Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы формирования и развития региональной транспортной инфраструктуры: На примере Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения работы были доложены и одобрены: на научных семинарах и конференциях Государственной академии управления имени С. Орджоникидзе (1981, 1982 г. г.) — Московского автомобильно-дорожного института (технический университет) (1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1999 г. г.) — Всесоюзных научно-технических конференциях (Вильнюс 1982 г., Усть-Каменогорск 1982, 1985 г. г… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ 1. Методологические основы исследования проблем сформирования и развития региональной транспортной 13 инфраструктуры
  • Глава I. Транспортная инфраструктура в системе рыночной ^ экономики
    • 1. 1. Теоретические основы функционирования и развития ^ транспортной инфраструктуры в системе рыночной экономики
    • 1. 2. Сущность и содержание транспортной инфраструктуры
    • 1. 3. Проблемы функционирования, развития и размещения транспортной инфраструктуры в системе рыночной экономики
  • Глава II. Формирование рынка услуг транспортной инфраструктур ы
    • 2. 1. Спрос и предложение в услугах транспортной инфраструктуры
    • 2. 2. Факторы, определяющие формирование спроса в услугах ^ транспортной инфраструктуры ¦
    • 2. 3. Концептуальные основы системного подхода к проблемам анализа и синтеза региональной транспортной инфраструктуры в 68 условиях рыночной экономики
  • Глава III. Системный анализ транспортной инфраструктуры региональной экономики
    • 3. 1. Методы анализа системы показателей транспортной инфраструктуры
    • 3. 2. Оценка уровня показателей функционирования, развития и размещения транспортной инфраструктуры
    • 3. 3. Синтез транспортной инфраструктуры рыночной экономики
  • Глава IV. Комплексная оценка эффективности транспортной инфраструктуры
    • 4. 1. Исследование методов определения эффективности транспортной инфраструктуры
    • 4. 2. Методика комплексной оценки эффективности транспортной инфраструктуры
    • 4. 3. Эффективность региональной транспортной инфраструктуры
  • РАЗДЕЛ II. Методические основы разработки стратегии разви- ^ тия и размещения региональной транспортной инфраструктуры
  • Глава V. Моделирование территориальной организации ^^ транспортной инфраструктуры
    • 5. 1. Моделирование регионального спроса в услугах транспортной ^ инфраструктуры
    • 5. 2. Прогнозирования показателей работы транспортной ^ инфраструктуры
    • 5. 3. Моделирование территориальной организации транспортной инфраструктуры
    • 5. 4. Моделирование развития и размещения региональной транспортной инфраструктуры
  • Глава VI. Основные направления формирования и развития транспортной инфраструктуры Республики Таджикистан
    • 6. 1. Концепция социально-экономического развития республики и ее транспортной инфраструктуры в условиях перехода к рыночной 195 экономике
    • 6. 2. Прогнозная оценка перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры
  • Глава VII. Государственное регулирование деятельности ^ транспортной инфраструктуры
    • 7. 1. Основные направления и механизмы государственного ^ регулирования деятельности транспортной инфраструктуры
    • 7. 2. Формы и методы государственного регулирования ^ деятельности транспортной инфраструктуры

Проблемы формирования и развития региональной транспортной инфраструктуры: На примере Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Переход экономики страны к рынку и формированию рыночных отношений требует динамичного и сбалансированного развития всех звеньев национальной экономики, включая транспортную инфраструктуру. В настоящее время транспортная инфраструктура выдвинулась и заняла одно из приоритетных мест среди основных факторов, определяющих эффективное функционирование экономики страны, стала важнейшим условием ее дальнейшего развития и вхождения республики в мировое хозяйство.

Вместе с тем характерной особенностью транспортной инфраструктуры в течение последних лет стал ее экономический кризис из-за транспортной зависимости страны, физического и морального износа материально-технической базы, диспропорций и неравномерностей размещения и развития бе ограниченности выделяемых инвестиций, отсутствия рыночного механизма функционирования и управления. Транспортная инфраструктура, являясь важным фактором вывода экономики страны из экономического кризиса, из-за недостаточного уровня развития и размещения стала фактически сдерживающим фактором развития экономики.

Формирование необходимых условий сбалансированного, рационального развития и размещения транспортной инфраструктуры, устранение имеющихся диспропорций между ней и другими отраслями экономики требуют разработки ее стратегии на среднесрочные и долгосрочные временные горизонты. Реализация же стратегии развития и размещения транспортной инфраструктуры с целью решения проблемы полного, своевременного, бесперебойного и качественного удовлетворения быстрорастущего спроса потребителей услуг с возможными минимальными затратами потребует приоритетного, опережающего и ускоренного её формирования по отношению к экономики в целом и ее отраслей.

Транспортная инфраструктура в рамках любого региона должна гарантировать необходимые условия для функционирования и развития основных отраслей производства и обеспечивать максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала. Каждая страна или регион должен иметь такую транспортную инфраструктуру, которая полностью удовлетворяла бы спрос данной территории в транспортных услугах.

Анализ существующего уровня развития и размещения транспортной инфраструктуры республики показывает, что она не отвечает требованиям данного этапа развития экономики республики и перспектив ее развития в транспортном обслуживании. В этой связи формирование, ускоренное развитие и размещение транспортной инфраструктуры предопределяют необходимость углубленного изучения теоретических, методологических и прикладных аспектов исследования её роли, места и влияния на функционирование экономики, особенно в условиях ее перехода к рынку и формирование рыночных отношений.

В условиях экономики переходного периода комплексное исследование проблемы совершенствования транспортной инфраструктуры предполагает её системный анализ и синтез. Существенное влияние на научные исследования автора оказали труды Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, А. Д. Ахроровой, О. Б. Бобоева, А. Г. Гранберга, Д. Д. Джумаева, Б. Б. Каримова, А. Х. Катаева, Н. К. Каюмова, Г. Н. Ковшова, Л. В. Конторовича, В. Н. Ливщица, Л. Б. Миротина, Т. Н. Назарова, М. Н. Нурмахмадова, В. А. Персианова, Н. Я. Петракова, В. А. Разыкова, Р. К. Рахимова, М. П. Улицкого, Н. С. Ускова, А. Х. Хакимова, С. С. Шаталина и др.

Вместе с тем, изученность многих вопросов исследуемой проблемы, находящихся в русле требований и задач современной рыночной экономики, пока ещё далеки от своей законченности. По ряду принципиальных положений отсутствует единство взглядов, нередко встречаются взаимоисключающие друг друга научные точки зрения.

Почти неизученными в исследованиях являются проблемы развития и размещения транспортной инфраструктуры, учитывающие как общеэкономические особенности отдельных стран, регионов, так и особенности их инфраобеспечения и поэтому эти разработки особенно необходимы в масштабе конкретного региона. Однако многие теоретические, методологические и методические вопросы исследований региональной транспортной инфраструктуры в целом и применительно к Таджикистану, в частности, не разработаны или недостаточно изучены и требуют дальнейшего научного осмысления и развития. Всё вышеизложенное определило актуальность исследования, теоретическую и практическую значимость темы.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методологических и методических основ формирования региональной транспортной инфраструктуры, концепции основных направлений её развития и размещения и путей повышения экономической эффективности с учётом государственного регулирования территориальной организации транспортной инфраструктуры в системе региональной экономики в условиях формирования и становления рынка.

Поставленная цель предопределило необходимость решения следующих задач:

• теоретически обосновать и развить методологические основы формирования региональной транспортной инфраструктуры, совершенствовать научный аппарат анализа сущности, содержания, состава и ее классификации, выявить особенности функционирования, формирования и развития в условиях реформирования экономики;

• изучить и определить основные направления формирования рынка в сфере транспортной инфраструктуры, факторы, определяющие региональный спрос на ее услуги, а также и основополагающие принципы и закономерности удовлетворения спроса предложениями самой транспортной инфраструктурыисследовать проблему эффективности региональной транспортной инфраструктуры, определить ее экономическую и социальную эффективность в целом, и, отдельных элементов и объектовисследовать методологию моделирования спроса на услуги транспортной инфраструктуры и разработать научно-обоснованную сбалансированную систему спроса и предложения по удовлетворению постоянно растущих потребностей на транспортные услугипроводить анализ существующих и современных методов территориальной организации транспортной инфраструктуры, разработать основы её моделирования с использованием методов и приемов комплексного подходаисследовать методологию моделирования и учета инфраструктурах затрат, развития региональной транспортной инфраструктуры и размещения транспортных предприятийсовершенствовать экономико-математическое моделирование территориальной организации транспортной инфраструктуры в новых изменившихся условиях экономического развития, определить уровни затрат по ее формированию на перспективные временные горизонты, исходя из спроса экономики в транспортных услугах и ресурсных ограниченийисследовать основы экономико-математического моделирования оптимизации размещения транспортных предприятий во взаимосвязи с темпами и пропорциями экономического роста и развития регионов республики с учетом структурной динамики и политики реформирования приоритетных и базовых отраслейразработать концепцию перспективного развития и размещения региональной транспортной инфраструктуры в условиях формирования рыночных отношений и реализации экономических и социальных реформ в странеопределить основные, приоритетные и эффективные направления формирования и развития региональной транспортной инфраструктуры с выделением в ее целевых программах первоочередность, последовательность и этапность развития элементов транспортной инфраструктуры с учетом ресурсных аспектов региональной экономики- • обосновать направления и механизмы государственного регулирования транспортной деятельности, разработать индикативную имитационную модель развития региональной транспортной инфраструктуры с учётом государственной транспортной политики, а также определить формы, методы и средства государственного регулирования.

Теоретической и методической базой диссертации явились современная теория управления рыночного экономического развития, влияние интеграционных процессов в осуществлении экономических и хозяйственных реформ, разработанная в трудах отечественных и зарубежных экономистов, Законы Республики Таджикистан, Постановлений Маджлиси Оли и Правительство Республики Таджикистан, Указы Президента Республики Таджикистан, Программа экономических преобразований Республики Таджикистан на 1995;2000 гг. и другие нормативные документы.

При подготовке диссертации использовались различные литературные источники, методики и научные разработки, а также статистическая информация и материалы Госкомстатагенства при Правительстве Республики Таджикистан, министерств и ведомств, Института мировой экономики и международных отношений и СОПСа АН Республики Таджикистан, Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, НПО «Автотранстехника», отраслевых НИИ и проектных организаций по проблемам транспортной инфраструктуры.

В процессе исследования применялись методы сравнительного анализа, корреляционно-регрессионного анализа, балансовые, оптимизационные, имитационные, количественного анализа и синтеза, комплексного, системного и программно-целевого подходов.

Объектом исследования является региональная транспортная инфраструктура как составная часть экономики Республики Таджикистан.

Предметом исследования является методология формирования и развития региональной транспортной инфраструктуры в системе национальной экономики.

Научная новизна исследования:

— обоснованы теоретико-методологические основы формирования, развития и размещения региональной транспортной инфраструктуры. Модернизирован научный аппарат исследования сущности, содержания, состава и классификации транспортной инфраструктуры в условиях формирования рыночных отношений. Выявлена роль, значение и влияние транспортной инфраструктуры в обеспечении комплексного развития национальной экономики переходного периода;

— обоснована необходимость в формировании транспортного рынка и согласовании спроса и предложения в услугах транспортной инфраструктуры. Впервые изучен комплекс социально-экономических факторов, определяющих формирование спроса на услуги, и определено их влияние на уровень предложений по реализации услуг различными предприятиями транспортной инфраструктуры региона;

— проведена комплексная оценка уровня развития и степени обеспеченности транспортной инфраструктурой на основе системного анализа. Определены основополагающие принципы и закономерности формирования региональной транспортной инфраструктуры;

— разработана комплексная методика оценки эффективности, учитывающая соотношение результатов и затрат как в самой транспортной инфраструктуре, так и в целом по экономике. Впервые предпринята попытка определения и оценки эффективности транспортной инфраструктуры, выполнены расчеты количественных характеристик эффективности затрат транспортной инфраструктуры в зависимости от уровня развития разных отраслей и структурных элементов национальной экономики с учетом их стартового состояния;

— исследована и предложена экономико-математическая модель транспортной подвижности с разработкой методики определения и расчета перспективных оценочных параметров работы подвижного состава транспортной инфраструктуры;

— впервые предпринята попытка одновременного рассмотрения единой модели территориальной организации транспортной инфраструктуры на основе комплексного рассмотрения и взаимоувязки моделей различных транспортных сетей, формирования транспортно-экономических связей, расчета регионального транспортного баланса и развития территориальной организации транспортной инфраструктуры;

— предложена экономико-математическая модель и методика моделирования размещения предприятий региональной транспортной инфраструктуры. Обосновано необходимость структурного размещения транспортных предприятий и определены приоритеты в пользу развития предприятий, способных стабильно работать в условиях рынка;

— разработана концепция развития региональной транспортной инфраструктуры в условиях перехода экономики к рынку с учетом реализации программы экономических преобразований и реформ. Обоснованы и определены основные и приоритетные направления в формировании и развитии региональной транспортной инфраструктуры, предложены комплексно-целевые программы развития ее элементов с учетом ресурсного обеспечения и повышения эффективности ее работы для удовлетворения ее адекватности потребностям национальной экономики;

— определены направления и механизмы государственного регулирования, предложена индикативная имитационная модель развития транспортной инфраструктуры с учетом реализации государственной транспортной политики, а также обоснованы формы, методы и средства государственного регулирования транспортной деятельности в условиях рыночной экономики.

Практическая значимость проведенных исследований и полученных результатов состоит в решение проблемы формирования, развития и размещения транспортной инфраструктуры в разных аспектах, режимах, и разрезах и временных горизонтах планирования и управления. Важное значение имеет применение методических основ и принципов анализа и синтеза, комплексной оценки эффективности, экономико-математическое моделирование территориальной организации транспортной инфраструктуры для выявления степени ее влияния на комплексное развитие национальной экономики, повышение эффективности производства и транспортного обслуживания, обоснование транспортной политики и развитие региональной экономики, а также выбора приоритетных направлений в развитии элементов региональной транспортной инфраструктуры.

Территориальный аспект проведенных исследований и полученных результатов являются основой формирования приоритетов в стратегии развития транспортной инфраструктуры, ее структурных элементов и объектов, разработки параметров и характеристик их функционирования и развития в зависимости от стартового состояния и перспективных потребностях экономики и населения в различных видах транспортных услуг.

Реализация результатов исследований. Важнейшие результаты и методологические, положения диссертационной работы использованы республиканскими министерствами и ведомствами, различными научно-исследовательскими институтами и проектными организациями транспортной инфраструктуры.

Результаты исследования также были использованы в работе Душанбинского, Ленинабадского, Хатлонского Хукуматов, для разработки концепции развития транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий регионов Республики Таджикистан. Кроме того, разработанные методические и практические подходы, методики и предложения могут быть использованы соответствующими транспортными организациями различных видов собственности, местными Хукуматами при формирование развития, размещения и функционирования транспортной инфраструктуры.

Научно-методические разработки автора использованы при чтении дисциплин «Международные перевозки грузов и пассажиров», «Планирование транспортных предприятий», «Статистика транспорта», «Финансовый менеджмент», «Коммерческая логистика» для студентов экономических специальностей и транспортно-дорожного профиля.

Апробация работы. Основные положения работы были доложены и одобрены: на научных семинарах и конференциях Государственной академии управления имени С. Орджоникидзе (1981, 1982 г.г.) — Московского автомобильно-дорожного института (технический университет) (1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1999 г. г.) — Всесоюзных научно-технических конференциях (Вильнюс 1982 г., Усть-Каменогорск 1982, 1985 г. г., Ташкент, 1981, 1983 г.г.), республиканских научно-практических конференциях (1980, 1983, 1984, 1986, 1987, 1990, 1999 г.г.) — научно-теоретической конференции (Душанбе 1995 г.) — на научных семинарах и конференциях Таджикского технического университета имени академика М. С. Осими в период с 1979 г. по 2000 г., Таджикского государственно-кооперативного коммерческого института в период с 1996 по 2000 г.г., Таджикского института предпринимательства и сервиса (1997, 1998, 2000 г.г.) — Международной научно-практической конференции (Душанбе, Худжанд, 1996 г.) — конференциях молодых ученых и специалистов (Душанбе 1984, 1987, 1990, 1999 г.г.) — на заседании Научно-технического Совета МТДХ (2000 г.), Ученого Совета ТГККИ (2000 г.) и секции диссертационного совета Д. 013.04.01 (2000г.).

Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в 60 научных работах автора, в том числе трех монографиях, шести брошюрах, главах и параграфах коллективных монографий, научных статьях и тезисах докладов общим объемом свыше 75 авторских печатных листов.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух разделов, семи глав, заключения и приложения, списка литературы из 221 наименований и изложена на 287 страницах машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные исследования по проблеме формирования, развития и размещения региональной транспортной инфраструктуры в условиях рыночной экономики позволили сформулировать основные выводы, содержащие следующие концептуальные положения.

1. Дальнейшее закрепление макроэкономической стабилизации в условиях рыночной экономики и ускорение позитивных сдвигов, достигнутых в ходе реализации Программы экономических преобразований Республики Таджикистан на 1995 — 2000 гг., и среднесрочной экономической стратегии Правительства Республики Таджикистан на 1998 — 2001 гг., предполагает формирование, развитие и размещение важнейшей для социально-экономического развития страны сферы — транспортной инфраструктуры и ее видов. Развитая транспортная инфраструктура является важным и необходимым условием нормального функционирования, развития и размещения производства, способствует более глубокому разделению труда, повышению производительности труда, эффективному использованию накопленного производственного потенциала и имеющихся природных ресурсов, решению социальных проблем, а в условиях рынка, служит надежным рычагом осуществления реформ во всех сферах национальной экономики и жизни.

2. Сложность, недостаточная степень изученности проблемы, отсутствие единых взглядов, наличие многочисленных, диаметрально противоположных точек зрения, незаконченность исследований и спорность некоторых выводов по ряду принципиальных вопросов, связанных с функционированием транспортной инфраструктуры требуют дальнейшего теоретического и методологического обоснования ее развития как в целом по стране, так и в разрезе ее территориальных преобразований, выработки научно-обоснованных рекомендаций по рациональному размещению и использованию объектов, повышению экономической и социальной эффективности в соответствии с требованиями современной экономической политики в области транспорта.

3. Сложившиеся условия экономического и социального развития республики и переход экономики к рыночным отношениям обусловили необходимость совершенствования научно-методологического аппарата исследования сущности, содержание, роли, место и значение транспортной инфраструктуры. В этой связи исследованы теоретические и методологические вопросы формирования, развития и размещения транспортной инфраструктуры, которые дополнены новым научным содержанием (Приложение I).

4. Исследование региональной транспортной инфраструктуры в различных горизонтальных и вертикальных иерархиях и разрезах формирования, развития и размещения национальной экономики позволили автору дать ее определение. Транспортная инфраструктура — подсистема рыночной экономики, являющейся необходимым и обязательным элементом ее нормального функционирования. Она является составной частью всей инфраструктуры рынка, без нее невозможно не только нормальное функционирование отраслей основного производства и непроизводственной сферы в условиях рыночных отношений, но и формирование и развитие различных рынков напрямую связаны с уровнем развития и обеспеченности транспортной инфраструктурой.

Транспортная инфраструктура страны включает всю транспортную систему, промышленного, сельскохозяйственного, городского и местного (автомобильного) транспорта со всеми составляющими их частями и звеньями, а также вся другая обслуживающая часть инфраструктуры народного хозяйства, работающая в сфере перемещения продукции и товаров от поставщиков до потребителей.

5. Согласование спроса на услуги и предложение в транспортном обслуживании — как основа рыночных отношений, является необходимым условием обеспечения динамичного развития транспортной инфраструктуры и формирование транспортного рынка. Спрос в транспортном обслуживании предопределяется как общими, так и специфическими факторами, характеризующими структуру спроса в услугах транспортной инфраструктуры.

На формирование, развитие и размещение транспортной инфраструктуры повлияли как общеэкономические (разделение труда, степень развития и рациональное размещение производительных сил, специализация производства и т. д.}, так и региональные факторы (географическая среда, природно-климатические условия, исторически пройденный социально-экономический путь и т. д.), а также специфические характеристики самой отрасли (межотраслевой характер использования транспортных услуг, невещественный характер продукции, проявление основного эффекта в деятельности других отраслей и т. д.), которые привели к разным уровням развития ее элементов, звеньев, объектов в различных территориальных преобразованиях.

6. Транспортная инфраструктура республики занимает значительное место в макроэкономических показателях национальной экономики. На ее долю приходится 2,95% численности занятых в стране, 10,6% стоимости основных фондов, около 39,3% объема инвестиций. Интегральные показатели уровня развития транспортной инфраструктуры страны в 1998 г. составили: по основным фондам — 0,79, степени использования — 1,39- а модифицированный показатель степени обеспеченности народного хозяйства республики транспортной инфраструктурой — 0,45. Соотношение коэффициентов уровня развития, степени использования и обеспеченности характеризуют существующую транспортную инфраструктуру Таджикистана как отсталую, и запаздывающую. Динамика вышеуказанных показателей транспортной инфраструктуры за последние годы показала, что она явилась сдерживающим фактором в экономическом и социальном развитии страны и формировании рыночных отношений.

7. Недостаточно развитая транспортная инфраструктуры в условиях рыночной экономики приводит к значительным потерям в экономике (укрупненные расчеты свидетельствуют о том, что из-за недостаточного уровня развития транспортной инфраструктуры ежегодный объем потерь народного хозяйства достигает 28 — 42 млрд. рублов), сдерживает дальнейшее развитие и размещение производительных сил, освоение горных районов и территорий пионерного освоения, природных богатств, создание новых производств и видов деятельности, осуществления реформ во всех сферах экономики и жизни.

8. Разработанная в диссертации методика комплексной оценки эффективности региональной транспортной инфраструктуры (Приложение III) позволяет осуществить расчеты соотношения результатов и затрат с учетом специфики образования ее внутриотраслевого и внеотраслевого эффектов. Проведенные расчеты эффективности развития и размещения транспортной инфраструктуры показали, что срок окупаемости производственных капитальных вложений на строительство железных дорог составляет 3,5 лет, автомобильных дорог до 5 лет, соотношение внутриотраслевых и внеотраслевых эффектов соответственно на железнодорожном транспорте — 22 — 78%, автомобильном транспорте — 19 — 81%, строительства отдельных железнодорожных линий — 16 — 84%, автомобильные дороги — 18 — 22% и в целом по транспортной инфраструктуры составляет 21 и 79%. Кроме того, реализация приоритетных направлений совершенствования транспортного обслуживания позволяет сократить интервалы движения на 15%, уровень неудовлетворительного спроса на 15−25%, приведенный ущерб от выброса загрязнителя в атмосферу на 7−12%, потери народного хозяйства от ДТП на 1226%, достичь 30% величина ущерба, причиняемого населению внешними шумами и эффективно использовать территорию страны. Все вышеизложенное позволяет рассматривать транспортную инфраструктуру, как диспозитивный ресурс повышения эффективности национальной экономики, так как каждая единица вложенных в транспортную инфраструктуру затрат дает от 77 до 84% неучтенного в расчетах дополнительного эффекта в других отраслях.

9. Основной проблемой при исследовании вопросов формирования и развития региональной транспортной инфраструктуры является определение спроса на транспортное обслуживание. Спрос на транспортное обслуживание можно определить путем применения экономико-математических методов и разработки различных вариантов модели регионального спроса. Моделирование спроса в диссертации проводилась на его определениях как в целом по республике, так и в разрезе грузовых и пассажирских перевозок, включая по видам сообщений. Установлено что, разработанные модели являются статистически значимыми. Для согласования объема спроса с предложением на овладение перспективных потоков разработана методика определения показателей работы транспортных средств в различных территориальных преобразованиях, включая и районы пионерного освоения.

10. Проблема формирования, развития и размещения региональной транспортной инфраструктуры реализована на основе разработанного автором системы методов экономико-математического моделирования (Приложение VI — XII). Комплексное и совместное рассмотрение различных видов транспортной инфраструктуры осуществлено на базе разработки единой экономико-математической модели территориальной организации транспортной инфраструктуры страны. Разработанная экономико-математическая модель, базирующаяся на построение экспертного варианта ТОТИ (Приложение V), сводного перспективного баланса транспортно-экономических связей (Приложение VII) позволила получить как объемы перспективных потоков по линиям разных видов транспорта, так и различные варианты их развития, реконструкции и строительства в разных горизонтах прогнозирования и различные ресурсные аспекты (Приложение IX — X). Реализация данной задачи позволила сформулировать перспективную программу и приоритетные направления развития и реконструкции линейных сооружений и объектов территориальной организации транспортной инфраструктуры.

11. Реализация задачи моделирования размещения предприятий транспортной инфраструктуры осуществлена с помощью разработанной автором методики (Приложение XI). Результаты апробации подтвердили научную обоснованность выдвинутых методических положений и возможность практического использования результатов проведенных исследований на практике при определении реального спроса района в транспортных средствах, повышении эффективности работы транспортного парка, совершенствования развития и размещения предприятий транспортной инфраструктуры, а также для обеспечения рационального распределения подвижного состава по предприятиям и их структурным подразделениям, получения рационального варианта перевозочного процесса во внутренних и международных сообщениях.

12. Анализ и синтез проблем формирования, развития и размещения транспортной инфраструктуры, использование экономико-математических и имитационных моделей, разработка методик расчета общих и отраслевых, территориальных и частных показателей и параметров, экспериментальные расчеты на ЭВМ с программным и информационным обеспечением и их апробация позволили сформулировать основные и приоритетные направления развития и размещения объектов транспортной инфраструктуры в рамках общей стратегии долгосрочного развития Республики Таджикистан. Разработанные под руководством и при непосредственном участии автора результаты исследований были использованы в качестве составных частей программ развития территориальных единиц и одобрены отраслевыми органами управления и Хукуматами областей, городов и районов республики.

13. Необходимость совершенствования территориальной организации транспортной инфраструктуры в условиях переходного периода к рыночной экономике не утрачивает свою актуальность. Важное значение для Республики Таджикистан в этот период будут иметь совершенствование ТОТИ на основе:

— 1 рационального использования существующих производственных мощностей транспортной инфраструктуры, осуществления крупномасштабного строительства транспортных коммуникаций за счет как собственных, так и привлеченных средств. Поэтому центральное место в инвестиционных проектах должны занять реконструкция, техническое перевооружение и модернизация транспортной сети, устранение диспропорций в действующем комплексе, что позволить при минимальных затратах получить наибольший прирост перевозочной способностиi проведения гибкой транспортной политики, которая позволила бы, с одной стороны реализации общегосударственных программ, а с другой — максимально использовать перевозочный потенциал предприятий транспортной инфраструктуры, а также использование и развитие логистических систем, автоматизации системы управления транспортного комплекса;

I рационализация и координация работы транспортных организаций и таможенных органов. Это позволяет на достаточно высоком уровне реализовать таможенные режимы, принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу республики и способствовать улучшению интеграционных процессов;

I применения эффективных методов выбора транспортных средств при совершенствовании транспортного обслуживания регионов. Это, прежде всего, связано с использованием квалиметрических методов оценки результатов транспортной деятельности и эффективного использования различных видов транспорта и транспортных средств;

I совершенствования организации и управления дорожно-строительными предприятиями и дорожно-эксплуатационными участками. Это позволяет, с одной стороны повысить качество конечной продукции (строительство автодорог, искусственных сооружений и др.), с другой стороны улучшить использование местных ресурсов для повышения уровня дорожной обеспеченности в республике и ее регионов.

14. Совершенствование системы управления и функционирование региональной транспортной инфраструктуры требуют определение основных направлений и механизмов государственного регулирования деятельности с учетом ее специфики и развития в условиях экономики переходного периода. Поэтому в диссертации исследованы проблемы влияния государство на развитие транспортной инфраструктуры на основе индикативного имитационного моделирования системы спроса во внутренних и международных перевозках (Приложение XII). Реализация разработанной модели позволил выявить направления реализации транспортной политики, осуществлять выбор эффективных форм, методов и средств государственного регулирования деятельности транспортной инфраструктуры в различных сегментах рынка.

15. Сфера применения общих положений разработанной автором методологии формирования, развития и размещения региональной транспортной инфраструктуры не ограничивается рамками только Республики Таджикистан и может быть практически использована в других странах (при учете их специфических особенностей). При этом многие аспекты проблемы формирования, развития и размещения транспортной инфраструктуры, такие как: учет эмерджентности, рационализация размеров мощности объектов с учетом зарубежного опыта, рационализация и координация работы транспортных организаций и таможенных органов и другие остались за рамками данного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официально-документальные материалы и произведения классиковэкономистовкМаркс К. Капитал,'Т.1 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т.23.-907 с.
  2. К. Капитал,'Т.2 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т.24.-648 с.
  3. К. Капитал,'Т.4 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т.26. 4.1. 476 с.
  4. А. Принципы политической экономии. В 3-х т. -М., 1983.
  5. Д. Сочинение. В 3-х т. -М., 1955.
  6. А. Исследования о природе и принципах богатства народов.Т.1. -М., 1994
  7. Конституция (Основной закон) республики Таджикистан.-Душанбе, 1994.
  8. Программа экономических преобразований Республики Таджикистан на 1995−2000 гг.-Душанбе, 1995 .-62 с.
  9. Среднесрочная экономическая стратегия Правительства республики Таджикистан на 1998−2001 г. г. Душанбе, 1998.-13 с.
  10. Закон республики Таджикистан «О транспорте».-Душанбе, 1997.-10 с. 1. Книги, монографии, диссертации, авторефераты и научные статьи 11. Абалкин Л. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики//Вопросы экономики, 1997, № 6.
  11. Алле Морис. Условия эффективности в экономике: Пер. с фран.-М.: Науч.изд.центр «Наука для общества», 1998. -304 с.
  12. З.Андрианов Ю. В. Введение в оценку транспортных средств.-М.:Дело, 1998.-253 с.
  13. Г. А., Сергина С. Ф. Макроэкономика: Учебник 2-е изд./Под ред. А. В. Сидоровича. М.:МГУ им. М. В. Ломоносова. Изд-ва «Дело и Сервис», 1999.-416 с.
  14. З.М. Экономическая оценка территориальной организации транспорта: Автореф. дисс.канд.экон.наук.-М., 1991.-20 с.
  15. С., Миротин Л. Алгоритм успеха./О методике, позволяющей эффективно регулировать грузопотоки //РИСК.-1995.1.-C.33−35.
  16. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 1996.
  17. А.П. Оптимальное развитие линейных транспортных систем. -М.: Транспорт, 1991. -174 с.
  18. Ф. Автоматика и управление на транспорте: Пер. с англ.2-е изд.-М.-.Транспорт, 1990 -367 с.
  19. В.В. Отрасль и территория (Экономический анализ).-М.:Мысль, 1987.-236 с.
  20. Ю.В. Производственная инфраструктура региона.-Кишинев:Штиинца, 1980.-132 с.
  21. О.Б. Логистика рынка (на тадж. языке). -Душанбе:ТКИ, 1998.223с.
  22. О.Б. Методология адаптации предприятий системы промышленного производства к условиям рыночной экономики: Автореф. дисс.докт.экон.наук. -Душанбе, 1993.-39 с.
  23. Бронштейн Я. Т Перспективы развития транспорта Таджикской ССР (методы и результаты прогноза)/Под ред. Р. К. Рахимова.- Душанбе: Дониш, 1973.-221 с.
  24. Я.Т. Программно-целевые методы в развитии региональной транспортной системы:Обзор.-Душанбе:ТаджикНИИНТИ, 1987.-20 с.
  25. М.К. Национальная экономика. Учебное пособие. М.: Дело, 1997.271 с.
  26. В.Д. Квалиметрия транспортных средств (Методика оценки эффективности использования). М. Стандартов, 1990. -160 с.
  27. Н.И. Уровень развития, уровень использования и уровень обеспеченности инфраструктурой //Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. М.: ВНИИСИ, 1979. -с. 58−69.
  28. Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие -2-е изд. перераб. и доп. М.: Юрайт, 1998.-384 с.
  29. Д., Уайтхед Дж. Транспорт и доставка грузов. -М.-.Транспорт, 1990.-279 с.
  30. A.M., Кравченко Е. А., Черникова C.JI. Повышение качества обслуживания пассажиров и эффективности работы автобусов.-М.:Транспорт, 1981.-206 с.
  31. В.В. Япония: производственная инфраструктура. М.: Наука, 1991.-182с.
  32. А.Г. Экономика. Учебник. З-е изд. М.: Информационно-внедренческий центр, 1999.- 492 с.
  33. И.В. О показателях уровней территориального развития //Региональное развитие и географическая среда. М., 1991.- с.422−434.
  34. Е.П., Громов Н. Н. Организация и планирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом. М.:Транспорт, 1982.-224 с.
  35. О.П. Исследование вопросов развития и экономики пассажирских перевозок в Ташкентской области: Автореф. дисс.канд. экон. наук. -Ташкент, 1971.-20с.
  36. И.Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. М.: Банки и биржи. ЮНИТИД995.
  37. Э.В., Платонов Г. В. Мир в поисках концепции устойчивого развития //Вест. Моск. ун-та. Сер.7, Философия.1996, № 1.
  38. Ю.Н. Транспортировка товаров при экспортно-импортных и внутренних коммерческих операциях. М., 1996.-320 с.
  39. A.M. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.-124с.
  40. Галанина А.А.О сертификации услуг транспорта //Сертификация, 1995,№ 4.
  41. А.Г. Изучение производительных сил России //Вестник РАНД996,№ 7.
  42. Н.Н., Персианов В. А. Управление на транспорте. М.: Транспорт, 1990.-33 6
  43. А.А., Ковшов Г. Н., Лившиц В. Н., Панов С. А. Экономико-математическое моделирование региональных транспортных систем. -М.: ЦЭМИ АН СССР, 1981 .-36 с.
  44. .Л. Совершенствование планирования на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, 1985. — 224 с.
  45. Е.Т., Нестеров Н. А. Совершенствование управления производственной инфраструктурой и ее эффективность. М., 1983.
  46. В.Н. Транспортный комплекс региона. М.: Знание, 1985.-64 с.
  47. Р. Введение в экономическую демократию. -М.: Наука, 1991.-124 с.
  48. С.Б. Исследование и оптимизация пассажирских перевозок в местном сообщении с использованием экономико-математических методов и ЭВМ (на материалах Средней Азии): Автореф. дисс.канд. экон. наук.- Ташкент, 1996.18 с.
  49. Д. Проблемы комплексного развития пассажирского автомобильного транспорта Таджикской ССР. -Душанбе: Ирфон, 1990.-224 с.
  50. О.А. Международные автобусные перевозки. -М.: Транспорт, 1983.-216 с.
  51. И.Е., Каримов Б. Б. Автомобильные дороги в окружающей среде. -М.: ООО «Трансдорнаука», 1997.-285 с.
  52. Единый народнохозяйственный комплекс: содержание и закономерности развития.-М. Мысль, 1985.-271 с.
  53. М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. М.: ИНФРА.-М., 1999. -416 с.
  54. Е.А. Транспортный комплекс в структуре народного хозяйства (Вопросы теории и практики).-М.".Наука, 1990.-160 с. 57.3алманова М. Е. Логистика. Саратов: Саратовский гостехнический ун-т, 1995.-116 с.
  55. М.В., Ровинский М. М. Создание и функционирование малых предприятий. -М., 1992. -55 с.
  56. Инфраструктура и интенсификация экономики //Отв. ред. В. П. Красовский. -М.-Наука, 1980.-193 с.
  57. В.А. Пути повышения эффективности использования автомобильного транспорта в колхозно-кооперативном секторе Таджикистана: Обзорная информация. Душанбе: ТаджикНИИНТИ и техн .экон. исследование, 1980.-28 с.
  58. В.А., Раджабов Р. К., Катаев А. Х. Основы рыночного планирования и управления автотранспортных предприятий. Душанбе: Типография Минобразования, 1993.-128 с.
  59. Д.М. Производственно-транспортные модели в перспективном отраслевом планировании.-М.:Экономика, 1972.-295 с.
  60. JI.B. Проблемы эффективного использования и развития транспорта /Под ред. В. Н. Лившица, Н. В. Паесона, Е. Ф. Тихомирова. М.: Наука, 1989.-304 с.
  61. И.Г. Рационализация перевозок грузов на железных дорогах.-М.Транспорт, 1977.-280 с.
  62. .Б., Каримов М. Б. Производственная инфраструктура: проблемы круглогодичного движения автотранспорта в горном Таджикистане. Обзорная информация. Душанбе: ТаджикНИИНТИ и технико-экономическое исследование, 1989.-35 с.
  63. В.П. Развитие производственно-технической базы АТП. -М.: Транспорт, 1991. 150 с.
  64. А.Х. Региональная инфраструктура: содержание, планирование и эффективность развития. Душанбе: Ирфон, 1990.-208 с.
  65. А.Х., Раупов А. Состояние и перспективы развития грузовых перевозок в Таджикистане. Душанбе: ТаджикНИИНТИ, 1982.-34 с.
  66. А.Х., Джаборов Р. Т., Асроров Ш. В. Производственная инфраструктура Таджикской ССР: сущность, роль и проблемы развития.-Душанбе:ТаджикНИИНТИ, 1986.-44 с.
  67. А.Х., Кабинов В. А. Транспортный рынок. Душанбе: Первая типография, 1995.-188 с.
  68. А.Х., Раджабов Р. К. Транспортная инфраструктура рыночной экономики. Душанбе: Первая типография, 1997.-110 с.
  69. Н.Р. Региональная производственная инфраструктура: планирование и интенсификация. -Владивосток, 1987.-142 с.
  70. Г. Н. Моделирование основных направлений транспорта в системе народнохозяйственного планирования. -М.:Наука, 1985.-200 с.
  71. Г. Н. Транспорт в системе перспективного планирования народного хозяйства. -М.: ЦЭМИ АН СССР, 1976.-67 с.
  72. Г. Н., Нестеров Е. П. Оперативные и перспективные сетевые задачи.-М., 1965.-45 с.
  73. .С., Козлов М. Т. Автоматизированная система плановых расчетов на транспорте.-М. :Транспорт, 1981 .-400 с.
  74. .С., Козлов И. Т. Выбор схем этапного развития железнодорожных линий. -М.:Транспорт, 1964.-154 с.
  75. .С. Этапное развитие транспортных устройств.-М.:Транспорт, 1973.-164 с.
  76. Н.Н. Теория экономического районирования. -М.: Мысль, 1969.-335 с.
  77. А.В. Анализ влияния транспорта на эффективность работы промышленности, сферы обращения и дефицит трудовых ресурсов. Труды ИКТП.- М., 1979.вып. 74.
  78. А.В., Рязанцев Б. С., Цурков Н. С. и др. Повышение качества транспортного обслуживания народного хозяйства. М.:Транспорт, 1988.-205 с.
  79. С.Д., Каюмов Н. К., Нурмахмадов М. Н. Стратегия движения к рыночной экономике. -Душанбе, 1998.-141 с.
  80. Комплексная программа научно-технического прогресса на 1991−2010 гг. Региональный раздел 4.12. Комплексная программа НТП Таджикской ССР. -М., 1988.-64 с.
  81. Комплексная оценка эффективности систем городского пассажирского транспорта. -М.:МГЦНТИ, 1990. -24 с.
  82. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб. «Питер», 1999.-896 с.
  83. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с анг.-2-е изд К.- М.-СПб.: Изд. дом «Вильяме», 1998. -1056 с.
  84. М.С. Методика расчета перспективных транспортных потоков. Труды ИКТП. М., 1980. вып.83. — с.29−41.
  85. Э.И. Анализ эффективности производства, научно-технического прогресса и хозяйственного механизма. -М.: Финансы и статистика, 1991.
  86. А.А. Эффективность регионального транспортного комплекса. -Новосибрск: Наука, 1989. -128 с.
  87. Ю.Д., Кобыловский Г. П. Планирование развития транспортной сети в экономическом районе. М.: Транспорт, 1975. — 152 с.
  88. Р.Г. Формирование единой региональной транспортной системы. -М.: Наука, 1987.- 152 с.
  89. А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: МП ТПО «Квадрат», 1991. -255 с.
  90. В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте. -М.: Транспорт, 1986. -240 с.
  91. В.Н., Трофименко Ю. В. Снижение экологических нагрузок на окружающую среду при работе автомобильного транспорта //Итоги науки и техн. ВИНИТИ. Автомобильный транспорт. М., 1996.
  92. И.М. Японский экономический феномен: роль государства //Проблемы теории и практики управления, 1995, № 1.
  93. Д.С. Экономическая наука в новой России //Вестник РАН, 1997, № 6.
  94. Е.М. Организация перевозок пассажиров в пригородных автобусных сообщении. -М.: ЦБНТИ, 1986. -52 с.
  95. В.И., Прудовский Б. Д. Оптимизация размещения предприятий технического обслуживания и ремонта подвижного состава. М.: Транспорт,!987. — 96 с.
  96. Э. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах. Пер. с анг. -М.:Мир, 1981. 323 с.
  97. А.З. Технико-экономическое обоснования строительства предприятий автомобильного транспорта. М.: Транспорт, 1974. -147 с.
  98. В.М., Краев В. Н. Прогнозирования перевозок грузов на автомобильном транспорте. -М: транспорт, 1981. -152 с.
  99. Математические методы в планировании отраслей и предприятий. -М.: Экономика, 1973. 373 с.
  100. Методика расчетов и экономические показатели для распределения перевозок между видами транспорта /Под ред. В. И. Дмитриева. М.: Транспорт, 1966.
  101. Методы оптимизации в транспортном процессе. М., 1991.- 162 с.
  102. Методы народнохозяйственного прогнозирования /Под ред. Н. П. Федоренко, А. И. Анчишкина, Ю. В. Яременко. М.: Наука, 1985.- 472 с.
  103. Методы и практика определения эффективности капитальных вложений и новой техники. -М.: Наука, 1983. -168 с.
  104. А.А., Ястребцов Г. И. Комплексная программа развития транспорта. М.: Знание, 1983. -64 с.
  105. Ю.И. Научно-технический прогресс и экономика межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта. -М. Транспорт, 1984. 56 с.
  106. П.А. Моделирование региональных экономических систем. -Владивосток, 1983.
  107. Народнохозяйственная эффективность регионального развития производства /Под ред. В. П. Евстигнеева.-М.:Наука, 1987. 110 с.
  108. Научно-технический прогресс и эффективность железнодорожного транспорта /Под ред. Б. И. Шафиркина. М.% Транспорт, 1984. -222 с.
  109. Н.Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 1978. — 317 с.
  110. Е.П. Транспортные задачи линейного программирования. М.: Транспорт, 1971. -216 с.
  111. Нормативно-справочные материалы к расчетам экономической эффективности новой техники, улучшения качества продукции и надбавок к оптовым ценам за эффективность. -М.: НАМИ, НИИАТД986. -460 с.
  112. А.С. Рыночная инфраструктура региона. Новосибирск: ЭКОРД996. -288 с.
  113. А.И. Применение математических методов при решении задач размещения автотранспортных предприятий. -М.: Транспорт, 1966.-55 с.
  114. Р.И., Кузнецов П. Г., Пшеничников С. Б. Инженерно-экономический анализ транспортных систем. -М.: Наука, 1990. -191 с.
  115. Определение эффективности капитальных вложений на транспорте /Под ред. Л. В. Канторовича, В. Н. Лившица: Сборник трудов в кн.8. М.: ВНИИСИ, 1982, — 104 с.
  116. Оптимизация планирования и управления транспортными системами /Под ред. В. Н. Лившица. М.: Транспорт, 1987. -208 с.
  117. В.В. Управление качеством: Учебник для вузов /2-е изд., доп. и перераб. -М.: ОАО «Изд-во „Экономика“, 1998. -639 с.
  118. С.Г. Типы предприятий и экономическое объединение в условиях рынка. -СПб.: Изд-во СПб УЭФД993.
  119. В.П., Карабельникова Н. Проблемы рационального размещения производительных сил//Плановое хозяйство. -М., 1990.,№ 1.
  120. Пакет прикладных программ линейного программирования в АСУ (ППП ЛП АСУ). М., 1981.- 20 с.
  121. Пакет прикладных программ линейного программирования в АСУ (ППП ЛП АСУ).-М., 1981.- 18 с.
  122. Ф.Г., Сергина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник. -М.:ИВЦ „Маркетинг“, 1996.
  123. С.А. Современные экономико-математические методы в управлении и планировании на автомобильном транспорте.ч.1. -М.: Высшая школа, 1969. -144 с.
  124. С. А. Современные экономико-математические методы в управлении и планировании на автомобильном транспорте, ч. 1. -М.: Высшая школа, 1969. 150 с.
  125. Е.В. Проблемы становления и развития рыночной инфраструктуры в условиях переходного периода. М., 1998. — 118 с.
  126. В.А. Выбор рационального варианта начертания дорожной сети // Использование математических методов и ЭВМ при планировании развития и работы транспорта. М.:Транспорт, 1967. с. 110−129.
  127. .М., Саболин В. А. Распределение пассажирских перевозок по видам транспорта и их районирование. М.: Транспорт, 1989. — 128 с.
  128. В.А. О построении местной дорожной сети//Развитие автомобильных дорог. М.:Транспорт, 1971.- с.71−100.
  129. В.А., Скалов Ю. К., Усков Н. С. Моделирование транспортных систем. -М.: Транспорт, 1972. -208 с.
  130. В.А., Милославская С. В. Смешанные железнодорожные перевозки. М.: Транспорт, 1988. — 231 с.
  131. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. -СПб: Изд-во СПб УЭФ, 1992.
  132. А. Стренбрик. Оптимизация транспортных сетей. -М.: Транспорт, 1981. 320 с.
  133. Е.П. Маркетинговый анализ деятельности фирмы. -М.: „Ось-89″, 1996. -80 с.
  134. Г. А. Развитие сети местных дорог как элемента региональной инфраструктуры// Территориальные аспекты развития транспортной инфраструктуры Владивосток, 1984, — с. 81.
  135. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нардхаус. Экономика: Пер. с англ. -М.:"БИНОМ“,"Лаборатория Базовых Знаний», 1997. -800 с.
  136. Проблемы прогнозирования и оптимизации работы транспорта / Под ред. Л. В. Канторовича, В. Н. Лившица. М.: Наука, 1982 — 328 с.
  137. Л.М. Исследование планировочных условий формирования и развития сети местных дорог в проектах районной планировки (на примере административных районов УССР): Автореф. дисс.канд. экон. наук. -Л., 1978. -18 с.
  138. Ю.К. Исследование методов совершенствования размещения подвижного состава в автотранспортных объединениях: Автореф. дисс.канд. экон. наук.- М., 1979.-17 с.
  139. Г. Учение о транспортных потоках. Пер. с нем. М.: Транспорт, 1975.-344 с.
  140. Перспективное планирование транспортно-экономических связей в СССР //Коллектив авторов. Труды ИКТП. М.:Транспорт, 1968. 160 с.
  141. К.Т. Совершенствование территориальных пропорций развития автомобильных дорог в Таджикской ССР. Душанбе: Тадж. НИИНТИ, 1987.-36с.
  142. Планирование размещения производительных сил СССР. В 2-х частях 4.1.//Ред коллегия: В. П. Можин (председатель), В. В. Кистанов (отв. ред.) и др. -М.: Экономика, 1985.- 304 с.
  143. Планирование размещения производительных сил СССР. В 2-х частях Ч.П.//Ред. коллегия: В. П. Можин (председатель), В. В. Кистанов (отв. ред.) и др. -М.: Экономика, 1985. -384 с.
  144. Проблемы программно-целевого планирования и управления /Под ред. Г. С. Поспелова. -М.: Наука, 1981. 464 с.
  145. Проблемы развития народнохозяйственного комплекса Таджикской ССР /Под ред. Р. К. Рахимова. Душанбе: ДонишД977. -236 с.
  146. Проблемы развития транспорта СССР. Комплексная эксплуатация /Под ред. С. С. Ушакова. B.C. Кравченко.-.:Транспорт, 1983. -229 с.
  147. Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства/Отв. ред. В. Н. Лившиц.- М.:ВНИИСИ, 1982. -143 с.
  148. Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства /Отв. ред. В. Н. Лившиц М.-.ВНИИСИД986. -139 с.
  149. Пути повышения эффективности работы автобусов на пригородных и междугородных сообщениях /Науч. рук. Сатторов Р. С., отв. исп. Раджабов Р. К. Отчет ТПИ№ ГР 1 850 016 294,-Душанбе, 1986. -170 с.
  150. Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразования на предприятиях (в условиях рыночной экономики) /Под ред. Оболинского Э. И. -М.: «Международные отношения», 1993.
  151. Р.К. Совершенствование планирования размещения предприятий пассажирского автобусного транспорта: Дисс.канд. экон. наук.- М., МАДИ, 1983.- 237 с.
  152. Р.К., Аликариев С. А. Рациональное размещение предприятий пассажирского автобусного транспорта. Душанбе: Тадж. НИИНТИ, 1986.-34с.
  153. Р.К. Экономика автомобильного транспорта (на тадж. языке). -Душанбе: ТТУД994. -40 с.
  154. Р.К., Джумаев Д. Совершенствование процесса транспортного обслуживания. -Душанбе: Ирфон, 1986. -21 с.
  155. Р.К., Джумаев Д., Саторов Р. С. Статистика автомобильного транспорта (на тадж. языке). -Душанбе: Типография Минобразования, 1994. -68 с.
  156. Р.К., Хонджонов А. Краткий курс финансового менеджмента. -Душанбе: Первая типография, 1998. 70 с.
  157. Р.К. Проблемы формирования и развития инфраструктуры /Под ред. А. Х. Катаева. Душанбе: Ирфон, 1999. — 187с.
  158. А. Транспорт в системе общественного производства Таджикистана. -Душанбе: Ирфон, 1988. -88 с. §
  159. Р.К. и др. Концепция перевода экономики трудоизбыточного региона на преимущественно интенсивный путь развития. Душанбе: Дониш, 1989. -68 с.
  160. Р.К. Основные направления развития экономики и проблемы повышения эффективности производства в Таджикистане. -Душанбе: ДонишД983. -203 с.
  161. Р.К. Региональные проблемы повышения производительности труда. -Душанбе: Ирфон, 1986. -176 с.
  162. Р.К. Экономика Таджикистана и интернационализация межреспубликанских связей// Экономика и жизнь.-Ташкент, 1989. № 10.
  163. Регионоведение. Учебник для ВУЗов. /Т.Г. Морозова, М. П. Победина и др. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998. — 409с.
  164. .А. Рыночная экономика. -М.: Изд-во ТОО «Ред. журнала «Деловая жизнь», 1995.
  165. К.Ю., Минаев А. П. Математическое моделирование транспортных процессов с учетом социально-экономических факторов. -М., 1984. -84 с.
  166. Н.Н. Общая теория статистики. -М.:Статистика, 1979.-344с.
  167. Дж. Д., Ларрен Ф. Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. М.: Дело, 1996. -848с.
  168. С. С. Организация управления пригородными автобусными перевозками в Таджикской ССР: Автореф. дисс.канд. экон. наук.-М., 1991.-18 с.
  169. М.А., Червяков А. П. Проблемы повышения эффективности транспорта крупного экономического района. -М.: Наука, 1982. 146 с.
  170. Е.В. Метод оценки уровня развития инфраструктуры //Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. М.: ВНИИСИД979. -с.70−73.
  171. О.В. Региональные пассажирские транспортные системы. -Минск: Наука и техника, 1988. -135 с.
  172. Системный анализ инфраструктуры как элемента народного хозяйства /Белоусова Н.И., Вишнякова Е. А., Лившиц В. Н. и др. М.: ВНИИСИД 981.-62 с.
  173. Сопоставимые издержки разных видов транспорта при перевозке грузов /Под ред. Дмитриева В. И., Шимко К. Н. Труды ИКТП. -М.: Транспорт, 1972. -488 с.
  174. Состояние и пути развития транспортного обеспечения АПК. М.: Ин-т «Инфорагротех», 1991. — 35 с.
  175. Социально-экономические аспекты развития автомобильного транспорта: Сб.науч.трудов ЛИЭИ. -Л., 1988.-112 с.
  176. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан в 1995 году.- Душанбе: Госстатагенство при Правительстве Республики Таджикистан, 1996.
  177. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан в 1996 году.- Душанбе: Госстатагенство при Правительстве Республики Таджикистан, 1997.
  178. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан в 1997 году.- Душанбе: Госстатагенство при Правительстве Республики Таджикистан, 1998.
  179. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан в 1998 году.- Душанбе: Госстатагенство при Правительстве Республики Таджикистан, 1999.
  180. А. А. Автоматизация управления транспортно-складскими процессами. -М.:Транспорт, 1985. -239 с.
  181. O.K. Пассажирский автомобильный транспорт и социально-экономическое развитие горных регионов. Душанбе: Ирфон, 1999. — 70с.
  182. Стратегическое планирование /Под ред. Уткина Э.А.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1998. 440 с.
  183. Транспортная логистика. М.:Бранусс, 1996, -145 с.
  184. С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей: методы анализа топологических закономерностей. -М.:ИГ АН СССР, 1989.- 221 с.
  185. Н.Х. Технико-экономические изыскания и проектирование автотранспортных предприятий. -М.: Транспорт, 1973.- 256 с.
  186. .Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. -М.: Мысль, 1980.-206 с.
  187. Транспортные тарифы /Под ред. В. А. Дмитриева.- М.:Транспорт, 1983. -232 с.
  188. М.П. Исследование некоторых вопросов экономического регулирования работы автотранспортных предприятий: Дисс.канд. экон. наук.-М., 1969.-205 с.
  189. Н.С. Вопросы методологии системной организации транспорта территориально-производственных образований // Вопросы развития промышленного транспорта. Труды ИКТП.-М., 1976. вып.59.
  190. Х.М., Усманов М.Х.Антикризисное управление экономикой Таджикистана. Душанбе: ПИО НПИЦентр, 1996.-156 с.
  191. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник .2-е изд., доп.-М.:ЗАО"Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.-418с.
  192. С., Дребуш Р., Шмалензи Р. Экономика. -М.: «Дело ЛТД», 1999. -864 с.
  193. Х.Х. Приоритетные направления совершенствования транспортного обслуживания регионов Республики Таджикистан. Автореф. дисс. .канд.экон.наук. —Душанбе, 1999.-24 с.
  194. Я. В. Проектирование сетей автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1983.- 207 с.
  195. С.Л. Перевозка пассажиров автобусами в пригородном и междугородном сообщении. -М.: ЦБНТИ.-1976, -56с.
  196. Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1975. — 184 с.
  197. А., Эрмех Э., Силади Д. Инфраструктура в международных сопоставлениях. Будапешт, 1974.- 106 с.
  198. В.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. -М.: Наука, 1986.- 230 с.
  199. Н.М. Планирование научно-технического прогресса на автомобильном транспорте. -М.: Транспорт, 1984.- 208 с.
  200. Ю.А. Оптимальное размещение производства. -М.: Наука, 1980. -176 с.
  201. Ю.А., Сирмай И. А. Экономико-математические методы в региональных исследованиях //Экономико-математические методы в размещении производительных сил. -М., 1979. с.124−150.
  202. .И. Единая транспортная система и взаимодействие различных видов транспорт. -Высшая школа, 1983 .-238с.
  203. Г. Дисперсионный анализ. -М.: Наука, 1980. 512 с.
  204. Р.Ю. Имитационное моделирование систем наука и искусства /Пер. с анг.- Под ред. Е. К. Масловского. -М.: Мир, 1978.-418 с.
  205. Эванс Дж. Р, Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. -М.: Экономика, 1993.- 270 с.
  206. Экономическая энциклопедия /Науч.-ред. Сов изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- Гл.ред. Л. И. Абалкин. -М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. 1055 с.
  207. Экономико-математические модели прогнозирования экономических показателей. Киев: Знание, 1978. -23 с.
  208. Экономико-математическое моделирование комплексного развития и размещения производительных сил. -Киев: УкрНИИНТИ, 1974. -62 с.
  209. Экономист. № 1 12 за 1997−1999 г. г.
  210. Экономика Таджикистана. Стратегия развития. 1998 № 1, 2, 1999 № 1, 2.
  211. Ядгаров Я. С. История экономических учений. -М.: Экономика, 1996. -249 с.
  212. А.Ж., Тулинов В. В. Новые методы управления на автомобильном транспорте: маркетинг, страхование, лизинг. М.: Транспорт, 1991. -89 с.
  213. Е.Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа. М.: Экономика, 1989. -319 с.
  214. Dalrumple Douglas J., Parsons Leonard. Marketing Management, 6 th eg. — Johu Wiley & Sons, 1995.
  215. Rosenstein Rodan P. Notes on the Theory of the «Big Push». In Economic Development tore Latin America. N.Y., 1961. p. 60.
Заполнить форму текущей работой