Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Региональная экономическая политика в Российской Федерации в условиях перехода к рынку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что органической составной частью перехода к рынку является децентрализация экономики и поэтому осуществление рыночных реформ без активного участия регионов попросту невозможно. Для того же, чтобы должным образом задействовать регионы в этом процессе, необходимо в полной мере учесть их интересы, согласовав с интересами России в целом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ
    • 1. 1. Принципы региональной экономической политики
    • 1. 2. Региональная бюджетная политика
    • 1. 3. Основные закономерности и тенденции осуществле ния бюджетной политики
    • 1. 4. Государственная поддержка экономики регионов
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 2. 1. Основы регулирования экономики
    • 2. 2. Экономическое равновесие как необходимый реэуль тат регулирования экономики
    • 2. 3. Теории регулирования рыночной экономики
    • 2. 4. Регулирование экономики на федеральном и региональном уровне
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕГИОНА
    • 3. 1. Основы экономического роста
    • 3. 2. Модели экономического роста
    • 3. 3. Генетика экономического роста
    • 3. 4. Экономический рост на федеральном и региональном уровнях
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
    • 4. 1. Основы экономического развития региона
    • 4. 2. Мировой опыт экономического развития регионов
    • 4. 3. Свободные экономические зоны как фактор ускоренного экономического развития
    • 4. 4. Основной закон региональной экономической политики
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 5. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 5. 1. Экономическое положение регионов России
    • 5. 2. Экономическая безопасность России в современных условиях
    • 5. 3. Свободные экономические зоны в Российской Федерации
    • 5. 4. Становление российского законодательства о свободных экономических зонах
  • Выводы к главе
  • ГЛАВА. б. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 6. 1. Становление российского федерализма
    • 6. 2. Региональная экономическая политика в Российской Федерации на начальном этапе реформ
    • 6. 3. Региональная экономическая политика в Российской Федерации на современном этапе
    • 6. 4. Становление новой системы экономических отношений в регионах России
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 7. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
    • 7. 1. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в период экономических реформ
    • 7. 2. Финансовая устойчивость предприятий Республики Башкортостан
    • 7. 3. Приватизация государственных и муниципальных предприятий как составная часть экономической реформы в Республике Башкортостан
    • 7. 4. Совершенствование экономической политики в Республике Башкортостан
  • Выводы к главе

Региональная экономическая политика в Российской Федерации в условиях перехода к рынку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние региональной экономической политики в нашей стране во многом определяется тем, что Российская Федерация в ее современном виде создавалась наспех. Предотвращение ее распада потребовало скорейшего заключения Федеративного договора. В результате он, безусловно, сыграл свою историческую роль, но ценой закрепления уже сложившихся отношений между центром и регионами, отличающиеся неравноправием субъектов федерации и уже по одному этому не соответствующие принципам федерализма. Кроме этого, договор оказался слишком общим, оставив открытыми многие вопросы. Не решила их и Конституция. Она, уравняв в правах все субъекты Федерации (включая автономные округа), в то же время, закрепила вхождение указанных округов в состав краев и областей и предусмотрела возможность заключения иных (наряду с федеративным) договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. К которым, в частности, относятся двусторонние договора между федерацией и ее субъектами, в результате чего регионы на деле получают различную степень суверенитета. Причем, границы разделения полномочий и предметов ведения вообще не оговариваются, допуская в том числе и обе крайности, то есть полное сосредоточение власти либо в центре, либо в регионе. Тем самым ставится под сомнение не только равноправие субъектов федерации, но и само федеративное.

— б устройство, поскольку и унитаристские и сепаратистские тенденции оказываются конституционно допустимыми. Поэтому наши правоведы склоняются к необходимости принятия специального закона о договорах Федерации с ее субъектами /225/.

Однако прежде чем принимать такой закон, под него следует подвести строгую научную базу, позволяющую разграничивать предметы ведения и полномочия так, чтобы это в наибольшей степени содействовало стабилизации и росту экономики. Поскольку каждый уровень имеет для этого свои специфические возможности, в соответствии с которыми и должно в конечном счете осуществляться указанное разграничение. Они носят объективный характер и поэтому должны стать предметом региональной экономической науки. Что же касается закона, определяющего его общие основы, то он должен стать законом о содействии стабилизации и росту экономики и служить единой основой для всех других законов, определяющих деятельность как государства, так и всех входящих в него субъектов.

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что органической составной частью перехода к рынку является децентрализация экономики и поэтому осуществление рыночных реформ без активного участия регионов попросту невозможно. Для того же, чтобы должным образом задействовать регионы в этом процессе, необходимо в полной мере учесть их интересы, согласовав с интересами России в целом. Именно это должно составлять основу региональной экономической политики в Российской Федерации. Цель же ее — обеспечение интеграции регионов в единое экономическое пространство и устойчивого развития страны в целом через развитие ее регионов. При этом экономическая политика государства не может быть в готовом виде предпослана экономике. Она всецело зависит от последней, и, следовательно, вместе с ней должна пройти весь путь своего становления и развития. Именно поэтому сегодня приходится констатировать, что региональной экономической политики в Российской Федерации до сих пор нет. На современном этапе лишь складываются ее предпосылки: формируется правовая база взаимоотношений центра и регионов, закладываются ее научные основы и т. д. В частности, большая работа по научным основам региональной экономической политики проделана Институтом системного анализа Российской Академии Наук. Однако при всем своем объеме и системном охвате проблем она явно недостаточна по двум причинам: во-первых, в ней не задействована фундаментальная наука, без которой окончательное решение проблем региональной экономической политики невозможново-вторых, она всецело адресована центру и поэтому не рассматривает экономическую политику самих регионов.

Отсюда целью диссертационного исследования является создание научных основ региональной экономической политики.

Это потребовало решения следующих задач, раскрывающих внутреннее единство диссертации:

1. Изучить и обобщить достижения отечественной и мировой науки, а также передовой опыт в области региональной экономической политики.

2. Разработать научные основы регулирования региональной экономики.

3. Раскрыть природу и механизм экономического роста регионов .

4. Определить стратегию регионального экономического раз.

ВИТИЯ .

5. Раскрыть проблемы становления и развития региональной экономики в Российской Федерации.

6. Разработать основные принципы формирования региональной экономической политики в Российской Федерации.

7. Показать процесс формирования новой системы экономических отношений в одном из регионов Российской Федерации на примере Республики Башкортостан.

Объект исследования — экономика регионов, региональная экономическая политика, а также научные теории в данной области .

Предмет исследования — закономерности становления и развития региональной экономики и региональной экономической политики .

Теоретической и методологической базой исследования является фундаментальные положения современной экономической науки .

В ходе исследования широко использовались общенаучные методы, системный подход, методы комплексного, факторного и сравнительного анализа.

При решении конкретных задач применялись современные экономико-математические и статистические методы.

Научная новизна исследования заключаются в разработке теоретических и методологических основ стабилизации и роста экономики регионов исходя из сформулированных автором закона самосохранения экономической системы и принципов, определяющих механизм его реализации на региональном уровне.

Научные результаты, полученные в диссертационном исследовании, заключаются в следующем:

1. Доказано, что региональная экономическая политика представляет собой органическое единство экономической политики центра по отношению к регионам и экономической политики самих регионов, при котором стороны взаимодействуют наравных и строят свои отношения на строгой договорной основе, исходя из баланса интересов. Ее содержание определяется объективными экономическими законами, а социально целесообразная форма реализации — юридическими законами. Единство экономических и юридических законов обеспечивает, таким образом, стабилизацию и рост региональной экономики, а сама региональная экономическая политика получает определение как политика, консолидирующая деятельность центральных и региональных властей в данном направлении. Но для этого юридические законы должен объединять некий основной закон, обеспечивающий им общую направленностьзакон о содействии стабилизации и росту экономики. Соответственно, основной задачей региональной экономической науки становится определение объективных основ разделения функций между центром и регионами в данном вопросе, имея в виду прежде всего регулирование экономики.

2. Доказано, что регулирование экономики должно осуществляться как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом их функции принципиально различаются. Федеральный уровень ответственен прежде всего за стратегию развития экономики, а региональный — за ее реализацию в каждой точке экономического пространства посредством привлечения в экономику регионов частных инвестиций под государственные гарантии.

3 Доказано, что все многофакторные модели экономического роста сводятся к двухфакторной модели, в которой в качестве факторов выступают труд и капитал как носители соответственно сознательного и стихийного начал в экономике. Разнообразие же их определяется степенью стихийности или сознательности регулирования, которая является своей у каждого региона и находит количественное выражение в определенной «длине» денег. При этом чем более задействован сознательный фактор, тем «длиннее» деньги. Поэтому регулирование экономики сводится к регулированию «длины» денег. Причем, если его объектом становятся длинные (эволюционные) волны экономики, то модель экономического роста становится общей для всех регионов, в которой для каждого из них определена своя роль. Что же касается Федерального центра, то он призван открывать перед ними дополнительные перспективы экономического роста посредством удлинения денег.

4. Доказано, что развитие регионов должно осуществляться на основе планомерной смены технологических укладов. Причем, ответственность за их своевременную смену несет федеральный уровень. задача же регионов состоит в обеспечении непрерывности инвестиционного процесса на своей территории. При этом решающую роль в обеспечении своевременности смены технологических укладов призваны сыграть свободные экономические зоны, аккумулируя инновации и интегрируя их в новый технологический уклад.

5. Доказано, что для предотвращения регионального сепаратизма и обеспечения экономической безопасности России ее региональная экономическая политика должна заключаться в консолидации деятельности федеральных и региональных властей по содействию стабилизации и росту экономики. Важную роль при этом должны сыграть свободные экономические зоны, создаваемые главным образом на базе отдельных «закрытых» городов. Таким образом, в условиях России создание свободных экономических зон может стать одной из наиболее эффективных форм конверсии.

6. Установлено, что региональная экономическая политика в Российской Федерации должна строиться на основе единства принципов федерализма и рыночной экономики. Становление же ее должно опираться на мировой опыт, придерживаясь при этом требований селективности (ориентация на наиболее передовые и перспективные достижения), адаптивности (учет специфики России и ее регионов) и опоры на фундаментальную экономическую науку (выявление универсальных объективных закономерностей и тенденций экономического развития и выработка практических рекомендаций на перспективу). В данной связи российский путь становления федерализма, осуществляющийся через заключение договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами федерации, оценивается как вполне соответствующий указанным требованиям. Он предоставляет каждому региону столько суверенитета, сколько тот в состоянии осилить и реализовать. Причем, данная модель жизнеспособна лишь при условии осуществления эффективной региональной экономической политики, которая, в свою очередь, должна быть основана на законе о содействии стабилизации и росту экономики, призванном в переходный период сыграть роль обучающей системы. Первым же шагом к такому закону может стать ныне действующее Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, Федерацией товаропроизводителей и Советом Федерации профсоюзов.

7. Сформулирован закон самосохранения экономической системы. Суть которого состоит в том, что экономическая система как таковая обладает всеми возможностями для своего успешного функционирования и развития, которые, однако, сами по себе реализуются не в полной мере и требуют соответствующей экономической политики со стороны государства. Особенно это относится к региональным системам, для которых этот закон означает сохранение их самобытности и в соответствии с ним региональная экономическая политика должна препятствовать ассимиляции экономики регионов в едином пространстве страны и способствовать ее интеграции в него.

Практическое значение и реализация результатов исследования. Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты применимы при формировании и совершенствовании прежде всего региональной экономической политики в Российской Федерации равно как в любом другом федеративном государстве, а также экономической политики, осуществляемой региональными властями страны. Они также могут использоваться в учебном процессе при изучении экономической теории, основ региональной экономики и региональной экономической политики, при чтении спецкурсов, а также в практике экономических исследований по региональной тематике. Кроме этого выводы и рекомендации автора могут содействовать решению проблем приватизации и акционирования предприятий, определения их устойчивости в переходный период с учетом экономической ситуации, складывающейся в конкретном регионе, развития предпринимательской деятельности, а также подготовки квалифицированных кадров инженеров и экономистов.

Теоретические положения работы используются в межвузовской комплексной научно-исследовательской программе «Народы России: возрождение и развитие». На их базе разработан курс лекций по основам региональной экономической политики для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» и подготовлен к печати ряд учебных изданий.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования докладывались в 197 3 — 1996 годах на международных, всесоюзных, всероссийских, республиканских и региональных конференциях и семинарах в городах Москве, Ворошиловграде, Екатеринбурге, Ишимбае, Самаре, Сибае, Томске, Уфе.

Непосредственно по теме диссертации опубликовано 36 работ общим объемом 88 п. л., из них лично автором — 85 п. л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, семи глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации 386 страниц, включая 349 страниц основного текста, 8 рисунков, 25 таблиц. Список использованной литературы состоит из 260 наименований источников .

Выводы к главе 7.

1. Установлено, что социально-экономическое положение в Республике Башкортостан по сравнению со средними показателями по Российской Федерации относительно стабильно. В частности, стабилизировались темпы снижения объемов производства, а по продовольствию и товарам народного потребления наметился рост, связанный с частичным восстановлением покупательской способности населения. Однако негативные тенденции, характерные для экономики России, дают о себе знать и в РБ. Угрожающим является рост взаимных неплатежей предприятий, резкое сокращение государственного заказа для оборонных предприятий (на 70%), увеличение стоимости жизни вследствие инфляции.

2. Выявлено, что в наиболее тяжелом положении сегодня находится легкая промышленность как наименее защищенная отрасль, которая практически с самого начала реформ вынуждена работать в условиях реальной конкуренции с иностранными предприятиями. В результате в ней темпы спада производства не только не снижаются, а во многих случаях даже растут. Чтобы преодолеть неблагоприятные тенденции в отрасли необходимо оставить неизменными тарифы за использование электроэнергии и воды, взимая плату за электроэнергию с установленной мощности в зависимости от загрузки оборудованияосвободить предприятия легкой промышленности от платы за земельные участки, находящиеся под объектами социальной сферыобеспечить их госзаказомразрешить им продажу товарной продукции, не имеющей сбыта, по цене ниже себестоимости без налогообложенияналоги взимать не с отгруженной, а с реализованной продукции. Кроме этого предприятиям следует откорректировать проведенную ранее переоценку основных средств в части импортного оборудования, приобретенного по мировым ценам и привести затраты на управление в соответствии с объемом производства.

3. Доказано, что если судить по предприятиям легкой промышленности, процесс приватизации повышает эффективность их работы. Так, деловая активность (включающая оборачиваемость капитала и производительность труда) значительно выше у полностью приватизированных предприятий, чем у предприятий, имеющих госдолю, а у последних, в свою очередь, выше, чем у государственных .

4. Проведен анализ системы критериев несостоятельности (банкротства) предприятий, принятая в РФ. Доказано, что в условиях экономической депрессии она не работает, поскольку несостоятельными по ней оказывается подавляющее большинство предприятий, т. е. по сути целые регионы или экономика в целом, чего не должно быть. При этом установлено, что примерно такими же оказываются результаты ее применения и в развитых странах, где существует отлаженный механизм всеобъемлющего страхования, позволяющий предпринимателям идти на существенный финансовый риск. В условиях же отсутствия такого механизма заботу о предотвращении банкротства предприятий должно брать на себя государство, осуществляющее в этих целях эффективную промышленную политику. В данной связи в систему критериев ФУДН были внесены необходимые уточнения, по которым предприятия считаются подпадающими под банкротство, если оно не полностью обеспечивает собственными источниками свои основные и приравненные к ним средства, либо является убыточным.

5.Установлено, что в Республике Башкортостан процессы приватизации не форсировались, основное же внимание уделялось совершенствованию ее нормативно-правового обеспечения. Принятием соответствующих нормативных актов были заложены основные принципы приватизации государственной и муниципальной собственности: соблюдение законности, реальная оценка приватизируеиого имущества, планомерность процесса приватизации, сохранение управляемости приватизируемыми предприятиями, обеспечение реальных прав граждан при приватизации.

6. Статистические данные показывают, что в Республике Башкортостан в 1992 -1993 годах приватизация государственных и муниципальных предприятий только набирала силу. При этом наибольшими темпами проходила так называемая «малая приватизация». Соответственно, на этом этапе основным способом приватизации была аренда с выкупом. Если судить по общему количеству ежегодно приватизируемых предприятий, то их пик пришелся на 1993 год. В 1994 же и 1995 годах их число пошло на убыль. Структура же приватизации изменилась в сторону предприятий республиканской собственности. Соответственно, ведущим способом приватизации стало акционирование. В 1996 году темпы приватизации также будут снижаться. Приватизация станет более предметной, она не будет носить директивного характера, будет идти снизу, станет более «штучной», более обоснованной, перенеся акценты с количественных результатов на качественные, предопределяющие успешное достижение ее основных целей и задач. В этой связи на первое место вышли такие вопросы, как управление государственной и муниципальной собственностью, предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий, а также развитие фондового рынка. Ведущим же способом приватизации будет отчуждение закрепленных за государством пакетов акций акционерных обществ.

7. Доказано, что стратегия экономической реформы на селе должна состоять в постепенном переходе от колхозно-совхозной системы к системе фермерских хозяйств. Этот переход (если его осуществлять обоснованно как с экономической, так и с социальной точек зрения) займет не один десяток лет. Поэтому необходимо не отказываться от существующих форм хозяйствования, а всемерно их развивать. Это относится и к частой собственности на землю, к которой мы, быть может, придем в отдаленном будущем. Но сегодня мы к этому шагу не готовы ни экономически, ни психологически.

8. Установлено, что стратегическим для Правительства Республики Башкортостан должен быть курс на дальнейшую стабилизацию социально-экономической обстановки. В соответствии с этим в настоящее время в Республике Башкортостан государственное регулирование осуществляется в нескольких направлениях: сохранение управляемости экономикой в переходный периодоказание помощи предприятиям, испытывающим временные финансовые трудности и проблемы, связанные с распадом хозяйственных связейнедопущение массовых банкротств и увольнений работников в связи с резким изменением экономической конъюнктуры.

Поэтому нынешняя программа реформ правительства Республики Башкортостан должна обеспечить оптимальную налоговую политикупривлечение отечественных и зарубежных инвесторов для участия в финансировании процедур реорганизации и санации предприятийускоренное развитие отдельных регионов республики путем создания в них зон экономического благоприятствованияпроведение эффективной конверсионной политики, направленной на вывод из кризиса военно-промышленного комплекса.

9. Экономический эксперимент, проводимый в РБ в 1995 г., показал, что при определенном снижении налоговых ставок усиливается их функция стимулирования производства. При этом рост налоговой базы может компенсировать снижение ставок налогов при следующих условиях: предприятие должно иметь относительно платежеспособный рынок (наличие заказов и перспективу их расширения) — производственную базу, готовую к быстрому наращиванию производстваотносительно небольшую кредиторскую задолженность .

10. Доказано, что первым шагом к Закону о содействии стабилизации и росту экономики в РБ может стать Генеральное соглашение между Кабинетом Министров, Федерацией товаропроизводителей и Советом Федерации профсоюзов Республики Башкортостан. От российского варианта оно отличается прежде всего большей конкретностью. Особое внимание обращает на себя то, что в башкирском варианте соглашение расписано не только по направлениям деятельности, но и по сторонам-участникам, когда заранее определено, что каждая из них должна делать. Но с другой стороны, республиканское соглашение в отличие от российского не предусматривает меры по развитию в республике социального партнерства (хотя соответствующий раздел в нем присутствует). Таким образом, вопрос о переходе социального партнерства в Башкирии с договорной базы на законодательную остается открытым по крайней мере до принятия соответствующих актов в Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Установлено, что региональная экономическая политика есть единство политики государства по отношению к регионам и политики самих регионов, основанное на постоянно развивающейся системе договорных отношений. Она представляет собой целостное звено политической основы общества, позволяющее осуществлять на каждой территории политику, обусловленную как региональными интересами государства, так и интересами самих регионов. В ней наравных задействованы и региональный аспект экономической политики и экономический аспект региональной политики. При этом первый аспект нацелен на сохранение стабильности экономической системы регионов, а второй — на их экономический рост. Поэтому в целом региональная экономическая политика представляет собой политику, направленную на стабилизацию и рост экономики регионов. Но чтобы она могла стать таковой на практике, необходим закон о содействии стабилизации и росту экономики, который в единстве с объективным законом самосохранения экономической системы составляет основу региональной экономики.

Содействие стабилизации и росту экономики регионов должно проявляться прежде всего в налоговой сфере и состоять в том, чтобы всемерно развивать базу налогообложения и обеспечивать стабильность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Стратегия, обеспечивающая развитие базы налогообложения должна состоять в постепенном и неуклонном снижении налоговых ставок.

Что же касается стабильности налоговых поступлений, то для этого на всех уровнях и во всех регионах должны быть в необходимой пропорции задействованы все виды налогов и все базы налогообложения .

Однако в условиях кризиса на первое место выходит реанимации налоговой базы регионов путем санирования депрессивных территорий, где негативные процессы идут наиболее угрожающими темпами. Оно предполагает выявление этих территорий, оценку их способности самостоятельно преодолеть кризис и определение конкретных направлений и источников санирования.

2. Доказано, что регулирование рыночной экономики должно быть в равной степени и стихийным и сознательным, соединяя в себе возможности как самого рынка, так и государства. При этом стихийный элемент определяет динамику экономической системы, а сознательный — ее устойчивость. Поэтому результатом их единства должны стать стабилизация и рост экономики, а средством осуществления — экономическое развитие, обеспечивающее переход от одного равновесного состояния к другому, более высокому. Который должен быть регулируемым, для чего следует правильно выбрать модель, объект и приоритеты регулирования. Выбор модели должен определяться особенностями данного перехода. Так, в условиях перехода к рынку монетаристская модель регулирования экономики оказывается недостаточно эффективной, поскольку делает основной упор на механизм саморегулирования, который еще находится в стадии становления. Именно поэтому в России такая политика привела к потере управляемости экономики, которая сегодня восстанавливается с большим трудом. Поэтому ее целесообразно применять лишь в том случае, когда объектом его регулирования являются длинные волны экономики, которым подчиняется в том числе и способность рынка к саморегулированию, периодически то ослабевая, то вновь усиливаясь. Что же касается политики приоритетов, то в условиях ограниченности ресурсов она неизбежна. При этом регулирование экономики осуществляется на основе их периодической, а главное — своевременной смены, позволяющей «гасить» «длинные» волны экономики, обеспечивая тем самым ее стабилизацию и рост. При этом каждый регион имеет свои волны развития, с учетом которых и должна строиться региональная экономическая политика.

3 Доказано, что все многофакторные модели экономического роста сводятся к двухфакторной модели, в которой в качестве факторов выступают труд и капитал. При этом капитал является носителем стихийного начала, а труд — сознательного. Капитал представляет собой потенциал экономической системы, то есть совокупность условий, обеспечивающих ее стабилизацию и рост. Соответственно, труд есть целесообразная деятельность, направленная на реализацию этого потенциала. Разнообразие же моделей экономического роста определяется степенью стихийности или сознательности регулирования, которая является своей у каждого региона и находит количественное выражение в определенной «длине» денег. При этом чем более задействован сознательный фактор, тем «длиннее» деньги. Поэтому регулирование экономики сводится к регулированию длины денег. Однако множество моделей экономического роста в стране — по числу регионов — может иметь место лишь при условии, если объектом регулирования являются средние (конъюнктурные) волны экономики. Если же им становятся длинные (эволюционные) волны экономики, то модель экономического роста становится общей для всех регионов, в которой для каждого из них определена своя роль. Что же касается роли Федерального центра, то он призван открывать перед ними дополнительные перспективы экономического роста посредством удлинения денег. Регионы же должны этим эффективно пользоваться .

4. Установлено, что разделение функций между федеральным и региональным уровнями в обеспечении экономического развития должно строиться по принципу, когда на федеральном уровне решается только те вопросы, которые неразрешимы на региональном уровне. При этом в едином инвестиционном пространстве у территорий должна быть своя ниша долгосрочных инвестиций, направляемых на развитие, то есть прежде всего в науку и привлекаемых через продажу ценных бумаг, курс которых будет устойчиво расти по мере роста спроса на нововведения и наукоемкости производства. При этом наиболее целесообразно использовать курсовую разницу ценных бумаг территорий на социально-культурное развитие. Что же касается региональных бюджетов, то они также должны быть инвестиционно ориентированы, используя для этого мировой опыт. По которому государство может брать кредиты на погашение бюджетного дефицита в размере, не превышающего его расходы на инвестиции, а управление госбюджетом целесообразно осуществлять в программно-целевой форме при помощи трастовых инвестиционных фондов.

Таким образом, возможности регионального уровня в обеспечении экономического развития исчерпываются созданием условий для непрерывности инновационного процесса на всей территории страны, но регионы не могут самостоятельно решить более сложную задачу, связанную со своевременной сменой технологических укладов. Которая поэтому представляет собой функцию федерального уровня. Наиболее же эффективным способом ее решения мы считаем свободные экономические зоны. Их глобальное значение состоит в том, чтобы сглаживать кондратьевские циклы, связанные с болезненностью перехода от одного технологического уклада к другому. Для этого они должны аккумулировать инновации со всего мира, интегрируя их в новый технологический уклад и доводя его до способности (экономической доступности) к распространению на другие территории.

Однако решающую роль в экономическом развитии должен сыграть закон о содействии стабилизации и росту экономики, который должен быть конституционным, федеральным при наличии у субъектов федерации права принимать на его основе свои аналогичные законы путем внесения изменений и дополнений, не противоречащих ему, нацеленным на обеспечение устойчивого экономического развития, обеспечивать инвестиционную ориентацию государственного бюджета как федерации, так и ее субъектов, а также примерно равные темпы экономического роста для них.

5. Установлено, что негативные процессы, определяющие экономическое положение России в переходный период к рынку, проходят в регионах с весьма различной интенсивностью, усиливая общую тенденцию к межрегиональной экономической дезинтеграции. Это предъявляет особо высокие требования к региональной экономической политике, в центр внимания которой становится проблема обеспечения экономической безопасности страны путем предотвращения регионального сепаратизма. Для этого она должна быть нацелена прежде всего на консолидацию деятельности федеральных и региональных властей по содействию с стабилизации и росту экономики и уже на этой основе — на межрегиональный трансферт, который в условиях продолжающегося спада производства способствует сокращению регионов-доноров и, как следствие, усилению регионального сепаратизма.

При этом важную роль в обеспечении стабилизации и роста экономики России должны сыграть свободные экономические зоны, наиболее актуальной формой которых для нас являются научно-внедренческие зоны на базе отдельных «закрытых» городов. Таким образом, в условиях России создание свободных экономических зон может стать одной из наиболее эффективных форм конверсии. Именно это должно быть положено в основу разрабатываемого в России Закона о СЭЗ, а также найти должное отражение в Законе о содействии стабилизации и росту экономики.

6. Доказано, что региональная экономическая политика в Российской Федерации должна строиться на основе единства принципов федерализма и рыночной экономики с учетом особенностей как страны в целом, так и отдельных ее регионов. В данной связи российский путь становления федерализма, осуществляющийся через заключение договоров о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами федерации, оценивается как вполне соответствующий указанным требованиям. Он предоставляет каждому региону столько суверенитета, сколько тот в состоянии осилить и реализовать.

В то же время особенностью России является вхождение одних субъектов федерации в состав других на правах автономии. В этих условиях проблема неравенства решается путем заключения трехсторонних договоров между федеральным центром, краем или областью и входящим в его (ее) состав автономным образованием, поскольку выход автономии из состава области или края нанесет экономический ущерб одной из сторон.

Такая модель федерализма может быть устойчивой лишь при условии проведения федеральным центром эффективной региональной экономической политики, которая должна опираться на мировой опыт, придерживаясь при этом требований селективности (ориентация на наиболее передовые и перспективные достижения), адаптивности (учет специфики России и ее регионов) и опоры на фундаментальную экономическую науку (выявление универсальных объективных закономерностей и тенденций экономического развития и выработка практических рекомендаций на перспективу). Но самое главное состоит в том, что эта политика должна опираться на закон о содействии стабилизации и росту экономики, который в условиях столь широкого толкования федерализма призван сыграть роль консолидирующего начала вол взаимоотношениях регионов с федеральным центром.

7. Установлено, что социально-экономическое положение в Республике Башкортостан по сравнению с Российской Федерацией более стабильно. При этом в наиболее тяжелом положении сегодня находятся легкая промышленность и военно-промышленный комплекс. В этих условиях программа реформ правительства Республики Башкортостан должна обеспечить оптимальную налоговую политикупривлечение отечественных и зарубежных инвесторовускоренное развитие отдельных регионов республикипроведение эффективной конверсионной политики, опираясь при этом на принципы социального партнерства. В соответствии с данными требованиями в республике активно проводятся эксперименты по снижению налогов с предприятий, созданию свободных экономических зон и т. д. Важным же шагом в становлении социального партнерства стало Генеральное соглашение между Кабинетом Министров, Федерацией товаропроизводителей и Советом Федерации профсоюзов Республики Башкортостан. Оно же, кстати, может стать первым шагом к Закону о содействии стабилизации и росту экономики в РБ. Но при этом республиканское соглашение в отличие от российского не предусматривает законодательные меры по развитию в республике социального партнерства. Таким образом, вопрос о переходе социального партнерства в Башкирии с договорной базы на законодательную остается открытым по крайней мере до принятия соответствующих актов в Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные материалы
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  3. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1993 года, N 306 г. Москва «О Государственной селективной структурной политике в 1993» // Российская газета — 1993 — 24 апреля — с.14−15.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 48 «О программе содействия формированию финансово-промышленных групп»
  5. Программа содействия формированию финансово-промышленных групп. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. N 48
  6. Программа Правительства Российской Федерации по углублению экономических реформ. //Вопросы экономики 1992 — N9.
  7. Программа экономических реформ Правительства Российской Федерации на 1995−1997 годы //Вопросы экономики 19 951. N3 .
  8. Федеральный Закон Российской Федерации «Об особой экономической зоне в Калининградской области» Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года. Одобрен Советом Федерации 5 января 1996 года.
  9. Федеральный Закон Российской Федерации «О центре международного бизнеса „Ингушетия“». Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Одобрен Советом Федерации 15 января 1996 года.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 740 «О зоне экономического благоприятствования „Ингушетия“.
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 36 „О продлении срока функционирования зоны экономического благоприятствования „Ингушетия“.
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 19 956 г. N 1244 „О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории свободных экономических зон“.1. Книги и брошюры
  13. А. Н. Системное познание мира. М.: „Политиздат“, 1985.
  14. Г. Н. Энергоэнтропика. М.: „Знание“, 1983.
  15. А. В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: „Политиздат“, 1975.
  16. А. Н., Заставный Ф. Д. Региональные проблемыэкономического и социального развития. Киев, 1982.
  17. И. Стратегическое управление. М.: „Экономика“, 1989 .
  18. В. И. Комплексный региональный экономический анализ: методологические и методические вопросы. Томск, 1988 .
  19. В. Ф. Логика. М., 1947.
  20. В. С. Давид Рикардо. М.: „Экономика“ 1988.
  21. В. С. Диалектика собственности: логика экономической формы. Л.: изд. Ленинградского ун-та, 1981.
  22. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Л., 1930.
  23. Бем-Баверк Е Капитал и прибыль. СПб., 1909.
  24. В. Н. Прибыль ?! О рыночной экономике и эффективности капитала. М., 1992.
  25. Л. Наука и теория информации. М., 1960.
  26. Ф. Время мира. М.: „Прогресс“, 1988.
  27. Ф. Игры обмена. М.: „Прогресс“, 1988.
  28. М. Модели. М.: „Прогресс“, 1988.
  29. А. Дж. Энтропийные методы моделирования сложных систем. М.: „Наука“, 1978.
  30. А. М. Швеция: социально-экономическая модель. М., 1991.
  31. М. В. Энтропия и информация. М.: „Наука“, 1986.
  32. Всемирная история экономической мысли. Т.1. М.:1. МЫСЛЬ“, 1987.
  33. Всемирная история экономической мысли. Т.2. М. „Мысль“, 1988.
  34. Всемирная история экономической мысли. Т.З. М. „Мысль“ 1989.
  35. Всемирная история экономической мысли. Т.4. М. „Мысль“. 1990.
  36. Г. В. Ф.Соч. Т. 5. М., 1929−1939.
  37. География и проблемы регионального развития. Сб. ста тей. М.: ИГ, 1989 .
  38. X. Н., Исмагилов Н. А. Основы регулирова ния региональной экономики. Уфа: УНЦ РАН, 1995.
  39. А. Н. Термодинамика процесса производства Киев: „Техника“, 1969.
  40. Дж. К. Новое индустриальное общество. М.1969 .
  41. Дж. К. Экономические теории и цели общества М., 1976.
  42. А. А. Информационные основы управления. Л.1983 .
  43. А. А. Лекции по курсу „Межрайонные экономи ческие связи“. Л., 1975.
  44. Э. Дж. Микроэкономика. СПб., 1994.
  45. Э. Дж. Макроэкономика. СПб., 1994.
  46. Э. Дж., Кембелл К. Д., Кембелл Р. Дж. Деньги банковское дело и денежно-кредитная политика. М.-Л., 1991.
  47. А. В. Франсуа Кенэ. М.: „Экономика“, 1988
  48. X., Теммен Р. Основы учения об экономике. М.1. Дело», 1994.
  49. В. Н. История экономических учений. М.: «Выс-ая школа», 1964.
  50. И. В. Социально- экономические проблемы регионального развития зарубежных стран. Методология и методика исследования. М., 1983.
  51. И. А. Экономика городов: региональный аспект развития. М.: «Наука», 1982.
  52. Н. А. Общая теория стоимости. Уфа, 1991.
  53. Н. А. Общая теория экономической эффективности . Уфа, 1991.
  54. Н. А. Модели экономического роста (учебное издание) Уфа: Изд. УГАТУ, 1996.
  55. Н. А. Основы стабилизации и роста экономики (учебное издание) Уфа: Изд. УГАТУ, 1996.
  56. Н. А. Региональная бюджетная политика (учебное издание) Уфа: Изд. УГАТУ, 1996.
  57. Н. А. Региональная экономическая политика в федеративном государстве (учебное издание) Уфа: Изд. УГАТУ, 1996.
  58. Н. А. Региональная экономическая политика в Российской Федерации. Уфа- УН1Д РАН, 1996.
  59. Н. А. Регулирование региональной экономики (учебное издание) Уфа: Изд. УГАТУ, 1996.
  60. Н. А. Свободные экономические зоны (учебное издание) Уфа: Изд. УГАТУ, 1996.
  61. Н. А., Силантьев В. Б., Михайлов А. С., Файзуллин И. Ф. Основы становления форм собственности в периодперехода к рыночной экономике. Уфа, 1994.
  62. Н. А. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан (учебное издание) Уфа: Изд. УГА-ТУ, 1996.
  63. Н. А. Экономическая политика в Республике Баш9кортостан (учебное издание) Уфа: Изд. УГАТУ, 1996.
  64. Н. А. Экономическая реформа и региональная экономическая политика в Российской Федерации (учебное издание) Уфа: Изд. УГАТУ, 1996.
  65. Н. А. Экономическая устойчивость региона (учебное издание) Уфа: Изд. УГАТУ, 1996.
  66. . М. Региональные системы производительных сил: методологические основы анализа. Новосибирск, 1979.
  67. В. Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика). М.: «Владок», 1994.
  68. Л. Н. Новые районы в экономике развитых капиталистических стран. М.: «Мысль», 1972.
  69. . М. О методе изложения диалектики. М.: «Наука», 1983.
  70. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: «Прогресс», 1978.
  71. Ф. Избранные экономические произведения. М.: «Соцэкгиз», 1960.
  72. Дж. Распределение богатства. М-Л., 1934.
  73. Н. Н. Теория экономического районирования. М.: «Мысль», 1969.
  74. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: «Экономика», 1989.
  75. Я. Дефицит. М.: «Наука», 1990.
  76. Кун Т. Структура научных революций. М.: «Прогресс», 1977 .
  77. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н. и Киселевой Е. А. Киров, 1993.
  78. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1993.
  79. В. Н., Андреева Е. Н. Региональная политика в контексте новой российской ситуации и новой методологии изучения. М.: изд. гр. «Прогресс», 1993.
  80. В. И. Развитие капитализма в России. ПСС. Т.З. М., 1975.
  81. В. Экономические эссе. М., 1990.
  82. О. И. Теория прибыли. М.: «Мысль», 1979.
  83. И. Экономика без тайн. М.: «Дело», 1993.
  84. Н. Н. Математические методы и модели разработки программ регионального развития. М.: «Наука», 1987.
  85. К., Брю С. Экономикс. Т.1, М., 1992.
  86. К. Капитал. Т.1 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. М., 1960.
  87. К. Капитал. Т.2 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.24. М. 1961,
  88. К. Капитал. Т.4 «Теория прибавочной стоимости», ч.1. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.26, ч.1. М., 1962.
  89. К. Капитал. Т.4. «Теория прибавочной стоимости». ч.2. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.26 ч.2. М., 1963.
  90. А. Принципы политической экономии. ч.1. М.: «Прогресс», 1983.
  91. С. М., Клименко Л. А. Длинные волны в экономике . М., 1989.
  92. Методологические проблемы региональной экономики. Под ред. А. А. Иваненко. М.: СОПС, 1976.
  93. . 3., Рапопорт В. С., Евенко Л. И. Системный подход к организации управления. М. «Экономика» 1983.
  94. К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методологические аспекты исследования). М., 1991.
  95. Моделирование глобальных экономических процессов. Под ред. В. С. Дадаяна. М.: «Экономика», 1984.
  96. Моделирование народнохозяйственных процессов. Под ред. B.C. Дадаяна. М.: «Экономика», 1973.
  97. Народное хозяйство СССР в 1989 году. М.: «Финансы и статистика». 1990.
  98. Народнохозяйственная эффективность регионального развития производства. Под ред. В. П. Евстигнеева. М.: «Наука», 1987 .
  99. Н. Н. Проблемы региональной экономики. М.: «Мысль», 1974.
  100. Н. Н. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. М., 1978.
  101. М. В. Региональная экономика: сущность и механизм управления. Минск, 1992.
  102. Новый экономический подрайон Башкирии. (проблемы формирования и развития). Уфа, 1989.
  103. Ю. М. Региональная политика капиталистических государств. М.: «Наука», 1970.
  104. А. Г. Биофизическая химия. М.: Высшая школа, 1968.
  105. В. Экономические и статистические работы. М.: «Соцэкгиз», 1940.
  106. А. Экономическая теория благосостояния. Т.1−2. М., 1985.
  107. Планирование социального развития региона. Под ред. Сигова И. И., Матулениса А. А. Л.: «Наука», 1988.
  108. В. В. Экономический цикл и норма прибыли в США. М.: «Наука», 1989.
  109. И. От существующего к возникающему. М.: «Наука» 1985.
  110. Принцип симметрии. М.: «Наука», 1978.
  111. Принцип соответствия. М.: «Наука», 1979.
  112. Природа научного открытия. Под ред. В. С. Готта. М.: «Наука», 1986.
  113. Проблемы регионального хозяйственного механизма. Сб. научных трудов. М., 1990.
  114. Проблемы эффективности региональной экономики. Сб. статей. Уфа, 1977.
  115. Проблемы эффективности региональной экономики. Симпозиум. Уфа, 1975.
  116. Региональная экономика: планирование, прогнозирование, управление (А. С. Емельянов и др.). Киев, 1989.
  117. Региональная экономика. Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: «ЮНИТИ», 1995.
  118. Региональные исследования за рубежом. Под ред. Ю. М. Павлова и Э. Б. Алаева. М.: «Наука», 1973.
  119. Региональные особенности развития общественного проиэводства. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1978.
  120. Региональные особенности усиления интенсификации и повышения эффективности в отраслях народного хозяйства. Ташкент, 1985.
  121. А. Л. История экономических учений. М.: «Высшая школа», 1972.
  122. Д. Начало политической экономии и налогового обложения.//Сочинения. T.l. М., 1955.
  123. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: «Прогресс» 1988.
  124. Роль местных органов власти в управлении территориальным развитием. Сб. научных трудов. М., 1989.
  125. Л. А. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование. Пермь: изд. пермского ун-та, 1994 .
  126. В. М. Региональный анализ эффективности общественного производства. М.: «Статистика», 1977.
  127. П., Норахаус В. Экономикс. М., 1992.
  128. Е. А. Эволюция и информация. М.: «наука» 1976.
  129. Сей Ж.-Б. Трактат политической экономии. М., 1896.
  130. . Основные течения современной экономической мысли. М.: «Прогресс», 1968.
  131. А. Исследование и природе и причинах богатства народов. М.: «Соэкгиз», 1962.
  132. Л. Равновесие и экономический рост. М., 1974 .
  133. Структурно-функциональный анализ экономики региона. Под ред. В. П. Подоплелова. Сыктывкар, 1983.
  134. Теория потребительского поведения и спроса. Под общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: «Экономическая школа», 1993.
  135. Территориальная организация хозяйства как фактор экономического развития. Отв. ред. Г. В. Иоффе. М.: ИГ, 1987.
  136. А. Размышления о создании и распределении богатства. Избранные экономические произведения. М., 1961.
  137. А.И. Аналогия в практике научного исследования. М.: «Наука», 1970.
  138. Уральский регион: проблемы и перспективы развития. М.: «Наука», 1991.
  139. Т. А. Регион в системе единого народнохозяйственного комплекса. Л., 1981.
  140. Философия, методология, наука. Под ред. В. А. Лекторского. М.: «Наука», 1972.
  141. С., Дорнбуш Р., Шмалензи . Экономика. М., 1993 .
  142. Л. Денежная теория. М.: «Прогресс», 1990.
  143. Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: «Прогресс», 1988 .
  144. Д. Тематический анализ науки. М.: «Прогресс"1981 .14 3. Хорев Б. С. Региональная политика в СССР (экономико-географический подход). М.: «Мысль», 1989.
  145. Н. В. Философия как фактор развития науки. М.: МГУ, 1979.
  146. Э. М. Природа научной истины. М.: «Наука»
  147. В. Г. Теории капитала. М., 1977.
  148. Р. И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск: «Наука», 1993 .
  149. Р. И. и др. Региональная программа и принципы ее разработки: вопросы межотраслевого взаимодействия. Новосибирск: «Наука», 1986.
  150. Р. И. Региональные предплановые исследования (экономический аспект). Новосибирск: «Наука», 1979.
  151. Р. И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: «Наука», 1991.
  152. . М. и др. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: «Наука», 1993.
  153. Й. Теория экономического развития. М.: «Прогресс», 1982.
  154. Экономика и бизнес. Под ред. Камаева В. Д. М., 1993. 172. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.
  155. Экономико-математическое моделирование подсистем региональной экономики. Сб. статей. Отв. ред. В. С. Никитин. Магадан: СВКНИИ, 1978.
  156. Экономическая история капиталистических стран. Под ред. Ф. Я. Полянского, В. А. Жамина. М.: Изд. моек, ун-та, 1986 .
  157. Экономическая щкола. Выпуск 1. 1991.
  158. Экономическая щкола. Выпуск 2. 1992.1. Статьи
  159. А. К совершенствованию территориально-организационной структуры России // Российский экономический журнал 1993 — N 10 — с. 60.
  160. А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов Российской Федерации. //Вопросы экономики -1996 N 6 — с. 113−118.
  161. . Теоретические подходы и практические требования к приватизационному процессу //Российский экономический журнал 1993 — N 7 — с. 70.
  162. А., Киселев А., Паринов С. Анализ деловой активности в регионах России в 1994 г. // Вопросы экономики -1995 N 3 — с.144−152.
  163. Анализ тенденций развития регионов России в 1992—1995 годах //Вопросы экономики 1996 — N6 -с. 42−77.
  164. Л. И. Бюджет области в новых условиях //Финансы 1994 — N6 — с. 16.
  165. Ю. М. Некоторые особенности бюджетной и налоговой систем в Швейцарии //Финансы 1995 — N11 — с. 49.
  166. В., Валиуллин X. Особые экономические зоны. //Российский экономический журнал 1992 — N 9 — с. 117.
  167. А. Д., Детнева Э. В. Бюджетный федерализм //ЭКО 1995 — N7.
  168. Ю. А. Бюджетный федерализм: зарубежный опыт //Финансы 1994 — N10 — с. 50.
  169. Н. Н. О бюджетных взаимоотношениях в регионе //Финансы 1994 — N8 — с. 23.
  170. О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов //Вопросы экономики- 1996 N6 — с. 100−112.
  171. А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства. // Вопросы экономики- 1994 N 11 — с. 151.
  172. Л. Свободные экономические законы: от эйфории к продуктивной работе // Российский экономический журнал -1992 N 11 — с. 46.
  173. И. В. Фискальная политика регионов //Финансы- 1995 N10 — с. 8.
  174. К. Инвестиционная деятельность в регионах России // Вопросы экономики 1995 — N 3 — с.129−134.
  175. К. Ранжирование субъектов Российской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата. //Вопросы экономики 1996 — N б — с. 90−99.
  176. С. К. Финансовая политика и совершенствование межбюджетных отношений //Финансы 1994 — N3 — с.З.
  177. В. Экономическая реформа в регионе. // Вопросы экономики 1993 — N б — с. 121.
  178. . К образованию свободных экономических зон //Российский экономический журнал 1993 — N 3.
  179. А. Г. Совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации //Финансы 1994 — N2 — с. 18.
  180. А. Г. Становление И развитие бюджетного федерализма в России //Финансы 1995 — N4 — с.З.
  181. H. А. Основы экономического развития региона //Сб. «Научные основы экономического и социального развития Республики Башкортостан» Уфа — 1996.
  182. Н. А. Основы развития региональной экономики //Республиканская научно-практическая конференция «Уральский регион Башкортостана: человек, природа, общество. Тезисы докладов. Уфа-Сибай 1995.
  183. Н. А. Экономическая политика нуждается в обобщенной правовой базе //Российский экономический журнал1995 N 12 -с. 107.
  184. Н. А. О региональной экономической политике в Российской Федерации в условиях перехода к рынку (научный доклад) //Международн. науч.-практ. конф. «Проблемы приватизации и экономическое развитие: региональный аспект. Самара, 1996 .
  185. Как попасть в оффшорную зону? Материалы, представленные английской фирмой «International Company Services Limited». //Известия N 29 — 14 февраля 1996 г.
  186. В. Региональная инвестиционная политика: российские проблемы и международный опыт. // Вопросы экономики 1995 — N 3 — с.135−143.
  187. В. Китайская политика открытой экономики //Российский экономический журнал 1993 — N 5 — с. 105. 305.
  188. В. А. Бюджетный федерализм и местное самоуправление //Финансы 1995 — N6 — с. 6.
  189. В., Швецов А., Широбокова А. Регион и рынок. // Российский экономический журнал 1992 — N 5 — с. 43.
  190. В., Андреева Е. Территориальная дезинтеграция
  191. России. // Российский экономический журнал 1992 — N 8−9.
  192. В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Региональные бюджетно-налоговые системы. // Российский экономический журнал 1993 — N 12 — с. 50.
  193. В., Андреева Е., Ситников А., Швецов А. Что такое региональная политика, зачем она нужна и есть ли она у нас? // Российский экономический журнал 1993 — N 9 — с. 43.
  194. В., Швецов А. Приоритеты региональной политики. Депрессивные территории и механизм их санации. // Российский экономический журнал 1995 — N 1 — с. 31.
  195. В., Швецов А. Приоритеты региональной политики. Вопросы методологии и оценок. // Российский экономический журнал 1995 — N 2 — с.22- N 3 — с. 64.
  196. В., Швецов А. Региональная политика и формирование земельного рынка. // Российский экономический журнал -1994 N 2 — с.41- N 3 — с. 42.
  197. В., Швецов А. Государственное регулирование и селективная политика регионального развития. // Российский экономический журнал 1994 — NN 5−8.
  198. В., Мильнер Б., Швецов А. Экономические отношения и управление в условиях федерализма. // Российский экономический журнал 1994 — N 9 — с. 17.
  199. В., Мильнер Б., Швецов А. Экономика и федерализм. // Российский экономический журнал 1994 — NN 10−11.
  200. В., Ситников А., Швецов А. Как децентрализовать бюджетно-налоговую систему в интересах Федерации и ее субъектов. // Российский экономический журнал 1993 — N 3 -с. 29.
  201. А. Государство в рыночной экономике. // Российский экономический журнал 1992 — N 10−12.
  202. В. Стабилизация или обострение кризиса? //Вопросы экономики 1995 — N7 — с. 51.
  203. В. «Бермудский треугольник» российского федерализма //Российская Федерация 1996 — N13 — с. 17−18.
  204. Д.С., Голубь A.A. К вопросу об измерении экономических процессов. // В кн. «Перестройка управления экономикой проблемы, перспективы». М. «Экономика» 1986.
  205. Д., Дементьев В. О концепции и практических мерах по реализации промышленной политики. // Вопросы экономики 1993 — N 9 — с. 4.
  206. О. Государственная собственность в странах с развититой рыночной экономикой (анализ опыта управления). // Вопросы экономики 1993 — N 10 — с. 38.
  207. А. Особенности кредитно-денежного регулирования в регионе //Российский экономический журнал 1993 — N 11 — с. 110.
  208. В. Экономическая эволюция и экономическая генетика. // Вопросы экономики 1994 — N 5 — с. 4.
  209. С. Свободные экономические зоны в переходной экономике КНР и России //Российский экономический журнал 1993 N 7 — с. 80.
  210. Н., Геденков А. Социально-экономическое положение регионов России (обзор). // Вопросы экономики 1995 — N 3 — с.121−128.
  211. Ю. Зона особых проблем. //Российская газета Ведомственное приложение"Бизнес в России» 27 января 19 961. Г .
  212. May В. Очерки политической экономии российских регионов //Вопросы экономики ь1995 — N 10 — с. 29−46.
  213. А. Не добивать налогами хиреющую экономику. // Российский экономический журнал 1992 — N 2 — с. 105.
  214. . Качество управления важный фактор экономической безопасности. // Вопросы экономики — 1994 — N 12 -с.54.
  215. . Управление промышленностью: проблемы и решение. // Вопросы экономики — 1994 — N 9 — с. 30.
  216. X. Приватизация и акционирование: не допустить панацейщины и компанейщины //Российский экономический журнал 1993 — N 3 — с. 139.
  217. К., Глебанова А. Инновационная политика. // Российский экономический журнал 1992 — N 7 — с. 93.
  218. Г., Стрижкова Л. К вопросу структурной перестройки отечественной экономики. // Российский экономический журнал 1992 — N 7 — с. 3.
  219. О ходе экономической реформы. Предложения по преодолению кризисных явлений в экономической и социальной сферах (Доклад Высшего экономического совета при Президиума Верховного Совета РФ). // Российский экономический журнал 1992 — N 5 — с. 5.
  220. С. Регионы и региональная политика. // Вопросы экономики 1994 — N 9 — с. 11.
  221. В. К созданию действенного налогового механизма. // Российский экономический журнал 1992 — N 7 — с. 21.
  222. В. Г. Налоговые проблемы местных финансов1. Финансы 1994 — N9 — с. 15.
  223. В. Формирование федерального бюджета и межбюджетные отношения // Финансы 1994 — N6 — с.З.
  224. Парламентские слушания: межбюджетные взаимоотношения //Финансы 1994 — N12 — с. 11.
  225. Ю., Ятнов В. Технополисы как территориальные центры структурной перестройки //Вопросы экономики 1995 N 10 с. 145 -148.
  226. В. А. Совершенствование механизма межбюджетных отношений. //Финансы 1995 — N9 — с.З.
  227. М. Здание федерации необходимо достроить ///Российская Федерация 1996 — N14 — с. 15−18.
  228. Проблемы Российской экономики //Общество и экономика 1996 — N9 — С. 33.
  229. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям //Вопросы экономики 1995 — N 12- 1996 — NN 1, 4.
  230. А. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации: состояние взаимодействия // Российский экономический журнал 1996 — N 11−12.
  231. В., Семенов Г., Сингатуллина Г., Овчинников М. Перспективы Российского Федерализма. // Российский экономический журнал 1994 — NN 4−6.
  232. Г. О налогах. // Российский экономический журнал 1991 — N 9.
  233. Г. Проблема народнохозяйственной сбалансированности. // Российский экономический журнал 1992 — N 5 -с. 121.
  234. Н. Не только себе, но и соседям. //Российская газета N 24 — 7 февраля 1996 г. 2 35. Скопин А. Региональная политика и экономическая безопасность России. // Вопросы экономики 1995 — N 1 — с. 119.
  235. Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. //Вопросы экономики 1994 — N 12 — С. 126.
  236. В., Исалова М. Экономическая политика (Спецкурс). Лекция 4. Конъюнктурное, структурное и региональное направления в экономической политике //Экономика и управление 1996 — N5 — С. 89−97.
  237. М. Местное самоуправление и развитие территорий. // Вопросы экономики 1994 — N 5 — с. 133.
  238. А. Социально-экономические возможности развития реформ в Уральском регионе. // Вопросы экономики 1995 — N 2 — С. 123.
  239. А. Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений региона. // Вопросы экономики -1993 N 6 — с. 107.
  240. А., Романова О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность как объект регионального исследования. //Вопросы экономики 1996 — N 6 — с. 78−89.
  241. С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике. // Вопросы экономики 1994 — N 12 -с. 80 .
  242. Ф. Проблемы взаимоотношений центра и регионов в российской экономической политике. // Вопросы экономики 1994 N 9 — С. 30.
  243. В. Р. Бюджет Республики Башкортостан в новых условиях //Финансы 1996 — N8 — с. 15.
  244. Хаузер Х.-Г. Система финансового выравнивания между Федерацией и Землями в Германии //Финансы 1995 — N5 — с. 53.
  245. Дж. Финансы местных органов власти в США //Финансы 1995 — N10 — с. 43.
  246. С. Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит //Финансы 1996 — N4 — с. 8.
  247. С. Н. Использование нормативного подхода при организации бюджетного выравнивания //Финансы 1996 -N10, 11.
  248. С. Конституционный кризис в России. Анализ и перспективы развития //Известия 1996 — N203.
  249. М. Регионализация реформ и место в этом процессе крупных объединений. // Вопросы экономики 1993 — N 9 — с. 128.
  250. Д. Г. Местные налоги //Финансы 1994 — N10 -с. 23.
  251. Д.Г. О налогах в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал 1992 — N 7 -с.108.
  252. Р. И. Рыночные отношения и региональное планирование: вопросы совместимости. //Регион: экономика и социология. Изв. СО РАН 1992 — N2.
  253. Р. И. Условия и предпосылки развития региональных рыночных отношений. //Регион: экономика и социология. Изв. СО РАН 1992 — N1.
  254. Р. И. Экономический риск начинается в сфере научной подготовки территорий //ЭКО 1995 — N10.
  255. И. Наследие Н. Д. Кондратьева и современность //Российский экономический журнал 1992 — N 7 — с. 136 — 141.
  256. Л. Региональная политика: поиски своего пути //ЭКО 1995 — N7.
  257. У.Д. Низкие налоги как раз для Восточной Европы. // ЭКО 1992 — N 2 — С.47−77.
Заполнить форму текущей работой