Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Устойчивое развитие: Регионал. 
экон. политика в образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложность измерения эффективности образования обусловлена необходимостью рассматривать три взаимосвязанных аспекта: социальный, экономический, педагогический. Исследование теоретико — методологической сущности категории эффективности образования подтверждает единство и равноправие социальной и экономической компонент. Социально — экономический характер эффективности образования объясняется тем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико — методологические основы экономики образования в условиях перехода к устойчивому развитию
    • 1. 1. Социально- экономический аспект парадигмы образования
    • 2. Образование как объект управления
      • 1. 3. Инвестиции в образование: опыт зарубежных стран
  • Глава 2. Экономика образования на современном этапе. ф 2.1. Роль демографических факторов в определении стратегии образования
    • 2. 2. Структурные преобразования в сфере образования.61 ^
    • 2. 3. Социально-экономическая эффективность среднего образования
  • Глава 3. Концептуальные положения региональной экономической политики в образовании в условиях перехода к устойчивому развитию
    • 3. 1. Основные направления региональной экономической политики в образовании
    • 3. 2. Анализ экономической эффективности 12-летней модели среднего образования

Устойчивое развитие: Регионал. экон. политика в образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В центре внимания современной науки стоит важнейшая проблема — выработка стратегии выживания человечества на планете, поиск рациональных вариантов эксплуатации ресурсов, обеспечивающих устойчивое развитие.

Термин «устойчивое развитие» в общепринятом понимании определяется как развитие общества, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивое развитие для Мурманской области, обладающей большими запасами природных ресурсов, является первоочередной задачей. Необходимость решения этой задачи побуждает к поиску ответов на ряд вопросов.

Какие изменения в наших действиях предполагает устойчивое развитие, достаточно ли для этого природоохранной деятельности? Есть ли необходимость сегодня «инвестировать в человека», в его образование?

Теоретические аспекты устойчивого развития, рассмотренные Я. Тинбер-геном в работе «Пересмотр международного порядка», получившие в дальнейшем развитие в международных документах (Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 1992 г.), концепциях перехода к устойчивому развитию, убедительно доказывают, что проблема устойчивого развития является экономической.

Природоохранная деятельность безусловно необходимое условие обеспечения устойчивости, но недостаточное. Реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений, обусловленная разрушением биосферы, исчерпае-мостью природных богатств, может быть устранена лишь при условии комплексного решения вопросов окружающей среды, экономики и проблем человека в них.

Переход к устойчивому развитию окажется невозможным, если сохранятся традиционные стереотипы мышления, порождающие безответственное отношение к окружающей среде. Поэтому в комплексе проблем устойчивого развития образование занимает особое место.

Влияние образования на экономическое и социальное развитие общества обусловлено его многофункциональностью, широтой охвата населения образовательной сферой. Посредством образования уже на раннем этапе жизни человека может формироваться новое мышление: экономическое, экологическое, социальное, способность к рациональному и разумному поведению.

Переход к устойчивому развитию связан с подготовкой квалифицированной рабочей силы, что требует больших инвестиций в образование. В связи с этим проблема повышения эффективности образования, в частности его базового звена — среднего образования, весьма актуальна.

Вопросы взаимосвязи и взаимовлияния образования и социально — экономического развития общества недостаточно исследованы в отечественной науке. В условиях развития в стране рыночных отношений в процессе воспроизводства рабочей силы появились негативные тенденции: несоответствие навыков, получаемых в сфере образования, потребностям рыночной экономики, растущая безработица среди молодежи, неудовлетворенность её уровнем жизни, неподготовленность выпускников школ к выбору профессии.

Нарастание негативных тенденций в социальной сфере в настоящее время, особенно среди молодежи, может отрицательно повлиять на благосостояние будущих поколений, поэтому связь между стремлением к устойчивости развития и решением социальных проблем на современном этапе очевидна.

Важность проблемы выбора пути обеспечивающего устойчивое развитие, требует переосмысления роли среднего образования в социально — экономическом развитии общества, углубления теоретических основ управления образованием, выработки политики, способствующей повышению экономической эффективности образования и инвестирования в подготовку кадров.

Цель и основные задачи исследования. Целью работы является исследование теоретических основ экономики образования в условиях перехода к устойчивому развитию.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

— определить место и обосновать роль образования в условиях перехода к устойчивому развитию;

— проанализировать состояние экономики образования на современном этапе;

— сформулировать основные положения региональной экономической политики в образовании ;

— обосновать экономическую эффективность 12-летней модели среднего образования.

Объект исследования. Объектом исследования является система образования, обеспечивающая удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированной рабочей силы.

Предмет исследования: экономика как процесс деятельности, обеспечивающий повышение эффективности образования.

Методологической основой работы является экономическая теория, выработанная отечественной и зарубежной наукой, фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления, экономики образования.

В работе использованы результаты исследований, связанные с вопросами эффективности образованияконцепции устойчивого развития. При анализе институциональных преобразований в сфере образования использованы законодательные акты, нормативные документы, отчетная документация органов управления образованием. В качестве основных методов исследования использовались:

— системный подход к изучению процесса управления образованием;

— обобщение и научный анализ теоретических разработок в исследовании эффективности образования;

— методы статистического анализа, прогнозирования;

— социологические обследования.

Научная новизна. В диссертации осуществлено углубление теоретических и методологических основ экономики образования в условиях развития рыночной экономики и перехода к устойчивому развитию:

— обоснована экономическая политика в образовании, основанная на принципах равенства возможностей и экономической доступности, способствующая превращению образования в важный фактор устойчивого развития;

— выполнен критический анализ экономики образования северного региона на переходном этапеисследовано влияние структурных преобразований на состояние региональной системы образованиявыявлены организационно-экономические проблемы в сфере образования: усиление тенденций к неравенству, ограничению экономической доступности образования, существенное недоиспользование образовательной инфраструктуры и ее деструктуризация;

— разработаны концептуальные подходы к выработке региональной экономической политики в образовании в условиях перехода к устойчивому развитиюконцепция формирования экономической политики включает создание организационно-экономического механизма управления региональным образованием и рассматривается как целостная совокупность целей, экономических методов и видов управления, которая позволяет получить конечные результаты с большей экономической эффективностью, обеспечивающие повышение экономической эффективности образования, рост интеллектуального потенциала региона;

— обоснована необходимость изменения структуры среднего образованияпредложена модель J 2-летнего образования, которая обеспечивает равенство возможностей в получении образования, экономическую доступность профессионального образования, социальную защищенность выпускников школы, повышает результативность профессиональной ориентации, эффективность использования ресурсов в сфере образования.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

— предложенные основные положения концепции региональной экономической политики в сфере образования, варианты изменения структуры общего среднего образования способствуют повышению эффективности образования, рациональному использованию материальных, финансовых ресурсов, социально-экономической инфраструктуры региона;

— анализ проблем в сфере образования, структурных преобразований содействует выработке новых подходов к оценке экономической эффективности образования в условиях региона;

— методологические основы экономики образования в условиях перехода к устойчивому развитию могут быть использованы в разработке экономической стратегии развития непрерывного образования на региональном уровне.

Апробация результатов:

— результаты исследования отражены в материалах временного творческого коллектива «69-параллель» по перестройке управления образованием в Мурманской области (1991;1992 г. г.);

— основные положения докладывались на областных и районных семинарах работников управления образованием Мурманской области 1992;1996 г. г., научно-практических конференциях (1995;1997 г. г.);

— материалы исследования использованы в разработке региональной программы устойчивого развития.

Основные публикации по теме диссертации:

1 .Нововведения в организации управления образованием // Материалы опытно-экспериментальной работы — Москва, АППЦИТП, 1992 г .

2 .Образование в новых социально-экономических условиях // Материалы научно-практической конференции. — Мурманск, 1996 г.

3. Роль демографических факторов в управлении образованием // Сборник научных трудов Ml ГУ. — Мурманск, 1997 г.

4.Устойчивое развитие: региональная политика в образовании II Межвузовский сборник научных трудов. — Мурманск, 1997 г.

5.Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и школы: состояние и перспективы.// Материалы научно-практической конференции Мурманск, 1995 г.

6.Устойчивое развитие: парадигма образования. //Материалы научнопрактической конференции. — Мурманск, 1997 г.

7.Стратегия образования и миссия школы. //Доклады и тезисы научно-практической конференции .- Мурманск, 1997 г.

8.Устойчивое развитие: проблемы образования. // Тезисы 7-ой научно-практической конференции МГТУ.- Мурманск, 1997 г.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы — 144 страницы машинописного текста- 9 таблиц, 15 рисунков, приложение.

Список литературы

включает 131 наименований.

Результаты исследования показали устойчивое падение эффективности в том смысле, что средний темп роста затрат из года в год был выше по сравнению с темпами роста любого индекса продукции образования. Так например, в период 1950;1963 г. г. рост реальных ежегодных затрат составил 6,8%, в то время индексы «продукции» средней школы росли значительно медленнее: увеличение индексов числа выпускников, «экономического», «продолжительности обучения», «академического составляли соответственно 2- 2,5- 2,6−4,7 процентов. Авторы рассматривали полученные результаты как свидетельство неэффективности использования ресурсов в сфере образования Великобритании [37].

Приведенные в предыдущем параграфе факты свидетельствуют, что в последние годы увеличивается число выпускников, ориентированных на продолжение образование, в то же время реальные затраты на образование снижаются, что не позволяет применить данную методику к оценке эффективности среднего образования. В начале 70-х годов в России на нужды образования направлялось около 7% ВВП. В 1991 г. эта доля сократилась до 3, 8%, в 1992 г. — 3, 4%, в 1994 г. возросла до 4, 4% [83]. Если учесть, что в целом в переходный период размер самого ВВП стремительно сокращался, то реальные расходы на образование снизились.

Анализ состояния региональной системы образования показывает, что в течение последних лет наметилась тенденция сокращения реальных затрат на одного обучающегося, хотя стоимость обучения продолжает расти. Только за 1995 год стоимость содержания одного учащегося в общеобразовательной школе выросла в 1,8 раза при росте заработной платы педагогических работников в 2,8 раза, т. е. реальные затраты сократились на 36%. Состояние среднего образования на современном этапе, усиление тенденций неравенства в образовании, недоиспользование возможностей образовательной инфраструктуры, подробно рассмотренные ранее, позволяют судить о явном снижении его эффективности. По результатам социологических исследований около 40% учеников и родителей не удовлетворены качеством среднего образования. От 30 до 50% считают, что школа не учит новое поколение жить в обществе нестабильном, в котором происходят кардинальные перемены [68]. Только 3−6% учителей считает, что школа удовлетворяет потребности общества. [1101.

Сложность измерения эффективности образования обусловлена необходимостью рассматривать три взаимосвязанных аспекта: социальный, экономический, педагогический. Исследование теоретико — методологической сущности категории эффективности образования подтверждает единство и равноправие социальной и экономической компонент [101]. Социально — экономический характер эффективности образования объясняется тем, что объектом и субъектом эффективности является человек во взаимосвязи его интересов, возможностей и способностей в отношении образования. Исследуя проблемы, препятствующие повышению эффективности общего среднего образования, мы пришли к выводу, что к числу таких проблем относится структура общего среднего образования. Традиционно экономический анализ образования затрагивает в основном содержание труда педагогических кадров. Обучающийся рассматривается как потребитель образовательной услуги, тем самым фактически утверждается, что только образовательные услуги преподавателя участвуют в воспроизводстве рабочей силы. Другая точка зрения заключается в том, что обучающийся выступает как потребителем образовательных услуг, так и участником их производства. В данном случае достижение цели образования обеспечивается при улучшении условий труда учащихся в процессе обучения, а также предоставлении возможности выпускникам после школы развивать полученные знания и навыки.

Существуют различные точки зрения на проблему увеличения продолжительности среднего образования. Например, в теории человеческого капитала обращается внимание на следующую закономерность: чем выше уровень образования, тем ниже его отдача. Так для начального образования она может достягать 50%, для среднего — 15−20% [32]. Выведенная Г. Беккером индивидуальная кривая спроса на вложения в образование, показывает, что уровень их отдачи, имеет отрицательный наклон, в связи с тем, что :

• длительное обучение часто сопровождается нарастанием физических и интеллектуальных нагрузокчем больше уже накоплено учащимся человеческого капитала, тем дороже обходится ему потеря заработков;

• поздние инвестиции приносят доход в течение более короткого периода;

• с увеличением объема вложений повышается степень риска.

Одновременно им же отмечена контртенденция, при которой на определенном участке наклон кривой может меняться в положительную сторону, так как полученное образование делает человека не только более эффективным работником, но и более эффективным учеником и, значит, может облегчать и ускорять накопление новых знаний [33]. В то же время кажется бесспорным тот факт, что нормы отдачи у более высокого уровня образования должны быть выше по сравнению с более низким. Поэтому отмеченную выше закономерность можно объяснить несовершенством методики исчисления рентабельности образования в частности, связанной с тем, что в издержки образования включаются потерянные заработки [24]. Это обстоятельство имеет важное значение в обосновании эффективности продленного периода среднего образования в современных условиях, особенно в том случае, когда потребность в рабочей силе предлагаемого уровня подготовки отсутствует и учет потерянных заработков при расчете эффективности противоречит здравому смыслу.

Взаимосвязь продолжительности обучения и уровня подготовки подтверждается исследованиями. При изучении уровня индивидуального соответствия современным требованиям, определяемого как способность к рациональности и абстрактному мышлению, обнаружено, что такая способность повышается с увеличением продолжительности лет школьного обучения, т. е. количество лет обучения пропорционально накоплению рациональности и качеств, необходимых в повседневной жизни [1]. Творческие способности человека проявляются рано, и их можно развивать уже в средней школе, но характер и направление определяется обычно к 18 годам [34]. Подтверждением тому служит «переменчивость» желаний выпускников в выборе вариантов продолжения образования. Социологическое обследование показало, что для выпускников как 9-х, так и 11-х классов характерна особенность, проявляющаяся в неустойчивости жизненных установок: почти половина учащихся (соответственно 45 и 44%) за последние два года изменили выбор своей профессии [861. Среди опрошенных девятиклассников решение по поводу будущей профессии приняли только 50% юношей и 46% девушек, а поступать в вузы намерены 78% юношей и 69% девушек [49). Важным аргументом в пользу увеличения сроков школьного образования являются современные производственные требования к уровню квалификации рабочей силы. Исследователи проблем образования отмечают, что для включения в значительно усложненную жизнь в постиндустриальном обществе необходим более длительный период подготовки. Становится невозможным вводить молодых людей в роль взрослых путем их более раннего выдворения на рынок труда, который не может вобрать рабочую силу, не располагающую относительно широким общим образованием и базирующемся на нем по крайней мере начальным профессиональным образованием [119]. Это подтверждается данными трудоустройства выпускников школ, приведенными в предыдущем параграфе.

Препятствием к повышению эффективности общего среднего образования является несоответствие постоянно растущего объёма знаний времени, необходимого для его усвоения. Следствием такого несоответствия, как правило, является перегрузка учащихся. Если оценить влияние перегрузки на состояние здоровья учащихся, что в перспективе окажет влияние на снижение качества населения, можно судить о важности этой проблемы не только в социальном, но и экономическом плане. Результаты проведенного анализа физического и психологического состояния здоровья детей, его изменения в процессе обучения свидетельствуют о том, что две трети представителей молодого поколения постоянно или время от времени пребывают в нездоровом состоянии, четвертая часть страдает хроническими или затяжными заболеваниями. Отмечается, что негативное влияние на состояние здоровья детей оказывает целый ряд факторов, связанных с их учебой в школе: увеличение интенсивности учебной нагрузки в день, неделю, увеличение объема информации [68]. По данным медицинских исследований здоровья детей в Мурманской области выявлено, что распространенность понижения остроты зрения растет с 9% у детей 6−7 лет перед поступлением в школу до 36% школьников 9−10 классов (в 6 раз), сколиоз с 0,4% у детей за год до поступления в школу до 2,9% у 16−17 летних школьников (в 7 раз). Если в возрасте от 3 до 4 лет при медицинских осмотрах различные нарушения в здоровье выявляются у 16% детей, то в 6−7 лет -30%, 9−11 лет- 35%, 16−17 лег -44% [22].

Следует отметить, что вопрос о продлении срока школьного образования поднимался и ранее. В 70-е годы в качестве варианта преодоления перегрузки учащихся предлагалось увеличение продолжительности школьного обучения на один год. Отмечалось, что уровень развития науки и методики преподавания не позволяют решить задачи увеличения и углубления образования, получаемого в средней школе, посредством интенсификации процесса обучения. По мнению известного учёного — педагога Леднева В. С. «. возможности увеличения сроков обучения и объёма учебного материала практически исчерпаны». [50, с.226] Однако, несмотря на значимость и актуальность, в 80-е годы не ставится вопрос об увеличении продолжительности обучения, как способа разрешения противоречия между растущим объёмом знаний и ограниченностью времени их усвоения. Можно указать две причины, которые не позволяли решить данную проблему. Во-первых, невозможность её разрешения с экономической точки зрения. Рост рождаемости в середине 80-х годов позволил сделать оптимистичный прогноз на будущее и предполагалось, что в перспективе до 2005 года общая численность детей дошкольного возраста увеличится [38]. Отсутствие необходимой материальной базы, дополнительная потребность в кадрах не смогли бы реализовать идею увеличения срока обучения, как это уже получилось с переходом на обучение с 6 лет. Во-вторых, в конце 80 — годов промышленность готова была принять выпускников школы, хотя с учётом тех процессов, которые происходили в экономике, она уже не нуждалась в рабочих такого уровня. Изменение демографической обстановки, экономической ситуации, рынка труда на современном этапе требует вернуться к рассмотрению необходимости увеличения продолжительности школьного образования. Это объясняется тем, что затраты на профессиональную подготовку выпускников школ растут, более того, сам факт попадания молодого человека в армию безработных в начале жизненного пути несомненно оказывает негативное влияние на формирование его личности. Так, к примеру, на 1.07.96 года в службе занятости Мурманской области на учете состояло 1566 выпускников школ, что составляло 15% от общего числа, закончивших школу. Только за один месяц им было выплачено пособие по безработице в размере 183 миллионов рублей. Эти цифры не отражают полную картину затрат по безработице среди выпускников школ, так как часть из них не встает на учет в связи с тем, что пособия выплачиваются нерегулярно. Растет число выпускников школ, получающих профессиональную подготовку после окончания через службу занятости. В целом по России с 1993 по 1995 годы из общего объема средств, отпускаемых на нужды фонда занятости, расходы на профессиональную подготовку возросли с 9 миллиардов до 425 миллиардов рублей, т. е. в 47 раз, а расходы на образование лишь в 13 раз [108, с. 15].

Продолжительность общего среднего образования нуждается в рассмотрении с позиций достаточности для формирования навыков, необходимых для работы в новых условиях. Анализ недельной учебной нагрузки позволяет увидеть изменения за последние 30 лет (табл. 2. 3) [68],[ 88], [94], (знаменатель дроби показывает число факультативных, т. е. необязательных занятий, «+» — количество часов на производительный труд).Нетрудно увидеть, что общее количество недельного учебного времени (с 1 -го по 10-й классы) за 30-летний период увеличилось на 37 часов, что практически составляет полную недельную нагрузку еще одного учебного года.

118 Заключение.

В процессе исследования теоретических основ экономики образования в условиях перехода к устойчивому развитию нам представлялось важным акцентировать внимание на следующих аспектах.

Образование может стать ключевым фактором перехода к устойчивому развитию в силу своего воздействия на формирование человека, экологического и экономического мышления на ранних стадиях его жизни, воспроизводство квалифицированной рабочей силы. Роль среднего образования как базового в системе непрерывного образования, возрастает.

Повышение экономической эффективности образования невозможно без глубокого осмысления теоретических и методологических основ управления образованием в условиях перехода к рыночной экономике.

Состояние экономики образования на современном этапе характеризуется обострением проблем, что связано с влиянием как внешней среды, так и внутренних условий функционирования самой системы.

Эти концептуальные положения, в основном, определили логику диссертационной работы. Логика диссертационного исследования заключалась в следующем: на основе теоретического анализа роли образования в экономической и социальной жизни общества определены методологические подходы к выработке региональной экономической политике в образовании в условиях перехода к устойчивому развитию.

Проведен критический анализ системы среднего образования как базового звена в системе непрерывного образования, проанализированы структурные преобразования в образовательной сфере.

Предложены концептуальные положения региональной экономической политики в образовании, варианты структурной перестройки среднего образования, обоснована экономическая эффективность среднего образования.

К основным результатам и выводам, полученным в ходе исследования и ориентирующим на выработку экономической политики в образовании в условиях перехода к устойчивому развитию, можно отнести следующие:

1 .Рассмотрены теоретико-методологические основы экономики образования на региональном уровне в условиях перехода к устойчивому развитию.

Выделена роль образования в реализации комплекса социальных проблем в условиях перехода к устойчивому развитию. Методологической основой стратегии образования на современном этапе является парадигма устойчивого развития, нацеленная на сбалансированное решение экономических, социальных задач, сохранение окружающей среды. В условиях перехода российской экономики к рынку, углубления социальных противоречий добиться экономического и социального благополучия населения возможно при условии создания для всех равных стартовых возможностей.

Доказано, что образовательная политика, основанная на принципах равенства возможностей в получении образования, экономической доступности для всех, экономических методах управления способствует превращению образования в важный фактор устойчивого развития. Экономическая доступность образования в регионе обеспечивается в том случае, если.

— созданы условия, включающих необходимое равенство расходов на образование на всех уровнях (региональном, муниципальном), во всех населенных пунктах, во всех образовательных учреждениях необходимый уровень кадрового, материального обеспечения,.

— устранены причины по которым доступность образования ставится в зависимость от уровня дохода населения.

На основе проведенного анализа данных по целому ряду экономически развитых стран выявлены характерные тенденции в развитии среднего образования В условиях перехода российского общества к рыночной экономике, изучение практики управления образованием в подобных условиях является полезным для выработки собственной политики в образовании. Усиление социальной направленности экономической политики большинства развитых стран подтверждается посредством:

— увеличения государственных инвестиций в развитие социальной инфраструктуры (детские сады, общеобразовательные школы) — в целом за последние 10−15 лет все развитые страны увеличили потенциал образовательной инфраструктуры и доступность образования в 1,5 раза;

— укрепления позиций среднего образования, увеличение его продолжительности до 12−13 лет;

— интеграции общего и профессионального образования;

— снижения возраста начала школьного обучения, повышения эффективности дошкольного звена образования.

2. На основе критического анализа существующей системы среднего образования выявлены новые тенденции, обусловленные переходом к рыночной экономике: рост безработицы среди выпускников школ и профессиональных училищ, резкое сокращение спроса на услуги дошкольного образования, недоиспользование образовательной инфраструктуры.

Наблюдается возрастание доли неиспользуемых ресурсов в сфере дошкольного образования., что подтверждено данными как по стране, так и в регионе. Так в Мурманской области в 1991 году на 100 мест приходилось 112 детей, то в 1993 уже 95, а в 1995 — 82, недоиспользование ресурсов вызывает увеличение затрат на содержание образовательных учреждений.

Отмечен рост тенденции экономической недоступности услуг дошкольных учреждений для населения. Доказана необходимость сохранения дошкольного образования как коллективного блага, что объясняется его ролью в предоставлении равных стартовых возможностей в доступности последующих ступеней образования, необходимостью социальной защищенности детей в раннем возрасте.

Обосновано, что в условиях перехода к рыночной экономике структурные преобразования в сфере образования не способствуют реализации требования социальной справедливости, создания равных возможностей для профессиональной деятельности в экономической сфере. Уровень образования и профессиональной подготовки выпускников школы и профессиональных училищ не является достаточным для самостоятельной деятельности в экономической сфере. Число безработных молодых людей (в возрасте 15−29 лет) является наибольшим среди остальных возрастных групп населения и продолжает расти. Удельный вес молодежи среди безработных составляет 38,6%, а среди зарегистрированных — 35%. Треть незанятых молодых людей являются выпускниками общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений. В ближайшие два года прогнозируется увеличение предложения рабочей силы из числа молодых людей. Прогноз социально — экономического развития Российской Федерации показывает, что даже при условии высокого динамизма проводимых реформ уровень зарегистрированной безработицы к 2000;му году вырастет с 3,6% до 5,6% (то есть в 1,5 раза). Отмечен рост молодежи, продолжающих образование, объясняемый стремлением выпускников образовательных учреждений повысить свою мобильность на рынке труда.

Обоснована необходимость выработки политики в образовании с учетом демографических факторов. Доказано, что снижение уровня рождаемости в начале 90-х годов, может привести к негативным последствиям социально-экономического характера. Прогнозные оценки численности учащихся по Мурманской области показывают, что общий контингент обучающихся сократится к 2000 году на 17,6%, а к 2004 году — на 36,4%. Уменьшение числа классов повлечет за собой сокращение образовательной инфраструктуры, рабочих мест в сфере образования. Высвобождение большого числа женщин из образовательной сферы может негативно отразиться на состоянии регионального рынка труда, привести к негативным последствиям в дальнейшем, когда рост рождаемости восстановится и вновь появится потребность в квалифицированных педагогических кадрах. В условиях снижения уровня рождаемости, сокращения численности детей, доказана необходимость рационального использования ресурсов, переориентации расходов в сфере образования, структурных преобразований в системе среднего образования .

3.Разработаны концептуальные положения региональной экономической политики в образовании. Организационно-экономический механизм управления образованием представлен в виде целостной совокупности целей и экономических методов управления, которая позволяет получить конечный результат с большей экономической эффективностью.

Цель региональной экономической политики в условиях перехода к рынку заключается в обеспечении равенства возможностей в получении образования, его экономической доступности, повышение экономической эффективности использования ресурсов сферы образования. Основные направления региональной экономической политики предусматривают: сохранение государственного приоритета финансирования образованиявведение нормативного подхода в формировании ресурсного обеспечения образования с учетом региональной специфики, переориентацию расходов в образовании с учетом демографической ситуации на реконструкцию действующей сети образовательных учреждений, переподготовку педагогических кадров, разработку и освоение эффективных технологий обученияперераспределение ресурсов на эффективные программы общеобразовательной подготовки и профессионального образования (12- летняя модель общего среднего образования, учебные центры профессиональной подготовки, комплексы школаколледж, профессиональное училищеколледжпроизводство).

Обоснована необходимость повышения спроса на образовательные услуги дошкольного образования путем регулирования цены образовательных услуг, обеспечивающего экономическую доступность, повышение экономической эффективности образовательной инфраструктуры дошкольного образования.

4. Доказана экономическая эффективность модели 12-летнего среднего образования.

Введение

12-летней модели среднего образования позволяет:

— повысить уровень образования значительной части молодежи, что в последующем обеспечит возрастание доли квалифицированных специалистов среди населения региона в целом;

— обеспечивается экономическая доступность среднего профессионального образованияиспользование материальных и трудовых ресурсов сферы образования создаст условия для интеграции программ среднего общего и профессионального образованияв условиях расширения платных образовательных услуг в сфере профессионального образования обеспечивается экономическая доступность среднего профессионального образования;

— сокращается численность безработных среди молодежи в связи с более поздним поступление выпускников школ на рынок труда;

— повышается экономическая эффективность использования имеющихся в сфере образования ресурсов;

— обеспечивается сохранение рабочих мест в сфере образования.

Переход на новую структуру среднего образования будет способствовать социально-экономическому развитию региона, с учетом тенденций развития среднего образования в зарубежных странах содействовать интеграции образовательных систем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Вклад в будущее: приоритет образования. / Пер .с англ. — М.: Педагогика — пресс, 1993. — 164 с.
  2. Ана Мария Эйхельбаум де Бабини. Сходства и различия в развитии современных систем образования /Перспективы: Вопросы образования,.№ 4, 1992.-с.50 -60.
  3. М. В., Манке Г. Г. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиологическая оценка. /. Педагогика, № 9−10,1992.-С.23−28.
  4. К. Грамотность в контексте меняющейся Европы./ Перспективы: Вопросы образования, № 4, 1992. с. 7 -12.
  5. В.П. Реформируется ли образование.?/ Мир образования, № 0, 1995.-с. 11−15.
  6. И. Как насытить американского школьника : (Экономика и управление образованием в США.. /Учительская газета, № 50, 1992.- с. 9.
  7. М., Перелет Р. ПСУР это инвестиция. Итоги двухлетней работы совета по устойчивому развитию. / Зеленый мир, № 30, 1995. — с.8 -9.
  8. Ю. Состояние и проблемы школьного образования в Японии. / Начальная школа, № 10,1991. -с. 88 -92.
  9. В. И. Социально-экономическая эффективность образования в условиях научно-технической революции: Автореферат диссертации канд. эконом, наук. -Томск, 1973. 27 с.
  10. Вестник образования: справочно- информационное издание Министерства образования России. М.: ПРО — ПРЕСС,№ 6, 1995. — 95 с.
  11. Вестник образования: справочно -информационное издание Министерства образования РФ. М.: Просвещение, № 3, 1992. — 94 с.
  12. Н. Ф. Построение модели шестилетней начальной школы./ Начальная школа, № 1, 1995. -с. 64−68.
  13. В. И., Кореев В. В. Экономическая эффективность образования. / Советская педагогика, № 10, 1989. с. 64 — 68.
  14. Н. М. Реформа школьного образования в Великобритании./ Советская педагогика, № 8, 1991. с. 134 -141.
  15. . Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI: прогностические модели. 1 Педагогика, № 2, 1994. с. 103−112.
  16. . Я. Тенденции развития среднего образования в современном мире (количественный анализ)./ Советская педагогика, № 11, 1988. с. 125 130.
  17. . С. Грамотность для XXI века. / Советская педагогика, № 4, 1990. с. 58 -64.
  18. В. В., Пышкало А. М. Концепция четырёхлетнего начального образования./ Начальная школа, № 7−8, 1992. с 62- 67.21 .Демографический ежегодник России. Статистический сборник./ Госкомстат России.-М.: Финансы и статистика, 1995−495с.
  19. В.М. Особенности заболеваемости и медико-демографических процессов, происходящих на Кольском Севере Диссертация канд. мед. наук, — С-Пб: 1996, — 188с.
  20. Т.П. Социальные факторы экономического развития. М.: Наука, 1989. — 177 с.
  21. С.А. Основы теории человеческого капитала. С-Пб.: Изд-во С- Пб университета экономики и финансов, 1994. — 160с.
  22. В. И. Экономика образования: проблемы реальные и мнимые. (Педагогика, № 3−4, 1992. с. 3 -10.
  23. В.И. Проблемы экономического планирования и прогнозирования в народном образовании./ Вопросы экономического планирования и прогнозирования развития общеобразовательной школы. М.: НИИ УЭНО, 1990.- 78 с.
  24. В. А. Оптимизация размещения сети общеобразовательных школ М.: Педагогика, 1975.-176 с.
  25. В. А. Экономика образования. М.: Просвещение, 1969−335с.
  26. Жамин В. А, Егиазарян Г.^А. Эффективность квалифицированного труда. -М.: Экономика, 1968.-231с.
  27. В.А. Социально-экономические проблемы образования и науки в развитом социалистическом обществе. -М.: Экономика, 1979. -183с.
  28. О. Д. Демографический кризис в России: уроки истории, проблемы и перспективы. / Социологические исследования, № 9, 1995. с 99−109 .
  29. Р. И. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации./ Общество и экономика, № 9−10, 1993. с. 3−14 .
  30. Р. И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению. / США: экономика, политика, идеология, № 11, 1993. с. 17−26 .
  31. П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи./ Вопросы философии, № 7, 1971. с. 16 -23.
  32. А. Я. Демографическое и экономическое развитие России. /Вестник Московского университета, серия 6, Экономика, № 5, 1995. с. 75 — 80.
  33. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига.: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176с.
  34. М. Ф. Показатели эффективности образования и пути её повышения. Воронеж.: ВПИ, 1988. — 23с.
  35. JI. Ф., Турченко В. И., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991.-269с.
  36. В. Экономическая эффективность образования./ Вопросы экономики, № 9, 1977. с. 55−65 .
  37. Концепция и прогноз демографического развития РФ на перспективу (проект) Минтруда РФ, 1995. 28с.
  38. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. /Зеленый мир, № 12, 1996, — с. 3−5.
  39. Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития. / Зеленый мир, № 4, 1995. с. 4−7.
  40. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997−2000 годы. / Вопросы экономики, № 1, 1997- с. 4 -68.
  41. С. JI. Предмет и метод экономики образования. -М.- МГПИ, 1976. -238с.
  42. В. Ф, Иванов А. И., Федосова Н. А., Шилобод М. И. Концепция новой общеобразовательной средней школы. М.: ИОО МОРФ, 1995. — 94с.
  43. А.А., Левицкий М. Л. Методы и модели определения экономической эффективности народного образования. М.: Прометей, 1990.- 136 с.
  44. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2-х т. Т. 1. М.: Прогресс, 1981 — 495с.
  45. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь.-М.: Дело, 1993.-224с.
  46. М. Л. Экономика общего среднего образования: задачи и перспективы. / Экономическая концепция развития системы образования. Материалы к международному семинару. М.: МГПИ, 1990. — с. 6−36.
  47. В. С. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. — 359с.
  48. И. Я. Базовое содержание общего образования. / Советская педагогика № 11, 1991. с. 15−21.
  49. О.Б. Сравнительный анализ учебных планов средней общеобразовательной школы. / Советская педагогика, № 10, 1989. с.93- 98.
  50. К.Р., Брю C.JI. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т./ Пер. с англ. Т. 2. Таллинн: 1993. — 400 с.
  51. Малькова 3. А. Педагогическая система будущего: школьные реформы в высокоразвитых странах. / Советская педагогика, № 12, 1990. -с. 116−126.
  52. Ф. Производство и распространение знаний в США. / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1966 462с.
  53. Менеджмент организации. Учебное пособие. /Румянцева З.П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. -М.: ИНФРА-М., 1996, — 432 с.
  54. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ Пер. с англ.-М.:Дело, 1996.-704 с.
  55. Методические указания по разработке раздела: Подготовка кадров и образование «Комплексной программы научно-технического прогресса РСФСР на период 1991—2010 гг. г «М: НИИ ВМ и ПУ, 1985. — 256с.
  56. . Н. Экономический рост и образование в России и СССР в XIX—XX вв.еках./ Отечественная история, № 4−5, 1994. с. 111 -125.
  57. В. Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. — 175с.
  58. Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование- М.: МНЭПУ, 1995.- 56с.
  59. Народонаселение. Современное состояние научного знания./ Под ред. Д. И. Валентея, А. С. Первушина. -М.: Изд- во МГУ, 1991. 231 с.
  60. Народонаселение. Энциклопедический словарь .- М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. 639 с .
  61. Наше общее будущее. / Доклад МКОСР: Пер. с англ. под ред. Евтеева С. А» Перелета Р. А. М.: Прогресс, 1989. — 371 с.
  62. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. / Сборник официальных материалов. М.:1984. — 165 с.
  63. К.В. Устойчивое развитие: теоретический аспект. / Вестник Московского университета. Сер.6, Экономика, № 5 1995 с. 3 -18.71 .Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогр-есс, 1985 — 312с.
  64. ПоволяеваМ.Н, Пахомова С. Е. Становление институтов сферы образования. /Педагогика, № 2, 1996. с.3−7.
  65. Политика в области образования и новые информационные технологии.: Национальный доклад РФ на международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика»./ Информатика и образование, К®- 5, 1996.-с.1−20.
  66. В. А., Толстых А. В. Среднее образование: две критические точки современной школы ./ Социологические исследования, № 12, 1994. -с. 59 -76.
  67. Рабочая книга по прогнозированию./Редкол.: И.В. Бестужев- Лада (отв. ред.).- М.: Мысль, 1982. 430 с.
  68. В. Г. Маленькие секреты большого успеха. / Педагогика, № 2, 1993. с. 111 -115.
  69. В. Г. Государственный стандарт образования супердержавы мира к 2000 году. / Педагогика, № 3, 1993. с. 92 -101.
  70. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции./ Воскресенская Н. М., Вульфсон Б. JL, Долгая О. И. и др. М.: ИТПИМИО, 1995. — 269 с.
  71. О. Социальные проблемы и их регулирование в трудовых коллективах. / Проблемы теории и практики управления № 5, 1995. с. 98−102 .
  72. Россия в цифрах и фактах. Краткий статистический сборник /Госкомстат России. М.: Финансы и статистика, 1996.-400с.
  73. Россия: образование в переходный период./ Доклад Всемирного банка. М.: 1995. — 154 с.
  74. В. М. Ресурсы развития непроизводственной сферы. -М.: Мысль, 1975.-229с.
  75. М. Н. Реформа школы и её последствия. / Свободная мысль,. № 12−18, 1994 .-с. 46- 57.
  76. М. Н., Потапов В. П. После школы: социально— профессиональная ориентация молодёжи. (Опыт социологического исследования). М.: 1995.-223с.
  77. Е. М. Положение детей в России. / Педагогика, № 6, 1994. -с. 3- 12.
  78. Сборник документов Министерства просвещения РСФСР. М.1985 — 226 с.
  79. Семья в Мурманской области. Статистический сборник./ Мурманский областной комитет государственной статистики. Мурманск: 1996. — 102 с.
  80. Г. Е. Развивающиеся страны: образование, занятость, экономический рост. М.: Наука, 1971. — 368 с.
  81. X. Рабочие места будущего. / Мир образования, № 1, 1996. с. 34 -37.
  82. Соколов В.С.О государственной политике в области образования. / Педагогика, № 6, 1994. с. 17 -18.
  83. СОЭС: Концепция устойчивого развития России. /Зеленый мир, № 5, 1995-с. 5−6.
  84. Справочник работника народного образования. /Сборник законодательных, руководящих и инструктивных материалов. -М.: Педагогика, 1973. 624 с.
  85. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира: статистическое обозрение./ Цейкович К. Н, Тарасюк Л. Н., Давыдов Н. И. и др. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 117с.
  86. С. Г. Избранные произведения в пяти томах. Том 5. М.: Наука, 1964. — 467 с.
  87. С. Реформа образования в Японии. / Педагогика, № 34, 1992,-с. 89−96.
  88. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США: Аналитический доклад ./ И. Н. Семенов, Д. Спиро, М. В. Кларин и др. М.: ИТПИМИО, 1994. -74с.
  89. Т. Старт образования: какой он? / Народное образование, № 11−12, 1992.-е. 94−98.
  90. Тенденции развития и роль сферы образования: экономический и социальный аспекты./ Марцинкевич В. Н., Никольская Г. К., Лебедева Е. А., Яровая Е. В. М.: ИМЭМО, 1994. -228 с.
  91. Т. С. Политэкономические проблемы эффективности народного образования.: Автореферат диссертации канд. экон. наук -М.:МГПИД989 -16с.
  92. Я. Пересмотр международного порядка. М.: Прогресс, 1980.-416с.
  93. Н.Г., Лившиц В. Б. Концепция реформирования экономики системы образования. М.: Новая школа, 1994. — 28 с.
  94. М.Г. Объединенная Германия .образовательная политика./ Педагогика № 5, 1994. с. 109−115.
  95. Труд и занятость в России. Статистический сборник./ Госкомстат России. -М.: 1995.-206 с.
  96. В.Н. Основы стратегии образования : (Новая парадигма-императив устойчивого развития) / Международный конгресс «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия», 4−9 сент. 1995 г. Препринт.- Новосибирск.: ИФИПРД995. — 56с.
  97. Управление развитием школы./Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева-М.:Новая школа, 1995.-464 с.
  98. Уровень жизни населения России. Статистический сборник / Госкомстат России. М.:1996. — 206 с.
  99. А. Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI веке./ Зеленый крест, № 4, 1995. с. 35 — 36.
  100. ПО.Учитель. Школа. Общество: Социологический очерк 90-х годов./ Л.И. Ав-раменко, З. В. Калиничева, В. Ф. Курлов и др. СПб.: СПб ГУПМ, 1995.-224 с.
  101. Ш. Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990.-157с.
  102. К.Ф. Просвещенное общество: Экономика с человеческим лицом. -М.: Международные отношения,!994. 301 с.
  103. ПЗ.Хейне П. Экономический образ мышления./ Пер. с англ. М.: Дело, 1993. -704 с.
  104. П4.Хен Д. Школа будущего: от принципов к планированию и созданию. /Информатика и образование, № 2, 1996. с. 97−120.
  105. П5.Хирви В. Роль образования в современной Финляндии / Информатика и образование, № 2, 1995. с. 105 — 110.
  106. Пб.Хохлова Т. А. Глобальные проблемы человечества, (по докладам Римского клуба). / Вестник Московского университета, Сер. 6, Экономика № 2, 1996.-с. 24−37.
  107. Н. А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  108. Н. А. Ускорение и реформа общеобразовательной школы. -М.: Советская Россия, 1988. 191с.
  109. Т. Образование в 2000 году: Исследовательский проект./ Пер. со швед. -М.: 1977. 342 с.
  110. Т., Долженко О. Америка 2000 (обзор). / Народное образование, № 11−12,1992,-с. 6−13.
  111. С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. -М.: Педагогика, 1984. 239 с.
  112. Л. Россия: основные приоритеты политики занятости. / Проблемы теории и практики управления, № 2, 1996. -с.80−84.
  113. И.И. Влияние общеобразовательной подготовки работников на эффективность социалистического производства: Автореферат диссертации канд. экон. наук.-М.: МОПИ, 1978 16с.
  114. В.П. Научные подходы к экономике образования. / Педагогика, № 1,1996.-с. И 15.
  115. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования: Учебное пособие. М.: МПУ, 1995. — 201 с.
  116. Г. А. Школа будущего-школа развития личности. /Зеленый мир, № 36, 1995 .-с.6−12.127 .Якобсон Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991.- 176 с.
  117. Ю. В. История цивилизаций. М.: Владар, 1995. 459 с.
  118. Rasskh S., Vaideanu G., The contents of education: A worldwideview of their development from the present to the year 2000. P.: UNESCO, 1987. — 297 p. -Англ.
  119. Kang J. M. Why the rate of return to education is apparently higher in LDCs than in developed countries: a note/ J. of econ. studies. Bradford, № 6, 1993 — p 32- 36. — Англ.
  120. Curriculum guidelines for compulsory education in Norway/ The Ministry of Education and Research. Norway, 1990. — 327 p.- Англ.
Заполнить форму текущей работой