Актуальность темы
дипломной работы заключается в том, что в условиях ускоре-ния и усложнения процессов, происходящих на рынке, предприятию необходимо выраба-тывать качественно новые приемы решения возникающих проблем управленческого и иного характера.
После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и со-вокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отно-шений. Огромными темпами развивается конкуренци и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно сбытовых задач с целью укрепления кон-курентоспособности фирмы. Именно соотношение запросов рынка и возможностей пред-приятия должно быть положено в основу разработки магистральных направлений, целей и стратегий предпринимательской деятельности, а также маркетинговых программ и страте-гических планов на микроуровне.
Цель дипломного проекта изучение положения предприятия на рынке супермар-кетов города Ставрополя, конкурентной среды, изучение и выявление сильных и слабых сторон предприятия и, наконец, выработка путей совершенствования управления марке-тинговой деятельностью.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты данной темы;
2) изучить конъюнктуру рынка супермаркетов города Ставрополя;
3) оценить и проанализировать собственные возможности предприятия;
4) оценить эффективность организации маркетинговой деятельности предприятия в кон-курентных условиях
5) проанализировать основные показатели финансово хозяйственной деятельности предприятия;
6) разработать направления повышения эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Объект исследования ОАО «Тоннельный отряд 44».
Предмет исследования управление маркетингом ОАО «Тоннельный отряд 44»
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ докумен-тов и статистической отчетности предприятия; наблюдение (за покупателями, сотрудни-ками предприятия), кабинетное исследование (обработка имеющихся данных).
В первой главе рассмотрены теоретические основы маркетинга: его принципы, сферы применения, типы и виды, цели, субъекты и функции, которые он выполняет. Затем раскрывается сущность процесса управления маркетингом на предприятии, и приводятся различные типы организационных структур службы маркетинга. И в заключение главы, рассматриваются вопросы эффективности организации маркетинговой деятельности в конкурентных условиях, а именно: маркетинговое планирование и контроль маркетинго-вой деятельности, а также особенности управления маркетингом в строительном приз-водстве.
Во второй главе приведены общие сведения об исследуемом предприятии и его ор-ганизационной структуре. Также приведена его финансовая характеристика, которая включает рассмотрение в динамике и разрезе причинно-следственных связей таких эле-ментов как, выручка предприятия, себестоимость продукции и прибыль получаемая в ре-зультате реализации этой продукции. Далее рассмотрена динамика изменения стоимости основных и оборотных фондов. В конце финансовой характеристики рассчитаны и про-анализированны такие важные финансовые показатели как, фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность и фондорентабельность. Далее рассмотрена структура и принципы работы маркетинговой службы на исследуемом предприятии. Рассмотрены также бли-жайшие конкуренты, положение сил на рынке, а также ценовая, сбытовая и коммуникаци-онная политики исследуемого предприятия, с помощью которых оно ведет конкурентную борьбу. И в заключение второй главы приведен SWOT анализ, при помощи которого была определена дальнейшая стратегий предприятия и выявлен ряд недостатков в работе службы маркетинга.
В третьей главе приведены направления повышения эффективности маркетинговой деятельности. Для каждого из направлений разработан подробный план реализации и со-ставлены сметы затрат. И в конце рассчитана экономическая эффективность от внедрения предлагаемых направления повышения эффективности маркетинговой деятельности.