Это система плюралистического реализма, признающая реальное существование атомов, из которых богом сотворен мир, существование множества душ и, естественно, бытие бога как творца Вселенной. Естественно, творцом он является не в христианском смысле — в Индии мы не найдем библейского «творения из ничего», — а, как и в ньяе, в смысле действующей причины. Реальность в вайшешике рассматривается с точки зрения категорий — максимально общих понятий. Этих категорий в вайшешике семь: субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. Субстанцией в вайшешике именуется все то, что способно обладать качествами или в чем может происходить какое-либо действие. Качество — это то, что не существует само по себе (например, белизна или яркость) и присуще субстанции, не имеет собственных качеств и не проявляет активности.
Категория «небытие» связана концептуально с существенным для вайшешики понятием различия и по сути коренится в нем Небытие отрицать невозможно: когда мы смотрим на совершенно пустой стакан, мы не можем отрицать в нем отсутствия какой-либо жидкости; мы видим, так сказать, «небытие воды» (или чего-нибудь другого) в этом стакане, и это происходит благодаря тому, что мы отличаем полный стакан от пустого, и не потому, что таково наше восприятие, а потому, что они объективно таковы.
Учение вайшешики о Вселенной и боге не отличается существенно от такового же у ньяи. Мир состоит из атомов и создается высшим существом (богом) для того, чтобы индивидуальные души могли совершенствоваться и в конце концов достичь освобождения. При этом воля бога направляется моральными заслугами индивидов, через особую, не поддающуюся прямому восприятию силы.