Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические аспекты реабилитации в группах с зависимостью от наркотических веществ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В выборочную совокупность вошли 230 воспитанников Иркутского реабилитационного центра «Перекресток семи дорог», из них 38 женщин. Часть из них образовала лонги полную группу (123 человека. 12 женщин). Часть этой группы в качестве консультантов работает в центре и ко времени окончания сбора материала имели стаж трезвости от 6 месяцев до 2.5 лет (16 человек). Для более точной проверки некоторых… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основания исследования
    • 1. ' Комплексным анализ факторов зависимости от наркотических веществ
      • 1. 2. Динамика личностных и социально-психологических изменений на различных этапах зависимости от наркотических веществ
      • 1. 3. Системная концепция социально-психологической реабилитации зависимости от наркотических веществ
  • Выводы
  • Глава II. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Методы исследования
    • 2. 2. Организация и условия проведения эмпирического исследования
  • Выводы к III Эмпирические исследования групп зависимых от наркотических веществ, проходящих социально-психологическую реабилитацию
    • 3. 1. Социально-психологические условия реабилитации зависимости от наркотических веществ
    • 3. 2. Исследование деструктивных личностных представлений ^ в группах зависимых от наркотических веществ
    • 3. 3. Изучение личностных профилей в группах с зависимостью oi наркотических веществ в процессе социально-психологической реабилитации
      • 3. 3. 1. Групповые профили по методике цветовых выборов
      • 3. 3. 2. Групповые профили по тесту МПВ JI. Сонди

      3.4. Исследование личностных трансформаций и ценностей в ходе социально-психологической реабилитации < -1Н!1П тельный анализ проявлении социализации личности в различных группах зависимых от наркотических веществ

      Выводы

Социально-психологические аспекты реабилитации в группах с зависимостью от наркотических веществ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Здоровье — один из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества, находящегося в ситуации глобального кризиса и необычайно высоких темпов трансформаций всех своих структу р. Одним из следствий кризиса принято считать рост числа людей зависимых от наркотических веществ во всем мире. Процесс наркотизации населения развитых стран начал разворачиваться в послевоенный период, а с 60-х гг. он стал приобретать массовый характер. особенно это касается подростково-юношеской популяции. За 40 лет эти страны научились «купировать» проблему, держать её хоть в каких-то рамках. Россия вступила в этот «мировой процесс» позднее, приблизительно с середины 80-х. но динамика pocia наркомании такова, что сейчас говорят уже о глобальной угрозе вырождения народа, i поели I енофонда нации. При >гом в России, как система профилактики молодежной наркомании, гак и система социально-психологической постмедицинской реабилитации, находятся в зачаточном состоянии. Необходимость именно социально-иеихоло! ичсского подхода к изучению проблемы обусловлена тем. что традиционно тема наркомании принадлежит к области интересов медицины и патопсихологии и разрабшывастся. главным образом, в направлении изучения динамики развития болезни и деформации личности, а также факторов, эти процессы обусловливающих. Практически отсутствуют исследования обратных процессов социально-психологической реабилитации и ресоциализации зависимого от наркотических вещее т. нормализации его психической и социальной структур жизнедеятельности. Масииабы наркотизации населения страны, особенно его молодёжной составляющей со злаки необходимость в различного рода центрах реабилитации, консультации, профилактики и т. п. Такие центры появляются, работают на самых различных основаниях. кто-то копирует зарубежный опыт, кто-то формирует свой. Любые формы работы е зависимыми с неизбежностью являются психологическими, педагогическими, идео-югическими формами воздействия на разрушенную личность, поэтому возникает теоретическая и практическая необходимость в исследованиях широкого круга проблем реабилитации. Проблеме социально-психологических особенностей реабилитации групп зависимых от наркотических веществ и посвящена эта работа.

Цели диссертационного исследования:

1. Исследование социально-психологических структур и механизмов зависимости от наркотических веществ.

2. Изучение специфики социально-психологической реабилитации в группах свиспмос 1 ыо el наркотических веществ.

Объект исследования: Группы зависимых от наркотических веществ в процессе социально-психологической реабилитации.

Предмет исследования: Личностные и социально-психологические изменения в о to социально-психологической реабилитации зависимых от наркотических вейке 1 в.

Основная гипотеза исследования: Системная социально-психологическая реабилитация способствует социализации личности и гармонизации структуры межличностных отношений.

Гипотезы исследования:

1. Процесс социально-психологической реабилитации сопровождается элиминацией лесгрктивных личностных изменений.

2. Использование активных социально-психологических методов способствует формированию продуктивного взаимодействия в группах зависимых от наркотических пемич п;

3 В холе специфической социально-психологической реабилитации формируется компенсаторная система конструктивного личностного роста.

Данная цель и выдвинутая гипотеза способствует определению следующих задач работы:

1. Проведение концептуального анализа литературы по проблемам зависимости от наркотических веществ и методам социально-психологической реабилитации.

2. Изччение социально-психологических условий, способствующих социально-психологической реабилитации исследуемых групп с зависимостью от наркотических веществ.

3. Выявление критериев деструктивных личностных изменений в группах зависимых oi наркотических веществ.

4. Исследование динамики личностной социализации и формирование социальных ценностей в процессе социально-психологичес-кой реабилитации.

Методологической основой исследования послужили системный подход к исследованию феномена зависимости от наркотических веществ, деятельностиый подход к процессу социально-психологической реабилитации, психоаналитические концепции диагностики личности, гуманистические и трансперсональные методы воздействия на личность.

Обработка и анализ данных проводились с помощью статистических методов, предлагаемых компьютерной программой Excel.

В выборочную совокупность вошли 230 воспитанников Иркутского реабилитационного центра «Перекресток семи дорог», из них 38 женщин. Часть из них образовала лонги полную группу (123 человека. 12 женщин). Часть этой группы в качестве консультантов работает в центре и ко времени окончания сбора материала имели стаж трезвости от 6 месяцев до 2.5 лет (16 человек). Для более точной проверки некоторых положении исследования был проведен дополнительный сбор материала в двух реа-били анионных центрах для зависимых от наркотических, работающих шкже с использованием программы «12 шагов» в г. Чите (21 человек, из них 8 коисльгантов) и 1. Новосибирске {34 человека, из них 17 консультантов). Средний возрасi входящих в выборочную совокупность — 22.0 +/-3.86,.

Положения, выносимые на защиту:

1. Индивид, зависимый от наркотических веществ, получает поражение на всех уровнях его жизнедеятельности: организменном. психологическом, социально-психологическом, профессиональном. Вследствие этого эффективная сие тема социально-психологической реабилитации должна включать восстановительные мероприятия. воздействующие на все пораженные уровни. Системный подход к коррекции личности и среды ее существования наиболее адекватен психологической структуре зависимого от наркотических веществ.

2. В личное! ной структуре зависимого от наркотических вещее i в происходит:

• разрушение систем психофизиологической саморегуляции:

• разрушение «Я-концепции» и формирование рядом и параллельно с ней иллюзорно-компенсаторных представлений о себе;

• разрушение системы межличностных связей, связанных с семейным кругом и учебной или профессиональной деятельностью;

• формирование жесткой ролевой структуры поведения:

• формирование системы представлений о ценности и значимое! и трансперсонально! о опыта переживаний.

3. Необходимы специальные психологические, педагогические и организационные усилия по согласованному взаимодействию грех элементов системы реабилитации: реабилитационная среда, субъект реабилитации и групповая деятельность. Сравнение с работой центров, действующих на аналогичных идеологических основа.

1шя показывает, если лого нет в работе персонала, реабилитационный эффект зна-'II! кмьно ниже.

4. Сравнительный анализ групп зависимых от наркотических веществ, находящихся на различных стадиях социально-психологической реабилитации, показывает. что личность в результате реабилитации по разработанной системной программе, дает значительную трансформацию в сторону большей адаптивности и стабильности, снижение её внутренней и внешней конфликтности, рост социальной заинтересованности. разшпис коммуникативных навыков, а также значительно возрастают её активное ibн продуктивность.

5. Занятия, построенные на базе методов трансперсональной психологии, способствуют достижению субъектом состояний значимых для него, что способствует ею. шчпосгному росту и внутренней гармонизации.

6. Как следствие социально-психологической реабилитации и развития рефлексии eau. viaeicM разрыв между представлением себя и самоощущением, сознательная и неосознанная часть «Я-концепции» личности сближаются и нормализуются. Обучение анализ> и контролю способствует развитию навыков стабилизации после каких-либо кризисных ситуаций.

Научная новизна исследования:

1. Впервые предпринята попытка системного анализа социально-психологической реабилитации в группах зависимых от наркотических вещест в.

2. Выявлены профили позитивной и негативной социально-психологической реабплшации в i р ппах зависимых ог наркотических веществ.

3. Определена динамика личностных изменений и гармонизация межличностных oiношений в группах с зависимостью от наркотических веществ в процессе соци-алыю-психологической реабилитации.

4. Проведен сравнительный анализ изучения личностного роста и конструктивности межличностных отношений в реабилитационных центрах, работающих по программе «12 шагов».

Теоретическая и практическая значимость исследования:

1. На базе получившей признание во всем мире программы работы с химически зависимыми людьми «12 шагов» разработана и апробирована система всесторонних и разнообразных психологических, коррекционных. обу чающих и воспитывающих мероприятий. активных социально-психологических методов воздействия на личность и рч|ш. прямо и косвенно подготавливающая и адаптирующая индивида к жизни в соци> ме.

2. Разработана и апробирована психодиагностическая система всестороннего обследования личности, эффективно отслеживающая динамику восстановления личности и уровни функционирования группы.

3. Результаты исследования в дальнейшем могут послужить для. чшения профилактической работы с подростками и их родителями, а также при первичной [ р нповон работе с различными формами зависимости.

Апробация результатов исследования. Результаты и основные положения диссертации обсуждались на научно-методических семинарах кафедр экспериментальном психологии ИГУ и психологии ИГТУ в 1998;2001 гг. на научно-практической конференции «Психологическая наука и практика: перспективы развития в Иркутской области» (12−13 января 2000 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось непосредственно в хо-ie проведения исследования в реабилитационных центрах Иркутска. Читы. Новосибирска в виде лекций, консультаций и бесед с персоналом центров, а также в виде цикла лекционных и практических занятий для практических психологов, пелагогов и социальных работников социальных служб и учебных заведений г. Иркутска.

Структура работы: Работа состоит из введения, теоретической и эмпирической май. заключения, списка литературы (282 наименования. 3 — на английском языке) и приложений (3). Объем работы — 138 стр.

выводы.

1. Сравнительный анализ групп зависимых от наркотических веществ, находящихся на различных стадиях выздоровления, показывает, что личность в результате социально-психологической реабилитации по разработанной системной программе, дает значительную трансформацию в сторону большей адаптивности и стабильности, снижение её внутренней и внешней конфликтности, рост социальной заинтересованности, развитие коммуникативных навыков, а также значительно возрастают её активность и продуктивность.

2. При системном подходе к социально-психологической реабилитации специальные психологические, педагогические и организационные усилия необходимы для взаимодействия трех связанных элементов системы: реабилитационная среда, субъект реабилитации и групповая деятельность. Как показывает сравнение с работой других центров, действующих по сходной базовой программе «12 шагов», если этого нет в работе персонала, реабилитационный эффект значительно ниже.

3. Использованный в работе подход к изучению динамики изменений систем отношений зависимого от психоактивных веществ различного уровня анализа: «Я», «Я-ТЫ», «Я-ВЫ», «Я-ОНИ», «Труд», показал свою действенность.

4. Использование проективного метода в диагностической системе работы с испытуемыми-клиентами реабилитации позволило выделить несколько типологических групп, различным образом выстраивающих систему психологических защит и по-разному реагирующих на социально-психологическое реабилитационное воздействие, что в конечном итоге определяет успех-неуспех реабилитации.

5. Занятия, построенные на базе методов трансперсональной психологии, способствуют достижению субъектом состояний, характерных для его прошлого наркотического опыта и значимых для него.

6. Как следствие социально-психологического обучения и развития рефлексии снимается разрыв между представлением себя и самоощущением, сознательная и неосознанная часть «Я-концепции» личности сближаются и нормализуются. Обучение анализу и контролю способствует развитию навыков стабилизации после каких-либо критических жизненных ситуаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Актуальность рассматриваемой в работе проблемы социально-психологической реабилитации индивидов, зависимых от наркотических веществ, складывается из нескольких групп факторов: социологических, психологических, социально-психологических. Неуправляемый рост числа зависимых людей во всем мире. Разнообразие химических веществ, изменяющих сознание, относительная дешевизна и доступность их на рынке. Резкие изменения содержания и темпов жизни в современном мире, предъявляющие требования к человеку с юных лет, которые зачастую превышают его физические и психические возможности. Сложность и неизлечимость зависимости от наркотических веществ, которая поражает человека на всех уровнях его жизнедеятельности: энергетическом и информационном, физиологическом, психологическом, социальном, духовном, экзистенциальном. Недостаточность разработанности проблемы реабилитации пораженной личности и адаптации её к жизни на новом уровне здорового (трезвого) образа жизни.

2. Научная и практическая проблема развития аддиктивного поведения и ад-диктивной личности и проблема восстановления (реабилитации) аддикта взаимосвязаны, являются комплексными междисциплинарными феноменами и находятся в компетенции многих наук. Проблемы активно разрабатываются, порождают поток разнообразных исследования, но далеки от решения. Для социально-психологического исследования представляется наилучшим рассматривать зависимую от наркотических веществ личность как кризисную, переживающую «психо-социо-духовный кризис».

3. Тема кризиса мало разработана в науке, в том числе и психологической, для решения задач данного исследования наилучшей представляется концепция кризиса и кризисной личности в контексте социальной работы с использованием интенсивных интегративных психотехнологий, разработанная В. В. Козловым.

4. Не существует однозначности в определении понятий, описывающих процесс восстановления и нормализации процессов жизни и деятельности зависимого от наркотических веществ. Получил международное признание термин реабилитация, используемый в настоящей работе как самый обобщенный и включающий в себя составными частями процессы реперсонализации, реадаптации и ресоциализации «кризисной личности».

5. В данном исследовании предлагается социально-психологи-ческая реабилитационная система, разработанная на основе системного и субъектнодеятельностного подходов в психологических науках и комплексной биопсихосоцио-духовной модели заболевания.

6. На базе получившей признание во всем мире программы работы с химически зависимыми «12 шагов» разработана и апробирована система всесторонних и разнообразных психотерапевтических, коррекционных, обучающих и воспитывающих мероприятий, прямо и косвенно подготавливающих и адаптирующих индивида к жизни в социуме. Ядро этой системы мероприятий образуют активные групповые социально-психологические методы воздействия на личность, обеспечивающие ее личностный рост и расширяющие адаптивные возможности в социуме, особенно в коммуникативной сфере.

7. В реабилитационном центре «Перекресток семи дорог», работающем с клиентами по предлагаемой системной концепции реабилитации, разработана и апробирована психодиагностическая система всестороннего обследования личности, эффективно отслеживающая динамику восстановления личности и уровни функционирования группы. С помощью предложенной диагностической системы определены некоторые типологические особенности индивида, которые провоцируют возтшкновение и развитие зависимости и не поддаются коррекции в процессе реабилитации.

8. С помощью метода сравнительного анализа групп выздоравливающих наркоманов, находящихся на различных стадиях выздоровления, и уровневого анализа выделенных для изучения параметров доказаны выдвинутые в исследовании гипотезы о возможности восстановления зависимой от психоактивных веществ личности на разных уровнях ее жизнедеятельности.

9. В работе удалось выделить две группы субъектов реабилитации позитивной и негативной направленности на реабилитационный процесс с различной конфигурацией личностных профилей, требующие различных систем реабилитационных мероприятий. Также показано, что существуют различия между субъектами, находящимися на разных этапах реабилитации, эти этапы определяют достигнутый уровень всех аспектов реабилитационного процесса, а также устойчивость личности в отношении срывов. Срывы возможны на любом этапе выздоровления, но по мере продвижения по программе и этапам реабилитации вероятность их возникновения уменьшается.

10. Предлагаемая социально-психологическая система работы с лицами, зависимыми от наркотических веществ, может использоваться как основа профилактической системы мероприятий для работы с молодежным контингентом, и как обучающая система для психологов, социальных работников и родителей. Наилучшим методом, реализующим систему профилактических и обучающих мероприятий, представляется социально-психологический тренинг.

11. Предлагаемая система социально-психологической реабилитации показала свою надежность и эффективность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  2. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. — М.: Феликс, 1992. 128 с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. Перевод с немецкого, М- Фонд «За экономическую грамотность», 1995 — 296 с.
  4. А. А. Современная психотерапия. Курс лекций. — СПб.: «Академический проект», 1997. 335 с.
  5. Ю. А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на Дону, 1996. С. 18−20.
  6. Ю.Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987, — 126 с.
  7. Алкоголь и здоровье населения России 1900−2000. М.: Российская Ассоциация общественного здоровья. /Под ред. А. К. Демина 1998. 400 с.
  8. Г. А. Математические методы в интеллектуальной психологии. Учебное пособие. Уфа: изд-во БГУ, 1982. — 132 с.
  9. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. // Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — Вып.2. — С.235−249.
  10. .Г. Психология и проблемы человекознания. М.: изд-во Ин-та практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  11. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. В 2-х тт. — 320 с. и 336 с.
  12. Г. М. Современная эмпирическая социология. Критический очерк. М.: «Мысль», 1965. — 255 с.
  13. П.О., Кокнаева Н. В. Экзистенциальная психология и психотерапия. Методическое пособие. Новосибирск, НГУ, 1996. 84 с.
  14. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999.550 с.
  15. А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990, — 302с.
  16. А.Г. Культурно-историческая теория и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 720 с.
  17. Р. Психосинтез: теория и практика.- М.: PEFL- book, 1 994 314 с.
  18. Э.А., Гонопольский М. Х. Наркология. М.: Медицина, 1987,336 с.
  19. Ф.В. К современному пониманию психологической травмы и общих принципов ее психотерапии //Руководство по психотерапии. М., 1974. — 115 с.
  20. Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии //Вопросы психологии. — 1971 .-N4.-С. 101−113.
  21. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Питер Пресс, 1997.256 с.
  22. Э. Игры, в которые играют люди- Люди, которые играют в игры. — СПб.: Лениздат, 1992. 400 с.
  23. Э. Трансактный анализ в группе. М.: «Лабиринт», 1994. — 176 с.
  24. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992. —224 с.
  25. И.А. О природе трансперсонального опыта // Вопросы философии. 1994, N 2. — С.35−42.
  26. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994. — 400 с.
  27. Н.П., Вартанян И. Л. Механизмы деятельности мозга человека. -Л.: Наука. 1988. -667 с.
  28. Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1988−223 с.
  29. Г. А. Психодрама, ролевая игра, методы действия. Пермь, 1993. — 105 с.
  30. В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев: «Здоровье», 1986. — 280 с.
  31. Д. Психоаналитические теории личности. М.: Академ, проект- Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 224 с.
  32. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  33. А. А. О взаимосвязи общения и отношений // Вопросы психологии. 1994, № 1.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  35. Бойко В В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. /В В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. М.:Мысль, 1983.-207с.
  36. В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. -СПб.: изд-во «Социально-психологический центр», 1994. 353 с.
  37. В.Н., Лупачева С. В. Проблемы личностных трансформаций и психотерапия зависимостей в наркологии (ретроспектива опыта). Таганрог, Интернет. 2001.
  38. .С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. 301 с.
  39. И.С. Паттерны дыхания. Л.: Наука, 1984. -206 с.
  40. В.В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий. М.: МГУ, 1990, — 224 с.
  41. Буддизм: Словарь. /Под. ред. Жуковской Н. Л. и др. М., 1992 , — 287 с.
  42. А. П. Социальная среда и сознание личности. М., Изд-во МГУ, 1968. 268 с.
  43. Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев: «Ника-Центр», 1997. — 128 с.
  44. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  45. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., Медицина, 1989, 300 с.
  46. Т.М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи)// Вестн.Моск. ун-та, сер. 14, Психология, 1995, 2, С.53−616.
  47. Ш. Психология малой группы. М.: «Просвещение», 1972, — 222 с.
  48. Ю.В. Общепатологические проблемы современной наркологии. // Сб. Проблемы терапии зависимости от психоактивных веществ. Труды кафедры наркологии РМАПО. Т. 1. Под ред. Ю. В. Валентика, М., РМА последил, обр., 1998, 92 с.
  49. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984, — 372 с.
  50. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ. / Вестник Московского университета, № 1, 1997, С.1- 10.
  51. А. М, Биниауришвили Р. Г., Яхно Н. Н., Евстратова И. В. Характеристики ЭЭГ бодрствования у больных с генерализованными судорожными приступами П Физиология человека, 1980. Т.6, № 5. С. 790−798.
  52. М.И. Психоанаоитические подходы к интерпретации цветового теста Люшера. Рукопись. — 42 с.
  53. М.И., Жданова М. Е. Метод портретных выборов Леопольда Сонди как инструмент теории судьбоанализа. Кемерово, изд-во «Ступень», 1997,146 с.
  54. С. Апология Свободному Дыханию // Свободное Дыхание. Еще один шаг /Ред. В. В. Козлов. М.-Ярославль, 1992. — С. 3−14.
  55. С. Модели и методы эволюционно-ориентированной терапии /Этюды о новой психотерапии. Под ред. Козлова В. В. Мн. 1995
  56. Вуд Э. Сосредоточение /Сахаров Б. Открытие третьего глаза. Киев: «Пресса Украины», 1993. 263 с.
  57. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 416 с.
  58. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Педагогика, 1960. 487 с.
  59. П. Б. Избранные труды по психиатрии. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. -416 с.
  60. С. Терапевтические трансы: руководство по эриксоновской терапии. М.: «Класс», 1997. 416 с.
  61. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М., 1995, 44с.
  62. Д. Разнообразие медитативного опыта. Киев, 1993. 108 с.
  63. Д. Психотерапевтические метафоры. Пер. с англ. — Подольск: Изд-во «С.Е.Т.», 1994. — 221 с.
  64. Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М., 1978.270 с.
  65. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.:Политиздат, 1987. — 286 с.
  66. Д., Бэндлер Р. Структура магии. СПб: Белый Кролик, 1996.
  67. Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., Лениз-дат, 1990. — 174 с.
  68. Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980. 270 с.
  69. С. Области человеческого бессознательного. Опыт исследований с помощью ЛСД. М.: ИНИОН, 1992. — 312 с.
  70. С. Путешествие в поисках себя. Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.: Трансперсональный институт, 1994. 342 с.
  71. Групповая психотерапия./ Под. ред. Б. Д. Карвасарского, С.Ледера. М.: Медицина, 1990. — 384 с.
  72. М.М., Гулдинг Р. Л. Психотерапия нового решения: теория и практика. М.: «Класс», 1997. 288 с.
  73. Гуманистическая и трансперсональная психология: хрестоматия. / Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. — 592 с.
  74. И. Психологические теории алкоголизма, нарко- и токсикомании. www.tiareom.ru, 2001. — 19 с.
  75. Г. И. Беседы с учениками. К.: «Преса Укради», 1992. — 176 с.
  76. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб. Питер Паблишинг, 1997 320с.
  77. У. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. под ред. П. С. Гуревича. М.: Наука. 1993, — 432 с.
  78. В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. М., 1999, — 111 с.
  79. . Результаты на мишени. СПб.: «Белый кролик», 1995. 232с.
  80. А.П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествознание. М.: СП «Соваминко», 1989. — 280 с.
  81. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции: Автореф. дис.. докт.психолог.наук / ЛГУ. Л., 1991. -36 с.
  82. А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1 995 317 с.
  83. Л.Р., Ронкин М. А. Функциональная диагностика нервных болезней: (Руководство для врачей). 2-е изд., перераб. и доп. М.:Медицина.1991 640 с.:ил.
  84. Ф. Застенчивость. СПБ.: Питерпресс, 1996 — 384 с.
  85. О.В., Цетлин М. Г. Духовно-оринтированные методы лечения наркологических заболеваниий. Лекции по клинической наркологии. М., 1995. 258 с.
  86. В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе. //Психотехнологии в социальной работе. /Ред. Козлов В. В., Ярославль, 1997, — С. 1213
  87. В., Бубеев Ю. Измененные состояния сознания : психология и физиология. М., 1997. 197 с.
  88. В. Интенсивные интегративные психотехнологии в социальной работе // Психотехнологии в социальной работе/ Сб. по материалам Костромской конференции. Ред. Козлов В. В. Кострома, 1996. С. 20−29.
  89. В. К определению понятия «интеграция». //Из Хаоса в Космос. /Ред. Козлов В. М&bdquo- 1995. — С. 149.
  90. В. Психология Свободного Дыхания. Феноменология расширенных состояний сознания. Ярославль, 1992. — 50 с.
  91. В., Майков В. Основы трансперсональной психологии. М.: изд-во Трансперсонального Института, 2000. — 304 с.
  92. В.В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий /В.В. Козлов- Междунар. акад. психолог, наук. — Мн., 1995. — 304 с.
  93. В.В. Дао трансформации. М., МАПН, 1998. 101 с.
  94. В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. Ярославль, 1999. 238 с.
  95. В.В. Целостный подход в социальной работе. // Социальная работа: история, теория и технологии./Под ред. Албеговой И., Козлова В. Ярославль: ЯрГУ 1997.
  96. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2000. — 400 с.
  97. Я.Л. Психология взаимоотношений в малой группе / Я. Л. Коломинский, — Минск: Изд-во БГУ, 1976. 350 с.
  98. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. 320 с.
  99. С. В. Применение интенсивных интегративных психотехнологий для личностной самоактуализации пациентов с невротическими расстройствами. //Творчество воли. /Ред. Козлов В. В., М., 1997., С. 110−114.
  100. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск, 1993.478 с.
  101. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. -2е изд., перераб. и доп. Мн: Выш. шк., 1997.
  102. Н.Н. Наркология предмет и задачи. Лекции по клинической наркологии. М, 1995. — 120 с.
  103. Ф.Н. Информационная специализация и функциональная асси-метрия мозга // Психологический журнал. — 1987. — N 6 1987. — С.27—33.
  104. В.А. Нейрофизиология функциональных состояний человека. -Л., 1986. 156 с.
  105. М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб.: ПНИИ им. В. М. Бехтерева, 1998. 256 с.
  106. М.С. Мир общения: Проблема межсубьектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  107. Е.С. Исследования психотерапии за рубежом: некоторые методологические проблемы // Психологический журнал, 1992, N 6, С. 54—62.
  108. В., Новак Т. Как делать все по-своему. СПб: Питер, 1995- 88 с.
  109. С.А. Границы возможностей психологического консультирования // Вопросы психологии. 1993. — N5. — С.50−56.
  110. .Д. Психотерапия. М.: Медицина, 1985. — 304 с.
  111. В.Г., Лисовская Е. Б. Жизненный путь наркомана как объект междисциплинарного исследования. //Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля. М., 1992. — С. 75−103.
  112. .Д. Медицинская психология. 1978. — 386 с.
  113. Р.С. Коммуникации в малой группе. М., «Мир», 1972. 200 с.
  114. П.Ф. Психодрама крупным планом: анализ терапевтических механизмов. М.: «Класс», 1998. 240 с.
  115. Л. Социальные координаты наркотизма. // www.narcom.ru. -2001.-20 с.
  116. М., Цитренбаум Ч. Экзистенциальная гипнотерапия. М.: Класс, 1998. 176 с.
  117. В.В. «Клиническая динамика неврозов и психопатии», М.: «Медицина», 1967, С. 152−182.
  118. В.В. Руководство по наркомании. М., 2001. — 57 с.
  119. В.В. Анализ феноменов расширенных состояний сознания //Этюды о новой психотерапии. / Под ред. Козлова В. В. Мн. 1995.
  120. В.В. Настройки на тренингах по интегративным психотехнологиям. //Творчество воли. /Ред. Козлов В. М., 1997, С. 204—213.
  121. А.К. Отклоняющееся поведение и контроль за ним. //Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. /Пер. с англ. В. В. Воронина и Е. В. Зиньковского. — М.: Прогресс, 1972, С. 282—296.
  122. P.JI. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспект. М., Изд-во МГУ, 1991. — 205 с.
  123. Г. Н. Новые представления о механизме критических ситуаций //Психологический журнал. 1995. — N4. — С.90−115.
  124. Е.С. Вопросы социальной психологии руководства // Психология производства и воспитания. JL, 1977. № 2.
  125. Л.В. Психология настроения. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1997.228 с.
  126. Купалов П С. Механизмы замыкания временной связи в норме и патологии .-М., 1978. 273 с.
  127. Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. М.: ИП РАН, 1996. — 245 с.
  128. С., Рейнголд X. Исследование мира осознанных сновидений. М., 1995. 290 с.
  129. Лабиринты одиночества: перевод с английского./Сост.и общ. ред. и предисловия Н. Е. Покровского — М.: Прогресс, 1989. 624 с.
  130. А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. 271 с.
  131. Н. И. Проблемы неформальных групп в «индустриальной социологии». В: Социологические исследования. Вып. 2. М., 1981. — 118 с.
  132. Лебедев В.И.' Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. — 304 с.
  133. М.И. Исследования общего, внутрилегочного газообмена и отдельных показателей гомеостазиса при моделировании гипервентиляционных состояний: Автореф. дис. канд. мед. наук Казань, 1984. 22 с.
  134. .М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы. М.: Просвещение, 1991.-289 с.
  135. Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс. 1993. — 208 с.
  136. X. Кататимное переживание образов: Основная ступень- Введение в психотерапию с использованием техники сновидения наяву. Семинар: Пер. с нем. М: Эйдос, 1996.
  137. В.А., Прохоров Ю. Н. Молодежь: криминальная активность и проблемы ресоциализации. //Социологические исследования, 1994, №№ 8−9.
  138. Д., Лаут Ф. Ребёфинг или как познать и использовать всю полноту жизни. /Пер. с англ. СПб.: 1993. — 192 с.
  139. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  140. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Просвещение. 1977.-378 с.
  141. А.Н. Философия психологии: Из научного наследия./ ред. Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А. М: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  142. С.С. Коллективная и групповая психотерапии // Руководство по психотерапии/ Ред. В. Е. Рожнов. Ташкент: Медицина, 1979, С. 205—231.
  143. . Кризисы жизни шансы жизни. — Калуга: «Духовное познание», 1994. — 224 с.
  144. Е. Б. Самоактуализирующаяся личность. / Научно-техническая революция и социальная психология. М., 1981 г., С. 76−84.
  145. М.В. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1995. — 643 с.
  146. А.Е. «Подростковая психиатрия». Л.: Медицина, 1985. — 478 с.
  147. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина. 416 с.
  148. А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1991. — 457с.
  149. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. (Справочное пособие для врачей). Л.: Медицина, 1986. — 280с
  150. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М: Наука, 1984. 675 с.
  151. Лукин-Григорьев В. В. Особенности феноменологии процессов холо-тропного дыхания в клинике пограничных состояний. //Психотехнологии в социальной работе. /Ред. Козлов В., Ярославль, 1997. С. 106−122. .
  152. А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Издание 2-е. — М.: ИНСАН, РМФК, 1992. — 208 с.
  153. Любен Десев. Психология малой группы. М., Прогресс, 1979. 275 с.
  154. Е. Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии. //Гештальт-95/Ред. Хломов Д. Н., Долгополов Н. Б., Кедрова Н, Б., М., 1996 г, С. 3845.
  155. Д. Социальная психология. Перевод с английского. СПб.: «Питер» 1996, — с. 560.
  156. В.В., Петрова А. В. Пневмосинтез: путь к интеграции. Методическое руководство. М., 1989. 62 с.
  157. А. Наука и религия. С-Пб: «Вестник знания», 1907, 80 с.
  158. В.Б., Е.П.Гора Гипервентиляция (Проблемы космической биологии. Т.70) М., «Наука», 1990, 184 с.
  159. А. Дальние пределы человеческой психики. Спб.: Евразия, 1997. 430 с.
  160. Э.И. Индивидуальный стиль общения в совместной игровой и предметной деятельности. // Вопросы психологии. 1989. № 3.
  161. Материалы общества психологов XIX международного конгресса. М., 1969. 150 с.
  162. А. Психология жизни. С.Петербург., 1992. — 82 с.
  163. B.C. Психология индивидуальности / под ред. Е. А. Климова -М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 448 с.
  164. А. Самостоятельная (уединенная) работа над собой. 1987
  165. JI. Р., Шилина Н. Б. Групповая динамика и групповая психотерапия. Методическое пособие. Новосибирск, 1996 г. 34 с.
  166. JI.H. Мистицизм как историко-культурный феномен // Мистицизм: проблемы анализа и критики. Вопросы научного атеизма. Вып. 38. М.:Мысль, 1989. С. 3−50.
  167. Дж. Корни сознания. М., 1993. 480 с.
  168. М.В. Свободное Дыхание как путь профессионала. (Свод: переводы. Творчество. Исследования. Выпуск 2). М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994. — 208 с.
  169. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.144с.
  170. В.Н. К вопросу теории психотерапии // Руководс тво по психотерапии/ Ред. В. Е. Рожнов, — Ташкент: Медицина, 1979. С. 12−24.г
  171. В.Н. Психология отношений. М.: «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  172. В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. — 288 с.
  173. Дж. Психология и психиатрия в США,— М.: Прогресс, 1984. — 303 с.
  174. .З. Социально-психологические функции нетрадиционной религиозности// Мистицизм: проблемы анализа и критики. Вопросы научного атеизма. Вып. 38. М.: Мысль, 1989. С. 296−315.
  175. В.В. Слово материалиста об интенсивных психотехнологиях.//Творчество воли./ред. Козлов В. В. М: МАПИ, 1997.
  176. В.В. Социальная психология. Феномен и наука. М., 1998−487 с.
  177. В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: изд-во ИП РАН, 1998, — 393 с.
  178. Л.И. Проблемы малой группы в школьной педагогике США,-Советская педагогика, 1971. 126 с.
  179. О’Коннор Дж., Сеймур Д. Введение в нейролингвистическое програм-мирование./Пер. с англ. Челябинск: Версия, 1997.
  180. Н.Н. Межличностные отношения. Киев: Лыбидь, 1990. — 191 с.
  181. Ю. Межличностные отношения в коллективе.//Человек и труд. № 7, 1993 С. 100.
  182. .Д. Анатомия общения: Учебное пособие. Спб: изд-во Михайлова В. А., 1999.-301 с.
  183. Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М.: «Либрис», 1996.235 с.
  184. Ф. С. Гештальт-терапия дословно. //Гештальт-96. /Ред. Хломов Д. Н., Немеринский О. В., Кедрова Н. Б., М., 1997, С. 9−11.
  185. Ф. С. Внутри и вне помойного ведра. С-Пб., 1995 г., 232с.
  186. Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  187. А., Ярошевский М. История психологии. Учебное пособие для высшей школы. М.: РГГУ, 1994. — 448 с.
  188. А.В. Психологическая теория коллектива. М.: Педагогика, 1979. 239 с.
  189. . Избранные психологические труды. М.: МПА, 1994. 675 с.
  190. Пиз А. Язык телодвижений. М.:" АЙ КЬЮ", 1992. — 262 с.
  191. М.Е. Социологический анализ наркомании. М.: ИС РАН, 1992. 245 с.
  192. А. В. О возможности возникновения гипервентиляционного апноэ и потери сознания. Военно-мед. журнал, 1996, N 9, С. 46−48.
  193. ., Орфали С. Активаторы мозга. М: изд-во трансперсонального института. 1994. 230 с.
  194. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиа-гностические методы. М.: МГУ, 1989 — 176 с.
  195. Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Пары-гина Б.Д., Спб.: ИГУП, 1997. 308 с.
  196. Е.Н. Наркотики и наркомания. М: Информ, вып. 12,1999−111 с.
  197. Психологические аспекты буддизма./ Отв. ред. Абаев Н. В. Новосибирск.: «Наука», 1991.- 180 с.
  198. Психологический словарь. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд.- М., 1997. 440 с.
  199. Психотехнологии в социальной работе. // Под ред. Козлова В. В. Яро-лавль, 1997. — 164 с.
  200. Психотехнологии в социальной работе. //Сб. по материалам Костромской конференции. Ред. Козлов В. В. Кострома, 1996 — 77 с.
  201. И.Н. Клиническая наркология. J1.: Медицина, 1971. — 332 с.
  202. Р. Гештальт-терапия: принципы, точки зрения и перспективы. //Гештальт-95. /Ред. Д. Н. Хломов-старший, Долгополое Н, Б., Кедрова Н. Б., М., 1996 г. С. 6−12.
  203. М.А., Тильман Ф. М. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988. 255 с.
  204. . . Фигуры гештальта. //Московский психотерапевтический журнал, 1994 г. Выпуск 3. С. 25−52.
  205. К.Р. Взгляд на психотерапию: становление человека.- Пер. с англ.- М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480с.
  206. К.Р. Клиентоцентрированная терапия- перевод с английского -М.: «Рефл- бук», К: «Ваклер» 1997 320с.
  207. В.Е. Медицинская деонтология и психотерапия // Руководство по психотерапии/ Ред. В. Е. Рожнов, — Ташкент: Медицина, 1979, С. 43−55.
  208. В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема. // Мир психологии. № 1. 2000. С. 12−31.
  209. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии.- М: Учпедгиз, 1940−596 с.
  210. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика, — Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. — 386 с.
  211. Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб.: «Речь», 2000, — 247 с.
  212. М. Игры внутри нас: психодинамические структуры личности. М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 1998. 208 с.
  213. Р. Восток, Запад и психотерапия И Вопросы саморазвития человека. Междисциплинарный теоретико-методологический сборник. Выпуск второй/ Ред. В.Данченко. Киев, 1990. — С. 89−93.
  214. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. /Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 340 с.
  215. С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 512 с.
  216. М. Как справиться со стрессом, — М., 1995, — 147с.
  217. Свободное Дыхание. Первые пять лет. /Под ред. В. В. Козлова. М., 1994.- 184 с.
  218. A.M. Неврозы. М.: Медицина, 1982. — 460 с.
  219. Г. Стресс без дистресса. Перевод с английского.- М: «Прогресс», 1979.- 124 с.
  220. В.Я., Пологий Б. С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск, 1990
  221. Сизанов, А Н. Психологические игры. Минск: «Вышэйшая школа», 1995.-301 с.
  222. Г. Г. Новая наркоситуация в России. // Социологические исследования, 1997, № 4.
  223. X., Миеле Ф. Управление разумом по методу Сильва. Мн.: ООО «Попурри», 1997. 256 с.
  224. И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии. М.: «Прогресс» — «Культура», 1995. — 416 с.
  225. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: теория и практика психодиагностики. М.: Ин-т прикладной психологии, 1997. — 480 с.
  226. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и заболеваниях. М.: «Аргус», 1995. 360 с.
  227. JT. Учебник экспериментальной теории побуждений. Штуртгарт, 1960. 560 с.
  228. Социальная работа: история, теория и технологии. /Под ред. Албеговой И. Ф., Козлова В. В. Ярославль: ЯрГУ, 1997.
  229. Социальный контроль над девиантностью в современной России. /Под ред. Я. И. Гилинского. СПб.: СПбФ РАН, 1998. — 194 с.
  230. В.В. Самосознание личности,— М.: МГУ, 1983. 284 с.
  231. Ч. Системный подход к сознанию // Пути за пределы «эго». Под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. М&bdquo- 1996, С. 50−54.
  232. К. Практический семинар по голотропному дыханию. Руководство для подготовленных ведущих. М., 1992. — 78 с.
  233. Теории личности. /Хьелл Л., Зиглер Д. СПб: Питер. Пресс, 1997 — 608с.
  234. Тибетский буддизм: теория и практика. Сборник. М., 1996
  235. X., Кэхеле X. Современный психоанализ. Т. 1, Теория. Т.2, Практика. М.: «Прогресс» — «Литера», 1996. — 576 е., 776 с.
  236. А.С. Примерение с наркотиком. //Социологические исследования, 1991, № 12, С. 131−147.к
  237. К. Никаких границ. М.: Изд-во Трансперсонального ин-та, 1998.- 176 с.
  238. А. Психотерапия. Восток и Запад. М.: «Весь мир», 1997. — 240 с.
  239. Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. РПА, 1992. — 158 с.
  240. Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Методика персонального и социального роста. Том 1,2. -М.: «Три Л», 1996. 420 с.
  241. Т.А. Проблема психологии катарсиса как преобразования личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения/ Ред. М. И. Боблева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — С. 151−174.
  242. В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  243. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 150 с.
  244. А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.- 144 с.
  245. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции, — М.: Наука, 1991.- 456 с.
  246. Фрейд 3. Толкование сновидений.- Киев: Здоровья, 1991, С. 5−24.
  247. Э. Душа человека. М.: «Республика», 1992. — 430 с.
  248. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993 — 415 с.
  249. JI.P. Дианетика современная наука душевного здоровья. М., 1993.- 562 с.
  250. Хайкин B. J1. Активность в структуре поведения индивида. // Мир психологии, 2000, № 1, С.242−250.
  251. Т.А. Я благополучен ты благополучен. — Новосибирск: «Гермес», 1993.-285 с.
  252. К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза.- СПб.: «Лань», 1997 240 с.
  253. К. Невротичесая личность нашего времени. М.: Прогресс Уни-верс, 1993 — 480 с.
  254. П., Сомеро Дж. Биохимическая адаптация. М., Мир, 1988, — 568 с.
  255. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. Баскаков В. М., 1992 — 105 с.
  256. В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал, 1992, N 2, С. 5 — 40.
  257. Э. Психономика или программируемый человек. Спб.: Лань, 2000. 192 с.
  258. Цой Л. Н. Конфликтное содержание в коммуникации. // Мир психологии. № 2, 2000. С.33−39.
  259. И.И. Проблема самосознания всей группы/ И.И. Честнокова- АН СССР, Ин-т психологии. М&bdquo- 1977. 144 с.
  260. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция //Вопросы психологии, — 1997. № 3.
  261. П.Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. СПб.: «Лань», 2000. — 368 с.
  262. Н.И. Определение единства ценностных ориентаций и уровня развития групп выборочным методом //Вопросы психологии, 1984, № 3.
  263. . Физиология труда (Эргономия) М., Медицина, 1973, 497 с.
  264. Т. Социальная психология. Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. 544 с.
  265. Школа выживания. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  266. Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Минск, 1992 г., 128 с.
  267. П. Социология социальных изменений. /Пер. с англ. Под ред. А. А. Алексеева. М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
  268. Э.Р., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия Л.: Медицина, 1989, — 192 с.
  269. Юнг К. Г. Психология и религия // К. Г. Юнг. Архетип и символ, — М.: Ренессанс, 1991, С. 129−202.
  270. Юнг К. Человек и его символы. СПб.: Б.С.К., 1996. 454 с.
  271. Юнг К. Г. Подход к бессознательному // К. Г. Юнг. Архетип и символ, — М.: Ренессанс, 1991, С. 23−94.
  272. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Тэвистокские лекции. С-Пб., 1994 г. -С. 126.
  273. М.Г. Диагностика личности наркомана и ее место в реабилитационном процессе /Психологическая наука и практика: перспективы развития в Иркутской области. Материалы научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2000. С. 130−132.
  274. М.Г., Ванкон И. Г. Соотношение сознательных и бессознательных компонентов образа «Я» наркомана и их динамика в процессе реабилитации /Сборник психотехник в социальной работе под редакцией Козлова В.В.(в печати).
  275. М.Г., Ванкон И. Г. Химическая зависимость как незрелая форма адаптации молодежи к современности. /Социально-психологический журнал № 2, выпуск 2. Ярославль 2001 г. С.- 3.
  276. М.Г., Ванкон И. Г., Юркова Н. С. «Особенности взаимодействия в психотерапевтической команде», дипломная работа, рукопись, ИГУ, июнь, 2000 г.
  277. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: СГУ, 1995.
  278. М. Встреча с психоаналитиком. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1996. — 177 с.
  279. Сагпес P. Out of the shadows. Minnesota, 1992. 196 p.
  280. Maslow A. Self-actualizing and Beyong. In: Challenges of Humanistic Psychology. N.Y., 1967.
  281. Steven E. Mayer. Community Philanthropy in Central/Eastern Europe. -neapolis, Minnesota, U.S.A., 1999. 27 p.1. Min
Заполнить форму текущей работой