Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции
Диссертация
Применение комплексного подхода к оценке конкурентоспособности вуза и разработке стратегии ее повышения, позволяет на их основе формализовать процесс разработки программы реализации стратегии. В результате, складывается единый процесс от начала разработки миссии вуза до практической реализации комплекса стратегических мероприятий, посредством выполнения программы. Комплексность подхода позволяет… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ. ф
- ГЛАВА 1. ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Характеристика сферы высшего образования в условиях действия рыночных отношений
- 1. 2. Конкуренция и ее природа в сфере высшего образования в региональном аспекте
- 1. 3. Конкурентная среда в сфере высшего образования в Республике Башкортостан
- ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА, КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ЕЕ ОЦЕНКИ,
- 2. 1. Определение понятия «конкурентоспособность» вуза
- 2. 2. Многокритериальная оценка конкурентоспособности вуза
- Ф- 2.3. Методические основы организации оценки конкурентоспособности вуза
- Ш
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА И ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
- 3. 1. Разработка метода формирования стратегии повышения конкурентоспособности вуза. ф
- 3. 2. Методические основы построения программы реализации стратегии деятельности вуза на основе программноцелевого метода
Список литературы
- Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый Государственной Думой РФ 12 июля 1995 года и одобренный Советом Федерации 5 января 1996 года.
- Закон Российской Федерации «Об образовании’У/Российская газета, 31 июля 1992.
- Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ.
- Азгальдов Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1972.- 172 с.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.-208с.
- Азоев Г. Л. Развитие организационных структур автомобильных компаний в условиях усиления конкуренции. /Маркетинг, 1996, № 2.
- Акимов Ю., Кушель А., Мешалкин В. Аттестация и аккредитация вузов. / Альмаматер, 1991, № 4.
- Александровская O.A. Формирование и особенности сети научных учреждений США.- М.:Изд-во «Наука», 1979.-205с.
- Алешин Н., Семенов Ю. Роль и место инженерного проектирования. / Альмаматер, 1991, № 6.
- Анализ затрат на подготовку инженера-кораблестроителя выпускника ЛКИ и оценка их эффективности (итоговый отчет).- Москва: ВНТИ-Центр, 1989.-236с.
- Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга» (Издание 2-е, дополненное), М.: Форум, «Информ-Студио», 1996 г.-126с.
- Арзамасцев А., Фарбер Ф. Рейтинг для студентов. / Вестник высшей школы. 1990. № 11., с. 11−12.
- Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия./Маркетинг, 1996, № 5.
- Белешев С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок .-М.: Статистика, 1980.-263 с.
- Болотин И., Попов С."Утечка умов» и будущее российской науки. / Альма-матер, 1993, № 2.
- Ваграменко Я. Новые ориентиры последипломной подготовки. / Альмама-тер, 1991, № 6.
- Вайс М. Подготовка и осуществление образовательных реформ в Федеративной Республике Германия. / Современная высшая школа, 1990,№ 3−4.
- Вегер Л. П. Экономический эффект и управление НИОКР. -М.: Наука, 1985. -131 с.
- Взятышев В.Ф., Попов А. И., Кандырин Ю. В. и др. Концепция и структура Федеральной программы развития образования (Проект «Надежда»)// Энергетик газ. МЭИ. 1992.
- Ворожейкина О.Л. Система образования в ГДР. М.: НИИВШ, 1981, — 52с. -(Обзор.инф. /НИИ пробл. высш. школы. Сер. «Высш.и сред.спец.школа за рубежом" — вып. 2).
- Воронов Е.П. Некоторые направления материального стимулирования в вузе в условиях хозяйственного расчета. М., 1988.- 52с. — (Управление, экономика и прогнозирование развития высшей школы: Обзор.инф. /НИИВО- вып. 2).
- Гаврилова Т.Н. Сравнительный анализ организации управления высшим образованием в Германии и России. /Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. Тезисы Международной конференции -семинара. М., 1994, С. 37−40.
- Галаган А.И. Университеты США и Японии и их сотрудничество с промышленной наукой. М., 1993.- 60с. — (Проблемы зарубежной высшей шко-лы:Обзор.инф. /НИИВО- вып. 6).
- Гареев В.М. Опыт формированйя и реализация научно-технической программы «Отраслевая технология’УОрганизационно-экономические проблемы научно-технических программ высшей школы. -Уфа: УАИ, 1982. -192с.
- Глауза С.Г. Управление научно-техническим прогрессом (справочно-методическое пособие). -Киев: Техника, 1977. -184 с.
- Голота Я.Я. Об одном походе к построению математической модели для ранжирования. /Актуальные проблемы развития высшей школы. Переход к многоуровневому образованию: Межвуз. сб. науч. Тр./ JITA. Спб., 1993, с. 120−124.
- Гольцов А. Принципы организационного построения стратегического маркетинга на промышленном предприятии. /Маркетинг, 1996, № 6.
- Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. -М.: Дело, 1998. -248 с.
- Государство остается в стороне от поддержки частных бизнес-школ. Обозрение «Финансовых известий»./ Финансовые известия, 1996, № 88.
- Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. A.M. Макарова- Под ред. И. С. Минко.- М. Высш. шк., 1995 г.- 255с.
- Докашева Е.С. Реформирование системы высшего образования./ Экономика и управление, 1996, № 2.
- Долен Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ.В. Лукашевича и др.- Под общ. ред. Б. Лисовича и В. Лукашевича.С.-Пб., 1994. 448с.
- Егоров Е.В. Организационно-экономический механизм социальной защиты научно-педагогических работников высшей школы. М.: 1993.- 103с.
- Завьялов П. Роль маркетинга в решении проблемы конкурентовспособно-сти российских товаропроизводитрелей. /Маркетинг, 1996, № 6.
- Зембатова Б.В. Планирование: простые и сложные истины.- М.: Наука, 1990.-144с.
- Зиннуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. Москва-Уфа: изд-во УГАТУ, 1993, 226 с.
- Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии. -Уфа: изд-во УГАТУ, 1999. (В печати).
- Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996−1997 годы. / Эксперт, 1997, № 47.
- Искаков Б., Мешалкин В., Прокофьев В. Аттестация вуза: критерии оценки потенциала. / Вестник высшей школы. 1990. № 11., с. 19−24.
- Как продавать товар на внешнем рынке: Справочник / Отв. Ред. Савинов Ю. А. -М.: Мысль, 1990.
- Карлов Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. /Науч. ред. и авт. послеслов. В. А. Приписков. -М.: Экономика, 1991. -239 с.
- Кинелев В.Г. Высшее образование в Российской Федерации: время перемен. / Современная высшая школа, 1992, № 1−4.
- Клехо Ю.Я. На пути к реформе высшего образования в России. М., НИИ-ВО, 1991.
- Кокорев В.Ю. Научно-педагогические кадры высшей школы в условиях перехода к рыночным отношениям.-М., 1993 г. 82с.
- Концептуальные вопросы развития высшего образования: Сб.науч.тр.-М.: НИИВО.-1991.-198с.
- Концепция высшего технического образования в новых социально- экономических условиях. 41/Под ред. О. П. Нестеренко и Ю. А. Сидорова. -М.: Изд-во МАИ, 1992. 168с.
- Концепция высшего технического образования в новых социально- экономических условиях. 42/Под ред. О. П. Нестеренко и Ю. А. Сидорова. -М.: Изд-во МАИ, 1992. 184с.
- Корицкий А.В., Мордвинов В. А. Качество и эффективность технических средств обучения. М.: НИИВШ, 1981.- 40с. — (Обзор.инф. /НИИ пробл. высш. школы. Сер. «Обучение в высш. и сред.спец.школе" — вып.1).
- Коробкова И. Краткосрочные курсы успешно конкурируют с высшим образованием./ Финансовые известия № 23, 1997.
- Коссов Б., Князев Е. Еще раз о концепции образования. / Альмаматер, 1991, № 4., с. 4−11.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ.ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой.- М.: Прогресс, 1990.-672 с.
- Котлер Ф., Амстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2-е европ. изд. -К.- М.- СПб.: Издат. дом «Вильяме». 1998. -1056 с.
- Кривцов A.M., Шеховцев В. В. Сетевое планирование и управление. Изд. 2-е доп. И перераб. М., «Экономика», 1978 г.-191с.
- Крокинская O.K., Кащеев В. Д., Смирнова Е. Э. Новые формы образования как рынок образовательных услуг. М., 1993.- 48с. — (Экономика высшей школы: Обзор.инф. /НИИВО- вып. 4).
- Кропачев C.B., Наумов Е. А. Программно-целевое управление решением научно-технических проблем.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.-191 с.
- Кудрявцев Ю.А. Научно-педагогический потенциал высшей школы России: состояние и перспективы развития./Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. Тезисы Международной конференции -семинара. М., 1994, С. 37−40.
- Купцов О.В. Непрерывное образование и его структура./СЕПЕС. Высшее образование в Европе. М., 1991. Том XVI, № 1.
- Курлов А.Б. Качество инженерной подготовки как проблема социологического исследования. -Москва-Уфа: Изд-во УАИ, 1992. -132с.
- Кушель A.A., Мешалкин В. И. Содержание и смысл аттестационно-аккредитационных требований к высшему учебному заведению. /Высшее образование в России. 1992. № 4.
- Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц.- СПб.- Наука, 1996 г.- 589с.
- Макконнелл K.P., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-Го изд. Т. 1 М.: Республика, 1992.-399с.
- Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия. /Маркетинг, 1996, № 3, с. 33−39.
- Маркс К. Капитал// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.23. — 908с.
- Матюхин В.А. Оценка деятельности преподавательского состава в вузах США. М., 1992, — 48с. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор.инф. /НИИВО- вып. 2).
- Мельников И.И. Между управлением и образованием живая связь./ Экономика и управление, 1996, № 2.
- Методические рекомендации по переводу научно исследовательской деятельности вузов на новые методы финансирования и хозяйствования. — М., 1988.- 68с. — (Обзор.инф. /НИИВО).
- Методология и технология оценки кадрового потенциала вуза при аккреди-тации.-М., 1992, 67с.
- Научные исследования в высшей школе. М.: НИИВШ, 1981.- 40с. -(Обзор.инф. /НИИ пробл. высш. школы. Сер. «Управление, экономика ипрогнозирование развития высшей и средней специальной школы, научный реферативный сборник, вып.4).
- Научно-технический прогресс: программный подход /Под ред. Гвишиани Д. М. М.: Мысль, 1984. -324 с.
- Не успев встать на ноги, частное бизнес-образование оказалось в кризисе. Обозрение «Финансовых известий»./Финансовые известия, 1996, № 88.
- Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991.-304с.
- Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира. К. Н. Цейкович, Л. Н. Тарасюк, Н. И. Давыдов, О. Л. Ворожейкина, Е. В. Покладок. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1994.-117с.
- Панкрухин А.П. Маркетинг подготовки специалистов в высшей школе. -М., 1994.-115с.
- Пащенко Н.И. Оценка конкурентоспособности вуза как фактор принятия эффективных решений в управлении вузом./Проблемы инновационного образования: Тез. Док. науч. -прак. конф. /ВЭГУ. -Уфа, 1995. -С.57−59.
- Передовой научный опыт высшей и средней специальной школы, рекомендуемый для внедрения. М., 1991.- 28с. — (Обзор.инф. /НИИВО- вып. 4).
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. С англ. / Науч. ред.: В. Т. Борисович, В. М. Полторович, В. И. Данилов и др. М.: «Экономика», «Дело», 1992. — 510 с.
- Полилова О.П., Яценко В. Е. Квалифицированные кадры в условиях перехода к новым экономическим отношениям. М., 1992.- 56с. — (Экономика высшей школы: Обзор.инф. /НИИВО- вып. З).
- Половко А.М. Рейтинг-система как элемент многоуровневой системы обучения. /Актуальные проблемы развития высшей школы. Переход к многоуровневому образованию: Межвуз. сб. науч. Тр./ ЛТА. Спб., 1993, с. 109 116.
- Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. /Под. ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. -М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
- Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего)/отв. ред. Рубин Ю.Б.-М. :"СОМИНТЭК», 1996.-73 6с.
- Программно-целевой метод в планировании/отв.ред. Федоренко Н. П. М.: Наука, 1982.-150с.
- Райзберг Б.А., Голубков Е. П., Пекарский Л. С. Системный подход в перспективном планировании. -М.: Экономика, 1975. 271с.
- Романов А.Н. и др. Маркетинг: Учебник //Под ред. А. Н. Романова. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. -560с.
- Савельев А.Я., Зуев В. М., Романкова Л. И. Федеральная программа развития высшего образования России (раздел «Высшее образование»).- М.: НИИВО, 1993.
- Сантурова С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика. М., 1993.-64с.
- Северцев В., Чащихин Б. Ключ к конкурентоспособности (об образовательной политике США). / Вестник высшей школы. 1990. № 10., с. 74−78.
- Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образова-ния.-М.: Изд-во МФТИ, 1998.- 352 с.
- Строевский Л.Е. Внешний рынок и предприятие. -М.: Финансы и статистика, 1993.
- Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем.Часть I. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1994.-284с.
- Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем.Часть И. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1994.-321с.
- Тартарашвили Т.А., Хронин В. В. Аттестация вузов: принципы и методы (из опыта высшей школы США). /Вестник высшей школы. 1987. № 9.
- Томпсон A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576с.
- Тымовский Я. Ранжирование (сопоставление и группирование) вузов. /Современная высшая школа, 1991,№ 2.
- Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе: Межвузовский сборник / Горьк.гос.ун-т, 1989.-92с.
- ЮО.Фельзенбаум В., Ефимова Э., Фарбирович В. Эффективность научнотехнических программ //Вопросы экономики. -1982. -№ 3, с. 18−31. 101. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т.
- Ю4.Шукшунов В. Е. Через развитие образования к новой России.- М.: НИИ-ВО, 1993.-44с.
- Ю5.Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр.пер. с англ./Авт. предисл. и науч. ред. А. А. Горячев.- М.: Экономика, 1990.-350с.
- Юб.Экспертиза качества товара / Федоров М. В., Задесенец Е. Е., Шипилов Е. И., Щаренский В. М. -М.: Экономика, 1984.
- Эффективность научных исследований и разработок /Под ред. Г. Фасфел-да, Р. Ланглуа. -М.: Экономика, 1986. -144 с.