Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структурно-инвестиционные факторы повышения эффективности региональной экономики: На примере Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поставленная цель исследования — разработка метода формирования рациональной структурно-инвестиционной политики в хозяйственных образованиях типа регионапьной экономики — потребовала системного анализа самого хозяйственного механизма с позиций закономерности самоорганизации. Данная необходимость обусловлена характером экономических отношений в условиях рыночной экономики, т. е. отношениями… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ И КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    • 1. 1. Состояние сгруктурно-инвестиционных процессов: общие представления и определения предмета анализа
    • 1. 2. Анализ инвестиционных процессов в Кабардино — Балкарской Республике в переходный период экономики
    • 1. 3. Проблемы иностранных инвестиций в регионах России, на Северном Кавказе и в Кабардино — Балкарской Республике
  • 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 2. 1. Системный подход к исследованию закономерности самоорганизации регионального хозяйственного механизма
    • 2. 2. Адаптация методики выявления «узких мест» в производстве для исследования проблем региональной экономики
    • 2. 3. Формирование общей структуры «портрета проблем» экономики Кабардино — Балкарской Республики
  • 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ КАРТЫ РЕГИОНА И ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
    • 3. 1. Выделение факторов инвестиционных предпочтений и построение функционально-отраслевой матрицы инвестиционной карты Кабардино-Балкарии
    • 3. 2. Обоснование выбора рациональных направлений развития структурно-инвестиционной политики
    • 3. 3. Формирование структуры источников и сфер инвестирования хозяйственного комплекса КБР

Структурно-инвестиционные факторы повышения эффективности региональной экономики: На примере Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На этапе перехода экономики России к рыночным отношениям, в условиях формирования и усложнения межсистемных отношений с субъектами Федерации важнейшей проблемой становится задача создания эффективного механизма управления структурно-инвестиционными процессами в регионах. С повышением уровня суверенитета национальных республик Российской Федерации возникает необходимость разработки методологических основ и методического инструментария в реализации системных, проблемно-ориентированных подходов к оптимизации региональной инвестиционной и структурной политик.

Региональные структурно-инвестиционные процессы представляются одним из важнейших элементов общего процесса реформирования экономики, позволяющие получить в пределах отдельной административно-территориальной единицы дополнительный социально-экономический эффект от мобилизации структурно-инвестиционных факторов экономического роста. Каждый субъект Федерации имеет свои экономические, природно-климатические, исторические и иные особенности развития, которые в значительной мере сказываются и на особых возможностях перспективных социально-экономических преобразований в регионе, а значит и на особенностях проведения региональной структурно-инвестиционной политики.

За период после отказа в стране от централизованных методов планирования и управления проведено множество исследований как в области выработки концепций и направлений рыночных реформ, в частности, в работах таких ведущих специалистов как Э. Горбунов, В. Иноземцев, А. Аяисимов, Ф. Русинов, Я. Уринсон, О. Сосковец, Т. Игнатова, и др., так и в области совершенствования региональной структурной и инвестиционной политики, например, в исследованиях таких авторов как Ю. Санамов, И. Сигов, Л. Козлов, В. Караваев, А. Федотов, В. Хруцкий и др.

В них рассмотрены критерии, содержание и формы возможного перехода к рыночным отношениям в экономике страны, концепции разделения полномочий регионов с центром, отдельные аспекты совершенствования структурных и инвестиционных процессов в стране и регионах, методы оценки эффективности и выбора приоритетных инвестиционных проектов и т. д.

Обзор научных публикаций и анализ статистических данных динамики развития хозяйственного комплекса страны и Кабардино-Балкарской Республики в период экономических реформ показывает, что ни в практике регионального хозяйственного управления, ни в литературе ещё не сложилось практически приемлемого, четко обозначенного подхода к рассмотрению инвестиционных процессов и структурных сдвигов в экономике переходного периода с оценкой их влияния на индикаторы жизненного уровня населения региона, что весьма значимо для условия социальной ориентации рыночных реформ.

Такое положение, на наш взгляд, связано с недостаточной проработанностью теоретических и методологических критериев, принципов, методов и оценочных показателей деятельности хозяйствующих субъектов различных структурно-организационных уровней экономики, адекватных современным тенденциям и явлениям в экономике, а также с тем, что исследование комплексной проблемы эффективности структурно-инвестиционных процессов большинством авторов сводится к более узким сферам исследования, характеризующим, в частности, территориальные инвестиционные приоритеты, только отраслевые пропорции или функциональные соотношения, т. е. без рассмотрения в комплексе взаимосвязей всех элементов хозяйственного механизма переходного периода экономики и последствий его развития на социально-экономическом положении населения.

Специфической особенностью нынешнего периода развития российской экономики является известная несостоятельность ее как в части социальной ориентации реформ, так и обеспеченности финансовыми ресурсами на рыночные преобразования в отраслях и регионах. Остаются нерешенными многие аспекты проблемы эффективного использования инвестиционных средств бюджетного и частного финансирования в реальном секторе экономики, в отраслях и сферах народнохозяйственного комплекса страны и регионов.

Эти и ряд других социально-экономических проблем регионального и федерального реформирования актуальны и для Кабардино-Балкарской Республики (КБР) и предполагают необходимость дальнейшего развития теории и практики структурно-инвестиционного строительства хозяйственного механизма экономики переходного периода, формирования новых подходов и методов к разработке программ социально-экономической стабилизации отдельных территориальных образований, инвестиционных проектов развития отраслей хозяйства, оптимизации деятельности отдельных фирм и предприятий по согласованным с народнохозяйственным интересом критериям эффективности.

Цель и задачи исследования

Учитывая актуальность вышеназванных проблем, недостаточный уровень их научной проработанности, значимость для социально-экономической стабилизации регионов, автором диссертации поставлена следующая цель исследования: сформировать теоретико-методическое представление о самоорганизации регионального хозяйственного механизма экономики переходного периода и на основе данных проблемно-целевого анализа региональной экономики предложить адекватные способы и модели выбора приоритетных направлений инвестирования в отраслях регионального хозяйства.

Полагается, что названные направления исследования позволяют приблизиться к разработке практических эффективных способов деятельности региональных органов управления в области структурно-инвестиционной и социально-экономической политик.

Исходя из поставленной цели, в данной работе предусматривается решение следующих научных и практических задач:

— обобщение, систематизация и критический анализ существующих представлений об инвестиционных и структурных процессах в экономике России в переходный период ее развитияуточнение основных факторов динамики структурно-инвестиционных процессов в Кабардино-Балкарской Республике за ряд последних лет;

— теоретическое обоснование подходов и принципов совершенствования структурно-инвестиционной политики региона на основе использования закономерности самоорганизации хозяйственного механизма экономики переходного периодаразвитие концепции проблемно-целевого подхода к выбору приоритетных направлений и сфер инвестирования в региональный хозяйственный комплекс;

— проведение системной классификации признаков существования проблем в отраслях хозяйства и сферах социально-экономической деятельности КБР, связанных с неадекватностью существующего хозяйственного механизма условиям перехода к рыночным отношениям в экономике;

— разработка методик построения формализованных аналогов ситуации в экономике Кабардино-Балкарской Республики в виде «портрета проблем» и «Инвестиционной карты» КБР с целью использования их в выборе рациональных направлений совершенствования структурно-инвестиционной политики регионаразработка матричного метода выбора первоочередных и последующих сфер инвестирования хозяйственного комплекса Кабардино-Балкарии и структуры источников финансирования региональных инвестиционных программрассмотрение и выбор целесообразных форм и методов государственной поддержки условий «инвестиционной привлекательности», рекомендуемых приоритетных направлений развития хозяйственного комплекса КБРразработка организационно-методических предложений по совершенствованию системы управления региональными структурно-инвестиционными процессами.

Предметом исследования явились инвестиционные и структурные преобразования в экономике региона, формы и методы совершенствования структурно-инвестиционных процессов в переходный период экономики КБР.

Объектом исследования выступает хозяйственно-территориальный комплекс Кабардино-Балкарской Республики как национально-государственного образования Российской Федерации.

Методология исследования базируется на системном подходе к изучению социально-экономических процессов в больших развивающихся системах, элементах теории программно-целевого управления, методах экономико-математического моделирования и логического анализа.

Факторологической базой исследования послужили результаты работ отечественных и зарубежных специалистов в области регионального проектирования производственно-организационных структур и методов управления инвестиционными процессами, законодательные и нормативные акты, статистические данные в сфере развития экономического потенциала Кабардино-Балкарской Республики за ряд предшествующих лет, обобщенные в литературе сведения о состоянии инвестиционной и структурной политики в России.

Научная новизна результатов исследования. На основании изучения инвестиционных процессов в стране и в Кабардино-Балкарской Республике, анализа проблем совершенствования хозяйственного механизма экономики переходного периода развития, использования результатов исследований в области совершенствования структурно-инвестиционной политики в регионах, а также обобщения опыта работ, проведённых автором в форме научно-методического обеспечения структурно-инвестиционных процессов в отраслях хозяйства КБР, в диссертации получены следующие научные результаты.

1. Осуществлено обобщение и дальнейшее развитие теоретических представлений и методических подходов к совершенствованию хозяйственного механизма региональной экономики переходного периода в виде предложенной логической схемы формирования самоорганизующегося регионального хозяйственного комплекса, позволяющего согласовывать направления структурно-инвестиционных процессов с целевой социальной ориентацией рыночных реформ.

2. Развита концепция проблемно-целевого аншгаза состояния отраслей I и хозяйствующих субъектов региональной экономики, использованная для обоснования метода выбора рациональных направлений и сфер эффективного развития структурно-инвестиционной политики в регионе.

3. Адаптирован метод построения «портрета проблем» экономики региона с ориентацией на оценку уровня прогресса в достижении конечных социально-экономических целей развития реальной административно-хозяйственной единицы, дающий возможность государственным органам управления количественно оценивать «узкие места» в хозяйственном комплексе.

4. Уточнен состав факторов состояния, критериев и индикаторов * оценки региональной эффективности инвестиций в экономику и разработан функционально-целевой метод формирования «Инвестиционной карты» региона, примененный для отбора приоритетных направлений и сфер инвестирования в экономику Кабардино-Балкарской Республики в условиях дефицита инвестиционных ресурсов.

5. Предложен организационно-экономический механизм аккумуляции инвестиционных средств и направлений инвестиций на реализацию первоочередных и последующих задач социально-экономического развития региона и система приоритетов в последовательности социально-экономического развития КБР в переходный период экономики.

Апробация результатов и их практическая значимость. Основные выводы и результаты исследования были апробированы автором при подготовке Программы «Стабилизации и развития экономики Кабардино-Балкарской Республики» до 2001 года, формировании Концепции инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике на 19 971 998 годы, при разработке Программы социально-экономического развития КБР на 1997;2001 годы в форме использования проектно-методического материала по рационализации структурно-инвестиционной политики в регионе.

Основные положения диссертации и рекомендации автора опубликованы в пяти печатных работах, докладывались и одобрены на Межгосударственной научно-практической конференции «Проблемы проектирования и управления экономическими системами: инвестиционный аспект» (г. Ростов-на-Дону, РГЭА, 1998 г.), на Межрегиональной научно-практической конференции «Маркетинг в коммерческой практике: реалии, проблемы, противоречия» (г. Ростов-на-Дону, РГЭА, 1998 г.), использованы при подготовке муниципальных инвестиционных проектов.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в следующем.

1. Основные обобщения и выводы проведенного исследования могут служить концептуальной основой последующих исследований теоретических и практических проблем структурно-инвестиционной политики в экономике и активизации инвестиционных процессов в регионах. Реализация предлагаемых направлений структурно-инвестиционной политики в КБР будет способствовать стабилизации экономики, повысит возможность Республики для дальнейшего ее роста на основе совершенствования региональной структуры экономики, активизации инвестиционной деятельности, дальнейшего расширения внешнеэкономических отношений Республики со странами ближнего и дальнего зарубежья,.

2. Предложенные подходы, методики и проектный инструментарий работы могут быть применены в качестве методико-информационной помощи Правительству КБР для целей регулярного (адаптационного) совершенствования организационной работы при формировании или корректировке программ социально-экономического развития региона, выборе структурных и инвестиционных решений в отраслях хозяйственного комплекса Кабардино-Балкарии.

3. Методика проблемно-целевого анализа состояния региональной экономики, методика принятия структурно-инвестиционных решений в условиях переходной экономики, предложения автора в части совершенствования организационной системы управления инвестиционными процессами могут быть использованы в качестве учебного пособия для студентов экономических специальностей, а также научными работниками, занимающимися системным анализом проблем региональной экономики и специалистами в области практической инвестиционной деятельности.

В соответствии с поставленной целью исследования и сформулированных задач, в диссертации рассматривается последовательность разработки подхода к формированию рациональной структурно-инвестиционной политики региональной экономики переходного периода на примере хозяйственного комплекса КБР с позиций и результатов проблемно-целевого анализа сложившегося состояния показателей деятельности хозяйствующих субъектов региона и причинно-следственных связей потерь эффективности экономики в различных сферах и уровнях хозяйства.

Отталкиваясь от самого представления о структурно-инвестиционной политике, как совокупности направлений, способов, форм и методов организации сбалансированной хозяйственной структуры и рационального формирования источников и направлений эффективного использования финансовых (инвестиционных) средств, в качестве основной методологической идеи используется зависимость (вторичность) структурных форм хозяйства и способов управления экономикой (включая приоритеты инвестирования отраслей) от состава и структуры конечных целей функционирования региональной экономики, продиктованных социальной ориентацией, отношениями собственности и характером экономических интересов рыночной экономики.

Отсюда следуют и особенности построения структуры проведенного диссертационного исследования, а также последовательность совершенствования концепции проблемно-целевого анализа состояния экономики и подхода к выработке предложений по формированию рациональной структурно-инвестиционной политики в конкретном регионе.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщая результаты проведенного диссертационного исследования, можно сделать следующие основные выводы и предложения.

Проблематика региональной экономики сегодня исследуется многими авторами, но сформировавшегося представления об особенностях хозяйственного механизма в рыночных условиях, региональных системах управления экономикой, методах выбора приоритетных направлений инвестирования в экономику региона еще окончательно не получено.

В этой связи в данной диссертации предпринята попытка исследования актуальной проблемы повышения эффективности инвестирования в отдельные сферы региональной экономики на примере Кабардино-Балкарской Республики.

В русле единого методологического подхода ставилась цель связать задачу выбора приоритетных направлений инвестирования в хозяйственный комплекс региона (в конкретном случае, в экономику КБР) с задачей моделирования наиболее актуальных проблем региональной экономики, в наибольшей мере негативно сказывающихся на конечных результатах экономической системы — уровне жизни населения региона.

Проведенный анализ факторов эффективности инвестиций в России и КБР позволил определиться в основных причинах, препятствующих возникновению в экономике точек экономического роста: они, по нашему мнению, содержатся, прежде всего, в самом хозяйственном механизме. Исходя из этой предпосылки осуществлен логический анализ структуры хозяйственного механизма, его свойств самоорганизации в переходной стадии экономики, предложен подход к выделению и описанию признаков проблем в экономике региона, разработана модель проблемного анализа регионального хозяйственного комплекса.

Практическая сторона разработанного подхода к анализу проблем региональной экономики как способа определения приоритетных направлений инвестирования по формализованным моделям «узких мест» в региональном хозяйственном комплексе может заинтересовать региональные органы управления и, возможно, пересмотреть свои подходы к проведению региональной инвестиционной политики.

Действительно, в условиях перехода к рыночным отношениям при дефиците свободных финансовых ресурсов руководству региона важно определиться в первоочередных направлениях привлечения бюджетных и частных инвестиционных средств, а для этого целесообразно иметь исчерпывающую информацию о причинно-следственных связях производственных и коммерческих потерь (или объектах снижения эффективности) в экономике региона.

В работе предложена методика выявления таких цепей потерь в отраслях регионального хозяйственного комплекса в виде процедуры исследования «проблемной карты региона», на основании которой рекомендуется строить сначала «инвестиционную карту» территории, а затем ранжировать отдельные цепи потерь и выбирать наиболее весомые как объекты первоначального инвестирования.

В соответствии с принятой концептуальной моделью решения поставленной проблемы исследования в работе реализованы следующие содержательные группы задач.

1. Основные тенденции развития рыночных преобразований в России формируются на фоне жесткого дефицита финансовых ресурсов и несбалансированной структурно-инвестиционной политики Российской Федерации и регионов.

Для Кабардино-Балкарии, как административно-территориальной единицы страны, присущи практически все макрофакторы динамики структурно-инвестиционных процессов переходной экономики, которые усугубляются внутренними факторами и предысторией экономического развития Республики:

— распад традиционных производственно-экономических связей Республики с хозяйствующими субъектами бывшего СССР;

— устаревшие формы экономических отношений;

— нерациональная территориальная и отраслевая структура экономического потенциала;

— резкое снижение масштабов централизованного инвестирования экономики Республики;

— «перекосы» в структуре и наполнении внешнеэкономической деятельности;

— значительное сравнительное отставание социальной инфраструктуры региона.

Названные основные и ряд других факторов, определяющих нынешние тенденции развития экономики, вызывают необходимость незамедлительного системного выявления признаков неблагоприятного инвестиционного климата в экономике региона и выработки методологического инструментария в решении структурно-инвестиционных проблем.

Сложностью в обеспечении благоприятных условий для инвестиций и в «переломе» негативной траектории инвестиционной динамики является невосприимчивость предприятий к инвестициям, низкая «абсорбционная» способность реального сектора экономики. Инвесторы сталкиваются как с отсутствием достаточного количества предложений в виде эффективных инвестиционных проектов, доступных для вложения свободного капитала, так и с неспособностью «переварить» эффективные инвестиции. Нужна правительственная программа на микроуровне, в том числе и в рамках реформ предприятий, а также усилия правительства по формированию рынка высокоэффективных инвестиционных проектов, представляющих потенциальный интерес для отечественных и иностранных инвесторов.

Среди других мер, способных развить восприимчивость предприятий к финансовым вложениям выделим: страхование имущества, развитие рыночной инфраструктуры, форм и методов привлечения в инвестиционную сферу средств населения (широкое распространение паевых инвестиционных фондов и структур пенсионного обеспечения) — ипотека, становление системы жилищного ипотечного кредитования, формирование вторичного рынка ипотечных кредитовпринятие сбалансированного по интересам земельного кодекса, легализация рынка земли, что придаст мощный импульс кредитованию под залог земли.

На микроуровне наблюдается также разбалансированность и искаженность финансовых пропорций, выражающаяся, в частности, в сильно «перекошенной» структуре производственных затрат, занижении реальной прибыльности производств, искажении истинных параметров инвестиционной привлекательности предприятий.

Приведенные выше факторы свидетельствуют о неадекватности существующего хозяйственного механизма требованиям и условиям рыночной экономики и необходимости проведения системного анализа в элементах хозяйственного механизма с целью выработки действенных механизмов в формировании эффективной структурно-инвестиционной политики регионов.

2. Поставленная цель исследования — разработка метода формирования рациональной структурно-инвестиционной политики в хозяйственных образованиях типа регионапьной экономики — потребовала системного анализа самого хозяйственного механизма с позиций закономерности самоорганизации. Данная необходимость обусловлена характером экономических отношений в условиях рыночной экономики, т. е. отношениями взаимного согласования интересов хозяйствующих субъектов всех уровней хозяйственного комплекса регионов и страны в целом (по вертикали) и отношениями между хозяйственными объектами отраслей по цепи движения материально-вещественных потоков вплоть до получения конечных продуктов потребления (по горизонтали). С такой точки зрения и предложена схема проблемного анапиза экономической системы Республики в условиях самоорганизации.

3. В соответствии с разрабатываемой концепцией проблемно-целевого анализа региональной экономики для целей последующего формирования рациональной структурно-инвестиционной политики в регионе потребовалось выделение чётких признаков существования проблем в региональном хозяйственном комплексе и их классификация с тем, чтобы на их основе выбрать достаточно строгий для подобного рода задач инструментарий практического выявления «узких мест» в экономике.

В отличие от существующих подходов к организации инвестиционной политики в регионе разработанный проблемно-целевой метод анализа состояния экономики позволяет, на наш взгляд, практически однозначно определять не только сферы (отрасли) предпочтительного инвестирования с точки зрения прироста народнохозяйственной эффективности, но и выделить пообъектно цепи взаимодействующих хозяйствующих субъектов для разработки сложных инвестиционных проектов.

Именно относительно таких проектов и следует средствами региональных и федеральных органов управления создавать условия наивысшей инвестиционной привлекательности для хозяйствующих субъектов и потенциальных кредиторов и инвесторов, включая иностранных.

4. Обзор подходов к оценке инвестиционного климата территориальных образований показал, что в их основу положена классификационная модель признаков, характеризующих технико-экономическую, социальную, политическую и т. п. сферы деятельности. Обобщенное мнение об уровне инвестиционной привлекательности отраслей хозяйства формируется при этом с использованием экспертного подхода к принятию решений по косвенным, часто субъективным, признакам.

Недостаточная адекватность подходов и методов оценки инвестиционного климата региональных экономических образований, методов ранжирования и выделения приоритетных объектов инвестирования потребовала разработки подхода, моделей и методик исследования хозяйственного комплекса Кабардино-Балкарии на новой предметной основена основе «портрета проблем» региона. При этом в качестве приоритетного условия структурно-инвестиционной политики КБР закладывается главный критерий социально-ориентированных рыночных преобразований — рост жизненного уровня населения.

Относительно конечных целей экономической системы и строится цепь причинно-следственных связей между объектами инвестирования в регионе — формируется «Инвестиционная карта» КБР как формальный аналог предметной области принятия структурно-инвестиционных решений Правительством Кабардино-Балкарии.

В условиях дефицита финансовых ресурсов данный подход позволяет оценивать предметно и количественно сферы и отрасли экономики для приоритетного инвестирования как областей деятельности, в которых средствами государственного (республиканского) регулирования создаются условия чрезвычайно благоприятного инвестиционного климата.

5. Выработка проектных решений в области управления структурно-инвестиционными процессами в КБР осуществлена с позиций временных периодов, с позиций возможности изменения структуры финансирования инвестиционных проектов по этапам (прежде всего, возможность реинвестирования собственного капитала предприятий и отраслей КБР), с позиций привлечения средств населения по мере роста уровня его доходности по этапам реализации инвестиционных программ.

К отраслям и продуктовым комплексам в первоочередных периодах развития экономики КБР отнесены цветная металлургия, санаторно-курортный комплекс, экстремальный туризм, перерабатывающая и пищевая промышленность АПК.

Реализация первоочередного накопления собственных средств республики предполагает привлечение инвестиционных средств в двухлетний период с преобладанием федеральных средств в структуре финансирован ия,.

Переход экономики КБР на самофинансирование на втором этапе (2005г. год с условием резкого улучшения инвестиционного климата и инвестиционной активности в частном секторе капиталовложений) позволяет перевести структурно-инвестиционную политику КБР в сферу электроэнергетики, связи, промышленности строительных материалов, ВПК (конверсия).

Первоначальное накопление капитала в отраслях экономики, в бюджетной сфере КБР, обеспечивается активной политикой Администрации КБР в области создания чрезвычайных условий инвестиционной привлекательности в части отдельных видов функционального обеспечения экономических реформ: нормативно-законодательного обеспечения инвестиционных проектов, кредитно-банковской политики, внешнеэкономической деятельности, лизинговых отношений и иным формам привлечений частного капитала, включая иностранный.

6. Сформированные комплексы сгоуктурно-инвестиционных проектных решений в развитии экономики КБР предполагают необходимость дальнейшего инвестиционного проектирования по продуктовым и функциональным комплексам не только в Республике, но и предпочтительно в общерегиональном масштабе — в Северо-Кавказском регионе, что позволит аккумулировать финансовые ресурсы областей, краев и национальных республик для совместного поиска путей роста эффективности хозяйства и форсировать вхождение национапьной экономики в мирохозяйственный процесс.

Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования можно сформулировать следующим образом:

1) обобщены существующие представления об инвестиционных и структурных процессах в экономике России в переходный период развитияуточнены основные факторы динамики структурно-инвестиционных процессов в Кабардино-Балкарской Республике;

2) систематизированы признаки существования структурно-инвестиционных проблем, связанных с неадекватностью существующего хозяйственного механизма условиям рыночных отношений в экономике;

3) исследована и развита теоретическая концепция самоорганизации хозяйственного механизма и оценена целесообразность ее использования для выбора рациональной структу рно-инвестиционной политики в региональном хозяйственном комплексе;

4) разработан метод проблемно-целевого анализа состояния субъектов региональной экономикиусовершенствованы инструментальные средства выявления «узких мест» в региональном хозяйственном комплексе;

5) адаптирован метод выявления «узких мест» в хозяйственной системе к формированию «портрета проблем» экономики Кабардино-Балкарской Республикиосуществлена содержательная трактовка полученных теоретических моделей в приложении к отраслям и хозяйствующим субъектам различных сфер экономики Кабардино-Балкарии;

6) исследованы факторы инвестиционного климата территорииразработан и реатизован в условиях КБР метод формирования «Инвестиционной карты» региона на основе адаптированной классификационной модели инвестиционной привлекательности территории — функционально-отраслевой матрицы;

7) с использованием разработанного инструментария анализа проведена оценка параметров экономического потенциала КБР в ресурсно-технологическом и целевом аспектахдана содержательная оценка предпочтительным направлениям развития и совершенствования структурно-инвестиционной политики КБР;

8) предложены рекомендации по использованию разработанного подхода к формированию рациональной структурно-инвестиционной политики в системе государственного управления экономикой Республики.

Разумеется, далеко не все теоретико-методические и прикладные вопросы повышения эффективности региональной экономики удалось рассмотреть в данном исследовании, носящем во многом поисковый, проблемный характер, однако, как мы полагаем, предложенный аппарат исследования позволяет по-новому подойти к рационализации структурно-инвестиционной политики Республики, сориентировать направления инвестиционных средств на повышение уровня жизни населения региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р., Эмери Ф. О целеустремительных системах. — М.: Сов. радио, 1974.
  2. Л.А. Моделирование организационных структур. Л.: ЛГУ, 1978.
  3. А.И. Наука об оптимальном управлении. М-Л: Энергия, 1964.
  4. А., Алботов Р. Активизация инвестиционной деятельности и совершенствование кредитного механизма на региональном продовольственном рынке // Междунар. журнал, № 6, 1997.
  5. В.Х. Региональный аспект логистического проектирования // Маркетинг в коммерческой практике: реалии, проблемы, противоречия:
  6. Тезисы докладов и выступлений межгосударственной научно-практической конференции проффесорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. / РГЭА, Ростов-на-Дону, 1998.
  7. В. Лизинг не панацея, но бюджету подспорье // Экономика и жизнь, № 15, апрель 1997.
  8. А. Дилемма инвестиционной стратегии государства // Российский экономический журнал. 1997. № 10.
  9. А. Инвестиционный кризис: последствия и пути преодоления//Российский экономический журнал, 1998. № 5.
  10. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа.-СПб.: СПбГТУ, 1997.
  11. В.В. Потенциат реформ Дона: особенности развития 97: Научно-практическое пособие. — Ростов-на-Дону: РГЭА, 1996.
  12. Ф. Матов Н. «Гиганты» кредитуют активнее /7 Экономика и жизнь. 1997. № 41
  13. К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. 1996. № 6
  14. К. Федотов А. Механизм взаимодействия Федерации и ее субъектов при реализации структурно инвестиционной политики /У Экономист. 1995 № 6
  15. В. Экономика и частная собственность // АПК: экономика и управление. 1997. Jfe 6
  16. Ю. " Инвестиционный голод" или отсутствие «инвестиционного аппетита «? // Экономика и жизнь. 1998. № 2
  17. Н.Д. Основы политической экономии / Учеб. пособие. Ростов-н/Д: РГЭА, 1997.
  18. В. Пищевики решили взяться за руки // Экономика и жизнь, № январь 1997.
  19. Закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95 года
  20. Т., Малахов Ю. Выход нашли в инвестициях // Экономика и жизнь, № 12, март 1997.
  21. М. Факторинг обеспечит интенсивный рост компаний // Экономика и жизнь, № 12, март 1997.
  22. Информационный бюллетень Административного Комитета Программы
  23. Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Бапкарской Республики». -Нальчик, 1996,№ 1.
  24. В., Репин В. Как эффективно управлять финансовыми потоками // Экономика и жизнь, № 8 февраль 1997.
  25. Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.
  26. Кабардино-Балкария в цифрах. // Статистический ежегодник 1997, -Госкомстат КБР Нальчик, 1998.
  27. Т. Институциональное реструктурирование инвестиционного процесса в аграрной сфере переходной экономики. Диссертация. // РГУ. 1998.
  28. Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России. // Российский экономический Журнал, 1997, № 3
  29. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997−2000 годы // Экономист. 1997. № 1
  30. Концепция инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике в 1997 2001 гг. // Вестник Администрации СЭЗ «Кабардино-Балкария», -Нальчик № 6(10), 1997 г.
  31. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997−2000 годы. Структурная перестройка и экономический рост. // Вопросы экономики, 1997. № 1
  32. Ю. Система моделирования организации управления регионом: методологический аспект. // Проблемы теории и практики управления, 1996, № 3
  33. Корнеев В, Кузнецов Г. Инвестиционная политика в АПК // Экономист. 1997. № 1.
  34. В., Игнатова Т., Содолков Г. Социальное рыночное хозяйство. Путь России Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1997.
  35. С. Яковлева Е. Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности // РЭЖ. 1997. № 11Д2
  36. . Оценка эффективности иностранных инвестиций // Экономическая газета, № 6/7, апрель-май 1995.
  37. В., Швецов А. Региональная политика России: концепция, проблемы, решения. // Российский экономический журнал, 1997, № 3,4
  38. С., Свинаренко А. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности. // Вопросы экономики, 1994, № 12
  39. А. Принципы экономической науки. Т. 1,2 /' Пер. с англ.-М: Прогресс. Универс. 1993.
  40. Н., Такахара И. Общая теория систем: математические основы. М.: Мир, 1978.
  41. Методы и модели совершенствования организационных структур / Б. А. Лагоша, В. Г. Шаркович, Т. Г. Дегтярева.- М.: Наука, 1986.
  42. МильнерБ.З., Евенко Л. И., Рапопорт В. О. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.
  43. Моделирование в процессе управления народным хозяйством. Я Багриновский К., Белкин М., Волконский В. и др.- под. Ред. Федоренко Н., Петракова Н. М.: Наука, 1994 г.
  44. Н. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995 г.
  45. В. Методы оценки качества инвестиционных проектов. // Экономист. 1997. №
  46. Е.й. Регулирование развития экономики в переходный период // Автореферат диссер. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук, — Ростов-на-Дону, 1998.
  47. Л.А. Хозяйственный расчет. Ростов-н/Д: ИРУ, 1977.
  48. А. Российские реформы: результаты и перспективы. // Проблемы прогнозирования, 1995 г., № 4
  49. Л. Структурные преобразования и инвестиционная политика в странах с рыночной экономикой. // Вопросы экономики, 1991 г., № 8
  50. Ю. Инвестиции: главная задача-рост плюс отдача /V Экономика и жизнь. 1998. № 3
  51. Повезет на миллион // Экономика и жизнь. 1998. № 3
  52. Положение о порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок 180 дней //Центральный банк России, 6 октября 1997 г., № 527.
  53. Постановление Правительства РФ от 10.06.1993 г. № 546 «О социально-экономической поддержке балкарского народа» .
  54. Постановление Правительства РФ от 31.03Л 994 г. № 265 «О государственной поддержке курорта «Нальчик «и международной базы туризма, альпинизма и горнолыжного спорта в Кабардино-Балкарской Республике».
  55. Постановление Кабинета Министров КБР «О важнейших стройках КБР в 1997 году» от 22 марта 1997 г. № 55.
  56. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1244 «О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории свободных экономических зон»,
  57. Приоритеты государственного регулирования экономики. Кзд-во СевероКавказской академии гос. службы, 1998.
  58. Проблемы привлечения иностранных инвестиций. Материалы конференции //ЮЖ. 1998. № 1
  59. ., Структура производства в современных условиях. // Экономист, 1997, № 1
  60. Проблемы региональной экономики: суждения и решения. //Вопросы экономики, 1997, № 2
  61. В., Бузганин А. Экономика переходного периода. М., Издательство МГУ, 1995.
  62. Региональная инвестиционная политика / Научно-практическое пособие,-Ростов-на-Дону: РГЭА, 1997.
  63. Региональные последствия социально-экономических реформ.- Екатеринбург: ИЭ УРО РАН, 1996.
  64. Региональная экономика: проблемы, стратегии развития АПК//Под редакцией В. В. Кузнецова Российская академия сельскохозяйственных наук, Всероссийский НИИ Э и М.-Ростов-на-Дону, 1998.
  65. Реформы и политическая стабильность в России. М.: Издательство АО «Энергоинвест», 1997
  66. Ф.М. Основы государственного регулирования смешанной рыночнойэкономики. M.: Российская экономическая академия, 19%
  67. В. Инвестиционные ресурсы государств СНГ и их вовлечение в российскую экономику. // Российский экономический журнал, 1993, N2 1
  68. В.И. Совершенствование управления промышленным предприятием: аспект самоорганизации. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 1989.
  69. В.И. Интеграционные хозяйственно-экономические процессы в Северо-Кавказском регионе. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы. Ученые записки факультета МЭО и М, РГЭА.- Ростов-на-Дону, 1997.
  70. В., Тимошенко А. Холдинг как инкубатор для инвестиций //Город N, № И/163,20−26.03.96
  71. Ю., Хоменко В. Организация региональной инвестиционной политики // Экономист. -1996, № 12.
  72. Сафонов в Экономические методы управления регионом. — М.: Наука, 1992.
  73. Системный анализ в экономике и организации производства /Учебник. -Л.: Политехника, 1991.
  74. М. Путь один: между ракетами и бананами // Экономика и жизнь, № 6 февраль 1997.
  75. С. У инвестиций свои приоритеты // Экономика и жизнь. 1997. № 41
  76. В. Есть представительство, а есть . предательство // Экономика и жизнь, № 15, апрель 1997.
  77. Ю. Реальные и мнимые источники капиталовложений. // Деловой мир, 1995,10−16 марта.
  78. О. О проблеме структурной перестройки . // Инженерная газета, 1996, .Nb 47.
  79. О. На приоритетных направлениях // Экономика и жизнь, № 4, январь 1997.
  80. Социально-экономическое положение КБР за 1997 г. Госкомстат К5Р Нальчик, 1998.
  81. Е. О новых ориентирах экономической политики // Вопросы экономики. 1998. № 5
  82. Е. Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики Н Экономист. 1997. № 1
  83. Структурная перестройка и экономический рост // Российская газета. 1998. 9 января с. З
  84. И.М. Методы структурной настройки системы управления производством.-М.: Статистика, 1970.
  85. М.П. Планирование инвестиционного процесса // Вестник Администрации СЭЗ «Кабардино-Балкария», Нальчик № 5(9), 1997 г.
  86. С. Постсоциатистический переход с точки зрения экономического развития// МЭ и МО, !992. № 12.
  87. И. Лизинг он и в СНГ лизинг // Российская газета, 1 февраля 1997.
  88. Тенденции изменения макроэкономических условий и структурных пропорций регионов России. II Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 1996, № 1
  89. Теория систем и методы системного анализа в управлении и связи /В.Н.Волкова, В. А. Воронов, А. А. Денисов и др. И., 1983.
  90. Технополисы, как территориальные центры структурной перестройки.//Вопросы экономики, 1995, № 10
  91. И. Инвестиционный климат в России: региональные решения. -М.: Издатцентр, 1997.
  92. Указ Президента РФ от 22 марта 1995 г. г. № 300 «О свободной экономической зоне «Кабардино-Балкария"//Сборник законодательства РФ, 1995, № 13, ст. 1125
  93. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации».
  94. Указ Президента РФ «О создании ФПГ в Российской Федерации» от 5 .12. 1993.
  95. Указ Президента РФ от 14.10.1992 г. № 1232 «О мерах по государственной поддержки социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики».
  96. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
  97. Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России // Экономист. 1997. № 1
  98. Я. Перспективы инвестиционной активности// Экономист, 1997.№ 2.
  99. А. Концепции государственной инвестиционной политики на 1995 год.// Экономист, 1994, № 10
  100. В. Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного типа. // Вопросы экономики, 1994, № 7
  101. .С. Элементы теории потенциальной эффективности. — М., 1971.
  102. А. Экономика России в 1992—1997 гг.: тенденции, анализ, прогноз. -М.: Финстатпром, 1997.
  103. С. К разработке структурно-инвестиционной политики. //Экономист, 1994, № 6
  104. ЧекмареваE.H. Лизинговый бизнес.- М.: Экономика, 1994.
  105. О. Структурно-инвестиционная политика в регионе. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. Ростов-на-Дону РГЭА. -1998.
  106. Д., Добрынина Л., ЛексинВ., Шевцов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития // Российский экономический журнал, 1997, № 9
  107. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975.
  108. Цели и ресурсы в перспективном планировании / Под ред. Е. З. Майминаса, В. Л. Тамбовцева, А. Г. Фонотова. М., 1985.
  109. Центральный банк РФ. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 198 год // Вопросы экономики. 1997. № 12
  110. Р., Новоселов В. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибиоск: Наука, 1993.
  111. У.Р. Введение в кибернетику. М., 1959.
  112. И6. Яковец Ю. Предпосылки преодоления инновационного кризиса // Экономист. 1998. № 1
  113. Ю. Стратегия инвестирования // Экономист. 1995. № 1
  114. Ю. Приоритет — структурно-технологическому обновлению народного хозяйства. // Российский экономический журнал, 1994, № 5,6189
Заполнить форму текущей работой