Развитие языковой способности при обучении русскому языку в средней школе
![Диссертация: Развитие языковой способности при обучении русскому языку в средней школе](https://westud.ru/work/3564580/cover.png)
Диссертация
При обучении русскому языку в школе необходимо проводить целенаправленную работу по совершенствованию следующих важнейших струтурных компонентов языковой способности: 1) o6i"erojK?]^^ (а) логического мышления — владения логико-языковыми операциями-б)образного мышления: умения сопоставлять словесные, живописные, музыкальные образы, находить цветовые, графические эквиваленты и символическое… Читать ещё >
Содержание
- Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. Проблема развития языковой способности в психологии
- 1. 1. Структура языковой способности."Чувство языка" основополагающий компонент языковой способности
- 1. 2. Языковая интуиция и языковое творчество
- 1. 3. Языковое творчество и эмоциональная активность индивида
- 1. 4. Языковая и творческие способности личности
- 1. 5. Решение зарубежными и отечественными психологами проблемы развития творческого компонента языковой способности личности при обучении в школе
- 2. Педагогические и методические основы развивающего обучения родному языку
- 2. 1. Проблема развивающего обучения в дидактике
- 2. 2. Общие вопросы языкового развития учащихся при обучении русскому языку
- 2. 3. Возможности переноса развивающих зарубежных методик инновационного обучения на материал изучения русского языка в среднем звене школы
- 2. 4. Отечественные методики развития языковой способности учащихся
- 3. Лингвистические основы развития языковой способности личности
- 3. 1. Лингводидактическая концепция структуры языковой личности и её развития. Соотнесённость понятий «языковая личность» и «языковая способность»
- 3. 2. Функционально-семантическое направление в изучении грамматики как средство языкового развития учащихся
- 3. 3. Овладение учащимися тропами, фигурами речи -необходимое условие развития творческого компонента языковой способности личности
- 4. Типы диагностических заданий по общему интеллектуальному) и языковому развитию учащихся в психолого-педагогической литературе
- 1. Проблема развития языковой способности в психологии
- Выводы
- Глава 2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5−11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. v
- 1. Сформированность логико-языковых операций учащихся 5−11 классов общеобразовательной школы
- 2. Уровень развития творческого компонента логического мышления учащихся 5−11 классов
- 3. Степень сформированности языковой догадки учащихся 5−11 классов общеобразовательной школы
- 4. Состояние развития образного строя речи и образного мышления учащихся 5−11 классов
- 5. Сформированность эмоциональной стороны речи учащихся 5−11 классов школы
- 6. Готовность учителей 5−11 классов к внедрению развивающей методики обучения родному языку
- Выводы
- Глава 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5−7 КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
- 1. Структура языковой способности и показатели её развития. Типология развивающих упражнений
- 2. Организация и проведение развивающего эксперимента. Программы развития языковой способности учащихся при обучении родному языку в школе
- 3. Формирование логико-языковых операций учащихся 5−7 классов общеобразовательной школы
- 4. Развитие творческого компонента логического мышления учащихся 5−7 классов общеобразовательной школы
- 5. Совершенствование языковой догадки учащихся
- 5−7 классов общеобразовательной школы
- б. Развитие образного мышления и образной стороны речи учащихся 5−7 классов общеобразовательной школы
- 7. Формирование эмоциональной стороны речи учащихся 5−7 классов общеобразовательной школы
- 8. Общие показатели сформированности творческого компонента языковой способности учащихся контрольных и экспериментальных классов
- Выводы
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 2 95 БИБЛИОГРАФИЯ.
- ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы
- Аветян Э.Г. Смысл и значение.-Ер., 1979.
- Автономова СИ. Обогащение фразеологического запаса учащихся//Рус. яз. в шк.- 1988. — № 3. — 25
- Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык. — М.: Знание, 1983. I
- Айдарова Л.И. О психологических проблемах конструирования учебного комплекса//Проблемы школьного учебника. — Йып. 8. — М., 1980.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М., 1978.
- Айдарова Л.И. Ребенок и слово//Мир детства. Младший школьник. — М., 1981.
- Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников//Вопр. психологии. -• 1964. — № 3. — 55 — 72. ^ 8. Айдарова Л. И., Гаршина И. И. О становлении новой для ребенка учебной деятельности//Вопр. психолог*ии. -1979. — № 3.
- Айдарова Л.И., Цукерман Г. А. Психологическая необходимость изучения «поэФики» в курсе русского языка//Вопр. психологии. — 1977, — М .
- Алексеев Н*Г*, Юдин Э. Г* ИссЛедоваШ^е творчества в науке и обучение творчеству в школе//Научное творчество. — М., 1969. — 387 — 404.
- Ананьев В.Г. О соотношении способностей и одаренности//Проблемы способностей. — М., 1962. * 12. Анастази А. Психологическое тестирование. — М.: Педагогика, 1982. — Кн. 1, — 318 с — Кн. 2. — 295 с.
- Аникин В. Предисловие к книге «Словарь русских пословиц и поговорок»/Сост. В. П. Жуков. — 2-е изд. -М., 1967.
- Аникин В.П. Эпитет в загадках//Эпитет в русском народном творчестве. — М., 1980- - 104 — 119. I 15. Античные теории яЭыка и стиля. — М. — Л., 1936. 1% 16, Аристотель. Об искусстве поэзии. — М.: Гослитиздат, 1957. — 182 с.
- Аристотель. Соч, — Т.4. — М., 1983.
- Артемьева Т.А. Взаимосвязь актуального и потенциального в развитии личности//Психология формирования и развития личности. — М.^ 1981. — 67 — 87.
- Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс//Теория метафоры. — М., 1990. — 22 — 26. * 20. Арутюнова Н. Д. ЯзыКбйая метафорд (синтаксис и Ф лексика)//Лингвистика и поэтика. — М-, 1979. — С. 147 — 173.
- Асеев В.Г. О диалектике детерминации психического развития//Принцип развития в психологии. — М., 1978. — 21 — 38.
- Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философРй^ и математике. — Изд. 2--е. — М.: Мысль, 1965.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория: Ф Учеб. для 5 — 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Просвещение, 1992. — 256 с.
- Валак Н.С. Использование лингвистического текста при изучении причастия//рус. яз. в шк. 1995. — № 1. — 3−8.
- Балли Ш. Французская стилистика. — М., 1961.
- Барлас Л.Г. О категории выразительности и изобразительных средствах языка//Рус. яз. в шк. -1989. — № 1, — 75 — 80.
- Бархударов Г., Досычева Е. И. Грамматика русского языка/Под ред. Л. В. Щербы, 1944.
- Бархударов Г., Крючков СЕ. Учебник русского языка для восьмилетней школы. — 17-е изд. — М.: Просвещение, 1970. — Ч. 1. * 296 с.
- Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного. — М, 1968.
- Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике//Избр. произв.: В 3 т. — Jd./ 1984. -Т.З.
- Белый А. Проблемы творчества. — М.: Советский писатель, 1988. * .19 — 24.
- Белый А. символизм. — М., 1910.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. — М.- Просвещение, 1965.
- Бернштейн М.С. О природе научного творчества//Вопр- философии. — 1961. -• № 6. — 131 — 142.
- Библер В.С. Творческое мышление как предмет логики//Научное творчество. — М., 1969, — 167 -220.
- Блинкина А.И. Взаимосвязь морфологии и синтаксиса при изучении частей речи//Об изучении имени существительного в 5 классе. — М., 1963. — 7−40.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М., 1994. 68 с 37 а. Богин Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов. АД*Д.- Л., 1884.
- Богин Г. И. Современная лингводидактика.- Калинин, 1980.
- Богоявленская Д.Б. О молели проблемной ситуации//Научное творчество. — М., 1969. — 381 -386.
- Вожович Л.И., Славина Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание. — М. г Знание, 1979. — 96 с.
- Бонларко А.В. Грамматическая категория и контекст. — Л.: Наука, 1971. — 115 с.
- Вондарко А.В., Кодухов В. И. О новой модели описания * грамматического строя русского язьйса//Вопр. Л языкознания, — 1971* - № 6. — 31 — 45.
- Бонларко А.&-. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. — Л.: Наука, 19(c)3. — 208 с"
- Вондарко А-В. Теория морфологических категорий. — Л.: Наука, 1976. — 256 с.
- Вондарко А.В. ФункШональная гра:Ш4атйка. — Л.: Наука, 1984. — 136 с.
- Борн М. Физика в жизни моего поколения, — М., 1963. — 144 — 145.
- Де Бройль Л. По тропам науки. — Н., 1962.
- Врунер Дж. Процесс обучения. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 84
- Брусенская Л.А. Комическая экспрессзия числовых форм//Рус. яз. в шк. — 1994. — № 1- - С, 76 — 78. т эоз
- Брушлинский А.в. Воображение и творчество//Научное творчество. — М./ 1969. — 341 — 346.
- Брушлинский А.В. Проблема развития и психология мышления//Принцип развития в психологии. — М.: 1978. — 38 — 62.
- Букина Н.Е. Проверка усвоения системы морфологических ф понятий учащимися средней школы: Автореф. дис … канд. пед. наук. — М., 1971. — 28 с.
- Бунаков А. Преподавание русской грамматики// Методика обучения русскому языку в средних учебных заведениях. — М., 1914. — 8 — 16.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиаг"ностические методы исследования интеллекта. Киев: Иэд-во Об-ва «Знание» УССР, 1985. — 16 с. 50. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. — • Л.: Учпедгиз, 1914. — 248 с. t^ 57. Бголер К. Духовное развитие ребенка* - М., 1930.
- Валлон А. От действия к мысли. — М., 1956. 161
- Вакурой В.Н. Речевые средства юмора и сатиры в советском фельетоне. — М., 1961.
- Васильев Н.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мьшшение. — М.^ 1980-
- Васильева А.Н. Стилистические разработки по русской классике. — М., 1975.
- Васильева А.Н. Стилистический анализ языка художественного произведения. — М., 1966.
- Вещезерский А.И. Развитие логического мышления в связи с изучением грамматики.-Новгород, 1953. — 15 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
- Виноградов В.В.О теории художественной речи.-М., 1971
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова//Рус. яз. в шк. — 1953. — № 5.
- Виноградов В.В. Русский язык: М.: Л.: Учпедгиз, 1947. — 272 с.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
- Виноградов В.В. Язык художественного произведения.//Вопр.языкознания.-1954.-№ 5.-С. 3−26.
- Виноградова В.Н. Словообразовательные средства иронии//Рус. яз. в шк. — 1987. — № 3. — 75 — 80.
- Виноградова И.Ф. Языковые средства сатиры: АКД. — Харьков, 1956.
- Вольф Е.М. Метафора и оценка//Метафора в языке и тексте. М., 1988. — 52 — 65.
- Вообрази себе: Поиграем — помечтаем. — М.: Изд-во «Эйдос, 1994. — 112 с. iif: Э05
- Вудвортс Р. Экспериментальная психология. — М.: ИЛ, 1950.
- Вульфсон Р.Е. Эмоционально-оценочная лексика и контекст//Рус. яз. в шк. — 1991. № 4. — 33.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967.
- Выготский Л. Мышление и речь//Избранные психологические исследования. — М., 1956. 39 -386. т 83. Выготский Л. С* Проблемы обучения и уьлСтвенного развития в школьном возрасте//Избранные психологические исследования. — М., 1956. — 389 -496.
- Гальперин П.Я. Методы обуче.н"1я и умственное развитие ребенка. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
- Гальперин П.Я. Метод «Срезов** и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления//Вопр. психологии. — 1966. — № 4. — 128 — 135.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР. -Т. 1. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. — 3 изд-е. — М., 1965. — 408 с. т т
- Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. -Ч. 2. — 192 с.
- Гдалевйч Л.А., Фудим Э. Д. Уроки русского языка в 5 кл. — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Геллерштейн Г. Интуиция//Педагогическая энциклопедия. — Т. 2. — М., 1965.
- Гордлевская М.Л. Калаббур fe живом диалоге//Рус. яз. i шк. — 1994. № 3. — 71 -75.
- Горлов В.В. Фразеологизмы как средство выразительности на странШшх гаэеты//Рус. яз. в шк. -1992. — Ш 5 — 6. — С* 35−37.
- Горнфельдт А. Пути творчества. — Пг., 1922.
- Горнфельдт А.Г. Фигура в поэтике и риторике//Вопросы теории и психологии творчества. — 2 изд. — Т. 1. -Хар., 1911. — Тропы. — Т. 2. — Хар., 1911.
- Гохлернер М.М. К проблеме развития лингвистических способностей//Материалы конференции по проблеме способностей/Под ред. В. А. Крутецкого. — М., 1970. -С.149 -152.
- Грамматико-стилистические упражнения (при изучении частей речи): Пособие для учителей/Сост. Г. А. Щербакова. — Л.: Просвещение, 1969. — 264 с.
- Граник Г. Г., Вондаренко Л., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Граник Г. Г., Вондаренко Л. Секреты пунктуации. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
- Граник Г. Г., Концевая Л. А., Вондаренко СМ. Когда книга учит. — 2-е изд., доп. — М., 1991.
- Григорьев В.П. Поэтика слова. — М., 1979.
- Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. — М.: Наука, 1986. — 255 с
- Гринвальдт Э.В. Объяснение значений русских пословиц и поговорок/ /Рус. я з. в шк. — 1987. — № 4. — 73 -76 .
- Грузенберг С О. Психология творчества. — Минск, 1923.
- Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад . М., 1992. — 72 с. Юб. Гулыга Е .В. , Шендельс Е. И. Грамматико-лексические поля в современном немецком йзыке. — М.: Просвещение, 1969. — 184 с .
- Гуткина Н.Д. Поэтика слова в русских народных пословицах//Рус. я з. в шк. — 1994. — № 4. 15 — 2 2 .
- Даль В.И. Пословицы русского народа. — М., 1957.
- Десяева Н.Д. Обучение школьников морфологическому анализу на основе репродуктивной и продуктивной деятельности: Дис... «канд. пед. наук. — М., 1987.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научн. трш/йод ред. Д. Б. Эльконима и А. Л. Зенгера. — М., 1981. — 157 с .
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М. Н. Скаткина. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1982.
- ДОДОНОВ Б. И. Эмоции как ценность. — М., 1978.
- Донская Т.К. Лингвистическое развитие в процессе обучения родному языку//Рус. яз. в шк. — 1987. — № 6.
- Донская Т.К. Методические принципы развивающего обучения//Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку. — Л., 1984. — 20 — 34.
- Донская Т.К. Обучение и развитие на уроках русского языка. — Л.: ЛГПИ, 1981. — 67 с.
- Дудников А.В. Методы и приемы преподавания русского языка с точки зрения развивающего обучения//Рус. яз. в шк. — 1985. — М. — 34 -41*
- Дудников А.В. Развивающее обучение на уроках русского яэыка//Рус. яз. в шк. — 1987. — № 2.
- Дункер К. Психология продуктивного мышления//Психология мышления. — М., 1965.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мьлпления. — 2-е изд. — Берлин, 1922. — 196 с.
- Есперсен О. Философия грамматики: Пер. с англ. — М.: Изд-во иностр. лит., 1958. — 404 с* т к анализ слова художественного текста//Русс. яз. в шк. — 1982. — № 2. — 56 — 59.
- Ефремова Т.Ф. О внутриязыковой догадке и изучении словопроизводства русского языка//t'yc. яз. в шк. -1984. — № 3. — 12 — 15.
- ЖИНКИН Н. И. Кодовые переходы во внутренней речи//Вопр. языкознания. — 1964, — № 6. 128-Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М. s Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жуйков Ф. О диагностических заданиях, выявляющих обучаемость школьников родному языку//Материалы конференции по проблеме способностей/Под ред. В. А. Крутецкого. -М.: 1970. — 37 -40.
- Жуйков Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. — М.: Просвещение,. 1964. — 300 с. f^ 131. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок, * 3-е изд., стереотйпмбе. — М., 1968.
- Журавлев А.П. Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения учаЕосихся старших классов. — М./ 1991.
- Журавлев В.И., Воронов В. В. О способах реалиэахдии развивающих возможностей обучения//Рус. яз. в шк. -1985. -№ 4. — 25 — 28.
- Завалишина Д.Н. Интуиция и формирование обобщенного (Ф способа решения задач//Вопр. психологии. — 1979. -№ 2. 135.3анков Л. В. Вопросы обучения и развития учащихся//Сов. педагогика. — 1955. — 55 — 60.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. — М., 1968. 137.3анков Л. В. Избранные педагогические труды. — М., 1990. т 138.3анков Л. В. Развитие младших школьников в процессе обучения//Нач. шк. — 1958. — № 7. — 19 — 24.
- Земская Е.А. Словообразовательные морфемы как средство художественной выразительности//Рус. яз. в шк. — 1965. — Ю. — 53 — 58.
- Зои^мерфельдт К. Е- О вэарталоотношении лексики и грамматики: (К вопросу о выражении сравнений в сложных прилагательных немецкого языка)//Иностр. яз. • в шк. — 1984. — № 5. — С-3 — б* щ 144. Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. — М*, 1976.
- Ильинская И.С. О языковых и внеяэыковых стилистических средствах//Вопр. языкознания. — 1954.
- Инновационное обучение: Стратегия и практика/Под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1994. — 203 с.
- Иоффе В.Г. К вопросу о трактовке способностей в общей психологии и психологии научного творчества//Научное ^ творчество. «М., 1969. — 423 — 429.
- Кабардов M.K., Матова М. А. Межполушарная ассиметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей//Вопр. психологии. — 1988. — № 6. — 106 — 115.
- КаэариЦкая Т. А. Упражнения при функционально направленном обучении rpaMNdaTHke//Иностр. яз. в шк. -1987. — Ю. — 68 — 72.
- Калининский Л.П. Компонент общих и специальных способностей в инливидуальных особенностях образного мышления и структура речи//Материалы конференции по проблеме способностей/Пол ред. В. А. Крутецкого. — М., 1970. — 72 — 75.
- Калмыкова З.И. К вопросу о критериях умственного развития в процессе обучения//Обучение и развитие. -М., 1966. — С И — 13.
- Калмыкова З.И. Некоторые приемы диагносФики di умственного развития в процессе обучения//Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. М., 1964. — 89 — 91.
- Калмыкова З.И. Психологическ>1е принципы раэвивакщего обучения. — М.: Знание, 1979. — 48 с. 155а. Караулов Ю. Н. Русский язык и йэыковая личность.-М.: Наука, 1987. — 263 с.
- Рене М.Кверидо. Творчество в образовании: ^ Вальдорфский подход. Орел, 1993. — 67 с.
- Кедров Б.М. О теории научного открытия//Научное творчество/Под ред. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. — М., 1969.
- Кедров Б.М. Психологический механизм научного открытия//Вопр. психологии. — 1969. — № 3. т II л., 1978. 1бО. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках* - М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. — М.: Педагогика, 1987.
- Ковалев В.П. Экспрессивное использование полисемии, омон1^ ш1ии и паронимии в художественной прозе//Рус. яз. в шк. — 1980. № 6. — 67 — 71.
- Кожевникова Н.А. Метафора в поэтическом тексте//Метафора в языке и тексте* М., 1988. — С*145 — 165.
- Кожевникова Н.А. Об обратимости тропов//Лингвистика и поэтика. — М., 1979. — 215 — 224.
- Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии нач. XX века. — М., 1986-
- Кожин А.Н. Образные сравнения и фразеологизм//Рус. яз. в юк. — 1980. — Ю — - 73 — 76. 167-Колесникова Э. Г. Языковые средства комического в творчестве И. Ильфа и Е. Петрова: АКД. — Иркутск, 1969.
- Колщанский Г. В. Некоторме вопросы семантики языка в гносеологическом аспекте//Принисипы и методы семантических исследований. С, 1976. 5 * 31.
- Кононенко В.И. Символы в фразеологизмах//Рус. яз. в шк. — 1991. «№ 6. — 50 — 61.
- Константинова К. Изучение олицетворении//Рус. яз. в шк. — 1994. — Ю. — 17
- Корольков В.И. О внеяэыковом и внутриязыковом аспектах исследования метафоры//Уч. sart- МГПИИЯ, 1971 Т.58.
- Корольков В.И. Семасиологическая структура метафоры//Уч. зап. МГПИИЯ, 1968. — Т.41.
- КОСТЮК Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка//Сов. педагогика. 1956. — № 12. — 60 — 74.
- Кравцов Н.И. К изучению эпитета в русской фольклористике // Эпитет в русском народном ^ творчестве. — И., 1980. — 5 — 15.
- Кристал Д., Дейви Д. Стилистический анализ//Новое в зарубежной лингвистике- - Вып. IX: Лингвостилистика. — М., 1980. — 165.
- Крутецкий В.А. К вопросу о природе способностей//Материалы конференции по проблеме способностей/Под ред. В. А. Крутецкого. — М., 1970. -С.З — 6.
- Кудрявцев.Т.В. О проблемном обучении как способе умственного развития//Обучение и развитие. — М., 1966. — 54 — 60. ^ 180. Кулюткин Ю. Н. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты//Вопр. псзйсхологии, — 1973. -№ 1. Ш
- Курбатов В.Я. Особенности художественного и научного творчества//Творчество. — Пг., 1923.
- Курилович Е.Р. Заметки о значении слов//Вопр. языкознания. — 1955. — С78
- Курилович Е.Р. Заметки о значении слова//Очерки по лингвистике. М., 1962.
- Ларин Б.А. О разновидностях художественной речи. Семантические этюды//?*у с екая речь. — Пг., 1923. -С.63 — 66.
- Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. — Л, 1974. — 285 с.
- Левин ГО.И. Русская метафора: Синтез, семантика, трансформация//Уч. з ап. ТартуЬкого ун-та, 1969. -Вып. 236. • 189. Левитов Н. Д. Проблема компенсации в ф психологии//Способности и инЧгересы. — М., 1962.
- Лейтес Н.С. К проблеме сенэи*ивных периодов психического развития человека//Принцип развития в психологии. — М., 1978. — 196 — 2 1 1 .
- Леонтье.^ А. Н. Деятельность. CoэjNaниe• личность. — М., 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка//Сов. педагогика. — 1945. — № 4. — 34 — 44. ф 193. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения//Известия АПН РСФСР, 1947. — Вып. 7.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — 4-е и-^ д. — • М.: ИзД-во МГУ, 1981. — 584 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учавдихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Лидман-Орлова Г. К. Лингвометодические основы работы над лексикой при изучении частей речи//Развитие речи на уроках морфологии. М., 1979. — 11 — 15.
- Лидман-Орлова Г. К. Об изучении морфологизя на синтаксической основе//Из опыта работы по русскому языку в восьмилетней школе. — М., 1974. — 104 -120. * 201. Лингвистический анализ текста. ПрограЙМ1а/Сост. ^ А. И. Горшков. — М., 1970.
- Лингвистический анализ художественного текста. — Программа / Сост. Н.М.Шанский//Анализ художественного текста. — М., 1975. — Вып. 1.
- Лингвистический эни^иклопедичёский словарь/Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Лингвистическая миниатюра на уроках русского языка / Сост. И.Львова. — М., 1993. ^ 205. Лотман Ю. М. Риторика//Тр. по знаковым системам. -Т.XII. Тарту, 1981.
- Лукьянов А. Экспрессивные конструкхдии как средство ль еоздания комического//Рус. яз. в щк^ - 1994. — № 1. -С.79 — 81.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие. — М., 1993. ь П6 Материалы дЛй учащихся. — М.: ИОШ РАО, 1993. 4.1. -27 с — 4.2. — 30 с.
- Львова СИ. Развитие языковой догалки на основе анализа словообразовательных моделей слов//Рус. яз. в шк. — 1994. -- № 3. ^ 210. Львова СИ. Оысловой анализ как средство воспитания интереса к урокам русского языка//Рус. яз. в шк. -1984. — № 2. — С17 — 24.
- Львова СИ. Усиление внимания к смысловой стороне речи — условие эффективности обучения//Рус. яз. в шк. — 1988. — № 5. — 25.
- Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. — М.: Просвещение, 1983.
- Малькова З.А., ВульфСон В.Л. Современная школа и педагогика в кайиталис1'ических странах. — М., 1975. 219.1Маранцман В. Г. Речевые способности школьников и их развитие в процессе обучения//Рус. яз. в шк. — 1994. ^ - №б. — 41
- Маркелова Т.В. Выражение оценки в русском языке//Рус. яз. в шк. — 1995. — № 1. — 76
- Матгошкин A.M. Вопросы методики экспериментального исследований психологических закономерностей творческого мьшшения//Научное творчество. М., 1969. С, 375 — 380.
- Мещанинов И.Й. Понятийные категорией в яэшсе//Тр. Военного инта иностр. яэ.-1945. — № 1- - 15.
- Милославский И.Г. Морфологические категории ^ современного русского языка. М.: Просвещение, 1981. -254 с.
- Митрофанова В.В. Художественный образ в загадках//Современные проблемы фольклора. Вологда, 1971. — 141 * 151.
- Михайлов М.М. Образность как одно из качеств хорошей речи//Рус. яз. в шк. — 1991. — № 1. — 83 — 86. 31S
- Мокиенко В.М. В глубь поговорки. — М-, 1975. — 174 с.
- Мокиенко В.М. Образы русской речи. — Л., 1986. — 14 — 15.
- Небылицин В.Д. Факторная структура интеллекта. Обзор американских работ//Вопр. психологии. — 1961. — № 2.
- Никитина Е.И. Загадка как жанр ученических сочинений//Рус- яэ. в шк. — 1989. № 6. — З
- Никитина Е.И. Работа над описательным оборотом как средством межфраэовой свяэи//Рус. яэ. в шк. — 1988. — № 4. — 30
- Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 — 7 кл. сред. шк./Науч. ред. В. В. Вабайцева. — М.: Просвещение, 1992. — 192 с.
- Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. — М.: Русский язык. — 1979. -256 с. <�• 235. Новиков Л. А. О некоторых вопросах лингвистического изучения художественного текста//Рус. яэ. в шк. -1980. — № 4. — С-57 — 63.
- Норман Б.ГО. Синтаксис речевой деятельности. — ММнск: Вышэйш. шк., 1978. — С-20 — 21.
- Общая психология/Под р^д. В. В-Богословского, А. Т. Ковалева, А^А.Степанова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просйещение, 1981.
- Павлов И. П4 Полное собрание сочинений. — 2-е изд. — М.- Л.: Иэд-во АН СССР, 1951. — Т.З. — Кн.2. — 439 о.
- Павловские Среды. — Т.2. — М. — Л.- Р1эд-во АН СССР, 1949. — 227.'
- Пайль В. Г- Психология в прилойкении к обучению- Практическое руководство для учителей. Пер. с амгл. -М.: Работник просвещения, 1926. — 138 с. щ 249. Пахнова Т. М. Уроки духовного развития//Рус. йз, в шк. — 1992. — № 3 — 4. — с.23
- Пахнова Т.М. Художественный т^кст на уроках русского языка//Рус. яз. в щк. — 1993. — № 3. — З
- Петров В.В. Научные метафоры: природа и механизм функционирования//Филос. основания научной теории. -Новосибирск, 1985.
- Пешков ский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и Стилистики. — Н.- Л., 1930.
- Пешков ский A.M. Грамматика в новой школе//Избранные труды. — M. t Учпедгиз, 1959. — 112 — 130.
- Пешков ский A.M. Наш язык. — Ч.З. — Заключительный курс- - М.- Л., 1927. ^ 255. Пешковский A.M. Правописание и грамматика в их взаимоотношениях в школе//Родной язык в школе. -1924. — №б. — 78 • 87.
- Писарев В.Е. Диагностирующие задания по русскому ЯЗЫКУ- - 1984. — № 6. — 35 — 41.
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка! Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Полонский В.П. Сознание и творчество* - Л., 1934. ^ 259. Пономарев Я. А. Проблема идеального//Вопр. философии. (% - 1964. — № 8. 260-Пономарев Я.А. ПсизСика и интуиция. — М, 1967.'
- Пономарев Я.А. Психологическое моделирование научного творчества//Научное творчество. — М., 1969. — 309 -340.
- Пономарев Я.А. Психология творческого *льшшения- - М. s Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976.
- Пономарев Я.А. Психологические модели Творчества//Проблемы научного и технического творчества: Материалы к симпозиуму. — М., 1967, т
- Постникова И.И., Зинчекко Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. — М.: Просвещение, 1985. — 127 с.
- Постникова И.И., Подгаецкая И. М. Фонетика — это интересно. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с-2б8.Потебня А. А. Из записок по теории словесности. -^ Харьков, 1905. 2б9*Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной пойэим. — Харьков, 1914.
- Потебня А.А. teopeTH4ecKaH поэтика. — М.: Высш. шк., 1990. — 344 с.
- Пот€бня А. А. Эстетика и политика. — М., 1976.
- Проблемы научного творчества в современной психологии/Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Наука, 1971.
- Пуанкаре А. Избранные труды. — Т. Э* - М., 1974. — 660.
- Пуэанкова Е.Н. Имя существительное: учебные материалы. 5 клс1сс. — М., 1991. — 80 с.
- Путляева Л.В. Психологические иследования интеллектуальной деятельности/Под ред. О. К. Тихомирова. — М., 1979.
- Разумовская М.М. Теоретические основы обучения орфографии в средней школе: Xtnc. … д-ра пед. наук в форме научн. док^ л. — М., 1984. — 37 с.
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. — М.: Просвещение, 1992. — 192 с.
- Розет И. М, Исследования эвристической деятельности и их значение для понимания творчества//Научное творчество. — М., 1969. — 369 — 374.
- Розов А.И. Фантазия и творчество//Вопр. философии. — 1966. — № 9.
- Ромакова Т.В. Анализ текста как средство развития речи учащихся//Рус. яз. в шк. — 1989. — № 1. — 9.
- Рубинштейн Л. Основы общей психологии. М., 1950.
- Рубинштейн Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 488 с.
- Русская грамматика- В 2 т. — М.: Наука, 1980. 293-Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учеб. пособие для 5 кл. Общеобразоват, учеб. заведений/Сост. А. Ю*Купалова- Научн. ред. В. В. Вабайцева. — М.: Просвещение^ 1992. — 256 с.
- Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учеб. пособие для 6 — 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений/Г.К.Лидман-Орлова, Н. Пименова и др.- Научн. ред. В. В. Вабайцева. — М.: Просвещение, 1993.,/ 256 с.
- Русский язык: Учеб, для 5 кл. сред. шк./Т.А.
- Ладыженская, М. Т. Варанов и др. — 19^е изд. — М.: Просвещение, 1990, — 318 с.
- Русский язык: Учеб. для 6 кл. сред, шк./М.Т.Баранов/ Л. Т. Григорян и др. — 15-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 222 с.
- Русское народное поэтическое творчество/Под ред. проф. А. М. Новиковой и прбф. А. В. Кокорева. — М., 1969.
- Русское слово как пре^ет языкознания: факульт. курс для уч-ся старших классов. — М.: Просвещение, 1972. -176 с.
- Рыбникова М.А. Введение s стилистику. — М.: Советский писатель, 1937. — 18 — 19. ЗОЗ. Савинич Л. В. Эзопов язык и приемы создания подтекста//Рус. яз. в ШК. — 1994. — N"2. — 80 — 84.
- Сама^>ин Ю.А. Творч^ст-во. — Педагогическая (% энциклопедия. — Т. 4- - М*, 1968.
- Антуан де Сент-Экзюпери. Сочинения. — М., 1964. — 576.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного 1^ вюзга. — М.: Иэд-во АМН СССР, 1952.
- Сеченов И.М. Элементы мысли//Иэбр. произв. — М.> 1952. — ТЛ. — 346 — 362.
- Сидоренков В.А. Формирование творческих способностей («учащихся на лабораторных занятиях//Рус. яз. в шк. -1992. — № 2. — 8
- Симонов П.В. Мозг принимает решение//Йаука и жизнь. — ^ 1974. — № 11. — 60.
- Симонов П.В. О роли ймоций в приспособительном поведении живых систем//Вопр. психологии. — 1965. -№ 4. т
- Симонов П.В. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989.
- Симонов П.В. Теория отражений и психофизиология эмоций. — М.: Наука, 1970. — 144 с.
- Симонов П.В. Что такое эмоЦия? — М.: Наука, 1966.
- Симонов П.В. Эмо)илональное возбуждение и психологический мутагенез//Тезисы докладов II симпозиума по проблеме «человек — машина». -Тбилиси, 1966.•
- Сиротина В.А. Метонимия и метонимический эпитет в художественной речи//Рус. яз. в шк. — 1980. — № 6. -С.72 — 77.
- Служевская Т. Л- Развитие чувства юмора на уроках русского яэыка//Рус. яз. в шк. — 1988. — № 3. — 40.
- Смирнов А.А. Процесс познания в обучении. М.: Изд- во МГУ, 1956. {# 321. Соколова Н. Б. К вопросу о классификации грамматических упражнений для развития устной речи//Иностр. яз. в шк* - 1960. — № 2. — 23 -^ 32.
- Солганик Г. Я. От слова К: тексту. — М. i Просвещение, 1993. — 190 с.
- СОХИН Ф. А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамалатическим строем языка в свете физиологического т 32 $ учения И.П.Павлова//Сов. педагогика. — 1951. — № 7. 42 — 56.
- Способности и склонности: Комплексные исследования/Под ред. Э.А.ГолуОевой. — М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
- Тарасов Л.Ф. К вопросу о лингвистической природе ^ метафорв//Рус. яз. в riiK. •- 1980. — № 4. — 64 — 67.
- Тексты художественных произведений и их лингйостилистический анализ. — М.: £>ус. яз., 1986. -176 с.
- Текучее А.В. Некоторые вопросы теории преподавания грамматики//Рус. яз. в шк. — 1972. — № 2. — 13 — 21.
- Телия В.Н. Вторичная номинах^ия и ее виды. — Языковая номинация: (Виды наименований). — М., 1977.
- Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроиэводетва и ^ ее экспрессивно-оценочная функция//Метафора в языке и тексте. — М., 1988. — 26 — 52.
- Теоретические основы сод^ержания ос5"его среднего образования/Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -» М.: Педагогика^ 1983. — 352 с.
- Теплев Б.М. Простейшие способы факторкого анализа//Типологические особенкрс*и высшей нервной деятельности человека. — Т.5. — М., 1967.
- Теплев Б.М. Способности и одаренности//Ученые записки ГНИИП. — Т.2. — М., 1941.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., 1984.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. — М.* Иэд-во МГУ, 1969. — 304 е.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. — М., 1989. «289 — 292. т • М. — Л., 1928. — Т.1. «177 — 179.
- Томашевский В. Стилистика и стихосложение. — Л., 1959.
- Томашевский Б.В. Стилистика: Учеб. пособие, — 2-е изл. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 288 с. ^ 340. Тростенцова Л. А. Изучение морфологии в 4__5 классах//Рус. яз. в шк. — 1980. — № 3. — 12 — 18.
- Тростенцова Л.А. Обучение морфологии на основе обобщенных понятий в систематическом школьном курсе русского языка: Дис. … л-ра пед» наук. — М., 1984. — 370 с.
- Тростенцова Л.А. Усвоение морфологических понятий при изучении частей речи в 5 — б классах: Автореф. дис. … канд. пед наук. — М., 19 $ 4. — 20
- Трофимович Г. П. К вопросу о психологии усвоения 0 учащимися понятий о частях речи//Вопр. психологии* -1957. — № 3. — 52 — 62.
- Тумина Л. Е- Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного Языка//Рус. яз. в шк. — 1994* - 1^ 4. -С.50.
- Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки//Рус. яз. в шк. — 1994. — № 2. — 51.
- Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. — М., 1965.
- Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: на уроке в 5 кл.: Русский язык: Универс. рабочая тетр- … -W ^ Калининград, 1994. — 1 полугодие. -- 118 с — 2 полугодие. — 136 с.
- Улуханов И.С. Смысл и значение в словообразовании и лексике//Рус. яз. в шк. — 1992. — № 2- - С-37 — 40.
- Уман А.И. Дилакти^геская подготовка будущего учителя: технологический подход- - Орел, 1993. — 128 с.
- Уфимцева А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. — М., 1968. — 272 с.
- УШИНСКИЙ К-Д. Избранные лёлагогические сочинения.-М. ^ Учпедгиз, 1945. — 565, с. т 356. УШинский К. Д. Собрание сочинеьшй. — М.- Л.: ИЭд-во АПН РСФСР, 1948. — Т.2. * 656 С272. УШИНСКИЙ К. Д. Собрание сочЕинений. — М.- Л.:>Изд-во АПН РСФСР, 1949. — Т.5. * 592 с.
- УШИНСКИЙ К. Д. Собрание сочинений- - М-- Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — Т. б, — 445 С274. Федоренко Л. П. Изучение яэык1а и развитие мышления//рус. яз. в шк. — 1987. — № 4* - 37 — 41.
- ФеДоренко Л.П. О научной школьной грамматике//Рус. яз. в шк. — 1971. — № 4. — 29 — 34.
- Ферсман А.Е. Пути научмого творчества. — Пг.: Творчество, 1923.
- Фихте И.Г. Сочинения. — ТЛ. -М., 1913.
- Фихте И. Г. Сочинения. Т. 5. — М., 1913*
- Фомичева Л.Н. Восприятие '"цветоэмака*' части речи и его роль в обучении русскому языку//Проблемы языкового развития учащихся. Традиции и новаторство. — Орел> 1995. — 5 — 9.
- Фортунатов Ф- О преподавании грамматики русского языка в средней школе//Избранные труды. — М., 1957. -Т.2. — 429 — 462. •
- Харченкс В.К. Метафорический строй русской загадки//Рус.яз. в шк. — 1987. — № 4. — 76 — 81.
- Харченко В.К. Образность в семантике слова//Рус.яз. в ^ шк. — 1984. — № 3. — 50 -54.
- Хоккет Ч. Грамматика для слушающего//Новое в лингвистике. — М., 1965. — Вып. 4. — 139 — 166.
- Чернышева В.В. Русская загадка и ее использование при изучении синтаксиса в школе//Рус. яз. в шк. — 1991. -№ 5. — 18. /н 379. Чижова Т. И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. — М.: Просвещение, 1987. — 176 с.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки? Из опыта работы школ г.Донецка. — М., 1979. 38б. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. — М., 1989. тштжЖ: ь •т