Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В настоящее время переосмысливается роль и место психологической адаптации личности, неустанно растет интерес к данной проблеме. Современный мир, в котором действует и живет человек, слишком подвижен и изменчив. Развитие цивилизации в 20−21 вв., проявляющееся в урбанизации городов, глобализации политических и социально-экономических проблем общества, росте компьютерной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к исследованию психологической адаптации личности
    • 1. 1. Проблема изучения психологической адаптации личности
    • 1. 2. Адаптационный потенциал личности
    • 1. 3. Психологические модели внутреннего конфликта как фактора адаптационного потенциала личности
  • Выводы
  • Глава 2. Методология, методы и организация исследования
    • 2. 1. Теоретико-методологическое обоснование экспериментального исследования
    • 2. 2. Методы и организация исследования
  • Глава 3. Результаты экспериментального исследования ** и их обсуяедение
    • 3. 1. Иерархическая организация конфликтности ценностной сферы личности и особенности связей между отдельными конфликтными ценностями
    • 3. 2. Взаимосвязь значимых для адаптационного потенциала психологических свойств и состояний с конфликтностью ценностной сферы личности
    • 3. 3. Классификация типов личности в соответствии с уровнем адаптационного потенциала
  • Выводы

Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время переосмысливается роль и место психологической адаптации личности, неустанно растет интерес к данной проблеме. Современный мир, в котором действует и живет человек, слишком подвижен и изменчив. Развитие цивилизации в 20−21 вв., проявляющееся в урбанизации городов, глобализации политических и социально-экономических проблем общества, росте компьютерной индустрии и др., привело к резкому возрастанию информационных потоков, действующих на сознание отдельного человека. Высокий ритм и изменчивость жизни (недостижимость или утрата любви, здоровья, материального благополучия и т. п.) приводит к повышению психоэмоциональной напряженности человека и снижению его адаптационных возможностей. Постстрессовый фактор по силе влияния на эмоциональное благополучие и удовлетворенность жизнью среди других факторов выходит на первое место. В последнее время стремительно растет и число психосоматических заболеваний, вызванных психической травматизацией, низким адаптационным потенциалом личности. Кроме того, низкий адаптационный потенциал личности напрямую связан с неспособностью разрешать жизненные противоречия.

Очевиден факт высоких требований современного мира к адаптационным ресурсам человека. Поэтому изучение адаптационного потенциала личности, как одного из факторов психологической адаптации, представляет большой интерес для современной психологии: нахождение путей гармонизации взаимодействия личности со средой представляет научно-теоретическую и практическую ценность.

Психологическая адаптация личности в настоящее время является предметом изучения как отечественными (Ю.А. Александровский, Ф. Б. Березин, В. Н. Григорьева, В. В. Гриценко, М. А. Гулина, Л. Г. Дикая, А. Г. Маклаков, A.A. Налчаджян, В. А. Петровский, A.A. Реан, С. А. Шапкин и др.), так и зарубежными (A.L. Kristof, R.S. Lasarus, D.G. Myers, J.K. Norem, H. Thome и др.) исследователями. При большом разнообразии подходов, авторы сходятся во мнении, что изучение психологических и психических механизмов адаптации в настоящее время требует теоретических и прикладных исследований, направленных на выявление системообразующих факторов адаптационного потенциала личности. По мнению К. А. Абульхановой, Г. М. Андреевой, Л. И. Анцыферовой, Е. В. Шороховой и др. проблема определения личностных свойств и состояний, как поля потенциальных возможностей субъекта, приводящих к успешной психологической адаптации, недостаточно разработана.

Изучение личностных механизмов формирования адаптационного потенциала в конечном счете позволит создать механизмы контроля психических процессов, детерминирующих адаптацию человека в окружающем мире. В связи с этим для теоретической психологии особенно актуально выявление психологических свойств, определяющих адаптационный потенциал личности. Для практической психологии важным звеном в работе по обеспечению адаптации человека к измененным условиям жизнедеятельности является также проблема прогнозирования неадекватного поведения путем оценки личностных свойств и состояний, задействованных в психологической и психической само-регул^цашшз фундаментальных отечественных (К.А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.Н. Мяси-щев, С. Л. Рубинштейн и др.) и зарубежных (А. Адлер, К. Левин, Р. Мей, К. Роджерс, Л. Фестингер, В. Франкл, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эрик-сон и др.) работ, в которых изучалась роль мотивационных образований в формировании оптимальных способов жизнедеятельности, указывает на то, что внутренние конфликты являются значимыми психологическими факторами адаптационного потенциала личности.

В то же время Л. Г. Дикая, A.B. Махнач, Е. Е. Торчинская, A.L.Kristof и др. считают, что проблема адаптационного потенциала (стрессоустойчивости) с позиций ценностных ориентаций личности в настоящее время недостаточно исследована.

Понимание структуры и иерархии ценностно-мотивационной сферы личности как сферы ее внутренних конфликтов с методологических позиций современной отечественной и зарубежной психологии определяет понимание высших регуляторно-поведенческих адаптивных механизмов жизнедеятельности человека. Субъективная недостижимость или утрата (конфликтность) тех или иных ценностей, к которым стремится личность в процессе жизненного пути, может привести к нарушению механизмов эмоциональной саморегуляции, что является важным показателем снижения адаптационного потенциала личности.

Анализ существующих подходов к решению указанной проблемы показал, что для теоретической психологии весьма актуальным является изучение особенностей влияния конфликтности ценностной сферы личности на психологические свойства и состояния, определяющие ее адаптационный потенциал, т.к. в данном аспекте эта проблема является наименее изученной как в нашей стране, так и за рубежом.

Таким образом, выбор целей и задач настоящего исследования вызван, с одной стороны, недостаточной разработанностью этой темы, с другой — необходимостью разработки принципов, критериев и методов диагностики адаптационного потенциала личности, базирующейся на методологии ценностно-мотивационного подхода к исследованию личности.

Объект исследования: адаптационный потенциал личности.

Предмет исследования: особенности влияния конфликтности ценностной сферы личности на ее адаптационный потенциал.

Цель исследования: изучить особенности влияния конфликтности ценностной сферы на адаптационный потенциал личности.

Гипотезы исследования:

1. Конфликтности разных ценностей в различной степени влияют на адаптационный потенциал личности.

2. Существует некоторый критический порог конфликтности ценностной сферы личности, при превышении которого существенно снижается ее адаптационный потенциал.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, раскрывающие подходы к исследованию механизмов психологической адаптации личности и ее адаптационного потенциала.

2. Изучить иерархическую организацию конфликтности ценностной сферы личности и исследовать особенности связи между отдельными конфликтными ценностями.

3. Изучить взаимосвязь значимых для адаптационного потенциала психологических свойств и состояний с конфликтностью ценностной сферы личности.

4. Разработать классификацию типов личности в соответствии с разными уровнями адаптационного потенциала.

Теоретико-методологическими основаниями исследования послужили: принципы системного подхода к изучению психологических явлений (Б.Г. Ананьев, В. А. Ганзен, Б. Ф. Ломов, B.C. Мерлин, Ю. В. Микадзе, A.A. По-нукалин, Р.Х. Тугушев);

— ценностно-мотивационный подход к исследованию личности (К.А. Абульханова, Л. И. Анцыферова, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, М. Рокич, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, Ш. Шварц, В.А. Ядов);

— положение А. Ф. Лазурского о выделении в структуре психики двух взаимосвязанных уровней — экзои эндопсихики;

— концепции и положения психологической адаптации (Ю.А. Александровский, В. Г. Асеев, Ф. Б. Березин, Л. Г. Дикая, А. Н. Леонтьев, A.A. Налчаджян, A.A. Реан, С.Л. Соловьева);

— структурная модель личностного адаптационного потенциала (А.Г. Маклаков);

— положения психоаналитической, когнитивной и экзистенциально-гуманистической психологии о внутренних конфликтах в потребностной и цен-ностно-мотивационной сфере как ведущем факторе адаптационного потенциала личности (3. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, К. Роджерс, К. Левин, В. Франкл, Л. Фестингер, Р. Мэй, Э. Эриксон).

Методы и методики исследования:

— теоретическое изучение и анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблемеконстатирующий экспериментметоды наблюдения, беседы, анкетирования;

— методика «УСЦД» Е. Б. Фанталовой, модифицированная И.А. Красиль-никовым («М-ЦД») для измерения интегрального показателя конфликтности ценностной сферы личности и конфликтности отдельных ценностейФрей-бургский многопрофильный личностный опросник РР1 (адаптированный в СПбГУ), позволяющий диагностировать психологические свойства и состояния, значимые для адаптационного потенциала личностиопросник «Самооценка» В. В. Шпалинского и Л. В. Морозоваопросник «Уверенность в себе» С. Рейтасаанкета «Психологическая удовлетворенность в различных жизненных сферах» И. А. Красильникова;

— математические методы обработки данных: и-критерий Манна-УитниX, -критерий Пирсонафкритерий углового преобразования Фишера--критерий Колмогорова-Смирнова-критерий Стьюдентакорреляционный анализ (программа 8ТАТ18Т1СА).

Этапы исследования:

I этап (2002 г.): общий обзор научной литературыуточнение проблемного поля исследованийпервичный подбор методикадаптация методики «УСЦД» Е. Б. Фанталовойпроведение пилотажного исследования.

II этап (2003;2004 гг.): поиск и обобщение теоретических данных в отечественной и зарубежной литературе по теме исследованияуточнение формулировки гипотезсоставление плана и задач экспериментального исследованияпроведение экспериментаподбор математических методов статистического анализаобработка данных экспериментаанализ, обобщение результатов исследования и их публикация.

III этап (2004;2005 гг.): окончательная корректировка темы работы на основе дополнительного анализа результатов теоретического и экспериментального исследованиясистематизация и оформление полученных данных.

Научная новизна исследования:

— выявлены особенности влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал;

— впервые установлено, что существует критический порог конфликтности ценностной сферы, при превышении которого наблюдается качественное изменение (снижение) адаптационного потенциала личностиконфликтность ценности «уверенность в себе» является универсальным показателем высокой конфликтности ценностной сферы и низкого адаптационного потенциала личности;

— на основе методики «УСЦД», модифицированной И. А. Красильниковым, предложена классификация типов личности, позволяющая оценить уровень адаптационного потенциала.

Теоретическая значимость исследования:

— теоретически обосновано и экспериментально подтверждено положение о конфликтности ценностной сферы личности как системном факторе, влияющем на адаптационный потенциал;

— подтверждено теоретико-методологическое положение о том, что структура и иерархия ценностно-мотивационной сферы личности как сферы ее внутренних конфликтов определяет понимание высших регуляторно-поведенческих механизмов адаптационного потенциала личности.

Практическая значимость исследования.

Результаты, полученные в исследовании, позволяют эффективнее решать проблемы психологической адаптации личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации или имеющей опыт психологической травматизации.

Экспресс-методика «М-ЦЦ» и разработанная двухфакторная классификация типов личности могут быть использованы в диагностике и психокоррекции адаптационного потенциала личности (при приёме на работу, в психологических консультациях, семейном консультировании и т. п.) в целях выявления, прогнозирования и предупреждения психологической и психической дезадаптации.

Результаты исследования могут быть включены в лекционные и семинарские занятия по курсам: «Психология личности», «Психодиагностика», «Психологическое и психотерапевтическое консультирование», «Медицинская (клиническая) психология», «Социальная психология личности», на спецкурсах по проблемам адаптационного потенциала личности и его психокоррекции.

Достоверность результатов исследования обеспечена: корректностью подбора теоретико-методологических положений и принципов, соответствующих поставленной проблеменаучно обоснованными психологическими методами исследованиярепрезентативным объемом выборкиконвенционально принятыми нормами уровня значимости в статистических расчетах.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Системообразующим и иерархически наивысшим по значимости элементом конфликтности ценностной сферы личности является конфликтность ценности «уверенность в себе», которая является существенным и универсальным показателем-индикатором высокого уровня общей конфликтности, как у мужчин, так и у женщин. Конфликтность ценности «уверенность в себе» существенно снижает адаптационный потенциал личности.

2. Конфликтность ценности «уверенность в себе» имеет различную степень связи с конфликтностью других ценностей: наиболее сильная связь ее с конфликтностью ценностей «любовь», «здоровье" — слабая связь — с конфликтностью ценностей «активная деятельная жизнь», «познание», «красота природы и искусства», «творческая деятельность».

3. Существует критический порог конфликтности ценностной сферы, при превышении которого происходит существенное снижение адаптационного потенциала личности: согласованно повышаются раздражительность, депрессив-ность, спонтанная агрессивность, неуверенность в себе, неудовлетворенность в различных жизненных сферах. Этот порог обладает системообразующими свойствами, а его значение («точка перегиба») может служить критерием при оценке адаптационного потенциала личности.

3. Адаптационный потенциал различных типов личности зависит от соотношения показателей «запас уверенности в себе» и «общая конфликтность ценностной сферы», измеряемых по методике «М-ЦД» (модификация методики Е.Б. Фанталовой), которая является валидной при исследовании конфликтности ценностной сферы личности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации на научных межвузовских и международных конференциях по проблемам психологической адаптации личности в гг. Балашов (2003) и Саратов (2004). Результаты исследования заслушивались на заседании кафедры психологии СГУ (2005), на методических объединениях школьных психологов г. Энгельса (2003), использовались при чтении лекций по курсам «Психология личности», «Психодиагностика», «Психологическое и психотерапевтическое консультирование», «Социальная психология личности» для студентов СГУ, и Пензенского ГПУ. Методика «М-ЦД» и результаты исследования используются в работе главного специалиста (психолога) отдела кадров прокуратуры Саратовской области, школьными психологами г. Саратова и г. Энгельса, на курсах переподготовки офицеров запаса г. Саратова, при профотборе в военном институте МВД г. Саратова и в других учреждениях.

Последовательность решения основных задач исследования определила структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и трёх приложений. Основной текст занимает 135 страниц и включает 25 рисунков, 8 таблиц, библиография насчитывает 227 наименований (в том числе 14 иностранных), приложения занимают 42 страницы.

Результаты исследования показали, что как у мужчин, так и у женщин конфликтность ценности «уверенность в себе» приводит к существенному увеличению ОВК. Кроме того, достоверных различий в распределениях показателя ОВК (ЗУС) между группами мужчин и женщин не обнаружено. Это дает основание утверждать, что и те и другие на конфликтность ценности «уверенность в себе» одинаково реагируют значительным увеличением конфликтности ценностной сферы выше критического порога. Исходя из этого можно утверждать об универсальности конфликтности ценности «уверенность в себе» как системного фактора адаптационного потенциала личности.

Конфликтность ценности «уверенность в себе» является сложным фактором адаптационного потенциала. С одной стороны, конфликтность этой ценности может быть вызвана или являться результатом деятельности, которая образует для личности ценность и смысл. С другой стороны, конфликтность ценности «уверенность в себе» сама может быть источником блокировки ценностной мотивации. В обоих случаях конфликтность ценности «уверенность в себе» «замыкает на себя» другие конфликтности ценностей, т. е. обладает системообразующим свойством.

В связи с этим исследовалась структура связи конфликтности ценности «уверенность в себе» с другими ценностями. В данном исследовании не выявлено ни одного случая, когда конфликтность ценности «уверенность в себе» встретилась бы изолированно, т. е. без конфликтностей других ценностей. Это может означать, что уверенность в себе имеет смысл для человека не сама по себе, как оторванный от жизненной среды феномен. Уверенность в себе имеет для человека смысл тогда, когда она обеспечивает ему душевную силу для самореализации и полноценного осуществления себя в социальном мире. Очевидно, она зависит от имеющегося положительного или отрицательного жизненного опыта.

Экспериментальные результаты показали, что конфликтность разных ценностей имеет различную степень связи с конфликтностью ценности «уверенность в себе».

Наиболее сильная связь выявлена с конфликтностью ценностей «любовь», «здоровье», «счастливая семейная жизнь»: эти ценности достоверно чаще других сопровождают конфликтность ценности «уверенность в себе». Субъективная недостижимость этих ценностей с высокой вероятностью отражается на уверенности личности в себе, что, в свою очередь, значительно снижает адаптационный потенциал. Конфликтность ценностей «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «свобода, как независимость в поступках и действиях», «творческая деятельность» имеют среднюю силу связи с конфликтностью ценности «уверенность в себе». Конфликтность ценностей «активная деятельная жизнь», «познание», «красота природы и искусства» имеют слабую силу связи. Последнее означает, что их фрустрация оказывает слабое влияние на уверенность в себе, а значит и на адаптационный потенциал личности.

На основе исследования особенностей связи показателей ЗУС и ОВК выявлен критический порог конфликтности ценностной сферы личности (метрический показатель — «точка перегиба» — ОВК = 19 ед.), при превышении которого наблюдается скачкообразное увеличение числа индивидов с низким ЗУС и распадаются связи между показателями ЗУС и ОВК: при высоком ОВК коэффициенты корреляции близки к нулю, а при низком ОВК — относительно высокие на значимом уровне. Кроме того, при переходе от низкого ОВК (ОВК < 19) к высокому отмечается одновременное существенное усиление некоторых личностных свойств и состояний (достоверно повышаются спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, неуравновешенность, эмоциональная неустойчивость, феминность и снижаются самооценка, уверенность в себе и реактивная агрессивность).

Этот факт говорит, что при превышении конфликтности ценностной сферы критического порога повышается дезинтеграция личности, происходит некоторая потеря ее целостности, что, говорит о снижении ее адаптационного потенциала. При этом конфликтность ценности «уверенность в себе» в значительной степени детерминирует превышение конфликтности ценностной сферы порогового критического значения («точки перегиба»).

В исследовании также выявлено, что группа лиц, обратившихся за помощью в психологическую консультацию, имела высокую конфликтность ценностной сферы. Ими субъективно отмечались признаки дезадаптированности как на психическом уровне (депрессивность, нарушение сна, хроническая тревожность, эмоциональная напряжённость и т. п.), так и на психологическом (пессимистическое восприятие действительности, чувство одиночества, неуверенности в себе, и т. п.).

При обследовании лиц из подразделений спецназа МВД, прошедших неоднократный профотбор, была выявлена низкая конфликтность ценностной сферы в сочетании с высоким запасом уверенности в себе. По данным анкетирования ими отмечалась достоверно более высокая удовлетворенность в различных жизненных сферах, по сравнению с первой группой.

Эти исследования подтверждают положение, что запас уверенности в себе и конфликтность ценностной сферы служат важными факторами адаптационного потенциала личности. Высокая конфликтность ценностной сферы и низкий запас уверенности в себе снижают адаптационный потенциал, а низкая конфликтность ценностной сферы и высокий запас уверенности в себе повышают его.

Полученная классификация типов уверенных/неуверенных в себе личностей позволяет оценить уровень адаптационного потенциала личности на основе рассмотрения двух показателей — ОВК и ЗУС. В данной классификации выделено три типа личностей: «уверенные в себе», «явно неуверенные в себе» и «латентно неуверенные в себе».

Уверенные в себе" имеют низкую конфликтность ценностной сферыОВК < 19 (ед.) и высокий запас уверенности в себе — ЗУС > 0- они обладают высоким адаптационным потенциалом и способны, по-видимому, к гибкой перестройке ценностно-смысловой сферы.

Латентно неуверенные в себе" имеют высокую конфликтность ценностной сферы — ОВК > 19 (ед.) и высокий запас уверенности в себе — ЗУС > 0- их адаптационный потенциал снижен по сравнению с группой «уверенные в себе». Уверенность в себе субъективно сохранена, но возможно, что она просто декларируется, а за ней скрывается неуверенность. В силу высокого рассогласования в ценностной сфере эти лица, вероятно, испытывают некоторые затруднения в перестройке ценностно-смысловой сферы. Для них характерно проявление маскулинных качеств по сравнению с «явно неуверенными в себе», что возможно связано с усилением «защитной мотивацией» и активизацией компенсаторных механизмов психологической защиты.

Явно неуверенные в себе" имеют высокую конфликтность ценностной сферы — ОВК > 19 (ед.) и низкий запас уверенности в себе — ЗУС < -4- они имеют низкий адаптационный потенциал. Возможно, механизмы психологической защиты у них не срабатывают и перестройка ценностно-смысловой сферы крайне затруднена.

Данная классификация, с опорой на методику «М-ЦД», может быть использована при психодиагностике адаптационного потенциала личности для прогнозирования и предупреждения дезадаптивных процессов, а также для оптимизации психолого-психотерапевтической помощи.

Анализ результатов исследования выявил ряд дополнительных проблемных вопросов:

— обладает ли конфликтность ценности «уверенность в себе» свойствами системности для адаптационного потенциала в различных возрастных группах;

— является ли значение порога конфликтности ценностной сферы личности своеобразной психологической константой, подобной тем, которые мы находим в физической науке;

— отличается ли адаптационный потенциал индивидов с различными значениями ЗУС при одинаковых уровнях ОВК? Мы предполагаем, что адаптационный потенциал таких лиц тем выше, чем больше ЗУС;

— существует ли связь между выделенными типами личностей и их способностью к перестройке ценностно-смысловой сферы? Как считает A.A. Реан, наличие этой способности является важным условием высокого адаптационного потенциала. В процессе жизнедеятельности личностям с более высоким адаптационным потенциалом удаётся быстрее перестраивать ценностно-смысловую сферу;

— в дальнейшем представляет интерес провести вместо срезового исследования (как это было сделано в настоящей работе), лонгитюдное исследование, чтобы отследить динамику конфликтности ценностной сферы в зависимости от начального уровня адаптационного потенциала в процессе психологической адаптации личности;

— у каждого субъекта имеется свой индивидуальный порог личностной толерантности при утрате той или иной витальной ценности, при превышении которого начинают активизироваться дезадаптивные (защитные) психические механизмы регуляции поведения. Поэтому имеет смысл исследовать особенности связей конфликтности ценностей как фактора адаптационного потенциала с разными типами психологических защит.

Психотерапевтами и психологами зарубежной психоаналитической и экзистенциальной школы на основе феноменологического анализа был отмечен и неоднократно указывался в соответствующей литературе тот факт, что утрата уверенности в себе, является существенным показателем личностно-эмоциональной дезадаптации. Исследование, проведенное на основании ценно-стно-мотивационного подхода к исследованию личности, позволило нам подтвердить данное положение.

На своём жизненном пути каждый человек встречается как с внешними, так и с внутренними преградами, которые могут значительно блокировать его ведущую деятельность по достижению тех или иных ценностей. От того, насколько личности удается преодолевать эти препятствия, зависит ее вера в себя и в свои силы.

Неуверенность в себе, как характеристика самоотношения, имеет ярко выраженный амбивалентный характер, глубоко затрагивает эмоциональную сферу и представляет для личности особую проблему, т.к. ее субъективная недостижимость воспринимается как внутреннее труднопреодолимое препятствие. Трудность совладания личности с неуверенностью в себе может повлечь за собой вторичную психологическую дезадаптацию, Поэтому возникает сложный аспект проблемы адаптационного потенциала: каким образом возможно совла-дание личности с собственной неуверенностью в себе.

Перед практической психологией стоит важная задача: найти способы и методы воздействия на личность, которые повысили бы ее адаптационный потенциал, позволяя личности вернуть веру в себя и в свои силы, полноценно реализовать себя в обществе. По нашему мнению, феномен «неуверенность в себе» связан с изменениями в эмоционально-волевой сфере, глубинной экзистенциальной тревожностью и является следствием психологической посттрав-матизации. Для доказательства этого требуются дальнейшие исследования с опорой на феноменологический анализ личности.

Полученные результаты могут быть использованы как в теоретическом аспекте для построения новых структурно-функциональных моделей адаптационного потенциала личности, так и в прикладном аспекте (психокоррекция, психологическое консультирование, психодиагностика и др.), что, в конечном счете, повысит эффективность профессиональной деятельности психолога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показало теоретическое и экспериментальное исследование, проблема изучения влияния конфликтности ценностной сферы личности на ее адаптационный потенциал в настоящее время, требует углублённой и системной разработки. В данной работе мы опирались, в рамках личностного подхода, на методологическое положение развиваемой отечественной школой, что высшим регулятором жизнедеятельности человека является ценностно-мотивационно-смысловая организация личности.

Современный человек, включённый в систему социальных отношений, вынужден интериоризовать систему тех ценностей, которые предлагает ему обществокроме того, каждый человек индивидуально и избирательно реагирует на утрату субъективно значимых ценностей. Любая ценность обладает для личности мотивационно-смысловым началом, «притягивает» личность к себе, а значит, потенциально может являться источником внутреннего конфликта. Чем сильнее мотивация, тем выше ранг данной ценности в иерархической структуре ценностной сферы личности, тем выше вероятность испытать эмоциональную фрустрацию и амбивалентные чувства при ее субъективной недостижимости. Такие ценности являются конфликтными. Утрата или субъективная недостижимость той или иной важной ценности в процессе жизнедеятельности изменяет (нарушает) мотивационно-смысловую систему личности. Значительная конфликтность (рассогласование) между «хочу» и «могу» в ценностной сфере личности может существенно понижать уровень эмоциональной саморегуляции (адаптационный потенциал личности).

Каждый человек имеет индивидуальные психологические (личностные) и психофизиологические свойства, которые составляют его адаптационный потенциал.

В настоящей работе изучалась степень влияния конфликтности ценностной сферы на адаптационный потенциал личности. Высокая конфликтность ценностей может сопровождаться усилением отрицательных переживаний и приводить к снижению адаптационного потенциала. Как показало теоретическое и экспериментальное исследование, конфликтность ценностной сферы личности является системным фактором, влияющим на адаптационный потенциал,.

Существует ряд конфликтных ценностей, которые существенно снижают адаптационный потенциал личности и затрудняют процесс психологической адаптации.

Конфликтность (субъективная недостижимость) ценностей в различной степени участвует и в формировании конфликтности ценностной сферы. Исследование иерархической организации конфликтности ценностной сферы личности показало, что из представленных 12 ценностей, конфликтность ценности «уверенность в себе» имеет системное значение в формировании конфликтности всей ценностной сферы. Причем также достоверно чаще других принимает участие конфликтность ценностей «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь».

Для ценности «уверенность в себе» зарегистрировано значительное превышение (в 2 раза) числа наблюдений высокого уровня конфликтности по сравнению с низким. Для других ценностей это соотношение в основном приобретает противоположный характер: частота наблюдений с высоким уровнем конфликтности либо достоверно меньше, либо достоверно не отличается от частоты с низким уровнем конфликтности. Данный факт позволил нам говорить о чрезвычайно высокой важности для личности обладания ценностью «уверенность в себе» по сравнению с другими ценностями.

Изучалась степень влияния конфликтности отдельных ценностей на общий интегральный показатель конфликтности ценностной сферы. Исследование показало, что только конфликтности двух ценностей — «любовь» и «уверенность в себе» — существенно увеличивают конфликтность всей ценностной сферы (р < 0,01). Несколько меньший вклад вносят конфликтности ценностей «наличие хороших и верных друзей», «свобода как независимость в поступках и действиях» (р < 0,05).

На основе проведенного анализа иерархии конфликтных ценностей был сделан вывод, что центральным фигурантом в формировании общей конфликтности является ценность «уверенность в себе». Эта ценность, в отличие от других исследованных нами ценностей, обладает свойством самоотношения, а значит, в значительной степени эмоционально связана с самооценкой личности. Неуверенность в себе является достоверно значимым показателем высокой общей конфликтности ценностной сферы личности. Очевидно, что для успешной самореализации в различных сферах социальной жизни современному человеку жизненно важно чувствовать уверенность в себе, в собственных силах.

В процессе адаптации методики «УСЦД» Е. Б. Фанталовой была проведена замена понятия «конфликтность ценности уверенность в себе» на понятие «запас уверенности в себе», т.к., по нашему мнению, оно более адекватно отражает прикладной смысл адаптационного потенциала личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульханова. — М.: Москов. психолого-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
  2. К.А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
  3. К.А. Проблемы исследования индивидуального сознания / К. А. Абульханова, М. И. Воловикова, В. А. Елисеев // Психол. журн. Т. 12. -1991.-№ 4.-с. 27−40.
  4. А. Наука жить: пер. с англ. / А.Адлер. Киев: Port-Royal, 1987. — 288 с.
  5. X. Психологические теории тревожности / X. Айзенк // Тревога и тревожность / сост. и общ. ред. В.М. Астапова- СПб.: Питер, 2001. -с. 224−247.
  6. М.К. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / М. К. Акимова, К. М. Гуревич. СПб.: Питер, 2003. — 652 с.
  7. Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа / Г. В. Акопов. Самара: Изд-во СНЦ РАН — Сам. ИКП, 2002. — 206 с.
  8. Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение / Ф. Александер- пер. с англ. А. М. Боковикова, В. В. Старовойтова. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — 336 с.
  9. А.А. Психотерапия: Учебное пособие / А. А. Александров. -СПб.: Питер, 2004. 480 с.
  10. Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей / Ю. А. Александровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -576 с.
  11. Ю.Е. Ролевой конфликт работающих женщин / Ю. Е. Алешина Е.В.Лекторская // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 80−88.
  12. Р. Самоутверждающее поведение / Р. Альберти, М. Эмонс- пер. с англ. М. В. Горшкова. — СПб.: Академический проект, 1998. 190 с.
  13. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2002.-288 с.
  14. А., Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 688 с.
  15. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001.-376 с.
  16. А.Я. Конфликтология: Учеб. для студентов вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. М.: Издат. образование «ЮНИТИ», 1999. — 551 с.
  17. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования / Л. И. Анцыферова //Психол. журн. Т. 13. — 1982.-№ 5. — с. 12−25.
  18. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова//Психол. журн.-Т. 15.- 1994.-№ 1.-е. 3−18.
  19. Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. Т. 17. — 1996. — № 6. — с. 60−71.
  20. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. Т. 14. — 1993. -№ 2.-с. 8−16.
  21. Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. Т. 22. — 2001.-№ 3.-е. 86−99.
  22. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. Т. 20. — 1999. — № 1. — с. 6−19.
  23. М.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Л. И. Анцыферова // Вопросы психологии. 1978. — № 1.-е. 37−50.
  24. Г. Г. Стресс и его механизмы / Г. Г. Аракелов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1995. -№ 4. — с. 45−54.
  25. В.Г. Структура мотивации поведения / В. Г. Асеев // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Темат. об. науч. работ. -М.: ИП АН РАН, 1998. с. 5−8.
  26. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для вузов / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 367 с.
  27. М.Е. Эмоциональный стресс в этиологии и патогинезе психологических и психосоматических заболеваний / М. Е. Бачериков, М. П. Воронцов, П. Т. Петрюк и др. Харьков: Основа, 1995. — 276 с.
  28. Белинская Е. П Социальная психология личности: Учеб. пособ. для вузов / Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. -М.: Аспект-Пресс, 2001. 301 с.
  29. С.А. Отклоняющееся поведение личности / С. А. Беличева // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / под ред. В. А. Лабунской. -М.: Гардарики, 2001. с. 308−318
  30. А.Ф. Психологические характеристики индивидуальных поведенческих тактик адаптации к дополнительному респираторному сопротивлению / А. Ф. Белов, Ю. Ю. Бяловский // Психол. журн. Т. 19. — 1998. — № 2. -с. 119−125.
  31. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. -JL: Наука, 1988.-270 с.
  32. Э. Трансакционный анализ и психотерапия: пер. с англ. / Э. Берн. -СПб.: Братство, 1992. 224 с.
  33. В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В. М. Блейхер, И.В. Крук- под ред. С. Н. Бокова. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 640 с.
  34. A.A. Личность и общение / A.A. Бодал ев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
Заполнить форму текущей работой