Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика использования живых растительных объектов в процессе обучения биологии в VI классе в основной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выполненное диссертационное исследование, направленное на изучение проблемы использования живых растительных объектов в обучении биологии позволило выявить существенные противоречия. Заключаются они в том, что одна из основных задач современной школы состоит в необходимости формирования системы биологических понятий, между тем в массовой практике обучения учащихся не учитывается основная… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеЗ
  • Глава 1. Проблема использования живых растительных объектов в педагогической теории и практике отечественной школы.c.l
    • 1. 1. Применение живых растительных объектов в преподавании естествознания в XVIII — XIX веке. с
    • 1. 2. Методика использования живых объектов растительного мира в преподавании биологии в первой половине XX века
    • 1. 3. Основные направления в методике использования живых объектов растительного мира в преподавании биологии во второй половине
    • XX. века
  • Глава 2. Методика ользования живых рительных объектов в различных формах организации обучения ввременных овиях работы школы
    • 2. 1. Состояние проблемы использования живых растительных объектов в проце обучения биологии в мовой практикевременной школы
    • 2. 2. Методика использования живых растительных объектов в комплексном сочетании урокадомашней и внеурочной формами учебной работы
    • 2. 3. Методика использования живых растительных объектов в экскурсионной форме обучения
    • 2. 4. Организация работы с живыми растительными объектами при комплексном ользовании различных форм обучения
  • Глава 3. Методика проведения и результаты педагогичого эеримента
    • 3. 1. Задачи и методика проведения педагогичого эеримента
    • 3. 2. Анализ результатов педагогичого эеримента

Методика использования живых растительных объектов в процессе обучения биологии в VI классе в основной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Глубокие политические и социальноэкономические преобразования, протекающие в нашем государстве, привели к значительным изменениям в сфере образования. Наблюдаемые изменения в структуре и содержании школьного образования направлены на подготовку современного выпускника школы, который должен не только обладать определенным запасом знаний, но и владеть рядом умений познавательного и практического характера. Биология как учебный предмет предоставляет уникальные возможности для решения этих задач. Объясняется это гносеологической природой обучения биологии, которая требует организации образовательного процесса на основе живых объектов как первоисточников знаний. Это важнейшее условие определяет специфику методов обучения, ведущими среди которых становятся практические. В работах крупнейших отечественных ученых-методистов А. Я. Герда, В. В. Половцова, Б. Е. Райкова, И. И. Полянского, Б. В. Всесвятского, К. П. Ягодовского, П. И. Боровицкого, Н. М. Верзилина, В. М. Корсунской и др. [21, 34, 35, 37,40, 44, 51, 59, 163, 167, 185, 236 и др.] было доказано, что организация педагогического процесса в соответствии с закономерностями процесса познания требует не только развития методики школьного наблюдения и эксперимента, в основу которых должны быть положены методы научного познания, но и ведущей роли живых объектов как средств обучения.

Поскольку познание окружающей действительности начинается с формирования понятий и оперирования ими, процесс обучения биологии строится на основе фундаментальной методической закономерности, которая «заключается в планомерном образовании и развитии понятий у учащихся в процессе обучения» [51,с.87]. Однако анализ современного преподавания вскрывает здесь противоречие: с одной стороны перед школой стоит цель сформировать у учащихся ряд биологических понятий, с другой, как показывает практика, учителя не обучают учащихся формированию понятий, не раскрывают механизм образования понятия при изучении биологического объекта.

Причина сложившейся на практике ситуации понятна, поскольку выделить и обобщить существенные признаки изучаемого объекта в понятие можно только в работе с таковым. По данным проведенного нами исследования, организация работы с живыми растительными объектами на уроках крайне ограниченна. Не выполняется практическая часть программы. Использование живых растительных объектов в домашней, внеурочной, внеклассной формах обучения биологии практикуется чрезвычайно редко. В массовой школе преобладает методика, основанная на сообщении учащимся готовых знаний, ограничивающая самостоятельную мыслительную, а также непосредственную чувственнопрактическую деятельность учащихся. Это приводит к неумению школьников осуществлять простейшие приемы мыслительной деятельности, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, обобщать их в понятия.

Лозунг к осуществлению тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, провозглашенный в годы советской школы, способствовал развитию проблемы использования живых объектов в преподавании биологии. Труды методистов-естественников, учителей советской школы, посвященные отдельным вопросам организации различных видов работы учащихся с живыми объектами [34, 39, 44, 45, 51,114,116, 173,213, 216, 231, и др.] при своем обобщении показали необходимость взаимосвязи отдельных форм организации обучения и сложения целостной системы преподавания биологии. Решение этой задачи на практике способствовало формированию той учебно-материальной базы (учебно — опытный участок, уголок живой природы, школьная теплица), которая обеспечивала процесс обучения биологии живыми объектами.

Анализ практики работы школы показал, что на сегодняшний день в большинстве как городских, так и сельских школ эта база отсутствует. Возможность общения с природой во время экскурсий сведена до минимума. Наиболее доступными живыми объектами в современных условиях работы школ, особенно городских, остались комнатные растения. Однако и они далеко не всегда используются в учебных целях. Необходимо отметить, что в последние годы появилось множество новых растений комнатной культуры, потенциальные возможности использования которых в процессе обучения биологии представляют интерес и требуют дополнительного исследования и методического обоснования. Пока же мы можем констатировать, что чаще всего и вновь появившиеся, и традиционные комнатные растения служат лишь элементом эстетического оформления кабинета биологии.

Наряду с этим, вызывает тревогу тот факт, что в последние годы произошло существенное сокращение числа часов, отводимых на изучение естественнонаучных дисциплин (так, сокращение учебных часов в 1998/99 учебном году по сравнению с 1968/69 учебным годом составило 20%) [176]. По новому проекту базисного учебного плана, широко обсуждаемому в настоящее время [144], сокращение числа часов на преподавание биологии предлагается довести до одного часа в неделю, что по нашему мнению будет иметь катастрофические последствия для биологического образования в России.

В целом, анализ современной практики преподавания биологии показывает возникновение существенных недостатков в освоении учащимися биологических понятий, в овладении интеллектуальными и практическими умениями. Теряется их интерес к изучению предмета биологии. Полученные результаты исследования подтверждаются данными о снижении уровня биологической подготовки учащихся, приводимыми официальными источниками. На коллегии МОПО РФ от12.04.1999 г. отмечалось, что сокращение числа учебных часов на естественно-математические дисциплины привело, в первую очередь, к ослаблению практической направленности обучения, к снижению качества усвоения учебного материала, уровня образовательной подготовки учащихся [143]. Так, только в период с 1997 года по 2000 год качество знаний учащихся по биологии снизилось в среднем на 14% [176]. Анализ результатов проведения единого государственного экзаменов по биологии в 2002 году [145], мониторинг достижений учащихся по биологии в рамках эксперимента по модернизации структуры и содержания общего образования [131] выявляет ряд существенных недостатков в биологической подготовке учащихся. Так, школьники показали невысокий уровень знаний методов исследования живой природы, не владеют материалом об опытах, демонстрирующих биологические явления [131], затрудняются в раскрытии вопросов физиологического характера, показывают плохое знание биологических основ агротехнических приемов [145]. Среди причин выявленных недостатков отмечают недостаточное внимание в учебном процессе к самостоятельной работе учащихся с различными источниками знаний и к выполнению практической части программы. В связи с этим, особенно важно, на наш взгляд то, что настоятельно рекомендуется усилить внимание к проведению экскурсий, наблюдений в природе, опытов с биологическими объектами, практических работ и т. д. [175]. Очевидно, что при такой постановке вопроса проблема обеспечения процесса обучения биологии живыми объектами и разработки методики их использования в современных условиях работы школы приобретает особую актуальность.

На основании вышесказанного нами был выявлен ряд противоречий:

— между необходимостью формирования у учащихся системы биологических понятий и несоблюдением требуемых для этого методических условий;

— между необходимостью усиления практической, прикладной направленности обучения биологии и отсутствием соответствующей учебноматериальной базы (учебно-опытных участков, уголков живой природы и др.);

— между необходимостью усиления работы с натуральными объектами и недостаточной разработанностью методики использования живых растительных объектов в обучении биологии в современных условиях работы школы.

Обозначенные противоречия обусловили актуальность проблемы использования живых объектов в обучении биологии в современных условиях работы школы. Это определило выбор темы исследования: «Методика использования живых растительных объектов в процессе обучения биологии в VI классе в основной школе».

Цель исследованиясовершенствовать процесс обучения биологии в VI классе путем разработки и внедрения методики использования живых растительных объектов при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения», обеспечивающей развитие умений учащихся выделять существенные признаки биологических объектов, давать определения простых биологических понятий и применять понятия при решении практических задач.

Объект исследования — процесс обучения биологии в основной школе. Предмет исследования — методика использования живых растительных объектов в преподавании раздела «Бактерии. Грибы. Растения».

В соответствии с целью исследования была выдвинута рабочая гипотеза: если для основной школы будет разработана и внедрена в практику методика использования живых растительных объектов при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения», в основу которой будет положена взаимосвязанная чувственно-практическая и мыслительная деятельность учащихся, организуемая в комплексном сочетании урочной, домашней, внеурочной и экскурсионной форм обучения, то преподавание по данной методике будет обеспечивать развитие умений учащихся выделять существенные признаки биологических объектов, давать определения простых биологических понятий и применять понятия при решении практических задач, способствуя совершенствованию процесса обучения биологии в VI классе.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы по проблеме исследования и выявить ее становление и развитие в теории и практике обучения в отечественной школе.

2. Изучить состояние исследуемой проблемы в практике современного школьного преподавания.

3. Разработать методику использования живых растительных объектов при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» в современных условиях работы основной общеобразовательной школы.

4. Проверить эффективность разработанной методики в обучающем эксперименте.

Методологической основой исследования являются положения философской науки о сущности процесса познания объективной реальности, о взаимосвязи чувственного и логического в познании, о единстве теории и практикиконцепция преемственно — последовательного, поэтапного формирования и развития понятийтеория содержательного обобщениятеория развития биологических понятийтеория развивающего обученияклассификации методов, методических приемов и форм организации обучения.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1) Анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы по проблеме исследования с целью изучения ее состояния в педагогической теории и практике. 2) Опрос, анкетирование, тестирование учителей и учащихся. Анализ уровня сформированности знаний и умений учащихся по биологии. Изучение методического опыта учителей биологии в аспекте исследуемой проблемы. 3) Педагогическое наблюдение учебного процесса и педагогический эксперимент во всех его формах (констатирующий, поисковый и обучающий). 4) Статистические методы обработки результатов педагогического эксперимента.

Предмет и задачи исследования определили его логику и этапы. Исследование проводилось в три этапа с 2000;2004 годы.

На первом этапе (2000;2001 гг.) был проведен констатирующий эксперимент: осуществлялся анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по исследуемой проблеме, изучалось ее состояние в современной практике школьного обучения. Исследовались возможности использования в учебном процессе ряда видов растений на базе теплицы ЧГПУ. На этом этапе были определены и сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.

На втором этапе (2001;2002 гг.) был проведен поисковый эксперимент с целью разработки, проверки и последующей корректировки методики использования живых растительных объектов в обучении учащихся. Подготовлены наборы живых растений, методические рекомендации, дидактические материалы необходимые для проведения в школах обучающего эксперимента.

На третьем этапе (2002;2004 гг.) проводился обучающий эксперимент, и осуществлялась проверка эффективности предлагаемой методики. Были уточнены критерии эффективности разработанной методики. Проведена обработка экспериментальных данных и оформлены результаты проведенного исследования, к В педагогический эксперимент были включены учителя и 500 учащихся VI классов МОУ СОШ г. Челябинска № 5, 82, 84, 105, 121, 153. Автор исследования принял личное участие в проведении педагогического эксперимента на базе МОУ СОШ№ 84 г. Челябинска.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— обоснована и подтверждена целесообразность и необходимость внедрения в практику методики использования живых растительных объектов при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения», основанной на организации взаимосвязанной чувственно-практической и мыслительной деятельности учащихся;

— определено методическое условие внедрения методики использования живых растительных объектов, которое заключается в комплексном сочетании урочной, домашней, внеурочной и экскурсионной форм обучения;

— предлагаемая методика при соблюдении выделенного методического условия ее внедрения позволяет развивать умения учащихся выделять существенные признаки биологических объектов, давать определения простых биологических понятий и применять понятия при решении практических задач.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработана эффективная методика использования живых растительных объектов на основе организации взаимосвязанной чувственно-практической и мыслительной деятельности учащихся при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» в современных условиях работы школы;

— методически обоснован и предложен набор живых растений необходимый для изучения вопросов строения и роста растительных организмов в разделе «Бактерии. Грибы. Растения» основной школы;

— разработаны и предложены дидактические материалы по использованию живых растительных объектов при комплексном сочетании различных форм обучения в преподавании раздела «Бактерии. Грибы. Растения» в основной школе;

Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования обеспечивается использованием методов исследования, адекватных поставленным целям, предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборки, качественным и количественным анализом большого фактического материала, полученного в ходе исследования, с применением методов математической статистикивоспроизведением результатов, полученных в условиях работы различных школ г. Челябинска.

Проверка и внедрение результатов. Основные результаты исследования излагались в публикациях, докладывались и обсуждались на методических объединениях учителей физики, химии и биологии г. Челябинска, на конференциях по итогам научно-исследовательской работы преподавателей ЧГПУ (2001;2004гг.), на региональных научно-практических конференциях «Проблемы экологии и экологического образования Челябинской области» (2001г.), на Всероссийских научнопрактических конференциях «Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в XXI веке» (г.Челябинск 2001 г.), «Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы» (г.Челябинск, 2003 г.), «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся и студентов вузов» (г.Челябинск 2004 г.), на международной научно-практической конференции «Эффективность использования различных средств наглядности по биологии в учебном процессе» (г.Брест, 2002).

По результатам исследования опубликовано 14 работ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методическим условием внедрения в практику методики использования живых растительных объектов при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» является комплексное сочетание урочной, домашней, внеурочной и экскурсионной форм обучения.

2. Внедрение в практику методики использования живых растительных объектов при изучении раздела «Бактерии.Грибы.Растения», включающей в себя: 1) целенаправленный отбор живых растений, обладающих ярко выраженными признаками, необходимыми для раскрытия изучаемых вопросов- 2) обучение учащихся правилам определения понятий- 3) обучение учащихся правилам выполнения приемов мыслительной деятельности- 4) оптимальное сочетание методов, методических приемов организации взаимосвязанной чувственно-практической и мыслительной деятельности учащихся- 5) использование упражнений познавательно-практического характера на этапе изучения и закрепления учебного материала, обеспечивает развитие умений учащихся выделять существенные признаки биологических объектов, давать определения простых биологических понятий и применять понятия при решении практических задач.

Тема исследования, его цель и задачи определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложенияиллюстрирована таблицами и диаграммами. Работа представляет собой законченное исследование по избранной теме.

Основные выводы.

Выполненное диссертационное исследование, направленное на изучение проблемы использования живых растительных объектов в обучении биологии позволило выявить существенные противоречия. Заключаются они в том, что одна из основных задач современной школы состоит в необходимости формирования системы биологических понятий, между тем в массовой практике обучения учащихся не учитывается основная методическая закономерность процесса обучения биологии — теория образования и развития понятий, требующая организации образовательного процесса на основе живых объектов как первоисточников знаний. Вместе с этим требование к осуществлению практической и прикладной направленности обучения биологии не выполняется в силу недостаточной разработанности методики использования в обучении биологии живых растительных объектов в современных условиях работы школы наряду с отсутствием необходимой учебно — материальной базы: учебно — опытных участков, уголков живой природы и др.

Анализ причин сложившейся ситуации показал следующее. Теория образования и развития понятий является отражением гносеологической природы процесса обучения биологии. С этой точки зрения он должен строится на непосредственной чувственно — практической деятельности учащихся с живыми объектами взаимосвязано протекающей с активной самостоятельной мыслительной деятельностью учащихся. Однако в массовой практике работы школы наблюдается формальное отношение к выполнению практической части программы, зачастую и просто ее невыполнение, преобладает методика словесно-наглядного обучения, которая построена на сообщении учащимся готовых знаний, что крайне ограничивает как практическую работу учащихся с изучаемыми живыми объектами, так и их мыслительную деятельность.

В результате наблюдается падение уровня как теоретической, так и практической подготовки учащихся по курсу биологии, существенно снижается и интерес учащихся к изучению предмета, что подтверждают официальные источники, а также данные проведенного нами констатирующего эксперимента.

Полученные результаты исследования современного состояния проблемы использования живых растительных объектов в преподавании раздела «Бактерии.

Грибы. Растения" убедили нас в актуальности выбранной темы и в необходимости разработки методики использования живых растительных объектов при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» в современных условиях работы школы.

Выполнение поставленных перед исследованием задач позволило:

1. Изучить становление и развитие исследуемой проблемы в теории и практике обучения в отечественной школе на основе анализа психолого — педагогической, научно — методической, учебной литературы, а также практики современного школьного преподавания.

2. Разработать методику использования живых растительных объектов при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» в современных условиях работы школы.

3. Доказать эффективность разработанной методики использования живых растительных объектов в преподавании раздела «Бактерии. Грибы. Растения» в основной общеобразовательной школе в экспериментальной работе.

По результатам исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Исторический анализ проблемы использования живых растительных объектов в педагогической теории и практике отечественной школы показывает, что передовые ученые-естественники, методисты и учителя всегда проявляли к ней интерес, стремясь сблизить обучение с живой природой. В их работах, так или иначе, освещались различные аспекты проблемы использования живых растительных объектов в обучении биологии. Внимание к ней стимулировало появление таких компонентов учебно-материальной базы преподавания биологии, как учебноопытный участок, уголок живой природы, теплица. В большом числе публикаций, изданий рассматривались отдельные методические вопросы по организации работы учащихся с живыми растительными объектами в различных видах и формах учебной работы. Однако, вместе с этим, накопленный обширный опыт не был обобщен в целостную методику и не получил широкого распространения в массовой школе. Несмотря на неоспоримую ценность имеющегося методического опыта по данной проблеме, в современных социально-экономических условиях работы школы он трудно применим.

2. Выявленные в ходе исторического анализа многообразные направления и методические подходы в использовании живых растительных объектов в обучении биологии во многом определялись теми задачами, которые ставились перед биологическим образованием в разные периоды развития отечественной школы. Вместе с этим, несмотря на понимание роли живых растительных объектов в процессе обучения для отечественной школы была и остается характерной проблема формального использования живых растений в преподавании биологии. Ее преодолению должна способствовать разработка методики использования живых растительных объектов с учетом как современных достижений педагогики и психологии, так и накопленного в истории отечественной методики опыта, а также новых социально-экономических условий работы школы.

3. Теоретический анализ исследуемой проблемы и изучение ее состояния в практике современного школьного преподавания позволили разработать методику использования живых растительных объектов на основе организации взаимосвязанной чувственно-практической и мыслительной деятельности учащихся при изучении раздела «Бактерии.Грибы.Растения» в современных условиях работы школы.

4. В ходе исследования была обоснована и подтверждена целесообразность и необходимость внедрения в практику разработанной методики использования живых растительных объектов при изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения». Установлено, что основным методическим условием внедрения предлагаемой методики является организация процесса обучения биологии при комплексном сочетании таких форм обучения, как урок, домашняя и внеурочная работа, экскурсия.

5. Педагогический эксперимент, проведенный в ряде школ города Челябинска, подтвердил гипотезу исследования. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной методики, внедрение которой в практику преподавания биологии в VI классе позволило успешно развивать умения учащихся выделять существенные признаки биологических объектов, давать определения простых биологических понятий и применять понятия при решении практических задач.

6. Необходима дальнейшая работа по внедрению обобщенных теоретических и практических результатов исследования в массовую практику работы школы посредством: включения в программу курса «Методика преподавания биологии» читаемого в педагогических ВУЗах, вопроса об особенностях методики использования живых растительных объектов в преподавании раздела «Бактерии. Грибы. Растения" — разработки спецкурса для учителей-слушателей курсов повышения квалификации, с целью их подготовки к реализации разработанной методики в практике работы общеобразовательной школыподготовку и издание методических рекомендаций по реализации разработанной методики при изучении отдельных тем раздела «Бактерии. Грибы. Растения», а также монографии, отражающей основные результаты исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азбука туриста-эколога: Методические рекомендации для руководителей кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы- экологи», «Юные экологи», «Охрана природы», учителей географии и биологии (V1.VIII классы).-М.:Б.и., 1991.-111с.
  2. Л.П., Клепинина З. А., Трайтак Д. И. Обучение учащихся обобщениям на уроках природоведения, ботаники и общей биологии. Пособие для учителя/под ред. Д. И. Трайтака.-М.:НИИ школ МП РСФСР, 1981.-80с.
  3. B.C., Бровкина Е. Т., Мягкова А. Н. Политехническое образование и профориентации в преподавании биологии: Метод пособие для учителейю-М.: Просвещение, 1982.-192с.
  4. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических ис-следований.-М. :Педагогика, 1982.-192с.
  5. Баранчикова Л. А. Трудовая деятельность младших школьников как средство формирования экологических знаний и умений: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1999.-18с.
  6. А.Н. О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях // Журнал МНПР.-1863.-№ 12.- с.198−220с.
  7. И.Г., Корчагина В. А. Уроки ботаники в 5−6 классах: пособие для учите-лей.-М.: Просвещение, 1974.-264с.
  8. JI.A. Формирование биолого-экологических знаний учащихся на базе учебно опытного участка: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1998.-18с.
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика, 1989.-192с.
  10. А.В. О методике учебного эксперимента по ботанике// Биология в шко-ле.-1973.-№ 5.-С.36.
  11. Биологические экскурсии: Книга для учителя/ И. В. Измайлов, В. Е. Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина.- М.: Просвещение, 1983.-224с.
  12. Биологический эксперимент в средней школе (V-VIII классы)/ П. И. Боровицкий, А. А. Быстров, А. В. Гриб и др.-Под ред. Ю. И. Полянского.-Л.:Учпедгиз, 1939.-316с.
  13. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др.- М.: Просвещение, 1990.-192 с.
  14. Биология: Врем.гос.образоват.стандарт: Общ.сред.образование: Проект (2-я ред.) / Авт. Хрипкова А. Г. и др.- Науч. ред. Леднев В.С.-М.:Б.и., 1993.-50с.
  15. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6−7 кл. общеобра-зоват. учеб. заведений / Т. И. Серябрякова, А. Г. Еленевский, М. А. Гуленкова и др.- М.: Просвещение, 1994.- 224с.
  16. С.А. Вторжение в тайны невидимок:Пособие для учащихся.-М.: Просвещение, 1971.- 255с.
  17. Т.Л. Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш.шк., 1991.-350с.
  18. Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии.-1969.-№ 2.-С. 25−38.
  19. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.-М.:Педагогика, 1959.-347с.
  20. С.М. Учите детей сравнивать.-М.:Знание, 1981 .-96с.
  21. П.И. Методика преподавания биологии/П.И. Боровицкий, П. Ф. Винниченко, ДЛ. Крамаров и др.-Под общ.ред. П. И. Боровицкого.-2-е изд., перераб.-М.:Высшая школа, 1962.-336с.
  22. П.И. Наблюдения и опыты по ботанике в средней школе: Пособие для учителя.- Л.: Учпедгиз, 1955.-196с.
  23. Л.А. Натуралистическая работа в ученических производственных бригадах как средство связи биологии с сельскохозяйственным трудом школь-ников.-Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1985.-18с.
  24. Ботаника:Морфология и анатомия растений: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец./А.Е.Васильев, Н. С. Воронин, А. Г. Еленевский и др.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1988.- 480с.
  25. Боч Г. Н. Практические занятия по ботанике: Книга для учащихся / Г. Н. Боч.-М.-Л.:Гиз, 1929.-156с.
  26. С.Е. Работа с лекарственными растениями в школе: Пособие для учителей/ С. Е. Бочаров, Ю. В. Рычин.-М.:Учпедгиз, 1956.-116с.
  27. Е.П., Анисимова B.C. Умственные операции в учебном процессепредварительные итоги педагогического эксперимента) // Биология в школе.-1971.-№ 1.-С.21−29.
  28. Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся: На материале учебного предмета биологии (методическое исследование) — Науч.-исслед.ин-т содержания и методов обучения АПН СССР .-М.:Педагогика, 1981.-72с.
  29. Е.А. Учение И.М.Сеченова об ощущении и мышлении / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн.-М.: Изд-во АН СССР, 1954.-207с.
  30. А.А. Работа биолога в пионерском лагере: Пособие для учителей средней школы, — М.:Учпедгиз, 1959.-120с.
  31. Е.В., Горбунова Т. В., Кашина Л. И. Эксперимент по физиологии растений в средней школе: Пособие для учителей.-М.:Просвещение, 1978.-112с.
  32. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева.-М.: Просвещение, 1988.-239с.
  33. З.М. Ботанические опыты в уголке живой природы // Биология в школе.-1979.-№ 6.-с35−36.
  34. Н. М. Внеклассная работа по ботанике/ Под ред. Н. М. Верзилина / Внеклассная работа по биологии. Выпуск I. Факультет естествознания.-Л.:ЛГИУУ, 1940.- 150с.
  35. Н. М. Диалектико материалистические основы преподавания ботаники // Природа и школа: Сборник методических материалов в помощь учителям биологии/ Под ред. Н. М. Верзилина. -1946.-№ 5.-е. 1−10.
  36. Н. М. Как преподавать ботанику: Краткое методическое пособие.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-360с.
  37. Н. М. Наглядность в преподавании ботаники // Научно — методические записки факультета естествознания.-Т. 1.- /Под ред. Н. М. Верзилина.-Л.:ЛГИУУ, 1939.-с.5−36.
  38. Н. М. О введении новых живых объектов в преподавание ботаники // Материалы совещания преподавателей биологии.-М.:Учпедгиз, 1935.-с.37−39.
  39. Н. М. Опыты с растениями в живом уголке средней школы: Пособиедля преподавателей ботаники и биологии.-М.- Л.:Учпедгиз, 1937.-176с.
  40. Н. М. Основы методики преподавания ботаники. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.-819 с.
  41. Н. М. Педагогические принципы организации школьного учебного участка // Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974.-е. 187−195.
  42. Н. М. Практика преподавания ботаники в средней школе: Методические материалы в помощь учителю биологии.-Л.: Леноблоно, 1938.-228с.
  43. Н. М. Природа как источник воспитания // Обучение и воспитание в школе. Л., 1946.-е. 123−137.
  44. Н.М. Внеурочные работы учащихся и их место в системе преподавания биологии /Н.М.Верзилин // Внеурочные работы учащихся по ботанике и зоологии в живом уголке и на учебно опытном участке /Под ред. Н. М. Верзилина.-М., 1952.-С.З-9.
  45. Н.М. Новый этап развития советской методики преподавания биологии /Н.М.Верзилин // По мичуринскому пути: Сб. статей о перестройке преподавания биологии в школах Ленинграда /Под ред. Н. М. Верзилина.- М., 1951.-С.5−24.
  46. Н.М. По садам и паркам мира: Для сред, и старш. возраста. -Л.: Дет-гиз, 1961.-399с.
  47. Н.М. По следам Робинзона: Для учащихся сред, и ст. шк. возраста.-М. :Просвещение, 1994.-218с.
  48. Н.М. Путешествие с домашними растениями.-М., Л.: Детгиз, 1951.-347с.
  49. Н.М. Растения в жизни человека: Для сред, возраста.-2-е изд., испр. идоп.-Л.: Детгиз, 1954.-192с.
  50. Н.М., Корсунская В. М. Лес и жизнь.-Л.:Дет. лит., 1966.-287с.
  51. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол.фак.пед.ин-ов.-М.: Просвещение, 1976.-384с.
  52. Внеурочные работы учащихся по ботанике и зоологии в живом уголке и на учебно опытном участке /Под ред. Н. М. Верзилина.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.-243с.
  53. .В. Рабочая книга по естествознанию:Шестой год обучения в городской школе/ Б. В. Всесвятский, В. Н. Вучетич, С. И. Исаев и др.- Под общ. ред. Б. В. Всесвятского и Б. В. Игнатьева.-4-е изд., испр.-М.-Л.:Гиз, 1931.-240с.
  54. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка: Психолог, очерк/ Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519с.
  55. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии.-М., 1966.-С. 236−277.
  56. Т. Практические занятия по зоологии и ботанике / Т. Гексли, Г. Мартин- Пер. И. А. Петровского, П. П. Сушкина, Н. К. Кольцова.-М.:И. Д. Сытин, 1902.-762с.
  57. А. Тридцать простейших опытов по физиологии растений.-3-е изд., испр. и доп.-СПб.:Э. И. Блэк, 1911.-64с.
  58. П.А. Физиология растений: Учебное пособие по факультатив, курсу для IX кл.-3-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1985.-175с.
  59. А .Я. Избранные педагогические труды.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1953.-206с.
  60. А.Я. Краткий курс естествоведения.-СПб. .'Издание Л. Ф. Пантелеева, 1897.-264с.(9изд).
  61. А.Я. Мир божий. Земля, воздух и вода. Книга для учащихся в начальных школах и в первых классах средних школ.-СПб:Издание Л. Ф. Пантелеева, 1912.-84с.(11 изд.)
  62. С.В. На пути к природе. Сборник тем для наблюдения животных и растений: Выпуск II. Методическая проработка тем для руководителей школьных кружков.-Л.: Сеятель, 1926.-111с.
  63. А.Д. Логика: Учеб. для пед.учеб. завед.-М.:Новая школа, 1995.-416с.
  64. Т.В. Логические приемы в составе методов обучения биологии: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-Красноярск, 1998.-163с.
  65. Д.П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике.-М. Просвещение, 1991 .-208с.
  66. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.-М.: Педагогика, 1977.-136с.
  67. М. Ботаническая экскурсия/ М. Григорьева.-М.- Л.: Детгиз, 1952.-48с.
  68. И.С. Формирование интеллектуальных умений в процессе преподавания биологии (У11-У1Пкл.):Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1995.-153с.
  69. М.С. Экология растений: Учеб. пособие для биол.спец.вузов.-М.: Высш.шк., 1983 .-190с.
  70. Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере.-М.: Агро-промиздат, 1988.-239с.
  71. .А., Гордиенко Г. И. Методика опытной работы в школе :Пособие для учителей сельск. школы.-2-е изд, перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1975.-127с.
  72. JI.H. Советы пионерам и школьникам по сельскому хозяйству / Библиотечка пионера «Знай и умей».- 2-е изд.- М.: Детгиз, 1962.-160с.
  73. Друзьям природы: Сборник.-М.: Молодая гвардия, 1965.-96с.
  74. Н.В., Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2001.-96с.
  75. А.Г., Гуленкова М. А. Биология.6 класс. Растения, бактерии, гри-бы:Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений.- М.:Дрофа, 1999.-304с
  76. Е.Н., Ильина Е. Я. Комнатные растения: Справочная книга для учителей." М.: Просвещение, 1968.-231с.
  77. В.И. Методология и методика дидактического исследования.-М.: Педагогика, 1982.-160с.
  78. Задания юным туристам-краеведам по выполнению общественно-полезной работы по зоологии и ботанике во время проведения экскурсий и походов в природу.- Челябинск: Б.и., 1979.-9с.
  79. Зак А. З. Различия в мышлении детей: Учеб.-метод. пособие / Рос. открытый ун-т.-М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992.-128с.
  80. Г. М. Опытно-практическая работа учащихся по лесоводству и лесоразведению :Пособие для учителей.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1976.-127с.
  81. Г. М. Школьные заказники: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1983 .-112с.
  82. А.Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии: Пособие для учителя, — М.: Просвещение, 1977.-207с.
  83. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1984.-160с.
  84. Н.Ф. В мире пресных вод. Наблюдения над жизнью животных и растений рек, прудов, озер и луж на воле и в аквариумах.-М.:И. Н. Кушнерев и К0,1915.-46с.
  85. Н.Ф. Живая природа в школе: Пособие к производству наблюдений над живой природой в школе и дома / Н. Ф. Золотницкий.-2-е изд., доп.-М.:Гиз, 1920.-222с.
  86. Зорина Т. Г. Школьникам о лесе.-2-е изд., доп. -М.: Лесная промышленность, 1971.-220с.
  87. В.Ф. Педагогические труды/ Под ред. Б. Е. Райкова.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-148с.
  88. .Г., Городецкая Н. А. Сельская школа и охрана природы :Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976.-143с.
  89. Использование средств обучения на уроках биологии / A.M. Розенштейн, Н. А. Пугал и др.- М.: Просвещение, 1989.-191с.
  90. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: Проблема приемов умственной деятельности.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-376с.
  91. Г. С., Мягкова А. Н. Методика обучения биологии:6−7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителей-М.: Просвещение, 1989.-224с.
  92. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.-М.: Педагогика, 1981.-200с.
  93. В. Учебник ботаники для средних учебных заведений: 4. III Анатомия и физиология растений / В. Капелькин, А.Флеров.-5-е изд., испр.-М.:М. и1. С. Сабашниковы, 1913.-87с.
  94. В. Учебник ботаники: 4. II Споровые растения / В. Капелькин, А.Флеров.-б-е изд.-М.: М. и С. Сабашниковы, 1922.-58с.
  95. С.А. Изготовление наглядных пособий по ботанике и основам дарвинизма в связи с практическими работами: Из опыта работы средней школы памяти В. И. Ленина / С. А. Кивотов.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1954.-47с.
  96. С.А. Практические занятия на школьном учебно опытном участке: Пособие для учащихся V-VI классов средней школы / С. А. Кивотов.-2-е изд,-М. .'Учпедгиз, 1957.-143с.
  97. Н.И., Пасечник В. В. Комнатные растения в школе-М.: Просвещение, 1986.-143с.
  98. Н.Д. Лабораторные занятия по ботанике в V классе/ Н. Д. Колчина, П.А.Завитаев-Под ред. Б. В. Всесвятского.-М.:Гос.НИИ школ НКП РСФСР, 1939.-84с.
  99. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое на-следие/Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.- М.:Педагогика, 1989.-416с.
  100. Концепция биологического образования в 12-летней школе (Проект) // Биология в школе.-2000.-№ 2.-с.8−11.
  101. Концепция образовательной области «Естествознание» в 12-летней школе (Проект) // Биология в школе.-2000.-№ 2.-с.З-8.
  102. Концепция содержания общего среднего образования: Рекомендации по формированию нового содержания/ В. М. Монахов, В. В. Фирсов, Е. К. Стаут и др.- АПН СССР, НИИ общего среднего образования.- М., 1991 .-58с.
  103. В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 67 кл.сред.шк.-22-е изд.- М.: Просвещение, 1990 г.-256с.
  104. Краткий справочник преподавателя естествознания /Под общей ред. П. И. Боровицкого.-З-е изд., испр. и доп.-Л.:Учпедгиз, 1955.-759с.
  105. В.И. Уроки ботаники.-М.: Просвещение, 1991.-191 с.
  106. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллин: «Валгус», 1980.-334с.
  107. В.В. Методика использования природных условий города в обучении ботанике и зоологии.-Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02.-Л., 1983.-221с.
  108. В.В. Природное окружение школы в преподавании биологии в VI-VIII классах: Методические рекомендации.-Челябинск, 1992.-205с.
  109. В.В. Формирование и развитие интереса к биологии в средней школе //Воспитание любви к природе.-Челябинск, 1987.-С. 4−23.
  110. М.М. Влияние внеурочных наблюдений и опытов по ботанике на качество знаний учащихся (V класс).- Дис.канд.пед.наук / АПН РСФСР.-М., 1963.-242с.
  111. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Политиздат, 1977.-304с.
  112. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2тг./ Под ред. В .В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1983 .-Т.2.-1983.-318с.
  113. Д.О. Ян Амос Коменский.- М.:Педагогика, 1970.-440с.
  114. С.В. Использование живых растений в школьном курсе ботаники в зимнее время / С. В .Луговая // По мичуринскому пути: Сб. статей о перестройке преподавания биологии в школах Ленинграда /Под ред. Н. М. Верзилина.-М., 1951.-С.60−72.
  115. К.Г. Внеурочные работы учащихся по ботанике в уголках живой природы (V класс) / К. Г. Макарова // Внеурочные работы учащихся по ботанике и зоологии в живом уголке и на учебно опытном участке /Под ред. Н. М. Верзилина.-М., 1952.-С. 10−76.
  116. К.Г. Домашние работы по ботанике в 5 классе: Из опыта работы учителя / К. Г. Макарова.-2-е изд., испр. и доп.-Л.: Учпедгиз, 1957.-68 с.
  117. К.Г. Новые внеурочные работы по ботанике / К. Г. Макарова // По мичуринскому пути: Сб. статей о перестройке преподавания биологии в школах Ленинграда/Под ред. Н. М. Верзилина.-М., 1951.-С.73−80.
  118. П.И. Живые объекты по естествоведению и где их достать // Естествоведение и наглядное обучение.-1910.-№ 7.- с. 444−448.
  119. П.И. Знакомство с жизнью растений путем наблюдений и опытов.-3-е изд., с доп. и изм.-М.: Сотрудник школ, 1913.-93с.
  120. П.И. На экскурсию. Знакомство с природой путем наблюдений и опытов.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Сотрудник школ, 1911.-188с.
  121. Э. М. Дидактические функции межпредметных связей в формировании у учащихся естественно-научных понятий: Дис. д-ра пед наук.-Бишкек, 1991.-3 86с.
  122. Г. Г., Маш Р.Д., Михеева М. Я. Методика проведения факультативных занятий по биологии: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1977.-275с.
  123. М.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е. Д. Божович. -М.:Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 1998.-448с (Серия „Психологи отечества“).
  124. Методика работы с учащимися на школьном учебно опытном участке / Под ред. Н. М. Верзилина. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-686с.
  125. Методика обучения ботанике / Под ред. Н. В. Падалко и В. Н. Федоровой -М.: Просвещение, 1982.-287с.
  126. Методика преподавания факультативных курсов по биологии / А. Г. Хрипкова, Г. Г. Манке, Р. Д. Маш, М. Я. Михеева, А. Н. Мягкова.-М.: Просвещение, 1981.-174 с.
  127. М.Т. Значение формирования учебных приемов в усовершенствовании ботанических знаний: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1974.- 166с.
  128. Мир родной природы: Рекомендации для учителей биологии, старших вожатых пионерских лагерей, работников клубов по месту жительства.-Челябинск:Б.и., 1989.-11с.
  129. И.С. Строение растений в связи с условиями жизни:Учеб пособие для студентов-заочников биол. фак. пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.:Просвещение, 1977.-103с.
  130. Г. Ботанические опыты без приборов/ Г. Молиш- Пер. Н.В. Якушки-на-Под.ред. Т. А. Красносельской.-М. :У чпедгиз, 1941.-164с.
  131. Мониторинг достижений учащихся. Результаты эксперимента. // Биология в школе.-№ 3.- 2004.- с.23−29.
  132. В.Ф. Формирование системы умений в процессе обучения ботанике: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1986.-176с.
  133. Г. М. Пути совершенствования современного урока биологии: Учебное пособие.-Уфа:Б.И., 1976.-92с.
  134. В.Ф. Животные и растения в уголках живой природы: Руководство ксодержанию, уходу и наблюдению в школьной лаборатории.-2-е изд.-Л.:Гиз, 1926.-188с.
  135. Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вуз.: В 3 кн.-3-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-632с.
  136. Л.Н. Ботаника: Учебник для среднего возраста.-3-е изд.-Берлин Госиздат РСФСР, 1923.-124с.
  137. Л.Н. Жизнь растения в простейших опытах .-3-е изд.-СПб.: М.А. Без-сонов, 1912.-64с.
  138. Никонов Л. Н. Практические занятия по ботанике в школе и в природе.-М.:Изд-во т-ва И. Д. Сытина, 1912.-168с.
  139. Л.В. Методика рационального использования учебного комплекса в обучении ботаники.- Дис.канд.пед.наук / Новокузнецкий госуд-й пед. ин-т.-Новокузнецк, 1988.-177с.
  140. А.А. Комнатное растениеводство методом водных культур: Пособие для учителя средней школы / А. А. Новоселов.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Учпедгиз, 1959.-112с.
  141. Г. С. Опыты и наблюдения над растениями :Пособие для учителей.-М. :Просвещение, 1976.-176с.
  142. О повышении качества обучения в V-X классах: О преодолении формализма в учебной работе средней школы: Методические указания/Под ред. Н.Г. Кушко-ва.-Л.:Б. и, 1945.-40с.
  143. О проблемах и перспективах развития естественно математического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Биология в школе.-№ 5.- 1999.- с. 17−20.
  144. О проекте базисного учебного плана // Биология в школе.-2003.-№ 6.-С.4.
  145. О результатах проведения единого государственного экзамена по биологии в 2002 г. // Биология в школе.-№ 1.- 2003.- с.20−26.
  146. Об образовании: (Закон Российской федерации).-3-е изд.-М. :ИНФРА-М, 2001.-(Федеральный закон).- 52с.
  147. Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования // Биология в школе.-1998.-№ 4.-с.36−38.
  148. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон Российской Федерации от 10 апреля 2000 г., № 51-ФЗ. // Официальные документы в образовании.-2000.-№ 8.-с.5−75.
  149. Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов 1994—1995 гг.-М.: Новая школа, 1994.-256с.
  150. Общие вопросы методики преподавания факультативных курсов по биологии в средней школе А. Г. Хрипкова, Г. Г. Манке, Р. Д. Маш, М. Я. Михеева. -М.: Просвещение, 1975.
  151. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования // Биология в школе.-1999.-№ 6.-с.20−25.
  152. К.Е. Власть человека над жизнью растений.-М.: Просвещение, 1965.-120с.
  153. В. Жизнь растения в опытах/ Пер. с англ. В. А. Бриллиант и Е. Р. Гюббенет.-5-е изд., с пред., закл. и под ред. В. Л. Комарова. -М.-Л.:Сельхозгиз, 1935.-351с.
  154. Отношение школьников в природе: (Педагогическая наука-реформе школы) / Под ред. И. Д. Зверева, И.Т. Суравегиной- Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения АПН СССР.-М.:Педагогика, 1988.-128с.
  155. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии/ Сост. В. С. Кучменко.-2-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2000.-96с.
  156. Н.В. Практические занятия на школьном учебно опытном участке: (5−6кл.): Пособие для учителей средней школы.-2-е изд.-М.:Учпедгиз, 1957.-272с.
  157. М. А. Клинковская Н.И., Милованова Е. С. Учебно- опытная работа на пришкольном участке .'Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1974.272с.
  158. В.В. Биология.бкл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобра-зоват. учеб. заведений.-3-е изд.-М.:Дрофа, 1999.-272с.
  159. В.В. Из жизни зеленого мира: Пособие для учащихся .-2-е изд.-М. Просвещение, 1982.-127с.
  160. По мичуринскому пути: Сб. статей о перестройке преподавания биологии в школах Ленинграда/Под ред. Н. М. Верзилина.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.-335с.
  161. В. В. Избранные педагогические труды/ Под ред. Б. Е. Райкова.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-132с.
  162. В. В. Практические занятия по ботанике.-М.-Пг., 1923.-82с.
  163. В. В.Учебник ботаники: для средних учебных заведений и самообразования. 4.1. Строение и жизнь растений.-М., 1919.-194с.
  164. И.И. Ботанические экскурсии:Пособие для учителей / И.И. Полян-скищПод ред. П. И. Боровицкого.- 3-е изд., испр., доп.-М.: Просвещение, 1968.-297с.
  165. И.И. Избранные педагогические труды/Под ред. и с прим. Б. Е. Райкова.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1962.-175с.
  166. И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии. Учебное пособие.-Л., 1979.-87с.
  167. И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1978.-207с.
  168. И.Н., Корнилова О. А., Кучменко B.C. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Науч.ред.проф. И. Н. Пономарева.- М.:Вентана Граф, 2000.-224с.
  169. Н.В. Фенологические наблюдения в школе: Пособие для учителей.-2-е изд., испр.-М.: Учпедгиз, 1953.-216с.
  170. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников.-М.: Педагогика, 1989.-152с.
  171. А.С. Летняя работа по ботанике на пришкольном участке / А. С. Потапович // По мичуринскому пути: Сб. статей о перестройке преподавания биологии в школах Ленинграда/Под ред. Н. М. Верзилина.-М., 1951.-С.98−122.
  172. Природа и труд. (Природоохранительное воспитание учащихся в процессе обучения географии и биологии) :Пособие для учителей / Под ред. проф. А. А. Шибанова.- М.: Просвещение, 1977.-128с.
  173. Проблемы биологического образования на современном этапе // Биология в школе.-№ 2.- 1999.- с.26−29.
  174. Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в XXI веке: Материалы Всеросс. научно-практической конференции 17−21 сентября 2001 г.-С. 11 -14.
  175. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5−11 кл.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2000.-224с.
  176. Программы кружков „Юные экологи-краеведы“, „Туристы- экологи“, „Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке“ учителей географии и биологии (VI-VIII классы).-М.:Б.и., 1991.-40с.
  177. Программы факультативных курсов по биологии // Биология в школе.- 1976.-№ 4.-С. 63 84.
  178. Н. А., Розенштейн А. М. Кабинет биологии. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1983.-159с.
  179. Н.А. Создание и использование системы средств обучения биологии в общеобразовательной школе.-Дис. .доктора пед.наук.-М., 1994.-403с.
  180. В.А. Вопросы развития логического мышления (учебно- методическое пособие для слушателей педагогического факультета и преподавателей сельскохозяйственных техникумов).-М., 1974.-82с.
  181. И.Г. Способы взаимодействия интеллектуальных и практических умений в процессе развития творческого мышления учащихся: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-Тобольск, 2000.-184с.
  182. Н.И. О наглядности при преподавании естественной истории, преимущественно ботаники // Материалы по вопросам преподавания естествознания в средней и низшей школе.-М., 1884.-с.53−59.
  183. .Е. Пути и методы натуралистического просвещения.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1960.-488с.
  184. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы исследованияличности: Учебное пособие.-2-е изд. испр.-М.Московский психолого- социальный институт: Флинта, 2000.-264с.
  185. Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988.-319с.
  186. Рекомендации по организации работы штаба „Охрана природы“: Для организаторов внеклассной работы, учителей биологии.-Челябинск:Б.и., 1979.-22с.
  187. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-3-е изд.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.-480с.
  188. В.А. Цветоводство в школе: Пособие для учителей.-4-е изд., испр. и доп.-М.:Просвещение, 1974.-256с.
  189. A.M. Самостоятельные работы учащихся по ботанике :Пособие для учителей М.: Просвещение, 1977.-112с.
  190. C.JI. О мышлении и путях его исследования.-М.:Изд-во АН СССР, 1958.-148с.
  191. Самостоятельные работы учащихся по биологии .-Пособие для учителя / Е. П. Бруновт, Г. С. Калинова, А. Е. Богоявленская и др.- М.: Просвещение, 1984.-160с.
  192. Сборник нормативных документов. Биология / Сост.Э. Д. Днепров, А.Г. Ар-кадьев.-М.: Дрофа, 2004.-172с.
  193. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /М.В.Душин, В. Н. Куров.-Ярославль: „Академия развития“, 1997,-192с.
  194. В. П. Педагогический эксперимент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Педагогическое общество России, 1999.-430с.
  195. А.В. Моя работа с юннатами.-М.: Молодая гвардия, 1960.-100с.
  196. А.В. Упрямые башмачки:Научно-художественная лит-ра.-М.: Дет.лит., 1979.-158с.
  197. Н.Ф. К проблеме формирования умственных действий // Вопросы психологии.- 1960.-№ 4.-С 133−140.
  198. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1975.-343с.
  199. Н.Ф. Формирование начальных понятий и развитие логического мышления учащихся //Начальная школа.-1970.-№ 1.-С. 72−76.
  200. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя.-М.:Просвещение, 1988.-175с.
  201. Д.Ф. Уголки природы в начальной школе/ Д. Ф. Тамицкий, А. А. Шибанов, К. П. Ягодовский.-М.:Учпедгиз, 1940.-228с.
  202. К.А. Сочинения.-М.: Сельхозгиз, 1937−1939."Жизнь растений».
  203. М.П. Занимательные опыты с растениями.-М.: Учпедгиз, I960.-123с.
  204. Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Пособие для учащихся 6−7 классов общеобразоват. учреждений.- М.: Мнемозина, 1998.-272с.
  205. Д.И. Задачи и упражнения на уроках ботаники // Сб. Изучение природы в школе / Под ред.Н. М. Верзилина.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959.-С.51−56.
  206. Д.И. Кабинет биологии. Пособие для учителей (из опыта работы). -М.: Просвещение, 1976.-142с.
  207. Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: Пособие для учителей.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1979.-144с.
  208. Д. И. Клинковская Н.И. Школьный учебно опытный участок и организация работы на нем // Школа и производство.-1985.-№ 4.-с.ЗЗ-Зб.
  209. Д.И. Книга для чтения по ботанике: Пособие для учащихся.- / Сост. Д. И. Трайтак. М.: Просвещение, 1978.-271с.
  210. Д.И. Методика заготовки посевного и посадочного материала для школьных учебно опытных участков // Школа и производство.-1984.-ЖЗ.-с.15−17.
  211. Д.И. Практическая направленность обучения ботанике: Пособие для учителя.-2-е изд., испр. -М.:Просвещение, 1980.-144с.
  212. Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования.-М.: Мнемозина, 2002.-304с.
  213. Д.И. Проблемы трудового обучения и воспитания учащихся // Биология в школе.-1989.-№ 2.-с.25−28.
  214. Д.И. Развитие интереса учащихся к ботанике // Сб. Развитие интересаучащихся к природе и сельскому хозяйству/ Под ред. В. М. Корсунской.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1957.-е. 14−22.
  215. Д.И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. М.:Педагогика, 1975.-72с.
  216. Д.И., Трайтак. Н. Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений.- М.:Мнемозина, 2000.-240с.
  217. Д.И., Трайтак. Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, грибов, лишайников: Пособие для учащихся 6−7 классов общеобраз. уч-режд.- М.:Мнемозина, 1998.-160с.
  218. И.И. Курс природоведения: Ч. П Растение и его жизнь.-Новое пе-рераб. изд.-М.-Петроград: Госиздат, 1923.-212с.
  219. Уголки живой природы: Сб. статей/ Под ред. В. А. Герда, С. А. Петрова.-JI. :Брокгауз-Ефрон, 1926.-142с.
  220. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения .-М.:Педагогика, 1986−176с.
  221. А.В., Беликов В.А.Учись самостоятельно учиться. Учебное пособие для учащихся школы.-Челябинск-Магнитогорск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1997.-123с.
  222. Г. А. Методика организации усвоения научных фактов на основе связи биологии и сельскохозяйственного труда: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1986.-17с.
  223. Н.А. Уголки природы в школе. Из практики преподавателя естество-ведения.-М.: Н. А Флеров, 1915.-72с.
  224. Н.А. Школьный садик под крышей. Уголок живого растения в школе / Н. А. Флеров.-М.:Работник просвещения, 1929.-147с.
  225. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.-136с.
  226. Фридман J1.M. Психология воспитания. Кн. для всех, кто любит детей.-М.: ТЦ «Сфера», 2000.-208с.
  227. В.Г., Пономаренко С. Ф. Практикум по курсу общей ботаники.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Агропромиздат, 1989.-416с.
  228. Цал Е. Я. Работа по ботанике на школьных учебно опытных участках / Е. Я. Цал // Внеурочные работы учащихся по ботанике и зоологии в живом уголке и на учебно — опытном участке /Под ред. Н. М. Верзилина.-М., 1952.-С.77−146.
  229. А.И. Опытническая работа по генетике и селекции в процессе обучения биологии// Биология в школе.-1976.-№ 4,-с.31−33.
  230. О. Полный курс ботаники/ Пер. с нем. С.П.Кублицкой-Пиотух- Под ред. и с дополн. А. Г. Генкеля.-СПб.:Вестник знания, 19Ю.-288с.
  231. Г. Н. Развитие интеллектуальных умений учащихся в образовательном процессе: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-Томск, 2001.-177с.
  232. С.В. Опытническая работа учащихся на учебно-опытном участ-ке:Пособие для учителей.- М.:Просвещение, 1971.-207с.
  233. К.П. Вопросы общей методики естествознания/ Под ред. М. Н. Скаткина.-М.:Учпедгиз, 1954.-276с.
  234. К.П. Работы по естествознанию:Ч. П. Растения: Книга для учени-ка.-2-е изд.-JI.: Гиз, 1924.-61с.
  235. Ягодовский К. П. Живой уголок в школе и дома. Растения. М.: Л.: Госиздат, 1927.-182с.
  236. Ягодовский К. П. Уроки по естествознанию: Опыт методического руководства для учителя: Ч.1.и II.- 3-е изд.-М.-Петроград: Гиз, 1923.-256с.
Заполнить форму текущей работой