Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные черты философии И. Канта

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кант возвел, таким образом, гносеологию в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей природы, мира, человека, а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Он называет… Читать ещё >

Содержание

  • І. Основные черты философии И. Канта
    • 1. 1. Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания
    • 1. 2. Пространство и время априорные формы чувственности
    • 1. 3. Рассудок и проблема объективности познания
    • 1. 4. Рассудок и разум
    • 1. 5. Явление и «вещь в себе», природа и свобода
  • ІІ. Теория познания и проблема морали в философии Канта
  • Заключение

Основные черты философии И. Канта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Онтологическое обоснование теории познания впервые преодолевается только в XVIII веке. Наиболее последовательно и продуманно это проводит родоначальник немецкого идеализма Иммануил Кант (1724 1804). Тем самым Кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющй способ познания и конструирующий предмет знания.

В отличие от философов XVII века, Кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а, напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. Если у Бэкона и Декарта субъективное начало рассматривалось как помеха, как-то, что искажает и затемняет действительное положение вещей, то у Канта возникает задача установить различие субъективных и объективных элементов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте Кант различает как бы два слоя, два уровня эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. Объективность, знания, согласно учению Канта, обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в человеке.

Кант возвел, таким образом, гносеологию в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей природы, мира, человека, а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Он называет свой метод также критическим, в отличие от догматического метода рационализма XVII века, подчеркивая, что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Таким образом, гносеологию Кант ставит на место онтологии, тем самым, осуществляя переход от метафизики, субстанции к теории субъекта.

І. Основные черты философии И. Канта

1.1. Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания

Создание трансцендентальной философии было ответом на целый ряд трудностей, возникавших в науке и философии XVII первой половины XVIII века, с которыми не сумели справиться представители докантовского рационализма и эмпиризма. Одной из них была проблема обоснования объективности научного знания, прежде всего механики, основанной на математике и эксперименте, предполагавшем конструирование идеального объекта. В какой мере идеальная конструкция может быть отождествлена с природным объектом и процессом? Чтобы обосновать законность применения математических конструктов к природным процессам, нужно было доказать, что деятельность конструирования имеет некоторый аналог в самой природе; в противном случае непонятно, как наше знание согласуется с объективным предметом вне нас. Чтобы решить указанный вой рос, Кант меняет саму его постановку. Он спрашивает: каким должен быть характер и способности познающего субъекта, чтобы предмет познания согласовался с нашим знанием о нем? Деятельность субъекта впервые выступает, таким образом, как основание, а предмет исследования как следствие: в атом состоит «коперниканский» переворот в философии, осуществленный Кантом.

Проблемы познания, вставшие перед немецким философом, были

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.В., Панин А. В. Философия: Учебник для вузов. М.: 1996.
  2. Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.
  3. В. Введение в философию. М., 2001.
  4. В.Г. Основы философии. Курс лекций: Учебное пособие. -3-е изд., перераб. и доп. Брянск: Курсив, 2002. 352 с.
  5. В.Г. Словарь-справочник по курсу философии: Учебное пособие для вузов и средних специальных учебных заведений. Брянск, 1998.
  6. П.С. Основы философии: Учебное пособие. М., 2000.
  7. А. А. Философия. М., 2001.
  8. В.В. Философия. Учебник. М., 1998.
  9. Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова; Под ред. С. Б. Крымского. М., 2000.
  10. Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, Ратникова В. П. М., 2002.
  11. Хрестоматия по философии: Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1999.
Заполнить форму текущей работой