Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование профессиональных качеств у курсантов училища Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение педагогического процесса в ВВУЗах показало, что формированию профессионально важных качеств будущих офицеров уделяется достаточное внимание, однако этот процесс не носит комплексного характера, осуществляется со значительными издержками, в большинстве своем реализуется традиционными педагогическими средствами, которые требуют больших затрат учебного времени, в ряде случаев проводится без… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема формирования профессионально важных качеств в психолого-педагогачесшгс исследованиях
    • 1. 1. Проблема профессионально важных качеств в педагогической науке
    • 1. 2. Особенности учебно-воспитательного процесса в ВВУЗе Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства
    • 1. 3. Педагогическая характеристика процесса формировш гия профессионально важных качеств у курсантов училища
  • Глава 2. Изучение динамики формирования професшонатьно важных качеств у курсантов
    • 2. 1. Методика изучения успешности формирования профессионально важных качеств у курсантов училища в условиях обучения в ВВУЗе
    • 2. 2. Содержание и особенности профессионально важных качеств офицера Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства
    • 2. 3. Динамика и педагогические факторы формирования профессионально важных качеств у курсантов у шлшца
  • Глава 3. Основные направления формирования профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения
    • 3. 1. Пути повышения эффективности процесса формирования профессионально важных качеств
    • 3. 2. Внедрение методов активного обучения в процесс формирования профессионально важных качеств у курсантов училища
    • 3. 3. Аспекты педагогического мониторинга формирования про- 159 феажонально важных качеств у курсантов училища

Формирование профессиональных качеств у курсантов училища Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В структуре Вооруженных Сил России важное место занимает Федеральная система разведки, использования и контроля воздушного пространства, которая в настоящее время является постоянно действующим фактором боевой готовности. Особенно велика ее роль в предупреждении внезапного нападения противника, обеспечении безопасности воздушного пространства России и стран СНГ.

Решение этих задач предопределяет необходимость совершенствования профессионального мастерства офицерских кадров.

Исторический опыт подготовки офицеров в Российском государстве показывает: совершенствование профессиональной подготовки, поиск оптимальных способов организации и осуществления педагогического процесса в военно-учебных заведениях всегда были в центре военно-педагогической науки и практики. Военно-профессиональная деятельность выдающихся военачальников А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф Ушакова, М. И. Драгомирова, М. В. Фрунзе, Г. К. Жукованаглядное подтверждение приоритета профессиональной подготовки офицерского корпуса в укреплении обороноспособности страны.

Эта задача не потеряла своего значения и в наши дни. Необходимость поиска новых интенсивных педагогических подходов, основанных на раскрытии всего потенциала личности офицера, в тоже время учитывающих накопленный военно-педагогический опыт, диктуется потребностями Вооруженных Сил России в подготовленных и всесторонне развитых военных специалистах, способных выполнять задачи по защите России в любых ситуациях на высоком профессиональном уровне.

Решающим фактором подготовки специалистов является содержание обучения и его обновление, а также поиск путей формирования необходимых профессиональных качеств.

Переход к профессиональной армии, смешанный принцип комплектования частей и подразделений — все это по-новому ставит вопросы формирования профессиональных качеств у будущих офицеров.

Изучение педагогического процесса в ВВУЗах показало, что формированию профессионально важных качеств будущих офицеров уделяется достаточное внимание, однако этот процесс не носит комплексного характера, осуществляется со значительными издержками, в большинстве своем реализуется традиционными педагогическими средствами, которые требуют больших затрат учебного времени, в ряде случаев проводится без учета индивидуальных особенностей курсантов. Это является следствием невысокой слаженности, согласованности в работе всех субъектов педагогического процесса, ошибок при отборе наиболее целесообразного содержания, форм, методов, соответствующих конкретным задачам формирования профессионально важных качеств, несовершенством оценки эффективности педагогического процесса в ВВУЗах. Результатом такого положения дел является то, что уровень подготовки выпускников не в полной мере отвечает возрастающим требованиям задач боевой готовности, не обеспечивает в достаточной степени комплексной подготовки будущих офицеров как командиров, специалистов и воспитателей.

Все это делает проблему формирования профессионально важных качеств курсанта училища актуальной и значимой.

Проблемы формирования качеств личности рассматривались в трудах классиков педагогики: Я. А Коменского, И Г. ГЬсталоцци, А Дистервега, К Д. Ушинского, М И. Калинина, А В. Луначарского, А С. Макаренко, П П Блонского, В. А Сухомлинского. Их взгляды нашли свое развитие в таких современных педагогических концепциях, как ассоциативно рефлекторная концепция (С. JI. Рубинштейн, К, А Менчинская, Д И Богоявленский,

Ю.АСамарин, Н.Н.Кабанова-Меллер, Н. Д. Добрынин, Н. АШавырев, АФ. Эсаулов и др.), на основе данной концепции строилась система обучения в войсках и ВУЗах до начала 80-х годов (АВ.Барабанщиков,

B. А. Михайловский, Ю. Ф. Худолеев и др.) — теория поэтапного формирования умственных действии (П.Я Гальперин, Н. Ф. Талызина, Н. Н. Нечаев, З. АРешетова и др.), которая также нашла свое применение в подготовке военных кадров (Б.Ц.Бадмаев, М. П. Матвеев, Ю. А. Садчиков, С. И. Съеднн, Б.И.Хозиев) — интенсивное обучение (Г.Лозанов, Г. А. Китайгородская, И. Ю. Шехтер, Л. Ш. Гегечкори и др.) — в русле новаторских подходов современных педагогов (Ш.ААмонашвилн, Л. В. Занков, Е. Н. Илыш,

C.Н.Лысенкова, В. Ф. Шаталов и др.).

Формированию качеств личности непосредственно в условиях воинской деятельности посвящены работы военных педагогов Н. П. Балыкова, АВ. Барабашцнкова, В. И. Вдовюка, П. Н. Городова, В. П. Давыдова, Н. И. Киряшова, АФ. Кобылянца, Г. Д. Лукова, В. С. Олейникова, ФД. Рассказова, ВЛ. Слепова, А. А Тарасова, В. И. Хальзова, АП. Шарухнна, Ю. АШаранова, Я Я. Юрченко и др.

Особую значимость для настоящей работы представляют исследования, проводимые отечественными психологами, в русле профессионального развития личности. В этих исследованиях выявлены различные аспекты профессионализации. Формирование операционной сферы субъекта деятельности в ходе профессионализации стоит в центре исследований Т. И Артемьевой, С. Г. Геллерштейна, Д. Н. Завалшшшой, В. Д Шадрикова и др. Развитию мотивационной сферы в процессе профессионального развития личности уделяется большое внимание в работах Б. Г Ананьева, М. И Дьяченко, Л. АКандыбовича, В. И Ковалева, Е. А Климова., В. Э Мильманаи др.

Работы Л. Ф. Железняка, Н. В. Кузьминой, Ю. АЕлбаева, Б. Ц. Ольшанского, К К. Платонова, Б Я. Шве дина, АГ. Шестакова посвящены изучению профессионально важных качеств, общих и специальных способностей.

Вместе с тем, можно констатировать недостаточную разработанность данной проблематики в конкретных условиях военно-профессиональной деятельности Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства До сих пор не сделана попытка изучения формирования профессионально важных качеств офицера Федеральной системы

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является подготовка офицера-кнженера в училище Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства

Предмет исследования — совершенствование процесса формирования профессионально важных качеств у курсантов.

Цель исследования — выявить и обосновать основные пути и условия повышения эффективности процесса формирования у курсантов профессионально важных качеств.

В соответствии с целью исследования в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

1) раскрыть сущность и содержание профессионально важных качеств офицера Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства;

2) исследовать динамику процесса формирования профессионально важных качеств по курсам обучения;

3) определить критерии и показатели эффективности процесса формирования профессионально важных качеств и сформированности их у курсантов училища;

4) разработать методику оценки профессионально важных качеств;

5) экспериментально проверить основные пути и условия повышения эффективности процесса формирования профессионально важных качеств и разработать практические рекомендации по их совершенствованию.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что в современных условиях обостряется противоречие между возрастающими требованиями к деятельности офицеров Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства в войсках и уровнем развития профессионально важных качеств у курсантов в ходе учебы в училище Это противоречие можно преодолеть, если формирование профессионально важных качеств курсанта проводить с учетом:

— требований профессии к курсанту, составленных на основе профес-сиографического анализа деятельности офицера Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства;

— регулярной оценки уровня развития профессионально важных качеств у курсанта;

— активного использования материалов профессиографического анализа командованием, преподавателями ВВУЗа и самими слушателями;

— повышения качества психолого-педагогнческой подготовки всех категорий офицерского состава, задействованного в педагогическом процессе.

Методология и методика исследования

Методологическую основу исследования составили научные положения о диалектическом характере социальных отношений, развитии и формировании личности в деятельности и общении, философские и психологические теории развития личностиположения отечественной психологии и педагогики о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок и ценностных ориентации.

Б настоящей работе использовались: концепция проблемно-деятельностного обучениясложившиеся в отечественной педагогике подходы к всестороннему и гармоничному развитию личности в процессе воспитания и обучениявыводы из фундаментальных исследований ведущих отечественных и зарубежных педагогов о необходимости комплексного исследования формирования личностисовременные концепции новых педагогических технологий, основанных на интенсивных методах и формах обучения, использование инноваций.

Теоретическую основу исследования формирования профессионально важных качеств составили работы военных психологов и педагогов АВ. Барабанщикова, Н. П. Балыкова, В. И. Вдовюка, АД. Глоточкина, П. Н. Городова, В. П. Давыдова, М. И. Дъяченко, Ю. АЕлбасва, Л. Ф. Железняка, Л. АКандыбовича, АФ. Кобылянца, Н. В. Кузьминой, B.C. Олейникова, Ф. Д. Рассказова, В Я. Слепова, С. И. Съедина, В. И. Хальзова, Н. Ф. Феденко, ЯЯ. Юрченко и других.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Санкт-Петербургском высшем училище радиоэлектроники ПВО в период 19 931 998 гг. и осуществлялась в несколько этапов.

Первый этап (1993;1994) вюпочал в себя сбор, изучение и обобщение литературных источников по проблеме формирования профессионально Еажных качеств. Анализировался и обобщался передовой опыт деятельности командования, профессорско-преподавательского состава с целью выявления путей, условий повышения эффективности формирования профессионально важных качеств курсантов как будущих офицеров Федеральной системы.

Содержание второго этапа (1994;1996 гг.) составила экспериментальная работа по проверке гипотезы диссертационного исследования, которая включала выявление профессионально важных качеств курсантов, обоснование методов оценки сформнрованности профессионально важных качеств, разработку и внедрение изменении в организацию и содержание учебно-воспитательной работы командования, профессорско-преподавательского состава, анализировался педагогический эффект реализуемых предложений. Одновременно вносились коррективы в методику исследования. Формулировались предварительные выводы и рекомендации

Третий этап (1997;1998 гг.) включал окончательную обработку, систематизацию и обобщение полученных данных, их дальнейшую апробацию-с целью проверки действенности выявленных путей и условий повышения эффективности формирования профессионально важных качеств, внедрение выработанных рекомендаций в практику работы ВВУЗов.

В ходе исследования были проанализированы организация, содержание и методика педагогического процесса, направленного на формирование профессионально важных качеств, проведено более 50 групповых и 160 индивидуальных бесед, изучено и обработано свыше 500 анкет по проблематике диссертационного исследования, прочитано 30 лекций.

На защиту выносятся следующие положения:

1) теоретические положения, раскрывающие сущность и содержание процесса формирования профессионально важных качеств офицера Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства;

2) динамика и особенности процесса формирования профессионально важных качеств у курсантов училища;

3) методика оценки, критерии и показатели эффективности формирования профессионально важных качеств у курсантов ВВУЗа;

4) обоснованные и экспериментально проверенные пути повышения эффективности процесса формирования профессионально важных качеств на основе регулярной оценки уровня их развития у курсантов, использования материалов профессиографического анализа в современных технологи ях обучения, предполагающих активные методы обучения, основанные на актуализации мотивов профессионального самосовершенствования.

Научная новизна и личный вклад автора состоят в следующем:

1) уточнены теоретические положения, раскрывающие сущность про цесса формирования профессионально важных качеств;

2) определены периоды в формировании профессионально важных ка честв, выявлены основные их особенности;

3) определены содержание и пути повышения эффективности процес са формирования профессионально важных качеств, исходя из требовании профессии к курсанту;

4) разработана методика комплексной оценки уровня сформированиести профессионально важных качеств;

5) обоснована концепция формирования профессионально важных ка честв посредством обучения курсантов навыкам самостоятельной работы, в ходе занятий, с использованием методов активного обучения.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты исследования позволяют:

— повысить качество подготовки курсантов как Еоенных профессиона-лов-за период обучения в ВВУЗе;

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования используются в образовательном процессе Санкт-Петербургского высшего училища радиоэлектроники ПВО. Основные положения, результаты и выводы исследования докладывались на межвузовских научно-практических конференциях, легли в основу выполненных комплексных научно-исследовательских работ «Становление», «Профессионализм», нашли отражение в публикациях автора. Отдельные выводы и рекомендации обсуждались на заседаниях предметно-методических комиссий училища, на сборах профессорско-преподавательского состава и офицеров курсантских подразделений, в процессе занятий с курсантами и офицерами училища.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследования, логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями проводимого исследования, использованием современных психолого-педагогических методов, прикладных программ ПЭВМ обработки материалов, репрезентативностью выборочных совокупностей и апробацией результатов исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

1 Путями формирования профессионально важных качеств являются.

— построение учебного процесса исходя из требований профессии к курсанту, составленных на основе професснографического анализа деятельности офицера Федеральной сжле^.ш. i <�Г>

— ИСПОЛЪЗОЕЭНИе СОВремеННЬГХ ТеХНОЛОГТ-ffl II МЕТОДОВ ТКТТШНОЮ ' (I•

БИЯ,

— индивиду ашзаш^ обучения;

— целенаправленное формирование военно-профессиональной направленности курсанта.

• - повышение качества психолого-педагогнческой подготовит всех категорий офицерского состава, задействованного в педагогическом процессе.

2. Итоги формирующего эксперимента позволили сформулировать концепцию формирования профессионально важных качеств посредством обучения курсантов навыкам самостоятельной работы в ходе занятий с использованием методов активного обучения

3. Занятия, построенные с использованием активных методов обучения, выступают как средство формирующих взаимодействий педагога на процесс формирования у курсантов профессионально важных качеств.

4. Применение педагогического мониторинга формирования ПВК с использованием мет о шпат комплексной опенки позволяет оценить уровень их сформнровэнности. выбрать оптимальные методы и приемы педагогического воздействия на процесс развития профессионально важных качеств

Практические рекомендации

• 1. Внести коррективы в учебный и тематические планы училища исходя из требований профессии к курсанту, составленных на осноес профессиографн-ческого анализа деятельности офицера Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространства

2. Внедрить в учебный процесс педагогический моннюрннг формирования профессионально важных качеств на основе разработанной автором методики комплексной оценки курсанта с целью определения актуального состояния пропесса формирования профессионально важных качеств.

3. Пересмотреть программу курса «Научная организация груда» с целью обучения курсантов навыкам самостоятельной работы, как эффективному средству формирования профессионально важных качеств.

4. На основе разработанных критериев и показателей в выпускных аттестациях курсантов отражать уровень сформированности общих и специальных профессионально важных качеств

5. Разработать положение о самостоятельной работе курсантов. рзс-• сматривая ее как приоритетный вид учебной деятельности, направленный на снятие противоречий в учебном процессе через самостоятельное формирование профессионально важных качеств.

6 Начиная с первого курса обучения, формировать v курсантов адекватное представление о деятельности офицера Федеральной системы разведки, использования и контроля воздушного пространств.

Mvr^nn'aUMT тго iIf ИССЛеДОЕ’ШКЯ

1. Руководство по организации и ооеспеченттю психологического сопровождения курсантов и военнослужащих срочной службы в ходе образовательного процесса и действительной военной службы в Санкт-Петербургском выс

• шем училище радиоэлектроники ПВО. СПб.: Изд-во СПВУРЭ ПВО, 199″. 1. б пл. (В соавторстве) Авторских 1.2 пл.

2. Некоторые аспекты оценки и формирования профессионально важных качеств у курсантов ВВУЗа >- Пути и методы совершенствования образовательного процесса в условиях гуманизации воинской деятельности1' Тезисы докладов НМК. Санкт-Петербург. 24 апреля 199″ 7 года. СПб.: Изд-во СПВУРЭ ПВО. 1997. 0.15 пл.

3 Учет динамики формирования профессионально важных качеств в учеоном процессе вуза Совершенствование информационного ооеспечешгя боевых действий ПВО СВ. Новаторская педагогика н ее реализация в учебном пропессе ВВУЗов с учетом ГОС ВПО/ Тезисы докладов 6-й межвузовской военно-научной конференции. СПб.: Изд-во СПВЗРКУ, 1997 0.15 п.л.

4. Динамика и педагогические аспекты формирования профессионально важных качесгв курсантов ВВУЗа в ходе учебного процесса / Перспективы развития вооружения и военной техники, совершенствование способов боевого

• применения и технического обеспечения частей и подразделений РТВ с учетом развития Российской военной доктрины и реформирования Вооруженных Сил ' Тезисы докладов научной военно-технической конференции. Санкт-Петербург 14 мая 1998 года СПб: Изд-во СПВУРЭ ПВО. 1998. 0.15 п. л

5. Динамика формирования профессионально важных качеств курсанта высшего военно-учебного заведения: Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во СПВУРЭ ПВО, 199S 1.1 п л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Соотношение психических и физиологических коррелян-юе эмоциональной устойчивости спортсмена «Вопросы психологии. 1974.v.-. j.
  2. Активные формы и методы обучения: Научные труды ОгЕетстБенный редактор В.Е.Бушев-Горьский. СПб.: Высшая школа МВД СССР. 1981. — 13 с.
  3. Александров A. PL Психологический анализ формирования направленности личности у курсантов высших военно-полнтнческих училищ: Авюреф. дис.. канд. псих, наук М. ВПА, 1978. 21 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т / Под редакцией ААБодалеваи др. -М.: Педагогика, 1980 С. 2−288.
  5. .Г. Проблемы формирования характера: Расш. стенограмма публичной лекции прочит. в 1949 г. в Ленинграде. Л., 1949 — 56 с.
  6. Г. М. Социальная психология h Учеб. для высш. шк. V Нн- т «Открытое об-во М. Аспект-пресс, 1980 — 375 с.
  7. Л.IT. Методологические принципы и проблемы психологии .¦/ Психол. журн. Т 3 — Ш 2. С. 78- 95.
  8. Л. И., Завалишина Д Н., Рыбалко Е. Ф. Категория развития в психологии /7 В кн. Категории материалистической диалектики в психологии. М: Наука, 1988. -245 с.
  9. А.смолое А. Г. Деятелность и установка. М.: Издание МГУ, 1979.151 с.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения, общедидакгаческпй аспект. М: Педагогика, 1977. — 254 с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические рекомендации /7 Московский горн, ин-т усоверш. учителей. М:1. В И. 1982. 92 с.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  13. Н.П. Становление и развитие профессиональной подготовки политработников в ВУЗе: Дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА 1974. 185 с.
  14. Барабанщиков А. В Вопросы оптимизации 'ячебно-воспитательного процесса в педагогической науке •'» Интенсификация: учебно-воспитательно! о1 л i чпроцесса и развитие творческих спосооностей слт1шелен. М. БПА. 198 Л-2 Я с
  15. А. В. Глоючкин А.Д. Феденко Н. Ф. Шелят В.В. Проблемы психологии военного коллектива. М.: Воениздат, 1973. — 105 с.
  16. А.В., Коротков Э. Н. Ф.Энгельс об интеллектуальной подготовленности офицерского состава. М.: Изд-во ВПА, 1984. — 5S с.
  17. А.В. и др. Проблемы психологии боннского коллектива. -М.: Воениздат, 1973. -151 с.
  18. С. А, Любквая Г.В. Оценка меры близости oiseia обучаемого и эталона в контролирующих процедурах АОС. Л.: Изд-во ПВУРЭ. 1989. — 217 с
  19. Г. Т. и др. Деятельность космонавта в полете и повышение ее эффективности. М.: Машиностроение, 1981. — 264 с
  20. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психол.-пед. обеспечения техн обучающих систем 1 Воронеж, Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 304 с.
  21. В.П. Программированное обучение . Дидактические основы. М. Высшая школа 1970. — 300 с.
  22. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  23. Бешенцев В Н., Макшанов С. И. Инженерно-психологическое обеспечение боеЕой деятельности е подразделениях РТВ ПВО. СПб.: СПВУРЭ ПВО. 1995. — 54 с.
  24. А.А. Восприятие и понимание человка человеком. М.: Изд-во МГУ. 1982. — 199 с.
  25. В. А. Дидактические особенности управления качеслвом подготовки специалистов в высшей школы США. М. 1982. — 208 с.
  26. В .Г., Печников АН., Полов С. А. О педагогической целесообразности использования различных видов автоматизированных систем обучения / Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования -Ржа, РПИ, 1988. С 33−35.
  27. В.Ф., и др. Теория и эксперте, тент в анализе труда операторов. -М&bdquo- Наука, 1983. 332 с.
  28. В.Ф. и др. Организация труда операторов . Ннж.-психол. проблема. М.: Экономика 1978. — 223 с.
  29. ВискоЕатов М. И. Краткая история 1-го кадетского корпуса. СПб. 1832.
  30. Военая инженерная психология Под общ ред. В Ф.Ломова. А .А Васильева. В. В Офщерова. М.: ВИ МО СССР. 19~0. — 2?5 с.-f ~7 sr. i I v.'
  31. Вожовшткий Г А. Мотавашш военно-профессионатъното самосовершенствования. В, А им Ф. Э. Дзержинского, 1994. — 76 с.
  32. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1973. -285 с.
  33. Вопросы оппшизации системы отбора и подготовит военных специалистов // Темах, научн.-гехн. сб. № 3. Киев.: Издательство КВИРТУ ПВО, 1981. -214 с.
  34. .А. Управление психологическим стрессом в спорп-тных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт. 1978. — 203 с.
  35. С.И. Физиология человека и животных. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Издательство «Высшая школа'. — 656 с.
  36. ПЛ. Введение е психологию. М.: Из-eo Моск. ун-та, 1976.150 с.
  37. ПЛ., Кобыляцкая С Л Экспериментальное формирование внимания. М.: Из-во Моск. ун-та 1976. — 101 с.
  38. Галченко С П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ори-ентациях военных кадров. С оциалъно фил о соф скин анализ: Автореф. дне.. канд. фил. Haw. М: ГА ВС, 1994. — 21 с.
  39. АД. Состояния психической готовности в экстремальных ситуациях. Л.: Издательство ЛГУ, 1972. — 27с.
  40. А.И. Психологические факторы операторской деятельности. М.: Наука 1988. — 196 с.
  41. Ю.Н. Удовлетворение деятельностью в связи с качествами личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971. 10 с.
  42. Герасимов В. Н Основы превентивной педагогики. М.: ВУ, 1 995 123 с
  43. ГерасимоЕ В. Н. Перевоспитание воинов с негативными качествами личности е процессе воинской службы: Дис.. канд. пед. наук. М.:ВПА, 1989. -22 с.
  44. Герасимов М. Г1 Кате использовать опыт войны в обучении. Военный вестник. 1945. ^ 16. 1946 Jte 10.
  45. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. — 152 с.
  46. Дж., Стекли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии, М.: Прогресс, 1976. — 477 с.
  47. Н.К. Методология и методы исследования е педагогике. М.: Знание, 1966. — 62 с.
  48. Г’олубева Г. А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания е сощталисттгческом обществе: (Социал.-фнлос. анализ). -М.: Высш. шк. 1989. -158 с.17F-1 / •—'
  49. Горбов Ф. Д т МатоЕЭ. М А. Розенблат Б.III. К характеристике психологических состояний человека в усложненных условиях деятельности 1 Вопросы психологии. 1971. — № 2. — С. 88 — 97.
  50. ГорбоЕ Ф.Д., Лебедев ВН., Психологические аспекты труда операторов. М.: Медицина 1975. — 207 с.
  51. П.Н. Педагогические основы оценки и учёта резулыагов воспитания курсантов Дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА 1972. -22 с.
  52. P.M. Элементы практической психологии. 2-е изд. испр. и доп. — Л. 1988. — 560 с.
  53. В. А. Формирование командирских качеств у курсантов военных училищ: Дис.. канд. пед. наук. 1966. 22 с.
  54. ГуреЕич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М. Наука 1970. — 272 с.
  55. В.В. Проблемы развивающего об1, чешет. М.: Педагогика 1986. — 239 с.
  56. В. В Сощ-гально-псткол отческий тренинг как: средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчинены!, тми Дис.. канд. психол. нам- М. ВПА 1991. 22 с.
  57. А. А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров : социально-пснхологичесглш трешш ги прикладные психотехнологин. М. :Луч. 1993. — 287 с.
  58. Дрейпер Н Прикладной регрессионный анализ М.: Статистика 1973.386 с.
  59. ДудареЕ В. В. Психологические условия эффективного овладения, офицером управленческой деятельностью. Автореф.. канд. психол .наук. М. Г ABC. 1992. 22 с.
  60. М.И., Кандыбовнч Л. А. Пономаренко В.А Готовность к деятельности е напряженных ситуациях. Психологический аспект. Мн: Издательство «Университетское». 1985. — 201 с.
  61. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности 11н.: Издательство БГУ. 1976. — 173 с.
  62. М.И., Осипенко Е. Д., Мерзляк М. Е. Психолого-педагогические основы деятельности командира. М.- Воениздатт 1979 — 84 с.
  63. ЕлбаеЕ Ю. А. Психологические основы повьппения эффективности профессионального психологического отбора в высших военно-учебных заведениях: Автореф.. канд. психол. нате. М&bdquo- ВПА 1991. 22 с.
  64. Н.И. Статистические методы измерения связей 1 Под редзыгн-ей А.Н.Жжарева. Л. Издательство ЛГУ. 1982. — 136 с.
  65. А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: 1991. — 158с.
  66. Жаркой Э Ф '"ехнология обучения Сио НВМИОЛУ. 1994 -68 си 77i ! i
  67. Железняк Л Ф. Военно-пвофессионалъная направленность личности советского офицера: Автореф. дне. дет: псих, н'.-м 19ъ'2. 32 с
  68. Захаров С. В Применяя индивидуальный подход. М.: Политиздат. 1982. — 64 с.
  69. А. В. Бопманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности Формирование учебной дея-тельносш школьников. М. 1982
  70. ЗдравомыслоЕ А. Г Методология и процедура сощюяогических исследований. М.: Мысль, 1965. — 205 с.
  71. А.В. Проблема управления процессом формирования личности. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 152 с.
  72. ИберлаК. Факторный анализ. М.: Статистика 1980. — 365 с.
  73. В.П. Формирование личности оффтщера. М.: Еоениздат. 1982.272 с.
  74. Е.П. Оптимальные характеристики работоспособности человека АЕтореф. дис.. докт. пед (по психологии) наутс. М 1968 32 с.
  75. Ильина Т А. Педагогика: Курс лекций. М.: Педагогика 1984. — 495 с.
  76. Т.А. Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. М: Просвещение, 1968. -572 с.
  77. Л. Ф., Давыдова Г. А. Материалистическая диалектика и проблемы развития // Вопросы философии, 1984. N3.
  78. Информащ-юнный бюллетень № 53: Моделирование деятельности военного специалиста. Л.: ВИКИ им. А. Ф. Можайского. 1987. — 164 с.
  79. КарпоЕ ВВ. Психолого-педагогические осноеы мнотоепттеньчатой профессиональной подготовки в вузе > Исслед. центр по пробл. управления и качества подгот. специалистов еысш. шк С-Пб.: С-Петерб. Электр о техн. ин-т. 1992. — 310 с.
  80. . Б.Ф., Трофимов А. Б. Информационно-педагогические технолс-гни: Монография. СПб.: МАИЭБ, Санкт-Петербургская академия МВД России. АШЦ, 1997. -140 с.
  81. Кикоть В Я. Формирование культуры порффессионального общения у курсантов училищ МВД РФ: Автореф. дате.. канд. пед. наук. СПб., 1994. 16 г
  82. Е.А. Общая типология ситуации(казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта Научи труды ВНИИ профтехобразования. Л., 1976. Вып. 32.
  83. Е. А. Пеихолого-педзгогические проблемы профессиональней консультации. М.: Знание. 1983. — 312с.
  84. Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы Боепитания. М: Знание. 1986. -203 с.
  85. ГШ. Научно-педагогические основы Еосшиатсльной работы в высшей школе. Одесса 1974. — 152 с"7 о
  86. Ковалев, А Г. Психология личности 3-е изд. перераб и дотт М. Просветление 170 — 390 с
  87. В.Н. Мотивы поведения и деятельность М.: Наука 1988.193 с.
  88. Ковалев BIT. Социологический воинский коллектив М.: Воениздат, 1970. 157 с.
  89. В.Н. Эмоциональная устойчивость воина и пути ее формирования. М. Нз-ео В, А им. М. В. Фрунзе. 1972. — 36 с.
  90. В.И. Роль советского воинского коллектива в формировании морально-боевых качеств личности: Автореф. дне. канд. фнлос. наук л-1971. 31 с.
  91. КоЕалеЕа Н. Б. Проблема развития творческого профессионализма в практикуме /V Дворец творчества как рефлексивно-творческая среда. Пермь, 1996.
  92. Коган А. Б Функциональное состояние человека-оператора. Опенка и прогнозирование / Проблемы косм, биологии. 19S8. — - С 46−51.
  93. Колесников В. З Повышение эффективности воспитания военно-профессиональных качеств у слушателей академии: Дне. канд. пед Haw -М., 1989.-22 с.
  94. Количественные методы б социологии. М.: Наука, 1996.- 356 с.
  95. КоменскийЯ. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песгалоцци ИТ. Педагогическое наследие / Сост. А. Ф. Смнрнов. М.: Наука. 1988. — 384с.
  96. Коница П Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи Вопросы философии. 1971. — jYs7. С. 16−24.
  97. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров: Пер. со второго америк. изд./ Под общ ред. И. Г. Арамановича. М: Наука. 1974. — 831 с.
  98. .П. Методологические вопросы разработки профессио-граммы офщера политработника /' Содержание деятельности и личностные качества офицера- политработника. М. .ВПА 1976.
  99. П. А Психологическая подготовка летных экипажей к ведению активных боевых действий в условиях современной еойны: .Автореф. дис.. док. псих, наук, 1991. 32 с.
  100. Краткий психологический словарь ' Под ред. А.В.ПетроЕского, М. Г-Ярошевского. М.: Наука 1985. — 815 с.
  101. КругецкийВ.А. Психология. М: Просвещение, 1986. -336 с.
  102. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс" — «Энциклопедия», 1994 — 576 с
  103. Крюков М П. Некоторые психологические особенности использования опросников / Личность в системе общее 1венных отношений М. Каука 1982. -192 с
  104. Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания М.: МЭИ. 1985. — 92 с.
  105. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М.: «Ось — 89», 1997. — 208 с.
  106. Н.В., Якунин В. А. Эксперимент // Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ. 1980. — С. 115 — 128.
  107. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности: Метод, пособие/ Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи. Рыбинск, 1993. — 54 с.
  108. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа. 1990. — 166 с.
  109. . В. Основы профессиональной диагностики. Л.: Медицина 1984. — 214 с.
  110. Л.Н. Психологическая готовность офицера к боевой деятельности. Л.: Изд-во ЛВВПУ им. Ю. В. Андропова 1957. — 27 с.
  111. .В. Методика опенки интеллектуальных особенностей военнослужащих для рационального распределения по специальностям Военнс-медшшнский журнал. 1987. — № 12, — С 24−29.
  112. Г. Ф. Г1ндиЕИдуальное обучение слабоуспевающих шыолънн-кое /У Советская педагогика. 1987. — 2?>2, — С. 40−45.
  113. А. М. Самооценка учащихся старших классов е процессе профессионального самоопределения: Автореф. канд.. дис. Минск. 1973. 21 с
  114. Кутузов М И Материалы юбилейной сессии военных академий Красной Армии, посвященной 200-летию со дня рождения М. И. Кутузова. Под ред. В.К.МордоЕина. М.: Воениздат, 1947. — 432 с.
  115. О.М. Психолого-педатогичеекие основы тактических тир и учений в ВУЗах внутренних войск МВД России. Спб.: Из-во СПВВКУ ВВ МВД России, 1995. — 15 с.
  116. ЛебедеЕ В. И. Личность в экстремальных условиях. М. Прогресс. 1989. — 304 с.
  117. АН. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  118. А.Н. Проблемы развития психики. 4 -е изд.- М.: Прогресс, 1977. 584 с.
  119. А. Н. Лурия А.Р. О диагностике психологического исследования школьников Советская педагогика. 1968. — As 7. — С 46−51.
  120. ИЛ. Дидактические основы методов обучения:. М: Просвещение. 1980. — 248 с.
  121. А.В. Сплочение боевых расчетов Войск ПВО: Аегореф дис.. психол. нал:. М., 1991 20 гf /А Ленев Ю.7 Формирование гфофессионатгьнък качеств v > •¦, воешшх у~шлтгщ Дис.. т-анх пед. ir-'.т М.: ВПяЛ993. 21 с.
  122. Липсыш И. А Методология военной педатопжи: гиплтур» модель, прогноз развития-. С.-По: ВВИУС. 1994. Часть!
  123. .Ф. Военная инженерная психология. М: Еоекиздах. 1970.398 с.
  124. Ломое Б Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1984. — 444 с.
  125. .Ф. Человек и техника. М: Сов. радио. 1966. — 446 с.
  126. Д., Максвелл А. Факторный анализ ш стагистичеазш метол Пер. с англ. Ю. Н. Благовещекекого. М.: Мир, 1967. — 144 с.
  127. Г. Д. Очерки по вопросам психологии обучения и восшиатплл советских воинов. Л.: Изд. ВВПИ им. М. И. Калинина 1956. 342 с.
  128. Макаренко, А С. Соч. в 7 г. М.: Изд. АПН РСФСР. 1957−1958
  129. АС. О воспитании Сост. В. С .Хмедендрик. М. Прогресс. 1988. — 256 с.
  130. С. И. Юрченко А.В. Психологическое обеспечение боевого дежурства. Л.: Изд-ео ЛВПУ таг Андропова 1988. — 53 с
  131. В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки. Автореф. дне.. канд. пед. наук (по психологии). Л., 1964. 2S с.
  132. В.Л. Методы психофизиологической саморегуляции в .Устной практике. Кировоград. Из-во KB Л У ГА 1988. — 88 с.
  133. В.Л. Теории и концепции обучения. Л: Б.и. 1980. — 20 с
  134. В. А. Проблема исследования профессионализации операторов АЭС '/ Вопросы психологии, — 1996. Ук4 — С. бЗ-71.
  135. М.И. Организация проблемного обучения в шкоде. М.: Просвещение. 1977. 360 с.
  136. Менжинская Н А. О концепщш формирования умственных действий Вопросы психологии. 1960. — Ла1 — С. 157−164.
  137. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина. В. Е. Семёнова. Л: Изд-во ЛГУ. 1974 — 175 с.
  138. Методология исследований по инженерной психологшт и психологшт труда' Под ред. А. А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. ч. 2. — С. 1−160.
  139. Методы научно -педагогического исследования: Сб. статей 1 Под. ред. чл. корр. АПН СССР Ю. К. Бабанского и д-ра пед. наук В. С. Ильина. Ростов-нД. 1972.- 165 с.
  140. МилтотеккоЕ Д.М. и др. Основы методики военно-научного исследования М ' Воениздаг. i960 — 215 с
  141. Д. Голинтер 3 . Приорам К. Плжы и структура поведения Пер. г англ М «Прогресс. 1°65 — 23^ с
  142. Л.И. Теоретические основы Фоомиоования содержали:? пе-дагогического образования п-п материале подготовит л’чителя начальных t ."••'• сов): Автореф. дис.. канд. пед. на}л-. М&bdquo- 1997. 35 с.
  143. Моделирование педагогических ситуации /.' Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина. Г. С. Сухобской / М., 1981 120 с.
  144. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. Л.: Изд-во «Ленинградская пресса 1984 174 г14S. Мордкович Б. Г. Общественная активность молодежи М.: Мод гвардия, 1970. — 175 с.
  145. МордкоЕИЧ В. Г. Перестройка и социальная активность трудящихся. -М: Ин-т социологии, 1990. 49 с.
  146. А.С. Анализ иерархического строения групповой активности.. В кн.: Психологическая теория коллектива. М.: Прогрес, 1981. — С. 6−44
  147. С.Е. Педагогические услоеия формирования психолопгче-ской готовности студентов технического вуза к профессиональной деятельности Автореф. дис.. канд. пед. наук. Томск, 1997. 18 с.
  148. В.Н. Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи, 7 Проблемы способностей. М.: Наука, 1962, — С 65−72.
  149. Р.С. Социально-психологическтш анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика 1984. — 200 с.
  150. Общая психология: Учебное пособие для студентое педагогических институтов В В. Богословский, А. А. Степанов и др.- Под ред. В .В .Богословскою и др. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение. 1981. — 386 с
  151. О системном подходе е исследовании проблемы «'Коллектив и личность»: Сб. статей Научн. ред. чл.-корр. АПН СССР, А А. Бодалев и др. М 1977. — 54 с.
  152. Oi Выготского к Гальперину: Теория и метод планомерного формирования в истории отечественной психологии / Сборник к ЮО-леипо со дня рождения Л. С. Выготского, М: Фолиум, 1996. — 80 с.
  153. ОлейшжоЕ B.C., Пономоренко А. В., Щеглов А. В., Акмеологические проблемы воспитания профессиональной нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел России. Спб.: йз-ео Санкт-Петербургского юридического института, 1996. — 226 с.
  154. B.C. Теоретические осноеы нравственно-правоЕого воспитания сотрудника органов внутренних дел Росстш: Автореф. дисс.. доктора пед. нал^. СПб., 1993. 34 с.
  155. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей Под ред. В И Аядреева. Издательство Казанского ло-терситега. 1989 -141 с.
  156. Основы психологин и педагогики высшей военной школы — Под ред АС.Челпанова. МО СССР. 1982. — 368 с.
  157. Педагогика школы: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение. 1977. 398 с.
  158. А.И. Психологическое исследование проявления эмоциональной идентификации личности б коллективе: .Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М. 1975. 20 с.
  159. Л.В. Проблемы профессионаоизации Вооружённых Сил Рос-стш: .Автореф. дне.. канд. фил. наук М.: ГА ВС. 1992 22 с.
  160. В.Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в Вузе: .Автореф. дисс.. канд. пед наук. Белгород, 1997. 17 с.
  161. В.Д. Твои возможности человек! 5-е издание, перераб. и доп. М.: Знание, 1986. — 270 с.
  162. Педагогика / Под редакцией Г Нойнера Ю. К. Бабанского. -М: Педагогика, 1984. 386 с.
  163. B.II. Критический период развития и процесс профессионального становления курсантаВВУЗа. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М, 1984 21 с.
  164. А.В., Шпаленский В. В. Социальная: психология коллектива. -М.: Просвещение, 1978, 138с.
  165. АВ. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  166. ПегроЕстлгй А. В. Шпаптшский В В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М «Просвещение71, 1978. — 176 с.
  167. А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. Пегродворец, из-ео ВМУРЭ им. Попова, 1995. -325 с.
  168. А.И. Методология педагогических исследований / Сб. научных трудов / М.: НИИОП. 1980. — 165 с.
  169. А.И. Теория и практика педагогического эксперимента. М Педагогика 1979. — 207 с.
  170. ПлатоноЕ К. К. Структура и развитие личности. М: Педагогика 1986. — 256 с.
  171. Подорога В Л. Экспериментальное изучение влияния напряженные ситуаций на групповую деятельность старшеклассников: .Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М. 1973. 22 с.
  172. С.П. Повышение эффективности эмоционально-волевой саморегуляции офицера ВМФ: Автореф. дисс.. пед. наук. СПб. 1996. 26 с.-1 о о
  173. Похмелкина I Ф Программа «Дворец творчества» р: эь: рефлексивно-творческая среда /'/ Двореи творчества кж рефлексивно-творческая среда. Пермь, 1996.
  174. Г. Ф. Характеристики системы развивающих отношений Проблемы психологии творчества в работе с людьми / Гродно, 1990. Ч. 2.
  175. Применение концепции С Л. Рубинштейна е разработке вопросов общей психологии, Об. ред. К.а.Абу льханова-Славская М.: Ин-т психологии. 1989. — 210 с.
  176. Проблемы управления учебно-восшттателъным процессом М: Издательство МГУ, 1977. — 237с.
  177. Проблемы отимизащ-ш подготовит и деятельности военных специалистов. Ми. Издательство МВИЗРУ, 1984. — 188 с.
  178. Применение статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  179. Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения МО РФ Под ред. Б И Тродецкото. М. Издательство главного военно-мещщинекого управления, 1994. — 296 с
  180. ПряжникоЕ Н. С. Профориентэционные игры проблемные ситуаш-ш. задачи, карточные методики. М., 1975.
  181. Психологический словарь' Под ред. В. П. Зинченко, Б Г. Мещеряков л. 2е изд. перераб. и доп. М: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  182. В.М. Психодиагностические методы в комплексном лонгиткы-ном исследовании / Ред. коллегия, А А. Бодалев и др., Л. Изд-во ЛГУ 1976 246 с
  183. Пушкин В Н. Филатов М. М. Уровень готовности к экстремальном} действию челоЕека-оператора и некоторые проблемы инженерной психологии Физиология труда. М.: Изд-во МГУ. — С. 15 — 20.
  184. В.К., Нерсесян Л. С. Железнодорожная психология. М ' Транспорт, 1972. — 239 с. б9. РаооЧаЯ книга социолога. л-i. На-«lia. iD.. — >'jw с.
  185. Е. С. Психология профессионального становления личности. М. 1992.
  186. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. -1989 -Т. 1 488 с Г 2 — 328 с.
  187. Руководство по боевой подготовке Войск противовоздушной обороf ТЭТ-T 1ПЛГ1 1 тс,. .J.». -. «UA i, i.-: .. • •.
  188. Ю.А. Очерки пскхолопш ума. М.: Изд-во акадешш педагогических наук РСФСР., 1962. — 501 с.
  189. Свеншщкий А. Л Социальная психология управления Л Изд-во Л. >. 19×6 — 1/JC .
  190. И. Н. Самореализация личности, как суоъекта :.ш:ше деятельное те ««Основы общей и прикладной акмеолоп-ш» 1 Пол ред. А. А Деркача ч др. М. 1994.
  191. И. Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Б тот.: Исследование проблем психологии творчества. L 1983
  192. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2vL 1984. — 301 с. 198 Слепов В Л Морально-политическая и психологическая подготовкабудущих офицеров ВМФ СССР. Автореф. дис.. докт. пед. наук ЛГУ 193 с.
  193. Слепов В .Я, Самовоспитание советских военных моряков н руководство им. Петродворец, 1987. — 28 с.
  194. СлепоЕ В Я. Принципы и методы обучения и воспитания советских военных моржов. Пегродворец.: Изд-во ВМУРЭ им. АС. Попова, 1982. — 125 с.
  195. Словарь русского языка. В 4 т / Под ред. АП. Евгеневон 3-е изд. М: Русский язык. 1988. — 800 с
  196. А.В. Полковое учреждение. М: Воениздат. 1949. 325 «.
  197. Сьедин В В Некоторые принципы построения модели специалиста -М: НИИВШ, 1977.- 66 с
  198. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. -1 Изд-во МГУ, 1980. -46 с.
  199. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-вс МГУ. 1984. -344 с.
  200. .М. Избранные труды: В 2 т. / Ред.-сост. и авт. коммент Н С Лейтес и др. < М Педагогика, 1985. Т-1 — 329 е. Т-2 — 359 с.
  201. В. С. Становление офицера-политработника эскадрильи (психологический аспект). .Автореф. дис.. канд. псих, наук ВПА 1990 22 с.
  202. М.Н. Подготовка новой воины против СССР. Избр. Произв. М.: Воениздат, 1969.
  203. УстряловН. История Петра Великого. Т. 1−3.2Ю.Феденко Н. Ф. Очертей по психологии личности советского воина. М. ВПА 1966. — 65 с.
  204. Н.Ф. Психология в педагогическом процессе. М.: ВПА 1972. — 123 с.
  205. Е.А. Формирование готовности педагога к экспертной деятельности: Автореф. дне.. канд. пед. наук. Новгород, 1997 19 с.
  206. УппшсышК.Д. Педагогические сочинения: В б т. М.: 1988. — Т. 1-Г iOL. 1. ^ ~tyO > .
  207. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: Сб. статей, Под ред. ПЛ. Гальперина. Н. Ф. Талызиной М ¦ Из-во Моск. ун-та, 1968. — 135 с.
  208. Философский эшпжтопедический словарь Ред коллет т С. С Аг. еринцег- и др, М ' Советская энциклопедия, 1989. 840 с
  209. Хатпзов В. И Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск: Автореф. дис.. докт. лед. наук. Л., 1991. 32 с.
  210. В.И., ШараноЕ Ю.А. Практикует по конфликтологии. Спб., Из-во Санкт-Петербургского юридического инсютта, 1993. — Sic.
  211. В.А., Селегень В П. Крюков М. П. Теоретические основы и методы совершенствования управления подготовкой военных специалистов. -МО СССР 1990. 863 с
  212. Шадриков В Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  213. В. Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально езжных качестЕ е процессе профессионализации ''' Проблг:.ш индустриальной психологии. Ярославль: Изд-воЯросл. ун-та, 1979.
  214. ШараноЕ Ю. А. Педагогические осноеы сплочения многонациональных воинских коллективов в войсках МВД СССР. Автореф. дис канд. пед. наук. М. 1989 18 с.
  215. Ю.А. Минко Н И. Многонациональный воинский котлет тпл-и основные направления его сплочения е СЕете решения XXVII съезда КПСС-Под общ. ред. Е. А. Соколова Новосибирск, Из-во НВВКУ МВД СССР, 198−95 с.
  216. А.П. Единство военно-педагогической корни и практики необходимое условие совершенствования воспитательной деятельности офицерского состава полка: Дис.. канд. пед. наук М., 1992. С. 257.
  217. Шарухина Т. Г Творчество преподавателей иностранных языков как фактор повышения эффективности профессиональной подготовки курсантов: Дис.. канд. пед. наук / МВД России, СПбЮИ. Спб., 1996. С. 240.
  218. БЯ. Влияние психологической напряженности на деятель ность Езхтенного офицера: Автореф. дис.. канд. психол.наук. М., ВПА, 1982, с.
  219. БЯ. Человечеси-ш фактор в управлении войсками: проблемы и поиски М.: Изд-во ВПА им. В И. Ленина. 1989. — 63 с.
  220. И.В. Комплексное использование технических средств обучения и новых информационных технологий как фактор тштенсифтжаш-ш учебного процесса: Автореф. дис.. канд.пед. наук. Саратов, 1997. 22 с.
  221. А.Г. Психологические методики изучения личности и коллектива е войсках и органах: МВД СССР. Ч 1. Бланки методик: Пособие' МВД СССР. ВПУ им. 60-летия ВЛКСМ. Л.: 1990. — 75 с.
  222. В.Э. Как сегодня изучают завтра. М Наука 1975. — 364 с.
  223. ЯЯ. Педагогические основы укрепления воинской дисциплины: Автореф дис.. докт пел наук Л. 1971 34 с.
  224. В.А. Обучение как процесс улхравлештя. Л: Изд-во ЛГУ. 1988. — 160 с.
  225. В.А. Педагогика: теория ооучения / Учебн. пособие С'"'анкт-Петерб. гос. ун-т., 1993. 81с.
  226. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов / Учебное пособие ' ЛГУ им. А. А. Жданова, Л. ЛГУ. 1986. -43 с.
  227. ЯсюкоЕа Л. А. Взаимосвязь ннднвндуально-психологнческнх характеристик б структуре профессиональных способностей И Вопросы психологии. -1990. Ле5. — С. 72−80.
  228. Allen Y. Russell A Nur Army for the 1990.-/ Military Review, 1990 -N 6
  229. Bennett William C. Professionalism in the People’s (liberation army Military Review.- 1985.-N.il.
  230. Gilrau Curtis L., Philips Robert L., Blair John D. The All Volunteer Army: Fifteen years LalerAimed Forcies and Society .- Spiingl990.-Y.16., N.3.
  231. Moskos Charles C. Institutional tlie Proffessional Friends in Armed Forcies: .An Update. .7 Armed Forcies and Society Spring 1986.-Y 12.N.3.
  232. Hauser Wiliam L. Careerism us Professionalism and the military .<�¦' Armed Forcies and Society.- Spring 1984, — V.10., N.3.
  233. Профессиогрзмма выпускника Санкт-Петербургского высшегой иш? радиоэлектроники ПВО.
  234. Специальность: (радиоэлектронные системы)
  235. Специальность: (автоматизированные системы обработки информации h управления).
  236. Служебное предназначение: командир взвода, начальник смены КСА начала ник отделения КСА, инженер КСА, с последующим использованием без доподготовкн в должностях командира отдельной радиолокационной роты, начальника КТУ. инже нера службы вооружения.
  237. Обшие сведения о профессии офицера радиотехнических войск (Фе .Хер 3,. ГЪ л С Исистемы разведки, использования к контроля воздушного пространства).
  238. Характеристика рабочего местз. средств и орудий трудз.
  239. При этом офицер выступает кат: организатор обучения и воспитания своих подчиненных.
  240. В боевой обстановке деятельность офицера РТВ отличается своей экстремальностью. требует творческого подхода к управлению подразделениями, умения в сжатые сроки анализировать обстановку, быстро находить решение и ставить задачи подчиненным.
  241. Рабочее место оборудуется чаще всего в кабине, либо изолированном помещении и представляет собой аппаратуру! средства) отображения с органами управленияи связи.
  242. Сигнальные лампы и табло дают полную информацию о боевой готовности РЛС (КСА), исправности или отказе юн иной системы.
  243. Основными источниками информации для офицера РТВ являются
  244. Индикатор кругового обзора РЛС’i rj оi «и"2. Лила боевого расчета:
  245. V, Команды. оаспоуяжеякя и указания аышесхояшего и оЗесгичиваемыл КП1. ТУ4} Выносные индикаторы кругового оозора на kil и П> :
  246. Аы-оматизароьанн ые рабочие места комплексов средств автомат asanas •P. Ik. КСА).
  247. Основные направления деятельности.
  248. Е деятельности выпускника училиша можно выделить i основные направления.i. Повседневна:? деятельность по поддержанию высокой соевой готовность ро-• ты (подразделения), организаций н несению боевого дежурства.
  249. Целенаправленное воинское воспитание и обучение подчиненныхо. Непрерывное совершенствование собственных тактических, военно-технических и специальных знаний, расширение общего кругозора.
  250. Применение образцов вооружения последнего поколения оказывает существенное влияние на содержание, формы и методы подготовки специалистов- выпускников училиша.
  251. Основными функциями в управленческой деятельности офицеров выпускников являются. познавательно-планирующая, op г ан из ат орско и сп о л и и т ел ьская, воспитательная.
  252. Уровень современного развития техники РТЕ требует от специалиста- выпускника соответствующих научно- технических знаний: фундаментальной инженерной подготовки, знания специальных дисциплин, твердых навыков практической работы на боевой технике.
  253. Знания, умения, навыки, которые выпускник получает е ходе тактической подготовки это та основа, которая позволяет ему выполнять функциональные обязанности на различных должностях в войсках РТЕ.
  254. Основное содержание функций управления расчетами и подразделениями РТВ в мирное и военное время.14.1 Основные функции выпускников при исполнении должностей командного профиля.
  255. Описание и анализ основных операций при выполнении вылгекником училища обязанностей начальника смены (начальника расчета) РЛС.
  256. Профессиональные Состав рабочих операций и их содержание Задачи1. Своевременное об- наблюдение за экраном индикатора нарушение пели — обнаружение появления на экране отметок от пели: опознавание сигналов и их классифицирование'
  257. Определение коор- определение азимутов и дальностей сигналов целей: динат цели присваивание номеров целям-- доклад об обнаружении новой цели и ее координатах:
  258. Определение харак- определение размеров, амплитуды сигналов: теристик пелей — декодировка сигналов-определение скоросхей пелен- 4 Выбор оптимально- оценка обстановки. го режима работы прогнозирование возможного изменения обстановки:
  259. РЛС в различных ус- выбор режима работы-ловиях ее деятельно- манипулирование органами '.'Правления-сти
  260. Контроль неправ- прием информации о состоянии аппаратуры- ности и эффективно- - анализ работы аппаратуры-сти работы техники выбор управленческого действия* принятие решения) осуществление регулировки, пользуясь органами управления:
  261. Руководство раоо- контроль работы операторов РЛС: той смены операторов принятие решений, выдача указанна подчиненным-
  262. РЛС. доклад о деятельности смены РЛС.
  263. Преобладающими по значению являются сигналы радиолокационного изображения обстановки. При приеме информации начальником расчета РЛС под преимущественной нагрузкой находится его зрительный анализатор.
  264. Наибольшее значение имеют следующие психофизиологические особенности • чувствительность зрения-- концентрация и устойчивость внимания-- распределение и переключение внимания- избирательность восприятия-
  265. Ш пространственные представления памяти н воображения-наглядно образное мышление я речь
  266. Особенности переработки информации я принятия решений.
  267. Решения принимаются на основе поступающей информации и требуют постоянной активности функции логического и оперативного мышления.
  268. Анализ ошибок в деятельности офицеров-выпускников.
  269. Ошибки в деятельности офицеров -выпускников обуславливаются сложностью решаемых задач vc-яобнями труда, индивидуальными особенностями самого специалиста.
  270. Психологический и психофизический анализ причин, порождающих ошибки в деятельности начальника расчета РЛС.
  271. Психологический характер причин, Процент сшибскпорождающих ошибки
  272. При боевой работе Тренировки расчета
  273. Низкий уровень развития психологических процессов.
  274. Недостаточные операторские навыки.1. УУ томление4 Эмоциональное влияние
  275. Информационные neperрузки.1. Ь. Неосознанные действия.
  276. Среди основных психических функций своим значением и загруженностью выделяются: — оперативное мышление. п
Заполнить форму текущей работой