Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сравнительные условия экономического развития дальневосточных субъектов Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Переход от централизованного планирования, которому соответствовало плановое размещение факторов производства по территории и гарантированное поддержание экономических взаимосвязей отдельных административно-территориальных образований в форме фондируемого распределения продукции и услуг, к рыночному типу организации общественного производства означало в территориальном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Предпосылки и условия регионального экономического развития
    • 1. 1. Содержание и генезис государственной региональной политики
    • 1. 2. Социально-экономический потенциал и конкурентоспособность регионов
  • Глава 2. Анализ регионального социально-экономического развития
    • 2. 1. Формирование регионального социально-экономического потенциала
      • 2. 1. 1. Этап развития по преимущественно внеэкономическим критериям.*
  • л. «' * ф
    • 2. 1. 2. Региональное развитие с элементами экоцаджческих критериев
    • 2. 1. 3. Развитие региона в пореформенный период: превалирование экономических критериев
    • 2. 2. Динамика социально-экономических потенциалов субъектов Федерации
  • Дальнего Востока в пореформенный период
    • Глава 3. Оценка региональных социально-экономических потенциалов
    • 3. 1. Методические подходы к оценке потенциалов социально-экономического развития субъектов Федерации
    • 3. 2. Сравнительная оценка социально-экономических потенциалов субъектов
  • Федерации Дальнего Востока

Сравнительные условия экономического развития дальневосточных субъектов Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход от централизованного планирования, которому соответствовало плановое размещение факторов производства по территории и гарантированное поддержание экономических взаимосвязей отдельных административно-территориальных образований в форме фондируемого распределения продукции и услуг, к рыночному типу организации общественного производства означало в территориальном аспекте превращение регионов как территориально-локализованных субнациональных экономик в своеобразных агентов рынка. Своеобразие заключается в том, что регионы должны конкурировать между собой не только за обладание специфическим экономическим ресурсомбюджетными субвенциями и налоговыми доходами, но за привлечение традиционных факторов производства через создание на своей территории благоприятного предпринимательского климата. В то же время регионы не определяют полностью своей политики в этой конкуренции, так как взаимодействуют не только друг с другом, но и с экономическим центром, в качестве которого выступает Федеральное Правительство и Федеральное Собрание. Именно последние определяют наиболее важные условия конкуренции между регионами. Поэтому все в большей степени экономическая политика превращается в региональную экономическую политику, и именно она определяет возможности и перспективы развития отдельных субъектов Федерации. Именно субъекты Федерации после 1992 года стали реальными и единственными в территориальном аспекте экономическими агентами рыночного хозяйства. Целью каждого субъекта Федерации является максимальная реализации своего социально-экономического потенциала и его увеличение, для чего принципиальное значение имеет конкурентоспособность на территориальном рынке и параметры проводимой в национальном масштабе региональной экономической политики.

Поэтому оценка конкурентных позиций отдельных субъектов Федерации, а также влияния национальной региональной экономической политики на динамику экономических потенциалов и формирование стратегии отдельных регионов в конкурентной борьбе за ресурсы развития является одним из важнейших направлений исследования современной региональной экономики.

Предметом диссертационного исследования является оценка социально-экономического потенциала субъекта Федерации как основы формирования его конкурентных позиций в сфере распределения факторов производства и влияния на параметры национальной региональной экономической политики.

Объектом исследования являются субъекты Федерации Дальневосточного экономического района.

Цель диссертационной работы. Обоснование системы оценки социально-экономического потенциала субъекта Федерации и на этой основе разработка системы регионального социально-экономического мониторинга, а также оценка конкурентных позиций субъектов Федерации Дальневосточного экономического района.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. обобщить тенденции формирования и изменения региональной экономической политики и выполнить классификацию стартовых социально-экономических потенциалов субъектов Федерации России и Дальнего Востока;

2. выполнить анализ тенденций социально-экономического развития дальневосточных субъектов Федерации и выявить особенности региональной экономической динамики на этапе перехода к рыночной системе организации хозяйства;

3. разработать методические и прикладные аспекты построения системы мониторинга социально-экономического развития дальневосточных субъектов Федерации, включая оценку потенциала социально-экономического развития;

4. оценить конкурентные позиции субъектов Федерации на Дальнем Востоке России.

Методологическая основа. Методологической основой диссертационного исследования являются общие положения теории рыночной конкуренции и государственного регулирования, разработки по проблемам экономического взаимодействия региональных систем и региональной экономической динамики, а также положения международной торговли в части конкурентных преимуществ как основы экономического взаимодействия.

Теоретические и методологические вопросы государственного регулирования в территориальном аспекте разработаны в трудах А. Г. Гранберга, С. Н. Леонова,.

A.С.Маршаловой, П. А. Минакира, Н. Н. Михеевой, А. С. Новоселова, С. Ю. Павленко,.

B.И.Суслова, С. А. Суспицьша, В. И. Сыркина, Р. И. Шнипера, и других авторов, а также в ряде коллективных работ Института экономических исследований ДВО РАН.

Воззрения автора по проблемам экономических взаимодействий регионов, социально-экономической динамики региональных систем и оценки региональных социально-экономических потенциалов сформировались под воздействием трудов П. А. Минакира, А. Г. Гранберга, Р. И. Шнипера, О. Г. Дмитриевой, А. Е. Когута,.

В.Р.Лексина, С. Д. Валентея, А. И. Татаркина, В. Е. Рохчина, С. Н. Леонова, Г. Марченко, Н. Н. Михеевой, О. Мачульской, В. И. Сыркина и ряда других авторов.

Результаты исследования. Основными результатами исследования являются:

• обоснование и построение системы показателей, позволяющей оценивать текущее состояние социально-экономического потенциала субъектов Федерации;

• оценка на основе социально-экономических индикаторов сравнительных условий социально-экономического развития субъектов Федерации, входящих в состав Дальневосточного экономического района.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

• в разработке методических положений по оценке системы факторов и показателей, определяющих элементы социально-экономического потенциала субъектов Федерации Дальнего Востока, а также интегральные оценки социально-экономических потенциалов, апробация этой системы на примере дальневосточных субъектов Федерации,.

• в оценке сравнительных преимуществ дальневосточных субъектов Федерации в рамках социально-экономического потенциала.

Достоверность результатов и выводов диссертационного исследования обеспечена за счет использования официальных статистических данных по социальному и экономическому развитию дальневосточных регионов за длительный период времени, которые были обработаны и тестированы для получения сопоставимых и устойчивых статистических оценок.

Праюгическое значение. Результаты исследований автора были использованы в ряде научных публикаций Института экономических исследований ДВО РАН в рамках проектов «Дальний Восток России: экономическое обозрение», «Дальний Восток России: экономическая реформа», «Государственная программа развития Дальнего Востока: научные основы». Разработки автора также реализованы в рамках проекта «Экономико-статистический обзор развития Дальнего Востока и его административно-территориальных единиц» в 1994;1999 гг., результаты которого опубликованы в России и Японии. Прикладные результаты исследования автора являются основой разработанной и эксплуатируемой в Институте экономических исследований ДВО РАН компьютерной базы данных по экономике, населению, внешней торговле и ресурсам Дальнего Востока России.

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались на ряде международных, национальных и региональных конференциях, симпозиумах и совещаниях, в том числе: международной (в сотрудничестве с фондом Мира Сасакава, Япония) конференции-презентации экономического обозрения «Дальний Восток России» (Хабаровск, 1992 г., 1993 г., 1994 г.), симпозиуме «Экономическое сотрудничество субъектов Федерации российского Дальнего Востока и стран АТР» (Япония, 1996 г.), рабочем семинаре «Информационно-консультационные системы «Экономика Дальнего Востока» (Хабаровск, 1997 г.), конференции «Дальний Восток России: проблемы социально-экономической стабилизации» (Хабаровск, 1999 г.), международном симпозиуме «Проблемы безопасности и развития на Российском Дальнем Востоке» (Хабаровск, 1999), научно-практической конференции «Экономическая политика на Российском Дальнем Востоке» (Хабаровск, 1999 г.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, двух приложений. Основной текст изложен на.

Основные результаты диссертационного исследований состоят в следующем:

1. Проведенное исследование тенденций формирования и изменения региональной экономической политики показало, что в настоящее время происходит все большая поляризация регионов, обусловленная как объективными факторами (различиями в природно-географических, социально-экономических условиях), так и субъективными (политической конъюнктурой). Диспропорции региональной структуры становятся важным фактором, определяющим характер экономического развития, поскольку в неравноценных условиях инвестиционные ресурсы все активнее начинают перетекать в более благополучные регионы, тем самым окончательно подрывая финансовую базу для стабилизации «небогатых» регионов, составляющих подавляющее число в России. Это становится препятствием в развитии и таких из них, кто имел в начале реформ достаточно неплохие перспективы, к примеру, Дальний Восток. Для реализации дифференцированной региональной политики важное значение имеет четкое представление о социально-экономическом потенциале каждого субъекта Федерации.

2. Несмотря на частое употребление понятие социально-экономического потенциала не является строго определенным. В работе принята гипотеза, что социально-экономический потенциал представляет собой совокупность отдельных потенциалов, а именно: природно-ресурсного, территориально-географического, демографического, трудового, производственного, социально-инфраструктурного, финансового, научно-инновационного.

3. Для обладания полной, своевременной и достоверной информацией о состоянии экономической деятельности и социальной сферы необходимо использовать мониторинговые исследования, направленные на непрерывное наблюдение и анализ состояния исследуемого экономического объекта.

4. Измерение социально-экономического потенциала сталкивается с рядом методических проблем оценки, обработки и интерпретации информации. В диссертационной работе принята гипотеза, согласно которой мониторинговые исследования социально-экономического потенциала территории описывается и измеряется совокупностью статистических показателей, характеризующих состояние и динамику социальной системы и экономики субъектов Федерации по номенклатуре статистических органов.

Информационной основой регионального социально-экономического мониторинга являются систематизированные многолетние данные об социально-экономической ситуации на территории, нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры, базы данных, полученные на основе форм государственной статистической отчетности, баз данных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации.

5. Показатели, описывающие состояние социально-экономических потенциалов субъектов Федерации сгруппированы следующим образом:

• картина природно-ресурсного потенциала, не в полной степени, но может быть представлена показателями балансовых запасов основных видов минерально-сырьевых ресурсов (драгоценные металлы, руды цветных металлов, руды черных металлов, нерудные полезные ископаемые), топливно-энергетических ресурсов (уголь, газ, нефть, гидроэнергия), лесных ресурсов (запасы древесины, лесистость), рыбных ресурсов.

• состояние территориально-географического потенциала описывается показателями плотности инфраструктуры, которые включают в себя показатели плотности железнодорожных путей сообщения и плотности автомобильных дорог с твердым покрытием;

• характеристика демографического потенциала должна основываться на показателях численности и естественного движения населенияосновными показателями, характеризующими естественное движение населения, являются показатели рождаемости, смертности, и тесно связанные с ними показатели браков и разводов, характеристика половозрастной структуры населения, показатели, описывающие миграционные потоки населения;

• представление о количественной и качественной структуре трудового потенциала строится на основе характеристик наличия и использования трудовых ресурсов, показателей занятости населения (численность занятых в основных отраслях народного хозяйства, уровень безработицы, число безработного населения, претендующего на одну заявленную вакансию).

• производственный потенциал характеризуется показателями валового регионального продукта, являющегося обобщающим показателем экономической деятельности регионатакже включает в себя описание трех основных отраслей народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство. Отрасль «Промышленность» представлена показателями отраслевой структуры, индексами физического объема, показателями производства важнейших видов продукции в натуральном выражении, показателями уровня и динамики цен в отраслях производства. Отрасль «сельское хозяйство» в дополнение к вышеперечисленным также характеризуется показателями структуры посевных площадей и урожайностью сельскохозяйственных культур, показателями развития фермерского хозяйства. Отрасль «лесное хозяйство» включает показатели, характеризующие наличие и использование государственного лесного фонда, (покрытая лесом площадь, запасы древесины, лесовосстановление, заповедники и заповедно-охотничьи хозяйства). Важной сферой производственного потенциала является внешнеэкономическая деятельность, которая представлена показателями структуры экспорта, импорта, внешнеторгового оборота по продуктам, территориям, странам-партнерам, показателями деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

• социально-инфраструктурный потенциал описывается показателями, сгруппированными в два мощных блока: блок показателей качества жизни населения и блок показателей, характеризующих производственную^ и социальную инфраструктуру. Блок показателей качества жизни населения включает характеристику соотношения денежных доходов и расходов населениявеличину прожиточного минимумапотребления основных продуктов питания на душу населенияналичия сети дошкольных, средних, высших учебных заведенийобеспеченность населения медицинскими учреждениямипоказателями характеризующими состояние сети культурно-массовых учреждений. На наш взглядов этот блок уместно также включить показатели, характеризующие состояние окружающей среды (выбросы и улавливание загрязняющих веществ, образование и использование токсичных отходов производства и потребления), и показатели по правонарушениям (число зарегистрированных преступлений, в т. ч. несовершеннолетними). Эти показатели, на наш взгляд, качественно дополнят характеристику социально-инфраструктурного потенциала. Блок показателей производственной и социальной инфраструктуры включает такие показатели, как ввод объектов жилищного и социально-культурного назначения, развитие транспортной сети (отправление грузов по отдельным видам транспорта, эксплуатация железных дорог, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, обеспеченность населения автомобильным транспортом), развитие услуг связи, объемы розничного товарооборота, числа предприятий розничной торговли и общественного питания, объем платных и бытовых услуг, предлагаемых населению, индексы цен на отдельные виды продуктов питания и товары первой необходимости.

• финансовый потенциал в совокупности характеризуется показателями прибыли, убыточности предприятий, краткосрочными и долгосрочными кредитными вложениями, доходами и расходами консолидированных бюджетов, основными показателями деятельности банков.

• состояние научно-инновационного потенциала описывается показателями, характеризующими деятельность организаций, занимающихся исследованиями и разработками, подготовкой кадров высшей квалификации, (число организаций, количество сотрудников, занятых исследовательскими работамиосновные показатели деятельности аспирантуры и докторантуры, объем инновационной продукции и затраты на технологические инновации).

6. Проведенная четкая классификация показателей мониторинга социально-экономического потенциала региона позволила провести анализ конкурентных позиций субъектов Федерации Дальневосточного экономического района. Расчет индикаторов, показывающих сравнительные экономические преимущества территорий Дальнего Востока, был проведен за 1990 г, 1993 г., 1997 г. Несомненным лидером в оценке сравнительных преимуществ является Республика Саха (Якутия), которая со второго места в 1990 г. переместилась на первое. Второе и третье место занимают Хабаровский и Приморский края. Правда, положение субъектов Федерации в данной группе не было стабильным. Так, если Приморский край в 1990 г. занимал первую строчку в рейтинги, то в 1993 г. — второе, а в 1997 г. — уже третье место. Снижение рейтинга социально-экономического потенциала Приморского края обусловлено падением показателей демографического потенциала, трудового потенциала, производственного потенциала, финансового потенциала. Третью группу формируют Камчатская, Амурская, Магаданская, Сахалинская области. Отклонения показателей в данной группе незначительны и составляют 0,3−0,6 пункта. В группу аутсайдеров входят Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область. Причем, Еврейская автономная область имеет самые низкие показатели по демографическому, трудовому, производственному и социально-инфраструктурному потенциалам.

Применение оценок социально-экономического потенциала субъектов Федерации Дальнего Востока ориентировано, во-первых, на определение критических показателей, формирующих социально-экономический потенциал, корректировка которых может повысить инвестиционную привлекательность субъекта Федерации для коммерческих инвестиций (при данных условиях применения капитала, то есть при данном уровне защиты прав собственности в широком смысле слова). Во-вторых, на корректировку нормативной экономической политики, направленной на выравнивание (или оптимизацию отклонений) уровней социально-экономического развития субъектов Федерации.

Рейтинговая оценка социально-экономического потенциала субъектов Федерации может быть положена в основу поиска ответа на вопрос «Какова должна быть государственная политика распределения ресурсов для улучшения конкурентных позиций региона, в том числе и на рынке частных инвестиций?».

Очевидно, если речь идет о краткосрочном периоде, более высокий рейтинг субъекта Федерации свидетельствует о более высокой целесообразности направления ограниченных общественных ресурсов именно на его территорию, так как это обеспечит максимальный прирост результата. Если речь идет о долговременном аспекте, то, наоборот, субъект Федерации, имеющий наименьший рейтинг является наиболее предпочтительным для вложения ресурсов, предназначенных для долговременного использования, так как в данном случае целью распределения является улучшение показателей, характеризующих уровень социально-экономического потенциала данного субъекта Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе на основе методологии системных исследований, обобщения методологических разработок, проведенного ретроспективного анализа социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке и административно-территориальных образований, входящих в состав российского Дальнего Востока, решен ряд теоретических и прикладных задач формирования системы мониторинговых исследований и оценки конкурентных преимуществ субъектов Федерации российского Дальнего Востока.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов Российской Федерации //Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 113−119.
  2. Анализ и прогнозирование экономики региона. М., 1984. 271 с.
  3. В.Д. Природный, трудовой и научно-технический потенциал российской экономики //Вестник МГУ, сер.6. Экономика. 1998. № 2. С. 68−92.
  4. А.И. Прогнозирование роста социалистической экономики. М., 1973.170 с.
  5. В. Экономический потенциал России //Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 128−145.
  6. Г., Климанов В., Лавров А., Нефедова Г. Анализ тенденций развития регионов России в 1992—1995 годах // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 42−77.
  7. С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М., 1998.130 с.
  8. О. А., Ломакина Н. В., Сухомиров Г. И. Природно-ресурсный потенциал // Дальний Восток России: экономический потенциал. Владивосток, 1999. С. 19−34
  9. О.Г. Региональная экономическая диагностика. Санкт-Петербург, 1992.273 с.
  10. Государственная промышленность Дальнего Востока в 1923—1925 гг. Хабаровск, 1925.
  11. А.Г., Зайкин B.C., Селиверстов В. Е. Российская Федерация в общесоюзной экономике (межотраслевой анализ). Новосибирск: 1981
  12. А. Г. Региональная политика в программах экономических реформ (уроки разработки и реализации) //Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Новосибирск: 1995. Вып.1. С. 13−14.
  13. Э.П. Крупные экономические районы РСФСР: проблемы преодоления дезинтеграции рынка. (Препринт доклада). М.: Институт экономики АН СССР. 1990. С.4
  14. Е.В. Машиностроительный комплекс //Дальний Восток России: экономический потенциал. Владивосток, 1999. С. 173.
  15. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М., 1966.659 с.
  16. Инвестиционный рейтинг российских регионов 1996—1997 гг. //Эксперт. 1997. № 47. С.18−30.
  17. Инвестиционный рейтинг российских регионов 1997—1998 гг. //Эксперт. 1998. № 39. С. 18−34.
  18. Инвестиционный рейтинг Российских регионов. 1998−1999 годы. //Эксперт. 1999. № 39. С.20−44.
  19. История Дальнего Востока //Советский Дальний Восток в периоды восстановления и реконструкции народного хозяйства, победы социализма в СССР (ноябрь 1922−1937 г.). Владивосток, 1977. 290 с.
  20. Жандаров А, Шиллер Ф. Анализ социально-экономической ситуации в регионах России//Экономист. 1995. № 7. С. 25−29.
  21. В.В. Территориальная организация производства. М., 1981. 156 с. Когут А. Е., Рохчин В. Е Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. Санкт-Петербург, 1995.
  22. В. Экономическая политика региона в аспекте реформ // Экономист, 1996, № 7. С.35−42.
  23. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997−2000 гг. //Вопросы экономики. 1997. № 1. С.64−66.
  24. .Л., Леонов С. Н. Депрессивный район в переходной экономике. Владивосток, 1999. 155 с.
  25. Л.П., Мухетдинова Н. М., Сергеенков В. Н. Инвестиционная политика в современных условиях. М., 1996. 215 с.
  26. . Измерение региональной асимметрии на примере России //Вопросы экономики. 1999. № 3. С. 42−52.
  27. В.Р., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., УРСС. 1997. 372 с.
  28. С.Н. Региональная экономическая политика в переходной экономике. Владивосток, 1998. 205 с.
  29. Н. Регионы России в 1996 г. (социально-экономические итоги) //Экономист. 1997. № б, С. 60−67.
  30. Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. //Вопросы экономики. 1999. № 9. С.69−79.
  31. А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М., 1998. 198 с.
  32. П.А., Машталер Т. М., Прокапало О. М. Предплановое исследование факторов регионального экономического роста //Изв. СО АН СССР. Серия общ. Наук. 1982. № 1. Вып. 1. С.
  33. П.А., Прокапало О. М. Об устойчивости тенденций экономического развития (на примере промышленности Дальнего Востока) //Ретроспективный анализ экономики Дальнего Востока. Владивосток, 1982. С. 52−62.
  34. П.А. Синтез отраслевых и территориальных плановых решений. М., 1988.152 с.
  35. П.А. Экономическое развитие региона, программный подход. М.: Наука. 1983.223 с.
  36. Минакир ПА, Рензин О. М., Чичканов В. П. Экономика Дальнего Востока: перспективы ускорения. Хабаровск, 1986. 252 с.
  37. Н.Н. Макроэкономический анализ на основе региональных счетов. Владивосток, 1998. 176 с.
  38. Н.Н. Дифференциация социально-экономического положения в регионах РФ и проблемы региональной политики. М., РГТЭИ, 1998.
  39. В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М., 1987.
  40. Е.Л. Население Дальнего Востока // Дальний Восток России: экономический потенциал. Владивосток, 1999. С.35−50.
  41. На новом пути. Жизнь и хозяйство Дальне-Восточной области в 1923−24 году. Владивосток, 1925.
  42. О льготах для населения Дальневосточного края. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б).// Важнейшие решения правительства о ДВК. Дальгиз. 1934. С.5−9.
  43. О льготах по переселению. Постановление Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. // Собрание постановление правительства СССР. М., 1973. № 13. С.266−275.
  44. О комплексном развитии производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области на период до 2000 года. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1987 г. № 958. СЛ.
  45. О просвещении, здравоохранении и лесном хозяйстве на Дальнем Востоке. Постановление СНК СССР. // Важнейшие решения правительства о ДВК. Дальгиз. 1934. С.13−19.
  46. Основные положения региональной политики в Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. С. 5714.
  47. С.Ю. Регионализация и регионализм //Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Новосибирск: 1995. Вып.2. С.98−114.
  48. Ю.М. Региональная политика капиталистических государств. М.: Наука. 1973.327 с.
  49. В.М. Институциональные ловушки // Экономика и математические методы. 1999. № 2. том 35. С.3−20.
  50. В. Стратегия реформ и экономические итоги трансформации: почему падение производства в регионах России было неодинаковым, (препринт доклада). М., 1999. 78 с.
  51. М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения. 1993. 890 с.
  52. Природопользование Российского Дальнего Востока и Северо-Восточная Азия. Хабаровск, 1997. 224 с.
  53. Программа Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 гг. //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21, С.3901−3909.
  54. Программа углубления экономических реформ. М., 1992. С. 212.
  55. О.М. Социально-экономический потенциал субъектов Федерации Российского Дальнего Востока. Хабаровск, 1999. 143 с.
  56. Промышленность Российской Федерации. 1992. М., 1992. С. 47
  57. Рабочая Программа Совета Министров Правительства Российской Федерации на 19 931 995 гг. М., 1993. С.45−50
  58. Региональная политика: поиски своего пути (тезисы докладов участников научно-практической конференции «Стратегия стабилизации экономики региона: проблемы и решения)//ЭКО. 1995. № 7. С. 12−33.
  59. Региональное программное планирование. Вопросы теории и практики. Новосибирск, 1981. 289 с.
  60. Региональные проблемы развитых капиталистических стран: возможности практического использования зарубежного опыта. М.: ИГ АН. 1987.138 с.
  61. Региональные исследования за рубежом. М.: Наука. 1973. 268 с.
  62. Региональный аспект реформы (раздел Программы углубления экономической реформы) //Региональная политика. 1993. № 3. С.3−17.
  63. Регионы России. Статистический ежегодник. М., 1998.
  64. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. //Эксперт. 1996. № 47. С.34−44.
  65. А.Б. Региональное развитие и региональная политика //География и проблемы регионального развития. М., 1989. С.31−41.
  66. Л.И. Индикаторы социально-экономического развития регионов: методические подходы к разработке. // Регион: экономика и социология. 1996, № 1. С.44−58.
  67. А. Основы механизма экономической интеграции // Экономист. 1995. № 2. С. 57−65.
  68. В.Е. Современные проблемы региональной политики и федерализма в России //Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Новосибирск: 1995. Вып.2. С.36−52.
  69. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М., 1997. С. 294. Суспицын С. А. Стратегия регионального развития и приоритеты социально-экономической политики //Регион: экономика и социология. 1995. № 4. С.24−53-
  70. В.И. Опьгг программного развития Дальневосточного экономического района //Вестник ДВО АН СССР. 1990. № 3. С. 32−36.
  71. В.И. Региональное развитие в переходной экономике. Владивосток, 1997.132 с.
  72. Г. А. Неравномерность и поиск внутренних резервов развития регионов: методологический аспект. //Регион: экономика и социология. 1995. № 4. С.3−23. Хорев Б. С. Региональная политика в СССР. М., 1989. 285 с.
  73. В.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. М., 1986. 229 с.
  74. АС. Лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность// Дальний Восток России: экономический потенциал. Владивосток, 1999. С. 116.
  75. Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения (экономический аспект). Новосибирск, Наука, 1993-
  76. Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: Наука, 1991.253 с.
  77. Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка //Регион, экономика и социология. 1995. № 1. С.3−24.
  78. Р.И. Уроки программного решения региональных и межрегиональных проблем //Изв. СО АН СССР. Серия экономики и прикладной социологии. 1989. Вып. 2. С.3−18.
  79. Р.И. Условия и предпосылки развития региональных рыночных отношений //Регион: экономика и социология. 1992. Вып. 1. С. 14.
  80. Экономика Дальнего Востока: реформа и кризис. Хабаровск-Владивосток, 1994.
  81. Экономика Дальнего Востока: переходный период. Хабаровск-Владивосток, 1995.240 с.
  82. Экономика Дальнего Востока: пять лет реформ. Хабаровск, 1998. 264 с. Экономическая реформа на Дальнем Востоке: результаты, проблемы, концепция развития. Хабаровск, 1993. 167 с.
  83. А.Я. Из зарубежного опыта территориальной организации региональной политики //Иерархия региональных систем и территориальная организация управления. Новосибирск, 1998. С. 153−172.
  84. State rankings 1993: a statistical view the 50 United States. Morgan Quinto Corporation. 1993. American business climate and economic profiles. Staff. Detroit, Washington D.C., London, 1994.
Заполнить форму текущей работой