Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с нарушением речевой функции средствами коррекционно-развивающей физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В период двухгодичного педагогического эксперимента разработанная методика использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей с нарушением речи оказала выраженное воздействие на динамику показателей физической подготовленности. Испытуемые экспериментальной группы показали достоверно более высокие результаты в тестах, отражающих уровень развития физических качеств: быстроты… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Физическое состояние дошкольников с нарушением речевой функции
    • 1. 2. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций
    • 1. 3. Основные направления физической культуры дошкольников
  • ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Физическое развитие и функциональное состояние дошкольников
    • 3. 2. Физическая подготовленность дошкольников
    • 3. 3. Сравнительная характеристика дошкольников с нарушением речи и с нормой речевой функции
  • ГЛАВА 4. КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
    • 4. 1. Структура коррекционно-развивающей физической культуры
    • 4. 2. Средства коррекционно-развивающей физической культуры
    • 4. 3. Эффективность применения коррекционно-развивающей физической культуры
  • ГЛАВА 5. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ВЫВОДЫ

Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с нарушением речевой функции средствами коррекционно-развивающей физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Заметно возросло количество коррекционных групп и классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций (8- 99- 100).

Вопрос коррекции речевых нарушений у дошкольников встает с каждым годом все острее. Это связано и с ухудшением экологического состояния природы, качества продуктов питания, и другими причинами. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи с синдромом стертой дизартрии, или, иначе говоря, нарушение иннервации речевых органов (73- 117).

С точки зрения физиологии многие нарушения речи представляют собой и нарушение моторики. Оно может быть вызвано подражанием неправильному двигательному образу, поражением двигательных центров или проводящих путей, функциональной недостаточностью нервной системы или психическим торможением (19).

Неспособность к нормальной речевой деятельности является функциональным нарушением тонкой моторики. Кроме того, наблюдаются и нарушения грубой моторики. Задержка общего развития и нарушения грубой моторики проявляются как в речевом, так и в моторном развитии (83- 113- 116).

При этом ряд авторов (8- 72- 115- 165) утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Результаты не достигаются в полном объеме, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психофизических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Проблемы поиска эффективных здоровьесберегающих и коррекционных технологий остаются актуальными и для дошкольного учреждения, и для муниципального и регионального управления образованием (65- 183- 157).

Попытки внедрять различные модели оздоровительных, коррекционно-развивающих программ, новые формы занятий, предлагаемых различными авторами без учета возможностей дошкольного образовательного учреждения и знания контингента занимающихся, не приводят к желаемым результатам.

Ритмическая гимнастика (РГ) является доступной и универсальной формой эффективного физического воспитания и направленной коррекции моторной функции детей (149- 185).

В этой связи разработка рациональных двигательных режимов для направленной коррекции моторной функции средствами ритмической гимнастики дошкольников с нарушением речи является актуальной научной задачей, требующей своего решения.

Научная гипотеза. При постановке исследования предполагалось, что разработка коррекционно-развивающей методики физического воспитания на основе применения средств ритмической гимнастики позволит оптимизировать психофизическое состояние воспитанников детского образовательного учреждения компенсирующего вида и расширит арсенал средств коррекционно-развивающей физической культуры.

Объект исследования. Педагогический процесс коррекционного-развивающего физического воспитания детей с нарушением речи.

Предмет исследования. Содержание и направленность физкультурных занятий дошкольников с нарушением речи.

Научная новизна. Впервые разработана и научно обоснована рациональная методика применения средств ритмической гимнастики для коррекции моторной функции в системе физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.

Выявлены особенности физического и психомоторного развития детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста.

Предложены комплексы упражнений для коррекционно-развивающих занятий музыкально-двигательной направленности в физическом воспитании дошкольников с нарушением речи.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы: в практике работы педагогов муниципального детского образовательного учреждения компенсирующего вида и дошкольных образовательных учреждениях обычного типа при планировании физкультурных занятийв преподавании курсов теории и методики физического воспитания дошкольниковв ходе подготовки и повышения квалификации физкультурных и музыкальных работников детских специальных образовательных учреждений.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Методика комплексного коррекционно-развивающего физического воспитания для дошкольников с нарушением речи на основе музыкально) двигательных ритмических средств является педагогически Целесообразной и эффективной.

2. Интеграция трех компонентов воздействия: движения, гимнастического образа и музыки, позволяет наиболее эффективно развивать физические качества и психомоторные функции дошкольников с нарушением речи. Применение серийно-поточного метода позволяет повысить моторную плотность занятий, интенсивность физической нагрузки.

3. Наиболее эффективными и доступными средствами коррекции и развития координационных способностей и мелкой моторики являются упражнения с предметами, танцевально-ритмические композиции, специальные упражнения, стимулирующие мышечный тонус, музыкально-ритмические игры.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Основная часть диссертации изложена на 165 страницах машинописного текста, иллюстрирована 8 рисунками и 17 таблицами.

Список литературы

содержит 202 источника, из них 10 зарубежных авторов.

выводы.

1. Дети старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями отстают от своих сверстников по уровню двигательной подготовленности. Достоверно более низкие результаты были зарегистрированы в контрольных заданиях, отражающих уровень развития силы, ловкости, быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости.

Особенно существенное отставание детей с речевой патологией наблюдается в уровне развития координационных способностей, владении двигательными навыками, связанными с мелкой моторикой, в воспроизведении ритма.

В среднем отставание составляет от 20%-30%.

2. Анкетирование родителей позволило установить, что двигательный режим детей дошкольного возраста в значительной мере определялся отношением родителей к физической культуре. Систематически уделяют внимание физическому воспитанию своего ребенка 48%- в выходные дни — 34%- в отпуске — 14%- не уделяют внимание — 10%- затрудняются ответить — 3%.

72% родителей отметили, что активно заниматься физическим воспитанием ребенка мешает недостаток временипо мнению 96% респондентов, физкультурные занятия в детском саду являются значимым фактором приобщения ребенка к физической культуре и подготовке к школе, а ритмическая гимнастика развивает и воспитывает культуру движений.

3. Рациональная программа физического воспитания детей с нарушением речи основана на комплексном воздействии средств ритмической гимнастики, а именно: движения, гимнастического образа и музыки. Программа предусматривала:

— применение серийно-поточного метода выполнения упражнений;

— увеличение времени, затрачиваемого на развитие и коррекцию координационных и психомоторных способностей, до 50−60%;

— увеличение моторной плотности занятий до 90% и включение интенсивных упражнений в форме ритм-блоков (ЧСС до 150 — 160 уд/мин.);

— подбор средств и методов физического воспитания, соответствующих возрастным особенностям и двигательным возможностям детей с речевыми нарушениями.

4. В период двухгодичного педагогического эксперимента разработанная методика использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей с нарушением речи оказала выраженное воздействие на динамику показателей физической подготовленности. Испытуемые экспериментальной группы показали достоверно более высокие результаты в тестах, отражающих уровень развития физических качеств: быстроты и ловкости, скоростно-силовых качеств, силы, гибкости — по сравнению с испытуемыми контрольной.

Уровень психомоторного развития также был выше у дошкольников экспериментальной группы.

5. Экспертный опрос дошкольников, выполненный в конце эксперимента, позволил установить, что большинству детей (98%) предложенная форма физкультурных занятий понравилась. 100% детей наибольшее предпочтение отдали танцевальным композициям в парах, упражнениям на расслабление и упражнениям, повышающим мышечный тонус- 87% - элементам хореографииритм-блокам отдали предпочтение 50% опрошенных.

6. Эффективными и доступными средствами коррекции и развития координационных способностей мелкой моторики являются упражнения с предметамитанцевально-ритмические композицииспециальные упражнения, стимулирующие мышечный тонусмузыкально-ритмические игры.

7. Внедрение разработанной программы на основе ритмической гимнастики в детские образовательные учреждения способствовало формированию стойкого интереса дошкольников к физической культуре, являлось эффективным средством коррекции и развития психофизической и психомоторной сферы детей с расстройствами речи и, в конечном итоге, ускоряло их реабилитацию.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Обобщение литературных источников, педагогического опыта, программно-нормативных документов, данных наших исследований позволяет рекомендовать к использованию в учебном процессе средства и методы, способствующие укреплению здоровьяформированию жизненно-важных двигательных умений и навыков, особенно координационных способностейразвитию и коррекции психомоторной сферыснятию психического напряжения.

Программа разработана для дошкольников в возрасте пяти-семи лет и может быть использована в работе с детьми с патологией речи, а также для детей с нормой, как развивающая и подготавливающая к школе.

На наш взгляд использованные в программе средства физического воспитания направлены на оздоровление нервной системы, коррекцию и развитие общей, мелкой и частично речевой моторики.

Целесообразно применять в работе с дошкольниками стимулирующие упражнения, нетрадиционные виды гимнастики, элементы художественной гимнастики и хореографии для укрепления опорно-двигательного аппарата, формирования правильной осанки, развития координационных способностей.

Предложенные формы проведения физкультурных занятий (комплексное, ритм-блок) способствуют увеличению двигательной активности, повышает интерес детей к физической культуре, а музыкальное сопровождение вызывает у детей положительные эмоции.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что эффективность реабилитации детей с нарушением речи во многом зависит от уровня и качества взаимосвязи работы логопеда, преподавателя по физическому воспитанию и музыкального руководителя.

Основной приоритет в работе по физическому воспитанию отдается коррекционно-развивающим упражнениям. Благодаря этому программа преодоления моторных нарушений, присущих детям с речевой патологией успешно решается на занятиях по физическому воспитанию.

Рекомендуется для использования на методических объединениях по физической культуре, для лекций на курсах повышения квалификации воспитателей, музыкальных работников, логопедов и преподавателей физкультуры.

ДВУХГОДИЧНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5−7 ЛЕТ) С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (5−6 лет).

Целевая направленность первого коррекционно-развивающего этапа физического воспитания детей с речевыми нарушениями — формирование двигательных навыков на основе развития физических качеств и координационных способностей.

Основные задачи.

1. Оздоровительные:

1. Укрепление костно-мышечный аппарата;

2. Развитие физических качеств и координационных способностей;

3. Формировать осанки, обучение правильному дыханию;

2. Коррекционные:

1. Формирование двигательных навыков и культуры движения (обучение танцевальным движениям, развитие чувства ритма, восприятие музыкальных образов, отражение музыкальных образов в движении);

2. Развитие тонкой моторики пальцев рук;

3. Развитие мимики, жестикуляции, позной активности (выражение лицом, позой, интонацией различных образов).

В таблице 13 приводятся средства физического воспитания наиболее доступные детям 5−6 лет с речевыми нарушениями и их поквартальное распределение в течение года.

Распределение коррекционно-развивающих средств физической культуры в течение года.

Первый квартал Второй квартал Третий квартал.

1 2 3.

Обследование и оценка физической подготовленности детей Формирование первичных умений и навыков Формирование и коррекция коммуникативных умений и навыков.

Строевые упражнения.

— построение в колоннупо одному, в шеренгу, в кругповороты направо, налево (прыжком). — перестроение по одному, по два, по три- - равнение в затылок в колонне, равнение в шеренге- - повороты кругом (прыжком). — размыкание в колонне на вытянутые руки вперед, в шеренге на вытянутые руки в стороцы- - повороты направо, налево, кругом (прыжком, переступанием).

Общеразвивающие упражнения.

— упражнения для рук и плечевого пояса- - упражнения для ног- - упражнения для туловища- - дыхательные упражнения. — упражнения для лицевой моторики- - дыхательные упражнения — упражнения для мелкой моторики пальцев рук. — Упражнения с предметами- - упражнения для туловища- - упражнения на расслабление- -дыхательные упражнения.

Прикладные упражнения.

Ходьба.

— обычная ходьба- - ходьба на носках- - ходьба с пятки на носок- - ходьба с высоким подниманием коленей- - ходьба с захлестыванием голени назад- - ходьба в колонне по одному. — обычная ходьба- — ходьба в колонне по два, по три- — ходьба вдоль границ зала с поворотами- — ходьба в чередовании с хлопками- — ходьба спиной вперед- — ходьба с изменением темпа. — обычная ходьба- — ходьба в полуприсиде (на всей стопе, на носках) — — ходьба скрестным шагом- — ходьба с различными положениями рук.

Бег.

— обычный бег- - бег на носках- - бег мелкими и широкими шагами- - бег в колонне по одному- - бег на месте- - бег по кругу. — бег в колонне по два, по три- - бег медленный- - бег быстрый- - бег со сменой направления. — бег змейкой- - бег врассыпную- - бег с препятствиями- - бег в парах.

1 2 3.

Прыжки.

— прыжки на двух ногах на месте- - прыжки на правой и левой ноге на месте- - прыжки в передвижении вперед, назад и в сторону. — прыжки с поворотом на 90° влево и вправо- - прыжки в полуприседе- - прыжки ноги врозь. — прыжки одна нога вперед — другая назад- - подскоки с ноги на ногу- - на месте и в движении.

Элементы художественной гимнастики и хореографии.

Специальные упражнения.

— упражнение у опоры- - позиции классического — балета (I, П, Ш, VI) — - пружинные движения из И.П. — руки в стороны- - попеременное пружинное движение (упражнение в парах) — - пружинное движение на двух ногах, стоя на месте- - волнообразные движения И.П. — основная стойка- - выполнение упражнений одной рукой. — отведение ноги вперед, в сторону, назад на носок- - одновременное пружинное движение в различных направлениях- - подъем на носки и опускание на всю стопу (не сгибая коленей) — выполнение упражнений поочередно правой и левой рукой. — полуприседы и приседы из 1,2 и 3 позиций- - пружинные переносы тяжести тела с ноги на ногу, стоя на месте и в движении- - целостные пружинные движения- - волнообразные движения из различных И.П. — выполнение волн двумя руками одновременно- - выполнение волн в различных направлениях.

— повороты переступанием на носкахвыполнение специальных упражнений (кружение, перекаты, наклоны, повороты и круговые движения головой в различном темпе). — повороты на двух ногах на 180° и 360° переступанием. — повороты на 180° и 360° прыжком.

— подготовительные упражнения на развитие равновесия- - взмахи руками вперед, назад, в сторону. — специальные упражнения на развитие равновесия с различным положением рук- - взмахи руками (одновременные, поочередные, в различных плоскостях). — коррекционные упражнения на развитие равновесия (удержание определенной позы) — - упражнения, выполняемые на двух ногах, на одной ноге- - боковые взмахи.

1 2 3.

Танцевальные шаги.

— поочередное выбрасывание ног в прыжках- - притопы (двумя ногами, одной ногой) — - шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед- - приставные шаги. — приставные шаги в полуприседе вперед, назад, вправо, влево- - переменные притопы- - галоп вперед, «лошадки" — - простой хороводный шаг. — боковой галоп- — переменный шаг- — шаг галопа (в сторону, вперед) — — шаг польки- — ковырялочка- -комбинация шагов на 8−16 счетов.

Танцевальные композиции.

— «Веселые утята" — - «Чебурашка" — - «Цыплята" — - -«Черный кот». — «Рыбачок" — - «Русский перепляс" — - «Пингвины». — «Антошка" — - «Мячик" — - «Веселые путешественники».

ИГРЫ.

Подвижные игры.

— «Ловишки" — - «Мышеловка" — - «Мы веселые ребята" — - «Удочка" — - «Кто больше соберет предметов" — - «Шарик». — «Караси и щука" — - «Карусели" — - «Затейники" — - «У кого мяч" — - «Журавли и лягушки». — «Успей пробежать" — - «Хитрая лиса" — - «Сделай фигуру" — - «Тетери" — - «Иван, Иван." — - «Кольцо на палочке" — - Эстафеты- - «Цветок" — - «Бегущая скакалка».

Музыкальные ритмические игры.

— «Мамы и дети" — - «Жуки», «Ветерок" — - «Большие ноги, маленькие ножки». — «Скок-поскок" — - «Поезд" — - «Эхо». — «Аисты, бабочки, лягушки" — — «Ритмические эстафеты».

Нетрадиционные виды гимнастики.

— динамические упражнения- - статические упражнения- - поза горы- - поза дерева- - упражнения на дыхание — поза полулотоса- - поза полукузнечика- - поза полу березки. — упражнение на расслабление- - игры-медитация.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (6- 7 лет).

Целевая направленность второго коррекционно-развивающего этапа физического воспитания детей с речевыми нарушениями — восприятие музыкальных образов, формирование и совершенствование двигательных навыков.

Основные задачи.

1. Оздоровительные:

1. Формирование и укрепление свода стопы;

2. Формирование осанки, походки, грации движений;

3. Совершенствование правильного дыхания.

2. Коррекционные:

1. Формирование двигательных навыков и культуры движения (обучение танцевальным движениям, развитие чувства ритма, восприятие музыкальных образов, отражение музыкальных образов в движении);

2. Воспитание быстроты реакции на словесные инструкции;

3. Развитие мимической мускулатуры лица;

4. Развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений.

5. Обучение танцевальным движениям (полька, вальс и некоторые элементы народных танцев, упражнения с предметами), объединять их в композиции.

В таблице 14 приводятся средства физического воспитания наиболее доступные детям 6−7 лет с речевыми нарушениями и прошедшие начальный годичный курс физической реабилитации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992. — 159 с.
  2. М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание. 1990. — № 8. — С. 62−65.
  3. М.А. Роль слухового анализатора в восприятии ритма // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1956. — Т.16. -С. 32−35.
  4. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. — С. 453.
  5. Антакова-Фомина JI.B. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук // 24-ое Всесоюзное совещание по проблемам высшей нервной деятельности: Тезисы докладов. -М., 1974.-С. 136−137.
  6. Т.В. Взаимосвязь показателей ручной и локомоторной ловкости у детей дошкольного возраста // Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт: Тезисы докладов научно-практической конференции. Орел, 1998. — С. 24−26.
  7. И.А. Очерки по возрастной физиологии. — М.: Медицина, 1967.- 476 с.
  8. .А. и др. Комплексная методика психомоторной коррекции / Под. ред. А. В. Семенович. М., 1998. — 80с.
  9. И.А. Особенности детского возраста. М., 1953. — 183 с.
  10. М.П., Трещева O.JI. Использование русских танцевальных упражнений в работе по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Физкультурное образование Сибири. -1995.-№ 2.-С. 9−11.
  11. М.Ф. Фольклор в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1997. — 19 с.
  12. Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. — С.215.
  13. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студ. Вузов. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  14. В. Ритмическая гимнастика в детском саду // Дошкольное воспитание. 1993. — № 9. — С. 29−30.
  15. В.К. Ваши дети: Кн. для родителей. — М.: Физкультура и спорт, 1985.- 157 с.
  16. В.К. Здоровье в движении. М.: Советская Россия, 1988.-27 с.
  17. В.К. Физическая культура для всех и каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1988. 224 с.
  18. Г. Я хочу: Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Барднер, И. Розман, Г. Череднекова. СПб.: Стройлеспечать, 1996. — 93 с.
  19. Беккер К.-П. Логопедия: Пер. с нем. / К.-П. Беккер, М. Совак. М.: Медицина, 1981.-288 с.
  20. Н.А. О построении движений. М., 1947. — 255 с.
  21. Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. — 234 с.
  22. В.М. Основы учения о функциях мозга. СПб., 1905. -321 с.
  23. В.М. Вопросы связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки // Обозр. психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии.- 1916.- № 1−3.-С. 105−124.
  24. А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987. -С. 18−33.
  25. А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 2000. — 21 с.
  26. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1983. — № 1. — С. 56−59.
  27. JI.C. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент: Медицина, 1985. — С.273−303.
  28. В.В. Антропометрия. М., 1941. — 368 с.
  29. Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. М.: Просвещение, 1981. — 163 с.
  30. Е.Н. Учитесь бегать, прыгать, лазать, летать. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 211 с.
  31. Р.А., Кудряшова JI.H. Игры под музыку / Р. А. Варшавская. М., 1964. — 123 с.
  32. В.К. Физкультура для ослабленных детей. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 109 с.
  33. Э.С. Развитие двигательных функций у детей. — Киев: Здоровье, 1983. 223 с.
  34. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1987. — С.160.
  35. Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топикодиагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент: Медицина, 1989. -168 с.
  36. В.А. Возрастная физиология физических упражнений: Учеб. пособие / В. А. Волков, В. П. Луговцев. Смоленск, 1978. — 76 с.
  37. Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. — 191 с.
  38. Г. А. Логопедическая ритмика. 2-е изд., перераб. и доп.-СПб, 1998−298 с.
  39. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В б т. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — С. 6−361.
  40. Г. Обезболивание без лекарств / Под ред. Б. В. Дривотинова.- Минск: Полымя, 1990. 144 с.
  41. Гипокинезия и спортивная гиперкинезия растущего организма и их коррекция: Сборник докладов Всесоюзной науч.-практ. конф. Ташкент, 1983.-С. 51−52.
  42. М.А. О методике тестирования физического состояния детей // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 8. — С. 32−35.
  43. М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. -М.: Физкультура и спорт, 1988. 192 с.
  44. В.А. О логопедической ритмике // Вопросы логопедии. -Харьков, 1936.-С. 15−48.
  45. С.М., Ужви В. Г., Ямпольская Ю. А. Комплексная оценка морфологического развития ребенка по темпам созревания и физическому состоянию // Вопросы антропологии. 1974. — Вып. 47. — С. 98−108.
  46. В.П. Индивидуальные и групповые особенности моторики детей: Учеб. пособие. Смоленск: СГИФК, 1989. — 39 с.
  47. М.О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. М., 1930. — 243с.
  48. М.О., Озерецкий Н. И. Невропатология детского возраста.- Л.: Учпедгиз, 1935. С. 148.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-214 с.
  50. В.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 3−6 летнего возраста различных типов конституции // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 11. — С. 39−43.
  51. В.Ю., Фомина О. В. Морфологические, двигательные и психофункциональные показатели детей дошкольного возраста разных типов конституции // Спорт, Олимпизм, Гуманизм: Межвуз. сб. тр. Смоленск, 1994.-С. 26−31.
  52. А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1989. -288 с.
  53. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред.
  54. С.Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1991.-560 с.
  55. З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы ее коррекции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1980.-23 с.
  56. И.П. Церебральные нарушения у новорожденных, перенесших родовую травму и асфиксию. М.: Медицина, 1977. — 97 с.
  57. А.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999. — 256 с.
  58. Жак-Далькроз Э. Ритм: Ежегодник / Институт ритмической гимнастики Жак-Далькроза в Геллерау близ Дрездена. Берлин-Фриденау, 1912.-88 с.
  59. Жак-Далькроз Э. Программа упражнений / Институт ритмической гимнастики Жак-Далькроза в Геллерау близ Дрездена. М., 1912. — 7 с.
  60. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.-370с.
  61. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -159 с.
  62. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973 — 126 с.
  63. А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960. -237 с.
  64. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути их оптимизации: Материалы Всерос. совещания. М.: ГНОМ и Д, 2001. — 320 с.
  65. Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989. — 128 е.: ил.
  66. С.И. Врачебный контроль и лечебная физическая культура. М.: Медицина, 1970. — 64 с.
  67. С., Сонькин В. Гетерохронность моторного и физического развития детей дошкольного возраста // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. М., 1998. — T.I. — С. 289.
  68. Е.Н. Игрушки и пособия для детей детского сада: Кн. для воспитателей и заведующих детским садом. М.: Просвещение, 1987. — 251 е.: ил.
  69. Е.И. Дословесный период развития речи у детей. -Саратов, 1986.-82 с.
  70. Использование средств гимнастики в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста: Метод, разраб. / Сост. Е. А. Земсков, А. Б. Лагутин, Е. Ю. Лагутина. М.: ГЦОЛИФК, 1991. — 44 с.
  71. Т.В. Проблемы физического воспитания детей с речевой патологией // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000. — 4.1. — С. 40.
  72. И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. 2000. — № 1. — С. 24.
  73. Л.В., Щебеко В. Н. Индивидуально дифференцируемый подход на физкультурных занятиях: Метод, пособ. Минск., 1987. — С. 8−11.
  74. Н.В. Совершенствование ориентировочной способности детей 7−8 лет с нарушениями речи // Состояния и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования. Омск, 1998.-4.2.-С. 120−122.
  75. Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста // Из опыта практического психолога Катаевой Л. И.: Метод, рек. М., 1994. — 36 с.
  76. Д.Г. О развитии автоматизированных движений рук // Физиологический журнал СССР им. Сеченова. 1952. — Т.38. — № 4. — С. 423
  77. А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста М.: Физкультура и спорт, 1985. -272 с.
  78. Ф.Р. Коррекция психомоторных функций и физической подготовленности у детей с низким уровнем готовности у детей с низким уровнем готовности к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Омск, 2002. 23 с.
  79. Н.Н. Эффективность использования ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников // Восток-Запад: Проблемы физической культуры и спорта. Вып.П. — Улан-Удэ, 1998. — С. 112−122.
  80. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка // Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. М., 1973. — С. 113−115.
  81. М.М. Движение и развитие моторной речи. М.: Педагогика, 1973. — 172 с.
  82. М.М. Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия, 1973. — 160 с.
  83. М.М. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998. — 223 с.
  84. Н.Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2000. — 24 с.
  85. А.Н. Нейропсихологические методы и исследования // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. -СПб, 1991. С.48−73.
  86. М.А., Комиссарова Е. Н. Влияние различных соматотипов на интенсивность изменений ростовых показателей и массы тела в период первого детства // Морфология: 2003. — № 1. — С 72−74.
  87. Е.Н., Панасюк Т. В. Возрастная динамика соматотипологических особенностей дошкольников г. Москвы и Северо
  88. Запада России 70-х и 90-х годов XX века // Сборник научных трудов / Под. ред. М. А. Корнева. СПб., 2002. — С. 131.
  89. А.И. Научно-методические и организационные основы дошкольного комплексного физического воспитания: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Омск, 1999. — 68 с.
  90. И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. СПб.: КОРОНА принт, 2001. — 176 с.
  91. В.А. Ритмика в специализированной школе: Метод, рек. -Горький, 1990.-52 с.
  92. Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996. — 208 с.
  93. В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-метод. пособие. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.-296 е.: ил.
  94. В.В. Очерки теории и истории интегративной антропологии / В. В. Кузин, Б. А. Никитюк. М.: Физкультура, образование и наука, 1995. -174 с.
  95. М.В. Воздействие комплексов ритмической гимнастики на физическую подготовленность дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 2002. — 24 с.
  96. Н.И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М., 1977. — 92 с.
  97. А.А. Структура двигательного анализатора. Л., 1966. -235 с.
  98. Г. А. Взаимосвязь развития тонкой моторики кисти и высших технических функций ребенка // Валеология. 2001. — № 4. -С. 31−34.
  99. Г. А., Иваницкая J1.H. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка // Валеология. 1999. -№ 3. — С. 46.
  100. А.Б. Двигательные задания и упражнения для физического развития детей 4−6 лет: Метод, разраб. М., 1996. — 52 с.
  101. А.Б. Формирование навыков основных движений у детей дошкольного возраста средствами гимнастики: Метод, разраб. М., 1991. -31 с.
  102. Л.И. Хатха-йога для детей: Кн. для уч-ся и родителей. -М.: Просвещение, 1993. 160 с.
  103. А.Н. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245 с.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  105. С.В. Особенности физического воспитания 5−6-летних детей с логопедическими нарушениями: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Малаховка, 2003. 22 с.
  106. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Е. А. Епифанова. М.: Медицина, 1987. — 528 с.
  107. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.-144 с.
  108. Т.С. Хореография в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1994. — 176 с.
  109. И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей / И. Д. Ловейко, М. И. Фонарев. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Медицина, 1988. — 144 с.
  110. Логопедия: Учеб. для студ. дефектологич. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 1998. — 357 с.
  111. Л.В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1986.-С. 159−161.
  112. Л.В. Нарушение мимической мускулатуры и артикулярной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. — С. 45−47.
  113. Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношений у дошкольников со стертой формой дизартрии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1989. — 20 с.
  114. Л.В. Развитие моторной функции и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стертой формой дизартрии: Метод, рек. СПб., 1992. — 23 с.
  115. Л.В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994. — 158 с.
  116. Л.И. Возрастное развитие движений ребенка // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. — № 4. -С. 56.
  117. А.Е. Ритмические упражнения: игры и пляски для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Сов. композитор, 1991. -110 с.
  118. А.Р. О генезе произвольных движений // Вопросы психологии. 1957. — № 2. — С. 65−67.
  119. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 504с.
  120. А.Р. Язык и сознание / Под ред. А. Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 139 с.
  121. JI.Т. Организация и проведение занятий по ритмике в детском саду // Актуализация принципов обучения в системе физкультурного образования: Сб. науч. тр. Омск, 1996. — С. 40−41.
  122. М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практ. работников детских дошк. учреждений. М.: АРКТИ, 1998. — 88 с.
  123. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Андроповой, М. Н. Кольцовой. М.: Педагогика, 1983. — 159 с.
  124. Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 140 с.
  125. О.М. Методика проведения занятий по гимнастике в детском саду: Метод, разраб. М.: РГАФК, 1993. — 41 с.
  126. Р.П. Прогноз роста и развития здорового ребенка // Советская педиатрия. 1989. — Вып.2. — С. 75−89.
  127. В.М. Развитие физической культуры дошкольников 5−6 лет средствами сюжетно-ролевых игр: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб., 2000.-21 с.
  128. Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. М.: ДТД, 1993.- 158 с.
  129. .А. // Теория и практика физической культуры. 1987. -№ 8.-С. 31.
  130. .А. Конституция человека // Итоги науки и техники ВИНИТИ. Сер. «Антропология». 1991. — № 4. — С. 149.
  131. Т.Н. Воспитание культуры движений старших дошкольников средствами ритмической гимнастики // Актуальные проблемы физической культуры: Матер, регион, науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 1995. -T.IV. — С. 128−130.
  132. Н.А. Психомоторика. М., 1937. — 43 с.
  133. Е.Ф. Формирование двигательной функции у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 27 с.
  134. Т.Н. Физическая культура в детском саду. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. — 112 с.
  135. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. СПб.: Акцидент, 1998. — 32 е.: ил.
  136. И.П. Полное собрание трудов: В 5 т. М.: Изд-во АН СССР, 1949.-Т.З.-490с.
  137. Т.В. Телосложение и процессы роста детей дошкольного возраста при различных двигательных режимах: Автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 1984.-18 с.
  138. Л.Г. Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1973. — 20 с.
  139. .С., Скляров Н. А. Возрастные особенности формирования психомоторики у дошкольников // Дети и здоровье: Сб. матер, научно-практической конф. Омск, 1993. — С. 22.
  140. Е.А., Воропаев A.M. Методика занятий тренирующей направленности с детьми дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 5. — С. 30−33.
  141. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
  142. В.А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основе применения стандартной тренировочной программы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 23 с.
  143. Т.В. Содержание и методика занятий ритмической гимнастикой с детьми 5−6 лет в детском саду: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб., 1998.-23 с.
  144. Г. В. Воспитание навыка правильной осанки у детей в раннем возрасте // Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста: Материалы науч.-метод. конф. Волгоград, 1994. — С. 101−102.
  145. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А.
  146. Васильева. М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
  147. Ритмическая гимнастика для школьников // Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Физкультура и спорт» / В. В. Матов, О. А. Иванова, М. А. Матова, И. Н. Шарабарова. 1989. — № 4 — 128 с.
  148. Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1989. -175 с.
  149. М. Дошкольное учреждение: Оптимизация режима двигательной активности // Дошкольное воспитание. 1998. — № 6. — С. 81−86.
  150. JI.M. Ритмическая гимнастика в детском саду // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 11. — С. 28−31.
  151. М.В. Возрастные особенности моторики детей и подростков // Физическое воспитание детей и подростков. 1935. — № 5 — С. 37.
  152. И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961.- 100 с.
  153. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., 1995. — 132 с.
  154. Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского: Здоровый дошкольник / Авт.-сост. Ю. Е. Антонов, М. М. Кузнецова, Т. И. Марченко, Е. И. Пронина. М.: АРКТИ, 2001. — 208 с.
  155. Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ.пед.вузов. М., 2001. — 346 с.
  156. В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. — 288 с.
  157. Т.И. Исследование моторного развития детейдошкольного возраста // Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физкультуры и спорта. — М., 1999. С. 314−315.
  158. .М. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР, 1947.-85 с.
  159. Т.И. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи // Дошкольное воспитание. 1989. — № 3. — С. 36.
  160. О.А. Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969. — 155 с.
  161. Л.Ф. Роль биологических и социальных факторов в развитии мелкой моторики кисти // Валеология. 2001. — № 4. — С. 34−37.
  162. Л.Ф., Шквирина О. И., Бабенко Т. И. Физиолого-педагогическая коррекция моторики ведущей кисти ребенка. Ростов-на-Дону, 1994.-61 с.
  163. А.Д. Формирование перекрестной координации в циклическом локомоторном акте у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 20 с.
  164. B.C. Физиология спорта: Очерки. М.: Физкультура и спорт, 1960.-384 с.
  165. Физическая культура в детском саду: Типовая программа. — М.: Физкультура и спорт, 1989. 47 с.
  166. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 214 с.
  167. .Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учеб.-методич. пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2001. -352 с.
  168. Т.Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учеб. пособие. — М.: МГЗПИ, 1991.- 188 с.
  169. С., Вавер Г. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении // Дошкольное воспитание. 1993. — № 9. — С. 33−35.
  170. JI.B. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи // Проблемы речи и психолингвистики. М., 1971. — С. 74−75.
  171. Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4−6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. — 21 с.
  172. Н.А. Использование музыкально-двигательных средств в физическом воспитании детей дошкольного возраста // Подготовка спортивного резерва и здоровье. Волгоград, 1998. — С. 221−223.
  173. В.Г. Воспитание общей выносливости детей 5−7 лет // Научные основы нормирования физических нагрузок для детей и подростков. -М., 1980.-С. 104−114.
  174. Художественная гимнастика / Под ред. Т. С. Лисициной. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 236 с.
  175. Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение, 1984.-258 с.
  176. Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М., 1997. — 85 с.
  177. В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.-215 с.
  178. И. Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. М., 1991. — 196 с.
  179. Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Краснодар, 1998. -50 с.
  180. М.Н. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995. — 160 с.
  181. С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 17 с.
  182. С.Б. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 121 с.
  183. С.Б. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учеб. пособие. Челябинск: УралГАФК, 1999. — 208 с.
  184. В.А. Движение + движения. М.: Просвещение, 1992. —96 с.
  185. В.М., Лукашевич И. П., Мачинская Р. И. Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей // Дефектология. 1991. — № 2. — С. 20−27.
  186. Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Медицина, 1978. — 247 с.
  187. Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 180 с.
  188. Л.А. Методика определения готовности к школе: Метод, рук. СПб.: ИМАТОН, 1992. — 174 с.
  189. Chabot R, Orgill A, Crawford G. Behavioral and EEG predictors of treatment response to stimulants in children with attention disorders // J. Child Neurol. 1999. — Jun. 14(6). — P. 343−518.
  190. Clarke A., Barry R., McCarthy R. EEG analysis in attention deficit, hyperactivity disorder: a comparative study of two subtypes// Psychiatry Res. -1998.- Oct. 19. Vol.81(1). P. 19−298.
  191. Cocciarella A., Wood R., Low K. Brief behavioral treatment for ADHD // Percept Mot Skilla. 1995. — Aug. Vol.81(l). — P. 255.
  192. Kappelman M. ADHD in adolescents // Adolesc. Med. 1992.1. Feb.3(l).-P. 97−110.
  193. Long N., Rikert V., Ashcraft E. Bibliotherapy as an adjunct to stimulant medication in the treatment of AHDH // J. Pediatr Health Care. 1993. — Mar-Apr: Vol.7(2). — P. 82.
  194. Lubar J., Lubar J.F. EEG biofeedback of SMR and beta for treatment of attention deficit disorders // Biofeedback Self Regul. 1984. — Mar.9(l). — P. 1−23.
  195. Meinel K. Bewegunslehre. Volk. u. Wissen Verlad. Berlin, 1962.28s.
  196. Murphy M., Hagerman R. ADHD in children: diagnosis, treatment, and follow-up // J. Pediatr Health Care. 1992. — Jan.-Feb. Vol.6(l). — P. 2−11.
  197. Sehlict W., Jonssen S.P., Stor K. Der Basis-Fitness Test // Leist undssport. 1984. — № 3. — P. 11−17.
  198. Suffm S., Emory W. Neurometric subgroups in attention and affective disorders and their association with pharmacotherapeutic outcome // Clin EEG. -1995. Apr. Vol.26(2). — P. 76−83.
Заполнить форму текущей работой