: Республика, 2001 527 с.
  9. X. Трактат о критическом разуме. Идея критики // Философия без границ: В 2 ч. Ч. 1, М.: Издатель Воробьев А. В., 2001 С. 87−110
  10. А., Рыклин М. Рецензия: Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Логос М., 1996, № 8 С. 284−286
  11. П. Размышление о западном марксизме. На путях исторического материализма / М.: Интер-Версо, 1991- 267 с.
  12. Апель К.-О. Трансформация философии / М.: Логос, 2001 338 с.
  13. В. Г. Миф о смерти искусства / М.: Искусство, 1983 326 с.
  14. Л. Б. Размышления при чтении Поппера // Вопросы философии М., 2002,№ 4-С. 159−169
  15. А. Б. Проблема идеологии в творчестве Карла Маркса // История философии М.: ИФРАН, 1998 С. 55−75
  16. А. Б. Свобода и равенство в младогегельянстве (М. Штирнер и К. Маркс) // От абсолюта свободы к романтике равенства (Из истории политической философии) М.: ИФРАН, 1994 С. 50 — 66
  17. А. Б. Читая Маркса: Историко-философские очерки / М.: Праксис, 2004. 288 с.
  18. А. Рецензия: Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения // Логос М., 1999, № 1 С. 224−226
  19. Г. С. Модели и метафоры в социологии К. Маркса // СоцИс. М., 1992, № 6-С. 128−142
  20. Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / М.: Смысл, 2000 476 с.
  21. В. Московский дневник / М.: Ad Marginem, 1997 223 с.
  22. В. О понятии истории // Новое лит. обозрение М., 2000, № 46 С. 8190
  23. В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Избранные эссе М.: Медиум, 1996 С. 66−91
  24. В. Теория искусства ранних романтиков и Гете // Логос М., 1993 № 4 -С. 151−158
  25. В. Франц Кафка / М.: Ad Marginem, 2000 304 с.
  26. Н. М. Гегель и Маркс о родовой сущности человека // Карл Маркс и современная философия М.: ИФ РАН, 1999 С. 282−290
  27. И. А. Юрген Хабермас о становлении коммуникативного действия // Вопросы философии М., 2006, № 10 С. 153−166
  28. С. Е., Гайда А. В. «Критическая теория» против «социальной технологии»//СоцИс. М., 1983,№ 2-С. 185−191
  29. А. В. Коммуникация и эмансипация: критика методологических основ социальной концепции Ю. Хабермаса / Свердловск: Издательство Уральского ун-та, 1988-С. 155
  30. А. В., Савельев В. А. Речевые акты и социальные отношения в теории коммуникативной компетенции Ю. Хабермаса // Ленинская теория отражения, Свердловск, 1980, вып. 10-С. 124−132
  31. Г. В. Ф. Феноменология духа // М.: Наука, 2000 495 с.
  32. М. Н. Мы и марксисты Запада // Вопросы философии. М., 1989, № 7 -С.100−111
  33. А. Теория Фрейда и философия науки // Вопросы философии М. 1991, № 4 С. 90 — 106
  34. Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы / М.: Наука, 1977 319 с.
  35. Ю. Н. Эстетика нигилизма. Искусство и «новые левые» / М.: Искусство, 1975 270 с.
  36. Р. Рассуждение о методе // Соч. в 2-х Т. М.: Мысль, 1989, Т. 1 С. 250 297
  37. С. Послесловие. К образу Беньямина // Логос М., 1993 № 4 С. 159 175
  38. Исследование авторитарной личности / Под общей ред. В. П. Култыгина, М.: Академия исследований культуры, 2001 -413 с.
  39. И. Критика чистого разума / Симферополь: Реноме, 1998 462 с.
  40. О. Н. Проблемы «массовой культуры» в «критической теории» Франкфуртской школы // Философский анализ явлений духовной культуры, М., 1984-С. 120−129
  41. В. Этика вида и генная инженерия // Отечественные записки. М., 2003, № 1 С. 351−354
  42. . А. Гуманистическая утопия Э. Фромма // Вопросы философии М. 1983, № 2 С. 85 — 94
  43. И. Критика и клиника // Логос М., 2001 № 2 С. 81−85
  44. Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta / СПб.: Аксиома Азбука, 1999 218 с.
  45. В. М. Фрейд, психоанализ и современная философия / М.: Политиздат, 1990−397 с.
  46. Лиотар Ж.-Ф. Хайдеггер и евреи / СПб.: Axioma, 2001 187 с.
  47. Д. История и классовое сознание / М.: Логос-Альтера, 2003 416 с.
  48. Д. Философско-историческая обусловленность и значение романа // Вопросы философии. М., 1993, № 4 С. 74−78
  49. В. Г. Главные идеологии современности / Ростов-на-Дону: Феникс, 2000-С. 92−131
  50. А. Б. Критическая теория и современность // Екатеринбург: УрО РАН, 1998- 148 с.
  51. М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии М. 1989, № 9 С. 36−51
  52. К. Конспект книги Джемса Милля «Основы политической экономии» // Сочинения. М.: Издат. полит, лит-ры, 1974, Т. 42 С. 5−40
  53. К. Немецкая идеология // Сочинения, М.: Гос. издат. полит, лит-ры, 1955 С. 7−544
  54. К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Сочинения. М.: Издат. полит, лит-ры, 1974, Т. 42 С. 41−174
  55. К., Энгельс Ф. Святое семейство или Критика критической критики // Сочинения. М.: Гос. издат. полит, лит-ры, 1955, Т. 2 С. 3−230
  56. Г. Одномерный человек / М.: АСТ-ЛТД, 2002 С. 251−515
  57. Г. Разум и революция / СПб.: Владимир Даль, 2000 541 с.
  58. Г. Эрос и цивилизация / М.: АСТ-ЛТД, 2002 С. 9−250
  59. К. X. Рефлективные парадигмы в социальной теории Маркса // Карл Маркс и современная философия М.: ИФ РАН, 1999 С. 89−101
  60. А. В. От классической критической теории к теории коммуникативного действия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. М., 1993, № 4 — С. 36−43
  61. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии М., 2003, № 12 -С.3−52
  62. Обсуждение книги Т. И. Ойзермана «Марксизм и утопизм» // Вопросы философии, 2004, № 2 С. 50−52
  63. Н. Власть аргумента и public relations: 70 лет Хабермасу // Логос М., 1999№ 8 С. 119−122
  64. Н. Критическая теория отдыхает (Заметки о парадигмах критики) // Логос М., 2001 № 2 С. 76−80
  65. В. А. Темы философии культуры в творчестве В. Беньямина // Вопросы философии М., 1981, № 11 С. 152−159
  66. К. Какой мне видится философия // Путь в философию. Антология М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2001 С. 123−136
  67. К. Логика социальных наук // Вопросы философии М., 1992, № 10 С. 65−75
  68. К. Нищета историцизма / М.: Прогресс, 1993 187 с.
  69. С. П. «История и классовое сознание» Д. Лукача: теория «овеществления» и романтический анитикапитализм // Вопросы философии. М., 1993,№ 4-С. 54−73
  70. С. П., Хевеши М. А. Мессианско-утопическое восприятие Октябрьской революции у Д. Лукача // От абсолюта свободы к романтике равенства М.: ИФРАН, 1994 С. 179−194
  71. С. Марксизм и его критики / М.: Прогресс, 1979 С. 145−241
  72. А. Эра индвида: к истории субъективности / С-Пб.: Владимир Даль, 2002 -С. 349−408
  73. Е. М. «Негативная диалектика» как метакритика познания // Вестник Ленингр. ун-та Л., 1980, Серия 23, № 4 С. 32−35
  74. Т. К критике этики дискурса // Вопросы философии М., 1995, № 1 С. 106−117
  75. Т. Об открытии Маркса после Марксизма // Вопросы философии М., 2000, № 4 С. 28−36
  76. С. Раздуть в прошлом искру надежды.: Вальтер Беньямин и времени // Новое лит. обозрение М., 2000, № 46. С. 71−80
  77. А. М. «Анатомия деструктивности» Э. Фромма // Вопросы философии, 1991, № 9 С. 161−170
  78. А. М. Научный статус психоанализа // Научные и вненаучные формы мышления М.: ИФРАН, 1996 С. 239−253
  79. А. М. Спор о позитивизме в немецкой социологии // Вопросы философии М., 1992, № 10 С. 59−64
  80. М. Е. К концепции философии языка Юргена Хабермаса // Логос М., 2002,№ 2 -С. 97−119
  81. М. Е. Философия как «критика языка» в Германии / СПб. Издательство С.-Петербургского университета, 2005 -410 с.
  82. Г. Г. Негативная диалектика: Два образа критической теории Т. В. Адорно / Алма-Ата: Гылым, 1990 192 с.
  83. Г. Г. Современный Сократ // Путь в философию. Антология М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2001 С. 350−359
  84. Социальная философия Франкфуртской школы /М.: Мысль, Прага: Свобода, 1978−357 с.
  85. С. От марксизма к постмарксизму // Философские науки, М., № 8, 1990-С. 85−87
  86. А. К. Кант: власть, мораль и насилие // Социальная философия и философская антропология М.: ИФ РАН, 1995 С. 43−102
  87. Р. Что значит «у философии есть будущее»? // Логос М., 2001 № 2 С. 86−95
  88. Э. М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход к проблеме деструктивности // СоцИс. М., 1992, № 6 С. 113−120
  89. М. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия XX века / М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999 -360 с.
  90. М. О терпимости / М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000 -160 с.
  91. И. П. «Для чего нужна философия?» // Путь в философию. Антология М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2001 С. 376−384
  92. Фрейд 3. «Я» и «Оно» // Основной инстинкт, М.: Олимп, 1997 С. 320−362
  93. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Основной инстинкт, М.: Олимп, 1997-С. 431−511
  94. Э. Анатомия человеческой деструктивности / М.: Республика, 1994 -448 с.
  95. Э. Бегство от свободы / М.: АСТ-ЛТД, 2004 573 с.
  96. Э. Во имя жизни // СоцИс. М., 1992, № 6 С. 120−128
  97. Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Филос. науки. М., 1990, № 8 С. 88−95
  98. Э. Душа человека /М.: АСТ-ЛТД, 1998−662 с.
  99. Э. Иметь или быть / Минск: Изд. В. П. Ильин, 1997 415 с.
  100. Э. Кризис психоанализа / СПб.: Академичексий проект, 2000 215 с.
  101. Э. Миссия Зигмунда Фрейда/ М.: Весь мир, 1996 141 с.
  102. Э. Некрофилы и Адольф Гитлер // Вопросы философии, 1991, № 9 С. 69−160
  103. Э. Психоанализ и этика / М.: Республика, 1993 415с.
  104. Э. Фрейд / М.: Весь мир, 2002 144 с.
  105. С. Карл Поппер и воссоединение левого рационализма // Вопросы философии М., 2004, № 7 С. 110−124
  106. В. Контуры современной критической теории / Мн.: ЕГУ, 2002 С. 164
  107. В. Критическая теория «современности» (анализ формирования одной социально-философской концепции) // Логос. М., 2004, № 1 С. 42−71
  108. В. Н. Борьба за признание и моральное развитие общества в концепции Акселя Хоннета// Вопросы философии М., 2005, № 1 С. 159−171
  109. В. Н. Ответ на критику // Логос М., 2001 № 2 С. 96−102
  110. В. Н. Парадигма критической теории в современной философии: Попытка экспликации//Логос М., 2001 № 2 С. 46−75
  111. В. Н. Полемика Хабермаса и Фуко и идея критической социальной теории // Логос М., 2002, № 2 С. 120−152
  112. В. Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса / Мн.: Экономпресс, 2000 224 с.
  113. Ю. Теория коммуникативного действия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия, 1993, № 4 С. 43−63
  114. Ю. Будущее человеческой природы / М.: Весь мир, 2002 144 с.
  115. Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / СПб: Наука, 2001 -415 с.
  116. Ю. Демократия. Разум. Нравственность / М.: Academia, 1995 245 с.
  117. Ю. Дискуссия о прошлом и будущем международного права. Переход от национальной к постнациональной структуре // Вестник Рос. филос. общества. М., 2003, № 3 С. 14−23
  118. Ю. Зверство и гуманность. Война на границе права и морали // Логос М&bdquo- 1999№ 5-С. 12−17
  119. Ю. К логике социальных наук. Сводный реферат // Современная западная теоретическая социология М., 1992, Вып.1 С. 29- 56
  120. Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии М., 1991, № 4 — С. 40−52
  121. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / СПб: Наука, 2000 377 с.
  122. Ю. Политические работы / М.: Праксис, 2005 368 с.
  123. Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии М., 1989, № 2 -С. 35−40
  124. Ю. Постнациональная констелляция и будущее демократии // Логос. М., 2003, № 4/5-С. 105−152
  125. Ю. Примирение через публичное употребление Разума. Замечания о политическом либерализме Джона Роулса // Вопросы философии, 1994, № 10 -С.53−67
  126. Ю. Теория коммуникативного действия. Сводный реферат // Современная западная теоретическая социология М., 1992, Вып.1 С. 57−101.
  127. Ю. Философ диагност своего времени // Вопросы философии М., 1989, № 9 — С. 80−83
  128. Ю. Философия как местоблюститель и интерпретатор // Путь в философию. Антология М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2001 С. 360−375
  129. Ю. Философский дискурс о модерне / М.: Весь мир, 2003 416 с.
  130. Ю. Что означает низвержение памятника? // Логос. М., 2003, № 1 С. 89−96
  131. М. Бытие и время / M.:Ad Marginem, 1997 451 с.
  132. М. Социальные классы и морфология / СПб.: Алетейя, 2000 509 с.
  133. М. А. Антикапиталистический бунт «новых левых» // От абсолюта свободы к романтике равенства М.: ИФРАН, 1994 С. 195 — 211
  134. М., Адорно Т. В. Диалектика Просвещения / М., СПб.: Медиум, Ювента, 1997−310 с.
  135. Д. Интересы, знание и действие // Современная социальная теория: Бурдьё, Гидденс, Хабермас: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во Новосиб. унта, 1995-С. 81−114
  136. В. Н. Актуальность социально-философской концепции К.Маркса // Карл Маркс и современная философия М.: ИФ РАН, 1999 С. 102−114
  137. Р. П. Кризис теоретико-методологических оснований буржуазной социологии в ФРГ // Вопросы философии М., 1986, № 8 С. 129−136
  138. М. Эрос цивилизации. Ирония желания и конец истории // Вопросы философии М., 2006, № 10 С. 55 — 68
  139. Н. С. Философия Карла Поппера // Философия науки Вып.1 Проблемы рациональности М.: ИФ РАН, 1995 — С. 8−26
  140. Adorno Т. W. Thesen iiber Bedurfnis // Gesammelte Schriften Bd. 8−1, Frankfurt a. M.: Fischer, 1990 S. 392−397
  141. Adorno Т. W. Anmerkungen zum sozialen Konflikt heute // Gesammelte Schriften Bd. 8−1, Frankfurt a. M.: Fischer, 1990 S. 177−196
  142. Adorno T. W. Die Idee der Naturgeschichte // Gesammelte Schriften Bd. 1, Frankfurt a. M.: Fischer, 1990 S. 345−365
  143. Adorno T. W. Einleitung zum «Positivismusstreit in der deutschen Soziologie» // Gesammelte Schriften Bd. 8−1, Frankfurt a. M.: Fischer, 1990 S. 280−354
  144. Adorno T. W. Gesellschaftstheorie und empirische Forschung // Gesammelte Schriften Bd. 8−1, Frankfort a. M.: Fischer, 1990 S. 538−547
  145. Adorno T. W. Notiz iiber sozial wissenschaftliche Objektivitat // Gesammelte Schriften Bd. 8−1, Frankfurt a. M.: Fischer, 1990 S. 238−245
  146. Adorno T. W. Reflexionen zur Klassentheorie // Gesammelte Schriften Bd. 8−1, Frankfurt a. M.: Fischer, 1990 S. 373−392
  147. Adorno T. W. Soziologie und empirische Forschung // Gesammelte Schriften Bd. 8−1, Frankfurt a. M.: Fischer, 1990 S. 196−217
  148. Adorno T. W. Thesen iiber die Sprache des Philosophen // Gesammelte Schriften Bd. 1, Frankfurt a. M.: Fischer, 1990 S. 366−374
  149. Benjamin W. Goethes Wahlverwandtschaften // Gesammelte Schriften Bd. 1−3, Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1990 S. 123−203
  150. Benjamin W. Uber das mimetische Vermogen // Gesammelte Schriften Bd. II-1, Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1989 S. 210−213
  151. Benjamin W. Zur Asthetik // Gesammelte Schriften Bd. VI, Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1985-S. 109−129
  152. Breuer S., Konig H. Realismus und Revoke. Zur Ambivalenz von Herbert Marcuses Version der Kritischen Theorie // Herbert Marcuse, Miinchen: Edition Text+Kritik, 1988 -S. 21 -43
  153. Duarte R. Die «globale» Kulturindustrie und ihre Kritik // 1. Jahresband des Deutschsprachigen Forschungszentrums fur Philosophie Olomouc, Olomouc: Nakladatelstvi Olomouc, 2005 S. 176−188
  154. Figal G. Die Entwicklung der Frankfurter Schule // Philosophie im 20. Jahrhundert. Bd. 1. Hamburg: Rowohlt, 1992 S. 311 — 393
  155. Gmiinder U. Kritische Theorie: Horkheimer, Adorno, Marcuse, Habermas / Stuttgart: Metzler, 1985 150 s.
  156. Gorlich В. Im Streit um das Freudsche Erbe. Marcuse, Fromm und die Aktualitat der psychoanalytischen Kulturismus-Debatte // Herbert Marcuse, Munchen: Edition Text+Kritik, 1988- S. 44−61
  157. Grenz F. Zur architektonischen Stellung der Asthetik in der Philosophic Adornos // Theodor W. Adorno, Munchen: Edition Text+Kritik, 1983 S. 119−130
  158. Habermas J. Technik und Wissenschaft als Ideologie / Frankfurt: Suhrkamp, 1968 -167 s.
  159. Habermas J. Theorie des komunikatieven Handels / Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1985, Bd. 1 -534 s.
  160. Habermas J. Theorie des komunikatieven Handels / Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1985, Bd. 2−641 s.
  161. Habermas J. Zur Rekonstruktion des Historischen Materialismus. Frankfurt: Suhrkamp, 1976−346 s.
  162. Horkheimer M. Alle miissen sterben // Dammerung. Notizen in Deutschland. Gesammelte Schriften Bd. 2, Frankfurt a. M.: Fischer, 1987 S. 345−346
  163. Horkheimer M. Antisemitismus: Der soziologische Hintergrund des psychoanalytischen Forschungsansatzes // Gesammelte Schriften Bd. 5, Frankfurt a. M.: Fischer, 1987 S. 364−372
  164. Horkheimer M. Autoritat und Familie in der Gegenwart // Gesammelte Schriften Bd. 5, Frankfurt a. M.: Fischer, 1987 S. 377−395
  165. Horkheimer M. Bemerkungen uber Wissenschaft und Krise // Gesammelte Schriften Bd. 3, Frankfurt a. M.: Fischer, 1988 S. 40−47
  166. Horkheimer M. De Anima // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfurt a. M.: Fischer, 1985 S. 197−206
  167. Horkheimer M. Der kleine Mann und die Philosophie der Freiheit // Dammerung. Notizen in Deutschland. Gesammelte Schriften Bd. 2, Frankfurt a. M.: Fischer, 1987 -S. 360−363
  168. Horkheimer M. Der neueste Angriff auf die Metaphysik // Gesammelte Schriften Bd. 4, Frankfurt a. M.: Fischer, 1988 S. 108−161
  169. Horkheimer M. Die gegenwartige Lage der Sozialphilosophie und die Aufgaben eines Instituts fur Sozialforschung Vorwort // Gesammelte Schriften Bd. 3, Frankfurt a. M.: Fischer, 1988-S. 20−35
  170. Horkheimer M. Die gesellschaftliche Funktion der Philosophie // Gesammelte Schriften Bd. 4, Frankfurt a. M.: Fischer, 1988 S. 332−351
  171. Horkheimer M. Die Philosophie der absoluten Konzentration // Gesammelte Schriften Bd. 4, Frankfurt a. M.: Fischer, 1988 S. 295−307
  172. Horkheimer M. Die Sehnsucht nach dem ganz Anderen (Gesprach mit Helmut Gumnior) // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfurt a. M.: Fischer, 1985 S. 385−404
  173. Horkheimer M. Die verwaltete Welt kennt keine Liebe (Gesprach mit Janko Musulin) // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfurt a. M.: Fischer, 1985 S. 358−362
  174. Horkheimer M. Diskussion iiber die Revolution // Dammerung. Notizen in Deutschland. Gesammelte Schriften Bd. 2, Frankfort a. M.: Fischer, 1987 S. 346 349
  175. Horkheimer M. Gesellschaftsbau und Charakter // Dammerung. Notizen in Deutschland. Gesammelte Schriften Bd. 2, Frankfort a. M.: Fischer, 1987 S. 355 357
  176. Horkheimer M. Gesundheit und Gesellschaft // Dammerung. Notizen in Deutschland. Gesammelte Schriften Bd. 2, Frankfort a. M.: Fischer, 1987 S. 358−359
  177. Horkheimer M. Ideologic und Handeln // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfort a. M.: Fischer, 1985 S. 11−21
  178. Horkheimer M. Kants Philosophie und die Aufklarung // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfurt a. M.: Fischer, 1985 S. 160−172
  179. Horkheimer M. Macht und Gewissen // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfort a. M.: Fischer, 1985 -S. 154−159
  180. Horkheimer M. Materialismus und Metaphysik // Gesammelte Schriften Bd. 3, Frankfurt a. M.: Fischer, 1988 S. 70−105
  181. Horkheimer M. Metaphysik // Dammerung. Notizen in Deutschland. Gesammelte Schriften Bd. 2, Frankfurt a. M.: Fischer, 1987 S. 354−355
  182. Horkheimer M. Neues Denken iiber Revolution (Gesprach mit Gerhard Rein) // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfort a. M.: Fischer, 1985 S. 415−418
  183. Horkheimer M. Philosophie als Kulturkritik // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfurt a. M.: Fischer, 1985 S. 81−103
  184. Horkheimer M. Philosophische Gesprache im Salon // Dammerung. Notizen in Deutschland. Gesammelte Schriften Bd. 2, Frankfurt a. M.: Fischer, 1987 S. 317 318
  185. Horkheimer M. Radikalismus (Gesprach mit Hans Jiirgen Schultz) // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfurt a. M.: Fischer, 1985 S. 405−414
  186. Horkheimer M. Skepsis und Moral // Dammerung. Notizen in Deutschland. Gesammelte Schriften Bd. 2, Frankfurt a. M.: Fischer, 1987 S. 341−344
  187. Horkheimer M. Soziologie und Philosophie // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfurt a. M.: Fischer, 1985 S. 108−121
  188. Horkheimer M. Traditionelle und kritische Theorie // Gesammelte Schriften Bd. 4, Frankfurt a. M.: Fischer, 1988 S. 162−216
  189. Horkheimer M. Vernunft und Selbsterhaltung // Gesammelte Schriften Bd. 5, Frankfurt a. M.: Fischer, 1987 S. 320−351
  190. Horkheimer M. Vorwort zu Heft ½ des I. Jahrgangs der Zeitschrift fur Sozialforschung. // Gesammelte Schriften Bd. 3, Frankfurt a. M.: Fischer, 1988 S. 36−39
  191. Horkheimer M. Wert des Menschen // Dammerung. Notizen in Deutschland. Gesammelte Schriften Bd. 2, Frankfurt a. M.: Fischer, 1987 S. 384−385
  192. Horkheimer M. Zum Begriff der Freiheit // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfurt a. M.: Fischer, 1985 S. 145−153
  193. Horkheimer M. Zum Begriff der Vernunft // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfurt a. M.: Fischer, 1985 S. 22−35
  194. Horkheimer M. Zum Begriff des Menschen // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfurt a. M.: Fischer, 1985 S. 55−80
  195. Horkheimer M. Zum Problem der Voraussage in den Sozialwissenschaften // Gesammelte Schriften Bd. 3, Frankfurt a. M.: Fischer, 1988 S. 150−157
  196. Horkheimer M. Zum Problem der Wahrheit // Gesammelte Schriften Bd. 3, Frankfurtа. M.: Fischer, 1988 S. 277−325
  197. Horkheimer M. Zum Rationalismusstreit in der gegenwartigen Philosophie // Gesammelte Schriften Bd. 3, Frankfurt a. M.: Fischer, 1988 S. 163−220
  198. Horkheimer M. Zur Kritik der instrumentellen Vernunft // Gesammelte Schriften Bd. б, Frankfurt a. M.: Fischer, 1991 S. 21−186
  199. Horkheimer M. Zur Zukunft der Kritischen Theorie (Gesprach mit Claus Grossner) // Gesammelte Schriften Bd. 7, Frankfurt a. M.: Fischer, 1985 S. 419−434
  200. Horster D. Habermas zur Einfiirung / Hannover: Soak, 1980 117 s.
  201. Jay M. Dialektische Phantasie / Frankfurt a. M.: Fischer, 1981 435 s.
  202. Kaiser H. Einige Bemerkungen zur literaturdidaktischen Dimension der dialektischen Asthetik Adornos // Theodor W. Adorno, Miinchen: Edition Text+Kritik, 1983 S. 159−170
  203. Kaiser V. Adornos Sehnsucht // 1. Jahresband des Deutschsprachigen Forschungszentrums fur Philosophic Olomouc, Olomouc: Nakladatelstvi Olomouc, 2005-S. 199−215
  204. Marcuse H. Ideen zu einer kritischen Theorie der Gesellschaft / Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1969- 190 s.
  205. Marcuse H. Kultur und Gesellschaft I / Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1965 179 s.
  206. Marcuse H. Kultur und Gesellschaft II / Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1965 182 s.
  207. Marcuse H. Triebstruktur und Gesellschaft: ein philosophischer Beitrag zu Sigmund Freud / Frankfort a. M.: Suhrkamp, 1990 272 s.
  208. McCarthy Th. Kritik der Verstandigungsverhaltnisse: zur Theorie von Jiirgen Habermas / Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1989 S. 330−377
  209. Reijen W. van Adorno zur Einffihrung / Hamburg: Soak, 1990 124 s.
  210. Reijen W. van Philosophic als Kritik. Einffihrung in die Kritische Theorie, Konigstein/Ts: Hein, 1986 S. 7−175
  211. Scheible H. Geschichte im Stillstand. Zur Asthetischen Theorie Theodor W. Adornos // Theodor W. Adorno, MUnchen: Edition Text+Kritik, 1983 S. 92−118
  212. Schwarzbock S. Resignation oder vergebliches Warten? Gffick und Politik bei Theodor W. Adorno // 1. Jahresband des Deutschsprachigen Forschungszentrums fur Philosophie Olomouc, Olomouc: Nakladatelstvi Olomouc, 2005 S. 215−222
  213. Thies Ch. Adornos Mimesis. Zur Funktion dieses Begriffs in seinem Werk // 1. Jahresband des Deutschsprachigen Forschungszentrums fur Philosophie Olomouc, Olomouc: Nakladatelstvi Olomouc, 2005 S. 188−199
  214. Wagner H.-J. Wissenschaft und Lebenspraxis / Frankfort a. M.- New York: Campus Verlag, 1984 111 s.
  215. R. «Das Schneidende wird zum Reiz.» Zum Verhaltnis von Gesellschaftskritik und Asthetik bei Adorno // 1. Jahresband des Deutschsprachigen Forschungszentrums fur Philosophie Olomouc, Olomouc: Nakladatelstvi Olomouc, 2005-S. 169−176
  216. Wiggershaus R. Die Frankfurter Schule / Munchen: Hanser, 1987 795 s.
  217. Wiggershaus R. Theodor W. Adorno / Munchen: С. H. Beck, 1987- 143 s.
  218. Wischke M. Was Sprache gewinnt. Adorno iiber Ethik, Begriffe und Rhetorik // 1. Jahresband des Deutschsprachigen Forschungszentrums fur Philosophie Olomouc, Olomouc: Nakladatelstvi Olomouc, 2005 S. 222−235
Заполнить форму текущей работой