Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование трудового потенциала молодежи северного региона: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования обусловлена потребностями оптимального формирования и эффективной реализации трудового потенциала в сложный период выхода России из системного кризиса, её экономического, политического и духовно-нравственного обновления. Молодёжь является активным субъектом реформационного процесса, представляет один из важнейших компонентов трудового потенциала развивающегося общества. Состояние… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
    • 1. 1. Молодежь как объект социологического исследования
    • 1. 2. Молодежная политика как приоритетное направление деятельности социального государст- 39 ва
    • 1. 3. Особенности формирования молодежи как трудового потенциала северного региона в условиях развития рыночных отношений
  • Глава 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА
  • ФОРМИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
    • 2. 1. Социально-экономические условия формирования молодежи как трудового потенциала северного региона
    • 2. 2. Региональная политика по подготовке молодежи к трудовой деятельности в условиях развития рыночных отношений
    • 2. 3. Оценка молодежью перспектив и возможностей трудовой деятельности в северном регионе

Формирование трудового потенциала молодежи северного региона: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена потребностями оптимального формирования и эффективной реализации трудового потенциала в сложный период выхода России из системного кризиса, её экономического, политического и духовно-нравственного обновления. Молодёжь является активным субъектом реформационного процесса, представляет один из важнейших компонентов трудового потенциала развивающегося общества. Состояние трудового потенциала, его использование во многом зависит от отношения государства к молодёжи, от того, какой по своему содержанию, направлению, способам реализации является молодёжная политика. Это в равной степени относится как к федеральной, так и к региональной политике. В силу приоритетного российского развития, в основном за счет использования природных ресурсов, значительно возрастает роль северных регионов в формировании социально-экономического базиса страны. В связи с этим объективной необходимостью является исследование условий наращивания и повышение эффективности использования северного трудового потенциала, в том числе и его молодежной составляющей. Оживающая экономика требует новых квалифицированных кадров, высоко профессиональных специалистов, способных работать с новыми технологиями, в условиях растущей конкуренции, высоких производственных требований.

С развитием рыночных отношений в социальной структуре российского общества преобладают тенденции резкой социальной поляризации. Происходит дифференциация молодежи, формируются различные подструктуры молодежного трудового потенциала на основе конкретных социальных групп молодежи, которые имеют различные стартовые возможности, обусловленные материальным уровнем благосостояния, возможностями получения образования, состоянием здоровья, качеством жизни семьи. За годы модернизации российского общества существенно изменились ценностные установки и ориентиры молодежных социальных групп и соответственно трудовые приоритеты, что также влияет на состояние трудового потенциала. В результате реформирования общества большая часть молодёжи не может обеспечить себе социальное продвижение, которое позволяло бы занять ей достойное положение в обществе, активно участвовать в общественно значимых процессах, обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью обоснования новых концептуальных подходов к формированию, развитию и использованию трудового потенциала молодёжи северного регионаво-вторых, определением критериев эффективного использования потенциальных возможностей молодого поколения как стратегического ресурса развития российского общества в новом тысячелетиив-третьих, потребностью исследования факторов формирования, развития, использования, управления трудовым потенциалом российской молодёжи с последующим использованием полученных выводов и рекомендаций в практике социально-экономического развития общества.

Степень научной разработанности темы. Обоснование современной политики занятости, управление трудовыми ресурсами, профессиональная подготовка и качество трудового потенциала страны стали постоянными объектами научного анализа социологов, экономистов, политологов в период реформирования российского общества, становления новой системы трудовых отношений. Проблемы развития новых трудовых отношений, классификация их субъектов, формирование рынка труда были исследованы в работах Бойкова В. Э., Барбакова О. М., Бестужева-Лады И.В., Волгина H.A., Граждан В. Д., Парыгина В. Д., То-щенко Ж.Т., Ракитского Б. В. Обоснованные в научных работах положения способствовали формированию новых концептуальных подходов к анализу трудового потенциала молодёжи в современных условиях. Изучение современного состояния, тенденций, перспектив трудовых отношений, возможностей отдельных социальных групп в сфере труда, форм и видов оптимизации трудовых отношений, как важного направления государственного регулирования трудовыми ресурсами было проведено в работах Здравомыслова А. Г., Кашепова A.B., Кадамцевой C.B., Осад-чей Г. И., ОсиповаГ.В., Чернышевой Л. Д., ШарковаФ.И., Ядова В. А. Вопросы подготовки кадров, их профессиональной ориентации, а также потребности рынка труда, перспективы его развития исследовались в работах Голенковой З. Т., Заславской Т. И., Ржанициной Л. С., Микульского Р. И., Шанина Т., Шкаратан Н. Е., Якимец В.Н.

Общие проблемы состояния и возможностей развития трудового потенциала молодежи, среди которых рост негативных явлений в молодежной среде таких, как наркомания, преступность, безработица, отсутствие равных стартовых возможностей для молодёжи, включая и трудовую сферу, неадекватность государственной молодежной политики рассмотрены в публикациях Ковалевой А. И., Левичевой В. Ф., Лукова В. А., Полутина C.B., Прутченкова A.C., Рудакова A.B., Стожарова A.B., Та-рабриной Л.С., Чистякова А. Б., Шендрика А. И., Шереги Ф. Э. Полученные результаты научных исследований в области социологии управления позволяют провести всесторонний анализ развития трудовых ресурсов, трудового потенциала в условиях изменения социально-трудовых отношений, формирования общероссийского рынка труда.

Вместе с тем, проблемы трудового потенциала современной российской молодежи, особенно на региональном уровне, не получили полного и всестороннего научного анализа. В настоящее время всё более востребованным является анализ содержания, направлений, перспектив формирования и развития трудового потенциала молодежи, что объясняется возрастанием темпов развития российского общества, возникновением проблем, вызванных нехваткой трудовых ресурсов, усилением трудовых миграционных процессов, а также потребностями экономического развития страны.

Цель исследования: определить состояние и факторы формирования трудового потенциала молодёжи, обосновать эффективные методы управления его развитием и реализацией в северном регионе.

Для осуществления поставленной цели были решены следующие задачи:

— определены и проанализированы основные концептуальные подходы к исследованию проблемы формирования трудового потенциала молодежи в северном регионе;

— проведен социологический анализ социально-экономического положения молодежи северного региона, выявлены стратификационные характеристики молодежи, влияющие на ее трудовой потенциал;

— обоснованы основные направления молодежной политики и механизмы управления развитием трудового потенциала молодежи в северном регионе;

— выявлены приоритетные интересы молодежи северного региона в сфере трудовых отношений, определены условия и факторы их оптимальной реализации;

— разработаны и обоснованы практические рекомендации по повышению эффективности реализации трудового потенциала молодежи.

Объект исследования: молодёжь северных регионов РФ.

Предмет исследования: условия и факторы формирования, развития и реализации трудового потенциала молодёжи в северном регионе.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились общеметодологические подходы к анализу социальных явленийдля решения поставленных в работе задач использованы системный и деятельностный подходы (Н. Винер, Д. Истон, А.И. Берг) — при анализе взаимосвязи государственного регулирования занятостью населения с потребностями экономического развития общества применены структурно-функциональный подход (М. Леви, Т. Парсонс, Р. Мертон), теория социальной мобильности (П. Сорокин). Непосредственной теоретической основой диссертационного исследования стали концептуальные положения и выводы, сформулированные и обоснованные в трудах отечественных и зарубежных учёных в области социологии управления, социологии труда, социальной политики. В ходе исследования использованы как общенаучные методы анализа — формально-логический, анализ и синтез, диалектический метод, так и методы социологии и статистики, вторичный анализ эмпирической информации по проблемам молодежи в сфере трудовых отношений в северных регионах.

Источниковедческую и эмпирическую базу исследования составили:

— законодательные акты Российской Федерации по проблемам государственной социальной политики, приоритетные национальные проекты: «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Здоровье», «Образование», молодёжной политики, постановления Правительства Российской Федерации, документы органов регионального и местного управления по вопросам социальной политики и региональной молодёжной политики;

— материалы социологических исследований, проведенных Социологическим центром и кафедрой социологии РАГС при Президенте РФ под руководством д.ф.н., проф. В. Э. Бойкова в 2003;2007 гг., в том числе результаты социологических исследований, проведенных при участии автора:

— «Социальная справедливость в массовом сознании российского общества». Объем выборочной совокупности — 2404 человека. Опрос проведен с 25 ноября по 3 декабря 2003 года по общероссийской многоступенчатой квотной выборке в 25 субъектах Российской Федерации;

— «Социально-трудовые отношения в современном российском обществе: тенденции, противоречия и способы их разрешения» (декабрь 2004 г.) — опрос проведен в 20 субъектах РФ по общероссийской выборке, репрезентирующей работников основных отраслей экономики, занятых на предприятиях различных форм собственности. Объем выборки -1612 респондентов;

— «Социальная напряженность в российском обществе» (ноябрь 2006 г.) — опрос проведен в 26 субъектах РФ, представляющие все экономико-географические зоны страны по общероссийской репрезентирующей выборке. Объем выборки — 2407 респондентов и 504 эксперта;

— результаты социологического мониторинга уровня и качества жизни семей Ямало-Ненецкого автономного округа, проведенного в 2006;2007 г. г. Социологическим центром ЯНАО. Объем выборки -1205 респондентов;

— вторичный анализ материалов социологических исследований по проблемам молодежи, опубликованных в 2003;2008 г. г. в журналах «Социологические исследования», «Общественные науки и современность», в вестнике «Социология власти», в информационных бюллетенях ВЦИОМ, Аналитического центра Юрия Левады (Левада-центр), информационных ресурсах Интернета.

Основные научные результаты, полученные автором и их научная новизна:

— уточнены концептуальные основы анализа трудового потенциала молодежи, дано его определение. Трудовой потенциал — потенциальная трудовая дееспособность конкретной социально-демографической группы — молодежи, включающая способность, молодежи к труду, к производству материальных и духовных благ для обществавыявлены его количественные и качественные характеристики;

— определены условия и факторы формирования, развития и реализации трудового потенциала молодёжи: уровень регионального развития социальной инфраструктурыкачество предоставляемых ее услугусловия социальной мобильности молодежи в регионе, прежде всего обеспечение профессиональной подготовки молодежиуровень материальных возможностей (состояние доходов семьи), способный обеспечить формирование конкурентных преимуществ на рынке труда;

— выявлены и обоснованы специфические особенности формирования, развития и реализации трудового потенциала молодёжи северного региона, обусловленные особенностями северного рынка труда, в том числе, наличием преимущественно моноразвития экономической базы северного региона, значительных миграционных трудовых потоков, а также специфическими требования к рабочей силе, вызванными геоклиматическими условиями северных регионов и особенностями производств;

— на основе анализа статистических данных о социально-экономическом положении молодёжи и результатов репрезентативных опросов молодежи обоснована необходимость организации социальной защиты конкретных групп молодежи, что является одним из условий оптимального формирования и использования её трудового потенциала, и создания равных жизненных шансов и возможностей для молодежи различных социальных групп посредством разработки и реализации адекватной молодежной политики, включающей систему мер оптимизации формирования трудового потенциала молодежи;

— на основе анализа результатов социологических исследований определены приоритетные интересы молодёжи северного региона в сфере социально-трудовых отношений, среди которых устройство на хорошо оплачиваемую работу, улучшение жилищных условий, получение востребуемого рынком труда образования и квалификации, обеспечение личной и социальной безопасности и гарантий;

— с учетом стратификационного анализа, возрастной дифференциации, обобщения результатов социологических исследований, уточнены социальные характеристики конкретных групп молодёжи, которые необходимо учитывать при реализации её трудового потенциала, как государственными, муниципальными органами власти, так и работодателями, при организации и формировании, в том числе и регионального рынка труда.

Положения, выносимые на защиту:

1. В результате трансформации российского общества сформировались социальные группы молодёжи, которые наряду с характеристиками общими для всех трудовых ресурсов имеют и специфические, обусловленные жизненными ситуациями и реальными возможностями молодых людей. Интересы отдельных социальных групп молодёжи находятся в противоречии со сложившимися социальными условиями и социально-экономическими возможностями регионов, что влияет как на эффективность формирования трудового потенциала молодежи, так и на его реализацию.

2. В условиях резко выраженной социально-классовой дифференциации общества возникает потребность в совершенствовании и развитии социальных функций государства, направленных на оптимизацию формирования, развития и реализации трудового потенциала молодёжи. Функция государства социальной защиты молодёжи должна быть дополнена социально стабилизирующей, а также социально интегрирующей функциями для преодоления диспропорций в социальном развитии. В условиях развития рыночных отношений реализация государством данных функций способна оказывать непосредственное влияние на формирование и развитие трудового потенциала молодёжи.

3. Качество трудового потенциала молодёжи северных регионов стало важным фактором социально-экономического развития. Оптимальное использование трудового потенциала молодёжи северных регионов — необходимое условие успешного проведения современных реформ. Продуманная молодёжная политика, учитывающая интересы и потребности молодежи, позволит избежать затяжных конфликтов в социально-трудовой сфере.

4. Степень эффективности формирования и использования трудового потенциала молодежи во многом определяется, уровнем развития социальной инфраструктуры, качеством и доступностью образования, жилья, медицинского обслуживания, досуговыми возможностями региона, региональными социальными традициями и нормами, социальными условиями жизнедеятельности местного сообщества.

Практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы, практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в деятельности государственных органов управления при разработке и обосновании социальных программ направленных на оптимизацию формирования трудового потенциала молодёжи, как на федеральном, так и региональном уровне, для оптимизации деятельности социальных служб по работе с молодёжью, а также при разработке и реализации молодёжной политики в северных регионах. Полученные выводы и рекомендации могут быть использованы при подготовке и проведении социологических исследований по актуальным молодежным проблемам.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии РАГС при Президенте РФ. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, были представлены автором на международных, общероссийских и региональных конференциях, семинарах по развитию социально-трудовых отношений, профессиональной подготовки молодежи. Основные положения и выводы диссертации были использованы при разработке социального законодательства, внедрены в практику деятельности департамента социальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа при обосновании и практической реализации социальных программ и проектов по работе с молодежью, нашли отражение в публикациях автора. Всего по теме исследования было опубликовано семь работ, в том числе одна работа в издании, рекомендованном ВАК РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Состояние трудового потенциала, его использование во многом зависит от отношения государства к молодёжи, от того, какой по своему содержанию, направлению, способам реализации является молодёжная политика. Это в равной степени относится как к федеральной, так и к региональной политике. Объективной необходимостью является исследование условий наращивания и повышение эффективности использования северного трудового потенциала, в том числе и его молодежной составляющей. Оживающая экономика требует новых квалифицированных кадров, высоко профессиональных специалистов, способных работать с новыми технологиями, в условиях растущей конкуренции, высоких производственных требований.

Исследования в области молодёжной занятости свидетельствуют, что особое внимание следует уделять несовершеннолетним россиянам. Именно они составляют группу наибольшего социального риска. Именно они, прежде всего, требуют обеспечения их постоянной занятостью. С одной стороны, молодёжь приспосабливается к существующим общественным условиям, с другой стороны, имеет возможность активно включиться в общественную жизнь. В частности, она может быть источником прогресса, выступать носителем новых социальных форм и способов поведения, прежде всего, в социально-трудовой сфере. Через выбор профессии, форм трудовой деятельности происходит трансформация её потребностей, способов их удовлетворения, в также расширение социальных контактов, освоение новых видов деятельности и социальных ролей. Но хорошо известно и то, что молодёжь свой творческий потенциал может использовать и в антиобщественных целях.

Помимо исследования экономического, социально-трудового положения важен анализ нравственно-образовательного уровня. Но анализ такого уровня необходимо предполагает и анализ системы образованияЭто тем более важно и потому, что в современном российском обществе продолжается-реформация системы образования. Но пока государственные и частные институты образования продолжают оставаться на этапе преобразований. Вместе с тем система образования продолжает сохранять значительный консерватизм и значительную стабильность процессов воздействия на молодёжь, реализуемых в условиях устоявшейся совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей новым поколениям.

Молодёжь стремится получить необходимое образование и приобрести необходимый социальный опыт. Постепенно у молодёжи формируется собственное принципиально новое понимание и самосознание собственной социальной значимости и ответственности, приводятся в соответствие жизненные цели и представления о путях их достижения.

Вовлекать в трудовую деятельность надо, прежде, всего, старшеклассников. Профессиональная ориентация молодёжи зачастую строится не на знании, содержания профессий, а на внешних атрибутах профессии. Нередко помимо названий профессии, а точнее профессионального направления, старшеклассники больше ничего не знают о своей будущей трудовой деятельности, не ориентируясь в спросе на рынке труда. Большую социальную проблему составляет отложенный выбор профессии. Он в дальнейшем ограничивает варианты поведения молодёжи в сфере образования и занятости, зачастую заставляя её действовать в? условиях цейтнота. Это повышает риск ошибочного выбора, увеличивает долю случайных, незаинтересованных лиц и в вузах, и на рабочих местах. Обучаться-имеет смысл только таким профессиямкоторые пользуются устойчивым спросом на рынке труда. Однако, по некоторым данным, около половины выпускников российских вузов не работают по специальности. Это также создаёт дополнительные проблемы. Поэтому выпускники российских учебных заведений также требуют внимания и выработки специальных подходов на рынке труда.

Эта проблема приобретает всё большую остроту, так как имеет место:

— несоответствие профессионального профиля выпускников требованиям рынка труда, т. е. выучили не тому, что требуется в реальной жизни;

— несоответствие их уровня квалификации требованиям работодателей;

— крайне низкий уровень оплаты труда молодых работников, плохие бытовые условия;

— неустойчивый социальный статус молодёжи, в том числе и работающей;

— низкий уровень трудовой мотивации, неверная самооценка, а нередко и необоснованные притязания;

— совмещение большей части молодёжи работы с учёбой, что создаёт дополнительные трудности для трудовой организации.

Кроме того, уровень накопленного образовательного потенциала российского общества выше, чем способность молодёжи его воспроизводить. Последние годы Россия демонстрировала устойчивую тенденцию, при которой каждое последующее поколение становилось более образованным, по сравнению с предыдущим. Естественно, с развитием науки и техники, технологии обучения, хранения и передачи информации образовательный потенциал общества растёт.

Полученные социологические данные последнего времени свидетельствуют о том, что только 16% северян настроены на то, чтобы своё дело, свою профессию передать в руки своих детей. Но подавляющая часть современных северян хотят, чтобы их дети пошли другой профессиональной дорогой, чем их родители, либо на Крайнем Севере, либо на.

• материкеС более высоким удельным весом молодёжи по сравнению с другими регионами, регионы Крайнего Севера отличаются и своеобразными социокультурными процессами. Учебные заведения, помимо образовательной функции, закрепляют население в городах. В базовых северных городах было необходимо в своё время создание вузов индустриально-строительного профиля, ориентирующихся на удовлетворение потребностей в инженерных кадрах предприятий и организаций. Но всегда были нужны нестандартные решения в развитии образования северных российских регионов. Наиболее интенсивно рынок образовательных услуг развивается в таких северных регионах, муниципальных образованиях и территориях, где сформировался высокий платёжеспособный спрос на эти услуги. Проявление неравномерности развития образовательного рынка содержит в себе риск исчерпания кадровых ресурсов по тем направлениям образования, которые отстают от потребностей рынка, и, как следствие, исчерпание ресурсов экстенсивного и интенсивного регионального и территориального развития. Возникают проблемы социализации молодежи северных регионов, эффективное решение, которых возможно при реализации следующих мер:

— сформировать условия для эффективного функционирования институтов социализации молодежи за счет:

— развития системы активного досуга, отдыха, оздоровления молодежи, познавательного и обучающего молодежного туризма;

— внедрения механизмов поиска и персональной поддержки интеллектуального потенциала молодежи;

— реализации системы мер по поддержке молодежного предпринимательства и развития сезонной занятости;

— расширения спектра услуг молодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей.

— повысить уровень гражданской ответственности, патриотизма и политической активности молодежи;

— создать единое информационное пространство, позволяющее повысить эффективность информационного обеспечения, как самой молодежи, так и молодежной политики автономного округа;

— повысить качество профилактической работы по коррекции асоциального поведения в молодежной среде за счет внедрения инновационных программ и расширения ее инфраструктуры;

— гарантировать участие молодежи в процессах осуществления государственной политики;

— сформировать молодежный резерв для замещения руководящих должностей системы государственного и муниципального управления, государственных предприятий и учреждений.

Соответственно Ямало-Ненецкий автономный округ сможет осуществить целенаправленное вложение средств в повышение социальной активности, компетентности и профессионализма молодежи, получив в качестве дивидендов усиление вклада молодежи в социально-экономическое развитие округа.

В целом ожидается качественный рост молодого поколения как активного субъекта трансформации общества, способного работать в условиях цивилизованного рынка, сохраняя при этом национальные традиции.

Молодежная политика социального государства ориентирована на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединений, движений и инициатив. Молодёжная политика, как составная часть социальной политики, включает специальные институты по защите прав молодёжи, профилактические программы, юве-нальную (молодёжную) юстицию, активную пропаганду здорового образа жизни. Дальнейшее увеличение возможностей человека во всех сферах его жизнедеятельности — одна из актуальнейших задач современного этапа развития общества. Когда стремительно преображается мир, когда позиции государства определяют, прежде всего, интеллектуальные ресурсы, передовые технологии и наукоёмкие производства, высокий уровень развития науки является важнейшим условием динамического роста экономики, конкурентоспособности и процветания России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Профессиональная подготовка кадров. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008.
  2. А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2008
  3. .М. Молодёжная политика в Российской Федерации. Поиск оптимальных решений. М., 2003.
  4. Г. М. Социальная психология. М., 2005.
  5. A.B. Общее и особенное в развитии семьи Российского Севера. Тюмень: Вып. ТюмГНУ, 1998.
  6. A.B., Павлов Б. С., Стожаров A.B. Подросток на Крайнем Севере: проблемы социализации и жизненного самоопределения (на примере городов и поселений ЯНАО). Екатеринбург-Салехард, 2000.
  7. A.M., Егоров E.H., Жильцов E.H. Экономика социального страхования: Курс лекций. М.: ТЕИС, 1998.
  8. А., Егоров Е., Жильцов Е. Социальное страхование в России и за рубежом. М.: Изд-во РАГС, 1998.
  9. В.Н., Белкин H.A. Экономическая теория труда. РАН, УрО, Ин-т экономики М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.
  10. А.Б. Социальные свойства экономики: теоретико-методологические аспекты. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006.
  11. Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальной позиции студенчества //Социс. 2002. — № 3.
  12. Р. На работу через Интернет //Человек и труд. — 2002.
  13. Ф. Социальные изменения и образование в России. (Молодёжь России на рубеже 90-х). Кн. 2. М., 2002.
  14. Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада:-М.: Наука, 1993.
  15. A.M. Швеция: социально экономическая модель. М.: Мысль, 1991.
  16. А.И. Интеграционные процессы в области высшего образования в странах Содружества Независимых Государств //Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 2.
  17. В. Российский Север: оптимизация решений. Стратегия, которая нацелена на успех //Человек и труд. 2000. — № 2.
  18. К.Г. «Государство благосостояния»: Шведская модель. -М.: Знание, 1989.
  19. Государственная политика вывода России из демографического кризиса /Монография. В. И. Якунин, С. С. Сулакшин, В. Э. Багдасарян и др. /Под общей редакцией С. С. Сулакшина. 2-е изд. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», Научный эксперт, 2007.
  20. Государственная семейная политика в странах Европейского сообщества и США. Сборник обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1996.
  21. Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа. Доклад о социально-экономическом развитии Ямало-Ненецкого автономного округа за 2005 год. Салехард, 2006 год.
  22. Дети на Крайнем Севере: проблемы образования и воспитания. -Екатеринбург-Надым, 2004.
  23. Дети Севера могут оказаться без федеральной поддержки //Советник Президента. 2002. — № 5 (май).
  24. A.B. Миграция: конфликтное измерение. М.: Альфами 2006.
  25. Доклад Всемирного Банка «О концентрации собственности в Российской Федерации» //Вестник экономики. 2004. — № 5.
  26. Е.А. Воспроизводство общества и человека. M., 2006.
  27. И.В. Социальный комплекс региона: экономические основы формирования и функционирования. Н. Новгорд: Изд-во Вол-говятской академии государственной службы, 2006.
  28. И.Г. Теория и методика социальной работы. М., 1999.
  29. Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России. М., 2006.
  30. И.О., Рощин С. Ю. Тендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке труда. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006.
  31. И.М. Молодёжь и молодёжная политика. Философия. История. Теория. М., 2001.
  32. Т.М. Социальная политика Европейского союза: опыт развития//Труд за рубежом. 1999. — №°1.
  33. Г. Семья в процессе трансформации российского общества. М., 2006.
  34. A.M., Луков В. И. Социализация молодёжи. М., 1999.
  35. В.И. Социализация личности: нормы и отклонения. М., 1996.
  36. Д.Л. Динамика неравенства. Молодёжь в молодёжном обществе: ориентация и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М., 1999.
  37. Концепция государственной молодёжной политики. — М., 2002.
  38. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (Одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-р Москва., 2001, 16 октября.
  39. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М, 2001.
  40. А.Е., Кирпа И. Н., Щегорцев В. А. Маргиналы на рынке труда.
  41. И.М. Мультикультурализм как общая тенденция социокультурного развития региона //Северная цивилизация: становление, проблемы, перспективы. Материалы 1 конгресса. Сургут, 1−11 июня 2004 г. Сургут, 2004.
  42. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. -М.: Дело, 1993.
  43. В.М., Зиятдинов K.M., Ланцов М. В., Шаймарданова А. Н. Сущность государственной, муниципальной власти, собственности и ЖКХ. Казань: ЗАО «Новое знание», 2006.
  44. Г., Преснякова Л. «Шведская модель» социальной политики //Российский экономический журнал. 1993. — № 8.
  45. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи Российской Федерации. СПб., 2000.
  46. В.Т. Социология молодёжи Социологический словарь. 2-е изд. Минск, 1991.
  47. Лиссабонская декларация по молодёжной политике и Брагский план действий в интересах молодёжи (А/53/378) Библиотека документов ООН, связанных с молодёжью. М., 2002.
  48. Л.А. Высшее образование: проблемы регионализации в современной России. Чита, 2002.
  49. В.В. Социальная работа в сфере содействия трудоустройству различных категорий населения. М., 1997.
  50. Н.В. Внутренний рынок труда предприятия как условие развития человеческого капитала работников: монография. Могилев: МГУ им. A.A. Кулешова, 2007.
  51. Медицинское страхование и социально-экономическая защиты трудящихся в условиях рыночных отношений (Зарубежный опыт). Казань: ВНИИ социального страхования, 1992.
  52. Международная организация труда. Конвенции и Рекомендации. 1967−1992 гг. Женева: МБТ, 1993.
  53. Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: справ, пособие /сост. и авт. предисл. и вступ. ст. З.С. Богатырен-ко. М.: Дело и Сервис, 2007.
  54. Механизмы защиты социальной сферы (на примере стран Западной Европы, США и Японии). М.: Наука, 1992.
  55. Миграция во взаимосвязанном мире. Доклад глобальной комиссии по международной миграции /Перевод с англ. М., 2006.
  56. Миграция в новых документах. Выпуск 4 (Библиотека журнала «Социальная защита». Сост. В.Рахманов. РИЦ «Социздат». — М., 2007.
  57. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: концептуальные подходы и практические действия. М., Эпикон, 1999.
  58. Молодёжь в кризисном социуме /Под ред. Р. Т. Насильуллина. -М., 1995.
  59. Молодёжь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления. Сборник материалов. М., 2006.
  60. Молодёжь и общество на рубеже веков /Под науч. пед. И.М. Ильинского). М., 1999.
  61. Молодёжь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах: тенденции и перспективы. М., 2004.
  62. Молодёжь ЯНАО в современном мире: ценностные ориентации и проблемы социализации. М., 2006.
  63. О.В. Сельский рынок труда и механизмы регулирования. Новосибирск: РИЦ «Новосибирск» Новосибирского отделения Союза писателей России, 2008.
  64. A.B. Введение в социальную педагогику. М., 2003.
  65. И.Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания. Екатеринбург, 2003.
  66. В., Надточий Б. Социальная политика в ФРГ: оплата труда и пенсионное страхование //Экономика Украины. 1994. № 2.
  67. Нормативно-правовое обеспечение репродуктивного здоровья /Материалы конференции женских общественных организаций ЯНАО «Состояние семейной политики и стратегия её развития в ЯНАО» //Салехард. 2004. — 31 марта.
  68. Обследование населения по проблемам бедности. М., 2002.
  69. Обследование населения по проблемам занятости. Госкомстат РФ.
  70. О.Б. Государственная семейная политика в странах Европейского Союза. М.: ИНИОН РАН, 1995.
  71. Охрана труда и занятость. Краткий анализ ситуации на территориальном рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа за 2005 год.
  72. .С. Социальные проблемы региона: состояние и стратегия действий. Вестник Челябинского университета. Сер. 8. Экономика. Социология //Социальная работа. 2002. — № 1.
  73. .С., Стожаров A.B., Тарабрина A.C. Молодёжь-Крайнего Севера на переломе российских реформ. Опыт социологического мониторинга в северном регионе 1992−2005 гг. Екатеринбург-Надым, 2005.
  74. Положение молодёжи в России, аналитический доклад. М., 2005.
  75. И.В. Правовые системы светскости государства и образования. М., 2003.
  76. И.Р. Философия нестабильности М., 2006
  77. .В., Ракитская Г. Я. Труд: современная теория и методология: Монография / Под общ. ред. H.A. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2007
  78. Регионы России. Социально-экономические показатели. Госкомстат РФ. М., 2003.
  79. Т.П. Контрацептивное поведение молодёжи //Социологические исследования», 2003, № 1.
  80. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе /Под науч. ред. Т. М1 Малеевой, О.В.Синявской- независимый институт социальной политики. М.: НИСП, 2007.
  81. П. Новый социальный вопрос. М.: АдМаргинем, 1997.
  82. В.Д. Социальная защита: управление условиями и охраной труда (опыт зарубежных стран). М.: Изд-во НИИ труда, 1992.
  83. В.Д. Социальное страхование: история, проблема, пути совершенствования. М.: ИТМТ РФ, 1994.
  84. Российская модель социального партнерства: перспективы развития (Материалы межрегиональной научно-практической конференции. -Москва, академия труда и социальных отношений, 14 февраля 2007 г.) Россияне в 2015 году //Экономика и жизнь, 1998, № 29.
  85. Т.И. Итоги Международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. ((Гуманитарные науки в Сибири. Серия Философия и Социология. 1996. № 1. '
  86. С.А. Молодёжная политика как направление социальной политики в регионе. Тюмень, 2005
  87. М.Л. Социальное обеспечение. М.: Изд. Финансовой академии, 1998.
  88. Ю. Занятость молодёжи стратегическая проблема. //Человек и труд. 2003. № 3.
  89. Семейная политика в автономном округе: состояние, проблемы, перспективы развития (Основной доклад) /Материалы конференции женских общественных объединений ЯНАО //Салехард, 2004. 31 марта.
  90. Система образования Свердловской области в 90-е годы: риски развития. Под ред. Баразговой. Екатеринбург, 2001.
  91. Система профессионального образования в Российской Федерации.-М., 2001.
  92. Состояние и перспективы развития детского и молодёжного движения в Российской Федерации. М., 2005.
  93. Состояние регионального рынка труда в Ямало-Ненецком автономном округе в 2005 году. Салехард, 2006.
  94. Социальная защита населения в регионе. Под общ. ред. д-ра. соци-ол. наук. В. Г. Попова. Екатеринбург, 1999.
  95. Социальная сфера жизнедеятельности государства и стратегические риски //Безопасность Евразии. 2003, № 1.
  96. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008
  97. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997.
  98. Социальное обеспечение в зарубежных странах. М.: Изд-во НИИ труда, 1989.
  99. Социальное обеспечение: вопросы, задачи и перспективы. Женева: МБТ, 2001.
  100. Социально-экономическое положение ЯНАО 2000−2005гг. Статистический сборник. Салехард, 2006.
  101. Социальные проблемы Югры. /Сборник аналитических и статистических материалов. Ханты-Мансийск, 2007.
  102. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.
  103. Социология и психология труда.2-е изд., стереот. /Под ред.П. А. Златина. М.:МГИУ, 2007
  104. Стабилизация численности населения России (возможность и направления демографической политики). М., 2001.
  105. Стратегия государственной молодёжной политики Российской Федерации. М., 2006.
  106. A.B. Российский Север: эксперимент по выживанию //Наука Урала. 1999. № 18 .
  107. В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
  108. К.Д. Избранные педагогические произведения М., 1968.
  109. Ф.М., Д. Росс. Структура отраслевых рынков М.: Инфра-М, 1997.
  110. Федеральная целевая программа «Дети России на 2003−2006 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732 //Рос. газета. 2002. 16 окт.
  111. А. Социолог о молодёжи. СПб., 1997.
  112. Формирование здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера и Сибири. Материалы межрегиональной научно-практической конференции г. Надым 1−4 марта 2000 г. Надым, 2000.
  113. Э. Человек для себя. М., 2007.
  114. А.Н., Кокарев Е. М. Размышление о Российском Севере.
  115. П.А. Молодёжь на рынке труда депрессивного региона.
  116. А. Россия-2020: будущее страны в условиях глобальных перемен. М., 2005.
  117. Д.А. Социальные противоречия в условиях глобализма. М., 2004.
  118. С. Труд детей: права и гарантии защиты от эксплуатации //Человек и труд. 2003. № 3.
  119. Экономическая безопасность Российской Федерации: в 2 т. СПб: Лань, 2001.
  120. Экономические и социальные стратегии среднего класса. Московский центр Карнеги. М., 2002.
  121. В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань: Изд-во КГУ, 1995.
  122. Ю.А. Формирование поколений XXI века в России. М., 2004.
  123. Л.П. Социальная защита: Учеб. пособие. М.: Редакция журнала «Пенсия», 1998.
Заполнить форму текущей работой