Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности профессионального общения современных политиков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологическими особенностями осуществления диалогового общения политиков является личностная включенность участников диалога, открытость личностных позиций, искренность и спонтанность психологического реагирования, высокий уровень обратной связи, обусловленный социальной сензитивностью и рефлексией. Структура диалогового общения современных политиков представляет собой решение ряда… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ I. Профессиональное общение политика: ш сущностность, критерии, показатели и
  • К функции
  • РАЗДЕЛ И. Динамика и проблемы контактного профессионального общения политика
  • РАЗДЕЛ III. Пути и способы оптимизации процесса профессионального общения политических лидеров и членов их команд

Особенности профессионального общения современных политиков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реальное осуществление радикальных экономических и политических преобразований в обществе объективно требует психологического объединения всех людей и социальных институтов. Неординарность политической ситуации, политическое противостояние и динамика изменений политической жизни в значительной мере препятствуют этому. Сегодня необходимо донести содержание экономических и политических реформ до сознания различных социальных групп, вовлечь людей в их выполнение, помочь каждому найти свое место в экономической и политической жизни.

В решении проблемы формирования убежденности и веры людей в реформы необходимо создание психологического взаимодействия, совместимости, совместности и общности интересов различных слоев общества, различных социальных институтов, политических организаций и органов управления.

Значительная роль в этом вопросе принадлежит политическим лидерам, политикам, управленцам в целом. Это в свою очередь предъявляет к ним особые требования по уровню профессионализма и, прежде всего, психологической компетентности, коммуникативных способностей и нравственных начал.

Деятельность политика разнообразна, многогранна и многоаспектна, но и она содержит какие-то общие моменты. Как показывает практика, одним из таких моментов, составляющих основу деятельности политика, является работа с людьми, то-есть, общение. Именно поэтому подготовка к профессиональному общению является одним из ключевых направлений подготовки политика к практической работе и, в целом повышения эффективности его деятельности. Опыт показывает, что недостаточная коммуникативная подготовленность политиков лежит в основе многих случаев невыполнения ими тактических задач и стратегических целей.

Проблема психологического взаимодействия в политической сфере всегда была и остается актуальной для любого общества. В каждой конкретной исторической ситуации важно установить содержание и характер этого взаимодействия, его цели и задачи. В настоящее время необходимость психологического общения и взаимодействия членов общества осложняется вследствие политической апатии и психологической депрессии у определенной части населения, а иногда и прямо противоположными политическими и психологическими установками людей.

Добавим, что теперь практически каждый политик, а тем более политический лидер, имеющий достаточно активную оппозицию, испытывает психологическое давление оппонентов. Общеизвестно, какое влияние на людей оказывают современные средства массовой информации и коммуникации, они также становятся важными каналами политического общения. Поэтому достигнуть желаемого эффективного влияния на массы политическому лидеру можно, только наладив оптимальные непосредственные и опосредованные коммуникативные связи с различными социальными группами. Но вступить с каждым человеком в непосредственное политическое общение практически невозможно, поэтому каждый конкретный контакт для политика важен еще и как пример его политического общения для других людей.

В конечном счете все факторы политического общения можно свести к объективным и субъективным, последние определяют сами политические лидеры, их коммуникативные умения, умения организовать коммуникативные процессы. Более того, коммуникативные умения нужны политическому лидеру для делового и неформального общения с соратниками по политической деятельности, для поддержания цивилизованных политических отношений с оппонентами, и, что, пожалуй, самое главноекоммуникативные умения необходимы в общении с людьми, рядовыми участниками политических процессов.

При этом становится все более очевидным, что претендентам на политическое лидерство необходимо не только развивать коммуникативные способности, но очень важно учитывать психологические особенности оппонентов, в целом — условия процесса политического общения, по возможности организовывать его, сделать наиболее эффективным. Только в этом случае можно объединить общество для проведения в жизнь необходимых реформ.

И тут возникают вопросы о создании и развитии условий для плодотворного политического общения, о возможностях, путях и средствах их совершенствования. Во время коренных преобразований в обществе, в условиях налаживания системы управления социальными, экономическими и политическими процессами, как никогда, возникает потребность в надежной теории, в знаниях о человеке, о сущности и особенностях политического общения. Эти знания особенно необходимы в настоящее время, и прежде всего политикам, авторам и исполнителям программ выхода общества из кризисного состояния, в том числе и из психологической депрессии.

Состояние научной разработанности проблемы. Несмотря на очевидную необходимость глубокого изучения феномена политического общения, его содержания и механизма осуществления теоретическая разработка и конкретное исследование проблем политического общения, этого сложного и противоречивого явления отстает от требований современной науки и практики.

Все же надо отметить, что методологические подходы к анализу профессионального общения политика в рассматриваемом плане содержатся в трудах отечественных ученых, и довольно широко освещены в зарубежной литературе. Всю имеющуюся по исследуемой теме литературу можно условно разделить на четыре части. К первой группе отнесем труды ученых по общеметодологическим проблемам психологии. Это прежде всего работы Абульхановой К. А., Ананьева Б. Г., Андреевой Г. М., Бодалева А. А., Выготского JI.C., Зинченко В. П., Кузьмина Е. С., Леонтьева А. А., Левыкина И. Т., Ломова Б. Ф., Мясищева В. Н., Платонова К. К., Парыгина Б. Д., Петровского А. В., Уманского Л. И. и других.

Во вторую группу можно включить серию книг и брошюр по психологии общения, коммуникативным способностям людей. Авторами этих трудов являются Донцов А. И., Каган М. С. Кузьмина Н.В., Панасюк А. Ю., Петренко В. Ф., Семенов И. Н., Теплов Б. М., Филонов Л. Б. Шадриков В.Д. и другие.

К третьей группе можно отнести труды, посвященные политической деятельности, проблемам политологии и политической психологии. Сюда следует включить работы Афанасьева В. Г., Бурлацкого Ф. М., Выдрина Д. И., Горшкова М. К., Комаровского B.C., Пешкова В. П., Пищулина Н. П., Рогачева С. В., Яблоковой Е. А. и других.

Четвертую группу работ составляют исследования проблем психологии политического общения. Это книги, брошюры и статьи Азаева ЭЛ., Бадмаева В. Ц., Деркача А. А., Дугина Е. Я., Зазыкина В. Г., Чередниченко А. П., Шепеля В. М., и других.

Признавая несомненный вклад этих ученых в разработку проблем психологии политического общения, следует отметить, что в целом комплексно и целенаправленно эта проблема у нас изучена пока явно недостаточно. Психологическое взаимодействие политического лидера с респондентом порой рассматривается не как профессиональное общение, а как давление на человека или манипулирование личностью.

Исходя из важности, актуальности, а также недостаточной изученности проблем политического общения, автор выбрал в качестве предмета исследования процесс профессионального общения политика, его особенности и психологические аспекты подготовки к нему всей команды политического лидера.

Объектом исследования выступает политик, феномен его профессионального общения в общем комплексе профессионально-психологических задач.

Цель исследования — выявить содержание и структуру профессионального общения, а также условия и факторы, обеспечивающие его оптимизацию.

Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1. Исследовать процесс профессионального общения политика, выделить его содержание, структуру, функции и особенности.

2. На основе изучения профессионального общения политиков в процессе политической деятельности, их психологической подготовки и подготовки членов их команды выделить и классифицировать основные причины затруднений, испытываемых ими в ходе овладения навыками профессионального общения и обосновать психологические критерии успешности подготовки политических лидеров и членов их команд к профессиональному общению.

3. Разработать и экспериментально обосновать методику оказания психологической помощи политикам в овладении навыками профессионального общения, а также рекомендации по подготовке политических лидеров и членов их команд к эффективному профессиональному общению.

4. Выявить основные пути и способы оптимизации процесса политического общения в современных условиях.

Гипотеза исследования. Предполагая, что общение в процессе политической деятельности имеет существенные особенности, выделим его в особый вид профессиональной сферы профессиональное общение политика. Ожидается, что теоретический анализ и экспериментальное исследование данного процесса, практики подготовки к нему политиков на основе последних достижений в области теоретической и практической психологии позволят создать более эффективную методику психологической помощи политическим лидерам и членам их команд в подготовке и осуществлении политического общения, повышающую в целом качество их готовности к высоко эффективной политической деятельности.

Эффективность профессионального общения политика зависит не только от развития его коммуникативных способностей и наличия у него конкретных знаний, умений, навыков, качеств, обеспечивающих продуктивное решение коммуникативных задач, но в неменьшей степени от организации процесса общения, от общего уровня психологической готовности политика к профессиональной деятельности, психологических особенностей и политических ориентаций его оппонента, от целого ряда других субъективных факторов и объективных условий, характеризующих данный процесс.

Методологическую основу исследования составляют теоретические положения о системности психологической структуры личности, основные постулаты теории познания, ведущие принципы социальной психологии: детерминизма, деятельностного опосредования, единства сознания и деятельности, а также общеметодологические принципы системности деятельности.

Теоретическая основа исследования образована совокупностью обобщенного наличного знания о категориях «общение», «личность», «политика», «поведение», «деятельность», «отношение», «лидерство», «коммуникация», «социальная группа» в различных отраслях науки и в различных научных школах как зарубежных, так и отечественных и, прежде всего, Ананьева Б. Г., Андреевой Г. М., Бодалева А. А., Зинченко В. П., Кузьминой Н. В., Панасюка А. Ю., Петровского А. В., Теплова Б. М., Шадрикова В.Д.

Методыисследования, применяемые автором: индивидуально-статистический метод, метод аналогии, психологическое тестирование, экспертные оценки, методика «заполнения опросника на другого», техника ранжирования, методика «групповой оценки личности», включенное наблюдение, метод обобщения независимых характеристик и контент-анализа результатов деятельности.

Применяемые автором конкретные методы исследования составили комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга теоретических, логических и эмпирических приемов и средств получения новых знаний об изучаемом предмете. Психологический анализ включал проведение психодиагностики на основании батареи методик, содержащей психобиографический метод, тесты на развитие управленческих, коммуникативных способностей и интеллекттесты.

При обработке получаемой информации применялись методы статистического анализа (корреляционный и факторный анализ), методы математического моделирования и другие.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу диссертации составляют результаты конкретных психологических исследований, осуществленных при непосредственном участии автора в разные годы, что позволило изучить как отдельные стороны изучаемой темы, так и в целом осмыслить проблему профессионального общения политика. Первые исследования по проблемам политического общения в малых социальных группах и формирования социально-психологического микроклимата в трудовых коллективах, в которых участвовал автор, относятся к концу 80-х годов.

Второй этап исследований включает участие автора во входном и текущем, мониторинговом контроле за ростом личностно-профессиональных качеств слушателей и аспирантов Российской академии управления в 1993;1994 годах. Данное исследование позволило автору на достаточно представительной выборке кадров управления (выборочная совокупность составили около 2 тысяч респондентов) проанализировать в системе психолого-профессиональных качеств формирование и развитие навыков и умений профессионального общения.

Третий этап исследования содержал проведенный автором анализ особенностей профессионального общения политика во время выборных кампаний, в ходе политических дискуссий, в процессе повседневного общения политических лидеров с людьми. Общий объем исследуемой выборки на этом этапе исследования составил около 700 человек. Из них политических лидеров регионального и федерального уровней — 110 человек, членов их команд свыше 500 человек, экспертов — 48.

В работе над диссертацией автор опирался на данные государственной статистики и материалы государственных и правительственных органов, учитывал результаты исследований отечественных и зарубежных исследователей.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

— выявлены многомерное содержание, функции и структура контактного и бесконтактного профессионального общения политиков. Профессиональное общение представлено как психологический процесс, направленный на все большую совместимость, совместность и общность политика и респондента, что может служить согласованию всего комплекса их материальных интересов и духовных ценностей;

— доказано, что функции профессионального общения политиков могут быть представлены как гностическая, организаторская и собственно коммуникативная, что позволяет в свою очередь для более детального анализа разделить коммуникативную функцию на подфункции;

— выделены (и классифицированы) 3 основные группы причин затруднений, испытываемых политиками в ходе овладения ими навыками профессионального общения, — это неудачный опыт предыдущего общения (или его отсутствие), недостаточность знаний профессионального общения и индивидуально-психологические особенности человека (неадекватная самооценка, акцентуация черт характера). Учет этих и других причин, профилактика их негативных последствий и психокоррекция личностных характеристик создают реальные предпосылки для продуктивного профессионального общения политиков;

— обоснованы основные психологические критерии успешности подготовки политических лидеров и членов их команд к профессиональному общению. В качестве таких критериев выступают результативность и эффективность профессионального общения политиков с электоратом, с различными политическими силами. Использование данных критериев позволяет оценивать итоги профессионального общения политиков в комплексе и по конечному результату;

— выявлено, что компонентами диалогового профессионального общения являются: а) организационно-поведенческий, включающий умения и навыки политика организовывать открытое. равноправное взаимодействие с партнерамиб) межличностно-рефлексивный, включающий элементы профессионального общения, обеспечивающие адекватное восприятие и понимание политиком себя, партнеров, ситуации профессионального общенияв) предметно-рефлексивный, включающий элементы профессионального общения, обеспечивающие разносторонний, децентрированный анализ информации и процесса ее познания партнерами. По развитию каждый компонент может находиться на одном из пяти уровней, которые ситуативно устойчивы, связаны с социальным статусом человека и могут меняться при специальном обучении;

— установлено, что оптимальным алгоритмом продуктивного профессионального общения в современных условиях может стать следующий порядок действий: получение необходимой психологической информации о личности респондента, изучение и осмысление этой информации, установление доверия между политиком и респондентом, привлечение респондента на свои жизненные позиции и в конечном счете к политическому сотрудничеству, опосредованное влияние на респондента, поддержание у респондента положительного отношения к продолжению общения и по возможности развитие у него качеств необходимых для целей, задач и характера этого общения;

— разработана и экспериментально подтверждена методика оказания психологической помощи начинающим политикам в овладении и закреплении навыков профессионального общения, а также составлены рекомендации по подготовке политических лидеров и членов их команд к эффективному профессиональному общению во время выборных кампаний с использованием контактного методапредложены бесконтактные формы поддержания профессионального общения политика и респондента в течение продолжительного периода времени (открытая переписка, официальное обращение за советом к респонденту, оказание посильной и законной помощи землякам респондента), что позволяет всему электорату на примере жизнедеятельности конкретного человека наблюдать за ходом реформсоздан банк методик диагностики условий профессионального общения политиков и определения коммуникативных способностей личности для инвариантной разработки результатов профессионального общения политиков.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими позициями автора, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборок, взаимопроверкой данных, экспериментальной проверкой разработанных предложений и рекомендаций.

Практическая значимость результатов исследования. заключается в том, что основные теоретико-методологические положения диссертации могут лечь в основу прогнозов результатов профессионального общения политиков и разработок практических рекомендаций и методик по организации эффективного профессионального общения.

В частности, полученные в диссертации выводы и рекомендации, а также собранные автором материалы могут быть использованы в целях: формирования реальных представлений о механизме профессионального общения политика и рациональных алгоритмах его возможной организациипрактического использования для самообразования и самосовершенствования, повышения профессионализма политиковдемократизации политических процессов, повышения реальной культуры политического общения;

— дальнейшей разработки основ углубленного исследования проблем общения в политической сфере;

— создания частных методик определения различных аспектов професионального общения политиков;

— подготовки и издания учебников и учебных пособий по курсу политической психологии, психологии общения, психологии личности, психологии управления, составления курсов лекций по развитию навыков и умений политического общения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы, содержащиеся в диссертации, изданы в четырех публикациях автора. Выводы и результаты исследования были доложены на Общенациональном конгрессе по чтению в Москве в 1992 году, обнародованы на пяти региональных конференциях и двух научных сессиях Российской академии управления в 1995 и 1996 годах, а также на круглом столе «Подготовка и обучение в области государственного управления» (Москва, РАГС, 1994 год, программа «ТАСИС»).

При участии автора и с использованием материалов его исследований подготовлено и проведено более пятнадцати семинаров, конференций, совещаний, круглых столов. По заказам и просьбам центральных и региональных органов управления автором подготовлено пять аналитических записок по различным вопросам политической психологии. Положения, выводы и материалы исследования широко использовались автором в лекциях, устных публичных выступлениях, а также в публикациях периодической печати, по радио и телевидению. Диссертация обсуждалась на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту.

Профессиональное общение базируется на относительно.

71 907 250 719 071 910 769 790 734 661 222 971 862 423 268 405 435 537 911 015 538 688 целостном психологическом основании, включающем в себя внутренне упорядоченную систему понятий, суждений, представлений, выработанную в результате коммуникативной деятельности и чувственного опыта личности и выступающую в различной степени адекватным отражением реальности, являющуюся индивидуально-значимой для каждого из партнеров по общению и в то же время могущую иметь общую прогностическую ценность для партнеров по общению.

При этом культура профессионального общения политика предстает как взаимоприемлемое согласование его интересов и интересов электората при помощи психологических навыков и умений коммуникации, профессиональной и общей культуры личности.

К особенностям профессионального общения политиков следует отнести двойственность отношений партнеров, когда каждый традиционный элемент общения, имеет вполне определенный политический подтекст и может приобрести политическое значение, а также в наличии некоторых специфических форм общения в политической сфере.

Коммуникативно значимые личностно-психологические особенности современных политиков являются сложно организованным динамическим образованием, находящимся в постоянной связи с уровнем квалифицированности в профессиональном общении в системе «политик — общественное мнение — личность респондента» .

Формирование диалогичности профессионального общения выступает одним из основных императивов современной демократической модели политической деятельности.

Психологическими особенностями осуществления диалогового общения политиков является личностная включенность участников диалога, открытость личностных позиций, искренность и спонтанность психологического реагирования, высокий уровень обратной связи, обусловленный социальной сензитивностью и рефлексией. Структура диалогового общения современных политиков представляет собой решение ряда мотивационных, коммуникативных, социально-перцептивных, рефлексивных, конструктивных задач, стоящих перед общающимися партнерами: установление и поддержание контакта и взаимосогласованности действийраскрытие своих личностных позицийвосприятие и понимание личностных позиций другоготворческое взаимодействие личностных позиций, включая их изменение и взаимообогащениесовместная выработка плана действий по решению обсуждаемой проблемы.

Коммуникативные способности можно представить как сложные интегративные образования, включающие все компоненты каждой из сторон общения: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Приобретенные коммуникативные знания, трансформируясь в процессе практического общения в умения и навыки, ведут к новому витку теоретического осмысления и конструированию оптимальных моделей и алгоритмов политического общения.

Наиболее рациональными путями освоения политиком процессуальных условий профессионального общения выступает использование активных форм и методов обучения: ролевых игр, групповых дискуссий, социально-психологического тренинга и другиханализ и самоанализ коммуникативной деятельности в политической сфереорганизация системы корректирующих обучение тренингов, занятий, инструктажейвключение качества коммуникативной деятельности в критерии оценки профессионального роста политических лидеровориентация политических лидеров на исследование явлений коммуникативной культуры, побуждение к самосовершенствованию и саморазвитию.

Структура диссертации определяется общей концепцией и логикой психологического анализа и включает введение, три раздела, заключение, и список использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Эффективная профессиональная деятельность политика невозможна без его прямых контактов с людьми. В процессе этих контактов происходит согласование целей и задач возможной совместной деятельности, обмен информацией и соответствующими знаниями.

С развитием демократии в обществе все большее значение будет приобретать субъект-субъектный тип политического общения. Это не простое воздействие политика на респондента. Данный тип общения следует отнести к формам равноправного политического партнерства. В этом случае общение или политическое взаимодействие происходит в форме диалога. Важное значение при этом будет приобретать координация действий, происходящих по типу взаимопомощи, взаимной поддержки и взаимодополнения.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие основные выводы.

1. В политической деятельности общение выступает как один из важнейших компонентов решения профессиональных задач. Практически до 80% всех политических задач решаются политиком при помощи многообразных видов общения. При этом контактное общение приобретает специфические особенности: произвольный характер, амбивалентность целей, произвольное использование потребностей и особенностей респондента для достижения целей политика, использование всего спектра приемов и способов общения в том числе и специфических. Все эти особенности позволяют рассматривать контактное общение как особую разновидность профессионального общения политика.

Под профессиональным общением политика понимается процесс установления и развития взаимодействия между политиком и респондентом, содержанием которого являются: обмен информацией, достижение взаимопонимания, оказание мотивообразующего воздействия на респондента, с целью вовлечения последнего в совместную политическую деятельность. Профессиональное общение политика имеет свои функции, которые отражая общие функции общения (информационно коммуникативную, регуляционно — коммуникативную, аффективно коммуникативную) имеют по сравнению с ними некоторую специфику (сопряжение с другими функциями политической деятельности), свою динамику (коммуникативный контакт, знакомство, закрепление знакомства и влияние на респондента в нужном направлении).

Таким образом, процесс профессионального общения политика лидера имеет свою специфику, которая выделяет его из общего процесса общения в самостоятельный вид общения со своей структурой и динамикой. Следовательно, учет данной специфики, реализация принципов, методов, способов и приемов профессионального общения политика в его практической деятельности существенно повышает эффективность и качество решения политических задач.

2. Знание и применение закономерностей, принципов и методов обыденного общения не всегда могут помочь политику в решении профессиональных задач, так как они не учитывают всей специфики политической деятельности. Именно поэтому вооружение политиков и, в особенности начинающих, знаниями концептуальной модели профессионального общения позволяет им более эффективно осваивать приемы и методы профессионального общения политика и, в конечном счете, более эффективно решать задачи политической деятельности.

Предложенная концептуальная модель процесса профессионального общения политика позволяет на базе знании индивидуально-психических особенностей политика и респондента или партнера по общению моделировать и прогнозировать процесс профессионального общения и развитие отношений между ними.

Применение электронновычислительной техники позволяет существенно упростить и ускорить такой анализ и, в конечном счете, создать специализированную экспертную систему для прогнозирования и планирования хода контактного и других видов общения.

Однако, это направление требует дальнейшей научно исследовательской проработки и создания специализированной экспертной системы, прообразом которой является созданная нами экспертная система, позволяющая диагностировать возможные затруднения при овладении профессиональным общением и выдавать рекомендации по их преодолению в ходе обучения и психологической коррекционной работы.

3. Анализ процесса овладения политиками навыками профессионального общения позволяет выделить и строго классифицировать основные группы затруднений. К первой группе можно отнести затруднения, связанные с индивидуально-психологическими особенностями политиков. Ко второй группе относятся затруднения, связанные с негативным опытом общения накопленным в процессе жизнедеятельности человека. Наконец, к третьей группе можно отнести затруднения, связанные с приобретением профессиональных привычек общения в предыдущей профессиональной деятельности.

Такая классификация позволяет довольно точно устанавливать, уже на начальном этапе, возможные трудности в овладении навыками профессионального общения и выделяет четкие и достаточно точные критерии противопоказаний для дальнейшей политической деятельности. На базе данной классификации основных затруднений в овладении навыков профессионального общения и критериев противопоказаний по профессиональному общению была создана экспертная методика, которая предназначена для оценки индивидуально-психологических особенностей личности, накопленного жизненного и профессионального опыта общения и выдачи рекомендаций по коррекции возможных затруднений, а также выбору оптимального варианта обучения политика профессиональному общению.

Это направление должно получить дальнейшее развитие в последующих научно-исследовательских работах. Ряд вопросов не получили своего полного раскрытия. В частности, пока неясно влияние структуры интеллекта на профессиональное общение, нет точных критериев оценки минимально достаточного для успешного профессионального общения уровня интеллектуального развития. Мало изучен вопрос влияния эмпатии на успешность профессионального общения, нет точных критериев оценки этого психического феномена.

4. Одним из наиболее эффективных направлений совершенствования подготовки политиков к профессиональной деятельности может стать формирование индивидуального стиля профессионального общения и коррекция индивидуально психологических особенностей личности затрудняющих профессиональное общение.

Разработанная, на базе предложенной концептуальной модели профессионального общения политика лидера, система (жазания психологической помощи политикам в процессе их подготовки к профессиональному общению решает именно эту задачу и позволяет значительно увеличить эффективность подготовки политиков к профессиональному общению и в целом к политической деятельности.

Проведенная экспериментальная часть исследования доказывает, что политики, прошедшие курс обучения по данной системе, более подготовлены к профессиональному общению.

Включение данной системы в учебный процесс позволяет не только повысить его эффективность, но и предельно индивидуализировать обучение. В конечном счете это позволяет повысить профессиональную подготовленность политиков, сформировать у них индивидуальный стиль профессионального общения и, в целом, профессиональной политической деятельности.

Кроме того, включение данной системы в учебный процесс позволило бы интегрировать достижения психологической науки в политическую деятельность. Такое включение имеет два аспекта: организационный создание спецкурса профессионального общения политическая и кадровый — подготовка специалистов для проведения занятий в курсе профессионального общения. В настоящем исследовании предложены варианты решения этой проблемы, однако этот вопрос требует дальнейшей научной проработки.

5. Опыт исследования в области профессионального общения политика позволяет сформулировать возможные направления дальнейшей разработки данной проблемы. а). Дальнейшее изучение влияния индивидуально-психологических особенностей политика и респондента на успешность процесса профессионального общения и установления доверительных отношений между ними. При исследовании данной проблемы наибольшую важность, по мнению автора приобретают вопросы аттракции, влияния национально-психологических и социально-психологических особенностей партнеров по общению на успешность процесса профессионального общения и установления доверительных взаимоотношений.

Результатом этих исследований должно стать создание модели взаимодействия индивидуально-психологических особенностей политика и респондента и выработка на этой базе практических рекомендации по учету особенностей респондента при установлении взаимоотношений с ним. а так же критерии оценки вероятности успешности общения между конкретным политиком и респондентом.

Исходя из этого, представляется очень важным продолжать исследования в области разработки и совершенствования методик изучения национально-психологических, социальнопсихологических и индивидуально-психологических особенностей личности в интересах вероятностной диагностики его адаптивности и прогностичности развития отношений и процесса профессионального общения политика. Особое внимание, по видимому следует, уделять развитию бесконтактных методов изучения человека, как наиболее перспективных. По видимому, одной из возможных проблем для исследований может стать проблема изучения личности нетрадиционными методами (физиогномика, графология, изучение походки, экстрасенсорное восприятие и др.). б). Анализ ситуации общения и ее влияния на установление контакта и развитие взаимоотношений между политиком и его респондентом. При исследовании в данном направлении представляется необходимым установить факторы непосредственно влияющие на те или иные аспекты профессионального общения политика, особенно на микроуровне (то есть непосредственно в ходе встречи). Результатом такого исследования должны стать критерии организации встречи и оценки ситуации общения, а так же практические рекомендации по организации ситуации профессионального общения в зависимости от задач и индивидуально-психологических особенностей респондента. в). Разработка методологии и методики применения специфических методов профессионального общения политика (просьбы, обещания, уговоры, внушение и т. п.), применяемых в политической деятельности. Данные методы профессионального общения политика долгое время считались чем-то второстепенным, мало используемым, неперспективным. Хотя опыт политиков всех стран подтверждает эффективность применения данных методов в отдельных случаях. Некое табу на данные методики привело к тому, что не только в области политической психологии, но и в области теории управления почти нет глубоких теоретических разработок по данной проблеме. Хотя изменившиеся политические условия неизбежно приведут к увеличению доли применения специфических методов профессионального общения политика.

Результатом исследований в данной области должны стать точные критерии эффективности применения данных методов в зависимости от типологии личности респондента, сложившейся ситуации, опыта и индивидуально-психологических особенностей политика, а так же конкретные приемы и методы эффективного использования специфических приемов профессионального общения. г). Представляется весьма перспективным дальнейшая разработка на базе персональных компьютеров экспертной системы моделирующей взаимодействие между политиком и респондентом с учетом их индивидуально-психологических особенностей, опыта профессионального общения политика. Данная экспертная система должна позволять не только прогнозировать и констатировать наиболее вероятный исход их взаимодействия, но и помогать политику выбирать наиболее эффективные пути профессионального общения с респондентом, давать возможность политику планировать работу с респондентом, осуществлять выбор наиболее эффективных приемов и способов установления и развития доверительных отношений в зависимости от индивидуально-психологических возможностей респондента. В конечном итоге каждый политик должен иметь индивидуально настроенную экспертную систему, если можно так выразиться, своего «электронного помощника», для последующей работы. д). Одним из основных направлений дальнейших научных исследований должно стать теоретическое обоснование и практическая разработка методики психолого-педа готического сопровождения процесса обучения политиков и их последующей деятельности. В такое психологическое сопровождение проблема профессионального общения политика должна входить как одна их основных составляющих частей.

Вместе с тем, в целом психологическое сопровождение политиков должно быть направлено на формирование и совершенствование индивидуального стиля деятельности, в зависимости от индивидуально-психических особенностей человека, и оказание ему дальнейшей своевременной психологической помощи. Решение этой проблемы в теоретическом плане невозможно без тщательной научной проработки, в практическом же плане эту проблему невозможно решить без создания независимой профессиональной психологической службы.

Только полноценная широкомасштабная психологическая служба позволит не только увеличить эффективность и качество подготовки политиков, но и, в целом, существенно повысить эффективность политической деятельности, на базе широкого внедрения психологических знаний в практическую деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографии, сборники, брошюры.
  2. К.А. О субъекте психической деятельности. -М.: Наука, 1973. 286 с.
  3. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания: Избранные психологические труды в 2-х т. /Под ред.А.Соболева и др. М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977. 380 с.
  5. А. Психологическое тестирование. Кн.1 и 2. М.: Пед-ка, 1982. 295 е., 312 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1994.416 с.
  7. О.С. Педагогическая концепция перестройки последипломного образования: управленческое мышление и перестройка управленческого образования. М.: РАКО АПК, 1990. — 125 с.
  8. С.А. Культура труда современного рабочего. М.: Профиздат, 1985. — 65 с.
  9. Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 183 с.
  10. Ф.Ф. Методы подбора и подготовки руководителей производства. М.: Экономика, 1971. — 384 с.
  11. Ю.Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  12. П.Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М.: — 160 Политиздат, 1973. — 392 с.
  13. В.Г. и др. Труд руководителя. М.: Политиздат, 1977. 358 с.
  14. З.Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Мысль, 1975. — 408 с.
  15. .Ц. Психология и педагогика в партийной работе.- М.: Политиздат, 1985. 223 с.
  16. Л.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. — М.: Энергия, 1964. — 64 с.
  17. С.Д., Гуревич Ф. Г. Математика статистические методы экспериментальных оценок. — М.: Статистика, 1980.18.- 262 с.
  18. Дж. Управление производством. /Пер. с англ. М.: Мир, 1973. 304 с.
  19. Бир С. Наука управления. М.: Энергия, 1976. — 112 с.
  20. А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: МГУ, 1982. 199 с.
  21. А.А. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация // Сборник научн.тр./ под ред. А. А. Бодалева. М.: 1963. 98 с.
  22. А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. 187 с.
  23. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
  24. Е.Е. Психологические проблемы управления. М.: Экономика, 1969. 159 с.
  25. В.И. О психологической культуре учителя. Киев: Знание, 1974. — 64 с. (На украинском языке).
  26. К.Н. Психология о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. 128 с.
  27. И.П., Емельянов Б. Н. Руководство научным коллективом. Л.: Судостроение, 1972. — 58 с.
  28. Д.И. Политический лидер и проблема его формирования. Киев: Институт политологии и социального управления, 1990. — 142 с.
  29. Д.М. Организация управления. М.: Наука, 1972. — 536 с.
  30. Л.Ю., Кротов В. М., Лихачев В. Т. Методика педагогического воздействия. М.: Педагогика, 1967. — 143 с.
  31. B.C. Культура педагогического общения: Кн.33.для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  32. А.И. Политическая деятельность: филос. анализ факторов детерминации. Саратов: СГУ, 1987. — 128 с.
  33. А.А., К'^ысько В.Г. Национально-психологические предпосылки эффективности идейно-воспитательной работы в коллективе. М.: АОН при ЦК КПСС, 1990. — 41 с.
  34. Г. Г. Социально-политическая психология. -М., 1994. 236 с.
  35. А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 204 с.
  36. ЗВ.Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическоеобучение. Л.: ЛГУ, 1985. -186 с.3Э.Емельянов Ю. Н., Кузин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: учебное пособие. -Л.: ЛГУ, 1983. 103 с.
  37. С.Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации личности. -М.: Российский салон, 1996. 200 с.
  38. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). Саратов: СГУ, 1974. -222 с.
  39. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.368 с.
  40. А.И. Психология хозяйственного управления. Профиздат, 1984.- 248 с.
  41. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Л.: ЛГУ, 1960. — т.2: Способности. — 304 с.
  42. А.Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1969. — 392 с.
  43. В.Н. Искусство публичного общения и политических дискуссий: Учеб. практическое пособие. М.: Моск.высш.парт.школа, 1990. — 37 с.
  44. А.Г. Психология личности. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  45. Я.Х. Психология взаимоотношений в малых группах (Общие и возрастные тенденции). Минск: БГУ, 1976. 126 с.бЗ.Коломинский Я. Х. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. 2-е изд. — Минск: Нар. Асвета, 1984. — 240 с.
  46. Я.Х. Психология общения. М.: Знание. 1974.- 96 с.
  47. Я.Х. Психология общения. М.: Знание, 1074, — 96 с.
  48. Е.М. Организатор и организаторская деятельность.- М.: Моск. рабочий, 1986. 191 с.
  49. Н.И., Шаккум M.JI. Акмеология и тестология. М., 1996. — 381.
  50. Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев: «Штиница», 1983. — 159 с.
  51. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. — 173 с.
  52. Н.В. Способности, одаренности, таланты учителя.- Л.: Знание, 1985. 32 с.
  53. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ. 1970. — 114 с.
  54. Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  55. З.Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища.М.: Высш. школа, 1989. 167 с.
  56. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. 216 с.
  57. Культура пропагандистского труда / Под ред. В. М. Шепеля.- М.: Московский рабочий, 1989. 270 с.
  58. Н.Д. Об умственной одаренности. М., 1960. 265 с. 6 7. Ленин В. И. О смешении политики с педагогикой // Полн.собр.соч. т. 18. — С.7−384.
  59. А.А. Психология общения. Тарту, 1984. 340 с.
  60. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика. 1986. 144 с.
  61. .Ф. Проблемы общения в психологии // Сб. статей АН СССР / Ин-т психологии. М.: Наука, 1981. — 280 с.
  62. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  63. И.С., Уманский JIM. Организатор и
  64. Н.И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. М., 1996. — 381.
  65. Л.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев: «Штиница», 1983. — 159 с.
  66. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. — 173 с.
  67. Н.В. Способности, одаренности, таланты учителя.- Л.: Знание, 1985. 32 с.
  68. Н.В. Методы исследования педагогическойдеятельности. Л.: ЛГУ. 1970. — 114 с.
  69. Н.В. Методы системного педагогическогоисследования. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  70. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища.М.: Высш. школа, 1989. 167 с.
  71. .В. Основы профессиональной психодиагностики.
  72. Л.: Медицина, 1984. 216 с.
  73. Культура пропагандистского труда / Под ред. В. М. Шепеля.- М.: Московский рабочий, 1989. 270 с.
  74. Н.Д. Об умственной одаренности. М., 1960. 265 с.
  75. В.И. О смешении политики с педагогикой / /
  76. Полн.собр.соч. т. 18. — С.7−384.
  77. А.А. Психология общения. Тарту, 1984. 340 с.
  78. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.:1. Педагогика. 1986. 144 с.
  79. .Ф. Проблемы общения в психологии // Сб. статеи
  80. АН СССР / Ин-т психологии. М.: Наука, 1981. — 280 с.
  81. .Ф. Методологические и теоретические проблемыпсихологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  82. И.С., Уманский Л. И. Организатор и- из организаторская деятельность. JL: ЛГУ, 1975. — 312 с.
  83. Маркичева Т. Б, Ножин Е. А. Мастерство публичноговыступления: Учеб.пособие. М.: Знание, 1989. — 176 с.
  84. М. Технология и эффективность социальногоуправления. М.: Прогресс, 1982. — 267 с.
  85. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.308 с.
  86. Маркс К, Энгельс Ф. Капитал. // Полн. собр.соч. т.23. М., 1960. — 907.7 7. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 295 с.
  87. В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 424 с. 79 Об искусстве полемики /Федосеев П.Н., Попов С. И., Артемов В. Л. и др. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1982. — 336 с.
  88. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 304 с.
  89. А.Ю. Повышение квалификации как процесс-психологической перестройки специалиста. М&bdquo- 1990. — 66 с.
  90. А.Ю. Убеждающее воздействие: теория и практика (Концепции психологии риторики) М&bdquo- 1989. — 140 с.
  91. А.Ю. Умеете ли Вы убеждать, товарищ народныйдепутат? М.: Юнтус, 1991. — 78 с.
  92. А.Ю. Управленческое общение. Практическиесоветы. М.: Экономика, 1990. — 112 с.
  93. В.Н. Психология общения //Вопросыфилософии, 1971, С. 126−131
  94. .Д. Научно-техническая революция и личность.1. Политиздат, 1978. 260 с.
  95. .Д. Основы социально-психологической теории.1. М.: Мысль, 1971. 351 с.
  96. .Д. Социальная психология как наука. 2-е изд.
  97. Л.: Лениздат, 1967. 280 с.
  98. В.Ф., Митина О. В. Анализ динамики общественного сознания. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. — 214 с.
  99. В.Ф., Митина О. В. Психосемантические исследования политического менталитета // Общественные науки и современность, 1994, № 5, с.18−22.
  100. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  101. Л.А. Теоретические и методические проблемы СПТ. М.: МГУ, 1982. — 168 с.
  102. ЭЗ.Платонов К. К. О динамической структуре словесного общения. В кн. Мышление и общение. — Алма-Ата, 1973, с.8−32
  103. К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1975.312 с.
  104. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  105. Практические занятия по социальной психологии для руководителей и специалистов народного хозяйства / Под ред. Раньге. Рига: Изд-во МИПКСНХ Латв. ССР, 1980. — 95 с.
  106. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  107. Политическая социология: проблемы становления. Вып. J — М.: Институт социологии АН СССР, 1990. — 68 с.
  108. Политические институты и обновление общества. М.: Наука, 1989. — 278 с.
  109. Психологические исследования общения / Отв.ред. Б. Д. Ломов, А. В. Беляева, В. Н. Носущенко. М.: Наука, 1985. 344 с.
  110. Психология. Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  111. ЮЗ.Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 416 с.
  112. C.JI. Основы общей психологии. 3-е изд. М.: Педагогика, 1989, — т.2. — 322 с.
  113. Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. М.: ЛГУ, 1973. 141 с.
  114. Юб.Сафонов B.C. О психологии доверительного общения//Проблема общения в психологии. М: Наука, С.264−272.
  115. В.Ф. Формирование политической культуры личности. М.: Моск. рабочий, 1987. — 205 с.
  116. А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986, 176 с.
  117. В.Е. Метод изучения документов в социально психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1983. — 104 с.
  118. О.Сериков Г. Н. Качество подготовки специалистов в вузах -166 и оптимизация обучения. Челябинск: ЧПИ, 1982. — 241 с.
  119. Ш. Сементовская В. К. Человек в деловой сфере. Л.: Ленизда-т, 1985. — 119 с.
  120. А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психология. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
  121. ПЗ.Склонности и способности: Сб. статей / Отв.ред. В. Н. Мясищев. Л.: ЛГУ, 1962. — 123 с.
  122. Г. Э. Совершенствование процессов управления предприятием. М.: Машиностроение, 1975. — 311 с.
  123. Л.В. Объективные законы и политика. Л.: ЛГУ, 1990. — 183 с.
  124. Пб.Соковнин В. М. О природе человеческого общения. Фрунзе: Мектен, 1973. 220 с.
  125. Э.В. Культура и личность. М.: Наука, 1972. — 228с.
  126. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
  127. Э.Тихомиров Ю. А. Управление делами общества. М.: Мысль, 1984. — 224 с.
  128. Л.Б. Психологические аспекты установления контактов между людьми. Методика контактного взаимодействия. -М., 1982. 65 с.
  129. .С. Психологические проблемы выявления скрываемого обстоятельства. М.: МГУ, 1975. — 98 с.
  130. Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев: Вища шк., 1985. — 159 с.
  131. В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. Иркутск: Иркут. ун-т., 1985. — 200 с.
  132. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  133. В.М. Управленческая психология. М.-Экономика, 1984, — 248 с.
  134. В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Московский рабочий, 1987. — 237 с.
  135. П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979. — 229 с.
  136. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979. — 264 с. 1. Статьи.
  137. В. От диктата бюрократии к политическому рынку. // Общественные науки. 1990. — N 1. — С.96−108.
  138. .Г. О соотношении способности и одаренности // Проблема способностей. М.: 1962. — 308 с.
  139. .Г. Человек как предмет воспитания //Советская педагогика. 1965, N1, с.26−76.
  140. Анохин П. КПроблема принятия решения в психологии и физиологии. // Проблемы принятия решения. М.: Наука, 1976, С.7−16.
  141. .А. Современные требования по подготовке психотерапевта к профессиональному межличностному общению // Социально-психол. пробл. реабилитации нервн.-псих. больных. Сб. тр. Ин-т им В. М. Бехтрева. Л., 1984 С. 115−117.
  142. А.В., Майклз С. Монолог, диалог, и полилог в ситуациях общения // Психологические исследования общения. М.: Наука. 1985, С.219−244.
  143. Н.Н., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки // Вест. Моск. ун-та Сер. 14. 1997. № 1. С. 53−61.
  144. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ. 1970. 135 с.
  145. Л.Л. Принятие решения как проблема психологии познания // Вопр.психологии. 1984, N1, с.125−132.
  146. Ю.Н. Социально-психологический тренинг в практической профессиональной подготовке студентов-психологов // Личность в системе коллективных отношений. М., 1980, С.83−84.
  147. Ю.М. Процессы принятия решения на сенсорно-перпептивном уровне // Проблемы принятия решения. М.: Наука, 1976, С.33−35.
  148. М.А., Петровска Л. А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1982, N5, с.140−146.
  149. Я.Х., Березовин Н. А. Стиль отношения педагога к учащимся как фактор управления межличностным общением в учебной группе. В кн.: Вопросы педагогики и психологии общения. Фрунзе: Мектеп, 1975, С.49−54.
  150. Кон И.С., Лосенков В. А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования. В кн.: Проблемы общения и воспитания, ч.2. — Тарту: ТГУ, 1974, С.74−135.
  151. Р.Л., Дубовска Е. М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981, с.92−122.
  152. Н.В. Социально-педагогические основы политической работы в производственных коллективах // Научные ос 169 новы политической работы в классах. — Л.: Лениздат, 1972, С.243−261.
  153. В.Н., Кашинова Н. А. Интенсивное профессиональное общение и личностные особенности // Мышление, общение, опыт. Ярославль, 1983, С.72−79.
  154. В.А. О юношеской дружбе. В кн.: Социальная психология личности. — Л., 1974, С.114−124.
  155. A.M. Реформы политической системы: взгляд политолога. Философские науки. — 1989, N9, С.17−25.
  156. В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблемы общей и специальной психологии. В кн.: Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. — JI., 1970, С.112−116.
  157. А.П. Приемы публичной полемики. В кн.: Организация политических кампаний. — М., 1992.
  158. В.Н. Психология общения // Вопросы философии, 1971, N7, С.126−131.
  159. В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии, 1986, N3, С.133−142.
  160. JI.A. Основные характеристики компетентное ти в общении // Актуальные проблемы социальной психологии. Часть 1. Кострома, 1986, С.74−75.
  161. JI.A. Социально-психологический тренинг как способ оптимизации социально-перцептивных процессов в группе // Межличностное восприятие в группе. М., 1981, С.270−288.
  162. JI.A., Спиваковская А. С., Воспитание как общение-диалог. // Вопр. психол. 1983. № 2 С. 85−89.
  163. Платонов К. К О динамической структуре словесного общения. В кн.: Мышление и общение. — Алма-Ата, 1973, С.8−32.
  164. К.К. О знаниях, навыках и умениях. // Сов.педагогика. 1963, N11, С.100−110.
  165. Проблемы политического лидерства в советском обществе // Общественные науки. 1989, N4, С.60−72.
  166. B.C. О психологии доверительного общения // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981, С.264−272.
  167. Н.И. Сопоставительное описание элементов русской и английской кинесической коммуникации // Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977, С.219−246.
  168. В.М. Человеческое общение и идеология. В кн.: Идеология и общественная психология. — Фрунзе. 1968, С.18−20.
  169. Э.В. Смысл и культура человеческого общения. -В кн.: Духовное становление человека. JL, 1972, с. 102−118.
  170. Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения / Общение и оптимизация совместной деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1987, С.242−251.
  171. B.C. О феномене сопротивления убеждающему воздействию. В кн.: Актуальные вопросы практической психологии, — Шадринск, 1996, с.32−44.
  172. А.В. Методология психологического анализа управленческой деятельности // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. М.: Наука, 1981. С.96−109.
  173. А.У. Личность в общении // Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987. С.30−41.
  174. А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопросы психологии, 1977., № 4, с.20−22.
  175. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука. 1975. С.89−105.
  176. Диссертации и авторефераты диссертаций.
  177. Н.И. Психологические особенности развития коммуникативных способностей у подростков, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дисс.канд.психол.наук. Киев, 1991. — 18 с.
  178. А.А. Коммуникативная способность и её совершенствование: Автореф.дисс.канд.психол.наук. Л., 1981. 22 с.
  179. А.А. Психология речевого общения: Дис. докт. психол. наук. М., 1974. — 314 с.
  180. Х.Х. Роль коммуникативных движений в межличностном общении: Автореф.дисс.канд.психол.нпук. Тарту, 1975. — 20 с.
  181. В.Н. Общение как предмет социальнопсихологических исследований: Автореф.дисс.докт.психол.наук.1. Л., 1983.17 9. Румянцева В. И. Социальная психология лидерства в спрофессиональное общениете: Дисс.докт.психол.наук. Л., 1991, -394 с.
  182. Л.И. Психология организаторских способностей. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. — М., 1968. 31 с.
  183. С.С. Политическое лидерство в обновляющемся обществе (опыт социолого-психологического анализа). Дисс. канд. социолог, наук. М., 1990. — 162 с.
  184. Айзенк Ганс Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности / Пер. с англ. А. Н. Лука, И. С. Хорола. 2-е изд. — Рига: Виеда, 1992. — 176 с.
  185. Ф. Психология управления / пер. с болг./ М.:Прогресс, 1982, 424 с.
  186. Г., Фрверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972. — 294 с.
  187. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  188. Дж., Бендлер Р. Нейролингвистическое программирование. Перевод с англ. ВЦП /машнп/. 197 с.
  189. Дейк, ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация // Пер. с англ. М.: Прогресс. 1989. 312 с.
  190. Й. Эффективность управленческих решений (пер. с чешек.). М.: Прогресс, 1975. — 240 с.
  191. Г. Психология народов и масс: Пер. с франц. СПб., 1896. 251 с.
  192. М.А., Ялом И. Д., Майлс М. В. Обширные группы: первичные факторы. Нью-Йорк, 1973. — 280 с.
  193. Ст. Социальная психология. Варшава, 1972. 240 с.
  194. Х.Х. Невербальная коммуникация в диадах /по материалам экспериментальных исследований за рубежом // Труды по психологии. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1974, — Вып.335, 3, с. 110−127.
  195. Т. О социологии малых групп // Американская социология. М.: Прогресс, 1972, С.82−92.
  196. Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. Пер. с англ. М.: Экономика. 1980. С. 176.
  197. К. Групповая психотерапия.
  198. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990. 386 с.
Заполнить форму текущей работой