Методика использования живых растительных объектов в процессе обучения биологии в VI классе в основной школе
Диссертация
Выполненное диссертационное исследование, направленное на изучение проблемы использования живых растительных объектов в обучении биологии позволило выявить существенные противоречия. Заключаются они в том, что одна из основных задач современной школы состоит в необходимости формирования системы биологических понятий, между тем в массовой практике обучения учащихся не учитывается основная… Читать ещё >
Содержание
- ВведениеЗ
- Глава 1. Проблема использования живых растительных объектов в педагогической теории и практике отечественной школы.c.l
- 1. 1. Применение живых растительных объектов в преподавании естествознания в XVIII — XIX веке. с
- 1. 2. Методика использования живых объектов растительного мира в преподавании биологии в первой половине XX века
- 1. 3. Основные направления в методике использования живых объектов растительного мира в преподавании биологии во второй половине
- XX. века
- Глава 2. Методика ользования живых рительных объектов в различных формах организации обучения ввременных овиях работы школы
- 2. 1. Состояние проблемы использования живых растительных объектов в проце обучения биологии в мовой практикевременной школы
- 2. 2. Методика использования живых растительных объектов в комплексном сочетании урокадомашней и внеурочной формами учебной работы
- 2. 3. Методика использования живых растительных объектов в экскурсионной форме обучения
- 2. 4. Организация работы с живыми растительными объектами при комплексном ользовании различных форм обучения
- Глава 3. Методика проведения и результаты педагогичого эеримента
- 3. 1. Задачи и методика проведения педагогичого эеримента
- 3. 2. Анализ результатов педагогичого эеримента
Список литературы
- Азбука туриста-эколога: Методические рекомендации для руководителей кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы- экологи», «Юные экологи», «Охрана природы», учителей географии и биологии (V1.VIII классы).-М.:Б.и., 1991.-111с.
- Анастасова Л.П., Клепинина З. А., Трайтак Д. И. Обучение учащихся обобщениям на уроках природоведения, ботаники и общей биологии. Пособие для учителя/под ред. Д. И. Трайтака.-М.:НИИ школ МП РСФСР, 1981.-80с.
- Анисимова B.C., Бровкина Е. Т., Мягкова А. Н. Политехническое образование и профориентации в преподавании биологии: Метод пособие для учителейю-М.: Просвещение, 1982.-192с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических ис-следований.-М. :Педагогика, 1982.-192с.
- Баранчикова Л. А. Трудовая деятельность младших школьников как средство формирования экологических знаний и умений: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1999.-18с.
- Бекетов А.Н. О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях // Журнал МНПР.-1863.-№ 12.- с.198−220с.
- Белов И.Г., Корчагина В. А. Уроки ботаники в 5−6 классах: пособие для учите-лей.-М.: Просвещение, 1974.-264с.
- Беседина JI.A. Формирование биолого-экологических знаний учащихся на базе учебно опытного участка: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1998.-18с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика, 1989.-192с.
- Бинас А.В. О методике учебного эксперимента по ботанике// Биология в шко-ле.-1973.-№ 5.-С.36.
- Биологические экскурсии: Книга для учителя/ И. В. Измайлов, В. Е. Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина.- М.: Просвещение, 1983.-224с.
- Биологический эксперимент в средней школе (V-VIII классы)/ П. И. Боровицкий, А. А. Быстров, А. В. Гриб и др.-Под ред. Ю. И. Полянского.-Л.:Учпедгиз, 1939.-316с.
- Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др.- М.: Просвещение, 1990.-192 с.
- Биология: Врем.гос.образоват.стандарт: Общ.сред.образование: Проект (2-я ред.) / Авт. Хрипкова А. Г. и др.- Науч. ред. Леднев В.С.-М.:Б.и., 1993.-50с.
- Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6−7 кл. общеобра-зоват. учеб. заведений / Т. И. Серябрякова, А. Г. Еленевский, М. А. Гуленкова и др.- М.: Просвещение, 1994.- 224с.
- Блинкин С.А. Вторжение в тайны невидимок:Пособие для учащихся.-М.: Просвещение, 1971.- 255с.
- Богданова Т.Л. Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш.шк., 1991.-350с.
- Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии.-1969.-№ 2.-С. 25−38.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.-М.:Педагогика, 1959.-347с.
- Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать.-М.:Знание, 1981 .-96с.
- Боровицкий П.И. Методика преподавания биологии/П.И. Боровицкий, П. Ф. Винниченко, ДЛ. Крамаров и др.-Под общ.ред. П. И. Боровицкого.-2-е изд., перераб.-М.:Высшая школа, 1962.-336с.
- Боровицкий П.И. Наблюдения и опыты по ботанике в средней школе: Пособие для учителя.- Л.: Учпедгиз, 1955.-196с.
- Боровская Л.А. Натуралистическая работа в ученических производственных бригадах как средство связи биологии с сельскохозяйственным трудом школь-ников.-Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1985.-18с.
- Ботаника:Морфология и анатомия растений: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец./А.Е.Васильев, Н. С. Воронин, А. Г. Еленевский и др.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1988.- 480с.
- Боч Г. Н. Практические занятия по ботанике: Книга для учащихся / Г. Н. Боч.-М.-Л.:Гиз, 1929.-156с.
- Бочаров С.Е. Работа с лекарственными растениями в школе: Пособие для учителей/ С. Е. Бочаров, Ю. В. Рычин.-М.:Учпедгиз, 1956.-116с.
- Бруновт Е.П., Анисимова B.C. Умственные операции в учебном процессепредварительные итоги педагогического эксперимента) // Биология в школе.-1971.-№ 1.-С.21−29.
- Бруновт Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся: На материале учебного предмета биологии (методическое исследование) — Науч.-исслед.ин-т содержания и методов обучения АПН СССР .-М.:Педагогика, 1981.-72с.
- Будилова Е.А. Учение И.М.Сеченова об ощущении и мышлении / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн.-М.: Изд-во АН СССР, 1954.-207с.
- Вагин А.А. Работа биолога в пионерском лагере: Пособие для учителей средней школы, — М.:Учпедгиз, 1959.-120с.
- Васильева Е.В., Горбунова Т. В., Кашина Л. И. Эксперимент по физиологии растений в средней школе: Пособие для учителей.-М.:Просвещение, 1978.-112с.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева.-М.: Просвещение, 1988.-239с.
- Величева З.М. Ботанические опыты в уголке живой природы // Биология в школе.-1979.-№ 6.-с35−36.
- Верзилин Н. М. Внеклассная работа по ботанике/ Под ред. Н. М. Верзилина / Внеклассная работа по биологии. Выпуск I. Факультет естествознания.-Л.:ЛГИУУ, 1940.- 150с.
- Верзилин Н. М. Диалектико материалистические основы преподавания ботаники // Природа и школа: Сборник методических материалов в помощь учителям биологии/ Под ред. Н. М. Верзилина. -1946.-№ 5.-е. 1−10.
- Верзилин Н. М. Как преподавать ботанику: Краткое методическое пособие.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-360с.
- Верзилин Н. М. Наглядность в преподавании ботаники // Научно — методические записки факультета естествознания.-Т. 1.- /Под ред. Н. М. Верзилина.-Л.:ЛГИУУ, 1939.-с.5−36.
- Верзилин Н. М. О введении новых живых объектов в преподавание ботаники // Материалы совещания преподавателей биологии.-М.:Учпедгиз, 1935.-с.37−39.
- Верзилин Н. М. Опыты с растениями в живом уголке средней школы: Пособиедля преподавателей ботаники и биологии.-М.- Л.:Учпедгиз, 1937.-176с.
- Верзилин Н. М. Основы методики преподавания ботаники. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.-819 с.
- Верзилин Н. М. Педагогические принципы организации школьного учебного участка // Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974.-е. 187−195.
- Верзилин Н. М. Практика преподавания ботаники в средней школе: Методические материалы в помощь учителю биологии.-Л.: Леноблоно, 1938.-228с.
- Верзилин Н. М. Природа как источник воспитания // Обучение и воспитание в школе. Л., 1946.-е. 123−137.
- Верзилин Н.М. Внеурочные работы учащихся и их место в системе преподавания биологии /Н.М.Верзилин // Внеурочные работы учащихся по ботанике и зоологии в живом уголке и на учебно опытном участке /Под ред. Н. М. Верзилина.-М., 1952.-С.З-9.
- Верзилин Н.М. Новый этап развития советской методики преподавания биологии /Н.М.Верзилин // По мичуринскому пути: Сб. статей о перестройке преподавания биологии в школах Ленинграда /Под ред. Н. М. Верзилина.- М., 1951.-С.5−24.
- Верзилин Н.М. По садам и паркам мира: Для сред, и старш. возраста. -Л.: Дет-гиз, 1961.-399с.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: Для учащихся сред, и ст. шк. возраста.-М. :Просвещение, 1994.-218с.
- Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.-М., Л.: Детгиз, 1951.-347с.
- Верзилин Н.М. Растения в жизни человека: Для сред, возраста.-2-е изд., испр. идоп.-Л.: Детгиз, 1954.-192с.
- Верзилин Н.М., Корсунская В. М. Лес и жизнь.-Л.:Дет. лит., 1966.-287с.
- Верзилин Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол.фак.пед.ин-ов.-М.: Просвещение, 1976.-384с.
- Внеурочные работы учащихся по ботанике и зоологии в живом уголке и на учебно опытном участке /Под ред. Н. М. Верзилина.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.-243с.
- Всесвятский Б.В. Рабочая книга по естествознанию:Шестой год обучения в городской школе/ Б. В. Всесвятский, В. Н. Вучетич, С. И. Исаев и др.- Под общ. ред. Б. В. Всесвятского и Б. В. Игнатьева.-4-е изд., испр.-М.-Л.:Гиз, 1931.-240с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка: Психолог, очерк/ Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии.-М., 1966.-С. 236−277.
- Гексли Т. Практические занятия по зоологии и ботанике / Т. Гексли, Г. Мартин- Пер. И. А. Петровского, П. П. Сушкина, Н. К. Кольцова.-М.:И. Д. Сытин, 1902.-762с.
- Генкель А. Тридцать простейших опытов по физиологии растений.-3-е изд., испр. и доп.-СПб.:Э. И. Блэк, 1911.-64с.
- Генкель П.А. Физиология растений: Учебное пособие по факультатив, курсу для IX кл.-3-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1985.-175с.
- Герд А .Я. Избранные педагогические труды.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1953.-206с.
- Герд А.Я. Краткий курс естествоведения.-СПб. .'Издание Л. Ф. Пантелеева, 1897.-264с.(9изд).
- Герд А.Я. Мир божий. Земля, воздух и вода. Книга для учащихся в начальных школах и в первых классах средних школ.-СПб:Издание Л. Ф. Пантелеева, 1912.-84с.(11 изд.)
- Герд С.В. На пути к природе. Сборник тем для наблюдения животных и растений: Выпуск II. Методическая проработка тем для руководителей школьных кружков.-Л.: Сеятель, 1926.-111с.
- Гетманова А.Д. Логика: Учеб. для пед.учеб. завед.-М.:Новая школа, 1995.-416с.
- Голикова Т.В. Логические приемы в составе методов обучения биологии: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-Красноярск, 1998.-163с.
- Горский Д.П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике.-М. Просвещение, 1991 .-208с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.-М.: Педагогика, 1977.-136с.
- Григорьева М. Ботаническая экскурсия/ М. Григорьева.-М.- Л.: Детгиз, 1952.-48с.
- Дашкевич И.С. Формирование интеллектуальных умений в процессе преподавания биологии (У11-У1Пкл.):Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1995.-153с.
- Двораковский М.С. Экология растений: Учеб. пособие для биол.спец.вузов.-М.: Высш.шк., 1983 .-190с.
- Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере.-М.: Агро-промиздат, 1988.-239с.
- Доспехов Б.А., Гордиенко Г. И. Методика опытной работы в школе :Пособие для учителей сельск. школы.-2-е изд, перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1975.-127с.
- Дроздов JI.H. Советы пионерам и школьникам по сельскому хозяйству / Библиотечка пионера «Знай и умей».- 2-е изд.- М.: Детгиз, 1962.-160с.
- Друзьям природы: Сборник.-М.: Молодая гвардия, 1965.-96с.
- Дубинина Н.В., Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2001.-96с.
- Еленевский А.Г., Гуленкова М. А. Биология.6 класс. Растения, бактерии, гри-бы:Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений.- М.:Дрофа, 1999.-304с
- Журкова Е.Н., Ильина Е. Я. Комнатные растения: Справочная книга для учителей." М.: Просвещение, 1968.-231с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.-М.: Педагогика, 1982.-160с.
- Задания юным туристам-краеведам по выполнению общественно-полезной работы по зоологии и ботанике во время проведения экскурсий и походов в природу.- Челябинск: Б.и., 1979.-9с.
- Зак А. З. Различия в мышлении детей: Учеб.-метод. пособие / Рос. открытый ун-т.-М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1992.-128с.
- Заровный Г. М. Опытно-практическая работа учащихся по лесоводству и лесоразведению :Пособие для учителей.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1976.-127с.
- Заровный Г. М. Школьные заказники: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1983 .-112с.
- Захлебный А.Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии: Пособие для учителя, — М.: Просвещение, 1977.-207с.
- Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1984.-160с.
- Золотницкий Н.Ф. В мире пресных вод. Наблюдения над жизнью животных и растений рек, прудов, озер и луж на воле и в аквариумах.-М.:И. Н. Кушнерев и К0,1915.-46с.
- Золотницкий Н.Ф. Живая природа в школе: Пособие к производству наблюдений над живой природой в школе и дома / Н. Ф. Золотницкий.-2-е изд., доп.-М.:Гиз, 1920.-222с.
- Зорина Т. Г. Школьникам о лесе.-2-е изд., доп. -М.: Лесная промышленность, 1971.-220с.
- Зуев В.Ф. Педагогические труды/ Под ред. Б. Е. Райкова.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-148с.
- Иоганзен Б.Г., Городецкая Н. А. Сельская школа и охрана природы :Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976.-143с.
- Использование средств обучения на уроках биологии / A.M. Розенштейн, Н. А. Пугал и др.- М.: Просвещение, 1989.-191с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: Проблема приемов умственной деятельности.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-376с.
- Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Методика обучения биологии:6−7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителей-М.: Просвещение, 1989.-224с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.-М.: Педагогика, 1981.-200с.
- Капелькин В. Учебник ботаники для средних учебных заведений: 4. III Анатомия и физиология растений / В. Капелькин, А.Флеров.-5-е изд., испр.-М.:М. и1. С. Сабашниковы, 1913.-87с.
- Капелькин В. Учебник ботаники: 4. II Споровые растения / В. Капелькин, А.Флеров.-б-е изд.-М.: М. и С. Сабашниковы, 1922.-58с.
- Кивотов С.А. Изготовление наглядных пособий по ботанике и основам дарвинизма в связи с практическими работами: Из опыта работы средней школы памяти В. И. Ленина / С. А. Кивотов.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1954.-47с.
- Кивотов С.А. Практические занятия на школьном учебно опытном участке: Пособие для учащихся V-VI классов средней школы / С. А. Кивотов.-2-е изд,-М. .'Учпедгиз, 1957.-143с.
- Клинковская Н.И., Пасечник В. В. Комнатные растения в школе-М.: Просвещение, 1986.-143с.
- Колчина Н.Д. Лабораторные занятия по ботанике в V классе/ Н. Д. Колчина, П.А.Завитаев-Под ред. Б. В. Всесвятского.-М.:Гос.НИИ школ НКП РСФСР, 1939.-84с.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое на-следие/Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.- М.:Педагогика, 1989.-416с.
- Концепция биологического образования в 12-летней школе (Проект) // Биология в школе.-2000.-№ 2.-с.8−11.
- Концепция образовательной области «Естествознание» в 12-летней школе (Проект) // Биология в школе.-2000.-№ 2.-с.З-8.
- Концепция содержания общего среднего образования: Рекомендации по формированию нового содержания/ В. М. Монахов, В. В. Фирсов, Е. К. Стаут и др.- АПН СССР, НИИ общего среднего образования.- М., 1991 .-58с.
- Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 67 кл.сред.шк.-22-е изд.- М.: Просвещение, 1990 г.-256с.
- Краткий справочник преподавателя естествознания /Под общей ред. П. И. Боровицкого.-З-е изд., испр. и доп.-Л.:Учпедгиз, 1955.-759с.
- Кузнецова В.И. Уроки ботаники.-М.: Просвещение, 1991.-191 с.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.-Таллин: «Валгус», 1980.-334с.
- Латюшин В.В. Методика использования природных условий города в обучении ботанике и зоологии.-Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02.-Л., 1983.-221с.
- Латюшин В.В. Природное окружение школы в преподавании биологии в VI-VIII классах: Методические рекомендации.-Челябинск, 1992.-205с.
- Латюшин В.В. Формирование и развитие интереса к биологии в средней школе //Воспитание любви к природе.-Челябинск, 1987.-С. 4−23.
- Левина М.М. Влияние внеурочных наблюдений и опытов по ботанике на качество знаний учащихся (V класс).- Дис.канд.пед.наук / АПН РСФСР.-М., 1963.-242с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Политиздат, 1977.-304с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2тг./ Под ред. В .В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1983 .-Т.2.-1983.-318с.
- Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский.- М.:Педагогика, 1970.-440с.
- Луговая С.В. Использование живых растений в школьном курсе ботаники в зимнее время / С. В .Луговая // По мичуринскому пути: Сб. статей о перестройке преподавания биологии в школах Ленинграда /Под ред. Н. М. Верзилина.-М., 1951.-С.60−72.
- Макарова К.Г. Внеурочные работы учащихся по ботанике в уголках живой природы (V класс) / К. Г. Макарова // Внеурочные работы учащихся по ботанике и зоологии в живом уголке и на учебно опытном участке /Под ред. Н. М. Верзилина.-М., 1952.-С. 10−76.
- Макарова К.Г. Домашние работы по ботанике в 5 классе: Из опыта работы учителя / К. Г. Макарова.-2-е изд., испр. и доп.-Л.: Учпедгиз, 1957.-68 с.
- Макарова К.Г. Новые внеурочные работы по ботанике / К. Г. Макарова // По мичуринскому пути: Сб. статей о перестройке преподавания биологии в школах Ленинграда/Под ред. Н. М. Верзилина.-М., 1951.-С.73−80.
- Мамаев П.И. Живые объекты по естествоведению и где их достать // Естествоведение и наглядное обучение.-1910.-№ 7.- с. 444−448.
- Мамаев П.И. Знакомство с жизнью растений путем наблюдений и опытов.-3-е изд., с доп. и изм.-М.: Сотрудник школ, 1913.-93с.
- Мамаев П.И. На экскурсию. Знакомство с природой путем наблюдений и опытов.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Сотрудник школ, 1911.-188с.
- Мамбетакунов Э. М. Дидактические функции межпредметных связей в формировании у учащихся естественно-научных понятий: Дис. д-ра пед наук.-Бишкек, 1991.-3 86с.
- Манке Г. Г., Маш Р.Д., Михеева М. Я. Методика проведения факультативных занятий по биологии: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1977.-275с.
- Менчинская М.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е. Д. Божович. -М.:Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 1998.-448с (Серия „Психологи отечества“).
- Методика работы с учащимися на школьном учебно опытном участке / Под ред. Н. М. Верзилина. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-686с.
- Методика обучения ботанике / Под ред. Н. В. Падалко и В. Н. Федоровой -М.: Просвещение, 1982.-287с.
- Методика преподавания факультативных курсов по биологии / А. Г. Хрипкова, Г. Г. Манке, Р. Д. Маш, М. Я. Михеева, А. Н. Мягкова.-М.: Просвещение, 1981.-174 с.
- Миленина М.Т. Значение формирования учебных приемов в усовершенствовании ботанических знаний: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1974.- 166с.
- Мир родной природы: Рекомендации для учителей биологии, старших вожатых пионерских лагерей, работников клубов по месту жительства.-Челябинск:Б.и., 1989.-11с.
- Михайловская И.С. Строение растений в связи с условиями жизни:Учеб пособие для студентов-заочников биол. фак. пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.:Просвещение, 1977.-103с.
- Молиш Г. Ботанические опыты без приборов/ Г. Молиш- Пер. Н.В. Якушки-на-Под.ред. Т. А. Красносельской.-М. :У чпедгиз, 1941.-164с.
- Мониторинг достижений учащихся. Результаты эксперимента. // Биология в школе.-№ 3.- 2004.- с.23−29.
- Морозова В.Ф. Формирование системы умений в процессе обучения ботанике: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1986.-176с.
- Муртазин Г. М. Пути совершенствования современного урока биологии: Учебное пособие.-Уфа:Б.И., 1976.-92с.
- Натали В.Ф. Животные и растения в уголках живой природы: Руководство ксодержанию, уходу и наблюдению в школьной лаборатории.-2-е изд.-Л.:Гиз, 1926.-188с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вуз.: В 3 кн.-3-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-632с.
- Никонов Л.Н. Ботаника: Учебник для среднего возраста.-3-е изд.-Берлин Госиздат РСФСР, 1923.-124с.
- Никонов Л.Н. Жизнь растения в простейших опытах .-3-е изд.-СПб.: М.А. Без-сонов, 1912.-64с.
- Никонов Л. Н. Практические занятия по ботанике в школе и в природе.-М.:Изд-во т-ва И. Д. Сытина, 1912.-168с.
- Нироева Л.В. Методика рационального использования учебного комплекса в обучении ботаники.- Дис.канд.пед.наук / Новокузнецкий госуд-й пед. ин-т.-Новокузнецк, 1988.-177с.
- Новоселов А.А. Комнатное растениеводство методом водных культур: Пособие для учителя средней школы / А. А. Новоселов.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Учпедгиз, 1959.-112с.
- Нога Г. С. Опыты и наблюдения над растениями :Пособие для учителей.-М. :Просвещение, 1976.-176с.
- О повышении качества обучения в V-X классах: О преодолении формализма в учебной работе средней школы: Методические указания/Под ред. Н.Г. Кушко-ва.-Л.:Б. и, 1945.-40с.
- О проблемах и перспективах развития естественно математического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Биология в школе.-№ 5.- 1999.- с. 17−20.
- О проекте базисного учебного плана // Биология в школе.-2003.-№ 6.-С.4.
- О результатах проведения единого государственного экзамена по биологии в 2002 г. // Биология в школе.-№ 1.- 2003.- с.20−26.
- Об образовании: (Закон Российской федерации).-3-е изд.-М. :ИНФРА-М, 2001.-(Федеральный закон).- 52с.
- Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования // Биология в школе.-1998.-№ 4.-с.36−38.
- Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон Российской Федерации от 10 апреля 2000 г., № 51-ФЗ. // Официальные документы в образовании.-2000.-№ 8.-с.5−75.
- Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов 1994—1995 гг.-М.: Новая школа, 1994.-256с.
- Общие вопросы методики преподавания факультативных курсов по биологии в средней школе А. Г. Хрипкова, Г. Г. Манке, Р. Д. Маш, М. Я. Михеева. -М.: Просвещение, 1975.
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования // Биология в школе.-1999.-№ 6.-с.20−25.
- Овчаров К.Е. Власть человека над жизнью растений.-М.: Просвещение, 1965.-120с.
- Остергаут В. Жизнь растения в опытах/ Пер. с англ. В. А. Бриллиант и Е. Р. Гюббенет.-5-е изд., с пред., закл. и под ред. В. Л. Комарова. -М.-Л.:Сельхозгиз, 1935.-351с.
- Отношение школьников в природе: (Педагогическая наука-реформе школы) / Под ред. И. Д. Зверева, И.Т. Суравегиной- Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения АПН СССР.-М.:Педагогика, 1988.-128с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии/ Сост. В. С. Кучменко.-2-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2000.-96с.
- Падалко Н.В. Практические занятия на школьном учебно опытном участке: (5−6кл.): Пособие для учителей средней школы.-2-е изд.-М.:Учпедгиз, 1957.-272с.
- Папорков М. А. Клинковская Н.И., Милованова Е. С. Учебно- опытная работа на пришкольном участке .'Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1974.272с.
- Пасечник В.В. Биология.бкл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобра-зоват. учеб. заведений.-3-е изд.-М.:Дрофа, 1999.-272с.
- Петров В.В. Из жизни зеленого мира: Пособие для учащихся .-2-е изд.-М. Просвещение, 1982.-127с.
- По мичуринскому пути: Сб. статей о перестройке преподавания биологии в школах Ленинграда/Под ред. Н. М. Верзилина.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.-335с.
- Половцев В. В. Избранные педагогические труды/ Под ред. Б. Е. Райкова.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-132с.
- Половцев В. В. Практические занятия по ботанике.-М.-Пг., 1923.-82с.
- Половцев В. В.Учебник ботаники: для средних учебных заведений и самообразования. 4.1. Строение и жизнь растений.-М., 1919.-194с.
- Полянский И.И. Ботанические экскурсии:Пособие для учителей / И.И. Полян-скищПод ред. П. И. Боровицкого.- 3-е изд., испр., доп.-М.: Просвещение, 1968.-297с.
- Полянский И.И. Избранные педагогические труды/Под ред. и с прим. Б. Е. Райкова.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1962.-175с.
- Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии. Учебное пособие.-Л., 1979.-87с.
- Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии: Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1978.-207с.
- Пономарева И.Н., Корнилова О. А., Кучменко B.C. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Науч.ред.проф. И. Н. Пономарева.- М.:Вентана Граф, 2000.-224с.
- Попов Н.В. Фенологические наблюдения в школе: Пособие для учителей.-2-е изд., испр.-М.: Учпедгиз, 1953.-216с.
- Поспелов Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников.-М.: Педагогика, 1989.-152с.
- Потапович А.С. Летняя работа по ботанике на пришкольном участке / А. С. Потапович // По мичуринскому пути: Сб. статей о перестройке преподавания биологии в школах Ленинграда/Под ред. Н. М. Верзилина.-М., 1951.-С.98−122.
- Природа и труд. (Природоохранительное воспитание учащихся в процессе обучения географии и биологии) :Пособие для учителей / Под ред. проф. А. А. Шибанова.- М.: Просвещение, 1977.-128с.
- Проблемы биологического образования на современном этапе // Биология в школе.-№ 2.- 1999.- с.26−29.
- Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в XXI веке: Материалы Всеросс. научно-практической конференции 17−21 сентября 2001 г.-С. 11 -14.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5−11 кл.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2000.-224с.
- Программы кружков „Юные экологи-краеведы“, „Туристы- экологи“, „Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке“ учителей географии и биологии (VI-VIII классы).-М.:Б.и., 1991.-40с.
- Программы факультативных курсов по биологии // Биология в школе.- 1976.-№ 4.-С. 63 84.
- Пугал Н. А., Розенштейн А. М. Кабинет биологии. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1983.-159с.
- Пугал Н.А. Создание и использование системы средств обучения биологии в общеобразовательной школе.-Дис. .доктора пед.наук.-М., 1994.-403с.
- Пузанов В.А. Вопросы развития логического мышления (учебно- методическое пособие для слушателей педагогического факультета и преподавателей сельскохозяйственных техникумов).-М., 1974.-82с.
- Пчелинцева И.Г. Способы взаимодействия интеллектуальных и практических умений в процессе развития творческого мышления учащихся: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-Тобольск, 2000.-184с.
- Раевский Н.И. О наглядности при преподавании естественной истории, преимущественно ботаники // Материалы по вопросам преподавания естествознания в средней и низшей школе.-М., 1884.-с.53−59.
- Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1960.-488с.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы исследованияличности: Учебное пособие.-2-е изд. испр.-М.Московский психолого- социальный институт: Флинта, 2000.-264с.
- Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988.-319с.
- Рекомендации по организации работы штаба „Охрана природы“: Для организаторов внеклассной работы, учителей биологии.-Челябинск:Б.и., 1979.-22с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-3-е изд.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-Кн. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.-480с.
- Родина В.А. Цветоводство в школе: Пособие для учителей.-4-е изд., испр. и доп.-М.:Просвещение, 1974.-256с.
- Розенштейн A.M. Самостоятельные работы учащихся по ботанике :Пособие для учителей М.: Просвещение, 1977.-112с.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования.-М.:Изд-во АН СССР, 1958.-148с.
- Самостоятельные работы учащихся по биологии .-Пособие для учителя / Е. П. Бруновт, Г. С. Калинова, А. Е. Богоявленская и др.- М.: Просвещение, 1984.-160с.
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост.Э. Д. Днепров, А.Г. Ар-кадьев.-М.: Дрофа, 2004.-172с.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /М.В.Душин, В. Н. Куров.-Ярославль: „Академия развития“, 1997,-192с.
- Симонов В. П. Педагогический эксперимент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Педагогическое общество России, 1999.-430с.
- Скрябина А.В. Моя работа с юннатами.-М.: Молодая гвардия, 1960.-100с.
- Смирнов А.В. Упрямые башмачки:Научно-художественная лит-ра.-М.: Дет.лит., 1979.-158с.
- Талызина Н.Ф. К проблеме формирования умственных действий // Вопросы психологии.- 1960.-№ 4.-С 133−140.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Изд-во МГУ, 1975.-343с.
- Талызина Н.Ф. Формирование начальных понятий и развитие логического мышления учащихся //Начальная школа.-1970.-№ 1.-С. 72−76.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя.-М.:Просвещение, 1988.-175с.
- Тамицкий Д.Ф. Уголки природы в начальной школе/ Д. Ф. Тамицкий, А. А. Шибанов, К. П. Ягодовский.-М.:Учпедгиз, 1940.-228с.
- Тимирязев К.А. Сочинения.-М.: Сельхозгиз, 1937−1939."Жизнь растений».
- Травкин М.П. Занимательные опыты с растениями.-М.: Учпедгиз, I960.-123с.
- Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Пособие для учащихся 6−7 классов общеобразоват. учреждений.- М.: Мнемозина, 1998.-272с.
- Трайтак Д.И. Задачи и упражнения на уроках ботаники // Сб. Изучение природы в школе / Под ред.Н. М. Верзилина.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959.-С.51−56.
- Трайтак Д.И. Кабинет биологии. Пособие для учителей (из опыта работы). -М.: Просвещение, 1976.-142с.
- Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: Пособие для учителей.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1979.-144с.
- Трайтак Д. И. Клинковская Н.И. Школьный учебно опытный участок и организация работы на нем // Школа и производство.-1985.-№ 4.-с.ЗЗ-Зб.
- Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Пособие для учащихся.- / Сост. Д. И. Трайтак. М.: Просвещение, 1978.-271с.
- Трайтак Д.И. Методика заготовки посевного и посадочного материала для школьных учебно опытных участков // Школа и производство.-1984.-ЖЗ.-с.15−17.
- Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике: Пособие для учителя.-2-е изд., испр. -М.:Просвещение, 1980.-144с.
- Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования.-М.: Мнемозина, 2002.-304с.
- Трайтак Д.И. Проблемы трудового обучения и воспитания учащихся // Биология в школе.-1989.-№ 2.-с.25−28.
- Трайтак Д.И. Развитие интереса учащихся к ботанике // Сб. Развитие интересаучащихся к природе и сельскому хозяйству/ Под ред. В. М. Корсунской.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1957.-е. 14−22.
- Трайтак Д.И. Формирование познавательного интереса учащихся к ботанике. М.:Педагогика, 1975.-72с.
- Трайтак Д.И., Трайтак. Н. Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений.- М.:Мнемозина, 2000.-240с.
- Трайтак Д.И., Трайтак. Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, грибов, лишайников: Пособие для учащихся 6−7 классов общеобраз. уч-режд.- М.:Мнемозина, 1998.-160с.
- Трояновский И.И. Курс природоведения: Ч. П Растение и его жизнь.-Новое пе-рераб. изд.-М.-Петроград: Госиздат, 1923.-212с.
- Уголки живой природы: Сб. статей/ Под ред. В. А. Герда, С. А. Петрова.-JI. :Брокгауз-Ефрон, 1926.-142с.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения .-М.:Педагогика, 1986−176с.
- Усова А.В., Беликов В.А.Учись самостоятельно учиться. Учебное пособие для учащихся школы.-Челябинск-Магнитогорск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1997.-123с.
- Уфимцева Г. А. Методика организации усвоения научных фактов на основе связи биологии и сельскохозяйственного труда: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1986.-17с.
- Флеров Н.А. Уголки природы в школе. Из практики преподавателя естество-ведения.-М.: Н. А Флеров, 1915.-72с.
- Флеров Н.А. Школьный садик под крышей. Уголок живого растения в школе / Н. А. Флеров.-М.:Работник просвещения, 1929.-147с.
- Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.-136с.
- Фридман J1.M. Психология воспитания. Кн. для всех, кто любит детей.-М.: ТЦ «Сфера», 2000.-208с.
- Хржановский В.Г., Пономаренко С. Ф. Практикум по курсу общей ботаники.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Агропромиздат, 1989.-416с.
- Цал Е. Я. Работа по ботанике на школьных учебно опытных участках / Е. Я. Цал // Внеурочные работы учащихся по ботанике и зоологии в живом уголке и на учебно — опытном участке /Под ред. Н. М. Верзилина.-М., 1952.-С.77−146.
- Чудовская А.И. Опытническая работа по генетике и селекции в процессе обучения биологии// Биология в школе.-1976.-№ 4,-с.31−33.
- Шмейль О. Полный курс ботаники/ Пер. с нем. С.П.Кублицкой-Пиотух- Под ред. и с дополн. А. Г. Генкеля.-СПб.:Вестник знания, 19Ю.-288с.
- Шорникова Г. Н. Развитие интеллектуальных умений учащихся в образовательном процессе: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-Томск, 2001.-177с.
- Щукин С.В. Опытническая работа учащихся на учебно-опытном участ-ке:Пособие для учителей.- М.:Просвещение, 1971.-207с.
- Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания/ Под ред. М. Н. Скаткина.-М.:Учпедгиз, 1954.-276с.
- Ягодовский К.П. Работы по естествознанию:Ч. П. Растения: Книга для учени-ка.-2-е изд.-JI.: Гиз, 1924.-61с.
- Ягодовский К. П. Живой уголок в школе и дома. Растения. М.: Л.: Госиздат, 1927.-182с.
- Ягодовский К. П. Уроки по естествознанию: Опыт методического руководства для учителя: Ч.1.и II.- 3-е изд.-М.-Петроград: Гиз, 1923.-256с.