Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитательная система в условиях детского оздоровительного лагеря

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для раскрытия этой темы необходимо использовать потенциал таких наук как философия, педагогика, психология. Философия, как высший уровень методологии является базой для осмысления концепций воспитательных систем, а также возникающих в детских лагерях педагогических проблем. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного и др. способствуют развитию… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Детский оздоровительный лагерь и его функции
  • 3. Воспитательная система: характеристика основных компонентов и этапов развития
  • 4. Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей
  • 5. Организация воспитательного процесса на примере детского оздоровительного комплекса «Геолог»
  • Заключение
  • 7. Список литературы

Воспитательная система в условиях детского оздоровительного лагеря (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровитеьные лагеря. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря сегодня становится всё более актуальной.

Детские оздоровительные лагеря сегодня являются учреждениями дополнительного образования. В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования» изложены основные задачи учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения:

адаптация их к жизни в обществе;

формирование общей культуры;

организация содержательного досуга.

Также в этом положении изложены организационные основы деятельности учреждения.

Устройство и организация жизнедеятельности в детских оздоровительных лагерях регламентируются положением «Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей».

Для раскрытия этой темы необходимо использовать потенциал таких наук как философия, педагогика, психология. Философия, как высший уровень методологии является базой для осмысления концепций воспитательных систем, а также возникающих в детских лагерях педагогических проблем. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного и др. способствуют развитию исследовательского мышления. Так же философия поможет определить мировоззренческие подходы к исследуемому вопросу.

Общая педагогика рассматривает основные закономерности воспитания, принципы организации воспитательного процесса. История педагогики, в свою очередь, даст возможность проследить развитие воспитательной системы, и выделить основные подходы к разработке проблемы воспитательной системы.

Для раскрытия этой темы данные психологии не менее важны. Социальная психология изучает закономерности социального взаимодействия, поможет проанализировать факты и события. Возрастная психология изучает особенности возраста, что не менее важно для понимания данной проблемы.

Говоря о предыстории воспитателных систем детского оздоровительного лагеря, можно выделить несколько периодов в его развитии. Сначала это было скаутское движение и воспитательная система лагеря основанная на скаутизме. Скаутское движение зародилось в России в начале XX столетия. Его родоначальником был А. С. Захарченко, преподаватель Александровского юнкерского училища в Москве и В. Г. Янчевский, преподаватель латинского языка 1-й Петербургской гимназии. Следующим этапом было пионерское движение, которое возникло в 1922 г. в Москве. Его первым теоретиком была Н. К. Крупская. Основой воспитательной системы детского оздоровительного лагеря в этот период была деятельность пионерской организации, а сами детские оздоровительные лагеря назывались пионерскими[7].

В начале 90-х гг. начинает создаваться новая гуманистическая концепция воспитания, где находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности. Именно эти идеи лежат в основе деятельности современных детских оздоровительных лагерей.

На протяжении этих периодов в России разрабатывались различные воспитательные системы. В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему на основе гуманистической концепции, включающей личностные ценности: нравственный идеал, счастье, свободу, честь, достоинство, долг, справедливость, истинность, добро, красоту, творчество.

В.А. Караковский разрабатывал и реализовывал свою концепцию через творчество, взаимодействие с наукой. Он также выделял общечеловеческие ценности: труд, знания, культура, мир, земля.

Сам термин «воспитательная система» был придуман Л. И. Новиковой. Она представляла эту систему в виде целостного социального организма, функционирующего при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [6].

В современной педагогической науке, теории и практике «воспитательных систем» уделяется огромное внимание. Воспитательная система лагеря основана на таком взаимодействии педагога и ребенка, при котором с помощью педагога дети способны определять направление, средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым подросток может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. Иными словами, данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению индивидуальных способностей и развитию ребенка.

Проблема исследования: каковы особенности содержания воспитания, общения, управлении и организации воспитания как компонентов воспитательной системы детского оздоровительного лагеря.

Объект исследования: детский оздоровительный комплекс и особенности его деятельности.

Предмет исследования: организация воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере.

Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт по проблеме развития воспитательных систем и показать значение этого опыта для современных детских оздоровительных лагерей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.В. Организационно-деятельностные особенности функционирования православного детского лагеря / Е.В. Алехина// человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: ВГПУ, 2003.- с. 142−147
  2. Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Ярославль: Академия развития, 2003. 256 с.
  3. Г. С. Летняя страна детства / Г. С. Буданова// народное образование. 2001.- № 3.- с. 26−34.
  4. А.Г. Организация жизни детей в летнем лагере/ А. Г. Лазарева, З. И. Невдахина, Г. М. Орябинская, Е.С. Туренская// воспитание школьников. — 1998.- № 2.- с. 17−21.
  5. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 144 с.
  6. Л.И. «Воспитательное пространство» как открытая система / Л. И. Новикова, Соколовский М.В.// общественные науки и современность. — 1998.- № 1.- с. 132−143.
  7. М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб.- метод. Пособие / М. Е. Сысоева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 176 с.
  8. Ю.В. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря/ Ю.В. Таран// народное образование. — 2004. — № 3.- с. 89−94.
  9. Т.А. Советы бывалого вожатого: Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей/ Т. А. Юзефавичус. — М.: Педагогическое общество России, 2005.- 192 с.
Заполнить форму текущей работой