Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы и механизм формирования стратегического выбора северного региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип индикативности реализуется в следующем: а) в стимулировании создания планов и программ хозяйствующими субъектамиб) в проведении многочисленных многоуровневых итерационных согласований с целью обеспечения сбалансированности показателей регионального развитияв) в обеспечении оптимального согласования целей со средствами, необходимыми для их достиженияг) в определении «общих контуров… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЫБОРА РЕГИОНА И ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
    • 1. 1. Стратегический выбор как ядро концепции перспективного развития региона
    • 1. 2. Принципы разработки стратегического выбора региона
    • 1. 3. Механизм реализации стратегического выбора региона — современный опыт стратегического территориального планирования
  • Глава 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СЕВЕРА
    • 2. 1. Особенности жизненного цикла регионального хозяйства
    • 2. 2. Основные предпосылки и ограничения перспективного развития регионов Севера
    • 2. 3. Стратегические ориентиры социального развития северных регионов
  • Глава 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ВЫБОРУ РЕГИОНОВ СЕВЕРА И МЕХАНИЗМУ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
    • 3. 1. Обоснование стратегического выбора регионов Севера
    • 3. 2. Приоритеты социально-экономического развития Мурманской области
    • 3. 3. Перспективы реализации стратегического выбора северных регионов

Принципы и механизм формирования стратегического выбора северного региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постсоветский опыт России ознаменовался большими ожиданиями, связанными со становлением на российском экономическом пространстве либеральной экономической модели (ЛЭМ) по неоамериканскому типу и столь же большими разочарованиями в виду явной переоценки рыночного саморегулирования процессов социально-экономического развития.

В результате кризиса 1998 г., поразившего многие страны с переходной экономикой, в том числе и Россию, становится все более очевидным, что ЛЭМ оказалось настолько чужеродной российскому обществу, что полностью отторгается российской экономической системой. В России реформы последних лет, с одной стороны, не обеспечили становления экономики, а с другой — вызвали инволюцию социального развития.

В отечественной науке все чаще подвергается сомнению не только способы реформированию экономики, но и сама необходимость рыночных реформ, их общее неприятие, в том числе и на региональном уровне.

Актуальность темы

исследования определяется тем, что современная социально-экономическая ситуация подчеркивает настоятельную необходимость стратегического выбора регионального развития, без чего невозможно проводить целенаправленную экономическую и социальную политику.

Следует подчеркнуть отсутствие общей программы введения элементов рынка в плановую экономику, оптимизации сочетания плановых и рыночных начал, соотношения государственного регулирования и рыночной стихии, в связи с чем на самом высоком уровне укрепился тезис о несовместимости рынка и плана.

Основой разработки стратегии развития регионов является Закон РФ (1995 г.) «О государственном прогнозировании и программах социально — экономического развития Российской Федерации», который определяет место и роль планового регулирования в условиях рыночной экономики.

Актуальность темы

определяет цель исследования.

Целью работы является решение научной проблемы определения стратегического выбора региона, разработка предложений по его реализации в рамках концепции социально-экономического развития Севера России.

Для достижения поставленной цели в диссертации решается комплекс задач:

— исследование сущности и основных принципов разработки стратегического выбора региона;

— разработка научных основ создания механизма реализации стратегического выбора региона;

— проведение диагностики социально-экономического развития регионов Севера (на примере исследования жизненного цикла хозяйственной системы Мурманской области);

— выявление стратегических ориентиров и системы целей экономического и социального развития регионов Севера;

— разработка приоритетов развития регионов, их ранжирование;

— подготовка практических рекомендаций по реализации стратегического выбора северных регионов.

К основным защищаем положениям относятся следующие:

— процесс становления рыночных отношений в экономике России не только не отрицает присутствие активной плановой составляющей, но и подтверждает настоятельную необходимость сочетания государственного планового регулирования и саморегулирования ЛЭМ;

— формирование стратегического выбора регионасложный процесс, главными принципами его осуществления, в сочетании с приведенными в исследовании, является принцип индикативности, это означает, что определение перспективных функций региона должно осуществляться во взаимосвязи и взаимозависимости с целевыми установками экономического и социального развития России, с учетом интересов различных субъектов хозяйствования и населения;

— северные регионы в процессе своего развития и функционирования выполняют две основные целевые функции: обеспечение качества жизни населения на уровне, не ниже принятого в обществе социального стандарта и участие в межрегиональном разделении труда в рамках российского и других геоэкономических образований с учетом существующих особенностей (удорожающих факторов воспроизводства рабочей силы и специфической ориентации отраслей специализации);

— одним из основных инструментов реализации стратегического выбора выступает формирование «точек роста» в локальных социально-экономических системах (ЛСЭС), которое в регионах Севера возможно лишь при адресной государственной поддержке.

Методология исследования. Теоретические исследования диссертации посвящены разработке основных положений системного подхода проблематике ^ стратегического выбора региона. Системный анализ в сочетании с инструментарием теории развивающихся систем составляет методическую базу исследования. В диссертации также использованы методы статистического и экономического анализа, а также методы экспертного анализа и прогнозирования.

Объектом исследования являются социально-экономические системы регионов Севера (на примере Мурманской области).

Предметом исследования являются процессы формирования и реализации стратегического выбора в концепции экономического и социального развития региона.

Научная новизна работы определяется следующими результатами теоретического и прикладного характера:

— выявлены особенности формирования стратегического выбора Северных регионов России, состоящие в нерыночной целенаправленности и необходимости адресной государственной поддержки процессов создания «точек роста»;

— сформулирована и адаптирована к регионам Севера система принципов осуществления стратегического выбора, система включает принципы системности, целенаправленности, комплексности, эффективности, адаптивности, баланса интересов, минимизации риска, легитимности;

— обоснован принцип индикативного государственного регулирования системы целей развития для регионов Севера;

— усовершенствована схема формирования стратегического выбора региона с учетом выделения ЛСЭС;

— предложена методика определения уровня развития геоэкономических образований, рассчитаны коэффициенты развития субъектов Российской Федерации и территориальных образований Мурманской области.

Апробация работы и практическая значимость исследования. Основные результаты исследования и выводы диссертации докладывались на Х-ой научно-технической конференции Мурманского Государственного Технического университета (1999 г.), использованы в проекте ТАСИССМЕРУС 9503 «Местное самоуправление: технология стратегического планирования».

Часть рекомендаций диссертации использованы при разработке проекта Концепции повышения инвестиционной привлекательности Мурманской области и закона Мурманской области «О зоне экономического роста «Мурманская судоверфь».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации рассмотрены научные основы определения стратегического выбора региона, исследована сущность и принципы разработки стратегического выбора как базовой составляющей концепции перспективного комплексного социально-экономического развития, предложен механизм реализации стратегического выбора региона, сформулированы определения основных понятий теории стратегического территориального планирования. Исследованы особенности жизненного цикла регионального хозяйства, определены основные предпосылки и ограничения перспективного развития, обоснованы стратегические ориентиры социального развития Мурманской области. Обоснованы стратегический выбор Мурманской области, установлены приоритеты социально-экономического развития, определены перспективы стратегического выбора региона.

В результате проведенного исследования получены следующие результаты:

1. Поддержание необходимого уровня развития и эффективности региональной системы требует продуманных целенаправленных действий стратегического характера со стороны органов регионального управления и, прежде всего по формированию стратегического выбора региона (обоснования его перспективной специализации). Анализ специфических особенностей и конкурентных возможностей Северных регионов позволил определить стратегический выбор региона, заключающийся в формировании Мурманской области как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального региона, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства как основу устойчивого развития. Достижение этого предполагает укрепление Мурманского региона в качестве одного из ведущих российских поставщиков продукции на основе природных сырьевых ресурсов и главного российского транспортного узла на Севере России, а также российского контактного центра Баренцева региона и Северо — Запада России. Анализ общих принципов и приоритетов социально-экономического развития Мурманской области свидетельствует о том, что стратегический выбор региона (как и других регионов Севера) имеет нерыночную направленность, т.к. создание и развитие «точек» роста возможно лишь при адресной государственной поддержке. Формирование системы ЗАТО в Мурманской области является первым этапом в реализации такого выбора (с учетом общенациональных интересов).

2. Формирование стратегического выбора региона представляется сложным процессом, главным принципом его осуществления, в сочетании с приведенными в исследовании (целенаправленности, комплексности, системности, адекватности, эффективности, минимизации риска, баланса интересов, легитимности), является принцип индикативности.

Принцип индикативности реализуется в следующем: а) в стимулировании создания планов и программ хозяйствующими субъектамиб) в проведении многочисленных многоуровневых итерационных согласований с целью обеспечения сбалансированности показателей регионального развитияв) в обеспечении оптимального согласования целей со средствами, необходимыми для их достиженияг) в определении «общих контуров» регионального развития (макроэкономических параметров, желаемых темпов экономического роста, основных параметров деятельности государственных органов и госпредприятий в сочетании с общенациональными параметрами) с целью формирования благоприятной экономической среды.

Это означает, что определение перспективных функций (ключевых проблем) региона должно осуществляться во взаимосвязи и взаимозависимости с целевыми установками экономического и социального развития России, с учетом интересов субъектов хозяйствования и населения.

3. Формирование стратегического выбора региона должно производится с учетом выделения локальных социально-экономических систем (ЛСЭС). Это связано с тем, что экономика любого государства представляет собой совокупность экономически взаимосвязанных региональных систем. Существующие объективные и субъективные факторы различия (местоположение, наличие природных ресурсов, человеческий потенциал, национальные и исторические особенности, традиции и т. д.) приводят к неравномерности развития экономического пространства и требуют от органов государственной власти всех уровней проведения определенной как национальной региональной политики, так и совершенствования методов регулирования в границах определенного региона, формирования стратегического выбора региона. Каждый из вариантов текущего состояния региональной системы, отражает определенный уровень, соответствующий степени развития региона, следовательно, ту или иную комбинацию ЛСЭС (имеющих свой стратегический выбор), на которую направлено воздействие. При этом можно утверждать, что чем сбалансированней сформированный региональный «портфель» стратегического выбора ЛСЭС (позволяющий достичь компенсационного или суперкомпенсационного эффекта), тем выше способность адаптации региональной системы к новым внешним условиям. Стратегический выбор региона в этом случае включает стратегический выбор ЛСЭС, но не сводится к ним.

4. Предложен авторский подход, позволяющий используя разработанную в данном исследовании методику расчета уровня развития региона как основу, а также наличие одинаковой группы показателей, определенных в одном временном интервале, рассчитать коэффициент развития региональной системы Крр (используя метод среднеквадратичных отклонений от предельного значения), а также коэффициенты развития ЛСЭС в рамках региональной системы, в переходный период развития национальной экономики.

Данный подход позволяет при формировании стратегического выбора региона реализовать главный принцип — принцип системности., что позволит на региональном уровне определить перспективные функции развития региональной системы во взаимосвязи и взаимозависимости с целевыми установками экономического и социального развития России, а на уровне национального хозяйства — проводить сбалансированную индикативную региональную политику, с учетом интересов и возможностей всех региональных подсистем .

На основании предложенной методики рассчитаны коэффициенты развития субъектов Российской Федерации и территориальных образований Мурманской области.

5. Разработаны рекомендации по созданию зоны экономического роста в рамках конкретной локальной территории, с учетом общих целей и задач, стоящих перед социальноэкономическим развитием региона. Наиболее эффективным конкретным механизмом реализации предложенной концепции является практика создания зоны экономического развития на территории Мурманской судоверфи, которая позволяет реализовать чрезвычайно необходимую региону функцию — инновационную, в рамках комплексного развития региональной экономической системы.

Таким образом, последовательная работа региональных органов управления в рамках реализации предложенного в исследовании подхода к формированию и реализации стратегического выбора позволит переломить негативные тенденции, существующие в регионе, и обеспечит переход ее в новое качественное состояние, соответствующее истинным возможностям региональной системы — Кольского Севера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. М., Изд-ие офиц., 1995. — № 30. — Ст. 2871.
  2. А. Федеративная модель решения регионального вопроса в Италии // Проблемы теории и практики управления. 1996, № 5. — с. 55.
  3. Г. А., Котляков В. М. Север зеркало мировых и российских проблем // США: экономика, политика, идеология. — 1996, № 12. — с. 6 — 20.
  4. Э.В. Социально-экономическая география. М.: Мысль, 1983.-350 с.
  5. И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.-519 с.
  6. М. Малый инновационный бизнес в странах Восточной Европы // Проблемы теории и практики управления. 1993. — № 2. — с. 120- 124.
  7. В.Н. Территориальное управление развитием науки и техники. М.: Экономика, 1985. — 144 с.
  8. Д. Изменение экономических функций государства: опыт латиноамериканских стран // Мировая экономики и международные отношения. -1996, № 6-с. 121 129.
  9. B.C., Захаров В. Ф. Региональная экономика. Калининград: Янтарный сказ, 1998, — 316 с.
  10. Бир С. Кибернетика и управление производством: Пер. с англ. М.: Наука, 1965.-391 с.
  11. Бир С. Мозг предприятия. М.: Радио и связь, 1993. 415 с.
  12. А.О., Санин И. И. Менеджмент предпринимательских структур. Подольск, „Сатурн С“, 1999. — 432 с.
  13. Л.С. Экономика научно-технического прогресса. М.: Высшая школа, 1979.-272 с.
  14. АЛ. Стратегическое планирование и нововведения в корпорациях // Формирование стратегии и выбор приоритетов научно-технического развития США. М&bdquo- 1988. — № 8. — 22 с.
  15. . Социально-экономические показатели Запада и России./ Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 8. с. 10 — 24.
  16. Буржуазная региональная теория и государственно монополистическое регулирование размещения производительных сил. М., 1981, — 254 с.
  17. .М. Свободные зоны как средство экономического развития // Регион. 1995. -№ 1. — с. 51−58.
  18. Л.Б. Проблемы и противоречия регионального развития России // Россия и СНГ. 1995. — с. 49 — 53
  19. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 — 160 с.
  20. О.С. Стратегическое управление. М.: Изд. МГУ, 1995.-252 с. ч21. Внешнеэкономическая деятельность региона: Тенденции, проблемы, преспективы переходного периода / Кол. авторов. Апатиты, 1997. — 121 с.
  21. В. Конструктивная региональная политика в условиях кризисной экономики // Проблемы теории и практики управл. 1996, № 2 — с. 58
  22. География Мурманской области. Мурманск: Кн. изд-во, 1975. — 144 с.
  23. Е.М. Использование системного анализа в принятии плановых решений. М.: Экономика, 1982. — 157 с.
  24. Государственное регулирование экономики ./ Под редакцией проф. А. Н. Петрова, СПб.:"3нание», 1999. 112 с.
  25. Государственное регулирование регионального развития./ Столбов А. Г., Сигов В. И., Северова Л. Н. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000, — 66 с.
  26. Т.П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве,— М.: ИНФРА-М, 1998.-168 с.
  27. В.М. Большие биологические часы. М.: Знание, 1986. 256 с.
  28. О.Г. Отчет о НИР «Социально-экономическая диагностикаразвития Мурманской области и предложения по совершенствованию экономического механизма». Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского. Ленинград. 1989. 212 с.
  29. О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб: Изд-во университета экономики и финансов, 1992.-274 с.
  30. В.А., Бацких Ю. М., Лузин Г. П. Северный морской путь и рыночная экономика: новые возможности для развития. Апатиты, 1995. — 135 с.
  31. В.А., Остистый Б. К., Бацких Ю. М. Концепция транспортного освоения прибрежных газовых месторождений Западно-Арктической зоны России. Препринт. Апатиты: ИЭП КНЦ РАН, 1994. — 46 с.
  32. Доклад о социально-экономическом положении и ходе экономических реформ в северных территориях в 1996 г. Госкомитет Российской Федерации по вопросам развития Севера. М.: 1997. — 37 с.
  33. О.А. Инвестиционный рынок региона: проблемы формирования и развития.// Гуманитарные науки, № 1−2, с. 22−28.
  34. П.Х., Мизун Ю. Г. Российский Север. Проблемы развития -М.:НПЦ «ЭКИЗ», 1998. 200 с.
  35. .И. К образованию свободных экономических зон // Российский экономический журнал. 1993. — № 3. — с. 39 — 43.
  36. Р.И. Свободные экономические зоны (Опыт США) // США: Экономика, политика, идеология. 1995. — № 8. — с.35 — 45.
  37. С. А. Тишин Е.В. Стандарты качества жизни в системе социального управления. СПб.: ИСЭПРАН, 1998, — с. 34−50.
  38. Инвестиционный рейтинг российских регионов 1998—1999 года // Эксперт -1999, № 39, с. 20 44.
  39. А.А., Киселева Т. А. История Мурманской области. Мурманск, 1995.-248 с.
  40. А.А., Шевченко А. В. Мурманская область: география и история освоения. Мурманск: Изд-во Мурманск, 1996. 312 с.
  41. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Советское радио, 1974. — 280 с.
  42. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 143 с.
  43. Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Изд. МГУ, 1968. — 96 с.
  44. Концепция и основные направления Российской программы развития регионов Севера на 15 20 лет. — М.: Известия, 1992. — 176 с.
  45. Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях. М., 1992. -67 с.
  46. Концептуальные положения долгосрочной программы освоения биологических природных ресурсов Западно-Арктических морей / Васильев A.M., Затхеева В. А., Куранов Ю. Ф., Марьина В. П. Апатиты, 1998. — 47 с.
  47. В. Региональная инвестиционная политика: проблемы и международный опыт. //Вопросы экономики, № 3, 1995, с. 135 143.
  48. В. Европейская интеграция и региональная политика // Мировая экономики и международные отношения. 1994, № 4 — с. 93 — 103.
  49. Н.И. Задачи и методы региональной политики в странах рыночной экономики // Регион: экономика и социология. 1994. — № 4. — с. 146
  50. Н.И., Бауман Л. А. Региональная политика субъектов Федерации: Региональная политика в Европе: Методическое пособие по спецкурсу. -Вып. 1. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1994. с.55
  51. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: Экономика, 1998. — 172 с.
  52. В. Формирование инвестиционного климата в России.// Финансы и кредит, 1995, № 4, с. 13 17.
  53. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Рос. экон. журнал. 1997. — № 3 — с. 32−46- № 4 — с. 25 — 42
  54. Г. П., Васильев В. В. Организационный и экономический механизм северного завоза. Апатиты, 1998. — 100 с.
  55. Г. П., Павлов К. В. Патэкономика, или Общая теория переходных, кризисных социально-экономических процессов и состояний. Мурманск: Кн. изд-во, 1999. — 584 с.
  56. Г. П., Селин B.C., Истомин А. В., Вербиненко Е. А. Проблемы стабилизации социально-экономического положения на Северо-Западе России. -Апатиты, 1998.- 184 с.
  57. Г. П., Дидык В. В., Бритвина С. В. Региональная инвестиционная политика: проблемы формирования и реализации. Апатиты, 1997. — 51 с.
  58. Г. П., Селин B.C., Корчак А. Д. Уровень жизни на Севере. Апатиты.: Изд-во Кольского научного центра РАН, 1998. 103 с.
  59. Макроэкономическая нестабильность на Европейском Севере России: индикаторы, тенденции, механизм регулирования. Апатиты, Кольский научный центр РАН, 1997.- 126 с.
  60. Местное самоуправление: технология стратегического планирования (методические рекомендации)// Проект «ТАСИС СМЕРУС 9503», МГТУ, Мурманск, 1999. 94 с.
  61. Методология районирования территорий для управления формированием трудовых ресурсов в северных регионах. Апатиты, Кольский научный центр РАН, 1996. — 98 с.
  62. В.Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999.-251 с.
  63. Новгородский опыт реформ экономики региона и муниципальных образований / Под ред. В Л. Макарова. М.: Новгород, 1998. — 402 с.
  64. О зонах экономического развития в Санкт-Петербурге: Закон СПб от 08.01.96 № 52−17 // Вестник Мэрии СПб. 1996. — № 5/6. — с. 207 — 209.
  65. Остистый Б. К, Васильев A.M., Лузин Г. П. и др. Комплексная оценка и определение стратегии освоения ресурсов Европейской части России. Закл. отчет о НИР, т.3−91−4006. кн1. Апатиты: ИЭП КНЦ РАН, 1995. — 197 с.
  66. План устойчивого развития Мурманской области в регионе Баренцева моря. Коллектив авторов Мурманск, 1996. — 265 с.
  67. Проблемы развития энергетики Мурманской области. Препринт. Апатиты: Кольский научный центр РАН, 1996. 71 с.
  68. Равновесие и неравновесие социально-экономических систем / Под ред. акад., д-ра экон. наук, проф. А. И. Добрынина, д-ра экон. наук, проф. Д.Ю. Ми-ропольского, — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. 342 с.
  69. Районирование Севера России. Апатиты, КНЦ РАН, 1993. — 103 с.
  70. Регионы России. Справочник. М.: ЗАО «Шуркан Эксперт», 1997.-487 с.
  71. Региональные социально-экономические проблемы Севера в переходный период.- Апатиты, Кольский научный центр РАН, 1993. 79 с.
  72. Региональная экономика: новые подходы / Под ред. JI.A. Козлова, И. А. Ильина, Б. М. Штульберга и др. М.: Наука, 1993. — 127 с.
  73. В.Е. Стандарты качества жизни населения как инструментарий социальной политики //Регион: Политика. Экономика. Социология. 1999. № 1−2.-с. 89−91.
  74. В.Е., Знаменская К. Н. Стратегическое территориальное планирование в современной России: состояние, проблемы и первоочередные задачи научного обеспечения. СПб: ИРЭ РАН, 2000. — 41 с.
  75. Самарская область на пороге XXI века: стратегия социально-экономического развития / Материалы всероссийской научно-практической конференции Самара: Сам Вен, 1998. — с. 340 — 342.
  76. . Инновация как средство экономического развития: Пер. с вен-герск. Под ред. Б. В. Сазонова. М.: Прогресс, 1990, — 296 с.
  77. Р.А. Методы определения социально-экономических целей развития региона и крупного города. / Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. СПб.: ИСЭП РАН, 1996. — 198 — 206.
  78. B.C. Региональная экономическая политика и регулирование трудовых отношений на зарубежном Севере // Труд за руб. 1995, № 4-с. 66 -76.
  79. B.C., Симоненков В. П., Цукерман В. А. Организационно-экономические аспекты региональной научно-технической политики. Апатиты: Изд-во Кольский НЦ РАН, 1999. — 98 с.
  80. B.C., Истомин А. В., Немыкин А. В. Экономическая нестабильность в регионе: тенденции и индикаторы. В кн.: проблемы региональной экономики. Ижевск, изд. Удмуртского ун-та, 1998. № 1−2. с. 224 — 231.
  81. П., Штульберг Б. Новая региональная стратегия // Экономист. 1994, № 6. — с.72 — 76.
  82. Г. Развитие свободных экономических и оффшорных зон // Российский экономический журнал. 1995. № 11. с. 34 — 44
  83. С.В. Освоение Севера Советского Союза, -2-е изд. дополненное. М.: Наука, 1982. — 207 с.
  84. Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 1994. — № 12. -с.126 — 139.
  85. П.М. Аграрная реформа на европейском Севере России. Апатиты, 1998. — 194 с.
  86. В.Н. Основы системного ананлиза: Учебн. пособие.- СПб.: «Изд.дом «Бизнес-пресса», 2000. 326 с.
  87. А.Г. Системные принципы государственного регулирования рыночной экономики // Известия Санкт Петербургского университета экономики и финансов. — 1997, № 2. — с. 27 — 35.
  88. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации / Под ред. В. Е. Рохчина, С. Ф. Жилкина, — СПб.: ИСЭП РАН, 1999. 183 с.
  89. Стратегическое планирование и управление / Под ред. проф. А. Н. Петрова. 4.1: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1997. — 145 с.
  90. Структурная политика на Севере России в переходный период к рыночным отношениям / Под ред. д. э .н. Г. П. Лузина. Апатиты, 1994. — 268 с.
  91. А. И. Суховей А.Ф. Технополисы зоны экономического роста. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1994. — 118 с.
  92. Ш. Стратегия технополисы. — М.: Прогресс, 1989. — 344 с.
  93. Теория организации / Под ред. В. Г. Алиева. М.: Луч, 1999. — 416 с.
  94. Территориальное управление экономикой (словарь-справочник). М.: Финансы. 1997. — 224 с.
  95. Технополисы, технологические и научные парки. М., 1992. — 96 с.
  96. Е.В. Актуальные проблемы социального развития и пути их решения // Экономист, — 1997. № 4. с. 22 — 28.
  97. Е.В. Теоретические основы формирования социальной политики на местном уровне // Гуманитарные науки. 1997. № 2(8). — с.47 — 32.
  98. И.Ф. Избранные произведения: Историко краеведческие исследования. — Мурманск: Кн. изд-во, 1997. — т.2: Кольский Север. — 376 с.
  99. З.Н. Региональные проблемы структурных преобразований и политика занятости: из опыта восточноевропейских стран // Труд за рубежом. 1995, № 1,-с. 9−17.
  100. B.C. Менеджмент и региональная политика за рубежом. Мн.: Наука и техника, 1994. 213 с.
  101. В.А. Венчурное инвестирование в малый инновационный бизнес //США: экономика, политика, идеология. -1993. -№ 12.-с.12 -20.
  102. Хозяйственные системы Севера в национальной экономике. Апатиты, Кольский научный центр РАН, 1997. — 100 с.
  103. X. Далянь «Северный Гонконг» Китая // Проблемы теории и практики управления. — 1993. — № 5. — с. 120−121.
  104. .М., Котилко В. В. и др. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: Наука, 1993. — 127 с.
  105. Экономика энциклопедия: Ин-т экон. РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкин, — М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. 1055 с.
  106. Экономика Мурманской области: тенденции, проблемы, стратегия развития //Проект «ТАСИС СМЕРУС 9503», РАН, Кольский научный центр, Институт экономических проблем, Апатиты, 1999. 54 с.
  107. X., Михайлин А., Нохов Л. Особые экономические зоны: опыт КНР // Проблемы теории и практики управления. 1993.5. -с.118 120.
  108. Armstrong N., Taylor J. Regional Economics and Policy. L.: Harvester Wheatsheaf, 1993. — P.397.
  109. European Regional Incentives. 11-th Ed. L.: Bowker-saur, 1991. — P.486.
  110. Folmer H. Regional Economic Policy. Dordrecht (Netherlands): Martinus Nijhoff Publishers, 1986. -P.270.
  111. Jahresbericht uber die Durchfiihrung der Structurfonds. Dokument / EGKS-EWG-EAG. Brussel- Luxemburg, 1991, — P. 145.
  112. Knaap G. A. Van der, Louter P. J. Economic changes and strategies for spatial policy//Nederlandse Geografische studies (Amsterdam). 1991. — № 130. -P.8−24.
  113. Lambooy I.C. Service Activities and Regional Development. Regional Development Strategies and Production Complexes // Nederlandse Geografische Studies. -Amsterdam.- 1991. -№ 130. p.145 154.
  114. Leitfaden zur Reform Der Structurfonds Der Gemeineschaft. Dokument/ EGKS EWG-EAG. Brussel- Luxemburg, 1991. — P. 110.
  115. Regional Policies in Germany/ OECD Paris, 1989. — P.51.
  116. Special Zones: an Assessment of Policies in Selected Countries/ OECD. -Paris, 1991. -P.35.
  117. The Regions in the 1990s: Fourth Periodic Report on the Social and Economic Situation and Development of the Regions of the Community/ ECSC-EEC-EAEC Brussel- Luxemburg, 1991. — P. 194.
  118. Wadley D. Restructuring the Regions: Analysis, Policy Model and Prognosis/OECD. Paris, 1986.
  119. Уровни организационной среды1. Политические факторыобщая среда1. Экономические факторы
  120. Региональные рабочая среда Конкурентывласти
  121. Внутренняя среда организационная среда- - геополитическое положение-
  122. Контактные экономическая Междунар. аудитории структура- энергетика- - состояние производ- организацииственной инфраструк- Компании, туры- организации- состояние социаль- на территор.
  123. Компании и ной защиты населе- районаорганизации ния и здравоохране-на территории ния-региона экология и развитиетерритории- Посредники- демографическая си-туация, занятость имиграция-- образование-- состояние и развитиежилищно- Поставщики
  124. Государствен коммунального хозяй-ные экономи- стваческие доходы и уровеньструктуры жизни населения.1. Социальные факторы1. Технологические факторы
  125. Виды регионального стимулирования развития промышленности в странах членах СЭСР.
Заполнить форму текущей работой