Актуальность данной работы обусловлена процессом формирования правового регулирования образовательных отношений в отдельную отрасль российского законодательства и отрасль российского права. Этот процесс продолжается в настоящее время и систематизация норм, регулирующих образовательные отношения находится в «зоне внимания» российских теоретиков права.
Образовательное право — одна из наиболее динамичных отраслей законодательства. В этом смысле оно соперничает с такими отраслями, как налоговое, таможенное и административное право.
Бурное развитие нормативно-правовой базы образования связано также с развернувшейся в Российской Федерации реформой системы образования, которая происходит одновременно с другими крупномасштабными системными преобразованиями — административной, налоговой и бюджетной реформами, реформой местного самоуправления.
«Правовая система» как категория правоведения, менее распространена в российской юридической литературе по сравнению с «системой права». Понятия «правовая система» и «система права» существенно различаются. Первое понятие более широкое, чем второе. Кроме системы правовых норм в правовую систему входит вся юрисдикционная структура государства, обеспечивающая действенность правовых норм.
Правовая система государствообразующего общества представляет собой весь юридический механизм государства, с помощью которого устанавливается правопорядок в обществе.
Элементами правовой системы являются: система права и система юрисдикционных (правоохранительных) органов. Правовая система любого государства рассчитана на создание определенного правопорядка в обществе, и в зависимости от ее эффективности можно говорить о степени защищенности прав и свобод граждан.
Также в процессе правового обучения не менее важным является возможность проанализировать определенный результат работы преподавателя и деятельности его ученика. В методике права большое значение имеет проверка и оценка знаний, умений учащихся. Об эффективности правового обучения судят по достигнутому уровню знаний и умений, потому в области методики обучения праву выработан механизм диагностирования качества обучения.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере образования, т. е. в процессе воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, механизм диагностирования качества обучения, который состоит из: форм, средств, методов контроля и оценки знаний учащихся.
Предметом дипломной работы являются нормы законодательства РФ, регулирующие образовательные отношения и образующие определенную систему, а также сам педагогический процесс обучения, включающий деятельность учителя и работу учеников по освоению новых знаний, которые в последствии диагностируются и оцениваются учителем.
Целью данной работы является анализ упорядоченности норм образовательного права в контексте категории правоведения «правовая система», анализ процесса обучения, его корректировка, например, в сторону усложнения методики в преподавании права.
Цели дипломного исследования обусловили постановку следующих взаимосвязанных задач, теоретическое рассмотрение которых составляет содержание данной работы
1) определить понятие правовой системы;
2) рассмотреть соотношение упорядоченности норм образовательного права в категориях «система права» и «правовая система»;
3) рассмотреть вопрос правового регулирования процесса формирования норм образовательного права;
4) изучить специфику реализации норм образовательного права;
5) проанализировать соотношение понятий правосознания и образовательного права;
6) рассмотреть систему диагностирования качества обучения праву;
7) составить контрольный урок по праву для 10 класса на тему «Образовательные правоотношения».
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных специалистов в области формирующегося образовательного права. При этом следует особо выделить работы следующих ученых: С. В. Барабановой, Е. В. Буслова, Г. Т. Ермошина, А. В. Ивашковской, В. В. Кваниной, А. Н. Козырина, Е. Д. Кудрявцева, С. В. Курова, В. В. Спасской, В. М. Сырых, Т. Н Трошкиной, М. Ю. Федоровой, В. И. Шкатуллы, Д. А. Ягофарова.
Принятие в 1992 г. Закона РФ «Об образовании» заложило основу самостоятельной отрасли российского законодательства, которая регулирует широкий спектр общественных отношений, складывающихся в сфере образования .
Наряду с изменениями, вносимыми непосредственно в текст Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании», Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и другие акты образовательного законодательства, большое значение на практике приобретают и многочисленные так называемые косвенные изменения, которые не находят отражения непосредственно в тексте самих законодательных актов, однако могут существенно изменить практику применения законодательной нормы. Речь идет о многочисленных подзаконных актах, принимаемых в развитие положений актов образовательного законодательства, без учета которых невозможно представить, как функционирует реальный механизм правового регулирования в сфере образования.
Основная часть диплома состоит из трех частей. Первые две главы посвящены анализу теоретических конструкций образовательного права и третья — формам и методам педагогической диагностики на уроках права.
В первой главе, «Систематизация правовых норм, регулирующих образовательные отношения», рассматриваются проблемы образовательного права как системы права. Система права включает такие базовые элементы, как норма права, институты права, отрасль и подотрасль права. Не рассматривая специфику норм образовательного права, основное внимание уделяется таким системообразующим признакам как отрасль, институты и источники образовательного права. Ставится вопрос о выделении комплексных институтов данной отрасли права. Отмечается, что в современном образовательном праве преобладает подзаконное регулирование и обосновывается необходимость принятия Кодекса РФ об образовании.
Во второй части — «Проблемы правовой системы образовательного права» — предметом анализа являются проблемы образовательного права уже как правовой системы. Правовая система состоит из следующих элементов: нормы правотворчества, нормы правоприменения и последний элемент правовой системы — это правосознание. В рамках анализа правотворческих норм образовательного права обсуждается проблема отчужденности педагогической общественности от нормотворческого процесса. Рассматривается проблема пробельности и коллизионности правового регулирования образовательных отношений в РФ. Ставятся общие проблемы, такие как определение оптимального в праве, и частные проблемы, такие как определение официального документа в образовательном праве с предложением путей ее разрешения. Здесь же рассматриваются особенности влияния образовательного права на правовую культуру и правовое воспитание.
В третьей, заключительной главе, которая называется «Формы и методы контроля на уроках права» говорится о механизме диагностирования качества обучения и системе оценивания знаний учащихся. Теоретической основой исследования в данной главе выступают труды: В. П. Беспалько, Е. Л. Болотова, С. А. Морозова, Е. А. Певцова, В. В. Румынина.
Методологической основой работы являются диалектико-материалистический метод, а также совокупность различных методологических приемов и средств познания.
В ходе исследования использовались общенаучные методы: историко-правовой, сравнительный, логико-юридический, комплексный, методы анализа и синтеза и др.
Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности и практические навыки действия в социальной сфере.
Для того, чтобы образование в действительности оказало позитивное влияние на поступательное развитие общества, требуется не только государственная экономическая поддержка данного сектора экономики, но и наличие качественной правовой базы, касающейся всех сторон данной сферы. Так, в соответствии с концепцией модернизации российского образования, одной из его главных задач является достижение высокого качества образования, под которым понимается его адаптация к современным условиям, соответствие интересов личности обучающегося тем требованиям, которые предъявляются специалистам в настоящее время.
1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1.1 Правовая система как категория правоведения В теории права сложилось множество подходов к понятию правовой системы. Можно приводить достаточно много точек зрения по поводу определения правовой системы, однако вывод, который следует на основе анализа этих точек зрения, может быть сведен к следующему. В основе разных по смыслу, а не только по словесным формулировкам, определений правовой системы, предлагаемых отечественными теоретиками-правоведами, по сути дела, лежат разные типы правопонимания, разные подходы к вопросу о том, что является «ядром» правовой системы, ее стержнем. Отношение к правовой системе как понятию и теоретической категории — неодинаковое. Одни юристы отождествляют ее с системой правовых норм, другие объединяют право как нормативное образование, правотворчество и правоприменение, третьи охватывают этим понятием внутренние связи правовых явлений, их организацию и структуру. Однако при всем разнообразии взглядов на понятие правовой системы выработалось определенное совпадение по ее основным вопросам. В предлагаемых исследователями определениях понятия правовой системы делается акцент на целостности взаимосвязанных явлений, непосредственно обеспечивающих государственно-нормативное регулирование общественных отношений юридическими средствами. В этом смысле данное понятие охватывает как внутригосударственные, так и межгосударственные отношения, иными словами, национальные и международную правовые системы. Когда речь идет о правовых системах, имеются в виду целостные образования множества правовых явлений, существующих в конкретных государствах (или на международном уровне) и образующих механизм правового регулирования, соответствующий экономическим и политическим системам. При их изучении с точки зрения системного анализа главное внимание уделяется структурно-функциональным моментам, характеру существующих