Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка методического аппарата по выбору наиболее эффективного варианта транспортировки экспортной нефти с шельфа Баренцева и Печорского морей на примере Приразломного нефтяного месторождения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Продажа нефти и нефтепродуктов на экспорт является, в настоящий момент, основой экономического благосостояния Российской Федерации. В связи с отсутствием у руководства государства внятной политики, направленной на развитие каких-либо отраслей промышленности, можно предположить, что добыча полезных ископаемых и продажа их на экспорт и в ближайшем будущем останется стержнем экономики РФ. Дальнейшая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Существующая инфраструктура экспорта нефти из ТПНГП
    • 1. 1. Месторождения углеводородов Тимано — Печерской нефтегазоносной провинции
    • 1. 2. Существующие схемы транспортировки нефти из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции
    • 1. 3. Существующие и проектируемы нефтепроводы
    • 1. 4. Порты Балтийского моря и морей Северного Ледовитого Океана
  • Глава 2. Возможные варианты транспортировки экспортной нефти с месторождений шельфа Баренцева и Печорского морей
    • 2. 1. Трубопроводные варианты
    • 2. 2. Танкерные варианты
    • 2. 3. Альтернативные способы транспортировки нефти
    • 2. 4. Фрахт судов
  • Глава 3. Методы выбора оптимального маршрута и расчета его характеристик
    • 3. 1. Порядок определения стоимости строительства и эксплуатации танкеров
    • 3. 2. Порядок определения стоимости строительства и эксплуатации нефтепроводов
    • 3. 3. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
  • Глава 4. Определение экономических характеристик и рекомендации по выбору наиболее эффективной системы транспортировки нефти
    • 4. 1. Технические, эксплуатационные и экономические характеристики танкеров, используемых в схеме транспортировки нефти с Приразломного нефтяного месторождения
    • 4. 2. Технические и экономические характеристики нефтепроводов, используемых в ~ схеме транспортировки нефти с Приразломного нефтяного месторождения.*
    • 4. 3. Сопоставление и оценка экономических характеристик возможных вариантов транспортировки нефти с Приразломного нефтяного месторождения

Разработка методического аппарата по выбору наиболее эффективного варианта транспортировки экспортной нефти с шельфа Баренцева и Печорского морей на примере Приразломного нефтяного месторождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все крупнейшие промышленные державы мира являются крупными импортерами нефти. Существует тенденция к дальнейшему увеличению потребления нефти на всех крупнейших рынках мира — Северо-Американском, Европейском, Азиатско-Тихоокеанском — следовательно, импорт нефти ведущими державами возрастет, и, значит, добыча и последующая продажа нефти будет прибыльным и инвестиционнопривлекательным проектом.

Продажа нефти и нефтепродуктов на экспорт является, в настоящий момент, основой экономического благосостояния Российской Федерации. В связи с отсутствием у руководства государства внятной политики, направленной на развитие каких-либо отраслей промышленности, можно предположить, что добыча полезных ископаемых и продажа их на экспорт и в ближайшем будущем останется стержнем экономики РФ. Дальнейшая разведка и разработка нефтяных месторождений гарантирует России стабильное состояние экономики на ближайшее будущее, поэтому и Российское государство, и нефтяные компании России, занимающие верхние строки в списке крупнейших компаний страны, заинтересованы в увеличении объемов добычи нефти. В последние годы в России добыча и экспорт нефти неуклонно растут, что отображено в таблице 1.1.

Таб. 1.1 прогноз.

По прогнозам специалистов рост добычи и экспорта нефти будет наблюдаться и в ближайшие годы. Это связано с тем, что государство выдало лицензии на освоение почти всех разведанных месторождений. Нефтяные компании на волне нефтяного бума извлекли достаточно прибыли для того, чтобы начать освоение этих месторождений. В то же время давать прогнозы на срок более 10 лет проблематично — в последние годы, несмотря на сверхприбыли нефтяных компаний, геологоразведка новых месторождений находится в кризисе и значительного прироста доказанных запасов нефти ожидать не откуда. Однако, если и государство, и нефтяные компании начнут финансирование разведочных работ, «провала» в росте доказанных запасов и, соответственно, последующего с некоторым временным интервалом, «провала» в нефтедобыче, удастся избежать.

К настоящему моменту основными районами нефтедобычи в РФ являются Западная Сибирь и Урало-Поволжье, поставляющие ок. 90% нефти страны. Однако месторождения Западно-Сибирского и Уральско-Поволжского регионов, добыча на которых ведется многие десятки лет, истощаются. Ожидается, что в ближайшие десятилетия центр нефтедобычи сместится в новые, перспективные в нефтегазоносном отношении, регионы.

Ш Одним из самых перспективных нефтяных регионов Российской Федерации является Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция (ТПНГП). В ТПНГП уже достаточно давно ведется добыча нефти, объем разведанных ресурсов превышает объем уже выработанных, кроме того, существуют участки, разведка на которых не проводилась, но по оценкам специалистов, там также с высокой долей вероятности можно обнаружить залежи нефти. К месторождениям ТПНГП относятся и.

Добыча и переработка нефти в России.

2001 2002 2003 2004 20t0* 2020*.

Добыча нефти в России, мпн. тонн 348 379 421 459 -500 550.

Экспорт нефти из России, млн. тонн 168 194 236 279 -300 310.

Переработка в России, млн. тонн 180 185 185 190 200 220 месторождения шельфа Баренцева и Печорского морей, на которых сосредоточены значительные запасы нефти и газа.

Крупнейшие нефтяные компании России и мира уделяют все больше внимания добыче нефти на месторождениях шельфа, в том числе и на месторождениях шельфа России. Разработка месторождений шельфа связана, как правило, с большими начальными капиталовложениями и высокой себестоимостью добычи, поэтому выбор оптимального варианта транспортировки является одной из важнейших задач при освоении месторождения.

Основная цель исследования состоит в создании методического аппарата, обеспечивающего обоснование и выбор наиболее эффективных транспортных схем вывоза экспортной нефти с месторождений шельфа Баренцева и Печорского морей.

К настоящему моменту существует несколько работ, посвященных анализу возможных вариантов транспортировки нефти из ТПНГП. Эти работы содержат несколько важных недостатков. Так, в работе [1] приведен расчет экономических характеристик одного из возможных вариантов транспортировки и дается его оценка без сравнения с другими возможными вариантами, а также без сопоставления «танкерных» и «нефтепроводных» схем транспортировки. В работе [44] определена экономическая эффективность ограниченного количества вариантов транспортировки нефти с шельфа. В источниках [53], [109] приведены данные, полученные в ходе разработки технико— экономического обоснования освоения Приразломного нефтяного месторождения. Из приведенных данных видно, что выполненные расчеты не учитывают возможных изменений параметров, являющихся исходными для экономических расчетов и напрямую влияющих на конечный результат, таких, как цена на нефть, количество ежегодно добываемой нефти и т. д. ¦ Настоящая работа предлагает способ сопоставления схем транспортировки на основе анализа их экономических показателей. Рассмотрены возможные варианты транспортировки нефти, включая морские и сухопутные, исследованы изменения экономических показателей функционирования систем транспортировки в зависимости от изменения исходных параметров.

Для решения поставленной задачи в работе было проанализировано современное состояние и прогноз развития геологоразведки и нефтедобычи на шельфах Баренцева и Печорского морейисследованы существующие и планируемые схемы транспортировки нефти из ТПНГПсделан вывод о перспективности их применения для транспортировки нефти с шельфа. Разработан метод определения контрактной стоимости строительства и эксплуатации судоврассчитаны технические и эксплуатационные характеристики и соотношения, характерные для современных танкеровсоздана база данных по проектам современных танкеров, включая танкера-челноки и танкера ледового классапроанализирована применимость критериев, принятых в современной экономической теории для оценки эффективности вариантов транспортировки нефти с месторождений шельфаобоснованы значения и границы изменения параметров, необходимых для расчета технических, эксплуатационных и экономических характеристик возможных вариантов транспортных схем.

Блок-схема проведенных исследований приведена на рис. 1.1.

1, Постановка задачи.

2. Подбор исходных данных.

3, Формирование возможных вариантов транспортировки.

4. Определение характеристик возможных вариантов.

5,Рекомендации по выбору наиболее эффективного варианта.

3, Формирование возможных вариантов транаюртмровки.

2.1, Данньк по несторанцению арктического шельфа.

2,1.1. дмкгсдбшшщпщши (Колют риийпявм месторождений, п запась, аспя^ сбии добычи, срок раэрабатш).

2.1,!, Шндаммиж" (Мктшвкни^мдомюбсшоац дтусшни раэжры <щ, тайне равш^рАнекеярюи!).

2.2. Данные по конечной точке.

— Щ Нестштмекр) 2.2.1 Стшмкиупмищлу.

ШАцотерпцит пршнатмтрн.

2.3. Существующие сии.

Ш йратрвткфтрщ".

2.3,2. йрисщитам порта ill Лфвшршмямп йотам" чающем.

2.1 Блжэншмих параметров.

2.4,1. СМИкКЦп (иидиапиаееююш).

2.U Сим ист (¦•домками).

4, Определение характеристик возможных вариантов.

4.1, Анализ при функционирова гериев оценки моты.

4,2. Рштешеош зниуатакнш характеристик злеиговошы.

4.3. Раоетэконоиичемк характеристик возможных вариантов нет.

3.2. Выбор данньос, необходим зктлуатацкиш изгонит элеиешоктем ьидтнраиетатемжхих, еашхарактеристик|.

Рис, 1,1, БЛОК-СХЕМА РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА.

1. СУЩЕСТВУЮЩАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЭКСПОРТА НЕФТИ ИЗ ТПНГП.

Выводы по главе 4.

С точки зрения компании — оператора месторождений можно сделать следующие выводы о перспективности вариантов транспортировки нефти с Приразломного месторождения.

Из вариантов, связанных с морской транспортировкой до Мурманска, лучшим будет Ф вариант 5, предложенный компанией «Роснефть», предусматривающий строительство танкеров-челноков класса ЛУ6 на маршрут Приразломное — Мурманск, использование ПНХ и фрахтование танкеров на маршрут Мурманск — Роттердам. Вариант 5 эквивалентен варианту 6 по критериям NPV, К, La, Se, W, но превосходит по критерию PI. Для нефтяной компании этот вариант имеет еще то достоинство, что не требуется строительство собственного флота, и нефть может быть продана прямо в порту перевалки.

Из «южных» вариантов транспортировки наилучшим будет вариант 9, связанный с прокладкой нефтепровода до системы магистральных нефтепроводов, перевалку нефти в порту Приморск и фрахтование танкеров на маршрут Приморск — Роттердам. Он, также как и вариант 5, позволяет продавать нефть в порту перевалки и не требует строительства собственного флота.

Вариант 11, связанный с прямой транспортировкой нефти в порт назначения, помимо того, что он будет уступать вариантам 5 и 9 по экономическим критериям, выглядит самым рискованным из всех представленных на рассмотрение вследствие малой исследованности поведения судов типа DAT во льдах.

Варианты 12,13, связанные с прокладкой нефтепровода до Мурманска, очевидно,-j уступают всем прочим. Это связано с задержкой в освоении месторождения, и, как следствие, простоем инфраструктуры. Кроме этого у вариантов с нефтепроводом до,. Мурманска есть и другие недостатки: во-первых, это недостатки, уже отмеченные в 2.1., во<* вторых, отсутствие гарантий постройки ветки нефтепровода для нефти из ТПНГП. — ir.

Однозначные выводы о правомерности выбора того или иного^ варианта дать невозможно,^ т.к. помимо чисто экономических критериев, на выбор оптимального варианта оказывают влияние субъективные факторы и критерии: • • - Компания в силу сложившихся традиций может работать с тем или иным видом транспорта или в том или ином регионе. «.

— Компания может уже иметь в наличии флот, т. е. не будет вынуждена оплачивать строительство нового флота или его фрахт.

— Кроме этого, в силу опять же субъективных факторов, стоимость работ для разных компаний может меняться (например, при строительстве терминала или нефтепровода часть расходов может взять на себя другая компания или администрация области, на территории которой ведется строительство).

— Если компания осваивает одновременно несколько месторождений шельфа, то в зависимости от их расположения может измениться и оптимальный вариант, т. е. чем больше удалены от берега будут месторождения, тем выгоднее будет морская транспортировка.

— Помимо представленных в расчете экономических характеристик варианты имеют следующие достоинства, не поддающиеся материальному учету.

— Достоинство вариантов 1 — 8,11 — независимость компании, добывающий нефть, от других компаний, главным образом от компании «Транснефть».

— Достоинство вариантов 9, 10, 12,13 — прокладка нефтепровода, который соединит с * магистральной нефтепроводной сетью месторождения, находящиеся на пути прокладки нефтепровода (Варандейское, Тэдинское, Ошкотынское, им. Р. Требса), при освоении которых нефтепровод строить уже не придется.

— В работе в качестве пункта назначения был выбран Роттердам, как мировой центр перевалки нефти и нефтепродуктов (в 2004 году в Роттердаме было перевалено 127 млн. тонн нефти и нефтепродуктов). При изменении пункта назначения также изменится и оптимальная схема транспортировки. Очевидно, например, что при транспортировке нефти на нефтеперерабатывающие заводы севера Европы (пункт назначения — Гамбург) наиболее выгодными вариантами станут 9 и 10, с транспортировкой нефти через Приморск. При выборе в качестве пунктов назначения портов США указать предпочтительный вариант сложнее. Вариант с транспортировкой через Мурманск окажется менее протяженным, чем через Приморск, в тоже время дедвейт эксплуатируемых на линии танкеров придется ® уменьшить до 105 тыс. тонн из-за ограничений в портах США.

Для повышения точности оценки экономической эффективности проектов и выбора наиболее эффективного варианта транспортировки нефти целесообразно применение всех критериев, выбранных в работе, поскольку вместе взятые, они учитывают все многообразие экономических параметров функционирования системы и позволяют уменьшить влияние изменения исходных данных. Выводы о предпочтительности того или иного направления можно сделать, только приняв во внимание все индивидуальные особенности компании, осваивающей месторождение шельфа.

Определенный в работе порядок выбора оптимального варианта транспортировки нефти с Приразломного месторождения применим для выбора оптимального варианта транспортировки нефти с других месторождений шельфа Баренцева и Печорского морей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненные в работе исследования позволили создать методический аппарат, обеспечивающий обоснование и выбор наиболее эффективных транспортных схем вывоза.

• нефти с месторождений шельфа Баренцева и Печорского морей. Основная цель работы достигнута.

Основными результатами работы являются:

1. Методический аппарат, обеспечивающий обоснование и выбор наиболее эффективных транспортных схем вывоза нефти с месторождений шельфа Баренцева и Печорского морей.

2. Методика определения контрактной стоимости современных танкеров.

3. Функциональные модели схем, обеспечивающих транспортировку нефти с месторождений шельфа Баренцева и Печорского морей.

4. Практические рекомендации по перспективности использования элементов существующих транспортных схем для транспортировки нефти с месторождений шельфа.

5. Практические рекомендации по расчету значений и применению критериев оценки экономической эффективности для оценки эффективности транспортных схем.

6. Практические рекомендации по выбору эффективной схемы транспортировки экспортной нефти с Приразломного нефтяного месторождения.

В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:

I. Выполнен анализ существующего положения и прогноз ситуации в нефтедобыче как. на шельфе Баренцева и Печорского морей, так и в ТПНГП в целом. 2. Выполнен анализ существующих транспортных схем с точки зрения перспективности. использования их элементов для транспортировки нефти с месторождений шельфа.

3. Сформированы возможные варианты транспортных схем, обеспечивающие вывоз нефти с месторождений шельфа Баренцева и Печорского морей, определена потребность в создании новой инфраструктуры в случае принятия каждого из вариантов, проанализированы преимущества и недостатки каждого возможного варианта.

4. Обоснован выбор формулы для оценки ледопроходимости крупнотоннажного танкера-челнока.

5. Создана база данных по проектам современных танкеров, в т. ч. танкеров — челноков и танкеров ледового класса.

6. Получены соотношения и зависимости, характерные для современных танкеров, в т. ч. для танкеров-челноков и танкеров ледового плавания. Зависимости могут быть использованы на этапах разработки ОТЭТ и ТЭО, а также на ранних стадиях проектирования танкеров.

7. Проанализирована применимость критериев, принятых в современной экономической теории, для оценки экономической эффективности вариантов транспортировки нефти с месторождений шельфа.

8. Обоснован выбор значений и границ изменения параметров, необходимых для расчета технических, эксплуатационных и экономических характеристик возможных вариантов транспортных схем.

• 9. Определены основные технические характеристики танкеров для маршрутов, предусмотренных возможными вариантами транспортных схем.

10. Рассчитаны основные технические, эксплуатационные и экономические параметры возможных вариантов транспортных схем.

II. Проанализирована степень влияния изменения исходных данных на значения критериев оценки экономической эффективности работы транспортной схемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Ю. Проектное обосновпание транспортно-технологической системы доставки нефти из Тимано-Печорской провинции на перспективу до 2025 года, автореферат на соискание ученой степени кандидата технических наук, СПб, изд. СПбГМТУ, 2004 г.
  2. АК «Транснефть» обзор инвестиционной привлекательности, Нефтегазовая вертикаль, № 7−8, 1998, с. 96- 102.
  3. А. Нефтепровод завтрашнего дня, Нефть России, № 8, 2003, с. 36- 41.
  4. В.В. Проектирование судов. Л., Судостроение, 1985
  5. П., Иванов В. Груз победы, Эксперт Северо-Запад, № 39(100), 2002, с. 8 12.
  6. Л.Б. Теория обоснования экономических решений, конспект лекций, СПб, Изд. центр СПбГМТУ, 2000
  7. Бриллиант Л. А. География морского судоходства, 1983
  8. А.В. Выбор главного двигателя для энергетических установок морских транспортных судов, уч. пособие, СПб, изд. СПбГМТУ, 1999
  9. А.В. Морские транспортные суда. Основы проектирования, Л, < Судостроение, 1984 :•,
  10. Ю.Бронников А. В. Определение основных элементов морских грузовых судов, Л, Изд.. ЛКИ, 1983. 1
  11. А.В. Отчет. Выявление, классификация и сопоставительный анализ. ¦ алгоритмов определения основных элементов морских транспортных судов. различного назначения, Лд, ЛКИ, 1981 •
  12. А.В. Практические данные, используемые при определении основных ч : элементов проектируемых судов: Уч. пособие, СПб., изд. СПбГМТУ, 1998 г.: ~
  13. А.В. Приложение основных вероятностно-статистических х закономерностей к задачам проектирования судов. Обработка статистического материала. Уч. пособие, СПб, изд. СПбГМТУ, 2002 .
  14. А.В. Проектирование морских транспортных судов, Л, Судостроение, 1984.
  15. А.В. Проектирование судов. Л., Судостроение, 1991
  16. А.В. Разработка ОТЭТ на проектирование морского судна, СПб, изд. СПбГМТУ, 1997.
  17. А.В. Суда ледового плавания. Особенности проектирования. Уч. пособие, ЛКИ, 1984.
  18. A.M. Автоматизированное проектирование судов, Л, Судостроение, 1985.
  19. Е.С. Исследование операций, Наука, М, 1980.
  20. Е.С. Теория вероятностей. 3-е изд. М. Наука, 1964.
  21. А., Ивантер А., Рубанов И., Сиваков Д. Цена бездействия Эксперт № 38 (438) 2004, с. 38 43.
  22. А., Безусловный рефлекс, Эксперт № 2 (356) 2003, с. 16 17.
  23. Гайкович А. И. Основы теории проектирования сложных технических систем, СПб, 2001
  24. В.Б., Карпачев М. З., Харламенко В. И. Магистральные нефтепродуктопроводы, М., Недра, 1988.
  25. Григорьев В. «Теоретический» танкер Baltmax, Нефть России, № 6, 2004
  26. М. Нефтяные реки Тимано-Печорские берега Нефть России, № 5, 2004, с. 34−36.
  27. Е. Нефтяной план, Эксперт Северо-Запад, № 3(112), 2003, с. 39−41.
  28. В.Г., Дубинская Н.В. Экономика нефтепроводного транспорта, М, Недра, 1984
  29. A.M. Математико-статистическая оценка эффективности в экономических задачах, М, Финансы и статистика, 1982.
  30. Ю. Но надо же и лоббизму край знать!, интервью журналу Нефтерынок, № 1, 2003, с.54 57.
  31. С. Состояние и перспективы развития морских портов России, Терминал, № 4(46) 2004, с.6
  32. А.А. Гидравлические расчеты нефтепродуктопроводов и насосных станций. Справочник. Гостоптехиздат, М, 1962.
  33. А., Виньков А., Нефтяники снижают себестоимость, Эксперт № 14(368), 2003, с. 36.
  34. .П., Гармузов Е. М. Ледовая ходкость судов, СПб, «Судостроение», 2001.
  35. Н.А., Силин А. В. В Арктике порты и причалы жизни начало, Нефтегазовая вертикаль, № 7−8, 1998, с.70 -72.
  36. В.И., Позняк И. И., Рывлин А. Я. Сопротивление льда движению судна, Л, Судостроение, 1968.
  37. В.И., Рывлин А. Я., Фаддеев О. В., Ягодкин В. Я. Ледоколы, Лд, Судостроение, 1972.
  38. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов, М, Финансы и статистика, 2003.
  39. А. Год дорогой нефти, Эксперт № 2(356), 2003, с. 16- 17.
  40. А. Новая нефтяная реальность, Эксперт № 19(420), 2004, с. 18−23.
  41. А. Потерянный год, Эксперт № 26(380), 2003, с. 26 28.:
  42. Количество и качество, Нефтерынок, № 3, 2003, с. 14 17. .
  43. Е.М. Исследование операций в задачах, алгоритмах и программах, М, Радио и связь, 1984 — : .→ .
  44. С.И., Чугунов В. В. Мировое судостроение. СПб, Судостроение, 2000.
  45. С.И. Морские танкеры, Л, Судостроение, 1970.
  46. Магистральные трубопроводы. СниП 2.05.06 85.
  47. Д.Д. Некоторые особенности проектирования транспортных судов ледового плавания, Труды ААНИИ, Гидрометеоиздат, 1973, с. 171 -178.
  48. Д.Д. Особенности работы транспортных судов ледового плавания в Антарктике, Труды ААНИИ, Гидрометеоиздат, 1973, с. 73 78.
  49. Д.Д. Сопротивление движению транспортных судов в сплошных льдах, Труды ААНИИ, Гидрометеоиздат, 1973, с. 27 34.
  50. А.П. Современное состояние арктического флота и некоторые вопросы улучшения эксплуатационных характеристик судов активного ледового плавания, Морской вестник, № 3(11), 2004, с. 16 23.
  51. .В., Жинкин В. Б., Зильман Г.И. Теория корабля, Лд, Судостроение, 1989
  52. ., Глухова Н., Горизонты Приразломного, Нефтегазовая вертикаль, № 6, 1999
  53. Ногид Л. М. Определение элементов проектируемого судна, ч1, Лд, Судостроение, 1964
  54. Ногид Л.М. «Теория проектирования судов», Лд,"Судпромгиз", 1955
  55. Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов РД 15 339.4−113−01.
  56. Об основных направлениях развития нефтегазового комплекса Северо-Западного региона России с учетом реализации перспективных международных проектов, Правительство РФ, 2003.
  57. В.М. Оптимизация судов. Л., Судостроение, 1983
  58. Перспективные транспортные средства для освоения Арктики. Сборник научных трудов ЗАО ЦНИИМФ, СПб, 2003
  59. А. Когда согласья нет. Как сделать реформирование налогового законодательства совершенствованием, Нефть России, № 5, 2004
  60. Я.Ю., Разуваев В. Н. Транспортировка нефти с Севера России: проблемы и пути решения, Морской Вестник, № 4(4), 2002, с. 17−21.
  61. Ю.Н., Фаддеев О. В., Хейсин Д. Е., Яковлев А.А., Прочность судов, плавающих во льдах, Л, Судостроение, 1967
  62. Правила классификации и постройки морских судов, СПб, Российский Морской Регистр Судоходства, 2003
  63. Прощай, «Сиблайт», Нефтерынок, № 1, 2003, с. 60 63.
  64. Н.Н. Современные танкеры, Л, Судостроение, 1980.
  65. А. Мировой танкерный флот: состояние, тенденции, Морская биржа, № 3(5), 2003, с. 6 8.
  66. А. Фрахтовая конъюнктура танкерного рынка, Морская биржа, № 3(5), 2003, с. 11−13.
  67. М.С. Перспективы развития нефтепортов Северо-Западного Федерального Округа//Сборник рефератов НИОКР, ВИМИ, вып 1, 2005 г. •
  68. М.С. Альтернативные варианты транспортировки нефти с месторождений шельфа Баренцева и Печорского морей // Сборник рефератов НИОКР, ВИМИ, вып 1,2005 г.
  69. М.С. Возможность использования существующей инфраструктуры для транспортировки нефти с месторождений шельфа Баренцева и Печорского морей // Сборник рефератов НИОКР, ВИМИ, вып 1, 2005 г.
  70. М.С. Выбор оптимальной схемы транспортировки нефти с месторождений шельфа Баренцева и Печорского морей // Взгляд в будущее. Ill молодежная научно-техническая конференция. Сборник докладов. ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин», СПб., 2003, с.201−207
  71. А.Я., Хейсин Д.Е. Испытания судов во льдах, Л, Судостроение, 1980
  72. Санитарные нормы и правила СНиП 2.05.06−85 Магистральные трубопроводы.
  73. Саульев В. К. Математические модели теории массового обслуживания, М, Статистика, 1979
  74. Ю.Н., Портной Л. С. Технические средства освоения ресурсов Мирового океана, изд. СПбГМТУ, 1995.
  75. Серебряков В. В. География морских путей, 1981
  76. Суда для перевозки нефти и нефтепродуктов. Периодический информационно-аналитический обзор развития мирового судоходства и морских транспортных судов, СПб, ЦНИИМФ, 1999.
  77. Термины и понятия отечественного недропользования. Словарь-справочник изданный к 300-летию горно-геологической службы России / Под ред. Б. А. Яцкевича. М.: Геоинформмарк, 2000
  78. И. Российская нефть и Прибалтика: с чем идем в ЕС?, Seanews 20.12.2002
  79. И.А., Симонов Ю. А., приближенное определение основных характеристик ледоколов и судов ледового плавания, Судостроение № 1, 1989, с. 3 5.
  80. Трубопроводные проекты СНГ, Специальное приложение, нефтегазовая вертикаль, № 7−8, 1998, с. 147−159.
  81. Труды Ордена Ленина Арктического и Антарктического института, том 391, ледовые качества судов, Лд, Гидрометеоизат, 1985
  82. А. Чужая вода не кормит, Эксперт, № 44(444) 2004, с. 26 29.
  83. Цой Л. Г. Исследование проблемных вопросов проектирования и обоснования основных параметров и ледовых качеств ледоколов и ледокольно-транспортных судов. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора технических наук, СПб, 1997.
  84. Цой Л.Г., Горшковский А. Г., Ледокольный флот России нуждается в обновлении, Морской Вестник, № 4(4), 2002, с. 9 16.
  85. Цой Л.Г., морские ледоколы. Особенности проектирования, уч. пособие, Изд. Центр СПбГМТУ, СПб, 2003.
  86. В. Топливное ожерелье, Эксперт Северо-Запад, № 25(86), 2002, с. 14.
  87. В. Новые пути российской нефти, Эксперт № 13 (367), 2003, с. 32- 35.
  88. Эксперт-400, ежегодный рейтинг крупнейших компаний, Эксперт № 37(437), 2004, с.77−187.
  89. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утверждена постановлением Правительства РФ № 1234-р от 28.08.03.93. Hansa, 1998−2004
  90. Rules and Regulations for the Classification of Ships, Lloyd’s Register, 2003
  91. Schiffs und Hafen, 1998 2004
Заполнить форму текущей работой