Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация оснрвных положений осуществлялась: в ходе изучения и анализа состояния управленческой деятельности в ПУ Челябинской области (1983;1988 гг.) — в Челябинском филиале ВИПК (1983;1988 гг.) — на Всероссийском семинаре инспекторов системы ПТО (Москва, 1985 г.) — на третьей республиканской научно-практической конференции по совершенствованию управления и внедрению НОТ в системе народного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТШШ---МЕЯЮДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЧАЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИИ** МОЛОДЕЖИ
    • 1. 1. Проблемы управления подготовкой квалифицированных рабочих в контексте идей трудовой и профессиональной школ
    • 1. 2. Состояние диагностики и обследования качества профессионального образования в современных условиях развития учреждений НПО
    • 1. 3. Концептуальные положения внутриучилщного управления качеством начального профессионального образования
  • Выводы по главе
  • Глава 2. ВНУТРИУЧИЛИЩНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК-, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. ^
    • 2. 1. Сущность управления качеством начального профобразования: системно-структурный подход
    • 2. 2. Инновационный характер внутриучилищного управления качеством начального профессионального образования
    • 2. 3. Принцип функциональной корреляции в построении организационной структуры управления качеством НПО
  • Выводы по главе
  • Глава 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИСТЕМЫ НПО
    • 3. 1. Системный анализ в проектировании управления качеством начального профобразования
    • 3. 2. Выбор номенклатуры показателей качества НПО в профессиональном образовательном учреждении
    • 3. 3. Измерение и оценка качества начального профессионального образования
  • Выводы по главе

Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интенсификация подготовки высококвалифицированных специалистов, обусловленная переходом економики России к рыночным отношениям, требует глубоких преобразований в сфере управления профессиональным образованием молодежи и прежде всего — в области начального профобразованияВызвано это тем, что в свете закона Российской Федерации «Об образовании» (1996 г.) учреждения системы начального профобразования должны осуществлять «подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности» [85]. Кроме того, определены новые ориентиры образовательного процесса профессиональных училищ. Речь идет о расширении возможностей учащихся в области их профессионального самоопределения, о повышении уровня их специальной, физической подготовкинемаловажное значение имеет и уровень культуры выпускников учебных заведений. В связи с этим главной задачей профессиональных училищ становится «создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профобразования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня, квалификации в сочетании с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ» [297].

Такая задача продиктована новой парадигмой образования молодежи в современных условиях развития общества, рассматриваемой законом Российской Федерации «Об образовании» (1996):

1) государство рассматривает сферу образования молодежи приоритетной в контексте интересов личности и общества;

2) утверждается демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

3) существенно обновляется социальная функция образования;

4) значительно повышаются требования к результатам педагогической и управленческой деятельности;

5) признается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей;

6) провозглашается единство федеральных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

Актуальность коренного совершенствования качества образования специалистов в системе профобразования вызвана многими изменениями, происходящими в настоящее время в этой области: учреждения начального профобразования получили новую типологию: профессиональное училище, профессиональный лицей — центр непрерывного профобразования, учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа и другие образовательные учреждения данного уровнясогласно типовому-положению об учреждении начального профобразования (НПО) освоение профессиональных образовательных программ реализуется на ступенчатой основе, причем кавдой ступени обучения присуща профессиональная завершенностьруководителям училищ предоставлена самостоятельность в организации образовательного процесса, в области подбора и расстановки кадров, научной, финансовой и хозяйственной деятельности в пределах существующего законодательства Российской Федерациипрофучилища самостоятельны в выборе оценок, формы, порядка, периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестациипедагогам предоставлено право на проявление педагогической инициативы, на свободу выбора методик обучения и воспитанияучреждение НПО может реализовывать дополнительные образовательные программы профессионального характера и другие.

Однако на ход и результаты образовательного процесса в учреждениях НПО отрицательное влияние оказывает ряд обстоятельств: сложившаяся система профтехобразования консервативна, неадекватно реагирует на изменения, которые происходят в обществестановление новых типов профессиональных образовательных учреждений находится пока на эмпирическом уровне. Методологические основы их создания и развития разработаны недостаточно полно и глубокосодержание образования в учебных заведениях не полностью отражает особенности и потребности современного производстваво многих профессиональных училищах наблюдается снижение уровня компетентности инженерно-педагогических работников, в частности мастеров производственного обучения.

Все это привело к определенным противоречиям в области начального профобразования молодежи в современных условиях развития учреждений НПО. Среди них мы выделяем такие противоречия: между требованиями к деятельности руководителей в условиях децентрализации органов управления, демократизации общества и сохраняющимися тенденциями авторитаризма, заорганизованности, стереотшганости в функционировании профучилшцмежду требованиями создать в учреждениях НПО условия для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии и возможностями этих учебных заведений обеспечить требуемый уровень качества подготовки специалистовмежду необходимостью объективной оценки качества образования обучающихся и фактическим состоянием технологии измерения и оценивания результатов образовательного процессамежду необходимостью разработки организационных структур учебного заведения, обеспечивающих их функционирование, развитие, и существующими структурами внутриучилищного управления, базирующимися на принципах централизации.

Данные противоречия потребовали определения закономерностей, принципов, условий организации управления профессиональным образованием молодежи в учреждениях НПО в современных условиях их развития.

В последнее время вое больше внимания уделяется проблеме повышения качества образования в профессиональных учебных заведениях на основе выполнения здесь работ всестороннего исследовательского характера.

Анализ современной теории и практики НПО показывает, что проблема внутриучилищного управления качеством образования — наименее разработанный вопрос в области современной педагогики и социологии. Одной из центральных методологических проблем является точный учет принципов, закономерностей управления качеством НПО в училищах.

Процесс управления в современных условиях характеризуется несколькими особенностямипроисходит постепенное разделение, дифференциация управленческого труда на отдельные влементы, функциикоренным образом изменилась организационная структура в системе НПОв результате децентрализации, демократизации в органах управления повышаются роль местных органов самоуправления и самостоятельность их руководителей.

Однако развитие реальной демократии в профессиональных училищах возможно только при условии перестройки прежней управленческой деятельности директоров, которая была основана на принципах централизации управления.

Изучение и анализ состояния внутрмучилищного управления, выполненные нами за последние годы в профтехучилищах Челябинской, Свердловской и Курганской областей, показали, что технология его в основном традиционна: планирование, организация, контроль, анализ, хотя и в втом отношении не все обстоит благополучно. Планирование деятельности педагогических коллективов зачастую носит поверхностный характер, не прослеживается связь между целями и содержанием организационной работыпедагогический анализ не отличается глубиной и системностью и т. п. Руководители не готовы к использованию современных форм контроля, измерения и оценки результатов деятельности педагогов и обучающихся и в целом к работе в новых организационно-правовых условиях деятельности училищ.

Следует признать, что без глубокого научного анализа состояния управления профессиональным образованием молодежи в системе НПО, закономерностей его развития в профучилищах невозможно осуществить дальнейшие качественные преобразования.

В зарубежных странах формируется философия качества профессионально-управленческого мировоззрения как составной части миропонимания .

Сегодняшние преобразования должны преследовать важную цельпривлечь в управленческую деятельность как можно больше сотрудников училища и обучающихся, чтобы, в конечном счете, повысить их ответственность за конечные результаты.

В 70−80-е годы многие исследователи (Е.С.Березняк, Ю. В. Васильев, М. Г. Захаров, Ю. А. Конаржевский, А. А. Орлов, А. Г. Соколов, Н. С. Сунцов, В. П. Стрезикозин, П. Т. Фролов и др.), разрабатывая педагогическую теорию управления, большое значение придавали характеристике признаков, присущих управленческой деятельности в образовательных учреждениях, а также вопросам повышения эффективности работы руководящего состава. Но во всех этих исследованиях прослеживается одна особенность — ориентация теоретических разработок на функционирование учебных заведений в условиях централизованного управления образовательной системой в стране.

Изучение и анализ современной педагогической литературы показывает, что в управленческой деятельности намечаются новые ориентиры! обеспечение требуемого уровня качества подготовки выпускников через результатысоздание гибких систем управлениясочетание людских усилий и повышение их деловой активностипереход к инновационной модели управления (Р.Беннет, Н. Витке, В. Лазарев, М. Поташник, Ф. Роджерс, Р. Таупсенд, В. Томилов, Н. Том, Л. Фаткин, П. Щедровицкий, С. Хачатуров и др,).

Целостность развития, качество профессионального образования личности рассматриваются главными показателями результатов деятельности образовательных учреждений.

Все вто требует философско-методологической проработки новой концепции внутриучилищного управления. Необходимость разработки такой концепции управления образованием в профучилищах обусловлена и усилением роли общечеловеческих ценностей, качеством жизни человека (A.M.Субетто).

Изложенное выше определило тему нашего исследования: «Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах» .

Цель исследования. Разработать теоретические основы управления качеством образования обучающихся в современных условиях развития учреждений начального профессионального образования.

Объект исследования. Система управления образованием в учреждениях НПО.

Предмет исследования. Процесс внутрмучилищного управления качеством образования.

Гипотеза исследования.

1. Формирование взаимодействующих механизмов функционирования и развития учреждений НПО, предполагающее достижение требуемого качества, возможно обеспечить при условии освоения и реализации руководителями нового управленческого подхода — управления качеством образования. Оно лежит в русле инновационной стратегии, направлено на перспективу и развитие управляемого объекта.

2. Управление качеством НПО становится эффективным при соблюдении следующих основных условий: цели и задачи втого управления ориентированы на обеспечение целостности развития личности и качества профессионального образованиясоздана организационная структура на основе принципа функциональной корреляции, позволяющая рассматривать педагогов и обучающихся как равноправных субъектов педагогического процесса и обеспечивающая максимальную согласованность в их действиях (цен-трально-стметричная структура) — организовано распознавание качества исходного, промежуточного состояния и результатов образовательного процесса как процедура объединения их различных свойств в одно сложное свойствоформирование номенклатуры показателей качества НПО осуществляется в зависимости от характера профессиональных образовательных программ, условий их реализации и состава осваиваемой обучающимися нормативной системы профессиональной деятельности работников квалифицированного трудаглавным объектом измерения и оценки в учебном заведении рассматриваются результаты совместной деятельности руководящего состава и педагогов, с одной стороны, педагогов и обучающихся, с другой стороны, в их взаимозависимостиосуществляется перманентное отслеживание факторов, влияющих на качество НПО.

Задачи исследования.

1. Изучить состояние управления профессиональным образованием молодежи в системе НПО.

2. Теоретически обосновать концепцию управления качеством образования в учреждениях начального профессионального образования.

3. Сконструировать концептуальную модель организационной структуры в профессиональном учебном заведении.

4. Разработать технологию управления качеством образования в профессиональном училище.

5. Определить номенклатуру показателей качества НПО, методов, средств их измерения и оценки.

Meтодолошческой основой исследования стали принципы, система методов и приемов диалектической логики, позволяющие определить содержание и способы исследования процесса внутриучилищного управленияосновы философской теории познания, личностно-деятельного подходаположения общей, социальной и педагогической теории управлениясистемно-структурный подход, позволяющий изучать разнородные явления и процессы в училище с единых позиций, найти в них общую основу изучения внутренних процессов, взаимосвязейположения общей теории квалиметрии.

Важными методологическими ориентирами послужили фундаментальные труды в области образования молодежи и управления качеством этого процесса, разработанные отечественшдш и зарубежными учеными (С.Я.Батышев, Л. П. Беляева, В. П. Беспалько, В. С. Безрукова, Ю. В. Васильев, В. Н. Виноградов, А. В. Гличев, Л. Г. Дубицкий, М.Е.Дура-нов, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, Л. М. Кустов, О. А. Краева, Ю. А. Конаржевский, В. Я. Ляудис, В. С. Лазарев, С. Е. Матушкин, А. Я. Найн, А. М. Новиков, М. М. Поташник, Н. А. Селезнева, А. Н. Сергеев, А. И. Субетто, Н. А. Томин, Ф. Х. Шакуров, А. Лоренсов, Я. Монден, М. Мескон, И. Каору, С. Оптнер, Р. Синкх, О. Хомерики и др.).

Основные методы и этапы исследования.

Первый этап (1978;1982 гг.) — изучение состояния внутриучилищного управления в ходе фронтальных и тематических проверок училищ Челябинской области. Анализ научно-методической литературы, диссертационных работ, теоретических подходов к избранной теме нашего исследования, поиски эффективных путей повышения качества управленческой деятельности в профучилище.

Второй этап (1983;1985 гг.) — разработка содержания и направлений опытно-экспериментальной работы, теоретических положений организации изучения и анализа состояния внутриучилищного управления.

Третий этап (1986;1988 гг.) — апробация технологий, программ исследования деятельности руководителей училищ на базе училищ Челябинской, Свердловской, Пермской областей, корректировка теоретических положений.

Четвертый этап (1989;1996 гг.) — разработка концепции внутриучилищного управления и ее методологическое, теоретическое и практическое обоснование.

В соответствии с задачами, поставленными на каждом втапе исследования, применялись методы эмпирического и теоретического уровня.

Базу исследования составили профессиональные училища Челябинской области, инженерно-педагогический факультет Челябинского агроинженерного университета, Челябинский институт профессионального развития, Уральский государственный инженерно-педагогический университет. Тема нашего исследования входит в Координационный план научно-исследовательских работ по проблемам профессионально-педагогического образования Министерства образования РФ.

Научная новизна исследования.

1. Обоснованы теоретико-методологические подходы к управлению качеством образования в современных условиях развития учреждений начального профессионального образования.

2. Управление качеством образования в учреждениях НПО исследовано как сложная система процессуального характера, ориентированная на результаты, где основной акцент делается не на эффективность выполнения внешне заданных функций, а на эффективность достижения учебным заведением интегративного качества, высокого уровня самоорганизации и профессионального образования выпускников. Сущность управленческих воздействий сводится к установлению реального уровня качества НПО в конкретных числовых показателях, сравнению его с базовыми значениями показателей качества, устранению выявленных различий между ними.

3- Спроектирована концептуальная модель организационной структуры на основе принципа функциональной корреляции, обеспечивающая симметричную взаимозависимость в деятельности руководителей, педагогов, обучающихся и позволяющая достичь синергетическо-го эффекта в учебном заведении.

4. Раскрыта сущность применения количественных методов при измерении и оценке качества профобразования в учреждениях НПО.

Теоретическая значимость.

1. Дана сущностная характеристика управлению качеством образования в учреждениях НПО, сформулированы его цели, функции, принципы и критерии эффективности, а также механизм формирования базы оценивания, номенклатуры показателей качества НПО.

2. Теоретически обоснованы условия эффективного управления качеством образования в учебных заведениях системы НПО.

3. Выявлена закономерная связь между результатами внутриучилищного управления качеством НПО, осуществляемого на основе цент-рально-сишетричной организационной структуры и качеством управленческих решений, принимаемых руководителями учебного заведения.

Практическая значимость исследования.

Разработана технология проектирования системы внутриучилищного управления качеством НПО, которая внедрена в практику деятельности профучилищ Челябинской областипоказаны пути выбора и формирования номенклатуры показателей качества НПО, а также методы и средства их измерения и оценки.

На материале исследований разработаны программы для курсов повышения квалификации директоров и их заместителей при Челябинском институте профессионального развития.

На защиту выносятся следующие основные положения концепции управления качеством образования в учреждениях начального профессионального образования:

1. Целью внутриучилищного управления качеством начального профессионального образования является не только поддержание результатов деятельности инженерно-педагогического коллектива в устойчивом состоянии (функционирование), но и перевод образовательного учреждения на более высокий уровень деятельности (развитие): главной задачей профессионального образования молодежи при этом рассматривается гармоничное развитие, раскрытие сущностных сил человека на основании организации качественного педагогического процесса, установления оптимальных соотношений личностных особенностей и объективных требований к профессиональной деятельностиуправление качеством образования меняет ценностные ориентиры руководителей училища: основное их внимание сосредоточено на наиболее полном раскрытии способностей, возможностей участников образовательного процесса, предоставлении им необходимой самостоятельности и привлечении их к управленческой деятельностиглавный акцент делается на предупредительные меры, на анализ источников появления недостатков, исключаются усиленные меры контролирующего характера, сочетаются контроль и самоконтрольпедагог рассматривается как профессиональный организатор и помощник в формировании и развитии личности специалиста и гражданинареализуется многокритериальный подход к оценке результатов деятельности инженерно-педагогических работников и обучающихся.

2. Особым типом функции внутриучилищного управления качеством НПО служат измерение и оценивание качества исследуемого объекта, предполагающие формирование у руководителей ценностных суждений об объекте. Такие процедуры осуществляются на основании: формулирования конкретных целей и задач исследования качества объектавыбора базы оценивания, методов и средств измерения и оцениванияобеспечения качества измерительных операцийвыбора соответствующх критериев и шкалы оценок.

3. Уровень оптимизации педагогического процесса и качество НПО значительно зависят от проектировочной деятельности руководителей. Это предусмотрено методологией управления качеством — качество должно быть заложено на стадии исследования и проектирования, разработки программ развития, концепций.

Ставя перед собой цель создания простейшего способа управления и обеспечения качества НПО, руководители училищ разрабатывают программу управления качеством НПО на основании объективной информации и применения принципов и методов программно-целевого управления.

4- Необходимыми условиями аффективного управления качеством НПО являются: использование руководителями системного подхода, предусматривающего исследования управления качеством образования как сложной процессуальной системы, объединение множества разрозненных действий участников образовательного процесса в единую систему взаимосвязанной, согласованной их деятельностидостижение гармоничных, согласованных действий руководтелей, педагогов и обучающихся путем создания организационной структуры на основании применения принципа функциональной кореляцииорганизация распознавания качества НПО, учитывающая как атрибутивные (результат познания определенного признака объекта), так и функциональные (проявляются при выполнении конкретной деятельности) свойстваосуществление выбора показателей качества НПО на основе выявления наиболее существенных количественных свойств, учета целей измерения и оценки качества НПО, особенностей и условий деятельности учебного заведенияпостоянное изучение и анализ факторов, влияющих на качество НПО, непрерывный поиск возможностей повышения эффективности процессов, происходящих в учебном заведенииобеспечение этапов эволюции параметров качества НПО, их динамику путем перманентного отслеживания и регулирования показателей.

Достоверность полученных научных выводов обеспечена: длительностью, непрерывностью изучения и анализа теории и практики управленческой деятельности в образовательных учрежденияхметодологической обоснованностью концепции внутриучилищного управления качеством НПОреализацией совокупности эмпирических и теоретических методов, соответствующих логике исследованиярепрезентативностью эмпирических материаловшироким обсуждением результатов, полученных автором в процессе работы над диссертацией.

Апробация оснрвных положений осуществлялась: в ходе изучения и анализа состояния управленческой деятельности в ПУ Челябинской области (1983;1988 гг.) — в Челябинском филиале ВИПК (1983;1988 гг.) — на Всероссийском семинаре инспекторов системы ПТО (Москва, 1985 г.) — на третьей республиканской научно-практической конференции по совершенствованию управления и внедрению НОТ в системе народного образования (Рига, 1986 г,) — на VI Уральских социологических чтениях (Челябинск, 1986 г.) — на Всесоюзной научно-практической конференции (Пермь, 1986 г.) — на Всесоюзном семинаре инспекторов системы профтехобразования (Москва, 1987 г.) — на пленумах учебно-методического объединения по инженерно-педагогической специальности (Свердловск, 1990, 1993, 1996 гг., Минск, 1990 г., Киев, 1991 г.) — на научно-практической конференции НИИ управления экономикой народного образования АПН СССР (Москва, 1988 г.) — на вузовских научно-технических конференциях (Челябинск, 1989;1996 гг.) — на Ш научно-методическом семинаре с межрегиональным участием (Миасс, 1994 г.) — на всероссийской научно-практической конференции по аттестации профучилищ (Санкт-Петербург, 1994 г.) — на заседаниях секции руководителей ПУ Челябинской области (1988;1996 гг.) и др.

Выводы по главе.

При управлении качеством образования в профессиональных училищах важно обеспечить эффективность проектирования деятельности руководителей. Обоснованное прогнозирование, определение конкретных задач и путей их решения по обеспечению требуемого уровня качества НПО предусмотрено методологией управления качеством. Програкша деятельности, разрабатываемая на основе nporpawi-но-целевого подхода, включает концептуально заданные цели, средства, способы достижения втой цели, содержание основных процедур и формы организации предстоящей деятельности.

Необходимым условием качественного проектирования програимы деятельности учебного заведения является высокий уровень профессионализма директора.

Основу проектирования и обеспечения качества НПО составляет педагогический анализ. Применяя функциональный и структурный подходы педагогического анализа объекта, руководители получают достаточно полное представление о том, как в учебном заведении выполняются задачи, определенные управленческими решениями, соблюдаются требования к подготовке специалистов, сформулированные в соответствующих стандартах и нормативных документах.

Функциональному анализу должны быть подвергнуты такие вопросы, как природа качества профобразованиякачество формулировки педагогами целей и взаимосвязь подцелейпотенциал инженерно-педагогических работников и обучающихсяресурсное обеспечение образовательного процесса, нормативная база качества НПОпроцесс контроля качества НПО и др.

При структурном анализе особое внимание следует обратить на организационную структуру образовательного учреждения, на отдельные функции, процедуры, операции, осуществляемые участниками образовательного процесса. Главное внимание директора и заместителей направляется на вычленение основных системообразующих связей, связи системы с внешним окружением.

Важнейшей организационной формой проектирования является распределение функциональных обязанностей между сотрудниками. При втом должны соблюдаться такие требования, как четкость ограничения круга функций, устранение дублирования, наименьшее число источников подачи и приема распоряжений и команд и др.

Внутриучилищное управление как многосторонняя деятельность зависит от характера задач, стоящих перед системой профтехобразования в тот или иной период его развития. Данные задачи решаются в определенной последовательности. Руководители здесь должны следовать определенной логике: выделить совокупность задач, решаемых в пределах относительно самостоятельных этапов, определить конкретное содержание этих этапов, виды деятельности, используемые методы и т. д.

Принятие руководителями училища определенных управленческих решений связано с обнаружением и использованием количественных оценок объекта изучения. Все это требует от директоров и их заместителей владения основами квалиметрии начального профобразования — методами количественной оценки качества объекта. Общая логика такой процедуры заключается в фомулировке точной цели оценки качества изучаемого объекта, выборе соответствующей номенклатуры показателей, технологий их измерения и оценки, сравнении полученных оценок с базовыми значениями показателей.

Необходимо обратить внимание на то, что каждый объект характеризуется своей номенклатурой показателей, которая зависит от функций и назначения объекта.

Выбор базовых показателей качества НПО зависит от перечня профессий, регламентируемого соотношением общего и профессионального образования, сроков обучения, реализации профессиональных програш, уровня общеобразовательной и трудовой подготовленности подростков, поступающих в училище, и др.

Важнейшим способом изучения педагогических явлений, процессов, их отношений, свойств в училище служит измерение с применением количественных оценок. Как особый тип функции внутриучилищного управления измерение предполагает формирование у организаторов образовательного процесса целостных суждений об объекте исследования .

Эта задача решается более успешно при соблюдении руководителями училища требований, предъявляемых к процессу измерения и последовательности етапов его осуществления (выбор конкретных целей, базы, методов и средств измерения и оценки, обеспечение качества измерений, выбор четких критериев оценки качества НПО, выбор шкалы оценок и т. д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Система профессионально-технического образования рассматривается как одна из основных форм подготовки специалистов квалифицированного труда и база повышения общеобразовательного уровня молодежи. Главная проблема, стоящая перед учреждениями начального профессионального образования на современном втапе — обеспечение качества подготовки выпускников, их конкурентоспособности на ряшке профессионального труда.

Как показало наше исследование, одним из путей повышения эффективности образовательного процесса в профессиональных училищах может стать перестройка существующей системы внутриучилищного управления. Кроме того, необходимо стратегическое осмысление кадрового, материально-технического, правового и социального положения училищ. Профтехучилища пока не обеспечивают целостное, системное воздействие на развитие личности, следовательно, и необходимый уровень образования.

Подготовка молодежи к квалифицированному труду имеет давние корни. Ретроспективный анализ этой проблемы показал, что профессиональное образование неоднократно подвергалось изменениям. Все они связаны с задачами, которые в соответствии о особенностями исторического момента приходилось решать на том или ином втапе существования государства.

Реформы профтехобразования не имели непосредственной причинности внутри самой системы и полностью зависели от характера политического курса страны.

Партийно-правительственные решения определяли очередные ступени функционирования, и для учебных заведений ПТО централизованно выдвигались новые цели и задачи. Особенность деятельности профтехшкол заключалась в приспосабливании их к государственному устройству и существующему политическому курсу.

Наиболее точным показателем результатов такой политики образования явился педагогический процесс с присущими ему чертами заорганизованности, стереотипности и обезличенности. Усилия руководителей училищ были направлены на обязательное выполнение плана приема и выпуска обучающихся, достижение высоких показателей успеваемости, то есть на получение плановых, количественных результатов.

Директора учебных заведений, используя в своей практике управления преимущественно интуитивный и эмпирический подходы, также не способствовали развитию профтехобразования. Научный же подход к проблеме внутриучилищного управления, предполагающий применение положений, принципов и теорий управления, системного подхода, квалиметрии, в полной мере не реализовивался. Управленческая деятельность не была направлена на выявление глубинных причин, анализ и оценку состояния профобразования.

Стала очевидной необходимость перестройки системы профессионального образования молодежи, отказа от планово-административных методов управления, принятия новой концепции политики образования в России.

С изменением политического курса в стране (1991 г.) намечаются и новые направления в области образования. Концептуальные основы образования излагаются в законе Российской Федерации м0б образовании" (1992 и 1996 гг.).

Однако, как показали результаты нашего исследования, сегодняшний корпус руководителей и инженерно-педагогический состав профессиональных училищ не в полной мере готов к реализации идей, заложенных в новом образовательном законе.

Среди главных причин такого состояния мы выделяем низкий уровень управленческой деятельности в профессиональных училищах. Руководители этих учебных заведений действуют в старых статических формах организационных структур, не соответствующих направлениям новой политики образования в стране. Многие из них в условиях децентрализации органов управления образованием показали свою неготовность и неспособность к самостоятельному принятию необходимых управленческих решений. В то же время им предоставлена большая возможность автономно, в масштабах своего учебного заведения решать многие управленческие и педагогические вопросы.

В силу этого резко повышается роль внутриучилищного управления в обеспечении необходимого качества профессиональной подготовки выпускников.

Проблемы внутриучилищного управления, управления качеством начального профобразования являются наименее разработанными в области современной профтехпедагогики и социологии.

Поэтому в нашей работе одной из главных задач стала разработка методологических основ новой концепции внутриучилищного управления качеством НПО. Исходная позиция определялась тем, что целостность развития, качество профессионального образования рассматриваются как главные результаты деятельности профучшшща.

Обеспечение должного уровня начального профобразования в нашей концепции рассматривается как главная цель учреждений НПО. Ведущей задачей руководителей выступает обеспечение гармонического сочетания условий и факторов для достижения требуемого качества профобразования. Училища должны ориентироваться не только на эффективность выполнения внешне заданных функций, но и на эффективность достижения интегративного качества, высокого уровня самоорганизации. Механизмом обеспечения самостоятельности, автономности станут принципы деятельности, внутренняя структура учебного заведения. Деятельность участников образовательного процесса ориентируется на достижение синергетического эффекта.

Условием для этого может стать центра льно-сюдлетричная структура внутриучилищного управления, построенная на принципе функциональной корреляции. Ее преимущества перед другими структурами заключаются в динамичности, направленности на обеспечение гармонического, синхронного действия руководителей, педагогов и обучающихся. Она позволяет руководителям реально управлять качеством НПО. Такое управление относится к инновационному виду управленческой деятельности. В отличие от существующей практики внутриучилищного управления, где контроль считается главным фактором в повышении качества образования, управление качеством подразумевает систематическое регулирование условий и факторов, от которых зависит состояние системы, предупреждение нежелательных процессов и явлений, установление причинно-следственных связей. Такой вид управления невозможен без квалиметрической культуры руководителей и педагогов.

Центрально-симметричная структура может быть создана при наличии определенных условий: показатели качества потенциала инженерно-педагогических работников, руководителей и обучающихся всегда имеют разброс, который должен подчиняться закону нормального распределениячеткость позиций участников образовательного процесса в организационной структуре зависит от уровня восприятия, осознания, трансформации целей деятельности и т. д.

Научная организация внутриучилищного управления предполагает целенаправленную и тщательную разработку основных этапов проектирования качества. Высокий уровень квалификации руководителей при этом является необходимым условием качественного проектирования программ деятельности.

Другим ванным условием является регулярное совершенствование значений показателей результатов деятельности участников образовательного процесса. Для этого требуется описать компоненты системы внутриучилищного управления в каком-либо параметрическом пространстве. Затем найти эффективный способ их измерения и соответствующий метод сравнения исследуемого объекта с этой мерой. В итоге определяется процедура объединения всех параметров в некий интегративный показатель, позволяющий охарактеризовать качество. Таким образом руководитель училища получает возможность адекватно положению дел определить цели, проектировать содержание управленческой деятельности.

Руководителям необходимо четко знать, что качественное состояние объекта не является постоянным, но постепенно меняется по мере появления новых свойств. Источниками появления таких свойств у целого являются взаимодействия внутри объекта. Поэтому при исследовании качества объектов их необходимо рассматривать только в динамике, с учетом конкретных условий и факторов их существования.

Особой проблемой при управлении качеством НПО является выбор показателей качества объекта — выявление наиболее существенных количественных свойств.

Руководители училища должны обеспечить этапы эволюции параметров качества профессионального образования, их динамику, что требует постоянного отслеживания и регулирования втих показателей.

Эффективность внутриучилищного управления качеством НПО во многом определяется тем, насколько точно выбран объект изучения и анализа, обеспечено единство измерения его свойств. Такие процедуры осуществляются на основании формулирования конкретных целей, задач исследования качества НПОвыбора базы оценивания, методов и средств измерения и оцениванияобеспечения качества измерительных операцийвыбора соответствующих критериев и шкалы оценок. Все вто дает возможность руководителям принять качественное управленческое решение.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Требуемый уровень качества возможно достичь, если руководителями училища будет освоен и реализован новый управленческий подход — внутриучилищное управление качеством, предполагающий принятие управленческих решений на основе всестороннего познания и установления зависимостей между показателями, характеризующими отдельные свойства данного качества объекта. Это позволяет перейти к количественной оценке объекта, углубленному изучению его качества. Для этого требуется построить систему мер качеств, получить их значения методами математической статистики, квалиметрии образования.

Гармоничные согласованные действия участников образовательного процесса достигаются при организационной структуре, созданной на принципе функциональной корреляции. В этом случае директор имеет возможность обеспечивать синхронность преобразований в училище, учитывать зависимость проявления качества определенным объектом при его воздействии на другой объект от качества состояния последнего.

Ставя перед собой цель создания простейшего способа управления и обеспечения качества НПО, руководители разрабатывают программу управления качеством на основании объективной информации. Внутриучилшцное управление, организованное подобным образом, позволяет обеспечить как функционирование, так и развитие образовательного учреждения.

Наша работа не претендует на полноту решения проблемы качества подготовки специалистов в профучилицах. Проведенное исследование затрагивает только одно из звеньев системы профессионального образования молодежи — начальное профобразование. Его качество во многом определяется качеством деятельности образовательных систем более низких уровней (дошкольное, школьное образование). Требуются дальнейшие исследования в направлении поисков оптимальных путей обеспечения преемственности образовательных систем разных уровней в деле достижения высокого качества образования молодежи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой