Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аутогенная тренировка в комплексном лечении психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель исследования: Разработка оптимальных приемов и средств аутогенной тренировки в комплексном лечении психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой. В целом это приводит к повышению эффективности терапии подростков с бронхиальной астмой, снижение в связи с этим количества осложнений, а также частоты и длительности госпитализации по данному заболеванию. Задачи: Разработать… Читать ещё >

Содержание

Вопрос подбора адекватных методов комплексного лечения бронхиальной астмы (БА) по сей день является животрепещущей темой. Психосоматические расстройства у детей и подростков в настоящее время становятся все более распространенными и обуславливают высокий риск хронизации соматических заболеваний и снижение уровня социальной адаптированности болеющих детей и подростков. В детско-подростковой популяции наиболее часто встречающимися являются психосоматические нарушений со стороны органов дыхания. Так, по данным медицинской статистики, за последние годы заболеваемость БА в большинствен значительно возросла. Среди детей и подростков БА распространена больше чем среди взрослых. В связи с бронхиальной астмой госпитализируется 72% болеющих детей до 3 лет, 78% в возрасте от 3 до 8 лет, 90% 8−14 лет и 94% старше 14 лет (Battistini et al., 1993). Увеличение распространенности заболевания среди лиц молодого возраста указывает на сохраняющуюся тенденцию роста частоты этого заболевания.

Одной из центральных проблем в комплексном лечении болезней органов дыхания является использование методов коррекционного и психотерапевтического воздействия на психоэмоциональный статус болеющих детей (Чучалин А.Г., 1997). Но до настоящего времени не выделены значимые для психотерапевтической помощи симптомокомплексы психосоматических расстройств у детей и подростков, не разработаны оптимальные методы психотерапевтического воздействия с учетом возрастного и личностного факторов, что значительно снижает эффективность терапевтического лечения и вторичной профилактики расстройств при бронхиальной астме у детей и подростков. В настоящее время спектр возможных проявлений психосоматических взаимоотношений при бронхиальной астме в клинической практике сформулирован как «астматический дистресс» (Чучалин А.Г., 1997), но это понятие не наполнено клиническим содержанием с точки зрения значимых для оказания психотерапевтической помощи психосоматических расстройств пограничного уровня, а именно, астенических, тревожно-депрессивных состояний, личностных реакций «тревожного ожидания», а также других фиксирующихся в процессе болезни аномально-личностных нарушений. Как у взрослых, так и у детей с бронхиальной астмой, по данным современной литературы, растет частота тревожных расстройств (Bussing et al., 1996). Так, например, паническое расстройство во взрослой популяции по разным данным встречается у 6,5−24% больных бронхиальной астмой. Однако большинство исследований ограничены малым количеством примеров, статистически незначимым. У пациентов с астмой выявлена высокая коморбидность тревожных расстройств основному заболеванию. На сегодняшний день для определения характера и встречаемости тревожных расстройств есть необходимость в статистически более значимых исследованиях, что позволит научно обосновать необходимость коррекции этих расстройств CKaton et al. 2000V

Ведущей задачей в трактовке и лечении бронхиальной астмы является оценка психоэмоционального фактора и его роли в возникновении болезни. Часто можно наблюдать как положительные и отрицательные эмоции оказывают провоцирующую роль в обострении болезни. У каждого больного бронхиальной астмой можно наблюдать своеобразные, присущее только ему, особенности психоэмоционального статуса (Чучалин А.Г., 1997).

Отношения между эмоциями и астмой весьма сложно. Известно, например, что обострения астмы часто связываются с периодами повышенной эмоциональности. Причинно-следственные отношения, связывающие астму с эмоциональностью, до конца не ясны. Неясно, например, предшествует ли высокая тревожность астме либо она складывается как результат постоянного страха приступа удушья (Horton et al., 1978).

В настоящее время выделен ряд объяснительных моделей, а также опосредующих физиологических звеньев, связывающих астму с эмоциональностью (Lehrer et al., 1993). Среди возможных механизмов связи БА и эмоций выделяют, например, эффект «индивидуальной стереотипии ответа» (Lacey & Lacey., 1958), предиспозиции, обнаруженной у астматиков, — отвечать стереотипно (бронхоспазмом) на самые разные по своей природе стрессы.

Возможно, определенный свет на данную проблему проливают современные представления о функциональной организации центрального дыхательного механизма с его афферентными системами (Бреслав, 1994).

Лабильность дыхательного паттерна, характерные реакции дыхания на эмоциональные воздействия — все это привлекало внимание исследователей и с точки зрения терапии. Известно, например, что медитация ведет к снижению частоты дыхания и повышению его регуляции, облегчает его произвольную задержку.

Спектр возможных форм проявления всего комплекса психосоматических взаимоотношений БА и эмоций встречающегося в клинической практике, так называемый «астматический дистресс» (Чучалин А.Г., 1997), весьма широк. Это и различные астенические и психопатические состояния, развившиеся на фоне болезни, связанные с ответной реакцией ЦНС на патологические процессы в органах дыхания, а также с влиянием определенных видов психотерапии. Наконец, это влияние актуальных жизненных событий на возникновение и течение заболевания. Явления астматического дистресса, в реальной клинической практике существующие в известном единстве, можно представить в виде следующих трех компонентов:

1. БА как обобщенный ответ организма на эмоционально неблагоприятную жизненную ситуацию-

2. Влияние эмоций на течение БА

3. БА как причина эмоционального неблагополучия. В каждом конкретном клиническом случае эти компоненты представлены в различных соотношениях в зависимости от множества факторов: ведущего патогенетического механизма БА, степени тяжести и длительности заболевания, особенностей личности больного и т. д. Субъективные симптомы БА составляют 5 кластеров: паника-страх, раздражительность (возбудимость), гипервентиляция-гиперкапния, бронхиальная обструкция, утомляемость (астения) (Гиндикин В.Я., 2000).

Вместе с тем, в области психосоматических исследований Б, А ощущается определенный недостаток патопсихологических исследований, представляющих собой некую теоретическую оппозицию тенденциям сведения психических феноменов при астме к психологическим и нейрофизиологическим аспектам. Перевод психосоматических взаимоотношений при астме на язык нейрофизиологических связей, несомненно, дает исследователю такие важные преимущества, как объективность анализа и возможность подтвердить объяснение феноменов лабораторными данными. Однако при этом в проблематике факторов астмы не учитывается «психологическая реальность» (Чучалин А.Г., 1997).

Исследования психологических факторов БА проводились главным образом в рамках двух направлений психологической науки — психоанализа (Alexander, French (1948), Dunbar (1948)) и психологии поведения (бихевиоризм) (Garrick et al., 1989- Creer, 1990). Эти подходы отличала общая тенденция к изучению личности больного, семейного анамнеза, а также весьма позитивная в то время тенденция к психологизации терапии. За счет этого произошло движение вперед — от медицины органов к медицине целостности и личностно-ориентированного подхода. В настоящее время больной не рассматривается в отрыве от контекста (психологического, семейного, социального), а данный контекст, в свою очередь, используется в целях оптимизации лечебного и реабилитационого процессов. В качестве психологического контекста выступает совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик больного- в качестве социальной системы — его семья, профессиональное окружение, общество в целом (Wood, 1993- Ruiz Ruiz, 1993).

Касаясь собственно психотерапевтических методов лечения БА, необходимо отметить психодинамические бихевиоральные подходы (релаксация, функциональная разрядка, десенсибилизация и биообратная связь), гипноз, групповую психотерапию, семейную терапию, долгосрочную индивидуальную психотерапию, а также аутотренинг. Однако эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение. В противном случае их эффективность не превышает тех, которые даны как простые советы и поддержка (Гельдер М., 1999). Результаты множества клинических исследований этих методов, в том числе методов аутогенной тренировки и прогрессивной релаксации, весьма противоречивы (Creer et al., 1991- Vazquez & Bucceta, 1993) — кроме того почти все статистически значимые исследования проводилось среди взрослого населения (Куприянов С.Ю., 1985- Семенова Н. Д., 1992). В настоящее время в психотерапии доминирует тенденция к интегративному подходу, в том числе в связи с индивидуальными социальными и национально-психологическими особенностями, так «гго сегодня мы говорим о мультимодальной системной российской модели психотерапии (Макаров В.В., 2000). В связи с этим появляется возможность более дифференцированного психотерапевтического подхода в каждом отдельном случае и, вероятно, повышения курабелыюсти многих заболеваний, в том числе и психосоматических.

Целью выполненного исследования была разработка оптимальных приемов и средств психотерапевтической помощи, а именно, аутогенного тренинга (AT) в комплексном лечении психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой. Выполнение запланированной цели достигнуто через решение конкретно сформулированных задач, которые включали в себя выделение значимых для психотерапевтической помощи психосоматических расстройств у подростков, болеющих бронхиальной астмой, разработку критериев оценки эффективности приемов и средств аутогенной тренировки в лечении бронхиальной астмы у подростков, как в условиях стационарной, так и, что особенно важно, в условиях амбулаторной поликлинической помощи.

Цель исследования: Разработка оптимальных приемов и средств аутогенной тренировки в комплексном лечении психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой .

Задачи:

1. Выделить значимые для психотерапевтической помощи средствами AT клинические и клинико-психологические признаки психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой.

2. Разработать клинико-психологические критерии оценки прогностической эффективности AT в лечении бронхиальной астмы у подростков.

3. Провести сравнительную оценку комплексного лечения бронхиальной астмы с использованием AT для коррекции психосоматических расстройств у подростков.

4. Разработать методические рекомендации по внедрению методов AT в практику амбулаторной помощи для предупреждения рецидивов психосоматических расстройств у подростков с БА.

Научная новизна исследования.

Впервые выделены и изучены в возрастном аспекте (подростковый возраст) клинические и психологические особенности психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой. Показано, что наряду с пограничными психическими расстройствами астенического и тревожно-депрессивного регистров значимыми для психотерапевтического воздействия являются определенные психологические особенности реагирования, а именно, эмоциональная нестабильность, неустойчивость к стрессу и трудности социальной адаптации.

Показано, что метод аутогенной тренировки в эмоционально-стрессовой модификации (Ю.Л.Покровский, 1985) является эффективным психотерапевтическим методом для коррекции этих расстройств у подростков. Впервые в комплексном лечении подростков, больных бронхиальной астмой апробированы и внедрены приемы и средства аутогенной тренировки эффективные при лечении психосоматических расстройств в условиях терапевтического стационара и амбулаторной службы.

Впервые апробировано использование метода AT для вторичной профилактики психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой в условиях домашней ситуации при самостоятельном использовании метода.

Практическая значимость исследования.

Комплексный клинико-психологический и клинико-социальный анализ психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой способствует совершенствованию многоосевой оценки психических расстройств пограничного уровня, включая характеристику нарушений эмоциональной стабильности-нестабильности и психосоциальной адаптивности. Эти данные имеют значение для характеристики уровня социального функционирования несовершеннолетних с бронхиальной астмой.

Практическая значимость исследования выделенных социально-клинических характеристик при психотерапевтическом воздействии имеет практическое значение для разработки и обоснования форм и средств организации службы психического здоровья подростков, включая в систему комплексной помощи саногенные приемы аутотренинга, ориетированные на формирование устойчивых форм личностной активности пациента во внеболышчных условиях.

Разработанный на основе личностно-ориентированного, модифицированного варианта аутотренинга подход дает возможность использовать его в терапевтических отделениях детских больниц, амбулаторий, а также самостоятельно в условиях дома после краткосрочного обучения.

В целом это приводит к повышению эффективности терапии подростков с бронхиальной астмой, снижение в связи с этим количества осложнений, а также частоты и длительности госпитализации по данному заболеванию.

Апробация работы.

Основные положения диссертационного исследования работы представлены на XI Всероссийском конгрессе педиатров (Москва, 2003). Результаты исследования и метод психокоррекци представлены в Методическом пособии для врачей (Союз педиатров России, Научный Центр здоровья детей РАМН, Ассоциация детских аллергологов и иммунологов России, Москва, 2004) и в сборнике по социальной психиатрии ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2004.

Аутогенная тренировка в комплексном лечении психосоматических расстройств у подростков с бронхиальной астмой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выводы.

1. Основными психическими симптомами у подростков с атопической бронхиальной астмой являются тревога, гипотимия, астения. Ведущим психическим расстройством у подростков в возрастном периоде 12−16 лет, страдающих атопической бронхиальной астмой с различным типом течения, является «генерализованное тревожное расстройство детского возраста» с преобладанием когнитивного компонента тревоги, нерезко выраженными вегетативными симптомами и поведенческими реакциями.

2. Ведущими расстройствами социальных отношений на психологическом уровне являются нарушения средовой психической адаптации со сниженной стрессоустойчивостью, которые определяются эмоциональной нестабильностью.

3. Метод аутогенной тренировки на основе ступенчатого эмоционально-стрессового варианта AT является эффективным у подростков в возрасте 12−16 лет в связи с усилением роли психотерапевта, гетеросуггестии, включением эмоционально-стрессового эффекта, а также группового феномена.

4. При курсовом применении AT у пациентов-подростков с бронхиальной астмой положительная динамика состояния ч характеризуется редукцией тревоги с исчезновением гипотимиии, астении, а также признаков эмоциональной нестабильности. В последующем происходят изменения личностных установок с повышением уровня самооценки и стрессоустойчивости, что вторично обуславливает улучшение уровня социальной адаптации в сферах обучения и общения.

5. Метод аутогенной тренировки на основе ступенчатого эмоционально-стрессового варианта аутогенной тренировки является эффективным при использовании его в стационарных и амбулаторных условиях у подростков 12−16 лет, страдающих атопической бронхиальной астмой. После прохождения курса эмоционально стрессового варианта аутогенной тренировки в лечебно-профилактическом учреждении, возможно применение его подростками самостоятельно в домашних условиях с последующим контролем психотерапевтом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой