Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Участие субъекта Российской Федерации в гражданских правоотношениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все имущество субъекта Российской Федерации делится на распределенное и нераспределенное (казна). Казна включает в себя любое имущество, в том числе деньги, поступления, полученные доходы. Данное положение закреплено в ст. 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому долговые обязательства субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Субъект Российской Федерации — участник вещных правоотношений
    • 1. Право собственности субъекта Российской Федерации как основа участия в гражданских правоотношениях
    • 2. Объекты права собственности субъекта Российской Федерации
    • 3. Гражданская правоспособность субъекта Российской Федерации
    • 4. Формы участия субъекта Российской Федерации в гражданских правоотношениях
    • 5. Представление интересов субъекта Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
  • Глава II. Субъект Российской Федерации — участник корпоративных правоотношений
    • 1. Понятие корпорации и корпоративных отношений
    • 2. Участие субъекта Российской Федерации в корпоративных правоотношениях
  • Глава III. Субъект Российской Федерации — участник обязательственных правоотношений
    • 1. Участие субъекта Российской Федерации в договорных правоотношениях
    • 2. Участие субъекта Российской Федерации в деликтных правоотношениях
  • Глава IV. Гражданско-правовая ответственность субъекта
  • Российской Федерации
    • 1. Гражданско-правовая ответственность субъекта Российской
  • Федерации за нарушение договорных обязательств
    • 2. Внедоговорная ответственность субъекта Российской Федерации

Участие субъекта Российской Федерации в гражданских правоотношениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

За время экономических реформ, которые проводятся в России с начала 90-х годов прошлого века, юридическая наука пополнилась значительным количеством новых понятий. Разгосударствление отечественной экономики, реформирование правовой системы, отношений собственности стали основой для появления нового самостоятельного участника гражданских отношений — субъекта Российской Федерации (далее — субъект РФ).

Вследствие этого возникла необходимость включения в сферу научного исследования вопросов, связанных с гражданской правосубъектностью субъекта РФ, с его участием в гражданских правоотношениях и гражданско-правовой ответственностью. Вступая в гражданско-правовые отношения, субъект РФ не перестает быть носителем публичной власти, и при этом к нему применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Таким образом, проблемыотграничения сфер деятельности и участия субъекта РФ в публичных и частных правоотношениях являются чрезвычайно актуальными.

Кроме того, деятельность субъекта РФ как публично-правового образования, с одной стороны, должна быть направлена на достижение общественно-полезной цели и не иметь целью извлечение прибыли, с другой стороны, для реализации своих прав и обязанностей как участник гражданского оборота субъект РФ должен извлекать доходы от своей деятельности. Таким образом, участие субъекта РФ в гражданских правоотношениях требует тщательного системного изучения и нормативного совершенствования. Рассмотрению теоретических и практических вопросов, а также выработке соответствующих предложений по совершенствованию законодательства, касающегося участия субъекта РФ в гражданских правоотношениях, и посвящена настоящая работа.

Настоящее исследование содержит основные точки зрения на гражданскую правосубъектность субъекта РФ, существующие в доктрине, рассматривает предложения по совершенствованию законодательства, дает попытку систематизировать различные взгляды на наиболее актуальные проблемы. Это позволяет выделить особенности участия субъекта РФ как участника гражданских правоотношений, которые необходимо учитывать как при законодательной регламентации соответствующих отношений, так и на практике. В предлагаемой работе освещены проблемы правового статуса субъекта РФ, вопросы представления интересов субъекта РФ, непосредственное и опосредованное участие субъекта РФ в гражданском обороте, отношениях собственности, корпоративных правоотношениях, гражданско-правовая ответственность субъекта РФ за нарушение договорных и деликтных обязательств.

Степень разработанности темы исследования. Проблема участия субъекта РФ в гражданских правоотношениях занимает особое место в научных изысканиях. В настоящее время нет единообразия в понимании правового положения данного субъекта.

Некоторые аспекты правового регулирования участия субъекта РФ в* гражданских правоотношениях нашли освещение в диссертационных исследованиях Д.В. Пяткова1, В. С Дикарева2, H.A. Кириллова3, А.В.Костина4, A.A. Сысы5. Отдавая должное проведенным исследованиям, выводы и рекомендации которых сохраняют свою научно-практическую значимость, следует отметить, что в целом избранная тема еще не получила должного научного осмысления. Более того, анализ работ ранее указанных ученых свидетельствует об отсутствии в них ясности и единства правовой концепции,.

1 Пятков Д. В. Гражданская правосубъектность хозяйственных публичных организаций и се реализация при разграничении собственности: Дис. .канд. юрид. наук. Барнаул, 1999.

2 Дикарев B.C. Ответственность по договорам на закупку сельскохозяйственной продукции: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2002.

3 Кириллова H.A. Гражданско-правовая ответственность государства: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2003.

4 Костин A.B. Особенности Российской Федерации, федеральных и муниципальных образований как субъектов гражданского права: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2002.

5 Сыса A.A. Правовое положение Российской Федерации как участника акционерного общества: Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 2004. связанной с гражданско-правовым положением субъекта РФ. Разработка данной концепции позволит раскрыть объективные закономерности участия субъекта РФ в гражданских правоотношениях.

Таким образом, требуется всесторонняя научная оценка и теоретический анализ участия субъекта РФ в гражданских правоотношениях с целью выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения. Изложенные обстоятельства обусловили выбор темы диссертации.

Целью исследования являются комплексное и системное изучение особенностей участия в гражданских правоотношениях субъекта РФ и его юридической природы как одного из представителей семьи публично-правовых образований, а также разработка предложений по совершенствованию российского законодательства в области участия субъекта РФ в гражданских правоотношениях и рекомендаций для правоприменительной практики.

Цель исследования предопределила постановку и решение следующих. задач:

— обосновать наличие у субъекта РФ права на участие в гражданских правоотношениях, исходя из его конституционно-правового статуса;

— исследовать элементы гражданской правосубъектности субъекта РФ, которые обусловливают возможность его участия в гражданских правоотношениях;

— проанализировать право собственности субъекта РФ, основания приобретения права собственности, а также объектов права;

— провести сравнительный анализ форм участия субъекта РФ в гражданских правоотношениях;

— изучить вопросы представления интересов субъекта РФ в гражданских правоотношениях;

— рассмотреть правовые вопросы, связанные с вхождением субъекта РФ в хозяйственные общества и товарищества на вере;

— исследовать вопросы участия субъекта РФ в обязательственных правоотношениях;

— проанализировать гражданско-правовую ответственность субъекта Российской Федерации за нарушение договорных обязательств и по обязательствам вследствие причинения вреда;

— выработать предложения законодателю, направленные на решение теоретических проблем, связанных с участием субъекта РФ в гражданских правоотношениях.

Объектом исследования в диссертации являются общественные отношения, возникающие при участии субъекта РФ в гражданских правоотношениях.

Предметом исследования выступают нормы гражданского права, регламентирующие участие субъекта РФ в гражданских правоотношениях.

Теоретическую основу диссертации составили работы известных отечественных ученых, занимавшихся вопросами юридической сущности государства и иных публично-правовых образований как участников правоотношений (в первую очередь гражданских). Среди ученых, чье творчество относится к периоду до 1917 г., следует назвать B.JI. Исаченко и.

B.В. Исаченко, К. Д. Кавелина, Д. И. Мейера, И. М. Тотрюмова, Г. Ф. Шершеневича.

Весьма значительным подспорьем в работе послужили труды правоведов советских времен, активно исследовавших участие государства в гражданских правоотношениях, таких как М. М. Агарков, М. И. Брагинский,.

C.Н. Братусь, A.B. Венедиктов, П. П. Виткявичюс, Д. М. Генкин, О. С. Иоффе,.

A.B. Карасс, С. М. Корнеев, М. И. Кулагин, A.A. Пушкин, Я. Ф. Миколенко. Кроме того, в диссертации использованы публикации Ю. Н. Андреева, В. В. Витрянского, В. А. Дозорцева, A.A. Иванова, Е. А. Суханова, Ю. К. Толстого,.

B.Е. Чиркина.

Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания действительности, а также частнонаучные методы: исторический (при исследовании формирования понятия «государственная собственность», «казна») — диалектический (при формировании понятия «субъект Российской Федерации», признаков субъекта РФ как участника гражданских правоотношений, выявлении особенностей участия субъекта РФ в гражданских правоотношениях) — сравнительно-правовой (при характеристике права хозяйственного ведения и права оперативного управления, договорной и деликтной ответственности субъекта РФ) — комплексного анализа (при выявлении особенностей участия субъекта Российской Федерации в договорных и деликтных обязательствах), а также системного анализа и анализа статистических данных (при изучении практических материалов: судебной практики, практики работы Комитета по управлению имуществом Тверской области, Департамента имущества г. Москвы.

Нормативной и эмпирической основой работы послужили Конституция РФ, российское гражданское законодательство, в том числе федеральное законодательство: Гражданский, Земельный, Бюджетный и ряд других кодексов РФ, Федеральные законы «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также иные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов г. г.Москвы, Санкт-Петербурга, Тверской, Ярославской, Самарской, Нижегородской, Тюменской областей.

Обобщена практика работы Комитета по управлению имуществом Тверской области, Департамента имущества г. Москвы, а также судебная практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, Арбитражного суда Тверской области и Арбитражного суда г. Москвы, касающаяся: разграничения государственной собственности на природные ресурсы, вопросов привлечения субъекта РФ к ответственности, участия субъекта РФ в деликтных обязательствахвопросов компенсации морального вреда в деликтных обязательствах с участием субъекта РФ.

Научная новизна исследования состоит в том, что комплексное изучение современных теоретических взглядов и концепций ученых-цивилистов и анализ результата реализации своих прав субъектом РФ в нормах действующего гражданского законодательства позволили представить теоретическую модель участия субъекта РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

В рамках данного исследования была дана трактовка субъекта РФ как самостоятельного участника гражданских правоотношений, обладающего определенными особенностями, которые необходимы для реализации его правоспособности, в раскрытии понятия субъекта РФ как участника гражданских правоотношений, разработке понятия права государственной собственности субъекта РФ, его особенностей, классификации договоров с участием субъекта РФ, характеристике субъекта РФ как участника корпоративных и деликтных правоотношений, раскрытии особенностей его гражданско-правовой ответственности.

Кроме того, научная новизна диссертации работы определяется следующими положениями, выносимыми на защиту:

1. Под субъектом РФ понимается публично-правовое образование, которое обладает специальной правоспособностью для участия в гражданских правоотношениях как непосредственно от своего имени, так и опосредованно путем создания унитарных предприятий или учреждений, имеет в собственности имущество в виде казны и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

2. Возникновение, реализация, прекращение права собственности у субъекта РФ обладает рядом особенностей: а) субъектом права собственности является сам субъект РФ, в то время как действия, связанные с реализацией права собственности, осуществляют в опосредованной или непосредственной форме государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, действующие как от имени субъекта РФ, так и по его специальному поручениюб) полномочия собственника, связанные с владением, пользованием и распоряжением принадлежащим ему имуществом, субъект РФ осуществляет в основном путем издания правовых актовв) владение, пользование и распоряжение государственным имуществом субъекта РФ не преследует цель извлечения прибыли, а направлено на достижение общественно полезных целейг) субъект РФ может иметь на праве собственности любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности Российской Федерации (например, ядерного оружия) — д) государственное имущество субъекта РФ разделено на две части: закрепленное и не закрепленное за государственными унитарными предприятиями и учреждениями субъекта РФ (казна), порядок обращения взыскания на которые различене) специальные основания приобретения права государственной собственности субъекта РФ: налоги, прибыль и доходы от деятельности унитарных предприятий, находящихся в собственности субъекта РФ, переход по наследству выморочного имущества, деприватизацияж) специальное основание прекращения права государственной собственности субъекта РФ — приватизация. Для нее характерен специфический состав юридических фактов: договор и решение административного органа (для возникновения права собственности на жилье) — прогнозный план (программа) приватизации имущества, заявка и иные документы, предоставляемые покупателем, внесение задатка для участия в приватизации, заключение договора купли-продажи и т. д. (для возникновения права собственности на предприятие).

3. При опосредованном участии субъекта РФ в гражданских правоотношениях право оперативного управления автономного учреждения в некоторых случаях сходно с правом хозяйственного ведения государственного унитарного предприятия субъекта РФ.

Автономным учреждениям разрешена деятельность, которая может быть охарактеризована, как коммерческая. Имущество, приобретенное за счет собственных заработанных средств (независимо от того, движимое оно или недвижимое) находится в распоряжении автономного учреждения без каких-либо ограничений. Автономное учреждение теоретически имеет не только возможность заработать имущество или средства на его приобретение за счет закрепленного за ним имущества субъекта РФ и распорядиться таким имуществом, но и, пусть с согласия собственника имеет право распорядиться им, в том числе недвижимым и особенно ценным имуществом субъекта РФ, закрепленным за ним.

4. Представительство субъекта РФ в гражданских правоотношенияхэто совершение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами действий от имени и в интересах субъекта РФ по его особому поручению в случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами. При этом создаются, изменяются или прекращаются гражданские права для субъекта РФ.

5. Приведена дополнительная классификация договоров с участием субъекта РФ. Основанием этой классификации является степень ответственности субъекта РФ по обязательствам. По данному основанию договоры можно классифицировать на обязательства, по которым субъект РФ несет: а) основную ответственность (публично-правовые обязательства и обязательства, вытекающие из гражданско-правовых отношений, одной из сторон в которых выступают органы государственной власти субъекта РФ, действующие от имени субъекта РФ) — б) субсидиарную ответственность. К этой категории могут быть отнесены обязательства бюджетных учреждений, в том числе органов государственной власти субъекта РФ, действующих от собственного имени. Обязательства подобного рода подлежат удовлетворению в первую очередь за счет денежных средств самого бюджетного учреждения и только в случае их недостаточности в порядке субсидиарной ответственности (за счет бюджета субъекта РФ (ст. 120ГКРФ).

6. Предлагается ввести в гражданский оборот новую организационно-правовую форму юридического лица — автономное предприятие.

Автономное предприятие могло бы самостоятельно осуществлять сделки, направленные на распоряжение имуществом, которое находится у него в собственности, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения автономным унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда. При этом предприятие могло бы распоряжаться имуществом в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Теоретическая значимость исследования заключается в наличии сформулированных автором выводов и предложений, в определенной мере дополняющих и развивающих соответствующие теоретические положения науки гражданского права и пригодных для дальнейшей разработки положений, связанных с особенностями правого регулирования положения субъекта РФ как участника гражданских правоотношений.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования теоретических выводов и практических предложений для дальнейшей разработки затронутых проблем, совершенствования механизма участия субъекта РФ в гражданских правоотношениях. Ряд положений может быть применен в законотворческой деятельности в целях совершенствования гражданского законодательства, правоприменительной деятельности государственных органов, представляющих интересы субъекта РФ. Практическая значимость исследования состоит также в возможности использования результатов работы в процессе преподавания курсов гражданского права, спецкурсов, посвященных участию субъекта РФ в гражданских правоотношениях, при подготовке научных работ и учебно-методических материалов по данной проблематике, при составлении учебных пособий.

Апробация результатов диссертационного исследования. Работа обсуждена и одобрена на кафедре гражданского права и процесса юридического факультета Московского городского университета управления Правительства Москвы. Методические разработки автора используются в учебном процессе при проведении со студентами Московского городского университета Правительства Москвы, а также Тверского государственного университета семинаров по дисциплине «Гражданское право. Общая часть» и специального курса «Актуальные проблемы гражданского права». Основные положения и выводы исследования нашли своё отражение в опубликованных автором десяти научных работах. Отдельные положения диссертации апробированы в докладах на научно-практических конференциях: «Проблемы защиты прав и охраняемых законом интересов» (Тверь, 2006 г.) — «Проблемы защиты прав и охраняемых законом интересов» (Тверь, 2007 г.), «Проблемы защиты прав и охраняемых законом интересов» (Тверь, 2008 г.) в том числе в судебных процессах арбитражных судов в 2006;2009 гг. при рассмотрении правовых споров, возникших в связи с признанием договоров, заключенных субъектом РФ, недействительными, взысканием задолженности, признанием права государственной собственности субъекта РФ.

Предложенные автором в диссертационном исследовании выводы использованы в качестве рекомендаций в ходе практической работы Комитета по управлению имуществом Тверской области при осуществлении права государственной собственности Тверской области, при участии в обязательственных и деликтных правоотношениях, а также при участии в акционерных обществах.

Большинство положений, выносимых на защиту, применяются автором в профессиональной деятельности. Некоторые из выводов диссертации положены в основу нормативно-правовых актов Тверской области (например, Закона Тверской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Тверской области «Об управлении государственным имуществом Тверской области» от 04.05.2006 г. № 46-ЭО1, Постановления Законодательного Собрания Тверской области «О внесении изменений в Методику определения и расчета арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Тверской области» от 30.11.2006 г. № 391-П-4, Приказа Комитета по управлению имуществом Тверской области «Об утверждении Положения о порядке проведения торгов на право аренды объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности.

•7.

Тверской области" от.

28.07.2005 г. № 1нл) и иных нормативных актов органов, в подготовке которых принимал участие автор.

Основные положения и выводы отражены в статьях автора, опубликованных в научных изданиях, входящих в перечень ВАК:

1) Погорелец О. О. История участия субъектов государственных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.// История государства и права. 2007. № 20. С. 4- 5;

2) Погорелец О. О. Представление интересов субъекта Российской Федерации в гражданских правоотношениях.// Право и государство: теория и практика. 2007. № Ю. С. 138 — 141;

3) Буданова О. О. Имущественная ответственность субъекта Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений.// Законность. 2007. № 12. С. 39−41- в иных изданиях:

4) Погорелец О. О. Участие субъекта Российской Федерации в правоотношениях по управлению объектами интеллектуальной собственности их использования.// Управление собственностью: теория и практика. 2005. № 3. С. 61−62;

1 Тверские ведомости. 2006 г. 12−18 мая.

2 Тверские ведомости. 2006 г. 22−28 декабря.

3 См.: Тверская жизнь. 19.08.2005. № 151.

5) Погорелец О. О. Особенности имущественной ответственности субъекта Российской Федерации по обязательствам созданных им учреждений.// Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. № 5. С. 83−86;

6) Погорелец О. О. Участие субъекта Российской Федерации в имущественных правоотношениях.// Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. № 12. С. 12 — 15;

7) Погорелец О. О. Формы участия субъекта Российской Федерации в гражданских правоотношениях.// Юрист. 2006. № 1. С. 6 — 7;

8) Погорелец О. О. Использование объектов интеллектуальной собственности.// Вестник Федерального арбитражного суда ЗападноСибирского округа. 2006. № 4. С. 115 — 117;

9) Буданова О. О. Право государственной собственности субъекта.

Российской Федерации// Управление собственностью: теория и практика. 2009. № 2. С. 12−18.

10) Буданова О. О. Государственное имущество субъекта Российской Федерации — источник получения доходов или достижения публичных целей?// Управление собственностью: теория и практика. 2009. № 3. С. 44 — 50.

Структура работы определена кругом исследуемых проблем, ее целью и задачами. Работа состоит из введения, четырех глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения, библиографического списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

Заключение

.

В настоящей работе дано понятие участию субъекта РФ в гражданских правоотношениях, особенности участия. В результате проведенного диссертационного исследования для устранения возникших противоречий в законодательстве и решения сложившихся правовых коллизий сделаны следующие предложения законодателю.

1. В соответствии с п. 2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации к субъектам Российской Федерации применимы нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Особенностью правового статуса субъектов РФ является то, что нормы о реорганизации юридических лиц в данном случае не применимы, поэтому механизм реализации права собственности вновь образованного субъекта РФ при принятии в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта затруднён. Кроме того, по нашему мнению, в данной ситуации необходимо указывать не только на правопреемственность органов государственной власти нового субъекта РФ и органов государственной власти субъекта РФ, прекратившего свое существование1, а и на правопреемство гражданских прав вновь образованного субъекта Российской Федерации.

На основании вышеизложенного предлагается дополнить главу V ГК РФ статьей 124.1 «Порядок перехода гражданских прав и обязанностей при образовании нового субъекта Российской Федерации» следующего содержания:

1. При образовании в составе Российской Федерации нового субъекта гражданские права и обязанности субъекта Российской Федерации,.

1 См.: Ст. 4 Федерального Конституционного Закона от 25.03.2004 № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа"//Собрание Законодательства Российской Федерации. 2004. 29 марта. № 13. Ст. 1110 прекратившего свое существование, переходят к вновь образованному субъекту Российской Федерации на основании Федерального Конституционного Закона.

2. Новый субъект Российской Федерации становится правопреемником субъекта Российской Федерации, прекратившего свое существование, в отношениях, осуществляемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, со дня, указанного в соответствующем Федеральном Конституционном Законе.".

2. Все имущество субъекта Российской Федерации делится на распределенное и нераспределенное (казна). Казна включает в себя любое имущество, в том числе деньги, поступления, полученные доходы. Данное положение закреплено в ст. 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому долговые обязательства субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим соответствующую казну1. Вместе с тем согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде соответственно от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному.

1 См.: Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823 правовому актупредъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений (ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Если проанализировать две данные нормы, то получается, что под казной понимается субъект гражданского права, тогда как это объект гражданского права. Для устранения данной неточности в ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо внесение изменений и изложение ее в следующей редакции:

Статья 1071. Органы и лица, выступающие от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования при возмещении вреда за их счёт.".

3. Субъект Российской Федерации, являясь собственником большого количества имущества, заключает сделки, направленные на передачу имущества во владение, пользование. При передаче имущества в безвозмездное пользование для исключения злоупотреблений со стороны должностных лиц должны быть определены категории лиц-ссудополучателей, которым имущество может быть передано на соответствующем праве.

Таким образом, ст. 689 ГК РФ необходимо дополнить пунктом 3 следующего содержания:

3. Договор безвозмездного пользования государственного и муниципального имущества заключается с лицами, определенными в соответствующих законодательных актах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.".

4. Еще одним примером сделки, которая может заключаться субъектом Российской Федерации в отношении принадлежащего ему имущества является договор аренды. Договор аренды публичного имущества должен быть заключен, прежде всего, исходя из стремления обеспечить социально-значимые интересы. Представляется, что существующая свобода в решении вопроса арендной платы в договоре аренды публичного имущества должна быть ограничена. В связи с этим именно законом и должен предусматриваться юридический механизм, обеспечивающий контроль над соблюдением этих публичных интересов.

В частности, свобода усмотрения государственного чиновника субъекта РФ по определению условий договора должна быть сведена к минимуму. В то же время договор аренды является частью имущественного оборота, участники которого стремятся к установлению длительных и стабильных отношений. Необходимо, чтобы гражданское законодательство содержало императивные нормы, регулирующие условия о цене в договоре аренды публичного имущества, а именно нормы, предусматривающие единую методику определения размера арендной платы в отношении однородных объектов собственности субъекта РФрегулирующие порядок установления стартовых цен объектов аренды.1.

Таким образом, для достижения поставленных задач следует дополнить ГК РФ статьями следующего содержания:

Статья 6111.

Заключение

договора аренды государственного и муниципального имущества.

Заключение

договоров аренды государственного и муниципального имущества осуществляется по результатам торгов за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Статья 6141. Арендная плата по договору аренды государственного и муниципального имущества.

1. Арендная плата определяется и рассчитывается индивидуально для каждого объекта аренды.

2. При определении арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом учитывается рыночная стоимость имущества и рыночная стоимость права аренды такого имущества, определяемые независимым оценщиком.".

1 См.: Сафаралиева С. Г. Указ. соч. С. 12.

3. Размер арендной платы определяется на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, либо по результатам торгов, за исключением случаев, установленных законодательством.

4. В случае заключения договора аренды государственного или муниципального имущества по результатам торгов начальным размером арендной платы является размер арендной платы, определенный на основании отчета независимого оценщика.".

5. Действующее законодательство закрепляет принцип раздельной ответственности учредителя и создаваемого им юридического лица (п.З ст. 56 ГК РФ), однако у этого принципа есть немало исключений (например, п. 5 ст. 115 и п. 2 ст. 120 ГК РФ), связанных с субъектом Российской Федерации. Именно субъект Российской Федерации в некоторых случаях отвечает по долгам созданных им юридических лиц.

Осуществление хозяйственной деятельности на основе материальной базы, не являющейся собственностью юридических лиц, вызывает необходимость создать юридическую конструкцию, которая позволила бы защитить интересы возможных кредиторов. В связи с этим Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает субсидиарную ответственность субъекта РФ по долгам казенного предприятия, которая может наступить только в случае банкротства казенного предприятия, так как выявить реальную достаточность или недостаточность имущества для удовлетворения требований кредиторов можно только в результате его распродажи.

На основании изложенного, для повышения эффективности гарантий кредиторских интересов можно было бы ввести субсидиарную ответственность субъекта РФ уже при недостаточности у казенного предприятия денежных средств, а не остального имущества предприятия.1.

Для этого абзац 5 ст. 115 ГК РФ следует изложить в следующей редакции:

5. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности у предприятия денежных средств.".

Абзац 3 статьи 7 Федерального Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» изложить в следующей редакции:

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности у предприятия денежных средств.".

Изложить абзац 5 ст. 115 ГК РФ в следующей редакции:

5. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности у предприятия денежных средств.".

6. Внести изменения в абзац 3 статьи 7 Федерального Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», изложив его в следующей редакции:

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности у предприятия денежных средств.".

7. Существенным отличием ответственности субъекта РФ от обычной гражданско-правовой ответственности за причинение вреда гражданам, юридическим лицам является указание в ст. 1069 ГК РФ о том, что.

1 См.: Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой/ Под ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. М., 2003. С. 300- Гринкевич А. Гражданско-правовая ответственность казны// Хозяйство и прав. 1996 № 4 причиненный вред возмещается соответственно за счет средств казны субъекта РФ. Помимо ГК РФ, нормы об ответственности субъекта РФ имеются и в иных федеральных законах, однако в них отсутствует желаемое единообразие регулирования источника возмещения наступившего вреда. Так, например, в ст. 60 Закона РФ «О залоге» от 29.05.1992 г. № 2872−1 убытки, причиненные залогодержателю в результате издания акта не соответствующего законодательству, которым нарушаются права залогодержателя, признанному недействительным судом или арбитражным судом, подлежат возмещению в полном объеме не за счет казны субъекта РФ, а соответствующим органом государственного управления.1.

Для устранения противоречий необходимо внесение изменений в п. 2 ст.60 Закона РФ «О залоге», который нужно изложить в следующей редакции: «Убытки, причиненные залогодержателю в результате издания акта, указанного в пункте 2 настоящей статьи, подлежит возмещению в полном объеме за счёт соответствующей казны.».

1 См.: Ведомости РФ. 1992. № 23. Ст. 1239.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Венская Конвенция о праве международных договоров 1969 г.// СССР присоединился к указанной Конвенции Указом Президиума Верховного Совета от 04.04.1986 № 4407-Х1// Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 32, ст. 772.
  2. Конституция СССР 1936 г.// М.: Юрид. издат. НЮО СССР, 1937 г.
  3. Конституция СССР 1977 г.// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного совета СССР. 1977 г. № 41, ст. 617.
  4. Конституция РФ 1993 г.// Российская газета. 1993 г. 25 декабря. № 237.
  5. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 г.// Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1992. № 9−10, ст. 166.
  6. Федеральный Конституционный Закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации"// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 18, ст. 1589.
  7. Федеральный Конституционный Закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. 4.1, ст. 4916.
  8. Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. № 1, ст. 1.
  9. Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая 12 июня 1990 года Первым съездом народных депутатов РСФСР// Сборник законодательных актов РСФСР о государственном суверенитете, Союзном договоре и референдуме. М., 1991, с. 3−4.
  10. Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и союзных республик. Утверждены Законом СССР от 08.12.1961 г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1961 г. № 50, ст. 525.
  11. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. Утвержден Законом РСФСР от 11.06.1964 г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24, ст. 407.
  12. Гражданский кодекс РФ 1994 г.// Российская газета. 1994 г. 8 декабря. № 238−239.
  13. Гражданский кодекс РФ (часть 4)// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2006. 25 декабря. № 52 (часть 1), ст. 5496.
  14. Бюджетный кодекс РФ// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. № 31, ст. 3823.
  15. Лесной кодекс РФ// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2006. № 50, ст. 5278.
  16. Водный кодекс РФ// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2006 г. № 23, ст. 2381.
  17. Земельный кодекс РФ// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001. № 44, ст. 4147.
  18. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. 4.1, ст. 4921.
  19. Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026−1// Ведомости Собрания Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16, ст. 503.
  20. Закон СССР «О собственности в СССР» от 06.03.1990 г.// Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 11, ст. 164.
  21. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 03.07.1991 г.// Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27, ст. 927.
  22. Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 г.// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного совета СССР. 1990. № 30, ст. 416.
  23. Закона РФ «О залоге» от 29.05.1992 г. № 2872−1// Ведомости РФ. 1992. № 23, ст. 1239.
  24. Закон «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395−1// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992 г. 16 апреля.
  25. Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 1, ст. 18.
  26. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. № 24, ст. 2253.
  27. Федеральный Закон «О мировых судьях Российской Федерации» от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998 г. № 51, ст. 6270.
  28. Федеральный Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2006. № 45, ст. 4626.
  29. Федеральный Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. 2 декабря. № 48, ст. 48.
  30. Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1996 г. № 208-ФЗ// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 1, ст. 1.
  31. Федеральный Закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. № 7, ст. 785.
  32. Федеральный Закон «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 № 190-ФЗ // Собрание Законодательства Российской федерации. 1995. № 49, ст. 4696.
  33. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 3, ст. 145.
  34. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. № 4, ст. 251.
  35. Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. 18 октября. № 42. Ст. 5005.
  36. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. № 39-Ф3 // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. № 9, ст. 1096.
  37. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ// Собрание Законодательства Российской Федерации от 12.07.1999 г. № 28, ст. 3493.
  38. Федеральный Закон «О размещении заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 12.07.2005 г. № 94-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2005. 25 июля. № 30 (4.1), ст. 3105.
  39. Федеральный Закон от 25.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях"// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2005. 25 июля. № 30 (Часть II), ст. 3126.
  40. Федеральный закон от 02.12.1994 г. № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. 5 декабря. № 32, ст.ЗЗОЗ.
  41. Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.1998 г.// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. № 31, ст. 3814.
  42. Федеральный Закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)"// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. № 43, ст. 4190.
  43. Федеральный Закон от 11.03.1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе"// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. № 11, ст. 1238.
  44. Федеральный Закона от 11.11.2003 г. № 138-Ф3 «О лотереях"// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2003. № 46 (часть I), ст. 4434.
  45. Закон РФ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"// Собрание Законодательства Российской Федерации от 27.02.1995 г. № 9, ст. 713.
  46. Федеральный Закон от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях"// Собрание Законодательства Российской Федерации от 20.03.1995 г. № 12, ст. 1024.
  47. Федеральный Закон от 29.07.1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации"// Собрание Законодательства Российской Федерации от 03.08.1998 г. № 31, ст. 3813.
  48. Федеральный Закон от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации"// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001. № 44, ст. 4148.
  49. Постановление Верховного Совета СССР «О введении в действие Закона СССР «О собственности в СССР"// Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 11, ст. 165.
  50. Постановление Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «О собственности в РСФСР"// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного совета СССР. 1990. № 30, ст. 417.
  51. Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах"// Российская газета. 1993 г. 29 декабря.
  52. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"// Собрание Законодательства Российской Федерации. 2004. № 22, ст. 2180.
  53. Постановление Правительства РФ от 02.09.1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности"// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999 г. 6 сентября. № 36, ст. 4412.
  54. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия и суда» от 18.05.1981 г.//Ведомости СССР. 1981. № 21. Ст. 741.
  55. Устав Свердловской области от 25.11.1994 г.// Областная газета. 1994. 16 декабря. № 137.
  56. Устав Тверской области// Тверские ведомости. 1998. № 98. 4−10 декабря.
  57. Закон Тверской области от 28.02.2002 г. «Об Администрации Тверской области"// Тверские ведомости. 2002. № 24. 22−28 марта.
  58. Закон Тверской области от 18 января 2006 года № 13−30 «О бюджетном процессе в Тверской области"// Тверские ведомости. № 3 от 20−26 января 2006 г.
  59. Закон Тверской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Тверской области «Об управлении государственным имуществом Тверской области» от 04.05.2006 г. № 46−30// Тверские ведомости. 12−18 мая. 2006. № 21.
  60. Закон Московской области от 31.12.1998 г. № 6598−03 «О гарантиях осуществления инвестиционной деятельности в Московской области"// Вестник Московской областной Думы// 1999. № 2.
  61. Закон Нижегородской области от 31.12.2004 г. № 180−3 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области"// Нижегородские новости. 2005. 22 января. № 11(3183).
  62. Закон Тверской области от 22.07.1999 г. № 69−03−2 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области"// Тверские ведомости. 1999. 13−19 августа. № 65.
  63. Закон Ярославской области от 19.12.2005 г. № 5−3 «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области"//Губернские вести. 2005. 19 декабря. № 69.
  64. Закон Самарской области от 16.03.2006 г. № 19-ГД «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области"//Волжская коммуна. 2006. 17 марта. № 45 (25 598).
  65. Закон Тюменской области «О международных соглашениях Тюменской области и договорах Тюменской области с субъектами Российской Федерации"// Тюменские известия. 1996. 6 января. № 4−5.
  66. Закон г. Москвы от 31.05.2000 № 15 «О мировых судьях в г. Москве"// Ведомости Московской городской Думы. 2000. № 7. с. 27.
  67. Закон Воронежской области от 28.12.2007 № 143−03 «О милиции общественной безопасности"// Собрание Законодательства Воронежской области. 2008. № 12. Ст. 43 369.
  68. Закон Волгоградской области от 29.11.2002 № 759-ОД «О милиции общественной безопасности в Волгоградской области// Волгоградская правда. 2002. № 223.
  69. Закон Красноярского края от 29.11.2005 г. № 16−4079 «Об обеспечении деятельности милиции общественной безопасности Главного управлениявнутренних дел по Красноярскому краю// Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2005. № 43.
  70. Закон Краснодарского края «О порядке передачи в доверительное управление находящихся в государственной собственности краснодарского края акций акционерного общества от 11.02.2008 № 1400-КЗ// Кубанские новости. № 27. 18.02.2008.
  71. Закон Тверской области от 28.02.2002 г. «О схеме управления Тверской областью"// Тверские ведомости. 2002. № 20. 8−14 марта.
  72. Закон Тверской области от 09.04.2002 г. № 23−30 «Об управлении государственным имуществом Тверской области"// Тверские ведомости. 2002. № 33. 19−25 апреля.
  73. Закон Тверской области от 31.05.2001 № 150−03−2 «О порядке назначения и деятельности мировых судей Тверской области"// Тверские ведомости 2001. № 50.
  74. Закон Смоленской области от 17.07.2000 № 35-з «О мировых судьях в Смоленской области"// Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области. 2000. № 6.
  75. Методика определения и расчета арендной платы за пользование государственным имуществом Тверской области, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Тверской области от 24.06.2004 г. № 965-П-З// Тверские ведомости. № 29. 2−8 июля 2004 г.
  76. Постановление Законодательного Собрания Тверской области «О внесении изменений в Методику определения и расчета арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности
  77. Тверской области» от 30.11.2006 г. № 391-П-4// Тверские ведомости. 22−28 декабря. 2006. № 56.
  78. Положение о Департаменте государственного заказа Тверской области, утвержденного постановлением Администрации тверской области от 08.08.2006 № 177-па// Тверская жизнь. 2006 22 августа. № 157
  79. Постановление Губернатора Владимирской области «О порядке проведения конкурса по передаче в доверительное управление акций, принадлежащих на праве собственности Владимирской области» от 08.05.2002 № 242//Владимирские ведомости. 2002. № 102.
  80. Письмо Минэкономразвития России от 09.06.2008 № Д05−2302// Правовая система «Консультант Плюс».
  81. Основные виды контрактных цен, применяемых при заключении государственных контрактов, утвержденные письмом Минэкономики Российской Федерации от 17.07.1995 г. № ИМ-663/02−93// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. № 11.
  82. Т.Е., Кабалкина А. Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М.: Юрайт. 2002, 766 с.
  83. Г. А. Право государственной социалистической собственности на землю в СССР. М., 1950, 342 с.
  84. О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте //Журнал российского права. 2001. № 1, с. 15−24.
  85. С.С. Предмет советского социалистического гражданского права. Уч. Тр. Свердловск. Юридич. Ин-та. Т. 1. 1959, 336 с.
  86. А.П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2004, 298 с.
  87. Ю.Н. Участие государства в гражданско-правовых отношениях. Спб: Из-во «Юрид. центр Пресс», 355 с.
  88. Е.С. Понятие, содержание и особенности корпоративных прав// Юридический мир. 2000. № 11, с. 24−28.
  89. Р. Об обязательствах Российской Федерации за счет средств федерального бюджета// Финансовая газета. Региональный выпуск. 1996. № 7, с. 12−14.
  90. Г. Особенности статуса республики в Российской Федерации и проблемы координации их международной деятельности// Вестник ТИСБИ. 2005. № 4.
  91. О.Г. Участие Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством: Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001, 124 с.
  92. Д.Н. Административное право. М: БЕК. 2006, 321 с.
  93. В.А., Пестерова Е. В. Хозяйственные общества. М., 2002. 332 с.
  94. A.B. Федерализм в «тюрьме народов»: Великое княжество Финляндское// Федерализм: проблемы формирования. Казань. 1994, с. 43−49
  95. О. Субъекты муниципального и гражданского права// Законность. 2001. № 2. 38−41 с.
  96. А. Органы государственной власти как юридические лица// Законность. 2000. № 11, с. 30−32
  97. А.И. К вопросу о непосредственном осуществлении государством полномочий собственника. Ученые труды. КазГУ. Т. 10. Серия: Юриспруденция. Вып. 10. 4.1. Алма-Ата. 1970, 370 с.
  98. А.И. Правовые проблемы реализации государственной собственности. Иваново, 1992, 138 с.
  99. П.Н. О международной договорной правоспособности субъектов Российской Федерации// Правоведение. 1998. № 2, 35−38 с.
  100. М. О некоторых аспектах Бюджетного кодекса Российской Федерации и судебной практике// Хозяйство и право. 1999. № 6, 11 14 с.
  101. С.А. Новый ГК и охрана окружающей природной среды// Государство и право. 1995. № 10, с. 81 — 93.
  102. М.М. Перестройка международных экономических отношений и правовая природа концессионных договоров// Международное сотрудничество и международное право. М., 1977, с. 96 112
  103. А. Гражданские ограничения железнодорожных предприятий. Часть 2. Концессия железнодорожного права. Опыт исследования. М., 1883, 124с.
  104. М.И. Участие советского государства в гражданских правоотношениях. М: Юрид. лит. 1981, 192 с.
  105. М.И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о передаче имущества (Книга 2). М.: Статут. 2000, 800 с.
  106. С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. Ученые труды: Понятие, виды, государственные юридические лица. Вып. 12. М: Юрид. из-во МЮ СССР, 1947, 364 с.
  107. М.М. Экологическое право. М.: Юрид. лит., 322 с.
  108. И.С. Соотношение публично-правовых и частно-правовых начал в концессионном соглашении// Законодательство. 2007. № 8, с. 30 37
  109. П.П. Гражданская правосубъектность Советского государства. Вильнюс: Минтис. 1978, 170 с.
  110. K.M. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда другому. М., 1929, 158 с.
  111. A.B. Государственная социалистическая собственность. М.: Из-во АН СССР, 1948, 172 с.
  112. A.B. О субъектах социалистических правоотношений// Советское государство и право. 1955. № 6, 17- 28 с.
  113. В.В. Договор займа: общие положения и отдельные виды договора. М: Статут. 2004, 333 с.
  114. H.H. Иностранные инвестиции и смешанные предприятия в странах Африки. М.: Юрид. лит. 1975, 256 с.
  115. Е.М. Генезис, функционирование и современная модификация форм собственности// Вестник МГТУ. Т.8. № 2. 2005 г. с.220−229.
  116. Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель — налогоплательщик -государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учебн. пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998, 498 с.
  117. Д.М. Право собственности в СССР. М: Госюриздат. 1963, 223 с.
  118. Д.М. Юридические лица в советском гражданском праве // Проблемы социалистического права. 1939. № 1, с. 89 95.
  119. А.Н. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления)// Хозяйство и право. 1999. № 6, с. 11−14.
  120. JI.B. Некоторые правовые проблемы ответственности при поставке товаров для государственных нужд// Журнал российского права. 2003. № 12, с. 21−25.
  121. Гражданское право: Учебник/ Под общей ред. Илларионовой Т. И., Гонгало Б. М., Плетнева В. А. М.: НОРМА-ИНФРА*М. 1998. 4.1, 464 с.
  122. Гражданское право России: Курс лекций/ Под ред. О. Н. Садикова, М.: Юрид. лит., 1996, 304 с.
  123. Гражданское право: Учебник / Отв. Ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК. 1998. Т. 1, 397 с.
  124. Гражданское право: Учебник/ Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М.: Изд-во: Проспект, 2007. 4.1. 592 с.
  125. Гражданское право. 4.1/ Отв. ред. З. И. Цыбуленко. М: Юристь, 1998, 464с.
  126. Гражданское право/ Под ред. А. Г. Калпина и А. И. Масляева. 4.1. М: Юристь, 2003, 536 с.
  127. А. Гражданско-правовая ответственность казны// Хозяйство и право. 1996. № 4, с. 75−80.
  128. Л.А. Участие публичных образований в гражданских правоотношениях правовых и процессуальных// Журнал российского права. № 9. 1999, 29−35 с.
  129. Гражданское право: Учебник/ Под ред. Толстого Ю. К., Сергеева А. П. М.: Проспект, 2001. 4.1, 596 с.
  130. А. Государственные контракты (публично-правовой аспект)// Хозяйство и право. 1997. № 8, с. 149 154.
  131. В.А. Творческий результат: система правообладателя. Казна как обладатель. Казенные изобретения// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. № 1, 90 109 с.
  132. И.К. К правовой природе концессионного соглашения// Хозяйство и право. 2006. № 6. С.49
  133. В.А. Творческий результат: система правообладателей// Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2002. № 11, с. 89 100.
  134. В.П. О формах координационной деятельности городских Советов и исполкомов// Проблемы государства и права. Труды научных сотрудников и аспирантов. Вып. 9. 1974, с. 100 110.
  135. И.В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М: Юриспруденция. 2004, 304 с.
  136. М.В. Публичные образования и их органы: гражданско-правовой статус и участие в гражданских отношениях/ Цивилистические записки. Вып. 1. межвузовский сборник научных трудов. — М.: Статут. 2000, с. 182 —210.
  137. А. Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях// Российский правовой журнал «Коллегия». 2004. № 8, с. 17 22.
  138. С.А. Гражданское законодательство и законодательство о предпринимательстве: мониторинговый аспект соотношения// Проблемы правового мониторинга. Сборник статей. Ростов на Дону: Из-во СКАГС, 2006, с. 45−55
  139. С., Корх С. Вопросы собственности: законодательство и практика// Хозяйство и право. 2000. № 6, с. 50 57.
  140. С.А., Ломидзе О. Г., Галлов В. В. Концессионное соглашение — правовая форма взаимодействия бизнеса и государства// Закон. 2007. № 2, с. 65 -72.
  141. А. Анализ бюджетной задолженности в Российской Федерации. Способы ее погашения и методы профилактики ее возникновения. М.: Юрид. лит., 2003, 338 с.
  142. А., Ледерман Л., Луговой О., Энтов Р. Неплатежи в российской экономике и регионах. М., 2001, 121 с.
  143. Н.Р. Защита права собственности в арбитражном суде. Комментарий практики. М: Инфра-М. 1999, 296 е.
  144. Г. В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации// Российский юридический журнал. 1995. № 1. С. 6
  145. A.A. Общая характеристика договора доверительного управления имуществом подопечного// Бюллетень нотариальной практики. 2005. № 3, с. 23−25.
  146. О.С. Правовое регулирование хозяйственной деятельности в СССР. Л: Изд-во Ленинг. ун-та. 1959, 48 с.
  147. О.С. Советское гражданское право. М: Юрид. лит. 1967, 494 с.
  148. В.Л., Исаченко В. В. Обязательства по договорам: опыт практического комментария русских гражданских законов. СПб. 1914. Т. 2, 93с.
  149. К. Что есть гражданское право и где его пределы? Спб. 1864, 123с.
  150. Ю.Х. Избранное. Труды. Статьи. Выступления. М: Статут. 1998,312 с.
  151. А. Россия многонациональная империя: Возникновение, История, Распад. М: Прогресс-Традиция. 2000, 344 с.
  152. М. Становление корпораций в России// Маркетинг. 2000. № 2, с. 85−95.
  153. A.B. Право государственной социалистической собственности. Объекты и содержание. М: изд-во АН СССР. 1954, 278 с.
  154. Е.Р. Федерализм и становления буржуазного государства в Германии, 1815 середина 1860-х гг.//Правоведение. -1992. — № 4, с. 69−75.
  155. Т.В. Корпоративное право (Право хозяйственных товариществ и обществ): Учебник для вузов. М., 1999. 815 с.
  156. A.A. Автономное учреждение как форма юридического лица в социальной сфере// Адвокат. 2007. № 4. С. 18
  157. Д.Ю. Субъекты договора доверительного управления имуществом// Юрист. 2004. № 10, с. 2 4.
  158. Д.Л. Вопросы участия государственной казны в гражданском обороте. // Право и экономика. 1999. № 3, с. 29 32.
  159. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой)/ Под ред. О. Н. Садикова. М: Юринформцентр, 544 с.
  160. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1996. С. 274
  161. A.B. Владение и владельческая защита в гражданском праве. Спб: Юрид. центр Пресс. 2001, 299 с.
  162. B.C. Корпоративные правоотношения// Актуальные проблемы гражданского права. Сборник статей. Вып. 9. М.: Норма. 2005. с. 50 102.
  163. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII -XIX вв.: Англия, США, Франция, Италия, Германия: Сборник документов/ Сост. H.H. Блохин. Под ред. П. Н. Галанзы. М: Госюриздат. 1957, 587 с.
  164. С.М. Право государственной социалистической собственности в СССР. М: изд-во Моск. ун-та. 1964, 268 с.
  165. Корпоративное право. Учебное пособие для вузов. Под ред. Алексий П. В., Амаглобели Н. Д., Галузо В. Н., Еремичев И. А., Кулиниченко Е. Ю., Хужокова И. М. М.: Закон и право. 2005, 255 с.
  166. . М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М: Изд-во УДН. 1987, 176 с.
  167. М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М.: Юрид.олит. 1992,218с.
  168. O.E. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования как субъекты гражданского права// Журнал гражданского права. 2007, с. 14−22.
  169. В.А. Инвестиционный договор в строительстве// Право и политика. 2006. № 5, с. 142 151.
  170. Г. Б. Учреждение как субъект гражданского права// Вестник МГУ. Сер. 11: Право. 1998. № 1, с. 56 70.
  171. А.Л. Гражданская ответственность государства за акты власти// гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика// Сборник памяти С. А. Хохлова. М.: изд-во Междунар. центра финансово-экономич. развития. 1998. с. 67 112.
  172. А.Ф., Малая Т. Н. К вопросу об участии органов исполнительной власти в гражданских правоотношениях// Вестник МГИУ. Серия «Гуманитарные науки». № 1. 2002. С. 151
  173. Г. Государство как акционер в условиях российской переходной экономики// Проблемы прогнозирования. 2001. № 3, с. 59 65.
  174. Г. Участие государства в корпоративных структурах// Журнал для акционеров. 1999. № 8, с. 32 — 39.
  175. Н.И., Мальков A.B. Теория государства м права. Учебник. М.: БЕК. 2004, 246с.
  176. Я.Ф. Государственные юридические лица в советском гражданском праве// Советское государство и право. № 7. 1951, с. 44 50.
  177. Д.И. Русское гражданское право. В 2 ч. 4.1. Классика российской цивилистики. М: Статут. 1997, 455 с.
  178. Я. Основа построения корпораций// Журнал для акционеров. 2000. № 12, с.11−14.
  179. Я.Ф. Государственные юридические лица в советском гражданском праве// Советское государство и право. 1951. № 7. 148 с.
  180. A.B. Субъекты советского права. М.: Госюриздат, 1962, 213 с.
  181. В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992, 244 с.
  182. Е.А. Договоры организаций и граждан с банками. М: Статут. 2000, 264 с.
  183. М.Е. Право собственности в недропользовании// Государство и право. 2002. № 3, с. 27 32.
  184. Н.Я. Отношения собственности в переходной экономике // Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. № 3, с. 4−7.
  185. Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. СПб: Юрид. центр Пресс. 2002, 361 с.
  186. В. А. Государство, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права// Гражданское право: Учебник. М.: НОРМА-ИНФРА*М, 1998, 4.1, с. 132 148.
  187. Право и собственность в республике Казахстан/ Отв. ред. Сулейманов М. К. Алма-аты. 1998. 128 с.
  188. A.A. В.И. Ленин об экономической роли Советского государства и вопрос о гражданской правосубъектности государства// Вопросы государства и права: Сборник статей. М.: Юрид. лит., 1970, с. 37 — 46.
  189. A.A. Советское государство как субъект советского гражданского права/ Конспект лекций для студентов Харьковского юридического института. Харьков. 1965, 23 с.
  190. Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. Спб: Юрид. центр Пресс. 2003, 329 с.
  191. С.Ю. Имущественная ответственность государства за вред, причиненный предпринимателям. Спб: Юрид. центр Пресс. 2002, 229 с.
  192. М.А. Корпоративные отношения и возникающие из них споры //Вестник Высшего арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. № 9, 142 144с.
  193. В.В. О договорной и внедоговорной ответственности государства// Право и политика. 2007. № 4, с. 21 25.
  194. Е.В. К вопросу о соотношении деликтной и договорной ответственности// Юрист. 2006. № 8, с. 9 14.
  195. В.А., Тархов В. П. Собственность и право собственности: Монография. Уфа: Уфимский юридический институт МВД России. 2001, 216 с.
  196. С.Г. Особенности правового регулирования вопроса арендной платы в договоре аренды публичного имущества// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. № 1−2. 2007, с. 10−14.
  197. К.И. Собственность в гражданском праве. Учебно-практическое пособие. М: Дело. 1999, 512 с.
  198. В. Т. Собчак A.A. Общее учение о деликтных обязательствах в советском гражданском праве. Спб. 2006, 149 с.
  199. Советское гражданское право: Учебник. Т.1/ Под ред. O.A. Красавчикова. М: Высш. шк. 1985, 456 с.
  200. С. А. Федеральная Конституция Швейцарии 1848г.// Правоведение.- 2005. № 3, с. 163 — 167.
  201. С.А. Концессионное соглашение новый вид договора в российском праве// Журнал российского права. 2003. № 2, с. 14−24.
  202. П.И. Гражданское право и практика его применения. М., 1929, 138с.
  203. Советское гражданское право. Субъекты гражданского права/ Под ред. Братуся С. Н. М: Юрид. лит. 1984, 288 с.
  204. П.В. Корпорации в российском гражданском праве// Законодательство. 1999. № 4, с. 11−15.
  205. Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам// Вестник ВАС РФ. 2001. № 35 с. 116— 125.
  206. Е.А. Ограниченные вещные права// Ученые-юристы МГУ о современном праве. М.: Городец. 2005, с. 178−201.
  207. Е.А. Юридические лица, государственные и муниципальные образования// Хозяйство и право. 1995. № 4, с. 6 9
  208. Е.А., Матеи У. Основные положения права собственности. М: Юристъ. 1999, 384 с.
  209. JI.C. Концессионные договоры городских общественных управлений//Петроградъ: Типография «Общественная польза». 1915, 214 с.
  210. Ю.А. Публичное право. М: БЕК. 1995, 496 с.
  211. М. Права на землю в Российской Федерации// Хозяйство и право. 2008. № 5, с. 14 20.
  212. Ю.К. Е.А. Суханов на путях совершенствования отечественного законодательства// Правоведение. 2007. № 1, с. 153- 162.
  213. Г. И. Теория международного права. М: Междунар. отношения. 1970, 511 с.
  214. А. М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М: Изд-во Моск. ун-та, 1958, 331 с.
  215. О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления// Журнал российского права. 2003. № 5, с. 32 36.
  216. P.O. Обще учение о правоотношении. М: Юрид. лит. 1974. 351с.
  217. В.М. Система римского права. М: СПАРК. 1996. 522 с.
  218. Хозяйственное право. Учебник. Т.2. Отв, ред. B.C. Мартемьянов. М: БЕК. 1994,387 с.
  219. С.А. Заем и кредит// В кн.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель/ под ред. О. М. Козырь, A.JI. Маковского, С. А. Хохлова. М.: Юрид. лит., 458 с.
  220. И. Корпоративное управление: вопросы интеграции. М: АЛЬПИНА. 2000, 198 с.
  221. A.B. участие государства в договорных отношениях. Спб: Пресс. 2001. 253 с.
  222. .Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица// Правоведение. 1958. № 2, с. 43 50.
  223. В.Е. Юридическое лицо в частном и публичном праве// Законодательство и экономика. 2006. № 5, с. 11- 18.
  224. Х.И. Значение вины в обязательствах из причинения вреда// Ученые записки. Вып. 3. М: Юрид. из-во НЮО СССР. 1941, с. 40−41.
  225. Р.В. Гражданская правосубъектность советского государства в кредитных правоотношениях. Тбилиси: Из-во Тбилис. ун-та. 1984, 255 с.
  226. Г. Ф. Учебник русского гражданского права, (по изданию 1907 г.). М: СПАРК, 1995, 556 с.
  227. Н. Учреждение хозяйственных обществ с участием публично-правовых образований// Хозяйство и право. 2002. № 6, с. 91 — 101.
  228. К.Б. Обязательства вследствие причинения вреда// Комментарий российского законодательства. М.: Из-во Моек ун-та. 1997, с. 413−431.
  229. Диссертации и авторефераты
  230. JI.B. Теоретические проблемы коммерческого права России/ Дисс.докт. юрид. наук: 12.00.03. М., 2004, 122 с.
  231. C.B. Ответственность по договорам на закупку сельскохозяйственной продукции. Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2002, 29 с.
  232. A.A. Право собственности и товарно-денежные отношения. Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. Л., 1991. 358 с.
  233. H.A. Гражданско-правовая ответственность государства. Дисс. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2003, 128 с.
  234. О.Н. Государственный контракт на поставку продукции для государственных нужд в федеральной пограничной службе Российской Федерации/ Дисс. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2001. 150 с.
  235. A.A. Акционерное законодательство стран Ближнего Востока: Автореф. дисс. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 1980, 112 с.
  236. A.B. Особенности Российской Федерации, федеральных и муниципальных образований как субъектов гражданского права: Дисс. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2002, 189 с.
  237. А.Л. Гражданская ответственность государственных органов за вред, причиненный их должностными лицами (ст. 407, 407-а ГК). Автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М. 1953. 8 с.
  238. Г. Ф. Гражданская правосубъектность органов внутренних дел Российской Федерации (организационно-правовые аспекты): Дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 1997, 191с.
  239. П.В. Корпоративные отношения в коммерческих организациях как составная часть предмета гражданского права. Диссертация кандидата юридических наук: 12.00.03. М., 1999, 193 с.
  240. A.A. Правовое положение Российской Федерации как участника акционерного общества. Автореф. дисс. юрид. наук: 12.00.03. Спб, 2004, 202 с.
  241. Материалы судебной практики
  242. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О компенсации морального вреда» от 20.12.1994 г. № 1994г. № Ю// Бюллетень Верховного суда РФ. 1995. № 3.
  243. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 20.01.2003 г. № 2// Бюллетень верховного Суда РФ. 2003. № 3.
  244. Постановление Президиума ВАС РФ от 15.05.2002 № 621/02// Вестник ВАС РФ. 2002. № 7.
  245. Постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2002 № 8128/01// Вестник ВАС РФ. 2002. № 8.
  246. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2000 № 4940/99// Вестник ВАС1. РФ. 2000. № 8.
Заполнить форму текущей работой