Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Просветительский позитивизм в философском наследии К.Д. Кавелина и В.В. Лесевича

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

I I находилось в поле внимания научной и политической общественности. В работах по истории русской философии советского и постсоветского периода позитивизм рассматривается как особый этап и направление отечественного философствования, апеллирующего к принципу многофакторного детерминизма для решения проблематики эффективности научного познания. Исследователями выделяются следующие общие черты… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • Глава I. Теоретико-методологические основания позитивистских воззрений К. Д. Кавелина и В.В. Лесевича
    • 1. 1. К.Д. Кавелин, В. В. Лесевич и распространение идей позитивизма в России
    • 1. 2. Реализм как методологическая основа философских воззрений К. Д. Кавелина и В.В. Лесевича
  • Глава II. Специфика «полупозитивизма» К.Д. Кавелина
    • 2. 1. Эволюция позитивистского воззрения: теоретико-методологический аспект
    • 2. 2. Проблема личности и нравственного идеала
    • 2. 3. Доктрина философии истории
  • Глава III. Проблема синтеза философии и научного знания в идейном наследии В.В. Лесевича
    • 3. 1. Критическое развитие позитивистской философии
    • 3. 2. Философское осмысление научного знания
    • 3. 3. Проблема общества и морали

Просветительский позитивизм в философском наследии К.Д. Кавелина и В.В. Лесевича (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Динамичная, радикальная трансформация всех сфер общественной жизни России начавшаяся на рубеже XX — XXI веков сопровождается глубоким социально-экономическим и духовным кризисом. В философии, при заметном влиянии преобладания политических и идеологических оценок, происходят парадигмальные сдвиги. В поисках смысловых опор для понимания сегодняшнего драматического опыта истории или, как бы сказал H.A. Бердяев, I заранее непредопределенной мистерии свободы, целесообразно обращение к наследию русской истории философии. Бесспорно, значительный интерес представляют научные, социально-философские искания «русского позитивизма» второй половины XIX — начала XX веков, который, как становится сегодня все более очевидным, не являлся целостным, однородным, и рассматривал философию преимущественно не как идеологию, а в качестве культурного явления и методологии познания.

В рамках отечественной «позитивной философии» заметный интерес представляет наследие К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича, осуществивших с позиций светского либерально-консервативного реформизма исследование прогрессирования научного знания, обоснование его роли в общественном развитии. Мыслители разработали собственную доктрину просветительского позитивизма, заметно отличающуюся от воззрений О. Конта, Э. Маха, Р. Авенариуса.

В трудах русских философов К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича осуществлена оригинальная попытка решения с позиций «научной философии» проблемы антиномии личности и общества, концептуализации философии истории и философии истории России, синтеза философии и науки, выявления и развертывания точек роста теории познания, науки в целом и этоса науки. Предложенный вариант «научной философии» может быть интересен для ' современности не столько как значимый феномен отечественной истории философии, сколько как эвристический положительный опыт духовного производства.

Все это определяет непреходящее значение идей «русского позитивизма» К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича в российской философской мысли, делает их актуальными в условиях глобализации современного общественного бытия, возрастания роли науки в жизнедеятельности человечества, вхождения России в цивилизацию XXI века.

Степень разработанности темы диссертации.

Наследие видных представителей «русского позитивизма» всегда.

I I находилось в поле внимания научной и политической общественности. В работах по истории русской философии советского и постсоветского периода позитивизм рассматривается как особый этап и направление отечественного философствования, апеллирующего к принципу многофакторного детерминизма для решения проблематики эффективности научного познания. Исследователями выделяются следующие общие черты позитивизма: рационализмвера в возможность постижения бытия посредством научных методовубеждение в относительности и историчности 'научного знаниядоминирование в гносеологических и историософских изысканиях антиметафизической тенденциисинхронность и взаимодополнительность в распространении в России позитивизма наряду с материализмом и дарвинизмом. В фундаментальной работе П. С. Шкуринова изложены основные положения по истории и природе русского позитивизма, вскрыта его генетическая связь с западноевропейской философией1.

Однако в наше время, несмотря на пробудившийся интерес к позитивизму в немалой степени вследствие развития философии науки, этот I феномен отечественной социально-гуманитарной научной мысли остается недостаточно исследованным полем. Не составляют исключения и позитивистские воззрения К. Д. Кавелина и особенно В. В. Лесевича. Научное.

1 Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980. изучение которых не нашло должного места и до Октябрьской революции 1917 года. 1.

Материалы о творчестве К. Д. Кавелина относящиеся к дореволюционному периоду весьма немногочисленны. Его биографом стал племянник Д. А. Корсаков, отдельные сведения о жизненном и идейном пути мыслителя давали В. Д. Спасович, М. М. Стасюлевич, А. Ф. Кони, и другие1. Внимание социально — философским взглядам К.Д. i Кавелина уделили.

В.В. Зеньковский, П. Л. Лавров, Э. Л. Радлов, Ю. Ф. Самарин, И. М. Сеченов.

B.C. Соловьев". Кавелина К. Д. критиковали профессор Московского университета М. М. Троицкий за его положительное учение в области психологииВ.Д. Спасович за субъективный характер его этики3. Беглые, замечания о творчестве К. Д. Кавелина находим в работах А. И. Введенского, В. Я. Литвинова, П. Н. Ткачева и других авторов4. Полемические статьи, рецензии, речи и воспоминания можно найти на страницах изданий: журналов -«Вестник Европы», «Исторический Вестник», «Отечественные Записки», «Русская мысль», «Русская Старина», «Современник" — газет — «Гражданин», > «Порядок» и других.

1 Корсаков Д. А. Жизнь и деятельность К. Д. Кавелина // Кавелин К. Д. Собр. соч.: В 4 т. СПб., 1897. Т. 1. С. 1Х-ХХХ — Спасович В. Д. Воспоминания о К. Д. Кавелине // Кавелин К. Д. Собр. соч.: В 4 т. СПб., 1898. Т. 2. С. У1-ХХХ1- Стасюлевич М. М. Из первых воспоминаний о К. Д. Кавелине. СПб., 1885 — Кони А. Ф. Памяти К. Д. Кавелина // Кавелин К. Д. Собр. соч.: В 4 т. СПб., 1899. Т. 3. С. УН-ХХ. Зеньковский В. В. История русской философии: в 2 т. Л., 2001. Т. 2 — Лавров П. Л. Кавелин как психолог // Отечественные записки. 1872. № 8, 10 — Радлов Э. Л., Шнет Г. Г. Очерк истории русской философии. Свердловск, 1991 — Самарин Ю. Ф. Замечания на книгу К. Д. Кавелина «Задачи психологии» // Кавелин К. Д. Собр. соч.: В 4 т. СПб., 1899. Т. 3. С. 802−874 — Сеченов И. М. Несколько слов в ответ на «Письма г. Кавелина» // Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. С. 219−221 — Соловьев В. С. О действительности внешнего мира и основании метафизического познания: ответ К. Д. Кавелину // Избр. произведения. Ростов н/Д, 1998. С. 54−67.

3 Троицкий М. М. К. Д. Кавелин: страница из истории философии в России // Русская мысль. 1885. Кн.11. С.160−194 — Спасович В. Д. Памяти К.Д. Кавелина // Вестник Европы. 1885. № 6. С. 807−810.

4 Введенский А. И. Судьбы философии в России М., 1898 — Литвинов В. Я. «Задачи психологии» К. Д. Кавелина. М., 1872. Кн. IV — Ткачев П. Н. Кладези мудрости российских философов. М., 1876.

В советский период под углом зрения ленинской методологии осуществлялись исследования позитивизма К. Д. Кавелина, как видного представителя исторической, юридической и субъективной школ (Б.Г. Ананьев, А. Н. Ерыгин, А. Н. Медушевский, A.C. Овчинникова, Н. П. Рубинштейн,.

I I.

А.А.Смирнов, А. Н. Цамутали, М.Г. Ярошевский)1. В многочисленных публикациях по истории философии творчество мыслителя рассматривалось попутно с акцентом на его принадлежность к эмпириокритицизму, идеалистичность и реакционность (A.M. Авраменко, Е. А. Будилова, I.

П.Н. Трусов, Г. М. Назлоян)2.

В постсоветскую эпоху наследие К. Д. Кавелина становится объектом активного исследования. Его философские искания, деятельность и личность стали привлекать к себе пристальное внимание современных исследователей различных областей знания. Существенную роль в реконструкции философских воззрений К. Д. Кавелина сыграли современные исследования как российских, так и зарубежных авторов в области философии истории позитивизма. Так, в научных трудах Дж. Астуто, A.C. Ахиезера, Б. Л. Губмана, П. С. Гуревича, А. И. Дырина,, В. В. Ильина, P.A. Киреевой, и других были определены.

1 Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947 — Ерыгин А. Н. История и диалектика (Диалектика и история знания в России XIX века). Ростов-на-Дону, 1987 — Медушевский А. Н. Гегель и государственная школа русской историографии // Вопросы философии. 1988. № 3. С. 103−115 — Овчинникова А. С. Из истории общественно-политической борьбы 1840−1860-х годов (Общественно-политические взгляды К. Д. Кавелина): автореф. дис.. канд. ист. наук. Саратов, 1973 — Рубинштейн Н. П. Русская историография. JL, 1941 — Смирнов A.A. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975 — Цамутали А. Н. Борьба течений в русской историографии 2-й пол. XIX в. JL, 1977 — Ярошевский М. Г. Психология науки. М., 1998.

2 Авраменко А. М. Проблема воли в трудах И. М. Сеченова и И. П. Павлова: дис.. канд. психол. наук. Киев, 1953 — Будилова Е. А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX — начало XX в.). М., 1960 — Трусов П. Н. Борьба Сеченова за материалистическую психологию: дис.. канд. психол. наук. М., 1951 — Назлоян Г. М. Развитие проблем психологии научного творчества в России (1860 — 1917 гг.): дис.. канд. психол. наук. М., 1978.

3 Астуто Дж. Кавелин о происхождении Российской государственности // История философии. 2002. № 9. С. 144−149 — Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2000 — Губман Б. JI. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М., 1991 — Гуревич П. С. Проблема целостности человека. М., 2004 — Дырин А. И. Философия и история философии: Исторические типы философии. М., 2001 — характерные черты позитивистской философии, свойственные мировоззрению I мыслителя. О философии К. Д. Кавелина как представителе российского позитивизма писали такие ученых, как И. Д. Осипов, В. И. Приленский, В. В. Сербиненко и другие1. I.

Лесевич В.В. как видный представитель «русского позитивизма» привлекал внимание современников. Первыми попытками исследовать его позитивистские взгляды являются статьи библиографического, справочного и полемического характера в трудах Я. Н. Колубовского, подготовленные еще при жизни В. В. Лесевича. Ленин В. И. характеризовал В. В. Лесевича как «первого эмпириокритика"2.

Рассмотрению идей В. В. Лесевича посвящены актуальные разделы трудов по истории русской философии Н. О. Лосского и В. В. Зеньковского, где о мыслитель объявляется преимущественно последователем О. Конта .

Анализ позитивистских идей мыслителя можно встретить в публикациях: A.A. Галактионова, П. Ф. Никандрова, Б. В. Емельянова, А.Ф.' Замалеева, И. Г. Новоселова и других4. j.

Широта философских, правовых, социологических, этических вопросов, рассматриваемых русскими позитивистами, обусловила интерес к их творчеству со стороны исследователей различных направлений науки. Общее осмысление философского наследия К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича представлено в диссертациях: В. Б. Антонова, Л. А. Звездиной, Б. К. Матюшко,.

Ильин В. В., Киреева Р. А. Государственная школа: историческая концепция К. Д. Кавелина и Б. Ы. Чичерина. М., 2004.

1 Осипов И. Д. Философия русского либерализма XIX — начала XX в. СПб., 1996 — Приленский В. И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М., 1995 — Сербиненко В. В. Русская философия. М., 2006.

2 Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Полное собр. соч.: В 55 т. М., 1980. Т. 18. С. 51. '.

3 Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

4 История русской философии / А. Галактионов, П. Никандров. М., 1961 — Емельянов Б. В. Русский позитивизм XIX в. // Известия Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. 2010. № 2 (77) С. 163−177 — Замалеев А. Ф. Курс лекций по истории русской философии. СПб., 2009 — Новоселов И. Г. Эмпириокритицизм на кафедре философии историко-филологического факультета Московского университета в начале XX века // Вестник МГУ. 2004. № 1. С. 21−37.

I I 8.

Е.Е. Михайловой, С. А. Песьякова, М. О. Поповой, JI.B. Пьяновой, JIM. Рутковской, A.B. Тюлиной, М. М. Шибаевой, A.B. Юловой и других1.

Обзор литературы по проблематике диссертационного исследования позволяет заключить, что позитивизм К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича не подвергался целостному анализу с акцентом на его просветительский, сциентистский характер. '.

Цель и задачи исследования

.

Цель диссертационного исследования заключается в реконструкции доктрин просветительского позитивизма К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича с учетом их взаимовлияния, через раскрытие основополагающих концепций и I идей, а так же внутренне соприсущей им методологии «критического реализма».

Достижение цели диссертации требует решения следующих задач:

1. Раскрыть динамику и просветительский характер философского позитивизма К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича. i.

2. Классифицировать реализм как методологическую основу позитивной философии мыслителей.

3. Реконструировать историософские доктрины философов.

1 Антонов Б. В. Вклад К. Д. Кавелина в становление отечественной социологии: дис. канд.. социол. наук. Саратов, 2007 — Звездина Л. А. В. В. Лесевич — представитель русского позитивизма (Марксистско-ленинская критика онтологии и гносеологии): автореф. дис.. канд. филос. наук. Л., 1975 — Маиошко Б. К. Эволюция философских взглядов В. Лесевича: дис.. канд. филос. наук. Киев, 2005 — Михайлова Е. Е. Проблема социокультурного развития в российской позитивистской философии истории второй половины XIX — начала XX века: дис.. док. филос. наук. Тверь, 2004 — Песьяков С. А. Социально-философские основания историософии Константина Дмитриевича Кавелина: дис. канд.. филос. наук. М., 2009 — Попова М. О. Психологический подход в социологии: становление и развитие в отечественной науке: дис. канд.. социол. наук. М., 2005 — Пьянова Л. В. Проблема взаимосвязи культуры и истории в философии истории К. Д. Кавелина: дис. канд.. филос. наук. Тверь, 2007 — Рутковская Л. А. Общественно-политические воззрения и проекты К. Д. Кавелина: дис.. канд. филос. наук. Ярославль, 2010 — Тюлина А. В. Человек и история в философии К. Д. Кавелина: дис. канд.. филос. наук. Тверь, 2009 — Шибаева М. М. Особенности русского опыта культурфилософской рефлексии: проблемно-тематическое пространство и полистилистика: дис.. док. филос. наук. М., 2002 — ЮловаА. В. Психологические воззрения К. Д. Кавелина: дис.. канд. псих, наук, Н. Новгород. 2003.

4. Проанализировать представления В. В. Лесевича о синтезе философии и науки.

5. Рассмотреть решение мыслителями проблемы нравственной ответственности личности.

Объектом диссертационного исследования предстает философское содержание идейного наследия К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича.

Предметом диссертационного исследования служат позитивистские воззрения мыслителей и имманентная им методология критического реализма.

Методологической основой диссертации являются «научно-реалистический"1 и системный подходы, проблемно-тематическое изложение материала, метод историзма, опирающиеся на диалектико-материалистические принципы. Значительное внимание было уделено применению методов: текстологического анализа источников, сравнительно-исторического, структурно-функционального, социального детерминизма и историко-реконструктивного.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования заключается в предпринятой автором попытке теоретико-методологической дискурсивной реконструкции позитивистской философии К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича, через раскрытие ее точек роста, методологии «критического реализма», просветительской и сциентистской направленности. Акцент на последнем ракурсе позволил представить теоретические искания, основные идеи и концептуализации мыслителей критически, не в свете кризиса философии конца XIX — начала XX веков, а со стороны проявления их научной зрелости. Осуществление сравнительного анализа воззрений К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича позволяют установить их своеобразие и относительную взаимосвязь.

1 Никоненко В. С. Цельность русской философии // Русская философия. Новые исследования и материалы / под общ. ред. Л. Ф. Замалеева. СПб., 2001. С. 78−85.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Философское творчество «полупозитивистов» К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича, являясь разновидностью русского позитивизма, по своей парадигмальной принадлежности носило переходный характер, подвергая критике материализм и идеализм, контизм и махизм, сочетало в себе подходы номологического и элементы идеографического отношения к наукам.

2. Методологией позитивистских воззрений мыслителей служит «критический реализм», опирающийся на научные методы, критику, применение субъективного, объективного, исторического подходов и ориентацией на идею прогресса, категорию «развитие».

3. Историософские взгляды мыслителей формировались в процессе решения проблемы всемирно-исторического развития. Философия истории1 России К. Д. Кавелина приобретает концептуальное оформление в контексте разработки историософии всеобщей истории, на основе применения триадической схемы Гегеля, метатеоритеческого и конкретно исторического подходов.

4. Лесевич В. В. осуществляет философский анализ науки и создает своеобразную доктрину философии науки, при этом мыслитель фиксирует и обосновывает тенденцию слияния наук и философии, в том числе в единую систему наук. А К. Д. Кавелин, солидаризируясь с В. В. Лесевичем, ставит вопрос о важности для прогресса общества овладение народом философией.

5. Основу природы человека, по К. Д. Кавелину и В. В. Лесевичу, составляет разум, который, проявляясь по средствам мышления, обеспечивает прогресс общества и личности как основополагающего субъекта социальности. Такой подход, при опоре на концепцию естественных прав человека французских мыслителей, антропологизм Л. Фейербаха обуславливает просветительский характер позитивистских доктрин русских философов.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что философия русского позитивизма представляет значительный интерес для современной философии. Положения и выводы могут послужить материалом для дальнейших исследований истории русской философии, а так же быть использованы для подготовки учебников и учебных программ, лекций по истории русской философии, социологии, этике, психологии, философии науки. I.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации были изложены на международной научно-практической конференции «Русская философия во времени и пространстве» (Мурманск, 2011), представлены в научных статьях, в том числе в журнале, рекомендованном ВАК (Научные проблемы гуманитарных исследований), обсуждены на кафедре философии МГТУ, использованы при чтении курса «Философия», для студентов Мурманского филиала «Российского I университета кооперации».

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. I.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Абстрактность умозрительных схем, невозможность их применения к задачам практической жизни обусловили поворот общественной и философской мысли России в сторону поиска таких теорий, которые могли бы стать основой реальной практики общества. Русский просветительский позитивизм в лице К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича распространял утверждение о том, что для построения «идеального общества» необходимо четко определить общие критерии его устройства. Отсюда вытекала необходимость руководствоваться во всех действиях требованиями разума, а значит, и добиваться его максимального развития. Кавелин К. Д. и Лесевич В. В. как сторонники положительной философии в качестве знания воспринимали только такие его формы, которые давали возможность использовать их в прямом практическом взаимодействии людей с реальной действительностью. Именно этим и было обусловлено стремление мыслителей придать научным знаниям облик практически полезной деятельности.

В результате проведенного исследования достигнута основная цель: реконструированы доктрины просветительского позитивизма К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича с учетом их взаимовлияния, через раскрытие основополагающих концепций и идей, а так же внутренне соприсущей им методологии «критического реализма» и сформулированы следующие выводы:

1. Методологические взгляды К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича представляют собой целостную систему, имеющую гносеологические, эстетические и психологические основания. Гносеологическим основанием методологии русских мыслителей является идея синтеза объективных и субъективных факторов познания, вырабатываемая на основе отрицания материалистической и идеалистической методологии как односторонних. Раскрывая проблему познания, К. Д. Кавелин и В. В. Лесевич постепенно приходят к заключению, что в исследовании не может быть ни субъективного, ни объективного метода, а только научный. Природа не знает нравственной оценки, общество же не может существовать без нее, и исследование социальных процессов включает в себя этический момент. Психологизм, позволяющий понять изучаемые природные и общественные явления во всей их сложности и специфики, возводится К. Д. Кавелиным и В. В. Лесевичем в фактор их научной, позитивной методологии.

2. Кавелин К. Д. и Лесевич В. В. собственную версию позитивизма относят к «критическому реализму». Методология которого базируется на научном методе, критике, реализуемых посредством субъективного, объективного и исторического подходов, с опорой на идею развития, развертывания разума человека, что обуславливает просветительский характер позитивистскому миропониманию К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича.

3. «Полупозитивизм» К. Д. Кавелина включал пересмотр социально-политических ориентиров и философское переосмысление исторической ситуации в стране и в мире в целом. Онтологические и гносеологические вопросы решаются мыслителем в свете проблематики человека, личности и только с точки зрения индивидуальности, творческих способностей личности и абсолютного значения идеала как цели исторического развития.

4. Кавелин К. Д. личное начало человека выводил из его двойственной природы как разумного и психического существа. Личность является созидательным субъектом философии, науки, нравственности в становлении и функционировании гражданского общества в исторической жизни. В основе развития личности лежит потребность индивидуума к свободе деятельности, выбора, выражения своего отношения к миру, общественным интересам и идеалам. Личность в понимании философа — не ставший, а становящийся субъект идеального мышления. Основываясь на понятии произвольной деятельности, с помощью которой человек преобразует мир, К. Д. Кавелин ставит вопрос о роли личности в истории, поскольку деятельное участие человека в ходе истории, в развитии общественности, отнимает у них характер безусловной необходимости, значение механического процесса.

5. Этика К. Д. Кавелина — учение о нравственном идеале, а социальная философия трансформируется в науку о формах и методах воспитания идеалов. Субъективная деятельность, по К. Д. Кавелину, есть нравственная деятельность, а субъективный идеал есть нравственный идеал. Последний оказывается той сверхценностью, которая дает возможность человеку выстоять в борьбе с бедствиями жизни, искушениями, сохранить духовную независимость и «умеренность». Главное требование этики по К. Д. Кавелину — это воспитание человеком в себе светлого, спокойного и доверчивого отношения к жизни, которое одно способно противостоять чрезмерной боязливости и озабоченности, ослабляющим духовные силы и разум. Мыслитель различает этический («субъективный») и социальный («объективный») идеалы, а также «идеалистическую» и «реалистическую» традицию их истолкования. Он актуализировал и важную для русской философии либерализма проблему нравственного оправдания активного социально-экономического поведения личности.

6. Рассмотрение психологических аспектов духовности личности, свободы воли, нравственных идеалов было положено в основу историософских и политико-правовых трудов К. Д. Кавелина, придав им своеобразный психологический индивидуально-нравственный смысл. В этом проявился особый характер философии либерализма мыслителя, отразивший имманентную связь истории, этики и государствоведения, через призму личного нравственного идеала. Этический антропоцентризм К. Д. Кавелина подтверждает глубокое гуманистическое содержание его либеральной концепции, пытающейся объединить все общественно-политические силы вокруг идеи личности, способствовать трансформации либеральной парадигмы в общенациональную идеологию.

7. В период глубоких преобразований в России в середине XIX века, углубления процессов «европеизации» в экономике, социально-политической сфере и культуре К. Д. Кавелин выступил как выразитель специфической исторической формы общественного сознания — русского просветительского либерализма.

8. Позитивистский «критицизм» В. В. Лесевича исходит из устранения метафизики, а теория познания основывается на результатах, добытых психологией, которая служит ей исходной точкой. Задача философии — конечное единство знания, а «научная философия» представляет собой высший синтез научных идей, т. е. научное мировоззрение.

9. Основной и решающий пункт в построениях В. В. Лесевича — проблема соотношения философии и науки. Научной философии предстоит раскрыть необходимость перемены во всех сферах жизни, возбудить вкус к изучению вопросов, разрешение которых может способствовать человеческому благу, и повлиять на устранение из области общественных отношений изживших традиций и рутины.

10. Под философией истории В. В. Лесевич понимает выработавшиеся в науке сознание законов жизни и развития человечества. Каждый момент этого сознания находится в такой связи с жизнью и развитием общества в данную эпоху, что знакомство с этим состоянием возможно только при предварительном знакомстве с характером умственной деятельности самого общества.

11. Общество В. В. Лесевич рассматривает как организм, способный к функционированию только в условиях жизнедеятельности всех его органов. Эти условия нормального бытия целого понимались философом как формы порядка, структура и функции которого определяются необходимо установленными параметрами, механизмом деятельности известных социальных институтов. В своей философии В. В. Лесевич проводит мысль о решающем значении в прогрессе человечества и народов идей, науки и выработанных ею законов.

12. В рамках концепции «научной философии» В. В. Лесевич обосновывает идею «антропономноЙ этики». В которой законы морали выводятся для частной морали из биологических данных, а для общей из социологических.

13. Задача позитивной философии — поиск обоснованного критерия системы научного знания, которое и послужит орудием разрешения социальных проблем. Эта задача рационального просветительства становится лейтмотивом в работах русских позитивистов К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича. Их поиски, удачи и ошибки становятся материалом для исследования на протяжении последующих полутора столетий. Для современных исследователей этот материал — не только возможность увидеть особенности историко-философского развития позитивизма, но помощь в адекватном осознании сегодняшних проблем.

В результате проведенного исследования можно так же заключить, что просветительский позитивизм К. Д. Кавелина и В. В. Лесевича требует дальнейшего изучения, а его эвристический потенциал может быть востребован для развития современной философии науки и решения глобальных проблем человечества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы : Пролегомены к критике чистого опыта / Р. Авенариус — пер со 2-го нем. изд. Р. А. Котляра. СПб.: Образование, 1913. -105 с.
  2. , А. М. Проблема воли в трудах И. М. Сеченова и И. П. Павлова: автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии) / А. М. Авраменко — Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. Киев, 1953. — 16 с.
  3. , А. Л. Русский либерализм на рубеже 70−80 годов XIX в.: из истории журнала «Вестник Европы» / А. Л. Алафаев. М.: Ин-т истории СССР, 1991.-229 с.
  4. , В. А. Русская социальная философия конца Х1Х-начала XX веков: психологическая школа: Труды исслед. центра / В. А. Алексеев, М. А. Маслин. М.: Исслед. центр по пробл. управления качеством подгот. специалистов, 1992. — 192 с.
  5. , Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков / Б. Г. Ананьев. М.: Госполитиздат, 1947. — 168 с.
  6. , Г. М. Современная буржуазная эмпирическая социология : крит. очерк / Г. М. Андреева. М.: Мысль, 1965. — 301 с.
  7. Антология русской классической социологии: тексты / под ред. и с предисл. Д. С. Клементьева, Л. Н. Панковой. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 237 с.
  8. , В. Б. Вклад К. Д. Кавелина в становление отечественной социологии : автореф. дис. канд.. социол. наук: 22.00.01 / В. Б. Антонов — Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. — Саратов, 2007. — 18 с.
  9. , Р. Этапы развития социологической мысли : пер. с фр. / Р. Арон — общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. — М.: Прогресс: Универс, 1993.-606 с.
  10. , Р. А. К. Д. Кавелин: человек и мыслитель / Р. А. Арсланов. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2000. — 376 с.
  11. , В. Ф. Консервативное гегельянство второй половины
  12. XIX в. / В. Ф. Асмус // Гегель и философия в России (30-е годы XIX 20-е
  13. XX в.) / под ред. В. Е. Евграфова. М., 1974. — С. 176−189.
  14. , Дж. Кавелин о происхождении Российской государственности // История философии. 2002. — № 9. — С. 144−149.
  15. , А. С. Россия: критика исторического опыта: в 3 т. /
  16. A. С. Ахиезер. М.: ФО СССР, 1991. — 3 т.
  17. , Г. С. Похождения Огюста Конта в России Электронный ресурс. / Г. С. Батыгин. — Режим доступа: http://studlib.ru/article/a-213.html (30.03.09).
  18. , Н. И. Философия языка в России : К истории русской лингвофилософии / Н. И. Безлепкин. СПб.: «Искусство — СПБ», 2002. — 272 с.
  19. , П. П. Психологические очерки / П. П. Блонский. М.: Новая Москва, 1927. — 173 с. — (Библиотека «Вестника просвещения»).
  20. , В. Я.. Из прошлого русского общества /
  21. B. Я. Богучарский. СПб.: Кн. изд-во М. В. Пирожкова, Истор. отд-ние, 1904.-406 с.
  22. , Н. Л. История русской социологии : лекции / Н. Л. Борисова. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 26 с.
  23. , Е. А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX начало XX в.) / Е. А. Будилова. — М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 348 с.
  24. Бэн, А. Психо-физиологические этюды / А. Бэн — пер. с англ. Ф. Резенера. СПб.: Рус. кн. торговля, 1869. — 104 с.
  25. , А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX в. / А. Валицкий // Вопр. философии. — 1991. — № 8. -С. 25−40.
  26. , Э. К. Огюст Конт и позитивная философия // Этюды и очерки по общественным вопросам / Э. К. Ватсон. — СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1892. С. 306−392.
  27. , А. И. Судьбы философии в России /
  28. A. И. Введенский. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К0, 1898. — 43 с.
  29. А. И. Введенский, А. Ф. Лосев, Э. Л. Радлов, Г. Г. Шпет: Очерки истории русской философии / сост., вступ. ст. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — 591 с.
  30. , В. В. Россия и Запад : (Предисл. к публ. Е. В. Баранова) /
  31. B. В. Вейдле//Вопр. философии. 1991. — № 10.-С. 58−71.
  32. , Г. Г. От Чернышевского к Плеханову. Об особенностях развития социальной мысли в России / Г. Г. Водолазов. — М.: Изд-во МГУ, 1969.-208 с.
  33. , О. Д. Философия русской истории в наследии послеоктябрьской эмиграции (20−50-е годы XX века): автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.03 / О. Д. Волкогонова — Моск. пед. ин-т. М., 1998. — 39 с.
  34. , Р. Общественный организм = Organisme et Societe / Р. Вормс — пер. с фр., под ред. и с предисл. А. С. Трачевского. СПб.: Ф. Павленков, 1897. — 247 с.
  35. , В. М. Основания физиологической психологии : в 2 т. /
  36. B. М. Вундт — пер. и доп. по новеш. исслед. В. Кандинского. — М.: Н. А. Абрикосов, 1880−1881.-2 т.
  37. , А. А. Органическая теория как методология социологической концепции Н. Я. Данилевского / А. А. Галактионов // Русская социология: межвуз. сб. / под ред. А. О. Бороноева — СПб. ун-т. СПб., 1993.1. C. 22−35.
  38. , Е. В. В. Лесевич в письмах и воспоминаниях / Е. Генейзер // Голос минувшего. 1914. — № 8. — С. 44−96.
  39. , Э. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного : полное излож. с присоединением предисл., введ. и крит. оценки системы А. А. Козлова. В 3 вып. Вып. 1 / Э. Гартман. 2 нем. изд. -М.: Тип. Грачева и К°, 1873. — 322 с.
  40. , Т. Г. Методы и результаты этнографии / Т. Г. Гексли. -СПб.: Н. И. Ламанский, 1867. 31 с. — (Современные вопросы антропологии. Сборник новейших исследований по вопросу об изучении человека и общества).
  41. , А. И. Былое и думы / А. И. Герцен // Соб. соч.: в 30 т. — М., 1956.-Т. 9.-Гл. 30.
  42. , А. И. О развитии революционных идей в России — М.: Гослитиздат, 1958. 159 с.
  43. , А. К. Личность, собственность, государство в социально-философских и политических концепциях раннего русского либерализма второй половины XIX в. (часть первая) (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин,
  44. Б. Н. Чичерин) / А. К. Голиков, А. С. Гоготов // Клио: журнал для ученых. -1997.-№ 3.-С. 15−23 — 1998.1 (4).-С. 233−243.
  45. Голоса из России: сборники А. И. Герцена и Н. Р. Огарева: Кн. 1−9, 1856−1860, Лондон. Факсим. изд. В. 3 вып. Вып. 1, Книжки 1−3: 1856−1857. -М.: Наука, 1974.- 165 с.
  46. , И. А. Исторические судьбы идей Огюста Конта : Трансформация позитивизма в русской социологии Х1Х-ХХ веков / И. А. Голосенко // Социолог, исследования. 1982. — № 4. — С. 146−152.
  47. , И. А. Русская социология: ее социокультурные предпосылки, междисциплинарные отношения, основные проблемы и направления / И. А. Голосенко // Из истории буржуазной мысли в дореволюционной России. М., 1986. — С. 3−24.
  48. , П. Д. Позитивизм и христианство : религ. филос. воззрения Дж. Ст. Милля и их отношение к христианству: апологет, исслед. / П. Д. Городцев. СПб.: Тип. С. Добродеева, 1881. — 262 с.
  49. , В. Г. Политические и правовые взгляды русских народников : Истоки и эволюция / В. Г. Графский — Рос. акад. наук, Ин-т государства и права. М.: Наука, 1993. — 317 с.
  50. , С. О. Очерки современной русской философии : Опыт характеристики современных тенденций русской, философии / С. О. Грузенберг. СПб.: К. Н. Губинский, 1911. — 84 с.
  51. , Б. JI. Россия и Европа в философии русской истории / Б. Л. Губман. Тверь: ТГУ, 1997. — 111 с.
  52. , Б. Л. Смысл истории : очерки современных западных концепций / Б. Л. Губман — АН СССР. М.: Наука, 1991. — 189 с.
  53. , П. С. Проблема целостности человека / П. С. Гуревич — Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: б. и., 2004. — 176 с.
  54. , П. С. Философия человека. В 2 ч. Ч. 2 / П. С. Гуревич — Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 2001. — 206 с.
  55. , С. С. Парадокс позитивизма / С. С. Гусев // Русский позитивизм: избр. ст. / сост. С. С. Гусев — отв. ред. А. Ф. Замалеев, А. И. Новиков. СПб., 1995. — С. 5−17.
  56. , Н. Я. Россия и Европа : Взгляд на культур, и полит, отношения славян, мира к Германско-Романскому / Н. Я. Данилевский. — М.: Известия, 2003. 607 с.
  57. , А. В. Консерватизм и либерализм в социально-философской мысли России XIX века : Становление методологии / А. В. Деникин. М.: Изд-во МПУ «Народный учитель», 2000. — 192 с.
  58. , А. В. Русский консерватизм XIX века как социально-философский стиль мышления : автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.03 / А. В. Деникин. М., 2000. — 24 с.
  59. Де-Роберти, Е. В. Неопозитивная школа и новые течения в современной социологии / Е. В. Де-Роберти // Вестник Европы. 1912. -№ 12.-С. 140−172.
  60. , Н. А. Полное собрание сочинений : в 6 т. Т. 1 / Н. А. Добролюбов. М. — Л: ГИХЛ: Печатный двор, 1934. — 675 с.
  61. , Ф. М. Искания и размышления : сборник / Ф. М. Достоевский. М.: Сов. Россия, 1983. — 462 с. — (Библиотека русской художественной публицистики).
  62. , А. И. Философия и история философии : Исторические типы философии / А. И. Дырин. М.: Изд-во МПУ «Сигнал», 2001. — 74 с.
  63. , Б. В. Русский позитивизм XIX в. / Б. В. Емельянов // Изв. Урал. гос. ун-та им. А. М. Горького. 2010. — № 2 (77). — С. 163−177.
  64. , А. Н. Восток-Запад-Россия : Становление цивилизационного подхода в истор. исслед. /• А. Н. Ерыгин — отв. ред. А. И. Нарежный. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1993. — 118 с.
  65. , А. Н. История и диалектика : (Диалектика и история знания в России XIX века). / А. Н. Ерыгин. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1987.-219 с.
  66. , А. Н. Философия истории русского либерализма второй половины XIX века (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин): дис.. д-ра филос. наук / А. Н. Ерыгин. Ростов н/Д, 1992. — 459 с.
  67. , А. Н. Философия истории русского либерализма второй половины XIX века / А. Н. Ерыгин. — Ростов н/Д.: Ростовский гос. университет, 2004. 376 с.
  68. , Л. А. Позитивизм и проблема исторических законов / Л. А. Журавлев — под ред. Ю. А. Замошкина. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 309 с.
  69. Журеивский, Михайло. Лесевич яко философ / Михайло Журеивский. — Одесса, 1915. — 125 с.
  70. , П. А. Записка К. Д. Кавелина о нигилизме / П. А. Зайончковский // Исторический архив. М., 1950. — Т. 5. — С. 327−338.
  71. , П. А. Отмена крепостного права в России / П. А. Зайончковский. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1968. -368 с.
  72. , А. Ф. Русская политология : обзор основных направлений / А. Ф. Замалеев, И. Д. Осипов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. — 208 с.
  73. , В. Ф. Из истории общественной борьбы в период падения крепостного права : (К. Д. Кавелин и революционные демократы) / В. Ф. Захарина// Истор. записки. М., 1983. — Т. 109. — С. 129−176.
  74. , Л. А. В. В. Лесевич — представитель русского позитивизма: Марксистско-ленинская критика онтологии и гносеологии: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 / Л. А. Звездина — ЛГУ им.
  75. A. А. Жданова, Филос. фак. Л., 1975. — 26 с.
  76. , В. В. История русской философии : в 2 т. /
  77. B. В. Зеньковский. Л.: Эго: Союзбланкоиздат, Ленингр. отд-ние — М.: Прометей, 1991. — 2 т.
  78. , В. Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX начала XX в. (Б. Н. Чичерин) / В. Л. Зорькин. -М.: МГУ, 1975.- 172 с.
  79. Ибервег-Гейнце. История новой философии в сжатом очерке / Ибервег-Гейнце — пер. с нем. Я. Колубовского. — 7-е изд. — СПб.: Л. Ф. Пантелеев, 1890. 631 с.
  80. , Ю. П. Правовая антропология К. Д. Кавелина: поиск компромисса Электронный ресурс. / Ю. П. Ивонин. Режим доступа: Шр:// \ау^ап1горо^.ги/ёос.рЬр?1ё=239 (23.12.2009).
  81. , В. В. Государственная школа : историческая концепция К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина / В. В. Ильин, Р. А. Киреева. М.: ОГИ, 2004.-512 с.
  82. , В. В. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности / В. В. Ильин, А. С. Ахиезер. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 300 с.
  83. История философии: в 4 т. Т. 2 / М. А. Дынник и др. — под ред. М. А. Дынника [и др.]. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 711 с.
  84. История философии: Запад-Россия-Восток: в 3 кн. / под ред. Н. В. Мотрошиловой. М.: Греко-латин. каб. Ю. А. Шичалина, 1995 — 1998. -3 кн.
  85. История русской философии / А. Галактионов, П. Никандров. — М.: Изд-во Ленинградского Университета, 1989. 744 с.
  86. , К. Д. Априорная философия или положительная наука? : по поводу дис. г. В. Соловьева Кризис западной философии.: против, позиция / К. Д. Кавелин. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1875. — 48 с.
  87. , К. Д. Взгляд на юридический быт древней России / К. Д. Кавелин // Собр. соч.: в 4 т. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897. -Т. 1. — Стб. 5−66.
  88. , К. Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания / К. Д. Кавелин. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1885. — 107 с. — Оттиск из журнала «Вестник Европы», 1884.-Кн. 10−12.
  89. , К. Д. Мысли и заметки о русской истории / К. Д. Кавелин // Собр. соч.: в 4 т. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897. -Т. 1. — Стб. 583−676.
  90. , К. Д. Наш умственный строй : ст. по философии рус. истории и культуры / К. Д. Кавелин. М.: Правда, 1989. — 653 с.
  91. , К. Д. Политические призраки. Верховная власть и административный произвол. Один из современных русских вопросов / К. Д. Кавелин. Berlin: В. Behr (Е. Воск), 1878. — 126 с.
  92. , К. Д. Русское исследование о позитивизме (по поводу статьи Лесевича) / К. Д. Кавелин // Собр. соч.: в 4 т. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1899. — Т. 3. — С. 339−348.
  93. , К. Д. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1. Монографии по русской истории / К. Д. Кавелин. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1897. -1052 с.
  94. , К. Д. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 2. Публицистика / К. Д. Кавелин. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1898. — 1258 с.
  95. , К. Д. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 4. Этнография и правоведение / К. Д. Кавелин. М.: Изд-во Н. Глаголева, 1899. — 1348 с.
  96. Каменский, 3. А. Тимофей Николаевич Грановский / 3. А. Каменский. -М.: Мысль, 1988. 189 с.
  97. , В. К. В поиске личности : опыт русской классики / В. К. Кантор — Рос. ин-т культурологии. М.: Моск. филос. фонд, 1994. — 239 с.
  98. , В. К. К. Д. Кавелин / В. К. Кантор // Наш умственный строй.-М., 1989.-С. 3−8.
  99. , В. К. К. Д. Кавелин и его философия русской истории / В. К. Кантор // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы: материалы междунар. конф., Москва, 27−29 мая 1998 г. / отв. ред. В. В. Шелохаев. -М., 1999.-С. 271−278.
  100. , Э. А. Социология XX века : История и технология / Э. А. Капитонов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 508 с.
  101. , Н. И. Огюст Конт как основатель социологии / Н. И. Кареев < // Введение в изучение социальных наук: сб. ст. / под ред. Н. И. Кареева. -СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1903.-С. 6−15.
  102. , Н. И. Памяти В. В. Лесевича / Н. И. Кареев // Современность. 1906. -№ 1. — С. 131−134.
  103. , А. Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих способностей : в 2 т. / А. Кетле — под ред. и с предисл. А. Русова. — Киев: Киевск. коммерч. ин-т., 1911−1913.-2 т.
  104. , В. А. К. Д. Кавелин: между славянофильством и западничеством / В. А. Китаев // В раздумьях о России: (XIX век): сб. ст. / Рос. акад. наук, Ин-т Рос. истории — отв. ред. Е. Л. Рудницкая. — М., 1996. — С. 243−271.
  105. , В. А. От фронды к охранительству : Из истории русской либеральной мысли 50−60 годов XIX в. / В. А. Китаев. М.: Мысль,. 1972. -288 с.
  106. , В. О. Сочинения : в 8 т. / В. О. Ключевский. М.: Соцэкгиз, 1956−1959. — 8 т.
  107. , М. М. Современные социологи / М. М. Ковалевский. -СПб.: Тип. Л. Ф. Пантелеев, 1905. -413 с.
  108. , М. М. Соперничество немецкого, французского и английского влияния на русскую интеллигенцию с середины прошлого столетия / М. М. Ковалевский // Вестник Европы. 1916. — № 1. — С. 210−234.
  109. , М. М. Социализм на Западе и в России / М. М. Ковалевский // Новые идеи в социологии: в 2 сб. / под ред. М. М. Ковалевского, Е. В. де Роберти. СПб.: Образование, 1913. — Сб. 1. -С. 1−10.
  110. , М. М. Социология : в 2 т. / М. М. Ковалевский. -СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1910. -2 т.
  111. , М. М. Сочинения : в 2 т. / М. М. Ковалевский — отв. ред. А. О. Бороноев. СПб.: Алетейя, 1997. — 2 т.
  112. , М. М. Страницы из истории нашего общения с западной философией / М. М. Ковалевский // Вестник Европы. 1915. — № 6. -С. 157−168.
  113. , В. В. Модернизация: от равенства к свободе / В. В. Козловский, А. И. Уткин, В. Г. Федотова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. -278 с.
  114. , Я. Н. Материал для истории философии в России
  115. XIX в.: В. В. Лесевич / Я. Н. Колубовский // Вопр. философии и психологии. — 1891.-№ 4, кн. 8 (май). С. 133−160.
  116. Кон, И. С. Психологическая социология конца XIX начала
  117. XX вв. / И. С. Кон // История социологии в Западной Европе и США: учеб. для вузов / Рос. акад. наук, Ин-т соц.-полит. исслед. — редкол.: Г. В. Осипов (отв. ред.), Л. Г. Ионин, В. П. Култыгин. -М., 1999. Гл. 3. — С. 56−78.
  118. , А. Ф. Памяти К. Д. Кавелина / А. Ф. Кони // Собр. соч.: в 4 т. СПб., 1899. — Т. 3. — С. VII-XX.
  119. Константин Дмитриевич Кавелин. 4 ноября 1818−3 мая 1885 г.: Из первых воспоминаний о К. Д. Кавелине. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1885.-52 с.
  120. , О. Дух позитивной философии : Слово о положительном мышлении / О. Конт — пер. с фр. И. А. Шапиро — с предисл. М. М. Ковалевского. СПб.: Вестник Знания (В. В. Битнера), 1910. — 76 с.
  121. , О. Социология Конта в изложении Риголажа : с прилож. 2 вступ. лекций Конта в «Курс положительной философии» / О. Конт — пер. с фр. Н. Лосского. СПб.: Л. Ф. Пантелеев, 1898. — 406 с.
  122. , Д. А. Жизнь и деятельность К. Д. Кавелина / Д. А. Корсаков // Собр. соч.: в 4 т. / К. Д. Кавелин. СПб., 1897. — Т. 1. -С. 1Х-ХХХ.
  123. , М. О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям / М. О. Коялович. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1884. — 603 с.
  124. , Е. И. Русская социология XIX начала XX века / Е. И. Кукушкина. — М.: Изд-во МГУ, 1993.- 183 с.
  125. , П. Л. Кавелин как психолог / П. Л. Лавров // Отечественные записки. 1872,-№ 8.-С. 241−267- № 10.-С. 173−224 -№ 11.-3−31.
  126. , П. Л. Исторические письма / П. Л. Лавров // Избранные произвед.: в 2 т. М.: Мысль, 1965. — Т. 2.
  127. , Ш. М. Очерки по истории русской общественной мысли. Вторая половина XIX начало XX в.: биогр. очерк В. Н. Гинева / Ш. М. Левин. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. — 442 с.
  128. Лекции профессоров Р. В. Ш. о. н. в Париже / под ред. Е. В. Де-Роберти, Ю. С. Гамбарова, М. М. Ковалевского. СПб.: Г. Ф. Львович, 1905. — 595 с. — (Русская высшая школа общественных наук в Париже).
  129. , В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полное собр. соч.: в 55 т. 5- е изд. — М., 1980. — Т. 18. — С. 7−384.
  130. , В. В. История либерализма в России, 1762−1914 : пер. с нем. / В. В. Леонтович. — М.: Рус. путь: Полиграфресурсы, 1995. — 548 с.
  131. , К. Н. Записки отшельника : публицист, и филос. ст. / К. Н. Леонтьев. -М.: Рус. книга, 1992. 538 с.
  132. , В. В. Буддизм на Целлоне / В. В. Лесевич // Сев. вестник. -1886.-№ 5.-С. 277−314.
  133. , В. В. Буддийские легенды и их соотношение с буддийскими догматами / В. В. Лесевич. Одесса: О-во для доставления средств Жен. евр. беспл. проф. уч-шу, учрежд. М. И. Глазер, 1902. — 27 с.
  134. , В. В. Буддийский нравственный тип / В. В. Лесевич // Сев. вестник. 1886.-№ 5.-С. 41−72.
  135. , В. В. Где следует искать «настоящий буддизм»? /
  136. B. В. Лесевич // Вопр. философии и психологии. 1890. — Кн. 3. — С. 121−127.
  137. , В. В. Защитник философии : (А. Козлов. Философия как наука. Киев, 1877) / В. В. Лесевич // Неделя. 1877. — № 41. — С. 8−23.
  138. , В. В. Классики XIV и XV столетий / В. В. Лесевич // Отечественные записки. 1874. —№ 12. — С. 118−156.
  139. , В. В. Модное суеверие (А. Сумароков. Что такое спиритизм) / В. В. Лесевич // Отечественные записки. 1871. — № 12. —1. C. 224−231.
  140. , В. В. Новейшие движения в буддизме, поддерживаемые и распространяемые европейцами / В. В. Лесевич // Рус. мысль. — 1887. — № 8. — С. 1−17.
  141. , В. В. Опыт критического исследования основоначал позитивной философии / В. В. Лесевич. — СПб.: Изд. автора., 1877. — 297 с.
  142. , В. В. От Конта к Авенариусу / В. В. Лесевич // Русская высшая школа общественных наук в Париже / Под ред. Е. В. Де-Роберти, Ю. С. Гамбарова, М. М. Ковалевского- СПб.: Тип. Альт-шулера, 1905. -С. 260−289.
  143. , В. В. Первые провозвестники позитивизма / В. В. Лесевич // Отечественные записки. 1873. — № 12. — С. 25−46.
  144. , В. В. Письма о научной философии / В. В. Лесевич. -СПб.: Изд. авт., 1878. 208 с.
  145. , В. В. Позитивизм после Конта / В. В. Лесевич // Русский позитивизм / сост., автор предисл., обзор, ст. и указ. С. С. Гусев — отв. ред.
  146. A. Ф. Замалеев, А. И. Новиков. СПб., 1995. — С. 17−55.
  147. , В. В. Предисловие к первому изданию / В. В. Лесевич // Свет Азии / Э. Арнольд — пер. А. Анненской — под ред. В. В. Лесевича. СПб., 1890.-С. 1−4.
  148. , В. В. Предисловие ко второму изданию / В. В. Лесевич // Свет Азии / Э. Арнольд — пер. А. Анненской — под ред. В. В. Лесевича. -2-е изд. СПб., 1893. — С. 4−7.
  149. , В. В. Религиозная свобода по эдиктам царя Асоки Великого / В. В. Лесевич // Вопр. философии и психологии. — 1889. Кн. 1. — С. 163−188.
  150. , В. В. Собрание сочинений : в 3 т. / В. В. Лесевич. — М.: Кн. изд-во писателей в Москве, 1915−1917. — 3 т.
  151. , В. В. Философия истории на научной почве : очерк из истории культуры XIX в. / В. В. Лесевич // Отечественные записки. — 1869. -№ 1.-С 163- 196.
  152. , В. В. Характеристические черты развития философии и науки в средние века / В. В. Лесевич II Знание. 1873. — № 10 — № 12. '
  153. B. В. Лесевич. СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1891. — 256 с.
  154. , В. В. Этюды и очерки / В. В. Лесевич. СПб.: Тип. M. М. Стасюлевича, 1886. — 408 с.
  155. , П. Славянофильство и либерализм : Опыт систематического анализа того и другого / П. Линицкий. Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1882. — 256 с.
  156. , В. Я. «Задачи психологии» К. Д. Кавелина // Знание. -1872.-Кн. IV.-С. 24−41.
  157. , Э. Несколько слов по поводу положительной философии / Э. Э. Литтре — пер. с фр. Г. Н. Вырубова, Е. В. Де-Роберти. Берлин: В. Behr’s Buchh (Е. Bock), 1865. — 50 с.
  158. , Э. О. Конт и Стюарт Милль / Э. О. Э. Литтре // Об уме и познании: в 2 т. / И. Тэн. СПб., 1872. — Т. 2. — С. 283−329.
  159. , Е. Современные этические искания / Е. Лозинский // Образование. 1904. — № 8 (сентябрь). — С. 80−103.
  160. , Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. — М.: Сов. писатель, 1991.-478 с.
  161. , С. М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы: материалы к биографии: в 3 кн. Кн. 3. Вып. 2 / С. М. Лукьянов. Репр. воспроизведение изд. 1916 г. — М.: Книга, 1990. — 439 с.
  162. , С. М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы: материалы к биографии: в 3 кн. / С. М. Лукьянов. Пг.: Сенат, тип., 1916−1921.-3 кн.
  163. , Дж. Г. Вопросы о жизни и духе : пер. с англ.: в 2 т. / Дж. Г. Льюис. СПб.: Знание, 1875−1876. — 2 т.
  164. , Дж. Г. История философии от начала ее в Греции до настоящих времен : в 3 вып. Вып. 2 / Дж. Г. Льюис. СПб.: В. Ковалевский, 1866.-816 с.
  165. , Дж. Г. Огюст Конт и положительная философия / Г. Г. Льюис, Д. С. Милль — пер. под ред. Н. Неклюдова, Н. Тиблена. СПб.: Тип. Н. Тиблена и К° (Н. Неклюдова), 1867. — 581 с.
  166. , В. Н. Общественные науки в России / В. Н. Майков // Финский вестник. 1845. — Т. 1, отд. IV. — С. 1−56.
  167. , И. Я. Проблемы развития прогрессивной этической мысли России : домарксист. период / И. Я. Матковская. М.: Высш. шк., 1990.- 127 с.
  168. , Б. К. Эволюция философских взглядов В. Лесевича: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.05 / Б. К. Матюшко — Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. Киев, 2005. — 18 с.
  169. , Г. Физиология и патология души / Г. Маудсли — пер. с англ. И. Исаина. СПб.: И. О. Бакст, 1871. — 523 с.
  170. Мах, Э. Научно-популярные очерки: в 2 вып. Вып. 1. Метод и цель научного исследования — Теория познания / Э. Мах — под ред. П. К. Энгельмейера. М.: А. Ю. Маноцкова, 1901. — 164 с.
  171. , А. Н. Гегель и государственная школа русской историографии / А. Н. Медушевский // Вопр. философии. 1988. — № 3. -С. 103−115.
  172. , Д. С. Огюст Конт и позитивизм / Дж. Ст. Милль // Огюст Конт и позитивизм / пер. H. Н. Спиридонова. М.: Т-во И. Н. Кушнерев и К°, 1897.-214 с.
  173. , Д. С. Огюст Конт и позитивизм : статьи / Д. С. Милль, Г. Спенсер, Л. Уорд. М.: Маг. «Кн. дело», 1897. — 331 с.
  174. , Д. С. Огюст Конт и позитивизм = Auguste Comte and positivism / Д. С. Милль — пер. с англ. И. И. Спиридонова. — Изд. 3-е. М.: URSS: Изд-во ЖИ, 2007. — 170 с.
  175. , Д. С. Рассуждения и исследования политические, философские и исторические : в 3 т. / Д. С. Милль. СПб.: В. Ковалевский, 1864−1865.-3 т.
  176. Мировосприятие и самосознание русского общества: (XI-XX вв.): сб. ст. / Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории — отв. ред. Л. Н. Пушкарев. М.: ИРИ, 1994.-206 с.
  177. , Е. Е. Проблема социокультурного развития в российской позитивистской философии истории второй половины XIX — начала
  178. XX века: автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.03 / Е. Е. Михайлова — Моск. гос. обл. ун-т. Тверь, 2004. — 52 с.
  179. , Н. К. Полное собрание сочинений : в 3 т. / Н. К. Михайловский. СПб.: Изд. М. М. Стасюлевича, 1908−1913. — 3 т.
  180. , П. Лодка на аллеях парка : Введение в социологию: пер. со швед. / П. Монсон. М.: Весь Мир, 1994. — 96 с.
  181. , М. Г. Константин Дмитриевич Кавелин : по его трудам / М. Г. Моргулис. Одесса: Тип. Одес. вестника, 1886. — 32 с.
  182. , В. Н. Опыт хронологии русской этики XX в.: первый период (1900−1922) Электронный ресурс. / В. Н. Назаров. — Режим доступа: http://ethics.iph.ras.ru/em/eml/EMl.html (18.05.2010).
  183. , Г. М. Развитие проблем психологии научного творчества в России (1861 — 1917 гг.): автореф. дис.. канд. психол. наук / Г. М. Назлоян — МГУ, фак. психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 24 с.
  184. , И. С. Очерки по истории позитивизма / И. С. Нарский. -М.: Изд-во МГУ, 1960. 200 с.
  185. Неизданные рукописи П. Я. Чаадаева // Вестник Европы. 1871. -Т. 6, кн. 2. — С. 324−344.
  186. , В. С. Цельность русской философии / В. С. Никоненко // Русская философия: новые исследования и материалы / Санкт-Петерб. философ, общ-во — под общ. ред. А. Ф. Замалеева. — СПб., 2001.
  187. , Л. И. Российские ритмы социальной истории / Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская — Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 2004.- 191 с.
  188. , Л. И. Русская философия истории : курс лекций / Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская — Ин-т «Открытое о-во». М.: Магистр, 1997. -328 с.
  189. , И. Г. Эмпириокритицизм на кафедре философии историко-филологического факультета Московского университета в начале XX века / И. Г. Новоселов // Вестник МГУ. 2004. — № 1. — С. 21−37.
  190. Огюст Конт: сб. материалов семинара: к 200-летию со дня рождения / под ред. А. О. Бороноева, И. А. Голосенко. СПб.: Петрополис, 1998.-226 с.
  191. Огюст Конт вблизи: Воспоминания ученика А. д' Ассие. // Истор. вестник. 1914. -№ 7. — С. 342−344.1
  192. , В. Б. Личность в российской социологии и психологии // Социология в России / Г. М. Андреева и др. — под ред. В. А. Ядова — Рос. акад. наук, Ин-т социологии, Ин-т «Открытое о-во». — 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998. — С. 346−369.
  193. , И. Д Философия русского либерализма XIX- нач. XX вв. / И. Д. Осипов — С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — 193 с.
  194. , С. А. Социально-философские основания историософии Константина Дмитриевича Кавелина : автореф. дис. канд.. филос. наук: 09.00.03 / С. А. Песьяков — Моск. пед. гос. ун-т. М., 2009. — 17 с.
  195. , Д. И. Исторические идеи О: Конта / Д. И. Писарев // Сочинения: в Ют./Д. И. Писарев. СПб., 1869.-Т. 10.-С. 1−146.
  196. , Д. И. Исторические идеи Огюста Конта / Д. И. Писарев // Исторические эскизы: избр. ст. / Д. И. Писарев. М., 1989. — С. 340−504.
  197. , Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю / Г. В. Плеханов // Избр. философские произведения: в 5 т. / Г. В. Плеханов. -М., 1956.-Т. 1.-С. 507−731.
  198. , М. Н. О пятом томе «Истории Ключевского» // Избр. произведения: в 4 т. / М. Н. Покровский. М., 1967. -Т. 4. — С. 272−276.
  199. , М. О. Психологический подход в социологии: становление и развитие в отечественной науке: автореф. дис. канд.. социол. наук: 22.00.01 / М. О. Попова — Ин-т соц.-полит. исслед. РАН. М., 2005. — 27 с.
  200. , В. И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. Ч. 1 / В. И. Приленский — Рос. акад. наук, Ин-т философии. -М. :ИФРАН, 1995.-311 с.
  201. , П. Ж. Война и мир : Исследование о принципах международного права: в 2 т. / П. Ж. Прудон. — М.: А. Черенинъ и К°, 1864. — 2 т.
  202. , Л. В. Проблема взаимосвязи культуры и истории в философии истории К. Д. Кавелина: дис. канд.. филос. наук: 09.00.03 / Л. В. Пьянова. Тверь, 2007. — 162 с.
  203. Родоначальники позитивизма: в 5 вып. / пер. И. А. Шапиро — предисл. М. М. Ковалевского. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1910−1913.
  204. Российская социологическая энциклопедия / Рос. акад. наук, Ин-т социал.-полит, исслед. — под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРАМ*, 1998. — 665 с.
  205. , Н. Л. Русская историография / Н. Л. Рубинштейн. —2.е изд. СПб.: СПбГУ, 2008. — 802 с.
  206. Рудницкая, Б. JL Русский бланкизм: Петр Ткачев / Б. JI. Рудницкая — Рос. акад. наук, Ин-т рос. философии. М.: Наука, 1992. — 226 с.
  207. Русская мысль в век Просвещения / Н. Ф. Уткина и др. — отв. ред. Н. Ф. Уткина, А. Д. Сухов — АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1991. -278 с.
  208. Русская социология: межвуз. сб. / под ред. А. О. Бороноева. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993.- 150 с.
  209. Русская философия: многообразие в единстве: Материалы VIT Российского симпозиума историков русской философии (М., 14−17 ноября 2001 г.) М.: ЭкоПресс, 2001. — 268 с.
  210. Русская эстетика и критика 40−50-х годов XIX века: сборник / сост., вступ. ст. и примеч. В. К. Кантора, A. JI. Осиповатого. М.: Искусство, 1982. -544 с.
  211. Русский позитивизм: избр. ст. / сост., автор предисл., обзор, ст. и указ. С. С. Гусев — отв. ред. А. Ф. Замалеев, А. И. Новиков. СПб.: Наука: СПб. изд. фирма, 1995. — 361 с.
  212. , JI. М. Общественно-политические воззрения и проекты К. Д. Кавелина (1840-е 80-е гг. XIX века): автореф. дис.. канд. филос. наук: 07.00.02 / JI. М. Рутковская- Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Плеханова. — Ярославль, 2010.-26 с.
  213. , Ю. Ф. Замечания на книгу К. Д. Кавелина «Задачи психологии» / Ю. Ф. Самарин // Собр. соч.: в 4 т. / К. Д. Кавелин. СПб., 1899. — Т. 3.-С. 802−874.
  214. , В. В. Русская философия / В. В. Сербиненко. М.: Омега-Л, 2006.-461 с.
  215. , И. М. Избранные произведения : в 2 т. Т. 1. Физиология и психология / И. М. Сеченов — ред. и послесл. X. С. Коштоянца. М.: АН СССР, 1952.-772 с.
  216. , И. М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. М.: Госполитиздат: Кр. пролетарий, 1947. -647 с.
  217. Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анждея Валицкого: реф. сб. / сост. К. В. Душенко. М.: ИНИОН, 1992.-214 с.
  218. , А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР / А. А. Смирнов. М.: Педагогика, 1975. — 352 с.
  219. , В. С. О действительности внешнего мира и основании метафизического познания : ответ К. Д. Кавелину / В. С. Соловьев // Избр. произведения. Ростов н/Д, 1998. — С. 54−67.
  220. , В. С. Кризис западной философии : Против позитивистов / В. С. Соловьев // Сочинения: в 2 т. / В. С. Соловьев. 2-е изд. -М., 1990.-Т. 2.-С. 3−138.
  221. , В. С. Письмо редактору : О заслуге В. В. Лесевича для философского образования в России / В. С. Соловьев // Вопр. философии и психологии. 1890. — Кн. 5. — С. 117−123.
  222. , В. С. Чтения о богочеловечестве / В. С. Соловьев // Сочинения: в 2 т./В. С. Соловьев. М., 1988.-Т. 2. — С. 122−138.
  223. , Э. Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права / Э. Ю. Соловьев. -М.: Наука, 1992. 210 с.
  224. Социология в России / Г. М. Андреева и др. — под ред. В. А. Ядова — Рос. акад. наук, Ин-т социологии, Ин-т «Открытое о-во». — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Ин-та социологии, 1998. — 694 с.
  225. , В. Д. Воспоминания о К. Д. Кавелине / В. Д. Спасович // Собр. соч.: в 4 т. СПб., 1898. — Т. 2. — С. 6−31.
  226. , В. Д. Памяти К. Д. Кавелина // Вестник Европы. 1885. -№ 6.-С. 807−810.
  227. , Г. О причинах моего разногласия с О. Контом // Огюст Конт и позитивизм / пер. Н. Н. Спиридонова. М.: Т-во И. Н. Кушнерев и К°, 1897.-С. 215−252.
  228. , Г. Собрание сочинений : в 7 т. / Г. Спенсер. — СПб.: Тип. Н. Тиблена и К° (Н. Неклюдов), 1866−1969. 7 т.
  229. , П. Дух и Слово : ст. о рус. и зап.-европ. лит. / П. Струве. -Paris: YMCA-Press, 1981. 389 с.
  230. , А. Д. Столетняя дискуссия: западничество и самобытность в русской философии / А. Д. Сухов — Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 1998.- 196 с.
  231. , Д. JI. Концепция Кавелина и исторические взгляды Белинского / Д. JI. Тальников // Вопр. истории. 1956. — № 9. — С. 134−140.
  232. , Н. Г. Фальсификаторы истории русской философской мысли / Н. Г. Тараканов // Вопр. философии. — 1955. № 3. — С. 73−86.
  233. Теория Огюста Конта о трех фазисах в умственном развитии человечества // Православное обозрение. 1874. — № 11. — С. 589−608.
  234. , П. Н. Избранные сочинения на социально-политические темы.: в 7 т. Т. 5. 1864−1869 / П. Н. Ткачев. М.: Изд-во Всес. о-ва политкаторжан и ссыльно-поселенцев: Типо-лит. им. Воровского, 1935. — 502 с.
  235. , П. Н. Кладези мудрости российских философов / П. Н. Ткачев. М.: Правда, 1990. — 637 с. — (Из истории отечественной философской мысли).
  236. , В. А. Российский либерализм: политико-правовые традиции / В. А. Тонких, Ю. Л. Ярецкий // История политической и правовой мысли России. -М., 1999.-С. 156−231.
  237. , А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века / А. Л. Топорков — Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им.
  238. A. М. Горького. М.: Индрик, 1997. — 455 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  239. , М. М. К. Д. Кавелин: страница из истории философии в России/М. М. Троицкий // Русская мысль. — 1885. Кн. 11.-С. 160−194.
  240. , П. Н. Борьба Сеченова за материалистическую психологию: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / П. Н. Трусов. Киев, 1951.- 175 с.
  241. , А. В. Человек и история в философии К. Д. Кавелина: автореф. дис. канд.. филос. наук / А. В. Тюлина — Твер. гос. ун-т. — Тверь, 2009.- 19 с.
  242. , Н. Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России : (Вторая половина XIX века) / Н. Ф. Уткина — АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1975. — 319 с.
  243. , М. Конт и его учение / М. Филиппов // Науч. обозрения. 1898. -№ 3. — С. 552−595.
  244. Философия истории в России XIX в.: кн. в помощь учителю по курсу философии / Н. А. Бенедиктов, С. Н. Пушкин, Л. Е. Шапошников, Е. Н. Шаталин. Нижний Новгород: Нижегор. ин-т развития образования, 1994.-219 с.
  245. , А. С. О старом и новом : ст. и очерки / А. С. Хомяков. — М.: Современник, 1988.-461 с.
  246. , А. Н. Борьба течений в русской историографии во второй половине XIX века / А. Н. Цаматули — АН СССР, Ин-т истории СССР. -Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1977. 256 с.
  247. , В. А. Социально-философские взгляды Кавелина /
  248. B. А. Цвык // Русская философия: многообразие в единстве: Многообразие в единстве: материалы VII Рос. симпоз. историков рус. филос. М., 2001. —1. C. 225−227.
  249. , П. Я. Избранные сочинения и письма / П. Я. Чаадаев. -М.: Правда, 1991.-556 с.
  250. , П. Я. Философские письма / П. Я. Чаадаев — пер. под ред. М. Гершензона. М.: Типо-лит. т-ва Кушнерев и К0, 1906. — 90 с.
  251. , Я. Г. Из переписки 1876−1878 г. / Н. Г. Чернышевский // Собр. соч.: в 2 т. М., 1986. — Т. 2. — С. 369−475.
  252. , Н. Г. Избранные философские сочинения: в 3 т. Т. 3 / Н. Г. Чернышевский. М.: Госполитиздат, 1951. — 916 с.
  253. , JI. Е. Философские портреты : Об А. С. Хомякове,
  254. B. С. Соловьеве, П. А. Флоренском.: Из истории отеч. мысли / JI. Е. Шапошников. Нижний Новгород: Нижегор. ИПК работников нар. образования, 1993. — 220 с.
  255. , М. М. Особенности русского опыта культурфилософской рефлексии: проблемно-тематическое пространство и полистилистика: автореф. дис.. д-ра филос. наук: 24.00.01 / М. М. Шибаева — Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2002. — 40 с.
  256. , П. С. Позитивизм в России XIX века / П. С. Шкуринов. — М.: Изд-во МГУ, 1980. 416 с. — (История философии).
  257. , П. С. Философия России XVIII века / П. С. Шкуринов. -М.: Высш. шк., 1992. 253 с.
  258. , Г. Г. Сочинения / Г. Г. Шпет. М.: Правда, 1989. — 601 с.
  259. , Д. Ф. Современная Пруссия в политическом и экономическом отношениях : пер. с фр. / Д. Ф. Штраус. СПб.: Тип. М. Хана, 1870.-266 с.
  260. , А. В. Психологические воззрения К. Д. Кавелина: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / А. В. Юлова — Ярослав, гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Н. Новгород, 2003. — 195 с.
  261. , В. И. Огюст Конт, его жизнь и философская деятельность : биограф, очерк / В. И. Яковенко. СПб.: Ф. Павленков, 1894. -110с.
  262. , М. Г. История психологии / М. Г. Ярошевский. — 3-е изд., перераб. М.: Мысль, 1985. — 575 с.
  263. , М. Г. Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века / М. Г. Ярошевский — Душанбин. гос. пед. ин-т им. Т. Г. Шевченко — Гос. ком. высш. и сред. спец. обр. Совета Министров Таджик. ССР. Душанбе: б. и., 1961.-435 с.
Заполнить форму текущей работой